Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Гуманистические теории личности. Бихевиоризм или измерение поведения

Гуманистические теории личности. Бихевиоризм или измерение поведения

Методы бихевиоризма

Мы уже могли видеть, что в период первоначального развития научной психологии она стремилась связать себя с более старой, респектабельной, сформировавшейся естественной наукой - физикой. Психология постоянно стремилась перенять методы естественных наук и приспособить их для собственных нужд. Эта тенденция наиболее отчетливо просматривается в бихевиористском учении о мышлении.

Уотсон боролся за то, чтобы психолог всегда ограничивался исключительно данными естественных наук, то есть тем, что является наблюдаемой величиной - иными словами, поведением. Следовательно, в бихевиористских лабораториях допускались лишь строго объективные методы исследований. Методы Уотсона включали следующее: наблюдение с использованием или без использования приборов; методы тестирования; методы дословной записи и методы условных рефлексов.

Метод наблюдения является необходимой основой для всех остальных методов. Методы объективного тестирования использовались уже ранее, но Уотсон предложил при тестировании оценивать нс психические качества человека, а его поведение. Для Уотсона результаты теста не являлись показателем ума или личных качеств; они демонстрировали реакцию испытуемого на определенные раздражители или стимулирующие ситуации, созданные при проведении теста, - и ничего другое.

Метод дословной записи является более противоречивым. Поскольку Уотсон столь решительно был настроен против интроспекции, то использование в его лаборатории метода дословной записи казалось весьма спорным. Некоторые психологи считали это компромиссом, с помощью которого Уотсон позволял интроспекции пролезть через черный ход после того, как ее выкинули в парадного крыльца. Почему же Уотсон допускал дословную запись? Несмотря па его враждебность по отношению к интроспекции, он не мог полностью игнорировать работы психофизиков, которые широко применяли интроспекцию. Следовательно, он предположил, что, поскольку речевые реакции являются объективно наблюдаемыми явлениями, они представляют для бихевиоризма такой же интерес, как и любые другие моторные реакции. Уотсоп говорил: «Говорить - значит делать; значит, это поведение. Говорить открыто или про себя (мыслить) является столь же объективным видом поведения, как и игра в бейсбол» (Watson. 1930. P. 6).

Метод дословной записи в бихевиоризме явился уступкой, которая широко обсуждалась критиками Уотсона. Они настаивали на том, что Уотсон предложил просто семантическую замену. Он допускал, что дословная запись может быть неточной и не является удовлетворительной заменой более объективных методов наблюдения, а потому ограничил использование метода дословной записи только теми ситуациями, в которых они могли бы быть подтверждены, - какими, например, являются наблюдения и описание различий между тонами (Watson. 1914). Дословные записи, не подлежащие верификации, - включающие, к примеру, лишенные образов мысли или рассказы об ощущениях, попросту исключались.

Наиболее важным методом исследования в бихевиоризме явился метод условных рефлексов, который был разработан в 1915 году, через два года после того, как Уотсоп формально провозгласил бихевиоризм. Поначалу методы условных рефлексов применялись в ограниченном диапазоне, и именно Уотсону принадлежит заслуга их широкого внедрения в психологические исследования американцев. Уотсон говорил психологу Эрнесту Хильгарду, что его интерес к условным рефлексам возрос при изучении работ Бехтерева, хотя позднее он воздавал должное и Павлову (Hilgard. 1994).

Уотсон описывал условные рефлексы в терминах, связанных с раздражителями. Условный рефлекс вырабатывается тогда, когда реакция связывается или ассоциируется с раздражителем, отличным от того, который первоначально вызывал эту реакцию. (Типичным условным рефлексом является слюноотделение у собак в ответ на звук, а не на вид пищи.) Уотсон выбрал этот подход, потому что он обеспечивал объективные методы исследования и анализа поведения - а именно сведение поведения к единичным парам «стимул - реакция» (S - R). Поскольку все поведение можно свести к этим элементарным составляющим, метод условных рефлексов делал возможным проведение исследований сложного человеческого поведения в лабораторных условиях.

Таким образом, Уотсон продолжил атомистическую и механистическую традицию, основанную еще британскими эмпириками и принятую на вооружение структуральными психологами. Он собирался изучать человеческое поведение точно так же, как физики изучают Вселенную, - путем разбиения его 414 отдельные компоненты, атомы или элементы.

Исключительная приверженность к использованию объективных методов и устранение интроспекции означали изменение роли испытуемых людей. Для Вундта и Титченера испытуемые были одновременно и наблюдателями, и наблюдаемыми. Это означает, что люди сами проводили наблюдения за переживаниями своего сознания. Таким образом, их роль была намного важнее, чем роль самого экспериментатора.

В бихевиоризме испытуемым отводится гораздо более скромная роль. Они больше ничего не наблюдают, напротив, за ними постоянно наблюдает экспериментатор. Участники эксперимента при этом стали называться испытуемыми, или субъектами, а не наблюдателями (DanzJgcr. 1988; Scheibe. 1988). Истинными наблюдателями теперь стали экспериментаторы, психологи - исследователи, которые определяли условия эксперимента и наблюдали за тем, как субъекты на них реагируют. Таким образом, испытуемые люди были понижены в статусе. Они больше не наблюдали, они только демонстрировали свое поведение. А поведение присуще любому - взрослому, ребенку, психически больному человеку, голубю, белой крысе. Этот подход усилил взгляд на людей как на простые механизмы: «на вход подается раздражение, на выходе наблюдается реакция» (Burt. 1962. P. 232).

Из книги Как преодолеть вредные привычки [Духовный путь к решению проблемы] автора Чопра Дипак

Из книги Болезнь как путь. Значение и предназначение болезней автора Дальке Рудигер

Из книги Серьёзное творческое мышление автора Боно Эдвард де

МЕТОДЫ ПЕРЕХОДА В этом разделе описаны пять систематических методов перехода. Это не означает, что ими исчерпываются все возможности. Кроме того, различные методы перехода могут пересекаться и дублировать друг друга. Это не имеет значения, поскольку единственная его

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

64 ЭВОЛЮЦИЯ БИХЕВИОРИЗМА Изначально бихевиоризм занимался изучением непосредственных связей между стимулом и реакцией, которая необходима индивиду для более быстрой адаптации к окружающему миру. Бихевиоризм возник на основе двух направлений: позитивизма и

Из книги История современной психологии автора Шульц Дуан

Первоисточники по истории бихевиоризма: из книги «Психология глазами бихевиориста» Джона Б. Уотсона Нет лучшей исходной точки для обсуждения бихевиоризма Уотсона, чем самая первая работа, которая послужила началом всему движению «Психология глазами бихевиориста»

Из книги Брейнбилдинг [или Как накачивают свой мозг профессионалы] автора Комаров Евгений Иванович

Предмет изучения бихевиоризма Первичным предметом изучения и исходными данными для бихевиоризма Уотсона являются основные элементы поведения: мышечные движения или секреция желез. Психология, как наука о поведении, должна иметь дело только с теми актами, которые можно

Из книги Язык и сознание автора Лурия Александр Романович

Популярность и привлекательность бихевиоризма Почему же смелые выступления Уотсона завоевали такое огромное число приверженцев его идей? Разумеется, подавляющему большинству было совершенно безразлично, что одни психологи выступали за существование сознания, а

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Критика бихевиоризма Уотсона Любая программа, предлагающая кардинальный пересмотр и полную замену существующего порядка, - то есть фактически призывающая к тому, чтобы отбросить все ранее существующие теории, - по сути своей обречена на критику. Как известно, в то

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Из книги Философия психологии. Новая методология автора Курпатов Андрей Владимирович

Судьба бихевиоризма Несмотря на то, что когнитивная альтернатива бихевиоризма, возникшая изнутри, преуспела в модифицировании всего бихевиористского движения, унаследованного от Джона Б. Уотсона и Скиннера, важно не забывать, что Альберт Бандура, Джулиан Роттер и

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Методы Методы – это способы, приемы выполнения работы с информацией. В рамках той или иной техники брейнбилдеры используют различные методы чтения, освоения информации и самостимулирования.С точки зрения организации и осуществления чтения можно выделить два метода:

Из книги автора

Методы Анализ мозговой основы психической деятельности располагает, как известно, двумя основными методами. Первым из лих является сравнительно-эволюционный метод, вторым - метод анализа особенностей изменения психической деятельности при локальных мозговых

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Методы В науке, видимо из-за единства лингвистического происхождения этих слов, произошло странное смешение понятий методологии и методов. Фактически же методология представляет собой способ мышления ученого, а метод – это механизм исследовательской практики. Разница

Из книги автора

Джон Уотсон (1878–1958) Основатель бихевиоризма Джон Уотсон родился 9 января 1878 года в Южной Калифорнии. Когда мальчику было тринадцать лет, отец ушел из семьи, и в дальнейшем детство Джона проходило на ферме – в бедности и одиночестве. Позже Уотсон вспоминал, что плохо

Бихевиоризм – одно из направлений социальной психологии, которое рассматривает поведение человека как результат воздействия факторов окружающей среды. Используется в современной психотерапии для лечения навязчивых страхов (фобий).

Изучение причин, побуждающих человека поступать тем или иным образом, привело к возникновению нового направления в социальной психологии – бихевиоризма. Название теории произошло от английского слова behavior, что означает поведение.

В ее основе лежит утверждение о том, что психический процесс не является чем-то абстрактным, и психические явления сводятся к реакциям организма.
Другими словами, бихевиоризм в психологии – это наука о поведении.

Личность, по мнению бихевиористов, – это совокупность поведенческих реакций. А практическую ценность для психологии имеет лишь то, что может быть измерено объективно.

Все что лежит за гранью материального: мысли, чувства, сознание – возможно, и существую, но не подлежат изучению и не могут быть использованы для коррекции поведения человека. Реальны лишь реакции человека на воздействие конкретных стимулов и ситуаций.

Основные положения теории бихевиоризм основываются на формуле «стимул-реакция».

Стимул – это любое воздействие среды на организм или жизненная ситуация. Реакция – действия человека, предпринимаемые для того, чтобы избежать или приспособится к тому или иному стимулу.

Связь между стимулом и реакция усиливается, если между ними есть подкрепление. Оно может быть положительным (похвала, материальное вознаграждение, получение результата), тогда человек запоминает стратегию достижения цели и в дальнейшем повторяет ее на практике. А может быть отрицательным (критика, боль, неудача, наказание), тогда такая стратегия поведения отвергается и ищется новая, более эффективная.

Таким образом, в бихевиоризме человек рассматривается как индивид, который предрасположен к тому или иному реагированию, то есть является устойчивой системой определенных навыков.

Воздействовать на его поведение можно путем изменения стимулов и подкреплений.

История и задачи

До начала XX века психология как наука изучала и оперировала только субъективными понятиями такими, как чувства, эмоции, которые не поддавались материальному анализу. В результате этого данные, которые были получены разными авторами, сильно отличались друг от друга и не могли быть связаны в единую концепцию.

На этой почве зародился бихевиоризм, который однозначно отметал все субъективное и подвергал человека чисто математическому анализу. Основоположником этой теории стал американский психолог Джон Уотсон.

Он предложил схему, которая объясняет поведение человека взаимодействием 2 материальных составляющих: стимула и реакции. Поскольку они были объективными, то их можно было легко измерить и описать.

Уотсон считал, что, изучив реакцию человека на различные стимулы, можно легко предсказать предполагаемое поведение, а также с помощью воздействий и изменений условий окружающей среды формировать в человеке определенные качества, навыки, склонности к профессии.

В России основные положения бихевиоризма нашли теоретическое обоснование в работах великого русского физиолога И.П. Павлова, который изучал формирование условных рефлексов у собак. В исследованиях ученого было доказано, что путем изменения стимула и подкрепления можно добиться определенного поведения животного.

Работы Уотсона получили свое развитие в трудах другого американского психолога и педагога – Эдварда Торндайка. Он рассматривал поведение человека как результат «проб, ошибок и случайного успеха».

Торндайк под стимулом понимал не просто отдельное воздействие среда, а конкретную проблемную ситуацию, которую человек должен решить.

Продолжением классического бихевиоризма стал необихевиоризм, который добавил с схему «стимул-реакция» новый компонент – промежуточный фактор. Идея заключалась в том, что поведение человека формируется не напрямую под воздействием стимула, а более сложным путем – через цели, намерения, гипотезы. Основоположником необихевиоризма был Э.Т. Толмен.

Подходы

В XX веке большое влияние на психологию оказала физика. Подобно физикам психологи стремились в своих исследованиях использовать методы естественных наук.

Представители бихевиоризма использовали в своих исследованиях 2 методологических подхода:

  1. наблюдение в естественной среде обитания;
  2. наблюдение в условиях лаборатории.

Большинство экспериментов проводилось на животных, затем полученные закономерности реакций на различные стимулы переносились на человека.

Опыты с животными были лишены главного недостатка работы с людьми – наличия эмоциональных и психологических компонентов, которые мешают объективной оценке.

Кроме того, такая работа была не меньше ограничена этическими рамками, что позволяло изучать ответное поведение на негативные стимулы (боль).

Методы

Для своих целей бихевиоризм использует несколько естественнонаучных методик изучения поведения.

Основоположник теории Уотсон в своих исследованиях прибегает к следующим методикам:

  • наблюдение за подопытным без применения приборов;
  • активное наблюдение с применением приборов;
  • тестирование;
  • дословной записи;
  • методы условных рефлексов.

Наблюдение за подопытными без применения приборов заключалось в визуальной оценке тех или иных ответных реакций, которые возникали у подопытного животного при воздействии определенных стимулов.

Активное наблюдение с помощью приборов проводилось с применением техники, которая фиксировала изменения параметров организма (частоты сердечных сокращений, дыхательных движений) под воздействием факторов среды или специальных стимулов. Также изучению подвергались такие показатели время на решение поставленных задач, скорость реакции.

Во время тестирования анализу подвергались не психические качества человека, а его поведение, то есть анализировался определенный выбор способа реагирования.

Сущность метода дословной записи основывалась на интроспекции, или самонаблюдении. Когда в роли испытателя и испытуемого выступал один человек. При этом анализировались не чувства и эмоции, а мысли, которые имели речевое выражение.

Метод условных рефлексов основывался на классических работах физиологов. При этом нужная реакция вырабатывалась у животного или человека путем положительного или отрицательного подкрепления стимула.

Несмотря на свою неоднозначность, бихевиоризм сыграл важную роль в становлении психологии как науки. Он расширил ее область, за счет включения телесных реакций, положил начало разработке математических методов изучения человека и стал одним их истоков кибернетики.

В современной психотерапии существует ряд методик, которые на его основе позволяют бороться с навязчивыми страхами (фобиями).

Видео: Бихевиоризм

Бихевиористский подход.

Для объяснения поведения бихевиоризм использует два основных понятия: стимул (S) и реакция (R); при этом сознание и другие субъективные понятия отрицаются. Бихевиористы стараются иметь дело только с теми фактами, которые можно наблюдать.

Американский психолог Б.Скиннер рассматривает личность как изолированную самость, которой нет места в научном анализе поведения. Для характеристики личности он вводит понятие "паттерн", которым обозначает некоторую совокупность реакций поведения. Личность является суммой паттернов. Каждая индивидуальная реакция основывается на предыдущем опыте и генетической истории.

Б.Скиннер существенно расширил схему образования условных рефлексов И.П.Павлова, предложив модель так называемого оперантного обусловливания - награды за желаемые и наказания за нежелательные реакции. Положительные и отрицательные стимулы, подкрепляющие поведение, регулируют и управляют ею.

Б.Скиннер отрицает спонтанность поведения и ее источников, лежащих вне жизненным опытом человека. Его интересует управления поведением, а не ее прогнозирования.

Гуманистические теории личности.

Одним из основателей гуманистической психологии является американский исследователь К. Роджерс (1902-1990). Он считал, что у каждого человека есть стремление стать компетентной и способной настолько, насколько это возможно для нее биологически. Основным положением его теории является самооценка, представление человека о себе, "Я-концепция", порождаемое во взаимодействии с другими людьми. Но формирование самооценки не проходит без конфликтов, она часто не совпадает с оценкой человека окружающими, и возникает дилемма - принять оценку других, или остаться со своей. Способность к гибкой самооценки, умение благодаря опыту переоценить систему ценностей, возникла раньше, - все это определяется К.Роджерсом как важное условие психической целостности личности и ее психического здоровья в различных жизненных ситуациях.

Благодаря К. Роджерсу явление самосознания и самооценки, их функции "в поведении и развитии субъекта стали важным предметом дальнейших психологических исследований других представителя гуманистического направления психологи США - Г.Олпорт (1887-1967) и А. Маслоу (1907-1970).

Маслоу исследовал проблемы личностного роста и развития. Его теория является своеобразной альтернативой бихевиоризма и психоанализа, которые отрицали творчество, любовь, альтруизм и другие человеческие ценности.

Центральным понятием гуманистической психологии является самореализация.

Изучая выдающихся людей, Маслоу выделил характеристики самоактуализирующейся личности:

1. эффективное восприятие реальности и комфортнее отношение к ней.

2. Принятие себя, других, природы.

3. Спонтанность, простота, естественность.

4. центрированность на задаче, а не на себе.

5. Некоторая потребность в уединении.

6. Автономия, независимость от культуры и среды.

7. Постоянная свежесть оценки.

8. Мижособистиснисть и опыт внешних состояний.

9. Чувство сопричастности, единения с другими.

10. Более глубокие межличностные отношения.

11. Демократическая структура характера.

12. Различение средств и целей, добра и зла.

13. Философское невраждебное чувство юмора.

14. Творчество, самоактуализирующейся.

Личность, самоактуализирующейся, не совершенна, она может переживать и негативные ощущения. Самоактуализация - не уход от проблемы, а движение от проблем мнимых и простых к проблемам реальных и сложных.

Маслоу описывает восемь путей самоактуализации индивида:

1. Полное и самоотверженное переживания жизненной ситуации с повышенной усвидомлюванисть и интересом.

2. Стремление к личностному росту в каждом жизненном выборе, даже если это связано с риском, прежде всего с риском оказаться в неизвестном.

3. Становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциале.

4. Честность и принятие ответственности за свои действия. Ответы на вопросы, возникающие, необходимо искать в себе.

5. Развитие способности "лучшего жизненного выбора", умение верить своим суждениям и интуиции, действовать от соответствии с ним.

6. Развитие своих потенциальных возможностей.

7. Стремление к "пика переживаний", когда мы полнее понимаем мир и себя, думаем, действуем и чувствуем ясно и точно.

8. Выявление своих "защит" и работа по отказу от них.

Кроме этого, известна концепция А. Маслоу, в которой он выделяет иерархию фундаментальных потребностей развивающихся от низших к высшим:

1) физиологические потребности;

2) потребности в безопасности;

3) потребности в любви и привязанности;

4) потребности в признании и оценке;

5) потребность в самоактуализации.

Уровня самоактуализации достигают не все личности. Характеристиками личности, достигла уровня самоактуализации, является непринужденность в поведении, деловая направленность, избирательность, глубина и демократичность в отношениях, независимость, проявления творчества и тому подобное.

Использование бихевиористических методов в работе с людьми в кризисных ситуациях, нуждающихся в помощи, возросло с 60-х годов. Исторически, бихевиоризм – это получившее развитие учение Ивана Сеченова, русского физиолога и продолжателя этой традиции – Ивана Павлова, классические эксперименты которого стали образцом для этой самой известной в Америке психологической школы.

Бихевиористские методы были впервые применены социальными работниками в образовании в 60-е годы. Эти методы использовали теорию и результаты исследований в области социальной психологии в качестве базы для принятия практических решении. Исходной предпосылкой служит признание взаимовлияния поведения (behaviour-поведение) человека и событий, происходящих в его окружении, связи поступков с тем, что происходит до и после них, а также влияния на поведение непредвиденных обстоятельств. Вероятность - необходимый момент, принимаемый в расчет в рамках бихевиористского подхода. Понятие вероятности используется для описания связи между изучаемым поведением и его предпосылками и последствиями. Предполагается, что поведение базируется на трех различных формах реакции человека на окружающую среду. Это - эмоциональная, или аффективная; компетентная, или когнитивная, основанная на знании и размышлении; и прямое открытое реагирование. Формы поведения не жестко связаны между собой, их взаимообусловленность складывается в процессе жизни индивидуально у каждого человека. Кроме того, бихевиоризм обращает внимание на различие между формой и функцией поведения, т. е. форма поведения может скрывать функцию поведения или указывать на нее.

Бихевиористский подход характеризует следующее: 1) признание того, что внешние переменные, т. е. поведенческие реакции в вопросах диагностики и вмешательства имеют приоритет над внутрипсихическими процессами - мыслями, чувствами и аффектами; 2) первоочередное внимание к определению ресурсов личности и ее окружения, которые способны обеспечить достижение результатов; 3) предварительное изучение предполагаемых результатов и способов их достижения; 4) четкое описание процедур диагностики и вмешательства; 5) явная связь между диагностикой и воздействием; 6) ясное представление желаемого результата; 7) интерес к оценке.

С бихевиористским подходом связан широкий спектр теоретических ориентаций. Па одном конце его находится прикладной анализ поведения, тщательно избегающий ненаблюдаемых событий, сосредоточенный на внешних поведенческих реакциях и факторах окружения, связанных с этим типом поведения. Анализ сосредоточивается на конкретных видах поведения в реальной жизненной обстановке - в классе, дома, в купе поезда, - и его функциях, при этом факторы окружения, связанные с этим типом поведения, идентифицируются статистически по тем изменениям, которые наблюдаются до и после реализации действий. Это направление зарекомендовало себя в разработке методик управления поведением учеников в классе, совершенствования способностей индивидов. отстающих в развитии, сокращения правонарушений и расширения возможностей трудовой занятости (Энциклопедия социальной работы, т. 1, 1993. 480 с.).



Другой конец спектра представлен когнитивной модификацией бихевиоризма, сосредоточившей усилия на изменении когнитивных реакций на ситуацию. Среди примеров использования такого подхода можно назвать когнитивно-бихевиористское лечение депрессии, гнева, боли и тревожности, которое направлено на изменение когнитивных структур, определяющих оценку ситуации. Подходы, находящиеся на обеих сторонах спектра, акцентируют необходимость тщательной оценки результатов, основанной на наблюдении последствий. Ключевой вопрос подхода состоит в проверке результатов воздействия. Например, предположение, что данные словесные инструкции изменят поведение, можно проверить, регистрируя изменения наблюдаемых реакций. Дискуссионным является вопрос о том, представляют ли собой когнитивные поведенческие методы нечто новое, или это просто другое название процедур, основанных на теории социального обучения. Многие методы, разработанные в начальный период использования бихевиористских процедур, такие, как систематическая десенсибилизация (снижение чувствительности), в значительной мере опираются на ненаблюдаемые результаты. Символические процессы - подражание, косвенное усвоение и предвосхищение последствий - являются существенными компонентами теории социального обучения. Указанная теория базируется на изучении социальных причин и следствий различных форм поведения.



Имеются также модификации бихевиористского подхода, построенные на изменении эмоциональных реакций.

Четкое определение желаемых результатов и оценка развития процесса воздействия с использованием чувствительных индикаторов являются дополнительными отличительными признаками бихевиористского подхода. Практическая реализация учитывается и в рамках других подходов, но жесткое требование делать это - и делать определенным образом - присуще именно бихевиористскому подходу. Имеется большое разнообразие проблем, которые могут быть определены и оценены с использованием многочисленных индикаторов изменений. Примерами являются депрессия, жестокое обращение с детьми, семейный разлад, проблемы общения родителей с подростками.

Согласно бихевиористскому подходу люди стараются делать лучшее из того, что возможно в данный момент и в данных условиях. Если клиенты неохотно принимают попытки оказания им помощи, то вместо сетования на недостаточную мотивацию социальному работнику следует выяснить, как создать благоприятные условия, чтобы в глазах клиентов его деятельность приобрела ценность. Усиление позитивных ожиданий, прояснение взаимных ролей и обеспечение обратной связи увеличивают вероятность заинтересованного участия клиента в достижении положительного результата.

Еще одна отличительная особенность бихевиористского подхода - внимание к закреплению желаемых изменений. Методы, способствующие устойчивому закреплению результатов, являются общим компонентом бихевиористской работы с индивидами, группами, семьями и сообществами и требуют внимания ко всем стадиям работы с клиентом. Например, если в семье имеется больной шизофренией, то участие родственников на всех стадиях вмешательства с большей вероятностью приведет к достижению и сохранению позитивных изменений.

Одной из характеристик оценки в рамках бихевиористского подхода является использование многих источников информации, включая (если возможно и соблюдаются этические требования) непосредственное наблюдение клиентов и других людей, находящихся в аналогичном окружении. Если наблюдение за клиентом в естественном окружении неосуществимо, альтернативой будет наблюдение за поведением в искусственно созданной обстановке, максимально приближенной к реальным условиям жизни. Самоконтроль, в процессе которого данный клиент фиксирует цепочку форм поведения, чувств, мыслей, результатов, - это другой возможный источник информации. Важным источником являются психологические измерения - данные самоотчета, включающие осуществление соответствующих измерений. Четкое описание проблемы, связанных с ней событий и желаемых результатов, еще одна черта бихевиористского подхода к экспертной оценке. В конечном итоге цель состоит в установлении желаемых результатов и обнаружении тех условий, которые необходимо для этого изменить.

В итоге экспертная оценка позволяет выявить: 1) конкретные цели, которые должны быть достигнуты для решения имеющихся проблем; 2) основную информацию, связывающую нужные формы поведения и результаты, 3) промежуточные шаги, необходимые для получения этой информация; 4) ресурсы личности и среды, которые могут быть использованы для достижения поставленных целей; 5) других людей, которых желательно вовлечь в работу, и план их привлечения; 6) специфические методы воздействия, полезные для достижения желаемых результатов; 7) индикаторы прогресса, используемые для оценки результатов терапии; 8) препятствия, которые должны быть преодолены, и план действий в этих целях.

Процедуры опеки и методы воздействия в бихевиористском подходе тесно связаны между собой. Обстоятельства, обнаруженные на стадии оценки, предопределяют выбор методов воздействия. Оценка применяется в отношении как вероятности достижения желаемых результатов, так и альтернативных путей их достижения. Четкое определение желаемых результатов и постоянный контроль за изменениями обеспечивают взаимосвязь клиентов, других лиц, значимых для работы, социальных работников, позволяют изменить планы в определенных отношениях. Реорганизация исходной последовательности событий (известная как управление стимулами) часто не менее эффективна, чем реорганизация реакции индивида на эти события.

Выдающиеся вклад в программы социальной и психологической Америки оказал Берхауз Фредерик Скиннер, особенно в приложении к образовательным системам, девиации, психиатрии. Чтобы познакомить вас с бихевиористскими упражнениями, мы решили использовать именно практику Скиннера (206).

Бихевиоризм можно критиковать, но лучше использовать. В конце концов, бихевиоризм - это прагматизм. И в нем правильно то, что полезно.

Инструментарий бихевиоризма

ИЗМЕНЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Записывайте время, которое вы тратите на различного рода работу. Достаточно простой таблички, размеченной в часах, на которой отмечаются различные занятия.

Затем выберите занятие, которому вы хотели бы посвятить больше времени. В течение недели, каждый раз, когда вы уделяете время этому делу, дайте себе какое-нибудь поощрение: сигарету, главу занимающей вас книги, сладкое, беседу с приятелем и пр. Постарайтесь, чтобы это было то, чего вы действительно хотите.

Замечаете ли вы, что время, уделенное этому занятию, возрастает? Каковы возможные причины этого (если они есть)?

ИЗМЕНЕНИЕ ЧУЖОГО ПОВЕДЕНИЯ

Во многих экспериментах установлено, что можно обуславливать вербальное поведение путем селективного вознаграждения моментов говорения или видов говорения. Вознаграждение, которое может использоваться, может сводиться просто к киванию, удовлетворенному мычанию, разного рода "угу" и "ага".

Попробуйте в разговоре кивать или выражать согласие каждый раз, когда проявляется определенный тип поведения (например, использование длинных, сложных слов, или ругательств, или эмоциональных утверждений). Посмотрите, начнет ли возрастать количество таких проявлений по мере того, как вы продолжаете вознаграждать их.

ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Вот известный трюк, придуманный студентами-бихевиористами. Выберите преподавателя, который расхаживает во время лекций. Желательно, чтобы в эксперименте участвовало как можно больше членов аудитории. В то время, когда преподаватель говорит и расхаживает, экспериментаторы поощряют его передвижение к одной стороне комнаты. Допустим, когда преподаватель поворачивает направо, экспериментаторы всячески проявляют внимание к тому, что он говорит: тщательно записывают, выражают внимание позами и т.п. Когда преподаватель поворачивает налево, экспериментаторы расслабляются, проявляют отсутствие интереса, недостаточное внимание. В большинстве случаев экспериментаторам удается, после нескольких лекций, удерживать преподавателя в определенном углу. Лучше ограничить этот эксперимент преподавателями по психологии, чтобы они, узнав, в чем дело, в лучших бихевиористских традициях вознаградили вашу изобретательность.

ДЕЙСТВИЕ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

Отрицательное подкрепление

Выберите собственную привычку, от которой вы хотели бы избавиться. Это может быть привычка опаздывать, писать письма во время лекций, переедание, привычка поздно ложиться спать или грубость с незнакомыми людьми. Если вы женаты или живете с кем-то, вы можете начать это упражнение вдвоем, выбрать по привычке и помогать друг другу.

Сделав выбор относительно цели, наказывайте себя или попросите партнера наказывать вас каждый раз, когда происходит нежелательное поведение. Наказание может быть обидным высказыванием (Эй, свинтус, ты опять обожрался!), лишение себя какого-нибудь удовольствия и т.п. Можно налагать на себя денежные штрафы, с тем чтобы отправить набранную сумму на благотворительные цели. (Если вы решите отдавать штраф партнеру, это может создать излишнее напряжение в отношениях, потому что каждый раз, когда вы себя штрафуете, он выигрывает, что делает его заинтересованным).

Через неделю дайте себе отчет в ваших успехах. Ослабла ли привычка. Проявляется ли нежелательное поведение реже? Что вы чувствуете по этому поводу?

Положительное подкрепление

Прекратите наказания. Выберите поведение, которое предпочтительнее, вместо привычки, с которой вы работали через отрицательное подкрепление. Например, если вы склонны грызть ногти, не предпочтительнее ли чистить и подрезать их? Не заменить ли обильный десерт чашкой кофе? Не лучше ли приходить заранее, чем опаздывать, не даст ли это вам возможность расслабиться и приготовиться к тому, что предстоит делать?

ДЕСЕНСИТИЗАЦИЯ

Одна из процедур, осуществляемых бихевиоральными терапевтами, называется десенситизацией (ослаблением чувствительности). Предлагаемое упражнение не ставит целью показать вам, как в действительности работает терапевт. Это способ пережить нечто, что происходит, когда вы сосредоточиваетесь на определенном фрагменте поведения.

Это трудное упражнение. Если вы собираетесь его пробовать, делайте это внимательно и тщательно.

Определение проблемы.

Выберите определенный страх, который появляется у вас в течение определенного времени. Легче всего взять какую-нибудь фобию, если у вас таковая есть: боязнь змей, червяков, крови, высоты - хорошие примеры. Если у вас нет фобий или, если вы не хотите с ними работать, выберите эмоциональную реакцию, которая проявляется у вас в определенных ситуациях. Например, вы можете испытывать определенное возбуждение каждый раз, когда за вашей машиной едет полицейская машина, или, может быть, вы встаете на дыбы каждый раз, когда кто-нибудь упоминает вашу религию. Годится любая стереотипная ситуация, которая вас беспокоит.

Релаксация.

Сядьте в удобное кресло или лягте. Расслабьте все тело. Сосредоточивайтесь поочередно на каждой части тела, предлагая ей расслабиться, и убеждаясь, что она расслабилась. Расслабьте пальцы ног, ступни, лодыжки, колени, бедра и т. д. Это займет несколько минут. Поупражняйтесь в таком расслаблении, пока не будете уверены в своей способности расслабляться. Если вы не уверены, расслаблена ли определенная часть тела, напрягите мышцы в этом районе, а затем расслабьте их. Скоро вы научитесь чувствовать разницу.

Первые шаги десенситизации.

Теперь, расслабившись, но не заснув, подумайте о чем-либо, что имеет отдаленное отношение к фобии, с которой вы работаете. Если, например, речь идет о боязни змей, представьте себе заметку о какой-нибудь безобидной змейке, которую нашли в далекой стране. Если вы боитесь полисменов, подумайте о клоуне, переодетом полисменом, жонглирующем шарами в цирке.

Ваша цель состоит в том, чтобы поддерживать в уме образ, связанный с провоцирующим тревожность стимулом, в то время как физически вы расслаблены. Если вы начнете напрягаться (Ой, змея!...), прекратите сосредоточиваться на этом образе, вернитесь к расслаблению тела. Продолжайте эту процедуру, пока не сможете поддерживать в уме образ, оставаясь полностью расслабленным.

Дальнейшая десенситизация.

Дальнейший шаг и все последующее состоит в представлении более живой и более связанной с объектами ситуации. Визуализируйте ее (или смотрите, если есть такая возможность), поддерживая релаксацию. Для фобии змей, например, дальнейшие ситуации могут быть реальным чтением про змей, изображения змей, посещения террариума, наблюдение змей в клетках издали и т. д.

Продолжая эту практику, перед каждым занятием уделяйте время работе над улучшением релаксации.

Интенсивные интегративные психотехнологии

Использование дыхательных методов для самопознания, внутренней трансформации и интеграции, имеет длительную предысторию.

Сегодня практическая психология имеет в своем арсенале набор холистических методик, позволяющих человеку общаться со своим внутренним миром, трансформировать и усовершенствовать его.

Это показавшие свою эффективность, приемлемость для использования в современных условиях техники холотропного дыхания, Свободного Дыхания, вайвейшн, ребефинга. Эти подходы наиболее полно охватывают человеческую реальность, учитывая не только физический и эмоциональный компоненты, которым занимаются соответственно терапия и психиатрия, но и другие составляющие психической реальности как ментальный, образный, мотивационно - потребностный компоненты.

Представляется полезным рассмотреть место и роль связного дыхания в жизни человека, пережившего кризисное состояние с холистических позиций.

Следующая схема позволяет это сделать:

1. КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ.

2. СВЯЗНОЕ ДЫХАНИЕ.

3. РАСШИРЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ

4. КОНТАКТ С СОСТАВЛЯЮЩИМИ ВНУТРЕННЕГО КОНФЛИКТА

5. РАСШИРЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАБОТЫ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ.

6. РАЗРЕШЕНИЕ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОМ, ФИЗИЧЕСКОМ И СИТУАЦИОННОМ УРОВНЕ.

Необычность и болезненность проявлений четвертого пункта данной схемы побуждает человека обратиться к специалисту, и врач предлагает традиционные медикаментозные средства, которые, принося временное облегчение, препятствуют естественному разрешению этих состояний. Таким образом, субъект, годами пребывая в состоянии расширенного сознания, переходя от одного специалиста к другому, контактируя с дискомфортными, часто болезненными ощущениями в теле, неподдающимися четкой диагностике, лишь усиливает состояние стресса.

В такой ситуации рационально предложить клиенту способы результативного контакта со своим психофизическим состоянием в соответствии с семикомпонентной моделью ЦПР, что может оказаться одним из путей разрешения конфликта на эмоциональном, физическом, ситуационном уровне и способствовать личностному росту.

В европейской культуре дыхательные техники были заново открыты в начале 70-х годов. Впервые техника связного осознанного дыхания была использована в ребефинге.

Ребефинг

Ребефинг (от англ. "Rebirthing" - возрождение, духовное воскресение) - система связного, непрерывного дыхания, направленная на снятие стрессов, прежде всего, самого сильного - родового, который люди испытывают в момент появления на свет.

Леонард Орр, который является создателем этой техники, под ребефингом понимает следующее:

Во-первых, научиться вдыхать энергию так же легко, как воздух,

Во-вторых, разгадать тайну рождения-смерти и включить тело и ум в сознательную жизнь Вечного Духа, стать сознательным выразителем Вечного Духа.

Техника ребефинга была создана в 1974-75 гг. Леонардом Орром. В настоящее время ребефинг представляет из себя весьма сложное образование и его можно разделить на следующие смысловые и технологические блоки:

а) высвобождение дыхания, высвобождение энергии;

б) проработка 5 Великих Проблем:

Травмы рождения,

Синдрома родительского неодобрения,

Специфической негативности,

Неосознанного влечения к смерти,

Прошлых жизней;

в) концепция "Мысли творят реальность".

Внутри ребефинга разработаны различные форматы: водный и "сухой" процессы, процессы с зеркалом, глаза в глаза и др. Особенное значение уделяется работе с аффирмациями. Форма работы с клиентом - индивидуальная. Особым методом работы является "консультация по сознательному преуспеванию" (79, 112, 263).

Через несколько лет после зарождения ребефинга появились новые течения, использующие связное дыхание. Это вайвейшн (основатели Джим Леонард и Фил Лаут), холотропное дыхание (основатель Станислав Гроф), LRT - Тренинг Любящих Взаимоотношений (основатели Сондра Рэй и Боб Мандел).

Вайвейшн

Вайвейшн (от лат.vivation, vivo - жить, vividus - полный жизни, обнаруживающий жизнь, живой, сильный, пламенный) - метод, основателем которого является Джим Леонард. В 1979 году им и Филом Лаутом основано движение интегративного ребефинга. С 1987 года зарегистрирована торговая марка "vivation". В ребефинге Л. Орра существовало понятие "высвобождения" и высвобождение подавленного материала считалось целью и достаточным условием эффективности процесса связного дыхания. По мнению создателей вайвейшн, необходимы не только высвобождение ("выпустить тигра из клетки"), но и определенные методы работы с переживаниями, приходящими во время дыхательной сессии. Поэтому в вайвейшн существует понятие 5 элементов процесса, позволяющих наиболее быстро и эффективно прийти к интеграции. В вайвейшн особое внимание уделяется технике дыхания (классы дыхания) (79,112).

В вайвейшн разработана система прохождения клиента по различным ступеням обучения интеграции:

- "сухой" Вайвейшн /не менее 10 процессов/;

- "водный" Вайвейшн /не менее 10 процессов/;

- "амбулаторный" Вайвейшн /закрепление навыка интеграции в повседневной жизни - за едой, за рулем автомобиля и т.д./.

Холотропное дыхание

Метод холотропного дыхания был основан, как указывалось выше, Станиславом Грофом. В 1977 г. Леонардом Орром и Сондрой Рэй была выпущена книга "Возрождение в Новую Эпоху" (264), где рассказывалось о применении ребефинга. В начале своих работ с дыханием он отталкивался от техники ребефинга. Холотропный подход в психотерапии представляет собой значимую и эффективную альтернативу традиционной глубинной психологии, основанной на обмене словами между терапевтом и пациентом. Слово “холотропный” буквально означает “стремящийся к целостности” (от греч.: “holos”- целое и “trepein”- движущийся в определенном направлении, направляющийся). Основная философская предпосылка холотропной терапии состоит в том, что средний человек в нашей культуре живет и действует на уровне гораздо ниже своих потенциальных возможностей. Это обеднение объясняется тем, что человек отождествляет себя лишь с одним из аспектов своего существа, с физическим телом или Эго. Такое ложное отождествление ведет к неподлинному, нездоровому, и лишенному свершений образу жизни, а также вызывает эмоциональное и психосоматические расстройства психологической природы . Возникновение беспокоящих человека симптомов без какой-либо органической причины может указывать на то, что он достиг критической точки, когда старый, основанный на ложных предпосылках, способ существования в мире становится невыносимым. Такого рода срыв может произойти в определенной ограниченной области жизни - семейных и сексуальных отношениях, профессиональной ориентации или в отношении каких-то определенных жизненных целей, но может охватить одновременно и всю жизнь человека. Обширность и глубина срыва приблизительно соответствуют масштабам невротических или психотических проявлений. Возникающие кризисы могут представлять собой определенную опасность для человека, но также создают и значительные новые возможности . Проявившийся симптом отражает усилие организма, стремящегося освободиться от старого давления и травматических впечатлений и упростить свое функционирование. Вместе с тем это одновременно и поиск собственной сущности, и тех измерений бытия, которые связывают человека с космосом в целом, делают его соизмеримым всему сущему. При благоприятных условиях и правильной поддержке результатом этого процесса может быть радикальное разрешение проблем, психосоматическое излечение и эволюция сознания. По словам Грофа, “этот процесс можно рассматривать как потенциально благотворную, спонтанную терапевтическую активность организма, которую следует поддерживать, а не подавлять. Такое понимание природы психопатологии составляет фундаментальное кредо холотропной терапии” . Основная цель эмпирических (т.е. основанных на собственном опыте пациента) техник в психотерапии состоит в том, чтобы активизировать бессознательное, высвободить энергию, связанную в эмоциональных и психосоматических симптомах, перевести статическое равновесие этой энергии в поток опыта. Холотропная терапия содействует активизации бессознательного до такой степени, что это приводит к необычным состояниям сознания. Этот принцип сравнительно нов в западной психотерапии, хотя он в течение столетий и даже тысячелетий использовался в шаманской и целительской практике многих народов, в ритуалах различных экстатических сект, в древних мистериях смерти и возрождения. Для психотерапии, которая использует столь мощные средства воздействия на сознание, персоналистически и биографически ориентированные представления современной академической психологии совершенно недостаточны и неудовлетворительны. В такого рода работе нередко уже на первой сессии становится ясным, что корни психопатологии простираются значительно дальше событий раннего детства и выходят за пределы индивидуального бессознательного. Гроф отмечает, что “эмпирическая психотерапевтическая работа раскрывает за традиционными биографическими корнями симптомов глубокие связи с внебиографическими областями души, такими, как элементы встречи с глубинами смерти и рождения, с характеристиками перинатального уровня, с широким спектром факторов трансперсональной природы” . Таким образом, узкие “биографические” представления в отношении техник эмпирической терапии могут быть лишь мешающей делу смирительной рубашкой. Подлинно эффективная работа не может быть ограничена проработкой биографических проблем. Представления о психике, используемые в холотропной терапии, должны быть расширены за пределы биографического уровня, за пределы индивидуального бессознательного, должны включать перинатальные и трансперсональные уровни. Рассмотрим теорию опыта, с которой имеет дело холотропная терапия. Прежде всего, она признает терапевтические, трансформирующие и эволюционные возможности необычных состояний сознания. Поскольку в этих состояниях психика человека проявляет спонтанную целительную деятельность, холотропная терапия использует техники наведения необычных состояний сознания. В конце 70-х годов Станислав Гроф и его жена Кристина создали нефармакологическую технику, которую называли холономной интеграцией или холотропной терапией . Как уже было сказано, холотропная стратегия в терапии (в широком смысле слова) присуща многим различным подходам, в том числе практике шаманов, лечебным процедурам примитивных племен, ритуалам перехода, трансовым танцам бушменов, некоторым видам гипноза, психоделической терапии, другим эмпирическим психотерапиям и различным духовным практикам. Что же касается холотропной терапии, то Гроф понимал под этим “психотерапевтические процедуры, соединяющие управляемое дыхание, музыку и другие формы звукотехнологии и целенаправленную работу с телом” Теоретическая база холотропного дыхания - трансперсональная психология. Основными элементами холотропного дыхания являются:

Более глубокое и более быстрое связное дыхание, чем в обычном состоянии;

Побуждающая музыка;

Помощь холонавту в освобождении энергии посредством спе-цифических приемов работы с телом.

Эти элементы дополняются творческим самовыражением личности, таким, как рисование мандалы, свободные танцы, лепка из глины, терапевтическая игра в песочнице. Холотропное дыхание великолепно сочетается с практикой гештальта, психосинтезом Ассаджиоли, техникой управляемого воображения и др. Форма работы в основном групповая и при этом участники меняются местами в парах: в одном процессе они выступают в роли дышащих (холонавтов), в другом - в роли сидящего (ситтера).

Трансперсональная психология - раздел общей психологии, вы-деливший предметом своего исследования “надличностные”, "сверхличностные" состояния сознания. Основываясь на голономной парадигме как методологической основе своего направления, трансперсональная психология разрабатывает более расширенное, чем это принято в традиционной психологии, толкование онтологической и психологической сущностей человека (79). Трансперсональная психология зародилась в конце 60-х годов из недр гуманистической психологии (Маслоу, Сьютич, Уотс, Мэрфи). Ассоциация трансперсональной психологии была создана в 1968 г., первый журнал трансперсональной психологии вышел в 1969 г.

К началу 80-х годов С.Гроф считался одним из ведущих лидеров в трансперсональной психологии. Свою расширенную картографию сознания он построил на базе исследований с ЛСД-25. Именно в это время его эксперименты переключились на холотропное дыхание. Гроф обнаружил, что интенсивное дыхание в варианте гипервентиляции в сочетании со специально подобранной музыкой и особой предварительной подготовкой группы может вызывать те же переживания и эффекты, как при использовании ЛСД-25, а самое главное - такими же терапевтическими и интегративными возможностями (51, 52, 79, 83, 98, 130, 200, 229).

Сам термин «бихевиоризм» происходит от английского слова «поведение» — это направление психологии, который изучает основы поведения человека, причины тех или иных поступков, а также методы влияния. Классический бихевиоризм включает в себя также наблюдение за животными. Что примечательно, эта ветвь психоанализа не видит существенных отличий между поведением человека и братьев наших меньших.

История возникновения

Впервые о бихевиоризме американский психолог Джон Уотсон заявил в 1913 году в своем докладе «Психология, какой ее видит бихевиорист». Его основная идея заключалась в том, что психолог должен изучать поведение, отделяя его от мышления или психической деятельности. Он призывал наблюдать за человеком, точно так же, как за любым предметом исследования естественных наук. Уотсон отрицал значимость изучения сознания, ощущений, эмоций пациента, потому что считал их недостаточно объективными и пережитками философского влияния. Ученый стал в своем роде первооткрывателем науки только из-за того, что озвучил идею, которая активно обсуждалась в научных кругах. Огромное влияние на становление теории сыграло учение о рефлексе (И. П. Павлов, И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев).

За время обучения в университете Джон Уотсон посвятил много времени наблюдению за поведением животных. В своей статье о бихевиоризме он раскритиковал популярный в то время метод интроспективного анализа (самоанализ без дополнительных методов исследования).

Его целью было умение предсказывать поведение человека и направлять его. В лабораторных условиях он вывел понятия «стимул-реакция». Это вытекает из учения о рефлексах как ответа на внешний или внутренний раздражающий фактор. По мнению ученого любая поведенческая реакция может быть предугадана, если врачу известны стимул и реакция пациента на него.

Реакция научного мира

Джона Уотсона можно по праву назвать лидером бихевиористичекого движения. Его идеи так пришлись по вкусу психологам, что его мировоззрение приобрело массу поклонников и сторонников. Популярность метода классического бихевиоризма также объясняется его простотой: никаких дополнительных исследований, простое наблюдение и анализ результатов.

Наиболее известными учениками считаются Уильям Хантер и Карл Лешли. Они работали над изучением отсроченной реакции. Ее суть заключалась в предоставлении стимула « сейчас» и получения реакции «потом». Наиболее распространенный пример: обезьяне показывали, в котором из двух ящиков находится банан; затем на время ставили ширму между животным и лакомством, убирали и ждали решения поставленной задачи. Тем самым было доказано, что приматы способны к отсроченной реакции.

Карл Лешли позже пошел по другому пути. Он изучал связь между реакцией на раздражители и различными участками центральной нервной системы. В своих опытах на животных он развивал определенный навык, а затем удалял различные части мозга. Он хотел выяснить зависит ли стойкость навыков от участков коры головного мозга. В ходе его экспериментов было установлено, что все участки мозга равноценны и взаимозаменяемы.

В 40-х годах этого же тысячелетия бихевиоризм трансформировался и дал жизнь новому направлению в психологии – необихевиоризму. Он появился потому, что классический бихевиоризм не мог дать исчерпывающие ответы на постоянно возникающие вопросы. Уотсон не учел, что поведение людей намного сложнее поведения животных. И один стимул может вызвать огромное множество «откликов». Поэтому необихевиористы ввели «промежуточные переменные»: факторы, влияющие на выбор линии поведения.

Отцом необихевиоризма является Б.Ф. Скиннер. Его мировоззрение отличалось от классических представлений бихевиоризма тем, что он не считал неподтвержденные объективно данные научными. Он не ставил перед собой цель воспитания, его больше интересовали мотивы и побуждения, движимые человеком.

Суть метода

Бихевиоризм несет в себе простую идею, что человеческим поведением можно управлять. Этот метод основан на определении зависимости стимул-реакция.

Основоположниками этого направления было выдвинуто мнение, что выбранное поведение человека является ответной реакцией на окружающую действительность. Уотсон пытался это продемонстрировать на примере поведения младенцев. Наиболее известен опыт с белой крысой. 11-месячному ребенку давали играть с лабораторным животным, которое не проявляло никакой агрессии, и малыш был вполне счастлив. Через некоторое время, когда ребенок вновь брал в руки животное, за его спиной сильно стучали палкой по металлической пластине. Младенец пугался громких звуков, бросал животное и плакал. Вскоре его пугал сам вид белой крысы. Таким образом, ученый искусственно сформировал негативную связь «стимул-реакция».

Бихевиоризм ставит перед собой цель управлять и предсказывать поведение человека. Этим по сей день успешно пользуются маркетологи, политики, менеджеры по продажам.

Поклонники этого направления определяют прямую зависимость от воздействия общества и окружающей среды на становление человека как личности.

К минусам данной теории можно смело отнести то, что никто не учитывает генетическую предрасположенность (например, тип темперамента передается по наследству) и внутренние мотивы, которые оказывают не последнее влияние на принятие решений. Ведь нельзя проводить параллель между поведением животного и человека, не учитывая различие психики и сигнальных систем.

Джон Уотсон считал, что если правильно подобрать стимулы, то можно запрограммировать человека на определенное поведение и выработать в нем необходимые качества личности и черты характера. Это ошибочное мнение, так как во внимание не берется индивидуальные особенности каждого и внутренне стремления, желания, побуждения. Отвергая идею различия и человеческой индивидуальности, все усилия приверженцев классического бихевиоризма направлены на создание послушной и удобной машины.

Методы

Гуру бихевиоризма использовал в своей практике следующие методы:

  • Простое наблюдение;
  • Тестирование;
  • Дословная запись;
  • Метод условных рефлексов.

Метод простого наблюдения или с использованием техники стал основным и полностью соответствовал главной идее этого направления в психологии – отрицание интроспекции.

Тестирование было направлено на более детальное изучение поведения человека, а не его психологических особенностей.

А вот с методом дословной записи все оказалось немного сложнее. Его использование говорит о несомненной пользе интроспекции. Ведь даже при своих убеждениях, Уотсон не мог отрицать важную роль наблюдения за глубинными психологическими процессами. В его понимании речь и словесное выражение мыслей было сродни действиям, за которыми можно наблюдать и которые можно анализировать. Записи, которые нельзя было объективно подтвердить (мысли, образы, ощущения) в расчет не принимались.

Ученые наблюдают за испытуемым в естественных для него условиях и в искусственно создаваемых в лаборатории ситуациях. Большую часть своих экспериментов они проводили на животных и выводили определенные закономерности и связи в их поведении. Полученные данные они переносили на человека. В опытах с животными исключалось влияние промежуточных факторов и внутренних скрытых мотивов, что упрощало обработку данных.

Метод условных рефлексов позволяет отследить прямую связь с учениями Павлова и Сеченова. Уотсон изучал закономерности между «стимулом» и реакцией на раздражитель и сводил их к простейшему союзу «стимул-ответ».

Бихевиоризм в психологии сводится к упрощению ее до уровня наук, которые довольствуются исключительно объективными фактами и данными. Этот раздел психологии стремится исключить ментальную составляющую и инстинктивное поведение человека.

Поведенческая психотерапия

Бихевиоризм как теоретическая ветвь психологии трансформировался в поведенческую психотерапию, которая стала одним из ведущих методов решения проблем.

Когитивно-бихевиориальная терапия направлена на решение психологических проблем, причиной возникновения которых были неправильные или вредные убеждения и аффирмации.

В начале прошлого столетия Эдвард Торндайк сформулировал два основных закона, которые успешно применяются и в современной психотерапевтической практике:

  1. Закон эффекта: чем сильнее удовольствие, которое вызывает определенное действие, тем сильнее связь «стимул-реакция»; соответственно, негативно окрашенные эмоции делают эту связь более слабой;
  2. Закон упражнения: повторение какого-либо действия облегчает его выполнение в дальнейшем.

В этой практике пациент играет ведомую роль: он отвечает на вопросы психолога, выполняет рекомендованные упражнения. В ходе лечения члены семьи принимают живое участие в терапевтических мероприятиях: они поддерживают пациента, помогают ему выполнять «домашние задания».

Бихевиоризм привнес в это направление психотерапии принцип «минимального вторжения». Это означает, что вмешиваться в жизнь пациента врач должен только в той степени, которая необходима для решения конкретной задачи. Отправной точкой является определенная проблема, которая требует разрешения (принцип «здесь и сейчас»).

Бихевиориальная терапия имеет в своем арсенале множество методов:

Название Суть метода
Имитационное обучение Пациент имитирует модель поведения. За образец может быть принят герой литературного произведения, фильма, известная личность. Иногда можно использовать дополнительные стимулы.
Ролевой тренинг Цель ролевой игры: пациент проживает трудную для него ситуацию, адаптируется к ней, ищет пути решения. Хорошие результаты приносит использование такого метода в группах пациентов.
Методы отучивания Формирование стойкой неприязни к какому-либо «стимулу»
Методы устранения Пациент должен научиться полностью расслабляться в момент стресса, что подкрепляется положительным влияние извне (приятная музыка, изображение)
Имплозивная терапия Пациента раз за разом подвергают влиянию отрицательных факторов, провоцируя возникновение стресса. Со временем он «привыкает» к неприятной ситуации и она утрачивает свою остроту

Поведенческая терапия не применяется с людьми в состояниях тяжелой депрессии, при остром психозе и в случаях глубокой умственной отсталости.

Применение в педагогике

В России бихевиоризм не пользуется большой популярностью, тогда как в Америке это направление психотерапии успешно применяется, откуда представители этого направления родом.