Мягкий знак на конце слов после шипящих
Прилагательное: (нет) Краткая форма: жгуч, кипящ.. .
Глагол: Неопр. форма: беречь.. . (нет)
Второе лицо ед. число: можешь.. .
Повелит. наклонение: намажь.. .
Наречие: Везде, кроме исключений Искл: уж, замуж, невтерпеж.
1. На конце существительных женского рода в им. и вин. пад. ед. ч. , например: рожь, ночь, мышь.
2. В окончании 2-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени глагола после конечного ш, например: несешь несешься, носишь носишься, примешь примешься.
3. На конце глагола в ед. ч. повелительного наклонения, причем буква ь сохраняется и перед -ся, например: мажь мажься; спрячь спрячься; ешь.
4. Во множ. ч. повелительного наклонения перед -те, -тесь, например: мажьте мажьтесь; спрячьте спрячьтесь; ешьте.
5. На конце глагола в неопределенной форме, причем буква ь пишется и перед -ся, например: стричь, стричься.
6. Во всех наречиях после конечных ш и ч, например: сплошь, вскачь, прочь, а также в наречии настежь.
7. На конце частиц: вишь, бишь, лишь, ишь.
Тема урока:
« Мягкий знак после шипящих на конце слова»
(тема урока показывается на слайде, после её формулировки учениками в процессе урока )
ОТД: способствовать формированию стремления к грамотному написанию слов с мягким знаком после шипящих в конце слова, потребности развивать интеллектуальную культуру учащихся.
Цели урока:
1) познакомить учащихся со способами действия при выборе написания мягкого знака после шипящих на конце слов разных частей речи; способствовать закреплению умения выбирать орфограмму с шипящим на конце слова;
2) способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
3) содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку (цель определяется учениками в процессе урока ).
Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Оборудование: дифференцированные карточки-задания, тест, автоматизированное рабочее место учителя, презентация к уроку по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце слова», карточки для рефлексии.
Ход урока
I . Оргмомент.
II . Проверка выполнения домашнего задания.
Для проверки домашнего задания ученикам раздаётся тест (приложение 1)
III . Актуализация субъективного опыта учащихся. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Устно повторить вопросы, на которые отвечают имена существительные, имена прилагательные, в том числе и краткие, глаголы, наречия. Записать по 2 примера на каждую часть речи.
Мобилизующий этап урока при освоении нового материала (Неожиданный вопрос)
Ребята, знаете ли вы, кто такие археологи и чем они занимаются?
(Предполагаемые ответы: археологи раскапывают старинные предметы, затем исследуют их.)
А вы хотите попробовать себя в роли археологов, вернее, исследователей языка и разгадать тайну написания помещённых на доске слов? А результатом нашего исследования будет выведенное вами самостоятельно правило, без моей подсказки. Если согласны, тогда вперёд!
IV . Изучение нового материала (поэтапное исследование)
1 этап. Наблюдение над языковым явлением.
Перед вами ряд слов: (1 слайд)
Беречь, настежь, горяч, отвечаешь, плащ, вскачь,
отрежь, пригож, наотмашь, (с) крыш, вещь, всемогущ.
Посмотрите, на какие согласные оканчиваются эти слова? Назовите их. (Ч, Ж, Ш, Щ) Как называют в русском языке данные согласные? (ШИПЯЩИЕ)
Для нас это важнейший опознавательный сигнал.
(Записать на доске и в тетради: Ч, Ж, Ш, Щ НА КОНЦЕ СЛОВА!)
А теперь посмотрите на абсолютный конец слов. Одинаков ли он?
Что мы здесь наблюдаем? (В одних словах есть Ь знак, в других нет).
2 этап. Самостоятельная формулировка темы и цели исследования.
А теперь, учитывая наш опознавательный сигнал и последнее наблюдение, сформулируйте тему нашего занятия.
А что мы должны выяснить? Какова цель нашего исследования?
(Учитель четко проговаривает тему и цели урока). (Слайд 2)
3 этап. Сопоставление, поиск сходных и отличительных признаков.
Вернемся к словам на слайде (слайд 1). На первый взгляд все слова кажутся разными. Но посмотрите внимательно, есть ли между отдельными словами какое-нибудь сходство, не считая наличия или отсутствия ь знака? Какой-то общий признак? (Все эти слова относятся к одной части речи или к разным?)
Какие же части речи здесь представлены? (Глагол, наречие, прилагательное, существительное).
4 этап. Классификация, выделение групп однородных явлений (самостоятельно).
Распределите слова по группам согласно их части речи – 4 колонки. (Последовательность назвать: глагол, наречие, прилагательное, существительное). Можно использовать опорный конспект (приложение№2)
(По окончании работы учащиеся озвучивают группы слов. Учитель демонстрирует готовые группы слов) (Слайд 3)
5 этап. Установление причинно-следственных связей.
Рассмотрим каждую группу отдельно. Что мы наблюдаем у глаголов на конце? У наречий? У прилагательных? Можем ли признак принадлежности к определённой части речи положить в основу выбора – писать или нет ь знак?
Сделаем выводы относительно 3-х первых групп.
Осталась группа существительных. Что мы здесь наблюдаем? (В одних существительных ь знак пишется, в других нет). Значит, нам нужен ещё один отличительный признак. А чем отличаются первое и последнее слово? (мужской род – женский род) Чем отличается от них «(с) крыш»? (Это множественное число). Сделаем относительно них выводы.
6 этап. Окончательные выводы, самостоятельная формулировка правила.
Вот мы и закончили наше исследование. Давайте теперь подытожим: сформулируйте правило написания ь знака, начиная с опознавательного сигнала: после шипящих на конце слова ь знак пишется у глаголов и наречий и т. д.
Осталось добавить:
Запомните исключения у наречий: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ (записать ).
Для закрепления правила проговорите рифмовку: (Слайд 4)
В глаголах и наречиях
Знак пишется всегда.
А в кратких прилагательных
Не пишем никогда.
Существительное – много ,
Существительное – мой –
Знак не нужен никакой.
А поставь она, одна –
Мягкий знак пиши всегда.
Физкультминутка:
Пять маленьких мышек забрались в кладовку,
В бочонках и банках орудуют ловко.
В сыр забирается первая мышка,
В сметану ныряет вторая мышка,
Третья с тарелки всё масло слизала,
Четвёртая в миску с крупою попала,
Пятая мышка медком угощается.
Все сыты, довольны.
Вдруг, кот просыпается.
«Бежим!» - закричала подругам малышка.
И спрятались в норку проказницы-мышки.
V . Первичная проверка понимания изученного
1. Орфографическое чтение .
Прочитайте слова и объясните их написание. (Чтение по цепочке, первое комментирует учитель.) (Слайд 5)
Ковш, видишь, мощь, умываешься, хорош, навзничь, туч, увлечься, колюч, встреч, упряжь, невтерпёж.
2. Задание логического характера «Четвёртое лишнее». (Слайд 6)
Спишите слова из каждого ряда, вставьте, где необходимо, мягкий знак, обозначьте орфограмму: «Мягкий знак после шипящих». Найдите и поместите в скобки лишнее слово. Задание выполняется по рядам.
А) Привлеч(?), намаж(?), кумач(?), делиш(?).
Б) Тягач(?), задач(?), хрящ(?), брош(?).
В) Настеж(?), дремуч(?), могуч(?), линюч(?).
Проверим это задание.
VI . Закреплени новых знаний и способов деятельности.
1 . Выполнение заданий на дифференцированных карточках. (Приложение 3)
2. Комплексное задание. (Слайд 7)
«Соберите» пословицы и поговорки из двух частей (одна из которых – в левом столбике, другая – в правом). Прокомментируйте орфограмму на месте пропусков.
Что посееш_, и сутки проч_
Под гору вскач_, неделей раньше пожнеш_
День да ноч_ - то и пожнеш_
Обожжёш_ся на молоке - а на гору хоть плач_
Днем раньше посееш_ - дуеш_ на воду
3.Задание игрового характера . (Коллективная устная работа)
Отгадай загадки. (Слайд 8)
1) Стоит дед над водой, трясёт бородой. (Камыш)
2) Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач)
3) Драчун и забияка, живёт в воде, кости на спине, и щука не проглотит. (Ёрш)
4) Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером. (Ночь)
4. Задание творческого характера . (Слайд 9)
Напишите миниатюру (2-3 предложения) по опорным словам, не меняя их формы:
полноч(?), камыш(?), мыш(?), чудовищ(?), ёрш(?), сыч(?), свеж(?), тиш(?), пахуч(?), слышиш(?), ощущаеш(?), проч(?).
5. Повторить изученную орфограмму (несколько учеников)
VII . Подведение итогов урока
VIII . Домашнее задание: повторить п. 59, упр. 302. Подготовить 4-5 пословиц с ь на конце слова.
IX . Рефлексия.
Подумайте над такими вопросами:
Все ли было понятно на уроке?
Усвоил ли каждый из вас тему? Может быть, кто-то испытывал трудности?
– Если вы считаете, что сможете в любых словах самостоятельно решить орфографическую задачу: когда писать ь после шипящих в конце слова, то поднимите карточку со знаком +.
– Если вы считаете, что вы не совсем уверены и надо еще потренироваться, то покажите карточку?.
Мягкий знак на конце наречий всегда пишется после шипящих ч и ш .
После ж мягкий знак не пишется. Исключение: настежь .
Например: (уйти) прочь ; (ударить) наотмашь ; (выйти) замуж ; (открыть окно) настежь (искл.).
Таблица. Наречия, оканчивающиеся на шипящую
С мягким знаком
Без мягкого знака
прочь
вскачь
точь-в-точь
навзничь
невмочь (простореч.)
напрочь (простореч.)
наотмашь
сплошь
замуж
уж (в значении уже)
невтерпёж (простореч.)
Повторение. Мягкий знак после шипящих на конце разных частей речи
Глагол
На конце глаголов после шипящих всегда пишется мягкий знак. Это касается всех глагольных форм:
— глаголов во 2-м лице единственного числа настоящего времени: читаешь , смотришь ;
— глаголов в повелительном наклонении: режь , ешь , мажь ;
— глаголов в неопределённой форме: жечь , печь , стеречь .
Имя прилагательное
Прилагательные в краткой форме, оканчивающиеся на шипящие, никогда не имеют мягкого знака на конце. Например: могуч , свеж , хорош .
Имя существительное
Мягкий знак на конце существительных после шипящих пишется только в словах женского рода 3-го склонения. Например: дочь , ложь , вещь .
Все остальные существительные, оканчивающиеся на шипящие, пишутся без мягкого знака:
— существительные мужского рода 2-го склонения в именительном падеже.
Например: камыш, товарищ, ландыш;
— существительные женского рода 1-го склонения во множественном числе в родительном падеже: (много) груш, туч, луж .
Список литературы
Домашнее задание
Упражнение № 265. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2012.
Задание № 1. Определите, к какой части речи (в какой форме) относятся слова; вставьте, где это необходимо, мягкий знак.
1. Линюч. горяч. свеж. пахуч. хорош.
2. Дач. задач. туч. рощ.
3. Назнач. умнож. намаж.
4. Стрич. печ. жечь, убереч.
5. Муж. пейзаж. камыш.
6. Мелоч. тиш. глуш.
7. Едеш. спиш. молчиш.
8. Вскач. настеж. замуж. невтерпеж.
Задание № 2. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.
1. Настеж. ворота тяжелые (Бл.). 2. Уж. сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок (Крыл.). 3. Ты напроч. уходишь, чужая (Нар.). 4. Под гору вскач. а как на гору – хоть плачь (Посл.). 5. Офицер ударил Остапа наотмаш. хлыстом поперек лица (Пауст.). 6. До горизонта, до самого края, сизая, серо-зеленая, сплош. ходит, крутыми валами играя, июньская рожь (В. Бок.). 7. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич. на песок (Л.). 8. Мы шли дорогой, сплош. покрытой бурыми прошлогодними листьями (Купр.). 9. Как ни часто приходилось молодице невтерпеж. под косой трава валилась, под серпом горела рожь (Н.).
У вас уже есть абонемент? Войти
В древности у одних имён существительных на конце после букв шипящих стоял Ъ, а другие имена существительные оканчивались на Ь. Затем Ъ исчез, а Ь остался.
На уроке вам предстоит узнать, у каких имён существительных пишется мягкий знак на конце после букв шипящих.
У дедушки был замечательный карандаш. Он мог нарисовать лунную ночь и солнечный луч, золотую рожь и нежный белый ландыш. Чудесная вещь! (По М. Ильину)
Имена существительные из этих предложений записали в два столбика. Что объединяет слова каждого столбика?
Это имена существительные в начальной форме (форма И.п., ед.ч.), оканчивающиеся на буквы шипящих [ч’, ш, щ’].
Что отличает их от слов другого столбика?
В первом столбике слова женского рода, а во втором – мужского рода.
В русском языке Ь нередко вовсе не обозначает мягкость согласных звуков. Иногда он лишь указывает на форму слова.
Такую работу выполняет Ь на конце имён существительных в начальной форме после букв шипящих согласных. Он сообщает: это имя существительное женского рода.
После букв шипящих на конце имён существительных ь пишется только в словах женского рода. В словах мужского рода Ь не пишется.
[ч’ , щ’ , ш]
В именах существительных в начальной форме с шипящими на конце всегда есть орфограмма, потому что мы выбираем, писать Ь или нет.
Как нужно действовать?
1. Услышав шипящий на конце слова, узнай часть речи.
2. Если это имя существительное в начальной форме, определи род
3. Если слово женского рода – Ь пишется, мужского рода – Ь не пишется.
Не знаешь род имени существительного, обращайся к словарю.
обруч? – он, м.р., Ь не пишется – обруч
лещ? – он, м.р., Ь не пишется – ле
помощ? – она, ж.р., на конце Ь – помо
товарищ? – он, м.р., Ь не пишется – товари
мелоч? – она, ж.р., на конце Ь – мело
гореч? – она, ж.р., на конце Ь – горе
Лещ – это пресноводная рыба с плоским телом.
Какие слова записаны в виде транскрипции?
Какая знакомая вам орфограмма есть на конце слов?
[дро ш] [стр’и ш] [бро ш] [пл’а ш] [рόскаш]
Орфограмма парный по глухости-звонкости согласный.
[дро ш] – дроть, дро, она, ж.р.
[стр’и ш] – нет стри, стри, он, м.р.
[бро ш] – брочка, бро, она, ж.р.
[пл’а ш] – нет пля, пляж, он, м.р.
[рόскаш] – (какой?) роскόшный, рόско – она, ж.р., на конце ь,
о – буква безударного гласного, ш – буква парного согласного
Определите, в каких словах есть орфограмма Ь после букв шипящих в именах существительных.
Старый грач уснул в гнезде.
Спит его грачиха…
Ты послушай, как везде
Хорошо и тихо. (Е. Серова)
От кого деревьям вред?
Точит ёлку короед.
Услыхал деревьев плач
Прилетел он на заре
И постукал по коре. (А. Часовников)
гра – он, м.р., Ь не пишется
пла – он, м.р., Ь не пишется
вра – он, м.р., Ь не пишется
Мне опять приснились дебри,
Глушь пустынь, заката тишь.
Жёлтый лев крадётся к зебре
Через травы и камыш. (В. Брюсов)
Мне русская речь – как музыка:
В ней слово звучит, поёт,
В ней дышит душою русскою
Создатель её, народ . (Н. Браун)
глу – она, ж.р., на конце Ь
ти – она, ж.р., на конце Ь
камы – он, м.р., Ь не пишется
ре – она, ж.р., на конце Ь
В каких сказочных словах нужно (по правилам русской орфографии) поставить мягкий знак после буквы шипящего?
Пяшлая куж… Бурявый пуполош…Мяувая дуч…
Пяшлая (какая?) кужь (она, ж.р., на конце Ь).
Бурявый (какой?) пуполош (он, м.р., Ь не пишется).
Мяувая (какая?) дучь (она, ж.р., на конце Ь).
1.Человек, играющий на скрипке, –…
2. Незаселённый, невозделанный участок земли –…
3. Влияние, уважение, которым пользуется кто-то или что-то – …
4. Густая непрозрачная акварельная краска – …
5. Количество выпущенных экземпляров книги, газеты или журнала – …
6. Старинная медная монета в полкопейки – …
1. скрипач (он, м.р.)
2. пусто (она, ж.р.)
3. прести (он, м.р.)
4. гуа (она, ж.р.)
5. тира (он, м.р.)
6. гро (он, м.р.)
Здоровяк – [крепы ш], крепы, буква парного согласного ш,
крепыш, он, м.р., без Ь.
Сила – [мо щ’], мо –она, ж.р., на конце Ь.
Молодые люди – [молодё ш], нет молодё, буква парного согласного ж,
молодё – она, ж.р., на конце Ь.
Призыв – [кли ч’], он, м.р., кли, без Ь.
Ерунда, глупость – [чу ш], нет чу, буква парного согласного ш,
чу – она, ж.р., на конце Ь.
Родник – [клю ч’], он, м.р., ключ, без Ь.
Вспомните сказки А. Пушкина и допишите имена существительные с буквами шипящих согласных на конце.
Ты,…, мой спаситель, мой могучий избавитель.
И жених сыскался ей, … Елисей.
Петушок мой золотой будет верный … твой.
Сказка … , да в ней намёк!
Ты, цареви [ч’], мой спаситель, мой могучий избавитель.
И жених сыскался ей, королеви [ч’] Елисей.
Петушок мой золотой будет верный сторо [ш] твой.
Сказка ло [ш], да в ней намёк!
цареви – он, м.р., Ь не пишется
королеви – м.р., Ь не пишется
сторо – м.р., Ь не пишется, нет сторо, буква парного согласного ж
ло – она, ж.р., на конце Ь, нет л, буква парного согласного ж
Отгадайте загадки и правильно запишите отгадки.
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она.
2. Зимой дрова ест, а летом спит.
Мы – она, ж.р., на конце Ь
Пе – она, ж.р., на конце Ь
Интересная орфографическая задача, как писать слово, с Ь или без?
Заглянем в словарь.
Туш – короткое торжественное музыкальное приветствие .
Ту – он, м.р., Ь не пишется.
Тушь – устойчивая краска для черчения, рисования, письма, косметическая краска (тушь для ресниц).
Ту – она, ж.р, на конце Ь.
Реши орфографические задачи. Слова с Ь запиши в три столбика:
обозначает мягкость, помогает обозначить звук [й’], указывает на форму.
За рекой начинается лес. В нём водится дич?
Загляни в син? его озёр, пересеки топ?, обойди острые суч?я. Как поют солов?и!
Построй шалаш?, разведи огон?, пожар? хлеб на прут?ях. Послушай, как поскрипывают сонные дерев?я, как летит на охоту сыч?
Ди – она, ж.р., на конце Ь, указывает на форму слова.
Син – ь обозначает мягкость согласного.
Топь – ь обозначает мягкость согласного.
Су – помогает обозначить звук [й’]. Соло – помогает обозначить звук [й’]. Шала – он, м.р., Ь не пишется.
Огон – ь обозначает мягкость согласного.
Пожар – ь обозначает мягкость согласного.
На прух – помогает обозначить звук [й’]. Дере – помогает обозначить звук [й’]. Сы – он, м.р., Ь не пишется.
Сыч – это ночная птица отряда сов.
обозначает мягкость помогает обозначать звук [й’] указывает на форму
синь сучья дичь
огонь на прутьях
На уроке вы узнали, что в именах существительных в начальной форме с шипящими на конце всегда есть орфограмма, потому что мы выбираем, писать Ь или нет.
После букв шипящих на конце имён существительных Ь пишется только в словах женского рода. В словах мужского рода Ь не пишется.
Список литературы
Домашнее задание
У реки растёт камыш.
В камыше живёт малыш.
Он с зелёной кожицей
И с зелёной рожицей. (П. Синявский)
В статье мы детально разберем, когда пишется ь после шипящих в глаголе, существительных и наречиях . Также на понятных примерах покажем типичные ошибки написания мягкого знака после шипящих .
Шипящих букв в русском языке всего 4. Это буквы Щ, Ж, Ч и Ш. Основные случаи касающиеся написания Ь после шипящих – это написание мягкого знака после шипящих в глаголе, на конце существительных и наречий. Разберем каждый случай в отдельности.
В учебниках чаще всего перечисляют, что «ь» пишется, если глагол в инфинитиве (отвечает на вопрос, что делать? или что сделать?), во втором лице единственного числа (сочетается с местоимением ты) или в находиться в повелительном наклонении (идет указание на действие).
Запоминать это всё не обязательно, поскольку во всех других формах шипящие на конце не встречаются.
Рассмотрим на примерах.
Инфинитивы: привлечь, жечь, лечь.
Второе лицо, единственно число: напишешь, любишь, дышишь.
Повелительная форма: отрежь, намажь, съешь!
К слову сказать, мягкий знак может стоять не только на конце глаголов. При добавлении –ся и –те после шипящей буквы «Ь» сохраняется. Например: режьте, намажься, влюбишься.
Самая популярная ошибка с мягким знаком в глаголах это написание его между –т и –ся в разных лицах. Если мы пишем «бриться
» (что делать? с мягким знаком), то «бреется
» (что делает?) мы напишем без Ь. Правило простое: “Если вопрос с «Ь» на конце, то и между –т и –ся мягкий знак мы тоже пишем.
” Помним, что буква Т к шипящим не относиться, поэтому данное правило не совсем по теме статьи.
Глаголы мы рассмотрели. Перейдем к существительным!
Правило довольно простое:
Во всех остальных случаях Ь после шипящих в конце существительных НЕ пишется.
Рассмотрим на примерах.
С мягким знаком после шипящих:
Рожь, ночь, ложь, вещь, дочь.
«Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.» А.С.Пушкин.
Женский род единственное число можно определить подстановкой местоимения «моя».
Моя дочь, моя ложь, моя блажь.
Без мягкого знака:
Врач, нож, много туч, много груш, кирпич, калач, пугач, Александр Сергеевич.
Как мы видим мягкий знак не пишется после существительных мужского рода единственного числа, в существительных множественного числа, в конце мужских отчеств.
Проще запомнить, когда мягкий знак в существительных пишется, чем когда он не пишется 🙂 .
Тут тоже всё довольно просто:
Примеры: прочь, напрочь, наотмашь, лишь, вскачь, настежь, навзничь, точь-в-точь.
Очень важно понимать, что такое наречие, поскольку частая ошибка: написание мягкого знака после шипящих в кратких прилагательных.
Хорош, пригож, горяч, могуч, вонюч и т.д.
пишутся без мягкого знака.
Как отличать краткое прилагательное от наречия?
Наречие отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? …и чаще всего: Как?
Обозначает наречие признак действия, то есть относиться к глаголу. Ушел прочь. Отказался напрочь. Повторил точь-в-точь.
Краткое прилагательное отвечает на вопрос: Каков? И обозначает признак предмета. То есть относиться к существительному. Дом хорош. Душ горяч. Ветер, ветер, ты могуч…
Помимо глаголов, существительных, наречий и кратких прилагательных Ь после шипящих встречается в частицах и местоимениях. В них большинство людей мягкий знак пишут интуитивно правильно и запоминать данные случаи, на наш взгляд, не так важно.
Однако, для справки:
В частицах с шипящими окончаниями мягкий знак ПИШЕТСЯ всегда. Это частицы: ишь, лишь, бишь, вишь.
Примеры употребления частиц в предложениях:
То бишь это так. Ишь какой нашелся. Это всего лишь гром.
Местоимения всего два: НАШ и ВАШ . В них МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ.
Вот, собственно, все основные случаи употребления Ь после шипящих.
Для закрепления предлагаем также вашему вниманию схему, которая объединяет всё выше сказанное по написанию мягкого знака после шипящих.
Если у вас появились вопросы по тому, когда пишется ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях
или других частях речи, обязательно пишите их в комментариях.
Давайте посмотрим на рисунок. Почему эти существительные распределены в разные столбики?
Обратите внимание, во втором столбике у существительных на конце после шипящих стоит мягкий знак, тогда как в первом мягкого знака нет. Почему?
В первом столбике все существительные мужского рода, а во втором – женского.
Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода в единственном числе. Это орфограмма.
Итак, давайте определим, надо ли писать мягкий знак на конце следующих существительных:
Дрож(?) (что?) сущ. ж.р. – дрожь
брош(?) (что?) сущ. ж.р. – брошь
богач(?) (кто?) сущ. м. р. – богач
нож(?) (что?) сущ. м. р. – нож
молодеж(?) (кто?) сущ. ж. р. – молодежь
На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.
Мягкий знак после шипящих на конце некоторых существительных может помочь распознать род этого существительного.
Тушь (ж.р.) для письма
Спасибо, что Вы с нами.
Подпишитесь на новости сайта:
Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже
«После ж , ш , ч , щ буква ь пишется по традиции в следующих грамматических формах:
а) на конце форм им. п. ед. ч. существительных жен. рода 3-го склонения, напр.: рожь , блажь , мышь , фальшь , ночь , мелочь , вещь , помощь ;
б) в окончании 2-го лица ед. ч. глаголов настоящего и будущего времени (после ш ), напр.: несёшь , смеёшься , видишь , дашь , мчишься ;
в) в формах повелительного наклонения глаголов, напр.: мажь , ешь , спрячь , режьте , утешься , спрячьтесь , не морщься ;
В статье мы детально разберем, когда пишется ь после шипящих в глаголе, существительных и наречиях . Также на понятных примерах покажем типичные ошибки написания мягкого знака после шипящих .
Шипящих букв в русском языке всего 4. Это буквы Щ, Ж, Ч и Ш. Основные случаи касающиеся написания Ь после шипящих – это написание мягкого знака после шипящих в глаголе, на конце существительных и наречий. Разберем каждый случай в отдельности.
Ответ однозначный:
В учебниках чаще всего перечисляют, что «ь» пишется, если глагол в инфинитиве (отвечает на вопрос, что делать? или что сделать?), во втором лице единственного числа (сочетается с местоимением ты) или в находиться в повелительном наклонении (идет указание на действие).
Запоминать это всё не обязательно, поскольку во всех других формах шипящие на конце не встречаются.
Рассмотрим на примерах.
Инфинитивы: привлечь, жечь, лечь.
Второе лицо, единственно число: напишешь, любишь, дышишь.
Повелительная форма: отрежь, намажь, съешь!
К слову сказать, мягкий знак может стоять не только на конце глаголов. При добавлении –ся и –те после шипящей буквы «Ь» сохраняется. Например: режьте, намажься, влюбишься.
Самая популярная ошибка с мягким знаком в глаголах это написание его между –т и –ся в разных лицах. Если мы пишем «бриться
» (что делать? с мягким знаком), то «бреется
» (что делает?) мы напишем без Ь. Правило простое: “Если вопрос с «Ь» на конце, то и между –т и –ся мягкий знак мы тоже пишем.
” Помним, что буква Т к шипящим не относиться, поэтому данное правило не совсем по теме статьи.
Глаголы мы рассмотрели. Перейдем к существительным!
Правило довольно простое:
Во всех остальных случаях Ь после шипящих в конце существительных НЕ пишется.
Рассмотрим на примерах.
С мягким знаком после шипящих:
Рожь, ночь, ложь, вещь, дочь.
«Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.» А.С.Пушкин.
Женский род единственное число можно определить подстановкой местоимения «моя».
Моя дочь, моя ложь, моя блажь.
Без мягкого знака:
Врач, нож, много туч, много груш, кирпич, калач, пугач, Александр Сергеевич.
«Над ним луч солнца золотой…» М.Ю.Лермонтов.
Как мы видим мягкий знак не пишется после существительных мужского рода единственного числа, в существительных множественного числа, в конце мужских отчеств.
Проще запомнить, когда мягкий знак в существительных пишется, чем когда он не пишется:) .
Тут тоже всё довольно просто:
Примеры: прочь, напрочь, наотмашь, лишь, вскачь, настежь, навзничь, точь-в-точь.
Очень важно понимать, что такое наречие, поскольку частая ошибка: написание мягкого знака после шипящих в кратких прилагательных.
Хорош, пригож, горяч, могуч, вонюч и т.д.
пишутся без мягкого знака.
Как отличать краткое прилагательное от наречия?
Наречие отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? …и чаще всего: Как?
Обозначает наречие признак действия, то есть относиться к глаголу. Ушел прочь. Отказался напрочь. Повторил точь-в-точь.
Краткое прилагательное отвечает на вопрос: Каков? И обозначает признак предмета. То есть относиться к существительному. Дом хорош. Душ горяч. Ветер, ветер, ты могуч…
Помимо глаголов, существительных, наречий и кратких прилагательных Ь после шипящих встречается в частицах и местоимениях. В них большинство людей мягкий знак пишут интуитивно правильно и запоминать данные случаи, на наш взгляд, не так важно.
Однако, для справки:
В частицах с шипящими окончаниями мягкий знак ПИШЕТСЯ всегда. Это частицы: ишь, лишь, бишь, вишь.
Примеры употребления частиц в предложениях:
То бишь это так. Ишь какой нашелся. Это всего лишь гром.
Местоимения всего два: НАШ и ВАШ . В них МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ.
Вот, собственно, все основные случаи употребления Ь после шипящих.
Для закрепления предлагаем также вашему вниманию схему, которая объединяет всё выше сказанное по написанию мягкого знака после шипящих.
Если у вас появились вопросы по тому, когда пишется ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях
или других частях речи, обязательно пишите их в комментариях.
Урок русского языка
Оборудование:
Схемы-опоры, плакаты «Мало уметь писать, надо уметь думать», «Хорошую речь хорошо и слушать», листы с текстом для групповой работы, карточки с заданиями разного уровня, сказка «Путешествие Ь», фонограмма . Компьютерное сопровождение урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с таких слов…
Прочитайте! Как вы понимаете эти слова?
Учащиеся. Будем писать без ошибок, а для этого нужно знать правила, уметь их применять, быть внимательными.II. Мотивация.
Учитель. Сегодня мы совершим удивительное путешествие в «Страну существительных», узнаем о приключениях одной буквы и её встрече с разными словами. Этот урок должен помочь вам подняться ещё на одну ступеньку грамотности.
III. Актуализация ранее усвоенных знаний.
Учитель. А начинаем мы путешествие по необычным дорожкам. Откройте тетради, запишите дату и вид работы.
Учитель. Назовите буквы, которые будем писать. Что вы можете сказать о них?
Учащиеся. Они обозначают шипящие звуки [ж], [ш] –твёрдые, [ч,], [щ,] –мягкие.
Учитель. Выберите из предложенных вариантов тот, который вам больше понравился, и запишите его в тетрадь. Итак, отправляемся в путь! Кому как удобней: «по тропинке» или «по кочкам»?
Учитель. Дорожку нам проложили шипящие, но среди букв русского алфавита есть одна особая буква. Учёные называют её буквой – помощницей. Что это за буква? Вы не догадываетесь?
Учащиеся. Мягкий знак.
Учитель. Что вы можете сказать о мягком знаке?
Учащиеся: ь – не обозначает звука; (примеры: день – [д,эн,])
ь – обозначает на письме мягкость предшествующего согласного; (примеры: соль)
ь – разделяет согласный и гласный, чтобы они не сливались; (примеры: вьюга)
IV. Работа над новым материалом.
Путешествие в «Страну существительных» (Чтение сказки учителем на фоне музыки сопровождается полосками со словами, дети читают слова в полосках хором.)
Сказка.
– Мягкий знак отправился в путешествие и мы вместе с ним.
Вдруг он оказался в загадочном лесу. Там он увидел
У входа стоял Здравствуйте! Кто здесь живёт? – спросил Мягкий знак.– Мы, существительные с шипящими на конце:
- А ты кто? – спросил сторож.– Я – Мягкий Знак! Давайте дружить!
– Нет! Ни в коем случае! Закричали все хором. Сторож даже поднял
Уходи! Не будем с тобой дружить! Ведь тогда ребята будут получать двойки! – возмутился и замахал крыльями грач.Мягкий знак обиделся, заплакал и пошёл прочь. Он вышел к полю, на котором росла
О чём ты плачешь? – спросила она.Мягкий знак поведал свою печаль.
– Не горюй, я буду с тобой дружить!
– И я, – пропищала из норки
И моя Мягкий знак обрадовался и не заметил, как наступила Я тоже буду с тобой дружить, – прошептала тихо ночь.Тут вмешалась мышь.
– Пусть запомнит
такую Мягкий знак - нам верный друг.Учитель. Ребята, а вы ещё не догадались, почему одни слова прогоняли Ь, а другие называли его другом? (Ответы - предположения детей.)
Учитель. Что общего в этих словах?
Учащиеся. Это существительные, они оканчиваются на шипящий.
Учитель. Что за секрет кроется здесь?
Учащиеся. Существительные произносятся одинаково.
Учитель. На какие две группы они разделились? Слайд№1(слова из сказки в 2 столбика: ж.р. м.р.)
Учащиеся. На существительные женского и мужского рода.
Учитель. Девочки, прочитайте существительные женского рода (на слайде у сущ. появляется ь), мальчики, прочитайте существительные мужского рода. Так что же это за «секретик»? Сделайте вывод, когда пишется мягкий знак?
Учащиеся. У существительных ж. р. после шипящих пишется Ь, а у существительных м. р. после шипящих Ь не пишется.
Учитель. Приоткроем «секрет». Верно ли наше предположение?
Учащиеся. Да, верно.
Учитель. Проверьте себя по учебнику. (Чтение правила стр.170).
V. Закрепление.
1. Коллективная работа с текстом.
Учитель. Отправился Ь дальше и попал в цирк и встретился там с ребятами (Открывается опора), глядя на которых, вы будете помнить правило нашего урока:- Кто объяснит, как будет работать опора? (У существительных ж. р. после шипящих пишется Ь, а у существительных м. р. после шипящих Ь не пишется.)
А мы попробуем догадаться, с кем из ребят-дрессировщиков подружится Ь? Найдите упражнение 450. Напишите существительные в 2 столбика - по родам: (луч, речь, сторож, ключ, плащ, мышь, помощь, товарищ, малыш, рожь, ночь, вещь)
По цепочке у доски, все в тетради.
2.Физкультминутка. Поищем слова из темы урока. Может они под стул закатились слева (наклоны влево ), может под парту справа (наклоны вправо )? Может гости слева видели, может гости справа (повороты )?
3. Работа в группах.
(Каждой группе даётся деформированный текст; слова - подсказки рассредоточены по классу : рож?, мыш?, плач?, сыч?, ноч?, тиш?, камыш?.) – (мет. Базарного)
Учитель. Вставьте подходящие по смыслу существительные в данные предложения. Вы их найдёте на информационном поле.
Текст.
Дорога шла через …. Вот пробежала …. В роще послышался …. Это … затянул песню. Вот и река. Наступила … и ловля началась. Кругом стояла …. … шептался с рекою. (1 ученик из каждой группы зачитывает ответ)
4. Слова – загадки.
Учитель. Запишите отгадки. Обозначив род сущ. (2 ученика за доской).
– Человек, который играет на скрипке (скрипач м. р.)
– Первая, прилетающая к нам весной птица (грач м. р.)
– Маленький ребёнок (малыш м. р.)
– Суп со свёклой и другими овощами (борщ м. р.)
– Он может быть дверным, скрипичным, гаечным и даже родником (ключ м. р.)
– Способность говорить. Она бывает устной и письменной.
(речь ж.р.)
(Взаимопроверка) Итог: - Поднимите руку, кто написал на «5», на «4»?
4. Творческая самостоятельная работа.
Учитель. Прочитайте пословицу. Как вы понимаете эту пословицу?
Учащиеся. Прочитайте предложения. (Открывается набор предложений, слайд №2).Я и мой товарищ(?) пошли удить рыбу.
Ребята пошли в лес.
Дорога к реке шла через рож(?).
Крик и смех нарушили лесную тиш(?).
Вот и речка.
Испугались звери и птицы.
Мы закинули удочки.
Ёж(?) шуршит по сухим листьям.
Учитель. Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?Учащиеся. Нельзя, так как в тексте предложения связаны по смыслу и объединены одной темой.
Учитель. 1 вариант – выпишите предложения на тему “Рыбалка”.
2 вариант – выпишите предложения на тему “В лесу”.
Распределите эти предложения в нужном порядке. Придумайте 2–3 предложения, употребив записанные ниже слова так, чтобы получился текст.
Итог: - Теперь прочитаем, какие получились тексты. Назовите слова с шипящими на конце, в которых вы написали ь?
5.Контроль полученных знаний.
Учитель. Чтобы проверить, как вы усвоили секрет урока: «Написания Ь», мы поработаем по карточкам, в каждой из которых 3 задания. Кто выполнит одно задание, тот получит оценку «3», два задания - «4», три задания – «5».
1 задание
Вставь, где нужно мягкий знак:
Шалаш.., помощ.., реч.., ключ.., доч.., ландыш…
2 задание
Вычеркни лишнее слово:
Врач?, рож?, тиш?, реч?, глуш?, молодёж?.
3 задание
Подбери к прилагательным, подходящие по смыслу существительные с щипящими на конце:
Колючий.. , горячая …. ,резиновый … ,летучая …. ,тёмная ….,
солнечный….
VI. Итог урока. Рефлексия
Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Что нового вы узнали о существительных женского и мужского рода с шипящими на конце?
– Что больше всего понравилось на уроке?
– За что можете себя похвалить?
– У вас на партах лежат полоски красного, синего, зелёного цветов. Кто из вас считает, что работал на “отлично”– покажите красную полоску, кто работал на “хорошо” – покажите зелёную полоску, а кто считает, что работал не в полном объёме, то покажите синюю полоску
.
VII. Домашнее задание на выбор.
Упражнение 454
Напишите мини - сочинение на тему «Мой товарищ»,
используя существительные с шипящими на конце.