Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Из чего состоит грузоподъемный кран. Грузоподъемность кранов – основная их характеристика. По каким причинам краны теряют устойчивость и опрокидываются

Из чего состоит грузоподъемный кран. Грузоподъемность кранов – основная их характеристика. По каким причинам краны теряют устойчивость и опрокидываются

Грузоподъемные краны

Какие грузоподъемные машины обслуживает стропальщик?

К грузоподъемным машинам (рис. 2.1), которые обслуживают стро­пальщики, относятся грузоподъемные краны, краны-трубоукладчики, краны-манипуляторы.

Кран-трубоукладчик - это самоходная грузоподъемная машина с боковой стрелой 2 для подъема, транспортировки и монтажа труб. Базовой машиной для крана-трубоукладчика обычно является гусе­ничный трактор 1.

Кран-манипулятор - это грузоподъемная машина, состоящая из краноманипуляторной установки 3, смонтированной на транспортном средстве 4 или фундаменте.

Какие существуют типы грузоподъемных кранов?

Краны мостового типа - это краны, у которых грузозахватный орган 5 (см. рис. 2.1) подвешен к грузовой тележке 7, перемещающейся по мосту 6. К ним относятся мостовые и козловые краны.

Краны кабельного типа - это краны, у которых грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, перемещающейся по несущим кана­там 8. К этому типу относятся кабельные и кабельно-мостовые кра­ны. У кабельного крана несущие канаты закреплены в верхней части опорных мачт 9.

Краны стрелового типа - это краны, у которых грузозахватный орган

подвешен к стреле или грузовой тележке, перемещающейся по стре ле. К стреловому типу относятся портальные, башенные, железнодо­рожные и стреловые краны.

Портальный кран - это кран поворотный, размещенный на портале 10, предназначенном для пропуска железнодорожного или автомо­бильного транспорта.

Башенный кран - это кран поворотный, со стрелой 2, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни 11.

Железнодорожный кран - это кран, смонтированный на платформе 12, передвигающейся по железнодорожному пути.

Стреловой кран - это кран поворотный, у которого стрела закрепле­на на поворотной платформе, размещенной непосредственно на ходо­вом устройстве. Стреловые краны различаются по виду ходового уст­ройства:

Ø кран автомобильный, установленный на автомобильное шасси;

Ø кран пневмоколесный, установленный на пневмоколесное шасси;

Ø кран короткобазовый, установленный на короткобазовое шасси;

Ø кран на специальном шасси, установленный на специальном шас­си автомобильного типа;

Ø кран гусеничный, установленный на гусеничном ходовом устрой­стве.

Какие основные параметры характеризуют кран?

Грузоподъемность Q (рис. 2.2) - максимальная масса груза, на подъем и перемещение которой кран рассчитан в заданных условиях эксплу­атации. В величину грузоподъемности включается масса съемных гру­зозахватных приспособлений и тары, используемых для перемещения груза.

Вылет L - расстояние по горизонтали от оси вращения крана стре­лового типа до оси грузозахватного органа.


Грузовой момент М - произведение величин грузоподъемности и со­ответствующего ей вылета М = QL (т-м).

Пролет S - расстояние по горизонтали между осями рельсов крано­вого пути для кранов мостового типа. Вылет и пролет - это парамет­ры, характеризующие величину зоны, обслуживаемой краном.

Кран — незаменимый помощник во многих отраслях промышленности. Необходимость в нем возникает когда нужно переместить грузы вертикально или груз настолько тяжел что снять или загрузить его в авто или ЖД транспорт не представляется возможным вручную.

Для начала разберемся в шасси ГПК.

Существуют сугубо узконаправленные краны. Такие как железнодорожные . Основное их назначение это грузить и разгружать железнодорожные составы. Иногда их используют для упорядочивания складов вблизи ЖД путей. В редких случаях для ликвидации завалов и строительства все тех же ЖД путей.

Стационарные краны. Используют крупные предприятия, где необходимо постоянно перемещать грузы с места на место. К таким относятся любые порты и крупные склады с постоянно меняющимся насыщением. Т.е. ресурс крана выработается раньше, чем возникнет необходимость его переставить. — яркий представитель этого типа грузоподъемных кранов.

Краны на автомобильном ходу. Крайне высокая мобильность, крайне низкая грузоподъемность — за эти качества их любят большинство строительных и ЖК предприятий. В этих организациях простой работы напрямую влияет на стоимость работ и грузы обычно не так тяжелы.

Краны на собственном ходу. Эти краны способны перемещаться не за счет двигателя автомобиля или поезда, на котором они установлены, а, как говориться, на своих двоих. Эти краны используют в случае, когда нет необходимости устанавливать стационарный кран высокой грузоподъемности размером на всю рабочую площадку, а устанавливать несколько кранов финансово нецелесообразно. Эти краны в основном используются на стройплощадках, где ездить такому крану почти не приходиться.

Опорная конструкция крана

Опорная конструкция определяет базовую высоту работы крана. Для автокранов это высота самого автомобиля. Для башенного она так и называется »Опорная конструкция». Для мостового крана эта величина превышает высоту подъема груза.

Несущая конструкция грузоподъемных кранов.

Для башенного крана это стрела. У некоторых кранов стрела меняет размер, у некоторых меняется место приложения груза к стреле. У мостового крана это называется балка. Стрела/балка с местом крепления груза может быть соединена канатами, цепями и т.д. Все это в совокупности позволяет позиционировать груз в пространстве.

В повседневном общении, грузозахватный орган — это насадка на кран. То, с помощью чего захватывается и удерживается груз. Современные краны, обычно, оснащены всеми возможными захватами для любых работ. Вам необходимо лишь выбрать нужный. Например:

Мостовой кран представляет собой механизм, который используется для перемещения грузов. На 80-е гг. XX в. пришелся пик выпуска устройств, советские заводы каждый год производили от 6000 до 7000 единиц техники. В 90-е гг. объем производства упал, и сегодня во всех странах бывшего СССР выпускают не более 1500 кранов.

Устройство мостового крана

Общее устройство мостового крана отличается надежностью, производители выполняют основные узлы и другие элементы конструкции из качественной стали. Грузоподъемная машина состоит из следующего:

  1. Мост. Это подвижная конструкция, на нее приходится большая нагрузка.
  2. Таль (передвижная тележка). Она перемещается по мосту.
  3. Захватные устройства. Это может быть магнит, используемый для поднятия грузов, грейфер или устройство, которое применяется для переноса контейнеров.

Приспособления для захвата грузов устанавливают на тележку, технику применяют во всех сферах народного хозяйства. Чаще всего ее используют для того, чтобы перемещать тяжелые или объемные грузы. Во всех остальных случаях предприятия могут обойтись кранами меньшей грузоподъемности.

Мостовые механизмы можно встретить на строительных, промышленных площадках, в портах, цехах предприятий. Технику эксплуатируют в любых климатических зонах. Ее часто устанавливают внутри помещений, но она подходит и для выполнения наружных работ.

Достоинство систем в том, что они могут работать на всей высоте зданий, а недостаток заключается в стационарности грузоподъемных устройств.

Если говорить об общем устройстве, мост представляет собой одну- или двухбалочную конструкцию, по которой перемещается грузовая тележка. Электрооборудование располагается на мостовой части, а механизмы, которые используются для перемещения грузов, находятся на тележке.

Тормозная система

Для того чтобы удерживать груз на весу и регулировать скорость его опускания, используется тормоз. Этот механизм необходим для быстрой остановки движущихся частей конструкции, например, тележки или моста.


Производители оборудуют модели следующими системами торможения:

  • колодочные;
  • диско-колодочные.

Колодочный тормоз состоит из 2 колодок, которые располагают по обеим сторонам шкива. Такое положение позволяет равномерно распределить нагрузку на вал. Монтаж тормозного шкива осуществляется до редуктора, это делает торможение более легким.

Роль тормозного шкива выполняет муфта, она соединяет электрический двигатель с редуктором. Тормоз монтируют так, чтобы его колодки зажимали часть муфты, соединенную с редуктором.

Тормозной механизм обязательно замыкают грузом. Для этого его устанавливают на рычаге таким образом, чтобы он не сместился в сторону и не упал. Для замыкания может быть использована пружина. В этом случае ее помещают в гильзу, также она может быть снабжена центрирующем стержнем.

Тормоз обязательно защищают от влаги. Для того чтобы механизм лучше работал, на тормозные колодки приклепывают тормозную ленту. Это увеличивает трение между шкивом и колодкой.

Тележка может двигаться с разной скоростью. Если она не превышает 32 м/мин, устройство для перемещения грузов можно не оборудовать тормозной системой. В этих условиях торможение происходит самостоятельно, длина тормозного пути не превышается.

Все системы торможения можно разделить на стопорные и спускные. Первые используются для того, чтобы остановить устройство, а вторые необходимы для замедления спуска груза.


Тормозная система может быть следующих типов:

  • открытый;
  • закрытый.

Производители могут оснастить подъемный механизм закрытыми тормозами, в этом случае тормоз будет снят только в момент запуска двигателя. В остальных положениях механизмы будут заторможены.

Закрытые тормоза используются чаще всего, ведь они служат дольше открытых. Если они выходят из строя, то их поломку легче заметить. Открытые тормозные системы могут дополнять закрытые. Используя их, крановщик увеличит точность перемещения грузов.

Мостовые механизмы могут быть использованы для перемещения опасных грузов. К ним относятся ядовитые и взрывчатые вещества, а также расплавленный металл и кислоты. В этом случае механизмы оборудуют 2 тормозами. Они действуют автономно, заменяя друг друга.

Механизмы подъема

Производители оборудуют краны механизмами подъема, их размещают на крановой тележке. Система состоит из следующих элементов:

  1. Электрический двигатель.
  2. Грузовые тросы, используемые для поднятия или спуска груза. Барабан для намотки.
  3. Трансмиссионные валы.
  4. Горизонтальный редуктор.

Если на предприятии планируется перемещать грузы, вес которых превышает 80 т, то кран должен быть оборудован дополнительным редуктором. Если возникнет необходимость, его можно заменить понижающий зубчатой передачей. Для того чтобы повысить тяговое усилие, может быть использован полиспаст. Это устройство состоит из нескольких блоков, которые огибают канатом или тросом. Крановщики часто используют сдвоенный кратный полиспаст.

Кран не может работать без редуктора, их разделяют на следующие виды:

  • устройства движения мостов;
  • механизмов подъема;
  • грузовых тележек.


Производители оснащают краны редукторами в планетарном и развернутом исполнении. Развернутый тип используется чаще всего, он оснащен цилиндрическими колесами. Конструкция механизма, если сравнивать ее с планетарной, более простая. Такие системы дешевле ремонтировать.

Подкрановые пути

Кран перемещается по железнодорожным рельсам, уложенным на землю. Они могут быть узкоколейными (Р18, 24, 38) и предназначенными для формирования широкой колеи. В последнем случае применяют изделия Р4, 50, 65.

Для перемещения грузоподъемного механизма могут быть использованы направляющие квадратного сечения. Их производят из стали, изделия отличают закругленные края. Они рассчитаны для работы кранов грузоподъемностью от 20 т и выше.

Для перемещения подвесного крана в качестве путей применяют двухтавровые балки. Для соединения их концов используют двусторонние накладки и болты, но элементы часто соединяют при помощи сварки. При монтаже балок следует обращать внимание на качество укладки. Не должно быть смещения элементов. Только в случае правильного монтажа кран будет работать без сбоев, а изношенные рельсы можно будет легко заменить.

Электрообрудование

Электропитание крана осуществляется 2 способами:

  • троллейные линии;
  • укладка электрического кабеля.


Системы первого вида требуются для работы механизмов большой грузоподъемности. Шину размещают на высоте более 3,5 м от уровня пола, до настила моста должно быть не меньше 2,5 м.

Во втором случае к крану подводят гибкий электрический кабель, его подвешивают на каретке. Кабельная система проще, она легче в эксплуатации. Ее монтаж обойдется предприятию дешевле, но нужно учесть, что она менее надежная. Троллейную линию применяют для того, чтобы перемещать балку моста, а для работы крановой тележки лучше подходит кабельная система.

К электрике предъявляют жесткие требования, ведь количество операций, которые крановщик выполняет за 1 день, исчисляется сотнями. Они связаны с разгоном грузовой тележки, ее торможением, включением и выключением дополнительных устройств, разгрузкой, погрузкой или перемещением контейнеров и грузов с одного места на другое.

При работе возникает необходимость экстренного торможения, поэтому элементы крана подвержены высоким нагрузкам. Все системы должны быть в рабочем состоянии, от этого зависит безопасность крановщика и других людей.

Для организации движения тележки, моста и перемещения грузов используется следующее оборудование:

  1. Электрические двигатели. Механизм большой грузоподъемности оборудован 3 или 4 мощными устройствами, 2 из них размещают на тележке. Они предназначены для подъема груза и его спуска, а также перемещения тележки по мостовой балке. Еще 1 или 2 двигателя отвечают за передвижение балки по рельсовым путям.
  2. Контроллеры и другие устройства, например, магнитные пускатели. С их помощью осуществляется управление электрическими двигателями.
  3. Приспособления, помогающие управлять стопорными тормозами. Это толкатели и электромагниты.
  4. Средства защиты. К ним относят ограничители грузоподъемности.


Для работы крана требуется вспомогательное оборудование. К нему относят прожекторы и приборы обогрева. В группу включают измерительную аппаратуру и звуковую сигнализацию. Широко применяются инструменты, они нужны для выполнения ремонтных работ.

Грузовая тележка необходима для того, чтобы поднимать грузы, перемещать их вдоль моста, а затем устанавливать на новое место. Крановые узлы располагаются на стальной раме, она жестко связана с колесами. Работа устройства осуществляется за счет приводов. Перемещение тележки происходит за счет основного и вспомогательного электрических двигателей. Она дополнительно оборудована токосъемником, имеются блокираторы, регулирующие высоту подъема.

На производстве может возникнуть ситуация, когда требуется экстренная остановка тележки. Аварийное торможение выполняется за счет буферов.

На однобалочных мостовых механизмах используются консольные тележки. Двухбалочные оборудуют устройствами, которые перемещаются по нижнему и верхнему поясам балок.

Принцип работы

Мостовые механизмы отличаются от других систем тем, что при работе они опираются на крановый путь. Его делают из железнодорожных рельсов или элементов квадратного сечения, их производят из качественной стали.

Несущая балка перемещается по рельсам, их укладывают на эстакадах внутри цехов или открытых площадках промышленных предприятий. Грузовая тележка движется по мосту, ее оборудуют лебедкой для подъема грузов.

Компаниям часто требуется расширить функциональные возможности грузоподъемных механизмов, в этом случае краны дополняют разными устройствами. Это может быть набор магнитов разной мощности или грейферы. Приобретение дополнительных механизмов дает возможность применять мостовые краны не только в организации промышленного производства, но и для выполнения работы на складах и в строительной отрасли.


Классификация мостовых кранов

Промышленность выпускает разные мостовые краны, но всех их можно разделить по следующим ключевым признакам:

  • области применения;
  • способу перемещения;
  • конструкции;
  • разновидности грузозахватного механизмом.

Если рассмотреть классификацию по области применения, можно выделить следующие виды мостовых кранов:

  • для цехов;
  • строительные;
  • транспортные;
  • палубные системы.

В зависимости от конструкции подъемные системы делятся на следующие:

  • балочные;
  • двухбалочные.

По способу перемещения существует следующая классификация:

  • опорные краны;
  • подвесные механизмы.


Если рассматривать механизм, который используется для захвата грузов, то можно выделить современные грейферные и спецсистемы. В эту же группу входят литейные и магнитные устройства. В промышленности часто возникает потребность в крюках.

По конструкции

По этому признаку все подъемные механизмы можно разделить на следующие:

  1. Опорные. Они опираются на рельсовый путь, проложенный по земле, и передвигаются по нему.
  2. Козловые. Монтаж такого моста на рельсовые пути осуществляется с помощью опор.
  3. Подвесные. Такие устройства держатся за рельсы снизу.

Предприятия должны выбирать механизмы, ориентируясь на потребности в перемещении грузов.

По грузоподъемности

Выделяют модели следующих видов:

  • поднимающие груз до 5 т;
  • до 50 т;
  • 300-320 т.


Краны имеют разную стоимость.

По назначению

Производители выпускают механизмы, которые по назначению разделяются на следующие:

  1. Общие. Они предназначены для решения типичных строительных задач.
  2. Спецназначения. С их помощью крановщики выполнят грузоподъемные операции, которые требуют особого отношения.

Организация, выбирая механизм, должна учитывать назначение грузов. Если они относятся к категории опасных, их перемещение будет отличаться.

По типу привода

По этому признаку все краны мостового типа можно разделить на следующие:

  1. Ручные. Перемещение груза осуществляется лебедкой.
  2. Электрические, которые работают от сети.

Предприятия могут выбирать из отечественных и зарубежных моделей.

Перевозка

Перевозка мостовых кранов осуществляется разными способами, но чаще всего доставка выполняется с помощью железнодорожных платформ. Отгрузка главных балок осуществляется в сборе. Части конструкции мостов, которые имеют большие пролеты, перевозят 2 или 3 секциями.


Если подъемный механизм имеет небольшую грузоподъемность, тележки транспортируют в собранном виде. На производстве требуются большегрузные тележки, их перевозят узлами. Отдельно осуществляется транспортировка рамы и механизма подъема, при необходимости перемещают с места на место балансиры.

Выбор метода транспортировки зависит от размеров крана. Если он большой, конструкции перевозят на отдельных железнодорожных платформах. Возможна организация сцепки из 2 элементов, но они подходят для доставки груза, длина которого не превышает 17 м. Для этой цели используются платформы, грузоподъемность которых составляет 50 тонн и 60 тонн.

Если грузы негабаритные, необходимо обращать внимание на качество их фиксации. Важно учесть техусловия погрузки. Части крана нужно надежно зафиксировать на месте, для этого под них подкладывают деревянные брусья. Это уменьшает подвижность элементов, они не смещаются при транспортировке. Кран фиксируется к платформе с помощью растяжек. Необходимо сделать расчет на прочность, определить действующие динамические нагрузки и величину воздействия инерционных сил.

Если железнодорожные пути нельзя использовать для транспортировки, кран грузят на полуприцепы. Для их перевозки используют мощные автомобильные тягачи или тракторы. Предприятие должно выбрать подходящие способы действия.

Монтаж и демонтаж

Установка крана требует проведения предварительных работ, они начинаются с монтажа подкрановых путей. Их укладывают на эстакаде или земле. Существуют 3 варианта монтажа:

  1. Пошаговый. В его основе лежит сборка узлов, она осуществляется на подкрановых путях.
  2. Укрупненная сборка. Крупные элементы собирают на земле, а потом поднимают на требуемую высоту. Так поступают с электрооборудованием и механизмами.
  3. Полноблочный. Этот способ основан на полной сборке, она осуществляется на полу. Мост собирают целиком, затем выполняют монтаж, технология требует мощной техники.

Монтажными работами должны заниматься специалисты, они же осуществляют демонтаж мостового крана, делают заземление. Он требует строго соблюдения норм безопасности. К нему прибегают, когда нужно заменить старый подъемный механизм. Он необходим и после завершения работы на участке.


Есть несколько вариантов демонтажа, каждый из них зависит от того, что предполагается делать с краном дальше. Если он подлежит утилизации, с него снимают подкрановые балки. Конструкцию освобождают от кабеля, убирают электромостовой двигатель, сматывают тросы. На металлолом отправляют пролетные балки и другие узлы, выполненные из металла.

Если кран переносят в другое место, от него отъединяют ходовые механизмы мостового крана и устройства для перемещения грузов. В таком виде конструкцию транспортируют на рабочую площадку, где снова собирают.

Применение мостовых кранов

Инструкция по эксплуатации содержит информацию о сфере использования грузоподъемных устройств. Выбирая модель, следует обращать внимание на руководство по эксплуатации крана, сфера применения может быть следующей:

  1. Работа с грузами на постоянной или временной основе в условиях, когда нет подвода тока. Организация может приобрести опорные и подвесные краны ручного типа.
  2. Перенос грузов в производственных цехах, на складских комплексах и других промышленных площадках. Для выполнения работы пригодятся опорные и подвесные модели электрических кранов. Востребованы устройства грузоподъемностью 10т, 15 тонн и 20 тонн.
  3. На строительных площадках применяются краны МК 5, МК 10, двухбалочные Demag и другие модели.
  4. Для работы с насыпными грузами необходимо использовать грейферы, поэтому при выборе устройств нужно обращать внимание на технические характеристики.

С помощью мостовых систем можно перемещать и другие грузы, для этого кран дополняют оборудованием с магнитными свойствами.

Обслуживание, ремонт и модернизация

Ремонт мостовых кранов требуется не часто, ведь конструкция имеет большой срок службы. Намного чаще нужно устранить мелкие неполадки, отрегулировать работу устройства. Перед началом смены машинист обязан проверить состояние крана.

Диагностика мостового крана, как и текущий ремонт, должны быть выполнены специалистами. Они занимаются следующим перечнем работ:

  • техническое обслуживание;
  • диагностика механического отдела;
  • осмотр дополнительного оборудования;
  • замена изношенных устройств;
  • проверка подшипников;
  • регулировка узлов.


Мелкие неполадки можно устранить на предприятии, а крупные поломки требуют разбора конструкции. Если есть необходимость, специалистами может быть выполнена модернизация устройств. Работа осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТа.

Специалистами может быть заменена крюковая подвеска или кабельная подвеска, проверены приборы и устройства безопасности, осмотрено подвешенное оборудование.

Ремонтные работы бывают следующих видов:

  • плановые;
  • капитальный ремонт;
  • аварийный.

Плановый выполняют с целью профилактики поломок. В ходе работы мастер выполняет диагностику неисправностей, смазывает механизмы, осуществляет регулировку узлов. Проводится техническое освидетельствование мостового крана.

Капремонт включает в себя широкий перечень работ. Он необходим кранам, срок службы которых уже истек. Аварийный ремонт нужен, когда устройство вышло из строя. Мастер определяет неисправность и устраняет ее в кратчайшие сроки.

Электрическая схема

Электрическая схема мостового крана зависит от модели устройства, но можно выделить следующие основные моменты, на которые обращают внимание:

  1. Составляя схему, специалист должен учитывать варианты защиты системы от перепада напряжения.
  2. Кран защищают от перегрузок. Должны быть предусмотрены механизмы экстренного торможения и остановки двигателя.

Электросхема требуется для того, чтобы выполнить ремонт электрооборудования. Она состоит из спецсимволов, которые характеризуют узлы. Прямоугольниками отображают подвижные контакты, закрашенные кружки обозначают неподвижные элементы. Развертки означают барабанные контроллеры. Их положение задают линии, идущие параллельно. Сверху их подписывают цифрами.

Цена и отзывы

Промышленность выпускает краны мостовые электрические общего назначения и другие устройства. На их стоимость оказывает влияние комплектация и грузоподъемность мостового крана. Б/у устройства стоят дешевле, но можно сэкономить, купив новую модель отечественного производства, а не кран зарубежного изготовления. Кран 10 т можно купить за 200 тыс. рублей, есть модели, стоимость которых достигает 2 млн рублей.

Выбирая механизм, нужно учесть, что многие марки требуют наличия кранового пути. Малые предприятия могут приобрести кран мостовой подвесной или механизм грузоподъемностью 5 тонн.

Михаил, 47 лет, Калуга.

Для предприятия долго выбирали краны мостовые на неподвижных опорах. Нашли 1 устройство, цена доступная. Теперь нет проблем с погрузкой.

Игорь, 36 лет, Якутск.

Размещено 26.11.2012

Типы кранов


Среди конструкций грузоподъемных кранов различают краны стрелового типа, мостового типа, краны с несущими канатами и краны-штабелеры.


1. Кранами стрелового типа называются грузоподъемные краны с грузозахватным органом, подвешенным к стреле или грузовой тележке, перемещающейся по стреле.


К ним относятся:


а) стреловые краны - краны стрелового типа со стрелой, закрепленной на раме ходового устройства или на поворотной платформе, размещенной непосредственно на ходовой раме;

б) башенные краны - краны стрелового типа со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башня;

в) портальные краны - краны стрелового типа, поворотные, на портале;

г) полупортальные краны - краны стрелового типа, поворотные, на полупортале;

д) мачтовые краны - краны стрелового типа, поворотные, со стрелой, закрепленной шарнирно на вертикальной мачте, имеющей нижнюю и верхнюю опоры. При этом у вантовых кранов верхняя опора закрепляется посредством канатных оттяжек, а у жестконогих кранов она закреплена жестко;

е) консольные краны - краны стрелового типа, грузозахватный орган которых подвешен на соединенной с колонной или опорной частью крана консоли или на тележке, перемещающейся по консоли. К группе консольных кранов относятся на колонне, настенный консольный кран, передвижной консольный кран и велосипедный кран.

2. Кранами мостового типа называются грузоподъемные краны с грузозахватным органом, подвешенным к грузовой тележке, к поворотной стреле на грузовой тележке или тали, перемещающейся по передвижному мосту.


К ним относятся:


а) мостовые краны - краны мостового типа с непосредственным опиранием моста на надземный крановый путь;

б) козловые краны - краны мостового типа с опиранием моста на крановый путь при помощи двух опорных стоек;

в) полукозловые краны - краны мостового типа с опиранием моста на крановый путь с одной стороны непосредственно, а с другой - при помощи опорной стойки.

3. Кранами с несущими канатами называются грузоподъемные краны с грузозахватным органом, подвешенным к грузовой тележке, перемещающейся по несущим канатам, закрепленным на опорах. У кабельных кранов несущие канаты закреплены в верхней части опор, а у мостокабельных - на концах моста, установленного на опорных стойках.

4. Кранами-штабелерами называются грузоподъемные краны, оборудованные вертикальной колонной с перемещающимся по ней устройством для штабелирования грузов. У мостового крана-штабелера колонна подвешена к грузовой тележке, перемещающейся по передвижному мосту, а у стеллажного крана-штабелсра вертикальная колонна перемещается в проходе между стеллажами.

Помимо классификации кранов по конструкции, существуют классификации по другим признакам:

по конструкции грузозахватного органа и по назначению - крюковые, грейферные, магнитные, магнитно-грейферные, траверсные, краны с лапами, мульдомагнитные, мульдогрейферные, мульдозавалочные, штыревые, копровые, закалочные, литейные, посадочные, краны для раздевания слитков, колодцевые, ковочные, контейнерные и др.;

по возможности перемещения - стационарные, приставные, самоподъемные, переставные, радиальные, передвижные, самоходные, прицепные;

по конструкции ходового устройства - рельсовые, железнодорожные, шагающие, автомобильные, краны на шасси автомобильного типа, гусеничные, тракторные, пневмокодесные, плавучие;

по роду привода механизмов - ручные, механические, электрические, гидравлические, пневматические, краны с комбинированным приводом.


Все о грузоподъемных кранах. Общие сведения.


Подъемный кран - грузоподъемная машина циклического действия с возвратно-поступательным движением грузозахватного органа; служит для подъема и перемещения грузов. Цикл работы П. к. состоит из захвата груза, рабочего хода для перемещения груза и разгрузки, холостого хода для возврата порожнего грузозахватного устройства к месту приема груза. Движения П. к. могут быть как рабочими, так и установочными для периодического изменения положения крана, стрелы и т. п. Основная характеристика П. к. - грузоподъемность, под которой понимают наибольшую массу поднимаемого груза, причем в случае сменных грузозахватных устройств их масса включается в общую грузоподъемность.


В зависимости от конструкции и принятой схемы работы П. к. бывают поворотными и неповоротными. Поворотные краны могут станавливаться на рельсовом ходу - железнодорожные и катучие рельсовые краны; на безрельсовом ходу - пневмоколесные, автомобильные и гусеничные П. к. ; на стенах и крышах зданий - настенно-поворотные и кровельные; на понтонах и судах - плавучие и судовые. Имеются также поворотные П. к., перемещающиеся по двум расположенным в разных уровнях (внизу и наверху) рельсам, - т. н. велосипедные краны. Железнодорожные, пневмоколесные, автомобильные и гусеничные поворотные П. к. часто объединяют общим названием - стреловые самоходные краны. Поворотная часть П. к. опирается на колонну (кран на неподвижной или на вращающейся колонне) или на поворотный круг с колесами, катками или шарами (кран на поворотном круге). Поворотная часть может иметь форму высокой башни - башенные краны, мачты - мачтово-стреловые краны (жестконогие и вантовые). Возможна установка ее на портале - портальные краны. Поворотные П. к. могут иметь постоянный или переменный вылет (расстояние груза от оси вращения крана), который изменяется путем качания укосины (стрелы) или передвижения по ней грузовой тележки.


К неповоротным кранам относятся П. к. пролетного типа (мостовые краны и перегружатели), а также настенно-консольные краны. Мостовые краны имеют катучий мост, перемещающийся по рельсам, уложенным на стенах зданий или на специальных эстакадах вне здания. По мосту передвигается грузовая тележка с подъемной лебедкой, в некоторых конструкциях грузовая тележка снабжается поворотной стрелой. Настенно-консольные краны состоят из консольной настенной фермы и передвигающейся по ней грузовой тележки с подъемной лебедкой. Перегружатели аналогичны по устройству мостовым кранам, но их мост имеет высокие опоры (ноги), перемещающиеся по наземным путям. При больших пролетах их называют мостовыми перегружателями или перегрузочными мостами, а при малых пролетах - козловыми кранами. Однако четкого подразделения нет. Мосты перегружателей могут иметь неподвижные или выдвижные консоли; вдоль моста передвигается грузовая тележка или поворотный кран. Консольные перегружатели, предназначенные для погрузки (разгрузки) судов, т. н. береговые консольные перегружатели, могут устанавливаться также на судах (судовые перегружатели). Особый тип перегружателя - кабельный кран, у которого грузовая тележка перемещается при помощи тягового каната по несущему канату, натянутому между 2 катучими башнями или стационарными мачтами. Разновидностью кабельных кранов являются мосто-кабельные краны, у которых несущий канат крепится к концам мостовой фермы. К крановым устройствам конструктивно близки монорельсовые дороги, вагонетки которых имеют механизмы подъема.


В современных условиях строительства используют также вертолеты-краны с устройствами для захвата грузов. С их помощью ведут работы в труднодоступных местностях


Области применения подъемных кранов Мостовые краны относятся к типовому оборудованию производств. цехов, электростанций, закрытых и открытых складов. Их грузоподъемность достигает 500-600 т, пролеты (расстояния между осями подкрановых рельсов) - 50-60 м, возможная высота подъема груза - 40-50 м и в специальном исполнении до 500 м; скорость движения моста (рабочее движение) -30-160 м/мин, грузовой тележки - 10-60 м/мин, подъема груза до 60 м/мин.


На мосту могут располагаться 2 грузовые тележки на одном или двух (смежных или двухрядных по высоте) путях. К мостовым П. к. общего назначения относят крюковые, магнитные, грейферные и магнитно-грейферные краны. Крюковые однобалочные краны простейшего типа (см. Кран-балка), опорные и подвесные, имеют в качестве грузовой тележки самоходную электрическую таль. К особой группе относятся металлургические мостовые П. к. (литейные, завалочные, колодцевые, для «раздевания» слитков и др.), которые оборудованы специальными грузозахватными устройствами и механизмами управления ими. Одна из разновидностей мостовых П. к. - кран-штабелер с грузовой тележкой, имеющей поворотную колонну, по которой перемещается вилочный захват, несущий пакет груза на поддоне и позволяющий производить укладку и разбор пакетных штабелей.

Обсудить на форуме



ГРУЗОПОДЪЁМНЫЙ КРАН, машина циклического действия, предназначенная для подъёма и горизонтального перемещения груза, удерживаемого грузозахватным устройством до момента разгрузки. Грузоподъемный кран работает внутри ограниченной рабочей зоны (строительная площадка, цех, терминал, склад и др.). Основная характеристика грузоподъемного крана - грузоподъёмность, под которой понимают наибольшую массу поднимаемого груза.

Историческая справка. Простейшие подъёмные машины, применявшиеся на земляных работах в строительстве, на шахтах и рудниках, до конца 18 века изготовлялись из деревянных частей и имели ручной привод. К началу 19 века быстроизнашивающиеся детали стали заменять металлическими. В 1820-е годы появились первые подъёмные машины, целиком изготовленные из металла, сначала с ручным, а в 1830-е годы - с механическим приводом. Первый паровой кран создан в Великобритании в 1830, кран с гидравлическим приводом - там же в 1847. Электрический двигатель применён на грузоподъемные краны в 1880-85 почти одновременно в США и Германии; в 1895 был использован двигатель внутреннего сгорания. Грузоподъемные краны имели мостовую ферму, одномоторный привод.

Грузоподъемные краны современного типа начали выпускать в России в конце 19 века на ряде заводов (Путиловском, Брянском, Краматорском, Николаевском и др.). В 1920-е годы создаётся новая отрасль транспортного машиностроения со специализированными заводами, производящими грузоподъемные краны различного назначения. Основное направление развития производства - внедрение автоматизированного управления, повышение грузоподъёмности, специализация и обеспечение надёжности и безопасности работы кранового оборудования.

Классификация. Грузоподъемные краны различаются по конструктивному исполнению, типу грузозахватного устройства, соответствующего характеру выполняемых работ, заданной траектории перемещения груза; углу поворота рабочих органов, ходовому устройству, по роду привода механизмов. Разнообразие конструкций грузоподъемных кранов обеспечивает их широкое применение. По характерным признакам конструкции грузоподъемные краны разделяют на мостовые, стреловые и создаваемые часто на их базе специальные.

Мостовые краны имеют ферменную конструкцию, по которой перемещается грузовая тележка с подвешенным на ней посредством канатов грузозахватным устройством (крюковая подвеска, подъёмный электромагнит, грейфер и др.). Тележка совершает движение поперёк ферменной конструкции, опирающейся на мостовые балки, которые могут передвигаться по специальному крановому пути, уложенному на эстакаде или несущих балках цеха, склада и др. (рисунок 1). К грузоподъемным кранам этого типа относится козловой кран, грузовая тележка которого смонтирована на жёстких стойках (рисунок 2). Вся конструкция передвигается по рельсовому пути или бетонному основанию. Грузоподъёмным механизмом крана служит таль или лебёдка, установленные на грузовой тележке. Механизмы передвижения тележки могут иметь тяговый гибкий привод (цепь или канат) либо приводные колёса, смонтированные на раме тележки или на ходовых балках, имеющих специальные балансирные тележки и приводы с колодочными или дисковыми тормозами. Грузоподъёмность типовых мостовых грузоподъемных кранов 500-600 тонн; козловых - до 1600 т.

Стреловые краны имеют наиболее разнообразное конструктивное исполнение: оборудованы сменными стрелами различной длины, телескопическими или ферменными (прямыми либо изогнутыми), обеспечивающими необходимый фронт работ; снабжены специализированным грузоподъёмным оборудованием (грузовой тележкой или тельфером); в зависимости от места производства работ имеют соответствующие опорные и ходовые устройства. По конструктивным особенностям и расположению стрелы выделяют грузоподъемные краны, предназначенные для выполнения определённых работ. Различают портальные краны (рисунок 3) с установкой стрелы на опорно-поворотном портале или самоходные краны, имеющие ходовое устройство с автомобильным или гусеничным ходом; башенные - с расположением стрелы в верхней части конструкции (иногда на портале) башни; вантовые - со стрелой на фундаментной опоре с креплением её верхнего конца канатными оттяжками, мачтовые - при жёстком креплении стрелы; консольные - при постоянном закреплении стрелы на стене, колонне (рисунок 4) или на подвижной тележке; велосипедные - с тележкой, перемещающейся по напольному однорельсовому пути и удерживаемой её верхней направляющей. Для изменения длины (вылета) стрелы при её шарнирном закреплении на опоре грузоподъемные краны снабжают лебёдкой. Конструкции башен выполняются в виде решётчатых или трубчатых секций, соединённых фланцами, с возможностью их наращивания снизу или сверху для изменения высоты подъёма груза. Устойчивость грузоподъемного крана обычно обеспечивается применением противовесов. Вращение (поворот) осуществляется на роликовых или шариковых опорно-поворотных устройствах приводом с зубчатым венцом или с канатной передачей. При строительстве высотных зданий (100-300 м) используют приставные краны с креплением к стене здания башни и наращиванием её сверху, а при высоте более 300 м - передвижные башенные краны, опирающиеся на конструкцию здания сверху и самоподнимающиеся с помощью лебёдки, имеющей полиспастный механизм большой кратности. Грузоподъёмность передвижных грузоподъемных кранов от 40- 300 тонн, специальных монтажных - до 1600 т.

Рисунок 3. Портальный кран с сочленённой стрелой и грейферным захватом.

Специальные краны предназначены для выполнения подъёмно-транспортных или технологических операций, часто осуществляемых в особых условиях. Такие грузоподъемные краны имеют необходимые механизмы, выполняющие заданные технологические операции, совершающие специфические движения и оснащённые специальными грузозахватными устройствами. Для большинства из них базой служит конструкция мостового типа, которая дополняется специальным оборудованием - грейферным, магнитогрейферным, специальным грузозахватным, например, ковшами для расплавленного металла, штабелёрами. Для работы на больших территориях (терминалах, контейнерных площадках) используют мостовые перегружатели, снабжённые спредерами (рисунок 5) для захвата и надёжного удержания груза; мостокабельные краны, которые по конструкции аналогичны козловым кранам, но имеют больший пролёт моста, одну из опор часто соединяют с мостом шарниром, что увеличивает зону обслуживания. В портах, на складах сыпучих материалов и лесных грузов применяют портальные краны, которые имеют стрелу, установленную на полноповоротной платформе, смонтированной на портале, передвигающемся по подкрановым рельсам. Работы по очистке дна водоёмов ведутся с плавучих кранов стрелового типа, которые также чаще всего оборудуются поворотными платформами, образуют единую конструкцию с корпусом судна (понтона). Используются в портах, доках и при строительстве гидротехнических сооружений, для подъёма тяжёлых грузов (до 2500 тонн). Самоходные краны имеют конструкции башен и стрел, аналогичные башенным кранам, для устойчивости снабжаются выносными опорами (аутригерами). Такие грузоподъемные краны служат для перегрузки тяжёлых штучных и сыпучих грузов, используются при монтаже высотных конструкций, строительстве мостов, разборе завалов, ликвидации аварий и т. п.

Конструктивные особенности. Грузоподъемные краны подразделяют: на стационарные; приставные, прикреплённые к строящемуся сооружению; переставные (с перемещением их с одного места на другое вручную или с помощью других машин); передвижные, перемещаемые с одной рабочей позиции на другую собственным ходом (на автомобильном, пневмоколёсном, гусеничном ходу и железнодорожных платформах) или с помощью тягача (прицепные). Ходовое устройство может опираться сверху на подкрановые рельсы (опорное) или подвешиваться на нижних двутавровых полках специального кранового пути (подвесное). Привод всех механизмов, как правило, индивидуальный от электродвигателей переменного трёхфазного тока 380 В или (при необходимости плавного регулирования скоростей) постоянного тока, получаемого от генераторной установки либо от дизельного двигателя. Для обеспечения безопасной работы все грузоподъемные краны оборудованы действующими автоматически ограничителями грузоподъёмности, высоты подъёма груза, грузового момента на стреле, концевыми выключателями крайних положений рабочих органов. Для остановки работы крана при сильном ветре применяются указатели ветрового давления с сигнализацией, отключающие приводы, и противоугонные захваты - рельсозажимные клещи. В конце рельсовых путей устанавливают упоры для буферных устройств (амортизаторы, гидравлические ограничители). Для работы на пересечённой местности грузоподъемные краны оборудованы указателями крена, а вблизи ЛЭП - приборами световой и звуковой сигнализации об опасном приближении крана к линиям.

Управление работой грузоподъемного крана осуществляется кнопочным пультом «с пола» либо силовыми контроллерами или командоконтроллерами, размещёнными в кабине. В большинстве грузоподъемных кранов управление обеспечивается крановщиком, а в автоматизированном режиме - с помощью ЭВМ. При работе во вредных условиях или при недостаточном обзоре из кабины осуществляется дистанционное управление.

В зависимости от назначения и конструкции грузоподъемные краны могут иметь различную высоту подъёма груза, например, у мостовых 50-60 м; рабочая скорость передвижения моста 30-160 м/мин; грузовой тележки до 60 м/мин; у стреловых грузоподъемных кранов скорость подъёма стрелы 1-3 минуты; вылет стрелы 60-100 м.

Лит.: Грузоподъемные краны: В 2 кн. / Под редакцией М. П. Александрова. М., 1981; Петухов П. 3., Ксюнин Г. П., Серлин Л. Г. Специальные краны. М., 1985; Зерцалов А. И., Певзнер Б. И., Бененсон И. И. Краны-штабелеры. 3-е изд. М., 1986; Вайнсон А. А. Подъемно-транспортные машины. 4-е изд. М., 1989; Александров М. П. Грузоподъемные машины. М., 2000.