Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Философия С. Кьеркегора. Бергман и Кьеркегор: дерзость отчаяния Работы кьеркегора

Философия С. Кьеркегора. Бергман и Кьеркегор: дерзость отчаяния Работы кьеркегора

Иррационалистический характер философии

Философия С.Кьеркегора занимает особое место среди философских концепций XIX века потому, что Кьеркегор впервые откровенно выступил против рационалистической системы Гегеля. Невероятная популярность гегелевских идей в XIX веке, с одной стороны, очень короткая жизнь Кьеркегора, с другой, и замкнутый характер, повлекший за собой долгое одиночество, даже затворничество, с третьей, не позволили Кьеркегору стать ни известным мыслителем при жизни, ни иметь каких-либо учеников для продолжения размышлений "в духе Кьеркегора" или развития его идей. А "дух Кьеркегора" имел свою неповторимую особенность: "Этот Единичный",- такой текст, сформулированный самим Кьеркегором, предложил он в качестве надгробной эпитафии задолго до смерти. На философию Кьеркегора, как на Эпикура и Ницше, серьезное влияние оказали физиологические отклонения от нормы - болезни с момента рождения до конца жизни. Как считал Кьеркегор, его рождение - результат преступления родителей, а потому он так и не получил божественной благодати.

"Единичность" Кьеркегора заключалась не только в резкой критике философского рационализма, который он не принял и которому противопоставил не столько систему, сколько цельность и непротиворечивость идеи веры.

Кьеркегор выдвигает идею веры в противоположность рационалистической традиции, но не отрицает возможностей разума, не умаляет познавательных склонностей и способностей человека. (Кьеркегор окончил теологический факультет Копенгагенского университета). Он только, как и Кант, ограничивает возможности разума в устройстве счастливой, подлинной жизни человека. Разуму есть место в жизни, но не разум является подлинно человеческим достоянием. Разум не в состоянии объяснить божественное чудо (чудо - единично), разум не способен охватить все богатство и уникальность единичной человеческой жизни. Разум скользит лишь по поверхности, он не в состоянии проникнуть вглубь жизни, постичь все грани ее духовности.

Кьеркегор ярко и однозначно уже в I половине XIX века выступил против всеобщих и объективных оснований человеческого бытия. Человек, в отличие от животного, не родовое, а экзистирующее существо. Родовые признаки - разум человека, являются вторичными уже потому, что человек сотворен по образу и подобию бога. (В конце анализа философии Кьеркегора мы отдельно остановимся на причинах религиозности датского мыслителя).

Поскольку жизнь у человека одна, неповторима и незаменима, постольку единичные стили и единичные образы жизни являются самым характерными свойствами "Я".

В критической литературе иногда проводят параллель философии Кьеркегора и Сократа. В отличие от Сократа, Кьеркегор главной задачей философии видит не рациональное обоснование религиозно-нравственной жизни, а, наоборот, во-первых, сверх-рациональное, даже иррациональное обоснование жизни, во-вторых, жизни не религиозно-нравственной, а сверх-нравственной, что не мешает сверх-нравственной жизни иметь основание в этике.

Разум не может служить основанием человеческой жизни уже потому, что разум универсален; он принадлежит роду человеческому и ни один человек на земле не в силах избавиться от разума, не в состоянии ослушаться разум, когда речь идет о потребностях человека, об условиях его жизни. Поэтому разум не в состоянии не то, чтобы объяснить чудо и даже уразуметь его.

Что действительно роднит философию Кьеркегора с философией Сократа - это призыв прислушаться к внутреннему голосу. Поскольку внутренний голос Кьеркегора это не сократовский "голос совести"- даймонион, а голос веры - "рыцаря веры". Внутренним голосом человека говорит сам бог . Иррациональная вера Кьеркегора позитивна, поскольку никогда и ни при каких обстоятельствах не может быть подвержена рациональной обработке, т.е. вера не может быть рационально оформлена. Вера не трансцендентальна (как в негативном иррационализме), но трансцендентна разуму. В этом плане Кьеркегор идет вслед за Августином Блаженным, именуя "откровение" Августина "верой", а себя - рыцарем веры.

Учение о линейном бытии Единичного

В центр своих философских размышлений Кьеркегор ставит проблему бытия единичного - единого и единственного человека. Чтобы объяснить особенность своей философии, Кьеркегор последовательно описывает и анализирует три "сферы существования" человека - эстетическую, этическую, религиозную.

Сферы существования Кьеркегора не имеют ничего общего с триадой Гегеля. Для Гегеля достижение высшего, третьего уровня бытия человека - уровня духа, возможного через последовательное прохождение уровня идеи и уровня природы, свидетельствует о спиралеобразном саморазвитии и самопознании мирового духа. Движение бытия по мысли Кьеркегора, напротив, осуществляется линейно, а не спиралеобразно: высшая стадия развития человека - стадия веры, не имеет ничего общего с первой стадией - эстетической. Вера не дополняет эстетическое и этическое начало жизни, но возвышается над ними, противостоя им обоим.

Итак, жизнь человека в целом, как считает Кьеркегор, покоится на тех или иных правилах поведения, на тех или иных нормах и принципах отношения к жизни, т.е. на этике. Но этика различна и Кьеркегор различает три несводимых друг к другу типах жизни, выражающиеся в трех противоположных стадиях (уровнях) жизни. По сути, Кьеркегор говорит о трех различных этиках.

Исторически первая стадия, на которой протекает жизнь человека, это эстетическая. Она описывается Кьеркегором в двухтомной работе "Либо-либо" 1843 года. Кьеркегор в отличие от предшествующей традиции от Платона до Канта и Гегеля понимает эстетику как чувственность вообще, руководствуясь, по-видимому, лишь этимологическим аспектом слова. "На этой стадии человек обуреваем наслаждениями, одержим страстями. Это этика большинства, строящаяся на принципе: "срывай день". Крайним выражением эстетического бытия является эротика. Стремление постоянно искать чувственного наслаждения разлагает изнутри эстетического человека. Он становится пленником собственных устремлений. Неизбежно наступает пресыщение и ощущение бессмысленности существования, сопровождающееся отчаянием".

Второй стадией жизни человека является этическая. Этическая стадия противоположна эстетической. Основой этической этики является сознание ответственности и долга каждого человека перед другим человеком, перед человечеством. На этом уровне жизни культивируются постоянство и привычка, а основным требованием становится требование стать самим собой.

В своей работе "Наслаждение и долг" (понятия, соответственно коррелирующие с эстетическим и этическим началами жизни), Кьеркегор писал: "Эстетическим началом может назваться то, благодаря чему человек является непосредственно тем, что он есть; этическим же - то, благодаря чему он становится тем, чем становится".

Дихотомия "эстетическое-этическое", получившая полное освещение в работе 1843 года с названием "Или-или" ("Enten-eller"), и отрицательное отношение к обоим началам бытия самого автора свидетельствует, что имеется еще один вариант выбора жизненного пути, еще одна красная, но теперь и путеводная нить жизни. Это - этика религиозная.

Религиозный уровень жизни человека есть высший, богоподобный. Религиозная этика, цементирующая подлинное бытие человека, не снимает предшествующие две - эстетическую и этическую, напротив, является прямым противопоставлением как первой, так и второй.

Физиологическим основанием первой, эстетической нормы жизни (этики) являются чувства, второй, этической - разум, третьей, религиозной - сердце. Насколько несоизмеримыми и не сводимыми друг к другу являются физиологические основания трех принципов жизни - чувств, разума и сердца, настолько не соотносимы и не соизмеримы сами три образа жизни - эстетический, этический, религиозный.

Мысль Кьеркегора, несмотря на популярность в те времена гегелевского метода, течет в направлении, противоположном гегельянству: речи о синтезе первых двух начал бытия религиозной этикой не идет и идти не может. Религиозная этика не имеет ничего общего с первыми двумя, она противостоит им, впервые со времени Августина, выводя человека к истинному источнику бытия - вере. Единичное бытие не может покоиться не на чем другом, кроме веры.

Учение о вере как основании экзистенции

"Вера - высшая страсть в человеке. Пожалуй, в любом поколении найдется много людей, которые даже не дошли до нее, но не найдется ни одного, который бы мог уйти дальше нее... Я не скрываю, что мне еще далеко до веры, но я не пытаюсь на этом основании осквернять великое или обманывать себя, превращая веру в детскую болезнь, в безделицу, которую желательно поскорее оставить позади. Впрочем, и тому, кто еще не дошел до веры, жизнь ставит достаточно задач, и при честном к ним отношении и его жизнь не останется бесплодной, хотя бы и не уподобилась жизни тех, кто понял и обрел величайшее - ВЕРУ" . Вера является основанием высшей стадии развития человека, т.е. стадии экзистенции. А экзистенция не может не быть единичной, такой же уникальной и недоступной для разума, как вера человека.

Рассмотреть источник веры, ее специфику - задача небольшого сочинения Кьеркегора "Страх и трепет", написанного в том же, 1843 году. Кьеркегор выводит главным героем - рыцарем веры - библейского Авраама и стремиться узреть экзистенцию Авраама и его поступки сердцем. Чтобы от бессилия трепетала мысль. Рассмотрение веры, которую олицетворяет Авраам, позволяет увидеть его неповторимую единственность, несущую чудо.

Авраам, по Кьеркегору, стал обладателем сокровищницы веры, остался в памяти людей отцом веры и "не было на свете человека, подобного по величию Аврааму, и кто же в состоянии постичь его?" .Авраам не просто вызвал удивление, но стал путеводной звездой, спасающей робкие души. Кьеркегор следующим образом поясняет свой тезис. Когда Исаак, единственный сын Авраама, восприняв себя в качестве жертвы просил отца пощадить его молодую жизнь, Авраам попытался утешить и ободрить сына. Но когда Авраам осознал, что сын так и не понял веры отца в бога, представил себя отчимом, чтобы не отнять веры у сына, чтобы вера в отца сменилась на веру в бога. "Если у меня нет отца на земля, то будь бы моим отцом", господи,- затрепетал и возопил Исаак. С этими словами Авраам сказал про себя: "Пусть лучше он думает, что я чудовище, нежели утратит веру...".

Итак, вера является тем инструментом, с помощью которого человек становится отличным ото всех людей,- он становится Единичным.

Старик Авраам, стоя у подожженных дров с занесенным ножом на своего единственного сына - единственную свою надежду, Авраам "не усомнился и не озирался боязливо по сторонам, не докучал небу своими мольбами... он знал, что от него требуется тягчайшая жертва, но знал также, что никакая жертва не должна казаться слишком жестокой, раз Господь требует ее: и он занес нож". Авраам "верил против всякого разума".

* Кьеркегор не противоречит себе, когда говорит о долге. Долг и ответственность имеют основание в этическом начале; последнее "есть общее, и, как общее, оно обязательно для всех и каждого. Этическое обязательно имеет значение в каждую минуту, всегда... оно само является целью для всего, находящегося вне его, и по включении этого в себя, этическому дальше идти некуда. Любое единичное лицо имеет свою внешнюю цель в общем, и этической задачей индивидуума является постоянно выражать себя в общем; отрешаться от всей единичности, чтобы стать общим" .

Чтобы пояснить отличие общее,- этическое, (долг и ответственность) и единичное,- веру, Кьеркегор придумывает различные варианты истории Авраама. Авраам мог бы молить бога пощадить его единственного сына, а заодно и его с Саррой, которая умерла бы с горя,- и мы бы имели эстетического, чувственного Авраама.

Авраам этический, с наличием определенного долга и ответственности перед сыном, перед женой, мог бы вонзить нож себе в грудь, и таким прославился бы в мире, показав миру настоящую отеческую любовь.

И в первом, и во втором случае перед нами предстал бы обыкновенный человек, которым руководят, соответственно, чувства или разум.

Но библейский Авраам, собираясь в дорогу, оставил свой разум, но взял с собой веру и все сбылось согласно вере Авраама. Вера Авраама, и об этом постоянно твердит Кьеркегор, относилась к настоящей жизни. В этом пункте, акцентирующем внимание на настоящую веру, (настоящую уже потому, что она имеет место в настоящей жизни и в настоящее время - не в прошлом, не в будущем), Кьеркегор противопоставляет свою веру - вере христианства. Христианство XIX века стало лживым, а потому лживой и поверхностной стала вера. Вера, как учит христианство, является инструментом успокоения, обретения сладостного блаженства, порядка и покоя. Вера стала способом добывания счастья, значит, вера извращена, либо ее нет вообще, а есть лишь разум. У современного христианства, считает Кьеркегор, нет настоящей веры. Настоящей верой владеет Авраам. Если бы вера Авраама относилась к прошлой или будущей жизни, ему нужно было бы быстрее покинуть этот мир. Но Авраам по-настоящему верит и по-настоящему страдает и источником его страданий является вера. Вера не спасает человека, но делает жизнь человека исключительной, Единичной, безумной.

С этической точки зрения, Авраам хотел убить сына, поэтому его можно квалифицировать как убийцу. С точки зрения веры, Авраам просто верил, что бог не допустит зла. Явное противоречие между долгом и верой, между этическим и религиозным началами бытия выявляет страх, или чувство страха.

Что укрепило руку Авраама и что удержало ее занесенную, не дав бессильно опуститься? Что укрепило душу Авраама, что у него не помутилось в глазах? - задает риторические вопросы Кьеркегор и называет Авраама вторым, после бога, отцом рода человеческого, который познал возвышенную страсть - безумие.

В заключении изложения философии Кьеркегора можно отметить, что вера, как ее понимал автор "Страха и трепета", есть "высочайшая вершина", а потому является нечестным со стороны философии подменять веру чем-то другим и смотреть на веру свысока.

Интерпретация веры в современной психологии

Насколько актуально прочтение Серена Кьеркегора сегодня, по прошествии полторы сотни лет после написания его сочинений?

Как представляется, сегодня задуматься над проблемой веры, четко описанной Кьеркегором, должен прежде всего психолог, или будущий психолог.

Так, современные исследования по психотерапевтической практике высветили неявные предпосылки субъективного ощущения выздоровления психически больных пациентов. В теоретических исследованиях по психотерапии является обоснованным тезис, что главным в терапевтической помощи является не знание механизмов функционирования психики и не знание причин, ее нарушающих: опыт психологической помощи, существовавший всегда в христианских общинах с момента их возникновения, только подтверждают исходное положение психотерапии.

В настоящее время выделяют, как минимум, две предпосылки, влияющие на эффективность психотерапевтических сеансов. Это, во-первых, вера пациента в своего психотерапевта и, во-вторых, вера в эффективность действующих методик. Субъективные ощущения больного о наступлении желаемого результата, об улучшении своего состояния и высказывания пациента о том, что "становится лучше" не являются объективными критериями. Заключение больного, что "стало лучше" рассматривается врачом как наступление "ближайшего эффекта" - эффекта психологической помощи, но не собственно терапевтической или фармацевтической. "Ближайший эффект" с точки зрения самоощущения человека может действительно иметь эмоционально положительный характер: с ним общаются, если не сказать, "возятся", "нянчатся" наподобие матери, ему помогают, обсуждают его проблемы, указывают на возможные варианты решения проблем.

Не излишне будет вспомнить историю возникновения первоначального христианства, принципы функционирования первых христианских общин. Даже во времена Кьеркегора, тем более во времена начала действий первых христианских общин,- в условиях возникновения христианства, было крайне далеко до известной лишь с конца XIX века системы психологической помощи в собственном значении слова. Но уже имелись "априорные" представления об условиях формирования "невыносимых представлений" (З.Фрейд), о введении их в общую структуру сознания, о необходимости их изоляции, об осознании травматической ситуации и поиска ее источников.

Указанные три фактора: 1) психологическая поддержка и участие в чужой судьбе, 2) понимание личностных проблем и 3) помощь в решении или поиске путей решения проблем,- рассматриваются сегодня в качестве источников появления надежды. Но главным фактором возникновения и пульсирования надежды является вера, жесткое требование которой постулируется в любой религии, что прямо свидетельствует о бессознательном, интуитивном открытии механизмов функционирования психики в феномене веры в религиозно ориентированном сознании. Чтобы ждать и дождаться, надо верит ь. Если учесть биографические сведения о Кьеркегоре, не в этом ли причина воспевания веры, его религиозности, что только она и помогла пережить "невыносимые" ситуации, смогла оправдать сплошную "безумную" трагедию жизни? Религиозно ориентированное сознание, предложившее миру новый способ жизни - по законам межличностных отношений, демонстрирует своей философией датский мыслитель середины XIX века Серен Кьеркегор.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Известный протестантский теолог, писатель и философ Сёрен Обю Кьеркегор, появился на свет в Копенгагене, 5 мая 1813 года.

Биография Сёрена Обю Кьеркегора непродолжительна, но свидетельствует о длительной и серьезной работе.

Кьеркегор происходил из дворянской семьи и получил прекрасное образование. Он обучался в Копенгагенском университете и окончил его теологический факультет в 1840 году. В 1841 он получил степень магистра, защитив диссертационную работу «О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу», которая была посвящена концепциям иронии в работах романтиков и авторов Древней Греции.

Кьеркегор помолвился с Региной Ольсен, но помолвка была разорвана до 1851 года. После этого события Кьеркегор много работал и написал основные свои труды. После этого автор, чувствуя что сказал все, что был должен, оставил писательскую деятельность.

В 1855 году он принял живое участие в «церковной полемике». Кьеркегор вёл скрытную жизнь, не сближаясь с людьми, но при этом замечательно понимал человеческую природу. Работы философа отличаются психологической глубиной и точностью.

Кьеркегор резко критиковал выхолащивание христианской жизни, свойственное некоторым направлениям христианства, а именно, желание жить удобной и комфортной жизнью, но при этом считаться добропорядочным христианином. Кьеркегор посвятил проблеме христианского образа жизни экзегетические работы, такие как «Беседы» и «Введение в христианство», а также ряд последних публикаций в издании «Мгновения».

Кьеркегор скончался в 1855 году, во время эпидемии гриппа в Копенгагене.
Основные идеи Кьеркегора заключаются в следующем. Ключевой момент его философского наследия - это учение о трёх этапах человеческого существования, которое впервые было сформулировано философом в работе «Или - или». Идея была окончательно оформлена в виде учения уже позднее, в послесловии к «Философским крохам».

Три стадии, выделенные в человеческом существовании Кьеркегором, таковы:

Эстетическая,
- этическая,
- религиозная.

Рассматривая эти стадии, Серен Кьеркегор классифицирует людей на четыре типа, среди которых: обыватель, эстетик, этик и религиозный человек.
Первый из них, обыватель, живет так же, как окружающие. Он стремится создать семью, носить красивую одежду и хорошо говорить. Этот тип людей подвержен стадному инстинкту. Обыватели плывут по течению и смиряются с внешними обстоятельствами, не задумываясь о возможных изменениях в собственной жизни. О возможном выборе они даже не подозревают.

Эстетик знает о наличии выбора и понимает, что необязательно следовать за толпой. Он выбирает собственный путь, который является жизнью, полной удовольствий. Он любит хорошую еду, вино и красивых женщин. Его не заботят ответственность и чувство долга, а также вопросы правильного и неправильного. Эстетик живет в настоящем времени, он наслаждается жизнью и скучает, когда не происходит ничего интересного. Он знает, что жизнь его пуста.

Через эти переживания человек может перейти этическую стадию, на которой его поступки вдохновляет чувство долга и разум. Эстетик не чувствует в жизни пустоты, у него развита ответственность и чувство долго, он видит разницу между злом и добром и высоко ценит верность. Он стремится исключительно к хорошим поступкам и сторонится плохих. Этическая стадия не уничтожает бесследно эстетическую. Смена двух этих состояний происходит время от времени, колебаниями.

В конце пути человек приходит к осознанию ограниченности этих двух состояний и вновь испытывает отчаяние. В таком случае он может прорваться на последнюю, религиозную, стадию. На этой стадии им руководит вера и сердце, которые неподвластны разуму и чувственности.

Религиозный человек сознает свою греховность и видит совершенство только в Боге. Он стремится к спасению и верит, что Бог дарует ему это спасение.
Кьеркегор отталкивался от догмата о первородном грехе и определял его, как отчаяние, которое сопровождало всю человеческую жизнь. Отчаяние, произрастающее из греховности человечества - это единственный способ пробиться на стадию религиозности и прорваться к Богу.

Кьеркегор поставил в соответствие каждой стадии развития свой тип отчаяния.

«Отчаяние возможного» наблюдается у эстетического типа. Оно связано с жизнью, не соответствующей человеческим ожиданиям. В сознании своем такой человек стремится к подмене собственного Я новым, другим Я, которое обладает преимуществами в красоте, силе и уме. Это отчаяние от нежелания быть собой, оно приводит к такому явлению, как распад самости. Отдельные удовольствия, доступные эстету, фрагментарны, поэтому Я распадается и становится «песком мгновений».

«Мужественное отчаяние» - это тип отчаяния, возникающий как следствие желания обрести самость и непрерывное, цельное Я. Это результат нравственных усилий, которые прилагает человек. «Я» для него уже не является совокупностью случайных удовольствий, оно - это результат формирования личности в свободных условиях. Самонадеянность такого человека, который возомнил себя способным своими собственными человеческими силами воплотить я, приводит к новому виду отчаяния, свидетельствующего о понимании неспособности отринуть или преодолеть свою конечность и возвыситься над людьми, став ближе к Богу.

«Абсолютное отчаяние» свойственно религиозному человеку, который осознает богооставленность мира и собственное одиночество перед Богом. Вера такого человека истинна, она - результат не усвоения религиозных традиций, а абсолютно осознанного, ответственного и свободного выбора в ситуации, когда человек абсолютно одинок.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Кьеркегора Серена представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

теолог и писатель .

Биография .

Сёрен Обю Кьеркегор родился в Копенгагене, в семье разбогатевшего купца - бывшего крестьянина Петера Кьеркегора, 5 мая 1813 года.

Окончил теологический факультет Копенгагенского университета в 1840 году . Степень магистра получил в1841 году , защитив диссертацию «О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу», посвященную концепциям иронии у древнегреческих авторов и романтиков .

Скончался во время эпидемии гриппа на сорок третьем году жизни, 11 ноября 1855 года, в Копенгагене.

Этапы творчества .

Принято выделять пять периодов творчества Кьеркегора:

  1. - («Из записок ещё живущего», 1838; «О понятии иронии», 1841)
  2. - («Поучительные речи», 1842; произведения, опубликованные под псевдонимами : «Или-или», 1843; «Страх и трепет», 1843; «Повторение», 1843; «Философские крохи», 1844; «Понятие страха», 1844; «Стадии на жизненном пути», 1845; «Заключительное ненаучное послесловие», 1846)
  3. Полемика - в «Корсаре » с П. Мёллером и М. Гольдшмидтом
  4. - («Дело любви», 1847; «Христианские речи», 1848; «Болезнь к смерти», 1849; «Введение в христианство», 1850)
  5. - - период молчания вплоть до «церковной полемики» 1855 года (публикация статей в журнале «Мгновения» с критикой грубых смысловых подмен в церковной жизни современной ему Дании).

Основные идеи .

Три стадии человеческого существования

Ключевым в наследии Кьеркегора является учение о трёх стадиях человеческого существования. Впервые Кьеркегор формулирует его в «Или - или». Окончательную формулировку учение получило в работе «Заключительное ненаучное послесловие к „Философским крохам“».

Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования:

  • эстетическая,
  • этическая,
  • религиозная.

В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа: обыватель (Spidsborgeren), эстетик (Æstetikeren), этик (Etikeren), религиозный человек (den Religiøse).

Обыватель живёт так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту. Он плывёт по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни. Он просто не знает, что у него есть выбор.

Эстетик знает, что у него есть выбор. Он знает, что ему не нужно следовать за всеми. Он выбирает сам свой путь. Он выбирает жизнь, которая полна удовольствий. Ему нравится хорошая еда, стакан вина, красивые женщины. Он не думает о чувстве долга и ответственности и вовсе не думает, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живёт сегодняшним днём и наслаждается жизнью. Если нет ничего интересного, то ему становится скучно. Он чувствует, что его жизнь пуста.

Человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию тогда, когда его поступками руководит разум и чувство долга. Этик не чувствует, что его жизнь пуста. У него развито чувство долга и ответственности. Он разбирается, где добро и где зло, что такое хорошо и что такое плохо. Он считает, что нужно жить с женщиной, любить её и быть ей верным. Ему хочется совершать только хорошие поступки и не совершать ничего плохого. На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим.

В конце концов, человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье. Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Религиозный человек понимает, что он не совершенен. Он знает, что он грешен и нуждается в Боге. Он верит всем сердцем, что Бог его простит. Бог - совершенен, человек - нет.

Отчаяние

В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.

«Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью , не соответствующей ожиданиям человека. В своем сознании такой человек стремится подменить свое другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой и т. п. Отчаяние, возникающее от нежелания быть самим собой, приводит к распаду самости . Отдельные эстетические удовольствия фрагментарны и не обладают единством. В результате Я «рассыпается в песок мгновений».

«Мужественное отчаяние» возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я. Такое желание - результат нравственных усилий этического человека. «Я» для такого человека - уже не совокупность случайных «эстетических» удовольствий, а результат свободного формирования своей личности. Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я, приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность, «возвыситься до Бога».

«Абсолютное отчаяние» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом.

Где я? Что значит сказать "мир"? Каково значение этого слова? Кто заманил меня сюда и покинул здесь? Кто "я"? Как я оказался в этом мире? Почему меня не спросили, почему не познакомили с его правилами, а просто всунули в него, как будто я был куплен у продавца душ? Как я оказался вовлечённым в это громадное предприятие, называемое действительностью? Разве это не дело выбора? Кому я могу пожаловаться?

С. Кьергегор. «Философские крохи, или Крупицы мудрости» . Послесловие.

Истинная вера, как считал Кьергегор, не является результатом усвоения религиозной традиции , она результат абсолютно свободного и ответственного выбора в ситуации абсолютного одиночества.

Страх

Страх (Angst ) возникает у человека как существа онтологически свободного, но отмеченного печатью первородного греха, а потому смертного и конечного . Страх возникает из осознания невозможности преодоления собственной смерти и риска неправильного распоряжения собственной свободой. Страх таким образом является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода.

Рациональность и Экзистенциализм

В противовес развитию, которое придал немецкому классическому идеализму Гегель, Кьеркегор настаивал на вторичности рационального знания и первичности индивидуального отношения к существованию - а также вытекающих из этого отношения поступков и действий. В этом смысле позиция датского мыслителя, с одной стороны, близка к Канту, утверждавшему о "первенстве чистого практического разума в его связи со спекулятивным" , а с другой - принципиально расходится с кантовским утверждением о (само)достаточности универсальных этических критериев в деле осуществления человеком свободного личностного выбора ("Страх и трепет" , заключительный фрагмент "Или - или" и др.).

Оценка такой позиции как иррационалистической оспаривается в исследовательской литературе .

Русское написание имени .

Могила Сёрена Кьеркегора

Наиболее употребительное написание фамилии философа на русском языке - Кьеркегор. В литературе также встречаются варианты: Киркегард, Керкегор, Кьёркегор и др.

С точки зрения Д. А. Лунгиной, наиболее близко к датскому произношению произношение фамилии как Кергегор, к немецкому - Киркегард; неоправданно сложному написанию Кьеркегор и немецко-датскому смешению Киркегор Д. А. Лунгина предпочитает отчасти адаптированное к графике, отчасти к русской традиции Керкегор .

Интересные факты .

  • 5 мая 2013 года, в день 200-летия философа, на логотипе (из серии юбилейных «дудлов») русскоязычного Google было изображено, как маленькие человечки пишут огромными перьями название поисковика.

Избранные работы .

  • 1841 - О понятии иронии (Om Begrebet Ironi med stadigt Hensyn til Socrates )
  • 1843 - Или-или (Enten-Eller ; включает части Диапсалмата , Несчастнейший , Дневник обольстителя , Эстетическая ценность брака и др., которые часто издаются отдельно)
  • - Две назидательные беседы
  • 1843 - Страх и трепет (Frygt og Bæven )
  • 1843 - Повторение (Gjentagelsen )
  • 1844 - Философские крохи (Philosophiske Smuler )
  • 1844 - Понятие страха (Begrebet Angest )
  • 1845 - Стадии жизненного пути (Stadier paa Livets Vei )
  • 1846 - Заключительное ненаучное послесловие (Afsluttende uvidenskabelig Efterskrift )
  • 1847 - Назидательные речи в различном духе (Opbyggelige Taler i forskjellig Aand )

Философия С. Кьеркегора

Серен Кьеркегор (1813–1855) – датский философ, предшественник экзистенциализма.

Основная позиция философии Кьеркегора – абсолютная свобода личности. Он освобождал личность от каких-либо зависимостей: от природных связей, общественных влияний и других отношений, которые связывают человека с другими людьми. Только освободившись от всего внешне существующего, человек может обрести ту индивидуальность, которая определяет его как личность.

Свобода – это свобода решения выбора «или – или». Сделав выбор, «душа остается наедине с собой, уединяется от всего мира и созерцает в отверзых небесах самое Вечную Силу» (то есть Бога).

Кьеркегор выдвигает свою, качественную, диалектику, которая должна учитывать лишь качественные неисчисляемые и невыразимые предпосылки, так как они являются интимно-личностными переживаниями. К ним, прежде всего, относится страх как начальная характеристика бытия, противопоставляемая свободе. Страх выражает сущность личности, ее свободу перед лицом смерти. Он – интимнейшее переживание и является истинным существованием личности. Истинное существование личность не может передать никому другому, а неистинное может разделить с другими.

Качественная диалектика рассматривает основой личности иррациональное содержание, определяемое через отношение личности к Богу. По Кьеркегору, на пути к Богу человек проходит три стадии существования: эстетическую, когда человек живет лишь переживаниями минуты, этическую, когда он живет заботой о будущем, религиозную, когда живет ощущением вечности.

На эстетической стадии человек в силу отчаяния и неудовлетворенности отказывается от дальнейшего познания и обретения истины своего существования, достигая тем самым цельности и остроты эмоционального наслаждения. Однако на этой стадии еще нет истинного отчаяния. Истинное отчаяние приходит лишь на этической стадии. Это отчаяние приводит человека к религиозной стадии, на которой он осознает религиозное значение своей личности.

Из книги Хрестоматия по философии автора Радугин А. А.

Из книги Кьеркегор за 90 минут автора Стретерн Пол

Жизнь и труды Кьеркегора Серен Кьеркегор родился в Копенгагене 5 мая 1813 года, в том же году, что и Рихард Вагнер, блестящий немецкий композитор. Эти две первостепенные для культуры XIX века фигуры диаметрально противоположны по характеру своего гения: Кьеркегору суждено

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

Из произведений Кьеркегора "Первое, что мы должны понять - это то, что мы ничего не понимаем." Дневники "Наша жизнь - это игра, правила которой нам неизвестны." Дневники "Чем больше человек способен забыть, тем более суетной становится его жизнь; чем больше он способен

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

Хронология жизни Кьеркегора 1813 - Рождение Серена Кьеркегора в Копенгагене.1830 - Кьеркегор начинает изучать теологию в университете Копенгагена.1834 - Смерть его матери.1837 - Он впервые встречает Регину Ольсен, которой тогда было 14 лет.1838 - Смерть его отца.1840 - Помолвка с

Из книги Философия Кьеркегора как антропология размыкания автора Хоружий Сергей Сергеевич

Эпоха Кьеркегора 1813 - Банкротство Государственного Банка Дании. Общий кризис (которого удается избежать Кьеркегору-старшему, хранившему свои сбережения в первоклассных ценных бумагах).1813 - Рождение Вагнера.1815 - Битва при Ватерлоо. Британская империя распространяет

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

11. Философия аль-Фараби. Философия Ю.Баласагуни. Его труд: «Благодатное знание» Абунасыр Мухаммед ибн Мухаммед Фараби (870–950) является одним из величайших мыслителей раннего Средневековья. Он многогранным ученым-энциклопедистом и одним из основоположников восточного

Из книги Философия: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

27. Казахская философия: история и современность (Абай, Валиханов, Алтынсарин), истоки черты, традиции и новации. Профессиональная философия в Казахстане. (Рахматуллин -

Из книги Я познаю мир. Философия автора Цуканов Андрей Львович

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия

Из книги Кьеркегор автора Быховский Бернард Эммануилович

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь Киркегард особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это

Из книги автора

«Философия Кьеркегора как антропология размыкания» Заседание ведет Ректор РХГА Дмитрий Кириллович БурлакаД.К. Бурлака: Коллеги, у нас сегодня внеплановое заседание нашего русского семинара, хотя одновременно и семинара по истории христианской мысли. Наш давний партнер

Из книги автора

8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума Немецкая классическая философия рассматривается в качестве самостоятельного этапа развития философии, потому что на

Из книги автора

15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки Аналитическая философия (Мур, Рассел, Витгенштейн) сформировалась в XX веке и видела задачу философии не в синтезе научного знания, а в

Серен Обю Кьеркегор родился в 1813 г. в Копенгагене. Он был религиозным мыслителем и писателем. Из статьи узнаем, какой след в истории оставил Серен Кьеркегор.

Биография

Кьеркегор Серен был выходцем из семьи разбогатевшего купца. В 1840-м он закончил обучение на теологическом факультете в университете Копенгагена. В следующем году Кьеркегор Серен получил степень магистра. Будущий писатель защитил диссертацию, посвященную теориям иронии у древнегреческих романтиков. Серен был влюблен в Регину Ольсен. Однако по стечению обстоятельств помолвка между ними была разорвана. После этого события до 1851 г. Кьеркегор много работал. В этот период были созданы основные труды писателя. До 1855 г. Кьеркегор Серен не создал ни одного произведения, считая, что сказал все, что хотел. Его жизнь была скрыта от посторонних. Однако при этом он достаточно тонко чувствовал других людей, глубоко понимал их. Все труды, которые создал Серен Кьеркегор (книги , записки, публикации в журналах и пр.), отличаются особой психологической точностью. В последние годы он особенно резко критиковал стремление людей удобно и благополучно жить, считая себя христианами. Скончался Кьеркегор Серен там же где и родился - в Копенгагене в 1855 г.

Учение о стадиях существования человека

Философия Серена Кьеркегора ставила достаточно актуальные для того времени вопросы. Идеи мыслителя сформировали базу для последующих исследований человеческой сущности. Экзистенциализм Серена Кьеркегора был впервые сформулирован в его труде "Или-или". Окончательные выводы по концепции приводятся в "Заключительном ненаучном послесловии". Серен Кьеркегор выделяет 3 стадии существования человека:

  1. Эстетическую.
  2. Этическую.
  3. Религиозную.

Согласно этой дифференциации, мыслитель разделяет людей на:

  1. Обывателей.
  2. Эстетиков.
  3. Этиков.
  4. Религиозных.

Характеристика

Серен Кьеркегор описывает обывателя как человека, живущего подобно окружающим. Он старается создать семью, работать, хорошо говорить и одеваться. Обыватель плывет по течению, смиряясь с обстоятельствами, не думает о том, что можно что-то изменить. Такой человек просто не знает о том, что он может выбрать другую жизнь.

Эстетик

Он понимает, что нет необходимости следовать за всеми. Эстетик самостоятельно выбирает путь, жизнь, полную удовольствий. Он любит хорошую еду, вино, красивых женщин. Ему не свойственно чувство ответственности и долга, он не думает о том, что плохо, а что - хорошо. Если в жизни нет ничего интересного, он считает ее пустой, ему становится скучно. Человек, обращенный к внешнему миру, таким образом, считает целью удовольствия. Символом этого этапа считается Дон Жуан. В своем романе "дает достаточно подробное описание такому человеку. Это произведение - часть трактата "Или-или". "Дневник обольстителя" Серен Кьеркегор писал, как и почти все свои работы, от имени вымышленного автора.

Этик

Погоня за удовольствием приводит к пресыщению. В результате эстетическое сознание приходит к сомнениям и разочарованиям, тоске. Через отчаяние и переживания человек может перейти на этическую стадию только в том случае, если его поступками руководит чувство долга и разум. На этом этапе индивид не считает жизнь пустой. Этик хорошо понимает, где зло, а где добро, что плохо, а что хорошо. Такой человек считает, что необходимо жить с женщиной, быть верным ей, любить ее. Этик стремится совершать только хорошие поступки, не делая ничего плохого. На этой стадии происходит постоянное колебание. Эстетические элементы никуда не уходят. Человек балансирует между ними и этическими настроениями. В качестве символа этого этапа выступает Сократ.

Пояснения

Серен Кьеркегор, вводя различия между мировосприятием людей на эстетической и этической стадиях, указывает, что в первом случае, каким бы ни было мировоззрение, оно всегда, по своей сути, является отчаянием. Обусловлено такое состояние тем, что индивид основывает собственную жизнь на том, что может и не быть, и быть, то есть, на несущественном. Этик, напротив, в качестве базы выбирает существенное, то, что должно иметь место. Этическое начало способствует формированию внутреннего мира, придает ему устойчивость, уверенность. На этом этапе индивид становится личностью, трансформированной в единственный абсолют. Серен Кьеркегор старается исключить нравственность из внутреннего пространства человеческого духа. Между тем, этика изолированной действительности ограничена. Нравственный закон, который устанавливается человеком, в соответствии с собственным опытом, в свою очередь, может являться неприемлемым для остальных и ошибочным.

Последняя стадия

В результате балансирования человек может прийти к пониманию ограниченности и эстетического, и этического пути, испытав снова отчаяние. В таком случае дискретно может случиться прорыв на духовную стадию. На этом этапе человека ведет сердце, вера, не подвластная ни разуму, ни чувственности. Религиозный человек осознает свое несовершенство. Он понимает, что грешен, и стремится к Богу, веря, что тот простит его. Выбрав прорыв к Всевышнему, человек преодолевает недостатки этического восприятия. Они связаны с тем, что в качестве движущей силы индивида выступает стремление достичь счастья, но в мире действует всеобщий закон, ограничивающий его в свободе. Вера в Бога возвышает индивида над той моралью, которую он для себя выработал. Дойдя до этой ступени, человек погружается в страдание. Верующие люди являются страждущими. Прекращение страдания указывает на завершение религиозной жизни. Серен Кьеркегор полагал, что люди, которые одержимы оптимизмом, пребывают в непроницаемом заблуждении. Он считал, что жизнь - это скорбь, а не отрада. Кьеркегор указывал на то, что человек как в бездну заброшен в мрачный мир не по собственной воле. Находясь в нем, он переживает свободу и страдание, грех. Он боится Бога. При этом жизнь, которая наполнена страданием, становится оправданной и осмысленной за счет стремления к спасению через искупление. Переход с одной стадии на другую осуществляется в результате выбора, волевого акта человека. Забота и отчаяние ведут личность по жизненным ступеням. Кризис приводит к возникновению страха. Он стимулирует выбор, и человеческая жизнь переворачивается. В этом реализуется свобода, которая направлена на достижение бесконечного блаженства. В качестве помощника человека при его преодолении отчаяния на жизненных дорогах выступает вера. Отказываясь от разума, который вызывает страдания, отчаяние, страх, индивид приобретает успокоение. Только вера гарантирует истинное существование.

Отчаяние

Основываясь на догме о первородном грехе, Серен Кьеркегор говорит о человеческой жизни, как о страдании, переживании. Это приводит индивида к отчаянию. Оно, выступая как результат греховной сущности человека, рассматривается одновременно и как единственная возможность прорваться к Богу. Соответственно трем этапам существования индивида в труде "Болезнь к смерти" Серен Кьеркегор рассматривает:

  1. Отчаяние возможного. У эстетических людей оно связано с фактичностью, которая не соответствует ожиданиям. В сознании такой человек старается подменить собственное Я другим, имеющим определенные преимущества - силу, ум, красоту и пр. Отчаяние, которое возникает в связи с нежеланием быть собой, приводит к разрушению. Отдельные удовольствия являются фрагментарными, они не обладают единством. В итоге Я рассыпается на "песок мгновений".
  2. Мужественное отчаяние. Оно появляется как следствие желания быть собой, добиваться непрерывности Я. Это стремление, в свою очередь, является результатом нравственных усилий этика. Для такого человека "Я" уже не выступает как комплекс случайных удовольствий. Оно является результатом свободного создания собственной личности. Но трагичная самонадеянность индивида, возомнившего, что его человеческих сил будет вполне достаточно для реализации "Я", вызывает отчаяние. Этик убеждается в неспособности преодолевать собственную конечность, прорваться к Богу.
  3. Абсолютное отчаяние. Оно возникает у религиозного человека в результате понимания богооставленности окружающего мира и своего одиночества перед Всевышним.

Мыслитель считал, что истинная вера - это не результат усвоения религиозных традиций, а следствие абсолютно ответственного и свободного выбора в условиях полного одиночества.

Серен Кьеркегор: "Страх и трепет"

В 1843 г. писатель опубликовал этот трактат. Он взял псевдоним Иоханес де Силенцио. Как указывал Серен Кьеркегор, страх появляется у человека как у существа свободного в онтологическом плане, но при этом несущего след первородного греха и поэтому, конечного, смертного. В центре внимания стоит вопрос о вере и ее возможностях в рамках действительности. За основу мыслитель взял ветхозаветную повесть об Аврааме и сыне его Исааке. В 1844 г. вышел еще один трактат "Понятие страха". Серен Кьеркегор говорит о том, что это ощущение возникает как следствие осознания невозможности преодолеть собственную кончину и риск неправильного использования собственной свободы.

Рационализм

В противовес развитию немецкого классического идеализма, Серен Кьеркегор указывал на первичность индивидуального отношения к человеческому существованию и вытекающих из него действий и поступков. При этом рациональное знание было для мыслителя вторичным. В своих рассуждениях Серен Кьеркегор близок, с одной стороны, к Канту. Последний утверждал первенство практического (чистого) разума в связи со спекулятивным. С другой же стороны, позиция Кьеркегора принципиально отличается от кантовской идеи о (само)достаточности этических универсальных критериев при осуществлении личностного свободного выбора человеком.

Базис концепций

Философские взгляды Серена Кьеркегора формировались под влиянием германского романтизма и ответа на гегелевское учение. В качестве одного из ключевых источников направленности идей мыслителя выступало осознание неблагополучия мира. Начало философии, считал он, исходит не из удивления, как говорили Аристотель и Платон, а из отчаяния. В свою очередь, последнее возникает в связи с тем, что мир наполнен злом. Изучение философских вопросов в сочинениях автора базируется на переиначенной гегелевской диалектике. Серен Кьеркегор перетолковывает многие термины и понятия. При этом он отрицает помещение индивида в конкретную историческую систему воплощения объективного духа. Он усматривает в этом подчинение человека эпохе, лишение его ответственности за свое поведение и самостоятельности.

Идеи

Серен Кьеркегор выступал против философских претензий не только на проектирование социальной действительности, но и на объяснение ее. Реальность для него - то, что "Я" выявляет в себе. Первичной является душа, а тело - вторично. Человек - синтез этих элементов, сочетание необходимости и свободы, вечного и временного. Кьеркегор был против учения об истине. Последняя являлась для него как субъективная категория. В качестве критерия истины выступает страстная уверенность человека в собственной правоте. Предметом изучения мыслителя являлась не всеобщая, а индивидуальная истина. Позднее аналогичную позицию отстаивал отечественный философ Шестов.

Взгляды других мыслителей

Стоит сказать, что задача существования не подается научному изучению. Поэтому идеи Кьеркегора зафиксированы в форме потока свободных мыслей по интересующим его вопросам. Он стремился обратить внимание на тревожные признаки бытия, проявляющиеся в духовной жизни. Автор не склонен был переоценивать значимость своих возможностей в предостережении об опасности, надвигающейся со стороны нигилизма. К наиболее крупным представителям экзистенциализма следует отнести Сартра, Ясперса, Камю, Хайдеггера. Последний несколько своеобразно решает проблему существования человека. Хайдеггер считает главной задачу закладки основы под понимание мира. В качестве нее выступает онтология. Она базируется на прислушивании к бытию, выработке реакции на него, в соответствии с сигналами, которые он подает при стремлении найти комфортное место в мире. Для Ясперса проблема существования решается через приспособление. Он старается внушить читателю ответственное и бережное отношение к ценностям, которые найдены европейской цивилизацией. Ясперс предостерегает от бездумного расшатывания устоявшихся норм западного мира. Он стремится направить человеческие усилия на ответственное формирование сообщества, в рамках которого народы сформируют единую семью. Камю и Сартр высвечивают неблагополучие мира. Они показывают абсурдность всего. При этом авторы предлагают мужественно исполнять свой долг, не страшиться утрат, не склоняться под ударами судьбы. Они призывают спокойно осуществлять свои будничные дела. Но если гнет действительно станет нестерпимым, Камю и Сартр предлагают отважиться на бунт.

Серен Кьеркегор решал проблемы существования в мрачном и неприветливом мире, исходя из того, что индивид входит в жизнь неподготовленным. Он воспринимает ее как место праздника. Переходя от ступени к ступени своего совершенствования, человек способен двигаться от эстетического восприятия, при котором целью является наслаждение, к этическому, в рамках которого на первый план выходит разумное служение своему человеческому долгу. В результате он приближается к религиозному мировоззрению, прорывается к Богу.