Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Гассенди, пьер. Биография Пьер Евгений Марселен Бертло Pierre Eugene Marcellin Berthelot

Гассенди, пьер. Биография Пьер Евгений Марселен Бертло Pierre Eugene Marcellin Berthelot

ГАССЕНДИ (Gassendi), Пьер

Французский философ-материалист, математик и астроном Пьер Гассенди родился в Шантерсье, Прованс. Благодаря выдающимся способностям он уже в 16 лет был учителем риторики в г. Дин во Франции. Здесь же он принял духовный сан и стал аббатом. Профессор теологии в Дине (с 1613), философии в Эксе (с 1616). Свой курс философии он строил таким образом, что сначала излагал учение Аристотеля , а потом показывал его ошибочность. Открытия Коперника и сочинения Джордано Бруно окончательно убедили Гассенди в непригодности аристотелевской физики и астрономии. Критике аристотелевской системы Гассенди посвятил своё сочинение «Exercitationes paradoxicae adversus Aristoteleos» (Гренобль, 1627); от окончания этого сочинения он должен был отказаться, поскольку нападать на Аристотеля и защищать Коперника было в то время небезопасно. В частности, в постановлении Парижского парламента от 4 сентября 1624 г., вызванном попыткой организовать в Парижском университете публичный диспут о корпускулярной теории, запрещалось под страхом смертной казни «утверждать и преподавать положения, направленные против древних и признанных авторов и устраивать диспуты без одобрения докторов теологического факультета». Еще до издания своей книги Гассенди оставил кафедру и жил то в Дине, где был каноником кафедрального собора, то в Париже, откуда совершил поездку в Бельгию и Голландию. В 1645 г. стал профессором математики в Королевском колледже в Париже.

Пропагандируя атомистику и этику Эпикура , Гассенди возражал против теории врождённых идей и всей метафизики Р. Декарта с позиций материалистического сенсуализма. Философская система Гассенди состоит из логики (устанавливающей признаки истины и пути, ведущие к её познанию), физики и этики (учения о счастье). По учению Гассенди, всё существующее состоит из атомов и пустоты и находится в пространстве, как бесконечной возможности наполнения, и времени; время и пространство никем не сотворены и не могут быть уничтожены, в отличие от атомов, которые, по Гассенди, созданы богом. Число атомов и их форм конечно и постоянно (поэтому количество материи постоянно), но число форм меньше числа атомов. Различие атомов (кроме формы) заключается в различии их главного свойства – веса или прирождённого внутреннего стремления к движению. Атомы непрерывно движутся в пустоте и сталкиваются друг с другом. Тела состоят не из первичных атомов, а из их соединений, которые Гассенди называл «молекулами» (от слова moles – «масса»). Группируясь, атомы образуют все тела вселенной и являются, следовательно, причиной не только качеств тел, но и их движения; ими обусловливаются все силы природы. Так как атомы не рождаются и не исчезают, то и количество живой силы в природе остается неизменным. Когда тело в покое, сила не исчезает, а только пребывает связанной, а когда оно приходит в движение, сила не рождается, а только освобождается. Действия на расстоянии не существует, и если одно тело притягивает другое, не соприкасаясь с ним, то это можно объяснить так, что от первого исходят потоки атомов, которые соприкасаются с атомами второго. Согласно Гассенди, не только материальные тела, но и «невесомые флюиды», в частности теплота, свет, также состоят из атомов. Душа, по мнению Гассенди, состоит из особых атомов, рассредоточенных по всему телу. Основой познания служат показания органов чувств (ощущения).

Философия Гассенди, в частности его атомистическое учение, в некоторых отношениях представляла собой попытку примирить материалистические представления о веществе и пространстве с религией. Гассенди искал компромисс между допущением вечности пространства и атомов и существованием бога, который их сотворил. Атомное учение Гассенди было в общем благожелательно принято естествоиспытателями XVII в. Многие из них, в том числе, в том числе

ГАССЕНДИ, ПЬЕР (Gassendi, Pierre) (1592–1655), французский философ и ученый, известный своей пропагандой эпикуреизма и атомизма и попыткой их примирения с христианством. Родился в Шантерсье близ Диня в Провансе 22 января 1592. Фамилия Гассенди – итальянская форма прованской фамилии Гассенд (Gassend). Занимал незначительные церковные должности в 1612, в 1614 стал доктором теологии в Авиньоне; также был настоятелем собора в Дине. По настоянию Мерсенна занялся философией, был профессором философии в коллеже Экс-ан-Прованса.

В 1624 опубликовал в Гренобле ряд очерков под названием Парадоксальные упражнения против аристотеликов (Exercitationes paradoxicae adversus Aristoteleos ), где заявил, что, хотя он и обязан по своему положению преподавать аристотелевскую философию, его всегда занимал вопрос о ее слабостях. Прекратив полемику со схоластами, из-за которой у него могли появиться враги в церковных кругах, он обратился к изучению Эпикура. В 1626 у Гассенди появилась идея труда о жизни, моральных представлениях и учении Эпикура. Он был убежден, что учение античного философа может быть согласовано с современной ему теологией. В 1632 Гассенди опубликовал работу о прохождении планеты Меркурий, предсказанном Кеплером, а в 1641 пытался экспериментально доказать теорию падения тел Галилея. Однако главным вкладом Гассенди в историю культуры стала его философия.

В 1641 Гассенди привел в ответ на Размышления Декарта ряд возражений, суть которых заключалась в том, что философской спекуляции следует быть более скромной. В 1644 вышла его книга Исследование метафизики (Disquisitio Metaphysica ). В 1645 Гассенди получил место профессора математики (астрономии) Коллеж-Руаяль в Париже. Лекция при вступлении в должность (Institutio astronomica , 1647), хотя открыто и не показывала приверженность идеям Галилея, свидетельствовала о симпатиях к ним. В 1647 появилась его работа О жизни и моральных взглядах Эпикура (De vita et moribus Epicuri ), изменившая общее мнение об эпикуровской этике. В 1648, страдая от туберкулеза, Гассенди уехал в Прованс. В 1649 он опубликовал Замечания на десятую книгу Диогена Лаэрция (Animadversiones in decimum librum Diogenis Laertii ) (об Эпикуре) вместе со Сводом философии Эпикура (Syntagma philosophiae Epicuri ). В 1653 вернулся в Париж. Умер Гассенди в Париже 24 октября 1655.

Полное собрание его трудов было опубликовано в 1658. Первые два тома содержат Свод философии (Syntagma Philosophicum , опубл. посмертно в 1658), состоящий из трех частей: логики, физики (общего естествознания, космологии, физиологии, психологии) и этики. Логика – главным образом индуктивный метод исследования; однако в ней Гассенди пытается установить равновесие между опытом и рассудком. Физика посвящена описанию мира (состоящего из атомов и пустоты), созданного Богом, существование которого доказывается наличием мировой гармонии. Бог – первая причина; все вторичные причины относятся к движению, которое внутренне присуще атомам. Наиболее подвижные атомы составляют души животных, способных к ощущению и «чувствительному разуму». Человеческая душа нематериальна и способна постигать абстрактные идеи, опираясь на чувственные данные. Люди стремятся к счастью (душевному покою и отсутствию телесных страданий), которое можно достигнуть (в этом мире – лишь в несовершенной форме) благодаря добродетельному образу жизни и любви к Богу.

Гассенди относился с уважением к ортодоксальным церковным учениям, однако существенные черты его картины мира были взяты на вооружение деизмом 18 в. Он был главным соперником Р.Декарта как представителя «новой философии», оказал влияние на Р.Бойля и Д.Локка; его весьма почитал И.Ньютон.

выразитель антисхоластаческого сенсуализма и эпикуреизма Нового времени. По происюждению из крестьянской семьи, окончил университет в Экс-ан-Провансе, но в дальнейшем всю последующую жизнь был священнослужителем. Получил по тем временам широкое философское и научное образование, увлекался математикой и астрономией. Был знаком со многими интеллектуалами своего времени, в том числе и с кружком Мерсенна. Написал несколько философских трудов, в том числе против Декарта: "Возражение на "Метафизические размышления"", и когда Декарт ответил на них, Гассенди написал новые "Возражемя". Его перу принадлежат также "Парадоксальные упражнения против аристотеликов...", "Свод философии Эпикура". Самый важный труд Гассенди -"Система философии". В своих произведениях Гассенди активно выступает против схоластических философствований, которые ничего не дают. Отдавая должное глубине мышления Аристотеля, он подвергает критике идеи Аристотеля, из которого схоласты сделали идола, полагает, что значение Аристотеля преувеличено. Гассенди боролся против догматизма, считая, что посредством опытно-дедуктивного пути мы достигаем относительных истин. Он защищает позиции сенсуализма: нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях. Для Гассенди лишь чувства - критерий истинности наших знаний, а рассудок - это &опосредствующее звено между ощущениями. Заблуждение возникает тогда, когда рассудок действует неверно. Для Гассенди даже аналитическое положение (например, "целое больше части") является эмпирическим. С этих позиций Гассенди выступал против рационализма Декарта, полагая, что Декарту не удалось доказать очевидность и самодостаточность человеческого ума. Он писал в "Новый возражениях на "Ответы"" Декарта: "Зная об уме только то, .что он мыслящая вещь, ты подобен слепому, знающему о Солнце лишь то, что оно - вещь греющая" [Соч. Т. 2. С. 760]. Гассенди выступал против учения Картезия (Декарта) о врожденности идей. Он считал, что даже математические понятия имеют опытное происхождение, а ясность и отчетливость, на которые ссылался Декарт, чтобы показать врожденность геометрических аксиом, всего лишь заблуждение, так как со временем те идеи, которые сначала кажутся ясными, потом могут оказаться смутными. Гассенди пытался возродить философию Эпикура. В этом своем стремлении он руководствовался в основном желанием реабилитировать эпикуреизм перед лицом христианства. Потому центральными в учении Гассенди являются его этические воззрения. Он считает, что эпикуровское учение о гедонизме неправильно истолковывали. Прежде всего это касается понятия удовольствия, которое следует понимать не как чувственное удовольствие, а как стремление к счастью. Главная добродетель, которой должен следовать человек, - это благоразумие. Отсюда вытекает основной вывод Гассенди: "Философия счастья - это не что иное, как философия здоровья" [Соч. Т. 1. С. 318]. Основным условием счастливой жизни Гассенди считает отсутствие страха смерти, полагая, что необходимо исходить из положения: смерть не может причинить страдания ни живым, ни мертвым.

В своих произведениях Гассенди активно выступает против схоластических философствований, которые ничего не дают. Отдавая должное глубине мышления Аристотеля, он подвергает критике его идеи, так как полагает, что значение Аристотеля преувеличено и что схоласты сделали из него идола.

Гассенди боролся против догматизма, считая, что опытно-дедуктивным путем мы достигаем относительных истин. Он защищает позиции сенсуализма: нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях. Для Гассенди лишь чувства - критерий истинности наших знаний, а рассудок - это опосредствующее звено между ощущениями. Заблуждение возникает тогда, когда рассудок действует неверно. Для Гассенди даже аналитическое положение (например, «целое больше части») является эмпирическим.

С этих позиций Гассенди выступал против рационализма Декарта, полагая, что Декарту не удалось доказать очевидность и самодостаточность человеческого ума. Он писал в «Новых возражениях на "Ответы"« Декарта: «Зная об уме только то, что он - мыслящая вещь, ты и подобен слепому, знающему о Солнце лишь то, что оно - вещь греющая» [Соч. М., 1968. Т. 2. С. 760].

Гассенди выступал против учения Картезия (Декарта) о врожденности идей. Он считал, что даже математические понятия имеют опытное происхождение, а ясность и отчетливость, на которые ссылался Декарт, чтобы показать врожденность геометрических аксиом, всего лишь заблуждение, так как со временем те идеи, которые сначала кажутся ясными, потом могут оказаться смутными.

Гассенди пытался возродить философию Эпикура. В этом своем стремлении он руководствовался в основном желанием реабилитировать эпикуреизм перед лицом христианства. Потому центральными в учении Гассенди являются его этические воззрения. Он считает, что зпикуровское учение о гедонизме неправильно истолковывали. Прежде всего это касается понятия удовольствия, которое следует понимать не как чувственное удовольствие, а как стремление к счастью. Главная добродетель, которой должен следовать человек,- это благоразумие. Отсюда вытекает основной вывод Гассенди: «Философия счастья - это не что иное, как философия здоровья» [Соч. М., 1966. Т. 1. С. 317]. Основным условием счастливой жизни Гассенди считает отсутствие страха смерти, полагая, что необходимо исходить из положения: смерть не может причинить страдания ни живым, ни мертвым.

Отличное определение

Неполное определение ↓

, гносеология , математика , астрономия

Гассенди , или Гассенд (фр. Pierre Gassendi , 22 января , Шантерсье близ Диня в Провансе - 24 октября , Париж) - французский философ , математик , астроном и исследователь древних текстов. Преподавал риторику в Дине, а позднее стал профессором философии в Экс-ан-Провансе .

Биография

Научная деятельность

Философская система Гассенди, изложенная в его «Syntagma philosophicum», - результат его исторических исследований. Эти исследования привели его (как позднее Лейбница) к тому выводу, что мнения различных философов, считающиеся совершенно несходными, часто различаются только по форме. Чаще всего Гассенди склоняется на сторону Эпикура, расходясь с ним только в теологических вопросах.

Относительно возможности познать истину он держится середины между скептиками и догматиками. Посредством разума мы можем познать не только видимость , но и саму сущность вещей; нельзя отрицать, однако, что есть тайны, недоступные человеческому уму. Гассенди подразделяет философию на физику , предмет которой - исследовать истинное значение вещей, и этику - науку быть счастливым и поступать согласно с добродетелью. Введением к ним служит логика , которая есть искусство правильно представлять (идея), правильно судить (предложение), правильно умозаключать (силлогизм) и правильно располагать выводы (метод).

Физика Гассенди стоит близко к динамистическому атомизму . Все явления природы совершаются в пространстве и времени . Это суть «вещи в своем роде», характеризующиеся отсутствием положительных атрибутов . Как пространство, так и время могут быть измерены только в связи с телами: первое измеряется объёмом, второе - движением тел.

Переводчики Гассенди на русский язык

Литература

Биографические сведения о Гассенди содержатся в статье Сорбьера «De vita et moribus Petri Gassendi», приложенной к собранию сочинений философа, и в надгробном слове преемника Гассенди по каноникату в Дине, Николая Таксиля.

Работы, посвященные философии Гассенди:

  • A. Martin, «Histoire de la vie et des écrits de Gassendi» (Париж , );
  • L. Mandon, «Etude sur le Syntagma philosophicum de Gassendi» (Монпелье , );
  • L. Mandon, «De la philosophie de Gassendi» ();
  • Jeannel, «Gassendi spiritualiste» (Монпелье, );
  • Ch. Barneaud, «Etude sur Gassendi» (в «Nouvelles Annales de philosophie catholique», );
  • F. Thomas, «La philosophie de Gassendi» (Париж, ).
  • Зубов В. П. Пьер Гассенди // Вопросы истории естествознания и техники. Вып. 2. - М., 1956.
  • Быховский Б. Э. Гассенди. - М., 1974. - 204 с.
  • Olivier Bloch, La Philosophie de Gassendi. Nominalisme, matérialisme et métaphysique, Martinus Nijhoff, La Haye 1971 (ISBN 9024750350)
  • Saul Fisher, Pierre Gassendi"s Philosophy and Science, Brill, Leyde/Boston, 2005 (ISBN 9789004119963)
  • Lynn Sumida Joy, Gassendi the Atomist: Advocate of History in an Age of Science, Cambridge University Press, Cambridge, UK / New York, 1987 (ISBN 0521522390)
  • Antonia Lolordo, Pierre Gassendi and the Birth of Early Modern Philosophy, Cambridge University Press, Cambridge, UK / New York, 2006 (ISBN 9780521866132)
  • Forgie, William. Gassendi and Kant on Existence // Journal of the History of Philosophy - Volume 45, Number 4, October 2007, pp. 511-523
  • Gventsadze, Veronica. Aristotelian Influences in Gassendi"s Moral Philosophy // Journal of the History of Philosophy - Volume 45, Number 2, April 2007, pp. 223-242

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Stanford Encyclopedia of Philosophy: Pierre Gassendi

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 22 января
  • Родившиеся в 1592 году
  • Умершие 24 октября
  • Умершие в 1655 году
  • Философы по алфавиту
  • Философы Франции
  • Философы XVII века
  • Умершие в Париже
  • Астрономы по алфавиту
  • Астрономы Франции
  • Астрономы XVII века

Wikimedia Foundation . 2010 .

Пьер Гассенди

(1592-1655)

«Любая благотворительность с благо, поскольку она доставляет беззаботность»

Войти в философской элиты своего времени П. Гассенди было труднее, чем его знаменитым современникам. Пьер родился в крестьянской семье, и только природная одаренность, ум и настойчивое обучения могли дать (и дали!). Парню возможность подняться до уровня самых образованных и уважаемых людей своего времени, выдающихся ученых, философов, начали и возглавили новые направления научных и мировоззренческих поисков. Семья рано заметила одаренность ребенка, нашла средства для устройства Пьера на обучение в колледже и в университете. Успехи молодого студента в обучении оказались настолько значительными, что его преподаватель философии и теологии патер Фезе однозначно заявил, что не может точно определить, кто из них является учеником, а кто - учителем. Фезе поручал П. Гассенди читать лекции в университете, воспитывал у юноши уверенность в собственном уме, поощрял к занятиям наукой.

Признание П. Гассенди получил сразу после публикации своих первых работ по астрономии, математике и философии. За честь общаться с ним считали Ф. Бэкон и Т. Гоббс, Гуго Гроций и Т. Кампанелла. С Т. Гоббсу, кстати, у П. Гассенди сложились глубоко дружеские отношения. Философы обменивались идеями и наблюдениями. Поэтому определить першоавторство концепции «общественного договора», с которой примерно одновременно вошли в социальной философии П. Гассенди и Гоббс, невозможно.

Среди философских трудов П. Гассенди ведущее место принадлежит таким трудам, как «Парадоксальные упражнения против аристотеликом» и «Свод философии Эпикура». Философ остро критикует схоластов и извращенного ними Аристотеля, анализирует проблемы достоверности познания, доказывает объективность пространства и времени, развивает онтологическое учение Эпикура и Лукреция, материалистически объясняет различные явления бытия и сознания. Он убежден в объективном существовании пространства и времени, которые являются несотворимимы и незнищивнимы. П. Гассенди продолжает и углубляет атомистическое учение древних мыслителей, размышляет о первоматерию, которая состоит из ограниченного количества атомов, имеющих различные формы и качества и могут перемещаться в пространстве и времени. В то же время, он считал Бога единственным создателем атомов. Показательно, что именно П. Гассенди первым ввел в научный оборот понятие «молекула».

Логику Гассенди использовал как средство борьбы с схоластами. Философ пытался занять компромиссную позицию между догматизмом и скептицизмом. В теории познания он придерживался принципов сенсуализма: чувство, считал философ, есть единственный источник и критерий истины или ложности наших знаний, погрешности возникают как результат неправильных «маневров» ума.

Свою социальную концепцию ученый освещает в третьей части «Возведение философии» - «Этике». При этом этику П. Гассенди считает центральной частью философии. «Что касается этики, или философии обычаев... то не без оснований было сказано, - писал он, - ... что ее следует считать главной частью философии ». Без рассмотрения этики, подчеркивает П. Гассенди дальше, размышления о природе (и другие философские проблемы) были бы лишними. Этическое учение, по его мнению, стоит выше философию природы, за что оно направляет всю последнюю и делает ее средством для достижения нравственной цели.

Социально-этическая концепция П. Гассенди основанная на учении о достижении человеком высшего блага - счастье. Под счастьем философ понимает беззаботный, спокойное состояние, но не в плане инертного (сонного, оцепенела) существование, а как жизнь с удовольствием. Счастье, писал П. Гассенди, - это освобождение от страданий, душевная уверенность, отсутствие страха перед смертью и ответственности перед богами, отсутствие упоминаний о прошлых блага и бесплодных мечтаний о благах будущие. Главным принципом счастья является удовлетворение, которое основывается на телесном здоровье и невозмутимости ума. Это - удовольствие особенное. Оно не масс ничего общего с «удовольствием бездельников», людей, утопающие в роскоши или развлечениях, - оно означает не что иное, как «отсутствие телесных страданий и беззаботность духовного мира».

Какой социальный смысл вкладывал П. Гассенди в «запоздалое возрождение» (Куно Фишер) Эпикура и эпикурейской этики? Возможно, здесь были только научные симпатии к осквернены схоластами-теологами большого атомистов? Думаем, что нет. Обращение к Эпикура давало П. Гассенди возможность, не вступая в непосредственный теоретический диспут с теологией, опровергнуть религиозные обоснования морали, рельефнее подчеркнуть ее земное, человеческое происхождение и функционирование. Его этика, подчеркивает Б. Быховский, порывала с главным церковным устройством-с религиозным обоснованием нравственности. В этом коренится загадка того, почему некоторые современные теологи осуждают гуманистическую этику П. Гассенди как эгоистическую.

П. Гассенди был сторонником твердой центральной власти. (Абсолютного монарха) он называл «хорошим хозяином государства», призвал раболепства ему жить благотворно и в согласии.

Значение социально-этической концепции П. Гассенди переоценить трудно. Она открывала для социального познания еще один, омрачен еще схоластикой, сторону общественного бытия - его нравственную составляющую. Поворотом морали к человеку и его реальной жизни П. Гассенди сделал к развитию социальной философии такой же фундаментальный вклад, как Н. Макиавелли - учением о материальный интерес, Ф. Бэкон - вниманием к опытным основ общественной жизни, Р. Декарт - обоснованием принципов осознания деятельной сущности социального.

Этическая концепция П. Гассенди имела не только теоретическое, но и широкое практическое значение. «Эпикурейской священник», как иногда называли П. Гассенди, пытался сформулировать на ее почве общие правила общественной жизни. Результатом этой попытки оказалась «договорная теория происхождения государства», теория, которую практически одновременно с П. Гассенди вынашивал Т. Гоббс. развивали позже Ж.-Ж. Руссо и Дидро, Дж. Мильтон, 0. Paдищев, Ф. Прокопович и много других выдающихся просветителей.

Человека П. Гассенди толковал как общественное существо (sociabile animal), а общество - как результат соглашения, заключенного людьми для удобства и безопасности взаимного существования. Соглашение основывается на «естественном праве» человека, отражает (и согласовывает между собой) поезда человеческой природы и законы разума. Существующее законодательство, размышлять II. Гассенди, не всегда адекватно воспроизводит «естественное право». Это приводит к несправедливости и общественных конфликтов, избежать которых можно лишь благодаря взвешенности в ведении государственных дел, умеренности граждан, т.е. благодаря экономической и социальной рассудительности. Основой «естественного права», согласно П. Гассенди, является частная собственность. Вокруг нее и имеют вращаться законы человеческого общежития. Главный среди них - «не вмешиваться в чужие права, не делать никому образ». Собственно говоря, это и должно обеспечить государство, управляемое «умным монархом». П. Гассенди был сторонником твердой централизованной власти, абсолютной монархии, обосновывал общественное значение порядка, организованности и согласия «гражданской рассудительности» и дисциплины.

Книга «Свод философии Эпикура» увидела свет уже после смерти автора - в 1658 году. Несколькими годами ранее опубликованные работы Т. Гоббса, где указаны сюжеты были изложены более широко и основательно. Именно поэтому основателем «договорной теории государства» считают Т. Гоббса. Однако это не совсем правильно. Оба мыслителя оттачивали исходные принципы этой теории практически одновременно. Поддерживая дружеские отношения, они обменивались идеями и наблюдениями, «подталкивали» друг друга к тем или иным выводам. Последнее дает основания для суждения о том, что основателями «договорной теории государства» следует считать обоих философов. Если же речь идет о разветвленность теории и обоснованность выводов, то «пальму первенства» следует отдать Т. Гоббсу.