Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » «Пёс "Дружок". Автоматизация звука в сочетаниях «тр», «др». Автоматизация звука в звукосочетаниях -тр, -др Речевой материал на тр и др

«Пёс "Дружок". Автоматизация звука в сочетаниях «тр», «др». Автоматизация звука в звукосочетаниях -тр, -др Речевой материал на тр и др

Цель: формирование навыка правильного произношения в звукосочетаниях - тр, - др.

Дидактические:

  • Отрабатывать умение правильно выполнять упражнения по артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастикам, чтобы сформировать правильный артикуляционный уклад для звука "р".
  • Вырабатывать навык правильного произношения звукосочетаний - тр, - др в слогах, словах, удерживая кончик языка вверху.

Коррекционные:

  • Коррекция мелкой моторики, фонематического слуха.
  • Развитие мимической моторики, нормализация мышечного тонуса лица путем самомассажа.

Воспитательные:

  • Воспитание мотивации путем игровых моментов.

Оборудование: собака, язычок - логовичок, возд. шарик, су - джок, картинки - эмоции, солнышко, туча, дождь, молния, д. игры: ромашка, "поднимись по лесенке", " найди ключ", " подбери ключик к замочку", сундучок с угощеньем, дерево с дроздом.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришел пес. А вы попробуйте угадать, как его зовут? В его имени есть звук Р. Я назову клички животных, а вы внимательно слушайте: Полкан, Жучка, Пальма, Дружок.(Дружок)

Сегодня на занятии мы отправимся в гости к дрозду, который живет на дереве в лесу. А кто будет хорошо заниматься, тот получит сладкий приз от дрозда.

Кто издает звук над которым мы сегодня будем работать. (собака, тигр)

Правильно вы догадались мы будем учиться произносит звук Р в сочетаниях -тр, - др.

2. Гимнастика для язычка. А как мы найдем дорогу к дрозду? Нам поможет язычок - логовичок. Чтобы он указал нам путь, мы должны выполнить гимнастику для язычка.

1. Блинчик.

2.Чашечка.

3. Лошадка.

4. Грибок.

5. Гармошка.

6. Вкусное варенье.

3. Дыхательная гимнастика.

Полетим на воздушном шаре. Подуем, чтобы он полетел.

Сделаем вдох и плавный медленный выдох.

Упр. Для щек:

Надуем щечки, как шарик.

Шарик сдулся (втянули щечки)

4. Мимические упр.

Посмотрите на улицу, выглянуло солнышко.

Какое настроение у нашего Дружка. (выберите из картинок)

Изобразим радость.

Откуда не возьмись, набежали тучки (удивление )

Пошел дождь (Грусть) .

Гроза (испугались) .

5. Мы попали под дождь. Чтобы нам согреть лицо и руки сделаем самомассаж.

Ручки растираем: и разогреваем (хлопки)
И лицо теплом своим мы умываем.
Грабельки сгребают все плохие мысли.
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперёд сгибаем,
Тянем вниз за мочки,
А потом уходим пальцами на щёчки.
Щёчки разминаем, чтобы надувались.
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Уголками губ мы щёчки поднимаем,
А потом от носа, мы к губам стекаем.
Тянем подбородок и его щипаем,
А потом по шейке ручками стекаем.

6. Согрелись, а теперь мы поедем на машине. Заведем моторчик. (др.)

Нашей собачке было весело и она запела песенку, давайте повторим:

тра, тра, тра,
тро, тро, тро,
тру, тру, тру,
Мотор гудит сильно, споем громко. дра, дро, дры, дру.
А теперь споем тихо. тра, тро, тры, тру.

7. Машина заглохла, помогите ее починить. Выберите те ключи, где есть звук "Р". (на ключах картинки с сочетаниями -др,-тр.)

8. Дорожка.

Поедем по дорожке. Надо выбрать ту дорожку, где есть картинки со звуком "Р".

Вот мы добрались до цветочка. Давайте немного отдохнем.

9. Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся. (туловище влево - вправо) Больше спать не захотел. (туловище вперед - назад) Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется. Бабочка кружит и вьется. (покружиться).

10. Собрать ромашку, назвав картинки.(картинки: стручок, трон, трава, дрова, драка, дракон). Дети собирают ромашку, нанизывая лепестки на шнурок.

11. Массаж ладошек .

Увидели ежика.
Гладь мои ладони еж,
Ты колючий, ну и чтож.
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.

12. Массаж пальцев рук.

13. Собрать пирамидку.

Тра, тра, тра - в детский сад идем с утра.
Тро, тро, тро - в садик ехали в метро.
Тры, тры, тры - в сказках гномики хитры.
Дро, дро, дро - у нас новое ведро.
Тра, тра, тра - мы сидели у костра.

Вот мы и добрались до дерева. Кто здесь живет? (дрозд).

Но чтобы к нему попасть, надо собрать пирамидку из квадратов и назвать цвет. (синий квадрат:)

14. Найти ключ от ларца.

Дрозд нам приготовил угощенье, но вот беда, перепутал ключи от ларца.

Помогите найти нужный ключ. Дети подбирают ключ к ларцу, в ларце-конфеты.

Поблагодарим за угощенье, наше путешествие подошло к концу.

Понравилось вам занятие? Что понравилось в путешествии? Как вы думаете, за что угостил вас дрозд? Вы хорошо занимались на занятии. Правильно проговаривали звук Р.

Автоматизация звука [р] в слогах

Занятие 1

Автоматизация звука [р] (тр, др )

— Стань так, чтобы перед тобой было окно. Повернись так, чтобы слева от тебя было зеркало. Пройди к середине комнаты. Что слева от тебя? Что справа?

Упражнение на дыхание

Катать карандаш по столу, стараясь, чтобы воздушная струя была не прерывистой, а сильной и длительной.

Развитие артикуляционной моторики

Повторить предыдущие упражнения.

Развитие памяти, внимания

Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движением кистей и пальцев рук.

Игровые задания

«Пилим дерево». «Рубим дрова». «Мастерим домик».

Тра-тра-тра; дра-дра-дра;

тра-тра-тро; дро-дро-дро;

тру-тру-тру; дру-дру-дру;

тры-тры-тры; дры-дры-дры;

тра-тро, тру-тры; дра-дро;

тро-тра, тру-тра; дры-дра;

тор-тра-тру; дра-дро-дру;

тра-тро-тру-тры; дра-дро-дры-дру.

«Игра с мячом». Лови мяч, если в слове услышишь звук [р]. Логопед произносит слово, затем бросает мяч. Определение позиции звука [р] в словах дрова, осетр, рак. Положить кружочек — символ звука в соответствующее окошко звукового домика.

Ознакомление с буквой р

Занятие 2

Автоматизация звука [р] в обратных слогах

«Слушай внимательно». Присесть столько раз, сколько услышал хлопков и ударов в бубен.

Атр-атр-атр-атр;

отр-отр-отр-отр;

утр-утр-утр-утр-утр;

ытр-ытр-ытр-ытр;

ятр-ятр-ятр-ятр;

етр-етр-етр-етр-етр;

ютр-ютр-ютр-ютр-ютр;

итр-итр-итр-итр-итр;

атр-отр-итр;

итр-утр-ыр;

ятр-итр-утр.

Какого звука не хватает в слове? Узо..., абажу..., ти…, жи..., монте..., вее..., вете..., зефи..., мото..., акте... .

Развитие фонематического восприятия

Отстукивание ритмического рисунка слов комар, Арктика, порт, арбуз, ирга.

Анализ и синтез слогов

— Сколько звуков в слоге ар ? Какой первый звук в слоге ар ? Какой второй звук? Какие звуки ты услышал в слоге ур ? Звук [о] «подружился» со звуком [р]. Какой слог получился?

Обозначение слогов цветовыми символами.

Составление слогов из букв

Занятие 3

Автоматизация звука [р] в открытых слогах

Развитие слухового восприятия

Отстукивание ритма на бубне.

Координация дыхания, артикуляции и фонации

Игровое упражнение «Музыканты». Играем на барабане, трубе, контрабасе и тромбоне.

Произнесение слогов со сменой ударения.

Ра-ра-ра-ра; ра-ро;

ро-ро-ро-ро; ры-ру;

ру-ру-ру-ру; ру-ры-ро;

ры-ры-ры-ры; ра-ро-ру-ры.

Развитие фонематического восприятия

Какой слог лишний? Ра-ра-ра-ры, ра-ра-ра-ла.

«Придумаем имена куклам». И... (ра ), Ве... (ра ), Ма... (ра ), Ле... (ра ), Ла… (ра ).

Дополни слог. Што... (ра ), шпо...ра ), па... (ра ), ко... (ра ), но... (ра ).

— Какой слог исчез из слова Буратино ? Бу...тино (ра ).

— Какой слог исчез из слова радуга ? ...дуга.

— Назови пропущенный слог. Во...та (ро ), во...на (ро ), ко...ва (ро ), пе... (ро ), кенгу... (ру ), ко... (ра ).

Анализ и синтез слогов

— Какой первый звук в слоге ра ? Назови второй звук. Сколько звуков в слоге ра ?

— Скучно одному звуку [р]. Пригласим к нему звук [у]. Звук [р] «подружился» со звуком [у]. Какой слог получился?

Аналогичное задание выполнить с другими гласными звуками.

Чтение слогов

Занятие 4

Автоматизация звука [р] в слогах со стечением согласных

Пространственная ориентировка

Расставляются игрушки в разных частях комнаты. Куда пойдешь, что найдешь? Прямо пойду — котенка найду. Назад поверну — мишку найду. Налево пойду — собачку найду. Направо пойду — лисичку найду.

Игровое упражнение «Жонглеры». Подбрасываем шарики и произносим слоги.

Пра-про; бра-бро-бру;

пру-пры; вра-вро;

про-пру-пры; вру-вры;

бра-бро; вро-вро-вру-вры.

бру-бры;

— Какой слог лишний? Вра-вра-кра.

Развитие фонематического восприятия

Определение позиции звука [р] в словах врач, повар, радист. Обозначение места звука на звуковой линейке.

— Послушай слова прыгун, вратарь. Какой слог потерялся? ...гун, ...тарь.

— Составим слова. Скажи слог бра, а я дополню его звуком [т]. Какое слово получилось? Скажи слог вра, а я — тарь. Какое слово мы составили?

Составление букв р и в из частей.

— Какие одинаковые элементы есть в этих буквах? Найди буквы, в которых есть такие элементы.

Составление слогов из букв разрезной азбуки.

Расставить картинки на рейки: на верхнюю — в словах-названиях звук находится в начале слова, на среднюю — в словах-названиях в середине; на нижнюю — в словах-названиях в конце.

Занятие 5

Автоматизация звука [р] в обратных слогах

Пространственная ориентировка

— Кто стоит справа от тебя? Кто сидит слева от тебя? Стань перед Мишей. Стань за Колей. Кто стоит за тобой?

Игровые задания

«Музыканты». «Играем на балалайке».

Фра-фру;

фры-фро;

фро-фру-фры;

фра-фро-фру-фры.

«Разговор Крокодила с Носорогом». Выразить интонацией при произнесении слогов эмоциональные состояния.

Кра-кро. (довольно)

Кра-кро-кру. (недовольно)

Кра-кро-кру-кры. (уверенно)

Гру-гры. (робко)

Гру-гра-гры. (возмущенно, яростно)

Гра-гро-гру-гры. (спокойно)

Развитие фонематического восприятия

«Игра с мячом». Ловить мяч, если в слове есть звук [р].

— Составим слово. Скажи слог кра, а я — звук [н]. Какое слово получилось? Скажи слог гру, а я — ша. Какое слово получилось?

— Посмотри на картинки и угадай слова с пропущенным звуком. К...ыша, г...оза, г...ад. Назови пропущенный звук.

Задания, используемые на этапах автоматизации звука [р]
в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи


тра-тро-тру-тры; дра-дро-дры-дру

Произнеси слова правильно

Трава, трап, трал, люстра, трактор, траншея, трапеция, трамплин, тростник, тракторист, траншея, трамвай, канистра, матрац, завтра, тетрадь, транспорт, завтракать.

Утро, трос, метро, тропа, тройка, тропики, трость, патрон, матрос, тротуар, тростник, тропинка, альбатрос, троллейбус.

Петр, фетр, литр, центр, метр, министр, театр.

Трус, труд, труба, трубка, трусость, трубочист, петрушка, трусишка, ватрушка, трудный.

Костры, астры, шатры, метры, ветры, гетры, хитрый, отрывать.

Кедры, дрозд, дровни, другой, аэродром.

Дракон — Дракончик — Дракошечка.

Драка, драчун, выдра, драп, драники, гидра, квадрат, квадратный.

Друг, подруга, дружба, дружить, дружный, подружиться.

Антонимы. Враг — друг.

Ведро, ядро, бедро, дрова, дровосек, дровни, дрофа, дрозд.

Страус, страх, струя, струна, люстра, стройка, страница, строить, строитель, остров, стружка, страх, страна, страшила, страшно, странник, страна, острый, пестрый, быстрый, страшный, стройный, странный, строгать.

Задания

«Одно слово — много значений». Труба — музыкальный инструмент, труба на крыше дома, водосточная труба, трубочка для коктейля.

Подберем слова-«родственники» к словам тропа, трава, труба.

Трава — травка — травинка — травушка — травиночка.

Тропа — тропка — тропинка — тропочка — тропиночка.

Труба — трубка — трубочка — трубочист.

Повтори эти слова.

Угадай слово из перепутанных слогов ва-тра.

Дополни звук (букву), слог.

Друг — вдруг,

раки — драки,

трос — матрос.

Замени звук (букву).

Трап — трал,

трап — драп,

трал — драл,

трава — дрова,

выдра — ведра.

«Слово в слове». Драка (рак, кар, дар ), транспорт (порт, рано, спорт ).

Подскажи нужное слово.

Дровосек рубит... (дрова ). По тропинкам не ездят... (трамваи ). По городу ездят... (трамваи ). В траншею упала... (трость ). Дракончик делает упражнения на... (турнике ). Трамвай и троллейбус — это... (транспорт ). Рая и Рома подметают... (двор ).

ра

Произнеси слова правильно

Рак, рама, раки, рано, рана, радио, радуга, работа, ракушка, раковина, ракета, ракетка.

Муравей, муравейник, каравай, караван, парашют, парашютист, каракатица, карандаш, карамель, курага, курабье, макраме, буран, баран, карась, гараж, барабан, баранки, фотография.

Юра, Кира, Ира, Шура, Вера, Жора, Тамара, дыра, гора, кора, нора, пара, штора, шпора, конура, канистра.

Задания

Какой звук проглотил злой волшебник Звукоед в словах...аду-га, ...акушка, му…авей, ка...андаш ? Повтори эти слова.

Раздели на слоги слово конура. Произнеси слово без слога ну. Конура кора. Замени звук [к] на звук [н]. (Нора. ) Переставь слоги в слове нора. (Рано. ) Замени звук [о] на звук [а]. (Рана. )

«Слово в слове». Радуга... (дуга.) Какой слог исчез из слова?

Переставь буквы. Рад дар. Гора рога. Мара рама.

Ребус. Рыба, арбуз, краб. Назови предметы. Выдели первый звук в их названиях. Составь слово из этих звуков. (Рак. )

рак

рана

рамка

радуга

ракушка

раковина

Какая общая часть есть в словах баран, баранка, барабан ?

«Развиваем грамматический строй речи».

Подскажи конец чистоговорки.

Аш-аш-аш, есть у Ромы... (карандаш ).

Ши-ши-ши, на столе... (карандаши ).

Шом-шом-шом, рисует Рома... (карандашом ).

Вей-вей-вей, несет травинку... (муравей ).

Раном-раном-раном, баран бодается с... (бараном ).

Замени звук (букву). Гора пора нора кора.

«Буква потерялась». Бу...ан, ба...ан, га...аж.

«Слово в слове». Радость (рад, ад, дот, рост ), ракета (рак, кета ), пират (пир, тир ), барабан (бар, рана, раб ), баранка (баран, ранка ), ракушки (рак, ушки ), радуга (рад, дуга ).

«Учимся размышлять».

Что общего между раком, карасем и ракушкой?

Вспомни слова — названия пищи со звуком [р].

Вспомни слова — названия предметов, которые движутся, со звуком [р].

Назови предметы, которые отвечают на вопрос «Кто это?»

.) Карабас-Барабас. Кто быстрее убежит от Карабаса-Барабаса — Буратино или Артемон? Какой совет ты мог бы дать Карабасу-Барабасу?

«Ра-ра-ра, ра-ра-ра, начинается игра.

Я прошу со слогом ра мне сейчас назвать слова».

Придумай пять слов, которые начинаются со слога ра .

Автоматизация звука [р] в словах со слогом ро

Произнеси слова правильно

Рог, рот, рожь, Рома, роза, рога, рота, рост, Родина, рожок, рожки, робот, урок, корова, коробка, горох, герой, горошек, горошинка, сырок, розетка, мороженое, ворота, ворона, воробей, дорога, пирог, порог, город, огород, паром.

Задания

«Правильно ли я сказала слова?» Доробей, корох, доробка. Скажи эти слова правильно.

«Одно слово — много названий». Рожки, перо, розетка.

Перо птицы, перо для ручки.

Рожки (козленка), рожки (макароны).

Розетка для варенья, розетка электрическая.

Замени звук, букву. Рот ров. Роза рота рога. Ворота ворона корона корова.

К слогу по добавь слово рог. Какое новое слово получится? Рог порог.

Если к слову роза «пригласить» звук [г] на первое место, какое новое слово получится?

Дополни слово Рома, чтобы получилось слово — название цветов. Рома... (шки ).

«Развиваем память».

Послушай, а потом повтори слова. Дорога, ворота, ворона. Послушай слова еще раз. Дорога, ворота, ворона, сорока. Какое новое слово появилось?

«Слово в слове». Гроза (раз, рог, газ, гора, роза ). Носорог (нос, сор, сон, рог, рос ). Творог (вор, рог, говор ). Пирог (рог, пир ). Дорожки (рожки, корки ).

Подбери слова-рифмы.

Корона — ... (ворона ), рог — ... (порог, пирог ).

Несколько роботов.

«Найди одинаковые предметы». Найди роботов, которые отличаются по цвету, по величине.

Подскажи слово.

Падал снег на... (порог ),

Кот слепил себе... (пирог ).

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог... (утек ).

Пирожки себе пеки

Не из снега — из муки!

П. Воронько

Повтори слова. Ромашки кармашки морошка.

Придумай слова со слогом ро.

Много слов со слогом ро.

Роза, Рома, рот, ведро,

Робот, пароход, метро.

Автоматизация звука [р] в словах со слогом ры

Произнеси слова правильно

Рысь, рыба, рыбак, рынок, рыжик, корыто, норы, горы, куры, шары, тигры, игры, шпоры, бобры, омары, комары, корыто.

Задания

«Развиваем память»

Повтори слова. Комары, норы, горы, шары, норы, шторы, помидоры. Сколько слов запомнил?

Волшебник Звукоед украл полсловечка. Назови последний слог. Ша..., го..., но..., што..., кома..., помидо..., самова..., го..., но... .

Чем отличаются слова рота роза; рык рысь; норы горы ?

Какие общие слоги в словах ворота, ворона, воробей ?

«Развиваем грамматический строй речи»

Подбери слова-«родственники» к слову рыба.

Рыба — рыбка — рыбонька — рыбешка — рыбища — рыбина — рыбак — рыбачка — рыбачий — рыбачить — рыбий — безрыбье — рыбалка — рыболов.

Какое слово не подходит? Рысь, рысенок, рысий, рысья, рыскать.

«Лесенка из слов». Прочитай слова. Назови самое короткое слово. Назови самое длинное слово. Сколько звуков в каждом слове?

рык

рыба

рыбак

рыбаки

рыбалка

«Слово в слове». Разговоры (воры, говор, раз, розы, горы ).

Переставь буквы. Рыбак рыбка.

Подбери слова.

Ры-ры-ры, вот слова со слогом ры:

горы, шпоры, комары,

игры, тигры и шары.

Автоматизация звука [р] в словах со слогом ру

Произнеси слова правильно

Рука, рукава, ружье, ручей, ручка, паруса, рубашка, рукавицы, кенгуру, карусель, фоторужье, бурундук.

Задания

Знаете ли вы такие слова: рукомойник, рукоятка, рубанок ?

Небольшой висячий умывальник — рукомойник.

Ручка оружия, ручного инструмента — рукоятка.

Рубанок — столярный строгальный инструмент.

«Развиваем фонематические представления»

Дополни слово. Рука рука... (в ) рукав... (а ).

Переставь буквы. Круча ручка.

Дополни звук. Рубка трубка. Замени звук [у] на звук [о]. Назови новое слово. (Тропка. )

Составь слова из перепутанных слогов. Гу-ру-кен, ка-баш-ру, сель-ка-ру.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру,

продолжаем мы игру.

Я прошу со слогом ра

мне сейчас назвать слова.

Слова со слогами гар-гор, кар-кор-кир

Гармонь, гармошка, гарпун, горка, горница, горностай, гордый, горный.

Карта, карман, карниз, картофель, картонка, картуз, картина, карамель, карнавал.

Кормушка, корка.

Кирка, кирпич.

Автоматизация звука [р] в слогах и звукосочетаниях
ар-ор-ур-ыр; ир-ер-юр-яр

Произнеси слова правильно

Ара, арфа, арба, арка, армия, артист, артиллерист, арбуз, аркан; шар, жар, пар, парк, удар, повар, парта, карта, картон, карман, баркас, барсук, зоопарк, марка, гардина, гарпун, Барбос, мартышка, гармонь.

Ягуар, комар, кальмар, самовар, сахар, пожар, кочегар.

Сахарница, сухарница, пожарный, шарманка.

Бор, хор, торт, горка, корка, норка, узор, двор, корм, корма, топор, Егор, забор, помидор, телевизор, морковь, Федор.

Борт, борщ, паровоз, двор, забор, пирог, творог, затвор, бугор, бугорок, мотор, капор, дворник, мухомор, помидор, архитектор, скульптор, доктор, форточка, коробка, кормушка, корзинка.

Бур, шнур, пурга, лемур, абажур, турник, говорун, штукатур, дуршлаг, Мурка, Мурзик, куртка, фрукты, шнурки.

Тир, кефир, инжир, зефир, буксир, мундир, ирга, Ира, квартира, командир, ширма.

Юрта, серп, герб, персик, верба, гипюр, каюр.

Ерш, бобер, ковер, костер, терка, актер, шофер, шатер, пятерка, боксер, осетр; веер, ветер, верба, клевер, вечер, катер, герб, конверт, перчатки, кратер, номер, шахтер, кочерга, серна, черника.

Задания

«Развиваем грамматический строй речи» Знаешь ли ты такие слова: сырник, сыворотка, сыроежка ?

Слова-«родственники».

Дыра, дырка, дырочка, дырища.

Скажи ласково. Пирог пирожок, творог творожок. Чем угостим гостей? (Пирожками, творогом, творожком. )

«Развиваем фонематические представления»

Измени слова. Мир пир тир.

Замени звук. Майка марка, мопс морс.

Дополни слово.

Я скажу слог пи, а ты — слово рог. Какое новое слово получилось? (Пирог ) Тво... (рог. ) Бар барс барсук. Сыр сырок. Шнур шнурки.

Подбери слова к схемам из трех, четырех и пяти звуков.

«Буква потерялась».

Ма...ка, го...ка, но...ка, ко...ка.

«Слова-рифмы». Чем похожи слова-рифмы?

Мотор — светофор, ковер — костер, рожок — пирожок, мухомор — помидор, сыр — мир, карта — парта, забор — топор, Егор — мотор.

Сочиним стихи со словами двор, Егор, забор, топор.

Шел Егор через... (двор ),

Видит — сломанный... (забор ).

Взял Егорка... (топор ).

Быстро починил... (забор ).

Повтори пары слов. Корт крот. Торт порт. Марка рамка.

«Слово в слове».

Зоопарк (пар, парк, карп ), топорик (топор, кот, кит, порт, ток. тип ).

Автоматизация звука [р] в словах со слогами
кра-кро-кру-кры, гра-гро-гру-гры

Произнеси слова правильно

Кран, краб, край, крапива, краска, краски, прекрасный, кратер, крахмал, краюха, красноперка, красный, икра, искра, крановщик.

Крот, крокусы, крохаль, крошки, выкройка, укроп.

Круг, крупа, круча, кружка, кружок, крупинка, крушина, крутится, кружево, крупный, крутой.

Крыса, крыша, крыльцо, крыло, крышка, крынка, крыжовник.

Град, грач, графин, гранат, граница, пограничник, фотограф, фотография, виноград, виноградинка.

Гроза, угроза, грозный, грозить, гром, грот, грохот, громкоговоритель.

Грудь, груз, груша, груздь, грузчик, грузить, грузовик, грусть, грубость.

Задания

«Развиваем фонематические представления»

Повтори слова. Груздь гроздь гвоздь. В каких словах есть звук [р]?

Измени слово путем перестановки или замены звуков (букв).

Корт — крот, грот — торг, грачи — врачи, гвозди — грозди.

Дополни звук (букву). Роза гроза, рад град, рот крот, грудь груздь.

Составим новые слова. Какие слова можно составить из букв слова крапива ? (Ива, парк, карп, пар, рак, Кира, вар, пир, Вика, Ира )

Измени букву.

Грач — врач.

Гром — грот.

Крот — грот.

Слова со слогами бра-бро-бру-бры, пра-про-пру-пры

Брат, брасс, браслет, брать.

Брови, брошь, брошка, бросок, бросить, брод, бутерброд.

Брус, брусника.

Брынза, брызги, брызнуть.

Правда, правильный, правдивый.

Простыня, пробка, прозрачный, прыжок, прыгун.

Фонематический анализ и синтез

Определи место звука в названных предметах и положи под их изображением кружочек.

Назови слова, в которых звук [р] слышится в начале слова. Назови слова, в которых звук [р] слышится в середине слова. Назови слова, в которых звук [р] слышится в конце слова.

Автоматизация звука [р] в словосочетаниях

Красный шар, шарф, мухомор, гранат.

Розовый воротник, георгин.

Бордовый свитер, джемпер.

Оранжевый кружок, забор.

Красная роза, астра.

Оранжевая куртка, хурма.

Розовая рыбка, рубашка.

Красное перышко.

Оранжевое ведро.

Серая ворона.

Пестрый дрозд.

Черный ворон, грач.

Проворный, юркий воробей.

Розовое перо.

Красные помидоры.

Оранжевые шорты.

Розовые георгины, шарфы, перчатки.

Задания

Найди словам пару.

Раннее... (утро ).

Ранняя... (пора ).

Ранний... (завтрак ).

Красный... (шар, шарф ).

Георгины... (красные, розовые, оранжевые ).

«Найди отличия» Две девочки в куртках и в перчатках с георгинами и астрами. Одна держит цветы в правой руке, другая — в левой.

Если бы ты был художником, что бы ты нарисовал красной краской?

Красный... (узор, корабль, вертолет, троллейбус, кран, шар, шарф, помидор, мухомор, карандаш, фломастер).

Татьяна Герасимова

Вид занятия (этап коррекционной работы) : Этап автоматизации звука в словах .

Тема : Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных тр- , др-/ «В гостях у Дружка »

Программное содержание :

1. Коррекционно- образовательные задачи :

Совершенствовать умение произносить звук слоге .

Упражнять в произнесении звука слоге

Закрепить понятия вверх, вниз, вправо, влево

2. Коррекционно – развивающие задачи :

Развивать подвижность артикуляционного аппарата : отработать умение правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастикам, необходимые для формирования правильного артикуляционного уклада звука "р".

Уточнить пространственные представления : умение ориентироваться в пространстве

Развивать фонематический слух : умение определять наличие заданного звука в слове

Совершенствовать координацию речи с движением при выполнении упражнений с элементами кинезиологии.

Способствовать предупреждению нарушений слоговой структуры при воспроизведении ритмического рисунка слова

Развивать психологическую базу речи : развитие речевого внимания

3. Коррекционно – воспитательная задача :

Воспитывать навыки самоконтроля за поставленными звуками

Оборудование : картинка собачка Дружок ; песочница настольная, коктейльная трубочка для педагога и ребенка, игрушка-собака, ошейник с символами артикуляционных упражнений, картинки : птичка, травка, домик, собака около миски, косточки с картинками для игры «Накорми собачку» , указка (лазерная, ноутбук, презентация «Рычащие игры» , мяч массажный, раскраска

План-конспект занятия

1. Вводная часть

Организационный момент.

Стоя друг перед другом. Передавать массажный мяч в ритме стихотворения

Каждый день – всегда везде :

На занятиях , в игре

Смело, чётко говорим

И за звуками следим .

Логопед : - Артём, сегодня мы с тобой побываем в гостях и поупражняемся в произнесении звука Р . А у кого мы побываем, ты узнаешь, если сдуешь песок с картинки.

2. Основная часть

Педагог и ребенок проходят за стол

Упражнение на дыхание.

Перед ребенком песочница. В песке зарыта картинка с изображением собаки.

Возьми трубочку и подуй на песок так же, как я.

Ребенок сдувает песок через коктейльную трубочку.

Попробуй отгадать, как его зовут. Я назову клички животных, а ты внимательно слушай : в его имени есть звук Р . Полкан, Жучка, Пальма, Дружок

Как зовут щенка? (Дружок )

Выставляется игрушка Собака. На шее ошейник, на ошейнике «украшения-подвески» : картинки с изображением заборчика, лошадки, чашки, барабана

Артикуляционная гимнастика.

Наш Дружок недавно научился рычать : рррр. А помогли ему специальные упражнения, которые он выполняет каждый день. Символы этих упражнений Дружок носит на ошейнике . Догадался, что это за упражнения? Покажем щенку, что тоже умеем их выполнять. (Логопед показывает картинки, ребенок перед зеркалом выполняет артикуляционные упражнения «Заборчик» , «Лопаточка» , «Чашечка» , «Лошадка» , «Барабанщик» ).

Презентация «Рычащие игры» . Автоматизация звука Р в слогах

Педагог и ребенок садятся к компьютеру.

- Дружку очень понравились упражнения, он развеселился, пригласил своих друзей и хочет поиграть в веселую игру : «Запомни и повтори» .

Тра-тра-тра;

тра-тра-тро;

тру-тру-тру;

тры-тры-тры; тра-тро, тру-тры;

тро-тра, тру-тра;

тор-тра-тру;

тра-тро-тру-тры;

Мы заигрались и не заметили, как наступил вечер. Послушай предложение и добавь подходящий слог : тра или тры

Упражнение «Рифмованный слог » (Можно с кольцами су-джок)

Произносит педагог Произносит ребенок

Наши мальчики быстры. Тры, тры, тры

Зажигаются костры. Тры, тры, тры

Мы сидели у костра. Тра, тра, тра

Погуляли до утра Тра, тра, тра

Гимнастика для глаз «Найди щенка»

Ребенок встает. На стене на уровне глаз ребенка находятся картинки : наверху – птичка, внизу : листочки осенние, слева - домик, справа-Дружок около миски . У педагога лазерная указка (просто указка)

Наш щенок убежал. Найдем его глазами, голову не поворачивай! Верх посмотри -щенка поищи. Вниз посмотри -щенка поищи, влево посмотри -щенка поищи, вправо посмотри -щенка поищи. Где нашел щенка? Справа около миски.

Щенок проголодался, угостим его волшебными косточками.

Игра «Накорми собачку» . Автоматизация звука Р в словах с сочетаниями тр, др с ударением на слоге (самостоятельное произнесение слов) .

Перед ребенком косточки, с оборотной стороны у которых нарисованы картинки (с сочетаниями тр, др с ударением на слоге ) .Ребенок переворачивает косточку и самостоятельно называет картинки

Будь внимателен, Дружок грызет только те косточки, в названиях которых есть звук Р . Какие косточки грызет Дружок ? (со звуком Р )

драка, квадрат, дробь, ведро, бедро, ядро, друг, подруга, травка, трап, трасса. трон, трос, трость, тропка, метро, утро, ватрушка, Петрушка

Молодец. Ты красиво произносил слова. А теперь щенку пора домой. Проводим его до конуры. Повторяй за мной слова и делай один шаг вперед. (Можно путь до конуры обозначить цветными кубиками)

Игра «Проводи щенка» . Автоматизация звука Р в словах с сочетаниями тр-, др- без ударения на слоге (отраженное произнесение) .

Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус, быстрая, завтрак, страна, страница, острая, пёстрая, трубить, трудиться, струна.

3. Итог занятия .

Что тебе больше всего понравилось в занятии ?

Мы с Дружком видели , как ты старался правильно произносить слова со звуком Р .

А вот тебе приз - раскраска «Щенок Дружок »

Публикации по теме:

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми с ОВЗ Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми с ОВЗ. Тема: «Одежда». Тип: коррекционно-развивающее. Цель: развитие.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ш] Конспект индивидуального логопедического занятия Автоматизация звука [ш] в словах со стечением согласных и во фразах. Цели: 1. Закреплять.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж]» Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах. Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Игры с мышонком» Тема: «Автоматизация звука Ш в слогах и словах». Цели: 1. Закрепить артикуляцию и изолированное произношение звука Ш. 2. Продолжать учить.