Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Бой в Жёлтом море. Русский флот в русско-японской войне1905года

Бой в Жёлтом море. Русский флот в русско-японской войне1905года

14 августа (1 августа по ст. стилю) 1904 г. произошла ожесточенная схватка Владивостокского отряда крейсеров с японской эскадрой, в результате которой геройски погиб крейсер «Рюрик». Подвиг экипажа этого корабля сродни подвигу «Варяга», а по накалу боя и трагизму ситуации даже превосходит его. Однако волей случая и судьбы случилось так, что имя «Варяга» и поныне на слуху, а о «Рюрике» сегодня мало кто помнит и знает. Впрочем, как и о легендарном Владивостокском отряде...


Владивостокский отряд «невидимок»

После того как в первые же дни русско-японской войны 1904-1905 гг. наша эскадра была блокирована в Порт-Артуре неприятельским флотом, на Тихом океане осталось лишь одно соединение русских кораблей, способное вести крейсерские операции на коммуникациях японцев, — Владивостокский отряд в составе крейсеров «Россия», «Рюрик», «Громобой», «Богатырь» и несколько приданных ему «собачек»-миноносцев.

Спустя 80 лет Владивостокскому отряду крейсеров посвятил свой роман «Крейсера» известный писатель Валентин Пикуль, а местный прозаик Анатолий Ильин написал повесть, так и называвшуюся — «Владивостокский отряд». Понятно, что просто так кораблям никто не посвящает повести и романы. Владивостокский отряд навсегда вошел в анналы истории своими дерзкими рейдами к берегам Японии, наводившими панику на противника. При этом сами крейсера долгое время оставались неуловимыми для японского флота, в связи с чем зарубежная печать прозвала их «кораблями-призраками».



Рейды крейсеров

Уже в первые дни войны нашим крейсерам удалось потопить несколько японских транспортов, перевозивших солдат и топливо. После этой вылазки русских крейсеров командующий японским флотом адмирал Того был вынужден ослабить свои силы у Порт-Артура, чтобы усилить эскадру Камимуры, — для борьбы с нашими крейсерами. Этого наши флотоводцы и добивались: отвлечь часть кораблей неприятеля, осаждавших Порт-Артур.

А вскоре не повезло крейсеру «Богатырь» (командир капитан 1-го ранга А.Стемман): 15 (2) мая 1904 г. в заливе Посьета он во время тумана плотно сел на камни у мыса Брюса. С превеликим трудом и не сразу крейсер сняли с камней и сопроводили во Владивосток на ремонт, где он и находился до конца войны. Так нелепо потеряв собрата, «Россия», «Рюрик» и «Громобой» остались втроем. На все Японское море и окрестности...

На исходе мая крейсера вышли в очередной рейд. В Корейском проливе они перехватили военный транспорт «Идзумо-Мару». Поняв, что удрать не удастся, японский капитан, высадив команду на шлюпки, затопил судно. Затем «Громобой» настиг другой транспорт «Хитаци-Мару» , который имел на борту 1100 солдат, 320 лошадей и 18 осадных 280-миллиметровых орудий фирмы Круппа для сокрушения крепостных сооружений Порт-Артура. Капитан японского судна англичанин Дж.Кэмпебел попытался таранить наш крейсер. Уклонившись, «Громобой» расстрелял «Хитаци-Мару» из орудий. Тем временем «Россия» и «Рюрик» догнали другой большой военный транспорт «Садо-Мару», где находилось около 15 тыс. строителей, железнодорожный батальон солдат, понтоны, телеграфный парк, станки к осадным орудиям (которые утонули вместе с «Хитаци-Мару»), ящики с золотом и серебром. «Рюрик» всадил поочередно по торпеде в правый и левый борт судна. Крейсера пошли дальше, полагая, что оседающий под воду транспорт окажется на морском дне. Но он, увы, не утонул. Спешка не позволила нашим морякам довести дело до конца...

Неприятельские корабли рыскали по всему Японскому морю, разыскивая владивостокских невидимок, но они тщетно жгли уголь в топках. «Нам просто не везет!» — сокрушались японские адмиралы. А тем временем вся Япония была встревожена рейдами наших крейсеров, а на адмирала Камимуру газеты публиковали обидные карикатуры. Откликнулась на эти события и иностранная пресса. Так, одна из английских газет вынуждена была отметить: «Крейсерство Владивостокского отряда — наиболее дерзкое предприятие из всех проделанных русскими. То, что их кораблям удалось скрыться от эскадры Камимуры, возбудило общественное мнение в Японии».

Дело в конце концов дошло до того, что 19 июня 1904 г. озлобленные представители японского бизнеса, терпящие миллионные убытки из-за безнаказанных вылазок Владивостокского отряда крейсеров на торговые коммуникации, разгромили и подожгли квартиру адмирала Камимуры. Будь он в том момент дома, озверевшая толпа, очевидно, растерзала бы его на части, тем более что полиция предпочла не вмешиваться в происходящее. Японские газеты в те дни подливали масла в огонь, требуя «от имени японского народа, чтобы правительство сделало самое серьезное замечание эскадре Камимуры».

А наши крейсера тем временем продолжали громить транспортные коммуникации противника теперь уже и в Тихом океане, куда японцы вынуждены были перенести пути своих судов с грузами и войсками, надеясь тем самым уберечь их от русских кораблей-призраков. В июльском рейде они потопили несколько японских транспортов и шхун. Захватили германский пароход «Арабия» с грузом паровозных котлов и рельсов для Японии. Задержали и взорвали английский пароход «Найт Коммандер» с грузом для японской железной дороги. Потом не повезло германскому пароходу «Теа» с грузом рыбы в трюмах, следовавшему из Америки в Иокогаму. Его остановили, сняли команду, а затем взорвали. А английский пароход «Калхас» с контрабандой взяли в качестве приза.

О дерзких вылазках наших крейсеров зашумела мировая печать. Забеспокоились деловые круги не только Японии, но и Англии, Германии, Америки. Еще бы! Резко возросли грузовые тарифы и ставки страховых сборов, срывались контракты на поставку грузов в Японию. В портах и на биржах царила паника...


Схватка с японской эскадрой. Гибель «Рюрика»

На рассвете 11 августа 1904 г. крейсера «Россия» (командир капитан 1-го ранга А.Андреев), «Рюрик» (командир капитан 1-го ранга Е.Трусов) и «Громобой» (командир капитан 1-го ранга Н.Дабич) под руководством командира отряда контр-адмирала К.Иессена вышли в море, чтобы в соответствии с полученным приказом поддержать прорыв кораблей Порт-Артурской эскадры во Владивосток. Однако приказ припоздал — эскадра, сильно потрепанная в бою, уже вернулась в Порт-Артур, так и не сумев прорваться. И «Россия», «Рюрик» и «Громобой» шли к Цусиме, не зная, что встречать им было уже некого...

Рано утром 14 августа Владивостокский отряд крейсеров в Корейском проливе в 40 милях от порта Фузан (Пусан) перехватила японская эскадра и всей своей мощью навалилась на русские корабли, отрезая пути отхода. «Россия», «Рюрик» и «Громобой» оказались в западне. Японцы превосходили в численности, артиллерии, скорости и прочности брони. В ожесточенном бою «Рюрику», шедшему концевым, пришлось тяжелее всех. Именно на нем японцы сосредоточили основной огонь. «Россия» и «Громобой», сами получив увечья, пытались облегчить его участь, прикрывая собой, а затем стали отходить на север, надеясь отвлечь от «Рюрика» японцев. Но враг вцепился в него мертвой хваткой.

Справка. «Рюрик» — головной корабль серии океанских броненосных крейсеров-рейдеров. Построен на Балтийском заводе в Петербурге и вступил в строй в 1895 г. Для эскадренного боя малопригоден, т.к. для улучшения мореходных качеств имел неполную броневую защиту корпуса и почти не имел ее у палубных орудий для защиты от осколков комендоров. Водоизмещение 11 690 т, скорость 18 узлов. Дальность плавания 6 700 миль. Вооружение: 4 орудия — 203-мм, 16 — 152-мм, 6 — 120-мм, 6 — 47-мм, 10 — 37-мм орудий и 6 торпедных аппаратов. Экипаж 763 чел.

Истерзанный в ходе неравного боя, оседающий в море кормой, окутанный паром из разбитых котлов, «Рюрик» казался японцам легкой добычей. Они надеялись захватить его. Однако возглавивший крейсер после гибели командира и старших офицеров младший артиллерийский офицер лейтенант Константин Иванов и оставшиеся в живых офицеры и матросы флаг спускать не собирались. Они стояли насмерть. Когда орудия «Рюрика» вышли из строя, японцы пошли на сближение. Но экипаж русского крейсера внезапно предпринял отчаянную попытку таранить их ближайший корабль, а в крейсер «Идзумо» пошла торпеда...

Отпрянув назад, японские корабли вновь открыли огонь. К концу схватки их было 14 против одного. К 10 час. утра, после пятичасового(!) боя («Варяг», заметим, только час участвовал в бою и смертельных повреждений не имел) «Рюрик» был превращен в груду искореженного железа и только чудом держался на плаву. К неподвижному крейсеру вновь стали приближаться японцы. Дабы «Рюрик» не достался врагу, лейтенант Иванов приказал открыть кингстоны. Адмирал Камимура, поняв, что капитуляции со стороны русских не будет, пришел в ярость и приказал обрушить на крейсер шквал огня. Перед затоплением корабля лейтенант К.Иванов приказал всем покинуть агонизирующий «Рюрик», а раненых сбросить за борт. Такова была суровая необходимость.

В 10 час. 42 мин. 14 августа 1904 г. броненосный крейсер русского флота «Рюрик» с поднятым Андреевским флагом и взвившимся сигналом «Погибаю, но не сдаюсь!» скрылся под водой... На «Рюрике» погибло 204 человека и 305 моряков было ранено (на «Варяге» в бою убиты 22 моряка, 12 умерли от ран). Павшие рюриковцы так и остались навсегда там, где приняли свой последний бой, — на дне Корейского пролива. «Россия» и «Громобой» в той схватке потеряли 129 нижних чинов и офицеров. Историки тогда писали: «Нужно быть железными существами, чтобы выдержать такой адский бой».

С гибелью «Рюрика» легендарные рейды Владивостокского отряда крейсеров практически прекратилась. До осени «Россия» и «Громобой» находились в ремонте. Потом поступил приказ из главного морского штаба: «Корабли Владивостокской крейсерской эскадры следует сохранить для второй эскадры. Крейсерские операции с риском новых повреждений следует избегать». И только наши миноносцы иногда совершали набеги на коммуникации противника, потопив еще несколько японских шхун. 25 апреля 1905 г. «Россия» и «Громобой» совершили свой последний совместный рейд, выйдя к Сангарскому проливу, где потопили несколько японских шхун. 28 апреля они вернулись в базу. А 2 мая «Громобой», выйдя в море для испытания радиотелеграфа, подорвался на мине и встал в ремонт до конца войны. «Россия» осиротела.

Любопытная деталь. После войны 1904-1905 гг. в состав Балтийского флота вошел корабль, нареченный «Рюрик II». Имя же «Варяг» ни при царе, ни в сталинскую эпоху не было присвоено ни одному военному кораблю...

Генерал-майор А.И. СОРОКИН


В 1904 г. входившие в состав русского Тихоокеанского флота броненосные крейсера “Рюрик”, “Россия”, “Громобой” и “Богатырь” базировались на Владивосток. По плану войны они предназначались для отвлечения от Порт-Артура части броненосного флота противника и для действий на путях сообщения Япония — Корея против воинских перевозок японцев.

При проектировании и постройке крейсера были рассчитаны для действий на океанских путях сообщения. В связи с этим для увеличения дальности плавания они обладали относительно слабым бронированием бортов и несовершенной защитой палубной артиллерии.

В ночь на 27 января 1904 г. командующий отрядом крейсеров получил приказ наместника начать военные действия н нанести возможно более чувствительный удар и вред сообщениям Японии с Кореей. Корабли были в боевой готовности и в этот же день вышли в море. За пятидневное крейсерство они потопили пароход “Наканоура-Мару” (1084 т) и один пароход обстреляли. Разыгравшийся шторм вынудил прервать поход. Корабли обледенели, и даже орудия покрылись толстой коркой льда. После возвращения и недолгой стоянки в базе крейсера снова вышли в море к корейским берегам; но и этот поход был безрезультатен — кроме мелких каботажных судов, крейсера никого не встретили. Проведенные действия, хотя и малоэффективные, все же встревожили главную ставку японцев, которая решила предпринять ответные действия против Владивостока. Адмирал Камимура с эскадрой из пяти броненосных и двух легких крейсеров вышел к русским берегам и беспорядочно обстрелял Владивосток.

Адмирал Макаров, вступив в командование Тихоокеанским флотом, поставил перед отрядом крейсеров основную задачу: препятствовать переброске неприятельских войск из Японии в Гензан (Корея) и другие пункты.

Крейсера смогли выйти в море только 10 апреля уже после гибели Макарова. Днем раньше, 9 апреля, адмирал Камимура вышел для действий против Владивостока и в этот же день заходил в корейский порт Гензан за углем и водой. Русские не знали об этом. На море стоял густой туман; крейсера шли малым ходом. Утром 12 апреля отряд подошел к о. Халезова. Высланный в Гензан миноносец потопил стоявший на.рейде пароход “Гойо-Мару”, после чего миноносец вернулся к крейсерам; от о. Халезова отряд пошел на север; днем потопили каботажное судно “сХагинура-Мару”. Затем отряд пошел к Сангарскому проливу. В 22 часа 20 мин. встретили военный транспорт противника “Кинсю-Мару” и потопили его. Узнав от пленных, что эскадра Камимуры находится в море, русские крейсера направились во Владивосток.

30 мая крейсера были высланы к восточному проходу Корейского пролива. После полудня 1 июня они миновали о. Дажелет и на следующий день подошли к о. Цусима, где проходили главные пути сообщения противника и где в бухте Озаки находилась маневренная база адмирала Камимуры. Около 8 часов утра на горизонте показались два транспорта: один из них, пользуясь малой видимостью на море, скрылся, второй — “Идзума-Мару” - был потоплен “Громобоем”. Вскоре с востока показались еще два больших военных парохода, шедших без охранения. Транспорт “Хитачи-Мару”, на котором находилось 1095 солдат и офицеров резервного гвардейского полка, 120 человек команды, 320 лошадей и 18 тяжелых 11-дюймовых гаубиц, предназначавшихся для обстрела Порт-Артура, также был потоплен “Громобоем”. Второй транспорт “Садо-Мару” имел на борту 1350 солдат и офицеров. После предупредительных выстрелов с “Рюрика” он остановился. Русские предложили японским офицерам перейти на крейсер. Японцы категорически отказались. На пароходе началась паника: шлюпки спускались японцами неумело и у борта переворачивались, несмотря на полное отсутствие волны и ветра. Время шло, на месте происшествия могли появиться японские крейсера, а на “Садо-Мару” продолжалась умышленно затянутая суматоха. Командующий отрядом крейсеров приказал транспорт потопить; выпущенные по нему две торпеды попали в цель, после чего крейсера, не дожидаясь погружения парохода, повернули в Японское море. Камимура в это время находился в базе, имея четыре броненосных и пять легких крейсеров и восемь миноносцев. Извещенный по радиотелеграфу с крейсера “Цусима”, находившегося в дозоре, о появлении владивостокских крейсеров, Камимура вышел в море, но все попытки отыскать русских оказались тщетными. Утром 3 июня он подошел к о. Дажелет. Русские крейсера в это время находились в 150 милях к северо-западу, осматривая задержанный английский пароход “Аллантон”, шедший с контрабандным грузом в Японию.

6 июня русские крейсера, успешно закончив поход, возвратились в бухту Золотой Рог. Камимура прекратил поиски и ушел в свою базу.

Во второй половине июня крейсера повторили набег, но менее удачно; встретив в районе Цусимы эскадру Камимуры, русские, не приняв боя, отошли. Во время похода было уничтожено несколько мелких пароходов и шхун и приведен во Владивосток корабль, захваченный в пути из Японии в Корею с лесом для строившейся дороги Фузан - Сеул - Чемульпо.

Набеговые действия владивостокских крейсеров в Японском море вынудили неприятеля часть транспортов с войсками и грузами направлять в Корею и Маньчжурию из своих восточных портов через Желтое море. В связи с этим командующий отрядом владивостокских крейсеров 4 июля получил приказ Алексеева выйти в море для действий на путях сообщения восточных портов Японии.

Приняв уголь и боевой запас, “Россия”, “Громобой” и “Рюрик” 7 июля через Сангарский пролив вышли в Тихий океан и повернули к югу. Утром 9 июля крейсера встретили большой английский пароход “Арабия”; при осмотре оказалось, что он идет в Иокогаму с контрабандным грузом; судно направили во Владивосток. К полуночи 10 июля крейсера подошли ко входу в Токийский залив; на утро показались японские берега. Здесь был встречен и подвергнут досмотру английский пароход “Найт Коммендер”, шедший из Шанхая в Иокогаму и Кобэ с контрабандным грузом. Пароход был потоплен, так как на нем не оказалось угля для того, чтобы дойти до Владивостока. В этот же день было уничтожено несколько шхун, германский пароход “Теа”, следовавший с контрабандным грузом, и к концу дня был захвачен английский пароход “Калхас”, который после досмотра был направлен во Владивосток. Вечером крейсера повернули на север, так как угля оставалось только на обратный путь.

Командующий отрядом крейсеров решил возвращаться в свою базу снова через Сангарский пролив, несмотря на то, что Камимура мог его встретить н у входа в Японское море и дальше на всем протяжении до Владивостока. Но японский адмирал, видимо, решил, что русские, обойдя Японию с юга, попытаются соединиться с порт-артурской эскадрой. Он ждал их у мыса Шантунг в Желтом море.

Факт появления русских кораблей в Тихом океане, у берегов Японии, всколыхнул весь мир. В торговых кругах началась паника, на поход крейсеров активно реагировала мировая биржа, резко возросли фрахты, некоторые крупные пароходные компании прекратили рейсы в Японию и т.д.

29 июля во Владивостоке была получена телеграмма от адмирала Алексеева (еще не знавшего о результатах морского боя 28 июля) о том, что порт-артурская эскадра вышла в море и сражается с неприятелем; крейсера должны были немедленно выйти в Корейский пролив. Целью похода отряда была встреча с эскадрой Витгефта и оказание ему помощи. Задача для крейсеров была изложена в инструкции, в которой говорилось, что намерения Витгефта неизвестны, т.е. неясно, пойдет ли он через Цусимский пролив или вокруг Японии, неизвестно и точное время его выхода в море, поэтому трудно определить, состоится ли встреча крейсеров с эскадрой и когда и где это может произойти; если встреча произойдет, то это будет предположительно к северу от Корейского пролива. Южнее параллели Фузана крейсерам заходить запрещалось. Далее в инструкции говорилось, что если крейсера встретятся с Камимурой, то обязаны отходить на Владивосток, увлекая японцев за собой: никакими иными задачами крейсера отвлекаться не должны.

Утром 30 июля “Россия”, “Громобой” и “Рюрик” вышли в море. В ночь на 31 июля они шли 12-узловым ходом в кильватерной колонне, днем развернулись в строй фронта с интервалом 30-50 каб., чтобы как можно большее пространство охватить наблюдением и не разойтись с порт-артурской эскадрой. Командующий отрядом, по своим расчетам, предполагал встретить Витгефта в середине дня 31 июля примерно на траверзе о. Дажелет. Но его расчеты не оправдались. Миновав Дажелет и выйдя на параллель Фузана ранним утром 1 августа, командующий отрядом крейсеров, как ему было приказано, решил в этом районе ждать порт-артурские корабли.

Крейсер 1 ранга "Россия"
(1897 г.)
С 1907 г. - броненосный крейсер


Начало светать. В 4 часа 50 мин. сигнальщики на “России” внезапно увидели во мгле силуэты четырех кораблей, шедших параллельным курсом с отрядом. Через несколько минут были опознаны крейсера “Идзума”, “Токива”, “Адзума” и “Ивате”. Неприятель находился примерно в 8 милях севернее, следовательно, русские оказались отрезанными от Владивостока и боя нельзя было избежать. Обе стороны начали маневрировать. Японцы, имея превосходство в силе, большую на 3 узла скорость и лучшие условия для ведения огня, стремились навязать бой.

Когда корабли сблизились до 60 каб., японцы около 5 час. 20 мин. открыли огонь. На русских крейсерах взвились стеньговые флаги, и из орудий левого борта “России” и “Громобоя” был открыт ответный огонь. После первых же залпов раздались сильные взрывы на “Ивате” и на “Адзуме”. Бой начался удачно для русских. Позднее из японских сообщений стало известно, что тяжелый снаряд проник в батарею “Ивате”, разбив при этом три 152- и одно 75-мм орудие.

Скоро снаряды неприятеля накрыли русские корабли, появились убитые и раненые. На четырнадцатой минуте боя начался сильный пожар на “Рюрике”, крейсер вышел из строя, но ненадолго, пожар быстро потушили. Около 6 часов к японцам подошел легкий крейсер “Напива”. В это время русские крейсера изменили курс и пошли на северо-запад; японские корабли, в свою очередь, легли на параллельный курс.

В 6 час. 28 мин. “Рюрик”, шедший концевым, поднял сигнал: “Руль не действует”. Для русских это был серьезный удар, так как по силе бортового залпа “Рюрик” был сильнейшим в отряде. “Россия” и “Громобой” повернули на помощь к подбитому крейсеру. Около двух часов они вели бой, чтобы дать возможность “Рюрику” исправить повреждение, но напрасно.

Ввиду того что поврежденному кораблю помочь было нельзя, а наоборот, можно было потерять и два других крейсера, командующий отрядом крейсеров повернул во Владивосток, рассчитывая, что японцы будут его преследовать и оставят в покое “Рюрик”, команда которого, воспользовавшись этим, исправит повреждения. Камимура действительно пошел за русскими крейсерами, но оставил легкие крейсера “Нанива” и “Такачило” для того, чтобы добить “Рюрика”. “Россия” и “Громобой” пошли на север; Камимура преследовал их, пытаясь прижать к корейскому берегу.

Сражение закончилось неожиданно; в 10 часов головной крейсер противника круто повернул и прекратил огонь, за ним последовали и остальные корабли.

Камимура отказался продолжать преследование из-за потерь среди личного состава, нехватки снарядов и повреждений кораблей. На решение о прекращении боя безусловно повлияло и то, что он, зная о сражении в Желтом море и не имея сведений о его результатах, должен был быть готовым в любую минуту поспешить на помощь Того или же вступить в бой с прорвавшимися из Порт-Артура русскими кораблями.

В это время “Рюрик” продолжал вести бой с двумя японскими крейсерами “Такачихо” и “Нанива”, но постепенно его огонь ослабевал, и в конце концов корабль замолчал: все орудия его оказались подбитыми, почти все комендоры были убиты или ранены. Командир крейсера капитан 1 ранга Трусов и старший офицер капитан 2 ранга Хлодовский умерли от ран. Из 22 офицеров остались невредимыми семь человек; чуть ли не половина всего экипажа выбыла из строя.

Когда к “Рюрику” приблизились возвратившиеся из погони четыре крейсера Камимуры, лейтенант Иванов, вступивший в командование, опасаясь захвата корабля в плен, решил взорвать его. Выполнить это оказалось невозможным; часть бикфордовых шнуров погибла во время боя, а другая часть их находилась в затопленном водой рулевом отделении. Тогда Иванов приказал открыть кингстоны.

На глазах неприятеля “Рюрик” медленно погружался и в половине одиннадцатого часа скрылся под водой. Устарелый и слабо бронированный, он пять часов вел бой. Поведение его команды было героическим.

Так 1 августа закончился бой в Японском море. По данным японцев, на кораблях Камимуры было 44 убитых и 71 раненый. По другим источникам, только на “Ивате” одним снарядом было убито 40 человек и ранено 37. Флагманский корабль Камимуры “Идзума” имел до 20 пробоин; крейсер “Адзума” получил 10 снарядов, “Токива” — несколько снарядов и т.д.

Оценивая действия владивостокских крейсеров; нужно сказать, что они имели на театре против себя более сильного противника, но тем не менее нанесли его торговому флоту некоторые потери и отвлекли на себя часть броненосных крейсеров флота противника с главного театра из-под Порт-Артура. Крейсера, однако, не были использованы для длительного и постоянного воздействия на путях сообщения противника, против перевозок войск, военных материалов и припасов. Они для этого не были подготовлены и действовали без четко разработанного плана и без взаимодействия с порт-артурской эскадрой.

Отдельный отряд крейсеров флота Тихого океана

Отряд крейсеров на рейде во Владивостоке

Общие данные

Численный состав

Военные конфликты

Владивосто́кский отря́д крейсеро́в (Отдельный отряд крейсеров флота Тихого океана) созданый весной 1903. С началом Русско-японской войны 1904-1905 выполнял задачи по морской обороне Владивостока и нарушению морских коммуникаций противника в Японском море. В состав отряда входили броненосные крейсера «Россия », «Громобой » и «Рюрик », бронепалубный крейсер «Богатырь » и вспомогательный крейсер «Лена». За время действия отряд потопил 10 транспортов и 12 шхун, захватил 4 транспорта и 1 шхуну. После расформирования Владивостокского отряда, крейсера, в марте 1906, прибыли на Балтику и вошли в состав Балтийского флота .

История

Решение о создании

Формирование отряда крейсеров с базированием на Владивосток в качестве самостоятельно действующего соединения было предусмотрено ещё в марте 1901 года. В состав отряда, помимо крейсеров «Россия», «Громобой» и «Рюрик» в разное время входили и другие крейсера («Адмирал Нахимов» , «Варяг », «Аскольд»).

Решение в 1901-1903 годах о создании отделения крейсеров в самостоятельный отряд мотивировалось следующим:

  1. Броненосные крейсера не линейные суда и построены специально для крейсерской войны. Эффект их действия на широком театре должен быть значительно большим, чем в составе эскадры.
  2. Отвлекая на себя 6 японских броненосных крейсеров, отряд будет ослаблять перевес главных сил японского флота над русским.
  3. Рейдирование вдоль побережья противника, тем самым нарушая снабжения войск противника на континентальном театре военных действий.

Это являлось одновременно и задачами, которые были поставлены перед отрядом.

Правильность такого выделения лучших крейсеров в отдельный отряд подтвердилось опытом русско-японской войны.

Формирование

Эскадренный броненосец «Цесаревич»

Окончательный состав Тихоокеанской эскадры был объявлен на совещании в Порт-Артуре 17 апреля 1903 года. По итогам этого совещания морские сила на Дальнем Востоке распределялись следующим образом:

1. «Боевая эскадра» базирующаяся в Порт-Артуре (I и II отделения броненосцев, отряды дальних и ближних разведчиков (крейсера), 1-й отряд эскадренных миноносцев) и оборонительный отряд.

2. Отдельный крейсерский отряд и оборонительный отряд базирующиеся во Владивостоке.

Кроме этого были сформированы группы вспомогательных судов (транспорты) с базированием в Порт-Артуре и Владивостоке.

В состав отдельного крейсерского отряда во Владивостоке должны были войти броненосные крейсера «Россия» (флаг 1-го младшего флагмана эскадры), «Громобой» и «Рюрик», бронепалубный крейсер «Богатырь» и пароходы Добровольного флота «Москва» и «Херсон». Помимо обозначенных кораблей в состав отряда Владивостока входили: канонерские лодки «Кореец », «Манджур» , «Бобр » и «Сивуч» , минный транспорт «Алеут» , военные транспорты «Камчадал» и «Якут», миноносцы № 201, 202 и 209, а так же шесть миноносок.

В июле-августе во Владивосток прибыли переведенные крейсерами «Боярин » и «Рюрик» еще 6 номерных миноносцев, однако канонерские лодки и 20-и узловый пароход «Москва» во Владивосток так и не попали. Одновременно «Херсон» (переименованный в «Лену») из-за дефектов котлов не смог развивать полную 19,5 узловую скорость, что отразилось в не лучшую сторону на первоначальных планах использования отряда.

Броненосный крейсер «Россия»

Заложен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге 20 мая 1895 года. Спущен на воду 30 апреля 1896 года. Вступил в строй 13 сентября 1897 года. Переведен с Балтийского моря на Дальний Восток в состав I-ой Тихоокеанской эскадры. Флагман Владивостокского отряда крейсеров.

Водоизмещение 12580 тонн. Вооружение - 4 - 203/45, 22 - 152/45, 24 - 75/50, 12 - 47/43, 18 - 37 мм, 2 - 64 мм дес., 5 НТА. Скорость - 19.74 узла , дальность плавания 7740 миль. Экипаж 28 офицеров и 811 матросов.

Броненосный крейсер «Громобой»

Заложен 14 июля 1897 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Спущен на воду 26 апреля 1889 года. Вступил в строй в октябре 1900 года. Во время русско-японской войны входил в состав Владивостокского отряда крейсеров.

Водоизмещение 12455 т. Размеры: 146.6/144.2/140.6x20.9x7.9 м. Вооружение первоначальное - 4 - 203/45, 16 - 152/45, 24 - 75/50, 12 - 47 мм, 18 - 37 мм, 2 - 64 мм дес., 4 ПТА. Скорость 20.1 узла; дальность плавания 8100 миль. Экипаж 28 офицеров и 846 матросов.

Броненосный крейсер «Рюрик»

Неофициальная постройка началась на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге в сентябре 1889 года. Официально заложен 19 мая 1890 года. Спущен на воду 22 октября 1892 года. Вступил в строй 16 октября 1895 года. Переведен с Балтийского моря на Дальний Восток в состав I-ой Тихоокеанской эскадры. Входил во Владивостокский отряд крейсеров.

Водоизмещение 11930 т. Размеры: 132.6x20.4x8.3 м. Вооружение - 4 - 203/35, 16 - 152/35, 6 - 120/45, 6 - 47/43, 10 - 37 мм, 2 - 64 мм дес., 6 НТА. Скорость 18.84 узла; дальность плавания 7790 миль. Экипаж 27 офицеров и 692 матроса

Бронепалубный крейсер «Богатырь»

Заложен в декабре 1898 года в Штеттине (Германия) на верви фирмы «Вулкан». Спущен на воду 17 января 1901 года. Во время русско-японской войны входил во Владивостокский отряд крейсеров. 2 мая 1904 года в тумане выскочил на прибрежные камни у мыса Брюса в Амурском заливе и, получив пробоину в корпусе, лег на грунт. 18 июня 1904 года снят с мели и введен в док для ремонта, где и оставался до конца войны.

Водоизмещение 6650 т. Размеры: 134,1x16.6x6.3 м. Вооружение 12 - 152/45, 12 - 75/50, 8 - 47 мм, 2 - 37 мм, 2 - 64 мм (дес), 2 НТА, 2 ПТА. Скорость на испытаниях до 23,55 узла; дальность плавания 4900 миль. Экипаж 23 офицера и 550 матросов.

При проектировании и постройке все эти крейсера были рассчитаны для рейдерских действий на океанских путях сообщения противника. Из-за этого для увеличения дальности плавания они обладали относительно слабым бронированием бортов и несовершенной защитой палубной артиллерии.

Наименования отряда

Приказ о формировании отряда был подписан 7 июня 1903 года. В котором было дано ему первое имя: «Отряд крейсеров эскадры Тихого океана».

После начала Русско-японской войны начальнику эскадры были присвоены права командующего флотом. В следствии чего отряд 25 февраля 1904 года был преобразован в «Отдельный отряд крейсеров флота Тихого океана».

12 мая 1904 года была изменена структура флота и отряд получил новое название: «Отдельный отряд крейсеров 1-й эскадры флота Тихого океана».

20 декабря 1904 года, после гибели остатков эскадры в Порт-Артуре, отряду владивостокских крейсеров было дано новое имя «Отряд крейсеров в Тихом океане».

Боевые действия

Первый поход (27 января - 1 февраля 1904 года)

В ночь с 26 на 27 января 1904 года был получен приказ от командования, который гласил: "Отряду начать военные действия и нанести возможно более чувствительный удар и вред сообщениям Японии с Кореей." Корабли заранее были подготовлены к боевым действиям и в тот же день вышли в море. Но поход был не особо удачным, несмотря на отсутствие серьезных сил противника. За время похода потопили только один пароход IJN Nakanoura-Maru (1084 тонн) и еще один обстреляли. Разыгравшийся в море шторм вынудил вернутся в порт базирования.

Второй поход (11 - 14 февраля 1904 года)

Следующий выход в море состоялся 11 февраля 1904 года. Районом второго похода было побережье от границы с Кореей до порта Гензан. Но этот поход был еще менее результативен - кроме мелких каботажных судов, крейсера никого не встретили.

Третий поход (24 февраля - 1 марта 1904 года)

Выйдя в море 24 февраля, отряд опять направился к берегам Кореи, в порты к бухты, расположенные в Корейском заливе и к северу от него, а также на подходы к ним от берегов Японии, в частности, от портов залива Вакаса.

По итогам очень поверхностного осмотра ряда бухт на побережье Кореи,командующий отрядом Рейценштейн донес наместнику следую информацию: "Двукратное крейсерство дало право предполагать, что присутствие здесь нашего отряда не помешает японцам вести операции в Японском море; они их тут и не ведут. Войск в Гензан не перевозят, торговли и перевозки грузов у корейского берега нет; пройдя по всему берегу Кореи, видя все бухты ясно, не усмотрено ни одной сигнальной станции, что тоже подтверждает отсутствие операций".

Бомбардировка Владивостока японскими крейсерами (6 марта 1904 года)

Но даже столь малых успехов отряда хватило, чтобы встревожить главную ставку японцев, которая решила предпринять ответные действия против отряда. Адмирал Камимура с эскадрой в составе пяти броненосных и двух бронепалубных крейсеров вошел 6 марта 1904 года в Уссурийский залив и обстрелял Владивосток. Отряд Владивостокских крейсеров сразу после начала обстрела города начал сниматься с якорей , но выход из бухты был осложнен ледовой обстановкой и минными заграждениями. По выходу в Уссурийский залив корабли увидели на горизонте только лишь дымы японской эскадры, поэтому преследовать ее не стали и вернулись на рейд. Результатом обстрела стала гибель одной женщины и ранение пяти матросов.

Бездействие (1 марта - 9 апреля 1904 года)

В числе первых мер, предпринятых С.О. Макаровым по повышению боеспособности и активизации действий флота , приказом от 24 февраля было назначение начальником отряда Владивостокских крейсеров контр-адмирала К.П. Иессена . И перед Иессеном была поставлена новая задача для отряда: активно препятствовать переброске войск противника из Японии в Корею.

Но Иессен по ряду причин не мог приступить к выполнению приказаний:

  1. Необходимо было время на освоение новых для него частей и на соответствующую их боевую подготовку.
  2. Необходимо было выбрать направление, по которому крейсерскому отряду следовало произвести удар. Для этого требовались достоверные сведения о намерениях и действиях японского флота.

Однако, сведения о противнике, которыми располагало русское командование в этот период, были весьма разноречивыми.

Четвертый поход (10 - 14 апреля 1904 года)

Но из-за ледовой обстановки отряд смог выйти в море только 10 апреля уже после гибели Макарова. Отряд направился к корейским берегам для нападения на порт Гензан. Но Иессену было не известно,что 9 апреля, адмирал Камимура направил свою эскадру на Владивосток, после захода в тот же Гензан для пополнения запасов воды и угля. В донесениях отмечается, что на море стоял густой туман. Утром 12 апреля отряд войдя в бухту Гензана потопил стоявший на рейде пароход IJN Goyo-Maru, после днем потопили каботажное судно IJN Haginura-Maru. Затем отряд пошел к Сангарскому проливу. В 22 часа 20 минут на пути владивостокского отряда оказался транспорт IJN Kinsu-Maru. Он так же был потоплен. После этого командир отряда, имея на борту крейсеров многочисленных пленных с потопленных пароходов, принял решение возвращаться во Владивосток.

Второй подход эскадры Камимуры к Владивостоку (16 апреля 1904 года)

Адмирал Х. Камимура

15 апреля 1904 года Японская эскадра приблизилась к острову Шкота, где находилась некоторое время, производя сигналы, затем ушла на юг. 16 апреля эсминцы IJN Sirakumo, IJN Asasivo, IJN Akatsuki и IJN Asagiri поставили три минных банки на входе Уссурийский залив. Русские крейсеры в море не выходили из опасения наткнуться на мины. Для наблюдения за японскими кораблями были посланы восемь русских миноносцев. Траление японских минных банок было организовано очень плохо. Из-за этого 4 июля в Уссурийском заливе подорвался на мине и затонул миноносец №208.

Авария крейсера «Богатырь» (2 мая 1904 года)

2 мая 1904 года крейсер «Богатырь» наскочил на скалы у мыса Брюса в заливе Славянка. Вскоре крейсер был снят с камней и поставлен в док на ремонт. Но из-за плохо оборудованного порта и нехватки материалов для ремонта, крейсер простоял в доке до конца войны.

Пятый поход (30 мая - 7 июня 1904 года)

В следующий раз крейсера вышли в море и направились к восточному проходу Корейского пролива только 30 мая. 1 июня отряд вышел к о. Цусима, где находились главные пути сообщения Японии и где в бухте Озаки находилась база адмирала Камимуры. В тот же день были потоплен «Громобоем» пароходы IJN Idzuma-Maru и IJN Hitachi-Maru. IJN Hitachi-Maru перевозил 1095 солдат и офицеров Японской армии, 320 лошадей и 18 тяжелых 11-дюймовых гаубиц, которые предназначались для обстрела Порт-Артура. Еще один транспорт IJN Sado-Maru (с 1350 солдатами и офицерами, был остановлен предупредительными выстрелами с «Рюрика». Японские офицеры отказались сдаться в плен и русским ничего не оставалось как потопить тарнспорт, что и было сделано. Отряд крейсеров ушел в Японское море. Камимура, который был на базе,получил донесение об русском отряде, вышел на его поиски. Но безрезультатно. 3 июня Русские крейсера досмотрели английский пароход Allanton, шедший с контрабандным грузом в Японию.

6 июня русские крейсера вернулись из удачного рейда во Владивосток. Камимура так же вернулся на свою базу.

Шестой поход (15 - 20 июня 1904 года)

15 июня отряд вновь пошел на Гензан. Для того, чтобы достичь больших успехов в походе, к отряду присоединились вспомогательный крейсер «Лена» и восемь номерных миноносцев. 17 июня отряд вошел в Гензан и потопил, стоящую на рейде шхуну IJN Seiho-Maru и каботажный пароход IJN Koun-Maru, потеряв при этом из-за аварии один миноносец. После этого «Лена» с миноносцами отправились во Владивосток, а крейсера в Корейский пролив. Но встретив в районе Цусимы эскадру Камимуры, отряд, не принял боя и отошел. 19 июня на пути к родным берегам был задержан и доставлен во Владивосток английский пароход Cheltenham, который перевозил лес для строившейся железной дороги Фузан - Сеул - Чемульпо. 20 июня отряд вошел в порт Владивостока.

Седьмой поход (4-19 июля 1904 года)

Активные действия Владивостокского отряда крейсеров под командованием Иессена вынудили Японское правительство основную часть транспортов с войсками и военными грузами направлять в Корею и Маньчжурию через Желтое море. Из-за этого был получен приказ от Алексеева следовать на восточное побережье Японии для активных действий на путях сообщения с Америкой.

7 июля 1904 года отряд крейсеров через Сангарский пролив вышл в Тихий океан и повернул на юг. 9 июля крейсера был досмотрен английский пароход Arabiya; на нем оказался контрабандный груз; судно отправили во Владивосток. 10 июля крейсера подошли ко входу в Токийский залив. Тут был досмотрен, с контрабандным грузом, и потоплен, из-за отсутствия возможности дойти до Владивостока, английский пароход Night Commender. В этот же день было потоплено несколько шхун, германский пароход Tea, следовавший с контрабандой, а так же захвачен английский пароход Kalhas, который после досмотра был отправлен во Владивосток. После этого крейсера направились обратно во Владивосток. 19 июля крейсера прибыли во Владивосток.

Действия русских кораблей в Тихом океане, у берегов Японии, взбудоражили весь мир. Очень активно на действия наших крейсеров отреагировала мировая биржа, очень сильно выросла цена на фрахты, но даже высокая стоимость не смогла остановить некоторые компании от отказа выполнять рейсы к берегам Японии.

Восьмой поход (30 июля - 4 августа). Бой в корейском проливе (1 августа 1904 года)

29 июля от адмирала Алексеева пришла телеграмма во Владивосток (который еще не знал о результатах трагического боя 28 июля)гласившая о приказе крейсерам немедленно следовать в Корейский пролив. Цель данного похода для отряда была встреча с эскадрой Витгефта с оказание ему помощи. Но в телеграмме не было указано каким путем пойдет отряд Витгефта, а так же неизвестно и точное время его выхода в море. Поэтому, сообщалось, что предположительно встреча должна произойти к северу от Корейского пролива. Южнее параллели Фузана крейсерам заходить запрещалось. По инструкции, при встрече с Камимурой, крейсера должны отходить во Владивосток, увлекая японцев за собой. Ни на какие другие задачи крейсера, во время похода, отвлекаться не должны.

Ранним утром 30 июля «Россия», «Громобой» и «Рюрик» вышли из Владивостока. Утром 1 августа в южной части Корейского пролива, как и было написано в приказе, отряд крейсеров остановился для ожидания эскадры Витгефта.

Крейсер IJN Iwate

Когда начало светать, в 4 часа 50 минут, сигнальщиками с «России» были замечены четыре корабля, которые шли параллельно с отрядом. Вскоре были опознаны крейсера IJN Izumo , IJN Tokiwa , IJN Azuma и IJN Iwate . Корабли противника отрезали отряду путь к отступлению на Владивосток. Бой был неминуем.

Бой начался в 5 часов 20 минут. Первыми открыли огонь Японские крейсера. Вскоре ответные залпы последовали с «России» и «Громобоя». Тут же прозвучали сильные взрывы на IJN Iwate и на IJN Azuma. Начало боя осталось за Русскими крейсерами. Как стало известно в последствии,попадание тяжелого снаряда в IJN Iwate, разбило три 152-мм и одно 75-мм орудие.

Но в скором времени и Японские артиллеристы пристрелялись и начались попадания в русские корабли, появились убитые и раненые. Примерно на четырнадцатой минуте боя на «Рюрике» начался пожар. Пожар вывел крейсер из строя, но ненадолго. Вскоре пожар потушили. Через минут 40 после начала боя, к японцам на подмогу подошел легкий крейсер IJN Naniwa. Русские крейсера изменили курс движения и пошли на северо-запад; японские корабли, в свою очередь, легли на параллельный курс.

Примерно через час с начала сражения «Рюрика» постигла судьба, которую ему предсказывали эксперты сразу по вступлению на службу, японский снаряд, попав в незащищенное румпельное отделение, вывел из строя рулевое управление. И на крейсере был поднял сигнал: «Руль не действует». Крейсера «Россия» и «Громобой» развернулись, чтобы помочь подбитому «Рюрику». Но исправить повреждение на «Рюрике» не смогли.

Видя, что поврежденному крейсеру помочь нет возможности, а наоборот, можно было потерять и два других крейсера, командующий отрядом крейсеров принял решение прорываться во Владивосток. Камимура, со своим отрядом, преследовал русские крейсера, но легкие крейсера IJN Naniwa и IJN Takachiho остались, чтобы сражаться с обездвиженным «Рюриком».

Сражение закончилось примерно в 10 часов утра, корабли противника прекратили огонь и легли на обратный курс.

На такое решение Камимуры оказали влияние следующие факторы: потери среди личного состава; нехватка снарядов и повреждение кораблей. Кроме того, он не знал о результатах сражения в Желтом море и должен был быть готов в любой момент поспешить на помощь Того или начать бой с прорвавшейся из Порт-Артура Русской эскадрой.

Крейсер «Рюрик»

«Рюрик» продолжал вести бой японскими крейсерами IJN Naniwa и IJN Takachiho, но вскоре все его орудия были подбиты, почти весь командный состав был убит или ранен. Командир крейсера капитан 1 ранга Трусов и старший офицер капитан 2 ранга Хлодовский умерли от ран. Из 22 офицеров остались невредимыми семь человек; почти половина всего экипажа выбыла из строя.

Когда к «Рюрику» начали приближаться возвратившиеся из погони крейсера Камимуры, лейтенант Иванов, вступивший в командование, дабы не допустить захвата корабля, решил его затопить, открыв кингстоны.

Согласно данным с Японских крейсеров в половине одиннадцатого часа крейсер «Рюрик» полностью скрылся под водой. Устарелый и слабо бронированный, он пять часов вел бой с превосходящими его кораблями противника. Поведение его команды было героическим.

По официальным данным японцев, на кораблях Камимуры было 44 убитых и 71 раненый . Но по другим источникам, только на IJN Iwate одним снарядом было убито 40 человек и ранено 37. Флагманский корабль IJN Izuma имел до 20 пробоин; крейсер IJN Azuma получил 10 снарядов, IJN Tokiwa - несколько снарядов.

Последние действия (август 1904 - ноябрь 1905)

Бой в Корейском проливе был фактически последним активным боевым действием отряда. Из-за слабых мощностей ремонтной базы Владивостокского порта ремонт серьезных повреждений на «России» и «Громобое» растянулся на длительное время.

13 октября 1904 года крейсер «Громобой» сразу после ремонта напоролся на скалы при переходе в залив Посьет и всю зиму простоял в доке на ремонте.

Весной 1905 года отряд совершил небольшой набег на Хоккайдо и потопил там шхуны IJN Yaya-Maru, IJN Senrio-Maru, IJN Koyo-Maru и IJN Hokuzey-Maru.

Летом 1905 года ввиду реальной угрозы распространения войны на материковую часть России (в июле 1905 года японцами был захвачен Сахалин) и создания объединённого командования обороной края во главе с комендантом Владивостокской крепости генералом Г.Н. Казбеком отряд крейсеров подчинили начальнику Отдельного отряда судов, назначенных для охраны вод Уссурийского края (во главе с командиром Владивостокского порта, контр-адмирала Н.Р. Греве).

11 ноября 1905 года, в соответствии с предписанием Генерального морского штаба (от 11 октября), отряд крейсеров вышел в европейскую часть России. 30 марта 1906 года по прибытии в Либаву штаб отряда закончил кампанию, а сам отряд был расформирован.

Заключение

Владивостокский отряд крейсеров не в полной мере оправдал надежды, которые на него возлагали в Адмиралтействе. Но все же, за все время рейдирования отрядом было потоплено 3 японских транспорта, 5 японских пароходов, 1 английский пароход, 1 немецкий пароход и 14 парусных шхун. Кроме того, было захвачено 4 иностранных парохода (2 из которых были позже отпущены) и 1 японская шхуна.

Но опыт рейдирования на коммуникациях противника во время Русско-японской войны был положен в основу Германского плана действий их рейдеров (вспомогательных крейсеров) в самом начале Первой Мировой войны.

Атака японских миноносцев русской эскадры.

В ночь с 8 на 9 февраля (с 26 на 27 января) 1904 года 10 японских миноносцев внезапно атаковали русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура. Эскадренные броненосцы «Цесаревич» , «Ретвизан» и крейсер «Паллада» получили тяжелые повреждения от взрывов японских торпед и чтобы не затонуть выбросились на мель. Ответным огнем артиллерией русской эскадры были повреждены японские эсминцы IJN Akatsuki и IJN Shirakumo . Так началась Русско-японская война.

В этот же день японские войска начали высадку десанта в районе порта Чемульпо. При попытке выйти из порта и направиться в Порт-Артур канонерская лодка «Кореец» была атакована японскими миноносцами, вынудившими ее вернуться обратно.

9 февраля (27 января) 1904 года произошел бой при Чемульпо. В результате которого, ввиду невозможности прорыва, были своими экипажами затоплен крейсер «Варяг» и взорвана канонерская лодка «Кореец».

В тот же день, 9 февраля (27 января) 1904 года, адмирал Иессен вышел во главе Владивостокского отряда крейсеров в море, чтобы начать военные действия для нарушения транспортного сообщения Японии с Кореей.

11 февраля (29 января) 1904 года под Порт-Артуром недалеко от островов Сан-шан-тао на японской мине подорвался русский крейсер «Боярин» .

24 февраля (11 февраля) 1904 года японский флот пытался закрыть выход из Порт-Артура путем затопления 5 судов, груженных камнем. Попытка оказалась неудачной.

25 февраля (12 февраля) 1904 года два русских эсминца «Бесстрашный» и «Внушительный» при выходе на разведку наткнулись на 4 японских крейсера. Первому удалось уйти, а второй был загнан в Голубую бухту, где был затоплен по приказу капитана М. Подушкина.

2 марта (18 февраля) 1904 года по приказу Морского Генерального штаба Средиземноморская эскадра адмирала А. Вирениуса (броненосец «Ослябя» , крейсера «Аврора» и «Дмитрий Донской» и 7 миноносцев), направлявшаяся в Порт-Артур, была отозвана в Балтийское море.

6 марта (22 февраля) 1904 года японская эскадра обстреляла Владивосток. Урон был незначителен. Крепость была переведена на осадное положение.

8 марта (24 февраля) 1904 года в Порт-Артур прибыл новый командующий русской Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал С. Макаров , сменивший на этом посту адмирала О. Старка.

10 марта (26 февраля) 1904 года в Желтом море, при возвращении из разведки в Порт-Артур, был потоплен четырьмя японскими миноносцами (IJN Usugumo , IJN Shinonome , IJN Akebono , IJN Sazanami ) русский миноносец «Стерегущий» , а «Решительному» удалось вернуться в порт.

Русский флот в Порт-Артуре.

27 марта (14 марта) 1904 года была сорвана вторая попытка японцев блокировки входа в гавань Порт-Артура путем затопления брандеров.

4 апреля (22 марта) 1904 года японские броненосцы IJN Fuji и IJN Yashima обстреляли Порт-Артур огонь из Голубиной бухты. Всего ими было произведено 200 выстрелов и орудий главного калибра. Но эффект был минимален.

12 апреля (30 марта) 1904 года японскими миноносцами был потоплен русский миноносец «Страшный».

13 апреля (31 марта) 1904 года на мине и затонул почти со всем экипажем во время выхода в море подорвался броненосец «Петропавловск» . В числе погибших был адмирал С. О. Макаров. Так же в этот день был поврежден взрывом мины и вышел из строя на несколько недель броненосец «Победа» .

15 апреля (2 апреля) 1904 года японские крейсера IJN Kasuga и IJN Nisshin обстреляли внутреннего рейда Порт-Артура перекидным огнем.

25 апреля (12 апреля) 1904 года Владивостокский отряд крейсеров у берегов Кореи потопил японский пароход IJN Goyo-Maru , каботажное судно IJN Haginura-Maru и японский военный транспорт IJN Kinsu-Maru , после чего направился во Владивосток.

2 мая (19 апреля) 1904 года японцами, при поддержке канонерок IJN Akagi и IJN Chōkai , миноносцев 9-й, 14-й и 16-й миноносных флотилий, была предпринята третья и последняя попытка заблокировать вход в гавань Порт-Артура, на этот раз использовав 10 транспортов (IJN Mikasha-Maru , IJN Sakura-Maru , IJN Totomi-Maru , IJN Otaru-Maru , IJN Sagami-Maru , IJN Aikoku-Maru , IJN Omi-Maru , IJN Asagao-Maru , IJN Iedo-Maru , IJN Kokura-Maru , IJN Fuzan-Maru ) В результате им удалось частично перекрыть проход и временно сделать невозможным выход крупных русских кораблей. Это способствовало беспрепятсвенной высадки 2-й японской армии в Маньчжурии.

5 мая (22 апреля) 1904 года 2-я японская армия под командованием генерала Ясукаты Оку, численностью около 38,5 тысяч человек, начала высадку на Ляодунском полуострове, примерно в 100 километрах от Порт-Артура.

12 мая (29 апреля) 1904 года четыре японских миноносца 2-й флотилии адмирала И. Мияко приступили к тралению русских мин в заливе Керр. При выполнении поставленной задачи миноносец №48 подорвался на мине и затонул. В этот же день японские войска окончательно отрезали Порт-Артур от Манчжурии. Началась осада Порт-Артура.

Гибель IJN Hatsuse на русских минах.

15 мая (2 мая) 1904 года на минном заграждении, выставленном за день до этого минным заградителем «Амур», подорвались и затонули два японских броненосца IJN Yashima и IJN Hatsuse .

Так же в этот день у острова Эллиот произошло столкновение японских крейсеров IJN Kasuga и IJN Yoshino , в котором второй от полученных повреждений затонул. А у юго-восточного берега острова Канглу села на мель авизо IJN Tatsuta .

16 мая (3 мая) 1904 года при проведении десантной операции к юго-востоку от города Инкоу столкнулись две японские канонерские лодки. В результате столкновения затонула лодка IJN Oshima .

17 мая (4 мая) 1904 года на мине подорвался и затонул японский миноносец IJN Akatsuki .

27 мая (14 мая) 1904 года не далеко от города Дальний налетел на камни и был подорван своей командой русский миноносец «Внимательный». В этот же день японское авизо IJN Miyako подорвался на русской мине и затонул в бухте Керр.

12 июня (30 мая) 1904 года Владивостокский отряд крейсеров вышел в Корейский пролив для нарушения морских коммуникаций Японии.

15 июня (2 июня) 1904 года крейсер «Громобой» потопил два японских транспорта: IJN Idzuma-Maru и IJN Hitachi-Maru , а крейсер «Рюрик» двумя торпедами потопил японский транспорт IJN Sado-Maru . В общей сложности на трех транспортах находилось 2445 японских солдат и офицеров, 320 лошадей и 18 тяжелых 11-дюймовых гаубиц.

23 июня (10 июня) 1904 года Тихоокеанская эскадра контр-адмирала В. Витгофта предприняла первую попытку прорваться во Владивосток. Но при обнаружении японского флота адмирала Х. Того, не вступая в бой, вернулась в Порт-Артур. Ночью того же дня японские миноносцы предприняли безуспешную атаку на русскую эскадру.

28 июня (15 июня) 1904 года в море снова для нарушения морских коммуникаций противника вышел Владивостокский отряд крейсеров адмирала Иессена.

17 июля (4 июля) 1904 года возле острова Скрыплева подорвался и затонул на японском минном поле русский миноносец №208 .

18 июля (5 июля) 1904 года подорвался на мине русского минного заградителя «Енисей» в бухте Талиенвань и затонул японский крейсер IJN Kaimon .

20 июля (7 июля) 1904 года Владивостокский отряд крейсеров через Сангарский пролив вышли в Тихий океан.

22 июля (9 июля) 1904 года отрядом был задержан с контрабандным грузом и отправлен во Владивосток с призовой командой английский пароход Arabia .

23 июля (10 июля) 1904 года Владивостокский отряд крейсеров подошли ко входу в Токийский залив. Тут был досмотрен и потоплен английский пароход с контрабандным грузом Night Kommander . Также в этот день были потоплены несколько японских шхун и германский пароход Tea , шедший с контрабандным грузом в Японию. А захваченный позднее английский пароход Kalhas , после досмотра, был направлен во Владивосток. Крейсера отряда так же направились в свой порт.

25 июля (12 июля) 1904 года с моря к устью реки Ляохэ подошла эскадра японских миноносцев. Команда русской канонерской лодки «Сивуч», ввиду невозможности прорыва, после высадки на берег, взорвала свой корабль.

7 августа (25 июля) 1904 года японские войска впервые с суши обстреляли Порт-Артур и его гавани. В результате обстрела поврежден броненосец «Цесаревич» , легко ранен командующий эскадрой контр-адмирал В. Витгефт. Также получил повреждения броненосец «Ретвизан» .

8 августа (26 июля) 1904 года отряд кораблей в составе крейсера «Новик» , канонерской лодки «Бобр» и 15 миноносцев участвовал в бухте Тахэ в артобстреле наступающих японских войск, причинив большие потери.

Бой в Желтом море.

10 августа (28 июля) 1904 года при попытке прорыва русской эскадры из Порт-Артура во Владивосток произошел бой в Желтом море . Во время боя контр-адмирал В. Витгефт был убит, русская эскадра потеряв управление распалась. 5 русских броненосцев, крейсер «Баян» и 2 эсминца в беспорядке начали отходить в Порт-Артур. Прорвались сквозь японскую блокаду лишь броненосец «Цесаревич», крейсера «Новик», «Аскольд» , «Диана» и 6 эсминцев. Броненосец «Цесаревич», крейсер «Новик» и 3 эсминца направились в Циндао, крейсер «Аскольд» и эсминец «Грозовой» - в Шанхай, крейсер «Диана» - в Сайгон.

11 августа (29 июля) 1904 года Владивостокский отряд вышел на встрече русской эскадре, которая должна была прорываться из Порт-Артура. Броненосец «Цесаревич», крейсер «Новик», эсминцы «Бесшумный» , «Беспощадный» и «Бесстрашный» прибыли в Циндао. Крейсер «Новик», погрузив в бункера 250 тонн угля вышел в море с целью прорваться во Владивосток. В это же день в Чифу китайскими властями был интернирован русский эсминец «Решительный» . Так же 11 августа командой был затоплен поврежденный эсминец «Бурный» .

12 августа (30 июля) 1904 года в Чифу двумя японскими миноносцами был захвачен ранее интернированный эсминец «Решительный».

13 августа (31 июля) 1904 года в Шанхае был интернирован и разоружен поврежденный русский крейсер «Аскольд».

14 августа (1 августа) 1904 год в Корейском проливе четыре японских крейсера (IJN Izumo , IJN Tokiwa , IJN Azuma и IJN Iwate ) перехватили идущих на встречу Первой Тихоокеанской эскадре три русских крейсера («Россия» , «Рюрик» и «Громобой»). Между ними произошел бой, который вошел в историю под названием Бой в Корейском проливе . В результате сражения был потоплен «Рюрик», а других два русских крейсера с повреждениями вернулись во Владивосток.

15 августа (2 августа) 1904 года в Циндао немецкие власти интернировали русский броненосец «Цесаревич».

16 августа (3 августа) 1904 года во Владивосток вернулись поврежденные крейсера «Громобой» и «Россия». В Порт-Артуре было отклонено предложение японского генерала М. Ноги о сдачи крепости. В тот же день в Тихом океане русским крейсером «Новик» был остановлен и досмотрен английский пароход Seltic .

20 августа (7 августа) 1904 года у острова Сахалин произошел бой между русским крейсером «Новик» и японскими IJN Tsushima и IJN Chitose . В результате боя «Новик» и IJN Tsushima получили серьезные повреждения. Ввиду невозможности ремонта и опасности захвата корабля противником, командир «Новика» М. Шульц принял решение затопить корабль.

24 августа (11 августа) 1904 года в Сайгоне французскими властями интернирован русский крейсер «Диана».

7 сентября (25 августа) 1904 года из Санкт-Петербурга во Владивосток по железной дороге была отправлена подводная лодка «Форель» .

1 октября (18 сентября) 1904 года подорвалась на русской мине и затонула недалеко от острова Айрон японская канонерская лодка IJN Heiyen .

15 октября (2 октября) 1904 года из Либавы вышла на Дальний Восток 2-я Тихоокеанская эскадра адмирала З. Рожественского .

3 ноября (21 октября) подорвался на мине выставленной российским эсминцем «Скорый» и затонул в рядом с мысом Лунь-Вань-Тань японский эсминец IJN Hayatori .

5 ноября (23 октября) 1904 года на внутреннем рейде Порт-Артура после попадания японским снарядом сдетонировал боезапас русского броненосца «Полтава». В результате этого корабль затонул.

6 ноября (24 октября) 1904 года наскочила в тумане на скалу и затонула под Порт-Артуром японская канонерская лодка IJN Atago .

28 ноября (15 ноября) 1904 года из Санкт-Петербурга во Владивосток по железной дороге была отправлена подводная лодка «Дельфин» .

6 декабря (23 ноября) 1904 года японская артиллерия, установленная на днем ранее захваченной высоте №206, начала массированный обстрел русских кораблей, стоящих на внутреннем рейде Порт-Артура. К концу дня ими был потоплен броненосец «Ретвизан» и получил тяжелые повреждения броненосец «Пересвет» . Для сохранения целыми, броненосец «Севастополь» , канонерскую лодку «Отважный» и миноносцы, вывели из под японского огня на внешний рейд.

7 декабря (24 ноября) 1904 года, из-за невозможности ремонта после полученных повреждений от японского артобстрела, был затоплен экипажем броненосец «Пересвет» в западном бассейне гавани Порт-Артура.

8 декабря (25 ноября) 1904 года японской артиллерией были потоплены во внутреннем рейде Порт-Артура русские корабли - броненосец «Победа» и крейсер «Паллада» .

9 декабря (26 ноября) 1904 года японская тяжелая артиллерия потопила крейсер «Баян» , минный заградитель «Амур» и канонерскую лодку «Гиляк» .

25 декабря (12 декабря) 1904 года IJN Takasago в ходе патрулирования подорвался на мине, выставленной российским эсминцем «Сердитый», и затонул в Желтом море между Порт-Артуром и Чифу.

26 декабря (13 декабря) 1904 года на рейде Порт-Артура огнем японской артиллерии была потоплена канонерская лодка «Бобр».

Подводные лодки Сибирской флотилии во Владивостоке.

31 декабря (18 декабря) 1904 года во Владивосток из Санкт-Петербурга по железной дороге прибыли первые четыре подводные лодки типа «Касатка».

1 января 1905 года (19 декабря 1904 года) в Порт-Артуре по приказу командования экипажем были взорваны полузатопленные на внутреннем рейде броненосцы «Полтава» и «Пересвет» и на внешнем рейде был затоплен броненосец «Севастополь».

2 января 1905 года (20 декабря 1904 года) командующий обороной Порт-Артура, генерал А. Стессель, отдал приказ о сдаче крепости. Завершена осада Порт-Артура.

В этот же день, перед сдачей крепости, были затоплены клиперы «Джигит» и «Разбойник». 1-я Тихоокеанская эскадра была полностью уничтожена.

5 января 1905 года (23 декабря 1904 года) прибыла из Санкт-Петербурга во Владивосток по железной дороге подводная лодка «Дельфин».

14 января (1 января) 1905 года по приказу командира Владивостокского порта из подводных лодок «Форель» , .

20 марта (7 марта) 1905 года 2-я Тихоокеанская эскадра адмирала З. Рожественского прошла Малакский пролив и вошла в Тихий Океан.

26 марта (13 марта) 1905 года из Владивостока на боевую позицию к острову Аскольд вышла подводная лодка «Дельфин».

29 марта (16 марта) 1905 года вернулась во Владивосток из боевого дежурства у острова Аскольд подводная лодка «Дельфин».

11 апреля (29 марта) 1905 года во Владивосток были доставлены торпеды к русским подводным лодкам.

13 апреля (31 марта) 1905 года 2-й Тихоокеанская эскадры адмирала З. Рожественского прибыла в бухте Камрань в Индокитае.

22 апреля (9 апреля) 1905 года из Владивостока к берегам Кореи вышла в боевой поход подводная лодка «Касатка».

7 мая (24 апреля) 1905 года из Владивостока вышли для нарушения морских коммуникаций противника крейсера «Россия» и «Громобой».

9 мая (26 апреля) 1905 года в бухте Камрань соединились 1-й отряд 3-й Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Н. Небогатова и 2-я Тихоокеанская эскадра вице-адмирала З. Рожественского.

11 мая (28 апреля) 1905 года во Владивосток вернулись крейсера «Россия» и «Громобой». За время рейда ими было потоплено четыре японских транспортных корабля.

12 мая (29 апреля) 1905 года для перехвата японского отряда к бухте Преображения было направлено три подводные лодки - «Дельфин», «Касатка» и «Сом». В 10 часов утра недалеко от Владивостока у мыса Поворотный произошел первый бой с участием подводной лодки. «Сом» атаковал японские миноносцы, но атака закончилась безрезультатно.

14 мая (1 мая) 1905 года русская 2-я Тихоокеанская эскадра адмирала З. Рожественского вышла во Владивосток из Индокитая.

18 мая (5 мая) 1905 года во Владивостоке у причальной стенке от взрыва паров бензина затонула подводная лодка «Дельфин».

29 мая (16 мая) 1905 года в Японском море у острова Дажелет своей командой затоплен броненосец «Дмитрий Донской» .

30 мая (17 мая) 1905 года русский крейсер «Изумруд» сел на камни у мыса Орехова в заливе Святого Владимира и был взорван своей командой.

3 июня (21 мая) 1905 года на Филиппинах в Маниле американские власти интернировали русский крейсер «Жемчуг» .

9 июня (27 мая) 1905 года на Филиппинах в Маниле был интернирован американскими властями русский крейсер «Аврора» .

29 июня (16 июня) 1905 года в Порт-Артуре японскими спасателями поднят со дна русский броненосец «Пересвет».

7 июля (24 июня) 1905 года японские войска начали Сахалинскую десантную операцию по высадке десанта численностью 14 тысяч человек. В то время как русские войска насчитывали на острове всего 7,2 тысячи человек.

8 июля (25 июля) 1905 года в Порт-Артуре японскими спасателями поднят затопленный русский броненосец «Полтава».

29 июля (16 июля) 1905 года завершилась японская Сахалинская десантная операция капитуляцией русских войск.

14 августа (1 августа) 1905 года в Татарском проливе подводной лодкой «Кета» проведена безрезультатная атака на два японских миноносца.

22 августа (9 августа) 1905 года в Портсмуте начались переговоры между Японией и Россией при посредничестве США.

5 сентября (23 августа) в США в Портсмуте между Японской Империей и Российской Империей был подписан мирный договор. Согласно договору Япония получила Ляодунский полуостров, часть КВЖД от Порт-Артура до города Чанчунь и Южный Сахалин, Россия признала преобладающие интересы Японии в Корее и согласилась на заключение русско-японской рыболовной конвенции. Россия и Япония обязались вывести свои войска из Манчжурии. Требование Японии о репарациях было отклонено.

Корабли русского флота - участники Русско-японской войны. Наверное в истории России нет более досадного поражения.
Но именно поражение в этой войне наконец-то "дало по мозгам" русскому двору и коммандованию армией и флотом. Через 10 лет Россия ввяжется в новую кровавую бойню - Первую Мировую войну. И это станет концом империи.



Спуск нового корабля проходил в присутствии августейшей фамилии. В этот же день на воду был спущен еще один корабль, которому предстояло сыграть огромную роль в истории нашей страны и в жизни Николая II - 11 мая 1900 года на воду была спущена "Аврора" - последнего из трех крейсеров типа "Диана" и единственного отечественного корабля, дожившего, пусть и в капитально перестроенном виде, до наших дней.


команда покидает затопленный броненосец

возможно что на фото как раз катер под коммандованием мичмана Василева С. Н., прорвавшегося в последствии в порт Чифу


затопленная "Победа"


Корабль был спущен на воду в 1900 году, затоплен в Порт-Артуре в ночь с 19 на 20 сентября 1904 года. В последствии поднят японцами, восстановлен и введен в строй под именем "Суо" (по другим источникам "Суво"). Выведен из боевого ядра флота в 1922 году. Считается, в том же году было разобрано на металл. По другим источникам - использовалось в качестве блокшива до 1946 года.


Крейсер I ранга "Аврора"


Судьба этого корабля более чем затейлива - спущенный на воду в 1900 году - "Аврора" единственный корабль тех лет, доживший до наших дней. По крайней мере - единственный в России. До недавнего времени он числился в составе боевого ядра Балтийского флота. Корабль прославился тем, что 25 октября 1917 года дал холостой залп в сторону Зимнего дворца, ставшего сигналом к штурму оного и сигналом наступления целой эпохи в истории России. Совпадение или ирония судьбы - корабль спускался на воду в присутствии последнего русского императора и стал последним кораблем императорского русского флота, дожившего до наших дней.


Крейсер I ранга "Аврора" на вечной стоянке на Петровской набережной. Санкт-Петербург

1984 год, корабль ведут на ремонт. Свое место у Петровской набережной он займет только в 1987 году

Ораниенбаум, 1944 год. "Аврора" после многочисленных бомбежек села на грунт

в кронштадском доке, 1922 год

"Аврора" на ремонте у Франко-Русского завода в Санкт-Петербурге, 1917 год

"Аврора" в годы Первой Мировой Войны, Балтийское море

на рейде Манилы, 1905 год

"Аврора" на ходовых испытаниях, 1903 год


корпус "Авроры" после спуска на воду, 11 мая 1900 года


крейсер I ранга "Диана"

построен в 1896 года. Крейсер I ранга "Диана" стал первых в серии из трех однотипных кораблей, получивших названия из греческой и римской мифологии - Диана (римская богиня растительности), Аврора (греческая богиня утренней зари), Паллада (молочная сестра Афины, которая была убита Афиной еще в детстве. Хотя могла иметься ввиду и сама Афина Паллада ). В 1922 году корабль был продан в Германию и в 1925 году разобран на металл. Тогда же исключен из списков РККФ.

на Малом Кронштадском рейде


под обстрелом японской артиллерии, Порт-Артур, 1904 год


"Диана" в Алжире, 1909-1910 год


в доке


крейсер I ранга "Паллада"

Второй из трех крейсеров типа "Диана". Построен в 1899 году. 8 декабря 1904 года потоплен при обстреле осадной артиллерией. В 1905 году поднят японцами, восстановлен и включен в состав японского флота. С 1920 года - переоборудован в минный заградитель. 27 мая 1924 года потоплен во время показательной бомбардировка в честь юбилея Цусимского сражения.

крейсер "Паллада" под обстрелом японской артиллерии. По правому борту - ЭБР "Победа".


затонувшая "Паллада" в гавани Порт-Артура, 1904 год


крейсер "Паллада" (на заднем плане) и пароход "Ижора"


Эскадренный броненосец "Полтава"

Строительство начато в 1892 году, введен в строй - 1900 год. ЭБР "Полтава" стал головным кораблем серии из трех незначительно отличающихся друг от друга броненосцев. Одним из трех стал ЭБР "Петропавловск", подорвавшийся на мине в самом начале русско-японской войны. Вместе с кораблем погиб адмирал С. О. Макаров.
"Полтава" затонула в Порт-Артуре в 1904 году после обстрела японской осадной артиллерией. Поднят японцами в 1905 году, восстановлен и введен в строй как броненосец береговой обороны "Танго". В 1915 выкуплен Русским Адмиралтейством и вновь зачислен в состав русского флота под именем "Чесма". В марте 1918 года корабль был захвачен англичанами и использовался как плавучая тюрьма. При отходе из Архангельска интервенты бросили судно (1920 год). В 1921 году зачислен в состав Беломорской флотлии, сдан на слом в 1924 году.



в доке Кронштадта, 1900 год


"Полтава" и "Севастополь" у достроечной стенки


"Полтава" после вступления в строй


затонувшая "Полтава", Порт-Артур, 1904 год


в японском доке, 1905 год


Броненосец "Танго", 1909-1910 год


уже под именем "Чесма", Владивосток, 1916 год


в составе Беломорской флотилии, 1921 год


Эскадренный броненосец "Император Николай I"

Вступил в строй в 1891 году. В 1893 году совершил переход через Атлантику и участвовал в торжествах по случаю 400-летия открытия Америки. С 1893 по 1898 годы - служба на Средиземном море. Под командованием П. П. Андреева участвовал в Критской миротворческой операции. В 1898 году - под командованием С. О. Макарова переходит во Владивосток. В 1902 году возвращается на Балтику. В 1904 - обратно на Дальний восток. После боя 15 мая 1905 года сдан японцам по приказу адмирала Небогатова японцам. В японском флоте был поставлен на боевую службу под имени "Ики". Потоплен в качестве мишени в 19185 году во время учебных стрельб.


спуск на воду, 1889 год


в доке, 1895 год


после Цусимского боя


восстановительные работы, уже под именем "Ики"


"Ики" после вступления в строй


Бронепалубный крейсер I ранга "Светлана"

строился в Гавре. сдан в эксплуатацию в 1898 году. Потоплен во время Цусимского боя. В честь корабля имя "Светлана" получил легкий крейсер, заложенный на РБВЗ в 1913 году. Вторая "Светлана" после революции была переименована в "Профинтерн", с 1925 года - "Красный Крым". Затоплено судно было в 60-е годы при испытании ракетного оружия


на рейде с поднятыми флагами расцвечивания


в походе


вероятно снимок сделан у достроечной стенки


Броненосный крейсер "Россия"

Спущен на воду в 1895 году, сдан в эксплуатацию в 1897 году. Представляет собой дальнейшее развитие "Рюрика". В августе 1904 года в бою при острове Ульсан получил тяжелые повреждения, возвращен во Владивосток и в течении 1904-1905 годов использовался как плавучий форт в бухте Новик. В 1906 году пришел в Кронштадт, где проходил капремонт с 1906 по 1909 год. В 1909 году зачислен в первый отряд резерва, а с 1911 года - в отряд крейсеров Балтийского флота, переведен в Гельсингфорс. В 1917 году перешел в Кроншдатдт (Ледовый поход). С 1918 года - на консервации. В 1922 году списан и уведен в Германию на слом. Во время буксировки в сильный шторм был выброшен на банку Девельсей, в декабре 1922 года снят с мели и уведен на разборку в Киль. Превратность судьбы заключается в том, что во время испытаний в 1897 году крейсер выходил из Кронштадта в сильный шторм и был выброшен на мель недалеко от острова.


корпус крейсера после спуска на воду


в доке после Кронштадского инцедента


в доке во время капремонта 1906-1909 годов


крейсер в походе


после боя у острова Ульсан


крейсер в Гельсингфорсе


Эскадренный броненосец "Орел"

Спущен на воду в 1902 году. Сдан в эксплуатацию в 1904 году. В Цусимском бою получил 76 попаданий, но остался на плаву. Присоединился к отряду адмирала Небогатова и 10 мая 1905 года сдан в плен. Вступил в состав японского флота под названием "Ивами". Уничтожен при проведении стрельб в 1924 году.


спуск на воду


Кронштадтский рейд, 1904 год


на рейде Ревеля перед уходом на Дальний восток


погрузка угля в открытом море


после боя


"решето" борта


в порту Майдзуру


"Ивами" после вступления в строй