Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Правило по русскому языку спряжение. "как определить спряжение глагола"

Правило по русскому языку спряжение. "как определить спряжение глагола"

Спряжения в конкретных языках

Системы спряжения в разных языках различаются числом времён и наклонений. Например, в русском языке 3 времени и 3 наклонения; в древнегреческом - 7 времён и 4 наклонения; в некоторых индейских языках Северной Америки (например, хопи) более 9 наклонений. В спрягаемой форме глагола могут выражаться не только названные выше категории , но и характер синтаксических связей глагола-сказуемого с субъектом и объектом. Так, в венгерском языке различаются объектное и безобъектное спряжение (láto-k - «я вижу», láto-m - «я вижу (этот определённый предмет)»). В некоторых языках эргативного строя глаголы имеют две парадигмы лица - эргативную и абсолютную.

Спряжения в русском языке

В современном русском языке два спряжения, которые традиционно обозначаются римскими цифрами - I спряжение и II спряжение.

Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется на слух по окончанию. Если ударение падает на основу и личные окончания на слух различить трудно, то спряжение определяется по неопределенной форме. (В. В. Бабайцева , Л. Д. Чеснокова Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1993. - 256 с.)

К I спряжению относятся глаголы, инфинитив которых оканчивается на -еть, -ать, -оть, -уть, -ять, -ыть, -ть , а также несколько глаголов на -ить : брить, стелить, почить, зиждиться, бить, вить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, -шибить (ушибить, ошибиться) (и образованные от них). При спряжении такие глаголы имеют окончания: 1-е лицо: ед.ч -«у» (-«ю»), мн.ч- «ем». 2-е лицо: ед.ч -«ешь», мн.ч -«ете» 3-е лицо: ед.ч -«ет», мн.ч -«ут» (-«ют»)

Глаголы II спряжения при спряжении имеют окончания: 1-е лицо: ед.ч -«у» (-«ю»), мн.ч- «им». 2-е лицо: ед.ч -«ишь», мн.ч -«ите» 3-е лицо: ед.ч -«ит», мн.ч -«ят» (-«ат») К ним относятся:

  • глаголы, имеющие в начальной форме окончания на -ить (кроме брить, стелить, почить, брезжить, зиждиться, вить, бить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, ошибиться и образованных от них) ,
  • некоторые глаголы на -еть : блестеть, болеть (о части тела), велеть, вертеть, видеть, висеть, галдеть, глядеть, гореть, греметь, гудеть, гундеть, дудеть, зависеть, звенеть, зреть (смотреть), зудеть, кипеть, кишеть, коптеть, корпеть, кряхтеть, лететь, ненавидеть, обидеть, пердеть, пыхтеть, свербеть, свиристеть, свистеть, сидеть, сипеть, скорбеть, скрипеть, смердеть, смотреть, сопеть, тарахтеть, терпеть, храпеть, хрустеть, шелестеть, шипеть, шуметь (и образованные от них)
  • некоторые глаголы на -ать: бренчать, брюзжать, бурчать, верещать, визжать, ворчать, гнать, дребезжать, дышать, держать, дрожать, жужжать, журчать, звучать, кричать, лежать, молчать, мчать, мычать, пищать, рычать, слышать, спать, стучать, торчать, трещать, урчать, фырчать, шуршать, шкварчать (и образованные от них) ;
  • некоторые глаголы на -ять: стоять, бояться ;
  • Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Несколько глаголов имеют нехарактерную (архаическую) для глаголов I и II спряжений систему окончаний: дать, есть (и производные от них, то есть, создать, съесть и пр.)

Некоторые глаголы имеют часть форм от первого спряжения, а часть от второго: бежать , хотеть . Или имеют формы на выбор чтить - чтут / чтят, также сыпать - сыплют / сыпят (согласно словарю Лопатина), трепать , щипать и ряд других. В современных справочниках и словарях брезжить уже относится ко второму спряжению, ранее он имел формы по первому спряжению.

История

Система спряжения исторически изменчива. Например, спряжение современного русского языка - результат упрощения более сложной системы спряжения древнерусского языка , в которой категории времени и вида ещё не были полностью расчленены; система времён содержала, кроме настоящего, 4 прошедших и 2 будущих; во всех временах глаголы различались по лицам; имелось 3 парадигмы числа - единственное, множественное, двойственное .

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Спряжение" в других словарях:

    СПРЯЖЕНИЕ, спряжения, ср. (грам.). 1. только ед. Действие по гл. спрягать1. Ученик занимался спряжением глаголов. 2. Свойство глаголов изменяться по лицам, числам, временам и наклонениям. Признак глагола спряжение. || Полный комплект форм глагола … Толковый словарь Ушакова

    Современная энциклопедия

    1) изменение глагола по лицам, числам, временам и залогам (см. Словоизменение).2) Тип изменения глагола, представляющий особую парадигму (напр., 1 е спряжение, разноспрягаемые глаголы) … Большой Энциклопедический словарь

    Литературная энциклопедия

    Спряжение - СПРЯЖЕНИЕ, изменение глагола по лицам, числам, временам, родам (в прошедшем времени и сослагательном наклонении), наклонениям и другим грамматическим категориям, а также тип такого изменения, имеющий определенный набор окончаний и других… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    СПРЯЖЕНИЕ, я, ср. 1. см. спрягать. 2. В грамматике: класс глаголов с одинаковыми окончаниями личных форм. Глаголы первого, второго спряжения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 1 изменение (73) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Спряжение - СПРЯЖЕНИЕ. 1. Изменение глагола (см.) по временам (см.) и наклонениям (см.), с теми изменениями, которые входят в состав изменений по временам и наклонениям. В русском яз. к формам С. принадлежат формы настоящего и будущего времени с их… … Словарь литературных терминов

    Спряжение - (лат. conjugatio) глагольное формообразование, охватывающее всю парадигму глагола, всю совокупность его форм в пределах одной глагольной лексемы, и выражающее соответствующие грамматические категории. Границы спряжения одного глагола зависят от… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Я; ср. Лингв. 1. к Спрягать (1.С.). Заниматься спряжением глаголов. Формы спряжения. 2. Класс глаголов с одинаковыми формами словоизменения. Глаголы первого спряжения. Второе с. * * * спряжение 1) изменение глагола по лицам, числам, временам и… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Глаголица. Лото с проверкой. Спряжение глаголов. Глаголы исключения. От 8 лет , Ивановская Е., сост.. Самыми сложными темами в начальной школе и родители, и дети часто называют склонение существительных и спряжение глаголов. И правда: дети наизусть заучивают окончания, не понимая, зачем им…

Как определить спряжение? Правило спряжения изучается в школе несколько часов. Однако далеко не каждый ученик способен запомнить его без хорошей практики. В связи с этим мы решили напомнить вам о том, что такое глагольное спряжение. Правило спряжения также будет представлено вашему вниманию вместе с соответствующими примерами.

Общая информация

Определение того или иного спряжения глагола ставит в ступор довольно большое количество людей. Особенно часто такая проблема возникает во время создания какого-либо письменного текста. И чтобы не прослыть малограмотным человеком, окончания глаголов следует обязательно писать правильно. Но для этого необходимо знать все правила про спряжения.

Что такое спряжение?

Спряжением называют грамматическую которая определяет его изменение по числам и лицам, а также диктует, какую именно букву следует писать в сомнительном окончании.

В современном русском языке известны 2 которые именуются соответственно: первое и второе. В зависимости от того, к какому из названных относится то или иное слово, происходит выбор буквы в окончании. Кстати, не стоит забывать и о том, что у глаголов прошедшего времени отсутствует спряжение. Правило спряжения гласит, что в таких словах нет окончаний, в которых можно сомневаться.

О том, как определить спряжение

Чтобы правильно написать глагол, следует постоянно вспоминать правила по спряжениям.

Итак, давайте рассмотрим их более подробно. Для того чтобы узнать, какое спряжение у того или иного глагола, определить, какую именно гласную букву в его окончании следует писать, необходимо посмотреть, куда в проверяемом слове падает ударение. В том случае, если под ударным положением оказывается само окончание, то с его правописанием сразу становится все понятно. Это связано с тем, что гласная буква стоит в сильной позиции, а потому никаких сомнений возникнуть не должно.

Но что же делать, если вам все-таки необходимо выяснить, какое у того или иного слова спряжение? Правило спряжения гласит, что оно определяется по самой гласной. Таким образом, если под ударением стоят буквы «е», «ю» или «у», то можно смело указывать, что проверяемый глагол относится к первому спряжению. Если же сильную позицию занимают «я» или «а», то это второе спряжение.

Примеры определения спряжений по ударным окончаниям

Приведем конкретные примеры, которые помогут вам запомнить правила на спряжения:

  • СпЯт - это глагол несовершенного вида. Ударение в нем падает на окончание -ят. Соответственно, данное слово относится ко второму спряжению.
  • НесУт - это глагол несовершенного вида. Ударение в нем падает на окончание -ут. Соответственно, данное слово относится к первому спряжению.

Глаголы с приставкой вы-

Правило определения спряжения, описанное выше, касается практически всех глаголов. Однако у учеников нередко возникают сложности с теми словами, которые начинаются с приставки вы-. Это связано с тем, что в большинстве случаев ударение падает именно на нее. Приведем пример: вЫгорит. Если вы столкнулись с такой ситуацией, то специалисты рекомендуют просто отбросить данную морфему и рассмотреть слово без применения приставки. Например, вЫгорит - горИт. Полученный глагол имеет несовершенный вид и второе спряжение. Соответственно, и начальное слово, от которого оно было образовано, относится к нему же.

Как быть, если ударение не падает на глагольное окончание?

Теперь вам известно, что для грамотного написания следует обязательно применять вышеописанное правило. Спряжение глаголов определяется довольно легко. Но если для вас это сделать проблематично, то рекомендуется создать на отдельном листке таблицу, которая будет содержать в себе все особенности правила.

Итак, с теми случаями, когда на окончание падает ударение, а также с приставкой вы- мы разобрались. Но как же определить спряжение глагола, если его окончание стоит в безударном положении? В этом случае его следует определять по инфинитиву. Что это такое? Для тех, кто забыл, под данным термином понимают неопределенную (или начальную) которая отвечает на такие вопросы, как «что сделать?» и «что делать?».

Примеры определения 1-ого спряжения по безударным окончаниям

Если перед вами слово, ударение которого не падает на окончание, то какое следует применять правило? Спряжение глаголов включает в себя множество нюансов. И для того чтобы грамотно написать необходимый текст, следует знать их все.

Рассмотрим, как определяется спряжение глаголов, окончание которых занимает безударное положение:

  • Рисует (что делает?) - это глагол несовершенного вида. Довольно много учеников пишут его с ошибкой, вместо окончания -ет ставя -ит (рисуит). Но это неверно. Для того чтобы правильно написать данное слово, следует поставить его в неопределенную форму: рисует - (что делать?) рисовать.
  • Скажет (что сделает?) - это глагол совершенного вида. При его написании также легко совершить ошибку, вместо окончания -ет поставив -ит (скажит). Чтобы определить, какую гласную следует использовать в последнем слоге, данное слово необходимо аналогичным образом преобразовать в инфинитив: скажет - (что сделать?) сказать.

Итак, что дает нам такое правило русского языка? Спряжение глаголов в данном случае зависит от их начальной формы. Таким образом, если инфинитив оканчивается на -ять, -еть, -уть, -ать, -оть или -ыть, то проверяемое слово относится к первому спряжению. Соответственно, личные окончание у данных слов будут следующими: -ет, -ешь, -ете, -ем, -ют, -ут. Также возможны -ю и -у.

Примеры определения 2-ого спряжения по безударным окончаниям

Правило 2 спряжения аналогично 1-му. Для начала приведем несколько примеров:

  • Ходите (что делаете?) - это глагол несовершенного вида. Очень часто вместо безударного окончания -ите ученики пишут -ете. Для того чтобы правильно написать это слово, его требуется поставить в начальную форму: ходите - (что делать?) ходить.
  • Тратите (что делаете?) - это глагол несовершенного вида. Вместо его окончания -ите ученики ошибочно ставят -ете. Для его правильного написания глагол также следует поставить в неопределенную форму: тратите - (что делать?) тратить.

Опираясь на данные примеры, можно смело сделать вывод о том, что глаголами 2-го спряжения называются те глаголы, начальная форма которых оканчивается на -ить. В этом случае личные окончания таких слов будут следующими: -ит, -ишь, -ите, -им, -ят, -ат. Также возможны -ю и -у.

Исключения из правил

У всех правил есть свои исключения. Так, слова «зыбиться», «брить», «зиждиться» и «стелить» необходимо относить к первому спряжению, даже несмотря на то, что в начальной форме они оканчиваются на "-ить". Таким образом, их личные окончания будут следующими: брить - бреют, бреются; зиждиться - зиждется; стелить - стелет, стелют и пр.

Помимо всего прочего, данное правило включает в себя и такие слова-исключения, как «обидеть», «смотреть», «ненавидеть», «терпеть», «держать», «видеть», «слышать», «вертеть», «зависеть», «дышать», «гнать». Все перечисленные выражения относятся ко второму спряжению, даже несмотря на то, что их инфинитив оканчивается на -еть и -ать. Таким образом, их личные окончания будут следующими: гнать - гонят, ненавидеть - ненавидят, обидеть - обидят, держать - держат, видеть - видят, терпеть - терпят, смотреть - смотрят, дышать - дышат, зависеть - зависят и пр.

Особенности спряжения глаголов

Помимо глаголов первого и второго спряжения, в нашем языке встречаются и разноспрягаемые слова. К ним относятся следующие: "бежать", "хотеть", "брезжить", "дать" и "чтить". Почему они называются разноспрягаемыми? Дело в том, что в одних формах таких глаголов используются окончания первого спряжения (чаще в единственном числе), а в других - второго (чаще во множественном числе). Приведем примеры:

  • он хочЕТ;
  • ты хочЕШЬ;
  • я хочУ;
  • они хотЯТ;
  • вы хотИТЕ;
  • мы хотИМ.

Как видно из примера, разноспрягаемое слово включает себя окончания как первого спряжения, так и второго.

Способы запоминания правил и исключений

В нашем родном языке существует невероятное количество правил, которые имеют не меньшее число всевозможных исключений. Следует отметить, что спряжение глаголов представляет собой одну из сложнозапоминаемых тем в средней школе. Ведь совсем не зря ей посвящается большое количество теоретических и практических часов. Более того, чтобы значительно облегчить изучение данного правила, учителя литературы и русского языка ежегодно придумывают все новые и новые способы того, как запомнить правила спряжения глаголов. Для этого создаются разные песни, шуточные стишки, алгоритмы, таблицы и схемы. Однако суть в них одна: крайне важно понять зависимость той или иной буквы в глагола, которое находится в безударном положении, от буквы в неопределенной форме. Также следует оставить в памяти и место для 15 слов-исключений.

Если раз и навсегда запомнить эти зависимости, то вы сможете определять спряжение глаголов еще до того, как начнете его записывать.

Итак, рассмотрим несколько алгоритмов для запоминания:

  • 1-ое спряжение. К нему относятся все те глаголы, начальная форма которых оканчивается не на -ить (разумеется, кроме следующих исключений: «зыбиться», «брить», «зиждиться» и «стелить»).
  • 2-ое спряжение. К нему относятся все те глаголы, начальная форма которых оканчивается на -ить (разумеется, кроме следующих исключений: «обидеть», «смотреть», «ненавидеть», «терпеть», «держать», «видеть», «слышать», «вертеть», «зависеть», «дышать», «гнать»).

Чтобы облегчить процесс запоминания таких слов-исключений, был специально придуман следующий стишок, содержащий в себе все необходимые сведения:

Ко 2-ому же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на -ИТЬ,

Исключая брИТЬ, стелИТЬ.

А еще смотрЕТЬ, обидЕТЬ,

СлышАТЬ, видЕТЬ, ненавидЕТЬ,

ГнАТЬ, держАТЬ, дышАТЬ, терпЕТЬ,

И зависЕТЬ, и вертЕТЬ.

Спряжение – основная категория глагола как части речи. В языкознании существует два понимания термина «спряжение глаголов». Спряжением глагола в широком смысле является его изменение по числам, лицам, наклонениям и временам. Спряжение в узком смысле – изменения глагола по лицам и числам. Необходимо уметь правильно определять спряжение каждого глагола, поскольку от этого напрямую зависит уровень грамотности. Нередко нужно точно выяснить тип спряжения глагола, чтобы правильно написать слово в конкретной форме.


Существует четкий алгоритм, благодаря которому можно верно определить спряжение глагола. Также важно запомнить ряд исключений, заучить все глаголы, склоняемые по-разному.

Если окончание глагола находится под ударением, нужно поставить глагол в форму множественно числа третьего лица. Гласные в окончании слова сигнализируют о принадлежности глагола к 1 или 2 спряжению.

Глаголы 1 спряжения имеют окончания –ут (-ют), 2 спряжения – -ат (-ят).

Например, к 1 спряжению относятся глаголы читают, поют, цветут, а ко 2 – висят, горят, лежат.

Очень важно запомнить: определить спряжение по окончанию глагола множественного числа третьего лица можно только в том случае, если на окончание падает ударение.

Если на окончание глагола ударение не падает, слово нужно перевести в неопределённую форму. Например: дышат – дышать. Начальная форма отвечает на вопрос «что делать», не имеет основных категорий. Она сохраняет только признак вида, а также по ней определяют возвратный ли глагол, переходный он или непереходный. Начальную (неопределённую) форму принято называть инфинитивом.

Глаголы, имеющие безударное окончание в начальной форме –ить, относятся ко 2 спряжению.

Остальные глаголы относятся к 1 спряжению. Также нужно запомнить ряд глаголов, являющихся исключениями из правил.

К глаголам 1 спряжения относятся следующие слова-исключения: бить, брить, вить, гнить, жить, зиждиться, зыбить, лить, пить, почить, стелить, шить, -шибить (ушибить, ошибиться), а также все глаголы, которые от них образованы.

Ещё в школе все познакомились с лёгкой считалкой, позволяющей быстро запомнить 11 глаголов, которые являются наиболее распространёнными словами-исключениями из правила. Они не оканчиваются на –ить, но тоже относятся ко 2 спряжению. В данном случае они перечислены по алфавиту: вертеть, видеть, гнать, держать, дышать, зависеть, ненавидеть, обидеть, слышать, смотреть, терпеть. Эти слова необходимо запомнить

Глаголы, имеющие ударную приставку «вы» требуют особого внимания. Для точного определения спряжения, приставку нужно отбросить. В тех случаях, когда окончания оказываются под ударением, по ним выясняют спряжение. Если окончание безударно, глагол ставят в неопределённую форму. Безусловно, приставку отбрасывают только тогда, когда слово употребляется без неё.

Существует группа разноспрягаемых глаголов смешанного типа: бежать, хотеть, чтить и все производные формы от данных слов. Они спрягаются по разным моделям, это необходимо запомнить.

Глаголы «бежать», «чтить», находящиеся в форме первого, второго лица, единственного числа нужно склонять как глаголы 2 спряжения. По модели 1 спряжения данные глаголы спрягаются в форме множественного числа, третьего лица. Возможны альтернативные формы чтут и чтят.

По модели 2 спряжения надо склонять глагол «хотеть» во множественном числе, а в единственном числе – как глагол 1 спряжения.

Архаичные окончания у глаголов «дать» и «есть».

Достаточно запомнить правила и выучить все слова-исключения, чтобы правильно определить спряжение глагола и грамотно излагать свои мысли, не допуская ошибок.


Информация о грамматических особенностях русского языка полезна не только для школьников, но и для всех людей, чья грамотность не доведена до уровня автоматизма. Даже взрослые не всегда помнят, что такое спряжение глаголов, как и почему используется это понятие. Самое время освежить в памяти эти правила времён пятого-шестого класса.

Что такое спряжение

Спряжение глагола — это постоянное грамматическое свойство этой части речи, которое представляет собой систему изменения формы глагола в настоящем времени, в зависимости от чисел и лиц.

В русском языке есть два типа спряжений, которые так и называются — первое и второе (обычно обозначаются римскими цифрами I и II).

По общему правилу, спряжение определяется по окончанию глагола. Если окончание безударное, спряжение устанавливается по суффиксу неопределённой формы слова.

У глаголов в прошедшем времени спряжение отсутствует.

Правила определения спряжений

Определение этого глагольного свойства важно для того, чтобы правильно писать гласные буквы в окончаниях глаголов. Для этого обращают внимание на ударение в проверяемом слове. Если окончание содержит ударную гласную, сомнений в том, какая именно буква должна там находиться, не возникает.

Спряжение глаголов по личным окончаниям.

Глаголы первого спряжения:

Лицо Примеры
1 -у или -ю -ем рисую, шью, растем
2 -ешь -ете рисуешь, шьешь, растете
3 -ет -ут или -ют рисует, шьет, растут

Второе спряжение:

Лицо Окончание единственного числа Окончание множественного числа Примеры
1 -у или -ю -им куплю, держу, приготовим
2 -ишь -ите купишь, держишь, приготовите
3 -ит -ат или -ят купит, держат, приготовят

Глаголы с приставкой «вы-«

Определить спряжение в таком случае можно, отбросив приставку, по оставшемуся слову в обычном порядке, например, от слова «выстоять» получается «стоять» — «стоишь». Глаголы «стоять» и «выстоять» — это второе спряжение.

Если приставку отбросить нельзя, например, в слове «выключить», её заменяют другой приставкой — «отключить», «заключить», и определяют спряжение по личностному окончанию. «Заключишь» — это второе спряжение, значит, глагол «выключить» — тоже.

Непереходные глаголы с приставкой вы- изменяются по правилу первого спряжения (выздороветь — выздоровеет).

По правилу, для определения спряжения нужно брать инфинитив того же вида глагола, в которой стоит личная форма:

  • встретишь — встретить (завершённый вид);
  • встречаешь — встречать (незавершённый вид).

Спряжение глаголов по безударным окончаниям

Общее правило определения спряжения указано в таблице ниже.

Исключения

Глаголы-исключения — это вышеуказанные одиннадцать слов, которые относятся ко второму спряжению, хотя имеют окончания первого. При спряжении этих глаголов по лицам и числам следует обращать внимание на их личностные окончания. Аналогично, глаголы «брить» и «стелить» — исключения в первом спряжении, ведь они имеют окончание второго. Эти слова нужно просто запомнить, чтобы употреблять в окончаниях правильные гласные.

Кроме того, существует ещё две группы нетипичных глаголов в русском языке — разноспрягаемые и глаголы особого спряжения.

Разноспрягаемые имеют окончания и первого, и второго спряжения: это слова «бежать», «чтить», «хотеть», «дать, «брезжить». «Чтить» в третьей форме имеет два вида: «чтят» и «чтут». В одних формах эти глаголы дают при спряжении окончания первого (чаще в единственном числе), а в других — второго спряжения (обычно во множественном числе).

Например, слово «дать» имеет окончания двух спряжений в разных лицах и числах: он даёт, ты даёшь, я даю, они дают, вы даёте, мы даём.

Особое спряжение имеет необычные окончания в единственном числе, а во множественном глагол меняется либо по правилу второго спряжения, либо по правилам первого и второго. Примеры: ем, ешь, ест, едим, едите, едят; дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут.

Глаголы в прошедшем времени, сослагательном и изъявительном наклонении не имеют личных окончаний: читал — прочитал, читал бы — прочитал бы. Повелительное наклонение даёт личные окончания только глаголам во втором лице: читай, прочитай. Существуют также недостаточные глаголы, которые не ставятся в единственное число в первом лице: убедить, победить, басить, висеть. Они употребляются с дополнительными глаголами или вообще в связке «дополнительный глагол + существительное, близкое по смыслу», например, одержу победу, вынужден висеть, буду побеждать.

Чтобы легко выучить, запомнить и пользоваться правилом спряжений, для начала нужно понять основной принцип — существует два общих спряжения, потому что существует два типа окончаний у глаголов (если не говорить об исключениях).

В первую очередь, нужно проверить, не падает ли ударение на окончание глагола. По ударному окончанию очень просто можно определить спряжение — нужно только запомнить, что первое спряжение во множественном числе третьего лица заканчивается на -ут или -ют, а второе — на -ат и -ят.

В случае, если окончание безударное, ко второму спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме «стелить» и «брить», которые нужно просто запомнить. Чтобы легче было выучить 11 глаголов-исключений во втором спряжении, можно запомнить составленные специально для этого стишки, например:

Гнать, держать,

смотреть и видеть,

дышать, слышать,

ненавидеть.

И зависеть, и вертеть,

и обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

их “на –е-” спрягать нельзя.

Остальные глаголы с безударными окончаниями, по методу исключения, в основном, относятся к первому спряжению.

Примеры и упражнения

Задание 1. Выбрать из перечня глаголы второго спряжения: едешь, гонит, чистишь, тянем, приготовить, ставим, запускать, спряжёшь.

Объяснение:

  • едешь — еду, едем, едут (1 спр.);
  • гонит — гоню, гоним, гонят (2 спр.);
  • чистишь — чищу, чистим, чистят (2 спр.);
  • тянем — тяну, тянем, тянут (1 спр.);
  • приготовить — приготовим, приготовят, приготовлю (2 спр.);
  • ставим — ставлю, ставим, ставят (2 спр.);
  • запускать — запускаю, запускаем, запускают (1 спр.);
  • спряжёшь — спрягаю, спрягаем, спрягают (1 спр.).

Правильный ответ: гонит, чистишь, приготовить, ставим.

Задание 2. Вставить пропущенные в окончаниях гласные буквы: купаться – купа_шься, хлопать – хлопа_шь, клеить – кле_шь, помнить – помн_шь, поджарить – поджар_шь, стелить — стел_шь, пугаться – пуга_шься.

Ответы: купаешься, хлопаешь, клеишь, помнишь, поджаришь, стелешь, пугаешься.

Задание 3. Выбрать из перечня глаголы только первого спряжения: плыть, лаять, колоть, носить, шагать, строить, полоть, лететь, дышать, ходить.

Объяснение:

  • плыть — плыву, плывём, плывут (1 спр.);
  • лаять — лаю, лаем, лают (1 спр.);
  • колоть — колю, колешь, колют (1 спр.);
  • носить — ношу, носим, носят (2 спр.);
  • шагать — шагаю, шагаем, шагают (1 спр.);
  • строить — строю, строим, строят (2 спр.);
  • полоть — полю, полешь, полете, полют (1 спр.);
  • лететь — лечу, летим, летят (2 спр.);
  • дышать — дышу, дышим, дышат (2 спр.);
  • ходить — хожу, ходим, ходят (2 спр.).

Ответы: плыть, лаять, колоть, шагать, полоть.

Все глаголы были поделены на две основные группы по спряжениям для удобства. Выявив общие окончания для каждого типа, люди дифференцировали их на первое и второе спряжение. Запомнив лёгкие правила спряжения, выучив слова-исключения, взрослым и детям будет проще не допускать ошибок в окончаниях глаголов в письменной или устной речи.

Русский язык считается самым сложным из-за большого количества исключений. Это и буквосочетания, и особенности написания отдельных частей речи. Наибольшую трудность для учащихся, да и для взрослых людей вызывает написание окончаний имен существительных и глаголов.

Спряжение глаголов

Не только дети, но и взрослые затрудняются в написании букв е/и в окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени. С личными окончаниями данной части речи знакомятся учащиеся в четвертом классе. В это время дети узнают о том, как глаголы спрягаются.

Спряжением называют изменение глагола в настоящем и будущем времени по числам и лицам. При этом меняются окончания. Во многих случаях проблем с написанием не возникает, если эта часть слова ударная. А как поступить, если на окончание ударение не падает?

Чтобы не ошибиться в выборе нужной буквы в окончании , нужно знать некоторые правила:

  • Поставить слова в начальную форму и определить, на какие буквосочетания они оканчиваются. В неопределенной форме (инфинитив) перед -ть стоят гласные «и», «ы», «о», «е», «у», «а», «я». Вот на них и нужно ориентироваться.
  • Затем применяется правило: если в слове перед -ть стоит буква «и», то это II спряжение, другая гласная - I.

Важно! Такое определение спряжения относится только к глаголам с безударными окончаниями.

Но с этого момента и начинаются трудности. Дело в том, что в любом языке есть немало исключений, которые не подчиняются установленным законам языка. Такие курьезы относятся и к глаголам настоящего и будущего времени. Знания конкретных окончаний I и II спряжения не всегда приводят к правильному результату. Все дело в словах, не подчиняющихся определенным правилам, которые имеются в обоих спряжения.

Противоречия I спряжения

По правилам русского языка, слова-действия, оканчивающиеся в инфинитиве на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, являются глаголами первого спряжения. Например, таять, полоть, нырять, играть и так далее. Но некоторые из них, оканчивающихся на -еть, -ать, не желают подчиняться и переходят во второе спряжения. В то время как брить, стелить - тоже исключения из правила, они пишутся с гласной «е» в личных окончаниях и являются представителями первого спряжения.

Противоречия II спряжения

Не меньше трудностей вызывают у школьников написание гласных букв «е» или «и» в окончаниях исключений, относящихся ко 2 спряжению. Есть несколько слов, которые не желают починяться принятым правилам языка.

Глаголы-исключения:

  • смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть;
  • слышать, гнать, держать, дышать.

Давайте приведем примеры изменения:

  • гнать, гонит, гонишь, гоните;
  • смотреть, смотрит, смотришь, смотрите;
  • видеть, видит, видишь, видите и так далее.

Кроме того, не имеет значения, есть в слове приставка или нет (гнать - перегнать, держать - выдержать, ветреть - повертеть), все равно такие глаголы исключения относятся ко II спряжению.

Учим слова-исключения

Все слова-исключения нужно выучить и применять при написании текстов. Конечно, взрослые люди могут найти свои способы заучивания. А школьники лучше запоминают, если применяется рифмовка.

Стишков, связанных с запоминанием слов-исключений, существует большое количество. Каждый может выбрать свой вариант.

Способы заучивания

Как мы уже говорили, запомнить правило непросто, если учить отдельно глаголы-исключения так, как они даются в правилах русского языка.

Учителя всегда стараются облегчить заучивание любых правил различными способами. Это касается и глаголов. Вот удобные приемы:

  1. Нарисовать картинку, показывая движение, например, человечков.
  2. Придумать интересный стишок, вставив в него глаголы-исключения.
  3. Подобрать слова таким образом, чтобы их можно было показать.

На практике доказано, что рифмованные строчки, соединенные с движением, запоминаются быстрее и надолго. Достаточно только начать читать стишок, как дети вспоминают последовательность слов и применяют их при написании.

Хочется предложить такой вариант.

Ко второму спряжению относятся, без сомнения, все глаголы, что на -ить (исключаем брить, стелить).

А еще такие:

Гоним, держим, смотрим, видим.

Дышим, слышим, ненавидим.

И зависим, и вертим, и обидим, и стерпим.

Слова рифмовкой связаны в каждом предложении . Читая, дети подкрепляют слова движением:

  • гнать - помахивают рукой, как будто в ней прутик;
  • держать - сжимают кулачки, как будто что-то спрятали;
  • смотреть - прикладывают к голове ребро ладошки;
  • видеть - удивленно смотрят вдаль.

И таким способом в действие приводится каждый глагол. Конечно, движения могут быть иными, но суть остается одна - заучивается рифмовка быстро и прочно.

Умение писать грамотно нужно прививать с рождения. Каждый русский человек должен гордиться своим происхождением. А писать с ошибками на своем родном языке стыдно.