Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Дворцовая площадь стелла. Александрийская колонна. На Дворцовой площади и в русской истории. Работы по дополнению и реставрации

Дворцовая площадь стелла. Александрийская колонна. На Дворцовой площади и в русской истории. Работы по дополнению и реставрации

Александровская колонна (Александрийский столп)

Это не только всемирно известный символ Петербурга, но самая высокая в мире (её общая высота – 47,5 м) свободностоящая триумфальная колонна. То есть колонна, вырубленная из монолитного куска гранита, никак не закреплена, – она удерживается на постаменте исключительно под собственным весом, который свыше 600 т.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года.

Проектировал Александровскую колонну зодчий Анри Луи Огюст Рикар де Монферран, уроженец Франции, которого в России называли Август Августович. Творивший на рубеже эпох, Монферран определил пути дальнейшего развития русской архитектуры – от классицизма к эклектике.

Устанавливали готовую колонну на площади перед Зимним дворцом в 1832 году две тысячи солдат. При этом использовался ручной труд и канаты.

После того как «Александрийский столп» встал на пьедестал, по площади пронеслось громовое «Ура!», а государь, обратившись к архитектору, произнёс: «Монферран, вы себя обессмертили».

В течение двух последующих лет шла доработка монумента.

Колонна была завершена аллегорической фигурой ангела, который крестом попирает змею. Его легкая фигура, струящиеся складки одежды, строгая вертикаль креста подчеркивают стройность колонны. Автор статуи скульптор Борис Иванович Орловский.

И вот что интересно – памятник на Дворцовой площади, изначально посвященный победе России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, стал почти сразу восприниматься и как памятник основанию Российского государства. Это случилось в том числе и благодаря пьедесталу.

Александровская колонна

Пьедестал памятника украшают бронзовые барельефы с изображением аллегорических фигур и воинских доспехов.

На трёх барельефах аллегории Мира, Правосудия, Мудрости, Изобилия и изображения воинских доспехов. Доспехи напоминают о боевой славе русского народа и эпохи Рюриковичей и эпохи Романовых. Здесь щит вещего Олега, который он прибил на ворота Царьграда-Константинополя, шлем героя Ледового побоища, благоверного князя Александра Невского, и шлем покорителя Сибири Ермака, броня царя Алексея Михайловича Романова.

Пьедестал завершается бронзовыми гирляндами, которые поддерживают двуглавые орлы.

База колонны оформлена в виде лаврового венка. Ведь, именно венком по традиции венчают победителей.

На барельефе, обращенном в сторону Зимнего дворца, симметрично помещены две фигуры – женщины и старика. Они олицетворяют реки – Вислу и Неман. Эти две реки были форсированы русской армией во время преследования Наполеона.

30 августа 1834 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие Александровской колонны. 30 августа было выбрано не случайно. Этот день со времен Петра I отмечали как День святого благоверного князя Александра Невского – небесного защитника Санкт-Петербурга. В этот день Пётр I заключил «вечный мир со Швецией», в этот день были перенесены мощи Александра Невского из Владимира в Петербург. Вот почему ангел, венчающий Александровскую колонну, всегда воспринимался прежде всего как защитник.

Сохранилось воспоминание об этом событии поэта Василия Андреевича Жуковского: «Никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трём пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска… Два часа продолжалось сие великолепие, единственное в мире зрелище. Ввечеру долго по улицам освещенного города бродили шумные толпы, наконец, освещение угасло, улицы опустели, на безлюдной площади остался величественный колосс со своим часовым».

Кстати, уже тогда возникла легенда, что этот самый часовой – ангел, венчающий колонну, – имеет портретное сходство с императором Александром I. И возникла она не случайно. Скульптору Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру ангела, прежде чем она понравилась Николаю I. По словам Орловского, император желал, чтобы лицу ангела придали сходство с Александром I, а голова змеи, попранной крестом ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона.

Подражая своей бабке, Екатерине II, начертавшей на пьедестале Медного всадника «Петру I – Екатерина II», и отцу, который написал на монументе Петра I у Михайловского замка «Прадеду – правнук», Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент «Столб Николая I – Александру I». Кстати, именно памятник Петру I у Михайловского замка, изготовленный ещё при Елизавете Петровне, когда-то планировалось установить в центре Дворцовой площади.

По преданию, петербуржцы после открытия колонны очень боялись, что она упадёт и старались не приближаться к ней. И, мол, тогда архитектор Монферран взял за правило каждое утро прогуливаться вместе с любимой собачкой прямо под столпом, что и делал почти до самой смерти.

Но всё же памятник горожане полюбили. И, естественно, вокруг столба, как одного из символов города, стала складываться своя мифология. И, конечно, памятник стал восприниматься как естественная доминанта главной площади города и символ всей Российской империи.

А ангел, венчающий Александровскую колонну, был для горожан прежде всего защитником и стражем. Ангел словно охранял и благословлял город и его жителей.

Но именно ангел, ангел-хранитель и стал причиной более чем удивительных событий, развернувшихся вокруг Александровской колонны. Это малоизвестные страницы. Так, только случай спас памятник в 1917 году. Здесь, на Дворцовой площади, хотели основать главный погост страны. Колонну, как памятник царизму, повалить, а вдоль Зимнего устроить ряд мемориальных могил.

Но оказалось, что свернуть 600-тонную колонну не так-то просто. От дальнейших проектов превращения главной площади города и империи в кладбище спас переезд правительства в Москву весной 1918 года. Несостоявшуюся в Петрограде идею создания в центре столицы погоста реализовали на Красной площади первопрестольной, у Кремлёвской стены.

Но самые невероятные события развернулись в 1924 году после смерти Ленина.

11 ноября 1924 года ленинградские власти принимают решение «О переустройстве так называемой Александровской колонны, сооруженной архитектором Монферраном и стоящей посередине площади Урицкого, и водружении на ней вместо стоящей теперь фигуры ангела с крестом статуи Великого вождя пролетариата тов. Ленина…». Площадь Урицкого – это переименованная Дворцовая. Лишь наркому просвещения А.В. Луначарскому удалось убедительно доказать властям города нелепость идеи водружения Ленина на Александровскую колонну.

Ангел остался стоять на крупнейшем в мире (среди такого рода монументов) «Александрийском столпе», как называл колонну А.С. Пушкин. Последний раз на него покушались в 1952 году. Шла череда массовых сталинских переименований: в городе появился Сталинский район, Московский проспект стал Сталинским. На этой волне возникла идея установить нам колонне бюст Иосифа Сталина. Но – не успели.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

На Дворцовой площади возвышается Александрийский Столп, шедевр инженерного гения, Огюста Монферрана. Стоит он ничем не поддерживаемый, только за счет своей массы, которая составляет без малого 600 тонн.

В память победы России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года установлена величественная Александровская колонна, сооруженная в 1829-1834 годах по проекту и под руководством архитектора О. Монферрана. Участие в строительстве принимал также архитектор А. У. Адамини.

Александрийский столп - неофициальное название сооружения, которое возникло после публикации, через несколько лет после окончания строительства, стихотворения Пушкина "Памятник"

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа

Хотя формально, по всей видимости, подразумевается знаменитое чудо света Фаросский маяк в Александрии, многие усматривают в этих строках недвусмысленный намёк поэта именно на недавно возведённый монумент. Некоторые исследователи оспаривают достоверность такой трактовки, однако факт остаётся фактом - название прочно закрепилось в культуре Петербурга.

Гигантский, даже по современным представлениям, монолит был вытесан из тёмно-красного гранита под Выборгом и с помощью множества хитроумных технических приспособлений доставлен по воде в Петербург. В торжественной обстановке, силами более двух тысяч солдат и матросов, среди которых были и отличившиеся в ходе Отечественной войны 1812 года, Александровская колонна была установлена на пьедестал, после чего началась ее окончательная отделка.

Сразу после возведения Александрийской колонны, петербуржцы отказывались появляться на Дворцовой площади, предполагая, что такая махина рано или поздно на кого-нибудь свалиться. Чтобы развеять сомнения горожан архитектор Монферран взял за привычку проходить под своим детищем каждый день.

Александрийский столп с фигурой ангела числятся в списке самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга. Высота сооружения составляет 47,5 метров и это самый высокий среди похожих монументов в мире, например: римской Траянской колонны, парижской Вандомской колонны и Александрийской колонны Помпея. Монолит удерживается на постаменте только силой тяжести, за счёт собственного веса в 841 тонну, никаких дополнительных креплений не используется. Под основание памятника для устойчивости забито огромное количество свай, длиной по 6,4 метра каждая, на них настлана гранитная площадка, украшенная четырьмя светильниками-торшерами.

Увенчана колонна шестиметровым ангелом с крестом в руке, попирающего змею (фигура олицетворяет мир; змея - символ побежденных врагов), работы русского скульптора Бориса Орловского, бывшего крепостного. Лицу ангела скульптор придал портретные черты императора Александра I.

На пьедестале Александровской колонны размещены бронзовые барельефы на военную тематику. При их создании, в качестве образцов для изображения воинских доспехов, были использованы подлинные древнерусские кольчуги, щиты и шишаки, которые хранятся в московской Оружейной палате. Со стороны Зимнего дворца, символически изображены реки, которые форсировала русская армия, преследую разгромленных французов: Неман - в виде старика и Висла - в образе молодой женщины. Здесь же расположена надпись "Александру I благодарная Россия" . Западная сторона, обращенная к Адмиралтейству, представляет собой аллегорию "Справедливости и Милосердия", восточная - "Мудрости и Изобилия", а южная - "Славы" и "Мира"

И сегодня мы имеем удовольствие наблюдать на главной площади в Петербурге гигантскую колонну из розового гранита на квадратном постаменте, олицетворяющую славу российского оружия. Подобно триумфальным сооружениям античности, Александрийский Столп поражает чёткостью пропорций и лаконичностью формы.

Александрийский столп (Александровский, Александринский) – памятник Александру I, победителю Наполеона в войне 1812-1814 годов. Колонна, возведенная по проекту Огюста Монферрана, была установлена 30 августа 1834 года. Ее венчает фигура Ангела, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским.

Александрийский столб - это не только архитектурный шедевр в стиле ампир, но и выдающееся достижение инженерной мысли. Самая высокая колонна в мире, сделанная из монолитного гранита. Её вес составляет 704 тонны. Высота памятника - 47,5 метров, гранитного монолита - 25,88 метра. Она выше колонны Помпея в Александрии, колонны Траяна в Риме и, что особенно приятно, Вандомской колонны в Париже – памятника Наполеону.

Начнем с краткой истории ее создания

Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Точка установки колонны со стороны выглядит точным центром Дворцовой площади. Но на самом деле она расположена в 100 метрах от Зимнего дворца и почти в 140 метрах от арки здания Главного штаба.

Строительство памятника было поручено Монферрану. Сам он его видел несколько иначе, с конной группой внизу и с множеством архитектурных деталей, но его поправили)))

Для гранитного монолита - основной части колонны - была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830-1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась в Выборгской губернии (современный город Пютерлахти, Финляндия).

Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев.Д ля обтёски монолита потребовалось пол года. Над этим ежедневно трудились 250 человек. Руководителем работ Монферраном был назначен каменных дел мастер Эжен Паскаль.

После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника.

После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 тыс. пудов (более 400 тонн). Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.

Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник К.А. Глазырин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя «Святой Николай», грузоподъёмностью до 65 тыс. пудов (почти 1065 тонн).

При погрузке произошла авария - веса колонны не выдержали брусья, по которым она должна была вкатиться на судно, и она едва не рухнула в воду. Монолит загружали 600 солдат, за четыре часа совершивших марш-бросок длиной 36 вёрст из соседней крепости.

Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.

Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.

Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года. За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев.

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.

Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк.

Подряд на сооружение фундамента был отдан купцу Василию Яковлеву. До конца 1829 года рабочие успели вырыть котлован. При укреплении основания для Александровской колонны рабочие наткнулись на сваи, которыми был укреплён грунт ещё в 1760-х годах. Вышло так, что Монферран повторил вслед за Растрелли решение о месте для памятника, угодив в ту же самую точку!

В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Ранее с применением похожей технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с0 105 монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. Туда же поместили отчеканенную по проекту Монферрана платиновую медаль с изображением Александровской колонны и датой "1830 год", а также закладную доску со следующим текстом:

"В лето от Рождества Христова 1831-е начато сооружение памятника, воздвигаемого Императору Александру благодарною Россиею на гранитном основании, положенном в 19-й день ноября 1830 года. В Санкт-Петербурге при сооружении сего памятника председательствовал граф Ю. Литта. Заседали: князь П. Волконский, А. Оленин, граф П. Кутайсов, И. Гладков, Л. Карбоньер, А. Васильчиков. Сооружение производилось по начертанию того же архитектора Августина де Монтферанда".

Работы были закончены в октябре 1830 года.

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.

Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О. Монферраном следующим образом: монолит закатили на катках через наклонную плоскость на платформу, построенную вблизи от фундамента. И камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой.

"При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы - прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар". Затем его передвинули на катках.

Позже О. Монферран вспоминал; "Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор..."

На базе разработок генерал-лейтенанта А. А. Бетанкура по установке колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и система блоков.

30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья.

Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит.

После установки народ закричал "Ура!" А восхищенный император произнес: "Монферран, Вы себя обессмертили!"

Гранитный столб и стоящий на нем бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Если подойти к колонне совсем близко и, задрав голову, посмотреть вверх, захватывает дух – колонна покачивается.

После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны.

Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.

Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращённой к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского, но первым вариантом который был утвержден являлся крест на шаре без ангела, в таком виде колонна даже присутствует на некоторых старых гравюрах..

Но в итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, - «Сим победиши!».

Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру Ангела, прежде чем она понравилась Николаю I. Император пожелал, чтобы лицу Ангела придали сходство с Александром I , а морда змеи, попранной крестом Ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона. Если и напотинает, то отдаленно.

Первоначально Александровскую колонну обрамляла временная деревянная ограда со светильниками в виде античных треножников и гипсовыми львиными масками. Столярную работу из изготовке ограды выполнил "резной мастер" Василий Захаров. Вместо временной ограды в конце 1834 года было решено поставить постоянную металлическую "с трёхглавыми орлами под фонарями", проект которой Монферраном был составлен заранее.

Надо сказать, что кажущийся теперь совершенным, монумент порой вызывал у современников критику. Монферрана, например, упрекали в том, что он якобы потратил предназначенный для колонны мрамор на строительство собственного дома, а для памятника использовал дешевый гранит. Фигура Ангела напоминала петербуржцам часового и вдохновила поэта на следующие насмешливые строки:

"В России дышит все военным ремеслом:
И Ангел делает на караул крестом".

Но молва не пощадила и самого императора. Подражая своей бабке, Екатерине II , начертавшей на пьедестале Медного всадника "Петру I - Екатерина II", Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент "Столб Николая I Александру I", что сразу же дало жизнь каламбуру: "Столб столба столбу".

В честь этого события была отчеканена юбилейная монета номиналом 1 рубль и полтора рубля

Грандиозное сооружение внушало петербуржцам восхищение и трепет с момента основания, но предки наши всерьез боялись, что Александровская колонна рухнет, и старались обходить ее стороной.

Чтобы развеять обывательские страхи, архитектор Огюст Монферран, благо жил неподалеку, на Мойке, стал ежедневно совершать моцион вокруг своего детища, демонстрируя полную уверенность в собственной безопасности и правильности расчетов. Прошли годы, войны и революции, колонна стоит, архитектор не ошибся.

15 декабря 1889 года случилась почти мистическая история - министр иностранных дел Ламсдорф сообщил в своём дневнике, что с наступлением темноты, когда зажигаются фонари, на монументе появляется светящаяся буква "N".

По Петербургу стали ползти слухи, что это предзнаменование нового царствования в новом году, но на следующий день граф разобрался в причинах явления. На стёклах фонарей было вытравлено название их изготовителя: "Simens". При работе светильников со стороны Исаакиевского собора на колонне отражалась эта буква.

С ней связано много баек и легенд)))

В 1925 году было решено неуместным наличие на главной площади Ленинграда фигуры ангела. Была предпринята попытка укрыть его колпаком, что собрало на Дворцовую площадь достаточно большое количество прохожих. Над колонной повис воздушный шар. Однако, когда он подлетал к ней на необходимое расстояние, тут же дул ветер и отгонял шар. К вечеру попытки укрыть ангела прекратили.

Есть легенда, что в то время, вместо ангела всерьез планировали поставить памятник Ленину. Выглядело бы это примерно так))) Ленина не поставили, так как не могли определиться в какую сторону Ильичу руку протягивать...

Колонна прекрасна и зимой и летом. И прекрасно вписалась в Дворцовую площадь.

Есть еще одна интересная легенда. Это случилось 12 апреля 1961 года, после того как по радио прозвучало торжественное сообщение ТАСС о запуске первого пилотируемого космического корабля. На улицах всеобщее ликование, настоящая эйфория в масштабе страны!

Уже на следующий день после полета у ног ангела, венчающего Александрийский столб, появилась лакончиная надпись: "Юрий Гагарин! Ура!"

Какой именно вандал смог таким способом выразить свое восхищение первым космонавтом и как ему удалось забраться на такую головокружительную высоту, так и останется загадкой.

Вечером и ночью колонна не менее прекрасна.

Александровская колонна появилась на Дворцовой площади в 1834 году, но этому предшествовала долгая и сложная история ее строительства. Сама идея принадлежит Карлу Росси - автору многих достопримечательностей Северной столицы. Он предположил, что для оформления Дворцовой площади не хватает одной детали - центрального монумента, а также отметил, что он должен быть достаточно высоким, иначе потеряется на фоне здания Главного штаба.

Император Николай I поддержал эту идею и объявил конкурс на лучший проект памятника для Дворцовой площади, добавив, что он должен символизировать победу Александра I над Наполеоном. Среди всех проектов, присланных на конкурс, внимание императора привлекла работа Огюста Монферрана.

Однако его первый эскиз так и не был воплощен в жизнь. Архитектор предлагал возвести на площади гранитный обелиск с барельефами на военную тематику, но Николаю I больше нравилась идея колонны, похожей на ту, что установлена Наполеоном в . Вот так и появился проект Александрийского столпа.

Взяв за образцы колонны Помпея в и Траяна в , а также уже упомянутый памятник в Париже, Огюст Монферран разработал проект высочайшего (на то время) монумента в мире. В 1829 году этот эскиз был одобрен императором, и архитектору поручили руководить строительным процессом.

Строительство монумента

Реализовать идею Александровской колонны оказалось делом непростым. Кусок скалы, из которой было вытесано гранитное основание монумента, везли из , а обрабатывали в Выборгской губернии. Специально для ее поднятия и транспортировки была разработана система рычагов, а для отправки каменной глыбы в понадобилось сконструировать особую барку и пристань для нее.

В том же 1829 году на Дворцовой площади начали закладывать фундамент будущего памятника. Интересно, что для его строительства применяли практически ту же самую технологию, что и при возведении Исаакиевского собора. Для ровного среза деревянных свай, забитых в качестве основы фундамента, использовалась вода - залив ею котлован, рабочие срезали сваи по уровню водной поверхности. Этот инновационный на тот момент способ предложил Августин Бетанкур - известный российский инженер и архитектор.

Самой же сложной задачей оказалась установка столба Александровской колонны. Для этого был создан оригинальный подъемник из кабестанов, блоков и беспрецедентно высоких строительных лесов, выросших на 47 метров вверх. За процедурой поднятия основной части монумента наблюдали сотни зрителей, прибыл и сам император со всей семьей. Когда же гранитная колонна опустилась на пьедестал, над площадью раздалось громкое «Ура!». И, как отметил император, этим памятником Монферран приобрел себе бессмертие.

Заключительный этап строительства уже не представлял особой сложности. С 1832 по 1834 года монумент оформляли барельефами и другими элементами декора. Автором капители в римско-дорическом стиле стал скульптор Евгений Балин, он же разработал модели гирлянд и профилей для Александровской колонны.

Разногласия вызвала лишь статуя, которая должна была увенчать памятник - Монферран предлагал установить крест, обвитый змеей, но в итоге император утвердил совсем другой проект. На вершину колонны была установлена работа Б. Орловского - шестиметровый ангел с крестом, в лице которого можно узнать черты Александра I.


Открытие Александрийского столпа

Работа над Александровской колонной была полностью завершена летом 1834 года, а на 30 августа, или 11 сентября по старому стилю, назначено торжественное открытие. К этому событию готовились заранее - Монферран даже создал особые трибуны для важных гостей, которые были выполнены в одном стиле с Зимним дворцом.

У подножья памятника состоялось богослужение в присутствии императора, зарубежных дипломатов и многотысячного русского войска, а после перед трибунами прошел военный парад. Всего в праздновании было задействовано более 100 000 человек, и это не считая многочисленных зрителей-петербуржцев. В честь Александровской колонны монетным двором даже был выпущен памятный рубль с портретом Александра I.

Как добраться

Александровская колонна находится на Дворцовой площади в исторической части города. Здесь проходят многие маршруты общественного транспорта, а также это место очень популярно для пеших прогулок. Ближайшие станции метро - Адмиралтейская и Невский проспект.

Точный адрес: Дворцовая пл., Санкт-Петербург

    Вариант 1

    Метро: по синей или зеленой ветке до станции Невский проспект.

    Пешком: направиться в сторону шпиля Адмиралтейства до пересечения с Адмиралтейским проспектом, а далее справа вы увидите Александровскую колонну.

    Вариант 2

    Метро: по фиолетовойветке до станции Адмиралтейская.

    Пешком: выйти на улицу Малую Морскую и пройти до Невского проспекта. Затем в течение 5 минут можно дойти до пересечения с Адмиралтейским проспектом и до Дворцовой площади.

    Вариант 3

    Автобус: маршруты № 1, 7, 10, 11, 24 и 191 до остановки «Дворцовая площадь».

    Вариант 4

    Автобус: маршруты № 3, 22, 27 и 100 до остановки «Метро Адмиралтейская».

    Пешком: пройти 5 минут до Дворцовой площади.

    Вариант 5

    Маршрутка: маршрут № К-252 до остановки «Дворцовая площадь».

    Вариант 6

    Троллейбус: маршруты № 5 и 22 до остановки «Невский проспект».

    Пешком: пройти 7 минут до Дворцовой площади.

Также Александровская колонна находится в 5 минутах пешком от Дворцового моста и одноименной набережной.

Александровская колонна на карте
  • Немного цифр: Александрийский столп вместе с ангелом на его вершине составляет в высоту 47,5 метров. Сама фигура ангела с крестом имеет высоту 6,4 метра, а пьедестал, на котором он установлен, - 2,85 метра. Общий вес монумента - около 704 тонн, из них 600 тонн отводится на сам каменный столб. Для его установки потребовалось одновременное участие 400 рабочих и помощь 2 000 солдат.
  • Александровская колонна, что представляет собой цельный кусок гранита, держится на постаменте за счет собственного веса. Она практически никак не закреплена и не закопана в землю. Прочность и надежность памятнику в течение стольких веков обеспечили точные расчеты инженеров.

  • При закладке фундамента в основание Александровской колонны вложили бронзовую шкатулку со 105 монетами, выпущенными в честь победы над Наполеоном в 1812 году. Они до сих пор там хранятся вместе с памятной доской.
  • Для того, чтобы точно установить монолитное основание колонны на фундаменте, Монферран придумал особый «скользкий» раствор с добавлением мыла. Это позволило несколько раз передвигать огромную каменную глыбу, пока она не приняла правильное положение. А чтобы цемент подольше не замерзал во время зимних работ, в него добавляли водку.
  • Ангел на вершине Александровской колонны символизирует победу российских войск над французами, и во время работы над этой статуей император пожелал, чтобы она была похожа на Александра I. Змея же, которую попирает ангел, должна была напоминать собой Наполеона. Действительно, многие признают определенное сходство ангельского лика с чертами Александра I, однако есть и другая версия, что на деле скульптор лепил его с поэтессы Елизаветы Кульман.

  • Еще во время строительства Александровской колонны Монферран предлагал для подъема на вершину сделать внутри столба потайную винтовую лестницу. По расчетам архитектора, на это понадобился бы один резчик по камню и один подмастерье для выноса мусора. Сама же работа могла бы занять до 10 лет. Однако Николай I отверг идею, поскольку опасался, что в итоге стенки колонны могут быть повреждены.
  • Первое время петербуржцы воспринимали новую достопримечательность с опаской - ее небывалая высота вызывала сомнения в устойчивости. И чтобы доказать безопасность колонны, Огюст Монферран стал сам каждый день прогуливаться у монумента. Неизвестно, убедила ли эта мера недоверчивых горожан или же попросту они привыкли к памятнику, но в течение нескольких лет он стал одной из самых популярных достопримечательностей Санкт-Петербурга.
  • С фонарями, окружающими Александровскую колонну, связана одна забавная история. Зимой 1889 года Северную столицу наводнили слухи, что с наступлением темноты на памятнике появляется загадочная буква N, а утром она бесследно исчезает. Этим заинтересовался министр иностранных дел граф Владимир Ламсдорф, который решил проверить сведения. И каково же было его удивление, когда светящаяся буква действительно появилась на поверхности колонны! Но несклонный к мистицизму граф быстро разобрался в загадке: оказалось, что на стекле фонарей было клеймо изготовителя - компании Simens, и в определенный момент свет ложился так, что буква N отражалась на монументе.
  • После Октябрьской революции новые власти решили, что фигура ангела над городом, где стоит крейсер Аврора - неуместное явление, от которого нужно срочно избавиться. В 1925 году вершину Александровской колонны попытались укрыть колпаком с воздушного шара. Однако раз за разом ветер относил его в сторону, и в результате эту затею оставили, так и не добившись успеха. Помимо того, считается, что одно время ангела хотели заменить Лениным, но и эта идея не дошла до реализации.
  • Есть легенда, что после объявления о первом полете в космос в 1961 году на постаменте, где находится ангел с крестом, появилась надпись «Юрий Гагарин! Ура!». Но на вопрос, как смог ее автор подняться практически на вершину колонны, да еще оставшись незамеченным, так и не найдено ответа.
  • Во время Великой Отечественной войны колонну пытались замаскировать, чтобы уберечь от разрушения (как и остальные петербургские памятники). Однако ввиду огромной высоты монумента это удалось сделать лишь на 2/3, и вершина с ангелом была незначительно повреждена. В послевоенные годы фигуру ангела восстановили, также она подвергалась реставрации в 1970-х и в 2000-х годах.
  • Одной из относительно новых легенд, связанных с Александровской колонной, является слух, что на самом деле она закрывает собой старинное месторождение нефти, открытое еще в 19-м веке. Откуда пошло это поверье - сложно сказать, но в любом случае оно совершенно не подтверждается фактами.

Вокруг памятника

Поскольку Александрийский столп расположен в сердце города, рядом с ним находится большая часть знаменитых петербургских достопримечательностей. Прогулкам по этим местам можно посвятить не один день, ведь, кроме архитектурных памятников, здесь есть музеи, которые будет интересно посмотреть не только снаружи.

Итак, рядом с Александровской колонной можно посетить:

Зимний дворец - один из шедевров архитектора Б.Ф. Растрелли, созданный в 1762 году. Вплоть до Октябрьской революции он служил зимней резиденцией нескольких российских императоров (отсюда, собственно, и произошло его название).

Грандиозный музейный комплекс, основанный Екатериной II, находится буквально в двух шагах от колонны. Его богатые коллекции живописи, скульптуры, оружия, древних предметов быта известны не только в , но и во всем мире.


Музей А.С. Пушкина - бывший особняк князей Волконских, где некогда жил поэт и где сохранились его подлинные вещи.


Музей Печати - интересное место, где можно узнать об истории печатного дела в России. Он расположен в 5-7 минутах ходьбы от Александровской колонны на другом берегу реки Мойки.


Дом ученых - бывший Владимирский дворец и бывший советский клуб научной интеллигенции. В нем и сегодня работают несколько научных секций, проходят конференции и деловые встречи.


Еще больше исторических памятников и просто интересных для прогулки мест можно найти по другую сторону от Невского проспекта и Дворцового проезда.

Ближе всего к Александровской колонне расположены:

«Дом вверх дном» - развлекательный центр, включающий несколько комнат с «перевернутым» интерьером. Посетители приходят сюда в основном за веселыми фото.


Александровский сад - парк, основанный в 1874 году и сегодня находящийся под охраной ЮНЕСКО. Полный зеленых газонов, аллей, цветников, он станет отличным местом для отдыха после экскурсии к Александровской колонне и перед осмотром новых достопримечательностей.


Медный всадник - знаменитый памятник Петру I, выполненный Этьеном Фальконе в 1770 году по указу Екатерины II. Со времен 18-го века и до наших дней он является главным символом Санкт-Петербурга, героем сказок и поэм, а также объектом многочисленных примет, поверий и легенд.


Адмиралтейство - еще один известный символ Северной столицы, шпиль которого служит ориентиром для многих туристов и гостей города. Изначально построенное как верфь, сегодня это здание считается шедевром мировой архитектуры.


Исаакиевский собор - уникальный образец позднего классицизма и крупнейший храм Санкт-Петербурга. Его фасад украшают более 350 скульптур и барельефов.


Если же пройти от Александровской колонны по Дворцовому мосту на другой берег Невы, можно попасть на Васильевский остров, который считается одной большой достопримечательностью. Здесь расположено здание Биржи, Кунсткамера, Зоологический музей, барочный дворец Меньшикова и многое другое. Сам остров с его удивительной планировкой, строго параллельными улицами-линиями и богатой историей достоин отдельной экскурсии.


Словом, куда бы вы ни отправились от Александровской колонны, в любом случае попадете к одному из важных исторических памятников. Будучи одним из символов Санкт-Петербурга, она окружена такими же знаковыми монументами и старинными зданиями. Сама Дворцовая площадь, где находится колонна, включена в список ЮНЕСКО и является одним из лучших архитектурных ансамблей России. Зимний Дворец, штаб Гвардейского корпуса и Главный штаб образуют здесь роскошное ожерелье шедевров архитектуры. В дни праздников площадь становится площадкой для концертов, спортивных состязаний и других мероприятий, а в зимнее время здесь заливается огромный каток.

Визитная карточка

Адрес

Дворцовая пл., Санкт-Петербург, Россия

Что-то не так?

Сообщить о неточности