Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Экскурсии из чианг рая. Чианг Рай: как добраться, где жить, что посмотреть. Храмы и музеи Чианг Рая

Экскурсии из чианг рая. Чианг Рай: как добраться, где жить, что посмотреть. Храмы и музеи Чианг Рая

Храм Ват Ронг Кхун – знаменитый буддистский комплекс в Таиланде. Известен тем, что исполнен почти полностью в кипенно-белом цвете самых меловых оттенков, ажурно украшен мозаикой с зеркальными вкраплениями, обставлен обилием тематических скульптур. Белый храм – популярное посещаемое место. Здесь представлены искусно отделанные сцены с участием мифологических персонажей, а взгляд притягивают многочисленные детали, мастерски исполненные в алебастре.

Несмотря на то, что архитектура и внутреннее убранство храма практически лишены каких-либо окрашенных элементов, в лучах утренней и вечерней зари помещение наполняется красками самых разных оттенков. Массы посетителей устремляются к нему, чтобы приобщиться к удивительной, настоящей, рукотворной красоте. Все, кто посетил храм Ронг Кхун, рассказывают об увиденном, как о футуристических картинах, где каждая фреска, фигура, скульптура или узор наделены определенным, собственным смыслом.

История строительства

Белый храм в Тайланде появился в 1997 г. на месте почти развалившегося буддистского святилища, а его возведение продолжается и сегодня. Причины столь долгого возведения и обустройства связаны и с кропотливым трудом создания творческих шедевров, и с землетрясением, случившимся в 2014-м. В результате повреждений было принято решение не восстанавливать постройку, однако позднее целесообразность реставрационных работ нашла свое подтверждение, и храм Ват Ронг Кхун все еще обновляется и воссоздается.

Чалемчай Коситпипат

Своим появлением комплекс обязан художнику Чалермчаю Каситпипату – именно он выступает автором и практически единственным исполнителем искусных задумок и художественных воплощений. Белая основа храмовых построек служит символом чистоты Будды и воплощением нирваны, мириады маленьких зеркал – божественной мудрости, воплощенной на земле. А задумка художника в скульптурных композициях затрагивает извечную тему противостояния добрых и злых сил как во внешнем мире, так и в человеческом естестве. Всего задумано девять храмовых строений. Сам идейный вдохновитель Белого храма в Таиланде утверждает, что возведение распланировано на протяжении 90 лет и будет завершаться учениками и последователями архитектора.

При посещении предлагается приобрести сувениры и картины художника Чалермчая Каситпипата. Примечательно, что все средства от реализации своих произведений автор вкладывает в постройку, решительно отвергая чье-либо участие или помощь. Так архитектор оберегает независимость своего вдохновения и фантазии.



Работы по обеспечению храмового комплекса поистине масштабны, начиная от подробного проектирования, непосредственно строительства и заканчивая созданием интерьеров, росписей и налаживанием инфраструктуры. Считается, что за два десятка лет существования проекта в него уже инвестированы крупные суммы с шестью нулями.



По глобальной авторской задумке, храм Ват Ронг Кхун в Тайланде должен превратиться в крупный буддистский центр, в котором смогут постигать сакральные знания многочисленные желающие. Осовременные религиозные идеи, благодаря новому прочтению и толкованию традиционных канонов, призваны стать более доступными пониманию широкими массами ищущих ответы на свои вопросы. Поэтому в архитектурном комплексе так много неожиданных дизайнерских решений, приковывающих взгляд и заставляющих заново переосмыслить некоторые устоявшиеся догмы. Может быть, поэтому художника Чалермчая Каситпипата называют современным Сальвадором Дали.

Архитектура и внутреннее убранство

Этот храм в Таиланде – это не компьютерная графика, как может показаться неискушенному человеку при взгляде на фото достопримечательности с экрана монитора. Он существует, и можно долгими часами разглядывать тонкости и подробности отделки, постигая замысел художника или строя догадки о смысловом предназначении отдельных элементов.



Белый храм – это средоточие тонкого вкуса и благородного мировосприятия, воплощенных в архитектуре. Причудливые узоры, формы и линии, скульптурные композиции, фонтаны, сочетание древних устоев буддизма с прогрессивным взглядом на жизнь – все здесь пронизано стремлением создателя донести главное до человеческого сознания.

Здесь есть и приятные глазу, дружелюбные по исполнению скульптуры, и откровенно зловещие! А слепяще-притягательный белоснежный храм при ближайшем рассмотрении может оказаться в некоторых деталях пугающим, но не менее интересным для изучения. Кровля Белого храма Ват Ронг Кхун увенчана атрибутами четырех стихий, основных в буддизме. Это земля, воздух, вода и огонь, соответственно – слон, лебедь, змея и лев.



В настоящее время возведено три постройки: Белый храм, галерея и Золотой дворец. В дальнейшем планируется, что к ним будут добавлены:

  • часовня;
  • монастырь;
  • павильон;
  • музей;
  • пагода;
  • зал для проповедей;
  • комната отдыха.


Путь в храм пролегает через ажурный мост, который отождествляет перемещение от жизненных проблем в мир вечного блаженства. У основания моста обозначен круг, откуда возносятся к небесам огромные клыкоподобные выросты-зубы некоего сказочного существа, способного поглощать звезды и планеты. По дороге к Белому храму открывается неожиданное зрелище – вырастающие прямо из-под земли человеческие руки. Это символическое адское место, напоминающее о том, что нужно своевременно позаботиться о спасении своей души, чтобы не стать таким же грешником, выпрашивающим подаяние благодати и прощения, будучи уже осужденными на вечные муки.



Постройка с интригующим названием Золотой дворец в самом деле выглядит очень эффектно, благодаря замысловатым орнаментам и украшениям. Дворец снаружи облагорожен цветочными насаждениями. На поверку здание, оказывается, имеет туалетное предназначение, поэтому гораздо менее посещаемо туристами. Тем не менее, чтобы ознакомиться с интерьерами дворца, приходится переобуваться и отстоять настоящую очередь – множество туристов желают запечатлеть его убранство на фото. Но этот момент не должен смущать посетителей – рядом предусмотрены обычные туалеты.



Изящество зеленого обрамления дворца

Окружающая Ват Ронг Кхун местность также не осталась без внимания архитектора. Для переходов и прогулок выложены красивые дорожки, в тени деревьев есть скамейки для отдыха, площадки декорированы растительностью. Все сделано для удобства путешествующих, которые приняли решение посвятить свое время изучению Белого храма в Таиланде.



Зеленая территория тоже облагорожена при помощи очередных смысловых скульптурных композиций с участием Будды и других традиционных сопутствующих персонажей. Древесные ветви украшены необычными масками, а рядом с храмом в парке сооружен пруд с рыбками. К слову, обитательницы водоема – довольно крупные экземпляры, многочисленные и очень яркого окраса, за их пестрыми стайками интересно наблюдать и еще интереснее кормить прямо с рук.



Еще одна затейливая достопримечательность храмового комплекса – колодец, также прозванный золотым. С ним связано поверье: если загадать желание, бросить монету и угодить в центр колодца, то оно исполнится. Считается, что воплощению человеческих чаяний способствуют и оставляемые на специально отведенных деревьях записки с молитвами. Белый храм Ват Ронг Кхун – настоящий источник надежды и утешения.

Уникальные храмовые интерьеры Ват Ронг Кхун

Не менее интересна внутренняя отделка храмовых построек. Внутренние помещения Белого храма Таиланда полупусты, что символизирует чистоту от лишних помыслов. В центре установлена фигура монаха, поражающая посетителей натуральностью исполнения и разительным сходством с человеком. Стены расписаны самим создателем храма, росписи отличаются использованием золотистых тонов, а изображенные сцены продолжают тематику борьбы добра и зла.



В настоящее время настенные росписи находясь частично в стадии реставрации после землетрясения. Одна из стен отведена под буддийский алтарь с соответствующими элементами.

Где находится белый храм в Тайланде и как попасть

Белый храм размещен вблизи тайского города Чианг Рай в северном районе Тайланда, и решить проблему, как добраться к Ват Ронг Кхун, не составит труда. От Чианг Рая на юге примерно в 13 км находится другой город – Тианг Май, откуда до Белого храма довезут маршрутные или обычные такси. Отыскать его самостоятельно на своем авто тоже получится: где находится Белый храм в Тайланде, смогут подсказать жители окрестных населенных пунктов.

Важно знать при посещении комплекса




Ват Ронг Кхун – место поистине удивительное. Здесь удалось удачно сочетать традиции и современность, что, несомненно, способствует развитию мировосприятия у посетителей и повышает заинтересованность в изучении буддизма и в целом духовных практик у представителей молодого поколения.

Как выглядит знаменитый храм и много полезной информации о городе Чианграй можно узнать из этого видео.

Похожие записи:

Основные моменты

Абсолютно белые стены и скульптуры буддистского культового здания сделаны из алебастра и инкрустированы изящной зеркальной мозаикой. Считается, что лучшее время для осмотра Белого храма – предзакатные часы или время на утренней заре. В мягком розовато-золотистом свете солнечных лучей Ват Ронг Кхун смотрится особенно эффектно. Не менее волшебно выглядит отражение буддистского храма в глади расположенного рядом декоративного пруда.

Белый храм в Таиланде уникален, и поэтому он давно стал тайской национальной достопримечательностью. Ват Ронг Кхун – популярный туристический объект, и к нему ежедневно подъезжает множество автобусов с тайскими и иностранными путешественниками, школьниками, студентами и буддистскими монахами. Туристам нужно быть готовыми к тому, что возле Белого храма почти всегда многолюдно, и, чтобы попасть в него, придется отстоять очередь.

Строительство храма Ват Ронг Кхун началось в 1997 году и продолжается по сей день. Несмотря на то, что в этом буддистском храме монахи постоянно не живут, его строительство было одобрено Буддистской Сангхой Таиланда.

В начале мая 2014 года на севере королевства прошло землетрясение, которое имело силу в 6,3 баллов. Подземные толчки значительно повредили Ват Ронг Кхун. Частично разрушенными оказались не только фрески и скульптуры, но и кровли и несущие стены здания. Сразу же после землетрясения Чалермчай Коситпипат сделал заявление, что Белый храм не подлежит восстановлению. Однако позже культовое сооружение все же принялись реставрировать, и эти работы еще продолжаются.

Помимо прекрасных фотографий и ярких впечатлений, многие туристы увозят на память о посещении Белого храма открытки с печатью Ват Ронг Кхун. Здесь также открыт магазин, где продают разную сувенирную продукцию и картины Чалермчая Коситпипата.

Замыслы художника

Автор проекта Белого храма, Чалермчай Коситпипат, построил его на собственные деньги и стал единственным владельцем необычного архитектурного сооружения. Художник получал предложения от других спонсоров и тайского государства, но отверг их, так как не хотел постороннего вмешательства в реализацию своих творческих замыслов.

Средства, на которые был создан храм Ват Ронг Кхун, Чалермчай Коситпипат собирал в течение двух десятков лет, продавая собственные картины. Будучи убежденным буддистом, художник верит, что Белый храм – гарантия его вечной жизни. Мечта художника – построить большой буддистский центр, где можно будет обучать медитации всех людей, практикующих Дхарму, а также каждого, кто интересуется буддизмом.

Ват Ронг Кхун интересен тем, что представляет собой смесь традиций буддистского искусства и современных дизайнерских решений. Несмотря на многочисленную религиозную символику и изображения Будды, традиционные буддистские каноны в оформлении Белого храма соблюдены лишь отчасти. Здесь можно увидеть много сюрреалистической живописи и символических авторских прочтений буддистского учения.

Архитектурный комплекс

Ват Ронг Кхун расположен на площади 3 га и состоит из трех зданий – Белого храма, картинной галереи и золотого дворца. По замыслам Чалермчая Коситпипата, буддистский храмовый комплекс в дальнейшем будет расширен до девяти строений. Здесь планируют возвести часовню, монастырь, павильон, музей, пагоду, зал, в котором буддистские монахи смогут проводить проповеди, а также комнату для отдыха.

Сам Ват Ронг Кхун олицетворяет Нирвану или состояние блаженства, достигнуть которого можно только пройдя страдания земной жизни и цикл перерождений. Белый цвет храма, по замыслу автора проекта, символизирует чистоту Будды, а зеркальные вставки стен – его мудрость, которая озаряет каждого в этом мире. На храмовой крыше установлены стилизованные скульптуры четырех животных, которые по буддистским традициям символизируют главные стихии мира: слон – землю, лебедь – воздух, змеи-наги – воду, а лев – огонь.

Чтобы попасть в Ват Ронг Кхун, необходимо пройти через изящный мостик, который означает переход в Рай из обычной жизни. В начале мостика очерчен круг с обращенными к небу большими клыками. Это символическая пасть мифологического демона Раху, который во время затмений проглатывал небесные светила.

Дорога в райское место или обитель Будды лежит через Ад или Чистилище, поэтому перед входом на мостик посетителей встречают символические руки грешников – нараков. Их множество, и некоторые руки держат чаши для подаяний, как бы прося о помощи и спасении. Это скульптурное изображение из нескольких сотен рук производит очень сильное впечатление.

Кроме белоснежного храма, на территории комплекса построен красивый золотой дворец, стены которого украшены затейливыми барельефами и орнаментами. Это настоящее произведение искусства, перед которым красуются яркие клумбы с цветами. Однако, роскошное золотистое здание предназначено для… туалета и пользуется не меньшей популярностью у туристов. Перед его входом необходимо переобуться в специальную сменную обувь. Пробиться через вечную очередь внутрь этого дворца-туалета непросто – так много туристов хотят сделать здесь фотографии! Поэтому для «особых нужд» за Белым храмом построили обычные туалеты.

Вся территория вокруг Ват Ронг Кхун очень красиво оформлена. Вокруг зданий продолжены аккуратные мощеные дорожки, под деревьями поставлены скамейки и высажены декоративные растения. По окрестностям Белого храма приятно неспешно гулять и отдыхать от дневного зноя в густой тени деревьев.

На зеленых газонах можно увидеть несколько необычных скульптур, изображающих буддистские мифологические персонажи, а также самого Будду. На деревьях плюмерии, высаженных рядом с храмом, развешены колоритные смеющиеся маски. А вокруг Белого храма обустроен небольшой пруд, где выращивают декоративных золотых рыбок, которых с удовольствием кормят посетители.

На территории Ват Ронг Кхун также находится красивый «золотой» колодец, который не обходит вниманием ни один турист, приехавший посмотреть Ват Ронг Кхун. По сложившейся здесь традиции, кинувший монетку и попавший в центр колодца, может рассчитывать на исполнение желания. Многие путешественники также оставляют на храмовых деревьях специальные листики со словами молитвы. Таких деревьев возле Белого храма несколько.

Интерьеры Белого храма

Перед входом в Ват Ронг Кхун, по буддистской традиции, необходимо снять обувь. Внутри фотографировать нельзя. Помещение полупустое. Посредине храма установлена скульптура буддистского монаха. Во многих тайских храмах есть подобные изображения. Их делают очень правдоподобными, и у посетителей создается впечатление, что перед ними сидит живой человек. Многие считают, что такие «живые» скульптуры – это мумии. Однако, на самом деле их делают из воска и других материалов.

Стены Белого храма расписаны самим художником и его помощниками в золотистых тонах. Основная тематика фресок Белого храма – эта вечная борьба со злом. В буддизме зло, как правило, олицетворяет демон Мара, которому приписывают попытки сбить с пути просветления самого Будду.

Любопытно, что живописные сюрреалистические картины включают героев художественных фильмов «Звездные войны», «Аватар» и «Матрица». На фресках можно также увидеть виды современного Бангкока, сцены из буддистской жизни, человека-паука, Джека Воробья, панду, Майкла Джексона, космические шаттлы, планету Земля и террористический акт в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Авторские росписи были сильно повреждены в результате землетрясения, и сейчас их восстановление продолжается.

Одна из стен занята под алтарь. На ней изображен Будда, сидящий в позе лотоса. А перед ним установлены скульптурные изображения Будды.

Как добраться

Белый храм находится в северной части Таиланда, неподалеку от города Чианграй. На машине от Чианграя нужно проехать 13 км на юг – в сторону города Чиангмай. От старого автовокзала Чианграя до Белого храма туристов возят на маршруте (20 THB). Кроме того, до Ват Ронг Кхун можно доехать на маршрутках, связывающих Чиангмай и Чианграй.

Для визита в буддистский храм, по местным традициям, нужно иметь одежду, закрывающую руки и ноги. В низкий туристический сезон вход в Белый храм открыт с 7.00 до 17.00. А с ноября по февраль храм закрывается для посетителей на час позже – в 18.00. Полюбоваться Белым храмом снаружи можно в любое удобное время. Возле Ват Ронг Кхун открыты лавки для туристов и кафе, в котором можно перекусить.

За осмотр Белого храма и его территории денег не берут. Однако, при желании, здесь можно оставить пожертвования на развитие проекта – восстановление разрушенных землетрясением зданий и строительство новых сооружений храмового комплекса.

Ват Ронг Кхун из провинции Чианграй – далеко не самый древний и большой храм Таиланда. В нём не хранятся великие буддийские реликвии. Сюда не тянутся толпы паломников. Строго говоря, он ещё даже не достроен. Тем не менее, это – один из самых узнаваемых храмов страны и одна из главных туристических достопримечательностей северной части королевства.

Среди путешественников Ват Ронг Кхун больше известен как «Белый храм». Название, как нетрудно догадаться, произошло от ослепительно белого цвета, в который он полностью выкрашен снаружи. Это уникальное для тайской храмовой архитектуры цветовое решение – его главная визитная карточка.

Другая особенность, благодаря которой Ват Ронг Кхун выделяется среди остальных 33 тысяч буддийских храмов Таиланда, – его неканоническая иконография. Наряду с традиционными символами буддизма среди элементов его декора можно с удивлением обнаружить и «звёзд» западного масскульта вроде Нео из кинофильма «Матрица», шварценеггеровского терминатора T-800 и даже сердитых птичек из нашумевшей в недавнем прошлом компьютерной игры.

Ват Ронг Кхун – самый необычный храм Таиланда.

Такому неожиданному для религиозной постройки эклектизму, равно как и необычному белоснежному цвету, Белый храм целиком и полностью обязан своему создателю – таиландскому художнику Чарлемчаю Коситпипату.

Художник, буддист, меценат

В каком-то смысле эксцентричный господин Коситпипат и сам – одна из особенностей Ват Ронг Кхуна. Он – единоличный автор этого проекта, главного творения своей жизни. Ничто в Белом храме не делается без его ведома; всё здесь от первой до последней мелочи придумано именно им и построено исключительно на его личные деньги.

Биография Коситпипата – тот редкий случай, когда можно сказать, что художник сам нарисовал свою жизнь. Он родился 15 февраля 1955 года в одной из маленьких тайских деревушек провинции Чианграй. На его семью, которая была бедной даже по скромным меркам таиландской глуши, односельчане смотрели свысока. Тогда-то у Чарлемчая и родилось желание вырваться из захолустной нищеты своей малой родины и стать богатым и знаменитым.

Сделать это помогла страсть к рисованию, владевшая им с детства. Решив стать профессиональным художником, он уехал в Бангкок и поступил в один из столичных университетов.

Живя в большом городе, будущий создатель Белого храма стал задумываться над жизненными путями других людей, пытаясь понять, почему одни художники становятся богатыми и успешными, а другие нет. Внимательно анализируя работы известных мастеров и подмечая то, что делало их творения великими, он пытался применять найденное в своих картинах.

Усилия не пропали даром, и работы самого Коситпипата начали пользоваться популярностью. К 1978 году, когда Чарлемчай окончил университет и стал бакалавром изобразительных искусств, он уже зарабатывал своими картинами деньги.

Постепенно к нему пришла национальная слава и успех, и он стал известнейшим художником своей страны. Среди его богатых клиентов был даже сам король Таиланда Пхумипон Адульядет. Этого, однако, Коситпипату было мало. Он хотел, чтобы о нём заговорил весь мир.

Это желание сбылось с постройкой Белого храма.

Набожность и амбиции

Всё творчество Чарлемчая, начиная ещё с первых студенческих работ, всегда было так или иначе связано с буддизмом. С возрастом его приверженность буддийскому вероучению только росла. Поэтому, когда он узнал, что в его родной провинции Чианграй окончательно обветшал один из старых храмов, а денег на его ремонт у местных властей нет, то решил лично взяться за его восстановление. И заодно превратить это в самый амбициозный художественный проект своей жизни.

К тому времени 42-летний Коситпипат уже был состоявшимся художником и очень обеспеченным человеком, которому было вполне по карману вести строительство исключительно на собственные деньги. Это позволило Чарлемчаю избежать какого-либо влияния со стороны и в точности воплощать все свои идеи. А уж в них-то недостатка не было.

Традиции плюс авторский подход

Коситпипат приступил к постройке Белого храма в 1997 году. К делу он подошёл не только творчески, как и подобает художнику, но и радикально. От старого храма осталось только его прежнее название – Ват Ронг Кхун, а всё остальное было придумано и отстроено с чистого листа.

Надо сказать, что словом «ват» в Таиланде обозначается не какое-то отдельное строение, а целый храмовый комплекс. Поэтому и Ват Ронг Кхун правильно понимать не как одиночно стоящий храм, а как единый архитектурный ансамбль. В него, согласно проекту, входит девять построек. Строительство и отделка большинства из них до сих пор не закончены.

Как считается, работы в Ват Ронг Кхуне будут вестись ещё не менее полувека.


В храмовый комплекс Ват Ронг Кхун входит девять построек. Большинство из них белого цвета.

Весь храмовый комплекс представляет собой странную смесь традиционной таиландской архитектуры и фантазии самого Чарлемчая Коситпипата. По замыслу художника каждая деталь Ват Ронг Кхуна должна нести определённый символический смысл и наталкивать посетителей храма на размышления о буддизме.

Так, белый цвет большинства зданий Ват Ронг Кхуна символизирует чистоту буддийского вероучения, а также примат духовного начала в человеке над его низменными телесными потребностями. Эффект белоснежности усиливают кусочки зеркал, которыми наподобие мозаики щедро выложены все элементы внешнего декора. Они призваны изображать сверкающую мудрость буддизма.

Важнейшим зданием и «лицом» всего комплекса является белоснежный убосот (в Таиланде так называют центральное сооружение вата, в котором находится статуя Будды и где совершаются молитвы и основные религиозные церемонии). Именно он притягивает наибольшее внимание туристов и красуется на большинстве сделанных в Ват Ронг Кхуне фотографий.

К убосоту ведёт великолепный мост, перед которым из-под земли в молчаливом отчаянии полукругом тянутся руки. Они символизируют тщетную погоню человека за сиюминутными удовольствиями и попытки утолить неутолимые страсти. Всё это, согласно буддийским представлениям, порождает страдания, избавиться от которых можно только путём отказа от земных привязанностей и желаний. Только тогда человек начинает свой духовный рост и получает шанс на обретение нирваны – конечной цели буддизма.


Простёртые вверх руки как символ земных страстей и желаний.

Минуя земные страсти и пороки, посетитель начинает подниматься по ведущему к убосоту мосту. Проход по нему – это символ преодоления сансары, круговорота земных перерождений, а его верхняя точка – это священная гора Меру, мифический центр буддийского мироздания. В соответствии с мифологией, в которой гору окружают морские воды, под мостом разбит небольшой пруд.

Перейдя мост, туристы оказываются перед входом в убосот. Его традиционные для буддийской храмовой архитектуры Таиланда три уровня крыши символизируют мудрость, сосредоточение и вероучительные заповеди. Поражает продуманная до мельчайших деталей отделка храма.

Внутри убосот украшает настенная живопись, выполненная в авторском стиле Чарлемчая Коситпипата, за который тот прежде уже подвергался критике со стороны традиционалистов.

В 1988 – 1992 годах он на пару с ещё одним художником разрисовывал стены первого тайского буддийского вата Великобритании под названием Буддападипа (расположен в Уимблдоне, юго-западном пригороде Лондона). Тогда с их лёгкой руки на стенах храма среди сцен буддийских мифов появились Маргарет Тэтчер и мать Тереза, а заодно и изображения самих авторов.

Новаторский подход пришёлся по вкусу не всем, и экспериментаторов поначалу много критиковали – начиная от правительства Таиланда и заканчивая другими тайскими художниками и собственно монахами. Но постепенно страсти улеглись, и к «неформатным» фрескам привыкли.

Прошло несколько лет, и при оформлении Ват Ронг Кхуна Коситпипат вновь решил дать волю своей фантазии. Причём на этот раз он отправил каноны буддийской иконографии в ещё более безудержный творческий полёт. Наряду с привычными образами и приёмами храмовой росписи Чарлемчай в качестве олицетворения пороков современного общества использовал персонажей западной массовой культуры. Поэтому на внутренних стенах убосота можно видеть, например, Фредди Крюгера, Чужого и террористическую атаку на нью-йоркские башни-близнецы, а также, почему-то, Гарри Поттера и Спайдермена.


Весь покрытый золотом, абсолютно весь… туалет Ват Ронг Кхуна.

Другой нестандартный творческий ход Чарлемчая – большой, роскошно отделанный и щедро покрытый позолотой… туалет. По задумке автора, такое нарочито шикарное оформление банального нужника должно показывать тщетность погони человека за материальными благами и чрезмерное увлечение тленными ценностями в ущерб духовному развитию.

Чёрный день Белого храма

Начиная строительство Белого храма, Чарлемчай Коситпипат был полон энтузиазма и решимости во что бы то ни стало его закончить. Однако был момент, когда он чуть всё не бросил, едва не поставив точку в истории Ват Ронг Кхуна.

Руки художника опустились 5 мая 2014 года, когда в 18:08 по местному времени храм был серьёзно повреждён землетрясением магнитудой 6,3 балла. Костпипат, который к тому времени потратил на его возведение почти 20 лет своей жизни и более 40 миллионов тайских бат личных денег, был близок к отчаянию.

После первого осмотра полученных повреждений, удручённый Чарлемчай заявил прессе, что не станет восстанавливать храм, а все его постройки в целях безопасности будут снесены. Однако сразу же после этого на него посыпались слова поддержки со всего мира. Он получил сотни телефонных звонков. Люди призывали его не бросать Белый храм, который, по их мнению, уже успел стать художественным достоянием всего мира.

Помощь предложило и правительство Таиланда, немедленно направившее в Ват Ронг Кхун команду инженеров для оценки степени повреждений. Их вердикт был более чем обнадёживающим: несущие конструкции и фундаменты не понесли критических разрушений, и здания храмового комплекса могли быть восстановлены.

Вдобавок, помочь рабочими руками пообещали Вооружённые силы и университеты страны. Готовность оказать содействие выразили и многие частные лица и организации.


Мост перед убосотом. Видна зеркальная мозаика.

Воодушевлённый выводами комиссии и польщённый полученной поддержкой господин Коситпипат немедленно воспрял духом. Утром 7 мая он пообещал, что восстановит Белый храм за ближайшие два года, а некоторые постройки будут вновь открыты для туристов уже на следующий день. Кроме того, художник объяснил своё первое заявление о закрытии храма намеренным шагом. Так он якобы хотел проверить, действительно ли его работа была важна людям и государству.

В настоящее время работы в Ват Ронг Кхуне продолжаются. Автор проекта твёрдо намерен в точности восстановить все разрушенные землетрясением настенные росписи и элементы декора. Пока же из-за реставрационных мероприятий туристам временно запрещено делать фотографии внутри храма.

Храмовый комплекс Ват Ронг Кхун находится в 13 километрах к юго-западу от города Чианграй. Поездка к нему на такси займёт минут двадцать и будет стоить 250 – 300 бат. Общественный транспорт (маршрутка) обойдётся значительно дешевле (20 бат), при этом время в дороге почти не увеличится и составит около получаса.

Одежду для посещения храма следует выбирать соответствующую. Она не должна быть слишком открытой. Особенно предосудительно будут восприняты оголённые ноги.

Открыт Ват Ронг Кхун ежедневно, вход бесплатный. Можно поддержать строительство, сделав пожертвование, но оно не должно превышать 10 тысяч бат, поскольку художник не хочет подпадать под влияние богатых спонсоров. Аналогом пожертвования будет покупка одной из авторских картин Чарлемчая Коситпипата, которые продаются в галерее при храме.

Вообще Ват Ронг Кхун очень популярен у иностранных туристов, которых сюда привозят целыми автобусами. Поэтому здесь обычно довольно многолюдно. Немало бывает и тайцев, но те в основном приезжают в выходные или по праздникам.

Во второй половине дня, когда туристы разъезжаются, людей становится значительно меньше.

Золотая клетка для раджпутских аристократок

История появления одного из главных архитектурных шедевров Северной Индии – джайпурского дворца Хава-Махал – началась задолго до его фактической постройки в 1799 году. Как и другие культурные особенности региона, это здание – результат многих столетий противостояния и трудного сближения индуистских и исламских традиций. В этом смысле Хава-Махал восходит к событиям, начавшимся ещё в VIII веке, когда Северная Индия впервые столкнулась с угрозой мусульманской экспансии.

Как известно, на её начальных порах индусам сопутствовала удача. Долгое время им удавалось успешно отражать все попытки пришельцев закрепиться к востоку от Инда. Однако с конца XII века разные исламские правители, несмотря на отчаянное индийское сопротивление всё же начали продвигаться вглубь субконтинента.

Каждый шаг давался наступающим с большим трудом. Особенно упорно захватчикам сопротивлялись раджпуты – представители разных этнических групп из варны воинов-кшатриев. Их небольшие княжества оказались для мусульман крепким орешком и надолго задержали исламский захват индийских земель.


Вид на верхние два этажа Хава-Махала с внутренней стороны здания.

Дольше всего с оружием в руках отстаивали свою свободу раджпутские государства нынешнего индийского штата Раджастхан. Только могучая империя Великих Моголов смогла превратить их в своих вассалов, но даже под всесильной могольской властью воинственные раджпуты не раз поднимали восстания.

Культурный обмен

Несмотря на многовековую вражду, раджпуто-могольские отношения не сводилась к одним только военным конфликтам. За долгие годы сосуществования представители высших сословий раджпутов переняли у своих сюзеренов и некоторые их традиции. В частности, женщины из аристократических раджпутских семей со временем стали соблюдать пурду – мусульманский по происхождению обычай женского затворничества. Кроме того, раджпуты позаимствовали у моголов немало особенностей их архитектуры.


Аркады и купола Хава-Махала отчётливо свидетельствуют о могольском влиянии на раджпутскую архитектуру.

Именно в качестве своеобразного результата этих заимствований в 1799 году и появился замечательный памятник индийского зодчества под названием Хава-Махал.

Главный символ Джайпура

Хава-Махал расположен в Джайпуре, знаменитом Розовом городе Индии, который был основан 18 ноября 1727 года махараджей Джай Сингхом II в качестве новой столицы своего старинного раджпутского княжества. Сегодня этот шумный трёхмиллионник является главным городом крупнейшего индийского штата – жаркого и пустынного Раджастхана.

Своим поэтичным вторым названием Джайпур обязан цвету песчаника, из которого строился его исторический центр. Именно здесь, в самом сердце старого города и находится популярнейшая достопримечательность и символ Джайпура – дворец Хава-Махал.

Это красивое сужающееся кверху пятиэтажное здание в 1799 году построил внук основателя Джайпура махараджа Пратап Сингх. Считается, что Хава-Махал возведён в форме короны бога Кришны, которому махараджа был очень предан. Дворец гармонично сочетает в себе индуистские и могольские архитектурные традиции, являясь подлинным олицетворением раджпутского зодчества.

Как и остальные здания в историческом центре города, Хава-Махал построен из красного песчаника. Помимо этого, снаружи он выкрашен в нежно-розовый цвет, красиво подчёркнутый белой канвой и узорами.

Самой узнаваемой особенностью Хава-Махала являются особые балконы-джхароки, которыми украшен каждый из пяти этажей главного фасада здания. Они изящно оформлены декоративными купольными балдахинами и закрыты ажурными резными ширмами с крошечными окнами.


«Гребень» пятиэтажного главного фасада Хава-Махала имеет высоту 15 метров. Несмотря на это у него очень тонкие стены: их толщина составляет всего 20 сантиметров.

Джхароки представляют собой одну из характернейших черт раджпутской архитектуры. Интересно, что при всех их эстетических достоинствах они были не просто элементами художественного убранства того или иного здания, а строились с чёткой практической целью.

Пожизненное заключение по-раджпутски

Как уже было сказано, под властью Великих Моголов высшая аристократия индуистов-раджпутов переняла исламскую традицию пурды. Согласно ей женщинам знатных раджпутских домов запрещалось появляться перед чужаками. По сути это означало, что они были обречены находиться взаперти всю свою жизнь. Единственное «взаимодействие» с окружающим миром для них сводилось к пассивному наблюдению за городской повседневностью. Для этого и были придуманы свойственные раджпутской архитектуре закрытые балконы-джхароки, пришедшиеся как нельзя кстати при возведении Хава-Махала.


Замысловато декорированная внешняя стена Хава-Махала резко контрастирует с незатейливым видом его заднего фасада, который (как и интерьер постройки) довольно прост и практически лишён украшений.

Дело в том, что Хава-Махал непосредственно прилегает к женскому крылу огромного Городского дворцового комплекса. Для живших там аристократок из княжеского дома махараджи Джайпура он и был построен. Каждой из женщин в Хава-Махале была отведена небольшая личная комната, закрытая от посторонних глаз джхарокой. Находясь там, хозяйка комнаты могла незаметно наблюдать за запретной для неё уличной жизнью города.

Естественный кондиционер

Помимо раджпутских балконов интересной особенностью Хава-Махала является его способность легко пропускать через себя наружный прохладный воздух. За это он, собственно, и получил своё название, которое переводится как «Дворец ветров».

Ценное для знойного Раджастхана свойство самоохлаждаться появилось у Хава-Махала благодаря его особой плоской планировке. Из пяти этажей дворца верхние три имеют толщину всего в одну комнату, что позволяет ветру свободно гулять по всем помещениям здания. Кроме того, раньше система естественного воздушного кондиционирования дополнялась ещё и фонтанами.

Необычный дворец Хава-Махал с его ажурными балкончиками-джхароками очень популярен у туристов. Джайпур хорошо сообщён с остальной Индией автомобильными и железными дорогами и имеет под боком международный аэропорт, поэтому здесь всегда много как местных, так и иностранных посетителей.

Поскольку Хава-Махал был своего рода железным занавесом между женщинами княжеского дома и внешним миром, входа с главного фасада у него нет. Все, кто имел право сюда входить, делали это с территории Городского дворца. Сегодня, чтобы оказаться внутри, нужно обойти Хава-Махала слева.


У дворца отсутствуют привычные лестницы для подъёма на верхние этажи. Вместо них устроены специальные пандусы.

Пройдя через величавые входные врата, посетитель попадает в просторный внутренний двор, с трёх сторон окружённый двухэтажными постройками. С четвёртой стороны находится сам Хава-Махал, закрывающий двор с востока. Туристы могут подняться на самый верх здания и насладиться прекрасными видами на город. Сверху, например, отлично видно знаменитую обсерваторию Джантар-Мантар и Городской дворец.

В Хава-Махале есть также небольшой археологический музей. Выставленная здесь миниатюрная живопись и богатые экспонаты вроде церемониальных доспехов помогут посетителям оживить в своём воображении образы далёкого раджпутского прошлого.

Хава-Махал открыт с 9:00 до 17:00. Лучшее время для посещения – раннее утро, когда Дворец ветров выглядит особенно потрясающе, источая оранжево-розовое сияние в золотых лучах восходящего солнца.

Входная плата для взрослых иностранцев составляет 50 индийских рупий; студенты платят вдвое меньше. Услуги гида обойдутся в 200 рупий, аудиогид на английском языке – в 110.

Краткое руководство для путешественников

Это заключительная часть подготовленной проектом сайт статьи об особенностях древнеегипетских храмов. В двух предыдущих рассказывалось об их , а также о . На этот раз речь пойдёт о непростых судьбах храмов Древнего Египта, и будут кратко перечислены те из них, что лучше всего сохранились до наших дней.

В зените славы и могущества

Биографии древнеегипетских «домов бога» складывались по-разному как во времена фараонов, так и после того, как пора их могущества осталась в далёком прошлом. Некоторые храмы приходили в упадок и исчезали ещё в эпоху расцвета египетской государственности, другим было суждено пережить не одно иноземное вторжение и стать немыми свидетелями окончательного заката породившей их цивилизации.

Все без исключения египетские цари старались возводить и всячески поддерживать храмы. Каждый фараон силился превзойти в этом своих предшественников, поскольку считалось, что невнимание к культу лишает его покровительства богов, а вместе с ним и власти. Поэтому в Древнем Египте постоянно велось храмовое строительство, а многие важные «дома бога», будучи уже созданными, продолжали обрастать всё новыми и новыми постройками. Даже спустя много веков после своего основания у них появлялись новые пилоны, открытые дворы, обелиски, статуи и отделка; храмы обзаводились очередными земельными владениями.

При этом зачастую приходилось жертвовать уже существовавшими «домами богов», которые сносили, перестраивали, или просто использовали как каменоломни, превращая в дешёвый источник стройматериала.

Ярчайшим примером сказанному является Большой храм Амона в Карнаке. Первое святилище на его месте было построено, как считается, ещё во времена XII династии Среднего царства, но важнейшим храмом страны он стал спустя четыре века, при новоегипетской XVIII династии. После этого Карнак сохранял статус главного сакрального центра Египта ещё более тысячи лет.

За это время храм неоднократно перестраивался и расширялся. Фараон за фараоном увеличивали карнакский дом Амона, добавляя свои или переделывая уже возведённые их предшественниками части. В итоге за более чем два тысячелетия трансформации храм оброс невероятным количеством самых разных построек (одних только пилонов было аж десять штук!), а в пределах его огромного теменоса со временем появилось ещё около 20 храмов меньшего размера.

Менее масштабно, но всё же схожим образом дела обстояли и с домами других древнеегипетских богов. Многие из них тоже многократно достраивались и переделывались, порой полностью заново.


Вид на первый, второй и третий пилоны знаменитого Большого храма Амона в Карнаке. © Cartu13 | Dreamstime.com – Karnak Ruins Photo

Как при строительстве новых храмов, так и во время изменения старых египетские правители зачастую использовали творения предыдущих фараонов в качестве удобного источника строительного камня. Так, при возведении третьего пилона того же Большого храма Амона в Карнаке были разобраны и пошли на стройматериалы сразу несколько более ранних построек, принадлежавших Сенусерту I, Аменхотепу I и Тутмосу IV, а также знаменитой царице Хатшепсут.

Стремясь связать своё имя с таким богоугодным делом, как строительство храмов, древнеегипетские цари не только не чурались разрушать ради этого труды предшественников, но и не брезговали присваивать себе чужие заслуги на этом поприще. Обычно так происходило, когда тот или иной фараон был не в состоянии сам возвести что-либо существенное, или же с целью стереть память о деяниях некоторых прежних правителей. Для этого предпринимался своеобразный «угон» уже существовавших храмов или их частей, где по приказу правящего фараона уничтожались все упоминания об их настоящих строителях, и вместо них прописывалось имя царя-«угонщика».

Такая практика к концу Нового царства стала настолько распространённой, что фараонам при строительстве храмов приходилось вырезать картуши с иероглифами своих имён на добрый десяток сантиметров вглубь, надеясь, что это сделает невозможным использование их заслуг следующими царями.


Картуш с тронным именем Рамсеса III в его поминальном храме в Мединет-Абу. В надежде пресечь узурпацию своих храмов последующими правителями, Рамсес III приказывал выполнять надписи на их стенах и колоннах в технике очень глубокого рельефа, часто на глубину более 10 сантиметров.

Впрочем, не только фараоны-неудачники «перебивали номера» на чужих памятниках архитектуры. Так не гнушался поступать даже величайший строитель Древнего Египта Рамсес II, построивший множество собственных выдающихся храмов.

В целом, до конца Нового царства общее число древнеегипетских «домов бога» неизменно росло. Разумеется, бывали и случаи, когда по тем или иным причинам некоторые из них приходили в запустение и исчезали. Например, немало храмов было уничтожено силами природы: грунтовыми водами, разливами Нила и землетрясениями. Однако в общем, обласканные вниманием фараонов и располагавшие большими материальными ресурсами, храмы процветали.

Радикальные перемены в судьбах «домов бога» наступили с окончанием египетской независимости.

Сумерки древнеегипетских богов

После падения Нового царства для Древнего Египта настали тяжёлые времена. Начиная с XI века до н. э. египетская история превратилась в череду смут, раздробленности и иностранного владычества, которая лишь изредка перемежалась короткими вспышками независимости и национального единения.

Перипетии этого бурного периода не могли не отразиться и на египетских храмах. Так, многие «дома бога» были уничтожены во время ассирийского и второго персидского нашествий. Египтянам удалось частично компенсировать эти потери в эпоху Саисского возрождения и усилиями фараона XXX династии Нектанеба I. Позже интенсивное храмовое строительство велось также при Птолемеях и римлянах, то есть уже после того, как Египет окончательно утратил свою независимость. Однако дни величия древнеегипетских храмов были уже сочтены.

С принятием Римской империей христианства в IV веке н. э. языческие святилища Египта оказались вне закона. Они осквернялись христианскими фанатиками-вандалами, их закрывали императорскими указами, использовали в качестве каменоломен.

Особенно сильно пострадали храмы, построенные из известняка (таковыми было большинство «домов бога» севернее Луксора; южнее храмы обычно строились из песчаника). В V веке развернулось их небывалое по масштабам уничтожение: известняк древнеегипетских монументов пережигался в известь, которая шла на строительные нужды нового режима. Кроме того, многие храмы были переделаны под церкви.

Последним действовавшим египетским «домом бога» был, как считается, храм Исиды на острове Филэ. Его принудительно закрыла византийская военная экспедиция под командованием полководца-евнуха Нарсеса около 535 года н. э.

Никаких хороших новостей египетским храмам не принёс, разумеется, и пришедший в страну в VII веке ислам. Разрушение храмов продолжалось, только вместо церквей в них теперь возводились мечети.


В византийский период на территории Луксорского храма Амона было построено сразу несколько церквей. В XIII веке их сменила мечеть, которая функционирует до сих пор.

Количество древнеегипетских храмов сокращалось даже после появления современной египтологии и интереса к истории Древнего Египта. Так, уже в начале XIX века в ходе индустриализации, предпринятой египетским пашой Мухаммедом Али, была вновь развёрнута кампания по пережогу уцелевших «домов бога» на известь, сгубившая много прекрасных памятников древнеегипетского зодчества.

В итоге к настоящему времени в Египте в более или менее полном виде можно увидеть лишь малую часть былого великолепия его древней храмовой архитектуры. В основном это те «дома богов», которые находились вдали от Нила и густонаселённых мест. Там они уберегались от уничтожения людьми (особенно если их заносило песком) и разрушительных разливов великой реки. Именно эти храмы сегодня представляют собой наиболее хорошо сохранившиеся образцы культового зодчества Древнего Египта.

Самые знаменитые древнеегипетские храмы

В заключение – краткий аннотированный список самых известных и лучше всего сохранившихся древнеегипетских храмов. Каждый из них является уникальным образцом архитектурного наследия страны фараонов и стоит того, чтобы в нём побывать.

В списке приводятся не только «дома богов», но и так называемые «дома миллионов лет» – поминальные храмы, строившиеся фараонами для вечного отправления своего заупокойного культа. Несмотря на то, что вопреки чаяниям их обожествлённых создателей службы в таких храмах обычно прекращались вскоре после смерти построивших их фараонов, некоторые из них неплохо сохранились. В период Нового царства «дома миллионов лет» строились, как правило, по образцу «домов бога».

От времён Древнего царства уцелело всего несколько храмов плохой сохранности. Самым известным и лучше всего сохранившимся из них является монументальный гранитный храм фараона Хафры , входивший некогда в погребальный комплекс построек при его пирамиде в Гизе.

Практически не сохранились и храмы Среднеегипетского периода. Самый значительный из оставшихся – поминальный храм фараона XI династии Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри . Его развалины находятся бок о бок со знаменитым храмом царицы Хатшепсут, для которого он послужил архитектурным образцом.


Слева от всемирно известного храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри находится плохо сохранившийся и гораздо более древний поминальный храм фараона Ментухотепа II. Именно его необычную планировку и взяли за основу зодчие знаменитой новоегипетской правительницы.

Другой пример среднеегипетских храмов – так называемая «Белая капелла », небольшой изящный храм фараона Сенусерта I, построенный им в Фивах в честь 30-летнего юбилея своего правления. В эпоху Нового царства капелла была разобрана на стройматериалы и уже в XX веке восстановлена археологами.

Несравнимо больше египетских храмов сохранилось от эпохи Нового царства. Самый знаменитый и выдающийся из них – огромный Карнакский храмовый комплекс в столице новоегипетского государства Фивах (нынешнем Луксоре). Имея площадь более 100 гектаров, он является вторым по размеру (после знаменитого Ангкор-Вата в Камбодже) храмовым комплексом мира. Его главный «дом бога» – Большой храм Амона с колоссальным гипостильным залом и десятью пилонами. Помимо него в Карнакский храмовый комплекс входят также храмы супруги Амона богини Мут и их сына Хонсу, а также многочисленные святилища других божеств и фараонов.

Рядом с карнакским находится тесно с ним связанный Луксорский храм Амона . Это самый южный из «домов бога» на восточном берегу древнеегипетской столицы. Он насчитывает полторы тысячи лет непрерывного строительства – начиная со времён правления фараонов XVIII династии и заканчивая эпохой христианизации Римской империи.

Немало замечательных памятников египетской храмовой архитектуры находится и на западном берегу Фив. Здесь, неподалёку от Долины царей, где фараоны Нового царства устраивали свои усыпальницы, возводились и их поминальные храмы, из которых наиболее известны три.

Во-первых, это поминальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри . Лежавший в руинах к началу раскопок в 1891 году, сегодня этот великолепный храм тщательно отреставрирован и представляет собой подлинный шедевр древнеегипетского храмового зодчества. Он относится к своеобразной скальной разновидности «домов миллионов лет».

Недалеко к югу от него в местечке под названием Гурна находится довольно плохо сохранившийся поминальный храм Рамсеса II . С лёгкой руки Шампольона, посетившего храм в 1829 году, он также известен как Рамессеум . Некогда это было внушительное даже по меркам Рамсеса II сооружение, но за прошедшие тысячелетия ему был нанесён значительный ущерб.


К сожалению, поминальный храм великого Рамсеса II в Гурне (известный также как Рамессеум) сохранился довольно плохо.

К юго-западу от Рамессеума располагается поминальный храм Рамсеса III в Мединет-Абу – одна из наиболее впечатляющих религиозных построек Древнего Египта. Здание этого храма по большей части избежало разрушений (если не считать уничтожения вандалами-христианами храмовых статуй и других подобных «мелочей») и прекрасно сохранилось.

Помимо этой знаменитой троицы в фиванском некрополе находится ещё один примечательный «дом миллионов лет» – поминальный храм Сети I в Курне . Расположенный недалеко от Рамессеума и сильно разрушенный, он сегодня почти не известен туристам. Тем не менее, когда-то этот храм был очень важен – именно здесь делала первую остановку статуя бога Амона, когда её во время Прекрасного праздника долины переправляли на западный берег Нила.

Значительно лучше сохранился (и потому более популярен у путешественников) поминальный храм Сети I в Абидосе . Он был посвящён Осирису, Исиде и самому фараону Сети I, при жизни которого храм так и не был закончен. Строительство пришлось завершать уже его сыну, знаменитому Рамсесу II. Одной из главных особенностей этого храма является так называемый Абидосский список царей – высеченный на его стенах перечень всех правивших в Египте фараонов от легендарного Мендеса до самого Сети I.

Великолепными памятниками новоегипетского зодчества являются и скальные поминальные храмы Рамсеса II и Нефертари в Абу-Симбеле . Они расположены на юге современного Египта, в исторической Нубии, и знамениты не только своими выдающимися художественными достоинствами, но и недавней историей их спасения.


Из-за начавшегося в 1960 году возведения Асуанской плотины храмы в Абу-Симбеле (как и множество других археологических памятников южного Египта) оказались в зоне будущего затопления. В 1964 – 1968 годах и большой, и малый (на фото) храмы Абу-Симбела были разрезаны на блоки и перенесены на более высокое место.

Самые хорошо сохранившиеся египетские храмы относятся к последнему тысячелетию существования Древнего Египта – греко-римскому периоду его истории (IV в. до н. э. – VI в. н. э.).

Один из них – находящийся в 60 км к северу от Луксора храм Хатхор в Дендере . Он необычен тем, что не имеет пилона. Зато у него есть сразу два (и притом уникальных) маммисия. Первый был построен фараоном Нектанебом I и является старейшим из дошедших до нашего времени «домов рождения». Второй, наиболее развитый с архитектурной точки зрения из всех известных храмов подобного рода, относится к римскому времени.

Той же богине, что и в Дендере, посвящён построенный в III веке до н. э. храм Хатхор в Дейр-эль-Медине . Он совсем невелик, но зато сохранился относительно нетронутым, включая храмовую ограду из кирпича-сырца.

Один из самых поздних древнеегипетских «домов бога» – храм Хнума в Эсне – находится в 55 км к югу от Луксора. Его начали строить при Птолемее VI, а заканчивать работы пришлось уже римлянам. Сегодня он расположен прямо посреди современного города. От всего храма остался только гипостильный зал, но зато в хорошем состоянии.

Далее на юг, на полпути между Луксором и Асуаном находится храм Хора в Эдфу . На сегодняшний день это самый хорошо сохранившийся египетский «дом бога», и потому он пользуется огромной популярностью у туристов. Храм строился 180 лет, с 237 по 57 годы до н. э., и был закончен Птолемеем XII, отцом знаменитой царицы Клеопатры. Старейший элемент храма – четырёхметровый гранитный наос фараона Нектанеба II, который достался нынешнему птолемеевскому святилищу от более раннего стоявшего на этом месте «дома бога».

Ещё южнее расположен уникальный «двойной» храм Себека и Хора старшего в Ком-Омбо . Он любопытен тем, что имеет необычный «зеркальный» план: храм разделён на две абсолютно одинаковые половины, первая из которых посвящена крокодилоголовому богу Себеку, а вторая – одной из ипостасей древнего египетского бога Хора.

Сразу несколько храмов находилось когда-то и на стратегически расположенном у древней южной границы Египта острове Элефантина (напротив современного Асуана). Два из них – небольшие храмы Тутмоса III и Аменхотепа III – оставались практически нетронутыми вплоть до начала XIX века. К сожалению, в 1822 году они были варварски уничтожены по приказу местных властей (их пережгли на известь). Сегодня на острове сохранились лишь гранитные врата эллинистического периода от храма бога Хнума . Также на острове археологами частично восстановлен храм богини Сатет (супруги Хнума), при котором находился самый большой в Египте ниломер, использовавшийся вплоть до XIX века.

В отличие от Элефантины, где древнейшие археологические находки восходят ещё к раннединастическому периоду, храмы на расположенном немного южнее острове Филэ появились сравнительно поздно. Важным религиозным центром он стал только в период правления Птолемеев. Именно к этому времени относится прекрасно сохранившийся храм Исиды на острове Филэ , который считается самым красивым из всех ныне существующих египетских «домов бога».


Первый пилон и вход в храм Исиды на острове Филэ.

Поднявшись по Нилу ещё южнее, можно увидеть храм Мандулиса в Калабше . Посвящённый местному нубийскому божеству, которого египтяне отождествляли со своим Хором, он был построен во время правления последних Птолемеев и закончен уже при императоре Августе. Первоначально храм находился на берегу Нила в местечке под названием Баб-эль-Калабша в 50 км к югу от нынешней Асуанской плотины. В 1962 – 1963 годах он был разобран на 13 тысяч частей и затем перевезён и воссоздан на новом месте – острове Новая Калабша.

В заключение стоит упомянуть, что в результате грандиозной международной кампании 1959 – 1980 годов по спасению архитектурных памятников Нубии от затопления четыре небольших древнеегипетских храма оказались за пределами Египта. В благодарность за помощь в археологических работах они были подарены Испании (храм Амона из Дебода , ныне стоит в Мадриде), Нидерландам (храм императора Октавиана Августа из Таффы , ныне в Государственном музее древностей Лейдена), США (храм Исиды из Дендура , теперь в нью-йоркском музее Метрополитен) и Италии (скальный храм Тутмоса III из Эллесии , который был перевезён в Египетский музей Турина).

Невозможно переоценить ту степень везения, которая понадобилась всем перечисленным выше храмам, чтобы уцелеть до наших дней. За прошедшие тысячелетия им посчастливилось пережить немало природных невзгод и иноземных нашествий. Но что самое удивительное – они каким-то чудом миновали долгие века религиозной нетерпимости, которая как дамоклов меч висела над ними с тех самых пор, как в них навсегда смолкли голоса жрецов и растаял дым последних воскурений.

К счастью теперь впервые за последние почти две тысячи лет храмы Древнего Египта находятся вне угрозы уничтожения. Они международно признаны как неотъемлемая часть культурной сокровищницы человечества. Многие древнеегипетские храмы входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Разумеется, торжественные службы в их стенах навсегда канули в Лету. Былые обряды сменила шумная туристическая суета, а единственными обязательными для исполнения ритуалами стали фотоаппаратные и сувенирные хлопоты. Но даже сейчас, блуждая по колонным залам и портикам древнеегипетских «домов бога», ещё можно уловить отголосок их былого предназначения. Как и прежде, они горделиво взирают на царящий вокруг них людской хаос, и не смотря ни на что продолжают оставаться твердынями маат – извечного порядка мироздания.