Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Осенние дары огорода. Осенние работы в саду и огороде Гроздь винограда из желудей

Осенние дары огорода. Осенние работы в саду и огороде Гроздь винограда из желудей

В детских садах с наступлением осенней поры идет активная работа - воспитатели вместе с детками на занятиях активно задействуют природный материал. Ведь его не нужно приобретать - все можно собрать в ближайшем парке на прогулке или даже на собственном огороде.

Проявить фантазию предлагают и родителям, смастерив поделки «Дары осени» для детского сада своими руками, вместе с ребенком. Наблюдая, как мама или папа творят чудеса из самых обычных овощей или фруктов, малышу тоже захочется принять в этом участие. Такая деятельность повышает усидчивость, развивает воображение и просто поднимает настроение участникам творческого процесса.

Идеи осенних поделок «Дары осени» в детский сад

Ежегодно в детском саду, начиная с младшей группы, проводится выставка-конкурс «Дары осени». Для участия требуется лишь желание и немного подручных материалов, в качестве которых часто используют семена растений, каштаны, и шишки:

  1. Самым маленьким участникам конкурса осенних поделок «Дары осени», которые они понесут в детский сад, можно предложить легкую работу. Положив перед малышом обычный каштанчик можно предложить ему пофантазировать и представить его в виде какого-либо животного. При помощи пластилина, которым часто скрепляют детали поделок, легко сделать забавного паучка.

  2. Но не только из ядра каштана можно сделать поделку. Для этой цели подойдет и его кожура с иголочками. Их нее получится отличный ежик, которого можно декорировать рябиновыми ягодками и листочком.

  3. Каштановая тема неисчерпаема. Из обычных плодов, валяющихся под ногами, можно создать целый зоопарк. И для этого потребуется лишь взять зубочистки и яркий пластилин.

  4. А если с обратной стороны к каштану приклеить кусочек желтого фетра, а к нему желудь, то получится весьма правдоподобный гриб-моховик.

  5. Маленькому создателю красоты по душе придется работа с красками. С их помощью можно раскрасить желуди в яркие цвета и наполнить ими прозрачную емкость – такая необычная работа, несомненно, привлечет внимание.
  6. Из желудей, собранных в зеленом виде легко изготовить человечков и животных с помощью зубочисток.

  7. Если у вас есть грецкие орехи, каштаны, желуди и кусочки мха, можно предложить ребенку смастерить декоративный венок на входную дверь в группу – он смотрится необычно и нарядно.

  8. Не следует забывать и про овощи. С их помощью создаются потрясающие поделки в сад для выставки «Дары осени», и если делать их пошагово, то в работе не будет никакой сложности даже у ребенка. К примеру, обычная картошка может стать прекрасным исходным материалом для различных человечков. Благодаря своей круглой или овальной форме у мастера уже готова заготовка нужной формы. Останется лишь додумать декорации.

  9. На приусадебном участке помимо съедобной тыквы, выращиваются такие ее виды, которые специально предназначены самой природой для создания поделок. Некоторые из них имеют совсем крохотный размер и яркие разнообразные цвета. Воспользовавшись эти подарком природы, можно создать веселую тыквенную семейку.

  10. При помощи пластилина и семечек получится отличный ежик. Посадив его на полянку из трав и мха и украсив ее грибочками их желудей, получим реалистичную грибную полянку.

  11. Круглые краснобокие яблоки всегда ассоциируются с веселой гусеничкой. Чтобы такая поделка выглядела оригинально и не избито, следует дополнить ее необычным декором – бусинками, перышками и цветочками.

  12. Маленькие детки придут в восторг от того, что из простой шишки, пары листьев и кусочка пластилина можно сделать прекрасного лебедя.

  13. Из шишек получаются забавные животные, такие, как белка. Если в доме есть кусочки синельной (пушистой) проволоки, то ее можно использовать в качестве лапок и хвоста, а туловищем послужит шишка.

  14. В той местности, где растут грецкие орехи, не следует выкидывать скорлупу от них, ведь это отличный природный материал. Раскрасив их «под грибы» и посадив на деревянные ножки из веточек, получим целую грибную поляну.

  15. А если при помощи гуаши раскрасить орехи в разные цвета и поместить их в корзинку из листьев, то она станет оригинальным украшением.

С приходом прекрасной осенней поры дачный сезон потихоньку подходит к своему завершению. Тем не менее, золотой осенью еще следует потрудиться. Комплекс садово-огородных работ в этот период несложен, но весьма обширен: хозяева собирают дары урожая, высаживают саженцы, а также готовят почву, деревья и весь приусадебный участок к зимнему отдыху.

Сентябрь

Сад

Середина сентября – это основное время для сбора большинства сортов фруктов . При этом старайтесь не допускать перезревания урожая, иначе плоды будут хуже храниться, а при сильном ветре могут сорваться и испортиться.

Степень зрелости яблок или груш удобно определить, изучив семечки внутри плода. Если они белые – фрукты срывать рано, если окрас светло-коричневый – в самый раз, если оттенок семян темно-коричневый — плоды уже переспели. Чтобы легко снять фрукты, не тяните их, а чуть подтолкните вверх, одновременно закручивая вокруг своей оси.

После 15-20 сентября начинайте обрезку растений , удалите поврежденные и больные веточки. Осенью обычно делают санитарную обрезку, она должна быть не такой интенсивной, как весной. Параллельно подгребите остатки и приступайте из листьев здоровых деревьев.

В этом месяце размножьте летнецветущие растения отводом или делением на новые отростки. А с конца сентября можно заняться посадкой молодых саженцев – внесите под них питательную смесь, хорошо полейте и замульчируйте.

При необходимости, подготовьте ямки или траншеи для весенних посадок. Их желательно обложить шифером, чтобы корни не мешали соседним кустарникам.

Пока нет заморозка, подкормите плодово-ягодные деревья фосфорными и калийными препаратами, затем . Азот осенью вносить нельзя.

Со второй половины сентября можно удобрить плодовые деревья (для взрослых экземпляров до 2 кг под ствол, раз в несколько лет). Для этого по контуру приствольного круга сделайте канавку, засыпьте туда золу, затем заделайте все землей.

Если у вас растет земляника , то следует подрезать ее листики, а затем подкормить жидким навозом или комплексным удобрением.

Для клумбы сентябрь – это время высадки , которые цветут весной: , крокусы и пр. Также в этом месяце начинается зимняя (ранняя) .

При наличии не сливного искусственного пруда накройте его от падающих листьев. Также поухаживайте за : внесите осеннюю подкормку, сделайте аэрацию, подровняйте границы, заложите новую лужайку и т.д.

Огород

Капусту среди основных овощей обычно убирают позже, так как она легче всех переносит заморозки. А чтобы уберечь кочаны от растрескивания в дождливую погоду, слегка надорвите их корни, чуть вытянув из земли.

  • Совет: Наиболее подходящий день для проведения работ в саду и огороде выбирайте по .

Октябрь

Работы в саду

В октябре продолжайте санитарную обрезку деревьев и кустарников . Очистите стволы и скелетные ветки деревья от поврежденной коры, мха, лишайника. Побелите деревца, чтобы уберечь их от мороза, солнечных ожогов и жучков. В извёстку можно добавить немножко костного клея и красной глины – это предохранит побелку от смыва при длительных дождях. Дупла обработайте садовым варом.

В октябре следует заранее установить опоры, каркасы, сделать подвязки . Малину, или виноградную лозу до наступления заморозков следует пригнуть, привязав к колышкам или к раме, а вот укрыть их лучше позже, уже по первому морозу.

Для защиты от грызунов оберните и подвяжите к нижней части стволов садовых деревьев рубероид или специальную сетку. Особенно это важно для молодых растений.

До середины октября продолжайте размножать и пересаживать молодые деревья (при условии, что они уже сбросили листья) или высаживать на постоянное место , смородины, ежевики, крыжовника или жимолости.

Если у вас есть гладиолусы, канны или георгины – самое время их выкопать и отправить на хранение в погреб в таре с сухим песком или опилками. Также в октябре посадите луковицы однолетников , которые будут цвести летом (лилейник, аллиум, монтбреция, и пр.).

После всех работ соберите и выбросьте крупный мусор и ветки. Гнилые и опавшие плоды, листья больных растений нужно обязательно вынести подальше или сжечь. Листву здоровых деревьев снова сгребите и перенесите в компостную кучу, хорошо все утрамбуйте.

Наконец, в октябре почистите водостоки в доме, занесите в пристройку летнюю садовую мебель, подметите , утеплите дымоход и пр.

Работы на огороде

В первой половине октября выкопайте оставшиеся корнеплоды : , свеклу, редьку и пр.

При наличии теплицы подготовьте ее к зиме: проверьте все элементы, очистите, сделайте дезинфекцию хлорной известью (300 г/10 л.).

Также окончательно уберите огород на открытом грунте.

Если грядки небольшие, их можно на зиму вскопать. При необходимости, внесите удобрения под весеннюю посадку. Грунт можно прикрыть темной пленкой, чтобы земля быстрее прогрелась и меньше засорялась сорняками.

Ближе к концу октября или даже в начале ноября, за 3 недели до первых морозов и при постоянной температуре около +5С, приступайте к посадке тюльпанов и ( , озимый чеснок, щавель, лук, салат, сельдерей, укроп и др.). Высаживайте их чуть больше от плана, так как часть семян может погибнуть.

Ноябрь

Сад

Перед первыми заморозками присыпьте приствольные круги деревьев торфом или подсушенным компостом слоем в 4-7 см.

При появлении первых устойчивых морозов укройте теплолюбивые растения укрывным материалом – лапником, агроволокном и пр. Не забудьте, что соорудить каркасы или пригнуть ветки нужно загодя, в октябре, еще при плюсовой температуре.

Сделайте 1-2 удобные кормушки для птиц и после выпадения снега начинайте потихоньку их . Это доброе дело, к тому же пернатые друзья всегда помогут вашему саду избавиться от вредителей.

Огород

Грядки с растениями подзимнего сева мульчируйте торфом, компостом, соломой или листьями. Сделать это нужно, пока не выпал первый снег.

На этом осенние хозяйственные работы на даче завершены. Теперь все растения и земля могут спокойно зимовать, дожидаясь теплых и солнечных весенних дней.

Черткова Тамара
Планирование недели «Осенние дары»

Тема недели : «Осенние дары »

Цель : расширять представления детей об овощах, фруктах, ягодах;

формировать представление о взаимосвязях человека и щедрых даров природы;

поощрять стремление детей отражать свои впечатления в рисовании, лепке, аппликации.

Предметно-развивающая среда : Плакаты с изображением овощей и фруктов, ягод. Выставка литературных произведений, иллюстраций природы

Планируемый результат : Различать овощи, фрукты, ягоды.

Итоговое мероприятие : Выставка поделок из природного материала.

Дата «17» октября понедельник

1. Физ-ра (по плану инструктора по физ-ре) .

2. Речевое развитие. Тема : Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.

В. В. Гербова Ст. гр. Стр. 41

2 пол. дня

Рисование Тема :

«Создание дидактической игры «Что нам осень принесла »

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Ст. гр. Стр. 45 Утро :

Утренняя зарядка

Труд в уголке : протираем пыль с листочков.

Беседа : "Осень пришла , нам урожай принесла". Цель : Расширение представлений о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Д/игра : «Съедобное-несъедобное» . Цель : учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка) . Дать знания о полезных свойствах грибов. «С/р игра : Летние заготовки» - закрепление знаний о переработке овощей и способах фруктово – овощных заготовок на зиму. Познавательное развитие : «Для чего корешки?» Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения. Театрал. игры : Обыгрывание сказки «Репка» . Прогулка : Тема : «Труд взрослого – дворник (см. картотеку прогулок) Вечер : Пальчиковая игра : «Варим, варим мы компот» . ЧХЛ : Сказка В. Даля «Война грибов с ягодами» . Цель : познакомить с произведением, продолжать обучению анализа произведения. Х/Б труд : Расставить игрушки. Самостоятельная игровая деятельность. Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом.

Предложить детям настольный конструктор.

Создать условия для с/р игры «Моя семья» , «Магазин» , мелкие игрушки, овощи и фрукты, животные.

Самостоятельная деятельность детей

Цель : организовать самостоятельную деятельность детей, учить их играть дружно, сообща.

Индивидуальная работа по развитию речи. (Паша, Настя) .

Д/и «Чудесный мешочек» - упражнять в умении на ощупь отгадывать и называть грибы (Алина, Ксюша)

Индивидуальная работа с Лерой, Артемом, Яной по закреплению последовательности времен года.

Цель : Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времен года, развивать мышление.

Беседа с родителями, как они провели выходные с детьми.

Дата «18» октябрь вторник

Организованная-образовательная деятельность Совместная деятельность с детьми Свободная деятельность детей в течение дня Индивидуальная работа с детьми Работа с родителями

И. А Помораева. Ст.

Гр. Стр. 20

2 Музыка (по плану музыкального руководителя) .

2 пол. дня

2. Речевое развитие. (ЧХЛ)

Тема : Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» .

В. В. Гербова. Ст. гр. Стр. 36

Утро :

Утренняя зарядка

Труд в уголке : протираем пыль с листочков.

Беседа : «Беседа об осени »

Цель : сформировать у детей обобщенное представление об осени , как о времени года.

КГН : Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой сервировать стол, убирать посуду.

Д/игра : «Что такое хорошо, что такое плохо» . Цель : учить детей отличать хорошее поведение от плохого.

Пальчиковая игра : «Топ, топ…» (Развитие мелкой моторики рук) .

Прогулка : Тема : «Насекомые» (см. картотеку прогулок)

Вечер :

Комплекс гимнастики п/сна, закаливающие процедуры.

С/р игра : «Путешествие в лес» - повторить правила поведения в лесу.

Интеллектуальные игры. «Сложи квадрат»

Цель : Развивать зрительное восприятие, логическое мышление.

Строит. игры : «Паруса» . Цель игры : познакомить детей с формой "треугольник", развивать мышление.

Д/игра : «Чей лист? Чья ветка?» (у клёна – ветка кленовая, лист кленовый) Цель : Учить образовывать прилагательные от существительных. Предложить детям настольный конструктор.

Чтение стихотворения А. Барто «Я расту!» . Цель : познакомить детей с основной особенностью строения детского организма - ростом, познакомить с новым произведением. Повторение последовательности времен года, месяцев года и дней недели . (Артем, Никита, Максим Ф.) .

Инд по развитию речи (Матвей, Паша) . Разучить пословицы – уметь объяснить их смысл, развивать разговорную речь.

Беседа с родителями о поведение в ДОУ детей.

Дата «19» октябрь среда

Организованная-образовательная деятельность Совместная деятельность с детьми Свободная деятельность детей в течение дня Индивидуальная работа с детьми

Работа с родителями

1. Музыка (по плану музыкального руководителя) .

2. Социальный мир Тема : «О дружбе и

друзьях»

ОВ. Дыбина. Ст. Гр. Стр14

2 пол. Дня ИЗО (лепка)

Тема : «Осенний натюрморт » И. А Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду

Ст. гр. Стр. 42

Утро :

Утренняя зарядка

Наблюдение за комнатными растениями : полив цветов, уборка опавших листьев.

Беседа : «Что мы знаем об овощах»

Цель : закрепить представления о том, где выращиваются овощи, знания об их свойствах.

КГН : Закреплять умение дежурить по столовой : мыть руки, надевать фартук, ставить на стол салфетницу, хлебницу, раскладывать ложки справа от тарелки. Участвовать в уборке посуды после еды.

Д/игра : «Чудесный мешочек» . Цель : развивать тактильные ощущения, учить узнавать на ощупь овощи и фрукты. Прогулка : Тема : «Воробьи» (см. картотеку прогулок) Вечер : Комплекс гимнастики п/сна, закаливающие процедуры. ОБЖ : Познакомить детей с предметами домашнего обихода, которые могут представлять для них опасность (электроприборы, газовая плита, то, что стоит на газовой плите, нож) . Пальчиковая игра : «Я корзину в лес беру» ХБТ : Расставить игрушки. П/исслед. деят : Экспериментирование «Изучаем отпечатки пальцев» . Игра на внимание : «Овощная радуга» . Цель : развивать зрительное внимание при составлении цветных картинок-половинок. Игры в игровых зонах, развивать умение играть рядом с друг другом.

Игра «Собери цепочку»

Нарисуй дощечки» (штриховка прямыми линиями) .

(Настя М, Лера Ф) . Обвести по трафарету овощи и заштриховать их – развивать мелкую моторику пальцев рук. Повторение с детьми своего домашнего адреса. (София Ч., Настя Ф.)

Упражнять в сравнении предметов по форме и цвету Катя Т., Даша Т., Марина Н.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса.

Информация о профилактике гриппа.

Дата «20» октябрь четверг

Организованная-образовательная деятельность Совместная деятельность с детьми Свободная деятельность детей в течение дня Индивидуальная работа с детьми Работа с родителями

Тема : Экскурсия в библиотеку С. Н. Николаева Ст. гр. Стр. 18

(на прогулке)

(см. планы доп . образования)

ИЗО (рисование)

По замыслу детей на тему «Осенние дары »

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду

Ст. гр. Стр. 88 Утро :

Утренняя зарядка

Беседа : «Что нам осень подарила , что в корзину положила?» . Цель : закрепить знания об овощах, фруктах. Д/игра : «Запасы зверей» Цель : Совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду,

развивать внимание, память, наблюдательность.

ЧХЛ : Чтение Ю Тувим «Овощи» – помочь больше узнать об овощах с помощью художественного слова.

Словесная игра : - закрепить местопроизрастание разных овощей

Прогулка : Тема : «Трава и цветы» (см. картотеку прогулок)

Вечер :

Комплекс гимнастики п/сна, закаливающие процедуры.

Повторение стиха : «Твои друзья»

Фантазирование : «Что ты видишь?»

(Рассматривание иллюстраций, репродукций) .

Совместная игра с воспитателем :

Отгадывание сказок : «Про всё на свете» .

Театрал. игры : «Зверята» . Цель : формировать у детей навыки звукоподражания.

ХБТ : Расставить игрушки.

Настольный театр : «Овощная сказка» Цель : Формировать интерес к театрализации. Сюжетно – ролевая игра : «Аптека» .

Ручной труд.

Конструирование : постройки из крупного строительного материала.

Самостоятельная художественная деятельность детей.

Пение любимых песен.

Игра на музыкальных инструментах.

П/игра : «Море волнуется раз» . С Таней С., Мишей Т., Ромой Д. повторить последовательность времен года, месяцев года и дней недели . Игра «Что за чем?»

Инд работа по подготовке руки к письму (Настя К, Лейла) . Обвести по трафарету овощи и заштриховать их – развивать мелкую моторику пальцев рук. Побеседовать с детьми об опасных ситуациях дома.

Дата «21» октябрь пятница

Организованная-образовательная деятельность Совместная деятельность с детьми Свободная деятельность детей в течение дня Индивидуальная работа с детьми Работа с родителями

1. ОБЖ Тема :

«Возле речки, на реке» . Гарнышева Ст. гр. Стр. 40

2. Физ-ра (по плану инструктора по физ-ре) .

2 пол. дня

Конструирование

Тема : «Мост» Конструирование из строительного материала. Л. В. Куцакова Ст. гр. Стр37

Утро :

Утренняя зарядка

Труд в уголке природы : Полив цветов, рыхление почвы.

Беседа : «Дары огорода » Цель : систематизировать и углубить знания об овощах и фруктах. Уточнить представления об их многообразии.

Словесная игра : «Что растт в земле, а что на грядке?» Цель : закрепить местопроизрастание разных овощей.

Ситуативный разговор : «Овощи все нужны, в них витамины все важны» - закрепить знания о витаминах А, В, С, К, Е

Д/игра : «Сравни ягоды» . Цель. Закрепить умение сравнивать ягоды. Упражнять в подборе слов, противоположных по значению внутренних органов.

Настольная игра : «Овощное лото» . Цель : Создать условия для развития умений детей сознательно принимать игровую задачу.

Строит. игры : «Огород» . Цель : Закрепить ранее полученные знания о огороде. Прогулка : Тема : «Туман» (см. картотеку прогулок)

Вечер :

Комплекс гимнастики п/сна, закаливающие процедуры.

ЧХЛ : Сказки «Вершки-корешки» Цель : Расширять знания детей об овощах и их пользе. Х/Б труд «Порядок в шкафу с игрушками и пособиями» . Цель : учить детей самостоятельно и эстетично расставлять игрушки и пособия. Итоговое мероприятие : . Самостоятельные игры детей в игровом уголке.

Цель : поощрять участие детей в совместных играх, развивать интерес к различным игрушкам.

Д/и «Четвртый лишний» - закрепить классификацию : овощи, фрукты, ягоды. Индивидуальная работа в уголке ИЗО с Ваней и Максимом.

«А это какого цвета?» -

Цель : развитие цветового восприятия.

Итоговое мероприятие : «Выставка поделок из природного материала» . Поговорить с родителями о состоянии самочувствия детей.

Урок 6 РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ «ДАРЫ ОСЕННЕГО САДА И ОГОРОДА» (акварель)

15.11.2013 11698 0

Цели : ознакомить с произведением изобразительного искусства; развивать умение сравнивать цвет и форму натуры с выполняемым рисунком; закреплять значения труда в жизни человека.

Оборудование :

Изобразительный ря д: репродукция Т. Н. Яблонской «Хлеб»; образец педагогического рисунка «Дары осеннего сада и огорода» (акварель); яблоко, груша, морковь и огурец (настоящие или муляжи).

Литературный ря д: стихотворения – А. Максаев «Бахчевник», Л. Чернышова «Огород», С. Погореловский «Слава миру на земле!»; загадки.

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся .

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

– Тема сегодняшнего урока – «Дары осеннего сада и огорода», которые мы будем рисовать с натуры.

III. Вводная беседа.

Слово учител я. Закончилось лето, и вы вместе с родителями, бабушками и дедушками убираете осенний урожай.

 Расскажите о своих впечатлениях от наблюдений за уборкой осеннего урожая в саду и огороде.

 Какими осенними работами заняты колхозники и горожане?

В это время у земледельца много дел. Он убирает все засеянное и посаженное весной, запасает еду, готовит поля под будущий урожай. Осенью идет уборка урожая. Его убирают машинами – комбайнами. Осенью также убирают картофель и овощи: капусту, морковь, свеклу. После уборки урожая вносят удобрения на поля, а затем поля вспахивают. Зимой вспаханная почва быстро промерзает, и в ней погибает часть семян сорняков, вредные насекомые и их личинки, спрятавшиеся в почву на зиму. На некоторые вспаханные поля уже осенью высевают семена ржи и пшеницы. На огородах сеют морковь, петрушку, укроп.

В садах, парках, скверах высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью или специальной краской.

Осенью и в городах, и в селах люди заготавливают топливо на зиму, утепляют квартиры, закладывают на хранение фрукты и овощи. Земледельцы потрудились на славу. Вся страна благодарит своих кормильцев, без которых не могла бы расти и богатеть наша Родина. Послушайте такие стихи:

СЛАВА МИРУ НА ЗЕМЛЕ!

Миру на земле!

Хлебу на столе!

Хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой;

Теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал – пришел.

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло:

Сколько рук его растило,

Охраняло,

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом – тем, что на столе, –

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло:

Сколько рук его растило,

Охраняло,

В нем – земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, –

Вырастай богатырем!

Миру на земле!

Хлебу на столе!

Слава тем,

Кто хлеб растил, –

Трудов и сил!

Слава им,

Привет от нас

В добрый день,

В счастливый час!

Сергей Погореловский

 А какие литературные произведения, посвященные трудовым достижениям русских людей на полях нашей Родины, вы знаете?

Послушайте стихотворения, которые я приготовила к уроку.

БАХЧЕВНИК

Хороши у нас арбузы

В эту осень на бахчах,

Ходит сторож седоусый

С одностволкой на плечах.

Оглядит арбузы зорко

И вернется к шалашу,

Хрустнет дымчатая корка –

Сок струится по ножу.

А. Максаев

У меня есть огород,

Все, ребята, там растет.

Вот подсолнух золотой

Чуть качает головой.

Огурцы растут на грядке,

Возле них горошек сладкий,

И чеснок, и кабачок,

И демьянки, и лучок.

Ну, а лучше всех арбуз –

Удивительный на вкус.

Кукурузные початки

До чего ж вкусны и сладки,

Их старательно ращу.

Всех ребят я угощу.

Л. Чернышова

IV. Анализ произведений изобразительного искусства.

Учител ь. Перед вами репродукция картины Татьяны Ниловны Яблонской «Хлеб» . Эта работа наполнена радостью жизни, искренней верой в человека труда, горячей любовью и уважением к нему.

 Что вы видите на этой картине?

Летний солнечный день. На колхозном току кипит работа: молотят хлеб, насыпают его в мешки, везут на элеватор. На борту одной из машин укреплено красное полотнище. Надпись на нем: «Хлеб – сила и могущество нашего государства».

Огромная скирда еще не обмолоченного хлеба свидетельствует об обильном урожае, которого добились колхозники своим самоотверженным трудом. Люди работают у молотилок, веялок, насыпают тяжелые мешки, грузят их на машины. Им, скромным труженикам, подлинным героям, Яблонская уделила главное внимание. Художница с искренней любовью и большой жизненной убедительностью показала людей труда.

Хорошо передан ритм бодрого, радостного, дружного труда колхозников. Особенно ярко это выражено в образе молодой, красивой, жизнерадостной колхозницы. Ее смуглое разрумянившееся лицо с живыми умными глазами озарено приветливой, чуть задорной улыбкой. Ноги ее утопают в золотистом зерне; красивым, сильным жестом она засучивает рукав. Как по смыслу, так и по конструкции картины она главная героиня. К ее крепкой фигуре сходятся все линии композиции, все персонажи подчинены ей: и колхозница, завязывающая мешок с зерном, и фигуры женщин на дальнем плане.

Образ этой девушки как бы символизирует красоту мирного труда. Картину «Хлеб» пронизывает жизнерадостное настроение, и этому во многом способствует ее живописный строй. Яркий свет летнего солнца играет на лицах и одеждах колхозниц, от золотой пыли воздух кажется чуть туманным.

Т. Н. Яблонская говорила: «Мне хотелось передать радость коллективного труда прекрасных людей».

 Отгадайте, какие овощи и фрукты мы сегодня будем рисовать.

Лежит Егор под межой,

Накрыт зеленой фатой.

 Что это такое?

Верно, это огурец.

 Какова у огурца форма?

При этом помните, что огурец имеет не просто овальную форму. У него очень вытянутые пропорции.

 А какова цветовая окраска огурца?

Сверху зелено,

Снизу красно,

В землю вросло.

 Что это такое? (Морковь.)

Синий мундир,

Желтая подкладка,

В середине сладко.

 Что это такое? (Слива.)

V. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.

– Внимательно посмотрите, как я выполню рисунок этих фруктов и овощей (см. Приложение) .

1. Работу веду от начала и до конца сразу краской – акварелью. Намечаю место каждого из предметов таким образом, чтобы между фруктами и овощами промежуток оказался меньше, чем поле вокруг них. Сразу же не просто определяю, где будет нарисован тот или иной предмет, но и выполняю вторую задачу – определяю форму, на которую он похож. Яблоко похоже на круг, грушу можно вписать в треугольник. Огурец и морковь похожи на вытянутые овалы. Только надо учесть, что у моркови один конец более широкий.

2. Тщательно определяю форму каждого из изображаемых предметов, при этом уточняю пропорции каждого фрукта и овоща.

3. Каждый из фруктов и овощей по контуру прорисовываю более насыщенным цветом. Для яблока этот цвет будет красным, для груши и огурца – темно-зеленым, для моркови – коричневым.

4. Для перехода от этих темных цветов возьмем другие оттенки. Этими цветами заливаем всю поверхность предметов, оставляем лишь белыми, нетронутыми небольшие участки в верхней части слева.

 Что это за поверхности?

Верно, это блики – самые освещенные места на предмете, куда солнечные лучи лучше всего попадают.

Около красного цвета у яблока проложим оранжево-красный цвет, грушу зальем зелено-желтым, а огурец – зеленым цветом. Для моркови возьмем чистый оранжевый цвет.

Теперь ведем работу еще более тонкими оттенками. Главная задача – выполнить наброски как можно ближе по цвету к натуральным. Рисунок закончен.

VI. Самостоятельная работа учащихся.

Перед вами сложные задачи:

1) за ограниченное время необходимо грамотно расположить четыре предмета;

2) определить их пропорции и форму;

3) найти те цвета на палитре, которые соответствуют фруктам и овощам в натуре.

VII. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учител ь. А сейчас перед вами лучшие работы ваших одноклассников. Эти работы отличаются декоративностью и оригинальностью.

2. Обобщение изученного материала.

 С репродукцией какой художницы вы сегодня познакомились?

 Кто запомнил название картины, которую выполнила Т. Н. Яб-лонская?

 Чему посвящено это произведение?