До положения риз (шутл.) - до крайней степени опьянения, до невменяемости. Существует несколько версий происхождения фразеологизма. По одной из них, оборот восходит к библейскому преданию о Ное, который, опьянев, обнажился (снял и положил свои ризы). По другой версии, оборот может восприниматься как игра слов, так как в Православной церкви существуют два праздника "положения риз": один - в память того, что в Успенский собор в Москве были положены ризы, принадлежащие Христу; второй - в честь положения в одну из церквей Царьграда риз Богородицы.
Девичья память (шутл.) - о плохой, "короткой" памяти.
Есть две версии происхождения выражения:
1) от легкомыслия некоторых девушек, которые, найдя нового жениха, быстро забывают свои клятвы бывшему кавалеру;
2) выражение возникло в результате усечения пословицы Девичья память парня забыла.
Довести (доводить) до белого каления (неодобр.) - лишить кого-либо самообладания, сильно разозлить, рассердить, разъярить. Выражение из речи кузнецов. При нагревании перед ковкой металл в зависимости от температуры сначала становится красным, потом желтым, а при очень сильном нагревании - белым.
Дубина стоеросовая (прост.) - о крайне тупом, глупом человеке, дураке, болване. Есть две версии происхождения выражения: 1) в основе выражения лежит переносное значение слова дубина - "тупой, непонятливый человек"; 2) прилагательное стоеросовый, ввиду необычности словообразовательной модели, делает возможным предположение о семинарском происхождении оборота: оно возникло как переделка греческого stauros "кол, шест, свая" в сочетании однозначных слов дубина - stauros, которое превратилось в результате в выражение дубина стоеросовая.
Драть как Сидорову козу (прост.) - сильно, жестоко и безжалостно пороть, бить кого-нибудь. Образность сравнения строится на переносных значениях слов Сидор (это имя в народе часто связывалось с представлением о злом или сварливом человеке) и коза (по народным представлениям, животное с вредным характером).
До морковкина заговенья (шутл.) - неопределенно долго, до времени, которое никогда не наступит, до бесконечности. Есть две версии происхождения выражения:
1) заговенье у христиан - последний день перед постом, когда верующим разрешалось есть скоромное, т. е. молочную и мясную пищу. Во время поста на такую пищу устанавливался запрет. В заговенье ели обычно обильную, жирную пищу. Поэтому соединение слова заговенье с "постной" морковкой осознавалось как шутливая формула невозможного;
2) в русском языке названия церковных праздников и обрядов традиционно употреблялись с временным значением, например: до Филиппова заговенья. По ассоциации с такими сочетаниями и возникло шутливое выражение о морковкином заговенье.
Дары данайцев (книжн.неодобр.) - коварные дары, приносимые с предательской целью. Выражение из "Илиады": в легенде греки взяли Трою, соорудив огромного деревянного коня и подарив его троянцам. Внутри коня был спрятан отряд воинов.
Двуликий Янус (книжн.) - неискренний, двуличный человек. В римской мифологии Янус - бог времени, а также всякого начала и конца. Изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны: молодым вперед, старым - назад, в прошлое.
Дамоклов меч (книжн.) - о постоянно грозящих кому-либо опасностях. Калька с греческого. Выражение из древнегреческого предания о сиракузском тиране Дионисии Старшем (ок. 432-367 гг. до н. э.), рассказанного Цицероном в сочинении "Тускуланские беседы": желая проучить льстеца Дамокла, называвшего его счастливейшим из людей, Дионисий приказал во время пира посадить его на свое место, предварительно прикрепив к потолку над этим местом меч, висевший на конском волосе. Этот меч - символ постоянных опасностей, угрожающих властителю.
Делать из мухи слона - сильно преувеличивать что-либо, придавать чему-либо незначительному большое значение. Выражение - калька с французского языка, восходит к античной поговорке.
Делать хорошую (веселую) мину при плохой игре - под внешним спокойствием стараться скрыть свои неудачи, неприятности. По одной версии, это выражение - калька с французского: faire bonne mine a mauvais jeu. По другой - из речи картежников, которые, получив плохие карты, стараются казаться веселыми: мина - "лицо", игра - "расклад карт".
Дары волхвов - по евангельской притче: дары, принесенные волхвами младенцу Иисусу, - золото как царю, ладан как Богу и благовонные масла как смертному.
Держать нос по ветру - приспособиться к обстоятельствам, беспринципно меняя свои убеждения, свое поведение. По одной версии, выражение пришло из речи моряков: первоначально имелся в виду нос корабля. По другой - оборот отражает особенности поведения собак.
Дом терпимости (устар.) - то же, что публичный дом, перевод с французского maison de tole"rance (это семантическая калька).
Деньги не пахнут (неодобр.) - от неразборчивом отношении к тому, каким путем получены деньги. Выражение - калька с лат. pecunia non olet, которое является высказыванием императора Веспасиана. Когда сын Веспасиана упрекнул его в том, что он ввел налог на общественные уборные, император поднес к его носу первые деньги, поступившие от этого налога, и спросил, пахнут ли они. Тит дал отрицательный ответ.
Дать дуба - груб. прост. умереть. Есть две версии возникновения этого выражения. 1) Оборот возник на русской почве и связан с глаголом задубеть - "остыть, потерять чувствительность, сделаться твердым". 2) Выражение возникло на юге России. Можно предполагать, что под дубом хоронили умерших, а может быть, образ оборота и иной. Любопытно лишь то, что дерево - символ долголетия - стало использоваться для обозначения смерти.
Дать на орехи - сильно отругать, раскритиковать кого-либо. Выражение возникло в речи столяров и краснодеревщиков: мебель из простой древесины часто разделывалась "под орех", "под дуб".
Друг ситный (прост. шутл. или ирон.) - шутливо-непринужденное обращение к приятелю. Выражение связывают с выпечкой ситного (из просеянной через сито муки) хлеба, который ели за обедом, ужином и подавали к чаю. Есть такой хлеб считалось удовольствием, поэтому и ситный друг изначально - человек, при общении с которым испытываешь удовольствие
Два сапога пара (ирон.) - о двух людях, вполне сходных, подходящих друг к другу, в особенности по своим недостаткам.
До свадьбы заживет (разг. шутл.) - говорится в утешение тому, кто ушибся, кому больно. Чаще - маленьким детям: пока ты вырастешь, женишься (выйдешь замуж), всё заживет, больно не будет.
Девятый вал (книжн.) - 1) [чего] наиболее бурное, сильное проявление чего-либо грозного; 2) [кого, чего] о вершине каких-либо достижений творческой мысли или деятельности человека. Выражение по происхождению древнерусское, возникло в результате метафоризации словосочетания с конкретным значением самой опасной девятой волны во время бури.
Дышать на ладан - о худом, слабом, болезненного вида человеке, которому недолго осталось жить. Выражение основывается на религиозной символике слова ладан. В церкви ладан кадят (раскачивают сосуд, в котором находится курящийся ладан). Этот обряд совершается, в частности, перед мертвыми или умирающими.
Выражение «девичья память» пришло к нам из далёкой древности и обозначает короткую память. Обладательницы девичьей памяти легко забывали обязательства перед бывшими возлюблёнными и легко находили новых.
Называя чью-то память девичьей, люди подразумевают забывчивость и легкомысленность обладателя. Девичьей памятью характеризуются люди, не помнящие своих заверений и обещаний, не способные учится даже на собственных ошибках, которые постоянно наступают на одни и те же грабли. Обладатели девичьей памяти - рассеянные, ненадежные люди, которым окружающие не доверяют важные дела.
У этого фразеологизма есть синонимы: «куриная память», «дырявая голова», «безпамятлив, как кукушка» и так далее. Основное отличие этих выражений от «девичьей памяти» в том, что в них нет характерной негативной коннотации по гендерному принципу.
Выражение настолько точно отражало поведение ветреных девушек, и прижилось в языке на века.
Но короткая память и любвеобильность присуща не только молодым представительницам прекрасного пола. Женщины в возрасте, да и многие мужчины также являются обладателями «девичьей памяти». Поэтому фразеологизм употребляется вне возрастных и гендерных рамок.
Кроме представления о плохой памяти девушек, существует версия, что выражение приобрело своё негативное значение через сравнение способности к запоминанию молодух с памятью замужних женщин. Взрослые семейные женщины более ответственно относятся к своим словам и поступкам, чем незамужние девушки, на них завязан быт, здоровье домочадцев, и они по определению более серьёзны, чем не обременённые семьей.
Подчёркивает фразеологизм и эмоциональную сферу – женщины чаще проявляют свои эмоции и соответственно, чаще говорят «в сердцах» и делают то, о чём позже жалеют. В психологии этот феномен называют «вытеснением», когда человек забывает неудобные или неприглядные собственные слова или поступки.
Но так ли плоха такая память? Ведь она характеризует, в том числе и отходчивых, незлопамятных людей.
Этиологию выражения «девичья память» некоторые филологи возводят к пословице «Девкин волос долог, а ум и память коротки». Но большинство исследователей считают, что фразеологизм о девичьей памяти более древний и образовался в результате усечения пословицы «девичья память парня забыла».
Девичья память
Ирон. Забывчивость; плохая, слабая память. - Ах, да, я забыл-с, что была гроза… да, совсем забыл. Вот ведь, право, под старость-то память совсем девичья сделалась: короткая. Хе-хе…
(Мамин-Сибиряк. Гроза).
Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .
Синонимы :девичья память - беспамятный, забывчивый, дырявая память, дырявая голова, куриная память, голова как решето, короткая память Словарь русских синонимов. девичья память прил., кол во синонимов: 8 беспамятный (23) … Словарь синонимов
девичья память - шутл. о плохой, “короткой” памяти. Есть две версии происхождения выражения: 1. От легкомыслия некоторых девушек, которые, найдя нового жениха, быстро забывают свои клятвы бывшему кавалеру. 2. Выражение возникло в результате усечения пословицы… … Справочник по фразеологии
Девичья память - Разг. Неодобр. или Шутл. ирон. О человеке с плохой, слабой памятью. БМС 1998, 431; Жиг. 1969, 238; ДП, 448, 744; ЗС 1996, 239;ШЗФ 2001, 62; СПП 2001, 59 …
Девичья память да девичий стыд - до порога. - (переступила и забыла). См. ПАМЯТЬ ПОМИН …
У него девичья память. - У него девичья (женская) память. См. ПАМЯТЬ ПОМИН … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Коротка, что девичья память. - см. У тебя память девичья … В.И. Даль. Пословицы русского народа
ПАМЯТЬ - ПОМИН - Не будь тороплив, будь памятлив! Чертовы грабли (сказал семинарист, когда наступил на них, и они его ударили по лбу; а то и не знал, как их по русски назвать)! И не грамотен, да памятен. И бестолков, да памятлив. Тридцать лет, как видел коровий… … В.И. Даль. Пословицы русского народа
ПАМЯТЬ - Без Божьей памяти. Пск. Ирон. Крепко, беспробудно (спать). СПП 2001, 59. Без памяти. Разг. 1. Очень сильно, страстно, до самозабвения. 2. Очень быстро, стремительно. 3. от кого, от чего. В восхищении, в полном восторге. ФСРЯ, 309; БотСан, 83; ДС … Большой словарь русских поговорок
ПАМЯТЬ - жен. (мнить, мнети) способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. Память, относительно прошлого, то же. что заключенье, догадка и воображенье, относительно будущего. Ясновидение будущего… … Толковый словарь Даля
память - дырявая (Лесков); свежая (Даль); смутная (Блок) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913. память 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании… … Словарь эпитетов
03.04.2016
Когда нам встречается забывчивый человек, то сразу же вспоминается крылатое выражение «девичья память». Оно знакомо нам с детства, поэтому практически никто никогда не задумывался о том, как фразеологизм «девичья память» появился в языке. Многие даже не подозревают, что он может употребляться в разных ситуациях.
Чаще всего выражение «девичья память» все же используется для характеристики чрезвычайно забывчивых и легкомысленных людей. Такое определение носит скорее негативный окрас, так как сообщает о том, что у человека совершенно ничего не откладывается в памяти. Кроме того, это свидетельствует о его рассеянности. На людей с девичьей памятью невозможно положиться, и им с опаской доверяют серьезные дела.
Фразеологизм «девичья память» стал употребляться еще в далекие времена в отношении девушек, которые слишком быстро забывали клятвы, данные своим предыдущим возлюбленным, переключаясь на новые увлечения. Выражение очень полюбилось нашим прапрабабушкам и прапрадедушкам, что обеспечило ему прочное место в языке. Но так как «короткая память» - это достаточно распространенное явление и среди мужчин, то фраза стала употребляться и в отношении мужского пола. Это привело к закономерному росту ее популярности.
Еще одна из версий происхождения выражения «девичья память» практически никак не связана с плохой памятью, а скорее с эмоциональностью представительниц прекрасного пола. Как правило, девушки, в отличие от взрослых женщин, имеющих семьи, более вольны. Имеется в виду, что они не несут такой ответственности за собственные мысли, поступки, слова - то есть свою память.
Так как девушки намного эмоциональнее мужчин, они зачастую действуют, руководствуясь эмоциями или настроением, и им это прощается в обществе. Например, в том случае, если у дамы резко меняется настроение, она легко может забыть о данном в сердцах обещании или сказанных словах. Для представительниц прекрасного пола фразеологизм, употребляемый в данном контексте, не является оскорблением, так как он попросту подчеркивает их чувственную сторону.
Кроме того, если рассуждать в данном направлении, то можно прийти к выводу, что плохие и негативные моменты также забываются девушками быстрее, а это уже положительная характеристика. Есть люди, которые считают, что данный фразеологизм является лишь укороченным вариантом пословицы «Девичий волос долог, а ум и память коротки».
Это наиболее популярные версии происхождения фразеологизма «девичья память», каждая из которых уходит корнями в прошлое. Но можно не сомневаться в том, что выражение еще долгое время останется популярным и среди современных людей.