Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Какие части растения имеют мхи. Виды мхов и места их обитания. Мох-суперстар: классы и виды

Какие части растения имеют мхи. Виды мхов и места их обитания. Мох-суперстар: классы и виды

Мхи, они же мохообразные – это споровые растения, которые имеют стебель, зелёные листья, но лишены корней, системы сосудов, цветов и семян. Учёные, правда, не считают органы мхов настоящими стеблем и листьями, но мы не будем сейчас вдаваться в научные тонкости.

Мхи – растения небольшие. Большинство сухопутных мхов достигает лишь нескольких сантиметров в высоту. Есть лилипуты, которые в пять раз меньше миллиметра. Но среди водных мхов бывают настоящие гиганты со стеблем метровой длины. Скромными размерами мхи, наверное, обязаны отсутствию проводящей системы. Как без неё они бы доставляли воду и питательные вещества во все концы большого тела?

У мхов короткие, похожие на нитки, выросты нижней части тела. Они напоминают корни, но служат в основном для прикрепления к почве. А воду мхи поглощают всей поверхностью тела.

Иногда название мох используют, путая разные растения. Например, известный всем «олений мох» () – никакой не мох, а растение из совсем другой группы, это лишайник.

Где растёт мох?

Мхи – обычные обитатели сырых, затенённых мест. Их можно встретить на гниющей древесине, стволах и ветках, скалах, камнях, бетоне, вдоль нижней кромки зданий, где скапливается влага. Иногда они появляются на крышах и между камнями брусчатки. Неудивительно, что эти любители влаги освоили и водоёмы.

Пробурив не так давно ледник в Антарктике, англичане обнаружили мох, который пролежал тут полторы тысячи лет, со времен Римской империи. Более того – помещённый в воду мох пророс! Это говорит о том, что некогда в Антарктиде была , такая же, как в Северном полушарии.

Среди туристов распространено мнение, что мхи чаще поселяются на северной стороне крупных камней, скал, стволов деревьев. Северная сторона и вправду чаще и дольше бывает влажной. Но так бывает не везде и не всегда. Да и у разных видов мхов неодинаковые требования к влажности и свету. Так что селиться мхи могут с любой стороны света, и ориентироваться по этому признаку надо с осторожностью.

Чем мох отличается от водорослей?

Главные отличия мхов от водорослей в том, что мхи:


Чем мхи отличаются от папоротников?

Мхи невозможно спутать с папоротниками, потому что у мхов:

  • нет настоящих крупных листьев и длинных корней;
  • очень слабо развиты специализированные ткани;
  • клетки бóльшую часть жизни имеют половинный, а не двойной, набор хромосом;
  • споры созревают не на листьях, а в коробочке, которая ножкой соединена со стеблем;
  • из споры вырастает разветвлённая нить, а не маленькая пластинка;

Кроме того, мхи не бывают древовидными и появились на планете раньше папоротников.

Чем полезен мох?

Подобно прочим живым организмам, мхи важны в общем круговороте веществ. Многим животным и микроорганизмам они дают пищу, в ходе жизни изменяют место обитания. Например, покрывая почву плотным ковром, они могут привести к её заболачиванию. Неприхотливые мхи в числе первых поселяются там, где другим растениям жить трудно (например. в тундре). Отмирая и разлагаясь, мхи обогащают почву перегноем. В мох откладывают икру многие лягушки, мхом выстилают гнёзда птицы.

Человек издавна использовал болотный мох сфагнум. Он нарастает вершиной, остальной стебель отмирает. Но поскольку растение содержит убийственный для бактерий фенол, то почти не перегнивает. Постепенно накапливаясь и спрессовываясь на дне болот, мох образует распространённое топливо и химическое сырьё – торф.

Ещё одно свойство сфагнума – способность поглощать огромные количества влаги. Поэтому сухой мох используют как подстилку для скота, а во время войны он, случалось, заменял бинты.


Кроме того, многие мхи очень декоративны, их ярко-зелёные подушечки украшают аквариумы, оранжереи, садовые композиции и т.п. В древней столице Японии городе Киото есть монастырь Сайходзи, где вот уж столетие как создан Сад мхов. Он признан объектом всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Вместо газонной травы и цветов землю тут покрывают мхи. Их тут 130 видов. Они украшают миниатюрные пруды, коврики из мха окружают камни и деревья.

Мхи вообще легко поглощают из воздуха не только влагу, но и многие химические вещества. Это позволяет обнаруживать с помощью этих растений загрязнение атмосферы. Кстати, разрушение окружающей природной среды грозит многим мхам исчезновением. В Красную книгу России включено 60 видов мхов.

Тесты

620-1. Скопление какой группы растений способствует заболачиванию почвы?
А) плауновидных
Б) хвощевидных
В) моховидных
Г) папортниковидных

Ответ

620-2. Стебель с листьями в процессе эволюции впервые появился у
А) водорослей
Б) моховидных
В) хвощевидных
Г) папоротниковидных

Ответ

620-3. Мхи представляют тупиковую ветвь в эволюции растений, так как
А) от них произошли более высокоорганизованные папоротники
Б) они не дали начала более высокоорганизованным растениям
В) от них произошли более высокоорганизованные хвощи
Г) они произошли от одноклеточных водорослей

Ответ

620-4. Какой признак характерен для мхов?
А) придаточные корни развиваются от стебля
Б) споры образуются в коробочке
В) у них отсутствует побег
Г) опыление предшествует оплодотворению

Ответ

620-5. У мхов из споры развивается
А) коробочка на ножке
Б) семя
В) зелёная нить
Г) заросток

Ответ

620-6. Приспособленность мха сфагнума к жизни в условиях избыточного увлажнения проявляется в наличии
А) корневища с придаточными корнями
Б) клеток с хлоропластами
В) мертвых клеток
Г) ризоидов

Ответ

620-7. Представители какого отдела царства Растения изображены на рисунке?

Ответ

620-8. Какие растения относятся к отделу Мохообразные?
А) обитающие на суше и размножающиеся семенами
Б) листостебельные, не имеющие корней, размножающиеся спорами
В) все растения влажных мест обитания
Г) все травянистые растения

Ответ

620-9) Какие приспособления к поглощению большого количества воды появились в процессе эволюции у мхов?
А) ризоиды – выросты на стебле
Б) крупные мёртвые клетки
В) коробочки со спорами
Г) клетки тонкой покровной ткани

Ответ

620-10. У зелёных мхов, в отличие от водорослей,
А) клетки имеют большое и малое ядра
Б) оплодотворение происходит при наличии воды
В) слоевище разделено на ткани и органы
Г) осуществляется половое и бесполое размножение

Ответ

620-11. К какому отделу высших растений относится изображенное на рисунке растение?

А) Покрытосеменные
Б) Голосеменные
В) Папоротникообразные
Г) Мохообразные

Ответ

620-12. По каким признакам моховидных отличают от других растений?
А) в процессе их развития происходит чередование поколений
Б) размножаются спорами
В) имеют листья, стебель и ризоиды
Г) способны к фотосинтезу

Ответ

620-13. Папоротники, в отличие от зелёных мхов, имеют
А) ризоиды
Б) корни
В) листья
Г) стебли

Ответ

620-14. Из спор зелёного мха кукушкина льна развивается(-ются)
А) заросток в виде зелёной пластины
Б) предросток в виде зелёных нитей
В) растения с листьями
Г) семена будущего растения

Ответ

620-15. Из высших растений корней нет у
А) Цветковых
Б) Хвойных
В) Мхов
Г) Папоротников

Ответ

620-16. Папоротники распространены на Земле значительно шире мхов, так как они
А) имеют развитую корневую систему и более эффективно размножаются
Б) появились в ходе эволюции раньше и успели лучше приспособиться
В) широко выращиваются человеком для своих нужд
Г) успешно распространяются различными животными

Ответ

620-17. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как
А) у них нет корней
Б) стебель у них неветвящийся, с узкими листьями
В) они образуют органические вещества из неорганических
Г) у них есть воздухоносные клетки

Ответ

620-18. Почему мхи представляют тупиковую ветвь в эволюции растений?
А) они не освоили наземно-воздушную среду обитания
Б) они произошли от водорослей
В) они не имеют корней и размножаются спорами
Г) они не дали начало более высокоорганизованным растениям

Ответ

620-19. Представитель какого отдела царства Растения изображен на рисунке?

А) Папоротниковидные
Б) Голосеменные
В) Плауновидные
Г) Моховидные

Ответ

620-20. К какой группе организмов относят зеленые растения, не имеющие корней, размножающиеся спорами, в жизненном цикле которых преобладает половое поколение?
А) мохообразные
Б) папоротникообразные
В) голосеменные
Г) плауновидные

И водорослей, особенности их строения и физиологии известны ученым давно. По внешнему виду эти растения очень похожи. Однако они являются представителями абсолютно разных систематических единиц. В нашей статье мы рассмотрим, чем мох отличается от водоросли.

Классификация растений

Каких только нет растений в природе! Просто поражает разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротникообразные, голосеменные, цветковые... Всего и не перечислить. Однако систематикам удалось объединить их в различные группы на основе совокупности основных черт строения.

Сравнение мхов и водорослей

Почему мхи, папоротники, водоросли, лишайники являются растениями? Все эти организмы способны к фотосинтезу, поскольку содержат в клетках зеленые пластиды хлоропласты. Самые примитивные из них обитают в воде. Это водоросли, которые представляют собой группу низших растений. Мхи - типичные Однако их размножение возможно только при наличии воды. Поэтому они предпочитают влажные места.

Внешне водоросли и мхи очень похожи. Поэтому их часто путают. Не все водоросли растут исключительно в воде. Некоторые из них поселяются на стволах деревьев, поверхности скал, влажных участках почвы, на снегу, в волосяном покрове животных. Они образуют сплошной зеленый покров, подобно мохообразным. Сине-зеленые водоросли способны вступать в симбиоз с гифами грибов, образуя лишайники.

Характеристика низших растений

Водоросли называют низшими, поскольку их тело представляет собой совокупность клеток (нет разделения на корень стебель и листья). Его называют сланью, талломом или слоевищем. Клетки водорослей не специализированы. Они соединены анатомически, однако каждая из них выполняет сходные функции. С помощью ризоидов водоросли прикрепляются к субстрату. Эта структура также не образует тканей, поэтому не способна выполнять проводящую функцию. Да и необходимости в ней нет, поскольку низшие растут исключительно в воде.

Высшие споровые растения - выходцы на сушу

В связи с изменением климата растениям пришлось приспосабливаться к наземной среде. Первые представители этой экологической группы возникли в девоне. Это группа которые называются риниофитами. Их отпечатки хорошо сохранились в древних окаменелостях. Это первые растения, у которых появились элементы проводящих тканей. Поэтому их еще называют сосудистыми. Их ребристые стебли вильчато ветвились, а вместо корней все еще сохранялись ризоиды.

На смену риниофитам пришли мхи. В настоящее время их насчитывают около 10 тысяч видов. Отличие мхов от водорослей заключается не только в среде обитания. Их жизнь в наземных условиях стала возможной благодаря существенному усложнению строения. Большинство мхов имеет листостебельное строение. При этом ризоиды сохраняются у них в течение всей жизни.

Строение мхов

Чем мох отличается от водоросли? У споровых растений в жизненном цикле наблюдается смена поколений. Разберем этот процесс на примере их типичного представителя мха кукушкин лен. Его половое поколение имеет вид зеленого ковра. Визуально он напоминает некоторые виды водорослей.

Если присмотреться внимательнее, зеленый покров состоит из отдельных тонких стебельков с сидячими листьями. В конце лета на их верхушке образуется коробочка на ножке. Это бесполое поколение - спорофит. Форма коробочки внешне напоминает кукушку. Отсюда и происходит название этого вида растений.

В коробочке созревают клетки бесполого размножения - споры. При созревании они высыпаются в почву и прорастают. Из спор снова вырастают зеленые листостебельные побеги. На них формируются органы полового размножения - гаметангии. В них созревают половые клетки - яйцеклетки и сперматозоиды. При наличии воды они сливаются, в результате чего образуется зигота. Из нее вырастает спорофит. Таким образом, в жизненном цикле мохообразных преобладает половое поколение.

Виды растений: водоросли, мхи

Поскольку водоросли появились на планете гораздо раньше, их строение намного примитивнее. Это не позволяет данным растениям освоить новые условия обитания. Чтобы разобраться, чем мох отличается от водоросли, необходимо рассмотреть особенности их организации и процессов жизнедеятельности.

Начнем со строения тела. Все мхи являются исключительно Среди водорослей встречаются различные виды. К примеру, хламидомонада и хлорелла являются одноклеточными. Вольвокс - колониальная водоросль. Она состоит из группы клеток, объединенных единой оболочкой. Более сложно устроены талломы хлореллы, спирогиры, Все они многоклеточные.

Много черт отличия можно найти в особенностях жизнедеятельности данных организмов. И мхи, и водоросли способны к половому размножению. Но у последних этот процесс происходит при неблагоприятных условиях. Это своеобразная защита водорослей. К примеру, при понижении температуры воды или пересыхании водоема материнская клетка хламидомонады образует гаметы.

Они выходят в воду и попарно сливаются. В результате формируется зигота - оплодотворенная яйцеклетка. Она покрывается толстой оболочкой, что позволяет переносить ей и замерзание, и высыхание. При наступлении благоприятных условий содержимое зиготы делится, вследствие чего в воду выходят подвижные клетки бесполого размножения - зооспоры. Они увеличиваются в размерах и приобретают черты взрослых особей.

Итак, в нашей статье мы рассмотрели, чем мох отличается от водоросли. Основные черты заключаются в следующем:

  • Водоросли - более древние растения, которые возникли в воде.
  • Мхи - первые выходцы на сушу.
  • Водоросли могут быть одно- и многоклеточными. Встречаются также колониальные формы.
  • Все моховидные являются многоклеточными растениями, тело которых имеет листостебельное строение.
  • У водорослей мужские и женские особи, спорофит и гаметофит внешне не отличаются. А у мхов могут быть различия в их строении.
  • Водоросли могут размножаться частями таллома. Мхи не способны к вегетативному размножению.

Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами, они основали отдельную ботаническую отрасль, посвященную мохообразным – бриологию. Бриология – наука о мхах, изучает строение, размножение и развитие моховидных (собственно мхов, печеночников, антоцеротовых).

Общая характеристика мхов

Мох — общие характеристики

Моховидные – одни из древнейших растений, населяющих нашу планету. Остатки найдены в окаменелостях конца палеозойской эры. Распространение мхов связано с предпочтением влажной среды и затенённой местности, поэтому большинство населяют северную часть Земли. Плохо приживаются на засоленных территориях и пустынях.

Классы моховидных

Листостебельные мхи – самый многочисленный класс. Растения состоят из стебля, листьев и ризоидов.

Стебель может расти вертикально или горизонтально, разделен на кору и основную ткань (содержит воду, крахмал, хлоропласты для фотосинтеза).

Клетки стебля могут давать нитевидные отростки – ризоиды , необходимы для крепления к почве и поглощения воды. Они чаще находятся у основания стебля, но могут покрывать его по всей длине.

Листья простые, часто крепятся к стеблю под прямым углом, по спирали. Листовые пластинки оснащены хлоропластами, в центре располагается жилка (служит для проведения питательных веществ).

Лиственные мхи могут размножаться стеблями, почками, ветвями, которые дают побег, так формируются сплошные ковры из мхов, устилающие землю. К классу листостебельных относятся сфагновые (имеют разнообразный окрас стебля — светло-зелёный, желтый, красный), андреевые и бриевые мхи.


Печеночники встречаются на побережьях, болотах, скалистой местности. Отличительные черты: листья не имеют жилки, дорсовентральное строение, особый механизм раскрытия спорофита.

Листья расположены рядами, имеют две лопасти (нижняя лопасть, часто, завёрнутая и служит как резервуар для воды), ризоидные отростки – одноклеточные. Во время высыпания спор, спорофитовая коробочка раскрывается на отдельные створки, а рассеиванию клеток способствуют элатеры (пружинные образования).

Размножение может осуществляться с помощью почек (вегетативно), которые образуются на верхнем полюсе листьев. Представители класса пеллия эндиевлистная, милия аномальная, мох маршанция и др.


Антоцеротовые мхи населяют тропическую зону. Многоядерное тело (таллом) имеет розетковидную форму, состоит из однотипных клеток. В верхних шарах клеток находятся хроматофоры (содержат темно-зеленый пигмент). Нижняя часть таллома дает отростки, ризоиды, само тело образует полости, заполненные вязкой жидкостью, которая поддерживает постоянную влагу.

На поверхности таллома при неблагоприятных условиях образуются клубни, устойчивые к низкой влажности, после периода засухи формируют новое поколение. Растения однодомные, органы размножения развиваются в толще таллома, стадия спорофита преобладающая. К антоцеротовым относятся фолиоцерос, антоцерос, нототилас и др.

Как размножаются мхи?

Идет чередование бесполого и полового способа размножение в жизненном цикле мхов. Бесполый период начинается с образования спор и прорастания их на влажной почве (формируется предросток, тонкая нить, которая дает жизнь мужским и женским особям). Существует два вида мхов:

Однодомные – мужские и женские органы размножения находятся на одном растении.

Двудомные – органы размножения находятся у разных представителей пола.

После прорастания споры, жизненный цикл мха переходит в половую фазу. Органы полового размножения – антеридии (мужские) и архегонии (женские). Представители мужских особей слабее женских, меньших размеров, после формирования антеридиев отмирают.


Сперматозоиды образуются на мужских растениях, яйцеклетки – на женских, после их слияния формируется зигота (находится на женской особи, она питает незрелый спорофит), которая в дальнейшем развивается в спорангий. После созревания спорангия, он раскрывается, из него высыпаются споры – начинается снова бесполый период размножения мхов.

Воспроизведение потомства возможно вегетативным способом, мхи образуют талломы (зеленые ответвления), почки, клубни, которые на влажной почве хорошо приживаются.

Каково значение спор в жизни мхов?

Споры – это клетки, необходимые для размножения мхов. Моховые растения не цветут, не имеют корней, поэтому для продолжения рода у них сформировался спорофит со спорангиями (место созревания спор).

Спорофит имеет короткий жизненный цикл, после высыхания споры рассеиваются вокруг, при попадании на влажную почву быстро приживаются. Могут при неблагоприятных условиях долго сохраняться, не прорастая, устойчивые к низким и высоким температурам, длительным засухам.

Значение мхов в природе и жизни человека

Мхи – это пища для многих беспозвоночных животных.

После отмирания дают залежи торфа, который необходим в производстве пластмасс, смол, карболовой кислоты, используется как топливо или удобрение.

Мох полностью укрывает землю в местах роста, что приводит к накоплению влаги и заболачиванию территории. Таким образом, прорастание другой растительности становится невозможным. В то же время они предотвращают эрозию, разрушение почв поверхностными водами и ветрами. Когда мхи отмирают, берут участие в образовании почвы.

Способны расти на местах пожаров, стойкие и выносливые, они населяют территорию тундры (основной растительный фон, так как другие растения не могут выжить в таких условиях).

В военное время сфагновый мох использовали, как перевязочный материал из-за его бактерицидных свойств, и способности впитывать влагу.

С помощью мхов можно ориентироваться на местности: они не любят света, поэтому располагаются с теневой стороны камней, деревьев. Мох указывает человеку на север.

В строительстве используют как утеплительный, изоляционный материал.

Для систематизации знаний предлагаю заполнить следующую таблицу:

Тема: Мохообразные. Характеристика мхов.

Цель: 1. Познакомить учащихся с характерными особенностями высших растений на примере мхов. 2. Показать черты усложнения в организации мхов (по сравнению с водорослями).

Оборудование: живые растения или гербарные экземпляры кукушкина льна, сфагнума или других мхов; микроскопы; таблицы.

Инструктивная карточка.

1. Рассмотрите внешнее строение мха. Найдите стебель и листья. Укажите форму, расположение, размер и окраску листьев, характер стебля (ветвистый, не ветвистый).

2. Рассмотрите верхушку стебля и найдите коробочку со спорами. Установите значение спор в жизни растения.

3. Рассмотрите под микроскопом лист мха и зарисуй его в тетради, подпишите названия основных частей листа.

4. Ответьте на вопросы: чем отличаются мхи от водорослей и цветковых растений по строению? В чем сходство и различие в питании мхов и цветковых растений?

2. Физиологические особенности растений

Тема: Клеточное строение корня.

Цель: Исследовать особенности внешнего и внутреннего клеточного строения корня.

Оборудование: Проросшие луковицы репчатого лука с водой, проростки редиса, салата, пшеницы, покровные и предметные стекла, стакан с водой, препаровальная игла, микропрепараты корневого чехлика, корневые волоски, поглощающего участка.

Инструктивная карточка.

1. Рассмотрите корни репчатого лука невооруженным глазом и при помощи лупы. Найдите корневой чехлик. Рассмотрите микропрепарат корневого чехлика под микроскопом. Нарисуйте клеточное строение чехлика. Обозначьте его части.

2. Найдите на корнях редиса, пшеницы, салата участки с корневыми волосками. Отметьте их расположение на корне. Нарисуйте корень и корневые волоски. Подпишите каждый участок корня.

3. Рассмотрите его при помощи микроскопа. Найдите корневой волосок и рассмотрите его. Зарисуйте корневой волосок и обозначьте все его части. Почему изменилась форма клетки?

4. Рассмотрите поперечный разрез проводящего участка корня. Найдите сосуды корня. Зарисуйте клеточное строение этого участка корня. Найдите сосуды корня. Зарисуйте клеточное строение этого участка корня.

5. Сравните внутреннее строение плодов помидора и арбуза и строение корня. Найдите черты сходства и отличия. Чем объяснить особенности растительных тканей корня, сделайте вывод.

Тема: Строение стебля.

Цель: Изучение внутреннего строения стебля на примере хвойных и лиственных деревьев.

Оборудование: части стеблей деревьев, препаровальные иглы, альбом.

Инструктивная карточка.

1. Рассмотри поперечный и продольный срезы веток и найди слои стебля древесного растения.

2. На продольном срезе ветки отдели кору, на ощупь определи свойство поверхности древесины, найди в тексте учебника объяснения этого свойства.

3. Рассмотри строение коры, древесины и сердцевины с помощью лупы. Препаровальной иглой выдели части коры (пробку и лубяные волокна), древесину и сердцевину. Расположи их на лабораторном месте и подпиши названия каждой из этих частей.

4. Оформи аппликацию “Строение древесного растения”, зарисуй в тетради продольный срез ветки и подпиши название каждого слоя, используя при этом соответствующий текст и рисунок учебника.

Тема: Видоизмененные побеги.

Цель: Исследовать побеги клубней картофеля в связи с выполняемыми функциями.

Оборудование: клубни картофеля, скальпель, альбом.

Знакомить учащихся с видоизмененными побегами начинаем в ходе беседы о значении картофеля (пищевая, кормовая и техническая культура). С целью актуализации ранее усвоенных учащимися знаний об органах цветкового растения предлагаем для обсуждения вопрос: можно ли назвать клубень картофеля корнем, листом, цветком, плодом? В результате создается проблемная ситуация (что же такое клубень картофеля?) и необходимость решения учебной задачи, в ходе которого учащиеся должны опровергнуть ошибочные предположения и доказать, что клубень картофеля – видоизмененный побег.

Решение этой задачи проводится в такой последовательности: учащиеся перечисляют признаки плода и побега, выясняют, какие из этих признаков присущи клубню, и делают вывод о том, что клубень – видоизмененный побег. Они убеждаются в этом в ходе лабораторной работы, предусматривающей изучение внешнего и внутреннего строения клубня. Выполняя работу по инструктивной карточке.

Инструктивная карточка.

1. Рассмотри клубень, найди почки. Зарисуй контур клубня и обозначь глазки и расположенные в них почки.

2. Вспомни, как располагаются почки на клубне.

3. Сосчитай число глазков на клубне; большее число их располагается на верхушке, меньше – на основании; определи, где у клубня верхушка, где – основание.

4. Рассмотри тонкие поперечные срезы клубня картофеля на свет и найти части стебля; зарисуй строение поперечного среза клубня картофеля; подготовь ответ на вопрос: почему очищенный молодой картофель скользит в руках?

5. Сравни внутреннее строение стебля липы и внутреннее строение клубня; объясни черты отличия.

Тема: Передвижение воды по растению

Цель: Ознакомиться с принципом поступления воды к листьям и почкам растения.

Оборудование: поперечные срезы древесных пород растений, альбомы.

Изучение вопроса о передвижении воды и минеральных веществ по стеблю начинаем с повторения материала о корне, поступлении воды и минеральных веществ в растение, взаимосвязях строения и функции корня. Проводим беседу о строении и функциях листа и предлагаем учащимся ответить на вопрос: по какой части стебля вода поднимается в листья?

Обсуждение этой темы завершаем демонстрацией опыта, доказывающего, что вода и минеральные соли передвигаются по древесине стебля, и предлагаю учащимся изучить результаты этого опыта руководствуясь при выполнении лабораторной работы инструктивной карточкой.

Инструктивная карточка.

1. Рассмотри поперечный и продольный срезы веток липы, поставленных в подкрашенную воду.

2. Зарисуй их, подпиши названия слоев, с помощью цветного карандаша изобрази результаты опыта.

3. Объясни, почему окрасилась древесина, а не сердцевина и кора.

3. Экологические особенности растений.

Тема: “Многообразие соцветий цветковых растений”.

Цель: 1. Познакомиться со строением простых и сложных соцветий. Научиться распознавать типы соцветий.

На данном уроке знакомимся с многообразием соцветий в связи с привлечение насекомых для опыления.

Мхи относятся к высшим растениям. Однако это наиболее древняя и просто устроенная группа. При этом моховидные очень разнообразны и многочисленны и уступают по количеству видов только цветковым растения. Насчитывается около 25 тысяч видов мхов.

Подавляющее число мхов являются многолетними растениями, их высота от нескольких миллиметров до 20 см. Мхи растут только в хорошо увлажняемых местностях.

Мхи имеют подобие корней - ризоиды, которые поглощают воду и закрепляют растение в почве. Кроме основной и фотосинтезирующей ткани мхи не имеют других тканей.

Так у мхов нет покровных, механических, проводящих и запасающих тканей.

Отдел Мхи (Моховидные) делится на два класса - Печеночные мхи и Листостебельные мхи.

Печеночники являются наиболее древними мхами. Их тело представлено разветвленным плоским слоевищем. Много печеночников в тропиках. Мох маршанция растет во влажных местах, которые не заросли травой. Маршанция имеет стелющееся слоевище, которое похоже на листовую пластинку. В верхней части ее слоевища находится фотосинтезирующая ткань, в нижней - основная. Другим представителем мхов является риччия.

У листостебельных мхов тело имеет побеги, состоящее из стеблей и листьев. Типичный представитель - кукушкин лен, который часто встречается в хвойных лесах и тундре, около сфагновых болот и в сырых местах. Он представляет собой растение больше 10 см высотой.

У мхов есть бесполое и половое размножение. Бесполое представлено как вегетативным размножением, когда растение размножается частями слоевища, стеблей или листьев, так и размножением спорами.

При половом размножении у мхов вырастают специальные органы в верхней части тела. В них образуются гаметы - подвижные сперматозоиды и неподвижные яйцеклетки. По воде сперматозоиды передвигаются к яйцеклетке и оплодотворяют ее. После оплодотворения на растении вырастает так называемая коробочка со спорами. После созревания споры рассыпаются и разносятся на большие расстояния.

Спора, попав в благоприятную среду развивается в многоклеточную зеленую нить протонему, на которой потом вырастают талломы или побеги.

Кукушкин лен может приводить к заболачиванию почвы, так как он создает на почве плотные покровы, что приводит к накоплению воды. Там, где растет кукушкин лен, может появляться другой представитель моховидных - сфагнум (белый мох). В его листьях клетки с хлорофиллом чередуются с большими клетками, содержащими воздух и воду. Сфагнум может быстро накапливать в теле воду и еще больше способствовать заболачиванию почвы. Отмершие части сфагнума входят в состав торфа.

Биология
5 класс

§ 20. Мхи

  1. Что такое ризоиды?
  2. Почему водоросли относят к низшим растениям?
  3. Что такое спора?

Мхи распространены преимущественно в хорошо увлажнённых местах и лишь изредка в засушливых областях (в сухой период они находятся в состоянии покоя и возобновляют жизнедеятельность при выпадении осадков).

В отличие от водорослей, мхи имеют стебель и листья, за исключением ряда видов примитивных печёночных мхов, у которых тело представлено слоевищем. Настоящих корней у мхов нет, их заменяют ризоиды, которыми они укрепляются в почве и всасывают воду.

Так как тело мхов расчленено на стебель и листья, а размножаются они спорами, то их относят к высшим споровым растениям.

Различают печёночные и листостебельные мхи.

Печёночные мхи . Те, у кого дома есть аквариум, хорошо знают плавающее растение, зелёным ковром покрывающее поверхность воды. Это один из печёночных мхов - риччия (рис. 68). Тело её состоит из вильчато разветвлённого слоевища. При хорошем освещении риччия быстро разрастается, образуя плотные подушки на поверхности воды.

Рис. 68. Печёночные мхи

У плавающей риччии ризоидов нет, но при высыхании водоёмов, оставшись на сырой почве, она может их образовать. Различные виды печёночных мхов встречаются в сырых лесах, на болотах, в водоёмах.

Листостебельные мхи . Один из самых известных листостебельных зелёных мхов - кукушкин лён (рис. 69), его часто можно встретить в заболоченных или просто во влажных местах. Его стройные коричневатые стебельки покрыты маленькими тёмно-зелёными листиками и похожи на миниатюрные растения льна.

Мхи - древние и важные

69. Мох кукушкин лён

У кукушкина льна есть мужские и женские растения. На верхушках мужских растений размещаются половые органы, в которых развиваются подвижные половые клетки (гаметы) - сперматозоиды (от греческих слов «сперма» - семя, «зоон» - живое существо и «эйдос» - вид).

У женских растений на верхушках расположены половые органы с женской половой клеткой (гаметой) - яйцеклеткой.

На женских растениях развиваются коробочки на длинных ножках, покрытые волосистыми заострёнными колпачками. Они напоминают сидящую кукушку. Отсюда и название мха - кукушкин лён. В коробочках развиваются споры. Высыпаясь и прорастая, они образуют новые растения мха.

Кукушкин лён - многолетнее растение. Покрывая в сырых местах почву сплошным ковром, он часто вытесняет другие зелёные мхи.

Строение мха

  1. Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.
  2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.
  3. Определите, ветвистый или неветвистый стебель у растения.
  4. Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.
  5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?
  6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чём их сходство и различие?
  7. Запишите свои ответы на вопросы.

Представителем белых, или сфагновых, мхов является сфагнум.

Сфагнум - растение с сильно ветвящимся стеблем (рис. 70). В отличие от кукушкина льна и других зелёных мхов, он не имеет ризоидов. Стебель и ветви большинства видов сфагнума покрыты мелкими светло-зелёными листьями. Каждый лист состоит из одного слоя клеток. Клетки эти двух разных типов, их различия хорошо заметны под микроскопом.

Рис. 70. Мох сфагнум

Узкие зелёные клетки, содержащие хлоропласты, соединены друг с другом и образуют сплошную сеть. В этих клетках образуются органические вещества, которые поступают из листьев в стебель.

Между зелёными клетками находятся другие, более крупные. Их цитоплазма разрушена, сохранились только оболочки с отверстиями, поэтому эти мёртвые клетки прозрачны и могут заполняться водой или воздухом. До 2/3 поверхности листа состоит из этих клеток. Благодаря такому строению сфагнум быстро всасывает и проводит воду.

Снаружи стебли также покрыты прозрачными мёртвыми клетками. Мёртвые клетки листьев и стеблей сфагнума способны поглощать воды в 20-25 раз больше своей массы, долго её удерживать, постепенно отдавая живым клеткам.

Обычно сфагнум растёт на верховых болотах, покрывая поверхность почвы сплошным ковром, но он может расти и под пологом леса среди кукушкина льна. Там, где поселился сфагнум, почвы переувлажнены. На избыточно влажной почве деревья растут плохо, становятся угнетёнными, а сфагнум, напротив, разрастается пышным ковром, и лес постепенно заболачивается.

Размножается сфагнум спорами, так же как кукушкин лён и другие мхи. На концах верхних ветвей у него образуются маленькие коробочки, в которых споры созревают.

Значение мхов в природе и жизни человека . Мхи, поселяясь на лугах, в лесах, сплошным ковром покрывают почву, затрудняя поступление воздуха.

Это ведёт к закисанию и заболачиванию почв.

Листостебельные, особенно сфагновые, мхи сплошным ковром покрывают болота и, отмирая, образуют торф, который широко используется человеком. Торф применяется как топливо, удобрение и как сырьё для промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, пластмассы, изоляционные ленты, смолу и многие другие ценные материалы.

Новые понятия

Мох. Спора. Высшее споровое растение. Сперматозоид. Яйцеклетка

Вопросы

  1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?
  2. Каково строение кукушкина льна?
  3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?
  4. Чем мох отличается от водоросли?
  5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

Подумайте

Почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?

Задания для любознательных

  1. Рассмотрите под микроскопом листья мха сфагнума. Отметьте особенности строения двух типов клеток, из которых они состоят.
  2. Поместите в банку с влажной почвой немного риччии. Банку накройте стеклом и поставьте в тёплое светлое место. Следите, чтобы почва была постоянно влажной. Наблюдайте, что будет происходить с риччией.

Знаете ли вы, что…

  • В слоях торфа сохраняются пни и корни деревьев, листья и пыльца растений, живших тысячелетия назад. Полностью они не разрушаются, так как в торфяной толще мало кислорода, кроме того, сфагнум выделяет вещества, препятствующие развитию бактерий. При осушении и разработке болот в толще торфа иногда находят хорошо сохранившиеся старинные лодки, останки погибших в болоте животных и людей.
  • Сфагнум широко использовали в годы войны как заменитель ваты из-за его высокой влагоёмкости и хороших бактерицидных свойств.

Мхи - это группа высших растений. Отличаются таким сложным строением и разнообразием, что сформировалась целая наука, их изучающая - бриология.

Несмотря на то, что моховидные относятся к высшим растениям, у них нет корней и цветков, а размножаются они с помощью спор и вегетативно.

Распространены эти растения повсеместно - их можно встретить даже в Антарктиде, настолько они неприхотливы и устойчивы к любому климату.

Мхи - низкорослые, многолетние растения, высотой от 1 мм до 60 см. Растут на деревьях, земле, камнях, стенах домов, в пресных водоёмах и на болотах.

Мох - одно из древнейших растений Земли. Его возраст - около 300 миллионов лет.

Виды мхов

Прежде всего необходимо различать мохообразные и собственно мхи. Современная наука признаёт три класса мохообразных:

  • моховидные;
  • печёночники;
  • антоцеротовидные.

Из них только первый класс относится к настоящим мхам. Остальные классы с недавнего времени стали рассматриваться как самостоятельные ботанические отделы.

Самый крупный класс моховидных - листостебельные мхи. Их больше 14 тысяч видов, и они составляют 95 % всех моховидных.

Название этого класса отражает его внешний вид и строение - растения состоят из стеблей с покрывающими их выростами-листьями разнообразной формы, расположенными по спирали.

На подземной части стеблей вместо корней расположены ризоиды - длинные нитевидные выросты. С их помощью растение втягивает воду и минеральные вещества из почвы.

Сложное строение, уникальный процесс размножения, способность впадать в состояние анабиоза помогает мхам выживать в любых климатических условиях и играть ведущую роль во многих растительных сообществах - в тундре, замоховелых лесах и т. д.

Самый известный подкласс листостебельных мхов - зелёный. К нему относится, в частности, такое популярное у аквариумистов водное растение, как яванский мох.

Царство растений

С его помощью аквариум становится зелёным и красивым; растение легко крепится, а в его листьях любят нереститься аквариумные рыбки.

На территории России обитают около 1500 видов моховидных, из которых самые распространенные:

  • Кукушкин лён. Встречается в лесах и лугах средней полосы России, имеет ярко-зеленую окраску.
  • Сфагнум, или торфяной мох. Основное место распространения - болота, отличается более светлой окраской.

Отличие мхов от лишайников и папоротников

Мох очень часто путают с лишайником. Примеры: исландский и олений (ягель) мхи на самом деле являются лишайниками. Исландский мох известен своими лечебными свойствами - с его помощью лечат туберкулез, простуду, восстанавливают силы.

Отличие мхов от лишайников в том, что лишайники - более древнего происхождения и являются представителями низших споровых растений.

А вот папоротники занимают более высокую ступень эволюции, и у них есть сосудистая проводящая система. Объединяет растения способ размножения: и те, и другие используют для этого споры, а не семена.

Значение моховидных

Значение мхов в природе и жизни человека огромно. Моховидные:

  • Первопроходцы. Они первыми осваивают земли с неблагоприятными климатическими условиями.
  • Регулируют водный баланс в почве.
  • Сфагнум - источник торфа, полезного ископаемого, используемого как горючее и удобрение.
  • Обладают обеззараживающими свойствами.
  • Накапливают и удерживают радиоактивные вещества.
  • Являются источником пищи для многих видов животных.
  • Предохраняют почву от эрозии.

Однако распространение мхов может привести к заболачиванию сельскохозяйственных угодий.

Мхи играют ведущую роль в формировании особых природных комплексов. Например, тундры.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте. А ещё - спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»:

Вы можете оставить комментарий к докладу.

Отдел моховидные, их классификация, экологические особенности и индикационное значение.

У мхов нет цветков, корней и проводящей системы. Размножаются мхи спорами, которые созревают вспорангиях на спорофите. В жизненном цикле, в отличие от сосудистых растений, преобладает гаплоидный (то есть с одинарным набором непарных хромосом) гаметофит (половое поколение). Гаметофит мхов - многолетнее зелёное растение, нередко с листоподобными боковыми выростами и корнеподобными выростами (ризоидами), в то время как спорофит (или бесполая стадия жизненного цикла) короткоживущий, быстро усыхает и состоит только из ножки и коробочки, в которой созревают споры.

Спорофит моховидных (носящий название спорогоний , или спорогон ), имеет более простое строение, чем у других групп высших растений. Он не способен укореняться и располагается на гаметофите. Спорофит состоит, как правило, из трёх элементов:

· коробочка (или спорангия), в которой развиваются споры;

· ножка (или спорофора), на которой располагается коробочка;

· стопы, обеспечивающей физиологическую связь с гаметофитом.

В природе:

· Участвуют в создании особых биоценозов, особенно там, где почти сплошь покрывают почву (тундра).

· Моховой покров способен накапливать и удерживать радиоактивные вещества.

· Играют большую роль в регулировании водного баланса ландшафтов, так как способны впитывать и удерживать большое количество воды.

В деятельности человека:

· Могут ухудшать продуктивность сельскохозяйственных земель, способствуя их заболачиванию.

· Предохраняют почву от эрозии, обеспечивая равномерный перевод поверхностного стока вод в подземный.

· Некоторые сфагновые мхи применяются в медицине (в качестве перевязочных средств при необходимости).

· Сфагновые мхи - источник образования торфа.

МХИ (моховидные), отдел высших растений. Включает 22–27 тыс. видов. Выделяют антоцеротовые мхи,печёночные мхи и листостебельные мхи . Известны с карбона. Распространены повсеместно.

Чем отличаются мхи и папоротники от цветковых растений?

Особое значение имеют в тундре, где играют ландшафтную роль. В тропиках обычны высоко в горах, где расположен особый пояс мшистых лесов. В большинстве мхи – многолетние низкорослые растения. Отличаются сравнительно простой внутренней организацией (у них слабо выражены проводящие, механические, запасающие и покровные ткани). Мхи лишены корней, расчленены на стебель и листья или образуют стелющийся по земле таллом (слоевище). Однодомные, двудомные или многодомные растения. В чередовании поколений у мхов господствует гаметофит (половое поколение). Наряду с обеспечением полового размножения он выполняет основные вегетативные функции (фотосинтез, водоснабжение, минеральное питание). Спорофит (бесполое поколение) развит слабо, он всегда соединён с гаметофитом (существуют совместно на одном растении) и никогда не расчленяется на стебель и листья.

Органы полового размножения – антеридии (муж-ские) и архегонии (женские) чаще располагаются на растении группами, обычно окружены листовидными выростами или другими защитными образованиями. Оплодотворение яйцеклетки подвижными двухжгутиковыми сперматозоидами, образующимися в антеридиях, возможно только при наличии капельно-жидкой воды. Слияние гамет и развитие зиготы происходит внутри архегония. Из зиготы в течение определённого времени (от нескольких месяцев до 2 лет) развивается многоклеточный диплоидный спорофит (специализированный орган размножения), называемый спорогоном. Он состоит из верхней спороносной части (коробочки) и нижней – ножки со стопой, врастающей в ткань гаметофита. Из образующихся путём редукционного деления спор развивается многоклеточное ветвистое нитчатое или пластинчатое образование – протонема, на которой закладываются почки, дающие начало пластинчатым талломам или облиственным побегам – гаметофорам. Массовое участие мхов в растительном покрове оказывает существенное воздействие на среду обитания других растений и животных. В районах повышенного увлажнения в умеренных зонах накапливаются значительные (толщиной до 11 м) залежи торфа с преобладанием мхов.

Некоторые мхи (сфагнум ) обладают антибиотическими свойствами и применяются в медицине.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Разнообразие моховидных. Их роль в природе и жизни человека

Разнообразие моховидных. Моховидные распространены во всех климатических зонах суши. В наше время известно свыше 25 тыс. видов мхов (в Украине – приблизительно 800). Это преимущественно многолетние, реже однолетние травянистые растения. Зеленые стебли особей полового поколения у разных видов бывают длиной от 1–2 мм до одного метра. Мхи растут на поверхности почвы практически повсеместно – от болот до пустынь, некоторые виды освоили пресные водоемы. Наибольшее количество видов произрастает в хорошо увлажненных местах – влажных лесах, на лугах и т. д. На болотах и в тундре мхи составляют основу растительных сообществ. Часто они поселяются на деревьях и скалах. Мхи, растущие в пустынях, на протяжении нескольких лет могут сохранять жизнеспособность, находясь в высушенном состоянии.

Свыше 300 видов рода Сфагнум распространены на болотах и других переувлажненных местах, преимущественно Северного полушария. Стебли сфагнумов достигают в высоту 50 см. Растения сильно разветвляются у верхушки и лишены ризоидов. Листья состоят из клеток двух типов: одни из них живые, а другие – мертвые. Живые клетки зеленые, в них происходит фотосинтез. Мертвые клетки бесцветные, в их оболочках есть поры, через которые они впитывают воду.

Среди сфагнумов имеются как однодомные, так и двудомные виды. Сфагнумы растут верхушкой, а нижняя часть стебля постепенно отмирает. Отмершие части растений погружаются в воду. Поскольку в болотной воде обычно мало кислорода, а сфагнум выделяет кислоты, убивающие микроорганизмы, то отмершие его части не перегнивают. Они оседают на дне болот на протяжении десятков, сотен и тысяч лет, спрессовываются и образуют торф. Слои торфа иногда могут достигать в толщину нескольких десятков метров. Но скорость образования торфа незначительна: за десять лет откладывается слой не толще одного сантиметра.

Значение моховидных в природе и жизни человека. Мхи не требовательны к условиям произрастания, они могут поселяться там, где отсутствуют другие растения.

Что такое мхи? Строение, размножение, виды мхов, их значение и применение

Выделяя кислоты, мхи вызывают постепенное разрушение скал, а их отмершие части накапливаются между обломками. Так возникают первичные почвы, на которых со временем поселяются и другие растения. Интересно, что животные почти не питаются мхами. Это способствует накоплению их остатков в почве и, таким образом, увеличению запасов перегноя.

Сплошной слой живых мхов и их отмерших частей в лесах, тундре препятствует испарению воды и способствует ее сохранению в почве. Часто это приводит к заболачиванию, то есть образованию болот на местах лесов и других растительных сообществ. Болота играют исключительную роль в поддержании стока рек, так как именно от них берут начало ручьи и небольшие реки. Но с увеличением степени заболачивания местности могут сокращаться площади пахотных земель.

Важную роль в хозяйственной деятельности человека играет торф, мировые запасы которого оцениваются в 270 млрд тонн. Торф используется как органическое удобрение и топливо. В виде прессованных плит его используют в строительстве как теплоизоляционный материал. В химической промышленности торф служит сырьем для производства пластмасс, красок, лаков, спиртов, кислот и т. д. Высушенный сфагнум имеет обеззараживающие (антибактериальные) свойства, поэтому его ранее использовали для перевязки ран.

В горах Европы, в частности в Карпатах, на скалах и в пещерах встречается особый вид мхов. Зеленая нить, прорастающая из спор этого мха, живет длительное время, достигая значительных размеров, и способна к свечению в полутьме. Особые линзовидные клетки улавливают слабый свет и направляют его на хлоропласты, создавая условия для фотосинтеза. Свет, проходя через хлоропласт, отражается стенкой клетки как зеленый луч. Свечение этого мха породило народные легенды о гномах, которые ночами в пещерах с фонарями охраняют сокровища.

Водный мох фонтиналис, половое поколение которого имеет вид разветвленных стелющихся стеблей, аквариумисты используют во время нереста декоративных рыб. Икра, находящаяся среди плотно переплетенных побегов мха, надежно защищена от поедания другими обитателями аквариума и действия вредных микроорганизмов, так как мох выделяет особые вещества, убивающие их.

В коробочках разных видов мхов содержится от нескольких десятков до миллиона спор диаметром от 5 до 200 мкм. Споры мхов не утрачивают способности к прорастанию после пребывания в течение нескольких часов при температуре –200 °С или кратковременного нагревания до +100 °С.

Листаем страницы биологии:

Папоротниковидные
Плауновидные и хвощевидные
Общая характеристика семенных растений
Виды корней. Типы корневых систем
Строение корня
Корень – орган, обеспечивающий минеральное питание растений
Видоизменения корня и их функции
Побег и его строение. Развитие побега из почки
Биология (содержание)