Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Духовная культура китая титаренко. Духовная культура китая. Поздняя народная мифология

Духовная культура китая титаренко. Духовная культура китая. Поздняя народная мифология

В Китае традиционно почитали героев и мудрецов, главными достоинствами которых были служение власти и следование законам Неба, предписывающим умеренность, почтительность, верность и справедливость. Их воспевали древнейшие книги Китая: "Шуцзин" - книга Истории, "Шицзин" - книга народных песен и священных гимнов, "Ицзин" - книга Перемен, "Лицзин" - книга о правилах поведения и обычаях и "Юэцзин" - книга о музыке. Знание этих книг было обязательным для любого грамотного человека, и впоследствии они стали главными и в частной, и в государственной системе обучения, а затем - целью и средством экзаменационного отбора чиновников на государственные должности.

Среди великих мудрецов Китая особое место занимают философы, выразившие суть менталитета древнего китайского общества и оказавшие сильнейшее влияние на его развитие в последующие времена. Это основатели даосизма и конфуцианства - Лао-цзы и Конфуций.

Мудрец Лао-цзы жил в конце VII - начале VI века до н. э. Любопытно, что при всем изобилии письменных источников о различных личностях в китайской истории, о Лао-цзы сохранились только смутные легенды, которые гласят, что он родился в 604 году до н. э., прожил 160 или 200 лет, в старости встретился с Конфуцием, написал книгу "Даодэцзин" ("Книга о дао и дэ" или "Книга о Пути и Добродетели"). До сих пор историки не уверены, что такой человек существовал реально: это может быть яркая идея древнего мудреца, спокойного, знающего все тайны существования мира и человека в нем. В 1973 году в городе Мавандуй была вскрыта одна из могил периода династии Хань, "в которой обнаружили два экземпляра сочинений Лао-цзы, написанные на ткани".

Основное понятие даосизма - дао. Прямое значение иероглифа "дао" (состоящего из двух частей: шоу - голова и цзоу - идти) - "дорога, по которой ходят люди", "но в дальнейшем этот иероглиф приобрел переносный смысл и стал обозначать закономерность, закон" [там же, с. 48]. В словарях "дао" переводят как: "путь, дорога, средство, способ, говорить, вести за собой". Мудрецы и философы трактовали дао как закон природы, присущий ей изначально, как источник жизни, как "мать всех вещей", "путь природы". Он невидим и вездесущ, он не отделим от мира - в нем рождается и им управляет. Дао порождает все вещи в мире, но делает это бездействуя. Дао соединяет в себе все возможные противоположности мира.

Для того, чтобы постичь дао, нужно бесконечно изучать его. Следуя дао, нужно быть последовательным и точным, стараться в своем личном пути (дао) ничего не изменять вокруг себя, углубляя только дао Вселенной. Лучший способ познания жизни - бездействие, недеяние - у-вэй, которое ведет к свободе, счастью, процветанию.

Если не вмешиваться в дао Вселенной, не применять к ней искусственных, не свойственных ей самой мер, она сама придет к порядку. И мудрый, следующий дао Вселенной правитель не вносит никаких новшеств и реформ в управление страной. Тогда, развиваясь свободно, согласно с дао Вселенной, страна спокойна, гармонична и процветает. Если усилия противоречат закону мира, то они представляют собою пустую трату сил и ведут к гибели. Целью человека и правителя должна быть "гармония мира" - слияние человека с природой. Поэтому все искусственное, связанное с суетой и повседневностью, считается лишним, мешающим осуществлению дао. Лао-цзы полагал, что ничего не нужно менять в естественном течении жизни, даже при воспитании и обучении. "Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление страной при помощи знаний - враг страны, а без их применения - счастье страны".

Любая книга, написанная на Востоке, учение или религия непременно касаются нравственности. Этой постоянно соблюдаемой традиции следует и "Даодэцзин". Этика Лао-цзы - это этика мудреца, не обладающего тщеславием. Он не гонится за богатством, ценит более всего жизнь, природу и свое предназначенье, которое он должен познать в этом мире.

Лао-цзы утверждает равенство всех вещей в мире, так же, как и равенство всех людей. Мудрый в его книге одинаково относится и к знатному, и к рабу, он свободен не только от всяческих предрассудков и пристрастий, но и не печалится о жизни и смерти. Мудрец понимает, что и жизнь, и смерть, и Вселенная естественны и неизбежны, и это позволяет ему соединиться с вечностью. Здесь мы встречаемся с одной из древних утопий (сколько их еще будет в истории человечества!), в которой воплощена мечта о "золотом веке" всеобщего равенства, "естественного" состояния, умиротворения и общественного покоя.

Таким образом, учение Лао-цзы проповедует совершенно пассивный образ жизни, следование естественному состоянию, "недеяние" (у-вэй), которое вовсе не является синонимом безделья или лени,- это особая форма деятельного познания, предполагающая только одно: невмешательство в дао Вселенной, чему должны следовать правители и все подданные. Умиротворение, за которым проглядывают аскетизм, отшельничество, поиск мира в себе и себя в мире, - вот центральное звено даосизма, оставившего значительный след в культуре Китая.

Совершенно иным было учение Кун-цзы (латинизиров. имя - Конфуций), ставшее основой менталитета всех последующих поколений Китая и так глубоко проникшее в их традиции, обычаи и образ жизни, что до сих пор невозможно отделить многие конфуцианские принципы от более поздних наслоений в культуре.

Конфуцианство как учение обозначалось иероглифами "жу цзя" - "школа ученых книжников". Такими книжниками часто были люди из обедневших чиновничьих семей. Они делались бродячими учителями, зарабатывавшими себе на хлеб тем, что помогали изучать древние книги.

Конфуций (ок. 551-479 до н.э.) - выходец из обедневшей аристократической семьи чиновников и военных. Китайский историк Сыма Цянь (145 или 135 - ок. 86 до н. э.) говорит о нем: "Конфуций был незнатен, беден". Но бедность не помешала, может быть, даже способствовала тому, что Конфуций решил проявить себя на государственном поприще. Он считал, что в то смутное время, в которое он живет, лишь честная служба и высокая нравственность общества может стать основой порядка и спокойствия в стране.

Древние китайские книги говорят о том, что Конфуций был мягок и энергичен, внимателен к людям, исполняя свои чиновничьи обязанности. Но правящая элита не желала его продвижения, не принимала его советов, ему приходилось жить в атмосфере бесконечных интриг, поэтому он оставил карьеру чиновника и занялся преподаванием.

Конфуций умер в возрасте 73 лет, оставив после себя множество учеников разного возраста и положения. В школе Конфуция изучали мораль, политику, литературу, язык. Обучение проходило в форме бесед, в которых он излагал сущность своего учения. Беседы составили книгу "Луньюй" ("Рассуждения и беседы"), написанную учениками и последователями Конфуция.

Конфуций не рассматривал тайны бытия, вопросы познания мира, его интересовал человек в мире людей. Но и он отдает дань традициям, называя началом начал Небо, в котором он видит часть природы, доступную для наблюдений, а также высшую духовную силу, образующую и направляющую природу и человека. Согласно Конфуцию, жизнь и смерть определяются судьбой, богатство и знатность зависят от Неба.

Кроме Неба, в конфуцианстве присутствует и категория дао. Но дао Конфуция - моральная величина, моральный закон, путь поведения, долга, которому человек должен следовать в своих поступках

Познание можно развивать и совершенствовать, изучая традиции древности, постигая нравственные нормы, давая им толкование и опираясь на человеколюбие, на "человеческое начало" в человеке. По словам Вольтера, Конфуций предлагал "непрестанно следить за самим собой и исправлять сегодня ошибки, допущенные вчера". Для Конфуция познание самого себя- это самосовершенствование, целью которого становится достижение статуса "благородного мужа" - цзюньцзы.

Цзюньцзы ("благородный муж" Конфуция) - это идеальный образ человека, обладающего совершенством поведения, честного, бескорыстного, мудрого, справедливого. Вся его жизнь - служение людям ради утверждения истины.

Основой, на которой все эти добродетели существуют, является главное понятие конфуцианства - жэнь (гуманность, человеколюбие). Проявления жэнь - справедливость, искренность, милосердие, доброта, сдержанность. Это понятие многозначно, в него входят: общая культура человека, идеальные отношения в семье, обществе и государстве. Иероглиф, обозначающий жэнь, состоит из двух знаков - "человек" и "два". Поэтому Конфуций, говоря о жэнь, всегда связывает это понятие с отношениями между людьми и отношением правителя к людям: "Кто человечен, тот дает другим опору, желая сам ее иметь, и помогает им достичь успеха, желая сам его достигнуть.

Так утверждается разделение обязанностей в обществе и, как результат, строгая иерархия. Однако и правитель непременно должен был обладать человеколюбием, добродетелью.

Сыновняя почтительность - уважение к родителям и старшим по возрасту и должности - становится основой жэнь, а в сочетании с ним особенно эффективна как принцип управления страной, которую Конфуций представляет как большую семью. В семье человек должен получить основы воспитания, согласно им дети должны быть не только покорны воле родителей, но и обязаны искренне любить их.

Для Конфуция человек - центральное звено всего его учения, поэтому большое внимание он уделяет вопросам самовоспитания и самосовершенствования, основанным на знаниях, разумном следовании предписаниям, обычаям, этикету. Путь к совершенству имеет три ступени: поэзию, ли-этикет и музыку. Поэзия развивает мышление, фантазию, умение понимать других людей. Музыка - средство изменения плохих обычаев, потому что она учит человека тончайшим оттенкам чувств. Ли-этикет стоит в центре всего стремления "благородного мужа" к совершенству. (Перевод понятия "ли" многозначен: приличие, церемония, обряд, ритуал, благопристойность; первоначально так называли специальную обувь для совершения религиозного обряда).

Учение Конфуция не сразу входит в жизненную практику Китая: уж слишком высок был предложенный уровень отношений, но его ученики и последователи на протяжении более столетия утверждали основы конфуцианства в проповедях, просветительской и воспитательной деятельности. Это создало в традиции китайцев целый слой культуры, где центральным звеном становится этика, строгое соблюдение норм почитания старших в семье и обществе, верность идеалам, излагаемым учителем в своей школе, где он готовил будущих чиновников, которые должны были стать справедливыми помощниками правителям, способными добиться добродетели и гармонии в государстве. Усвоение конфуцианских канонизированных книг легло в основу китайского образования и стало непременным условием получения ответственных постов на государственной службе. культура китай даосизм традиция

Как видим, мысль мудрецов Китая клонилась к вопросам организации государства. Государство было той основой, которая цементировала все стороны культуры: технику, искусство, религию, отношения между людьми, традиции и обычаи. Особенностью всей китайской культуры можно считать то, что она стремилась сохранить свое прошлое, утвердить его как настоящее. Любое новшество не могло быть воспринятым, если в нем не было связи с хорошо известным. Конфуций говорил: "Я толкую, но не создаю". Он считал себя учеником древних, к словам которых он ничего не прибавил, а передавал их в первоначальной и первозданной неизменности. Все новое принималось в Китае только как хорошо забытое старое, и потому всем последующим наслоениям культуры в искусстве, религии, политике свойственна статичная традиционность.

Более поздняя философская теория - фацзя, или легизм, касалась преимущественно политической сферы и искала путей укрепления власти, обретения стабильности в обществе. Ее создатель Шан Ян (390-338) - главный министр Циньского царства, узаконивший право частной собственности и лишивший аристократию права наследования государственных постов (за что по ее настоянию был казнен). Свои основные взгляды он изложил в труде "Книга правителя области Шан". Шан Ян полагал, что государству необходимы строгие законы, которые охраняли бы единоличную власть правителя, наказывали за малейшее нарушение.

На этом выросла вся последующая китайская государственность, превратившая Китай в империю Цинь, во время которой были заложены основы всей культурной будущности Китая, мало изменившейся до наших дней. После смерти "Первого императора" Цинь Ши-хуанди (259-210 до н.э.) сразу же началась война не только с домом Цинь, сколько между претендентами на императорскую власть. В 202 году до н. э. Лю Бон, один из руководителей народного восстания, разбил войска одного из претендентов и положил начало новой - Ханьской династии. Именно при ней и сложилась та знаменитая этническая общность, которую отметил Андерсен в своей сказке. До сих пор китайцы называют себя ханьцами.

С периода Хань монолит китайской культуры состоит не из различных элементов, а влит в созданную ею систему государственности, которая постоянно воспроизводит себя как целостность в единстве всех своих отношений. Сохранились все представления о Вселенной, о месте правителя и подданного, отношения с природой, верования и учения - все это не отделялось от системы государственного устройства.

В основании китайской духовной культуры лежит и буддизм, пришедший в Китай из Индии. Соединение буддийских представлений о человеке с китайскими традициями прошло безболезненно, поскольку идея поиска пути самосовершенствования, поиска мудрости была свойственна и собственным сферам китайской культуры.

Духовная культура Китая - самое подробное из существующих на русском языке энциклопедических изданий, посвященных китайской цивилизации (общий объём 490 учётно-издательских листов). Подготовлено коллективом авторов из всех основных востоковедных центров России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Улан-Удэ, Владивосток) под эгидой Института Дальнего Востока РАН и опубликована издательством «Восточная литература» в пяти томах в 2006-2009 годах.
Том 1: Философия.
Том 2: Мифология. Религия.
Том 3: Литература. Язык и письменность.
Том 4: Историческая мысль. Политическая и правовая культура.
Том 5: Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование.
Том 6: Исскуство.

Описание томов:

Том 1: Философия
Первый том энциклопедического издания «Духовная культура Китая» посвящен истории китайской философии с древнейших времен до наших дней. Он состоит из трех разделов. Общий раздел содержит статьи и очерки, которые отражают главные темы и проблемы китайской философии. В Словарном разделе представлены термины китайской философии, памятники философской мысли, философские школы и направления, доктрины, идеологические течения, движения, общества, персоналии китайских философов. Справочный раздел включает указатели, тематическую библиографию, карты Китая разных эпох, хронологическую таблицу, а также список авторов тома с перечислением написанных ими статей и список основных источников иллюстраций.
Том 2: Мифология. Религия.
Том «Мифология. Религия» энциклопедии «Духовная культура Китая» тесно связан с томом «Философия» (вышел в 2006 г.). Оба тома посвящены единому духовному комплексу философско-теологической мысли и религиозно-мифологического сознания, основанному на общей терминологической, текстологической и ритуально-литургической базе. Каждый том состоит из Общего, Словарного и Справочного разделов. Общий раздел содержит развернутые теоретические статьи и исторические очерки, отражающие магистральные темы затрагиваемой области. В Словарном разделе представлены основные понятия, категории, мифологемы, культы, ритуалы, духи, божества, школы, течения, канонические произведения, персоналии. Справочный раздел включает избранную библиографию, хронологическую таблицу, указатели.
Том 3: Литература. Язык и письменность.
Третий том «Литература. Язык и письменность» энциклопедии «Духовная культура Китая» тесно связан с двумя предыдущими томами: «Философия» (вышел в 2006 г.), «Мифология. Религия» (вышел в 2007 г.). Все они посвящены единому духовному комплексу китайской культуры и имеют общую терминологическую и текстологическую базу. В настоящем томе два тематических блока – «Литература» и «Язык и письменность», каждый из которых делится на Общий и Словарный разделы. Общий раздел содержит развернутые теоретические статьи и очерки, отражающие основные темы и проблемы затрагиваемой области. В Словарном разделе представлены основные понятия, категории, литературные течения и направления, канонические и художественные произведения, персоналии. Справочный раздел включает избранную библиографию, хронологическую таблицу, карты, лингвистические таблицы и указатели.
Том 4: Историческая мысль. Политическая и правовая культура.
Четвертый том «Историческая мысль. Политическая и правовая культура» энциклопедии «Духовная культура Китая» тесно связан с тремя предыдущими томами: «Философия» (2006 г.), «Мифология. Религия» (2007 г.), «Литература. Язык и письменность» (2008 г.). Все они посвящены единому духовному комплексу китайской культуры и имеют общую терминологическую и текстологическую базу. Общий раздел настоящего тома содержит статьи, отражающие вынесенные в заглавие темы и проблемы затрагиваемой области в традиционном и современном Китае. В Словарном разделе представлены основные понятия, течения, школы историко-политической мысли, произведения, в том числе династийные истории и кодексы, персоналии. Значительное число статей посвящено творчеству китайских историков, биографиям императоров, известных исторических личностей, партийных и государственных деятелей. Справочный раздел включает избранную библиографию, хронологические таблицы, карты и указатели.
Том 5: Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование.
Пятый том «Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование» энциклопедии «Духовная культура Китая» отличается наибольшей новизной, так как в России до сих пор отсутствовало описание китайской науки в целом и большинства ее отраслей. Он отвечает широте традиционного понимания науки как охватывающей гуманитарные и естественные сферы, практические и псевдонаучные с современной точки зрения дисциплины (например, астрологию, алхимию, геомантию). Подобное понимание науки объединяет ее с философией и религией в синкретическое «учение», что неразрывно связывает данный том с предыдущими. Его архитектоника построена на оригинальном сочетании китайской и западной науковедческих моделей. Общий раздел содержит развернутые теоретические статьи и исторические очерки. В Словарном разделе представлены основные понятия и категории, школы и направления, произведения и персоналии. Справочный раздел включает подробные указатели с иероглификой.
Том 6: Исскуство.
Шестой (дополнительный) том энциклопедии «Духовная культура Китая» посвящен искусству, которое пронизывает китайскую культуру от высших теоретических сфер до повседневных явлений. Общий раздел тома содержит очерки, сгруппированные по видам и жанрам искусства (архитектура, живопись, каллиграфия, декоративно-прикладное искусство, кино, театр, музыка, боевые искусства и т.д.), а также историко-библиографические подразделы о культурно-исторической специфике китайского искусства и его изучении в России. В Словарном разделе представлены понятия и категории традиционного и современного китайского искусства, художественные направления, памятники архитектуры, персоналии и произведения. Справочный раздел включает указатели и другие справочные материалы. Том является своеобразным итогом уникального научно-издательского проекта и неразрывно связан с уже вышедшими томами: 1. «Философия» (2006), 2. «Мифология. Религия» (2007), 3. «Литература. Язык и письменность» (2008), 4. «Историческая мысль. Политическая и правовая культура» (2009), 5. «Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование» (2009). В соответствии со своей спецификой том «Искусство» выделяется среди остальных большим объемом и количеством иллюстраций, особенно цветных.

рецензия на издание:

Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко. Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит-ра, 2006. Т. 1. Философия / ред. М. Л. Тита-ренко, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов. - 2006. - 727 с.

Истории китайской философии с древнейших времен до наших дней посвящен первый том Энциклопедии духовной культуры Ки-тая (ЭДКК). ЭДКК - беспрецедентное явление не только в россий-ской, но и во всей мировой синологии. Ни на Западе, ни в самом Китае до сих пор ничего подобного не было. Эпохальный труд соз-дан коллективом, но в нем, что характерно для немногих трудов такого рода, редакторы выступили не только и не столько как ру-ководители-организаторы, но и как главные исполнители. (Особен-но это относится к А. И. Кобзеву.)

Издание уникальным образом сочетает в себе высшие теорети-ческие достижения современной науки и огромный массив кон-кретной фактической информации на фоне информационно бога-тейшего иллюстративного материала. Можно сказать, что данное издание является выдающимся достижением российской науки, поскольку сложность задачи до сих пор не позволила международ-ному научному сообществу создать нечто подобное, хотя попытки предпринимались, и с возможностями (финансовыми и организа-ционными), несравнимыми с российскими. В частности, не был реализован в конце 80-х гг. прошлого века аналогичный проект, во главе которого стояли такие знаменитые синологи, как Л. Ланчиотти, Г. Франке, Б. Хук, М. Лёве, К. Гавликовский и Шэн Ши-юнь.

Глубоко продуманная архитектоника работы, состоящей из трех разделов: общего, словарного и справочного, - позволила ей стать не только наиболее содержательным описанием теоретиче-ских и исторических особенностей китайской философии, но и подробнейшим справочником в этой области, охватывающим все основные словарные функции от именного и предметного указате-ля до хронологии, картографии и подробнейшей библиографии на всех основных языках. Иными словами, книга сочетает в себе луч-шие качества теоретической монографии, учебника и словаря, и при этом является художественным изданием, насыщенным ориги-нальными дизайнерскими решениями с использованием обширного иероглифического, иконографического, портретного и другого столь необходимого для синологии изобразительного материала, почерп-нутого, в частности, из редких китайских изданий. Такое блестящее сочетание оказалось возможным, потому что работа была построе-на на трех китах: на научных разработках крупнейших российских синологов, аккумулированных ведущим российским центром даль-невосточных исследований - Институтом Дальнего Востока РАН, на библиотечных фондах крупнейшей в стране Российской госу-дарственной библиотеки и на богатейшей полувековой издатель-ской традиции лучшего в нашей стране востоковедного издатель-ства «Восточная литература» РАН.

Коллективный труд создавался почти полтора десятка лет. В нем приняли участие все ведущие отечественные специалисты в соавторстве с китайскими коллегами, что позволило самым деталь-ным образом представить не только предмет, но и - рефлективно -достижения одной из старейших и наиболее развитых в мире сино-логических школ - отечественного китаеведения. Настоящий труд во многом - итог. И первый том итога, с одной стороны, свиде-тельствует, что российская наука сохраняет и продолжает наращи-вать мощный духовный потенциал вопреки всем объективным трудностям, делающим это, казалось бы, невозможным. С другой стороны, задает высокую планку для последующих томов. По смыс-лу и духу издание обращено в будущее, ибо ему суждено стать од-ним из столпов синологического образования и просвещения в на-шей стране. Хотелось бы, чтобы издание сохранило уровень «зачи-на» и не затянулось бы на десятки лет.


Духовная культура Китая

Китайская мифология

Китайская мифология представляет собой совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской, буддийской и поздней народной мифологии. Одна из отличительных черт китайской мифологии историзация мифических персонажей, которые под влиянием рационалистического конфуцианского мировоззрения очень рано начали истолковываться как реальные деятели глубокой древности. Большую роль играли тотемистические представления. Так, иньцы, племена и считали своим тотемом ласточку, племена ся – змею.

Мифология даосизма.

На рубеже первых веков нашей эры происходит превращение философского даосизма в религию, впитавшую в себя элементы древних народных культов и верований. При этом даосы активно используют в своих целях и некоторые образы древнекитайской мифологии, в первую очередь Хуанди и Си Ванму. Хуанди теряет характер древнего культурного героя и становится первым бессмертным, родоначальником и покровителем даосизма как религиозной системы. Иначе произошло с образом Си Ванму. Согласно китайской традиции, Си-ван-му являлась повелительницей Запада, хранительницей источника и плодов бессмертия. В более древних мифах она выступает грозной владычицей Страны мёртвых, находившейся на западе, и хозяйкой небесных кар и болезней, в первую очередь чумы, а также стихийных бедствий, которые она насылает на людей. Изображалась богиня с длинными растрёпанными волосами, скреплёнными заколкой, телом и лицом человека, хвостом барса и когтями тигра, сидящей на треножнике в пещере. Пищу ей приносили трое синих (или зелёных) трёхногих священных птицы. В более поздней традиции Си-ван-му превращается в небесную красавицу, живущую на крайнем Западе, в горах Куньлунь, на вершине в нефритовом дворце, на берегу Яшмового озера, возле которого растёт персиковое дерево с плодами, дарующими бессмертие. Переориентация этих персонажей, их связь с идеей продления жизни и бессмертия объясняется тем, что эти проблемы стояли в центре средневекового даосизма, адепты которого занимались алхимией и поисками различных средств продления жизни. Неудивительно, что и героями даосских мифов были в основном бессмертные гении. В мифологии даосизма большую роль играли и предания о трёх мифических горах Пэнлай, Фанчжан и Инчжоу, плавающих в море, представление о которых было заимствовано из древнекитайской мифологии. Особую роль в даосской мифологии стали играть различные повелители духов и бесов (напр., Чжан Тяньши, Чжункуй, Цзянтайгун). Даосский пантеон насчитывает тысячи всевозможных бессмертных, святых, духов, бесов, героев местных культов, персонажей «низшей мифологии», а также более 30 тысяч духов человеческого тела и т. п. Весь этот необозримый пантеон возглавлялся первоначально тремя абстрактными мистическими символами Тянь И («небесное начало»), Ди И («земное начало»), Тай И («высшее единое»).

Хуан-ди

Мифология китайского буддизма.

В первых веках нашей эры в Китай из Индии через Среднюю и Центральную Азию начинает проникать буддизм со своей развитой мифологической системой. Приспосабливаясь к местным условиям, буддизм в Китае включил в свое учение некоторые кардинальные идеи традиционной китайской морально-этической доктрины. Со временем (8-9 века) буддисты стали использовать для своих проповедей и старинные китайские сюжеты, в том числе и восходящие к древней мифологии («Сказ бяньвэнь о почтительном сыне Шуне»). Постепенно происхождение тех или иных буддийских персонажей стало связываться с китайскими героями. Так, появляется предание о том, что бодхисатва Авалокитешвара (кит. Гуаньинь), известная в Китае (видимо, после 7 века) главным образом в женской ипостаси, есть перерождение принцессы Мяошань, дочери одного из китайских князей (12 столетие), которая отказалась выйти замуж и ушла в монастырь вопреки воле отца. Пройдя через многочисленные испытания, связанные с местью отца, и побывав даже в преисподней, Мяошань встретилась с Шакьямуни и была препровождена на гору Сяншань на острове Путо (существуют разные варианты этой легенды), где стала бодхисатвой Гуаньинь. Под непосредственным влиянием буддизма происходит и развитие мифологических представлений китайцев о потустороннем мире и преисподней. В древности взгляды эти были, видимо, весьма смутны. Считалось, что после смерти душа человека попадает к Хуанцюань («жёлтому источнику»), что царство мертвых располагалось где-то на западе или на северо-западе. В начале нашей эры царство мёртвых было локализовано в пределах горы Тайшань, повелитель которой ведал судьбами людей и умерших, а также в уезде Фэнсянь (провинция Сычуань), однако детально разработанные представления об аде (диюй) и многочисленных адских судилищах появились в Китае лишь под влиянием буддизма.

Гуаньинь

Поздняя народная мифология.

Наряду с даосской и буддийской мифологическими системами в Китае существовали и различные архаические и вновь возникающие местные народные культы, а также культы конфуцианских мудрецов и различных героев общегосударственного и местного значения. Если для древнекитайской культуры была чрезвычайно характерна историзация мифических героев - первопредков, то для средних веков более характерен обратный процесс - мифологизация реальных исторических деятелей, превращение их в богов - покровителей ремёсел, богов - покровителей городов, отдельных местностей и т. п.

Среди бесчисленного множества мифологических персонажей синкретического пантеона выделяется ряд устойчивых групп: небесные божества Юйди и его свита, божества природы и стихий (бог грома Лэйгун, богиня молнии Дяньму, божества ветра, вод, включая и драконов всех родов и рангов, например лунванов - царей драконов и большинство духов звёзд и т. п.), местности и городов (Туди, Чэнхуан и т. п.), дома и общественных зданий (боги дверей - мэньшэнь, очага - Цзаован, постели - Чуангун и Чуанму, отхожего места - Цзыгу, стражи храмов - целаньшэнь, покровители ремёсел, отдельных профессиональных групп, торговли, а также домашнего скота), медицины (часто объединяемые одним термином Яован, «царь лекарств», а также богини, защищающие от болезней, например оспы - Доушэнь, духи, спасающие от заразных болезней, - вэнь-шэнь и т. п.), боги-чадоподатели (Чжансянь, приносящий сыновей, целый сонм богинь-няннян, дарующих детей, к которым, в народном представлении, примыкает и бодхисатва Гуаньинь), боги счастья, долголетия, богатства, духи - служители преисподней, множество привидений, теней, бесов.

по воскресеньям в 17-00

Китайская цивилизация – одна из древнейших цивилизаций на земле. В процессе своего развития она прошла несколько этапов, от первобытного общества до Китая нашего времени, не перестающего удивлять весь мир своим неисчерпаемым духовным и экономическим потенциалом. Но китайская цивилизация интересна для нас еще и тем, что ей удавалось на протяжении всей своей истории, несмотря на многочисленные войны и смены династий, сохранять культурную преемственность. Данная лекция призвана познакомить слушателей с самым ранним этапом формирования религиозности в Древнем Китае и тем самым приоткрыть дверь к сокровищнице многовековой китайской духовности.

Конфуцию, известнейшему китайскому философу, довелось жить в нелегкое для Китая время междоусобных войн и экономической разрухи, когда старые этические и религиозные идеалы терпели полный крах. Это грозило неминуемой гибелью китайской цивилизации, однако Конфуцию и его ученикам удалось создать этико-религиозное учение, сплотившее все общество и ставшее основой построения великой древнекитайской империи. Конфуцианские идеалы до сих пор являются прочной основой повседневной жизни не только в Китае, но и во всем дальневосточном регионе. В данной лекции мы рассмотрим процесс трансформации ранних китайских верований, произошедший в конфуцианстве, а также познакомимся с основными конфуцианскими культами и обрядами.

Семья до сих пор остается важным элементом общественной жизни. Именно в семье происходит первая социализация человека. Неудивительно, что семье всегда, во всех обществах и во все времена уделялось немалое внимание. Данная лекция повествует о специфике семейных и брачных отношений в Древнем Китае.

Для философии Древнего Китая в целом был характерен материалистический взгляд на человека и природу. Только у даосов появляется идея бессмертия, однако и его не следует понимать в духе христианской вечной жизни человеческой души. Данная лекция расскажет о специфике понимания бессмертия в Древнем Китае, а так же о поиске средств по его достижению.

Даосизм в наше время – одна из трех основных религий в Китае. Немалым успехом даосские практики пользуются и за пределами Китая, а с середины XX века мы можем говорить о настоящем буме популярности даосизма в Западной Европе и Америке. В этой лекции будет рассказано о формировании и развитии собственно религиозных практик даосизма.

Преподаватель — Людмила Крыштоп — историк философии, преподаватель.

Стоимость — 300р. за посещение лекции.