Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Человек предмет изучения всех наук. Науки о человеке и человечестве. Кто ты, человек

Человек предмет изучения всех наук. Науки о человеке и человечестве. Кто ты, человек

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

В процессе духовной жизни общества формируются разнообразные знания и отношение к природе, объективной действительности, ко всему, что происходит в обществе. Кроме того, в обществе укореняются настроения, привычки, нравы, традиции народов, а также особенности психического склада разных социальных групп. Так, принято говорить о деловитости американцев или точности и педантизме немцев. При этом далеко не все представители данной группы обязательно отличаются названными качествами. Тем не менее за всей социально-культурной общностью закрепилась характеристика определенных качеств.
Формирование общественного сознания есть сложный процесс. В общественном сознании, духовной жизни общества отражаются интересы и деятельность людей, направленные на удовлетворение их потребностей в новых идеях, научных знаниях, нравственном совершенствовании, прекрасном, возвышенном. При этом необходимо, чтобы идеи, теории, взгляды, нормы морали, научные знания находили широкое распространение, оказывали влияние на все общество. Эту функцию выполняют школы, вузы, средства массовой информации, политические партии, общественные движения и организации.
Ученые признают относительно самостоятельный характер общественного сознания. Дело в том, что многие идеи, взгляды людей, их нравственные убеждения обладают значительной устойчивостью и довольно долго сохраняются в сознании людей, в их поступках, даже тогда, когда уже не существует объективных условий, общественных отношений, на базе которых они возникли. Это происходит потому, что перемены во взглядах, убеждениях людей происходят не сразу, как только меняется, например, экономический строй. Сознание людей, их идеи, взгляды могут отставать от общественного бытия и в течение определенного времени не соответствовать ему. В этом случае речь идет либо о пережитках прошлого в сознании людей, либо о сохранении традиций. Так, довольно долгое время после отмены крепостного права часть крестьянства с трудом привыкала к новым экономическим и социальным реалиям. Вспомните хотя бы героя пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Фирса, который называет это событие несчастьем или бедой. Идеи и взгляды людей могут и опережать реальные условия, тогда говорят о том, что такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения. Из курса истории вам известны прогнозы социалистов-утопистов.
Общественное сознание существует на основе преемственности того лучшего, полезного и необходимого, что было в духовной жизни общества. Преемственность наглядно проявляется в науке, морали, традициях народов. Многие проявления общественного сознания взаимодействуют между собой, сами оказывают сильное воздействие друг на друга. Так, например, эстетические вкусы и пристрастия людей тесным образом связаны с их нравственными идеалами. Чаще всего идеал красоты одновременно является для людей и идеалом добра, и, наоборот, то, что связано с нравственным идеалом, воспринимается как прекрасное.
Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества. Однако это влияние проявляется не само по себе, а в деятельности людей, которая может оказывать на жизнь общества как прогрессивное, так и тормозящее воздействие.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Структура общественного сознания может рассматриваться с точки зрения глубины отражения общественным сознанием социальной действительности. Тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и идеология.
Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. Общественная психология складывается под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой из больших социальных групп различны, постольку неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы (комплекс превосходства так называемых «благородных сословий» над «простонародьем» в Средние века). Социально-психологические комплексы различных социальных групп имеют и общие черты, связанные с историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем конкретного общества.
Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. Она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией уровень общественного сознания - уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп чаще всего пользуются эпитетом «общественная» (в отличие от возрастной, профессиональной и т. п.), то понятие «идеология» в таком эпитете не нуждается, поскольку идеологии индивидуальной нет, она всегда носит общественный характер.
Необходимо иметь в виду, что понятие «идеология» употребляется в социальной философии в еще одном, более узком смысле - как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы.
Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится общественная группа, класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоретической деятельности представителей данного класса - его идеологов.
С теоретико-познавательной точки зрения соотношение между общественной психологией и идеологией отдаленно напоминает соотношение между эмоциональным, чувственным и рациональным уровнем общественного сознания. Известно, что чувственное познание вообще есть не достаточный, но необходимый «этаж» сознания, поскольку только благодаря ему наш мозг может получить первичную информацию о мире, однако чувства культурного человека всегда рационально нагружены (музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз). Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет жизнепрактическую основу для возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что недостаточно осознано психологией, глубоко проникает в сущность явлений.
В философской и исторической литературе очень часто встречается понятие «обыденное сознание». Это понятие предназначено для характеристики сознания, непосредственно вплетенного в повседневную практическую жизнь людей. Это дорефлексивное знание, набор социально одобренных жизнепрактических очевидностей.
Одной из разновидностей общественного сознания является массовое сознание.
Массовое сознание выделяется не по своему содержанию, уровню и качеству отражения действительности, а прежде всего по специфическим свойствам его носителя, субъекта. Масса как субъект массового сознания представляет собой особую совокупность (множество, общность) индивидов. Примерами массы могут служить участники широких политических, социокультурных и иных движений, аудитории различных средств и каналов массовой информации, потребители тех или иных социально «окрашенных» (престижных, модных) товаров и услуг, члены разнообразных любительских (по интересам) ассоциаций и клубов, болельщики футбольных и иных спортивных команд и т. п.
Для масс как субъекта сознания характерны следующие черты. Во-первых, статистический характер данной общности, выраженный в том, что она, не будучи самостоятельным, целостным образованием, отличным от составляющих его элементов, представлена множеством отдельных «единиц». Во-вторых, вхождение в нее индивидов носит неупорядоченный, случайный характер, в результате чего такая общность всегда отличается «размытыми», открытыми границами, неопределенным количественным и качественным составом. Для массы характерна ситуативность существования, выражающаяся в том, что она образуется и функционирует исключительно на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможна вне ее. В результате этого масса всегда оказывается неустойчивым образованием, меняющимся от случая к случаю, от одной конкретной ситуации к другой. Для массы характерна выраженная разнородность, смешанность состава данной общности, ее внегрупповая (или межгрупповая) природа, проявляющаяся в том, что в ней «разрушаются» границы между всеми существующими в обществе социальными демографическими, политическими, региональными и иными группами.
Перечисленные свойства массы полностью определяют присущий ей тип сознания, особенности его содержания и структуры, способы формирования и функционирования.
По содержанию массовое сознание представляет собой совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или ином виде отражающих разные стороны жизни общества. Вместе с тем по своему содержанию массовое сознание значительно более узко, чем общественное сознание в целом, поскольку за его границами остается великое множество сюжетов, недоступных пониманию масс и (или) не затрагивающих их интересы (например, содержание науки, философии и т. д.).
Структура массового сознания представляет собой чрезвычайно сложное конгломератное образование, возникающее на «пересечении» всех известных типов общественного сознания - общественной психологии и идеологии, обыденного и теоретического, абстрактного и художественного, созерцательного и связанного с волевыми действиями и т. д.
В этой связи структура массового сознания отличается разорванностью, противоречивостью, способностью к быстрым, неожиданным изменениям.
Массовое сознание в обществах современного типа возникает в процессе стандартизации основных условий и форм жизнедеятельности людей (в сферах производства, потребления, общения, социально-политического участия, досуга), порождающем одинаковые устремления, интересы, потребности, навыки, склонности и т. д. Действие этих условий и форм бытия закрепляется и получает свое завершение в производстве и распространении соответствующих видов массовой культуры, связанных прежде всего с функционированием средств массовой информации. С их помощью интересы, потребности, устремления широких слоев населения оформляются в виде стандартных образов действительности, способов ее познания и моделей поведения.
Будучи духовным продуктом объективных процессов стандартизации человеческой деятельности, массовое сознание само оказывает активнейшее воздействие на многие стороны жизни общества. Оно выступает в качестве мощного регулятора массовых форм поведения людей. При этом главными формами выражения и функционирования массового сознания являются общественное мнение и общественное настроение.
Основные понятия: общественное сознание, индивидуальное сознание, общественная психология, идеология.
Термины: сознание, обыденное сознание, массовое сознание, общественное мнение.

1. На какую особенность сознания указывал И. Кант, говоря, что представление о яблоке не имеет ни веса, ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Понятие землетрясения не сможет разрушить город, а талер в кармане и талер в голове - не одно и то же? Сформулируйте эту особенность своими словами.
2. Г. Гегель говорил об обыденном сознании, что это такой способ мышления какой-либо эпохи, в котором содержатся все предрассудки данного времени. Проиллюстрируйте высказывание философа собственными примерами.
3. Прокомментируйте следующий фрагмент:
«Социальная психология - это сфера эмоций, переживаний и настроений, которые вызваны не сугубо личными обстоятельствами, а обстоятельствами, порожденными ходом общественного развития, историческими событиями, задевающими жизненные интересы больших групп населения».
Приведите примеры таких эмоций, настроений и переживаний.
4. Используя различные словари, найдите значение понятия «идеология». Чем различаются эти толкования?

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из книги психолога Г. Лебона «Психология народов и масс».

Душа толпы

Решения, касающиеся общих интересов, принятые собранием даже знаменитых людей в области разных специальностей, мало все-таки отличаются от решений, принятых собранием глупцов, так как и в том и в другом случае соединяются не какие-нибудь выдающиеся качества, а только заурядные, встречающиеся у всех. В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума. <...>
Появление этих новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе.
Вторая причина - заразительность или зараза - также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление. <...> В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.
Вопросы и задания: 1) Какие особенности поведения людей проявляются именно в толпе? 2) Какие причины специфического поведения личности в толпе называет автор текста? 3) Как вы понимаете сущность этих причин? 4) Приведите собственные примеры, подтверждающие или опровергающие мнение автора о наличии у толпы свойств, которыми отдельная личность может не обладать. 5) Можно ли утверждать, что в толпе формируется общественное сознание? общественное мнение?

§ 27. Самопознание и развитие личности

Внутренний мир человека и его самосознание издавна привлекали внимание философов, психологов, лингвистов, этнографов, социологов, педагогов и художников. Так, философы начиная с XVII-XVIII вв. стремились познать, в чем состоит ценность личности и каким образом она себя проявляет, каким образом она себя познает и где границы этого познания. Уже в знаменитой формуле Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» факт обладания мышлением служит доказательством существования личности.
Дж. Локк утверждал, что человек познает себя интуитивно на основе рефлексии (осмысления) жизненного опыта, который расширяется с годами. С его точки зрения, рефлексивное отношение к себе свойственно зрелой личности, причем далеко не каждой.
И. Кант придал пониманию «Я» ценностно-личностное измерение. Он ввел в научный оборот разделение сознания и самосознания человека. «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому он личность...» Самосознание, по Канту, необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности.
Г. Гегель рассматривал самосознание в развитии; при изучении самосознания он выделял ступени, соответствующие фазам развития человеческой деятельности.
Психологи, в свою очередь, изучают структуру человеческого Я и способы ее познания.

ЧТО ТАКОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Сложность проблемы состоит в том, что в данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить степень достоверности знаний человека о самом себе. Тем не менее знание о себе, оценка своих качеств, самосознание представляют собой важную часть становления личности.
Обычно под самосознанием понимают определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Одним из важных признаков самосознания является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.
Самопознание происходит прежде всего на индивидуальном уровне. По сути дела, всю жизнь человек занимается самопознанием, но не всегда отдает себе отчет в том, что осуществляет этот вид деятельности. Самопознание, как утверждают ученые, начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. Безусловно, в процессе развития личности меняются способы познания себя, отношение к себе, развивается самосознание.
Личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процессе самореализации. Этим термином определяется процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
Но для того чтобы реализовать себя, человек должен знать свои особенности.

ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ

Самопознание начинается с самоузнавания, различения себя и внешнего мира. Ученые полагают, что такое различение встречается уже у трех - восьмимесячных младенцев.

Каждый человек, смотрящийся в зеркало, стремится увидеть себя, свой образ, скорректировать его, изменить или «поправить» свою внешность. Это начало перехода от пассивного восприятия себя к активному созданию образа «Я», путь к самосовершенствованию, затрагивающему пока только внешность.
Строго говоря, настоящего своего лица в зеркале человек практически не видит, как не слышит он и своего голоса. (Каждый из вас, кто слышал запись своего голоса на магнитофоне, вероятно, удивлялся неожиданно странному, непривычному звучанию.) Дело в том, что, готовясь рассматривать себя в зеркале, мы невольно принимаем определенную позу. В результате у нас меняется выражение лица, теряется его непосредственность и непринужденность. Мы бессознательно формируем свой образ «Я». Поэтому, случайно увидев свое отражение в зеркале, мы бываем удивлены незнакомыми чертами. Такой случай описан в рассказе А. Моравиа «Трельяж». Молодой адвокат, рассматривая только что доставленное из магазина зеркало, вдруг увидел в нем не привычного себя, а какого-то собственного двойника, к которому он испытал сильное чувство антипатии как к совершенно незнакомому человеку. К чувству антипатии примешивалось еще и ощущение какой-то отчужденности. Герой рассказа рассматривал зеркало как предмет, а не готовился к восприятию в нем собственного облика. В результате то, что он увидел, оказалось для него неожиданным, странным образом расходящимся с привычным, видимо более значительным, представлением о себе.
Фотоизображение также часто расходится с истинным лицом модели, поскольку не передает живости мимики, характерной для персонажа в жизни.
Известный кинорежиссер С. Эйзенштейн считал, что в каждом лице заключена многоликость и при этом все люди двулики. В первом случае он подчеркивал подвижность и изменчивость человеческого лица, а во втором - различие между левой и правой частями лица. Если смонтировать портреты конкретного человека из одних правых или левых половинок лица одной и той же фотографии, они будут существенно отличаться друг от друга. Так, «правые» лица (состоящие из правых половинок) выглядят старше настоящего возраста оригинала. «Левые» лица бывают менее определенными, более типичными, меньше сохраняют индивидуальность живого лица.
Внешность человека не только значима для него самого, она оказывает влияние на восприятие человека другими людьми. Вы, вероятно, обращали внимание на то, что одни люди неизменно вызывают доверительное отношение к себе даже незнакомых людей, а к другим и знакомые стараются обращаться нечасто. Психологические эксперименты показывают, что тем, кто обладает приятной внешностью, люди склонны приписывать достоинства, даже отсутствующие у них на самом деле.
Еще в древности предпринимались попытки создать типичные характеристики свойств людей, основанные на внешних признаках, особенностях телосложения, строении лица. Когда говорят: «У него на лице написано», то имеют в виду определенную связь между обликом и внутренними свойствами человека.
Сказанное об особенностях самовосприятия не означает, что человеку вообще не дано составить верного представления о себе. Далеко не все заключено в человеческой внешности. Умное выражение лица во все века казалось более привлекательным, чем лишенное проявления мысли. Как тут не припомнить пословицу, гласящую, что встречают по одежке, а провожают по уму?

КАК НЕ ОШИБИТЬСЯ В ОЦЕНКЕ

Не менее важную роль в самопознании играет самооценка.
Отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих способностях, об отношении к себе других людей формирует самооценку. Самооценка представляет собой преимущественно эмоциональное отношение к собственному образу: «Я талантлив», «Я абсолютная бездарность», «Я не хуже других» и т. д. Самооценка чаще всего субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о вашей персоне. Собственно говоря, человек оценивает себя двумя путями: во-первых, сопоставляя уровень своих притязаний с объективными результатами деятельности; во-вторых, путем сравнения себя с другими людьми.
Три основных момента важны для понимания самооценки. Во-первых, в ее формировании важную роль играет сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким мы хотели бы быть. Можно выразить самооценку такой формулой:

Повысить самооценку можно, либо добившись чего-то, например успеха, либо снизив уровень притязаний.
Во-вторых, некоторые люди склонны оценивать себя так, как их оценивают другие. Можно с детства твердить ребенку, что он красив. Однако если кто-нибудь скажет мальчику, что он лопоухий, то и спустя годы, идя на свидание, юноша будет натягивать шапку или по-особому причесывать волосы. Сознание человека оказывается своеобразной раковиной, открывающейся для новых знаний о себе.
В-третьих, самооценка зависит от нашего отношения к собственным успехам и неудачам, к тому, что мы извлекаем из собственной истории жизни.
Образ «Я» не остается неизменным на протяжении жизни. Меняется не только внешность, но и отношение к ней, более оправданной становится самооценка, принимаются меры к ее повышению. Стремление завоевать уважение заставляет человека менять отношение к себе и других. Правильнее сказать, что у человека не один образ «Я», а множество таких образов, попеременно выступающих на авансцену самосознания или уходящих в тень.
Сложность и комплексность «Я» позволили ученым выделить в нем ряд компонентов, которые формируются в процессе жизни и оказывают воздействие на поведение личности.общеобразовательных ... экваториальные воздушные массы 10 . Определите, о какой...

  • Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / О. А. Климанова, М. Н. Белова, Э. В. Ким и др

    Учебник

    География. Землеведение. : Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / О.А. Климанова, М.Н. Белова, ... Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2010 г. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса ...

  • Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений». Москва, «Просвещение»

    Учебник

    Составлено по учебнику : «Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений ». Москва, «Просвещение», 2007. Авторы: М. Т. Баранов... внутри простого предложения Упр. 34 10 Сложное предложение. Запятые в... диктант 14 Текст §10 , упр.48 15 ...

  • Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений». Москва, «Просвещение»

    Учебник

    Составлено по учебнику : «Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений ». Москва, «Просвещение», 2007. Авторы: Л. А. Тростенцова, ... уголок природы Сложносочиненные предложения (ССП) 10 + 2 19 Понятие о сложносочиненном предложении...

  • Общественное сознание на его различных уровнях и в различных формах не только познает предметный мир, оценивает его явления, активно воздействует на

    общественные отношения, но в процессе этого воздействия регулирует взаимоотношения людей. Само собой разумеется, эта регуляция проистекает из того

    обстоятельства, что сознание отражает существующие объективные связи и отношения в обществе. Под регулятивной функцией общественного сознания

    следует понимать его целесообразные воздействия на деятельность людей в определенном направлении, что находит свое отражение в их практике,

    формирует их мировоззрение, идеалы, заставляя их действовать в жизни соответствующим образом.

    Регулятивной функцией обладают как идеология, так и психология, а также различные формы общественного сознания. Регулятивная функция каждой из них

    характеризуется специфичностью и относительной самостоятельностью, но исходит в конечном счете из потребностей и интересов индивида, социальной

    группы, класса и общества в целом. Регуляция сознания в обществе может принимать стихийный характер, выступая в форме подражания, моды и пр.

    Признание тех или иных социальных ценностей, принципов и идеалов является весьма важным моментом в регулирующей функции сознания. Регулятивная

    функция общественного сознания создает необходимые условия функционирования и развития общества.

    Стержнем духовной жизни общества на любом историческом этапе является общественное сознание, отражающее основные черты и закономерности

    общественного бытия в тех или иных формах, присущих определенным классам. Общественное сознание тем самым определяет основной характер и

    закономерности духовной жизни общества, все его духовные процессы и отправления. Ставя вопрос о соотношении сознания и знания, основоположники

    марксизма отмечали: «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание». Осознание человеком объективной

    действительности и самого себя в обществе является познанием. Общественное сознание внутренним образом связано со знанием, с его производством,

    приращением и функционированием.

    Общественное сознание представляет собой духовный результат развития общества, выражение его социального, экономического и политического бытия.

    Общественное сознание возникает как продукт всей общественной деятельности людей. Оно представляет собой социальную функцию общества. Поэтому его

    результаты в различных сферах всегда носят общественный характер. По общественному сознанию можно судить не только об образе духовной жизни

    общества, но и о его коренных основах бытия, чего нельзя сказать об индивидуальном или обыденном сознании. Общественное сознание вырабатывается

    обществом, является квинтэссенцией его духовных процессов. В обществе, расколотом на антагонистические классы, общественное сознание приобретает

    противоречивый характер. Оно прежде всего отражает интересы господствующего класса, но не сводится только к идеям последнего.

    Поэтому нельзя говорить об однотипности общественного сознания в обществе, разделенном на классы и социальные группы. Плеханов писал: «Структура

    цивилизованных обществ настолько сложна, что, в строгом смысле слова, нельзя даже говорить о состоянии духа и нравов, соответствующем данной форме

    общества. Состояние духа и нравов горожан часто существенно отличается от состояния духа и нравов крестьян, а дух и нравы дворянства очень мало похожи

    на дух и нравы пролетариата. Поэтому "тип", являющийся "господствующим" в представлении одного какого-нибудь класса, отнюдь не господствует в

    представлении другого класса». Но господствующий класс стремится навязывать свою идеологию другим классам. Основоположники марксизма отмечают,

    что «тот класс, который представляет собой господствующую материальную силу общества, есть в то же время и его господствующая духовная сила». В

    меньшей мере это может быть отнесено к общественной психологии.

    Диалектика соотношения сознания человека и общественного сознания весьма сложна. Человек не просто часть общества. Он так или иначе выражает собой

    общество на конкретной ступени его развития в определенных социальных формах. Общественное сознание аккумулирует также минувший исторический

    опыт, который участвует в формировании сознания человека.

    Общественное сознание отнюдь не представляет конгломерата индивидуальных сознании, хотя именно в них оно и имеет свою реальную основу и источник.

    Вбирая в себя содержание индивидуальных сознаний, общественное сознание отнюдь не является простым их итогом. Общественное сознание отражает

    наиболее общее, основное, решающее, что содержится во множестве индивидуальных сознаний.

    Но этого недостаточно, чтобы охарактеризовать социальную природу общественного сознания. Общественное сознание вырастает не на пустом месте. Оно

    внутренне связано с предшествующим развитием общества. Действует закон исторической преемственности, связи. При этом способы исторической

    преемственности и сохранения прогрессивных идей в сознании людей крайне разнообразны. Нередко это прямое наследование прогрессивных идей, иногда -

    признание только важнейших принципов прошлых учений и т. д. Общественному сознанию присуще сохранение, усвоение и дальнейшее развитие возникших

    идей. Но формы этой преемственной связи в науке, философии, искусстве, морали в различные эпохи имели свой конкретно-исторический характер.

    Подлинная научная история общественного сознания невозможна без анализа исторической преемственной связи идей, учений.

    Индивидуальное сознание само по себе не может охватить всю совокупность всех связей и опосредований, существующих в обществе, выделить главное и

    существенное. На него неизбежно воздействует общественное сознание, которое отличается от него глубиной отражения действительности, масштабом

    понимания исторических событий, широким охватом общественных явлений, предвидением исторических процессов. Сознание индивида невозможно без

    связи, взаимодействия с общественным сознанием. Это происходит с помощью средств, выработанных обществом. Материализуясь в языке, объективируясь

    в книгах и других предметах и явлениях культуры и находя выражение в разнообразных средствах и формах общения, представления и идеи индивида

    становятся достоянием общественного сознания. И наоборот, результаты общественного сознания становятся идейным богатством индивида.

    Индивидуальное сознание - отражение индивидом общественного бытия и своего места в нем. Сознание индивида представляет собой его внутренний

    духовный мир, через призму которого оно взаимодействует с общественным сознанием и, следовательно, с общественным бытием. «Какова

    жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством - совпадает как с тем, что

    они производят, так и с тем, как они производят». Через индивидуальную психически-идеологическую и научную деятельность человек отражает свою

    объективную связь с обществом, классом, социальным коллективом. Процесс освоения мира в сознании человека всегда индивидуален, но в

    индивидуальном сознании людей содержится прежде всего общее, основное, свойственное обществу, классу.

    Методологической основой изучения взаимодействия индивидуального сознания и сознания общества является диалектический принцип соотношения

    общего, частного и единичного. Этот принцип относится, само собой разумеется, не только к гносеологической, но и к социологической стороне анализа

    проблемы. Общее раскрывает общечеловеческие черты, а также общезначимые, типические стороны содержания сознания индивида на данном этапе

    исторического развития, частное - принадлежность черт, свойств, относящихся к социальной группе или классу, и единичное - особенности в духовном

    развитии личности. Все эти аспекты внутренне связаны и выражают общественный характер сознания индивида, зависимость его индивидуального сознания

    от общественного сознания и тем самым детерминацию поведения индивида.

    Для общественного сознания характерно такое отражение общественного бытия, в котором дано самое основное, существенное в нем, стремление открыть

    законообразное в общественных явлениях. В нем находят свое выражение потребности и главные интересы общества или класса на данном этапе

    исторического развития. Индивиды, составляющие тот или иной класс, сплачиваются вокруг общих социально-экономических интересов благодаря действию

    общественного, классового сознания, которое выполняет тем самым определенную регулятивную социальную функцию.

    Процесс отражения действительности индивидом возможен только в результате выработанных обществом форм и средств отражения, создания учений,

    теоретических принципов, усвоения духовной культуры прошлого, взаимодействия идеологических отношений людей. Сложнейший механизм общества можно

    познать в результате творческих усилий многих поколений людей. Общественное сознание - это сознание определенной исторической эпохи. Индивидуальное

    сознание возникает на базе общественного сознания, в главном и решающем определяется им. В общественном сознании закреплен исторический путь

    культуры человечества в различных областях духовных отношений людей.

    ž Духовная жизнь - Это взятая в процессе развития совокупность всех проявлений деятельности разума, воли, чувств, которые развиваются на основе практической деятельности людей

    Общественное сознание – это воззрения людей в из совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом естественном и искусственном языке, творения духовной культуры, социальных нормах и взглядах (духовное, психическое отражение общественного бытия). Это основа духовной жизни общества.

    Черты общественного сознания:

    ž Общественное бытие влияет на общественное сознание через материальные и духовные потребности

    ž Общественное сознание носит исторический характер

    ž Оно познает, осмысляет, проникает в сущность процессов

    ž Единство общественного бытия и общественного сознания

    Общественное сознание сложно не только по содержанию, но и по своей структуре . За критерий деление я возьму форму общественного сознания. Различают такие формы, как

    Философия выполняет мировоззренческую, познавательную функцию. Она помогает людям мыслить абстрактными, теоретическими положениями, наиболее общими понятиями и категориями.

    Политическое сознание обслуживает социальные группы, членов общества, обосновывая политические идеи, цели, а также подводит базу под политическими и правовыми интересами, юридическими нормами, законами, стратегией и тактикой достижения цели.

    Правовое сознание есть не что иное, как совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности, а также усвоение навыка одобряемого с точки зрения права поведения.

    Моральное сознание включает нравственные принципы общества, нормы поведения, способы формирования у человека нравственных чувств.

    Искусство (эстетическое сознание)

    Наука отражает общественное сознание в виде законов, теорий, вооружает людей научными знаниями,

    Религия формирует религиозное сознание, религиозные идеи, веру в Бога, в бессмертие души, формирует религиозную мораль

    1. Духовная жизнь общества: мораль и право.

    Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

    Право - регулирование поведения людей с помощью системы законов, необходимое условие существования свободных людей в обществе.

    Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в тоже время принципиально отличается от него.


    Общее в том, что нормы права и нормы морали:

    1 являются в системе социальных норм самыми универсальными, распространяющимися на все общество.

    2 имеют один объект регулирования – общественные отношения.

    3 выступают мерой свободы в обществе

    5 имеют сходную структуру

    Различное в том, что

    1 нормы морали формируются в процессе развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении. А нормы права установлены государством, официально зафиксированы.

    2 нормы морали исполняются в силу привычки и внутренних убеждений, а нормы права обязательны для исполнения

    3 Нормы права поддерживаются силой государственного принуждения, а нормы морали нет

    4 нормы морали регулируют отношения подконтрольные и неподконтрольные государству, а нормы права лишь те, которые подконтрольны гос-ву.

    5 нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, а нормы права с позиций законного и незаконного.

    45 Духовная жизнь общества: искусство и религия.\

    Искусство – такой вид духовного производства, который представляет собой творение профессионалов (художников, музыкантов, поэтов и т.д.), т.е. специалистов в области эстетического. Эстетическое есть не только в искусстве, оно разлито по всей социальной реальности и вызывает особенные эстетические чувства у людей (например, при любовании горами). В искусстве же эстетическое носит самодовлеющий характер.

    Первоначально искусство не было чисто эстетической деятельностью, оно служило магии, религии и передаче социального опыта (наскальные рисунки). В классовом обществе искусство становится самостоятельным.

    Искусство имеет социальное содержание, что особенно проявляется в кризисные периоды развития общества..

    Функции искусства:

    1. Познавательная: произведения искусства являются ценным источником информации.

    2. Воспитательная: искусство оказывает глубокое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его совершенствование или падение.

    3. Эстетическая: искусство доставляет эстетическое удовольствие и наслаждение, вызывает в человеке определенные эмоции (смех, слезы и пр.

    Религия – это историческая форма мировоззрения, социальный институт, а также вид духовного производства. Благодаря тщательно разработанным принципам и традициям, религия стала мостом между материальным и духовным мирами. В отсутствие социальной справедливости она позволяет обеспечить и сохранить порядок и стабильность в обществе. С позиции социальной философии, религия формирует социальное мировоззрение, позволяющее руководствоваться им в повседневной жизни – растить детей, общаться с окружающими, помогать друг другу.

    Будучи социальным институтом, религия имеет определенную структуру:

    1. Религиозное сознание, включающее: а) религиозную идеологию б) религиозная психология –.

    2. Религиозный культ – совокупность символический действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты

    3. Религиозные организации – объединения последователей определенной религии

    Функции религии:

    Мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующая, культуро-транслирующая.

    >> Общественное сознание

    § 13. Общественное сознание

    Может ли сообщество разумных людей вести себя неразумно? Кто формирует общественное сознание? Каким образом сознание общества связано с сознанием человека?

    СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

    Одной из категорий, характеризующих жизнь общества, является категория общественного сознания. При этом среди ученых нет единства в отношении этой категории. Проблема связана с различным пониманием исходного понятия - сознание .

    Большинство представителей классической философии разделяли представление о сознании как тождественном понятию «знание». Все, что мы знаем,- это сознание, и все, что мы осознаем,- знание.

    Вместе с тем современная психология столкнулась с тем, что далеко не все, что относится к знанию, осознается. Знания - это не только то, что я знаю, но о чем в данный момент не думаю и потому не сознаю, но и то, что я могу легко сделать достоянием своего сознания, например припомнить мое знание теоремы Пифагора, фактов моей биографии и т. д.

    Ряд философов в качестве главного признака сознания выделяют не знание, а направленность на определенный объект. Суть этого заключается в следующем: человек может ничего не знать о каком-либо объекте, но, если он выделяет его, направляет на него свой интерес, этот объект становится объектом сознания.

    Наиболее широко распространено в философии и психологии понимание сознания как самосознания, самоотчета. Оно связано с теорией английского философа Дж. Локка о двух источниках знания: ощущениях, связанных с внешним миром, и рефлексии как наблюдении ума за собственной деятельностью. Последняя, по Локку, и есть сознание. Сознание при таком понимании выступает как специфическая реальность, особый внутренний мир, который субъект познает. Способом познания является самовосприятие, которое может проявляться в форме самонаблюдения.

    Еще одной точкой зрения на сущность сознания являлось понимание его как совокупности идей - индивидуальных или коллективных. Именно в этом значении употребляли термин «сознание» Г. Гегель и К. Маркс, говоря об общественном сознании, классовом сознании. Понятие общественного сознания нашло широкое применение в философии марксизма .

    Развитие философского знания способствовало расширению понимания общественного сознания как целостного и сложного духовного явления. В процессе духовной жизни общества формируются разнообразные знания, а также отношение к природе, объективной действительности, ко всему, что происходит в обществе. Кроме того, в обществе укореняются настроения, привычки, нравы, традиции народов, а также особенности психического склада разных социальных групп. Так, принято говорить о деловитости американцев или точности и педантизме немцев. При этом далеко не все представители данной группы обязательно отличаются названными качествами. Тем не менее за всей социальной общностью закрепилась характеристика определенных качеств.

    Формирование общественного сознания есть сложный процесс, в котором проявляется сильное влияние двух факторов.

    С одной стороны, в общественном сознании, духовной жизни общества отражаются интересы и деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей в новых идеях, научных знаниях, нравственном совершенствовании членов общества, удовлетворении чувства прекрасного, возвышенного. С другой - необходимо, чтобы идеи, теории, взгляды, нормы морали, научные знания находили широкое распространение, оказывали влияние на все общество . Эту функцию выполняют школы, вузы, средства массовой информации, политические партии и общественные движения и организации.

    Следует отметить, что хотя общественные идеи и другие элементы общественного сознания носят нематериальный характер, однако они функционируют в обществе, влияют на сознание отдельных людей, групп, объединений при помощи различных знаковых систем.

    Ученые признают относительный характер общественного сознания. Дело в том, что многие идеи, взгляды людей, их нравственные убеждения обладают значительной устойчивостью, живучестью и довольно долго сохраняются в сознании людей, их поступках. Они могут сохраняться даже тогда, когда уже нет тех объективных условий, тех общественных отношений, на базе которых они возникли. Бывает это потому, что изменение взглядов, убеждений людей происходит не сразу, как только изменяется, например, экономическое бытие или политические отношения. Сознание людей, их идеи, взгляды отстают от общественного бытия и могут в течение определенного времени не соответствовать ему. В случае такого отставания речь идет либо о так называемых «пережитках» прошлого в сознании людей, либо о сохранении традиций. Так, как вам известно, довольно долгое время после отмены крепостного права часть крестьянства с трудом привыкала к новым экономическим и социальным реалиям. Вспомните хотя бы героя пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Фирса, который просто называет это событие несча150 стьем или бедой. Идеи и взгляды людей могут и опережать реальные условия, тогда говорят о том, что такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения. Подобные прогнозы социалистов-утопистов известны вам из курса истории.

    Общественное сознание обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого, что было в духовной жизни старого общества. Преемственность наглядно проявляется в науке, морали, традициях народов. Многие проявления общественного сознания взаимодействуют между собой, сами оказывают сильное воздействие друг на друга. Так, например, эстетические вкусы и пристрастия людей тесным образом связаны с их нравственными идеалами. Чаще всего идеал красоты одновременно является для людей и идеалом добра, и, наоборот, то, что связано с нравственным идеалом, оспринимается как прекрасное.

    Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества . Однако это воздействие проявляется не само по себе, а через деятельность людей. При этом действия людей могут оказывать на жизнь общества как прогрессивное, так и тормозящее воздействие. Это происходит потому, что в любом обществе имеются разные идеи - новые и старые, передовые и консервативные; такое положение, безусловно, сказывается на состоянии общественного сознания.

    СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

    Общественное сознание сложно не только по содержанию, но и по своей структуре. В связи с этим его деление на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям. Одним из таких оснований может служить специфика тех сторон действительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда мы говорим о его формах. Каждая из этих форм общественного сознания имеет свою специфику, по-своему отражает сложность общественного бытия, отдельные его стороны, процессы жизни общества, имеет свое общественное назначение и свои функции.

    Общественная психология - совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой из больших социальных групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы, например комплекс превосходства так называемых «благородных сословий» над «простонародьем» в Средние века. Разумеется, в социально-психологических комплексах разных социальных групп в каждой стране имеются и общие черты, связанные с ее историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем.

    Идеология в широком смысле слова - система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а так же цели социальной деятельности. Она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией уровень общественного сознания - уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп чаще всего пользуются эпитетом «общественная», в отличие от возрастной, профессиональной и т. п., то понятие «идеология» в таком эпитете не нуждается, поскольку нет идеологии индивидуальной, она всегда носит общественный характер.

    Необходимо иметь в виду, что понятие «идеология» употребляется в социальной философии в еще одном, более узком смысле - как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы.

    Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится общественная группа, класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоретической деятельности «ос 5о уполномоченных» представителей данной группы, класса - его идеологов.

    Соотношение между общественной психологией и идеологией можно рассмотреть как соотношение между эмоциональным, чувственным и рациг яальным уровнем общественного сознания. Известно, что чувственное познание вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимый уровень сознания, поскольку только благодаря ему наш мозг может получить первичную информацию о мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей. Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет своеобразную основу для возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений. (Более подробно, что такое идеология, мы рассмотрим в следующем параграфе.)

    В философской и исторической литературе очень часто встречаются понятия обыденноесознание и массовое сознание . Как следует из названий, понятия эти предназначены для характеристики разных сторон общественного сознания. Об обыденном сознании обычно ведут речь, когда оно не поднимается до теоретических обобщений. О массовом сознании - когда говорят о степени его распространенности в обществе.

    На всех этапах исторического развития социальнопсихологический фактор играет активную роль. Можно, например, четко проследить, как общественные настроения ведут к вызреванию социальных революций. Точно так же существуют психологические факторы, которые позволяют стабилизировать общество после радикальных перемен. Так, анализируя процесс перехода от рабовладения к феодализму , Ф. Энгельс обращал внимание на то, что «рабство перестало окупать себя и потому отмерло. Но умирающее рабство оставило свое ядовитое жало в виде презрения свободных к производительному труду. То был безвыходный тупик, в который попал римский мир: рабство сделалось невозможным экономически, труд свободных считался презренным с точки зрения морали. Первое уже не могло, второй еще не мог быть основной формой общественного производства» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т. 21.- С. 149). Отношение к рабству в данном случае характеризует именно психологический момент, который оказывает влияние на формирование отношений в обществе.

    ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

    Рассмотрев сущность и структуру общественного сознания, обратимся к проблеме его соотношения с сознанием отдельной личности .

    И общественное и личное сознание - продукт духовной деятельности, синоним духовной культуры. В этом смысле говорят об их единстве. Между индивидуальным и общественным сознанием нет жестких границ. Напротив, между ними происходит постоянное взаимодействие.

    Общественное сознание не существует без сознания отдельных личностей. Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они выходят за пределы индивидуального существования и становятся общим достоянием, общим правилом или убеждением, входят в общее сознание, в нравы, в искусство, в науку, в право, в нормы поведения. При этом индивидуальная биография автора той или иной идеи уже не играет определяющей роли. Так, выдвинутая в определенных условиях идея общественного договора или идея разделения властей не утратила авторства, но стала важной частью общественного сознания.

    Однако общество избирательно относится к результатам деятельности индивидуального сознания: что-то оно берет, а что-то отбрасывает. Далеко не каждое достижение индивидуального сознания входит в общий массив общественного сознания. Это зависит от глубины и социальной значимости духовной деятельности данной личности, от потребности духа времени в ее творчестве .

    В свою очередь, аналогичным образом действует и индивидуальное сознание. Оно вбирает далеко не все элементы общественного сознания без разбора. Исторически выработанные обществом нормы сознания духовно питают личность, становятся источником нравственных предписаний, убеждений, эстетических чувств и представлений. Но каждый из людей по-разному (в силу личностных, индивидуальных особенностей) вбирает в себя существующие в общественном сознании элементы, по-разному может влиять на общественное сознание.

    Судьба таких исторических личностей, как Дж. Бруно, Г. Галилей, Жанна д"Арк, судьбы многих наших современников свидетельствуют о наличии противоречия между личным и общественным сознанием, между принятой в обществе системой духовных принципов и идеями отдельных граждан того или иного общества. Вместе с тем, преодолевая сопротивление времени, личности, опережающие свою эпоху, вносят свой вклад в развитие общественного сознания.

    Подобно тому как общественное сознание не сводится к количественной сумме индивидуальных сознаний, а проявляется в качественно новом виде - по-особому организованная идеально-объективная действительность, так и индивидуальное сознание не является точным слепком с общественного сознания. Человек вступает в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее ему сознание есть реальность, с которой приходится считаться. Личное сознание представляет собой аккумулированный опыт. Человек, индивид может ощущать свою связь с историей своей семьи, страны, своего народа. Каждое индивидуальное сознание имеет собственные источники развития, поэтому каждая личность уникальна, несмотря на единство интегрирующей ее человеческой культуры.

    Наряду с индивидуальным и общественным сознанием духовную жизнь общества отражает и массовое сознание. Этим понятием принято определять такой тип общественного сознания, широкую совокупность идей, представлений, иногда даже иллюзий , чувств, настроений, которые отражают определенные стороны жизни общества, способные вызывать интерес масс.

    Состояние массового общественного сознания, которое отражает отношение (явное или скрытое) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности, называют общественным мнением. Можно сказать, что общественное мнение - это точка зрения многих, возможно даже большинства, представителей какой-либо социальной группы, но не обязательно всех. Любопытное высказывание о существе общественного мнения принадлежит французскому социологу Ж. Бурдо, называвшему общественное мнение социальной силой, которая, получая внешнее воплощение через осознание самой себя, вытекает из «сходства суждений, вынесенных большинством индивидов по поводу некоторого вопроса». В современном мире общественное сознание активно изучается, ему уделяют внимание политики, стремясь добиться признания и поддержки в обществе. А руководитель Американского института общественного мнения Джордж Гэллап утверждает, что «общественное мнение - это просто данные социологических исследований». Разумеется, последнее высказывание можно назвать парадоксальным преувеличением, однако в нем есть доля истины, поскольку в формировании общественного мнения выделяют следующие этапы: зарождение мнения, дискуссии по предмету мнения, возникновение общей точки зрения и единой позиции. Многие явления социальной жизни сначала вызывают удивление, потом оживленные дискуссии, затем кажутся настолько привычными, что спорить о них просто глупо. Так было, например, с идеей отмены рабства в Америке или крепостного права в России. (Вы и сами можете продолжить этот ряд примеров.)

    ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

    1 Совершая поступки под влиянием общественного мнения, поддаваясь влиянию окружающих, важно понимать, какие общественные интересы движут общественной психологией.

    2 В общественном сознании проявляются противоречивые интересы разных социальных групп, общностей. За поступками представителей определенных групп важно видеть движущие мотивыи побуждения. Эмоциональное восприятие действительности нередко мешает правильному пониманию ее сущности.Советуем не забывать слова великого А. С. Пушкина : «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца» .

    З В индивидуальном сознани и личност и находят отражение как передовые идеи, так и предрассудки и заблуждения, существующие в общественном сознании. Помните, что не всегда молодой возраст - гарантия свежести восприятия действительности. И в сознании молодых людей могут существовать пережитки прошлого.

    4 Если оставаться на уровне массового сознания, легко стать объектом манипулирования и спекуляции на популярных идеях. Чтобы избежать этого, важно понимать природу массового сознания, видеть и оценивать его недостаткии противоречия.

    ДОКУМЕНТ

    Из книги французского психолога, социолога, историка Г. Лебона «Психология народов и масс» .

    В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума...

    Появление... новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе.

    Вторая причина - заразительность, или зараза,- также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление... В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе , и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

    1. Какие особенности поведения людей проявляются именно в толпе?
    2. Укажите причины специфического поведения личности в толпе, которые называет автор текста.
    3. Как вы понимаете сущность этих причин?
    4. Приведите собственные примеры, подтверждающие или опровергающие мнение автора о наличии у толпы свойств, которыми отдельная личность может не обладать.
    5. Верно ли утверждение, что в толпе формируется общественное сознание? общественное мнение? Ответ обоснуйте.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

    1 . Что понималось под сущностью сознания сторонниками различных точек зрения?
    2. Как связаны межд у собой общественное сознание и духовная

    • Может ли сообщество разумных людей вести себя неразумно?
    • Кто формирует общественное сознание?
    • Каким образом сознание общества связано с сознанием человека?

    Сущность и особенности общественного сознания

    Одной из категорий, характеризующих жизнь общества, является категория общественного сознания. При этом среди ученых нет единства в отношении этой категории. Проблема связана с различным пониманием исходного понятия - сознание .

    Большинство представителей классической философии разделяли представление о сознании как тождественном понятию «знание». Все, что мы знаем,- это сознание, и все, что мы осознаем,- знание.

    Вместе с тем современная психология столкнулась с тем, что далеко не все, что относится к знанию, осознается. Знания - это не только то, что я знаю, но о чем в данный момент не думаю и потому не сознаю, но и то, что я могу легко сделать достоянием своего сознания, например припомнить мое знание теоремы Пифагора, фактов моей биографии и т. д.

    Ряд философов в качестве главного признака сознания выделяют не знание, а направленность на определенный объект. Суть этого заключается в следующем: человек может ничего не знать о каком-либо объекте, но, если он выделяет его, направляет на него свой интерес, этот объект становится объектом сознания.

    Наиболее широко распространено в философии и психологии понимание сознания как самосознания, самоотчета. Оно связано с теорией английского философа Дж. Локка о двух источниках знания: ощущениях, связанных с внешним миром, и рефлексии как наблюдении ума за собственной деятельностью. Последняя, по Локку, и есть сознание. Сознание при таком понимании выступает как специфическая реальность, особый внутренний мир, который субъект познает. Способом познания является самовосприятие, которое может проявляться в форме самонаблюдения.

    Еще одной точкой зрения на сущность сознания являлось понимание его как совокупности идей - индивидуальных или коллективных. Именно в этом значении употребляли термин «сознание» Г. Гегель и К. Маркс, говоря об общественном сознании, классовом сознании. Понятие общественного сознания нашло широкое применение в философии марксизма.

    Развитие философского знания способствовало расширению понимания общественного сознания как целостного и сложного духовного явления. В процессе духовной жизни общества формируются разнообразные знания, а также отношение к природе, объективной действительности, ко всему, что происходит в обществе. Кроме того, в обществе укореняются настроения, привычки, нравы, традиции народов, а также особенности психического склада разных социальных групп. Так, принято говорить о деловитости американцев или точности и педантизме немцев. При этом далеко не все представители данной группы обязательно отличаются названными качествами. Тем не менее за всей социальной общностью закрепилась характеристика определенных качеств.

    Формирование общественного сознания есть сложный процесс, в котором проявляется сильное влияние двух факторов.

    С одной стороны, в общественном сознании, духовной жизни общества отражаются интересы и деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей в новых идеях, научных знаниях, нравственном совершенствовании членов общества, удовлетворении чувства прекрасного, возвышенного. С другой - необходимо, чтобы идеи, теории, взгляды, нормы морали, научные знания находили широкое распространение, оказывали влияние на все общество. Эту функцию выполняют школы, вузы, средства массовой информации, политические партии и общественные движения и организации.

    Следует отметить, что хотя общественные идеи и другие элементы общественного сознания носят нематериальный характер, однако они функционируют в обществе, влияют на сознание отдельных людей, групп, объединений при помощи различных знаковых систем.

    Ученые признают относительный характер общественного сознания. Дело в том, что многие идеи, взгляды людей, их нравственные убеждения обладают значительной устойчивостью, живучестью и довольно долго сохраняются в сознании людей, их поступках. Они могут сохраняться даже тогда, когда уже нет тех объективных условий, тех общественных отношений, на базе которых они возникли. Бывает это потому, что изменение взглядов, убеждений людей происходит не сразу, как только изменяется, например, экономическое бытие или политические отношения. Сознание людей, их идеи, взгляды отстают от общественного бытия и могут в течение определенного времени не соответствовать ему. В случае такого отставания речь идет либо о так называемых «пережитках» прошлого в сознании людей, либо о сохранении традиций. Так, как вам известно, довольно долгое время после отмены крепостного права часть крестьянства с трудом привыкала к новым экономическим и социальным реалиям. Вспомните хотя бы героя пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Фирса, который просто называет это событие несчастьем или бедой. Идеи и взгляды людей могут и опере жать реальные условия, тогда говорят о том, что такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения. Подобные прогнозы социалистов-утопистов известны вам из курса истории.

    Общественное сознание обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого, что было в духовной жизни старого общества. Преемственность наглядно проявляется в науке, морали, традициях народов. Многие проявления общественного сознания взаимодействуют между собой, сами оказывают сильное воздействие друг на друга. Так, например, эстетические вкусы и пристрастия людей тесным образом связаны с их нравственными идеалами. Чаще всего идеал красоты одновременно является для людей и идеалом добра, и, наоборот, то, что связано с нравственным идеалом, воспринимается как прекрасное.

    Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества . Однако это воздействие проявляется не само по себе, а через деятельность людей. При этом действия людей могут оказывать на жизнь общества как прогрессивное, так и тормозящее воздействие. Это происходит потому, что в любом обществе имеются разные идеи - новые и старые, передовые и консервативные; такое положение, безусловно, сказывается на состоянии общественного сознания.