Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Бюджетный учет в бюджетных учреждениях. Новое в бухучете и отчетности бюджетных учреждений. Формирование Рабочего плана счетов бюджетного учета

Бюджетный учет в бюджетных учреждениях. Новое в бухучете и отчетности бюджетных учреждений. Формирование Рабочего плана счетов бюджетного учета

08 февраля

При ведении бухгалтерского учета бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений необходимо обратить внимание на некоторые уточнения и дополнения, введенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации и в порядок применения Бюджетной классификации РФ всеми типами учреждений. При этом следует также учитывать новый порядок учета некоторых хозяйственных операций, введенный редакцией Приказа Минфина России от 06.08.2015 № 124н в Единый план счетов бухгалтерского учета (Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н).

В соответствии с Федеральным законом от 22.10.2014 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» бюджетная классификация не предусматривает коды классификации операций сектора государственного управления (статьи 18, 19, 20, 21, 23 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ)). При этом применение кодов классификации операций сектора государственного управления (далее - коды КОСГУ) всеми типами учреждений необходимо при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета и при формировании бухгалтерской (бюджетной) отчетности. Коды КОСГУ являются инструментом отражения и управления экономическими операциями в целях достижения результатов исполнения бюджета (для казенных учреждений) и исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности (для бюджетных и автономных учреждений) в части доходов, расходов и источников финансирования. Коды КОСГУ определяются в рамках формирования учетной политики учреждения. С 2016 года расходы определяются не КОСГУ, а кодами видов расходов (ст. 18, 21 БК РФ), поэтому формирование и исполнение бюджетов в части расходов следует отражать по видам расходов, а не по кодам КОСГУ. В связи с этим внесены изменения в Федеральные законы от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений и от 03.11.2006 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Допускается дополнительная детализация расходов по кодам КОСГУ (например, код 223.1, 223.2 и т.п.) для целей планирования и управления деятельности бюджетных и автономных учреждений. При ведении бухгалтерского (бюджетного) учета учреждениям необходимо учитывать целевой характер расходования средств бюджета (ЛБО, субсидии), определяемый не кодами КОСГУ, а целевой направленностью этих средств.

В соответствии со ст. 306.4 БК РФ «нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств». Из вышеизложенного понятия следует, что нецелевое использование бюджетных средств (субсидии) относится также к бюджетным и автономным учреждениям, так как они являются участниками бюджетных правоотношений и на них распространяются нормы бюджетного законодательства в части участников бюджетного процесса. При этом целевое назначение расходов бюджетных и автономных учреждений в части субсидий бюджета определяется целевыми статьями расходов (далее - ЦСР), попадающих под финансовый контроль.

Формирование ЦСР предусматривает 10 знаков (8-17) структуры кода классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом необходимо учитывать, что структура целевой статьи расходов одинакова для всех типов учреждений. Первые пять знаков (8-12) структуры целевой статьи расходов определяют программную статью , другие пять знаков (13-17) - направление расходов (НР).

Программная статья расходов определяется целью, зафиксированной соответствующим Законом (решением) о бюджете, нормативно-правовым актом, государственной программой. При этом необходимо учитывать, что целью исполнения программной статьи расходов является не расходование денежных средств, а обеспечение их целевой направленности в соответствии с государственной программой. В противном случае нецелевое использование бюджетных средств квалифицируется органом финансового контроля как растрата государственных (муниципальных) средств бюджета. Поскольку денежные средства являются средством для достижения программной цели, обращается внимание на авансовые платежи по окончании года (дебетовое сальдо счета 206 00). В случае если органом финансового контроля устанавливается необоснованное перечисление авансового платежа по окончании года, приводящее к кассовому разрыву, то признается нецелевая направленность средств бюджета. Программная статья расходов определяется также общими функциональными целями , ради которых учреждения созданы учредителем, зафиксированные Уставом (положением) учреждения, соответствующим законодательством. К общим функциональным целям относятся, например, расходы по содержанию муниципальной администрации, централизованной бухгалтерии, обеспечивающей ведение бухгалтерского учета всех учреждений и т.п., так как данные расходы не могут быть обеспечены одной конкретной программной целью.

Целевая статья расходов, включающая направление расходов , определяется целью, зафиксированной в расходном обязательстве в соответствии с реестром расходных обязательств, конкретизирующим цель, связанную с целевой статьей расходов и кодами видов расходов. При этом необходима ссылка на соответствующий нормативно-правовой акт. Направление расходов включает также общефункциональные расходы , определяющие выполнение функций учреждения (например, финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетными и автономными учреждениями). Если перечень целевой статьи расходов один, все показатели программы выполнены и цели достигнуты, то признается целевая направленность бюджетных средств. В случае если фактически показатели программы выполнены, но цели были не достигнуты, то есть денежные средства израсходованы, но задание не выполнено или по окончании года имеется неизрасходованный остаток субсидии на выполнение задания, связанный с недостигнутыми показателями, то в соответствии со ст. 3, 4 Федерального закона от 03.11.2015 № 301-ФЗ может быть предусмотрен возврат в бюджет неиспользованного остатка субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания по оказанию государственных (муниципальных) услуг в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного (муниципального) задания автономным (бюджетным) учреждением. Таким образом, выполненное государственное (муниципальное) задание определяется не суммой потребленных денежных средств (субсидий бюджета), а качественными и количественными показателями. В целях реализации утвержденных (плановых) показателей бюджетным и автономным учреждениям необходимо в оперативном порядке управлять направлением расходов для достижения целей и результатов выполнения государственного (муниципального) задания и на основе этого формировать Отчет об исполнении объемов выполненного государственного (муниципального) задания.

В соответствии с законодательством РФ с января 2016 года за бюджетными и автономными учреждениями закреплена обязанность по ведению бухгалтерского учета по кодам видов расходов (18, 19, 20 разряды классификации расходов бюджета). Начиная с января 2017 года бюджетные и автономные учреждения будут обязаны распределять результаты исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности функционально и в годовом отчете за 2017 год будет подлежать раскрытию себестоимость оказанных услуг в соответствии с прошлым периодом (2016 годом) в структуре классификации расходов бюджета (раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов). В целях перехода на новую бюджетную классификацию при формировании финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений Минфином России регламентированы Таблица соответствия кодов видов расходов 2015 г. и 2016 г., а также Таблица соответствия кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) и кодов видов расходов (КВР) для получателей субсидий (бюджетных и автономных учреждений). Например, код КОСГУ - 211 «Расходы по оплате труда», с января 2016 года соответственно код вида расходов (КВР) - 111 «Расходы по оплате труда». Командировочные расходы: коды КОСГУ - 212 (суточные), 222 - (транспортные расходы), 226 - (расходы по найму помещения), с января 2016 г. предусмотрен единый платеж командировочных расходов (код вида расходов - 112 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда»), не связанный с фондом оплаты труда. При этом необходимо учитывать основание выплаты и обоснование командировочных расходов (смета, соблюдение нормируемых расходов, выполнение цели командировки и т.п.). В случае если работник самостоятельно оплачивает командировочные расходы (перерасход), то используются КВР - 112 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда», 122 «Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда». В случае если учреждение оплачивает за услуги гостинице или транспортные услуги перевозчикам, то используется КВР - 200 «Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд». При этом необходимо учитывать, что перечисление денежных средств учреждением гостинице признается авансовым платежом, а перечисление денежных средств транспортным организациям признается моментом приобретения транспортных билетов.

При ведении бухгалтерского (бюджетного) учета и формировании бухгалтерской (бюджетной) отчетности КВР отражают целевую направленность денежных средств. При этом необходимо учитывать, что не допускается направление за счет экономии денежных средств на иные расходы, не предусмотренные установленной целью (например, направление денежных средств обусловлено целью: приобретение компьютера. Экономия денежных средств от приобретения компьютера не может быть направлена на закупку мягкого инвентаря, расходных материалов и т.п.). Допустим цель направления расходов - строительство здания (под ключ). При этом не допускается приобретение оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря, материальных запасов (шторы, посуда и т.п) за счет целевых средств (ЛБО, субсидий на цели осуществления капитальных вложений), связанных со строительством объекта. В соответствии с методологией бухгалтерского учета все поступающие в учреждение нефинансовые активы должны подлежать учету по соответствующим счетам Единого плана счетов бухгалтерского учета (Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н).

Обращается особое внимание на применение КВР, связанных с ремонтом объектов основных средств. При этом необходимо учитывать вид ремонта (текущий, капитальный и т.п.), зафиксированный в договоре (контракте). При квалификации ремонта объекта основного средства в виде недвижимого имущества на текущий или капитальный ремонт с элементами реконструкции или без элементов реконструкции необходимо руководствоваться отраслевыми нормативными документами. При проведении ремонта объектов недвижимого имущества (зданий, сооружений) в зависимости от конкретного вида ремонта для целей бухгалтерского учета используются КВР в следующем порядке:

  • текущего ремонта 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд»;
  • если согласно договорным условиям предусмотрено проведение капитального ремонта без элементов реконструкции объекта недвижимости, то используется КВР - 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества»;
  • если согласно договорным условиям предусмотрено проведение капитального ремонта с элементами реконструкции , то используется КВР - 400 «Капитальные вложения в объекты недвижимости имущества государственной (муниципальной) собственности». При этом необходимо учитывать, что данные расходы увеличивают первоначальную (балансовую) стоимость объекта недвижимости.

Расходы по капитальному ремонту оборудования - движимого имущества (особо ценного и иного движимого имущества) признаются расходами и при этом используется КВР - 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества». В случае если приобретается новое оборудование, то исключается проведение ремонта в текущем периоде (в противном случае признается нецелесообразное приобретение). По приобретенному оборудованию, бывшему в использовании, решение о проведении капитального ремонта принимает Комиссия по поступлению и выбытию активов на момент принятия объекта основного средства к бухгалтерскому учету.

При проведении учреждением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ применяется КВР - 241 «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы». При этом необходимо конкретизировать цель НИОКР и выполнение следующих критериев признания НИОКР в качестве нематериального актива на бухгалтерском учете: признание в виде исследования; признание научной новизны; признание в будущем результата. В случае если одна из составляющих критериев признания НИОКР не исполнена, то на бухгалтерском учете учреждения признаются расходы и при этом применяется КВР - 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Принятие результата выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществляется на основании Акта выполненных работ в оценке заказчика и на бухгалтерском учете отражается в следующем порядке:

  • положительный результат НИОКР на бухгалтерском учете признается нематериальным активом (т.е. фиксируется исключительное право учреждения на результат интеллектуальной деятельности: Дебет 0 102 00 320 Кредит 0 106 02 420;
  • отрицательный результат НИОКР признается расходом учреждения: Дебет 0 401 20 200 Кредит 0 106 02 420 и одновременно на сумму расхода открывается забалансовый счет 01 «Имущество на праве пользования»;
  • в случае если получен положительный результат НИОКР, но исключительные права на результат закреплены не за учреждением, а за автором, согласно договорным условиям, то учреждение учитывает результат НИОКР на забалансовом счете 01 «Имущество на праве пользования».

В соответствии с Приказом Минфина России от 06.08.2015 № 124н (новая ред. Приказа Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) обратите внимание на применение счета 206 11 «Расчеты по авансам по заработной плате». Данный счет применяется в случае, если по определенным обстоятельствам по работникам учреждения на бухгалтерском учете формируется кредитовое сальдо счета 302 11 «Расчеты по заработной плате» со знаком «минус» (суммы переплаты по заработной плате, в том числе по предоставленным авансовым отпускам). В этих случаях необходимо учитывать согласованное с работником учреждения удержание из его заработной платы.

В случае если имеется письменное согласие работника на удержание, а также в соответствии с нормой трудового законодательства (ст. 137 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ)), необходимо на учете провести способом «Красное сторно» по начислению заработной платы (Дебет 0 109 60(80)211, 040120211 Кредит 0302 11 730 ). Если отсутствует письменное согласие работника на удержание из заработной платы или имеется сумма переплаты по заработной плате уволенного работника, то необходимо кредитовое сальдо счета 302 11 «Расчеты по заработной плате» со знаком «минус» списать в следующем порядке: Дебет 0 206 11 560 Кредит 0 302 11 730 и одновременно списанная сумма подлежит отражению: Дебет 0 209 30 560 Кредит 0 206 11 660.

В случае обнаружения счетной ошибки по начислению и выплате заработной платы работникам учреждения необходимо оформить Уведомление о перерасчете заработной платы и Справкой ф. 0504833 бухгалтерскую операцию отразить на учете: Дебет 0 209 30 560 Кредит 0 206 11 660.

Если по окончании текущего года в учете отражается кредитовое сальдо счета 302 11 «Расчеты по заработной плате» со знаком «минус», связанное с уволенными работниками, то необходимо перед составлением годового отчета списать данную сумму со счета 302 11 «Расчеты по заработной плате» на счет 206 11 « Расчеты по авансам по заработной плате». При этом в январе следующего года необходимо по уволенным работникам открыть расчеты по компенсации затрат в следующем порядке: Дебет 0 209 30 560 Кредит 0 206 11 660.

Редакцией Приказа Минфина России от 06.08.2015 № 124н в Единый план счетов бухгалтерского учета (Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) введен новый счет бухгалтерского учета 201 06 «Денежные средства на специальных счетах в кредитных организациях» , который предназначен для учета денежных средств по специальным счетам учреждений, открываемым в кредитных организациях в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе по аккредитивным счетам по договорам с поставщиками за поставки материальных ценностей и оказанные услуги. Данный бухгалтерский счет подлежит применению для операций по движению денежных средств по отдельно открытым лицевым счетам, связанным с государственными оборонными заказами, а также по лицевым счетам, открытым для движения денежных средств с использованием банкоматов. При этом необходимо учитывать, что счет 201 06 «Денежные средства на специальных счетах в кредитных организациях» не подлежит применению для операций по перечислению заработной платы работников учреждений на их личные банковские карты. В соответствии с Письмом Минфина России от 08.07.2015 № 02-07-07/39464 в случае, если в соответствии с коллективным договором или трудовым договором с работником предусмотрено перечисление заработной платы работникам учреждения на банковские счета, в том числе на счета, к которым привязаны банковские карты, операция перечисления заработной платы работникам учреждения на их банковские карты отражается в бухгалтерском учете без применения счета 304 03 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда». В этом случае операция перечисления заработной платы работника учреждения на банковскую карту отражается в следующем порядке:

  • начисление заработной платы работникам учреждения: Дебет 1 401 20 211, 0 109 60(80) 211 Кредит 0 302 11 730;
  • перечисление заработной платы на банковские карты работникам учреждения: Дебет 0 302 11 830 Кредит 1 304 05 211, 0 201 11(21) 610 забалансовый счет 18 код КОСГУ 211. При этом указанный порядок отражения операции перечисления заработной платы на банковские карты работников необходимо учесть при формировании учетной политики учреждения. Счет 304 03 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» в соответствии п. 273 Инструкции по бухгалтерскому учету (Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) применяется для удержания из заработной платы работников в пользу третьего лица.

С января 2016 года предусмотрен новый подход к отражению в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с возвратами дебиторских задолженностей прошлых лет. При поступлении денежных средств на лицевой счет учреждения, связанный с возвратом дебиторской задолженности прошлых лет (Дебет 0 201 11(21) 510 Кредит 0 205 00 (209 00) 660) , а также поступление денежных средств в виде возвратов, связанных с обеспечением закупок (Дебет 0 201 11(21) 510 Кредит 0 210 05 660), необходимо на забалансовом счете 17 «Поступление денежных средств на счета учреждения» показывать код КОСГУ 510 . Данная информация подлежит раскрытию в Отчете об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения (ф. 0503737) в разделе 3 «Источники финансирования дефицита учреждения» на вновь введенных строках: по строке 591 подлежат отражению суммы прироста денежных средств (возвраты дебиторских задолженностей прошлых лет); по строке 592 подлежат отражению суммы поступлений в виде обеспечений.

С 2016 года под финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений открывается общий лицевой счет для движения денежных средств учреждения, связанных с субсидиями на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, со средствами от приносящей доход деятельности, а также со средствами, поступающими во временное распоряжение учреждения. Таким образом, неиспользованный остаток денежных средств по лицевому счету учреждения является общим, и необходимые платежи подлежат оплате в пределах остатков денежных средств лицевого счета, в том числе за счет средств, находящихся во временном распоряжении (временное покрытие кассовых разрывов). При этом необходимо учитывать, что допускается обеспечение исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности (оплата иных денежных обязательств) за счет средств, находящихся во временном распоряжении учреждения, при условии их временной невостребованности владельцем и восстановлении в течение текущего финансового года. При планировании деятельности бюджетных и автономных учреждений необходимо также учитывать, что в доходной части плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения закладываются все денежные потоки, кроме средств, находящихся во временном распоряжении учреждения. Использование денежных средств, находящихся во временном распоряжении учреждения, в оплату иного денежного обязательства в целях бухгалтерского учета признается не банковской операцией и отражается в учете с использование счета 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами». Допустим имеется кредитовое сальдо счета 4 302 26 730 - начисленное денежное обязательство (кредиторская задолженность) за оказанные учреждению услуги. При этом учреждение не имеет возможности произвести оплату денежного обязательства по причине отсутствия субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, но на лицевом счете учреждения имеется остаток денежных средств находящихся во временном распоряжении учреждения. Руководством учреждения принимается решение произвести оплату денежного обязательства в пределах остатка денежных средств по лицевому счету с последующим восстановлением потребленного источника. Операция оплаты иного денежного обязательства средствами, находящимися во временном распоряжении учреждения, отражается на бухгалтерском учете в следующем порядке:

  • на основании заключенного договора на оказание услуги и Справки ф. 0504833 отражается принятое обязательство за счет плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения (субсидий на выполнение задания): Дебет 4 506 10 226 Кредит 4 502 11 226;
  • на основании Акта оказанных услуг и Справки ф. 0504833 отражается принятое денежное обязательство: Дебет 4 502 11 226 Кредит 4 502 12 226;
  • на основании Акта оказанных услуг начисляется кредиторская задолженность по оплате за оказанные услуги: Дебет 4 109 60(80) 226 Кредит 4 302 26 730;
  • направление средств находящиеся во временном распоряжении учреждения в оплату денежного обязательства: Дебет 3 304 06 830 Кредит 3 201 11 610 18 код 610; Дебет 4 201 11 510 Кредит 4 304 06 730 17 код 510;
  • перечисление денежных средств с лицевого счета учреждения в оплату денежного обязательства за оказанные услуги: Дебет 4 302 26 830 Кредит 4 201 11 610 18 код 226;
  • при поступлении на лицевой счет учреждения субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания прозводится восстановление потребленного ранее источника (средств, находящихся во временном распоряжении учреждения): Дебет 4 304 06 830 Кредит 4 201 11 610 18 код 610; одновременно отражается не банковская операция: Дебет 3 201 11 510 Кредит 3 304 06 730 17 код 510.

Данная информация подлежит раскрытию в Отчете об исполнении учреждением плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) строки 831, 832.

С 2016 года при формировании бухгалтерской (бюджетной) отчетности государственными и муниципальными учреждениями необходимо выполнять требования Минфина России по соблюдению принципов раскрытия информации в отчетности: достоверности, своевременности, оперативности, существенности и достаточности. Целью бухгалтерской (бюджетной) отчетности о государственных (муниципальных) финансах является предоставление информации необходимой (полезной) для принятия экономических (управленческих) решений учредителем, руководителем учреждения и иным пользователями отчетной информации. Для реализации этой цели особое внимание следует уделять проведению оперативного мониторинга дебиторской и кредиторской задолженностей в течение финансового года, а также формированию в обязательном порядке резервов предстоящих расходов.



С 1 января вступили в силу изменения, внесенные в Указания о порядке применения бюджетной классификации на 2016 год, утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н). В статье приведены основные новшества, которые необходимо учитывать в работе финансовым подразделениям силовых министерств и ведомств.

В соответствии со ст. 18, 19 БК РФ бюджетная классификация РФ используется для составления и исполнения бюджетов, а также для составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Она включает в себя:

  • классификацию доходов бюджетов;
  • классификацию расходов бюджетов;
  • классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • классификацию операций публично-правовых образований (классификацию операций сектора государственного управления, или КОСГУ).
В 2014 году Федеральным законом № 311‑ФЗ в ст. 18, 20, 21, 23 БК РФ были внесены существенные изменения, которые затронули структуру кодов бюджетной классификации и нового порядка применения КОСГУ. В связи с этим финансовым ведомством были подготовлены приказы от 08.06.2015 № 90н, от 01.12.2015 190н о внесении изменений в Указания № 65н, которыми были учтены новшества, внесенные в БК РФ .

Дополнительно были разработаны и доведены Письмом от 14.05.2015 № 02‑05‑11/27759 методические рекомендации по порядку применения бюджетной классификации при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов) (далее – Методические рекомендации).

Рассмотрим основные изменения, которые были внесены в бюджетную классификацию на 2016 год.

Код классификации доходов бюджетов.

Классификация доходов бюджетов является группировкой доходов бюджетов бюджетной системы РФ.

Код классификации доходов бюджетов состоит из 20 знаков. Двадцатизначный код включает в себя следующее (таблица 1 Указаний № 65н):

  • код подвида доходов бюджетов (14 – 20-й разряды).

Ранее код классификации доходов бюджетов выглядел следующим образом:

  • код главного администратора доходов бюджета (1 – 3-й разряды);
  • код вида доходов бюджетов (4 – 13-й разряды);
  • код подвида доходов бюджетов (14 – 17-й разряды);
  • код КОСГУ, относящихся к доходам бюджетов (18 – 20-й разряды).

Таким образом, код КОСГУ в 2016 году исключен из структуры кода классификации доходов бюджетов, а код подвида доходов теперь включает в себя семь последних разрядов счета, в том числе:

  • группу подвида доходов бюджетов (14 – 17‑й разряды кода классификации доходов бюджетов);
  • аналитическую группу подвида доходов бюджетов (18 – 20‑й разряды кода классификации доходов бюджетов).

Статьей 20 БК РФ установлено, что код подвида доходов применяется для детализации поступлений по кодам классификации доходов. Коды аналитической группы подвида доходов бюджетов по видам доходов бюджетов (приложение 11 к Указаниям № 65н) обязательны для применения всеми уровнями бюджетов бюджетной системы РФ.

Аналитическая группа подвида доходов является группировкой доходов по виду финансовых операций, относящихся к доходам, и состоит из следующих групп:

  • 100 «Доходы» (детализирована кодами 110 – 180, в рамках группировки операций, относящихся к доходам);
  • 400 «Выбытие нефинансовых активов» (детализирована кодами 410 – 440, группируются операции по выбытию нефинансовых активов, в том числе при их реализации, в части кассовых поступлений и выбытий).

В качестве примера приведем коды доходов бюджетов в таблице.

Код дохода бюджета

Наименование кода поступлений в бюджет

000 1 13 01080 01 7000 130

Плата за услуги, предоставляемые на договорной основе подразделениями органов внутренних дед МВД РФ по охране имущества юридических и физических лиц, и иные услуги, связанные с обеспечением охраны и безопасности граждан (федеральные казенные учреждения)

000 1 13 01140 01 7000 130

Плата за услуги, предоставляемые договорными подразделениями федеральной противопожарной службы МЧС РФ (федеральные казенные учреждения)

000 1 13 01150 01 7000 130

Доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду (в части оказания услуг (работ)) (федеральные казенные учреждения)

000 1 13 01991 01 0200 130

Прочие доходы от оказания платных услуг (работ) получателями средств федерального бюджета (средства, поступающие от деятельности, осуществляемой учреждениями уголовно-исполнительной системы)

Код классификации расходов бюджетов.

С 1 января 2016 года структура двадцатизначного кода классификации расходов бюджетов включает следующие составные части:

  • код главного распорядителя бюджетных средств (1 – 3‑й разряды);
  • код целевой статьи (8 – 17-й разряды);
  • код вида расходов бюджета (18 – 20-й разряды).


Прежде код классификации расходов бюджетов выглядел следующим образом:

  • код главного распорядителя бюджетных средств (1 – 3-й разряды);
  • код раздела (4 – 5-й разряды);
  • код подраздела (6 – 7-й разряды);
  • код целевой статьи (8 – 14-й разряды);
  • код вида расходов бюджета (15 – 17-й разряды);
  • код КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов (18 – 20-й разряды).

Как видно из приведенного сравнения, код КОСГУ 2016 году исключен из структуры кода классификации расходов, а в структуре кода целевой статьи расходов произошли изменения.

В соответствии с пп. 4.1.1 Указаний № 65н с 1 января 2016 года код целевой статьи расходов бюджета включает в себя:

  • код программной (непрограммной) статьи (8 – 12-й разряды кода классификации расходов бюджетов);
  • код направления расходов (13 – 17-й разряды кода классификации расходов бюджетов).

Коды целевых статей расходов соответствующего бюджета устанавливаются:

  • для федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ – Минфином;
  • для бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда – финансовым органом соответствующего субъекта РФ;
  • для местного бюджета – финансовым органом муниципального образования.

Целевым статьям расходов соответствующего бюджета бюджетной системы РФ присваиваются уникальные коды, сформированные с применением буквенно-цифрового ряда: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я, D, F, G, I, J, L, N, Q, R, S, U, V, W, Y, Z.

Так, правила применения целевых статей расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ установлены в пп. 4.1.2.2 – 4.1.2.5 Указаний № 65н.

Перечень направлений расходов, применяемых в увязке с программными статьями целевых статей расходов федерального бюджета (в рамках основных мероприятий (ведомственных целевых программ), подпрограмм государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ), непрограммными направлениями расходов федеральных органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов РФ, установлен пп. 4.1.2.4. Указаний № 65н.

Перечень кодов целевых статей расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ и их наименований представлен в приложении 10 к Указаниям № 65н.

Виды расходов детализируют направление финансового обеспечения расходов бюджетов по целевым статьям классификации расходов. Перечень и правила применения единых для бюджетов бюджетной системы РФ групп, подгрупп и элементов видов расходов можно найти в пп. 5.2 Указаний № 65н.

Перечень единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации видов расходов (групп, подгрупп, элементов видов расходов) приведен в приложении 3 к Указаниям № 65н. Увязка кодов видов расходов и кодов КОСГУ представлена в приложении 5 к Указаниям № 65н.

Приведем выдержку из приложения 5 в виде таблицы.

Вид расходов

КОСГУ

Код

Наименование

Код

Наименование

130 «Расходы на выплаты персоналу в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны»

Денежное довольствие военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания

Заработная плата

Начисления на выплаты по оплате труда

Расходы на выплаты военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания, зависящие от размера денежного довольствия

Прочие выплаты

Иные выплаты персоналу и сотрудникам, имеющим специальные звания

Прочие выплаты

Транспортные услуги

Прочие работы, услуги

Пособия по социальной помощи населению

Прочие расходы

210 «Разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках оборонного заказа»

Закупка вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

Прочие работы, услуги

Увеличение стоимости основных средств

Закупка работ и услуг в целях обеспечения мероприятий в рамках государственного оборонного заказа

Услуги связи

Транспортные услуги

Коммунальные услуги

Прочие работы услуги

220 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны»

Обеспечение специальным топливом и ГСМ вне рамок государственного оборонного заказа

Транспортные услуги

Увеличение стоимости материальных запасов

Продовольственное обеспечение вне рамок государственного оборонного заказа

Транспортные услуги

Увеличение стоимости материальных запасов


Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.


Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из 20 разрядов. Его структура включает:

  • код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов (1 – 3-й разряды);
  • коды группы (4 – 5-й разряды), подгруппы (6 – 7-й разряды), статьи (8 – 13-й разряды) и вида (14 – 20-й разряды) источников финансирования дефицитов бюджетов.

Как видим, в новой структуре кода также нет КОСГУ по источникам финансирования дефицитов бюджетов.

Статьей 23 БК РФ установлено, что перечень кодов видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждает соответствующий финансовый орган с учетом общих требований к порядку формирования перечня кодов статей и видов

источников финансирования дефицитов бюджетов, утверждаемых Минфином.

Коды групп и подгрупп источников финансирования дефицитов бюджетов, а также статей источников финансирования дефицитов бюджетов, применяемых при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, приведены в приложении 6 к Указаниям № 65н.

Детализация подстатей, подвида источников финансирования дефицитов бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований производится с учетом особенностей исполнения соответствующих бюджетов согласно законодательным актам субъектов РФ или муниципальным правовым актам муниципальных образований.

В случае если администрирование операций по коду классификации источников финансирования дефицитов бюджетов осуществляется с применением детализированных кодов подвида источников финансирования дефицитов бюджетов, при формировании отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ после наименования кода источников финансирования дефицитов бюджетов и соответствующего ему кода аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов, утвержденного приложением 6 к Указаниям № 65н, в скобках отражается наименование соответствующего подвида источников финансирования дефицитов бюджетов.

Применение КОСГУ 2016.

Порядок применения КОСГУ является наиболее актуальным в 2016 году. Особенности применения данной классификации раскрыты в Методических указаниях. В частности, в них Минфин разъяснил, что БК РФ в редакции Федерального закона № 311‑ФЗ не содержит нормы по обязательному применению КОСГУ в 2016 году при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ.

При этом группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов реализуется согласно БК РФ путем применения классификации доходов бюджетов, классификации расходов бюджетов и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.

Статьей 219.1 БК РФ установлено, что в порядке составления и ведения бюджетных росписей может устанавливаться право или обязанность главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств осуществлять детализацию утверждаемых лимитов бюджетных обязательств только по подгруппам (подгруппам и элементам) видов расходов.

При этом ст. 221 БК РФ определено, что показатели бюджетной сметы казенного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетной сметы казенного учреждения, могут быть детализированы в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств по:

  • кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов;
  • кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) КОСГУ.

Как следует из разъяснений Минфина, главным распорядителем бюджетных средств в целях организации исполнения бюджета по расходам при распределении бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств может быть установлена дополнительная управленческая детализация по кодам КОСГУ 2016. Такая детализация определяется дополнительно (сверх) к двадцати­значному коду бюджетной классификации расходов (глава, раздел, подраздел, целевая статья расходов, вид расходов).

В дополнение к вышесказанному в Письме от 03.07.2015 № 02‑03‑10/38491 финансовое ведомство указало, что согласно изменениям с 1 января 2016 года КОСГУ используется в целях ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Заметим, что данный порядок применения КОСГУ раскрыт в п. 21 Инструкции № 157н . Напомним, что в силу норм данного пункта в 24 – 26‑м разрядах номера счета рабочего плана счетов казенными учреждениями, бюджетными учреждениями, а также организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, отражаются коды КОСГУ. Следовательно, КОСГУ по-прежнему применяется в 2016 году с учетом изменений, внесенных в Указания № 65н, но только в целях ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности.

* * *

В заключение отметим, что изменения, внесенные в Указания № 65н, затрагивают практически все пункты бюджетной классификации. Основные новшества коснулись структуры кодов классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и являются очередным этапом на пути реформирования бюджетного законодательства.


Федеральный закон от 22.10.2014 № 311‑ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

А. Нужин
эксперт журнала
«Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение», №2, февраль, 2016 г.

Комментарий

По подстатье 174 КОСГУ отражается финансовый результат от уменьшения (списания) суммы начисленных доходов в соответствии с законодательством. Например, постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 в 2016 г. заказчикам разрешалось списывать начисленные суммы неустоек (штрафов, пеней), если соблюдались определенные условия.

Для отражения кассовых поступлений и выбытий подстатья 174 КОСГУ не применяется. Иными словами, код 174 используется только для определения финансового результата от указанных операций в целях бюджетного учета:

Дебет КДБ 1 401 10 174 Кредит КДБ 1 205 ХХ 660, КДБ 1 209 ХХ 660 – уменьшены суммы начисленных доходов (в т.ч. денежных взысканий – штрафов, пеней, неустоек) при принятии решения в соответствии с законодательством о предоставлении скидок (льгот), списании (п. 120 Инструкции № 162н в новой редакции). Исключение составляет списание нереальной к взысканию задолженности.

В Отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) данные по счету 1 401 10 174 отдельно не показываются. Вместе с тем они формируют итоговый результат по строке 090 (п. 96 Инструкции № 191н в новой редакции).

Для приведения в соответствие с Единым планом счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, план счетов бюджетного учета дополнен забалансовыми счетами 40 "Активы в управляющих компаниях", 42 "Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями" (об изменениях, внесенных в Инструкцию № 157н , читайте ).

Перемещение должно быть обусловлено изменениями характеристик объекта. Примерами могут служить перевод помещения из жилого в нежилое по решению уполномоченного органа власти, перевод объекта из особо ценного в состав иного движимого имущества или наоборот.

Корреспонденции счетов в этом случае выглядят следующим образом:

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов
дебет счета кредит счета
1 Отражено выбытие объекта основных средств из группы и (или) вида имущества по первоначальной стоимости КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 101 ХХ 310
2 Списана амортизация, начисленная на объект основных средств КРБ 1 104 ХХ 410 КДБ 1 401 10 172
3 Принято на учет основное средство в состав соответствующей группы (вида) имущества КРБ 1 101 ХХ 310 КДБ 1 401 10 172
4 Принята к учету ранее начисленная по объекту амортизация КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 104 ХХ 410

Обратите внимание, приведенные корреспонденции не предназначены для исправления ошибок, допущенных ранее в учете, например, когда имущество было отнесено к материальным запасам, но по своим критериям является основным средством.

В случае разукомплектации или частичной ликвидации основного средства его стоимость списывается с учета – в разрядах 24 – 26 номера счета аналитического учета счета 0 101 00 000 указывается код 410 КОСГУ (п. 10 Инструкции № 162н в новой редакции):

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов
дебет счета кредит счета
1 Списана первоначальная стоимость основного средства в случае его разукомплектации КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 101 ХХ 410
2 Списана начисленная амортизация при разукомплектации объекта основных средств КРБ 1 104 ХХ 410 КДБ 1 401 10 172
3 Принято на учет основное средство, полученное в результате разукомплектации КРБ 1 101 ХХ 310 КДБ 1 401 10 172
4 Принята к учету амортизация по объекту, полученному в результате разукомплектации КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 104 ХХ 410
5 Списана остаточная стоимость части основного средства, подлежащая ликвидации КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 101 ХХ 410
6 Списана амортизация ликвидируемой части основного средства КРБ 1 104 ХХ 410 КРБ 1 101 ХХ 410

Амортизация, ранее начисленная по разукомплектованному имуществу, распределяется между вновь принимаемыми к учету объектами. Решение о таком распределении принимает комиссия по поступлению и выбытию активов. Метод распределения устанавливается в учетной политике.

Материальные запасы, полученные в результате разукомплектации объектов нефинансовых активов, также следует принимать к учету в корреспонденции со счетом 1 401 10 172, а не 1 401 10 180, как было ранее. Соответствующие изменения внесены в п. 23 Инструкции № 162н .

Непроизведенные активы

Суммы задолженности по компенсации расходов учреждения в связи с реализацией требований законодательства отражаются по дебету счета 1 209 30 560 "Расчеты по компенсации затрат" и кредиту счета 1 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг" (п. 86 Инструкции № 162н в новой редакции). Обратите внимание, согласно изменениям, внесенным в приложение 2 к Инструкции № 162н, в разрядах 1 – 17 номера счета 1 209 30 000 в таких случаях указывается код КРБ.

Если контрагент не вернул аванс, а контракт (соглашение) с ним расторгнут, суммы финансовых требований по компенсации затрат государства к получателю авансовых платежей должны быть переведены в дебет счета 1 209 30 560 в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 206 00 660, 1 208 00 660.

Расчеты по НДС

Счет 210 10 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС" дополнен новым счетом аналитического учета 210 13 "Расчеты по НДС по авансам уплаченным". Дело в том, что в соответствии с п. 12 ст. 171 НК РФ у налогоплательщика, перечислившего аванс, предъявленные продавцом суммы НДС подлежат вычетам. В дальнейшем на момент отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) покупатель обязан восстановить в бюджет НДС, принятый к вычету с предоплаты (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Счет 42 применяют финансовые органы и органы по управлению имуществом, которые отражают расходы на предоставление бюджетных инвестиций по элементам видов расходов подгруппы 450 "Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам".

Финансовый результат

  • в случае превышения возврата доходов прошлых лет над суммой поступлений доходов отчетного финансового года (с учетом их возвратов), отражаемых по счету 17, соответствующие показатели по коду строки 171 показываются со знаком "минус";
  • в случае превышения возврата расходов текущего года, произведенных в кассу, над суммой выплат расходов в отчетном финансовом году, отражаемых по счету 18, соответствующие показатели по коду строки 181 показываются со знаком "минус".

Кроме того, Справка в составе Баланса дополнена строками для отражения данных по забалансовым счетам 40, 42 (строки 300, 310).

). В графе 1 разд. 1 указываются номера аналитических счетов, по которым на начало, на конец отчетного периода, на конец аналогичного периода прошлого финансового года отражены остатки и (или) обороты по увеличению (уменьшению) задолженности в отчетном периоде.

Дебиторская и кредиторская задолженность, которая числится на счетах бюджетного учета, отражается в Сведениях (ф. 0503169) по следующим правилам:

Показатели по счету 1 304 06 000 в Сведениях (ф. 0503169) по итогам финансового года отражаются после проведенных при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бюджетного учета.

Инструкция № 191н была дополнена новыми разделами:

  • VII – порядок представления бюджетной отчетности получателями, главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета;
  • VIII – порядок представления сводной (консолидированной) бюджетной отчетности органами управления государственными внебюджетными фондами;
  • IX – порядок представления органами, уполномоченными на формирование отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда консолидированной бюджетной отчетности.

Установлено, что получатели средств федерального бюджета представляют отчетность в вышестоящее учреждение средствами подсистемы "Учет и отчетность" государственной интегрированной информационной системы управления государственными финансами "Электронный бюджет". Определены также сроки представления отчетности.

Учет основных средств в 2018-2019 годах в соответствии с бюджетным законодательством регламентируется единым планом счетов и инструкцией, утвержденными приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Он отличается от учета основных средств в коммерческих организациях и имеет свою специфику, о которой мы и расскажем в нашей статье.

Основные средства в бюджетном учете — 2018-2019: вводная информация и изменения

В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н).

Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2018-2019 годах, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н или от 23.12.2010 № 183н (в зависимости от вида организации) и другие нормативные акты.

О нормативных документах, регулирующих бухучет в бюджетных структурах, читайте .

В данной статье мы будем ссылаться на приказы № 157н и 162н как на основу бюджетного учета. Однако этот материал может быть полезен и прочим бюджетным структурам, поскольку раскрывает общие принципы бухгалтерского учета ОС с 2016 года, а особенно логику составления проводок.

Одним из основных критериев признания ОС является срок службы имущества, а именно интервал, превышающий 12 месяцев. Помимо этого, объект должен использоваться для осуществления деятельности учреждения постоянно или многократно. Также особенностью является то, что ОС не находятся в собственности учреждения, а оперативно управляются.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В состав основных средств не входят объекты, отнесенные согласно п. 99 приказа № 157н к материальным запасам. Например, орудия лова, бензомоторные пилы и т. д.

Срок эксплуатации можно определить согласно классификатору ОС, утвержденному постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, по максимальной границе для групп 1-9. А для ОС со сроком эксплуатации более 30 лет применяются нормы из постановления Совета министров СССР от 22.10.1990 № 1072. СПИ может пересматриваться при модернизации.

Каждому инвентарному объекту как единице учета основных средств должен быть присвоен номер. И на каждый объект заводится инвентарная карточка, за исключением предметов, стоящих менее 3 000 руб., и библиотечных объектов.

Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18-26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22-26 разряде.

Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов бюджетного учета и в п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).

Номер разряда счета

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета

Пример: счет 110118310 «Увеличение стоимости прочих основных средств — недвижимого имущества учреждения»

1 — за счет средств бюджета

101 —основные средства

1 —недвижимое имущество

8 — прочие основные средства

310 — увеличение стоимости ОС

О создании рабочего плана счетов в бюджетной организации читайте .

Отметим, что для бюджетного учета основных средств согласно приказу № 162н возможны только 2 вида финансового обеспечения: за счет бюджета (код 1) и средств во временном распоряжении (код 3).

Таким образом, казенные учреждения, госорганы и прочие организации, подпадающие под юрисдикцию приказа № 162н, не могут иметь собственные небюджетные доходы.

Основные изменения учета основных средств в 2016-2018 годах связаны с введением в действие с 01.01.2017 Общероссийского классификатора ОФ (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008).

Последние перемены в учете основных средств таковы:

  • С 2016 года кино- и фотоаппаратура в связи с сокращением срока полезного использования отнесена к 3 группе учета основных средств, и в 2016-2018 годах срок ее использования составляет 3-5 лет.
  • В 2016 году к налоговому учету ОС начали приниматься объекты с новым лимитом стоимости (100 000 руб.). Действителен этот лимит для ОС, введенных в эксплуатацию после 2015 года.
  • В 2017 году положения, отраженные в основных документах, посвященных правилам учета ОС, уточнены в отношении объектов, переданных в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, а также являющиеся предметом концессионных соглашений.

Кроме того, тексты приказов № 157н и 162н, имеющие отношение к учету ОС, подверглись ряду редакционных правок.

Учет основных средств при поступлении в бюджетные учреждения

ОС приходуются учреждениями по фактической стоимости, в которую входит:

  • стоимость, уплачиваемая поставщику;
  • стоимость строительных работ при создании объекта;
  • стоимость всех затрат, необходимых для создания ОС;
  • транспортные расходы;
  • суммы за сопутствующие услуги;
  • таможенные пошлины;
  • а также другие расходы, связанные с покупкой/созданием ОС.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если объект ОС будет использоваться в бюджетной деятельности, то сумма входящего НДС включается в первоначальную стоимость.

Поступление ОС отражается на синтетическом счете 0010600000 «Вложения в нефинансовые активы», который содержит 3 группировочных счета:

  • 0010611000 — для недвижимого имущества;
  • 0010631000 — для движимого;
  • 0010641000 — для учета объектов финансовой аренды.

В учете основных средств для отражения поступления выделены отдельные аналитические счета, в 24-26 разрядах которых используется код 310 для каждого вида ОС (см. план счетов, утвержденный приказом № 162н). Этот код обозначает увеличение стоимости ОС.

Основные проводки по учету основных средств при поступлении приведены в таблице ниже. Другие транзакции можно найти в пп. 7, 31, 33, 34 инструкции к плану счетов (приказ № 162н).

Проводка

Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (010611310, 010631310, 010641310)

Кт 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами» (020831660, 020832660), 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам» (030231730, 030232730)

Приобретение ОС

Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (010611310, 010631310)

Кт 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам», 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами», 010400000 «Амортизация», 030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты, 010500000 «Материальные запасы»

Создание объекта ОС собственными силами

Дт 010100000 «Основные средства» (010111310, 010112310, 010113310)

Кт 010611310 «Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения»

Ввод в эксплуатацию построенного здания

Кт 010611310 «Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения», 010631310 «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»

Ввод в эксплуатацию купленного, изготовленного хоз. способом ОС

Дт 010100000 «Основные средства» (010111310-010113310, 010115310, 010118310, 010131310-010138310)

Кт 030404310 «Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств»

Объект ОС получен от другого бюджетного учреждения, имеющего того же распорядителя ресурсов бюджета

Дт 010100000 «Основные средства» (010111310-010113310, 010115310, 010118310, 010131310-010138310)

Кт 040110180 «Прочие доходы»

Объект ОС получен от другого бюджетного учреждения, имеющего иного распорядителя ресурсов бюджета того же уровня, от организаций, физических лиц.

Дт 010100000 «Основные средства» (010111310-010113310, 010115310, 010118310, 010131310-010138310)

Кт 040110100 «Доходы экономического субъекта» (040110151, 040110152, 040110153)

Прочие безвозмездные поступления ОС

Дт 010140000 «Основные средства — предметы лизинга» (010141310-010148310)

Кт 010641310 «Увеличение вложений в основные средства — предметы лизинга»

Принятие к учету в 2016-2018 гг. ОС, взятых в лизинг

Амортизация ОС

Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.

О практическом применении линейного метода читайте в статье «Линейный метод начисления амортизации основных средств (пример, формула)» .

По указанным ниже видам ОС амортизация отражается в 100%-ном размере при принятии к учету:

  • недвижимого имущества не дороже 40 000 руб.;
  • библиотечных объектов не дороже 40 000 руб.;
  • иных объектов движимого имущества от 3 000 до 40 000 руб.

По объектам движимого имущества не дороже 3 000 руб. (кроме библиотечных объектов) амортизация не начисляется.

Амортизация отражается на синтетическом счете 010400000 «Амортизация».

Для записи проводок по амортизационным отчислениям предназначены аналитические счета, оканчивающиеся на 410, которые используются в следующей транзакции: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271) Кт 010400000 «Амортизация» (010411410-010413410, 010415410, 010418410, 010431410-010438410).

Для учета основных средств, взятых в лизинг: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» Кт 010440000 «Амортизация предметов лизинга» (010441410-010448410).

В пп. 19, 20 инструкции к плану счетов (приказ № 162н) рассмотрены частные случаи отражения амортизации, например по безвозмездно полученным ОС.

Учет выбытия ОС

Для учета основных средств при их выбытии также используются отдельные счета аналитического учета счета «Основные средства», заканчивающиеся на 410 и обозначающие уменьшение стоимости соответствующих ОС.

Основные проводки по учету основных средств при выбытии приведены в таблице ниже. Другие транзакции можно найти в п. 10 инструкции к плану счетов (приказ № 162н).

Проводка

Описание проводки в учете основных средств

Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010634340 «Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271)

Кт 010100000 «Основные средства» (010134410, 010135410, 010136410, 010138410)

Ввод в эксплуатацию ОС стоимостью не более 3 000 руб.

Дт 030404310 «Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств», 040120200 «Расходы экономического субъекта» (040120241, 040120242, 040120251, 040120252, 040120253)

Безвозмездная передача объекта или передача в доверительное управление

Дт 010400000 «Амортизация» (010411410-010413410, 010415410, 010418410, 010431410-010438410)

Кт 010100000 «Основные средства» (010111410-010113410, 010115410, 010118410, 010131410-010138410)

Дт 040110172 «Доходы от операций с активами»

Кт 010100000 «Основные средства» (010111410-010113410, 010115410, 010118410, 010131410-010138410)

Продажа ОС

Итоги

Бюджетный учет основных средств имеет сложную структуру счетов и их кодирования. Однако инструкции, перечисленные в статье, содержат подробные разъяснения и перечни возможных проводок, которые могут помочь бухгалтеру. Ведение бюджетного учета основных средств строго регламентировано. Все движения ОС должны быть оформлены первичными документами и отражены в учете бухгалтерскими проводками.

Учет бюджетных обязательств в 2016 году осуществляется организациями бюджетной системы РФ в соответствии с нормами БК РФ и корреспондирующих с ним ведомственных правовых актов. В чем их специфика и какие виды обязательств подлежат учету учреждениями бюджетной системы?

Учет бюджетных обязательств: субъекты и классификация обязательств

Под бюджетными обязательствами в соответствии со ст. 6 БК РФ понимаются обусловленные законом или договором обязанности бюджетного учреждения предоставить гражданину или юридическому лицу денежные средства из бюджета в том или ином финансовом году.

Если говорить о бюджетных обязательствах по федеральному бюджету, обусловленных законом, то к таковым можно отнести те, что предусмотрены п. 2.2 порядка, который утвержден приказом Минфина РФ от 19.09.2008 № 98н, а именно:

  • социальные выплаты гражданам;
  • осуществление межбюджетных трансфертов;
  • осуществление международных платежей;
  • обслуживание долгов государства и муниципалитетов;
  • проведение мероприятий, связанных с правоохранительной деятельностью;
  • перечисление в федеральный бюджет дебиторской задолженности.

Учет бюджетных обязательств по федеральному бюджету, возникающих в силу закона, осуществляет Федеральное казначейство — в соответствии с нормами приказа № 98н и иными корреспондирующими с ним нормативными актами.

Стоит отметить, что основная часть положений приказа № 98н с 01.01.2016 утратила силу в связи с изданием приказа Минфина РФ от 30.12.2015 № 221н. В течение 2016 года останутся актуальными положения отмеченного п. 2.2 приказа № 98н. Он, как и другие нормы данного НПА, утрачивает силу с 01.01.2017, когда все правоотношения, связанные с учетом бюджетных обязательств Федеральным казначейством, будут регулироваться приказом № 221н.

Самостоятельный бюджетный учет ведется учреждениями главным образом в тех случаях, когда речь идет об обязательствах бюджетной организации по договорам. Например, по трудовым, посредством которых осуществляется наем сотрудников в штат учреждения.

В случае заключения бюджетной организацией договора (в частности, трудового с физлицом) у нее появляется особый вид обязательства — денежное, предполагающее регулярную выдачу зарплаты нанятому сотруднику. В рамках его выполнения бюджетная структура должна вести самостоятельный учет финансовых операций.

Рассмотрим специфику учета денежных обязательств бюджетными структурами подробнее.

Оплата труда как главное денежное обязательство в бюджетном учете

Учет денежных обязательств — в частности, в виде оплаты труда, предполагает решение бухгалтерией учреждения следующих основных задач:

  • отражение операций по доведению лимитов (в казенных учреждениях) или прав на принятие обязательств (в автономных и «официальных» бюджетных учреждениях), то есть доступной величины денежных средств, имеющихся в распоряжении учреждения в целях исполнения обязательств;
  • отражение операций по принятию обязательств;
  • отражение операций по исполнению обязательств.

Данные операции фиксируются на различных счетах бюджетного учета по планам, которые утверждены:

  • приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н — данный нормативный акт регулирует учет в «официальном» бюджетном учреждении:
  • приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н, регулирующим учет в автономных учреждениях;
  • приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н, содержащим нормы бухучета в казенных учреждениях.

Узнать больше об использовании планов счетов бюджетного учета вы можете в статьях:

Типичная последовательность операций (или групп операций) по учету зарплаты — главного денежного обязательства бюджетной организации — может быть следующей:

1. Отражается тот факт, что до организации доведены лимиты по обязательствам.

2. Отражается принятие обязательств — в соответствии с трудовыми договорами.

3. Отражается начисление зарплаты сотрудникам в пределах лимитов или располагаемых бюджетной организацией прав на принятие обязательств.

4. Отражается фактический объем зарплаты, подлежащий выдаче.

5. Отражается факт поступления средств в кассу.

6. Отражается факт выдачи зарплаты.

7. При необходимости фиксируется депонирование невыплаченной зарплаты из кассы.

8. Отражается факт перечисления депонированных денежных средств на специальный счет.

9. Отражается факт возврата депонированных средств в кассу в целях последующей выдачи зарплаты.

10. Отражается факт выплаты зарплаты за счет депонированных средств.

Следует отметить, что некоторые из учитываемых в рамках указанной последовательности операций относятся не только к денежным обязательствам, но также к типичным бюджетным.

Чем они принципиально отличаются?

Денежные и бюджетные обязательства: принципиальные различия

Главный критерий разграничения бюджетных и денежных обязательств — первые подлежат исполнению исходя из расчетных данных. Если говорить об оплате труда — это могут быть сведения по окладам и надбавкам в соответствии со штатным расписанием учреждения.

Денежные обязательства принимаются только при условии юридически значимых оснований, актуальных на момент исполнения. Таких как, например, фактическое выполнение работы по договору с учетом возможных переработок, фиксируемое, к примеру, в табеле учета рабочего времени.

Узнать больше о специфике учета рабочего времени и использовании в этих целях унифицированных форм вы можете в статьях:

Таким образом, первые 3 операции или их группы по алгоритму, рассмотренному нами выше, соответствуют бюджетным обязательствам. Операции с 4-й по 10-ю — уже денежным.

Итоги

Обязательства бюджетных организаций классифицируются на те, что предусмотрены законом, и те, что возникают в силу договора. Учет первых ведется непосредственно Федеральным казначейством, вторых — как правило, самой организацией. В числе собственных обязательств бюджетных организаций — финансовые, чаще всего представленные зарплатой сотрудников. Порядок учета бюджетных обязательств предполагает последовательное отражение типичных бюджетных, а также финансовых обязательств исходя из используемых оправдательных документов.