Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » §1. Что такое уверенное и неуверенное поведение. Теоретическое введение: психология уверенного поведения

§1. Что такое уверенное и неуверенное поведение. Теоретическое введение: психология уверенного поведения

Определение - что такое модель уверенного поведения?

Уверенное поведение (или самоутверждение, самоуверенность) включает в себя выражение чьих-либо чувств, предпочтений, потребностей или мнений - в особой манере, которая не содержит ни угрозы, ни наказания по отношению к другому лицу. Кроме того, уверенное поведение исключает несвоевременное или несоразмерное ситуации чрезмерное беспокойство, тревогу или страх. В противоположность популярному мнению, главная цель самоутверждения - не в том, чтобы получить то, что хочется, и уж тем более это не способ контролировать других людей и манипулировать ими. Уверенное поведение - это прямое сообщение о своих потребностях, желаниях, мнениях - причем без наказания, угрозы, или унижения другого лица. Оно также подразумевает свободное от какого-либо неоправданного страха отстаивание своих законных прав, и не ущемляющее права других людей. Таким образом, самоутверждение не представляет из себя ни панацеи, ни простого решения вечных мировых проблем - это просто способ непосредственного, прямого и честного общения между индивидуумами. Основной упор делается на вашей способности выражать свои чувства и мнения соответствующим образом.

Уверенное поведение следует рассматривать как ситуативно зависимое, специфичное подведение, которому учатся. Здесь мы имеем в виду, что самоутверждение, самоуверенность не является врожденным качеством, - и это не то, что люди имеют или не имеют, как, скажем, голубые глаза. Это навык, или способ поведения, которому можно научиться, и тем самым, которому можно обучить. Кроме того, это не обязательно преобладающий способ поведения. Люди не могут быть самоуверенными и самоутверждаться во всех ситуациях. Скорее всего, люди учатся разным способам поведения в разных ситуациях. Один и тот же человек может испытывать трудности с выражением несогласия со своими родителями, но при этом не испытывать ни малейших затруднений при разногласиях с друзьями. В обеих ситуациях человек научился вести себя по-разному. Другой человек может вполне нормально вести себя, выражать свои чувства и мнения с родителями, но испытывать замешательство, получая комплименты от своего супруга / супруги. Таким образом, вы видите, что люди не являются в целом самоуверенными или неуверенными, но их поведение зависит от ситуации.

Уверенное поведение состоит из ряда моделей поведения, адресованных разным людям. Мы сгруппировали эти модели по трем общим категориям: выражение положительных чувств, самоутверждение, и выражение отрицательных чувств. Некоторые из людей, которые играют важную роль в самоутверждении - это друзья, супруги, любимые (если вы не женаты), родители и другие члены семьи, общественные деятели, деловые партнеры, коллеги и подчиненные.

Как вы видите, выражение положительных чувств включает в себя умение сделать и получить комплимент, обратиться с просьбой, выразить симпатию, любовь и восторг, завязать и поддержать разговор. Самоутверждение включает в себя выражение законных прав или отказа, выражение личного мнения. Наконец, отрицательные эмоции включают выражение резонного (оправданного) раздражения, неудовольствия и праведного гнева.

Как часто вы самоутверждаетесь, - это, несомненно, варьируется в пределах указанных категорий - широких и обобщенных. Возможно, что вы самоутверждаетесь в пределах одной из этих моделей поведения чаще, чем в других. Например, для вас может быть гораздо проще выразить свое раздражение, чем просить кого-либо о чем-либо. Кроме того, вы, возможно, выражаете свои истинные чувства и намерения чаще перед одними людьми, чем перед другими. Возможно, для вас гораздо проще разговаривать со своим начальником, чем со своими шуринами - деверьями - золовками. Как уже было сказано, уверенное поведение - это не общий способ поведения, - это навык, которому мы обучаемся, и который имеет отношение к ситуации, с которой мы сталкиваемся. Другие факторы также влияют на вероятность уверенного поведения. Некоторые из них обозначают условности, принятые в той или иной культуре, а также людей, которые вовлечены в эту ситуацию. Перечисленные факторы влияют, когда уверенное поведение имеет под собой почву и основания, - то, что составляет суть уместного и обоснованного поведения.

Упражнения в этом сборнике были смоделированы с тем, чтобы научить вас более эффективному самовыражению, дать более широкий выбор самоутверждающих моделей поведения и научить обращению, взаимодействию с более широким кругом людей, с которыми вам приходится общаться изо дня в день.

Почему так важно уверенное поведение?

Есть ряд причин, отвечающих на этот вопрос. Прежде всего, способность самовыражения представляется желательным и порой необходимым для человеческого выживания навыком. Помимо всего прочего, способность уверенного поведения является важным компонентом, по которому на протяжении многих лет судят об умственном (психическом) здоровье. Часто обнаруживается, что лица, которые испытывают трудности с самовыражением во многих ситуациях, и с разными людьми, страдают от низкой самооценки, депрессии и неоправданной неуверенности в межличностных ситуациях. Они сообщают о том, что они чувствуют себя недооцененными, их услуги считаются само собой разумеющимися, а сами они используются другими людьми. Они также жалуются на различные соматические или психосоматические расстройства, - такие, как головная боль или проблемы с желудком.

Напротив, люди, которые участвовали в тренировочных программах, развивающих сознательное (ответственное) уверенное поведение, часто сообщают о возросшем чувстве самоуважения, положительных реакциях со стороны окружающих, уменьшении чувства собственной неуверенности в различных общественных ситуациях, улучшении межличностного общения и сокращении соматических расстройств. Тренировочный курс по самоутверждению не представляет ни панацеи, ни сборника псевдо- советов, указывающих, как действовать в конкретной ситуации; тем не менее, по мере того, как мы учимся самоутверждению, многие из сопутствующих явлений, о которых мы упомянули выше, дают о себе знать. Таким образом, способность к уверенному поведению, которое мы выбираем и принимаем осознанно, представляет желательный навык, который следует развивать.

Развитие неуверенной и уверенной моделей поведения

Вы, наверное, уже задаетесь вопросом, каким образом у вас появилась привычка отказываться от самоутверждения в некоторых ситуациях. Возможно, на этот вопрос нет простого ответа, и, безусловно, в каждом конкретном случае, для каждого человека ответ будет разным. Тем не менее, существует ряд факторов, включающий наказание, принуждение, условия формирования, нехватку возможностей, культурные стандарты и личные убеждения, неуверенность в своих правах - все это может способствовать развитию неуверенности в себе. Часто люди терпят неудачу при самоутверждении в определенной ситуации, поскольку они до этого были наказаны - либо физически, либо словесно - за то, что они попытались самоутверждаться в этой ситуации. Нас наказывали наши родители, учителя, и другие люди - за определенный стиль поведения. Если вас в детстве наказывали за то, что вы выражали свое мнение, в частности, когда оно не совпадало с мнениями других, вполне возможно, что сейчас вы чувствуете себя дискомфортно или неуверенно в ситуациях, требующих от вас самоутверждения. Чувствовать неуверенность или тревогу - неприятно для большинства из нас, и это то, что мы стараемся устранить либо избежать. Один из способов сократить беспокойство, тревогу в вышеупомянутых ситуациях - не выражать свое мнение, а значит, вести себя неутвердительно.

Возможно, вы припоминаете, как кто-то из ваших преподавателей упрекал вас в том, что вы неправильно ответили на вопрос, или задали вопрос, который учитель счел неуместным. Может быть, вы помните, как были обижены презрением своего преподавателя и смущены в присутствии своих одноклассников. Тревога, вызванная несколькими случаями, как эти, может спровоцировать неспособность свободно самовыражаться в других групповых ситуациях.

Точно так же вы можете припомнить, как в детстве отказались помочь своему другу прибрать комнату для игр, потому что этот друг нарочно разбросал игрушки по всей комнате. К несчастью, в этот момент вошел один из ваших родителей, который не разобрался в ситуации, и настоял на том, что вы ведете себя неправильно. Вас заставили одного убрать комнату, да к тому же отправили в спальню - сидеть там до самого вечера. В этой ситуации вас несправедливо наказали, - за то, что вы отказались выполнить необоснованную просьбу. После ряда схожих опытов вы быстро усвоили, что гораздо лучше уступить большинству просьб, чем быть незаслуженно наказанным - за то, что не исполнили их.

Таким образом, один из путей, по которым мы учимся не выражать себя в определенной ситуации, - это повторяющиеся наказания за то, что мы выражали себя в этой ситуации, и таким образом, развитие чувства дискомфорта. Мы облегчаем это чувство дискомфорта, отказываясь выражать себя, свои чувства и мнение. К сожалению, чаще всего это ведет к тому, что развиваются и входят в привычку такие неутверждающие реакции, как пассивное несогласие, молчание, или притворное согласие, - покачиванием головы либо выражением мнения, которое отличается от того, что мы действительно думаем.

Кроме того, человек может научиться вести себя неуверенным, не само утверждающимся образом, потому что подобная модель поведения вознаграждается или навязывается в подобной ситуации. Очень велика вероятность того, что модель поведения, которая вознаграждается или навязывается, повторится в будущем - в этой же ситуации. Таким образом, если вы ведете себя неуверенно, и окружающие вознаграждают вас за это, то, скорее всего, вы так же поступите вновь. Представьте, например, что ваш друг просит вас специально съездить в центр города, чтобы забрать какой-то пакет, - но так, чтобы при этом он еще и не опоздал на свою еженедельную партию, в которой он перекидывается в картишки. Выполнить просьбу - означает создать себе на этот момент существенные неудобства. Если вы ведете себя неуверенно, не отстаиваете свои права, и уступаете - вполне возможно, что ваш друг вознаградит вас и скажет вам что-то приятное. И хотя вы подумали, что просьба не ко времени, навязчивость со стороны вашего друга увеличивает возможность того, что продолжите скрывать свои истинные чувства и уступать на его / ее запросы в будущем.

Во многих случаях, наказание самоутверждающего поведения и навязывание неуверенной, уступчивой модели - эти действия происходят одновременно. Например, исследования в области воспитания показали, что многие из моделей межличностного общения, которым дети учатся в школе, требуют от них пассивности, необходимости отмалчиваться и не высовываться, не раскачивать лодку. Послушный, тихий ребенок чаще всего ценится и вознаграждается (поддерживается) учителями, тогда как пытливый ребенок, обладающий собственным мнением, может рассматриваться как смутьян или нарушитель дисциплины, и его могут наказывать чаще, чем его товарища, который самоутверждается меньше. Таким образом, при формальном воспитании дети часто усваивают, что лучше или, возможно, безопаснее, чтоб тебя видели, но не слышали.

Модель поведения, которую обычно разыгрывали важные для нас личности в нашем окружении, - по мере того, как мы росли, - это другой важный источник, влияющий на развитие неуверенного, не- самоутверждающегося поведения. Многое из того, что мы усваиваем, происходит в процессе того, что мы называем моделированием. Моделирование включает наблюдение и имитацию поведения значимых для нас людей. Например, если ваши родители редко выражали чувство любви в открытую, возможно, что и вы научились скрывать это чувство. Точно так же, если ваши родители обычно уступали просьбам других, даже если это причиняло значительные неудобства, вы, скорее всего, научились приспосабливаться к другим, отказывая себе. Возможно, вы припомните своего соседа, который всегда занимал, но редко возвращал отцовские инструменты, которые тот получил как приз. И хотя папа ворчал, и жаловался на это за спиной у этого соседа, он продолжал одалживать эти инструменты, потому что он чувствовал себя обязанным вести себя как хороший сосед. А вы теперь не повторяете ту же самую модель поведения с друзьями и соседями?

Четвертый способствующий фактор, - это нехватка возможностей развить соответствующее поведение. Многие люди ведут себя неуверенно в общественных ситуациях, отказываясь от своих прав, потому что в прошлом у них не было возможности научиться соответствующим моделям поведения. Оказавшись в новой ситуации, они теряются - не знают, как нужно реагировать, и ко всему прочему чувствуют себя неуверенно в силу нехватки знаний вообще. Например, первокурсник в колледже, который только начинает бегать на свидания, поскольку до этого его / ее родители полагали, что ему / ей это еще рано, - такой первокурсник может чувствовать себя неуверенно, потому что я не знал(а), как начать разговор во время свидания, или я не мог(ла) выдавить и словечка, так как до этого у меня никогда не было подобных разговоров. Человек сообщает, что он / она был слишком пассивным, т.к. не знал, как вести себя. О другом примере рассказал человек, сообщивший о трудностях в общении с продавцами, поскольку раньше об этом заботились мои родители, делая это за меня, и я никогда не обращал особого внимания и не беспокоился, как вести себя в ситуациях, когда мне не нравилось то, что продавец показывал мне.

Другой фактор включает культурные стандарты и личные убеждения, которые служат заученными предписаниями против уверенного поведения. Разные культурные группы учат своих членов разным моделям поведения в общественных ситуациях. Например, одна женщина заявила, что культурные стандарты, которые она усвоила в детстве, были совершенно бесполезны и неплодотворны для нее - как для человека взрослого и профессионала. Она сообщила, что ее воспитали в одной из латиноамериканских стран, где ей внушали, что женщина должна быть пассивна и не выражать открыто своего мнения. Тем не менее, будучи взрослой и оказавшись в США, она обнаружила, что чувствовала себя крайне напряженно и неловко, скованно, потому что ее часто просили высказать свое мнение, в частности, о профессиональной работе. Культурные стандарты, которые она усвоила в детстве, в зрелый период вошли в противоречие с требованиями ее личной и профессиональной жизни, и причиняли ей существенный дискомфорт, вызывая замешательство.

В добавление к культурным стандартам, существуют разнообразнейшие личные убеждения, которые могут соединяться с уверенным поведением. Мы учимся и действуем согласно убеждениям типа если не можешь сказать ничего приятного о ком-либо, то совсем ничего не говори, меня все должны любить. Строить свое поведение в жесткой зависимости от этих и подобных установок - это чаще всего означает запрет на выражение своих чувств, отношения, мнения.

Наконец, людям часто не удается вести себя утвердительно, поскольку они не уверены в своих правах в данной ситуации. Вполне возможно, они никогда и не знали, что такое их права. Если вы не уверены в своих правах, и в правах окружающих, перспектива уверенного, утверждающего поведения в той или иной ситуации - значительно сокращается.

Это пособие имеет своей целью помочь вам развить уверенное, самоутверждающее поведение - в тех ситуациях, в которых раньше вы вели себя неуверенно. Во многом развитие самоутверждающего поведения идет по тем же принципам, что и неуверенного. Таким образом, по мере того как вы будете учиться уверенному поведению, мы попросим вас развить возможности и ситуации, которые требуют уверенного поведения, а также практиковать уверенное поведение регулярно и вознаграждать себя за это. В добавление, мы попросим вас изучить свои культурные стандарты и убеждения, которые, может быть, запрещают вам вести себя уверенно в конкретно взятой ситуации.

Как отличать неуверенное (не-самоутверждающее), агрессивное и уверенное поведение

Для того чтобы вести себя самоутверждающим образом в той или иной ситуации, вы должны понять, что же это такое вообще - уверенное поведение. Самый эффективный способ понять это - сопоставить рассматриваемую модель поведения с агрессивной и неуверенной реакцией на ситуацию. Этот способ был предложен Р. Альберти и М.Л. Эммонс - Ваше законное право: Рекомендации по развитию уверенного поведения (R.E.Alberti, M.L. Emmons, Your perfect Right: A Guide to Assertive Behavior).

Неуверенное поведение

Когда человек ведет себя неуверенно в той или иной ситуации, ему / ей не удается выразить свои чувства, потребности, мнение, предпочтения, или же он/она может выражать их обиняками, намеками, в косвенной или скрытой манере. Например, соглашаясь на словах сделать что-то, такой человек на самом деле не заинтересован в этом, или ему не удается попросить о чем-то даже если для этого нужно всего лишь дать понять, что он отклоняет, не принимает чье-то мнение, интересы, потребности. Сопровождать словесный отказ, отрицание могут такие невербальные признаки неуверенного поведения, как стремление избежать прямого взгляда, речевые обороты, свидетельствующие о колебаниях, тихий голос, напряженная позиция тела, нервные или неподходящие ситуации движения.

Утверждения типа Мне кажется, мы могли бы пойти в кино или Я бы хотел знать кого-нибудь, кто согласился бы научить меня, как поднимать домкратом машину - свидетельствуют о косвенных, имплицитных словесных сообщениях, которые за этим скрыты, на основании которых собеседник должен догадаться, сделать вывод о том, что же говорящий хочет, и что он на самом деле думает. Одна из трудностей, когда имеешь дело с непрямым, неполным, или имплицитным общением, кроется в том, что оно может быть интерпретировано массой способов, и, таким образом, высока вероятность того, что оно может быть неправильно понято. Причина этого в том, что при таком поведении подаются разные сообщения одновременно. В некоторых случаях, словесное и несловесное поведение человека несовместимы или противоречивы. На словах человек говорит о том, что он/она были бы рады оказать эту любезность, но одновременно он/она имеет недовольный вид. В других случаях, словесное сообщение само по себе является несовместимым - например, поужинать в "Андре" - неплохая мысль, а вы знаете хоть кого-нибудь, кому так уж понравилась бы еда в этом ресторане?

Вести себя неуверенно в той или иной ситуации - значит отказываться от своих прав или ограничивать их, потому что вам не удается выразить свои чувства, или вы выражаете их обиняками. Кроме того, когда вы ведете себя неуверенно, вы возлагаете ответственность за принятие решений, которые касаются всех в этой ситуации, исключительно на других людей.

Объяснением такого поведения может служить ряд последствий, нежелательных для обоих лиц - для того, кто ведет себя неуверенно, и для того, с кем он имеет дело. Вероятность того, что потребности того, кто ведет себя неуверенно, будут удовлетворены, или того, что его мнение будет правильно понято, значительно сокращается - по причине недостаточности, неполноты в общении, или недомолвок. Человек, который ведет себя неуверенно, часто будет чувствовать себя неправильно понятым, помыкаемым, используемым. Кроме того, вполне вероятно, что он/она может сердиться на исход ситуации, или чувствовать враждебность или досаду по отношению к другому лицу. Он/она может чувствовать себя скверно вследствие своей неспособности адекватно выражать свое мнение/чувства. Это может привести к чувству вины, депрессии, беспокойству и пониженной самооценке. У людей, которые в ряде ситуаций ведут себя характерно, неуверенным образом, могут развиться такие психосоматические недуги, как головная боль и язва, - вследствие подавления сдерживаемых эмоций. В дальнейшем, если одна и та же ситуация, в которой человек ведет себя неуверенным образом, будет повторяться, может последовать и взрыв его эмоций. Есть предел подавлению личных интересов, которые человек хранит в себе. К несчастью, в подобный момент степень выражаемой досады или гнева чаще всего не соответствует конкретно ниспровергаемой ситуации.

Носитель неуверенной модели поведения также может испытать на себе ряд негативных последствий. Необходимость постоянно догадываться о том, что на самом деле хочет сказать человек, или читать его мысли - это тяжкий и обременительный труд, который может привести к чувству подавленности, досады или гнева по отношению к человеку, который ведет себя неуверенным образом. Беспокоиться о том, что ты правильно кого-то понял или чувствовать вину из-за того, что ты использовал человека, который не говорит того, что он на самом деле думает, - очень неприятно, и в результате это ослабляет любые положительные чувства, которые вы к нему испытываете. В конце концов, это тяжкая ноша - необходимость принимать решения за другого человека, и последующее открытие, что он неудовлетворен тем выбором, который вы сделали за него.

Агрессивное поведение

При агрессивном поведении человек выражает свои чувства и мнение, но делает это в грубой, угрожающей, нападающей, требовательной или враждебной манере. Человек с поведением, которое в определенной ситуации является агрессивным, пренебрегает или ущемляет права других. Таким образом, при агрессивном поведении чувства и права другого человека, который является объектом агрессии, очень мало принимаются в расчет, а то и вовсе не принимаются. Наконец, человек, который ведет себя агрессивно в той или иной ситуации, допускает очень малую долю ответственности за последствия своих поступков.

Агрессивное поведение в определенной ситуации может выражаться прямым или косвенным образом. Прямая словесная агрессия включает вербальные нападения, обзывания, угрозы, унижение и враждебные замечания. Невербальный компонент может включать враждебные или угрожающие жесты, такие как размахивание кулаком, вызывающий вид и физическое нападение. Вот примеры вербально агрессивных заявлений:

Ну-ка займи мне 5 долларов.

Хочешь - не хочешь, а ты пойдешь со мной.

Непрямая словесная агрессия включает саркастические замечания, едкие комментарии и злобные сплетни. Непрямая и невербальная агрессия включает физические жесты, выполняемые в тот момент, когда чужое внимание направлено на что-то другое, или физические действия, направленные на других людей и предметы.

Сарказм. Коллега отдал вам окончательный вариант своей половины отчета по проекту, над которым вы какое-то время работали вместе. Вы читаете его и находите, что он требует много доработок. Вместо того чтобы сказать ему / ей об этом прямо, вы саркастически заявляете: Эй, Джо/Джейн! Этот отчет, который ты дал(а) мне, не так уж и плох для первого черновика.

Злобная сплетня. Вы здорово разозлились на своего соседа, потому что с месяц тому назад вы сказали ему, что планируете устроить вечеринку в День независимости. Наконец все готово, вы только не успели разослать приглашения, и вот - вы получаете аналогичное приглашение от него/нее на тот же день. Вместо того чтобы устроить с ним /нею очную ставку, вы начинаете говорить остальным соседям, что этот человек украл вашу идею, что они не должны ходить на эту вечеринку, так как он/ она только использует их, что вы не можете доверять ему/ей, что он/она устраивает эту вечеринку только оттого, что у него/нее проблемы с супругой/супругом и он/она хочет произвести впечатление на свою половинку.

Основная черта агрессивного поведения - это достижение своих целей в ситуации, когда мало учитываются интересы других людей, а также за их счет. Агрессивное поведение часто рассматривают как напористое поведение, поскольку кто-то пытается достичь своих целей любой ценой, отталкивая людей и другие помехи по ходу дела.

Агрессивное поведение часто ведет к нежелательным последствиям, как для агрессора, так и для объекта агрессии, т.е. реципиента. Отрицательный эффект подобного поведения для реципиента очевиден - его права попираются. Он/она может чувствовать себя униженным, ущемленным, поруганным. Кроме того, реципиент может чувствовать себя обиженным или обозленным и желать мести прямым или косвенным образом.

Хотя человек, который ведет себя агрессивно в данной ситуации, может и достичь желаемых целей, он/она может испытать нежелательные последствия как сразу же, так и в последствии. В итоге агрессивное поведение часто ведет к немедленной и более мощной, прямой котрагрессии - в форме физического или вербального оскорбления. Агрессия может также вести к косвенной контрагрессии в форме мягко подаваемой саркастической колкости или вызывающего взгляда. Долговременные последствия могут включать напряжение в межличностных отношениях с другим человеком, или его попытки избежать последующего контакта. После агрессивного поведения человек может страдать от чувства вины и упрекать себя за свое поведение. Тем не менее, поскольку он /она уже достиг(ла) желаемой цели, навязанной агрессивным поведением, скорее всего, он/она продолжит вести себя агрессивно в подобной ситуации в будущем, и будет попросту терпеть угрызения совести, которые затем могут возникнуть - и то если они будут достаточно ощутимы.

Уверенное поведение

Уверенное поведение включает прямое выражение своих чувств, потребностей, защиту законных прав, или мнений - без угрозы и ущемления других. Кроме того, уверенное поведение исключает чрезмерную или неуместную вообще степень страха или беспокойства. Такое невербальное поведение, как взгляд, выражение лица, положение тела, тон и громкость голоса, - также важны, и могут что-то добавить к тому, что утверждается на словах, или опровергнуть. Эти бихейвиоры (признаки поведения) должны быть в гармонии с вербальным содержанием самоутверждающего сообщения. Например, когда кто-то выражает чувство любви, тон и громкость голоса звучат совершенно по-другому, чем при выражении досады или неудовольствия.

В противоположность неуверенному, уверенное поведение означает честное и открытое выражение своих чувств и мнения, а не скрытые надежды на то, что другой человек поймет чужие мысли. Например, вместо того, чтобы неуверенно сказать своим соседям: У вас дома есть яйца?, следует сказать: У вас найдется два яйца - одолжить мне для пирога, который я собираюсь печь сегодня вечером? В неуверенном замечании ваши соседи не знают о том, что вы собираетесь занять у них два яйца. На самом деле, они могут подумать, что это у вас есть лишние, которые вы можете одолжить им. В уверенном заявлении вы ясно говорите о том, что хотели бы взять взаймы два яйца. Трудно представить, чтобы ваши соседи неправильно поняли эту прямую просьбу. Важно подчеркнуть, что сколько бы не было яиц у ваших соседей, хоть два, хоть тысяча, они не обязаны одалживать вам эти яйца, вне зависимости от той манеры, в какой вы просите об этом. Ваше дело - попросить об этом в уверенной манере, так чтобы ваша просьба прозвучала ясно, и при этом уважать ответ другого человека. В зависимости от ответа вашего соседа, вам либо понадобится, либо нет, повторить свою просьбу. Если ваш сосед дает определенный ответ типа конечно, вот тебе два яйца или извини, я не могу нынче одолжить два яйца, то вы должны уважать чужие желания. Тем не менее, если ваш сосед спрашивает Ну, а сколько тебе надо? или А они тебе нужны обязательно сегодня? вам следует ответить на его / ее вопрос и повторить свою просьбу, если необходимо. Повторная просьба представляется уместной в том случае, если не получен ясный ответ. Здесь постоянно требуются пояснения, что может быть уместным и уверенным в конкретной ситуации.

Агрессивный подход к просьбе в рассматриваемой ситуации может выражаться в требовании этих двух яиц, или в повторных просьбах, когда был получен окончательный ответ. Кроме того, требование двух яиц может сопровождаться саркастическими или унижающими комментариями и враждебными жестами. Например:

Первый: Эй, дай мне парочку яиц. Я вечером буду печь пирог.

Второй: Знаешь, у меня, в самом деле, их маловато, я сейчас их сам пеку и яйца мне самому нужны. Нет, в самом деле, я не могу одолжить их тебе.

Первый: Да ладно, не делай проблемы. Дай мне всего-то два яичка.

В этой ситуации кажется, что первый человек пытается вынудить или заставить второго удовлетворить свои потребности. Поведение, которое демонстрирует первый, - это попытка ущемить права второго в данной ситуации.

Основная цель уверенного поведения направлена не на то, чтобы достичь своих целей любой ценой. Скорее, его цель - это ясное, прямое и неоскорбительное сообщение о своих потребностях, мнении и т.д. При условии, что все это имеется в наличии, шансы на то, чтобы достичь своих целей, не ущемляя права других, возрастают.

Уверенное поведение выражается в признании прав, осознании своей ответственности и всех последствий. Человек, выражающий себя в той или иной ситуации, должен понимать, в чем заключаются его права в этой ситуации, и в чем - права других. Человек также должен четко осознавать свою ответственность в этой ситуации и последствия, которые может повлечь выражение его/ее чувств. Например, если ваш друг не смог прийти на назначенную встречу, и не позвонил вам, чтобы предупредить о том, что все отменяется, вы имеете право выразить свои чувства, однако при этом вы должны выяснить, были ли у него какие-то особые обстоятельства. Вы должны выслушать объяснения своего друга в том случае, если ситуация была неизбежна (кто-то неожиданно заболел, машина сломалась в месте, где поблизости не было телефонов, и т.д.). Вы пожелаете выразить свое отношение, свои чувства, однако помня о последствиях того, что вы говорите. Например, если ваш друг попросту забыл или решил пойти куда-то еще, вам нужно осознавать последствия того, как вы выразите свой гнев. Конечно, ваш друг будет чувствовать себя немного расстроенным, но по большому счету ему, скорее всего, не захочется поступать так впредь, и тем самым возрастет вероятность того, что между вами установятся более удовлетворительные отношения.

Всегда ли уверенное поведение означает отсутствие конфликта между двумя сторонами? Нет. Полное отсутствие конфликта между ними - невозможно. Есть некоторые ситуации, в которых уверенное поведение уместно и желательно, но может вызвать некоторую досаду и раздражение другого человека. Например, возврат товара, неисправного по вине производителя, служащему опустошенного склада, в самоутверждающей или в какой-нибудь другой манере, может вызвать отнюдь не теплые чувства. Точно так же, выражение оправданного раздражения или законной критики в подобающей манере может вызвать первоначально негативную реакцию. Взвесить все последствия для обеих сторон, которые могут последовать немедленно или позже - вот что главное. Мы полагаем, что по большому счету уверенное поведение имеет своей целью увеличение благоприятных и сокращение неблагоприятных для людей последствий.

Уверенное поведение в той или иной ситуации, в общем и целом ведет к благоприятным последствиям для людей, которые в нее вовлечены. Человек, который выразил себя, может достичь своих целей или нет, но, в общем, он чувствует себя лучше от того, что он способен выразить свое мнение. Ясное утверждение своей позиции, скорее всего, увеличит возможность того, что другой человек будет уважать эту позицию и будет вести себя соответственно. Таким образом, люди, которые ведут себя уверенно в определенной ситуации, - такие люди выражают свои права, делают свой выбор, сами принимают решение и берут ответственность за свое поведение.

Благоприятные последствия возможны также для человека, который выступает объектом уверенного поведения в этой ситуации. С этим человеком общаются четко и ясно, им никто не манипулирует - в отличие от невыраженного и имплицитного общения (через недомолвки, намеки), которое относится к неуверенному поведению. К тому же он/она получает скорее запрос о новом бихейвиоре (поведенческом признаке) или утверждению, свидетельствующем о позиции другого человека, а не требование нового бихейвиора, что свидетельствует, скорее всего, об агрессии. Как следствие, остается очень мало вероятностей для неправильного истолкования. Также другой человек может не согласиться с тем, к чему относится уверенное поведение, может его принять или ему это может понравиться (я люблю тебя; мне нравится твое платье; я сержусь на то, что ты не позвонил/а мне, как было обещано; мне не хочется разрешать тебе вести мою машину), манера, в которой это сообщается, не ущемляет его/ее прав, не унижает его/ее, и не принуждает принять другое решение или взять на себя ответственность за чужое поведение.

Что происходит, когда обе стороны ведут себя самоутверждающе в ситуации? Возможно, это очень желательное положение вещей. Если позиции или мнения двух сторон совместимы, в таком случае обе стороны будут удовлетворены своим взаимодействием. Если позиции несовместимы, в таком случае обе стороны могут четко признать это и попытаться найти компромисс или провести переговоры - если они этого пожелают или если они просто уважают право других не согласиться, и не пытаются навязать свои требования друг другу. В последнем случае, каждый может чувствовать себя удовлетворенным от того, что он/она выразил себя, признавая и принимая тот факт, что его/ее цель могут быть и не достигнуты.

Уверенное поведение — поведение, выражающее внутреннюю силу и спокойствие. Это расслабленное тело без зажимов, отсутствие суеты в движениях, спокойное выражение лица, спокойный, прямой, не «бегающий» взгляд, четкая, не сбивчивая речь. Корсет уверенности: не сутулится, привычка держать прямой спину (королевская осанка), расправленные плечи, высокая шея, уверенная походка, четкие жесты. Уверенный человек — смотрит прямо, шагает спокойно, руками жестикулирует смело. У уверенного человека свой стиль общения и характерные обороты, демонстрирующего его статус и уверенность. Уверенность — это смелость заявить о себе: не "писклявый", не скованный зажимами голосовых связок звучный голос, громкая уверенная речь, определенность в формулировках, решительность в выводах, способность заявить о своих желаниях и настоять на своих законных правах, готовность отдавать распоряжения и требовать их выполнения.

Заметим: прямое (смелое) выражение своих желаний у уверенного человека не сопровождается агрессией в сторону собеседника. Агрессивное поведение, когда нарушаются права другого — уже не уверенное поведение.

Уверенное поведение помогает душевному здоровью, а неуверенное — источник внутренних проблем. Опущенные плечи, тоскливый взгляд и брови домиком обеспечат вам неотъемлемое от жизни огромное количество проблем, трудностей, страхов, ужасов, неприятностей и прочих развлечений. Те, кто привыкли держать осанку – у тех обычно вопросов меньше, а сил и позитива больше. Добавьте к этому внимательный собранный взгляд, уверенные жесты, и вы готовы к встрече с трудностями. Приучите себя к уверенной походке и осанке!

Всякий раз, когда будет происходит что-то для вас неприятное (пусть даже мелкое – кто-то раскритиковал, случилась мелкая неприятность), встречайте это расправляя плечи и создавая себе красивую осанку. Отследите, как изменится ваше мировосприятие…

Ощущение уверенности и уверенное поведение — взаимосвязаны. Уверенному поведению помогает правильное внутреннее состояние, а состояние уверенности укрепляется при уверенном поведении. Попробуйте! Чтобы ощущать себя уверенно, начинайте вести себя уверенно. Тот, кто ведет себя уверенно, кто держит себя уверенно — начинает ощущать себя увереннее. Ведя себя уверенно, вы своей уверенностью убеждаете сами себя. Ничто так не убеждает человека, как его собственное поведение. Из всех видов самогипноза гипноз собственным телом - один из самых действенных . Кроме того, ведя себя уверенно, вы своей уверенностью убеждаете окружающих, и они начинают соответственно относиться к вам. Что для вас уже максимально убедительно.

Откуда люди знают, кто в данной ситуации Хозяин и как им нужно относиться именно к вам? Они не знают, а вы им — сообщите. Сообщите своим поведением. Большинство людей живет по шаблонам, и их обычно устраивает шаблон любой - лишь бы он был им уверенно предложен. Вот и подскажите им, что к вам нужно относиться с уважением, как к одному из Хозяев Жизни, а чтобы они не мучились сомнениями, сделайте это максимально уверенно.

А основа уверенного поведения — тренировка. Чтобы ваше поведение стало уверенным — тренируйтесь. В любой, самой тревожной ситуации, за обедом ложкой вы себе в рот попадете. Почему? Потому что вы так едите уже несколько десятилетий, потому что этот навык — отработан. Когда вы таким образом, тренировкой, приучите себя к естественно уверенному для вас поведению, то тогда даже в тревожной ситуации вы будете вести себя уверенно — просто потому, что вы ведете себя так всегда. Начните с того, что распрямите спину и начните говорить громко. Громче, чем раньше. А почему бы и да? Другие говорят громко, им можно. Попробуйте и вы, и посмотрите что получится. Скорее всего, страшного ничего не произойдет, а уверенность у вас начнет прибавляться.

Пометьте себе: новое поведение вам будет легче выработать в новой компании (новом окружении). Подумайте, может быть, записаться на какие-то курсы, или в секцию? Удобно отрабатывать новое, уверенное для вас уверенное поведение в магазинах или на рынке — там, где люди вас не знают. Там вашему громкому голосу и уверенным высказываниям никто не удивится, а постепенно свой новый навык вы перенесете и в свое привычное окружение.

Уверенное поведение надо просто осваивать, себя к нему приучать.

Психология уверенного поведения

Сам термин "ассертивность" появился в обиходе российских психологов и бизнес-тренеров сравнительно недавно - около десяти лет назад. При этом коротко объяснить, что он означает, мало у кого получается. Вкратце, способность к ассертивному поведению - это возможность достигать своих целей и общаться с окружающими таким образом, чтобы ни Ваши, ни их права не были нарушены.

Кроме этого, ассертивность как качество подразумевает некую личностную автономность, независимость от чужого мнения и оценки окружающих, способность самостоятельно планировать собственную жизнь и осуществлять эти планы.

В то же время, ассертивность как способ коммуникации представляет собой оптимальный способ взаимодействия, при котором Вы не манипулируете собеседником, но и не позволяете сделать себя объектом манипуляции.

Нам привычно выражение "права человека". Ассертивное поведение представляет собой практическую реализацию неких "психологических прав", о которых мы часто забываем. В частности, в любой момент своей жизни Вы абсолютно вправе изменить свое мнение, отказать кому-либо или сказать "я Вас не понимаю" и не испытывать угрызений совести по этому поводу .

Если же подходить к вопросу чуть подробнее, то можно сказать, что ассертивность подразумевает три компонента:

· Способность защищать и отстаивать собственные права и интересы

· Способность формулировать и отстаивать собственное мнение, даже если это сопряжено с какими-либо трудностями.

· Способность выражать свои чувства и эмоции.

Ассертивность (англ. assertiveness) - способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Ассертивным называется прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред др. людям. Разработаны разнообразные специальные программы социально-психологического тренинга, нацеленные на развитие и упрочение ассертивности. Некоторые из них в большей степени следуют бихевиоральной ориентации, др. - в большей степени ориентированы на традиции гуманистической психологии, однако все они в той или иной степени руководствуются принципом развития способности человека быть твердым, честным и дружелюбным.

Подростковый возраст считается сравнительно молодым достижением человечества. Его появление большинство исследователей связывают с развитием общества, ставящего новые, более высокие требования перед человеком в плане социальной зрелости. Если раньше для того, чтобы считаться взрослым, человеку нужно было пройти через точку полового созревания, то теперь этого недостаточно: перед молодым человеком встает задача соответствия требованиям общества и лишь при решении данной задачи он может быть признан зрелым.

Разные авторы предлагали различные перечни подобных задач развития. Соответственно и продолжительность периода времени, в течение которого эти задачи развития могут и должны быть разрешены, оценивалась по-разному. Отсюда существенные различия в сроках начала и окончания подросткового периода, его продолжительности в жизни человека.

Тем не менее, подавляющее большинство психологов, характеризуя данный возрастной период, отмечают наличие резких изменений, затрагивающих практически все сферы жизни подростка, ведущих к перестройке всей системы отношений с окружающими.

Многие психологи обращались к подростковому возрасту. Так Ст.Холл, первым описавший особенности подросткового периода и очертив круг проблем, связанный с данным возрастом, рассматривая развитие человека с позиций теории рекапитуляции, охарактеризовал отрочество как период бури и натиска. Подростковым возрастом интересовались Ш.Бюлер, Э.Штерн, Э.Эриксон и др., среди отечественных психологов можно выделить классические работы Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович. Многочисленные исследования способствовали получению широкого круга фактов, касающихся психического развития в подростковый период. Подросток принимает изменения, происходящие с его телом в связи с процессом полового созревания, приобретает новые познавательные возможности, выстраивает иерархию мотивов, определяющих сферу его предпочтений, вырабатывает новые способы регуляции собственного поведения (учится управлять собой), формирует собственные взгляды на происходящие события, выстраивает собственную систему мировоззрения, делает первые жизненные выборы (профессия, любимый человек, направление саморазвития и т.п.), устанавливает новые отношения с родителями с учетом собственных возросших самостоятельности и независимости, вступает в избирательные межличностные отношения дружбы и любви со сверстниками.

Основным итогом подросткового возраста считается достижение нового уровня самосознания, т.е. к завершению данного периода человек получает некое целостное представление о себе, эмоционально относится к себе, пытается изменить в себе негативные черты, ставит перед собой задачи на саморазвитие. Познание себя предполагает сравнение себя с другими, поэтому особое значение в подростковом возрасте приобретает общение, прежде всего, общение со сверстниками (сверстники находятся в равных позициях, что предоставляет максимальные возможности для социального сравнения).

Существует целый ряд характеристик уверенного поведения:

1. Эмоциональность речи, открытость в выражении чувств.

2. Прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих.

3. Использование местоимения Я, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками.

4. Принятие похвалы, отказа без самоуничижения и недооценки своих сил и качеств.

5. Импровизация как спонтанное выражение чувств и потребностей.

Принятие на себя ответственности за собственное поведение. По своей сути ассертивность -- это философия личной ответственности. То есть речь идет о том, что мы ответственны за свое собственное поведение и не имеем права винить других людей за нашу реакцию на их поведение. Любому тренеру важно разумно реагировать на ситуации, а не выдавать мгновенные ответы.

Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. Основной составляющей ассертивности является наличие самоуважения и уважения к другим людям. Если вы не уважаете себя, то кто тогда будет уважать вас? Уважайте себя, поскольку служащие, участвующие в тренингах, должны уважать вас как тренера.

Эффективное общение. В данном случае главными являются три следующих качества -- честность, открытость и прямота в разговоре, но не за счёт эмоционального состояния другого человека. Речь идет об умении сказать то, что вы думаете или чувствуете относительно какого-либо вопроса, не расстраивая при этом своего партнера по общению. Важно, чтобы тренер мог эффективно общаться с менеджерами и простыми служащими. тренинг уверенный поведение ассертивность подросток

Демонстрация уверенности и позитивной установки. Ассертивное поведение предполагает развитие уверенности и позитивной установки. Уверенность в себе связана с двумя параметрами: самоуважением и знанием того, что мы профессионалы, хорошо владеющие своим ремеслом. Все тренеры должны обладать сильной уверенностью и позитивной установкой для того, чтобы эффективно справляться со сложными ситуациями, которые могут возникать в ходе тренинговой деятельности.

Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека. Все мы считаем себя хорошими слушателями, но возникает вопрос, как часто мы, слушая другого человека, переходим от фактов к предположениям, и как часто мы перебиваем других для того, чтобы побыстрее изложить свою точку зрения ? Любой тренер должен научиться внимательно и продуктивно слушать и понимать суть различных проблем и вопросов. Только тогда он сможет предлагать решения, которые будут позитивными.

Переговоры и достижение рабочего компромисса. Стремление к достижению рабочего компромисса -- очень важное для вас, руководителя отдела, отвечающего за тренинговую деятельность, качество. Подчас возникает потребность найти такой выход из сложившейся ситуации, который бы устраивал все стороны, в ней задействованные. Отдел, отвечающий за тренинговую деятельность, часто выступает в качестве посредника между несколькими сторонами: старшими менеджерами, профсоюзами, линейными менеджерами и простыми служащими.

Поиск простых выходов из сложных ситуаций. Ассертивность помогает нам в процессе поиска и нахождения простых выходов из сложных ситуаций. Не всегда легко прийти к единому мнению относительно размера бюджета тренинговой деятельности, однозначно определить дальнейший путь развития тренинговой деятельности в вашей организации, убедить менеджеров в важности их роли при процессе планирования тренинговой деятельности, а также заниматься управлением ею. Именно поэтому умение действовать ассертивно в сложных ситуациях является весьма полезным навыком.

Уверенные в себе люди имеют огромное влияние на окружающих. Они быстрее добиваются успеха. Они энергичны, менее зависимы от обстоятельств, и предпочитают формировать их сами. Уверенные в себе люди всегда имеют огромное влияние на окружающих.

Только спокойная уверенность способна создать зону притяжения, которую всегда безошибочно определяют люди. Уверенные в себе люди быстрее других добиваются успеха. Они энергичны, менее зависимы от обстоятельств, поскольку предпочитают формировать их сами. Динамит сомнений нужен для того, чтобы взорвать предрассудки прошлого. А цемент уверенности для того, чтобы построить здание нашего будущего.

Отсутствие уверенности лишает человека внутренней силы, ослабляет его жизненные позиции. Слабые редко добиваются успеха, поскольку их постоянно мучают сомнения.

Неуверенные люди не способны проанализировать сложную ситуацию, не способны принять ответственное решение. Их не воспринимают как серьезных партнеров в бизнесе. Их отличительный признак -- постоянное недовольство жизнью, их редко покидает дурное настроение. Им неведомо такое понятие, как сила духа.

Уверенность -- это состояние духа. "...И по вере воздастся вам".

Чем меньшей культурой обладают люди, чем меньше они способны мыслить и действовать, тем быстрее они теряют голову. Не случайно во всех устойчивых культурах такое значение придается постановке уверенности.

Уверенные люди всегда выступают в роли лидера -- деятельного, активного, способного на риск. Неуверенные, как правило, играют роль жертвы.

Как известно, все познается в сравнении. Чтобы до конца понять, что же такое уверенность, нужно прежде разобраться с тем, что такое неуверенность. Отметим главные моменты.

Неуверенность:

* вялость, слабость во всем теле, бледность;

* скованность движений, неестественность жестов, "закрытые" позы;

* речь невыразительная, отсутствуют четкие формулировки;

* враждебное восприятие мира, чрезмерная обидчивость, слезливость;

* ощущение собственной неполноценности, неловкости, вины;

* ощущение потери контроля над ситуацией.

Уверенность:

* легкость во всем теле;

* ощущение внутренней силы;

* непринужденность жестов и поз, грациозность движений;

* позитивное восприятие мира;

* эмоциональная окраска и образность речи;

* ощущение собственной значимости, гордость;

* ощущение полного контроля над ситуацией.

Ассертивность представляет собой своеобразную "золотую середину" между пассивностью и агрессивностью - двумя заведомо проигрышными стратегиями. Пассивный человек не в состоянии транслировать свои мнения и ощущения другим, он сидит сложа руки и ждет, когда инцидент будет исчерпан. Очевидно, что подобная пассивность приводит к утрате контроля над ситуацией.

Напротив, агрессор "бросается" на проблему, как на амбразуру, склонен требовать для себя всего и сразу, абсолютно не учитывая при этом интересы окружающих или другой стороны, если речь идет о конфликте. Агрессивное поведение порой бывает даже неприятно наблюдать, не говоря уже о том, чтобы испытывать на себе: люди, склонные к этой стратегии, бывают грубы, излишне прямолинейны, напористы.

Распространен и вариант "пассивно-агрессивного" поведения. О таком говорят "в тихом омуте черти водятся". Люди, склонные к этому, любят "копить обиды" и строить планы мести исподтишка. Пассивная агрессия проявляется через отказ выполнить просьбы, бездействие или открытый саботаж. В любом случае, все три стратегии не являются продуктивными и "проигрывают" ассертивному поведению .

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1

1) Развитие методологических основ тренинга предполагает необходимость выяснения общего и единичного в разных формах тренинга а, также проведение границ между собственно тренингом и другими методами, которые могут быть определены как методы преднамеренных изменений.

2) Подростковый возраст представляет собой особый период психического развития, на протяжении которого происходят значительные качественные изменения, вызывающие необходимость перестройки всей системы отношений с окружающими и приводящие к возникновению нового уровня развития самосознания.

3) Существует типология, согласно которой различные программы тренинга разделяются в зависимости от обращения к конкретной проблематике личности, целей, которые ставят перед группой.

4) Ассертивность как способ коммуникации представляет собой оптимальный способ взаимодействия.

Детство у меня было трудное. До 5 лет я думала, что меня зовут… ЗАТКНИСЬ… (Анекдот)

По статистике, крайне неуверенными в себе являются лишь 34 % людей.
Ситуативную неуверенность испытывают примерно 58 % людей, час от часа чувствуя сомнение, колебание, растерянность.

И только 8 % людей в мире действительно знают, чего хотят и как этого достичь.

Так уж сложилось, что мы постоянно оцениваем те жизненные события, которые с нами происходят. Из этих оценок формируются наши убеждения, которые руководят нашим поведением. И это абсолютно естественная реакция нашей психики, заложенная природой. Даже в животном мире уверенное поведение часто выигрывает перед большими размерами, демонстрируя превосходство и силу.

Чарльз Дарвин утверждал, что уверенное поведение обезоруживает соперника, вселяя в него сомнение, страх или даже панику. В результате более уверенные особи получают больше материальных благ, в связи с чем становятся более жизнеспособными. Известный ученый и психолог Альфред Адлер считал, что в основе жизненной борьбы человека лежит чувство неполноценности и неблагополучия, которые свойственны всем.

Это центральное ядро неуверенности. Уверенное поведение человека зарождается еще в детстве, благодаря правильному воспитанию родителей.

Адлер считал, что маленький и беспомощный ребенок неизбежно считает себя неполноценным сравнивая себя со взрослыми людьми. Ребенку недостаточно опыта, чтобы сформировать правильное представление о себе. Поэтому оценивая себя ребенок ориентируется на мнение и реакцию взрослых.

Кроме уверенности психологи различают такие связанные с ним чувства и черты характера как самоуверенность, уверенность в себе, самооценка и самоценность.

Самоуверенное поведение

Самоуверенность проявляясь в определенном возрасте и помогает человеку определить границы личностных возможностей.

Самоуверенное поведение в долгосрочной перспективе может только навредить человеку в адекватном самоутверждении себя в социуме. Так как самоуверенность – это признание отсутствия своих недостатков и преувеличение собственных возможностей.

Самоуверенный человек зачастую идет на неоправданные риски и берется за выполнение непосильных для него задач.

Самоуверенный человек живет так, как будто хочет себе доказать, что он уверенный человек, который может все и даже больше. Но на самом деле в основе самоуверенности, безусловно, лежит глубокое чувство неуверенности, которое сформировалось у человека еще в детстве.

С помощью своей самоуверенности человек компенсирует свои прошлые неудачи или заниженную самооценку, а иногда самоуверенное поведение выступает как средство защиты от ощущения своей уязвимости.

Самооценка и уверенность в себе

Самооценка – самая уязвимая и оберегаемая личностная категория. Это постоянный процесс сравнения и оценки себя и своих действий со своим внутренним идеалом.

Если человек переоценивает или недооценивает свои личные способности, тогда решения и действия человека будут не успешными. И как следствие такая неудача снижает самооценку и уверенность в себе. Оценивая реально свои способности и возможности, мы тем самым повышаем вероятность успеха. И только накапливая успешный опыт мы формируем состояние устойчивой уверенности в себе.

Уверенное поведение нуждается в постоянных подтверждениях и успехах Кроме успешных результатов деятельности уверенное поведение человека зависит от ряда других немаловажных факторов.

Факторами уверенного поведения выступают:

  • Здоровье, привлекательность, правильное питание, физические удовольствия, признание окружающих, внутренняя сила и физическая выносливость.
  • Чувство любви и заботы, ощущения внимания со стороны близких и друзей, совместное времяпровождение повышает уверенность в себе.
  • Позитивные мысли о будущем, внутренняя свобода, мечты, духовность и сила духа, личностный рост, убеждения и вера, религиозные принципы придают уверенности в себе не меньше, чем деньги и признание.

Отдавая свое время и внимание определенной сфере деятельности, в результате получаем надежные опоры, которые добавляют энергию уверенного поведения, стремление жить и двигаться дальше.

Наивысший уровень уверенного поведения – это самоценность

В отличие от уверенности или самооценки, самоценность не нуждается в доказательствах.

Самоценность – это позиция человека, а не его ощущение.

Позиция человека, который признает свою значимость. А обеспечивают ему значимость и благополучие такие важные сферы жизни как семья или связь с родителями, дружба, любимое дело, природа, материнство или отцовство и др.

Самоценность – устойчивое чувство собственной ценности вне зависимости от каких-либо негативных обстоятельств, которые происходят с человеком.

» Неуверенность в себе

© Х. Рудигер, С. Виттманн

Что значит «уверенность в себе»

Если Вы чувствуете себя неуверенно в обществе других людей, то наверняка уже задавались вопросом о причине этой неуверенности. Вероятно, Вам также приходила в голову мысль о том, что это чувство появилось у Вас уже давно. Возможно, Вы один из тех людей, которые еще в детстве были более робким и застенчивым, чем окружающие. Быть может, Вы уже тогда замечали, что восхищаетесь уверенными в себе детьми и взрослыми и хотите быть такими же, как они. То есть таким, кто не позволяет другим отобрать у себя лакомый кусочек, не дает запугать себя, может без колебания сказать «нет», если с чем-то не согласен. Почему Вы не можете решиться на это? На этот вопрос можете ответить только Вы сами. Возможно, Вы менее решительны, чем другие. Возможно, в детстве Вы пережили какое-то событие, после которого у Вас появились страхи, и теперь они не покидают Вас. Может быть, это последствия многих неудач, с которыми Вы были вынуждены просто смириться. Но поскольку все это уже в прошлом, и сейчас Вы уже ничего не можете исправить, об этом не стоит и думать.

После таких неудачных ситуаций появляется чувство неуверенности, которое нужно преодолеть раз и навсегда. Вы и сами можете попытаться добиться успеха. На самом деле, справитесь Вы с этой проблемой или нет, зависит только от Вас. Если Вам это удастся, то с каждым разом Вы все смелее и смелее сможете говорить «да» или «нет», в зависимости от того, чего Вы хотите. Однако имейте терпение. Вам нужно изменить поведение. Как правило, это не так просто, поскольку человек привыкает к определенным способам поведения, и ему нелегко начать вести себя иначе. Для того чтобы изменить поведение, Вам придется много работать над собой, и, конечно, это займет у Вас некоторое время.

Насколько Вы уверены в себе?

Если Вы все же решили попытаться изменить свое поведение, то вначале мы рекомендуем Вам самостоятельно оценить, насколько Вы в настоящее время уверены в себе. Для этого мы предлагаем Вам ответить на вопросы теста, представленные ниже.

Прочитайте высказывания и решите, насколько Вы с ними согласны. Ниже приведена шкала с ответами от 0 до 100. «0» означает, что Вы совершенно не согласны с приведенным высказыванием, «100» - что Вы можете полностью с ним согласиться. Попытайтесь долго не раздумывать. По возможности, принимайте решение спонтанно и честно по отношению к самому себе. Перечеркните число, которое соответствует степени Вашего согласия с тем или иным высказыванием.

не согласен - полностью согласен
(1) Я часто боюсь сделать что-нибудь неправильно
(2) Мне трудно сказать «нет» 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
(3) В большинстве случаев мне не удается настоять на своих требованиях 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
(4) Я не знаю как себя вести на вечеринке, где я никого не знаю. 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
(5) Если я отклоняю чью-то просьбу или не выполняю требования других, то меня мучает совесть 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Сумма баллов

Теперь сложите все баллы. А сейчас подумайте о том, какой суммы баллов Вы хотели бы достичь (но не предъявляйте к себе слишком завышенные требования: тот, кто честно отвечает на вопросы теста, никогда не достигнет суммы меньше 100 баллов). Позднее Вы сможете проверить, достигли ли Вы уже своей цели, или Вам следует еще поработать над собой. Тогда Вы увидите, насколько увереннее и смелее стали. Вместе с этим Вы сможете порадоваться, что к тому моменту времени пробрели большой опыт.

«Уверенность в себе» или «наглость»?

Мы все время говорим об уверенности в себе. Но что это такое? Прежде чем мы ответим на этот вопрос, мы хотели бы обратить Ваше внимание на очень важное замечание.

Вести себя уверенно - не означает вести себя бесцеремонно.

Часто на него не обращают внимание. Если в какой-то ситуации один человек предъявляет законное требование и настаивает на том, чтобы его выполнили, то его поведение будет эффективным только тогда, когда оно действительно поможет ему достичь поставленной цели. А именно: поможет добиться выполнения требования. То есть, правильным будет именно разумное поведение в такой ситуации.

Если речь идет исключительно об объективном требовании, то, предъявляя его, следует вести себя соответствующим образом.

Что значит «вести себя соответствующим образом»?

В такой ситуации не следует быть агрессивным. Это просто не уместно и не принесет никакой пользы делу. Возможно, в результате этого другой человек почувствует себя подавленным и выполнит все, что я потребую. Но, возможно, моя агрессивность вызовет сопротивление с его стороны. А это, в свою очередь, снизит вероятность, что он все-таки выполнит мое требование. В любом случае агрессивным поведением я только испорчу отношения с этим человеком.

Но это ни в коем случае не значит, что от агрессивного поведения нужно принципиально отказаться, вовсе нет. Каждый человек может вести себя так, как считает правильным и уместным в той или иной ситуации, при условии, что он уважает право другого человека на физическую и моральную неприкосновенность. Но при этом всегда следует прогнозировать последствия своих действия. Если, например, друг взял у меня книгу и, несмотря на неоднократные напоминания, все еще не вернул, то я могу решительно и четко повторить свое требование. Вероятнее всего, больше я ничего не буду ему одалживать. Я также могу отругать, оскорбить его или даже угрожать ему. Возможно, таким образом, я получу назад книгу, но тем самым очень сильно испорчу с ним отношения.

Чем отличаются между собой уверенное, неуверенное и агрессивное поведение?

Возможность поддерживать удовлетворительные отношения с окружающими людьми в первую очередь зависит от того, насколько мы умеем уверенно, но не агрессивно, формулировать наши права и требования. Необходимо четко различать агрессивное и уверенное поведение, чтобы всегда понимать последствия своих действий.

Наверное, не так сложно оценить степень уверенности человека. Уверенного в себе человека можно отличить от неуверенного по разным признакам: по позе и осанке, манере разговаривать, громкости голоса, по тому, смотрит ли он в глаза собеседнику, по однозначности высказываний и многому другому. Например, если человек что-то требует от меня и при этом смотрит в глаза, если он спокойно, точно и определенно сообщает мне свое желание, просьбу и еще при этом ровно стоит или сидит, то он производит впечатление уверенного человека. Если же он боится зрительного контакта, опускает плечи и втягивает шею и говорит так тихо и запутанно, что я с трудом могу понять, чего он собственно хочет, то он производит впечатление неуверенного человека. Иногда для такой оценки достаточно уже обратить внимание на то, как человек стучит в дверь, как он заходит в комнату или садится на стул.

Таким образом, наблюдая за определенными внешними признаками действия, можно оценить, является ли оно агрессивным, уверенным или неуверенным. Такими признаками являются голос, язык тела (то есть жестикуляция и мимика), форма и содержание сказанного.

Уверенность в себе - по каким признакам ее можно определить?

Человек, который ведет себя уверенно, говорит достаточно громко, четко и ясно. Он недвусмысленно формулирует свои требования и желания, точно их обосновывает, выражает свои чувства и эмоции и использует для этого слово «Я». Корпус его тела при этом расслаблен. Мимика и жестикуляция подтверждают то, что он говорит.

Критерии неуверенности

Неуверенный человек, наоборот, говорит тихо и нерешительно. Его формулировки неточны и неопределенны. Он приводит обстоятельные и излишние объяснения. Вместо того чтобы прямо выражать свои эмоции и высказывать свои требования, он косвенно на них намекает и часто использует при этом безличные предложения. Он чаще скрывает или не произносит вслух свои собственные требования.

Неуверенное поведение также проявляется в позе и осанке. Человек ведет себя неестественно, избегает зрительного контакта; жестикуляция и мимика практически отсутствуют.

Какие признаки свидетельствуют об агрессивности человека?

Если в определенной ситуации человек реагирует агрессивно, то он обычно кричит или повышает голос, или же его голос становится угрожающе тихим. В его словах слышится угроза и оскорбление. Он не дает никаких объяснений или обоснований своим требованиям и пожеланиям, не идет на компромисс и игнорирует права другого человека. При этом он не контролирует жестикуляцию. Такой человек или совсем не устанавливает зрительный контакт или же, наоборот, пристально смотрит в глаза своему собеседнику.

Последствия этих трех способов поведения

Конечно, эти способы поведения оказывают совершенно разное влияние на людей, с которыми человек вступает в контакт. Следовательно, уверенное, неуверенное и агрессивное поведение можно различать по тем последствиям, которые они влекут за собой. Таким образом, действия и высказывания можно оценить с помощью следующих вопросов: «Как теперь будет чувствовать себя другой человек?», «Как он будет себя вести в будущем?».

Например, если один человек ведет себя неуверенно, то другой будет чувствовать свое превосходство. Он не посчитает нужным выполнить требования, которые собеседник формулирует нерешительно и неточно.

Если же один человек, наоборот, ведет себя нагло и агрессивно, то другой будет чувствовать себя обиженным и оскорбленным. Высока вероятность того, что оскорбленный человек будет точно также агрессивно обороняться, что он как раз из «упрямства» не выполнит то, что от него требуют. Может случиться и так, что человек молча выслушает, не оказывая сопротивления, однако будет испытывать внутреннюю антипатию по отношению к агрессивному собеседнику.

Если же человек действует уверенно, то высока вероятность того, что его требования и пожелания будут учтены. Такой человек показывает, что он в состоянии взаимодействовать с собеседником на равных.

В следующей таблице приведены некоторые из перечисленных признаков уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Если Вы понаблюдаете за своими друзьями, знакомыми или коллегами и при этом определите, какой человек ведет себя уверенно, какой неуверенно и какой агрессивно, то, наверное, заметите и другие признаки, которыми Вы сможете дополнить этот перечень.

Критерии уверенного, неуверенного и агрессивного поведения Уверенное Неуверенное Агрессивное
Голос громкий внятный тихий напряженный, повышенный тон или тихий
четкий нерешительный скрывающий угрозу, шипящий
Формулировка недвусмысленная неясная, нерешительная
Содержание точное обоснование выражения собственных потребностей излишние объяснения, умалчивание собственных потребностей угрожающая, оскорбительная, обижающая
использование слова «Я» использование безличных предложений никаких объяснений и обоснований
чувства и эмоции выражаются прямо чувства выражаются косвенно игнорирование прав других
угрозы, оскорбления, бескомпромиссность
Жестикуляция, мимика подчеркивающая, живая, расслабленная осанка практически отсутствует или судорожная неконтролируемая, угрожающая, бурная
зрительный контакт отсутствие зрительного контакта отсутствие зрительного контакта или «пристальный взгляд»
Влияние собеседник чувствует, что его признают, чувствует себя равноправным собеседник чувствует свое превосходство и / или испытывает жалость собеседник чувствует себя запуганным или спровоцированным

По материалам книги Х. Рудигер, С. Виттманн «Социальная компетенция ». - Харьков, 2005