Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Балансировка деталей и узлов. Балансировка деталей и узлов Балансировка деталей и узлов предназначена для

Балансировка деталей и узлов. Балансировка деталей и узлов Балансировка деталей и узлов предназначена для

УТВЕРЖДАЮ:

________________________

[Наименование должности]

________________________

________________________

[Наименование организации]

________________/[Ф.И.О.]/

«____» ____________ 20__ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Балансировщика деталей и узлов 4-го разряда

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность балансировщика деталей и узлов 4-го разряда [Наименование организации в родительном падеже] (далее - Компания).

1.2. Балансировщик деталей и узлов 4-го разряда назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Балансировщик деталей и узлов 4-го разряда относится к категории рабочих и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. Балансировщик деталей и узлов 4-го разряда отвечает за:

  • своевременное и качественное выполнение им задач по предназначению;
  • соблюдение исполнительской и трудовой дисциплины;
  • соблюдение мер безопасности труда, поддержание порядка, выполнение правил пожарной безопасности на порученном ему участке работы (рабочем месте).

1.5. На должность балансировщика деталей и узлов 4-го разряда назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по данной специальности и стаж работы не менее 1 года.

1.6. В практической деятельности балансировщик деталей и узлов 4-го разряда должен руководствоваться:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.7. Балансировщик деталей и узлов 4-го разряда должен знать:

  • устройство балансировочных станков различных моделей;
  • способы наладки и проверки на точность обслуживаемого оборудования;
  • устройство и правила применения контрольно-измерительных инструментов;
  • особенности балансировки деталей и узлов сложной конфигурации.

1.8. В период временного отсутствия балансировщика деталей и узлов 4-го разряда его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Балансировщик деталей и узлов 4-го разряда осуществляет следующие трудовые функции:

2.1. Статическая балансировка якорей и роторов крупных электрических машин с частотой вращения свыше 1500 до 3000 оборотов в минуту, а также роторов и якорей малых и средних электрических машин с частотой вращения свыше 3000 оборотов в минуту на балансировочных станках различных моделей.

2.2. Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов машин сложной конфигурации на специальных балансировочных станках различных моделей с искровым диском.

2.3. Измерение углов в градусах для определения дисбаланса.

2.4. Наладка обслуживаемых балансировочных станков.

В случае служебной необходимости балансировщик деталей и узлов 4-го разряда может привлекаться к выполнению обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Балансировщик деталей и узлов 4-го разряда имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению.

3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений Компании к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя Компании).

3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Балансировщик деталей и узлов 4-го разряда несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, - и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы балансировщика деталей и узлов 4-го разряда осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем - регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия - периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы балансировщика деталей и узлов 4-го разряда является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы балансировщика деталей и узлов 4-го разряда определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью балансировщик деталей и узлов 4-го разряда обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

С инструкцией ознакомлен __________/____________/«_­­___» _______ 20__ г.

При вращении с большой скоростью неуравновешенных деталей и узлов возникают дополнительные нагрузки, действующие; как на эти детали и узлы, так и на их опоры. К деталям и узлам, требующим балансировки, относятся: коленчатый вал, шкив коленчатого вала, шкив вала водяного насоса, лопасти вентилятора, шкив компрессора, коленчатый вал в сборе с маховиком и сцеплением, карданный вал в сборе, колесо с шиной в сборе и др. Балансировка (уравновешивание) таких деталей и узлов является одним из условий повышения надежности и долговечности автомобилей. При ремонте автомобилей балансировка деталей и узлов может быть нарушена, поэтому их необходимо проверять и в случае необходимости вновь подвергать балансировке.

Равновесие деталей и узлов может быть статическим и динамическим.

При статическом равновесии центр тяжести находится на оси вращения детали или узла. При динамическом равновесии необходимо, чтобы центр тяжести детали или узла также находился на оси вращения и при этом отсутствовали какие-либо моменты центробежных сил, действующих в плоскости, проходящей через ось вращения.

Статическая балансировка. В качестве примера рассмотрим балансировку детали, установленной на валу (или на специальной оправке), опирающемся на горизонтальные направляющие 3. Под действием неуравновешенной массы т эта деталь самопроизвольно повернется и займет положение, при котором неуравновешенная масса будет находиться в крайнем нижнем положении.

При вращении детали возникает неуравновешенная центробежная сила, которая, как было отмечено выше, создает дополнительную нагрузку на вал и на его опоры.

Для уравновешивания детали к ней нужно прикрепить уравно­вешивающий груз, расположив его с диаметрально противоположной стороны по отношению к неуравновешенной массе. При этом моменты сил тяжести неуравновешенной массы и уравновешивающего груза относительно оси вращения детали должны быть равны. Этим обеспечивается равновесие детали.

Равновесие может быть достигнуто также путем удаления части металла детали со стороны неуравновешенной массы (спиливанием или высверливанием).

Статической балансировке подвергают обычно плоские детали и подгруппы - например маховики, ведомые диски сцепления, вентиляторы, а также некоторые узлы - ступицы колес в сборе с тормозными барабанами, нажимной диск сцепления в сборе с кожухом.

Статическую балансировку производят с помощью приспособлений, устанавливая детали на горизонтальных призматических параллелях или на попарно установленных вращающихся дисковых роликах. Дисковые ролики в таких приспособлениях установлены на шариковых подшипниках, что сводит до минимума сопротивление вращению. Поэтому роликовые приспособления дают большую точность балансировки.


При балансировке очень трудно устранить дисбаланс полностью, поэтому техническими условиями предусматривается допустимый дисбаланс для той или иной детали.

Динамическая балансировка. При вращении вала возникают две противоположно направленные центробежные силы. Эти силы находящиеся друг от друга на расстоянии, создают момент, который вызывает динамическое неравновесие вала. В результате вал и его опоры будут испытывать дополнительную нагрузку.

Момент этой пары сил может быть уравновешен другой парой сил, приложенной к валу, действующей в той же плоскости и создающей равный противодействующий момент. Таким образом, динамическое неравновесие может быть устранено только уравновешивающей его парой сил.

Для динамического уравновешивания детали к ней, в плоскости. действия момента необходимо приложить две массы m 1 =m а на равном расстоянии от оси вращения, в результате чего при вращении вала возникнут центробежные силы Р 1 и Р 2 , которые создадут момент пары сил Р 1 L, противодействующей моменту F 1 L и уравновешивающий его. Такие уравновешивание называется динамической балансировкой.

Динамическую балансировку деталей и узлов производят на специальных балансировочных станках, в основу их работы положен метод разделений суммарного дисбаланса балансируемого узла для корректирования его в двух заданных плоскостях. В случае динамической неуравновешенности узла опоры будут колебаться; вместе с ними будут колебаться и катушки в магнитных полях постоянных магнитов и в их обмотках появится ЭДС.

Величина этих ЭДС будет пропорциональна амплитуде колебаний катушек. Напряжение электрического тока в цепи катушек усиливается трансформатором-усилителем и замеряется с помощью прибора, имеющего шкалу, градуированную в единицах дисбаланса. Одновременно с вращением балансируемого узла вращается ротор генератора.Статор этого генератора может поворачиваться и, вследствие особого расположения в нем катушек, изменять при этом показания прибора.

Балансировочный станок имеет две параллельные электрические схемы, что позволяет при включении с помощью переключателя 14 каждой схемы в отдельности определять неуравновешенность в двух плоскостях - I-I и II-II.

Плоскости, в которых необходимо производить корректирование, устанавливаются заранее и зависят от конструкции балансируемого узла. В этих плоскостях для устранения дисбаланса узла производят снятие металла (высверливанием), установку шайб или приварку специальных металлических пластинок. Место установки шайб и приварки пластинок или место, где можно удалить металл, указывается в, технических условиях на балансировку того или иного узла. Таким образом добиваются, чтобы дисбаланс узла находился в пределах допусков, установленных техническими условиями. Электрические балансировочные станки дают возможность производить балансировку деталей и узлов с большой точ­ностью.

На ремонтных предприятиях балансировке подвергают некоторые узлы, так как в результате замены отдельных деталей она может быть нарушена. Кроме того, необходимо балансировать коленчатые валы двигателей после восстановления их шеек наплавкой. Точность балансировки зависит от конструкции и назначения узлов и деталей, скорости их вращения и допустимой вибрации при работе/

Характеристика работ . Статическая балансировка вентиляторов, якорей и роторовмалых и средних электрических машин общего назначения счастотой вращения до 1500 мин. Определение и устранениедисбаланса путем прикрепления груза. Сверление отверстийпневматическими и электрическими машинами или на простых сверлильныхстанках. Нарезание резьбы вручную метчиками.

Должен знать: способы определения дисбаланса пристатической балансировке; правила крепления грузов; принцип работыобслуживаемого оборудования; назначение и правила применения простыхприспособлений, контрольно-измерительных и режущего инструментов; назначение балансируемыхизделий и технические требования, предъявляемые к ним.

Примеры работ

Статическая балансировка:

1. Вентиляторы асинхронных электродвигателей единой серии.

2. Роторы, якоря и маховики электрических машин переменногои постоянного тока мощностью до 100 кВт.

§ 2. Балансировщик деталей и узлов 3-го разряда

Характеристика работ . Статическая балансировка роторов и якорей крупныхэлектрических машин общего назначения с частотой вращения до 1500мин. Динамическая балансировка роторов и якорей малых исредних электрических машин с частотой вращения свыше 1500 до 3000мин на простых балансировочных станках. Статическая идинамическая балансировка деталей простой конфигурации наспециальных балансировочных станках с искровым диском, на призмах ироликах. Удаление дисбаланса высверливанием или на точильных станках.Наладка балансировочных станков под руководством балансировщика болеевысокой квалификации.

Должен знать: способы определения значения дисбаланса пристатической и динамической балансировке; устройство и принцип работыбалансировочных станков; устройство, назначение и правила примененияконтрольно-измерительных инструментов; способы установки и крепления деталей;допустимые отклонения балансируемых деталей.

Примеры работ
1. Вентиляторы настольные - динамическая балансировка.
2. Маховики, шкивы всех диаметров, зубчатые колеса -балансировка.
3. Патроны и планшайбы токарных и расточных станков -балансировка.
4. Роторы и якоря малых и среднихэлектрических машинмощностью до 100 кВт и частотойвращения до 3000 мин - динамическая балансировка.
5. Роторы турбогенераторов, центробежных насосов -статическая балансировка.
6. Роторы, якоря и маховики электрических машин переменногои постоянного тока мощностью свыше 100 кВт - статическая балансировка.

§ 3. Балансировщик деталей и узлов 4-го разряда

Характеристика работ . Статическая балансировка якорей и роторов крупныхэлектрических машин с частотой вращения свыше 1500 до 3000 мин, атакже роторов и якорей малых и средних электрических машин счастотой вращения свыше 3000 мин на балансировочных станкахразличных моделей. Статическая и динамическая балансировкадеталей и узлов машин сложной конфигурации наспециальных балансировочных станках различных моделей сискровым диском. Измерение углов в градусах для определениядисбаланса. Наладка обслуживаемых балансировочных станков.

Должен знать: устройство балансировочных станковразличных моделей; способы наладки и проверки на точность обслуживаемогооборудования; устройство и правила применения контрольно-измерительныхинструментов; особенности балансировки деталей и узлов сложной конфигурации.

Примеры работ

1. Валы гибкие - балансировка.

2. Валы коленчатые автомобиля "Москвич" -балансировка двух концов вала со снятием излишка металла со щек.

3. Рессоры - балансировка.

4. Роторы двигателей точных приборов - балансировка вжидкости.

5. Роторы и якоря электрических машин постоянного ипеременного тока мощностью свыше 100 кВт - динамическая балансировка.

6. Роторы турбин многоступенчатые - балансировка.

7. Роторы турбогенераторов мощностью до 30000 кВт -динамическая балансировка.

8. Шпиндели крупногабаритных токарных и расточных станков -балансировка.

§ 4. Балансировщик деталей и узлов 5-го разряда

Характеристика работ . Динамическая балансировка роторов и якорей быстроходныхэлектрических машин специального назначения с частотой вращениясвыше 3000 до 10000 мин на сложных балансировочныхстанках. Динамическая балансировка роторов и якорей крупныхэлектрических машин постоянного и переменного тока в собранныхподшипниках. Статическая и динамическая балансировка деталей иузлов сложной конфигурации. Выполнение расчетов по определениювеличины дисбаланса, разметка, определение массы грузов и местих крепления. Наладка балансировочных станков различных моделей.

Должен знать: конструкцию обслуживаемого оборудования;технические требования, предъявляемые к быстроходным электрическим машинамспециального назначения; особенности балансировки в собранных подшипниках;способы наладки балансировочных станков различных моделей; методику расчетов поопределению значения дисбаланса.

Примеры работ

1. Валы карданные и коленчатые автомобилей - балансировка.

2. Индукторы диаметром до 800 мм - динамическаябалансировка.

3. Роторы и якоря электрических машин специальногоназначения с небольшой частотой вращения - динамическая балансировка.

4. Роторы турбогенераторов мощностью 30000 кВт и выше -динамическая балансировка в собранных подшипниках на стенде.

5. Якоря гребных электрических машин диаметром до 800 мм -динамическая балансировка.

§ 5. Балансировщик деталей и узлов 6-го разряда

Характеристика работ.Динамическая балансировка якорей и роторов специальныхэлектрических машин с частотой вращения свыше 10000 мин наспециальных балансировочных станках со сложной кинематической схемойуправления. Динамическая балансировка в собранных подшипникахякорей и роторов уникальных крупных электрических машинпеременного и постоянного тока и мощных турбогенераторов.

Должен знать: конструкцию, способы и правила проверки наточность различных типов балансировочных станков; правила определениянаивыгоднейших способов устранения дисбаланса.

Примеры работ

Динамическая балансировка:

1. Индикаторы.

2. Якоря гребных электрических машин диаметром свыше 800мм.

Балансировщик деталей и узлов 2-го разряда

Характеристика работ . Статическая балансировка вентиляторов, якорей и роторов малых и средних электрических машин общего назначения с частотой вращения до 1500 мин. Определение и устранение дисбаланса путем прикрепления груза. Сверление отверстий пневматическими и электрическими машинами или на простых сверлильных станках. Нарезание резьбы вручную метчиками.

Должен знать: способы определения дисбаланса при статической балансировке; правила крепления грузов; принцип работы обслуживаемого оборудования; назначение и правила применения простых приспособлений, контрольно-измерительных и режущего инструментов; назначение балансируемых изделий и технические требования, предъявляемые к ним.

Балансировщик деталей и узлов 3-го разряда

Характеристика работ . Статическая балансировка роторов и якорей крупных электрических машин общего назначения с частотой вращения до 1500 мин. Динамическая балансировка роторов и якорей малых и средних электрических машин с частотой вращения свыше 1500 до 3000 мин на простых балансировочных станках. Статическая и динамическая балансировка деталей простой конфигурации на специальных балансировочных станках с искровым диском, на призмах и роликах. Удаление дисбаланса высверливанием или на точильных станках. Наладка балансировочных станков под руководством балансировщика более высокой квалификации.

Должен знать: способы определения значения дисбаланса при статической и динамической балансировке; устройство и принцип работы балансировочных станков; устройство, назначение и правила применения контрольно-измерительных инструментов; способы установки и крепления деталей; допустимые отклонения балансируемых деталей.

Балансировщик деталей и узлов 4-го разряда

Характеристика работ . Статическая балансировка якорей и роторов крупных электрических машин с частотой вращения свыше 1500 до 3000 мин, а также роторов и якорей малых и средних электрических машин с частотой вращения свыше 3000 мин на балансировочных станках различных моделей. Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов машин сложной конфигурации на специальных балансировочных станках различных моделей с искровым диском. Измерение углов в градусах для определения дисбаланса. Наладка обслуживаемых балансировочных станков.

Должен знать: устройство балансировочных станков различных моделей; способы наладки и проверки на точность обслуживаемого оборудования; устройство и правила применения контрольно-измерительных инструментов; особенности балансировки деталей и узлов сложной конфигурации.

Балансировщик деталей и узлов 5-го разряда

Характеристика работ . Динамическая балансировка роторов и якорей быстроходных электрических машин специального назначения с частотой вращения свыше 3000 до 10000 мин на сложных балансировочных станках. Динамическая балансировка роторов и якорей крупных электрических машин постоянного и переменного тока в собранных подшипниках. Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов сложной конфигурации. Выполнение расчетов по определению величины дисбаланса, разметка, определение массы грузов и мест их крепления. Наладка балансировочных станков различных моделей.

Должен знать: конструкцию обслуживаемого оборудования; технические требования, предъявляемые к быстроходным электрическим машинам специального назначения; особенности балансировки в собранных подшипниках; способы наладки балансировочных станков различных моделей; методику расчетов по определению значения дисбаланса.

Балансировщик деталей и узлов 6-го разряда

Характеристика работ. Динамическая балансировка якорей и роторов специальных электрических машин с частотой вращения свыше 10000 мин на специальных балансировочных станках со сложной кинематической схемой управления. Динамическая балансировка в собранных подшипниках якорей и роторов уникальных крупных электрических машин переменного и постоянного тока и мощных турбогенераторов.

Должен знать: конструкцию, способы и правила проверки на точность различных типов балансировочных станков; правила определения наивыгоднейших способов устранения дисбаланса.

При технологической обработке вращающихся деталей (шкивов, зубчатых колес, валов, барабанов и т. д.) трудно получить их полную уравновешенность вследствие неоднородности металла (пустоты, раковины при отливке, некоторые неточности при механической обработке и сборке). Неуравновешенность вращающейся детали выражается в том, что центр тяжести не совпадает с осью вращения. Кроме того, эта ось вращения не является главной центральной осью инерции вращающейся детали. Самый процесс уравновешивания вращающейся детали называют балансировкой. Имеются два вида балансировки - статическая и динамическая .

Чтобы статически уравновесить вращающуюся деталь, надо центр ее тяжести перенести на геометрическую ось вращения. Такой вид уравновешивания называется статической балансировкой.


Рис. 110. Виды статической балансировки :

а - положение трех главных центральных осей; б - пример балансировки; в -установка для статической балансировки: 1, 3 - направляющие, 2 -уравновешиваемая деталь, г - профили направляющих

На рис. 110, а даны положения трех главных центральных осей XX, YY и ZZ. Если центр тяжести S вращающегося тела перенести в точку О пересечения главных центральных осей, то это тело будет находиться в равновесии.

Пусть центр тяжести S диска А удален от оси вращения YY на расстояние l 1 , тогда при вращении диска А появится центральная сила инерции Р и. Эта сила Р и при вращении диска А будет создавать дополнительное давление на вал и на подшипник. При этом давление от силы инерции намного превосходит задаваемые силы, особенно при больших числах оборотов вала.

Неуравновешенность центробежных сил приводит к упругим периодическим колебаниям вала. При больших скоростях эти колебания вала передаются через подшипники и станину на фундамент, который может подвергнуться преждевременному разрушению.

Чтобы уравновесить силу инерции Р и, надо центр тяжести перенести на ось вращения. Это можно осуществить, приложив с противоположной стороны в точке S" силу Р и " :

Объясним это на примерах.

На круглом вращающемся диске (рис. 110, б) закреплена масса m 1 , удаленная от оси вращения на расстояние r 1 . Требуется уравновесить массу m 1 другой массой m 2 , закрепленной с противоположной стороны на расстоянии r 2 . Полное уравновешивание диска произойдет тогда, когда развиваемые массами m 1 и m 2 силы инерции Р и1 и Р и2 будут равны между собой.

Самым простым устройством для статической балансировки являются параллельные стенды. Конструкция их ясна из рис. 110, в. Профили направляющих, по которым перекатывается уравновешиваемая деталь, показаны на рис. 110, г. Чтобы уменьшить коэффициент трения, рабочая часть направляющих должна быть закалена и тщательно отшлифована. Ширину b делают минимальной, чтобы не создавать вмятин на поверхности цапф.

Стенд для балансировки должен быть снабжен комплектом направляющих с различной шириной опорной части.

Направляющие круглого сечения, не имеющие плоской опорной поверхности, используются для деталей массой 40-50 кг. Преимущество круглых направляющих заключается в простоте обработки и в возможности путем поворота их на небольшой угол исключать из зоны контакта поврежденные места.

Для балансировки тяжелых деталей и узлов применяются направляющие квадратного или прямоугольного сечения.

Статическое уравновешивание обычно выполняют на специальных оправках. Для корректирования и уравновешивания массы применяют различные приспособления (рис. 111).


Рис. 111. Приспособление для устранения неуравновешенности подвешиванием к детали металлических грузов

Неуравновешенность устраняется подвешиванием к детали металлических грузов. Линейка 1 с передвижным грузом 2 с помощью струбцины 3 прикрепляется к уравновешиваемой детали 4, а противовес 5 закрепляется отдельно. Статическая балансировка может уравновесить деталь только относительно ее оси вращения, но не может устранить действия сил, стремящихся повернуть продольную ось. Это относится к деталям и узлам, имеющим длину больше диаметра (роторы крупных турбин, турбогенераторов, электродвигателей, быстровращающиеся шпиндели станков, коленчатые валы автомобильных и авиационных двигателей и т. д.).

Чтобы выполнить динамическую балансировку длинного вала, применяют специальные балансировочные машины, на которых определяют центробежную силу, величину эксцентриситета, вес груза для уравновешивающей пары моментов. Работу эту выполняют специалисты-балансировщики.