Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Древняя Персия. От племени до империи. Царская дорога Как строилась царская дорога в персии

Древняя Персия. От племени до империи. Царская дорога Как строилась царская дорога в персии

Одна из величайших и древнейших мировых цивилизаций Персия поистине загадочна и уникальна и является объектом пристального внимания многих историков. Древняя Персия занимала огромную территорию от южных предгорий Урала, Волги и Черноморских степей до Индийского океана.

По мнению многих ученых, это могущественнейшее из государств своего наивысшего расцвета достигло в эпоху правления царей из династии Ахеменидов в 558-330 годах до н. э. вскоре после того, как властителем местных племён стал царь Кир II Великий (? — 530 до н. э.), а в дальнейшем — царь Дарий I и его сын Ксеркс I.

Вероучение

В основе могущества любого государства, как известно, лежит идеология. Учение пророка Зороастра (Заратуштра), жившего в VII-VI веках до н. э., послужило той первоосновой, из которой в древней Персии родилось верование в Ахура Мазду, «господа премудрого», и подчинённых ему богов, призванных помогать Верховному богослову. В их число входили «святой дух» — творческая ипостась Ахура Мазды, «благая мысль» — Воху Мана, «истина» — Аша Вахишта, «благочестие» — Арматай, «целостность» — Хаурватат как полнота физического существования и её же противоположность — старость, болезни, смерть и, наконец, богиня загробного мира и бессмертия — Амертат. Не случайно на фризе одного из Ахеменидских дворцов в Сузах (современный Шуш, Иран) были начертаны слова: «Я — сын Дария-царя, Ахеменид, соорудил этот дворец как райскую обитель. Ахура Мазда и другие боги да хранят меня от всякой скверны и то, что мною сделано».

Иранские правители Кир, Дарий и другие были веротерпимы к религиям покорённых ими народов. Цари понимали, что веротерпение — залог их спокойной и благополучной жизни. В то же время они поклонялись священному огню, который возжигался в специально построенных башнях-святилищах — чортагах (отсюда и пошло название — чертоги царские). Древние персы поклонялись также крылатым быкам, лошадям, некоторым диким животным. Кроме того, они верили в существование мифического шаха Джамшида, обладавшего удивительной чашей, в которой отражалось всё, что происходит в мире. В любой момент сын владыки солнечной сферы шах Джамшид мог узнать, что где происходит, стоило только заглянуть в чашу. Неудивительно, что с таким «багажом» персам удалось многого достичь как в науке, так и в искусстве, не говоря уже о государственном правлении.

Бехинстунская летопись

Одним из достижений Дария I стало строительство «царской дороги» протяжённостью 2700 километров! Если учесть, что большая часть её прокладывалась в горной и полупустынной местности, а ездить по ней на лошадях можно было на хорошей скорости, если принять во внимание, что дорогу обслуживало 111 почтовых станций (!), а надлежащая охрана была призвана защищать путников от грабителей, можно не сомневаться, что налоги с завоёванных стран, собираемые сатрапами (наместники царя в областях), поступали в казну без каких-либо задержек. Остатки этого пути сохранились и поныне, а если следовать этим маршрутом из Тегерана в Багдад, то в одной из горных областей можно увидеть огромную скалу, на которой на высоте около 152 метров от земли и сегодня отчётливо видны и огромные барельефы, и какие-то письмена.

С барельефами учёные давно разобрались. Безвестные каменотёсы изваяли в камне девять пленённых царей со связанными руками и петлёй на шее, а десятого Дарий попирает ногами. Благодаря стараниям английского археолога Г. Роулинсона удалось там же прочитать древнюю надпись, сделанную на трёх языках — персидском, эламском и вавилонском. На «странице» каменной книги шириной 8 метров и высотой 18 метров повествуется о деяниях Дария I, о его становлении как царя, не привыкшего сомневаться в своей правоте. Вот некоторые выдержки из текста, где сообщается о строительстве одного из его роскошных дворцов: «Дерево горного кедра из Ливана доставлено… Золото из Сард и из Бактрии доставлено… Самоцвет ляпис-лазурь и сердолик из Согдианы доставлен. Самоцвет синий — бирюза из Хорезма доставлен… Серебро и бронза из Египта доставлены. Мастера, которые тесали камень, были мидийцы и ионяне. Золотых дел мастера были мидяне и египтяне. Люди, которые делали кирпич — они были вавилоняне…» Уже одной этой записи достаточно для того, чтобы понять, каким богатым и могущественным был ахеменидский царь Дарий I. Неудивительно, что сказочно богатой была и столица древней Персии — Парсастахра, которую греки называли Персеполисом.

Райская обитель

Город Персеполь был основан Дарием в местности Парс в 518 году до н. э. Основное строительство велось между 520 и 460 годами. Белокаменный город возводился на равнине Мерв-Дешт, а его красоту подчёркивала сама природа — чёрные базальтовые горы Милосердия, подступавшие к долине с севера и юга. На протяжении более полувека ночью и днём тысячи рабов разных национальностей возводили столицу персидских царей. Дарий был убеждён, что именно здесь пребывал мифический шах Джамшид с его чашей. Город должен был служить религиозным и представительским целям. На мощном фундаменте-подиуме высотой до 20 метров возвели 15 величественных зданий, из которых самыми роскошными были Парадный зал — Амадаха, Тронный зал, Ворота Ксеркса, Гарем, Сокровищница, а также ряд других помещений, включавших жильё для гарнизона, обслуги и местопроживания гостей — дипломатов, артистов и прочих. Диодор Сицилийский (около 90-21 годов до н. э.), древнегреческий учёный, автор известной «Исторической библиотеки», в одной из 40 книг писал о Персеполе: «Выстроенный город был богатейшим из всех существующих под солнцем. Частные дома даже незнатных людей отличались комфортом, были обставлены всевозможной мебелью и украшены разнообразными тканями».

Въезд во дворец был оформлен Пропилеями Ксеркса (Ворота Ксеркса), представлявшими собой 17-метровой высоты колонны, образующие как бы тоннель. Их украшали фигуры крылатых быков, обращённых попарно внутрь и наружу. Одна пара быков имела человеческие бородатые головы в тиарах. При въезде гостей поражала надпись Ксеркса: «С помощью Ахура Мазды я сделал эти ворота всех стран. Много других прекрасных построек было возведено здесь, в Парсе, я их построил и отец мой (Дарий) построил их. И то, что построено, стало прекрасным».

Широкие каменные лестницы, украшенные барельефами на религиозно-мистические темы, а также сценами из жизни персидских царей, вели на подиум и далее в приёмный зал дворца — Ападану, площадь которого составляла 4000 квадратных метров! Зал украшали 72 стройные колонны высотой 18,5 метра. Из зала по особым лестничным устройствам на колеснице (изобретение персов), запряжённой восьмёркой гнедых лошадей, царь мог подняться на встречу с солнцем в один из главных праздников империи — День весеннего равноденствия, отмечавшийся как Новый год — Науруз.

К сожалению, мало что сохранилось от Стоколонного зала. Стены его украшали рельефы, изображающие воинов из гвардии царя и данников, несущих дары к трону. Дверной проём украшали резные изображения царских побед в сражениях. Художники-камнерезы выполнили свою работу столь виртуозно, что у любующихся рельефами не возникало и тени сомнения, что сам царь, восседающий на троне, — посланник бога на земле и что приносимых даров со всех концов империи бесконечно много.

До сих пор историки затрудняются дать ответ на вопрос, какими сокровищами обладали цари династии Ахеменидов, и сколько жён у них было. Известно лишь то, что в царском гареме были красавицы из многих стран Азии, покорённых персами, но лучшими искусницами в любви считались вавилонянки. Историки уверены также и в том, что в Сокровищнице находилось несметное количество уникальных изделий из золота, серебра и драгоценных камней. После того, как Персеполь был взят войсками Александра Македонского в 330 году до н. э., понадобилось три тысячи верблюдов и десять тысяч мулов (!) для того, чтобы вывезти огромную казну правителей Ирана. Значительная часть бесценных сокровищ династии Ахеменидов (например, блюда, ритоны для питья, женские украшения) сейчас хранится не только в петербургском Эрмитаже, но и в музеях разных стран мира.

Территория Персии до образования самостоятельного государства представляла собой часть Ассирийской империи. VI в. до н.э. стал периодом расцвета древней цивилизации, который начался с царства правителя Персии Кира II Великого . Ему удалось победить царя по имени Крез богатейшей страны древности Лидия. Оно вошло в историю, как первое государственное образование, в котором стали чеканить серебряные и золотые монеты в истории мира. Произошло это в VII в. до н.э.

При персидском царе Кире границы государства были значительно расширены и в них были включены территории павшей Ассирийской империи и могущественного . К окончанию периода царствования Кира и его наследника Персия, получившая статус империи, занимала площадь от земель Древнего Египта до Индии. Завоеватель чтил традиции и обычаи завоеванных народов и принимал титул и корону царя захваченных государств.

Гибель царя Персии Кира II

В древности персидский император Кир считался одним из самых сильных правителей, под умелым руководством которого были совершены многочисленные успешные военные походы. Однако судьба его закончилась бесславно: великий Кир пал от рук женщины. Рядом с северо-восточной границей Персидской империи проживали массагеты . Небольшие племена были очень подкованы в военных делах. Управляла ими царица Томирис. На предложение Кира о браке она ответила решительным отказом, чем крайне разозлила императора и он предпринял военную кампанию по захвату кочевых народов. В схватке погиб сын царицы, и она пообещала заставить царя древней цивилизации пить кровь. Сражение закончилось поражением персидских войск. Голову императора принесли царице в кожаном мехе, наполненном кровью. Так закончилось время деспотичного правления и завоеваний царя Персии Кира II Великого.

Приход к власти Дария

После гибели могущественного Кира к власти пришел его прямой наследник Камбис . В государстве началось ополчение. В результате борьбы императором Персии стал Дарий I. Сведения о годах его правления дошли до наших дней благодаря Бехистунской надписи , которая содержит исторические данные на древнеперсидском, аккадском и эламском языках. Найден камень был офицером Великобритании Г. Роулинсоном в 1835. Надпись свидетельствует о том, что в период правления дальнего родственника Кира II Великого Дария Персия превратилась в восточную деспотию.

Государство было разделено на 20 административных единиц, которыми управляли сатрапы . Регионы назывались сатрапами. Чиновники ведали управлением и в их обязанности входил контроль за сбором налогов в основную казну государства. Деньги шли на развитие инфраструктуры, в частности, были построены дороги, соединяющие районы по всей империи. Были учреждены почтовые посты для донесения сообщений царю. В период его правления отмечено обширное строительство городов и развитие ремесленного искусства. В денежных обиход вводят золотые монеты – «дарики».


Центры Персидской империи

Одна из четырех столиц древней цивилизации Персия находилась на территории бывшей Лидии в городе Сузы. Другой центр общественной и политической жизни находился в Пасаргады, учрежденном Киром Великим. Резиденция персидских располагалась и в завоеванном Вавилонском царстве. Император Дарий I был посажен на престол в специально учрежденном как столица Персии городе Персеполе . Богатство и архитектура его поражали правителей и послов иноземных стран, которые пребывали в империю для принесения даров царю. Каменные стены дворца Дария в Персеполе украшены рисунками, изображающими бессмертную армию персов и историю существования «шести народов», проживающих в составе древней цивилизации.

Религиозные представления персов

В древности в Персии существовало многобожие . Принятие единой религии пришло с учением о борьбе бога добра и порождением зла. Звали пророка Заратустра (Зороастр) . В традиции персов, в отличие от сильного в религиозном отношении Древнего Египта, не было обычая возведения храмовых комплексов и алтарей для совершения духовных обрядов. Жертвы приносились на возвышенностях, где были обустроены алтари. Бог света и добра Ахура-Мазда изображался в зороастризме в виде солнечного диска, украшенного крыльями. Он считался покровителем царей древней цивилизации Персия.

Персидское государство находилось на территории современного Ирана, где сохранились древние памятники архитектуры империи.

Видео о создании и падении Персидской империи

План
Введение
1 Описание
2 Протяжённость
3 Царская дорога как метафора

Введение

Ца́рская доро́га - известная из сочинений Геродота мощёная дорога, сооружённая персидским царём Дарием I в V веке до н.э..

1. Описание

В пятой и восьмой книгах «Истории» Геродота описывается протяжённость дороги, связывавшей отдалённые части державы Ахеменидов. Указывая, через какие города она проходила, историк восхищённо описывает устройство персидской почтовой службы и скорость, с которой перемещались гонцы Дария:

Нет на свете ничего быстрее этих гонцов: так умно у персов устроена почтовая служба! Рассказывают, что на протяжении всего пути у них расставлены лошади и люди, так что на каждый день пути приходится особая лошадь и человек. Ни снег, ни ливень, ни зной, ни даже ночная пора не могут помешать каждому всаднику проскакать во весь опор назначенный отрезок пути. Первый гонец передаёт известие второму, а тот третьему. И так весть переходит из рук в руки, пока не достигнет цели, подобно факелам на празднике у эллинов в честь Гефеста. Эту конную почту персы называют «ангарейон».

2. Протяжённость

Протяжённость Царской дороги реконструируется по Геродоту, другим историческим свидетельствам и археологическим данным. Она начиналась в Сардах (около 90 км к востоку от современного города Измир в Турции) и шла на восток к ассирийской столице Ниневии (нынешний Мосул в Ираке). Затем, как считается, она разделялась на две части: одна вела на восток, через Экбатаны к Шёлковому пути, другая - на юг и юго-восток, к Сузам и Персеполю.

Так как Царская дорога не была проложена по самому удобному маршруту, который мог бы связать крупнейшие персидские города, историки считают, что при строительстве использовались участки дорог, проложенных ещё ассирийскими царями. На востоке она практически сливается с Шёлковым путём.

Качество проложенной дороги было столь высоким, что она продолжала использоваться по крайней мере до римской эпохи; в турецком городе Диярбакыр сохранился перестроенный римлянами мост, бывший частью Царской дороги. Её строительство способствовало расцвету персидской торговли, достигшему пика во времена Александра Македонского.

3. Царская дорога как метафора

Выражение «царская дорога» или «царский путь» ещё в античности стало крылатым, обозначавшим наиболее быстрый, лёгкий и разумный способ добиться чего-либо. Знаменита фраза Евклида, обращённая к желавшему обучиться наукам египетскому царю Птолемею: «Царских дорог в геометрии нет!». Фрейд говорил о снах как о «царской дороге в бессознательное».

В христианском богословии выражение «царский путь» использовалось как метафора умеренности. Отрывок из статьи иеромонаха Серафима Роуза:

«Учение об этом «царском пути» поясняет святой Василий Великий: «Правый сердцем тот, чья мысль не уклоняется ни в излишество, ни в недостаток, но направляется только к середине добродетели». Но, возможно, это учение яснее всего изложил великий православный отец V века святой Иоанн Кассиан. Он столкнулся с задачей, сходной с той, какая ныне стоит перед православием: изложить чистое учение восточных отцов народам Запада, которые тогда были духовно незрелы и еще не понимали глубины и тонкости духовного учения православного Востока. Применяя это учение к жизни, они были склонны или к расслабленности, или к излишней строгости. Святой Кассиан излагает православное учение о «царском пути» в своем собеседовании «О трезвении»: «Изо всех сил и со всем напряжением должны мы стремиться к тому, чтобы посредством смирения стяжать благой дар трезвения, который может сохранить нас неповрежденными от чрезмерности с обеих сторон. Ибо, как говорят отцы, крайности существуют с обеих сторон - справа есть опасность быть обманутым излишним воздержанием, а слева - увлечься в беззаботность и расслабленность». А искушение «справа» даже еще более опасно, чем «слева». «Чрезмерное воздержание вреднее насыщения, потому что посредством покаяния от последнего можно перейти к правильному пониманию, а от первого - нет» (то есть потому, что гордость своей «добродетельностью» стоит поперек пути покаянного смирения, которое и может послужить делу спасения).»

Иоанн Кассиан говорит в учении о царском пути о сверхнапряжённом сохранении себя от излишнего воздержания и расслабленности, однако потом царский путь стал означать у православных умеренность, которую с трудом можно отличить от теплохладности.

В середине VI в. до н. э. на арену мировой истории вышли персы - загадочное племя, о котором ранее цивилизованные народы Ближнего Востока знали только понаслышке.

О нравах и обычаях древних персов известно из сочинений народов, живших рядом с ними. Помимо могучего роста и физической развитости, персы обладали волей, закалённой в борьбе с суровым климатом и опасностями кочевой жизни в горах и степях. В то время они славились своим умеренным образом жизни, воздержанностью, силой, храбростью и сплочённостью.

По словам Геродота, персы носили одежду из шкур животных и войлочные тиары (колпаки), не употребляли вина, ели не столько, сколько хотели, а сколько имели. Они были равнодушны к серебру и золоту.

Простота и скромность в пище и одежде оставались одной из основных добродетелей и в пору господства персов над , когда они стали облачаться в роскошные мидийские наряды, носить золотые ожерелья и браслеты, когда к столу персидских царей и знати доставляли в свежем виде рыбу из отдалённых морей, фрукты из Вавилонии и Сирии. Даже тогда во время обряда коронации персидских царей вступающий на престол Ахеменид должен был надеть одежду, которую носил не будучи царём, съесть немного сушёных фиг и выпить чашу кислого молока.

Древним персам разрешалось иметь много жён, а также наложниц, жениться на близких родственницах, например на племянницах и единокровных сестрах. Древнеперсидские обычаи запрещали женщинам показываться посторонним (среди многочисленных рельефов в Персеполе нет ни одного женского изображения). Античный историк Плутарх писал, что персам свойственна дикая ревность не только по отношению к жёнам. Даже рабынь и наложниц они держали взаперти, чтобы посторонние не видели их, и возили в закрытых повозках.

История древней Персии

Персидский царь Кир II из рода Ахеменидов за короткий срок завоевал Мидию и многие другие страны и имел огромную и хорошо вооружённую армию, которая начала готовиться к походу против Вавилонии. В Передней Азии появилась новая сила, сумевшая за короткий срок - всего за несколько десятилетий - полностью изменить политическую карту Ближнего Востока.

Вавилония и Египет отказались от многолетней враждебной политики по отношению друг к другу, ибо правители обеих стран хорошо осознавали необходимость подготовки к войне с Персидской империей. Начало войны было только делом времени.

Поход персов против начался в 539 г. до н. э. Решительное сражение между персами и вавилонянами произошло у города Описа на реке Тигр. Кир одержал здесь полную победу, вскоре его войска взяли хорошо укреплённый город Сиппар, и персы без боя овладели Вавилоном.

После этого взоры персидского правителя обратились на Восток, где в течение нескольких лет он вёл изнурительную войну с кочевыми племенами и где в итоге погиб в 530 г. до н. э.

Преемники Кира - Камбис и Дарий завершили дело, начатое им. в 524-523 гг. до н. э. состоялся поход Камбиса на Египет, в результате чего установилась власть Ахеменидов на берегах Нила. превратился в одну из сатрапий новой империи. Дарий продолжал укреплять восточные и западные границы империи. К концу правления Дария, умершего в 485 г. до н. э., персидская держава господствовала на огромной территории от Эгейского моря на западе до Индии на востоке и от пустынь Средней Азии на севере до порогов Нила на юге. Ахемениды (Персы) объединили почти весь известный им цивилизованный мир и владели им до IV в. до н. э., когда их держава была сломлена и покорена полководческим гением Александра Македонского.

Хронология правителей династии Ахеменидов:

  • Ахемен, 600-е гг. до н.э.
  • Тейспес, 600-е гг до н.э.
  • Кир I, 640 - 580 гг. до н.э.
  • Камбис I, 580 - 559 гг. до н.э.
  • Кир II Великий, 559 - 530 гг. до н.э.
  • Камбис II, 530 - 522 гг до н.э.
  • Бардия, 522 г до н.э.
  • Дарий I, 522 - 486 гг до н.э.
  • Ксеркс I, 485 - 465 гг до н.э.
  • Артаксеркс I, 465 - 424 гг до н.э.
  • Ксеркс II, 424 г. до н.э.
  • Секудиан, 424 - 423 гг до н.э.
  • Дарий II, 423 - 404 гг до н.э.
  • Артаксеркс II, 404 - 358 гг до н.э.
  • Артаксеркс III, 358 - 338 гг до н.э.
  • Артаксеркс IV Арсес, 338 - 336 гг до н.э.
  • Дарий III, 336 - 330 гг до н.э.
  • Артаксеркс V Бессус, 330 - 329 гг до н.э.

Карта Персидской империи

Племена ариев - восточная ветвь индоевропейцев - к началу I тысячелетия до н. э. населили почти всю территорию нынешнего Ирана. Само слово «Иран» является современной формой названия «Ариана», т. е. страна ариев . Первоначально это были воинственные племена полукочевых скотоводов, сражавшихся на боевых колесницах. Часть ариев ещё раньше переселилась и захватила её, дав начало индоарийской культуре. Другие арийские племена, более близкие иранцам, остались кочевать в Средней Азии и северных степях - , саки, сарматы и пр. Сами же иранцы, осев на плодородных землях Иранского нагорья, постепенно отказались от кочевого быта, занялись земледелием, перенимая навыки . Высокого уровня достигло уже в XI-VIII вв. до н. э. иранское ремесло. Его памятником являются знаменитые «луристанские бронзы» - искусно выполненные оружие и предметы быта с изображениями мифических и действительно существующих животных.

«Луристанские бронзы» - памятник культуры Западного Ирана. Именно здесь, в непосредственном соседстве и противостоянии сложились наиболее сильные иранские царства. Первым из них усилилась Мидия (на северо-западе Ирана). Мидийские цари участвовали в сокрушении Ассирии. История их государства неплохо известна из письменных памятников. Но мидийские памятники VII-VI вв. до н. э. изучены очень плохо. Не найдена пока даже столица страны - город Экбатаны. Известно лишь то, что она находилась в окрестностях современного города Хамадан. Тем не менее уже исследованные археологами две мидийские крепости времён борьбы с Ассирией говорят о довольно высокой культуре мидийцев.

В 553 г. до н. э. против мидийцев восстал Кир (Куруш) II, царь подвластного племени персов из рода Ахеменидов. В 550 г. до н. э. Кир объединил иранцев под своей властью и повёл их на завоевание мира . В 546 г. до н. э. он покорил Малую Азию, а в 538 г. до н. э. пал . Сын Кира, Камбис, покорил , а при царе Дарий I на рубеже VI-V вв. до. н. э. Персидская держава достигла наибольшего расширения и расцвета.

Памятниками её величия являются раскопанные археологами царские столицы - самые известные и лучше всего исследованные памятники персидской культуры. Самая древняя из них - Пасаргады, столица Кира.

Сасанидское возрождение - Сасанидская держава

В 331-330 гг. до н. э. прославленный завоеватель Александр Македонский уничтожил Персидскую империю. В отместку за некогда разорённые персами Афины грекомакедонские солдаты жестоко разграбили и сожгли Персеполь. Династия Ахеменидов пресеклась. Наступил период греко-македонского владычества над Востоком, который обычно именуется эпохой эллинизма.

Для иранцев завоевание явилось катастрофой. На смену власти над всеми соседями пришло униженное подчинение давним врагам - грекам. Традиции иранской культуры, уже поколебленные стремлением царей и знати подражать в роскоши побеждённым, теперь были окончательно попраны. Немногое менялось и после освобождения страны кочевым иранским племенем парфян. Парфяне изгнали греков из Ирана во II в. до н. э., но сами немало заимствовали из греческой культуры. На монетах и надписях их царей ещё используется греческий язык. Храмы по-прежнему возводятся с многочисленными изваяниями, по греческим образцам, что казалось многим иранцам кощунством. Заратуштра в древности запретил поклонение идолам, заповедав почитать в качестве символа божества неугасимое пламя и ему приносить жертвы. Именно религиозное унижение было наибольшим, и недаром города, возведённые греческими завоевателями, в Иране позднее называли «строениями Дракона».

В 226 г. н. э. восставший владетель Парса, носивший древнее царское имя Ардашир (Артаксеркс), сверг парфянскую династию. Началась история второй персидской империи - державы Сасанидов , династии, к которой принадлежал победитель.

Сасаниды стремились возродить культуру древнего Ирана. Сама история Ахеменидской державы к тому времени стала смутной легендой. Так что в качестве идеала было выдвинуто то общество, которое описывалось в преданиях зороастрийских жрецов-мобедов. Сасаниды выстраивали, по сути, никогда не существовавшую в прошлом культуру, насквозь проникнутую религиозной идеей. Это имело мало общего с эпохой Ахеменидов, которые охотно перенимали обычаи покорённых племён.

При Сасанидах иранское решительно восторжествовало над эллинским. Полностью исчезают греческие храмы, греческий язык выходит из официального употребления. На смену разбитым статуям Зевса (которого при парфянах отождествляли с Ахура-Маздой) приходят безликие жертвенники огня. Новыми рельефами и надписями украшается Накш-и-Рустем. В III в. второй сасанидский царь Шапур I велел высечь на скалах свою победу над римским императором Валерианом. На рельефах царей осеняет птицеобразный фарн - знак божественного покровительства.

Столицей Персии стал город Ктесифон , построенный ещё парфянами рядом с пустеющим Вавилоном. При Сасанидах в Ктесифоне строятся новые дворцовые комплексы и разбиваются огромные (до 120 га) царские парки. Самый знаменитый из сасанидских дворцов - Так-и-Кисра, дворец царя Хосрова I, правившего в VI в. Наряду с монументальными рельефами дворцы теперь украшались тонким резным орнаментом по известковой смеси.

При Сасанидах была усовершенствована система орошения иранских и месопотамских земель. В VI в. страну охватила сеть каризов (подземных водопроводов с глиняными трубами), тянувшихся до 40 км. Очистка каризов проводилась через специальные колодцы, вырытые через каждые 10 м. Каризы прослужили долго и обеспечили бурное развитие земледелия в Иране в сасанидскую эпоху. Именно тогда в Иране начали выращивать хлопок и сахарный тростник, развились садоводство и виноделие. Тогда же Иран стал одним из поставщиков собственных тканей - как шерстяных, так и льняных и шёлковых.

Сасанидская держава была гораздо меньше Ахеменидской, охватывала лишь сам Иран, часть земель Средней Азии, территории нынешних Ирака, Армении и Азербайджана. Ей пришлось долго бороться сначала с Римом, затем с Византийской империей. Несмотря на всё это, Сасаниды продержались дольше Ахеменидов - более четырёх веков . В конечном счёте, истощённое непрерывными войнами на западе государство было охвачено борьбой за власть. Этим воспользовались арабы, нёсшие силой оружия новую веру - ислам. В 633-651 гг. после ожесточённой войны они завоевали Персию. Так было покончено с древнеперсидским государством и древнеиранской культурой.

Персидская система управления

Древние греки, познакомившиеся с организацией государственного управления в империи Ахеменидов, восторгались мудростью и дальновидностью персидских царей. По их мнению, эта организация была вершиной развития монархической формы правления.

Персидское царство делилось на большие провинции, называвшиеся сатрапиями по титулу их правителей - сатрапов (перс, «кшатра-паван» - «блюститель области»). Обычно их было 20, но это число колебалось, так как иногда управление двумя или более сатрапиями поручалось одному лицу и, наоборот, одна область делилась на несколько. Это преследовало главным образом цели налогообложения, но также учитывались иногда особенности народов, населявших их, и исторические особенности. Сатрапы и правители более мелких областей были не единственными представителями местного управления. Кроме них во многих провинциях существовали наследственные местные цари или владетельные жрецы, а также вольные города и, наконец, «благодетели», получившие в пожизненное, а то и наследственное владение города и округа. Эти цари, управители и первосвященники по положению отличались от сатрапов только тем, что были наследственны и имели историческую и национальную связь с населением, видевшим в них носителей древних традиций. Они самостоятельно осуществляли внутреннее управление, сохраняли местное право, систему мер, язык, налагали подати и пошлины, но находились под постоянным контролем сатрапов, которые часто могли вмешаться в дела областей, особенно при смутах и волнениях. Сатрапы также решали пограничные споры между городами и областями, тяжбы по делам, когда участники были гражданами различных городских общин или различных вассальных областей, регулировали политические отношения. Местные правители, как и сатрапы, имели право непосредственно сноситься с центральным правительством, а некоторые из них, такие как цари финикийских городов, Киликии, греческие тираны, содержали свои войско и флот, которыми лично командовали, сопровождая персидскую армию в больших походах или исполняя военные поручения царя. Однако сатрап мог во всякое время потребовать эти войска на царскую службу, поставить во владениях местных правителей свой гарнизон. Главное командование над войсками провинции также принадлежало ему. Сатрапу разрешалось даже самостоятельно и за свой счёт вербовать солдат и наёмников. Он был, как бы назвали его в более близкую нам эпоху, генерал-губернатором своей сатрапии, обеспечивая её внутреннюю и внешнюю безопасность.

Высшее командование войсками осуществлялось начальниками четырёх или, как во время подчинения Египта, пяти военных округов, на которые было разделено царство.

Персидская система управления даёт пример удивительного уважения победителями местных обычаев и прав покорённых народов. В Вавилонии, например, все документы времён персидского владычества в юридическом отношении не отличаются от тех, которые относятся к периоду независимости. То же самое было в Египте и Иудее. В Египте персы оставили прежними не только деление на номы, но и владетельные фамилии, расположение войск и гарнизонов, а также податную неприкосновенность храмов и жречества. Конечно, центральное правительство и сатрап во всякое время могли вмешаться и решать дела по своему усмотрению, но большей частью им было достаточно, если в стране спокойно, подати поступают исправно, войска находятся в порядке.

Такая система управления сложилась на Ближнем Востоке не сразу. Например первоначально на завоёванных территориях опиралась только на силу оружия и устрашение. Области, взятые «с боем», включались непосредственно в Дом Ашшура - центральную область . Сдавшиеся на милость победителя часто сохраняли свою местную династию. Но со временем эта система оказалась мало приспособленной для управления разрастающимся государством. Реорганизация управления, проведённая царём Тиглатпаласаром III в УНТ в. до н. э., помимо политики насильственных переселений изменила и систему управления областями империи. Цари старались не допускать возникновения чересчур могущественных родов. Чтобы воспрепятствовать созданию наследственных владений и новых династий среди управителей областей, на важнейшие посты часто назначались евнухи . Кроме того, хотя крупные чиновники получали огромные земельные владения, они не составляли единого массива, а были разбросаны по всей стране.

Но всё же основной опорой ассирийского господства, как и вавилонского впоследствии, была армия. Военные гарнизоны буквально опоясывали всю страну. Учтя опыт своих предшественников, Ахемениды к силе оружия присоединили идею «царства стран», т. е. разумного сочетания местных особенностей с интересами центральной власти.

Обширное государство нуждалось в средствах сообщения, необходимых для контроля центральной власти над местными чиновниками и правителями. Языком персидской канцелярии, на котором издавались даже царские указы, был арамейский. Это объясняется тем, что фактически он был общеупотребительным в Ассирии и Вавилонии ещё в ассирийские времена. Завоевания ассирийскими и вавилонскими царями западных областей, Сирии и Палестины, ещё более содействовали его распространению. Этот язык постепенно занял место древней аккадской клинописи в международных сношениях; он использовался даже на монетах малоазиатских сатрапов персидского царя.

Ещё одной восхищавшей греков особенностью персидской империи были прекрасные дороги , описанные Геродотом и Ксенофонтом в рассказах о походах царя Кира. Самыми известными были так называемая Царская, шедшая от Эфеса в Малой Азии, у побережья Эгейского моря, на восток - в Сузы, одну из столиц персидской державы, через Евфрат, Армению и Ассирию вдоль реки Тигр; дорога, ведшая от Вавилонии через горы Загрос на восток к другой столице Персии - Экбатане, а отсюда к бактрийской и индийской границе; дорога от Исского залива Средиземного моря к Синопу на Чёрном море, пересекавшая Малую Азию, и пр.

Эти дороги прокладывали не только персы. Большинство из них существовало в ассирийское и даже более раннее время. Начало строительства Царской дороги, которая была главной артерией персидской монархии, вероятно, относится к эпохе Хеттского царства, находившегося в Малой Азии на пути из Месопотамии и Сирии в Европу. Сарды, столица покорённой мидийцами Лидии, были соединены дорогой с другим большим городом - Птерией. От него дорога шла к Евфрату. Геродот, говоря о лидийцах, называет их первыми лавочниками, что было естественно для хозяев дороги между Европой и Вавилоном. Персы продолжили этот путь от Вавилонии далее на восток, к своим столицам, усовершенствовали его и приспособили не только для торговых целей, но и для государственных потребностей - почты.

Персидское царство воспользовалось и другим изобретением лидийцев - монетой. До VII в. до н. э. на всём Востоке господствовало натуральное хозяйство, денежное обращение лишь начинало зарождаться: роль денег выполняли слитки металла определённого веса и формы. Это могли быть кольца, пластины, кружки без чеканки и изображений. Вес везде был различен, а потому вне места происхождения слиток просто терял значение монеты и должен был каждый раз вновь взвешиваться, т. е. делался обычным товаром. На границе между Европой и Азией лидийские цари первыми перешли к чеканке государственной монеты чётко определённого веса и достоинства. Отсюда употребление таких монет распространилось по всей Малой Азии, на Кипр и в Палестину. Древние торговые страны - , и - ещё очень долго сохраняли старую систему. Они начали чеканить монету уже после походов Александра Македонского, а до этого использовали монеты, изготовленные в Малой Азии.

Устанавливая единую налоговую систему, персидские цари не могли обойтись без чеканки монет; кроме того, потребности государства, державшего наёмников, а также небывалый расцвет международной торговли вызвали необходимость в единой монете. И в царстве была введена золотая монета, причем право чеканить ее имело только правительство; местные правители, города и сатрапы для платежа наёмникам получили право чеканить только серебряную и медную монеты, которые вне их области оставались обыкновенным товаром.

Итак, к середине I тысячелетия до н. э. на Ближнем Востоке усилиями многих поколений и многих народов возникла цивилизация, которая даже свободолюбивыми греками считалась идеальной . Вот что писал древнегреческий историк Ксенофонт: «Где бы царь ни жил, куда бы ни отправлялся, он заботится, чтобы везде были сады, называемые парадисами, полные всем красивым и хорошим из того, что может производить земля. В них он проводит большую часть времени, если этому не препятствует время года... Некоторые говорят, что, когда царь даёт подарки, сначала вызываются отличившиеся на войне, ибо бесполезно много пахать, если некому защищать, а потом - наилучшим образом обрабатывающие землю, ибо не могли бы существовать и сильные, если бы не было обрабатывающих...».

Неудивительно, что эта цивилизация сложилась именно в Западной Азии. Она не только возникла раньше других, но и развивалась быстрее и энергичнее , имела наиболее выгодные условия для своего развития благодаря постоянным контактам с соседями и обмену нововведениями. Здесь чаще, чем в других древних очагах мировой культуры, возникали новые идеи и совершались важные открытия едва ли не во всех областях производства и культуры. Гончарный круг и колесо, изготовление бронзы и железа, боевая колесница как принципиально новое средство ведения войны , различные формы письма от пиктограмм до алфавита - всё это и многое другое генетически восходит именно к Западной Азии, откуда эти новшества распространялись по остальному миру, включая и иные очаги первичной цивилизации.

Персидская империя (империя Ахеменидов, 550 - 330 гг. до н. э.) Создателем Персидской империи считается Кир II. Свои завоевания он начал в 550 году до н. э. с подчинения Мидии, вслед за которой были покорены Армения, Парфия, Каппадокия и Лидийское царство. Не стал помехой на пути расширения империи Кира и Вавилон, чьи мощные стены пали в 539 году до н. э. Покоряя соседние территории, персы старались не разрушать завоеванные города, а по возможности сохранить их. Кир восстановил захваченный Иерусалим, как и многие финикийские города, посодействовав возвращению евреев из вавилонского пленения. Персидская империя при Кире раскинула свои владения от Средней Азии до Эгейского моря. Только Египет остался не завоеванным. Страна фараонов покорилась наследнику Кира Камбизу II. Однако своего расцвета империя достигла при Дарии I, который с завоеваний переключился на внутреннюю политику. В частности, царь разделил империю на 20 сатрапий, которые полностью совпадали с территориями захваченных государств. В 330 году до н. э. ослабевающая Персидская империя пала под натиском войск Александра Македонского.

Персидская империя - от Ахеминидов до Александра Великого

Древняя Персия - бесстрашная, грозная, неумолимая империя, не знавшая себе равных в завоеваниях и богатстве, во главе которой стояли незаурядные, честолюбивые и могущественные правители. С момента возникновения в 6 в. до н.э. до завоевания Александром Македонским в 4 в. до н.э. в течение двух с половиной столетий Персия занимала главенствующее положение в Древнем мире. Греческое господство продлилось примерно сто лет, и после его падения персидская держава возродилась при двух местных династиях: Аршакидов (Парфянское царство) и Сасанидов (Новоперсидское царство). Более семи веков они держали в страхе сначала Рим, а потом Византию, пока в 7 в. н.э. государство Сасанидов не было покорено исламскими завоевателями.

Персидская империя была создана династией Ахеменидов (карта 1 «Империя Ахеменидов в период ее наивысшего расцвета»), которая ведёт начало от Ахемена, вождя союза персидских племён. Персы - это оседлые потомки индоевропейского арийского кочевого народа, который ок. XV век до н.э. прибыли в Восточный Иран из Средней Азии и оттуда занял Персиду примерно в X век до н.э., вытеснив оттуда ассирийцев, эламитов и халдеев.

Религия персов. В глубокой древности персы поклонялись разным богам. Их жрецов называли магами. В конце первой половины 1 тысячелетия до н. э. маг и пророк Зороастр (Заратустра) преобразовал древнюю персидскую религию. Его учение получило название зороастризм. Священная книга зороастризма - "Авеста".

Зороастр учил, что создателем мира является бог добра и света Ахура-Мазда. Его враг - дух зла и тьмы Ангра-Манью. Они непрерывно борются между собой, но конечная победа будет за светом и добром. Человек должен поддерживать в этой борьбе бога света. Ахура-Мазда изображался в виде крылатого солнечного диска. Он считался покровителем персидских царей.

Персы не строили храмов и не воздвигали статуи богам. Они сооружали алтари на возвышении или на холмах и на них совершали жертвоприношения.

Потомок Ахемена Кир Великий (ок. 590—530 до н. э.), правивший (558-530 до н.э.) в Парсе и Аншане (Сев. Элам - историческая область и древнее государство (III тысячелетие — сер. VI в. до н. э.), располагавшееся к востоку от нижнего течения реки Тигр и к северо-востоку от Персидского залива, в юго-западной части Иранского нагорья (территории современных иранских провинций Хузестан и Луристан)), основал огромную Персидскую империю. Кир основал город Пасаргады (находится на расстоянии 87 км к северо-востоку от Персеполиса, 130 км от Шираза), ставший первой столицей Персидского государства. Когда Кир, после смерти отца в июле 558 стал царём персидских племен, на Ближнем Востоке существовали четыре крупные державы: Мидия, Лидия, Вавилония и Египет (карта 2 «Лидия, Мидия и Нововавилонское царство к моменту захвата их Персией»), которым суждено было в дальнейшем войти в состав империи. Более поздняя империя Александра Македонского почти не включала территорий, которые бы до этого не принадлежали персам.

Началу создания державы послужило в 553 г. до н.э. восстание персов против Мидии. Кир захватил мидийскую столицу Экбатаны и объявил себя царём, как Персии, так и Мидии, приняв при этом официальный титул мидийских царей. Покорив в 550 до н.э. Мидию, Кир в течение следующих двух лет (550—548) захватил страны, входившие ранее в состав бывшей Мидийской державы: Парфию и, вероятно Армению. Гиркания подчинилась персам добровольно. В те же годы персы захватили всю территорию Элама.

Кир принялся расширять владения. Сначала он совершил поход (546 г. до н.э.) против богатой и мощной Лидии, государства в Малой Азии. Крез, царь Лидии, предвосхитил нападение персов, заняв Каппадокию и заручившись поддержкой вавилонян и египтян. Битва при Птерии не принесла победу ни одной из сторон, и тогда Кир решил взять инициативу в свои руки и в результате нескольких стремительных переходов застал Креза врасплох в его зимней резиденции в Сардах. Осажденный в своей столице лидийский царь обратился за помощью к вавилонянам. На его призывы откликнулись только спартанцы, но спартанский флот не успел выйти в море, как пришло известие о падении Сард (546 до н.э.). Крез с семьей попал в плен, но, согласно греческим источникам, с ним обошлись великодушно. Враждебно настроенный к Киру вавилонский летописец утверждает, что лидийский царь был казнен.

После известия о падении Сард греческие города Малой Азии поспешили направить послов к персидскому царю. Кир потребовал полной и безоговорочной сдачи всех ионийских городов, за исключением морского порта Милета, которому он даровал особые привилегии. Вскоре полководцы Кира завоевали Карию, Ликию, а затем и всю остальную Малую Азию.

Между 545 и 539 Кир подчинил Дрангиану, Арию, Арахосию, Саттагидию, Бактрию, Гандхару, Гедросию, территорию хаумаваргских скифов и проник в Среднюю Азию, завоевав там Маргиану, Согдиану и Хорезм. К сожалению, мы почти ничего не знаем об этих походах Кира, но, по-видимому, завоевание этих земель носило нелегкий характер. Так, например, по имеющимся сведениям в Гандхаре Кир потерял значительную часть своего войска. Таким образом, персидское господство на востоке достигло северо-западных границ Индии, южных отрогов Гиндукуша и бассейна реки Сырдарьи.

Оставался только один соперник - Вавилония, великая держава, поделившая с мидянами Ближний Восток и все еще контролировавшая долины Тигра и Евфрата, Сирию, Палестину и Аравию, а также торговые пути в Египет и на Запад. Набонид, царь Вавилонии, не пользовался любовью своих подданных, поэтому в 539 до н.э. жители столицы открыли ворота и приветствовали вступившего в город Кира. Кир продемонстрировал мудрость и великодушие. Жителям вавилонских городов были обещаны мир и неприкосновенность. Он признал Мардука (вавилонского бога) и был коронован царем Вавилонии. Кир формально сохранил Вавилонское царство и ничего не изменил в социальной структуре страны. Вавилон стал одной из царских резиденций, вавилоняне продолжали занимать преобладающее положение в государственном аппарате, а жречество получило возможность возродить древние культы, которым Кир всячески покровительствовал. Кир восстанавливал храмы и выступал в роли защитника прав народа. Евреям, которых некогда увел в плен вавилонский царь Навуходоносор, было дозволено вернуться из ссылки в Иерусалим, а обнародованный в 538 до н.э. указ разрешал им заново отстроить Иерусалимский храм. После захвата Вавилонии все западные страны до границ Египта-(Сирия, Палестина и Финикия)- подчинились персам добровольно.

Свой последний поход Кир Великий предпринял против массагетов - кочевников, обитавших в степях между Каспийским и Аральским морями, на северо-восточных границах его державы. Здесь удача, так долго сопутствовавшая персидскому царю, ему изменила: во время битвы на восточном берегу Амударьи Кир потерпел полное поражение и погиб сам. По свидетельству Геродота, торжествующие враги отрубили ему голову и бросили ее в мешок с кровью. Однако, поскольку доподлинно известно, что Кир был погребен в Пасаргадах, этот эпизод считают недостоверным. Образ Кира оставил глубокий след в древневосточной и античной литературе. Кир считался идеальным правителем не только персами, но и греками. Геродот (известен как автор первого исторического трактата западной цивилизации— «Истории» Геродота,— описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных народов) указывает, что персы называли Кира «отцом». Популярность личности Кира в древности была столь велика, что ему приписывались феноменальные способности (например, что он поименно знал своих солдат). Царствовал Кир 28 лет и погиб в возрасте 70-ти лет.

У Мургаба (близ древней столицы Кира Пасаргад до сих пор сохранилась каменная гробница Кира в форме дома, с изображающим царя рельефом и надписью: «Я, царь Кир, Ахеменид». По крайней мере, до времен Александра Македонского в ней сохранялось тело царя и горел вечный огонь. Во времена анархии, наступившей во время похода Александра в Индию, гробница была разграблена, но македонский завоеватель, вернувшись, казнил грабителей. Впрочем, они не нашли в ней почти никаких ценностей, и Александр удивлялся скромности, с которой был похоронен столь великий завоеватель. Когда местность заняли арабы, среди них распространилось поверье, что гробница принадлежит матери пророка Сулеймана (царя Соломона). С именем Соломона легенда связала и другие сооружения Пасаргад, что, возможно, сберегло их от разрушения, постигшего другие ахеменидские древности.

Кир не назвал своего приемника, и после его смерти разразилась борьба за трон, на котором непродолжительное время находился сначала сын Кира Камбис II, затем маг Гуамата, который совершил государственный переворот против Камбиса. Но победителем стал Дарий I (550-486 гг. до н.э.), представитель младшей линии Ахеменидов, который был провозглашен царём после убийства Гуаматы (522 г. до н.э.). По вступлении на престол ему исполнилось 28 лет. Для окончательного закрепления своих прав на царскую власть Дарий женился на дочери Кира II Атоссе.

Дарий стал достойным приемником Кира . Ему досталась мятежная Персия, которую он смог подчинить себе. В ходе 20 битв, в которых погибло около 150 тысяч восставших, власть персидского царя была восстановлена на всей территории державы. Победы Дария над восставшими объясняются не только его даром полководца, но, в значительной степени, отсутствием единства между народами. Дария поддерживали полки царской гвардии, армия оставшихся верными ему сатрапов и гарнизонные войска, которые, как правило, в каждой области состояли из чужеземцев. Этими войсками Дарий пользовался очень умело, безошибочно определяя, какой мятеж в данный момент наиболее опасен. Не будучи в состоянии вести карательные операции одновременно во всех направлениях, Дарий подавлял одно восстание, а затем ту же армию при помощи, которой подавил первое восстание, бросал против других мятежников.

При Дарии Персидская империя еще больше раздвинула свои границы и достигла наивысшего могущества. Между 519 и 512 до н. э. —захвачены острова Эгейского моря, Фракия, Македония и северо-западная часть Индии. Хотя Дарий усилил и расширил завоевания своих предков, но оставил след в персидской истории именно как администратор.

Дарий провёл ряд реформ . Он разделил государство на 20 административно-податных округов, которые назывались сатрапиями. В основном границы сатрапий совпадали со старыми государственными и этнографическими границами стран, входивших в состав империи. Во главе округов стояли также как и раньше сатрапы, только теперь они назначались не из местных чиновников, а из среды персов, в руках которых были сосредоточены все руководящие позиции страны. При Кире II (Великом) и Камбисе II в руках сатрапов были объединены гражданские и военные функции. Теперь сатрапы превратились исключительно в гражданских наместников.

Дарий установил новую общегосударственную налоговую систему . Все сатрапии обязаны были платить строго зафиксированные для каждой области денежные налоги, устанавливаемые с учётом количества обрабатываемой земли и степени её плодородности. Налогами были впервые обложены также и храмы в покоренных областях.

В стране был введен государственный язык , которым стал арамейский, что облегчало связи между многонациональным населением страны.

Дарий ввёл в Ахеменидской державе монетную единицу , составляющую основу единой для всей империи денежной системы, а именно золотой дарик весом 8,4 г. Чеканка золотой монеты была прерогативой только персидского царя. Благодаря тому, что дарик содержал всего 3% примеси, он в течение нескольких веков занимал положение основной золотой монеты в торговом мире.

Для того, чтобы приказы царя быстрее и надежнее доходили до провинции, Дарий учредил государственную почту .

Надо было решать также вопрос сообщения между частями огромной империи: были проложены широкие, мощенные камнем дороги . Главная из них вела из Суз к Эфесу. Дорогу шириной 6 м и протяженностью 2500 км. назвали «царским путем». Это выдающееся инженерное сооружение строилось на века. Чтобы грунтовые воды не размывали дорогу, ее прокладывали по насыпи, которая либо впитывала, либо отводила воду. На всем пути было 111 застав через каждые 30 км. В них можно было отдохнуть и сменить лошадей. Дорога охранялась. Она способствовала, прежде всего, развитию международной торговли, которая достигла невиданных до того времени масштабов. У римских дорог не было дренажа, а эта дорога лежит на подушке из щебня и идеальна для езды верхом и гужевого транспорта.

Дарий I построил новую столицу Парсу, известную грекам как Персеполь («Город Персов») , ставшую четвертой резиденцией наряду с Пасаргадами, Эктбатанами и Сузами.

Персеполь был построен на искусственной платформе, которая была сооружена Дарием Великим между 520 и 515 до н.э.. Здания, развалины которых сохранились до наших дней, возведены Дарием и его преемниками: Ксерксом (правившим в 486-465 до н.э.) и Артаксерксом I (правившим в 465-424 до н.э.).

В царском дворце находился огромный тронный зал, где царь принимал послов. На стенах, возвышающихся вдоль широких лестниц, изображена гвардия "бессмертных". Так называлось отборное царское войско, насчитывающее 10 тысяч воинов. Когда один из них погибал, на его место немедленно заступал другой. "Бессмертные" вооружены длинными копьями, массивными луками, тяжелыми щитами. Они служили "вечной" охраной царя. Персеполь строила вся Азия. Об этом свидетельствует древняя надпись.

На стенах Персеполя увековечено "шествие народов", входивших в состав Персидской державы. Представители каждого из них несут богатые подарки - золото, драгоценные изделия, ведут коней, верблюдов, скот. Прежде, чем возводить город была разработана система водоснабжения и канализации - первая в древнем мире. На строительстве работали, прежде всего, рабы. Но Дарий, как и Кир, оплачивал их труд. Город был защищен тройной системой укреплений, в том числе линией стен и башен, проходивших по гребню горы.

Дарию требовалось держать под контролем отдаленную территорию - северную Африку, он решает проложить путь и туда. Инженерами был разработан проект канала, соединяющего Красное и Средиземное моря протяженностью 200км. Прорытый канал был вычищен от песка и обложен камнем. Путь судам был открыт. Строительство продолжалось 7 лет в основном египетскими землекопами и каменщиками. Часть канала была сухопутной. Через возвышенности корабли перетаскивали волоком. Когда рельеф понижался, их опять спускали на воду. К нач. V в. до н.э. Персия стала величайшей империей в истории. Она превосходила римскую в период ее рассвета.

В 494 г. до н.э. на турецком берегу вспыхнуло восстание, которое поддержали Афины. И Дарий решил преподать им урок - пойти на них войной. Но Афины за морем. И он сооружает понтонный мост через Босфор на основе множества лодок, которые удерживались якорями определенного веса. По ним уже сделали сплошной настил. По этому мосту в Грецию вошли 70 000 воинов. Дарий захватил Македонию и подошел к Марафону. Греческое войско было в 10 раз меньше персидского, ему требовалось подкрепление. Легендарный гонец пробежал расстояние от марафона до Спарты за два дня (отсюда происхождение фразы марафонский бег). Два войска стояли друг против друга. В открытой схватке персы просто бы смяли греков. Но греки разделились: часть войска пошла на персов, а основное войско, поделившись на два отряда, напало с флангов. Понеся тяжелые потери, персы отступили. Для греков это была великая победа, для персов - досадное недоразумение. Дарий решил вернуться в свою столицу, но так туда и не дошел. В 486г. до н.э. в походе на Египет Дарий умирает в возрасте 64 лет. Украшенная многочисленными произведениями скульптуры гробница Дария находится в скалах Накше-Рустам близ Персеполя. Он предотвратил хаос, заблаговременно назвав приемника - своего сына Ксеркса, последнего великого монарха из династии Ахеминидов.

Встать вровень с Киром и Дарием было непросто. Но Ксеркс обладал замечательным качеством: он умел выжидать. Сначала он подавил восстание в Вавилоне, потом в Египте и лишь потом пошел на Грецию. Говорят, он хотел завершить дело, начатое отцом. Но греки уже не испытывали страха перед персами после марафонской битвы. Ксерокс заручился поддержкой Карфагена и решил атаковать греков с моря. Мир был на пороге второй персидской войны, исход которой заложит основу современного мира.

Ксеркс энергично готовиться к новому походу против Греции. Он использовал весь накопленный до этого инженерный опыт. В течении нескольких лет велись работы по сооружению канала через перешеек на Халкидике. На строительство согнали многочисленных работников из Азии и прилегающего побережья. Вдоль берегов Фракии были созданы продовольственные склады, через Геллеспонт переброшены два понтонных моста длиной по 7 стадий (около 1360 м) каждый. Надежность моста позволяла Ксерксу перебрасывать войска туда и обратно по мере необходимости. На некоторое время Европа соединилась с Азией. Летом 480 персидская армия, насчитывающая согласно исследованиям современных историков около 75 тыс. человек начала переправляться через Геллеспонт. Замысел был прост: использовать численное преимущество на суше и на море. Греки знали, что на суши им не одолеть персов и решили заманить их в ловушку. Они отвели основные силы, оставив встречать персов только 6 000 спартанцев. В августе 480 персы подошли к Фермопильскому ущелью. Армия персов застряла в ущелье на несколько дней. Ценой огромных потерь персы прорвались через ущелье и пошли на Афины. Но когда Ксеркс вошел в Афины город был пуст. Он понял, что его провели. Веками милость к побежденным была отличительной чертой персидский царей, но не на этот раз. Он сжег Афины дотла. На следующий день Ксеркс пожалел об этом, но было уже поздно. Что сделано, то сделано. Через 2 столетия его гнев принес беду самой Персии. Но на этом война не была окончена. Греки готовили новую ловушку: они заманили флот персов в узкий залив у Саламин. Многочисленные корабли персов мешали друг другу и не могли маневрировать. Тяжелые греческие триеры таранили легкие галеры персов одну за другой. Это сражение решило исход войны. Разгромленный Ксерокс отступил. Отныне персидская империя уже не была непобедимой. В бою у Саламин принимала участие единственная женщина - Артемизия - единственная женщина капитан персидского флота (карийская царица). Она протаранила один из своих кораблей, обреченный на гибель и в суматохе успела уйти. Афины вступают в свой золотой век, а персидская империя становится уязвимой. Последний сокрушительный удар ей нанесет царь, который восхищался царями Персии с детства.

Персия лишилась ореола непобедимости в битве у Саламин , но впереди у нее еще были дни величия и славы. Через 15 лет Ксеркс умирает, трон наследует его сын Артаксеркс. Он решил возродить золотые дни Персии. Он вернулся к проекту его деда Дария, спустя 4 десятилетия с момента основания Персеполь еще не был достроен. Он лично руководил строительством последнего выдающегося инженерного проекта персидской империи - сегодня это называется залом ста колонн. Зал 60х60 метров представлял в плане почти идеальный квадрат. Колонны не имеют ни малейшего отклонения от вертикали. А ведь в распоряжении строителей были примитивные инструменты каменные молотки и бронзовые зубила. Каждая колонна состоит из 7-8 барабанов, поставленных один на другой. У колонн возводили леса, а барабаны поднимали с помощью деревянного крана, подобие колодезного журавля. Все приходили в восхищение от леса колонн, уходящих в даль на сколько доступно зрению. По всей империи строили невиданные доселе инженерные сооружения. В 353 г. до н.э. жена одного из правителей провинции Карии стала строить гробницу умирающему мужу в ее столице Галикарнасе (Бодрум, Турция). Ее творение стало не только чудом современного инженерного искусства, но и одним из семи чудес света древнего мира: усыпальница царя Мавсола (мавзолей) . Эту монументальную 24-ступенчатая каменную пирамиду высотой 49 метров воздвиг талантливейший зодчий и теоретик архитектуры Пифей. Мавзолей состоял из двух ярусов. В первом помещалась заупокойная камера, во втором - заупокойный храм. Между его тридцатью шестью колоннами находились скульптуры, а над всем возвышалась пирамида с квадригой - скульптурой, изображающей группу коней, запряженных в колесницу, которой управлял царь Мавсол. Спустя восемнадцать столетий землетрясение разрушило Мавзолей до основания. В 1489 г. христианские рыцари - иоанниты стали использовать его обломки для замка, который они возводили неподалёку. Через несколько лет рыцари обнаружили усыпальницу Мавсола и Артемизии. Но они оставили погребение на ночь без охраны, и оно было разграблено мародёрами, которых привлекли золото и драгоценности.

Ещё 300 лет прошло, прежде чем археологи приступили здесь к раскопкам. Они открыли части основания Мавзолея, а также статуи и рельефы, которые не были разбиты или украдены. Среди них оказались огромные статуи, изображавшие, как полагают археологи, царя и царицу. В 1857 г. эти находки были перевезены в Британский музей в Лондоне. В последние годы провели новые раскопки, и теперь на этом месте в Бодруме осталась лишь горстка камней. Через 2500 лет по ее образцу построили в США (Нью-Йорке) мемориал президента Улисса Гранта. К 4 веку до н.э. лучшими инженерами в мире оставались персы. Но фундамент под идеальными колоннами и дворцами зашатался. Враги империи были у порога.

Афины поддерживают восстание в Египте. Греки входят в Мемфис, Артаксеркс начинает войну и выбрасывает греков из Мемфиса и восстанавливает власть персов в Египте. Это была последняя крупная победа персидской империи. В мае 424, после почти 41 года правления Артаксеркс умер. Безвластие в стране продолжается 8 десятков лет. Персию раздирают междоусобицы. А в это время юный царь Македонии изучает Геродота и хроники правления героя Персии Кира Великого. Уже тогда у него зарождается мечта покорить весь мир.

В 336 г. к власти приходит дальний родственник Артаксеркса и принимает царственное имя Дарий III. Его назовут царем, потерявшим империю. В последующие четыре года Александр Македонский и Дарий III не раз встречались в жестоких битвах. Войска Дария шаг за шагом отступали. В 330 году Александр подошел к Персеполю. Александр воспринял от персов политику милости к побежденным. Он запрещал воинам грабить завоеванные страны. Но как удержать их после победы над самой великой империей, может они помнили о сожженных Афинах? Они повели себя на этот раз по-другому: праздновать победу начали грабежом, а закончили поджогом. Персеполь был сожжен. Дарий III бежал, но вскоре был убит одним из союзников. Александр устроил ему пышные похороны и взял в жены его дочь, и провозгласил себя Ахеменидом - царем Персии, и вписал последнюю главу в историю гигантской империи. Александр разыскал убийц Дария и собственноручно предал их смерти. Он считал, что убивать царя имеет право только царь. Александр не создал империю, а захватил ту, которая уже была за долго до его рождения, а создал ее Кир великий.