Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » День народного единства и казанской иконы божией матери. Православные отмечают праздник казанской иконы божьей матери

День народного единства и казанской иконы божией матери. Православные отмечают праздник казанской иконы божьей матери

История обретения этого священного образа известна благодаря рукописи «Сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери», датируемой 1594 годом и составленной очевидцем событий – патриархом Гермогеном. Обретение чудотворной иконы состоялось 21 июля (по новому стилю) 1579 года когда будущий патриарх служил священником в Казанской епархии и носил имя Ермолай.

Казанской Божьей Матери икона,
Не раз спасала русских от беды.
С мольбой просили люди: «Богородица!
Ты смилуйся над нами, помоги»

И к небесам лилась сильней молитва,
И Божьей Матери пресветлый лик
Явился вдруг над нашею Россией,
И все враги разбиты были в миг.

Ты заслоняла женщин и младенцев,
От вражеских мечей и острых стрел
И громче над Россией пелись песни,
Трусливый, становился сразу смел.

И Вера Православная Святая
День ото дня крепчала на Руси,
И повторяли, сердцем замирая,
Помилуй, Богородица, спаси!

Казанская икона Божией Матери

Летом того года в Казани случился крупный пожар, в огне которого сгорел дом казанского стрельца Данилы Онучина. Когда стрелец вознамерился начать постройку нового жилья на месте сгоревшего, его дочери Матрене трижды явилась во сне Богоматерь. Она повелела девочке отправиться к руинам их дома и достать из земли икону с ее образом. Матрена и ее мать пришли на пепелище и в указанном месте нашли невиданное доселе изображение Богоматери с младенцем Христом.

При большом стечении народа икону понесли в находящуюся рядом церковь Николы Тульского. По дороге случилось чудо: при встрече с иконой, двое нищих слепцов, просивших подаяние на паперти храма, исцелились от своей болезни.

Сообщение о новоявленной иконе и случившихся чудесах отправили царю Ивану Грозному, который повелел поставить на месте обретения иконы девический монастырь. Первые постройки монастырского комплекса были деревянными и лишь главный собор во имя явления Казанской Божией Матери был сооружен из камня. Строительство завершилось к 1591 году. Монастырь получил название Богородицкого, а чудотворную икону с торжественным крестным ходом перенесли в новую обитель.


Казанско-Богородицкий монастырь в нынешнее время

Поначалу Казанская икона Божией Матери была лишь местной святыней, но в начале XVII века, в «смутное время» она приобрела всероссийскую славу. Это было время, когда Русское государство переживало глубокий политический, экономический, государственный и социальный кризис. Со смертью Ивана Грозного пресеклась правящая династия.
На российском престоле, сменяя друг друга, правили грабившие страну временщики. В результате Москва была захвачена оккупантами, а на значительной территории хозяйничали банды мародеров.

Идеологом русского сопротивления выступил патриарх Ермоген, бывший священник из Казани, свидетель обретения чудотворной Казанской иконы. По его благословению в 1611 году митрополит Казанский Ефрем направил в ополчение Минина и Пожарского список с иконы Казанской Божией Матери.


Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси Чудотворец

Образ Казанской Пресвятой Богородицы по типу относится к иконам Одигитрии – Путеводительницы, и действительно, многим нашим соотечественникам она не раз указывала верный путь. Так, с Казанской иконой двинулось на Москву ополчение, освободившее город от самозванцев Смутного времени.

Перед взятием Москвы русское войско усиленно молилось перед чудотворной иконой, а 22 октября 1612 года ополчение стремительной атакой взяло Китай-город. Не надеясь удержать остальную часть Москвы, поляки сами сдали Кремль русским. Освобождение Москвы от иноземных захватчиков объяснили заступничеством чудотворной иконы. В память об этом событии было установлено второе всероссийское празднование иконе Казанской Божией Матери.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Казанский собор на Красной площади в Москве – один из самых известных московских храмов был возведен в 1636 году. Туда и была перенесена икона-освободительница, а теперь образ хранится в Богоявленском соборе. Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.


Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади

Не только государственным мужам и дружинам указывала путь икона – по доброй традиции именно этой иконой благословляют на брак молодых родители, длинным списком чудес сопровождается этот образ Богоматери – один из самых любимых на Руси.

Величание Иконе Божией Матери Казанской иконе Божией Матери

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим образ Твой святый, /от негоже истекает благодатная помощь / всем, с верою притекающим к нему.

Тропарь Иконе Божией Матери Казанская

Заступнице усердная, /Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, / в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/ и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй /и вся спаси, Богородице Дево: / Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.


Сегодня вся Россия отмечает церковно-государственный праздник — День народного единства и чтит память иконы Божией Матери, явленной Ею в Казани. […]

Сегодня вся Россия отмечает церковно-государственный праздник — День народного единства и чтит память иконы Божией Матери, явленной Ею в Казани.

Как праздник, День народного единства, установлен в 2004 году.

Этот праздник призван воскресить в памяти народа события 400-летней давности, напомнить о великом подвиге сплоченности и патриотизма. Он связан с самыми лучшими традициями русского народа — взаимовыручкой, волей к победе, стремлением к порядку и выпадает на весьма значимый церковный праздник — память Казанской иконы Божией Матери.

В начале XVII столетия пресеклась династия Рюриковичей. Воспользовавшись слабостью новых правителей из числа бояр, польские интервенты вторглись на территорию России. Внутри страны у них нашлись помощники из числа безземельных бояр, казаков и асоциальных элементов.

Захватчики принялись резать и грабить жителей страны. Западные, южные и центральные уезды России были разорены, царь Василий Шуйский убит, Московский кремль занят польским гарнизоном, а патриарх Гермоген, призывавший в своих грамотах русских людей ополчиться на иноземного врага, заморен голодом в Чудовом монастыре.

В этих условиях на защиту страны встали рядовые жители страны — купцы, крестьяне, ремесленники, казаки — те, кто жил в городах Северо-восточной Руси. В 1612 году столица страны была перенесена в Ярославль, где формировалось Первое народное ополчение под предводительством князя Трубецкого, казачьего атамана Заруцкого и крестьянина Прокопия Ляпунова. Ополчение подошло к Москве и взяло в осаду польский гарнизон Кремля.

Но сил ополчения недоставало для полной блокады гарнизона, поляки делали вылазки, к ним подходили подкрепления, а между предводителями ополчения начались споры о главенстве. Ситуация застыла в неустойчивом равновесии.

Тогда в Нижнем Новгороде купец Кузьма Минин начал собирать Второе народное ополчение. На спасение Родины он пожертвовал весь свой капитал. Стали собираться ратники из окрестных городов. Над новыми полками было решено поставить единого начальника — князя Дмитрия Пожарского. Кузьма Минин стал его помощником и казначеем.

Второе ополчение двинулось к Москве. По дороге к нему присоединялись все новые отряды. Наконец, добравшись до стен столицы оно вобрало в себя остатки Первого ополчения, уничтожило подошедшие к городу польские подкрепления, взяло штурмом Китай-город и плотно окружило Кремль.

После нескольких месяцев осады, 4 ноября 1612 года поляки капитулировали. Отряды ополчения разошлись по основным дорогам страны, уничтожая разрозненные польские отряды и банды разбойников. А в Москве в 1613 году был созван Земский собор, всенародно избравший на царство Михаила Романова, благодаря чему страшная смута наконец завершилась.

В Церкви сегодня также чествуют святых: равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, чудотворца, семи отроков, Ефесских: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна, мучеников Александра епископа, Ираклия воина и жён Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии.

Другие важные события дня:

1493 — экспедиция Христофора Колумба открывает остров Гваделупа.

1582 — Ермак в сражении на Чувашем мысу разбивает сибирского хана Кучума и через 3 дня вступает в столицу его ханства — Искер.

1707 — в Москве открыт госпиталь (ныне — Главный военный клинический госпиталь имени Н. Н. Бурденко).

1794 — Александр Васильевич Суворов занимает Прагу (предместье Варшавы) и прекращает Польское восстание.

1890 — в Лондоне открывается первая в мире подземная электрическая дорога — метро.

1922 — англичанин Хоуард Картер обнаруживает гробницу фараона Тутанхамона в Египте.

2011 — города Ковров, Ломоносов, Таганрог и Петропавловск-Камчатский (Россия) удостоены почётного звания Город воинской славы.

Вконтакте

Наши дети живут уже в другой реальности. Изучая вопрос: как можно провести Праздник Казанской иконы Божией Матери с детьми, я с удивлением обнаружила, что 4 ноября в качестве общероссийского праздника уж не так уж притянуто за уши вместо «дня 7 ноября – красного дня календаря» в угоду привыкшему круто зажигать в ноябре обывателю, как мне казалось раньше. Вот такие материалы я нашла, дополнила только ссылками на аудио-файлы и картинки по теме. Мои комментарии и дополнения выделила цветом. Надеюсь, автор меня простит.

Источник:

Методическая разработка для 1 класса, опубликованная на сайте «Социальная сеть работников образования», автор Тюленкина Т.М.

«Родина моя – Россия»

Сценарий праздника, посвященного Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери – 4 ноября

(Дети входят в зал под фонограмму песни «Родина моя»)

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля –

Это русское раздолье,

Это русская земля.

Вижу горы и долины,

Вижу степи и луга –

Это русская сторонка,

Это Родина моя!

Ведущая:

В день примирения и согласия

Мы поздравляем всех людей

И от души желаем счастья

Святой Руси на много дней.

(ребенок читает стихи)

День рожденья Родины

Радостно мы встретим.

Солнцем все озарены –

Взрослые и дети.

Ведущая:

И мы споем Гимн нашей Родины (звучит «Гимн России» в записи, все встают, подпевают) (Во время исполнения Гимна 4 ребенка вносят в зал Российский флаг. Дети, которые держат флаг, читают стихи)

Гимн России в исполнении детского хора – послушать

Ведущая:

Не зря на Матушку Казанскую

Был этот праздник учрежден

Ведь верной ратью христианскою

Был стольный град освобожден.

Да, ребята, много крови пролили наши отцы и деды, защищая Родину от врагов. Много войн пережила наша многострадальная Россия. В 1610 г. напали на нас поляки.

(Звучит фонограмма боя, дети в костюмах завоевателей берут штурмом Кремль).

Послушать и скачать звуки боя можно

Ведущая:

Захватили Москву и главную крепость столицы – Кремль.

Ведущая:

Трудно было жителям Москвы, захватчики разрушили их дома, осквернили храмы.. Что же делать? Слава Богу, нашлись храбрые люди – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Собрали они войско и пошли освобождать столицу России – Москву.

(Дети в костюмах русских воинов, с мечами и щитами, с хоругвями входят в зал. В руках ребенка, одетого в костюм священника, – икона, которой он благословляет войско).

В качестве доступной, но, на мой взгляд, не менее впечатляющей альтернативы, предлагаю инсценировку устроить игрушечными солдатиками на столе!

Ведущая:

Была у русских воинов икона Пресвятой Богородицы – Казанская. Помолились они Небесной Заступнице и пошли освобождать Кремль.

Изображение иконы можно скачать

(молятся перед иконой, звучит песнопение «Богородице Дево, радуйся» п.5 в списке скачать )

Ведущая:

Два месяца сражались русские воины и 4-го ноября разбили врага, выгнали его из Кремля. Русь снова стала самодержавной, то есть, независимой.

(выгоняют захватчиков из Кремля, выводят из зала).

Ведущая:

Во славу Божью потрудились

И князь и просто гражданин.

Мечи ковали и молились,

Врагов в сражении не страшились,

Мир обрели на всех один.

Произошло это 4 ноября 1612 г. С тех пор 4 ноября мы отмечаем праздник Казанской иконы Богородицы, которая чудесно помогла нашим воинам, и День народного Единства. В память чудесного освобождения Москвы на Красной площади был воздвигнут прекрасный Казанский собор, а спустя два века поставили памятник героям-освободителям Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому

(Дети читают стихи)

Пусть знают все, на всей земле

Мир начинается в Кремле!

Ну, а по мненью малышей,

Мир начинается в душе!

Чтоб на земле исчезли войны,

В согласии, в мире будем жить,

Святую Русь хранить достойно

И верой нашей дорожить.

Мы помним прежние победы.

С любовью в праздник говорим:

«Спасибо вам, прапрапрадеды!

Мы вас за мир благодарим!»

Дети поют песню «О Родине» (полагаю ту, которая была в начале).

Ведущая:

Под теплым солнцем вырастая,

Мы дружно, весело живем.

Россия, милая, родная,

Цвети и крепни с каждым днем.

Дети исполняют танец «Сударушка» в русских народных костюма с платками .

Ведущая:

Давайте праздновать, друзья,

Согласие и дружбу.

Помиримся друг с другом мы –

Нам больше войн не нужно!

(Звучит колокольный звон)

Колокольные звоны можно скачать

«Чудеса Казанской иконы Божией Матери»

(для родителей)

Нельзя сказать, что Казанская, как выражаются в народе, и нынешний День Народного Единства – разные праздники. Церковь не один год добивалась восстановления общенационального празднования 4 ноября, потому что история церковного почитания Казанской иконы неотрывна от истории нашего Отечества.

Мы ничего не поймем в нашей собственной истории, если не будем соотносить события с православным церковным календарем. Смысл существования государства Российского раскрывался всегда именно этим соотнесением. Прародители наши называли отечество Святой Русью. Нам, их потомкам, живущим в России 21 века, может слышаться в этих словах пафос, метафора. Между тем, для предков наших, это была совершенно конкретная реальность, воплощавшаяся в определенных событиях и символах.

С 2005 г. дата 4 ноября стала не только днем для религиозных празднеств, но отмечается всеми российскими гражданами, как « День народного единства».

Закон о наречении даты 4 ноября Днем народного единства или Днем примирения и согласия был принят на уровне Госдумы РФ еще в конце 2004. Изначально задумывалось датой празднования столь значимого для всех россиян торжества, назначить 7 ноября. Ведь память и привычка праздновать 7 ноября прочно закрепилась в сознании россиян за долгие годы существования СССР. Но немного позже решение, перенести дату празднования Дня народного единства с 7 ноября на 4, было все же принято.

Почему же днем празднования Народного единства, примирения и согласия была выбрана дата 4 ноября? Этот день выбирался нашим правительством, как день победы в освободительной войне 1612 г. под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов. В этот день российскими народными войсками была освобождена Москва. Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания и классовой принадлежности.

Кузьма Минин был назван самим Петром 1 «Спасителем Отечества». В день победы русского народа, царь назначил государственный праздник, посвященный Казанской иконе Божией Матери. Но всегда в этот день вспоминали имя предводителя народного восстания, с помощью которого Россия получила свободу и право на независимость. Этот праздник вышел из списка обязательных и государственных после 1917 г. Но сегодня мы вновь возвращаемся к старым традициям…

16 век был ознаменован громкой победой царя Ивана Грозного над Казанью – столицей могучего татарского ханства. Весь русский народ ликовал т.к. долгие годы отсюда начинались опустошительные набеги на наши земли, после которых оставались выжженные города и деревни, а тысячи людей были убиты татарами или уводились в плен. Многие жители Казани начали обращаться в христианство, но через несколько лет страшный пожар уничтожил половину этого большого города. Тогда татары – магометане, отрицающие веру в Святую Троицу и почитание святых икон, стали смеяться над православной верой, говоря, что Бог немилостив к русским, рас допустил такое ужасное бедствие. Они радовались, а христиане горевали, понимая, что навлекли беду своими собственными грехами, и Господь видя их искреннее раскаяние, явил по молитвам Богородицы, великое чудо. Жил в то время в городе стрелец по имени Данила, и была у него маленькая дочка Матронушка. Их дом сгорел, но они не унывали и на его месте начали строить новый. Однажды во сне явилась Матроне Сама Пресвятая Богородица и сказала: «На месте сгоревшего дома, в земле, находится Моя икона. Пойди к архиепископу и городским воеводам и скажи им, чтобы они выкопали ее, ибо угодно Господу Моему и Мне явить милость для укрепления людей в истинной вере». Мать сначала не поверила девочке, но Пречистая Дева являлась Матроне еще дважды и напоминала свою просьбу. В последний раз, предупредив, что если не исполнит девочка Ее повеление, то явится Она в другом месте, а Матрона погибнет. Матрона со своей матерью Ефросиньей рассказали все городскому начальству, которое тоже сначала не поверило в произошедшее. Тогда они сами стали искать на пепелище. К раскопкам подключились и другие жители города. Поначалу икону найти не могли, но как только копать стала сама Матрона, она сразу вспомнила, где должна быть икона. Девочка подбежала к печке и достала сверток, развернув его, она вынула образ Божьей Матери, который ярко сиял и выглядел так, как будто был написан совсем недавно. Видимо, эту икону бережно спрятали под землей одни из первых поселенцев христиан, остерегаясь безудержного гнета татар – магометан, считавших почитание святых икон идолопоклонством. Они не понимали, что не иконам поклоняются христиане, а Самой Пречистой Богородице, чудно на них изображенной. Владыка Иеремия и воеводы на коленях просили прощения у Божией Матери – за маловерие. Затем владыка приказал по всему городу во всех церквах звонить в колокола и пронести икону крестным ходом в храм Николы Тульского. После молебна в храме Николы Тульского икона была перенесена в главный собор. По дороге, а затем в самом соборе прозрели два слепца – Иосиф и Никита! С тех пор было замечено, что чаще всего при Казанской иконе был врачуем недуг слепоты. А царь Иван Грозный, узнав о чуде, велел на месте явления иконы строить женский монастырь. Матронушка с матерью стали его первыми инокинями. Вскоре наступили тяжелые времена. Люди перестали искренно молиться Богу. Жажда власти привела к тому, что маленький невинный царевич Димитрий — сын Ивана Грозного – был убит. В стране начались смутные времена: грабежи и кровопролитие не прекращались. К этому добавились еще неурожай и последовавший за ним жестокий голод. Воспользовавшись беспорядками, шведские войска захватили Новгород, а польские – перешли границу на западе, подошли к Москве и заняли ее. Это было Божие наказание народу за его грехи. Обычно, вспоминая 1612 год, говорят: «освобождение Москвы от поляков». Это не совсем точно. Поляками тех интервентов (поляки, украинцы, литовцы, венгры, немцы) называют лишь постольку, поскольку во главе их были польские воеводы. Целью европейцев была – как можно дольше удерживать захваченную территорию, чтобы можно было выгрести как можно больше добра. Цель русских – поскорее вытурить непрошенных гостей. Москва находилась в руках польских военачальников с октября 1610 года. Возмущение москвичей вылилось в вооруженное восстание, еще в марте 1611 года, за полтора года до освобождения. Оккупанты подавили его, разрушив Москву, чтобы у жителей не было крова над головой, и оставшиеся в живых москвичи вынуждены были бежать из города.Но пришла осень, и в Нижнем Новгороде староста Кузьма Минин бросил свой клич, на который откликнулись тысячи сердец русских.Князь Дмитрий Михайлович Пожарский возглавил новое могучее ополчение. Примечательно, что вместе с русскими в это ополчение записывались и шли марийцы, чуваши, коми и другие волжане и северяне – представители народов, которые еще не так давно, во время покорения Иваном Грозным Казани, выступали яростными врагами русских. Это было очень важно, то, что они почувствовали себя теперь заодно с русскими, осознали, что их придёт грабить просвещенная Европа. Принято называть освободителями и победителями Минина и Пожарского, но мы православные люди, должны видеть и самого главного победоносца, осенённого Божией благодатью. Им, в ту тяжелейшую годину стал московский патриарх Ермоген.Он открыто и смело выступил против оккупантов. Он отказался выйти и приказать первому ополчению отступить от Москвы. «Что вы мне грозите? – Сказал Святейший Патриарх полякам. Я боюсь одного Бога. Если вы уйдёте, то я и им прикажу уйти, разойтись, а иначе прикажу остаться и умереть за веру. – Вы мне обещаете жестокую смерть, но через нее я надеюсь получить венец. Давно я уже мечтаю пострадать за истину». Поляки заточили его в подземелье Чудова Монастыря, подвергли пыткам. Находясь в заточении, патриарх Ермоген написал письмо, которое верные смелые люди смогли отвезти в Нижний Новгород, и это патриаршее послание зажгло сердца людей, и когда Минин бросил клич, Русь встала на борьбу, благодаря призыву Ермогена! Поляки, узнав об этом, перестали кормить заточника. Они, издеваясь, бросали ему сноп сена и немного воды. 17 февраля 1612 года Патриарх Ермоген скончался от голода и холода, приняв на себя мученический венец. Он отдал себя в жертву во имя того, чтобы Русь осталась православной, свергла ненавистных пришельцев, желавших сначала разорить её, а затем насильно обратить в католичество. Подвиг святейшего Ермогена – победа в духовной битве над врагами, залог будущей ратной победы!Другим вдохновителем грядущей победы, явился старец Борисоглебского монастыря, что на Устье Преподобный Иринарх Ростовский.Минин и Пожарский двинули свои полки из Ярославля. Узнав, что ополчение Пожарского не решается идти на Москву, из-за возникших разногласий, Иринарх послал князю Дмитрию Михайловичу просфору и благословление, а также велел передать, чтобы тот без страха шёл освобождать столицу. Князь Дмитрий Михайлович, обрадовавшись, двинул рати, и по пути Минин и Пожарский прибыли в Борисо-Глебский монастырь, чтобы лично получить благословление старца. Иринарх благословил их и дал в помощь свой крест, став для них тем же, кем явился для Димитрия Донского Сергий Радонежский. В рядах ополченцев был чудотворный список Казанской иконы Божией Матери, принадлежавший князю Дмитрию Пожарскому. Перед решающей битвой, воины наложили на себя 3-х дневный пост и с плачем взывали пред чудотворной иконой к Небесной Заступнице. И их молитвы были услышаны. Войска, шедшие из Польши на помощь тем, что находились в Москве, были разгромлены. Окончательно, Кремль был взят 4 ноября 1612 года.Освобождение Москвы от иноземцев осенью 1612 года стало началом освобождения Отечества нашего, пережившего страшные, неимоверно тяжелые, годы смутного времени. Отсюда началось восхождение русской государственности к сияющим Имперским вершинам. В память чудесного освобождения Москвы на Красной площади был воздвигнут прекрасный собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Избранный в 1612 году новый царь Михаил Федорович Романов, установил ежегодно 21 июля по новому стилю праздновать обретение иконы, а 4 ноября – избавление Москвы от поляков.

Пресвятая Богородица, через свой чудотворный Казанский образ, ещё не раз помогала нашему Отечеству.

Перед Полтавской битвой Пётр 1 велел носить Казанскую икону Богородицы перед полками, и сам молился со слезами, умоляя Небесную Царицу о помощи. Непобедимая армия шведов была разгромлена!

А в 1812 году Богородица даровала победу нашим воинам над армиями Наполеона. Фельдмаршал Кутузов, прежде чем принять командование над русскими войсками, долго молился перед чудотворным образом Богородицы в Казанском соборе, что в Петербурге. И вот, 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, русские войска одержали первую победу. В этот день выпал первый снег, и начались сильные морозы, так губительно повлиявшие на французов, не привыкших к жестокому холоду. С этого дня, армия неприятеля стала таять, и началось отступление французов, перешедшее в паническое бегство.

Еще более чудные дела были сотворены Богородицей совсем недавно – во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Прорыв блокадного кольца Ленинграда произошёл после крестного хода по городу с Казанской иконой Богородицы. Сталинградская битва окончилась победой наших солдат, у которых тоже находилась Казанская икона Богородицы. Киев был освобождён нашими войсками 4 ноября. Всех чудес не перечислить! Пресвятая Богородица, спаси нас!

Тот, кто думает, будто праздник, отмечаемый 4 ноября совсем молодой, глубоко заблуждается. День Казанской иконы Божьей Матери в России празднуют 4 ноября уже более 366 лет. Причем сначала это был сугубо московский праздник в честь спасения в 1612 году Москвы от польской интервенции, а в 1649 году он стал всероссийским. Причем не церковным, а именно общенародным праздником: по-видимому, наши предки осознали всю значимость того, что сердце России - Москва была освобождена от поляков. И произошло это именно 4 ноября (22 октября по старому стилю). Точнее, 4 ноября 1612 года русские воины взяли штурмом Китай-город, где засели поляки - это был переломный момент, а через четыре дня польский гарнизон в Кремле сам капитулировал. Важная победа, положившая начало концу смутного времени. Победа судьбоносная, но при чем тут икона?

А при том, что список Казанской иконы Божьей Матери принесли с собой в ополчение, собранное Кузьмой Мининым и Димитрием Пожарским, казанские дружины. Перед этим чудотворным образом и молились воины, готовя себя к битве.

Четыре столетия спустя, нам, атеистам и маловерам, связь между победой и молитвами пусть даже и к знаменитой иконе кажется неочевидной. Но наши предки в этой связи были твердо уверены, и именно эта убежденность стала основой для того, чтобы посчитать день начала победы над польскими интервентами днем празднования Казанской иконы Божьей Матери. Вторым днем празднования. Потому что один праздник у Казанской уже был - день ее чудесного обретения: 8, или, по новому стилю, 21 июля. Произошло это чудесное обретение неизвестного ранее образа за тридцать три года до того, как Казанская спасла Москву и Россию.

Дело было так. В Казани (отсюда название), в 1579 году, после страшного пожара девятилетняя девочка Матрона увидела во сне Богородицу, которая указывала на место, где лежит Ее икона. Девочке, конечно, поверили не сразу, но потом все-таки начали рыть и на пепелище нашли икону удивительной красоты. После обретения образа начались чудеса, связанные с исцелениями больных, особенно слепых. В 1594 году священник Ермолай, ставший впоследствии знаменитым Патриархом Гермогеном, сделал точное описание обстоятельств обретения иконы и произошедших после этого исцелений. И с 1595 года Церковь устанавливает праздник в честь явления Казанской иконы - 21 июля.

Так что к моменту, когда в России началась смута, икона Казанской Божьей Матери была уже не просто известна, но и очень почитаема. Теперь, чтобы понять, какую роль сыграла Казанская в смутное время, давайте вспомним, что же тогда происходило.

1605 год - умирает царь Борис Годунов, и московские воеводы-предатели убивают его сына Федора, в столицу въезжает Лжедмитрий I. Через год убивают и Лжедмитрия. Царем избирают Василия Шуйского (1606-1610), но смута продолжается. В 1608 году появляется Лжедмитрий II, войска Шуйского разбиты. Начинается прямая интервенция: в 1609 году польские оккупанты осаждают Смоленск, Троице-Сергиев монастырь (будущую лавру) под Москвой, затем входят в столицу. Страна разорена дотла: всюду разбой, мародерство, страх и предательство. Кажется, что нет силы, которая бы собрала нацию воедино, подняла дух, возродила страну. В 1610 году свергают и Шуйского. Изменники-бояре избирают на Московское царство польского королевича Владислава. Страна на краю гибели. И тут свой голос возвышает Церковь.

Несмотря на численное и техническое превосходство польских интервентов, Троице-Сергиев монастырь стоит, полякам так и не удается покорить монахов. Находящийся в 1610 году под стражей патриарх Гермоген - тот самый, что делал описание чудес Казанской иконный Божьей Матери, призывает всех подняться на защиту православной веры и Отечества. На его призыв откликаются Кузьма Минин и Димитрий Пожарский, собравшие ополчение. К войскам присоединяются казанские дружины, они и берут с собой, в войско, чудотворную икону Казанской Божьей Матери.

Народные бедствия Церковь всегда воспринимала как наказание за грехи. Поэтому пост, покаяние и молитва считались непреложной подготовкой к любому бою. "Не имамы бо иные помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Пречистая Дево", - говорится в молитве: "Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Пречистая Дева".

Чудесное спасение страны, когда в народе пробуждались духовные силы, и они показывали пример героизма ради Отечества, повторялись потом в истории России не однажды. И часто это было связано со Спасительницей - Казанской иконой Божьей Матери.

В 1709 году, перед Полтавской битвой, Петр Великий со своим воинством молился перед Казанской о даровании победы. Перед образом молился А. В. Суворов. Об избавлении от французов молились перед святыней и в 1812 году, один такой молебен - при отбытии М. И. Кутузова в действующую армию - хорошо запомнился свидетелям события тем духовным подъемом единения, который испытали все. Казанская спасала и в Великую Отечественную, причем спасала всех - и атеистов, и тех, кто по своей национальной принадлежности должен был бы верить уж никак не в Господа Иисуса Христа…

В словах молитвы, читаемой перед Казанской иконой Божьей Матери, содержится ключ к пониманию того, почему этот образ являл нам поддержку в годину тревог. В молитве ясно и недвусмысленно дана связь между личным, между состоянием души человека, его греховностью, и общим - тем, в каком обществе, в какой стране мы живем. Вчитайтесь в слова молитвы, это прозрение потрясающей глубины. Кстати, глаза на такие вещи открываются именно в годины великих народных потрясений. А раз эта связь, это единство нашего частного, личного и общего существует, значит совсем неслучайно, собирая силы на решительный бой, наши предки не просто молились, они постились, они каялись. Это становилось залогом их грядущих побед. В том числе и тех, что были осенены Казанским образом Богородицы.

А потом, в благодарность, русские ставили в честь Казанской иконы Божьей Матери храмы. В России их было несчитанное количество. И в каждом доме икона - ею благословляли венчающихся, а потом вешали над детской кроваткой…

То, что Днем народного единства был выбран день празднования Казанской иконы Божьей Матери, имеет глубочайший смысл. Настоящее единство, и наше прошлое это неоднократно доказывало, может зиждеться только на духовном. И не приведи Господь, если мы забудем об этом в годы, когда смута - всего лишь страницы истории.

День народного единства отмечается в нашей стране ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года. Этот праздник установлен в честь важного события в истории России — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, и приурочен к Дню Казанской иконы Божией Матери.
Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником.
Вся страна прославляла один из самых любимых на Руси Казанский образ Богородицы, которая явила свое чудесное заступничество за Русь во время Смутного времени. Долгое время на Руси этот день отмечался как государственный праздник.
Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

Казанская икона Божией Матери

В 1552 году Казанское ханство было присоединено к Руси царем Иоанном Грозным. 60 000 русских людей было освобождено из плена; началось обращение мусульман и язычников в христианство. В 1579 г. страшный пожар опустошил Казань. Он начался в доме купца Онучина. После пожара Матроне, девятилетней дочери купца, явилась во сне Богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ, зарытый в земле тайными исповедниками христианства еще при татарском владычестве. Божия Матерь точно указала место, где можно было найти икону. Родители поначалу не обратили внимания на рассказ девочки, но чудесное явление Небесной Царицы повторилось трижды, причем в третий раз оно было грозным.

Мать отвела Матрону к митрополиту Казанскому Иову, та рассказала ему о чудесном явлении. Все духовенство города, в сопровождении огромной толпы народа, направилось к дому Онучиных. Сейчас же начались раскопки, но найти икону не удалось. Тогда копать стала сама Матрона и тут же обрела святой образ. Он был необыкновенной красоты и сиял совершенно свежими красками, как будто только что был написан. Митрополит передал икону о. Ермолаю, наиболее почитаемому в городе священнику, и тот, высоко подняв ее над головой, сопровождаемый крестным ходом, отнес чудесный образ на городскую площадь, где и осенил им на четыре стороны весь собравшийся народ. Отец Ермолай написал тропарь новоявленной иконе «Заступнице Усердная», который знала вся Святая Русь.

Чудотворения от новоявленного образа начались немедленно по его обретении. С того времени и поныне от образа Своего, явленного в городе Казани, Царица Небесная щедро раздает Свою благодатную помощь всем православным, с верою и надеждой к Ее защите прибегающим.

Через 10 лет на месте обретения чудотворной иконы митрополит Ермоген (отец Ермолай принял постриг с именем Ермоген в Московском Чудовом монастыре и вскоре был назначен на Казанскую кафедру) основал женский монастырь в честь иконы Божией Матери Казанской, причем юная Матрона Онучина приняла в нем постриг и стала потом игуменией. Совершивший первый молебен перед святым образом, митрополит Ермоген составил сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.

Свою чудесную помощь икона явила в Смутное время, ровно через 33 года после обретения, когда Россия подверглась вторжению польских интервентов, вынашивавших замыслы посадить на Российский престол чужеземца и иноверца. Польские войска взяли Москву, захватили в плен и заточили в темницу Патриарха Московского и всея Руси Ермогена. В заточении Патриарх молился Богоматери, из темницы до русских патриотов доходили его призывы, чтобы они «крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались, положили души свои за Дом Пречистой, за чудотворцев и за веру». И вскоре возникло нижегородское ополчение Минина и Пожарского.

У князя Дмитрия Михайловича Пожарского был список с Казанской чудотворной иконы. С этой иконой войска князя подошли к стенам захваченной поляками Москвы. Готовясь к штурму, русское воинство три дня постилось и молилось пред иконой Богоматери о победе. Архиепископу Элассонскому (из Греции) Арсению, находившемуся в плену у поляков в осажденном Кремле, было видение преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны, предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость, завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». И как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ исцелился от болезни.

Св. Арсений оповестил русских воинов о видении и пророчестве великого святого Русской земли, и на следующий день ополчение выбило поляков из Китай-города, а через два дня был освобожден Кремль. В воскресенье (25 октября) русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках. На лобном месте встретились они с архиепископом Арсением, несшим чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, которую он сохранил, несмотря на все тяготы плена и болезни. Народ был потрясен встречей двух чудотворных икон и слезно молился Небесной Заступнице Русской земли.

В память освобождения Москвы от поляков установлено празднование Казанской Божией Матери 22 октября/4 ноября, а в память чудесного обретения иконы — 8/21 июля. Празднование 22 октября распространялось на Москву, а после 1649 года, по повелению царя Алексея Михайловича, — на всю Русь. Князь Пожарский в честь Пресвятой Богородицы за помощь в победе воздвиг на Красной площади в 1630-е годы своим иждивением храм Казанской иконы, где она хранилась почти 300 лет. В 20-е годы XX столетия храм был варварски уничтожен. 4 ноября (22 октября) 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил место и положил на него первый камень воссоздаваемого храма.

Перед Полтавской битвой в 1709 г. русский царь Петр I с войском молился перед Казанской иконой Божией Матери, а в 1721 г. перенес один из списков иконы из Москвы в построенный им Петербург. В 1811 г. образ был поставлен в только что построенном и освященном Казанском соборе, где вскоре полководец Кутузов молился перед чудотворной иконой о победе над французами. Святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от иноземных захватчиков в 1812 г., и первая крупная победа была одержана в день праздника иконы 22 октября, когда выпал снег и ударили сильные морозы, сама Заступница пришла на помощь воинам.

По вере Русской Православной Церкви иконы Пречистой Богородицы благодатным осенением расположились по лицу нашей Отчизны, образуя ее защиту и Небесный покров. Образ Владимирской Божией Матери хранит и благословляет наши северные пределы. Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли, простирает влияние чудотворный Казанский образ Пречистой Богородицы.

В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах:

«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо ecи Божественный покров рабом Твоим». (Тропарь, глас 4-й).