Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Что такое "пламенеющая готика" и почему это хорошо. Готика в архитектуре

Что такое "пламенеющая готика" и почему это хорошо. Готика в архитектуре

Огромные города, обнесенные крепостными стенами, большие, прекрасно укрепленные замки, вооруженные до зубов рыцари на лошадях, грандиозные соборы с витражами, контрфорсами и горгульями - вот как мы обычно представляем себе Европу в XII-XIV вв. Эта эпоха называется «эпохой готики» в честь архитектурного стиля. Термин «готический» первоначально имел негативную окраску: он был введен итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским».

Готические храмы украшают цветные стекла, или витражи. Цветные стекла получались путем добавления различных красителей в расплавленное стекло. Стекло изготавливалось в виде небольших пластин, технология создания больших листов еще не была известна. Для того, чтобы сделать витраж большого размера, маленькие кусочки стекла соединялись с помощью свинцовых полос. Попадая в интерьер храма с ярко расцвеченными витражами, мы до сих пор испытываем душевный трепет. Людей эпохи Средневековья это зрелище должно было потрясать и вдохновлять. В готике есть свой собственный набор декоративных элементов, абстрактные элементы классических ордеров - дентикулы, меандр, и т.д. - были заменены орнаментами, которые изображают различные природные формы, порой очень точно. Орнаменты в виде трилистника (клевер) и четырехлистника и разнообразные лиственные орнаменты - приметы нового стиля. Скульптура (гротески, горгульи) может быть забавной и устрашающей. В орнаментах окон впервые появляется массверк - орнамент готики, в основе которого нет конкретной органической формы, он создан при помощи циркуля. Формы этого орнамента чрезвычайно разнообразны: розы, украшения, составленные из частей круга, в виде рыбного пузыря и т.д. Орнаменты в готике использовались произвольно, а не в соответствии с правилами, как в классической архитектуре.

Новые строительные технологии

Стрельчатая арка и крестовый нервюрный свод были в эпоху готики самыми передовыми конструкциями. В романике полукруглые арки иногда видоизменялись, приобретая слегка заостренную форму. Но стрельчатая арка стала широко применяться только после 1150 г. Принято считать, что стрельчатая арка символизирует стремление к небесам, к Богу. Однако стрельчатые арки использовались не только в храмовой архитектуре. Они есть в замках, городских укреплениях, ратушах и других светских постройках, в мебели и декоративных предметах. В кафедральном соборе в Уэльсе, например, вершина стрельчатой арки вообще обращена вниз. Каким бы значением современные исследователи ни наделяли стрельчатую арку, ее использование - попытка решить технические проблемы, возникавшие при строительстве больших соборов.

В Романике использование простых полуцилиндрических сводов иногда делало невозможным устройство окон, достаточно больших, чтобы хорошо осветить внутреннее пространство собора. Крестовые своды дали возможность разгрузить стену и сделать большие верхние окна. Оставалась одна проблема: квадратные в плане ячейки боковых нефов также должны быть перекрыты крестовыми сводами, соответствующими сводам центрального нефа (из-за этого боковые своды получались слишком широкими и такими же сложными и дорогими в строительстве, как и своды центрального нефа); или каждый пролет должен быть поделен на две части так, чтобы боковым нефам соответствовали своды, ширина которых была бы в два раза меньше, чем ширина сводов центрального нефа. Этот подход применялся при строительстве целого ряда церквей, например церкви Сант Амброджо в Милане или кафедральных соборов в Майнце и Вормсе в Германии. Другая проблема возникала из-за того, что крестовый свод, перекрывающий квадратную в плане ячейку, если его боковые арки были полуциркульными, должен был иметь диагональные арки эллиптической формы, либо его диагональные арки должны были быть выше, чем боковые. В первом случае своды выглядели приплюснутыми, а во втором каждый свод превращался в подобие купола, который разбивал центральный неф на несколько отдельных отсеков, нарушая таким образом целостность пространства. Кроме того, более ранние своды возводились с помощью деревянных кружал, заполнявших пространство, которое нужно было перекрыть. Поскольку своды становились все больше, желательно было свести к минимуму необходимость использования этих временных конструкций. Этого удалось добиться за счет того, что сначала с помощью кружал стали возводить ребра крестового свода (нервюры), а затем эти «ребра» использовались как опора для деревянных лесов, необходимых, чтобы заполнить промежутки между ребрами. Нервюры трудно было спроектировать и построить в форме эллипса, или их нужно было делать выше, чем щековые арки. Если свод перекрывал прямоугольную, а не квадратную в плане ячейку, проблема усугублялась, поскольку щековые и диагональные арки свода сильно отличались по высоте.

Решение проблемы заключалось в том, чтобы сделать диагональные арки полуциркульными, а боковые арки должны быть уже, но их высота при этом остается прежней. Геометрическое решение этой проблемы требовало использования эллиптических щековых арок, но эллипс - сложная фигура, он - не часть круга, поэтому не может быть вписан в окружность. Средневековый архитектор и средневековый каменщик не были готовы проектировать и возводить эллиптические арки. В эпоху готики решением была арка, которая могла иметь любую высоту при любой ширине, и ее можно было бы вписать в круг.

Получившаяся в результате арка была стрельчатой - компромисс, который позволял получить эллипс, но ее было легче проектировать и возводить. Как только нервюрные стрельчатые своды получили распространение, появилась возможность перекрыть пролет любой формы - квадратной, прямоугольной и даже трапециевидной (5.7-5.9). В таких сводах четыре боковые и две диагональные арки имеют одинаковую высоту, что позволяло коньковому брусу тянуться по всей длине центрального нефа в виде непрерывной линии, которая визуально объединяет внутреннее пространство.

Последняя проблема касается контрфорсов, которые могли бы гасить распор сводов. Внутри распор сводов гасился соседними сводами, но наружные стены должны быть укреплены конструкцией, которая была бы выше боковых нефов и не мешала бы свету проникать через большие окна, расположенные в верхнем ярусе центрального нефа. Это могли бы быть каменные контрфорсы, но смущало, что они будут сильно давить на боковые нефы. Решением проблемы стало использование одного или нескольких ярусов аркбутанов - полуарок, передающих распор сводов контрфорсам, замечательный элемент средневекового кафедрального собора. В верхних и нижних частях стен, больше не испытывающих ни давления массы, ни распора, стало возможным размещать витражи.

Средневековые гильдии помогали каменщикам постигать стереометрию, которая используется для того, чтобы из камней можно было выкладывать своды сложной формы. Некоторые соборы были спроектированы и построены лучше других. Например, собор в Шартре (начат ок. 1145) не был столь совершен по своему конструктивному решению, как собор в Бурже (1195-1275), где двойные боковые нефы были окружены двойными легкими контрфорсами, для создания которых не требовалось много материалов, но которые отличались невероятной прочностью и красотой. Анализ сооружений доказывает, что строительство не было бессистемным. Можно наглядно продемонстрировать, что так же, как в Древнем Египте или Древней Греции, при строительстве готических зданий использовались математические концепции. Западный фасад собора Нотр-Дам в Париже можно по делить на ряд квадратов, б единиц в ширину и 9 в высоту. Снова и снова используется золотое сечение, получаемое при помощи несложных геометрических вычислений, для которых использовались обычная веревка и колышки. Простой прямоугольный треугольник со сторонами 3-4-5 использовался для определения прямого угла, а также как основа для модульного планирования. Доказано, что соотношение ширины и высоты южной башни Шартрского собора составляет 1:6, что соответствует коэффициенту колебаний нот сексты.

Готические соборы и церкви

Хотя описать «типичный» готический собор в принципе можно, все же его отличает огромное разнообразие форм. Например, собор в Альбиво Франции (1202-1390) построен из кирпича, боковые нефы в нем отсутствуют, зато центральный очень широкий, а контрфорсы «спрятаны» в толще высоких наружных стен. Готические церкви, которые по размеру были меньше соборов, также отличаются разнообразием форм. Доминиканская церковь в Тулузе (1260-1304) представляет собой зальное пространство, перекрытое двумя рядами сводов, поддерживаемых высокими колоннами, расположенными вдоль центральной оси здания с очень необычным и эффектным интерьером. Знаменитая королевская часовня Сент Шапель (1242-1248) имеет низкие нефы с высоким объемом над ними. Опорная конструкция уменьшена до тонких каменных ребер, промежутки между которыми заполнены витражами, так что интерьер залит светом.

Самый высокий из завершенных соборов Франции Нотр-Дам в Амьене - самый совершенный образец сооружений такого типа. Серый камень оживляют мраморные полы и цветные витражи. Высота центрального нефа (42 м) производит ошеломляющее впечатление. Церковь Сен-Маклу в Руане (ок. 1463-1520 гг) представляет собой образец позднеготического стиля, который называется стилем «пламенеющей готики». Узоры, напоминающие языки пламени, которые дали название этому стилю, видны на окнах в дальнем конце хора. Церковь не такая большая, как кафедральные соборы, но в ее убранстве использованы самые красивые элементы «пламенеющего» стиля, особенно это касается западного портала.

Светские готические постройки

В эпоху готики помимо соборов возводилось еще много разнообразных сооружений. В этот период было построено много небольших церквей. Иногда они имели каменные своды, но чаще деревянные перекрытия, как в светских постройках. Городские ратуши, здания цеховых гильдий, таможни строились в готическом стиле. Лондонский Вестминстерский зал (1397-1399), единственная сохранившаяся часть Вестминстерского дворца, имеет деревянные перекрытия, состоящие из стропил, т.н. ригелей. Стрельчатые арки опираются на консоли, что позволяет перекрывать большее пространство, чем это возможно с помощью обычной стропильной конструкции.

Усложнение социальной структуры общества привело к появлению сооружений самого разного назначения. Больница, где ухаживали за больными и немощными, была частью монастырского комплекса. Больница в Боне во Франции (ок. 1443) - это комплекс двухэтажных зданий, с трех сторон окружающих внутренний двор, в которых располагались различные госпитальные службы, с четвертой стороны двор замыкал готический зал, служивший главной палатой. Она представляла собой просторное помещение с занавесями и кроватями для пациентов. Кровати расположены на некотором расстоянии от стены, образуя проход для персонала. Посетители и ходячие больные могли прогуливаться по центру зала (где также проходили церковные службы), в то время как врачи и обслуживающий персонал незаметно передвигались по залу - такая система во многих отношениях лучше того хаоса, который царит в современных лечебных учреждениях. Зал перекрыт деревянным сводом. Больница размещалась здесь вплоть до 1948 г.

В этот период появлялись все новые колледжи и университеты, а библиотеки колледжей стали настолько большими, что для них нужны были отдельные помещения, а иногда даже целые здания. Крупная библиотека Даремского колледжа и более скромная библиотека Сент-Джонс-Колледжа в Оксфорде (1555) - примеры залов с деревянными перекрытиями, оборудованных полками и столами. Самым большим зданием в колледже была капелла, примером может служить капелла Королевского колледжа в Кембридже с веерными сводами (1446-1515) и трапезная, где за ужином собирались все студенты. Трапезная представляла собой увеличенный в размерах главный зал, служивший основным жилым помещением в средневековом замке. Трапезная в Сент-Джонс-Колледже в Оксфорде (1555) имеет сводчатые окна и двери, обшитые дубовыми панелями стены и сводчатые деревянные перекрытия.

Новые типы торговых зданий появлялись медленно. Лавка ремесленника или торговца по-прежнему оставалась комнатой на нижнем этаже дома, в котором хозяин жил со своей семьей (а нередко и кое-кто из работников). Со временем новые формы коммерции привели к появлению помещений большего размера. В Валенсии в Испании шелковая биржа (Лонха де ла Седа, 1483-1498) помещается в большом готическом зале с крестовыми сводами. Во многих европейских городах сохранились залы с деревянными перекрытиями, где арки образуют крытые торговые ряды. Прекрасным примером такого сооружения является крытый рынок в Кремье во Франции.

Строительство замков продолжалось не одно столетие. Несколько больших замков относятся к самому концу этого периода, когда с изобретением пороха эпохе замков пришел конец. Замки эпохи готики имели более продуманную планировку и были лучше приспособлены для жизни, чем раньше. Интерьеры некоторых замков прекрасно сохранились. От замков в Карнарвоне и Конви (оба начаты в 1283) в Уэльсе теперь остались лишь внешние стены. Например, в замке Стоксей в Шропшире (1258-1305) сохранились каменные стены, окна с готическими арками и деревянные перекрытия главного зала. Замок Бодиам в Суссексе (1368-1369) имеет симметричный квадратный план. На углах, а также в центре каждой из сторон квадрата высятся башни. Палаццо Веккьо во Флоренции (1298-1314) напоминало средневековую крепость, хотя это была ратуша. Во дворце Ка д"Оро в Венеции (ок. 1420) орнаменты демонстрируют изысканность итальянской готики.

Во времена позднего Средневековья богатые люди начинают предпочитать замкам большие дома, иногда со рвом и подъемным мостом, но уже без укрепленных стен и башен. В Англии многие дома феодалов хорошо сохранились. Так же, как и в замке, зал остается главным помещением. В одном конце зала обычно находится вестибюль, получивший название «screens» (ширма, перегородка) из-за того, что он был отделен от основного помещения деревянной перегородкой. Она также служила опорой для балкона - галереи менестрелей, где выступали музыканты и артисты - и соединялась с кухней и кладовыми. На другом конце зала помещалась платформа, где стоял стол, предназначавшийся для членов семьи хозяина дома и важных гостей, остальные гости рассаживались на лавках за временными столами в центре. Камин служил источником тепла. Помещения меньшего размера, имевшие разное назначение - гостиные, спальни, часовни, - были сосредоточены вокруг внутреннего двора. Громадный Хэддон-Холл в Дербишире - прекрасный образец английского поместья, он датируется XIV в. (хотя отдельные части перестраивались позднее). Прекрасно сохранился красивый главный зал во дворце Пензхерст-Плейс в графстве Кент (1341-1348). Отличительной чертой более скромного по размерам Литтл-Мортон-Холла в графстве Чешир (XVI в.) является фахверк. Старомодные комнаты, дымоходы, ров и подъемный мост, несмотря на позднюю дату постройки, по сути, являются средневековыми.

Замки Франции, например замок в Ланже (ок. 1490) или замок Ла Бред (ок. 1290) хорошо сохранились, хотя последующие добавления несколько исказили их облик. Замок Пьерфон (ок. 1390), один из самых впечатляющих замков Франции, был «отреставрирован» в XIX в. под руководством Виолле ле Дюка, в результате средневековая архитектура была практически утрачена. Швейцарские замки в Аигле (XIII в.) и замок Шильон (1Х-ХШ вв.) в основном выглядят так же, как в Средние века, хотя мебель и мелкие детали интерьера не сохранились. Многие комнаты имеют каменные готические своды. В главных комнатах обычно есть большой камин; как правило, он представляет собой выступающий из стены очаг, а не углубление в стене. Окна маленькие, со стеклами в свинцовых переплетах и деревянными ставнями. Каменные скамьи под окнами позволяли сидеть в потоке солнечных лучей. Многие предметы мебели были переносными, а иногда временными, хотя в покоях богатых людей стали появляться кровати с балдахином, защищавшим от холода и посторонних глаз. Об интерьерах замков мы во многом узнаем благодаря миниатюрам в манускриптах. Хотя художники Средневековья были не знакомы с законами перспективы, интерьеры на миниатюрах выглядят очень реалистично, в точности передан цвет мебели, тканей и мелкой утвари.

Интерьеры присутствуют на иллюстрациях к библейским и религиозным текстам, на них персонажи помещены в обстановку современной художнику эпохи; на других миниатюрах запечатлены праздники, пиршества, свадьбы, коронации и другие события. К примеру, на миниатюре Лойса Льеде (ум. в 1478) сыновья Св. Марии появляются на свет в средневековой спальне. Мы видим огромный камин, готическую кровать с балдахином, на которой лежит молодая мать, рядом стоит готическое кресло и колыбель для новорожденного. Постельное белье, подушки, простыни и одеяла из цветных тканей. Этот же художник запечатлел свадебный пир в зале с выложенным плиткой полом; на балконе музыканты играют на трубах. Столы покрыты красивыми скатертями. в готических шкафах хранятся тарелки и кубки. Слуги подают гостям закуски, которые они берут руками.

На картинах нидерландского художника Роберта Кампена (1375-1444), обычно отождествляемого с мастером из Флемаля, изображен интерьер эпохи позднего Средневековья. в центральной части триптиха «Благовещение» можно видеть большой камин с экраном. Рядом стоит деревянная скамья с перекидной спинкой, на пышных подушках можно сидеть лицом к огню или, наоборот, повернувшись к столу. На столе стоит серебряный подсвечник с одной свечой и кувшин с цветами. Свет проникает через окна, закрытые ставнями на петлях, которые открываются при помощи веревки.

Художники Средневековья чаще всего изображали интерьеры домов знати. В доме простых людей были одна, максимум две комнаты, земляной или дощатый пол, голые каменные или деревянные стены и минимум мебели - скамьи, стол, сундук или буфет. Кровати, особенно в северных районах, представляли собой деревянную конструкцию, по форме напоминавшую ящик, зачастую такой короткий, что спать в нем приходилось полусидя. Очаг или камин служил для обогрева и приготовления пищи. Свечи уже прочно вошли в обиход, поэтому появились разные подсвечники, от простых до изящных настольных или настенных.

В эпоху позднего Средневековья также начинают развиваться торговля и ремесла, в городах появляются магазины, в том числе при мастерских. Художники той эпохи часто изображали мастерские, булочные, мясные лавки и т.д. Фасад магазина обычно выходил на улицу, товары раскладывались на столе или прилавке, в задней части магазина находился склад. Помещение имело строго утилитарный характер, какие-либо украшения отсутствуют. В эпоху позднего Средневековья мало кто из торговцев был настолько богат, чтобы жить в больших, удобных и красивых домах. Такие дома встречались только в городах; жизнь в сельской местности во времена, когда транспорта почти не было, не отличалась ни безопасностью, ни комфортом. Собственных лошадей могли иметь только знатные люди, и передвигаться по разбитым дорогам лучше всего было пешком. Во многих европейских городах сохранились дома зажиточных горожан. Дома больших размеров напоминали маленькие дворцы. Например, дом банкира Жака Кёра (XV в.) в Бурже во Франции - это по сути дворец с внутренним двором, лестницами в башнях, сводчатыми галереями, двускатными крышами и слуховыми окнами. В доме богатого коммерсанта зал оборудован камином, покрытым великолепной резьбой. Деревянные двери также украшает чудесная резьба, под потолком проходит карниз с изящным орнаментом. Зал перекрыт простым деревянным потолком. В интерьере есть изображения королевского герба. Интерьеры украшают покрытые резьбой двери и камины, а также яркие росписи потолков. в главных комнатах были гобелены. Сидели на простых стульях или креслах. Простые доски на козлах в более позднее время были заменены готическими столами. Стены в домах знати стали украшать гобеленами, которые утепляли помещение и радовали глаз прекрасными образами.

История стиля

В позднее Средневековье внутреннее убранство храмов становится более пышным. Скульптура на стенах и колоннах перекликается с деревянной резьбой скамей и кафедры священника. Канделябры, литургические принадлежности и облачение из вышитых тканей придавали интерьеру готической церкви пышность и красочность. На алтаре часто находился триптих, состоящий из центральной и двух боковых панелей, боковые панели в сложенном виде должны были полностью закрывать центральную. Задние поверхности боковых панелей также могли быть покрыты неяркими росписями или резьбой, так что, когда во время службы триптих открывался, он начинал сиять яркими красками. Узоры на стенах и в нижней части сводов также были цветными. Стенные росписи часто воссоздаются заново, иногда они скрыты под более поздними наслоениями или вовсе уничтожены, так что стены имеют цвет натурального камня.

Готика в разных странах

Франция

Готические соборы Франции - примеры самых удачных конструктивных решений. Готическая архитектура постепенно видоизменялась. Для разных периодов развития французской готики используются следующие термины:

  • Ранняя и высокая готика: эти термины относятся к периоду с 1150 г. по 1250 г. Например, Шартрский собор включает элементы как ранней, так и высокой готики. Многие из самых великолепных французских соборов - соборы в Амьене, Лане, Шартре, Бурже и Бове - являются образцами высокой готики.
  • Лучистый стиль: лучистый (или декоративный) стиль - это стиль 1230-1325 гг., когда всему зданию и его частям придаются легкие, тянущиеся в высоту формы. Огромные круглые окна (розы), встречающиеся во многих французских соборах, типичны для этого стиля. Сент Шапель в Париже - самое известное сооружение в этом стиле.
  • Пламенеющий стиль: этот термин относится к последней фазе французской готики. Для него характерны сложные замысловатые узоры. Церкви Сен-Оуэн и Сен-Маклу в Руане - примеры «пламенеющего стиля».

Аббатство Сен-Дени, расположенное к северу от Парижа, было основано в V в. Церковь аббатства перестраивалась в каролингскую и романскую эпоху, но работы, предпринятые при настоятеле Сугерии ок. 1130 г. и продолженные в XIII в. аббатом Климентом, превратили здание в самый ранний образец готического стиля. Церковь в плане имеет форму латинского креста. Центральный неф состоит из семи прямоугольных пролетов, по обеим сторонам от него тянутся боковые нефы, хор состоит из трех пролетов и оканчивается полукруглой апсидой. Вокруг хора есть деамбулаторий. Весь объем перекрыт стрельчатыми сводами, высота которых одинакова в центральном нефе, трансепте и хоре, - таким образом создается единое пространство. Опоры тонкие, кажется, что стены целиком состоят из витражей.

Соборы в Сансе, Лане, Нотр-Дам в Париже, построенные позднее, восходят к церкви аббатства Сен-Дени. Однако собор в Шартре с его великолепными башнями (построенными на несколько столетий позже), который начал строиться в романском стиле, отходит от этой схемы. Войти в собор можно с запада, каждый портал (всего их три) украшен скульптурой. Количество дверей - три - связано с Троицей. Зритель попадает в центральный неф, который утопает в полумраке. Над аркадой тянется узкая полоска трифория без окон. Расположенные над ним окна украшены витражами. Каждый проем расчленен массверком на два высоких стрельчатых проема с розой в верхней части. Вправо и влево от средокрестья расходятся трансепты, хор на востоке с трех сторон окружен двойным обходом и венцом капелл. Сложно организованное мистическое пространство собора, тонущее во мраке, побуждает к размышлениям о вечности.

На витражах изображены апостолы, святые, пророки и мученики. Двадцать два витража в деамбулаторий рассказывают легенду о Карле Великом. Окна верхнего ряда расположены слишком высоко, поэтому разглядеть все детали сложно, но богатство красок все равно производит впечатление. Вернемся к западному фасаду - над входом расположены романские арочные окна и огромная роза. С севера и юга также есть порталы и пять узких окон с розой над ними.

Собор в Реймсе (начат в 1211 г.) - формально более «совершенный» готический собор; собор в Амьене (начат в 1220 г.) с его невероятно высоким нефом выглядит более впечатляюще. Собор в Бове, строительство которого началось примерно в то же время, был еще больше, но в 1573 г. рухнула центральная башня, и стало ясно, что предел в области высотного строительства достигнут. Центральный неф собора так никогда и не был достроен, поэтому до нас дошли только трансепт и хор.

Англия

Средневековые соборы Англии ориентируются на французские соборы, поэтому можно говорить о тесных контактах между архитекторами и строителями по обоим берегам Ла-Манша. Возможно, соборы в Англии и Франции возводили странствующие архитекторы. Английская готика никогда не была такой эффектной, как французская, но ей присуще разнообразие, каждое здание имеет свой собственный неповторимый вид.

Собор в Солсбери (1220-1266) построен в стиле ранней английской готики и может считаться прототипом английских готических соборов. Собор в Уэльсе (1175-1338) с его перевернутыми арками средокрестия кажется нам более интересным и оригинальным. В английской готике иногда использовался веерный свод, получивший свое название из-за сходства с опахалом из пальмовых листьев. Центральный неф кафедрального собора в Эксетере (XIV в.) перекрыт веерными сводами. Собор построен в стиле, который в Англии называется «украшенная готика». Своды центрального нефа со множеством нервюр возвышаются над пространством храма. Массивная перегородка, отделяющая центральный неф от хора, некогда присутствовавшая в большинстве соборов, сохранилась и служит опорой для огромного органа, появившегося здесь позднее.

Монастырские постройки с веерными сводами в Глостере и восьмиугольные залы капитула в Солсбери, Линкольне, Йорке и Уэлсе изначально являлись частью монастырских комплексов. Часто говорят о сильном французском влиянии в Вестминстерском аббатстве (1045-1519). Готический монастырь и зал капитула сохранились наряду с фрагментами более раннего нормандского аббатства, тогда как капелла Генриха VII построена в стиле «перпендикулярной готики». Об английских соборах известно достаточно, чтобы назвать имена некоторых зодчих той эпохи: Уиильям Джой в Уэльсе, Хью Херланд и Уильям Уинфорд в Винчестере, Генри Иевель в Вестминстере. Каменщики работали под руководством высококвалифицированных специалистов, которые разрабатывали план собора и руководили строительством.

Поскольку многие соборы строились в течение длительного времени, различные части здания часто относятся к разным стилям. Устоявшаяся терминология выглядит так:

  • Нормандский стиль - английское название романского стиля. Нормандские сооружения датируются 1066-1200 гг.
  • Ранний английский стиль - этот термин относится к готическому стилю XIII века. Соборы в Линкольне и Уэллсе в основном относятся к раннему английскому стилю; собор в Солсбери - яркий пример этого стиля. Для него характеры стрельчатые арки и своды с простым декором.
  • Украшенный стиль - стиль, характерный для XIV в. Примерами могут служить собор в Эксетере и центральный неф собора в Линкольне. Отличительной чертой этого стиля являются резные орнаменты, основной элемент которых - изогнутые листья.
  • Перпендикулярный стиль - термин относится к стилю, существовавшему в XV в. Вертикальные членения окон и веерные своды - вот характерные черты этого стиля. Примеры - капелла Королевского колледжа и верхние части башен в Линкольне и Йорке.

Остальная Европа

Готический стиль распространился из Франции в другие страны, так что готические постройки есть почти во всех уголках Европы.

Интерьеры готических церквей в Нидерландах отличаются холодной простотой и хорошим освещением, возможным благодаря многочисленным окнам с прозрачными стеклами. В Германии Кёльнский собор (начат в 1270) тщательно повторяет французские образцы. В соборе Св. Стефана в Вене центральный и боковые нефы имеют одинаковую высоту, а значит нет трифория и верхних окон, в этом случае внутреннее пространство называется зальным. Примеры готических церквей в странах Бенилюкса (Нидерландах и Бельгии) - собор в Турне и церковь Синт-Баво в Гарлеме.

В Испании кафедральный собор в Леоне (начат в 1252) напоминает собор в Амьене, в то время как соборы в Толедо (начат в 1227) и Барселоне можно сравнить с Нотр-Дамом в Париже. В испанских соборах огромные, украшенные резьбой рередос позади алтаря являются основным элементом интерьера наряду с богато украшенными металлическими решетками, или рейяс, которые отделяли центральный неф от хора. В грандиозном соборе в Севилье (1402-1519), на месте которого ранее возвышалась мечеть, двойные боковые нефы, почти такие же по ширине и высоте, как и центральный неф с плоской крышей.

Итальянская готика не могла избежать влияния римской архитектуры. Итальянская архитектура редко использует возможности готики в полной мере, кажется, сразу перейдя от романского стиля к ренессансу. Миланский собор (начат в 1390) - самый большой готический собор в Италии. В плане он имеет форму латинского креста, высокий центральный и двойные боковые нефы перекрыты крестовыми сводами, внутри и снаружи собор богато украшен. Внутреннее пространство собора перегружено декором, одновременно восхищая и разочаровывая. Собор в Сиене (1245-1380) построен в стиле, близком к романскому, чередование светлых и темных полос в колоннах и обрамлении окон придает интерьеру особую прелесть. Западный фасад изобилует готической скульптурой, как в Миланском соборе.

В кафедральном соборе во Флоренции (Санта Мария дель Фьоре, 1296-1462) средокрестие восьмиугольной формы, это наводит на мысль о том, что первоначально собор имел центрическую планировку, которую длинный центральный неф превратил в базиликальную. Строители не смогли перекрыть восьмиугольное в плане средокрестие, только в эпоху Ренессанса над собором был возведен громадный купол.

Слово "готика" происходит от итальянского слова "gottiko" - буквально "готский" , по названию германского племени готов. Как художественный стиль он возник в период позднего средневековья (середина 10 - 15вв.) и стал последним этапом искусства этого времени. Как и романский стиль, готический находился под сильным влиянием католической церкви, отсюда преобладание религиозной тематики.

В искусстве особенно ярко этот стиль проявлялся в архитектуре. Соборы, замки, крепости, построенные в готическом стиле, значительно способствовали украшению городов. Храмы, дворцы представляли высокие вертикальные сооружения с колоннами, стрельчатыми арками, узкими вытянутыми окнами, островерхими крышами.

Феодализм продолжал развиваться и укрепляться, сопровождаемый частыми войнами, развитием и ростом городов, торговли, ремесел.

Готический стиль повлиял и на внешний облик людей. Были издан законы о рангах в одежде, прическах. Костюмы стали более изящными, подчеркивая пластику человеческого тела.

Совершенствуется портновское искусство, возникает навык кроения тканей. Формы костюмов становятся красочнее и разнообразнее. вторяются и линии архитектуры: вытянутые пропорции определяют и модные силуэты в одежде 13- 14 веков.

Костюмы и головные уборы приобретают вытянутый силуэт, женские одежды - силуэт, напоминающий латинскую букву "S".

Пропорции мужского костюма в сочетании с остроносой обувью и высоким головным убором слегка конусообразной формы как бы вытягивали фигуру - она казалась не только более высокой, но и подчеркнуто гибкой.

В конце 14 века чрезмерная роскошь и богатство бургундского двора начинают значительно превосходить блеском и пышностью другие королевские дворы Европы - появляется бургундская (франко-бургундская) мода (1425-1490 г.). Мода, впрочем, менялась очень часто. Но общими чертами для всех ее видов были: вычурность, богатство тканей и отделки, изысканность линий и силуэта.

Увеличивается число верхних одежд, надеваемых одна на другую одновременно (у знатных горожан и придворных). Костюм становится теперь более приземистым, тяжелым, просторным.

Основной становится испанская мода. Воротнички стоячие, высокие. Их отделывают узким рюшем. Позднее появился круглый плоеный воротник типа фрезы.

Мужчины продолжали носить "пейзанские" прически, молодые знатные вельможи отпускали длинные волосы, завивали в локоны.

Иногда они надевали круглый золотой обруч, вокруг которого обматывали длинные затылочные пряди волос, образуя своеобразный валик.

Крестьяне, горожане стриглись "под скобку" , "в кружок". Борода и усы дополняли прическу. Бороды имели самые разнообразные формы. округлые, крючкообразные, раздвоенные перевитые нитями, штопорообразные.



Женские прически все еще были скрыты разнообразными головными уборами огромных размеров и причудливой формы.

Девушки также могли ходить с распущенными волосами, украшенными лентами, венками.

Дамы убирали волосы под тонкие льняные платки, оставляя на лбу тонкую косичку, уложенную в форме полукруга - петли, по ней можно было определить цвет волос. Прическа "рыцарские косы" почти исчезла, на смену ей с изменением форм головных уборов появляется другая - тоже из кос, но уже закрученных над ушами в виде "улиток", которые покрывались модным в то время украшением в виде выпуклого полушария или щитка. Называлось оно темплет.

Темплеты укреплялись на обруче, охватывавшем голову. Часто "улитки" из жгутов волос покрывались тонкими золотыми сетками - таким образом, каждая "улитка" имела свой золоченый "домик".

Волосы в сетках имели вытянутую или округлую форму в зависимости от укладки. Пожилые дамы полностью скрывали волосы под массивными головными уборами. При этом шея была полностью открыта.

В период позднего средневековья однообразие причесок компенсировалось головными уборами. Мужчины носили шляпы, капюшоны, мужские чепцы - бегуины из ткани белого цвета. Они служили как бы нижним головным убором, поверх надевалась шляпа. Носили шляпы из фетра и сукна разнообразных форм, но популярным стал бегуин. Колпаки имели вид усеченного конуса, с полями или без. Мужские головные уборы в период 14 - 15 веков резко разграничивались по сословной принадлежности. Формы шляп и колпаков были определены специальными королевскими указами. Во Франции это было особенно заметно. Так, духовенство по предписанию обязано было носить митры, тиары, бареты; судейские чиновники и нотариусы - бобровые шапки; ученые и богословы черные шапочки; врачи - шляпы и шапки с подвязанными наушниками, полями.

Во времена господства бургундской моды появились головные уборы шаперон буреле с длинным кё (хвостом). Их носили знатные мужчины, а также почти все придворные.

Женские головные уборы, все ещё полностью заменявшие прически, претерпели некоторые изменения по сравнению с романским периодом.

Самым популярным убором была косынка под названием барбет. Поверх нее, особенно зимой, женщины обычно надевали утяжеленные шапки и покрывала. Носили платки омюз, напоминавшие капюшон, с завязанными вокруг шеи длинными концами.

В 13 - 14 веках горожанки и знатные дамы начали носить горж, по форме представляющий собой цилиндр или трубу, достаточно высокую, внизу края убора расширялись, сзади на затылке делался небольшой разрез.

Модными были шляпы типа туре из фетра и войлока. В 15 веке получают распространение высокие колпаки, получившие названия "сахарная голова", "паруса". Уборы увеличивались в высоту, повторяя силуэты готических крыш.

В 1395 году Елизаветой Баварской был введен в моду головной убор Эннен. Считалось, что эннены африканского происхождения. Эннен имел форму усеченного конуса на картонной и проволочной основе. Поверх каркаса натягивали ткань. Дополнением этого своеобразного головного убора служила длинная прозрачная вуаль.

Церковь неоднократно высказывала свои протесты по поводу появления и быстрого распространения этих головных уборов - своеобразных карикатур на готические соборы.

Бургундская мода создает также "рогатый" чепец с боковыми золочеными сетками на ушах и высокие чепцы разной формы, которые зависели от каркаса и расположения тонких прозрачных вуалей. Носили также венцы, разнообразные сетки.

В средневековых городах по одежде, головным уборам, прическам можно было определить сословную принадлежность людей. Суровые законы предписывали строгое разграничение в ношении драгоценностей. Так, головные уборы знати украшались павлиньими перьями, серебряными пряжками, эмалями, подвесками, восточными вышивками.

Поскольку прическа была полностью скрыта, золотые шнуры, венки, обручи изящной работы надевали поверх платков.

На портретах Яна ван Эйка, Лукаса Кранаха Старшего. витражах соборов можно увидеть женские лица с неестественно высокими лбами, выщипанными бровями и ресницами. Дамы пользовались пудрой, помадами, розовой туалетной водой, маслами, привезенными из восточных стран, духами.

Парикмахерское искусство в эпоху возрождения (XIV-XVI вв.)

В эпоху Возрождения все стремились наслаждаться жизнью на земле, а не на небе. «О! Как молодость прекрасна, но мгновенна! Пой же, смейся, счастлив будь, кто счастья хочет, и на завтра не надейся», - писал в своих стихах Лоренцо Медичи, правитель Флоренции. Совершенно другая эпоха, изменившая все: жизнь, философию и психологию людей, искусство, стиль архитектуры…

Женщины юга по-прежнему стремились к тому, чтобы стать блондинками. Они часами сидели под палящим солнцем в лоджиях, надев шляпы с огромными полями, предохранявшими их от загара (в моде была белая кожа); на поля шляпы-солари выкладывались пряди волос. В прическе обязательным условием был открытый высокий лоб, для большей выразительности стремились увеличить высоту лба, сбривая часть волос над ним. Иногда сбривали и брови.

Парикмахерское искусство получило новое развитие. Происходит возврат к наследию античности, прически вновь становятся сложными, с применением дорогих украшений, перьев и диадем. Судить об этом мы можем по картинам Боттичелли, ибо модной красавицей была Симонетта Веспуччи, не раз вдохновлявшая Сандро Боттичелли (ее черты можно увидеть в знаменитой боттичеллиевской «Венере»).

Одним из главных признаков женской красоты считались волосы, заботам о которых женщины посвящали много времени. В Венеции на крыше каждого дома имелась маленькая беседка, открытая сверху, где женщина, защищенная от нескромных взглядов, могла сидеть с распущенными волосами, смоченными специальной краской, продетыми в шляпу с полями и без дна, и ждать, когда под знойным солнцем волосы приобретут знаменитый золотой оттенок. Мужской стиль - это волосы длиной до плеч, уложенные валиком, обрамляющим лицо и шею, борода и усы сбриты.

Девушки могли ходить с волосами, распущенными по плечам, а женщины, изящно скручивая волосы с нитями жемчуга, прикрывали их сетками, чепчиками и легкими шарфами (на манер восточных тюрбанов), убирая волосы с затылка и лба, так как длинная шея и высокий лоб считались признаками красоты. Для этого сбривали волосы со лба, а иногда и брови, вырез платья на спине обнажал шею, делая ее более длинной. Пожилые женщины обязательно прикрывали головы платком, чепцом или накидкой. На поясе висел веер из страусовых перьев, кинжал (что входило в обязательный туалет дамы, выходящей из дома). На ногах мягкие кожаные туфли. В непогоду сверху надевался подбитый мехом плащ. В другое время - легкий.

Стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг.

Общее описание готической архитектуры

Внутреннее пространство, бесплотная воздушная среда, в которую вступает человек, приобрела в готическом соборе ту силу художественного воздействия, какую на Востоке имели тяжелые каменные массивы, в Греции — выточенные из камня архитектурные формы.

Своей вместимостью и высотой готические соборы значительно превосходят самые большие романские соборы.

Строительная схема готического собора

Наиболее бросающимися в глаза техническими средствами, которыми пользуется готика, являются стрельчатые арки и каркасная система с ребристым сводом. Они придают собору особый внешний вид и устойчивость. Контрфорсы и аркбутаны входят в наружную каркасную конструкцию собора, являясь не только украшением, но и несущим элементом, воспринимая серьезную нагрузку от наружных стен.

История возникновения готической архитектуры

Готика зародилась в XII веке в северной Франции. В последующие столетия она распространилась во многих европейских странах.

В XI и XII веках формирование городской буржуазии стало толчком для развития культуры и экономики . На этой волне, в городах, развернулось широкое строительство строений нового архетипа, который, спустя пару веков начали называть готикой. Название данного стиля принадлежит итальянскому архитектору, живописцу и писателю Джорджо Вазари. Таким образом, он выразил своё отношение к архитектурному стилю, казавшемуся ему, грубым и варварским.

Готические соборы строились не без податей горожан. Нередко, строительство прерывалось на десятилетия во время войн и стихийных бедствий. Многие соборы так и остались незаконченными. Некоторые соборы начинали строиться в одном стиле, а заканчивали в другом. Например, Шартрский собор (1145-1260), украшенный двумя стилистически разными башнями.

Основное предпочтение отдавалось строительству больших соборов, церквей и замков.

В архитектуре Западной Европы, готику можно разделить на 3 вида, соответствующие разным временным отрезкам:

  1. Ранняя готика или стрельчатая (1140-1250 гг.). Переход от романского стиля к готическому. Происходит это с середины XII в во Франции, Англии и Германии. Для него характерны мощные стены зданий и высокие арки.

  2. Высокая (зрелая) готика. XIII-XIV вв. (1194-1400 гг.) Усовершенствование ранней готики и признание её городским архитектурным стилем Европы. Зрелой (высокой) готике присуща каркасная конструкция, богатые архитектурные композиции, большое количество скульптуры и витражей.

  3. Поздняя готика (пламенеющая). XIV в. 1350-1550. Название происходит от похожих на языки пламени узоров, применявшихся при оформлении зданий. Это высшая форма готической архитектуры, где главное внимание уделяется декоративным элементам. Орнаменты в форме «рыбный пузырь». Для этого периода характерно развитие скульптурного искусства. Скульптурные композиции не только воспитывали у людей религиозные чувства, изображая сюжеты из Библии, но и отражали жизнь простого народа.

В отличие от Германии и Англии поздняя готика во Франции, разоренной Столетней войной, не получила широкого развития и не создала большого числа значительных произведений. К наиболее значимым сооружениям поздней готики относятся: церковь Сен-Маклу (Сен-Мало), Руан, Кафедральный собор в Мулене, Миланский собор, Севильский кафедральный собор, Нантский собор.

На родине готики, во Франции, выделяют следующие этапы этого стиля:

— Стрельчатая готика (ранняя) (1140-1240 гг.)

— Лучистая готика или Rayonnant – «сияющий стиль» (1240-1350 г.г.)



Стиль готической архитектуры, сложившийся во Франции после 20-х годов XIII века, называют “лучистым” — в честь типичного для того периода орнамента в форме солнечных лучей, украшавшего изящные окна-розы. Благодаря техническим инновациям формы ажурного каменного декора окон стали богаче и изысканнее; сложные узоры теперь выполняли по предварительным чертежам, сделанным на пергаменте. Но несмотря на возросшую сложность орнаментов, декоративная структура по-прежнему оставалась двухмерной, лишенной объема.

— Пламенеющая готика (поздняя) (1350-1500 гг.)



В Англии и Германии выделяют несколько иные этапы готического стиля в архитектуре:

— Ланцетовидная готика. 13 век. Характерным элементом являются расходящиеся пучки нервюр сводов, напоминающих ланцет.


Собор в городе Дареме. Ланцетовидная готика
Интерьер собора в городе Дареме. «Распускающиеся пучки» нервюр. Ланцетовидная готика

— Украшенная готика. 14 век. Декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Своды собора в Эксетере имеют дополнительные ребра, и кажется, будто над капителями вырастает огромный цветок.


Собор в Эксетере. Украшенная готика
Интерьер собора в Эксетере. Украшенная готика

— Перпендикулярная готика. XV век. Преобладание вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. В соборе Глостера ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера, — такой свод и называют веерным. Перпендикулярная готика просуществовала до начала XVI в.







— Тюдоровская готика. Первая треть XVI века. В этот период строятся здания по форме совершенно готические, но почти все без исключения светские. Самой важной отличительной чертой тюдоровских строений можно считать использование кирпича, который довольно внезапно распространился во всей Англии. Типичное тюдоровское поместье (например, Ноул или Сент-Джеймский дворец в Лондоне) кирпичное или каменное, с надвратной башней. Вход во внутренний дворик через широкую низкую арку (арку Тюдоров), по бокам часто строили восьмиугольные башни. Часто над входом находится большой фамильный герб, т.к. многие семьи лишь недавно приобрели аристократический статус и хотели его подчеркнуть. Крыша часто почти сплошь застроена декоративными башенками и трубами. Замки к тому времени были уже не нужны, так что укрепления — башни, высокие стены и т.п. — строили чисто для красоты.

Зондерготика (от нем. Sonder – «особая») – позднеготический стиль архитектуры, бывший в моде в Австрии, Бавариии и Богемии в XIV-XVI веках. Для стиля характерны массивные величественные здания, тщательно вырезанные из древесины детали внутреннего и внешнего декора.

Особенности ранней готики. Главные отличительные признаки.

  • Высокие стрельчатые окна без масверка (Франция), с масверком и без крипты (Германия)
  • Фасады 2-х башенные с круглыми окнами (розасами). Розас и фасад Нотр-Дама в Париже становятся образцами многочисленных кафедральных соборов
  • Масверк, круглое готическое окно и вимперги высшей утонченности
  • Важные росписи по стеклу
  • Членение стен 4-х зонное
  • Круглые колонны с 4 тонкими служебными колоннами
  • Богатая орнаментика капителей
  • Исключительно стрельчатые арки

Особенности зрелой готики. Главные отличительные признаки.

  • Вместо стен устанавливаются витражи с росписью. После замены односкатных крыш боковых нефов шатровыми и вальмовыми крышами удается снабжать задними окнами и трифории (Кельн). окна верхних проемов круглые
  • Членение стен 3-х зонное
  • Тонкие разделяющие стены
  • Стремление ввысь, которое требует двойных (Шартр 36 м, Бове 48 м) и тройных аркбутанов
  • Колонны составные (пучкообразные)
  • Арки полуциркульные
  • Свод 4-частный
  • Крыши башен ажурные

Особенности поздней готики. Главные отличительные признаки.

  • Низкие верхние оконные проёмы или уменьшение размеров окон, а так же круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом
  • Более высокие аркады
  • Более декоративно насыщенная (стиль «Изабелла с 1475, стиль «платереско» — соединение восточных и мавританских влияний)
  • Ажурный орнамент в виде рыбьего пузыря (каф. собор Амьена 1366-1373)
  • Средний неф выше боковых и меньше разделительных элементов между нефами. В германии поперечный неф вовсе отсутствует
  • Колонны приобретают более упрощенный профиль. круглые столбы устанавливаются далеко один от другого
  • Капитель на служебных колоннах отсутствует или есть на отдельных колоннах
  • Арки больших размеров — килевидная (уже ренессансная)
  • Звездчатый или сетчатый свод и свод с замковыми нервюрами с грушевидным профилем
  • Трифорий отсутствует
  • Крыши с куполами

Окна в готической архитектуре

Стены-перегородки травей и хоров заполняются окнами с цветными стеклами, а фронтонные стены главного и боковых нефов — розетками. Особенно большую роль в архитектуре играет ажурный орнамент готики (массверк).



Массверк

Роза готического собора понимается как узор, заполняющий круглое окно, и как подобие небесного светила. В украшении розы ясно сказался умозрительный склад средневекового мышления: все линии приведены к ясному порядку (в отличие от мусульманского орнамента), орнаментальные мотивы рождаются один из другого, мелкие кружки по краям подчинены движению главных стержней.


Стены в готической архитектуре

Поэтический вымысел, который так поражает внутри собора, находит объяснение снаружи. Ажурные стены сдерживаются снаружи сложной инженерной конструкцией — контрфорсами. Противопоставление крепкого костяка легкому заполнению стало краеугольным камнем готической архитектуры. Оно сказалось и в отпадении каменных плоскостей стен, вытесненных ажурными переплетами окон между столбами, и в нервюрном своде, и в трифории, и наконец, в перекинутых от оснований сводов к контрфорсам опорных арках, так назывемых аркбутанах, с их доведенной до минимума массой.



Двери (порталы) в готической архитектуре

Нижний ярус фасада занимают перспективные порталы. Двери обрамлены снизу статуями, немного большими, чем в рост человека. Они встречают его при входе приветливым взглядом, иногда улыбкой. Порталы обрамлены высокими стрельчатыми арками с круглой розой посередине. Пропорции доведены до крайней степени стройности и ажурности. Скульптурное украшение порталов, вимпергов, консолей.



Заключение

Развитие готического искусства было вызвано к жизни подъемом городской культуры, стремлением к свободной общественной жизни и умственной деятельности. Но многие из этих идеалов в условиях сохранения незыблемого феодального порядка во всей Европе так и не смогли быть воплощены. В XIII веке в коммунах начинается борьба между мелкой и крупной буржуазией, в жизнь городов больше вмешивается королевская власть. Естественно, что в неокрепшем организме нового общества легко могло пробудится стремление к канонизации достигнутого. Оно подменяло живое творчество богословской учетностью.

Давайте вначала определимся с понятием готика. Слово это происходит от итал. gotico — непривычный, варварский и сначала использовалось в качестве бранного. Понятие "готика" было введено в эру Возрождения как уничижительное обозначение итого средневекового умения, считавшегося «варварским». Готикой принято называть период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV-XVI века. Для Готики характерны символико - иносказательный тип мышления и условность художественного языка. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.

Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику. Готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.

Стиль готики появился неслучайно. До этого своды в древнеримском строительстве были достаточно тяжёлыми, поэтому, для того чтобы выдерживать вес перекрытий, стены-опоры для этих сводов возводились очень толстыми и массивными. Нагрузка в таких конструкциях передавалась непосредственно на стены. Следующий этап в развитии сводов наступил в готической архитектуре, строители которой изобрели новый вариант распределения нагрузки.

Массивная стена, служившая опорой для тяжелого свода, была заменена на систему контрфорсов и аркбутанов . Теперь усилие стало передаваться не непосредственно вертикально вниз, а распределяться и отводиться вбок по аркбутанам, уходя в контрфорсы. Это позволило намного утончить стены, заменив их на несколько надежных опорных контрфорсов. Кроме того, произошло изменение в кладке собственно сводов. Раньше они целиком выкладывались из массивных камней, а теперь свод стал представлять собой жёсткие рёбра (нервюры), служащие для опоры и распределения нагрузки, а промежутки между нервюрами выкладывались лёгким кирпичом, выполнявшим теперь лишь заградительную, но не несущую функцию. Это открытие позволило архитекторам готики перекрывать конструктивно новыми типами сводов невиданно большие пространства соборов и создавать головокружительно высокие потолки.

В романских соборах и церквях обычно использовался цилиндрический свод, который опирался на массивные толстые стены, что неизбежно приводило к уменьшению объёма здания и создавало дополнительные трудности при строительстве, не говоря уже о том, что этим предопределялось небольшое количество окон и их скромный размер. C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений.

Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюр на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон, и стенная роспись, за неимением стен, уступили витражному искусству и скульптуре.

Кроме того, готика последовательно применяла стрельчатую форму в сводах, что также уменьшало их боковой распор, позволяя направлять значительную часть давления свода на опору. Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры — идею устремленности храма ввысь.

Часто на месте опоры аркбутана на контрфорс ставился пинакль . Пинакли — это завершенные остроконечными шпилями башенки, имеющие часто конструктивное значение. Они могли быть и просто декоративными элементами и уже в период зрелой готики активно участвуют в создании образа собора.

Почти всегда сооружали два яруса аркбутанов. Первый, верхний ярус предназначался для поддержки крыш, становившихся со временем более крутыми, и, следовательно, более тяжелыми. Второй ярус аркбутанов также противодействовал давящему на крышу ветру.

Возможный пролет свода определял ширину центрального нефа и, соответственно, вместимость собора, что было важным для того времени, когда собор являлся одним из главных центров городской жизни, наряду с ратушами.

В Древнем Риме применялись следующие типы — цилиндрические, сомкнутые и крестовые. В Византии применялись цилиндрические, парусные, крестовые. В архитектуре Мидии, Индии, Китая, народов Средней Азии и Ближнего Востока использовались преимущественно стрельчатые. Западноевропейская готика предпочитала крестовые своды, максимально их развив в сторону стрельчатости.

Веерный свод — образуется нервюрами (ожива и тьерсерона), исходящими из одного угла, имеющими одинаковую кривизну, составляющими равные между собой углы и образующими воронкообразную поверхность. Типичен для английской готики.

Звездчатый свод — форма крестового готического свода. Имеет вспомогательные ребра — тьерсероны и лиерны. В каркасе четко выделяются основные диагональные ребра крестового свода.

Свод крестовый готический — крестовый свод, представляющий собой каркасную конструкцию в виде сетки нервюр, на которые опираются распалубки, что позволяет сосредоточить давление только на угловых опорах. Основной признак готического — четко выраженные профилированные диагональные ребра, составляющие основной рабочий каркас, воспринимающий основные нагрузки. Распалубки выкладывались как самостоятельные малые своды, опиравшиеся на диагональные ребра.

Нервюрный свод — свод на каркасе из нервюр, воспринимающих и передающих нагрузку свода на его опоры.

Во Франции готическое направление зародилось в середине 12 века в Северной части Франции (Ильде-Франс) и достигла расцвета в начале 13в. Каменные готические соборы имели во Франции свою традиционную форму и отличалось от романского стиля. В Готике Франции органично переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и общественная сатира, мифический гротеск и фольклорность, острые жизненные исследования.

Французское зодчество, как и архитектура других стран Западной Европы, прошло через этапы ранней, зрелой и поздней готики .

Период поздней готики начинается с XIV в и длится два столетия (XIV—XV вв.). Главной чертой поздней готики было не дальнейшее совершенствование готической конструкции, а рафинированное усложнение архитектурного декора, в частности применение вырезанных из камня декоративных деталей, напоминающих колеблющееся пламя свечи, что и дало повод назвать такое направление в поздней готике «пламенеющим» стилем . Позднеготические сооружения перегружены декором, сложной декоративной резьбой и замысловатым узором нервюров

Замечательное создание поздней готической архитектуры — Страсбургский собор , воздвигнутый по плану немецких мастеров, во многом развивает своеобразные традиции немецкой школы готической архитектуры. В скульптурах, особенно в статуях западного фасада, весьма сильно выражены также принципы и традиции собственно французского искусства.

Собор в Руане , XIV—XV вв.). Особенностью Руанского собора (как, впрочем, и многих других церквей Нормандии) является необычайно высокая (около 130 м) ажурная башня над перекрестием трансепта (интересный пример частого в нормандской архитектуре сохранения романской традиции). Ее сквозной каменный шатер очень типичен для изощренной виртуозности «пламенеющей» готики.

Из готических монастырей особенно знаменито аббатство Мон Сен Мишель у границы Нормандии и Бретани, расположенное на высокой скале как неприступная крепость.

Феодальные замки в конце XIII в. строились уже только с разрешения короля, в XIV в. это вообще становится привилегией короля и его приближенных, в замковых комплексах появляются роскошно убранные дворцы. Замки постепенно превращаются в увеселительные резиденции, в охотничьи шато. Но городское строительство (ратуши, цеховые здания, жилые дома) не уменьшается. Сохранился частный дом (XV в.) — это особняк банкира короля Карла VII Жака Кёра в городе Бурж.

Последним великим творением зрелой готики был Амьенский собор , знаменитый в те времена своим необычайно большим центральным нефом — вышиной более 40 и протяженностью 145 м. Среди зодчих поздней французской готики существовала поговорка, ярко характеризующая своеобразие лучших творений этой эпохи, а попутно и эклектизм самих мастеров: «Кто хочет построить совершеннейший собор, тот должен взять от Шартра башни, от Парижа фасад, от Амьена продольный корабль, от Реймса скульптуру».

Слайд 2

Цель

Ознакомиться и изучить стиль поздней готической архитектуры на примере Миланского собора.

Слайд 3

Готическая архитектура

Готическая архитектура- архитектура Западной Европы в эпоху позднего Средневековья, примерно между 1150 и 1550. Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской архитектуры. Для готики характерны: арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Слайд 4

Пламенеющая готика (фр. Flamboyant) - название, данное витиеватому стилю поздней готической архитектуры, популярному во Франции, Испании и Португалии в XV веке. Этот стиль произошёл от лучистой готики и был отмечен ещё большим вниманием к украшениям. Название пламенеющей готики происходит от похожих на языки пламени узоров орнаментов и сильному удлинению фронтонов и вершин арок. Часты орнаменты в форме «рыбий пузырь». Севильский кафедральный собор Храм Святой Анны

Слайд 5

Миланский собор

Миланский собор (итал. Duomo di Milano)

Слайд 6

Страна – Италия. Город – Милан. Тип здания – Базилика (тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа различных по высоте нефов). Архитектурный стиль - Пламенеющая готика. Посвящён Рождеству Пресвятой Девы Марии. 5-ая по величине церковь в мире 4-ый по величине в Европе после соборов Святого Петра в Ватикане, Святого Павла в Лондоне и Севильского собора в Севилье. По вместимости уступает среди готических храмов только Севильскому, а среди итальянских храмов - только собору Святого Петра в Риме.

Слайд 7

История

Единственный в Европе беломраморный готический колосс строился несколько веков: первые блоки и фундамент храма заложили в 1386 году при легендарном правителе ДжанГалеаццоВисконти, а проект фасада, законченного в 1813 году Карлом Амати, утвердил Наполеон в 1805 году.

Слайд 8

На том месте, где стали возводить в 1386 году Дуомо (так называют его сами миланцы), в доисторические времена стояло кельтское святилище, при римлянах храм Минервы, потом церковь Санта-Текла, построенная в IV веке, а с VII века - церковь Санта-Мария-Маджоре, которую снесли, когда стали расчищать место для собора. Собор было решено строить в готическом стиле, до тех пор по эту сторону Альп не встречавшемся. Специалистов по готике пригласили из Франции и Германии, хотя первоначальный проект разрабатывал итальянец - Симоне де Орсениго. В течение 10 лет на посту главного архитектора сменяли друг друга немцы и итальянцы, пока в 1470 году собором не занялся ДжунифортеСолари. Он пригласил себе в консультанты Браманте и Леонардо, а те предложили разбавить готику более современными для того времени ренессансными элементами, в результате чего появился восьмиугольный купол в основании. В 1417 году главный алтарь недостроенного собора освятил папа Мартин V, а целиком собор начал функционировать в 1572 году, - после того как его торжественно открыл кардинал Карло Борромео.

Слайд 9

В 1769 году появился 106-метровый шпиль на высоте 108,5 метров с четырёхметровой статуей Мадонны из позолоченной бронзы. После этого появился декрет, что ни одно здание в Милане не должно заслонять собой святую покровительницу города.

Слайд 10

Готический стиль не терял в Италии своих последователй, и в этом стиле заканчивается миланский собор в 1813 году архитекторами Амати и Занойя. По заказу Наполеона Амати работал над фасадом, выходящим на площадь, и, следуя проекту первого зодчего, возвёл «каменный лес» из 135 мраморных игл, устремлённых в небо и передающих настроение готической архитектуры.

Слайд 11

Внешнее убранство

В высоту здание достигает 157 метров. Внутренняя площадь Собора – 11700 квадратных метров. Собор может вместить до 40 000 человек Миланский Собор насчитывает 2245 различных скульптур. Это и статуи святых, и изображение сцен из библейских сюжетов, и животные.

Слайд 12

Внутреннее убранство

Белый мраморный пол инкрустирован барочными узорами из черного и красного мрамора, воплотившими фантазии знаменитого итальянского живописца ПеллегриноТибальди. Уникальна работа статуи святого Варфоломея – покровителя рыбаков, с которого живьем содрали кожу. Скульптор - Марко д̀Аграте. Орган Дуомо включает в себя 180 регистров и 13200 труб. Витражи Миланского Дуомо создавались несколько веков. Из них самому древнему более 500 лет, он изображает житие Христа. А последний витраж установлен не так давно - в 1988 году.