Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Какие чувства вызывает у вас стихотворние элегия пушкин. Анализ стихотворения В. А. Жуковского «Вечер

Какие чувства вызывает у вас стихотворние элегия пушкин. Анализ стихотворения В. А. Жуковского «Вечер

Василия Андреевича Жуковского по праву считают «литературным Колумбом Руси», открывшим ей «Америку романтизма в поэзии». В начале ХIХ века романтизм в России был новым направлением, которое пришло к нам из западноевропейской литературы. Романтизм принес с собой новые темы, образы, настроения, мотивы, художественные приемы изображения. Более того, можно сказать, что романтизм определил новое - романтическое - отношение к жизни. Проводником всего того нового и необычного, что нес в себе романтизм, и явился в России Жуковский.

Все, что создает Жуковский, проникнуто особыми романтическими мотивами, в которых находят отражение чувства, мысли, настроения, переживания его лирического героя. Их можно выделить и в балладах, и в любовной лирике, но, пожалуй, наиболее отчетливо эти романтические мотивы проявляются в пейзажной лирике, к которой относятся стихотворения «Вечер» 1806 года и «Море» 1822 года.

Здесь создается особый лирический пейзаж, который стал открытием для русской литературы. Особенность его состоит в том, что изображение природы в стихотворении не столько рисует реальную картину, сколько отражает душевное состояние, настроение лирического героя. Наиболее характерно для лирики Жуковского элегическое настроение и связанные с ним элегические мотивы. Элегия всегда проникнута грустью, связанной как с интимными переживаниями человека, так и с его философскими размышлениями о мире.

Таково стихотворение Жуковского «Сельское кладбище» 1802 года, являющееся вольным переводом стихотворения английского поэта Т.Грея. Оно стало определяющим для развития не только поэзии Жуковского, но и всей последующей русской литературы. Недаром Вл.Соловьев назвал элегию «родиной русской поэзии». Основной мотив этого стихотворения, посвященного размышлениям о смысле жизни человека, - это грусть и печаль, связанные с осознанием суетности человеческого существования на земле. Появляющиеся здесь мотивы обреченности человека на смерть и утраты самого дорогого в жизни затем часто будут присутствовать в поэзии Жуковского. Возникают они и в стихотворениях «Вечер» и «Море», но смысл и истоки их различны.

Первая оригинальная элегия Жуковского «Вечер» стала высшим поэтическим достижением его творчества в это время. В ней воплотилось особое качество поэзии Жуковского, делавшее ее одновременно новой и очень близкой для многих людей, - это ее глубоко личное, биографическое начало. Такого в русской поэзии еще не было. Белинский очень верно подметил, что до Жуковского русский читатель даже не подозревал, что «жизнь человека могла быть тесно связана с его поэзией», а произведения становились «лучшею биографией его». В элегии «Вечер» действительно отразилась жизнь поэта, его чаяния и размышления о своей участи. Даже в пейзаже легко угадываются приметы родных для поэта мест - Мишенского и Белева:

Как солнца за горой пленителен закат -

Когда поля в тени, а рощи отдаленны

И в зеркале воды колеблющийся град

Багряным блеском озаренны…

Отсюда интимность переживаний поэта, выраженных в стихотворении, в событиях его жизни источник его основных мотивов. За три года до создания этой элегии умер ближайший друг Жуковского Андрей Тургенев - ему было всего 22 года! Эта смерть потрясла поэта, заставила задуматься о быстротечности жизни, о преследующих человека утратах. Отсюда мотив тоски и памяти об ушедшем:

Сижу задумавшись; в душе моей мечты;

К протекшим временам лечу воспоминаньем…

О дней моих весна, как быстро скрылась ты,

С твоим блаженством и страданьем!

Где вы, мои друзья, вы, спутники мои?

Ужели никогда не зреть соединенья?

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Один - минутный цвет - почил, и непробудно,

И гроб безвременный любовь кропит слезой…

И все же покой природы, замирающей в вечерней тишине, отраден для поэта. Он растворен в природе и не противостоит миру, не осознает жизнь в целом как нечто враждебное его душе. Отсюда мотив примирения и смирения перед величием Божества, растворенного в природе:

Мне рок судил брести неведомой стезей,

Быть другом мирных сел, любить красы Природы,

Дышать над сумраком дубравной тишиной

И, взор склонив на пенны воды,

Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.

Восклицание о возможности близкой смерти, заключающее стихотворение, не грозит тоской. Растворение, слияние оказывается общим законом мироздания. Как лучи солнца тают в вечернем сумраке, сливаясь с меркнущей природой, так человек угасает и все же остается жить в воспоминаниях.

Чем же несмотря ни на что прекрасен вечер для поэта? Это миг согласия в природе, когда «все тихо», когда веянье ветра и «гибкой ивы трепетанье», плесканье струй существуют в одном ритме, когда «слит с прохладой фимиам». Это удивительное по красоте описание летнего вечера, насыщенного красочными эпитетами и метафорами, поражающего изысканностью мелодического рисунка и звуковой гармонии стиха, не может оставить равнодушным и сегодняшнего читателя. Недаром, когда Петру Ильичу Чайковскому для оперы «Пиковая дама» понадобилось выбрать несколько наиболее певучих и вместе с тем типичных строк из стихотворений, рисующих русскую природу, он остановился на «Вечере» Жуковского, фрагмент которого звучит в знаменитом дуэте Лизы и Полины:

Уж вечер… облаков померкнули края,

Последний луч зари на башнях умирает;

Последняя в реке блестящая струя

С потухшим небом угасает.

Но эта гармония возможна лишь в умирании, когда «последняя в реке блестящая струя с потухшим небом угасает». Такова позиция элегического, созерцательного романтизма, которую отражает поэзия Жуковского. Зная о противоречиях и несовершенстве окружающего мира, он не ропщет, поскольку душа поэта стремится видеть не столько мир реальный, в котором «бездна слез и страданий», сколько идеал, но он находится за пределами земного бытия.

О тщетности попыток обрести этот возвышенный идеал на земле поэт говорит в стихотворении «Море», которое все пронизано мотивом противоречия между идеалом и действительностью, их несоединимости. Оно, как и «Вечер», насыщено романтическими темами, образами, настроениями, мотивами. Это не просто морской пейзаж, хотя, читая стихотворение, живо представляешь себе море: оно то тихое, спокойное, «лазурное море», то страшная бушующая стихия, которая погружена во мглу. Но для романтика мир природы - это еще и тайна, которую он пытается разгадать. Есть ли такая тайна в этом стихотворении Жуковского? Чтобы ответить на этот вопрос, надо проследить, как развиваются художественные образы, созданные здесь поэтом, как переплетаются разнообразные мотивы.

Прежде всего обращает на себя внимание то, что поэт, рисуя морской пейзаж, постоянно проводит сопоставление мира природного и человеческого. Для этого он использует метафоры и олицетворения: «ты дышишь», «тревожною думой наполнено ты», «полное прошлой тревогой своей», «ты долго вздымаешь испуганны волны». Но это не только выражение чувств и мыслей человека через описание природы. Такой прием использовался многими поэтами и до Жуковского. Особенность этого стихотворения в том, что одушевляются не отдельные части пейзажа, а море само становится живым существом. Кажется, что лирический герой говорит с думающим и чувствующим собеседником, может быть, с другом, а может - с каким-то таинственным незнакомцем.

Особо следует сказать о композиции стихотворения Жуковского. Это своеобразный лирический сюжет, который составляет движение, развитие состояния не столько самого лирического героя или природы, которую он наблюдает, сколько души моря. Но разве может быть душа у морской стихии? У романтиков это не вызывает сомнения. Ведь, по их представлениям, именно в природе растворяется Божество, через общение с природой можно говорить с Богом, проникнуть в тайну бытия, соприкоснуться с Мировой душой. Вот почему в произведениях романтиков так часто возникает тот особый лирический символический пейзаж, который мы видим в стихотворении Жуковского «Море». Его своеобразный сюжет можно разделить на три части. Я назову их так: «Безмолвное море» - 1-я часть; «Буря» - 2-я часть; «Обманчивый покой» - 3-я часть.

В 1-й части рисуется прекрасная картина «лазурного моря», спокойного и безмолвного. Эпитеты подчеркивают чистоту моря, свет, пронизывающий всю картину. Но эта чистота и ясность присуща морской душе «в присутствии чистом» «далекого светлого неба»:

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Именно «светозарная лазурь» неба придает морю удивительные краски. Небо здесь не просто воздушная стихия, простирающаяся над морской бездной. Это символ - выражение мира иного, божественного, чистого и прекрасного. Недаром поэт подбирает эпитеты, насыщенные христианской символикой божественного; лазурь, свет, светозарный. Наделенный способностью улавливать даже самые незаметные оттенки, лирический герой стихотворения, размышляя о море, догадывается, что в нем скрыта какая-то тайна, которую он пытается постичь:

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое, светлое небо к себе?..

Вторая часть стихотворения приоткрывает завесу над этой тайной. Мы видим душу моря, раскрывающуюся во время бури. Оказывается, когда пропадает свет неба и сгущается мгла, море, погруженное во тьму, начинает рваться, биться, оно исполнено тревоги и испуга:

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…

Что же так пугает море? Ведь буря - такое же естественное состояние морской стихии, как и покой. На память приходят слова из лермонтовского «Паруса»:

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой.

Жуковский с удивительным мастерством рисует картину бури. Кажется, что слышишь рокот набегающих волн. Этот эффект достигается за счет использования особого приема - аллитерации, то есть повторения одних и тех же звуков в нескольких словах. Здесь это аллитерация на шипящие, к тому же поддерживаемая ритмикой дактилической строки, имитирующей движение волн: «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, / Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу».

И все же это не просто картина разбушевавшейся стихии. Душа моря подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, радость и горе. Оно так же тянется ко всему светлому - к небу, Богу. Но, как и все земное, море оказывается в неволе, которую оно не в силах преодолеть: «Иль тянет тебя из земныя неволи». Это очень важная для Жуковского мысль. Для поэта-романтика, верящего в «очарованное Там», то есть иной мир, в котором все прекрасно, совершенно и гармонично, земля всегда представлялась миром страданий, скорби и печали, где нет места совершенству.«Ах, не с нами обитает / Гений чистой красоты», - писал он в одном из своих стихотворений, рисующих Гения, лишь на миг посетившего землю и вновь умчавшегося в свой прекрасный, но недоступный для земного человека мир.

Оказывается, что и море, подобно человеку, страдает на земле, где все изменчиво и непостоянно, полно утрат и разочарований. Только там - в небе - все вечно и прекрасно. Вот почему туда тянется море, как и душа поэта, стремящегося разорвать земные узы. Море любуется этим далеким, светозарным небом, «дрожит» за него, то есть боится потерять навсегда. Но соединиться с ним морю не дано.

Эта мысль становится понятной лишь в 3-й части стихотворения, где «возвращенные небеса» уже не могут полностью восстановить картину покоя и безмятежности.

Основные мотивы лирики Жуковского нашли дальнейшее продолжение в его медитативной элегии (элегии-размышлении) «Вечер» (1806) - самой известной из его ранних элегий.

Тема стихотворения - размышления лирического героя о своей судьбе; воспоминания о тех, кто был ему близок, переплетаются с поэтическими картинами природы:

Уж вечер… облаков померкнули края,
Последний луч зари на башнях умирает;
Последняя в реке блестящая струя
С потухшим небом угасает.
Все тихо: рощи спят; в окрестности покой;
Простершись на траве под ивой наклоненной,
Внимаю, как журчит, сливаяся с рекой,
Поток, кустами осененный.
Как слит с прохладою растений фимиам!
Как сладко в тишине у брега струй плесканье!
Как тихо веянье зефира по водам
И гибкой ивы трепетанье!

Сколько эпитетов поэт нашел для угасающего дня - «последний», «потухший»; глаголы - «померкнуть», «умирать», «угасать» - и все в 4 строчках, но все описание исполнено невыразимой гармонии. Удивительно яркие краски: «светлый песок», «златые холмы», «багряный блеск» - все доставляет зрителю покой и радость.

Поэтическая картина природы не только возрождает воспоминания:

О братья! о друзья! где наш священный круг?
Где песни пламенны и музам и свободе?
Где Вакховы пиры при шуме зимних вьюг?
Где клятвы, данные природе,
Хранить с огнем души нетленность братских уз?
И где же вы, друзья?..

А мы… ужель дерзнем друг другу чужды быть?
но и пробуждает мысли и о собственной судьбе, о собственном поэтическом пути:
Мне рок судил: брести неведомой стезей,
Быть другом мирных сел, любить красы природы,
Дышать под сумраком дубравной тишиной
И, взор склонив на пенны воды,
Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.
О песни, чистый плод невинности сердечной!
Блажен, кому дано цевницей оживлять
Часы сей жизни скоротечной.

Личное местоимение под конец заменяется словом «юноша», в воображении поэта рисуется «тихая могила», и сам поэт видит себе как бы со стороны:

Так, петь есть мой удел… но долго ль?.. Как узнать?..
Ах! Скоро, может быть, с Минваною унылой
Придет сюда Альпин в час вечера мечтать
Над тихой юноши могилой!

Но и сама картина природы не статична, она в движении, на смену мягкому вечеру приходит солнечный восход:

Кто, в тихий утра час, когда туманный дым
Ложится по полям и холмы облачает
И солнце, восходя, по рощам голубым
Спокойно блеск свой разливает,
Спешит, восторженный, оставя сельский кров,
В дубраве упредить пернатых пробужденье
И, лиру соглася с свирелью пастухов,
Поет светила возрожденье!

Настроение лирического героя меняется при первых лучах зари: «Так, петь есть мой удел… Но долго ль?» Различные лирические мотивы стихотворения не просто переплетаются, а мягко переходят один в другой, создавая единый лирический поток, раскрывающий внутренний мир лирического героя. Поэтический пейзаж (где античная филомела и русский коростель прекрасно уживаются) привлекал не просто изобразительной точностью, но и выразительностью реалистических деталей:

Луны ущербный лик встает из-за холмов…
О тихое небес задумчивых светило,
Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!
Как бледно брег ты озлатило!

Читатель не просто чувствовал природу, поэтический лунный вечер был для него откровением. Жуковский передает все нюансы душевных переживаний. Тишина в «Вечере» - тишина реальная и тишина душевная. Как заметили исследователи, она станет впоследствии одним из излюбленных образов поэта. И не «угасание», «не умирание», а этот прекрасный образ тишины объединит человека и природу в элегиях Жуковского.

Читатель не мог не почувствовать удивительной музыкальности стиха («ЛуНЫ ущербНЫй Лик»; «зыбЛЕтся… бЛЕск на сумраке ЛЕсов»; «БЛЕдно БРЕг»), плавности шестистопных ямбов. «..Продолжительные переходы звуков предшествуют словам его и сопровождают его слова, тихо припеваемые поэтом только для пояснения того, что хочет он выразить звуками. Бессоюзие, остановка, недомолвка - любимые обороты поэзии Жуковского», - тонко заметил Н. Полевой.

Читайте также другие статьи о жизни и творчестве В.А. Жуковского.

Излюбленные жанры произведений Жуковского – элегия и баллада. Оригинальное творческое дарование поэта раскрылось в элегии “Вечер” (1806), опубликованной в журнале “Вестник Европы”. В пей глубоко и полно отразился внутренний мир личности поэта, его психологический облик, своеобразие переживания чувств радости и утраты. Элегия знаменовала становление романтического биографизма как особого способа воссоздания лирического “я” автора или воображаемого персонажа. Весь окружающий мир воспринимается поэтом-романтиком в сфере личного опыта, в индивидуальной форме передачи особых душевных состояний.

“Вечер” – элегия нового типа творчества, в ней облик автора определяется в сфере эмоциональных переживаний лирического героя. Поэт-певец осознает себя другом сел и противником городской формы цивилизации, он горько сожалеет о распавшемся дружеском круге, о смерти одного из самых близких друзей. Он опасается, что “почестей исканье” и “суетная честь приятным в свете слыть” могут заглушить воспоминание о дружбе и любви. К концу стихотворения

он предсказывает особую судьбу поэту, в которой содержится намек на его избранническую роль романтика:

Мне Рок судил: брести неведомой стезей,
Быть другом мирных сел, любить красы Природы,
Дышать под сумраком дубравной тишиной
И, взор склонив на пенны воды,
Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.
О песни, чистый плод невинности сердечной!

Жуковский воспевает мирную жизнь, лишенную внешних конфликтов. В созданном им пейзаже как бы присутствует воспринимающий его красоту персонаж, предельно чутко и тонко откликающийся на самые разнообразные проявления природного ландшафта. Именно этот природный мир, вызывающий в лирическом “я” прихотливые и изменчивые переживания и настроения, составляет собственно содержание элегии. “Вечер” – по сравнению с сенти-менталистской элегией – являет собой новый и по методу, и по приемам психологического рисунка тип романтического текста: сменяющие друг друга воспоминания, мысли, настроения и чувства призваны выразить неповторимый в своем внутреннем содержании новый душевный опыт, особенно достоверный в размышлениях о скоротечности юности, о потерях на жизненном пути человека. В отличие от поэтов XVIII в. в задачу Жуковского входит прежде всего передача реакций лирического “я” в их особо утонченной, индивидуально своеобразной форме:

Как спит с прохладою растений фимиам!
Как сладко в тишине у брега струй плесканье!
Как тихо веянье зефира по водам
И гибкой ивы трепетанье!

Движение природы в смене явлений раннего вечера поздними сумерками призвано обосновать смену настроений поэта. Переживание поэтом-созерцателем прекрасной природы вызывает меланхолические воспоминания о дружбе, о счастье “юных дней”, об умерших друзьях, о своем призвании и о личной судьбе в целом. Не изображение летней ночи определяет задачу поэта, а попытка подвести итог своих скорбных размышлений, связанных с ощущением близящейся смерти. Текст элегии поэтому лишен бытовой конкретности: реальные образы действительного мира Жуковский заменяет условными: соловей – мифологическая “Филомела”, пахарь – “оратай”, колокольня – “башня”, общение друзей – “Вакхов пир”. Романтизм, как и сентиментализм и классицизм, оперирует условными образами и понятиями. В этом заключалась преемственность эстетического опыта людей XVIII и XIX вв.

В этой элегии Жуковский достигает особой выразительности за счет прямого описания чувств и стремлений лирического “я” как одухотворенных существ, которые могут действовать и вступать во взаимоотношения друг с другом, а также через отождествление жизни человека и природы.

Элегия “Вечер” принадлежит к типу элегий-медитаций, то есть вдумчивых, размеренно неторопливых размышлений, когда лирические темы и мотивы постепенно превращаются в плавно льющийся поток, охватывающий нюансы и оттенки изображаемого и выражаемого. И это не случайно, так как в “Вечере” авторская субъективность требует для своего обнаружения особой свободы и интенсивности, утверждая новый подход к миру лирических переживаний. Можно говорить о рождении в этом произведении романтических принципов новой поэзии XIX – начала XX в.

Жуковский выступает в этом произведении как создатель романтического пейзажа, которому свойствен сумрачный колорит угасающего дня, закатного часа. Наполненность природы “эфирными явлениями”: дуновениями, веяниями, дыханием воздушной струи – становится отныне пейзажной темой русской поэзии. Идеальное бытие природы вне вещественной конкретики – одно из открытий Жуковского-романтика, предваряющее поэтику А. Блока.


Другие работы по этой теме:

  1. “Вечер” (1803). Элегия принадлежит к произведениям ро­мантизма. Г. А. Гуковский пишет о том, что элегия напоминает “музыкальный словесный поток, качающийся на волнах звуков и эмоций”....
  2. Чтобы понять, какие чувства и мысли одушевляли поэзию Жуковского, сравним две его элегии. Элегия “Вечер” еще близка сентиментализму. Покой природы, замирающей в вечерней тишине, отраден...
  3. Василия Андреевича Жуковского по праву считают “литературным Колумбом Руси”, открывшим ей “Америку романтизма в поэзии”. В начале XIX века романтизм в России был новым направлением,...

« Қостанай қаласы әкім дігі білім бөлімінің № 3 мектеп-гимназиясы» ММ

ГУ «Школа-гимназия №3 отдела образования акимата города Костаная»

Урок

Тема: « Идейно-художественное своеобразие стихотворений В.А. Жуковского как произведений русского романтизма: тематика, психологизм, лирический герой, стиль. Балладный мир поэта».

Учитель: Битюцкая Л.Д.

2016 год

Тема: В.А. Жуковский. «Вечер», «Цветок», «Весеннее чувство», «Лесной царь». Идейно-художественное своеобразие стихотворений В.А. Жуковского как произведений русского романтизма: тематика, психологизм, лирический герой, стиль. Балладный мир поэта.

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. А. Жуковского,

переводной балладой поэта «Лесной царь», элегиями: «Вечер»,

«Цветок», «Весеннее чувство»; раскрыть и дейно-художественное

своеобразие стихотворений В.А. Жуковского как произведений

русского романтизма, балладный мир поэта.

Закрепить навыки выразительного чтения стихотворений, умение

анализировать, делать вывод.

Воспитывать любовь к поэзии В. А. Жуковского.

Тип урока : изучение нового материала

Оборудование: , портрет В.А. Жуковского, тексты

произведений, эпиграф:

Изображаемая Жуковским природа - романтическая природа,

дышащая таинственной жизнью души и сердца.

В. Г. Белинский

Ход урока.

I. Оргмомент.

II . Проверка домашнего задания.

1.Беседа.

Когда и где возник романтизм как литературное направление?

Какие школы романтизма существовали в Европе?

Чем отличается романтизм от классицизма?

Назовите основные признаки романтизма как нового направления в литературе.

Назовите зарубежных писателей-романтиков.

Когда зародился романтизм в России?

- Назовите представителей романтизма в России.

Какой лиро-эпический жанр стал основным для эпохи романтизма?

Кто стал основоположником русского романтизма?

III . Знакомство с новой темой.

    Слово учителя.

У истоков русского романтизма стояли две замечательно яркие фигуры В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков. Белинский назвал Жуковского "литературным Колумбом Руси”, открывшим "Америку романтизма” в русской литературе.

Сегодня мы с вами познакомимся с личностью русского поэта В. А. Жуковского, который занимался прежде всего переводческой деятельностью. Используя баллады зарубежных поэтов, он переводил их на русский язык. Но сам Василий Андреевич считал это не переводом, а соревнованием, так как переведенные произведения наполнялись русским колоритом, в них выражалась самобытность самого поэта. В. Белинский писал: «Без Жуковского не имели бы Пушкина»

    Рассказ о жизни и творчестве В.А. Жуковского.

Родился Жуковский в селе Мишенское Белевского уезда Тульской губернии 29 января (9 февраля) 1783 года. Отец – Афанасий Иванович Бунин, дворянин по происхождению, помещик Тульской губернии, владелец села Мишенское. Был женат на Марии Григорьевне Буниной, урожденной Безобразовой. Имел 11 детей.

Мать – турчанка Сальха, взятая в плен русскими при штурме Бендер в августе 1770 года. Бунину ее подарил майор К. Муфель, обрусевший немец. При крещении Сальха получила имя Елизаветы Дементьевны Турчениновой. Родившийся у нее сын по желанию А. И. Бунина был усыновлен Андреем Григорьевичем Жуковским, обедневшим киевским помещиком, жившим «на хлебах» у Бунина. Мальчик получил отчество Андреевич и фамилию Жуковский, а вместе с тем и дворянское звание.

С 1790 по 1794 годы учился в пансионе Роде и Главном народном училище Тулы. Из училища за «неспособность» был исключен и продолжил обучение в тульском доме В. А. Юшковой (сводной сестры и крестной матери будущего поэта). Здесь он впервые приобщился к литературному творчеству. Для домашнего театра были написаны одиннадцатилетним Жуковским его первые ученические пьесы.

Первым опубликованным произведением Жуковского было лирическое стихотворение «Майское утро». С 1797 по 1800 годы учился в Московском университетском благородном пансионе. Получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке отлично закончивших в разные годы пансион.

Началом своей самостоятельной литературной деятельности поэт считает стихотворение «Сельское кладбище» (1802 г.) – вольный перевод «Элегии» английского поэта Т. Грея.

Русскому читателю Жуковский станет известен как поэт, переводчик, критик и издатель, руководитель литературного общества «Арзамас». Будучи талантливым поэтом и переводчиком, Жуковский обладал редким качеством – умением увидеть и оценить чужой талант. Так уже в 1815 году после посещения в Лицее, в Царском селе Пушкина в письме к Вяземскому Жуковский скажет: «Это надежда нашей словесности. Нам надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет». Известен и другой факт. 26 марта 1820 года на квартире у Жуковского Пушкин прочитал последнюю песню поэмы «Руслан и Людмила». По окончании чтения Жуковский достал свой портрет и с надписью «Победителю – ученику от побежденного учителя…» вручил его А. Пушкину.

В начале войны 1812 г. Жуковский вступил в ополчение. В день Бородинской битвы он находился недалеко от места сражения. Этому событию он посвятил патриотический гимн "Певец во стане русских воинов”, который принес поэту настоящую славу, за которой вскоре последовал перелом в его жизни: ему предложили занять место при дворе.

Жуковский был официально признан, а стихами его, ясными, мелодичными, задушевными, зачитывалась молодежь. Добрый и отзывчивый поэт использовал свою близость ко двору для помощи своим друзьям-литераторам: помогал Пушкину, улаживая его конфликты, хлопотал за декабриста Н. Тургенева.

В то время как служебная и творческая биография Жуковского складывалась пока что благополучно, в личной жизни он был несчастен. Любовь к племяннице не завершится браком из-за близкого родства. Он стал другом Маши, посвятил ей много лирических строк, некоторые из них, положенные на музыку, стали популярными романсами ("Минувших дней очарованье” и др.).

Придворная атмосфера постепенно разочаровала Жуковского. Гибель Пушкина потрясла поэта. Возмущенный действиями властей, испытывая сильное горе и глубокую скробь, Жуковский выходит в отставку и уезжает за границу. Там уже в пожилом возрасте он женится на своей юной поклоннице - дочери художника Рейтерна, и обретает семейное тепло и покой. Но, живя за границей, поэт тосковал по родине, в письмах и стихах вспоминал "родного неба милый свет”. Жуковский умер в Германии в 1852 г. и был погребен в Петербурге в Александро-Невской лавре.

Жуковский вошел в историю русской литературы как духовный наставник и непосредственный предшественник Пушкина, как основоположник новой романтической поэзии. Жуковский* романтик наиболее полно выразил себя в элегиях и романтических балладах. Сегодня на уроке мы познакомимся с балладой и элегиями В. А. Жуковского. - Итак, что же такое баллада? Что такое элегия?

    Знакомство с жанрами баллада и элегия.

БАЛЛАДА - один из видов лиро -эпической поэзии, стихотворение с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычный случай. Для баллады характерен небольшой объем, сюжетность, напевность, музыкальность. В балладе часто присутствует элемент загадочного, необъяснимого.

ЭЛЕГИЯ - лирическое стихотворение, передающее глубоко личные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Наиболее распространенные темы элегии: созерцание природы, философские раздумья о жизни, сожаление о прошедшей или неразделенной любви.

Баллады – один из любимых жанров Жуковского. Сюжеты их он заимствует преимущественно у немецких романтиков Гете, Шиллера, Уланда. Так баллада «Лесной царь» - перевод произведения Гете. Но спустя почти сто лет Марина Цветаева так написала о переводе Жуковским баллады Гете «Лесной царь»: «Вещи разновелики. Лучше перевести «Лесного царя», чем это сделал Жуковский, - нельзя. И не должно пытаться. За столетие давности это уже не перевод, а подлинник. Это просто другой «Лесной царь».

    Выразительное чтение баллады «Лесной царь». 5. Анализ баллады «Лесной царь».

Какому типу относится баллада?

(«Страшная», так как присутствует фантастический герой – Лесной царь).

Назовите персонажей этой баллады.

(Ездок, его сын, Лесной царь).

Когда, в какое время суток происходит действие в балладе?

(Вечером – об этом говорят слова «под хладною мглой»).

Как связано это с поверьями о таинственных хозяевах леса?

(Сумерки, ночь – время нечистой силы, когда она творит свои недобрые дела, и лучше человеку не попадаться ей на пути).

Как построена баллада?

(Первая и последняя строфы – рассказ о происходящих событиях, причем в первой есть элемент пейзажного зачина: «Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?» Остальные строфы – явный диалог отца с сыном, из которого мы узнаем, что произошло. 3,5,7 строфы – монолог Лесного царя).

Как вы думаете, зачем здесь нужен монолог Лесного царя?

(Чтобы читатель понял, что это не просто ночные страхи ребенка, а ему действительно грозит смертельная опасность).

Сколько раз мальчик сообщает отцу о Лесном царе?

(Три раза – это является элементом фольклора, так как число 3 в фольклорных произведениях – магическое число).

Где в балладе мы еще встречаемся с числом 3?

(Три раза встречается монолог Лесного царя).

Охарактеризуйте Лесного царя. Почему он преследует всадника?

(Лесной царь злой, кровожадный, коварный. Он преследует всадника из-за того, что тот оказался ночью в его владениях, и он «пленился» красотой ребенка: «Дитя, я пленился твоей красотой; Неволей иль волей, а будешь ты мой»).

Почему отец не мог спасти сына?

(Он не верил своему сыну, наверное, думая, что это обычные детские страхи, хотя и тревожился за него).

В какой последовательности действует Лесной царь?

(Сначала он только показывается мальчику, потом он уговаривает, завораживает его: «Он золото, перлы и радость сулит…»; затем он угрожает: «Неволей иль волей, а будешь ты мой»).

Сравните главного героя баллады с образом лешего из русских народных поверий.

(Внешне они в общем похожи (с густой бородой). Леший из народных поверий с людьми шутит, играет, но не убивает, а Лесной царь в балладе способен на убийство, он более кровожаден и беспощаден).

Какими художественными средствами создается в этой балладе ощущение страха?

    Использование магии – связи между реальным и ирреальным мирами

    Использование повторов – возрастающий страх в словах мальчика.

    Обращение сына к отцу: «Родимый».

    Выразительность текста.

    К концу баллады убыстряется темп.

    Пейзаж, усиливающий напряжение, дан в эмоциональном восприятии ребенка

6 . Выразительное чтение элегии «Вечер».

7. Анализ элегии « Вечер».

Шедевр ранней лирики Жуковского элегия "Вечер" (1806). Элегия «Вечер» частично положена на музыку П. И. Чайковского в его опере «Пиковая дама».

Назовите тему элегии.

О чём размышляет поэт?

( Размышления (медитации) здесь сосредоточены вокруг личной темы. Воспоминания об утраченных друзьях, об уходящей молодости слиты с мечтательно-меланхолическим восприятием вечернего пейзажа.)

Как показана природа в элегии?

( Природа в элегии "Вечер” изображается в движении, смена явлений от раннего вечера к поздним сумеркам соответствует смене в настроении поэта.)

Какое настроение в элегии?

О чём грустит поэт? Найдите в тексте.

рустит о прошлом: о минувшей юности, друзьях, которых разбросало по свету)

Где вы, мои друзья, вы, спутники мои?
Ужели никогда не зреть соединенья?

Ужель иссякнули всех радостей струи?

О вы, погибши наслажденья!

(олицетворения, эпитеты)

Найдите олицетворение в тексте.

(олицетворение: рощи спят, лик луны встает; грустно склонившаяся ива, луны ущербный лик, сумрак лесов)

Назовите эпитеты.

сладко струй плесканье, небес задумчивых светило)

Какое настроение вызывает у вас элегия?

8. Выразительное чтение элегии «Весеннее чувство».

9. Анализ элегии «Весеннее чувство».

Какое настроение возникло у вас после прочтения элегии «Весеннее чувство»?

Назовите тему элегии.

О чём рассказывается в элегии?

( В стихотворении «Весеннее чувство» лирический герой пытается угадать (при чем угадать сердцем) - что сулят ему «легкий ветерок», облака, «птичка, странник поднебесный». Пробуждается природа - пробуждается и душа героя:
Легкий, легкий ветерок,

Что так сладко, тихо веешь?

Что играешь, что светлеешь,

Очарованный поток?

Чем опять душа полна?

Что опять в ней пробудилось?

Что с тобой к ней возвратилось,

Перелетная весна?

Вместе с весной к лирическому герою, как он сознается, что-то «возвращается». Что же? Наверное, надежды на то, о чем всегда мечтает человек: на радость, любовь, счастье.)

10. Выразительное чтение элегии «Цветок» 1811

9. Анализ элегии « «Цветок» ».

Элегия «Цветок» положена на музыку. Это романс.

Назовите тему элегии.

О чём это стихотворение?

(размышление о жизни)

С чем поэт сравнивает жизнь человека?

Как построено стихотворение?

(Состоит из 4 четверостиший)

Какие языковые средства использует поэт?

(эпитеты, олицетворение)

О чём заставило вас задуматься это стихотворение?

IV. Итог урока.

1. Вывод.

В.А.Жуковский выступил как первый создатель лирического пейзажа в русской национальной художественной литературе, как поэт, и в этом указавший дорогу другим, еще более значительным нашим писателям.

Отличительные признаки баллад Жуковского - атмосфера опоэтизирования, лиризм, понимание душевных коллизий как сложного контекста переживаний, соотнесенных с тайной жизнью мира, что сближает их с его лирикой, усиливая романтическую направленность творчества в целом.

Наследие Жуковского не растворилось в широком потоке поэзии XIX в. Более того, именно Жуковский открыл путь новой русской поэзии, оказал благотворное влияние на целое поколение замечательных поэтов, среди которых Баратынский, Пушкин, Лермонтов, Тютчев и многие другие. В. Г. Белинский писал: "Без Жуковского Пушкин был бы невозможен и не был бы понят".

2.Комментирование оценок. Сегодня вы хорошо потрудились. Всем спасибо за урок.

V. Домашнее задание: стр.143-151 выучить наизусть элегию « Весеннее чувство»

ЦВЕТОК Романс

Минутная краса полей,

Цветок увядший, одинокой,

Лишён ты прелести своей

Рукою осени жестокой.

Увы! нам тот же дан удел,

И тот же рок нас угнетает:

С тебя листочек облетел -

От нас веселье отлетает.

Отъемлет каждый день у нас

Или мечту, иль наслажденье.

И каждый разрушает час

Драгое сердцу заблужденье.

Смотри... очарованья нет;

Звезда надежды угасает...

Увы! кто скажет: жизнь иль цвет

Быстрее в мире исчезает?

1811

ЛЕСНОЙ ЦАРЬ

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

К отцу, весь издрогнув, малютка приник;

Обняв, его держит и греет старик.

"Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?"

"Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:

Он в темной короне, с густой бородой".

"О нет, то белеет туман над водой".

"Дитя, оглянися; младенец, ко мне;

Веселого много в моей стороне;

Цветы бирюзовы, жемчужны струи;

Из золота слиты чертоги мои".

"Родимый, лесной царь со мной говорит:

Он золото, перлы и радость сулит".

"О нет, мой младенец, ослышался ты:

То ветер, проснувшись, колыхнул листы".

"Ко мне, мой младенец; в дуброве моей

Узнаешь прекрасных моих дочерей:

При месяце будут играть и летать,

Играя, летая, тебя усыплять".

"Родимый, лесной царь созвал дочерей:

Мне, вижу, кивают из темных ветвей".

"О нет, все спокойно в ночной глубине:

То ветлы седые стоят в стороне".

"Дитя, я пленился твоей красотой:

Неволей иль волей, а будешь ты мой".

"Родимый, лесной царь нас хочет догнать;

Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать".

Ездок оробелый не скачет, летит;

Младенец тоскует, младенец кричит;

Ездок подгоняет, ездок доскакал...

В руках его мертвый младенец лежал.

1818