Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Положение человека в индустриальном обществе. «Человек индустриальный. Что общего между традиционным и индустриальным обществом

Положение человека в индустриальном обществе. «Человек индустриальный. Что общего между традиционным и индустриальным обществом

  • 2.1. Философские (мировоззренческие) парадигмы социологического анализа общества
  • 2.2 Общенаучные, теоретические методы и их роль в социологической науке
  • 2.3. Эмпирические методы социологического исследования
  • 2.4. Методы обработки, анализа и интерпретации эмпирических данных
  • Тема 4. Социологическое исследование: этапы, программа, главные теоретические процедуры и исследовательские стратегии
  • 1. Основные этапы конкретно-социологического, эмпирического исследования
  • 2. Программа, цели и задачи, объект и предмет исследования
  • 3. Главные теоретические процедуры кси
  • 4. Исследовательские стратегии
  • 1. Социологическое знание: общее и особенное
  • 2. Социология и законы социальной жизни общества
  • 3. Объективность, гносеологическая и историческая релятивность (относительность) социологического знания
  • Социологическое знание
  • Тема 6. Внутреннее многообразие социологии
  • Тема 7. Социологический плюрализм. Основные направления современной мировой социологической мысли
  • Тема 8. Социология и другие науки
  • 3. Социология и психология
  • 4. Социология и экономическая наука
  • Тема 9. Социология и жизнь общества. Функции социологии
  • Тема 10. Социологическое мышление: некоторые гносеологические характеристики
  • Тема 11. Социальное. Социальная жизнь, её базисные элементы.
  • 1.Социальное
  • 2.1 Социальное действие.
  • 2.3. Социальные общности.
  • 2.5 Социальные организации.
  • Тема 12. Общество как тип социальной общности, социальная и социетальная система
  • 3. Типы обществ
  • 3. Изменение (развитие) общества
  • 5. Дополнение к вопросу о типах общества (из книги “Современная западная социология: Словарь” – м., Политиздат, 1990. С. 270-271)
  • Тема 13. Социальная структура общества: понятие, плюрализм трактовок, место в категориальной системе социологии
  • 1.О термине «структура»
  • 2.Социальная структура как социологическое понятие
  • 3.Социальная структура: западно-социологические парадигмы интерпретации
  • Тема 14. Личность. Социализация индивида
  • 2. Структура личности
  • 3. Становление личности (социализация индивида)
  • Тема 15. Культура. Социокультурная динамика
  • 1. Культура: понятие и его социологическая интерпретация
  • 2. Внутренняя дифференциация (многообразие) культуры
  • 3. Социокультурный процесс
  • 4. Типы культур. Социокультурные суперсистемы
  • Тема 16. Девиация: сущность, причины и типы. Социальный контроль
  • 1. Понятие девиации
  • 2. Причины девиантного поведения: биологическое, психологическое и социокультурное объяснение
  • 3. Типы девиации
  • 4. Девиация и социальный контроль
  • Теории девиации
  • Тема 17. Социальная структура общества
  • Тема 18. Семья и брак, их место и функции в обществе
  • 1. Семья как объект социологического анализа
  • 2. Понятие семья и его определение
  • 3. Социальные функции семьи
  • 4. Типы семейно-брачных отношений
  • 5. Историческое изменение (развитие) семьи
  • Тема 19. Этнические общности. Нации и межнациональные отношения
  • Тема 20. Поселенческие общности. Социология города
  • 1. Расселение населения как предмет социологической науки. Понятие поселенческой общности
  • 3. Урбанизация особенности урбанизации в России
  • Тема 21. Социальный процесс и изменения в обществе: классические и современные теории
  • 2. Социальные изменения: понятие, сущность, факторы.
  • 3.Виды (разновидности) социальных изменений.
  • Тема 22. Коллективное поведение: особенности, субъекты, формы
  • 1.Некоторые предварительные замечания.
  • 2.Коллективное поведение: понятие, общая характеристика и определение.
  • 3.Массовое поведение как разновидность коллективного
  • 4.Толпа и публика. Поведение толпы.
  • 2.Коллективное поведение: понятие, общая характеристика и определение
  • 3.Массовое поведение как разновидность коллективного поведения
  • 4. Толпа и публика. Поведение толпы
  • Тема 23. Социальные движения: сущность типы, жизненный цикл
  • Тема 24. Управление социальными процессами
  • 1.Феномен управления. История управленческой социальной мысли
  • 2.Управление социальными процессами: понятие и система
  • 3. Законы, принципы и методы социального управления
  • 3. Типы обществ

    Существование (также в прочем, как и существование ранее, а так же те, которые возможно появятся позже) общество, с одной стороны, имеют немного сходного, общего, повторяющегося (это те же например признаки общества), с другой стороны они могут существенно (даже) различаться между собой, т.е. иметь свои особенности, отличительные черты и своеобразие. В этом отношении какое – либо отдельно взятое общество может быть ближе по своим чертам к другим обществам, а по отношению к другим весьма долго от них отстоящим. На этой основе все общества можно классифицировать (типологизировать), т.е. подразделить на меньшинство типов, групп. Причем это группирование, классификация может осуществляться по самым разным критериям или основаниям. По одному критерию все общества делятся на одни группы (типы), по другому – на другие уже типы, а по третьему – на совсем иные типы или классы (группы).

    Начнем с известной до сих пор всем (и отечественным и зарубежным) социологам марксистской типологии обществ. К. Маркс положил в ее основу такую характеристику, как способ производства материальных благ, и особенно хороших производственных отношений, назвав выделенные им прежде всего пять типов общества, (сменяющих друг друга по принципу от “низшего к высшему”) общественно-экономическими формами. Менее обоснованным и известным назывался еще один тип общества – он был основан на так называемо азиатском способе производства, т.е. в марксистской социологии выделяются общества с примитивно - присваивающим способом производства (первобытнообщинные), с азиатским способом производства, характеризующимся наличием особого вида коллективной собственности на землю, рабовладельческие общества, специфической чертой которых является собственность на людей и использование труда рабов, общества феодальные с производством, основанным на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян, общества буржуазные, отличающиеся переходом к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда, и наконец, общества коммунистические или социалистические, в которых предполагалось установление равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частно – собственных отношений.

    Американские социологи Г. Ленски и Дж. Ленски (1970) подразделяли общество на четыре основных типа. При этом за основание этого подразделения они взяли способ получения (добывания) средств к существованию. Вот эти типы общества: 1) общества, живущие охотой и собирательством;

    2) садоводческие общины,

    3) аграрные общества;

    4) промышленные (индустриальные) общества.

    Немного о каждом из них в характеристиках лексики.

    1) Общества, живущие охотой и собирательством . Большинство таких обществ, например, бушмены юго-западной Африки и аборигены центральной Австралии, обычно ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, сбором ягод, корней и другой растительной пищи. Охотники и собиратели имеют самые примитивные орудия труда: каменные топоры, копья, ножи; их имущество ограничено самыми необходимыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь организуется на основе родственных связей; известно, что в обществе охотников и собирателей растений каждый знает, кто кому приходится близким или дальним родственником. Политической структуры в этом обществе почти не существует; во главе его стоят старшина или вождь, другие властные структуры в нем не сложились.

    2) Садоводческие общества впервые возникли на Ближнем Востоке примерно за четыре тысячи лет до нашей эры; в дальнейшем они получили распространение от Китая до Европы; в настоящее время они сохранились главным образом в Африке, на юге Сахары. В самых примитивных садоводческих обществах при возделывании садов не применяются металлические орудия или плуги. В более развитых садоводческих обществах имеются металлические орудия и оружие, но не используются плуги. Так же как и общества охотников и собирателей растений, садоводческие общества не производят прибавочного продукта; люди, которые трудятся, используя лишь мотыгу, не в состоянии создать высокопродуктивную систему сельского хозяйства. Политические структуры простых садоводческих обществ имеют до двух социальных слоев, но в более развитых обществах этого типа их насчитывается четыре и боле. Система родственных связей также является основой социальной структуры этих социумов, но здесь она значительно усложняется; иногда общества состоят из многих кланов, отличающихся сложными взаимосвязями, включая правила, регулирующие брачные отношения между представителями различных родов.

    3) Аграрные общества впервые возникли в Древнем Египте, чему способствовало прежде всего усовершенствование плуга и использование животных в качестве рабочей силы. Благодаря возросшей продуктивности сельского хозяйства эти общества могли производить больше продуктов, чем требовалось для обеспечения сельского населения. Появление прибавочного сельскохозяйственного продукта создало почву для возникновения городов, развития ремесел и торговли. На основе аграрных обществ возникло государство (которое сформировало ограниченный бюрократический аппарат и армию), бала изобретена письменность, появились первые денежные системы, и расширилась торговля. Стали складываться более сложные формы политической организации, поэтому система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества. Тем не менее, родственные связи продолжали играть важную роль в политической жизни: крупные гражданские и военные должности переходили от отца к сыну, большинство коммерческих предприятий были семейными. В земледельческом обществе семья по-прежнему оставалась основой производственной единицей.

    4) Промышленные (индустриальные) общества возникли лишь в современную эпоху, в конце XVIII в. под влиянием индустриализации Великобритании. Самые передовые современные промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе (включая Восточную Европу), В Восточной Азии (Япония, Тайвань, Гонконг и Южная Корея); во многих других странах, например, в Индии, Мексике, Бразилиии некоторых странах Африки, также произошла значительная индустриализация. Как и при переходе от садоводческих обществ к аграрным, совершенствование технологий и использование новых источников энергии сыграл основную роль в развитии промышленных обществ. Промышленное производство связано с применением научных знаний, необходимых для управления производственным процессом; мускульная сила человека и животных уступает место пользованию тепловой энергии (получаемой путем сжигания каменного угла), а так же электрической и в дальнейшем атомной энергии.

    Общество также делят на доиндустриальное , или традиционное, индустриальное и постиндустриальное , или современное. В доиндустриальном обществе определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, в индустриальном обществе – промышленность, а в постиндустриальном обществе – информация (теоретическое знание). Одно из наиболее важных исследований противоположности между доиндустриальным и современным обществами было проведено немецким социологом Фердинандом Теннисом (1855-1936). Он ввел термины «гемайншафт» (Gemeinschaft) и «гезельшафт» (Gesellschaft) (они переводятся как «община» и «общество»), выражающее различие между традиционным и современным обществами. Точнее, термин «гемайншафт» относится к сельской общине, а термин «гезельшафт» – городскому индустриальному обществу. Каковы основные различия между «гемайншафт» и «гезельшафт»? Н. Смелзер описывает их следующим образом:

    1. Если говорить об индустриальной мотивации, «гемайншафт» стимулирует стремление людей жить в соответствии с общинными интересами, например крестьянские семьи в период сбора урожая бесплатно помогают друг другу. Общество типа «гезельшафт» основано на рациональном осуществлении личных интересов; индивиды взаимодействуют в деловой обстановке и расплачиваются деньгами за определенные товары и услуги.

    2. В сфере социального контроля общество типа «гемайншафт» придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и написанным законам, в то время как «гезельшафт» есть общество, основанное на формальном праве.

    3. В области разделения труда общество типа «гемайншафт» отличается ограниченной специализацией, складывающейся главным образом на основе родственных связей – обычно мужья, жены и дети выполняют определенные обязанности в хозяйстве. Для обществ типа «гезельшафт» характерны специализация профессиональных ролей и отделение последних от семейных ролей.

    4. В обществе типа «гемайншафт» культура формируется на основе религиозных ценностей, а в «гезельшафт» - на светских.

    5. Главными социальными институтами в «гемайншафт» являются семья, соседи и община; в «гезельшафт» складываются крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, политические партии, добровольные ассоциации).

    Э. Дюркгейм также разделяет общую для социологии XIX в. идею двух типов общества: традиционного и современного. Он выделяет два типа социальной солидарности. Во-первых, механическую солидарность , присущую традиционному, архаическому обществу и основанную на неразвитости и сходстве составляющих общество людей. Индивид в таком обществе не принадлежит сам себе, а коллективное сознание почти целиком покрывает индивидуальные особенности, то есть нивелируется индивидуальное «Я»: «Я – это только МЫ». Индивиды мало отличаются друг от друга, они испытывают одинаковые чувства, привержены одинаковым ценностям, признают одно и тоже священным. Общество сплоченно, потому что индивиды еще не дифференцированы. Как известно, социальное принуждение выражалось здесь в строгих репрессивных законах, карающих за малейшее отклонение от норм коллективного поведения.

    Во-вторых, органическую солидарность, которая порождается разделением общественного труда и которая основана не на сходстве, а на различии индивидов. И если механическая солидарность предполагает поглощение индивида коллективом, то органическая солидарность, напротив, предполагает развитие личности. Солидарность, основанную на дифференциации индивидов, Дюркгейм называет органической по аналогии с органами живого существа, каждый из которых выполняет свои функции и не походит на другие органы. Именно благодаря разделению труда индивид осознает свою зависимость от общества, которая раньше поддерживалась репрессивными мерами. Как подчеркивал Э. Дюркгейм, «так как разделение труда становится важным источником социальной солидарности, то оно (разделение труда) вместе с этим становится основанием морального порядка». Здесь наблюдается сокращение сферы бытия, покрываемой коллективным сознанием, ослабление коллективных реакций на нарушение запретов и расширение зоны индивидуальной интерпретации социальных императивов. Поэтому переход от механической солидарности к органической он считает не только историческим законом, но и главным показателем прогресса.

    Выделяют и такие типы обществ, как общество дописьменные (не имеющие письменности) и общество, имеющее письменность; простые общества и сложные (первые – это общество догосударственно развитые и вторые – общества, уже имеющие государство и право). Английский философ, историк и социолог К. Поппер называл такие типы общества закрытые и открытые . В основе их религии, по мнению ученого, лежит различное соотношение социального контроля и свободы индивида. Магическое, племенное или коллективное общество, а общество, в котором индивидуумы вынуждены принимать решения, - открытое общество.

    В 60 – е годы две уже упоминавшиеся ступени в развитии традиционного индустриального общества дополняются третьей. Появляется концепция постиндустриального общества, активно разрабатываемая в американской (Д. Белл) и западноевропейской (А. Трен) социологии. Причина появления этой концепции – структурные изменения в экономике и культуре наиболее развитых стран, вынуждение по-иному взглянуть на само общество в целом. Прежде всего, резко возросла роль знания и информации. Получив необходимое образование, имея доступ к новейшей информации, индивид получал преимущественные шансы в продвижении по лестнице социальной иерархии. Плодотворный творческий труд – дитя свободы – становится основой успеха и процветания как человека, так и общества.

    Однако на базе технологического, информационного прогресса развились процессы, вызвавшие серьезную тревогу. Государство, правящая элита, благодаря преимущественному доступу к важнейшей социально-политической информации, близости к электронным средствам коммуникации стали обладателями колоссальной возможности влиять на массы. Именно на эту опасность возрастания роли технократического государства и постепенного подчинения ему гражданского общества указывал А. Турен в своей книге «Постиндустриальное общество». То есть постиндустриальное общество – это не просто качественно иная комбинация социальных институтов и норм, обеспечивающих, в частности, приоритет знаний и образования, но и нарастание реальной угрозы усиление социального контроля, причем в более изощренной, скрытой, а потому более опасной форме.

    Сегодня эта типология является в обществоведческой, в том числе социологической, наиболее значимой и популярной.

    Социальная структура индустриального общества
    Индустриальное общество характеризуется процессом урбанизации, бурного
    роста городского населения. Это было вызвано несколькими причинами:
    1. Перенаселением деревни, обусловленным улучшением землепользования и
    внедрением передовых методов ведения хозяйства, в результате чего
    высвободилось много рабочих рук.
    2. Упадком небольших городков, связанным с падением ремесленного
    производства и мелкой торговли.
    3. А также с изменениями в транспорте: с развитием железнодорожного
    транспорта центры промышленности переместились в новые районы.
    Немецкий ученый Вернер Зомбарт назвал XIX в. временем, когда «земля
    выбрасывала своих детей». Массы населения, столетиями жившие на земле,
    приходят в движение и покидают родные места. Уход из деревни порождает
    эмиграцию, люди уезжают в другие страны. Многие жители местечек
    переезжали в крупные города или новые промышленные центры своей страны.
    В связи с ростом продуктивности сельского хозяйства возникла возможность
    накормить большие города. В Великобритании, в этой «стране городов»,
    девять англичан из десяти проживали в городах. Во Франции только три
    человека из десяти жили в городах, но повсюду городское население росло
    очень быстрыми темпами. Особенно важно то, что впервые в истории города
    начинали преобладать в экономической жизни.
    Люди в движении. С 20­х гг. XIX в. началось массовое переселение
    европейцев на другие континенты. Основным конечным пунктом эмиграции
    являлись Латинская Америка, Канада, Австралия, Южная Африка, но
    абсолютный чемпион ­ США. Нью­Йорк стал главным портом, куда
    прибывали эмигранты. Чтобы попасть туда из Европы, требовалось 12 дней
    плавания. На островке Эллис в заливе Нью­Йорка для эмигрантов был создан
    «вокзал», где они проходили регистрацию и получали разрешение на въезд в
    страну. Новая родина принимала не всех. Десятая часть прибывших в США
    получали отказ по медицинским соображениям. Получивших разрешение
    сажали на паром и отправляли в Манхэттен. Здесь, в центре Нью­Йорка, их
    предоставляли самим себе. Большинство новоприбывших устраивалось у
    друзей, родителей, земляков. Город состоял из кварталов, каждый из которых
    имел свой язык и свои обычаи. Эмигранты являлись дешевой рабочей силой,
    согласной на самые тяжелые условия труда.
    Изменения в социальной структуре
    Не менее важные изменения происходят в социальной структуре. Исчезают
    сословия, усложняется классовая структура общества. На протяжении всего
    XIX в. индустриальная революция меняла социальную структуру

    западноевропейского общества. Увеличивалась численность буржуазии и
    наемных промышленных рабочих, занятых в капиталистическом производстве,
    к началу XX в. они стали основными социальными группами индустриального
    общества. Что же касается основных классов традиционного общества -
    дворян­землевладельцев и крестьян, то их численность постоянно
    уменьшается.
    Исчезают старые сословия. Растет численность буржуазии и наемных рабочих.
    В ряде стран сословия уничтожались юридически, а там, где они сохранялись,
    сословные перегородки разрушались в процессе модернизации. Расслоение
    происходило и внутри самих классов общества. Существовала крупная,
    средняя и мелкая буржуазия, неоднородны были рабочий класс и
    крестьянство. Значительную часть людей вообще трудно было причислить к
    какому­то определенному классу.
    Аристократия старая и новая. К середине XIX в. европейской аристократии
    пришлось во многом изменить свой образ жизни, иначе ей бы не удалось бы
    выжить. Многие аристократы продолжали владеть землями, и жизнь их была
    связана больше с деревней, чем с городом. Политическая элита
    формировалась в основном из землевладельцев. Но постепенно, с развитием
    индустриального общества, господствующее положение аристократии уходит
    в прошлое. Часть земель продается под городскую застройку, уменьшаются
    лесные владения. Новые времена предъявляют новые требования к тем, кто
    хочет делать карьеру. Земельная аристократия занимает руководящие посты в
    банках, промышленных компаниях, в колониальной администрации. Многие
    аристократические семьи теряют свои богатства. И хотя знать с презрением
    относилась к разбогатевшим «выскочкам», многие отпрыски древних родов
    вступают в брак с наследниками больших состояний, и это приводит к
    слиянию аристократии и буржуазии, формированию нового «высшего класса».
    Ведущую роль в обществе играет крупная буржуазия.
    Новая буржуазия. В XIX в. в экономической и политической жизни
    государств все громче заявляет о себе буржуазия. Больших успехов
    добивается тот, о ком говорили «человек, который всем обязан самому себе».
    Классический пример возвышения такого человека в обществе приводит
    английский писатель У. Теккерей: «Старик Памп метет лавку, бегает на
    посылках, становится доверенным приказчиком и компаньоном; Памп­второй
    становится главой фирмы, нагребает все больше и больше денег, женит сына
    на графской дочке. Памп­третий не бросает банка, но главное дело его жизни
    - стать отцом Пампа­четвертого, а его потомство уже по праву наследования
    властвует над нашей нацией снобов».
    В XIX в. во главе крупной промышленности и банков стояли представители
    буржуазии, нажившие миллионные состояния. Они очень много работали,

    отдавая время и силы своему делу. Их быт был скромен, но многие
    стремились стать частью аристократии. Политик Дизраэли получил от
    королевы Виктории титул лорда Бикенсфильда, пивовар Гиннес и банкир
    Ротшильд стали баронами, получили дворянские титулы в Германии Крупп и
    Сименс.
    Средний класс. Новым явлением в общественной жизни XIX в. стало
    появление среднего класса, объединившего самые разные слои общества -
    мелкую буржуазию, служащих частных компаний и государственных
    учреждений. К среднему классу относились и лица интеллектуальных
    профессий - инженеры, изобретатели, врачи, преподаватели, офицеры,
    юристы и др. Одним из главных признаков принадлежности к среднему классу
    было устойчивое материальное положение, хотя и различное у отдельных
    слоев.
    Особо следует выделить категорию юристов. С формированием правового
    государства, гражданского общества, с развитием экономической жизни
    потребность в юристах значительно растет. Юристы составляют конституции
    и кодексы законов, оформляли завещания, консультировали банкиров,
    предпринимателей, занимались судопроизводством. Юристами по
    образованию были многие политические деятели. Средний класс придает
    устойчивость обществу. Как правило, эти люди не одобряют социальных
    потрясений, предпочитая революциям реформы.
    В среде рабочих тоже происходят важные изменения. Рабочий класс делится
    на квалифицированных рабочих и неквалифицированных. В XIX в.
    формируется рабочий класс, в индустриальных странах он становится
    неоднородным. Выделяются высококвалифицированные рабочие, которых
    историки назвали рабочей аристократией. Их положение на предприятии
    было прочным, зарплата ­ позволяла давать техническое образование
    сыновьям, иногда их дети становились даже служащими. А это уже был шаг
    вверх по социальной лестнице. В Англии к началу XX в. такие рабочие
    составляли треть от общего числа. Гораздо труднее жилось остальной части
    рабочего класса. Неквалифицированные рабочие зарабатывали вдвое меньше,
    но иногда доход семьи мог увеличиваться за счет работающих детей. В семьях
    с низким доходом любой расход, например покупка башмаков, заставлял
    экономить на еде, обеды отменялись на несколько дней. Половина английских
    рабочих могла купить мясо на обед не чаще одного раза в неделю, да и то это
    были покупки, совершаемые в 11 часов вечера. Почему в такое время? По
    традиции в промышленных городах большая часть населения приобретала
    продукты в субботу, после расчета за недельную работу. К восьми часам
    вечера магазины в богатых кварталах закрывались, а в бедных жизнь только
    начиналась. Лавки ярко освещены, мясники на всю улицу кричат о
    достоинствах своего товара. Так описывал субботу в рабочем районе Лондона

    современник: «По тротуарам идут целыми семьями: мать толкает колясочку,
    в которой, кроме ребенка... лежат еще пакетики и сверточки, отец несет на
    плечах сынишку... Возле кабаков устраиваются концерты... К 11 часам вечера
    аристократия рабочего класса... запасается уже провизией. Тогда появляются
    исхудалые, заморенные женщины в черных соломенных шляпках, с
    корзиночками в руках. Они застенчиво выстраиваются рядами возле мясных
    лавок, и мясники сбывают им за дешевую плату все остатки: куски костей,
    требуху, обрезки и пр.».
    Женский и детский труд. Повсеместно в промышленности используется
    женский и детский труд. Это очень выгодно, платить и тем и другим можно
    было меньше чем мужчинам. Многие женщины работали домашней прислугой,
    а с развитием предпринимательства у них появились новые профессии:
    телефонистки, машинистки, секретарши.
    «Дитя нищеты, крещенное вместо купели в слезах»,- писал английский поэт
    Лангори о «фабричных детях». Несмотря на ряд парламентских законов,
    детей продолжали использовать на самой тяжелой работе, в том числе и в
    каменноугольных шахтах. Одни работали на дне шахтового колодца, нагружая
    углем тележки, запряженные пони. Другие, сидя в полной темноте, должны
    были открывать и закрывать двери, ведущие в подземные галереи, каждый раз,
    когда проезжала тележка. Такой одуряющей работой занимались
    двенадцатилетние подростки. Только в 1893 г. в Англии был принят закон,
    запрещавший принимать на работу детей до 11 лет (до этого к работе
    допускались дети с 8 лет). Рабочий день продолжался 6,5 часов, а после
    работы 3 раза в неделю по закону они должны были ходить в школу. Но дети
    были такими усталыми, что на уроках просто спали.
    Ущемлялись также и права женщин и лишь в начале XX в. женщинам были
    предоставлены права равные мужчинам.
    Таким образом, индустриальное общество очень существенно изменило не
    только жизнь людей, но и социальную структуру.

    Индустриальное общество - это общество, в основе своей содержащее общий язык и культуру, сосредоточенную на умножении материальных благ, путем урбанизации, распространения грамотности, расширения избирательных прав населения, применения достижений науки во всех сферах общественной жизни. Это общество, в котором действует развитая и сложная система разделения труда при высокой степени его специализации.

    Период поздней Античности и Средние века знаменовались становлением и развитием христианства. Это время процветания традиционного доиндустриального общества. В этом обществе, где природные процессы, такие как смена времен года, календарные сельскохозяйственные мероприятия: возделывание земли, сеяние семян, высадка саженцев и многое другое, ориентировали человека рассматривать мир сквозь призму живых образов, окружающей его природы Гончаров В. Общество: социально-философский анализ. - Ставрополь: ЛИТЕРА, 2010. - С. 12..

    Религиозная жизнь и участие в ней посредством церковного круга богослужений гармонично ассоциировала человеческое существование как часть этих природных процессов, которые, в конечном счете, давали и церковным проповедникам повод находить в возделывании земли, сеянии семян и росте всяких растений конкретные параллели единения человека с Богом. Наблюдение за природными процессами, непосредственное соприкосновение с землей и ее "дарами", контролирование агрокультурных процессов раскрывали перед человеком видение себя как части природных процессов, над которыми промышляет Бог. М. Хайдеггер заметил, что патриархальный крестьянский быт имеет "особый опыт пространства, который осуществляется в игре четырех начал: божественного и смертного, земного и небесного. Вместилищем такого пространства является дом, храм, поле" Цит по: Кошкаров А. Механизмы распада и сохранения религиозной культуры в индустриальном обществе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - №5-4. - С. 112.. Такое представление гармонично вписывалось в христианское представление о провиденциальности, характерное как для православия, так и для католицизма. С той разницей, что католицизм провиденциализм рассматривал сквозь призму богословского юридизма, а православие - через органическое соединение с Абсолютом.

    С развитием индустриального общества усиливался кризис, связанный с отрывом человека от ценностей традиционного общества. Стереотипы мышления менялись. Человек постепенно отошел от возделывания земли и вошел в индустриальное пространство, где встретил станки, заготовки, материалы и прочие атрибуты машинного производства.

    На заводе процесс производства зависел от человека. Если печи не будут потухать, и материалы производства будут поставляться своевременно, то с конвейера будет выходить ничем не отличающийся по виду и качеству продукт. Человек заступает на место Творца. Он стал видеть во всем лишь самого себя, "размахнулся до фигуры "господина земли". В подобном ощущении "Бог теряет все святое и высокое и унижается до роли простой причины" Там же. - С. 113..

    В индустриальном обществе человек воспринимает окружающий мир не как часть своего бытия, не как гармоничное и мирное лоно своего рождения и возрастания, а как не принадлежащий ему склад материальных ценностей. Н. Бердяев это явление называл природой, прошедшей через акт человека, подчиненной его целям и превращенной, благодаря этому, из организма в организацию. Машины стали, своего рода, изолитами между окружающим миром и человеком. При этом, преподнеся дары природы человеку, индустриализация затмила собой и развенчала природные явления.

    Для Н. Бердяева, вследствие развития производительных материальных сил, произошло "порабощение человеческой личности природой и общественной средой". Вещь стала выше человека, так как человек сделался орудием производства продуктов. "Можно установить три стадии в истории человечества - природно-органическую, культурную в собственном смысле и технически-машинную. Этому соответствует различное отношение духа к природе - погруженность духа в природу; выделение духа из природы и образование особой сферы духовности; активное овладение духом природы, господство над ней". Благодаря технике, произошел процесс разрушения старых тел и создания новых, совсем не похожих на тела органические, создались "тела организованные" Кошкаров А. Механизмы распада и сохранения религиозной культуры в индустриальном обществе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - №5-4. - С. 114..

    С.Н. Булгаков утверждал, что в окружающем его обществе наблюдалось как "организмом" "побеждается механизм, причем этим он не упраздняется как причинность. Можно сказать, что весь мировой и исторический процесс вытекает из противоречия между механизмом, или вещностью, и организмом, или жизнью, и из стремления природы преодолеть в себе механизм как начало необходимости, с тем, чтобы преобразоваться в организм как начало космической свободы, торжество жизни, панзоизм". Здесь его рассуждения расходятся с мнением Н. Бердяева. Речь идет о порабощении "общественного человеческого организма" "машинами". Для С.Н. Булгакова наука не способна устроить рай на земле, т.к. она получает только некоторый привкус хозяйственности Социальная философия / под ред. Н.Ф. Медушевской, А.М. Чугунова. - М.: МосУ МВД России, 2010. - С. 22..

    В начальной фазе развития индустриального общества произошла Реформация, в ходе которой значительная часть европейского человечества критически пересмотрела свои религиозные традиции, обнаружив в них плевелы казенной религии или, по слову протопресвитера А. Шмемана, "социально-политического тотема". Поэтому, "начиная с Возрождения, все то, что определяло собой историю, что вдохновляло, взрывало, меняло человеческую судьбу, уже не было христианским, а на глубине было восстанием против него. И еще на большей глубине - восстанием против измены христианства самому себе".

    Протестантизм гармоничным образом сочетал свое мировоззрение с индустриальными приобретениями. Образ искусственной вещи, "мертвой природы", механизма противопоставлялся протестантизмом XVII века явлениям живой природы как выражение высшей духовности в противоположность ветхой "душевности".

    Протестантская "этика" благоговела и благословляла технический прогресс. Для протестантизма свойственно было утверждать, что спасение человека предопределено Богом и совершается личной верой. Проверить предопределенность к спасению проще всего материальным благосостоянием. Богат - предопределен, беден - не предопределен. Индивидуализм протестантизма был противопоставлен общинности и соборности католицизма, где всем социальным слоям горожан находилось место Кошкаров А. Механизмы распада и сохранения религиозной культуры в индустриальном обществе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - №5-4. - С. 114..

    Благодаря деятелям реформации Промысел Божий оказался под сомнением. На этом фоне провиденциализм получил себе "оппонента" в виде деизма. Деистические интуиции, проникнув в европейскую культуру, внесли в нее ощущение того, что полноправный хозяин Вселенной - человек, а Бог отстранился, стал "праздным". Деистическое богословие нашло себе поддержку в виднейших мыслителях своего времени, таких как: Г ерберт Чербери, Дэвид Юм, Мари-Франсуа, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Жан Лерон, Д"Аламбер, Лейбниц и др. Однако "как предмет религиозного поклонения, Бог деистов был всего лишь призраком живого Бога <...> Как предмет чистой философской спекуляции, Он был чуть больше мифа, смертный приговор которому бесповоротно вынес Спиноза. Позабыв "Того, Кто есть", а вместе с Ним и истинный смысл проблемы существования, Фонтенель, Вольтер, Руссо, а вслед за ними и многие другие естественным образом вернулись к самой поверхностной интерпретации проблемы конечных причин. В результате Бог превратился в "часовщика" Фонтенеля и Вольтера, в верховного конструктора огромной машины, которой является этот мир. Короче говоря, Бог снова стал тем, кем Он уже был в "Тимее" Платона: Демиургом, с той лишь разницей, что на сей раз, прежде чем упорядочить свой мир, этот Демиург посоветовался с Ньютоном" Кошкаров А. Механизмы распада и сохранения религиозной культуры в индустриальном обществе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - №5-4. - С. 115..

    Лозунг Френсиса Бэкона: "Знание-Сила" начал входить в свой апогей. "Ибо люди, восхищаясь ложными силами духа и прославляя их, обходят и теряют истинные его силы". Богословские проблемы на время покинули доминирующие философские позиции. На их место пришел секулярный научный поиск.

    Если Средние века ограничивали мир в сравнении с Творцом, то эта традиция в эпоху гуманизма подвергается ревизии. Сначала с позиций: Бог бесконечен актуально, а мир в возможности (потенциально); потом потенциальность мира превратилась в актуальную бесконечность. Наделив природу актуальной бесконечностью, её поместили на место Творца. Появилась логическая модель: живой бесконечный Бог, живая бесконечная Природа. Если Бог и природа бесконечны, значит между ними нет разницы. Значит или все существующее Бог (пантеизм) или все - природа (материализм). Ни в одной из названных концепций не оставили места средневековой идее о том, что человек создан по образу Божию, что "ведет не только к мысли о равенстве Бога и человека или даже к мысли о независимости от Бога; из нее вытекает и то центральное для гуманизма убеждение, что в каждом человеке заключается все человечество" Фролов С. Общая социология. - М.: Проспект, 2010. - С. 187..

    Таким образом, творческие способности интеллектуалов постепенно начали переключаться со средневековых богословских ориентиров на новые предметы, далекие от религиозных исканий. Сэнсуализм и эмперизм объявляются доминантой познания.

    Новое время выбрало новое направление исследований: происхождение самого знания. И вот эпоха Просвещения, ища знания, нашло веру, веру в то, что силами человеческого знания можно совершенствовать человеческое общество. Прогресс - это продукт человеческих исканий и стремлений. Если человек сам творит научно-технический прогресс, мораль, культуру и т.д., то это его заслуга, а не Божественных сил. Также, детерминированность, предопределенность и другие виды несвободы представились абсурдными. У человека есть разум и человек свободен. И Божественное, и детерминированное отбрасываются, так как блекнут перед человеческой свободой и разумом. "Разум" предшественников Э. Канта подвергся критике.

    Теологические проекции человеческого сознания долгое время находились на высоком пьедестале человеческой истории. Теологию на "месте святом" стали притеснять разнообразные тенденции. Как было показано выше, солипсизм, эмпиризм, деизм, пантеизм, атеизм последовательно сменяли друг друга. Это был естественный процесс, в котором религиозные тенденции и максимы мыслителями просто отсекались Социальная философия / под ред. Н.Ф. Медушевской, А.М. Чугунова. - М.: МосУ МВД России, 2010. - С. 49..

    Если в Средние века слово Бог писали с большой буквы, а человек - с маленькой, то с эпохи Возрождения, с которой и совпадают индустриальные революции, и до эпохи Просвещения все чаще понятия Бог и человек уравниваются, а в некоторых местах понятие Бог изымается из смысловой матрицы европейской культуры и трансформируется в простые "проекции свойств человека и природы, превращенные в самостоятельные существа". Культурные ценности, порожденные христианством, переходят в область сомнительных ценностей, т.к. способствуют ослаблению инстинкта, отказу от влечений, без чего невозможно помыслить современное общество и государство.

    В традиционном обществе человек ощущал мир в концентрической перспективе, в которой вся жизнь располагается вокруг общины, где время как бы замирало внутри агрокультурных циклов, наперекор индустриальному-линейному, где бытие не воспринимается как конкретное место и время проживания, где индивид является центром.

    Пространство-время означает "открытость, просвечивающую во взаимном протяжении наступающего, осуществившегося и настоящего". С прошлого, минуя настоящее, бытие реализуется в будущем. Человек может быть человеком только тогда, когда встал внутри этого "троякого протяжения и выстоял определяющую это протяжение отклоняющее-отказывающую близость". Для такой схемы настоящее не имеет ценности. В традиционном обществе бытие созидается вокруг очага, в индустриальном - в будущем, минуя настоящее. Но это будущее - бытие в смерти. На место физического мира приходит "метафизический мир".

    Итак, сначала обесценивание теологии потом природы, а после и наступила своего рода "антропологическая энтропия" или разчеловечивание человека, превращение его в индустриальный механизм. И "индустриальная психология" работала именно на такое решение вопроса.

    Новые материалы, технологии, коммуникационные системы, строительство больших многоквартирных домов позволили перераспределить время, некогда отводимое на обслуживание социальных нужд у населения городов. Возникла проблема досуга горожан или, в определении Д. Рисмона, "общества досуга". Для средних обывателей смыслом жизни стало строительство комфортного существования: квартира, обстановка, машина, развлечения и т.д. Для другого, более состоятельного круга людей, сам досуг стал смыслом жизни Гончаров В. Общество: социально-философский анализ. - Ставрополь: ЛИТЕРА, 2010. - С. 32..

    Окружающий мир все больше стал связываться с научно-техническим прогрессом и отрываться от религиозных традиций.

    Кризис индустриального общества порождает реакцию, в которой главным процессом может стать как отторжение политических, экономических, социокультурных и прочих общественных доминант, так и интеграция индустриальной и традиционной культур.

    Индустриальное общество

    В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно-технической или экономической.

    Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции.

    В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство -- расширенным.

    Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно-технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. Если прединдустриальный период наполнен боязнью голода и болезней, то для индустриального общества характерно возрастание благосостояния населения.

    В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. Появляются новые классы -- промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.

    В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм (человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе) и

    утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы) -- новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию.

    Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствует право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.

    Ряд социологов несколько уточняют приведенную выше схему. С их точки зрения, основное содержание процесса модернизации -- в смене модели (стереотипа) поведения, в переходе от нерационального (характерного для традиционного общества) к рациональному (свойственному индустриальному обществу) поведению.

    К экономическим аспектам рационального поведения относят развитие товарно-денежных отношении, определяющую роль денег как общего эквивалента ценностей, вытеснение бартерных сделок, широкий размах рыночных операций и т.п.

    Важнейшим социальным последствием модернизации считается изменение принципа распределения ролей. Ранее общество накладывало санкции на социальный выбор, ограничивая возможность занятия определенных социальных позиций человеком в зависимости от принадлежности его к определенной группе (происхождение, родовитость, национальность). После модернизации утверждается рациональный принцип распределения ролей, при котором главным и единственным критерием для занятия той или иной позиции является подготовленность кандидата для выполнения данных функций.

    Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).

    Постиндустриальное общество

    Модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы. Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970-е гг. американскими социологами Д.Беллом, Э.Тоффлером и др.

    Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального общества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса "среднего класса". Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее -- человек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от средств массовой информации. Переход к по-

    стиндустриальному обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой перспективой.

    В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них) принято называть общественными отношениями.

    Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы -- отношения материальные и отношения духовные (или идеальные). Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, складываются вне сознания человека и независимо от него, а духовные отношения формируются предварительно "проходя через сознание" людей, детерминируются их духовными ценностями.

    Презентация – идентификация

    Презентация и идентификация – два дополняющих друг друга способа взаимодействия человека с современным обществом.

    Идентификация – попытка человека найти свое место (свое Я) внутри существующих институтов, структур, групп. Презентация – создание и разыгрывание того образа себя, который человек хочет предъявить окружающим. Идентификация и презентация у одного и того же человека могут быть различными.

    Индивид, который презентирует себя перед другими … возможно, хочет внушить им хорошее мнение о себе, или чтобы они думали, будто он хорошего мнения о них, или чтобы они поняли каковы его действительные чувства по отношению к ним, или чтобы они не получили никакого определенного впечатления. … Поэтому когда индивид оказывается в обществе других, у него обычно появляются и причины … производить [нужное для него] впечатление на них. Например, если подруги в студенческом общежитии будут судить о девичьей популярности по числу вызовов к телефону, вполне возможно подозревать, что некоторые девушки начнут нарочно устраивать такие телефонные звонки.

    Гофман И. 2000. С. 35.

    Способы презентации политиков зависят от политического спроса, имеющего место на данной территории. Правила исполнения роли публичного политика определены обществом. Любое социальное действие будущего депутата требует учета всех ожиданий других людей. И человек стремится сыграть того, за кого его принимают.

    Кимерлинг А.С. 2002. С. 34.

    «Идентичность» [как термин] призвана подчеркнуть нестабильную, многогранную, изменчивую и разрозненную природу современного «я».

    Брубейкер Р., Купер Ф. 2002. С.75.

    Человеку бывает необходимо идентифицировать себя – охарактеризовывать, позиционировать по отношению к уже известным людям, определить свое место в [мире]… В современных условиях, способствующих разнообразным контактам с людьми вне сферы личного знакомства, такие случаи идентификации особенно распространены. Они включают ежедневные жизненные ситуации так же, как и более формальные и официальные контексты; идентификация себя и других фундаментально ситуационна и контекстуальна.

    Брубейкер Р., Купер Ф. 2002. С.85.

    «Самопонимание» … [ – это] чувство того, кто ты есть, социальной принадлежности и, как производная от первых двух – готовность к определенного рода действию.

    Брубейкер Р., Купер Ф. 2002. С.89.

    Холодный пятничный вечер, дождливый и ветреный. Ты одет не по погоде, для вечеринки. Наконец, ты отстоял в длинной очереди, желающих попасть в клуб. Вышибала, или, как он предпочитает называться, охранник рукой закрывает путь тебе и твоим друзьям. Он кидает взгляд на тебя и остается недоволен твоим возрастом. Все, что у тебя есть, - это деньги. Но этого не достаточно (или, реже, у тебя нет нужной суммы). В повседневных ситуациях, таких как эта, идентичность человека сначала неясна, но потом определяется. Но идентификация не всегда столь проста или столь тривиальна. Она способна поколебать основы нашей жизни.

    Jenkins R. 2004. P. 1-2.

    …человек определяется разыгрываемыми им комедиями ничуть не меньше, чем искренними порывами души. Речь идет о чувствах, которые нам недоступны во всей глубине; но они частично отражаются в поступках, в установках сознания…

    Камю А. 189. С. 229.

    Карл Радек [в своей автобиографии] видел себя деятелем общеевропейского значения, был секретарем Коминтерна и описывал свою жизнь как серию метаморфоз, которые верно приближали его к нынешнему состоянию, являясь результатом сознательного труда и многих прозрений, но также и удачи. Прожитая жизнь описывается … как череда менявшихся этнокультурных идентичностей: галицийский еврей – читатель немецкой классики – польский националист и католик – швейцарский студент – австрийский гражданин – немецкий журналист – русский эмигрант.

    Эткинд А. 2005. С. 61.

    Субкультура

    Субкультура – устойчивая, самостоятельная модель поведения группы людей, по-своему воплощающая ценности и нормы индустриальной (большой) культуры.

    Субкультуры, подобно социальным движениям, вовлечены в противостояние между культурным воспроизводством, социальной интеграцией и социализацией; они как правило уделяют внимание стилю жизни, самореализации [человека] и формированию идентичности.

    Hanfler R. 2004. Р. 422.

    Общество, пришедшее на смену традиционному, предлагает [человеку] большой выбор одобряемых карьер – официальных и неофициальных. Стремление к уважению или почету возможно [реализовать] как внутри, так и вне институциональной структуры общества. Ограничения социального статуса в образовании, на работе или в семейной жизни может быть компенсировано активным участием … в субкультурах, которые обеспечивают временное социальное признание.

    Heinz W.R., Krьger H. 2001. Р. 35.

    Люди «схватывают» субкультуру посредством использования и демонстрации соответствующего ей набора артефактов. Я использую термин «переносчики» для обозначения тех, кто разделяет данную субкультуру или ее часть. Что важно, эти группы выделяются по признаку участия в культурной презентации, [а не по социальному статусу].

    Enfield N.J. 2000. Р. 47.

    …субкультуры во многом конструируются СМИ, члены субкультур овладевают чувством свободы от общества в том виде, в котором оно представлено масс-медиа.

    Bennett A. 1999. P. 604.

    …такой вид субкультуры интересует нас более всего. Специфическая одежда, стиль, проблемы тедди-боев, модов, рокеров или скинхэдов отделяют их, с одной стороны, друг от друга, а, с другой – от более общей культуры мальчиков из рабочего класса в целом. Через свою одежду, действия, стиль жизни они могут давать разные, с точки зрения культуры, ответы на проблемы, поставленные их социальной классовой позицией. При этом участие в той или иной субкультуре не отгораживает их от проблем более общей «родительской» культуры. Таким образом, субкультура остается починенной по отношению к господствующей культуре.

    Холл Ст., Джеферсон Т. 2000. С. 151.

    Сами для себя мы можем думать, что наша одежда выражает нас самих, но на самом деле, она выражает в то же самое время и среду нашего обитания, подобно рекламе, поп-музыке, легкой фантастике, чтиву, фильмам второго сорта. Именно так это происходит на … неинтеллектуальном, чисто инстинктивном уровне. Стиль одежды служит также и индикатором стиля жизни и в качестве такового обращается к подсознательным ценностям…

    Брейк М. 2000. С. 152.

    Средний класс

    Средний класс – группа людей в индустриальном обществе, выражающая наиболее полно его ценности, нормы и представления. Образ жизни человека среднего класса предполагает непрерывное образование (повышение квалификации), постоянную, достойно оплачиваемую работу, семью, домашний комфорт, развлечения и отдых.

    Э.О. Райт («Классы», 1985) разделяет людей на классы в соответствии с теми ресурсами, которые они имеют или контролируют. Основное различие наблюдается между теми, кто имеет собственность (т.е. источники дохода, такие как фабрики, государственные ценные бумаги, акции) и не имеет ее … Классы собственников – это капиталисты (буржуазия – элита) и малая буржуазия (в большинстве своем работающие на собственном малом предприятии). Классы несобственников – это рабочий класс и средние классы. Классы несобственников различаются в соответствии с тем, контролируют ли они производственный процесс или заняты самостоятельной, высококвалифицированной деятельностью на рабочем месте. Те, кто обладают хотя бы одним из этих признаков, относятся к средним классам.

    Baum S. 2002. Р. 354.

    В результате различий в доходах люди, принадлежащие к низшим и средним классам, бесспорно отличаются друг от друга по своим взглядам на жизнь, материальным условиям жизни и жизненному опыту, но они часто не имеют сознательного представления об этих различных взглядах и их классовой основе.

    Миллс Ч. 1959. С. 60.

    Термины «предприниматель» и «чиновник» – это термины, вызывающие представления о людях из средних классов… Когда говорят о предпринимателе классического типа, то предполагается, что в ходе ведения своего предприятия он рискует не только вложенными деньгами, но и всей своей карьерой…

    Миллс Ч. 1959. С. 155.

    От успешного представителя среднего класса требуется в совершенстве владеть престижной статусной культурой; что обеспечивается хорошим знанием культуры своей компании, культуры местности [в которой он живет] и этнических особенностей. Так же, как школьники переключают коды [поведения], когда они с улицы забегают в класс, … зрелые представители среднего класса научаются «переключению культуры» при перемещении из одного социального окружения в другое. Такие индивиды владеют множеством стилей…, но они используют их выборочно с разными людьми и в разных условиях. (Мужчина из среднего класса, женатый на конторской служащей, должен иметь представление о спорте и рок-музыке [для бесед] на работе; обсуждать политику и здоровое питание с друзьями своей жены; и прививать восхищение Брамсом и Пикассо своим сыну и дочери.)

    DiMaggio P. 1987. P. 445.

    Маргиналы

    Маргиналы – группа людей, не принадлежащая устойчивым социальным и культурным институтам, не принимающая/отрицающая общие идеалы.

    Если человек очень затрудняется назвать себя кем бы то ни было, он – никто, маргинал, без имени и места в жизни.

    Батыгин Г.С. 1995. С. 104.

    Моя основная гипотеза состоит в том, что отклоняющееся поведение … можно рассматривать как симптом разрыва связи между предписанными культурой стремлениями и определенными социальной структурой путями осуществления этих стремлений.

    Merton R. 1968. P. 188.

    Сама возможность маргинального существования в обществе уже свидетельствует о том, что общепринятые смыслы не всемогущи в своей принудительной силе. Еще больший интерес представляют те случаи, когда индивидам удается собрать вокруг себя некоторое количество последователей и заставить, хотя бы самых близких из них, признать отличные от принятых в обществе трактовки окружающего мира.

    Бергер П. 1996. С. 133.

    …возможности к эволюции «маргинала» не закрыты, просто потому, что его личность остается несформированной. Часть характерных для него личных подходов к восприятию действительности находится в примитивной форме, другие могут стать осмысленнее, но … вместе они не создадут стабильного и упорядоченного набора, и … индивид, таким образом, останется открытым для всех и всяческих воздействий. В любом случае, непоследовательность – фундаментальная черта его активности.

    Thomas W.I., Znaniecki F. 1958. Р.1853, 1855.

    Если общество успешно блокирует все потенциально опасные реакции индивида в процессе формирования личности, то в итоге получается индивид, для которого не останется ни проблемы личностного развития, ни внешних конфликтов, требующих решения, ни внутренних преодолеваемых противоречий – это будет ограниченный, стабильный, довольный собой «обыватель». Если же, напротив, подавление проходит неуспешно и бунтарские реакции набирают силу до того, как у индивида сформирована система стабилизирующих представлений, то индивид не готов к встрече с возникающими проблемами, не способен их различать или сублимировать – развивается непоследовательный, нон-конформистский, «маргинальный» тип…

    Thomas W.I., Znaniecki F. 1958. Р. 1871.

    Для конца XX века характерен образ маргинала, близкого к природе, с цветком в губах или на ружье (это представление ассоциируется с событиями 1968 года). Но вскоре его вытесняет другой образ, соответствующий резко изменившейся обстановке. На фоне неумолимо нарастающего экономического кризиса меняется и ожесточается облик маргинала: теперь это африканец, приехавший работать во Францию. Именно он заклеймен как олицетворение всех зол и опасностей.

    Фарж А. 1989. С. 145.