Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Как вырезать трубку для курения из дерева. Как сделать курительные трубки своими руками: пошаговое описание. Местные породы деревьев для создания курительной трубки

Как вырезать трубку для курения из дерева. Как сделать курительные трубки своими руками: пошаговое описание. Местные породы деревьев для создания курительной трубки

Ага, мне тоже захотелось себя не только потребителем почувствовать, но и мастером. А так как табак сажать поздно, решил выделать трубку.

Заказал в питерском магазине www.pipeshop.ru пару заготовок и пару мундштуков. Возникли проблемы: ассортимент магазина не соответствует складу, моих зеленоватых мундштуков не нашлось. Доставка шла через московский www.tabachok.ru , плюс принимал товар мой начальник, а я был в трёх сотнях километров... Но в результате мундштуки приехали и были отобраны (из полутора десятков предоставленных) очень приятные.

Дальше трудности были чисто технические - надо было понять, как сделать трубку. Ну, да для меня после четырёх лет керамики, полутора лет резьбы по дереву и двадцати пяти лет внимательного наблюдения за тем, как устроен мир, это вопрос дня-другого экспериментов.


И вот это приехало ко мне с целью стать трубкой.


Сверловка выполнена;)


Неудачный эксперимент - точило жжёт дерево, но почти не спиливает его.


После того, как я охренел с точилом, я взял шкурку. Свернул её в гибкий напильник. И ощутил кайф от правильно подобранного инструмента...


Почти готово... 240-я шкурка тоже не идеальна. Хочу 360 или 440...


Трубка во время вощения. Технология такова - греем в духовке, потом макаем в расплавленный воск. Это выглядит так. Потом греем на открытом газовом пламени (оно не даёт копоти) и втираем воск хлопковой тряпицей.


Получается так;) А мне ещё вторую делать...


... но сначала я эту обкурю!!!


Заготовка опиливается под задумку. НАДО опиливать свободнее на полсантиметра, а не так, как я. Рисуйте не только контур, но и запасы.


Затем заготовка подвергается сверловке чаши и канала. Чаша сверлится 18,5 мм сверлом и растачивается наждаком до 22 мм, иначе стенки будут неровными, канал - 4-5 мм.


Под 18,5 мм сверло не нашлось патрона, я сверлю 10 мм и рассверливаю вручную.


Пилится бриар очень тяжело, почти как бук, только не трескается...


Заготовку уже можно курить. Теперь вся работа есть косметическое мероприятие.


Под шумок жене было приготовлено бриаровое кольцо с двумя 16-каратными гвоздями.


Почти готово, правда?


Первая, неудачная попытка морения трубки. Забыл развести морилку.


И вот он результат - ужоснах:) Отшкурил и переморил.


Конечный продукт:)

Эээ... Как бы это сказать...

Делаем всё по-простому, не надо бояться. Бриар - тоже дерево.

Опиливаем заготовку под свои мысли, которые сначала рисуем на заготовке.
Берём драч (напильник по дереву) и формуем заготовку, на 3-4 миллиметра не доходя до нужных размеров.
Берём лист шкурки 40-ки, скручиваем в трубку и используем этот мягкий напильник для придания окончательной формы заготовке трубке. НЕ *ЛЯДЬ ТОРОПИТЬСЯ!!!
Далее шлифуем 160-кой и 240-кой. Хочу 400-ку, а то не до конца шлифуется. Приходится обратной стороной шкурки работать;) Очень не *... Ну, см. выше;)
Далее по желанию морим. Мне нравится отечественная органорастворённая морилка - её просто развести 1:10 растворителем 649 или похожим и красить, сохнет быстро, около 10 минут до следующего слоя, около часа до вощения.
>ХИНТ: если намочить трубку, будет видно, как она будет выглядеть вощёной. Она потемнеет!!!
Вощим. Берём пчелиный воск (не особо выпендрёжные вольны взять что угодно;), растапливаем в полукруглой посудине. Попутно греем в духовке нашу трубку - так будет лучше впитываться. Готовимся к лёгким ожогам пальцев, впрочем, там всего градусов 80. Обмакиваем нашу трубку со всех сторон, даём остыть.
Теперь быстро прогреваем трубку по частям на газовом пламени и втираем воск хлопковой тряпкой.
Готово!!!

Да, теперь осталось как следует обкурить нашу прелесть:)
Но это уж без проблем!

Сейчас многие курильщики начинают задумываться о своём здоровье, многие бросают эту привычку, а другие переходят с сигарет на обычный табак, в котором намного меньше примесей. Однако для него нужна трубка. Торговая сеть предлагает их широкий выбор, но действительно качественные экземпляры стоят очень дорого. И сейчас мы обсудим, как сделать курительную трубку самостоятельно.

Материал для создания курительной трубки

Мастера изготавливают курительные трубки из бриара. Это нарост в корне дерева, именуемого вереском. Он идеально подходит для создания такого специфического изделия. Ведь вереск произрастает в каменистой почве средиземноморского климата, а бриар вбирает влагу и минералы, которые впоследствии дают все необходимые качества дереву, что так ценят мастера, изготовляющие курительные трубки из него.

Местные породы деревьев для создания курительной трубки

Однако в наших краях это дерево не растёт, а если покупать его, то обойдётся оно недёшево. Делать можно своими руками, материалы для которых легко найти в местных садах. Для изготовления трубки подойдут плодовые деревья, у которых плотная древесина: яблоня, груша, слива. Но лучше всего выбрать вишню, её волокна самые плотные из перечисленных пород, поэтому она долго не прогорит. Все остальные также хороши, однако обугливаются они немного быстрее. Желательно использовать для заготовки корневую часть, но подойдёт веточный или стволовой материал. Плодовые деревья при курении имеют отличный привкус. Одним людям нравится привкус вишни, другим - яблони, тут всё зависит от собственных предпочтений. Вот ещё и по этой причине лучше сделать курительную трубку своими руками.

Подготовка материала

Определившись с породой дерева, нужно также узнать, как правильно высушить подходящую заготовку. Нельзя срезать живую ветку или часть корня и сразу сделать из неё трубку. На материале закрашивают или замазывают срезы, чтобы через них не могла быстро испаряться влага. Она должна постепенно выходить через кору, которую ни в коем случае нельзя сразу снимать. И так дерево должно лежать до следующего года - тогда волокна постепенно высохнут, и в структуре их не будет трещин. И только по прошествии этого времени можно будет снимать кору и вытачивать форму курительной трубки.

Можно также произвести изготовление курительной трубки из высохшего бревна. Для этого надо вырезать заготовку из его центра. Конечно, если оно лежало в сухом месте. Срезаются крайние места с трещинами, после которых идёт цельная древесина, не имеющая изъянов. После этого снимают кору и вырезают нужный размер заготовки, но с запасом в пять сантиметров. Потом дерево откладывают на неделю, потому что оно должно окончательно подсохнуть, после чего вполне могут появиться микротрещины. Если же сразу начать вытачивать форму курительной трубки, то открывшиеся изъяны всё испортят. А через неделю, даже если откроются мелкие трещины, они будут на оставленном запасе, и после среза его будет идеальная для резьбы поверхность.

Процесс изготовления

Для начала вырезают простую угловатую заготовку, напоминающую квадрат или ромб. Её поверхность нужно зашлифовать, чтобы хорошо видеть структуру дерева и определить, нет ли на нём дефектов. Если всё хорошо, размечаем будущую форму более детально, чтобы знать, где будет курительная камера, а где чубук - это часть, куда крепится мундштук. Нужно карандашом наметить все детали и отверстия. Также стоит прорисовать направления, чтобы при сверлении легче было выдерживать углы.

Изготавливая курительные трубки своими руками, мастера в первую очередь просверливают отверстие для камеры, в которую будет насыпаться табак. Вначале стоит делать это тонким сверлом, после чего подбирать всё толще, пока отверстие не станет нужного диаметра. Но не стоит сразу доводить до окончательного размера, нужно оставить припуск в несколько миллиметров, чтобы потом зашлифовать его наждачной бумагой. Ведь сверло оставляет неровную поверхность, а она должна быть гладкой.

После этого сбоку сверлится отверстие дымканала в месте, где намечен чубук. Делать это нужно аккуратно, ведь изготовление курительных трубок своими руками - это очень точный и трудоёмкий процесс. Отверстие под отвод дыма должно быть строго на дне камеры для табака. Это очень важный момент, ведь если сделать его немного выше, то находящийся внутри табак не будет прогорать полностью, что может привести к закисанию, а это ухудшит вкус трубки и дыма. Данный канал может быть от 3 до 4 мм. Чем он шире, тем трубка будет суше. кстати, её лучше оборудовать фильтром во избежание попадания пепла в середину. К тому же широкий дымовой канал позволяет легко чистить трубку ёршиком. После того как отверстия будут готовы и точно соединены, можно приступать к созданию внешней формы.

Конечно, лучше производить изготовление курительных трубок своими руками на станке, будет намного проще и быстрее. Но при неимении подобной техники всё же можно сделать хороший экземпляр вручную.

Далее (при работе на станке) нужно сделать окружности, которые можно, все остальные части вырезаются вручную хорошо отточенным резцом. Важно сделать край мотиза уже, чем вся ширина чубука. Это нужно для того, чтобы можно было надеть мундштук, и две части были на одной плоскости. После этого поверхность шлифуется снаружи и изнутри наждачной бумагой. Сначала крупной снимаются все бугорки, оставленные ножом, а потом мелкой убираются царапины с ровной поверхности. Однако можно оставить внешние части необработанными - тут уже всё делается на вкус мастера.

Выбор материала для мундштука

Продолжаем говорить о том, как сделать курительную трубку, и теперь создадим мундштук. Его можно изготовить эбонитовым или акриловым. Первый материал более мягкий, однако полировка остаётся на нём очень недолго. Его лучше выбрать тем, кто при курении держит трубку в зубах. Акрил более твёрдый и прочный, и поэтому он подойдёт для того, чтобы в процессе держать изделие в руках.

Процесс изготовления

Нужно взять палочку эбонита или акрила длиной от 10 до 15 см. Чтобы при курении дым успевал охлаждаться, курительные трубки своими руками делают не короче, чем 10 см. С учетом этого выбираем размер мундштука. В нём делают отверстие по всей длине сверлом, диаметр которого 3 мм. Начинают с той части, где будет соединение с чубуком. После этого на половину длины расширяют отверстие до диаметра дымового канала. Затем эту ступеньку, которая образуется, нужно сгладить. Для этого надо выпилить на проволоке диаметром в 4 мм треугольный наконечник. Его нужно загнать до упора и аккуратно провернуть несколько раз.

После этого канал зашлифовывается при помощи тонкой проволоки с приклеенной на ней наждачной бумагой. Место, где будет загубник, расширяют по горизонтали, чтобы получился овал в 5-6 мм. Так дым будет легче всасываться курильщиком. С другой стороны отверстие в мундштуке расширяют, чтобы он плотно садился на чубук, однако без особых усилий.

Внешняя формовка мундштука

Обрабатываются мундштуки, как и курительные трубки, своими руками. Можно обточить на станке или использовать подручные инструменты. Форма также произвольная. После этого нужно зашлифовать поверхность сначала мелкой наждачной бумагой, а потом войлоком с пастой ГОИ. Если делать эбонитовый мундштук, его можно выгнуть, придать другую форму. Для этого его нагревают над газовой плитой или свечой и после этого делают изгиб.

Деревянные курительные трубки своими руками можно вощить или протравливать - так их поверхность будет элитно выглядеть, а будет намного отчётливее и, конечно, это отличная защита поверхности дерева.

Травление трубки

Отличной протравой может быть растёртый в воде двухромовый калий, а также После того как реакция с выделением газов прекращается, это говорит о том, что смесь готова к травлению дерева. Чем она концентрированнее, тем насыщеннее цвет и контраст рисунка волокон дерева. Трубку погружают в состав до тех пор, пока она не станет нужного тона. Хранить эту протраву можно сколько угодно в стеклянной герметичной таре.

Вощение

Есть отличный и простой способ. Необходим воск. 100 г его нужно мелко нарезать, после добавить мастику (12 г), вместо неё можно толчёную канифоль (25 г). Выбранную смесь ставят на огонь, чтобы всё стало жидким. Затем снимают с него и сразу же льют 50 г скипидара - тёплого. После этого смесь нужно тщательно размешать и слить в необходимую тару. В ней состав хранят до необходимости им воспользоваться. Берут смесь, наносят её на шерстяную или хлопковую ткань и тщательно втирают в дерево.

Чистка курительной трубки

Делать это нужно, когда трубка полностью остыла. Надо аккуратно отсоединить мундштук, выкручивая его по часовой стрелке. Если вытягивать его с применением недюжинной силы, то можно повредить обе части трубки. Мундштук чистят специальными ёршиками, заводя их со стороны загубника. Лучше иметь их несколько, для более удобного процесса.

Необходимо чистить чубук после каждого процесса курения. Ёршик заводят с той стороны, где был мундштук. После того как будет всё прочищено, ёршик оставляется внутри чубука, пока не наступит время наполнить трубку табаком. Завершается чистка изделия протиркой всех внешних его поверхностей. После этого трубка продувается, чтобы исключить любой нагар или мусор, который мог остаться внутри.

Для генеральной чистки трубки используют воск, спирт, а также различные другие жидкости, проводят ее по мере загрязнения. И только сам хозяин знает, когда простого обслуживания не хватает.

Сейчас трубка - это скорее элемент декора, курят ее редко, потому что за ней нужно ухаживать. Они сейчас, как хорошее вино, которым только время от времени смакуют. Также есть много аксессуаров для подобного изыска (подставки для курительных трубок, например), которые могут быть разных форм и размеров.

Чем отличаются самые дорогие и коллекционные трубки от обычных

В первую очередь это идеальный материал - бриар. В коллекционных экземплярах, которые являются самыми дорогими, видны волокна этого замечательного дерева, сплетённые хаотично, однако мастер представляет их так, как будто они были выращены именно для этой курительной трубки. Они, словно лучи, которые обволакивают курительную камеру, переходят в чубук. Такой предмет искусства, как коллекционная курительная трубка, отзывы имеет всегда восторженные не только от знающих людей, но и от обывателей. Ведь шедевр всегда имеет особую ауру и, конечно, внешний вид. И глядя на неё, нельзя поймать себя на мысли, что можно изменить её форму или внешний вид. Именно в этом заключается талант мастера.

11 Янв 2013

Из чего делают курительные трубки?

Многие люди, задумываясь о первой покупке, чаще всего представляют себе курительную трубку просто как некое изделие из дерева с мундштуком. Однако придя в магазин и увидев широкий ассортимент трубок, мы понимаем, что не все так просто, как мы себе это представляли. Так из чего же делают трубки? Какими они бывают?

Глиняные трубки | Clay Pipes

Глина, пожалуй, является одним из самых древних материалов, из которого когда-либо изготавливали трубки для курения на «Большой Земле». Это и не удивительно, так как глиняные изделия проходят закалку огнем и температура горения табака вряд ли чем-либо сможет навредить материалу трубки.

Трубки из глины делают по сей день и у таких трубок есть свой круг поклонников, но есть у этих трубок и ряд существенных минусов: трубки из глины, как и многие изделия из нее, достаточно хрупки, к тому же, они легко нагреваются и об такую трубку можно обжечься. Иногда можно встретить глиняные трубки с двойными стенками и прослойкой воздуха между ними, что значительно снижает риск ожога.

Также, к минусам курительных трубок из глины можно отнести повышенную влажность курения и отсутствие такого фактора, как «вкус трубки». В наши дни глиняные трубки представляют собой, по сути, больше декоративные изделия, нежели утилитарные. Они чаще других встречаются в различных музеях, но в обиходе современного курильщика уступили место трубкам из других материалов.

Фарфоровые трубки | Porcelain Pipes

Курительные трубки из фарфора еще сравнительно недавно были очень популярны в Европе. По сути, фарфоровыми в них были только чаши и иногда часть чубука, все остальное представляло собой полет фантазии мастера. Трубки могли быть небольшими и аккуратными, а могли достигать в длину полуметра и более. Чаши фарфоровых трубок нередко расписаны вручную, но современные трубки из фарфора в большинстве своем принадлежат к классу сувениров.

Пенковые трубки | Meerschaum Pipes

Курительные трубки из пенки (meerschaum, нем. – морская пена) появились примерно в первой трети XVIII века. Наиболее крупные месторождения этого минерала (сепиолита) находятся в Турции и у берегов Африки. Также есть отложения сепиолита и в Феодосии. Пенка из различных регионов отличается плотностью, но в целом представляет собой пористый и легкий минерал практически белого цвета. Пенка хорошо впитывает влагу и является жаростойким материалом. Это, а также низкая теплопроводность сепиолита, сделала этот минерал популярным для изготовления курительных трубок. Податливость пенки при обработке, позволяет делать трубки самых невообразимых форм, украшенных фигурами и узорами, поражающими количеством деталей.

На рубеже XIX-XX веков в качестве материала для изготовления трубок была популярна танзанийская пенка (Африка). Минерал, добытый в этом регионе, обладал достаточной пористостью, и при этом его прочность позволяла не «дрожать над трубками». Но из-за постоянной политической нестабильностью этого региона, приводившей к перебоям с поставками минерала, производители были вынуждены отказаться от закупок сепиолита в Африке. Тогда на сцену вышла пенка из Турции. Она заметно мягче танзанийской и трубки из нее более хрупкие, но и сегодня трубки из сепиолита пользуются немалой популярностью у курильщиков.

На рынке присутствует несколько типов пенки, из готорых делают трубки, и о двух из них стоит поговорить отдельно – это блочная и прессованная пенка. В первом случае трубку вырезают из цельного куска (блока) минерала. Во втором – пенковую крошку прессуют, заливая клейким веществом. Трубки из прессованной пенки значительно дешевле, но и качество их сильно уступает трубками из цельного блока.

Кукурузные трубки | CornCob Pipes

Трубки из кукурузы обязаны своим рождением голландскому ремесленнику, перебравшемуся на ПМЖ в Америку. Он обосновался в небольшом поселке на берегу Миссури, благодаря чему трубки получили название «Missouri Meershaum». Изначально это название было именем собственным, которое носила и продолжает носить компания, которая выпускает кукурузные трубки, но постепенно «миссурийской пенкой» стали называть все подряд трубки из кукурузы, сделав это название нарицательным.

Трубки в буквальном смысле делают из початков кукурузы, которые продолжительное время сушатся и с которых оббивают зерна. В середине початка сверлят табачную камеру, вставляют чубук с мундштуком и трубка готова. Кукурузные трубки являются, по сути, одноразовым инструментом для курения, но их дешевизна и нестандартный внешний вид делают их довольно популярными среди курильщиков.

Подробнее о кукурузных трубках вы сможете прочесть в одном из номеров нашего журнала.

Калабаш, трубки из тыквы | Calabash

Изначально калабаши изготавливались (и продолжают изготавливаться) действительно из тыквы, которой во время выращивания придавали необходимую форму. Полость внутри высушенной тыква играет роль большой воздушной камеры, в которой остывает дым. Сам же табак тлеет в камере, которая изготавливается из морской пенки или фарфора.

Оригинальные калабаши представляют собой достаточно крупные трубки, имеющие U-образную форму и характерную «шляпу-гриб» из вставки. Иногда вместо тыквы используют дерево различных пород со вставками из бриара или пенки. Также, «миниатюрные копии», лишенные воздушных камер, оригинальных калабашей вырезают из пенки или бриара, повторяя общую форму калабаша. В конструктивной части такие трубки могут иметь мало общего с тыквенными трубками, но характерные линии контура дали название одной из форм курительных трубок .

На рисунке слева вы видите как раз одну из таких трубок: великолепную работу датского мастера Тома Элтанга – трубку, сделанную из бриара в форме калабаша.

Falcon Pipes

Курительные трубки, получившие название Falcon, представляют собой гибридные трубки с основанием из металла со сменными чашами из пенки или бриара, которые вкручиваются в основание. Эти трубки ничем особенным не выделяются и являются, в общем-то, очередным и пройденным этапом эволюции курительных трубок.

Я сознательно внес трубки Falcon в статью, описывающую материалы, используемые для изготовления трубок, а не в раздел, посвященный формам трубоок. Использование в конструкции металла не позволяет мне опустить упоминание об этих трубках в этой статье.

Бриаровые трубки

Бриаром (bruyere, briar, etc.) называют шарообразный плотный нарост у основания куста вереска, переходящий в корни. Основными регионами, поставляющими бриар для трубок, являются Корсика, Алжир, Италия и Греция. Отличительными особенностями бриара является его относительная жаропрочность. Тем не менее, новые бриаровые трубки необходимо обкурить – в процессе обкуривания трубки на стенках табачной камеры образуется тонкий углеродный слой – нагар – дающий дополнительную защиту табачной камере, а также собирающий излишнюю влагу, образующуюся при курении. Хорошо просушенный бриар довольно легок, что позволяет держать трубку в зубах без особых усилий. Если, конечно, он не величиной с дом.


При всей своей плотности и трудности в обработке, бриар, как любая древесина, пронизан капиллярами, благодаря которым трубка может «дышать» – собирать и возвращать вкус куримого в ней табака. Эта особенность, которой обладают, в общем-то, только курительные трубки из вереска, породила появление такого термина, как «вкус трубки», который приобретает трубка по мере курения. Каким он будет – хорошим или плохим – зависит от качества бриара, качества изготовления трубки, от степени обкуренности трубок и, конечно же, от характера куримого в ней табака.

Благодаря своим свойствам, бриар на сегодняшний день является самым популярным материалом для изготовления курительных трубок. Многие курильщики считают его лучшим, что вполне заслуженно, и даже единственно приемлемым материалом для изготовления курительных трубок.

Post Scriptum

В наши дни можно встретить курительные трубки из куда большего количества материалов, чем перечислено в этой статье: полностью из металла, из углеродного волокна, из прессованной стружки и жаропрочного пластика, из различных пород фруктовых и не очень дерева. Электронная начинка многих современных (стремящихся стать модными) трубок, их hi-tech-дизайн или же наоборот, стремление всеми средствами упростить иудешевить производство трубок, породило большое количество «монстров», напрочь лишенных того, за что мы любим курительные трубки – их способность доставлять удовольствие курильщику своим вкусом и вкусом куримого табака. Если наши с вами стремления схожи, то, мне кажется, на подобные «поделки» нет смысла даже обращать внимание.

Вот так выглядит готовая трубка. На изготовление этой трубки у меня ушло два полных рабочих дня. Это большая удача: в среднем на трубку уходит больше времени, поскольку часто заготовки уходят в брак из-за скрытых дефектов материала (трещины, каверны). Плюс у меня было заранее подготовленное колечко из бивня мамонта.


Материал, из которого делаются трубки, называется бриар. Это нарост в корневой системе древовидного вереска - деревца, обитающего вокруг средиземного моря в засушливом климате в каменистой почве. В этом пористом наросте деревце накапливает влагу, а из грунта впитывает минералы, делающие его твердым и почти не горючим. Именно такие сложные условия произрастания делают этот материал идеальным для изготовления курительных трубок.

На этом снимке грубо вырезанный и расчерченный блок. В исходном блоке трубка размещена под углом, потому прежде чем вырезать, пришлось наклеить на эпоксидку обрезки бриара. Сейчас они видны по углам. Это упростит фиксацию заготовки в токарном станке. А в последствии эти уголки срежутся.

У деревянной части трубки - стаммеля - будет два отверстия. Одно в чубуке для крепления мундштука (мортиз), и одно в чаше - табачная камера. Из дна мортиза в одно табачной камеры будет просверлен дымовой канал. Оси всех трех сверловок находятся в одной плоскости, она расчерчена посередине блока.

Это колечко из бивня мамонта. Оно заранее подготовлено. Иногда приходится потратить целый рабочий день, чтобы заготовить такие колечки из разных материалов с разными размерами.

Один торец колечка сточен строго перпендикулярно оси. Этой стороной оно будет обращено к чаше. Другая сторона не сточена - сточится уже на месте.

Вот так выглядит сам бивень.

Помимо бивня мамонта я использую и другие материалы: коровий рог, лосиный рог, различные сорта дерева (люблю самшит и корень бубинго), акриловые имитации всевозможных материалов. Любопытно, что трубку с бивнем мамонта нельзя отправлять в США. Для защиты редких животных их законы запрещают импорт изделий из слоновой кости, а таможенники не могут отличить слона от ископаемого мамонта, которого уже немного поздно защищать. Потому на американский рынок используется только акриловая имитация слоновой кости.

На токарном станке я выточил на торце чубука цилиндрик под внутренний диаметр колечка. Приклеил колечко на эпоксидный клей, затем сточил торец и просверлил мортиз. Очень важно делать это за одну установку, чтобы ось мортиза была точно перпендикулярна торцу. Иначе на стыке чубука и мундштука была бы щелочка.

Именно потому, что заготовку на этом этапе нельзя снимать со станка, приходится заранее заготавливать колечки. Работу упростил бы второй токарник, даже самый маленький, но пока есть и более необходимое оборудование, на которое уходят свободные средства.

Если не делать колечка, то обойтись можно и без токарника, имея лишь сверлильный станок. Торец чубука в таком случае точится сверлом Форстнера. Это фреза, используемая для сверления под мебельные петли, например.

Следующий этап - сверление дымового канала. Я сверлю его, подавая руками заготовку на вращающееся в токарнике сверло. Упираясь в нужном месте задней бапкой, я не даю сверлу уйти в сторону.

Для этого нужно сделать лунку на тыльной стороне заготовки. В эту лунку и упрется центр задней бапки. Еще одна лунка на дне мортиза - в нее попадет сверло.

Дымовой канал просверлен на нужную глубину до предполагаемого места встречи со сверловкой табачной камеры.

Сверло - 4мм. Диаметр сверловки - вопрос спорный. Большинство фабричных производителей делают каналы узкими, около 3 мм. Датские мастера предпочитают чуть шире - 3.5 мм. Большинство наших мастеров сверлят на 4мм. Американские мастера тоже любят широкие каналы.

Трубка с широким каналом курится, на мой взгляд, вкуснее и суше. Чуть возрастает вероятность засасывания в канал частичек табака, но для бесфильтровых трубок это не проблема: канал легко прочистить ершиком, не разбирая трубку. Сам я с этой проблемой и не сталкивался, поскольку курю в основном крупно нарезанные табаки английской группы. Датские табаки обычно нарезаны мельче, от того, наверное, и датские мастера предпочитают каналы поуже.

Отверстие просверлено чуть-чуть ниже центра дна мортиза. В бентах это необходимо, чтобы ершик легко проходил собранную трубку. При шлифовке канала отверстие будет чуть расточено вверх до овала.

За следующую установку на токарник я сверлю табачную камеру и точу цилиндр чаши. Форма трубки совершенно не цилиндрическая, и будет выводится другим инструментом, но будет от чего отталкиваться.

На заднем плане сверло для табачной камеры. Это переточенная на параболу перка.

Камера точится до тех пор, пока не сойдется с дымовым каналом. Канал должен войти в центр камеры по самому дну. Чуть правее-левее - не большая проблема, и в разумных пределах я такую ошибку допускаю. Чуть ниже, канавкой по дну - не совсем правильно, я стараюсь такой канавки не оставлять. Чуть выше - однозначно брак. Трубка с завышенной сверловкой канала не будет докуриваться до конца, начнет "закисать", что испортит вкус.

В данном случае все идеально. Выход канала будет еще аккуратнее после шлифовки.

Видно, что наклеенные уголки сточились и не станут частью трубки.

Следующий этап - точение формы. На заднем плане шлифовальный диск с липучкой. Я устанавливаю его на токарник, но можно приспособить любой мотор, или даже воспользоваться болгаркой.

Использовать для этого токарник даже не совсем правильно. Любящий свой станок токарь никогда не станет использовать на нем никакие абразивы. Но мой станок итак стар и не точен, до меня на нем работали много поколений учащихся какого-то ПТУ.

На снимке видны пара черных точек - это сендпиты - песчинки, попавшие в бриар из грунта. Эти сендпиты сточатся, но даже попав на поверхность трубки, они вполне допустимы. Гладкие трубки без сендпитов продаются дороже.

Сперва я точу закругления чаши только с четырех сторон.

Затем уже грубо вывожу всю форму.

Если намочить заготовку, видны грейнсы - естественный рисунок бриара. Позже я сделаю эти грейнсы контрастными с помощью последовательной шлифовки и окраски.

Стаммель еще немного отшлифован грубой шкуркой (150 грит), отрезан кусок эбонита под мундштук.

Мундштук будет чуть изогнутый, но сперва он делается прямым. Эбонит легко гнется при нагреве, затем застывает. Но это позже.

На токарном станке я вытачиваю цапфу - шип мундштука для соединения со стаммелем - деревянной частью. Цапфа имеет точный диаметр, чтобы плотно держаться в мортизе, но не застревать. И по длине точно подогнан под глубину мортиза, чтобы внутри собранной труби не было полости. Если быть совсем точным, длина цапфы все-таки чуть-чуть меньше глубины мортиза, на 0.2 мм примерно. Это нужно из-за температурного расширения, чтобы в теплой трубке не образовалась щелочка.

Канал мундштука просверлен тремя сверлами: сперва чуть-чуть 3.8 мм, затем 2.5 почти до конца, затем на встречу со стороны загубника 1.5мм.

Затем я растачиваю щель загубника. Для этого используются следующие инструменты:

Насадка для бормашинки Dremel нужна, чтобы набросать направление щели. Большинство фабричных производителей и некоторые мастера (итальянцы в основном) на этом и останавливаются. Но если делать все по уму, щель нужно расточить глубоким конусом вглубь мундштука. Для этого я использую обломок пилки для электрического лобзика.

Третий инструмент называется конусный риммер. Это треугольный надфиль со сточенной насечкой. В широком месте сечение вписывается в окружность диаметром 4мм - как раз под диаметр канала стаммеля. Вращая этот риммер в канале, я убираю "ступеньки" между сверловками разными сверлами. Получается плавное сужение от 4мм на входе до 1.5мм у загубника. Опять же, многие производители этот этап опускают, а эти ступеньки копят конденсат из дыма.

Затем я грубо точу форму мундштука тем же шлифовальным диском на липучке. Дальше - только ручной инструмент: напильники и шкурки.

На этом снимке грубо выведена форма загубника. Я делаю это плоским напильником.

Еще немного поработал напильником, а дальше - шкурка 150 грит на вот таком вот брусочке. Я использую разные брусочки: круглые, прямоугольные, сложных профилей. Шлифовать на пальцах не получится как минимум из-за разной плотности материалов: бриар провалится, мамонт и эбонит выпучатся.

Поточил еще.

Дошел до 240 грит. Намочил. Видны грейнсы.

Каналы стаммеля и мундштука пошлифовал шкурками на деревянной шпажке. Со стороны загубника - шкурками, сложенными в острый уголок. Канал стаммеля я шлифую до 320 грит - дальше нет необходимости. Задача лишь избавиться от следов сверла, затрудняющих чистку. Канал мундштука я не только шлифую до 800 грит, но и полирую пастой на длинном ершике (виден позади трубки).

Затем я нагреваю мундштук строительным феном и загибаю его. Затем остужаю холодной водой. Пока не было фена, я использовал простую свечку. Феном удобнее только потому, что невозможно случайно поджечь эбонит.

Отшлифовал шкуркой 320 грит. Вывел окончательную форму загубника. Загубник я делаю физиологичным, подобно боксерской капе.

Начиная с 320 грит я окрашиваю трубку между шкурками. Сейчас я использую черную водную морилку. После окрашивания смываю остатки морилки влажной тряпочкой.

Здесь окрашенная в черный цвет трубка отшлифована до 400 грит. Как видно, часть морилки, попавшая на более пористые волокна, впиталась чуть глубже, и осталась после шлифовки. Так проявляется контраст грейнсов.

Процедура повторена со шкуркой 500 и 600 грит.

Наношу основной цвет. Это уже спирторастворимая морилка. Опять же, излишки морилки смываются влажной тряпочкой, чтобы трубка не пачкала руки.

Полирую трубку пастой на полировальном круге. На отполированном мундштуке видны небольшие косяки шлифовки - там перешлифовываю, довожу до 1500 грит, и полирую повторно.

Подтеки морилок в табачной камере сошлифовываю шкуркой на такой вот палочке. Использую грубую шкурку 150 грит. Некоторые мастера шлифуют камеру в зеркало, но я считаю это не только излишним, но и вредным. На грубую поверхность камеры быстрее ложится нагар.

Наношу маркировку трубки клеймами. Свое имя - А. Бондарев. Грейдинг А-Б-В, А - самый высокий. И дату изготовления, в данном случае 2013-09-13. Традиционно мастера используют для клейм латиницу, но я предпочитаю родные русские буквы. Возможно, мне прийдется приумерить свой патриотизм, когда выйду на зарубежные рынки, но пока мои трубки продаются лишь в России и СНГ.

На готовую трубку я наношу карнаубский воск - натуральное вещество, придающее глянец, например, конфетам M&Ms. По сути это лишь предпродажная подготовка, поскольку со временем карнауба сотрется. Для нанесения карнаубы я использую такой же хлопковый диск, как для полировки.

Осталось сшить кожаный мешочек, и трубка готова. В камере осталась капелька черной морилки - не беда. Закурится. Бóльшую часть брызг стер, дальше тереть уже нельзя без искажения геометрии камеры.

Раньше трубку курили все. Начиная от крокодила Гены и заканчивая Шерлоком Холмсом, от Карлсона (да-да) и до капитана Врунгеля. А Том Сойер и Гек Финн? Комиссар Мегре, Йозеф Швейк и прочие хоббиты?

Сегодняшний рассказ совсем не о Минздраве и вреде курения, а в точности наоборот - об удовольствии от курения табака, а точнее, о мастере, создающем трубки для этого самого табакокурения.

(Всего 27 фото)

1. Герой сегодняшнего рассказа - Александр Бондарев bondarev . Как и многие мастера он самоучка: смотрел на чужие работы, что-то подмечал, что-то пробовал делать сам, что-то совершенствовал и оно приживалось в работе. Я не буду вдаваться в технические детали, не буду подробно останавливаться на каких-то отдельных процессах. Это все есть в блоге у самого Александра, он подробно рассказывает о процессах и подводных камнях и делает это со знанием дела и с картинками.

2. Ну а я пройдусь по общим местам, набросаю, так сказать, эскиз.

3. Трубки делают из многих материалов, начиная от глины и камня и заканчивая кукурузным початком и тыквой. Хотя, традиционным материалом считается все же дерево. Тут тоже имеется множество вариантов: вишня, груша, бук, но самые лучшие трубки делаются из бриара. Бриаровые трубки еще называют вересковыми.

4. Бриар - это нарост в корневище вереска, произрастающего в сложных условиях каменистой почвы средиземноморья. Этот нарост служит деревцу для накопления воды, а вместе с водой впитывает в себя и минералы, становясь очень прочным и огнеупорным. Именно эти свойства делают бриар идеальным материалом для трубок.

5. Бриар заготавливается специально для трубочников. Его очищают, моют, сушат. Правильная сушка задает правильные свойства древесины и его вкус. Если высушить неправильно, то появятся трещины, а если недосушить, то хорошего вкуса у трубки не будет. Но последнее поправимо, бриар может дозреть и в виде готового изделия.

6. Заготовка крепится в станке два раза. В первый раз вытачивается чубук (это то, что встречается с мундштуком), а во-второй - сама чаша с табачной камерой. Причем, если на трубке используется колечко для украшения места соединения с мундштуком, а оно в хороших трубках чаще всего используется, то и установка его происходит прямо на станке с последующим рассверливанием мортиза, места посадки мундштука. Если колечко ставить отдельно, получится микроскопические трещины в местах стыка, а это недопустимо.

7. Колечки чаще всего делают из различных сортов дерева, рога, кости или драгметаллов. К примеру, в США нельзя экспортировать изделия из натурального рога и слоновьей кости, они там природу охраняют. Так что приходится заменять эти части на акрил.

8. У Александра есть повод для гордости: полуторакилограммовый «кусочек» бивня мамонта. Его хозяин жил давным давно на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, потом умер, а потом рог нашли советские ученые. А потом ученых нашел Александр 🙂

9. Мы же продолжаем грубую обработку заготовки трубки. Лишнее беспощадно отсекается. Охраны труда и техники безопасности никакой 🙂

10. Грубая шлифовка на круге. На верхнем конце чубука можно увидеть то самое декоративное кольцо, правда не из того самого мамонта, а из самшита.

11. А вот и неприятный сюрприз. Небольшая каверна в массиве дерева портит всю картину. Каверну скорее всего не удастся сточить и эта трубка уже не станет гладкой, а будет рустрирована. Сложнее с трещинами. При их обнаружении заготовка чаще всего идет на выброс. А ведь это ценный материал дерева, мамонт или кость, да и несколько часов работы.

12. Так же без будущего остаются заготовки с кавернами внутри табачной камеры. В принципе, если каверна небольшая, то после нескольких месяцев курения ее и не найдешь, но продавать такую трубку нельзя, пострадает репутация мастера.

13. Очень важный этап - сверловка дымового канала. Сначала сверлится канал до точки встречи с табачной камерой, а потом выбирается камера. Причем, канал должен выйти точно внизу камеры. Если дно камеры будет ниже выхода канала, трубка не будет докуриваться до конца, что приведет к застою смолы и неприятному вкусу и запаху.

14. Прошло примерно пять часов с начала работы, а мы сделали только заготовку. Если бы резали ложки, назвали бы баклушей. Дальше начинается творческий процесс придания формы. Делается вручную затраченное время сильно зависит от формы трубки. В среднем на одну трубку уходит три-четыре полных рабочих дня.

15. Мы не будем злоупотреблять гостеприимством хозяина, поэтому вернемся к уже готовой трубке.

16. Ах, да, чуть не забыл. Мундштуки же. Их тоже делают из различных материалов, но сейчас традиционным считается эбонит или акрил. Александр использует теплый ламповый эбонит. В цилиндре высверливается отверстие под канал и цапфа, которая будет заходить в деревянную часть трубки. Там тоже необходима точность вплоть до 0,2 миллиметра на тепловой зазор.

18. После шлифовки трубку обрабатывают обычными морилками, шлифуют еще раз, по необходимости обрабатывают морилками повторно и еще раз шлифуют.

19. С лаками трубки не дружат, только полировка.

20. Чередуя шлифовку с прокраской можно добиться эффектного рисунка волокон дерева, грейнс.

21. Заключительный штрих - печать мастера.24. Каждая трубочка комплектуется кожаным чехлом. Шьется тут же теми же руками.

25. А вот и трубочки. Мне больше нравятся гладкие округлой формы, а кому-то больше приглянутся рустрированные. Есть вообще похожие на пеньки 🙂

26. «Нет, ты это не снимай, это мои рабочие трубки и вообще, тут бардак и так делать не надо» 🙂 Мастер может позволить себе такой творческий беспорядок. Тут нет трубок сделанных для себя, скорее, это трубки с небольшим браком, выявленным на завершающих стадиях. На какие-либо свойства, кроме эстетических показателей, такой брак не влияет, но и заказчику отдавать такое нельзя.

27. Здорово после трудного дня сесть в кресло или у костра в зимнем лесу, достать трубку, кисет, закурить и неспешно смакуя дым спокойно посидеть и подумать о бренности всего сущего. Прямо даже как-то жаль, что я курить бросил.

Очень советую к прочтению вот этот пост Александра. Он был сделан незадолго до моих съемок и, если честно, если бы я его вовремя увидел, то не поехал бы в гости 🙂 Там все очень подробно и вкусно расписано, рекомендую.