Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Эскадренный миноносец генерал кондратенко. Усовершенствованные "яхты" завода "Вулкан" ("Генерал Кондратенко”, "Сибирский стрелок”, "Охотник”, "Пограничник”). Режиссер: Михаэль Ханеке

Эскадренный миноносец генерал кондратенко. Усовершенствованные "яхты" завода "Вулкан" ("Генерал Кондратенко”, "Сибирский стрелок”, "Охотник”, "Пограничник”). Режиссер: Михаэль Ханеке

Сибирские стрелки Великой войны…

Бойцы, выделявшиеся по своим боевым качествам даже на фоне основной массы прекрасной армейской пехоты России. Гроза противника, решившая участь многих сражений и боев. Обратим внимание на, на наш взгляд, самые важные и показательные факты, характеризующие сибирские стрелковые части и соединения в 1914-1917 гг.


Факт № 1. В годы Первой мировой войны на фронте оказалась без преувеличения целая сибирская армия - 7 Сибирских армейских корпусов (СибАк): 24 Сибирских стрелковых дивизии (включая Сводную) (92 сибирских стрелковых и 4 сводных сибирских стрелковых полка).

Нива 1915. № 16.

Факт № 2. Что же отличало сибирские стрелковые части от остальной пехоты?

Во-первых, в начале войны сибирские стрелковые части имели боевой комсостав с опытом Русско-Японской войны (пополнившись после мобилизации и фронтовиками-стрелками).

Во-вторых, сибирские стрелковые полки имели команды конных разведчиков (в каждой - 100 - 150 человек) - лишь через год боевых действий в пехотных полках появляются аналогичные команды конных разведчиков. Мы писали, какое большое значение сыграла такая мобильная и сильная команда конных разведчиков 2-й Сибирской стрелковой дивизии во время Второй Праснышской операции (см. ).


Сибирский стрелок – боец команды конных разведчиков.

В-третьих, уже в 1915 г. многие сибирские стрелковые части имели собственную артиллерию сопровождения – 37-мм пушки, двигавшиеся в боевых порядках войск (их применение в ходе Второй Праснышской операции в феврале-марте 1915 г. стало важным фактором успеха сибирцев). Основная масса пехотных полков получила 37-мм орудия (4 - 6 пушек в полковой батарее) лишь в 1916 г.


Сибирские стрелки

Факт № 3. Сибирские соединения сыграли огромную роль в исходе целого ряда знаковых операций.

Так, сибирские корпуса прибыли вовремя - чтобы спасти третью столицу России (первые две – Санкт-Петербург и Москва) – Варшаву в сентябре 1914 г. в Варшавско-Ивангородской операции 15. 09. – 26. 10. 1914 г.

Сибирские стрелки в Варшаве. Сентябрь 1914 г.

1-й СибАк отличился под Пясечно. Его бойцы прямо с эшелонов, без поддержки артиллерии, бросились в бой - и спасли положение.

2-й СибАк сражался под Гройцами. По документам корпус потерял до 10000 человек - но был выручен 1-м СибАк.

Контрнаступление 2-й армии отбросило немцев от Варшавы.

Во время штыковых боев в Мочидловском лесу сибирцы захватили много пленных из состава германского 20-го армейского корпуса (сформирован в Юго-Восточной Пруссии; штаб – Алленштейн). Особенно пострадал германский 17-й армейский корпус (сформирован в Западной Пруссии; штаб – Данциг) и резервные соединения и части – наносившие удар в районе Блоне-Прушков. Сибирские и великорусские полки нанесли противнику огромные потери. А многие населенные пункты переходили из рук в руки многократно.

В ходе Первой Августовской операции 12.-30. 09. 1914 г. 3-й СибАк занял г. Августов и вышел немцам в тыл – решив судьбу этой важной операции.

11-я сибирская Стрелковая дивизия 1-го Туркестанского армейского корпуса выручила Осовец.

Свидетельство о боях 30-го Сибирского стрелкового полка [Кодинец А. Славный подвиг 30-го Сибирского стрелкового полка // Военный сборник, издаваемый по Высочайшему повелению. 1916. март. № 3. С. 73-86.] гласило: «К семи часам вечера (17 сентября), уже в сумерках артиллерийский огонь резко оборвался, зато загоравшаяся ружейная перестрелка на правом фланге полка указала на начало наступления немцев. Густыми колоннами из за Гребня у деревни Суха-Весь противник двинулся к переправе через речку Распуду у Ходорки, с видимой целью вытеснить с переправы занимавшие ее роты полка. Однако попытка эта кончилась для пруссаков полной неудачей. Подтянутый из резерва 3-й батальон полка, развернувшись в строй по-ротно, пройдя артиллерийскую нашу позицию, примкнул вплотную к берегу речки, а затем, переправившись у деревни Ходорки на тот берег, открыл по наступавшим немцам губительный огонь пачками и залпами. Огонь этот и, в особенности, выдержанные залпы 10-й роты произвели в рядах немцев страшное опустошение. Остатки цепей скоро в панике разбежались, оставляя на полях груды раненых и убитых. За гребнем немцы снова устроились и, подкрепленные свежими частями, снова пошли в атаку, но с теми же результатами. Только к восьми часам вечера, когда уже совершенно стемнело, попытки отобрать у нас переправу прекратились. Перестрелка затихла, совсем и только стоны многочисленных раненых немцев нарушали водворившуюся кругом общую тишину …».

Затем новые бои, и к 13 часам 18 сентября в резерве остался лишь знаменный взвод. К счастью в это время к правому флангу подошел вернувшийся к полку 4-й батальон. Опираясь на свежий батальон, полковник М. В. Ижицкий решил постепенно вывести весь полк из под перекрестного огня и расположиться на высоте фольварка Концебор. Укрепившись 1-й ротой в выселке Стоки, полк начал отходить перекатами. При отходе, хотя ротам и было указано новое направление, люди, инстинктивно поворачиваясь лицом к косоприцельным выстрелам противника справа - отошли значительно южнее от новых позиций, из-за чего на линии фольварка Концебор боевой порядок полка оказался слишком растянутым и отброшенным от дороги на Сувалки. Но «пруссаки, приняв передвижение за вынужденное отступление», около 17 часов начали энергичное наступление от выселков Стоки и Малый Концебор - и левофланговые роты дрогнули, начав отходить назад.

И тогда в цепь бросился сам командир полка, начавший подбадривать отходивших бойцов. Трижды он останавливал отступавших и лично водил их в штыковые атаки против германцев. Мягкая почва, размокшая под ливнем, очень затрудняла продвижение. Но сибирские стрелки, сбросив все снаряжение, с криком «ура» атаковали - с одними винтовками. В итоге германцы под этими ударами быстро остановили свое наступление. Части были приведены в порядок, сформированы сводные роты – и под командованием офицеров они снова двинулись вперед, поддержав штыковые атаки товарищей. Столь настойчивые атаки смутили германцев - и натиск последних прекратился.

6 раз, как бурный поток, смывавший все на своем пути, доблестный полк обрушивался своими штыками на германцев – и весь лес был буквально усеян трупами врага. Германское наступление было окончательно сломлено. И остатки полка, выйдя из сферы огня, расположились на отдых южнее Восточной Кириановки.

Поставленная задача - прикрыть с фланга операции корпуса, 30-м Сибирским полком в трехдневной битве с целой германской дивизией была успешно и доблестно выполнена. Несмотря на большие потери, долг «перед Царем и Родиной» был исполнен - хотя полк и понес большие потери как в офицерском, так и в рядовом составах. Прикрывая фланги и тыл корпуса, своею кровью он обеспечил успех этой операции: без помехи со стороны Ходорки, Кириановки и Щебры. Г. Сувалки был взят русскими, и германцы «побежали назад через свою границу».

О том насколько меньшие потери несли русские войска именно в штыковых боях, свидетельствуют потери за 17-20 сентября, которые выразились в таких цифрах: 7-я Сибирская дивизия - пало 9 офицеров и 123 стрелка, ранено 19 офицеров и 629 стрелков, пропало без вести 130 нижних чинов. При этом одних здоровых немцев было пленено 700 человек (а также много раненых, особенно в госп. дв. Довспуды). Р. И. Малиновский, сражавшийся в 1914 г. рядовым под Сувалками, вспоминал, какими упорными были штыковые схватки у сибиряков - но германская пехота, окрыленная недавними успехами, не сдавалась. А затем, разобравшись с кем имеет дело и потеряв боевую устойчивость, отступила [Малиновский Р. Я. Солдаты России. М., 1978. С. 100.] .

Сибирцы отличились и в Лодзинской операции 29. 10. – 06. 12. 1914 г.

29-30 октября, сражаясь у Влоцлавска, 5-й СибАк выдерживал натиск 3-х германских корпусов (2 армейских и резервный), не позволив обойти свои фланги или прорвать фронт. После подхода 6-го СибАк обстановка была стабилизирована. 5 ноября 27-й и 28-й Сибирские полки, атаковав германские окопы у дер. Чершпинен, во время штыковой атаки овладели редутом на выс. 158 и окопами. Сибирцами были захвачены 21 орудие, 1 офицер, 87 солдат [РГВИА. Ф. 2280. Оп. 1. Д. 338, л. 16.] и несколько пулеметов.

А 8 ноября в ходе ожесточенного сражения на левом фланге 5-й армии 1-й СибАк при поддержке 19-го АК нанесли контрудар, вынудив противника к беспорядочному отступлению с большими потерями (германская 38-я пехотная дивизия была разбита). И 5-я армия парализовала южную «клешню» наступления германцев под Лодзью.

2-й СибАк сражался в составе 2-й армии.

А 6-я Сибирская стрелковая дивизия, входившая в Ловичский отряд, совместно с 63-я пехотной дивизией достигли значительного успеха, замкнув кольцо окружение вокруг группы Р. Шеффер-Бояделя и захватив Колюшки и Брезины (причем при занятии Брезин дивизия освободила 600 пленных русских и захватила более 100 лишь не раненых немцев). Но она не была усилена – и в ходе ночного боя 11 ноября войска Р. фон Шеффер-Бояделя, прорвав фронт 6-й Сибирской, вырвались из окружения. Причем сибирцы успешно сражались, захватив 300 пленных, 2 батареи в комплекте (с зарядными ящиками и запряжками) и много пулеметов, но немцы обошли ее фланги. Остатки соединения отошли: часть ко 2-й армии, а около 1,5 тыс. бойцов прорвались к Скерневицам.

В ходе Второй Августовской операции 25. 01. – 13. 02. 1915 г. вновь довелось отличиться 3-му СибАк 10-й армии. Корпус парировал южную охватывающую клешню со стороны двукратно превосходящего 10-ю армию противника - что позволило организовать отход главных сил армии. В результате вместо окружения всей 10-й армии немцам удалось окружить только отставший 20-й армейский корпус. А затем 26-й Ак и 3-й СибАк при поддержке крепости Осовец остановили германское наступление перед р. Бобр.

Вторая и Третья Праснышские операции 7 февраля – 17 марта и 30 июня – 5 июля 1915 г. соответственно – яркие страницы боевой славы сибирских стрелков. В ходе первой из них 1-й и 2-й СибАк переломили ход операции, разгромив 2 германских корпуса. Трофеями наиболее отличившегося – 1-го СибАк стали 10000 пленных немцев. В ходе второй операции 1-й СибАк, 11-я Сибирская стрелковая дивизия 1-го ТуркАк и части 4-го СибАк погасили активность превосходящих сил германских войск, способствовав благополучному отходу 1-й армии.

Главная заслуга в успешном проведении Виленской операции 9. 08. – 19. 09. 1915 г. принадлежала 3-му СибАк, 2-му АК, Гвардейскому и 1-му Конному корпусам - которые пресекли охват противника и обеспечили развертывание войск 2-й армии.

Действовали СибАк и в ходе Нарочской операции 5 – 17 марта 1916 г. (1-й в составе группы М. М. Плешкова, 4-й в составе группы Л.-О. О. Сирелиуса и 3-й в составе группы П. С. Балуева), а также в ходе летней кампании 1916 г.

В Митавской операции в декабре 1916 г. главный удар на Митаву наносил 6-й СибАк (3-я и 14-я Сибирские стрелковые дивизии), усиленный Латышской стрелковой дивизией. 5-й Сибирской дивизии 2-го СибАк предстояло решительным наступлением облегчить главный удар. В темную ночь на 23-е декабря при 20-градусном морозе стрелки без выстрелов кинулись вперед. Успех оказался полным – был смят германский 60-й корпус (его 106-я дивизия была полностью разгромлена и потеряла всю артиллерию). Русские взяли свыше 1000 пленных и 33 орудия - из них 15 захвачены особо отличившимся 56-м Сибирским стрелковым полком. Германцев было «переколото без счета», а также захвачено 40 пулеметов и 18 минометов. Причем 6-й СибАк прорвал оборону немцев сразу в 2-х местах.

В ходе июльского наступления 10-й армии 1917 г. именно частям 1-го СибАк удалось овладеть Новоспасским лесом и кревскими укреплениями, захватив 14 офицеров и 1250 рядовых, 50 пулеметов и 20 бомбометов германцев.

А в Рижской операции 19 – 24 августа 1917 г. бойцы 2-го и 6-го СибАк вновь подтвердили свою высокую боевую репутацию – вопреки тенденциям, свойственным для разлагающейся основной массы Действующей армии. На плечи комкора 2-го СибАк генерал-лейтенанта В. Ф. Новицкого во многом легла тяжесть проведения операции – из которой 12-я армии ухитрилась выйти относительно благополучно, избежав оперативного окружения. Отряд, возглавляемый командиром 6-го СибАк генерал-лейтенантом В. Е. Вязьмитиновым, отличился в арьергардных боях.

Сибирские части и соединения стали мощным каркасом в составе армий, которые имели честь получить их в свой состав, отличивших практически во всех крупных наступательных и оборонительных операциях с их участием.

10.10.2008 в 20:00, просмотров: 1020

ИСТОРИЧЕСКАЯ МЕЛОДРАМА


“АДМИРАЛЪ” (Россия, 2008)


Режиссер: Андрей Кравчук.

В ролях: Константин Хабенский, Елизавета Боярская, Сергей Безруков, Анна Ковальчук, Владислав Ветров, Егор Бероев, Николай Бурляев, Виктор Вержбицкий, Федор Бондарчук.

Продолжительность: 123 мин.

Начало прошлого века. Переломный момент для всей России. Переломный момент в жизни морского офицера Александра Васильевича Колчака. В 1914 году команда эскадренного миноносца “Сибирский стрелок” под его командованием топит германский крейсер “Фридрих Карл”, во много раз превосходивший российский миноносец по огневой мощи. В августе 1915-го в Гельсингфорсе он знакомится с супругой своего сослуживца Анной Тимиревой, которой суждено стать единственной любовью в его жизни. Удача на поле боя, признание заслуг императором, уважение друзей и любовь прекрасных женщин… Все это было. А впереди Колчака ждет еще много испытаний, куда более значимых, чем он мог себе предположить…

ТРИЛЛЕР


“ЧУЖОЙ ЛЕС” (США, 2007)


Режиссер: Тони Джилио.

В ролях: Джош Рэндолл, Брианна Браун, Ник Сирси, Бет Бродерик, Саша Роузманн, Т.В.Лешнер, Брэнден Р. Морган, Райан Макги.

Продолжительность: 100 мин.

Двое молодых людей, Майкл и Шерил, отправляются в национальный заповедник на западе штата Вирджиния, чтобы уединиться на лоне природы. Местный егерь рекомендует им следовать по тропе Доннера или направиться к мосту Ивового ручья, однако парочка предпочитает последовать совету случайной советчицы Айды Форестер, которая во всевозможных красках описывает пейзажи и водопады местечка под названием Тимбер-Фолз. Неприятный инцидент с местными хулиганами навевает Шерил идею избавиться от патронов, которыми заряжен револьвер Майка, якобы для того, “чтобы никого не поранить”. Вечером парочка разбивает лагерь, а наутро Шерил кто-то похищает. Отправившийся на ее поиски Майк обнаруживает, что его суженую захватили свихнувшиеся члены семейки религиозных фанатиков.

Отказавшись от многочисленных попыток улучшить собственный генофонд при помощи инцеста, похитители предложили Шерил поучаствовать в облагораживании их рода…


ТРИЛЛЕР


“ЗАБАВНЫЕ ИГРЫ” (США, 2007)

Режиссер: Михаэль Ханеке.

В ролях: Наоми Уоттс, Тим Рот, Майкл Питт, Брэйди Корбет, Шавон Фэллон, Девон Герхарт.

Продолжительность: 107 мин.

Тот злополучный уик-энд начинался для Джорджа, Энн и их маленького сынишки вполне благопристойно. Заплыв на яхте, барбекю на заднем дворе, партия в гольф с друзьями. Все планы летят в тартарары, когда перед воротами появляются двое молодых людей, которых семья по роковой ошибке принимает за гостей соседей. Нафталинно-вежливые непрошеные гости ежесекундно меняют милость на гнев и обратно, демонстрируя наглядный пример неконтролируемой агрессии. Не в силах справиться с такими перепадами настроения молодых людей, семья вынуждена подыгрывать психопатам - ведь на кону стоят их жизни…

УЖАСЫ/ФАНТАСТИКА


“ЧУЖОЙ” (США, 2002)


Режиссер: Джей Эндрюс.

В ролях: Пэтрик Мэлдун, Тереза Расселл, Билли Кин, Тамара Дэвис, Дэниэл Куинн, Лиди Денье, Кертис Армстронг.

Продолжительность: 85 мин.

Ученые, занимающиеся исследованием космоса, готовы к покорению Марса. Биологи культивировали организм, способный к терраформированию - на Красной планете решено изменить атмосферу для подготовки к колонизации землянами. В результате аварии на шаттле “чужой” так и не добрался до Марса. Более того, из своего лабораторного заключения на Земле совершает побег еще одна “запасная” особь. Вскоре выясняется, что помимо углекислоты чудовище с удовольствием готово полакомиться органикой. И, как водится, ученые позаботились о том, чтобы их детище было практически неуязвимо…


Миноносец Сибирскій Стрѣлокъ, ставший в СССР СКР "Конструктор"

В начале я думал просто описать эпизод из боевого пути Ладожской флотилии, когда после попадания 250-кг бомбы, уцелевший экипаж СКР "Конструктор" спас свой корабль, а затем в чудовищных условиях зимы 1941 г. в Ленинграде восстановил его из подручных средств. Уже в следующем году корабль снова вышел в озеро для несения ежедневной боевой службы. Но, так выходит, что Ладожская флотилия времен ВОВ, собранная и вооруженная "из того, что было", состояла из кораблей, боевой путь практически каждого из которых насыщен участием во многих событиях, которыми изобиловала первая половина 20-ого века. Следы бывшего эсминца Балтийского флота "Сибирскій Стрѣлокъ", позднее ставшего ладожским СКР "Конструктор", встречаются то тут, то там в тесной связи с эпохой и представляют интерес не только, как корабельная судьба.

"ЧЕРНЫЙ КРЕЙСЕР"
Среди кораблей, воевавших в 1941-44 на Ладоге в составе Ладожской флотилии, выделялся родословной и своим черным угольным дымом сторожевой корабль "Конструктор".
Ровесник "Авроры", заказанный в числе 24 эсминцев для действий на Дальнем Востоке, корабль не успел к Цусиме. Опоздав на одну войну, он активно принял участие в следующих, несколько раз должен был погибнуть, но всякий раз возрождался, был любим своим экипажем, не единожды защищал северную столицу и служил стране на протяжении почти полувека.


"ДОБРОВОЛЬЦЫ"


Миноносцы Генералъ Кондратенко и Сибирскій Стрѣлокъ, достройка на плаву в Хельсинки. 1905-1906 гг.

“Сибирскій Стрѣлокъ” - так сначала назывался этот эсминец, относился к серии минных крейсеров (с 1907 года их стали называть эскадренными миноносцами), постройку которых финансировал “Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования”. За кораблями этой серии закрепилось название “добровольцы”.
Проект разработали конструкторы завода “Вулкан” по тактико-техническому заданию главного корабельного инженера Санкт-Петербургского порта генерал-майора Д. В. Скворцова. Корпус корабля был заложен в марте 1905 года на верфи акционерного общества «Сандвикский корабельный док и механический завод» в Гельсингфорсе, спущен на воду 6 сентября того же года и вошёл в состав Балтийского флота в июне 1906 года.


"Сибирскій стрѣлокъ" в море на ходу

Головной корабль серии получил название "Генералъ Кондратенко" - в память о герое обороны Порт-Артура, погибшем на фортах крепости в декабре 1904 года. Три других с одобрения лично Государя Императора назвали в честь подразделений русской армии, отличившихся в боях с японцами: "Сибирскій Стрѣлокъ", "Охотникъ" и "Пограничникъ".

"В мае 1907 г. в дни 204-летия основания Петербурга отряд в составе 25 кораблей вошел в Неву и отдал якоря под окнами Зимнего дворца. Впервые после канонерских лодок флот представлял столице свое новое пополнение. Впервые открытые для обозрения корабли в течение четырех дней подверглись неслыханно массовому нашествию толп петербуржцев. Люди с неподдельными интересом и восхищением осматривали корабли, включая внутренние помещения. Офицерские вахты наблюдали за порядком. Гордые за свои новые корабли, матросы безбожно и вдохновенно преувеличивали характеристики их техники и оружия. Беседам и расспросам не было конца. Газеты помещали обширные репортажи и рассказывали об устройстве кораблей. Это был исключительно удачный шаг властей, способствовавший неслыханному взлету популярности народных кораблей и всего флота."
Корабль служил в составе Отряда минных крейсеров, которым в 1906-1908 командовал Н.О. Эссен.

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
Начав войну в составе 1-й Минной дивизии, корабль отметился участием в нескольких знаковых операциях на Балтике, что послужило поводом кинодеятелям Первого канала упомянуть его в морской батальной сцене с участием Колчака (в то время он служил в штабе Эссена) в одноименном фильме.


Кадр из фильма "Колчак"

Традиционно художники видят, как они видят, и в фильме выдаваемый за "Стрелка" корабль срисован с абсолютно другого типа миноносца времен Порт-Артура, а в реальности эсминец мог встретить крейсер SMS Friedrich Carl разве что в виде "Летучего Голландца", так как означенный германский крейсер покоился на дне с ноября 1914 г, подорвавшись на минах, выставленных миноносцами нашей Минной дивизии у Мемеля.
Всего с октября 1914 года по февраль 1915-го выставили 490 мин, на которых, помимо указанного Фридриха Карла, подорвались и пошли на дно два транспорта и два тральщика противника; несколько других кораблей, в том числе гидроавиатранспорт, получили серьезные повреждения.


Особый полудивизион до Первой мировой войны у берегов Англии. Справа налево: Генералъ Кондратенко, Сибирскій Стрѣлокъ, Охотникъ.

Момент вступления в войну миноносцев Балтийского флота выглядил примерно так:
"Готовые к постановке мин заградители и миноносцы уже 14/27 июля 1914 г. заняли исходные позиции в различных участках шхер. Ровно в полночь с 16 на 17 июля 1914 г. из радиорубки крейсера была дана 9 раз повторенная условная радиограмма: "Морские силы и порты. ДЫМ, ДЫМ, ДЫМ. Оставаться на местах. Ком. Мор. Сил. Балт. Моря". Это означало: "начать мобилизацию. Вскрыть оперативные пакеты."
Днем "Охотник" под флагом командующего флотом, сопровождаемый "Пограничником", прибыл на рейд Поркалла-Удд, где с грузом мин, охраняемый 4-м дивизионом, сосредоточился отряд заградителей. Адмирал на каждом заградителе обращался к командам с речью о союзническом долге России, которая должна поддержать Сербию, и об исключительности задачи, стоящей перед заградителями. В 4 часа утра 18 июня от главнокомандующего великого князя Николая Николаевича была получена телеграмма: заграждение разрешалось поставить. В 11 час. 20 мин. операция была закончена. Путь врагу к столице империи преградило мощное минное поле из 2119 (по другим данным, 2489) мин."Р.М. Мельников "Эскадренные миноносцы класса Доброволец"

"Сибирскій Стрѣлокъ" вместе с остальными эсминцами своего дивизиона участвовал в боях за Моонзунд. Во время "Церельской побудки" эсминец получил два попадания 150-мм снаряда. Но судьба в первый раз сохранила корабль – при таких серьезных попаданиях он сумел обойтись даже без потерь в людях.
Летом 1916 года русский флот готовился к большой операции по высадке в Курляндии, которую царь в конечном итоге отменил. Эсминец отрабатывал стрельбу по берегу на одном из островов в Моонзунде.


"Добровольцы" в походном строю

Во время Ледового перехода 1918 г. Балтийского флота из Гельсингфорса, корабль пришлось спасать во второй раз - затертый льдами, он получил повреждения корпуса и гребного вала.

ЛАДОГА
Попав после революции на хранение, бывший эсминец в 1925 прошёл капитальный ремонт и был передан Остехбюро, став опытовым судном «Конструктор» для испытания новых образцов морского оружия. В нескольких источниках обозначено участие "Конструктора" в Зимней войне 1939-40.
С началом боевых действий ВОВ в прибрежных водах Ленинграда в августе 1941 бывший эсминец переклассифицировали в сторожевой корабль. А уже 9 сентября 1941 г. «Конструктор» вместе с канлодкой «Вира» и «морским охотником» МО-206 вел массированный огонь по десанту финнов в сражении за остров Рахмансаари.

"Урожденных", т.е. непеределанных из гражданских судов, крупных боевых надводных кораблей в Ладожской флотилии было всего два (оба "сторожевика": "Конструктор" и СКР советской постройки "Пурга"). В этом качестве корабль отслужил на Ладоге до самого конца боевых действий, занимаясь, как и все корабли флотилии буквально всем: от буксировки и охраны барж для Ленинграда, до обстрелов побережья, дозорных и десантных операций. Густой черный угольный дым был визитной карточкой старого корабля, в то время как на других кораблях флотилии за само появление этого демаскирующего признака созывались партсобрания с оргвыводами.


СКР "Конструктор" в составе Ладожской флотилии, 1943.

ТЯЖЕЛО РАНЕН, НО НЕ ПОБЕЖДЕН
4 ноября 1941 года «Конструктор», стоя на рейде у Осиновецкого маяка, принимал эвакуируемых из Ленинграда - рабочих и инженерно-технических работников с семьями. «Конструктор» накануне вернулся с боевого задания - он обстреливал укрепленные позиции у деревни Марьино, вблизи Шлиссельбурга. На выходе из гавани «Конструктор» получил прямое попадание 250-кг авиабомбы с немецкого бомбардировщика. Взрывом была смята носовая оконечность, все находившиеся в ней члены экипажа и гражданские лица погибли. Героическими усилиями экипажу удалось подкрепить переборку 2-го машинного отделения и приостановить поступление воды. Корабль удалось сохранить на плаву и эвакуировать беженцев и большую часть экипажа. Была предпринята попытка отбуксировать его кормой вперёд в бухту Морья, однако уже 25 ноября тяжело повреждённый сторожевик ходе шторма был выброшен на отмель, а носовая оконечность оторвана окончательно. Казалось бы, корабль погиб, но оставшиеся в живых члены экипажа не хотели с этим смириться.

"Искалеченный корабль остался зимовать на рейде бухты Морье. Когда озеро покрылось льдом, по настоянию оставшихся на корабле моряков начались подготовительные работы с целью восстановить боеспособность корабля хотя бы в качестве плавучей батареи. Под водой была отрезана поврежденная носовая часть, представлявшая собой груду изуродованного металла. На корабле продолжалась жизнь. У орудия дежурили боевые расчеты, которые открывали огонь по немецким самолетам, налетавшим на базу. Под парами держался один котел, топливом для него были дрова, полученные из растущего на берегу леса.

Моряки настойчиво просили командование флотилии разрешить им своими силами восстановить носовую часть корабля и вернуть его в строй действующих. Специалисты-кораблестроители считали, что в условиях не оборудованного судоподъемными средствами берега, при отсутствии элементарно необходимого заводского оборудования сделать это совершенно невозможно. И все же в конце декабря предложение моряков было одобрено.
Вначале думали сделать носовую часть деревянной, как у баржи. Но такой вариант был не по душе морякам. В конце концов, по предложению командира электромеханической боевой части старшего лейтенанта П. А. Можейко моряки и судоремонтники приступили к изготовлению укороченной на 5 метров (из-за недостатка металла) носовой части корабля из листовой стали (в условиях блокадного Ленинграда на Ижорском заводе была изготовлена замена носовой части, весной 1943 года её доставили в Осиновец), присоединив ее к корпусу по временной схеме.


Восстановленный СКР "Конструктор" с укороченным баком.

После испытаний сторожевой корабль «Конструктор» с присоединенной на болтах носовой частью совершил под командованием старшего лейтенанта М. Ф. Пантелеева переход в главную базу флотилии Новую Ладогу, во время которого провел стрельбы из орудий главного калибра для испытания корпуса корабля в новом его качестве. В доке Новой Ладоги болты временного крепления носовой части были заменены заклепками с электросваркой, после чего сторожевой корабль «Конструктор» вступил в строй и с осени 1942 года снова принимал участие во всех боевых делах флотилии." Русаков З. Г. Нашим морем была Ладога: Моряки Ладожской военной флотилии в битве за Ленинград. - Л.: Лениздат, 1989.


"Конструктор" в конце 1950-х.

3 января 1945 года «Конструктор» был вновь разоружён и переведён в состав опытных судов. 10 июля 1956 года он был переклассифицирован как бон-отопитель «ОТ-29», 1 июня 1957 года же исключён из списков ВМФ и сдан на слом. Так закончил свой путь верный служака, ставший свидетелем и активным участником событий неспокойного 20-ого века, не раз защитивший наш город.

Осенью 2012 г. со дна Ладоги подняли якорь "Конструктора" и передали его в музей.

сторожевой корабль «конструктор»

С. Д. Климовский (ЦВММ)

Сторожевой корабль «Конструктор» - один из заслуженных ветеранов отечественного ВМФ, в составе которого он прослужил более 50 лет. Построенный в Гельсингфорсе на добровольные пожертвования народа в 1906 г. как минный крейсер (с 1907 г. - эскадренный миноносец) под наименованием «Сибирский Стрелок», он принял активное участие в боевых действиях на Балтике в период первой мировой войны. В 1925 г. эсминец передали Остехбюро ВСНХ и перевели в класс опытовых судов. В 1926 г. сообразно новому назначению его переименовали в «Конструктор». С 1939 г. корабль состоял в распоряжении Научно-испытательного минно-торпедного института ВМФ, обеспечивая проведение испытаний многих перспективных видов морского оружия.

Приказом наркома ВМФ адмирала Н. Г. Кузнецова 25 июня 1941 г. из учебного отряда военно-морских учебных заведений была сформирована Ладожская военная флотилия (ЛВФ). Перед ней поставили боевые задачи: обеспечение перевозок в бассейне озера, а в случае выхода противника к берегам Ладожского озера - огневое содействие флангу армии. В числе десяти кораблей Краснознаменного Балтийского флота в состав ЛВФ передали и «Конструктор». Вооружение опытового судна закончили 2 августа. На нем установили три 100-мм, два 45-мм орудия, счетверенный 7,62-мм пулемет М-4 и оставили однотрубный 53-см торпедный аппарат. После этого «Конструктор» перевели в класс сторожевых кораблей (СКР). Командовал им известный на Балтике капитан 2-го ранга Г. А. Зееланд.

10 августа «Конструктор» прибыл на Ладогу, активно включившись в боевые действия ЛВФ. Он участвовал в обороне о. Валаам, а после неудачной попытки кораблей ЛВФ эвакуировать гарнизон о. Рах-масаари и его захвата финнами, 11 сентября в составе группы кораблей нанес по острову огневой удар.

17 сентября «Конструктор» участвовал в эвакуации гарнизона маневренной базы с о. Валаам, а 23-го с аналогичной целью выходил к о. Коневец.

По приказанию командующего КБФ вице-адмирала В. Ф. Три-буца для артиллерийской поддержки правого фланга 54-й армии был сформирован отряд кораблей в составе СКР «Конструктор», канонерской лодки «Лахта» и катера МО № 205. С 20 по 24 октября корабли дважды выходили на огневые позиции для обстрела командных пунк-

тов и боевого расположения противника на южном побережье Ладоги.

7 октября, когда на рейде Новой Ладоги «Конструктор» принимал уголь с баржи, в 12ч 30 мин германский самолет с высоты 800 м сбросил четыре осколочно-термит-ные бомбы, упавшие по левому борту, самая близкая - в полутора метрах от «Конструктора». Осколками были убиты шестеро (в их числе командир корабля Г. А. Зееланд) и ранены 16 чел. Командование принял помощник командира М. Ф. Пантелеев, сам тяжело раненный при налете.

Корабль получил в районе ватерлинии шесть надводных пробоин (длина самой большой 15 см, ширина - 8 см) и около шестидесяти мелких, диаметром до 3 см. В машинном и котельном отделениях осколки повредили электрооборудование и перебили ряд трубопроводов. Начавшийся пожар потушили через 20 мин. Личный состав заделал пробоины койками и специальными аварийными щитами с мягкой прокладкой, заготовленными заранее. В тот же день на сторожевике для усиления средств ПВО установили два 12,7мм пулемета ДШК.

4 ноября 1941 г. спасательный корабль «Сталинец» доставлял на «Конструктор» пассажиров - эвакуируемых рабочих и инженерно-технических работников ленинградского завода имени К. Е. Ворошилова вместе с семьями. К вечеру на борт корабля приняли 256 чел.

Около 19 ч «Конструктор» снялся с якоря и, развив скорость 17 уз, взял курс на Новую Ладогу.

Сторожевой корабль «Конструктор» до и после повреждений. 1941 г. (с рисунков очевидца - старшины 2-й статьи Сафронова]

ИСТОРИЯ СУДОСТРОЕНИЯ VI ФЛОТА судостроениГ32005

За ним следовал СКР «Пурга». Вылетавшие из труб искры и густой дым - следствие угольного отопления котлов - демаскировали корабль. Спустя 15 мин «Конструктор» был неожиданно атакован с высоты 150-200 м одиночным бомбардировщиком. Сброшенные им две бомбы легли в 30 м за кормой. Через 10 мин из-за облаков вынырнул другой самолет и сбросил две 250-кг бомбы, которые попали в носовую часть, пробили настил полубака, верхнюю и нижнюю палубы и взорвались - одна в носовом арт-погребе, другая - в кубрике № 2. Корпусные конструкции разрушились, палубы получили прогиб, и вся носовая оконечность «повисла» в воде, держась на двух поясьях наружной обшивки у киля. «Конструктор» с дифферентом на нос стал погружаться в воду.

С носовой частью затонуло первое котельное отделение. В смежном отсеке второго котельного отделения от взрыва бомбы разрушилась кирпичная кладка котла.

Из разорванных водогрейных трубок повалил пар. Переборка, отделяющая второе котельное отделение от первого, выгнулась и еле сдерживала напор. Через разошедшиеся швы, выбитые заклепки и клинкеты угольных бункеров вода быстро затопила отсек. Сквозь крепежные отверстия вырванных болтов привального бруса вода проникала в угольные ямы третьего котельного отделения. Положение корабля было критическим...

Личный состав электромеханической боевой части под руководством инженер-механика воентехника 1-го ранга П. А. Можейко немедленно привел в действие аварийные механизмы и включил освещение. Котельный машинист М. А. Терехов в полузатопленном отсеке запустил водоотливные насосы. Аварийная партия под руководством старшины группы машинистов З. А. Новикова, в составе старшины группы котельных машинистов Г. И. Струкова, М. А. Терехова, машиниста А. М. Мохова и других ко-

Положение СКР «Конструктор» в момент наибольшего дифферента

рабельных специалистов приступила к заделке пробоин и подкреплению переборок упорами. Через 30-40 мин поступление воды в корабль удалось прекратить, но его положение оставалось угрожающим - дифферент на нос достиг 4,5 м. Крен на левый борт удалось уменьшить до 1°. Два котла, обе машины и линии валов, к счастью, повреждений не имели, и корабль, как доложил Можейко командиру корабля капитану 3-го ранга Г. А. Купидонову, мог дать задний ход и даже самостоятельно дойти до базы.

Подошедшая к борту «Конструктора» канонерская лодка «Бурея» сняла с него 106 оставшихся в живых пассажиров. Прибывший с канлодкой командир дивизиона капитан 3-го ранга К. М. Балакирев решил снять с пострадавшего корабля и основную часть экипажа, оставив на борту для борьбы за живучесть лишь 15 человек во главе с корабельным инженер-механиком. Оставшиеся также на «Конструкторе» его командир, военком политрук В. П. Антохин и корабельный врач С. П. Даниличев в действия аварийной команды не вмешивались.

Благодаря мужеству и умелым действиям личного состава электромеханической боевой части и боцманской команды корабль удалось спасти. Однако в ходе атаки вражеских самолетов погибли 32 моряка и шестеро получили ранения.

^достюЕ^Е 3 ИСТОРИЯ СУДОСТРОЕНИЯ И ФЛОТА

Работы по восстановлению носовой оконечности «Конструктора» и схема присоединения носовой части. Июль 1942 г.

В ночь на 5 ноября кормой вперед, с большим дифферентом на нос и торчащими из воды лопастями гребных винтов, подрабатывая машинами, «Конструктор», буксируемый спасательным кораблем «Сталинец» и пароходом «Орел», вошел в пустынную бухту Морье. Спустя 10 дней приступили к снятию вооружения с притопленной носовой оконечности, прочно сидевшей на мели. Ударами о грунт во время шторма 25 ноября носовую часть почти полностью оторвало, и «Конструктор» вместе со льдами отнесло к берегу на четырехметровую глубину, где он и оставался всю зиму.

После замерзания озера к работе приступили водолазы, отделившие по 113-й шп. подводной автогенной и электрической резкой искореженную носовую оконечность от остального корпуса. На искалеченном сторожевике продолжал службу 31 моряк. Боевые расчеты дежурили у зенитного орудия и открывали огонь по вражеским самолетам, пытавшимся атаковать базу Морье. Для отопления корабля один котел постоянно держали под парами. Каждые сутки требовалось 5-6 кубометров дров, которые доставляли на санях за 6-7 км.

Решением Военного Совета КБФ от 27 декабря 1941 г. было приказано корабль восстановить при первой возможности после ввода в док, а заказ на изготовление носовой оконечности разместить на ленинградских заводах. Однако поскольку полное восстановление корабля в блокадном Ленинграде оказалось невозможно, приняли предложение экипажа о воссоздании «Конструктора» в качестве плавучей батареи.

В устье реки Морье устроили импровизированный стапель, плаз разбили на полу Морьинской церкви. От задуманной поначалу деревянной носовой части - для обеспечения передвижения плавбатареи своим ходом - вскоре отказались. По предложению командира электромеханической боевой части корабля П. А. Можейко моряки и судоремонтники приступили к изготовлению укороченной до 5 м (из-за нехватки листовой стали) носовой оконечности. Некоторые конструкции выше ватерлинии пришлось выполнить из дерева.

По эскизам, разработанным П. А. Можейко и представителем технического отдела флотилии капитаном 3-го ранга И. Н. Ройтма-ном, который руководил работами в целом, на Ижорском заводе по деревянным шаблонам вырезали детали набора и листы наружной обшивки и настила палуб.

В апреле 1942 г. после водолазных работ корабль поставили на ровный киль и к 20 мая закончили все подготовительные работы. Шестью днями раньше на береговом стапеле под руководством инженера Ижорского завода В. Е. Гаевского приступили к сборке носовой оконечности. 17 мая на Ладоге разразился сильный шторм. Подвижкой льда «Конструктор» сорвало с якорей, но его удалось увести в безопасное место.

Собранную носовую оконечность, предварительно испытанную на берегу на водонепроницаемость наливом воды, 10 мая спустили на воду и доставили к кораблю. После сверления отверстий во фланцах соединяемых частей водолазы скрепили их 310 болтами. Работы затруд-

  • ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ «СЕРДИТЫЙ»
    Пересмотрел намедни "Адмирала". Ради интереса стал брать на карандаш наиболее бросающиеся в глаза глюки. Получилось следующее:
    ---
    1916 г. Балтика. В германских терводах эскадренный миноносец «Сибирский стрелок» ставит мины…

    Начнём с того, что такой эсминец в 1916-м на Балтийском море был. Вот только выглядел он совсем иначе. Значительно крупнее – практически вдвое против того корабля, который мы видим в «Адмирале». Плюс к тому «Стрелок» был двухтрубным. Так что под названием «Сибирский стрелок» киношники преподносят нам 3D-изображение совсем другого корабля – жутко устаревшего к началу Первой мировой четырёхтрубного эсминца типа «Буйный», постройки конца XIX – начала XX в. Такие воевали в русско-японской, а в 1916-м уже считались безбожной рухлядью, в лучшем случае доживая жизнь посыльными судами. Почему же произошла странная подмена «Стрелка» «Буйным»? Мне видится только одна причина. Думается, что изначально «Адмиралъ» должен был захватывать и порт-артурский период жизни Колчака. Во время русско-японской Александр Васильевич прославился, командуя очень похожим на «Буйный» кораблём – эсминцем «Сердитый». Так что «Буйный» идеально ложится в антураж Порт-Артурской эпопеи. Но… Но потом, надо полагать, этот эпизод из сценария был вырезан, а вот дорогостоящая прорисовка корабля осталась. Ну не выкидывать же её было, верно? Вот и выплыл в 1916-м к берегам Германии четырёхтрубный призрак из прошлого. Ситуация тем более казусная, что на официальном сайте фильма фотография подлинного «Стрелка» вполне себе фигурирует! На десерт ещё один маленький, но смешной момент. Киношный «Буйный»-«Сибирский стрелок» дымит только двумя из своих четырёх труб. Значит на корабле работает только половина котлов. Значит, если из густого тумана внезапно выскочит противник, то перегруженный морскими минами, а потому дьявольски уязвимый (один осколок жахнет в мину и кораблик распылит в атомы) эсминец даже не сможет попытаться скрыться. Да за подобное командира корабля можно сразу под суд отдавать!..

    Что ж, со «Стрелком» разобрались. Разберёмся и с тем, чем он занимается. «Стрелок», вроде как с ещё двумя эсминцами («Пограничником» и «Охотником», в реале вместе с «Сибирским стрелком» входившими в полудивизион эсминцев особого назначения, действительно предназначенного для активных минных постановок) ставит мины. Скорее всего – весной. Очень натурально, надо сказать, ставит. Но совершенно не исторично. Весной 1916 г. корабли Балтфлота у чужих берегов мины не ставили. Ставили только у своих.

    Маленький анекдот для «оживляжа» сего текста. Съёмки минной постановки проводились в акватории Севастопольской гавани. Однажды один пластмассовый муляж мины вынесло волнами на главный фарватер, где на рогатый шарик случайно набрёл украинский военный катер. Говорят, что после этого Киев немедленно объявил все прилегающие воды закрытыми «ввиду минной опасности»… Но вернёмся к фильму.

    Кто это в кадре так браво вглядывается через бинокль в туман с мостика «Сибирского стрелка»? По фильму, это капитан 1-го ранга Сергей Николаевич Тимирев. В реале Тимирев был флаг-капитаном по распорядительной части в штабе Балтийского флота. Грубо говоря – главный флотский секретарь. Каким образом этого штабника могло занести на минные постановки у вражеского побережья, лично мне не понятно. По казуистичности это равноценно отправке штабного писаря в тыл врага за «языком»… Но вот наш «писарь в тылу врага» насмотрелся в бинокль и со словами «я – у командира дивизиона» по трапам отправился в низы. И кого он там встречает? Колчака, ха-ха-ха! Почему «ха-ха-ха»? Потому что в реальности на описываемый момент капитан первого ранга Колчак был куда более весомой шишкой, чем какой-то там «командир дивизиона» (кстати, почему дивизиона, когда должно быть – полудивизиона?). А.В. Колчак являлся начальником минной дивизии (20 кораблей), а так же - командующий Морскими силами Рижского залива (ещё столько же кораблей, включая линкор и подводные лодки). И сидел Колчак не на махоньком эсминце у чёрта на куличках, а в своём штабе в Ревеле (современный Таллинн). В море же выходил только по очень весомому поводу. Как это было, например, 31 мая 1916 г., когда русские отправились к острову Готланд ловить немецкий конвой… Колчак на «Стрелке» у немецких берегов, это даже не писарь в поисках «языка». Это уже целый генерал шарит по кустам в тылу врага! Впрочем, чем дальше – тем удивительнее.

    На «Сибирского стрелка» из тумана выбредает немецкий броненосный крейсер «Фридрих Карл».

    Упс. Это ещё один призрак из прошлого. В реальности «Фридрих Карл» до 1916 г. не дожил, а погиб на русских минах ещё в 1914-м. Надо ли говорить, что он утоп вовсе не столь апокалипсично, как это показано в фильме? В действительности дважды наехавший на русские мины «Фридрих Карл» тонул долго и со вкусом. Аж больше 5 часов тонул! За это время немцы успели спасти всю его команду за исключением 7 человек...

    Но это ещё не конец сказки. Киношный «Фридрих» открывает огонь по русским с дистанции метров в 500-т. Для морского боя того времени, это стрельба в упор. И что же немец? Мажет, мажет, мажет. А когда попадает, то над «Стрелком» фукает что-то похожее на старую канистру из-под бензина и, окутанный дымом уже из четырёх труб (Как? Как на эсминце успели за минуту развести холодные котлы?! По лучшим нормативам это занимало минут 30 – не меньше), русский эсминец приспокойно бежит по волнам дальше. В реальности же парочки попавших 210-мм немецких снарядов вполне хватило бы на то, чтобы превратить цель в тонущий дуршлаг. А чем наш «Стрелок» в 1916-м отстреливается? 45-мм полуавтоматическими пушками времён Великой Отечественной. Мило, да.

    «- Почему сбавили ход?
    - Машинное, почему сбавили обороты?
    - Ваше высокоблагородие, снаряд… В машинном отделении перебит трубопровод!»

    Страшно? Да. Страшно смешно. Дело в том, что «Сибирский стрелок» как и все его систершипы ходил на угле. Порядка 200 тонн угля отправлялись в топки с помощью простейшего русского топливопередаточного механизма – такой-то матери и лопат кочегаров. При чём тут какой-то трубопровод?

    Последующий снайперский выстрел Колчака из 45-мм пукалки, русское военно-морское хождение по минам, а равно – молебен под снарядами оставляю без комментариев.

    Большой ба-бах «Фридриха Карла» изумительно точен. Да-да. Изумительно. Именно так 31 марта 1904 г. на японских минах погиб русских броненосец «Петропавловск». Но не «Фридрих Карл»!..

    Таким образом, ничего похожего на киношный подвиг Колчака и «Сибирского стрелка» в реальности не было, и быть не могло. Совершенно непонятно, зачем было выдумывать всю эту глупость вместо того, чтобы воспользоваться канвой подлинных событий. Каких? Да той же вышеупомянутой охотой русских на немецкий конвой у Готланда. Только представьте: ночь, сквозь которую тремя извергающими огонь призраками проносятся «Новик», «Победитель» и «Гром» под командованием Колчака. Трассеры снарядов. Изрешечённый ими немецкий «Германн», с которого в стылую чёрную воду сыплется команда… И на заднике – слова Александра Васильевича: «Я теперь живу лишь одной войной. Я ей поклоняюсь!» Ну, разве не захватывающе? И ведь ничего придумывать не надо…

    У кинодемиургов очень странное понятие о морской форме Российского императорского флота времён первой Мировой, а равно – и о принятой на флоте субординации и порядке присвоения новых званий;
    - Гельсингфорс (современный Хельсинки). Бал, надо полагать, где-то после 10 апреля 1916 г., когда Колчаку присвоили звание контр-адмирала (на погонах - уже по одному орлу). Игра в фанты. Первая встреча Колчака и Тимиревой… Гельсингфорс был. Бал был. Контр-адмирал был. Игра в фанты была. А вот целовать на балу впервые увиденную Тимиреву Колчак не целовал. Во-первых, подобный прилюдный афронт (да ещё и при муже) автоматически означал дуэль и безоговорочно испорченную репутацию жены. Во-вторых, по воспоминаниям самой Тимиревой она впервые увиделась с Колчаком ещё в начале 1915-го;
    - Июль 1916 г. Рижский залив. Крейсер «Слава», возвращаясь с минной постановки, приходит на помощь частям 12-й русской армии, внезапно попавшим под удар немецких войск… Во-первых, «крейсер «Слава» в реальности классифицировался как линкор. Называть линкор крейсером, это как танк обзывать бронетранспортёром. Мягко говоря – некорректно. Во-вторых, в реальности «Слава» вовсе не случайно оказалась в нужное время в нужном месте. По загодя утверждённому предложению Колчака с 02.07.1916 г. и по 16.07.1916 г. «Слава» и ещё десяток боевых кораблей систематически поддерживали огнём НАСТУПАЮЩИЕ части русской 12-й армии. Иными словами, не немцы лезли на русских, а русские атаковали немцев. В-третьих, корабли вели огонь не стоя на бочке (как «Слава» в фильме), а на ходу. Иначе, лишённые манёвра, они становились идеальной мишенью для береговой артиллерии! Поставь контр-адмирал Колчак «Славу» на бочку ввиду неприятельских батарей – его тут же сочли бы умалишённым. Кстати, стрельба корректировалась не по телефону, а по радио. В-третьих, «контр-адмирал Колчак – командир крейсера «Слава»… Даже не буду комментировать. Выше я уже упоминал, что в это время под командованием Александра Васильевича числилось четыре десятка кораблей. В-четвёртых, линкор «Слава» прорисован в 3D командой супервайзера Сергея Савенкова просто отменно. За исключением шести «но». Эта шестёрка – шесть 152-мм артиллерийских установок, открыто стоящих по бортам корабля. В реале их не было. Впрочем, появление закрытых лишь щитами 152-мм пушек на киношной «Славе» вполне понятны. Ведь все натурные съёмки проводились на палубе знаменитого крейсера «Аврора». А этот крейсер вооружён как раз открытыми 152-мм орудиями. Раз в в палубных сценах зрители видят, как комендоры суетятся у щитов шестидюймовок, пришлось эти артустановки пририсовать и к общему виду «Славы»;
    - У солдат 12-й армии винтовки и пулемёты времён Великой Отечественной;
    - Гельсингфорс. Дождь. Колчак объявляет Тимиревой, что не может с ней больше встречаться… В реальности примерно в это время, но только в Ревельском парке Катриненталь адмирал и Тимирева впервые открылись друг другу в своих чувствах и условились обмениваться тайными письмами;
    - Конец июня 1916 г. Колчак в Могилёве встречается с Николаем II… Во-первых, Колчак 28 июня 1916 г. внезапно сам для себя был произведён в вице-адмиралы и назначен командующим Черноморским флотом. И это всего-лишь через два с половиной месяца после присвоения контр-адмиральского звания! В кино Колчак в царской ставке собран и спокоен. В реальности он был просто в шоке от собственной удачи! Во-вторых, Колчака к государю сопровождает какой-то свитский капраз, а должен – адмирал Нилов, флаг-капитан Верховного главнокомандующего. В-третьих, Николай II во время беседы с Колчаком сидит на лавочке, в то время как в реале государь любезно подхватил опешившего вице-адмирала под ручку и повлёк Колчака в сад. Николай вообще имел привычку выслушивать доклады стоя или на ходу. Но не сидя. В-четвёртых, сразу после отдания чести, киношный Колчак умудряется пожать императору руку, не сняв со своей руки перчатку – грубейшее нарушение этикета;
    - Поезд с Колчаком прибывает в Севастополь, при этом адмирал видит бухту в левые окна по ходу поезда. А должен – в правые! В бухте – минимум три линкора типа «Слава». В реальности не было ни одного. Налицо – очередная и, увы, не последняя экономия на 3D-моделях;
    - Выстроенная во фрунт для встречи нового командующего Черноморским флотом команда корабля. Команда стоит на легкоузнаваемой палубе… крейсера «Аврора»;
    - На адмиральском столе крупным планом – фототипия (фотография) Тимиревой в русском национальном костюме. Ура! Это не баг. Анна Васильевна действительно на одном из светских раутов сделала такой подарок своему ухажёру;
    - На фоне чтения текстов писем Тимиревой к Колчаку, показывается деятельность вице-адмирала во главе Черноморского флота. Колчак заумно размышляет о минных постановках у Босфора, делает пробу пищи, проверяет чистоту рук у нижних чинов. Нечего сказать – флотоводец… А ведь в реале Колчак им был. И ещё как был. В реале, уже на второй день присутствия в Севастополе, Колчак получил известие о том, что в Чёрном море замечен немецкий крейсер «Бреслау». Тут же флаг комфлота был спущен на штабном корабле «Георгий Победоносец» и взвился на мачте дредноута «Императрица Мария». Это было лихо, лично вывести 168-метровую махину «Марии» из Севастопольской бухты и бросить её в погоню за «Бреслау»! Немцы как заметили на горизонте русского монстра, так сразу бросились наутёк. И началась затяжная погоня. На стеньгах мачт «Императрицы» ветер рвал громадные Андреевские флаги – сигнал «Принимаю бой!» Под носом корабля метров на десять вверх взлетела пенная шапка. «Мария» ощетинилась двенадцатью длиннющими хоботами 305-мм орудий. Колчак отдал приказ: «Полный ход!» Вой турбин, а потом море в панике плеснуло от борта русского корабля, обнажив борт почти до самого киля. Это была ударная волна залпа главного калибра. «Мария» с предельной дистанции открыла огонь по немцам. Вокруг несчастного «Бреслау» встали столбы разрывов высотой с десятиэтажный дом!.. Вот бы показать такое – так нет же. Флотоводец на экране умничает в штабном салоне, смакует борщ и борется с матросами-неряхами… Мелковато как-то, вы не находите?
    - Над русским броненосцем проносится пара немецких «Фоккеров». Во-первых, броненосец – это наша уже до боли знакомая 3D-модель балтийской «Слава», правда лишившаяся 152-мм открытых орудий, но зато зачем-то отрастившая третью дымовую трубу. Во-вторых, откуда над Чёрным морем взялись немецкие аэропланы? C луны?!..

    Всё вышеперечисленное, это лишь первые 38 минут 123-минутной ленты. На 38-й минуте я сломался и, успешно справившись с рецидивом собственной занудливости, стал просто смотреть фильм.

  •