Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Развитие афинской демократии при перикле. Расцвет демократии в Афинах. ая гр

Развитие афинской демократии при перикле. Расцвет демократии в Афинах. ая гр


Расцвет демократии в Афинах

К V в. до н.э. в Афинах окончательно утвердилась демократия, т.е. власть народа. Здесь не было ни царей, ни знатных вельмож, все люди, независимо от своего материального положения были равны. Эта эпоха символизировала истинный расцвет Афин.

Основой политической организации в Афинах выступал коллектив граждан. Полноправным афинским гражданином являлся житель Аттики, достигший 18-летнего возраста, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя было внесено в особый список. Более половины населения афинского общества, состоявшее из рабов и метеков, гражданами не являлись. Верховной властью в Афинах обладало Народное собрание, на которое собирались все граждане, независимо от их имущественного положения, проживающие на территориях, входивших в состав Афинского государства. Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни. Народное собрание собиралось 3-4 раза в месяц на пологом холме, называемом Пникс, в западной части города. Чем же занималось народное собрание? Оно выбирало должностных лиц, объявляло войны и заключало мирные договоры, обсуждало и принимало новые законы, распоряжалось казной и утверждало расходы, а также рассматривало другие важнейшие вопросы государственной жизни.

Ежегодно избираемые должностные лица имели различные обязанности. Так, например стратеги руководили армией и флотом, судьи следили за выполнением законов, сборщики пошлин собирали налоги. Занимать такие должности было почетно, поэтому никакая плата за это не полагалось. Вследствие этого, многие бедные граждане не стремились занимать государственные посты. Существовало два способа выбора должностных лиц. Согласно первому способу, должностных лиц, входящих в обычное управление, выбирали по жребию. Другой способ, предназначенный для выбора на военные должности, в первую очередь стратегов, проводился голосованием с помощью поднятия рук.

Деятельность Перикла

Данный период в истории Афин связан с деятельностью выдающегося политика и настоящего патриота Перикла. Это был прекрасно образованный человек, оратор, обладавший красноречием и способный убеждать слушателей. Афиняне говорили, что когда Перикл произносит речь, он подобен Зевсу, мечущему во врагов громы и молнии. Перикл снискал любовь народа, борясь против знатных и богатых граждан. Благодаря ему, была введена плата за исполнение государственных должностей и у малоимущих граждан впервые появилась реальная возможность активно заниматься политической деятельностью. По его предложению был учрежден закон, согласно которому, гражданином считался лишь человек, чьи родители, а также родители родителей являлись афинскими гражданами. Кроме того, пользуясь своим влиянием, Перикл начал грандиозную застройку Афин. Под руководством знаменитого скульптора Фидия были построены многие знаменитые сооружения, самым известным из которых является Парфенон. Благодаря Периклу, Афины прозваны «школой Эллады», так как сюда съезжали великие поэты, философы и ученые, многие из которых являлись друзьями политика.

Беспредельная преданность родному городу и его демократическому строю снискали Периклу любовь и доверие народа. Пятнадцать раз, начиная с 443 г. до н.э., он ежегодно переизбирался на должность первого стратега. Все его законопроекты и предложения, вносимые в Народное собрание, принимались без возражений и считались наилучшими. Сам Перикл отвечал народу взаимностью, предложив среди прочего выдавать беднейшим гражданам так называемые «театральные деньги», которые могли быть потрачены на посещение театра.

Во внешней политике Перикл так же добился успехов. После заключения мира с Персией он попытался собрать общегреческий союз, который объединил бы всех греков. Этой инициативе воспрепятствовала Спарта, опасавшаяся усиления Афин, что привело к созданию Афинского морского союза, включившего в себя многие города Средней Греции и некоторые колонии, а также Пелопоннесского союза, возглавляемого Спартой. Противодействие Спарты и ее союзников обостряли отношения двух ведущих государств Греции и в итоге привели к длительной Пелопоннесской войне, завершившейся безоговорочной победой Спарты и роспуском Афинского морского союза.

Активная политическая деятельность Перикла привела к тому, что у него появилось множество недоброжелателей. Греческий историк Плутарх сообщает, что однажды противники Перикла обвинили его в слишком больших затратах на строительство. На это политик ответил: «В таком случае, пусть эти издержки будут не на ваш счет, а на мой, и на зданиях я напишу свое имя». После этих слов народ согласился на любые расходы, доверив Периклу государственную казну.

Афинская демократия при Перикле

Цели урока:

а) углубить знания учащихся об античной демократии, о расцвете демократии в правление Перикла;

б) реконструировать конфликт между демосом и знатью;

в) продолжить формирование умений работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы;

г) способствовать проявлению и развитию индивидуальных, творческих способностей учащихся.

Оборудование:

  1. задания-карточки для работы в группах;
  2. презентация
  3. компьютер
  4. ММ-проектор

План изучения:

  1. Личность Перикла;
  2. Функции народного собрания;
  3. Нововведения Перикла;
  4. Перикл, его друзья, враги.

Изучение нового материала

Беседа:

  1. Как называется страна, в которой мы живем?
  2. Как называется высшее должностное лицо в нашем государстве?
  3. Кто у нас сейчас президент?
  4. Как он стал президентом?
  5. Как называется государство, в управлении которого участвует народ?

У нас демократическое государство, потому что выбирает народ.

  1. В каком государстве Древнего мира был похожий порядок управления?
  2. О чем пойдет речь у нас на уроке?
  3. Тема нашего сегодняшнего урока – Афинская демократия при Перикле (записать в тетрадь) .

Проблема урока: можно ли Афинское государство во времена Перикла считать образцовым?

Беседа с классом.

  1. Как афиняне называли управление в своем полисе? (Предполагаемый ответ: демократия.)
  2. Что означает демократия в переводе с греческого? (Предполагаемый ответ: власть демоса.)
  3. Из кого состоял демос? (Предполагаемый ответ: большую часть демоса составляли ремесленники, мелкие торговцы, строительные рабочие, резчики по камню, скульпторы, «корабельная чернь» (употребляя выражение знати) – гребцы, матросы и рулевые военных кораблей, плотники и конопатчики, крутильщики корабельных канатов, мелкие земледельцы Аттики.)
  4. Кто и когда заложил основы демократии в Афинах? (Это был Солон, VI век до н.э. )
  5. Какие преобразования осуществил Солон? (Отменил долговое рабство, регулярный созыв Народного собрания, в котором могли участвовать все свободные афиняне - они назывались граждане. Все афинские граждане получили право присутствовать на судебных заседаниях, после 30 лет любой порядочный гражданин Афин мог быть выбран судьей, богатые выходцы из демоса могли занять должность архонта).
  6. Каков был состав населения Аттики

Начертить в тетрадях схему: «Состав населения Аттики в V веке до н.э.»

Кто такой Перикл? – . Какие человеческие качества позволили ему стать первым стратегом? Учащиеся отвечают на этот вопрос, работая в группах с карточками. Запись на доске: Перикл – первый стратег с 443 г. до н.э. Умер в 428 г. до н.э. от чумы. В каком году Перикл был избран последний раз стратегом?

Вопрос: а смогла ли я участвовать в Афинском собрании? А вы? Почему?

Афинское народное собрание.

Беседа с классом:

Вопросы:

  1. Назовите и покажите традиционное место проведения народных собраний.
  2. Куда и почему было перенесено место проведения народных собраний.

(Предполагаемые ответы: Традиционным местом проведения народных собраний являлась Агора – рыночная площадь. В Афинах Агора была обсажена деревьями, вокруг нее находилось множество торговых лавок и складов, также рядом возвышался храм.

Однако с развитием города, и в частности торговли, на Агоре стало слишком тесно. Тогда было решено на холм, носивший название Пникс. Плоская вершина холма Пникс представляла собой полукруг, который вмещал 20 тыс. человек. Там же возвышалась трибуна, высеченная из камня. Она сохранилась и до наших дней).

Чем занималось Народное собрание в Афинах? Заполнить таблицу

Обсуждение вопроса. «Устройство афинской демократии во времена Перикла».

Познавательная задача: стать собирателем налогов, судьей, смотрителем рынка мог любой свободный гражданин Афин, независимо от знатности и богатства. Но чаще всего ими становились люди богатые. Почему? Среди бедного населения не было умных людей? Что придумал Перикл, чтобы исправить подобную ситуацию, чтобы сделали вы? Ищем ответ на стр. 184 учебника.

В Афинах кроме стратегов существовало много должностей. Обычно одну и ту же должность - судьи, или сборщика налогов, или смотрителя рынка стремились занять несколько граждан. Кого же из них следовало предпочесть? (Тянули жребий.)

  1. Почему стратега выбирали не по жребию, а поднятием рук?

Первоначально никакой оплаты за занимаемые должности не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьевки. Но в середине V века до н.э. по предложению Перикла был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны. Этих денег хватало для покупки хлеба, овощей, рыбы для целой семьи.

  1. Кому был выгоден данный закон: бедным или богатым гражданам? Чем выгоден? Смогли бы бедняки управлять государством, если бы за должность не платили?
  1. Подумайте, кто из граждан выступал против закона? Почему? (Богатые граждане стремились не допускать бедноту к управлению государством. Однако в Народном собрании большинство принадлежало демосу, и в Афинах впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей).

В новых условиях даже бедные граждане могли работать в Народном собрании, быть судьями – они могли принимать активное участие в управлении государством. И каждый из них в течение жизни занимал то одну, то другую должность.

Вывод: после проведения демократических реформ (преобразований) решающая роль в управлении страной перешла к Народному собранию и Совету пятисот.

Вопросы:

  1. Что изменилось в управлении Афинами при Перикле?
  2. Каковы различия в управлении в Афинах и Древнем Египте? Какое вам, кажется, более справедливым?
  3. Можно ли считать Афинское государство во времена Перикла образцовым? Какая часть населения не участвовала в управлении?

Итак, насколько актуальны для сегодняшнего дня демократические принципы, выработанные 25 веков назад? В какой мере определение Периклом демократии соответствует современным представлениям о демократии?

(ответы учащихся)

Таким образом, основные принципы демократии, используемые в настоящее время, были заложены в Афинах 25 веков назад. Сколько это лет?

Демократия – уникальная черта древнегреческой цивилизации, которая наибольшего расцвета достигла в Афинах, одном из самых могущественных полисов Древней Греции. Именно в период деятельности Перикла понятие народовластие наполнилось реальным содержанием. Многие историки и сейчас убеждены, что, изучая афинскую демократию времен Перикла, можно извлечь важные для современных политиков уроки.

Закрепление изученной темы. Вот и подошел к концу наш урок. Но, прежде чем мы с вами расстанемся, давайте повторим то, что вы сегодня узнали на уроке. Учащиеся выполняют тесты.

1. Перикл начал управлять в Афинах:

А) в 420 г. до н. э.

Б) в 443 г. до н. э.

В) в 476 г. до н. э.

2. Перикл занимал высшую должность:

А) 5 лет

Б) 10 лет

В) 15 лет

3. Перикл происходил из семьи:

А) аристократа

Б) торговца

В) ремесленника

4. Перикл думал:

А) о покорении персов

Б) о могуществе Афин

В) о создании мощного войска

5. По предложению Перикла в Афинах:

А) платили за государственную службу

Б) строили водопроводы

В) обучали женщин в школе

После того, как учащиеся выполнили задания теста, они обмениваются карточками и проводят взаимопроверку.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка с заданием для I группы

Перикл обладал прекрасной выдержкой. Однажды какой-то нахал целый день бранил и оскорблял его на Агоре. Перикл молча терпел всё это, заканчивая в то же время какое-то неотложное дело.

Вечером он скромно пошел домой, а тот человек шел за ним и осыпал его проклятиями. Перед тем, как войти в свой дом, когда было уже темно, он велел своему слуге взять факел и проводить этого человека до самого его дома.

Карточка с заданием для II группы

Противником знаменитого афинского стратега Перикла был один из вождей знати. Однажды его в шутку спросили, кто искуснее? этот человек отвечал: «Когда я в борьбе повалю Перикла на землю, то он встанет и тут же убедит присутствующих, что это он положил меня на обе лопатки и потому именно он является победителем. При этом зрители поверят не собственным глазам, а словам Перикла.

Карточка для III группы

В молодости Перикл очень боялся народа; его приятный голос, легкость и быстрота языка наводили страх на очень старых людей. Владел богатством, происходил из знатного рода, имел влиятельных друзей, в походах был храбр и искал опасностей. Когда Перикл занялся политической деятельностью, стал на сторону демократии и бедных, а не на сторону богатых и аристократов. Перикл, настраивая свою речь как музыкальный инструмент, в тон этому укладу жизни и высокому образу мыслей. Однако был осторожен в речах и, идя к ораторской трибуне, молил богов, чтобы у него против воли не вырвалось ни одного слова, не подходящее к данному делу. Благодаря этому он далеко превзошел всех ораторов. По этой причине он был прозван “ Олимпийцем”.

Карточка для IV группы

Однажды самого Перикла обвинили в огромных тратах. Действительно, по его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Враги Перикла, знатные Афиняне подняли в Собрании крик, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег. Не утверди Собрание расходы, Перикл был бы отдан под суд. Однако он был опытным оратором и умел говорить с демосом.

“Находят ли граждане, что в самом деле истрачено больше, чем нужно?” - спросил Перикл.

“Да, да! Слишком много!” - раздались голоса. “раз так, - продолжал Перикл, - то я верну в казну все до последней драхмы. А затем прикажу на всех постройках написать: “Воздвигнуто Периклом на его собственные средства”.

Но демос, как и предвидел Перикл, не пожелал уступить ему славу возведения Парфенона и других замечательных построек.

“Нет, не хотим! Для украшения Афин не жалко ничего!” - зашумели граждане и утвердили отчет Перикла.

Перикл очень рисковал, потому что его средств не хватило бы для выкупа статуй и храмов. Он не сомневался, что граждане не пожелают уступить ему честь возведения построек. К тому же все в Афинах знали о безукоризненной честности Перикла.


Царствование Перикла считается расцветом афинской демократии и развитием могущества Афинской державы. Перикл прославился и как гениальный военный стратег и как выдающийся политик. Давайте узнаем как развивались события того времени и как складывалась судьба Перикла и Афин.

Перикл родился в 492 г. до н. э. Отцом его был герой греко-персидских войн Ксантипп, а мать Перикла принадлежала к знатному роду Алкмеонидов, давшему Афинам многих видных политических деятелей.

Как и у многих афинян из почтенных семей, у Перикла имелись достойные наставники. Музыке его учил музыкант и мыслитель Дамон, философии - известный греческий учёный Зенон.

Свой жизненный путь Перикл начал военным. «Он был храбр в походах и искал опасностей», - писал о нём древнегреческий историк Плутарх. Но в то время особой славы на военном поприще он себе не добыл. Перикл был молод и честолюбив, занятие политикой было в традициях его семьи, и в середине 60-х гг. V в. до н. э. он появился на по­литической арене. В это время в Афинах разгоре­лась схватка между демократами - сторонниками правления большинства граждан - и аристокра­тами, приверженцами правления немногих знат­ных родов. Перикл, хотя и происходил из знатного рода, стал на сторону демоса - народа, возможно

потому, что Алкмеониды всегда поддерживали де­мократию, или же Перикл понял, что величие Афин и его собственная слава - именно в демокра­тическом устройстве государства.

Ступив на политическую стезю, Перикл подру­жился с Эфиальтом, вождём афинского демоса. Вместе они добились ослабления роли Ареопага, яв­лявшегося не только высшим государственным со­ветом и хранителем традиций, но и оплотом знати. Вступив в открытую борьбу с аристократами за вли­яние в Афинах, Перикл добился изгнания их вождя Кимона. Его обвинили в измене. Вскоре после этого Эфиальт был убит единомышленниками изгнанни­ка. В 461 г. до н. э. Перикл встал на место погибшего друга, и с этого момента начинается «век Перикла» - век, уместившийся в 32 года, но значитель­ный, как целое столетие.

Итак, Перикл возглавил демократическую пар­тию. В этом положении ему совершенно необходимо было заручиться поддержкой народа и стать для него вождём и авторитетом. Перикл понимал, как много в политике зависит от симпатий афинских граждан. Вождь аристократов Кимон был готов на всё, чтобы снискать их лю­бовь: устраивал обеды для бедных, дарил им одежду, даже убрал изгородь в своей усадьбе, чтобы все желающие могли рвать плоды в его саду. Перикл так поступать не мог и не желал, не только потому, что он не был так богат, как Кимон, - подобные поступки были не в его характере.

Перикл считал, что, соря деньгами и подарками, можно сделаться любимцем народа, но не вождём. Любовь народа непостоянна в отличие от авторитета признанного лидера. Перикл сразу заметно выде­лился из числа афинских политиков. Он не оскорб­лял людей заносчивостью и не опускался до па­нибратства, не выставлял напоказ свою персону и не стремился пос­тоянно напоминать о себе. Наобо­рот, Перикл стал редко появлять­ся на людях. «Его видели идущим лишь по одной дороге - на пло­щадь и в Совет», - сообщает Плу­тарх. В Народном собрании он вы­ступал только в особо важных случаях, простые дела поручая соратникам. В обхождении с людьми Перикл отличался рассу­дительностью и завидным спо­койствием. Это было непросто, потому что злые языки были щедры на колкости по отношению к политическим деятелям. Он терпеливо сносил насмешки, не роняя собственного достоинства, чем вызывал уважение горожан. Кроме того, Перикл никогда не заигрывал с толпой, не строил фантастических планов и не обе­щал золотых гор. Он обратил на себя внимание как на человека серьёзного. Ещё большему росту его авторитета способствовали мероприятия, которые он предлагал во имя укреп­ления афинского государства.

Когда в 460 г. до н. э. демократы во главе с Периклом пришли к власти, первой их заботой стала внешняя политика. Одной из задач было укрепле­ние Делосского морского союза. Так называлось объединение греческих городов во главе с Афинами, созданное в 478 г. до н. э. для борьбы с иранцами. Иранцы давно уже прямо не угрожали Афинам, но в 454 г. до н. э. афиняне вновь столкнулись с ними в Египте, где оказывали помощь восставшим ли­вийцам. Иранцы одержали победу, что очень встре­вожило афинян и их союзников.

Перикл перед лицом нависшей опасности пред­ложил следующее: в критической ситуации надо забыть раздоры и подчинить интересы союзников Афинам, потому что ни один город в союзе не мог сравниться с ними по силе и величине флота. Де-лосский союз, по замыслу Перикла, должен был превратиться в Афинскую державу, распоряжав­шуюся военными силами и денежными средствами всех союзных городов, которых было около 200. Военные силы союза складывались из общественного флота, а средства - из казны, в которую каждый город платил ежегодный взнос. Эта казна храни­лась на острове Делос. Сославшись на угрозу на­шествия, Перикл настоял, чтобы казна Делосского союза была перевезена в Афины. В 454 г. до н. э. Афины стали обладателями союзных денег, рас­поряжаясь ими по своему усмотрению.

Второй проблемой были отношения со Спартой. Она возглавляла Пелопоннесский союз, сложив­шийся во второй половине VI в. до н. э. и включав­ший древнегреческие полисы Пелопоннеса. В Спар­те у власти стояла аристократия, и по всей Элладе её приверженцы видели в этом государстве защит­ника своих интересов. Взоры же всех сторонников демократичес­кого устройства были обращены к демократическим Афинам, кото­рые оказывали им поддержку, расширяя при этом своё влияние и укрепляя могущество.

Воспользовавшись неурядица­ми в Спарте, Афины вмешались в дела её союзников в Пелопоннесе. В 457 г. до н. э. началась война. Аристократы, сплотившиеся во­круг Спарты, были встревожены усилением своих противников во многих городах. Война шла долго и с переменным успехом. В её хо­де Перикл проявил себя как хра­брый воин и рассудительный пол­ководец. «Как стратег Перикл славился больше всего своей осто­рожностью: он добровольно не вступал в сражение, если оно бы­ло опасно, а исход его сомните­лен», - писал Плутарх. Он часто удер­живал граждан от необдуманных дей­ствий, спас Афины, когда они не были готовы от­разить наступление вторгшихся в Аттику спар­танцев. Перикл подкупил их военачальника, и тот отвёл войска. Всюду, где было возможно, Перикл устанавливал власть Афин.

Война завершилась в 445 г. до н. э. Тридцатилет­ним миром, который также называют «Перикловым», подчёркивая этим заслуги вождя афинян в его заключении. Он сумел убедить сограждан в том, что отказ от переговоров со Спартой и продолжение военных действий принесёт беды самим Афинам. Мир обязывал оба государства не вмешиваться в дела друг друга; Спарта признавала Афинский мор­ской союз, а Афины отказывались от владений в Пелопоннесе. Но Перикл не был удовлетворён та­ким положением. Он мечтал видеть Афины цент­ром Эллады, величайшим государством греческого мира, и пытался с этой целью созвать общегрече­ский «конгресс». Спартанцы, вовремя понявшие его замыслы, нарушили планы Перикла, но поме­шать ему укреплять могущество Афин в самих Афинах они не могли.

В 444 г. до н. э., оценив заслуги Перикла перед государством, афиняне избрали его стратегом - главнокомандующим. Это звание он носил 15 лет. Влияние его противников - аристократов было по­дорвано войной со Спартой. Их вождь Фукидид (не путать с историком Фукидидом!) был в 443 г. до н. э. изгнан из Афин. Перикл победил, и с этих пор 14 лет ему не было равных. «Афины достигли при нём высшего могущества. Он руководил массой, по­тому что приобрёл власть, не прибегая к недостой­ным средствам… и не имел нужды льстить толпе, но, пользуясь уважением, мог резко противоречить ей», - писал историк Фукидид.

За редкий ораторский дар Перикла прозвали Олимпийцем. Говорили, что он, «подобно Зевсу, ме­чет молнии, поражая словами, и само убеждение сидит у него на устах».

Перикл не был великим реформатором. Он толь­ко довершил то, что было сделано его предшествен­никами, Солоном и Клисфеном. Он добивался того, чтобы Афины стали идеальным государством, пре­вратились в процветающую демократию, которая могла бы защитить народ от внешних врагов и охра­няла бы своими законами права всех свободных граждан.

Полноправных граждан в Афинах было мало. Увеличение их числа вело к сокращению тех благ, которыми они пользовались, например при распре­делении хлеба во время голода. Защищая права афинского демоса, Перикл ещё в 451 г. до н. э. пред­ложил закон о гражданстве, по которому гражда­нином считался только тот, у кого отец и мать были афиняне. Количество полноправных афинян, та­ким образом, было ограничено, а попасть в их чис­ло, чтобы воспользоваться привилегиями, стало практически невозможно.

Заботясь о том, чтобы все граждане в равной ме­ре могли пользоваться своими правами и занимать государственные должности, Перикл добился уста­новления платы членам Совета пятисот - архон­там, по существу - правительству, ведавшему де­лами, выносимыми в Народное собрание; гелиастам - заседателям в суде; войску и флоту. Теперь участвовавшие в управлении государством рядовые граждане не терпели убытки, отвлекаясь от своего ремесла, как это было раньше, когда должности не оплачивались и их могли занимать только состоя­тельные люди.

Перикл знал, что бедность граждан - беда для государства и повод к волнениям. Он настоял на выделении пособий для сирот и калек. На деньги государства воспитывались сыновья погибших на войне. Другой способ искоренить нищету - дать людям возможность трудиться и зарабатывать себе на жизнь. При Перикле в Афинах развернулось грандиозное строительство. Надёжным куском хле­ба были обеспечены не несущие военную службу каменотёсы, плотники, резчики, строители дорог… «Весь город находился как бы на жалованье - сам себя содержал и украшал», - писал Плутарх.

Начиная строительство, Перикл думал не только о борьбе с нищетой и праздностью граждан, но и об укреплении оборонительных сооружений. Длинные стены, протяжённостью 7 км, связавшие Афины с портом Пирей, были построены ещё в 456 г. до н. э. Перикл мечтал создать памятник вечной славы Афин. По его инициативе Акрополь украсился но­выми величественными храмами. Были возведены Парфенон - храм Афины Парфенос; Пропилеи - монументальное сооружение, обрамляющее вход в Акрополь; храмы Ники и Афины Паллады. В ко­роткий срок Афины превратились в политический и культурный центр Эллады. Сюда стекались ма­стера и философы, зная, что найдут учеников и слу­шателей. Сам Перикл был дружен с историками Геродотом, Фукидидом, философами Зеноном, Сок­ратом, Протагором, Анаксагором, трагиком Софок­лом, скульптором Фидием. Они были частыми гос­тями в доме стратега, и тогда душой этого необык­новенного общества становилась красивая и образо­ванная жена Перикла Аспасия, гетера, на которой он женился вопреки неодобрительным пересудам афинян и сплетням недоброжелателей.

Поверженные аристократы упрекали Перикла в том, что на украшение Афин он тратит деньги из казны Афинского морского союза. Афины действи­тельно давно пользовались казной как своим ко­шельком. Перикл же отвечал на это со всей прямо­той, что Афины не обязаны отчитываться в деньгах, потому что защищают союзников, которые только платят взнос, но не дают ни корабля, ни воина; а деньги принадлежат не тому, кто их платит, а тому, кто их получает, если он выполняет то, за что за­плачено. Перикл мог позволить себе такой ответ: могущество Афин за время его правления настоль­ко возросло, что афиняне не слишком стали счи­таться с мнением своих союзников. Афинский мор­ской союз превратился в Афинскую державу - «архэ», а Афины - в гегемона, диктующего свою волю (см. ст. «Древняя Греция»).

Укрепляя Афинское государство, Перикл пом­нил о главном его враге - Спарте. Союзники Спар­ты, аристократические города, требовали реши­тельных действий против демократических Афин, влияние которых быстро росло. Особенно волновал­ся старинный соперник Афин - Коринф. В нём с тревогой наблюдали, как афиняне расширяют тор­говлю с греческими колониями в Италии и на Си­цилии, постепенно вытесняя коринфян. Очередной

конфликт, возникший между союзни­ками Спарты и Афинами, ещё больше накалил обстановку. Имевшие самое непосредственное отношение к междуусобице ко­ринфяне обвинили Афины в нарушении условий Тридцатилетнего мира. Союзники в один голос тре­бовали от спартанцев обуздать зарвавшегося сопер­ника. Выслушав все жалобы и призывы, Спарта предъявила Афинам ультиматум, одним из требо­ваний которого было изгнание из государства Алкмеонидов, т.е. Перикла. На него теперь должны бы­ли смотреть как на виновника войны, вспоминая, что именно по предложению Перикла Афины вме­шались в конфликт пелопоннесских городов.

Давно известно, что тому, кто избрал своей судь­бой политику, редко приходится рассчитывать на благодарность современников. Несмотря на все ус­пехи Афин, самому Периклу приходилось в это вре­мя тяжело. «Почему вы, афиняне, устаёте получать добро от одних и тех же людей?» - эти слова Фемистокла, героя войны с иранцами, изгнанного из Афин, мог повторить и Перикл. Человека, 30 лет жизни отдавшего демократии, стали обвинять в ти­рании. Не смея пока прямо напасть на Перикла, враги обрушились на его жену и друзей: Фидий умер в тюрьме, Аспасию с трудом удалось защитить от обвинений.

Ультиматум Спарты был отклонён, и в 431 г. до н. э. спартанцы вторглись в Аттику. Началась война эллинов с эллинами - Пелопоннесская вой­на. Перикл призвал жителей Ат­тики укрыться за Длинными стенами в Афинах. Он удерживал рвущихся в бой афинян, предлагая по­ложиться на флот, который он отправил разорять побережье Пелопоннеса. Спартанцы действительно отступили, но облегчения это не принесло. Вместе с беженцами, которые жили в городе в грязи и тес­ноте, пришла чума. Перепуганные граждане стали искать виновного в своих бедах, и гнев их обру­шился на Перикла.

Впервые за 15 лет, в 430 г. до н. э., Перикла не избрали стратегом. Его обвинили в растрате и при­говорили к штрафу, забыв, что в своё время, про­возглашая Перикла первым гражданином государ­ства, его главными заслугами признавали патри­отизм и неподкупность. Соперники могли торжест­вовать, но ни у кого из «других стратегов и ораторов не оказалось ни влияния, достаточного для такой высокой власти, ни авторите­та, обеспечивающего её надёжное ис­полнение», - писал Плутарх. Афиняне так при­выкли к советам и предложениям Перикла, что не знали, как без него поступать. Поняв на собствен­ном опыте, что незаменимые люди всё же есть, пе­ременчивые афиняне в 429 г. до н. э. вновь выбрали Перикла стратегом. Но он слишком устал, ему было 60 лет. Он потерял друзей в борьбе с противниками, чума унесла его родных. В том же году Перикл умер.

Заслугами Перикла были могущество Афинской державы и бессмертная красота великого города. Его победой была окрепшая афинская демократия - господство полноправных граждан.

Перикл умер в Афинах, не зная, к счастью, что они уже никогда не будут так сильны и величест­венны, как в дни, когда он, как свидетельствовал Плутарх, «сосредоточил в себе и сами Афины, и все дела, зависящие от афинян, - взносы, союзников, армию, острова, море, великую силу и верховное владычество».

По материалам энциклопедии.

Тема урока: «Афинская демократия при Перикле»

Цели:
Познакомить с античной демократией; показать позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии; формировать умения работать с текстом учебника и историческими документами, сравнивать и анализировать первоисточники, обобщать факты и формулировать выводы, аргументированно доказывать свою точку зрения; на примере деятельности Перикла воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, справедливости.
Планируемые результаты: предметные
: овладевать целостными представлениями об афинской демократии; применять понятийный аппарат исторического знания и премы исторического анализа для раскрытия сущности явлений периода афинской демократии;
метапредметные УУД
: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям срвременной жизни; формировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друна; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
личностные УУД:
обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать опыт демократического устройства в Афинах.
Оборудование:
проектор, мультимедийная презентация, фрагмент из художественного фильма «Республика Шкид» и научно-популярного фильма «Перикл», раздаточный материал для работы в группах, проект по теме «Перикл –человек и политик»
Тип урока
: урок открытия новых знаний.
Ход урока.

Организационный момент.

Мотивационно-целевой этап.

Стадия вызова
Сегодня на уроке вы будете заниматься исследовательской работой- проводить исследование. Для этого вам предстоит выступить в роли ученых- историков-исследователей. Труд ученого сложный, но интересен и увлекателен. Ведь ученые разгадывают тайны, ищут ответы на вопросы, разрешают проблемы. С проблемами ученые сталкиваются на каждом шагу.
Ваша первая проблема.
- Посмотрев отрывок из фильма определить:
- Какое явление общественной жизни вы будете исследовать.
Оно вам уже знакомо, но проведя исследование, вы пополните в этой области свои знания. Посмотреть отрывок из фильма «Республика Шкид». Перед просмотром фильма вступительные слова учителя: «Аббревиатура ШКИД расшифровывается, как школа- коммуна(интернат) имени Достоевского. В фильме рассказывается о событиях 20-х годов, которые происходят в школе для трудновоспитуемых подростков. Директор школы решает превратить школу-интернат в маленькое государство со своим гимном, гербом, своими законами управления. Созданное государство решено назвать «Шкид». Для того, чтобы исходя из фильма определить область вашего исследования, вам необходимо посмотреть фильм глазами ученого, т. Е. человека, который владеет научными понятиями, умеет анализировать и делать выводы.
---Просмотр фильма. - Какое явление общественной жизни, вам предстоит исследовать? Ответ учащихся- демократию. Учитель- Исследовать предстоит демократию. Идея демократии-народоправства пришла из глубины веков.
- В каком государстве
Древнего мира народ, так же, как и мы в настоящее время, избирал должностных лиц и таким образом, активно участвовал в управлении государством? Для того, чтобы ваше исследование было удачным, обратим внимание на понятия, которыми вы будете оперировать
. Слайд (аристократы, демос, метки, граждане,

архонты, ареопаг, тиран, стратег
)-учащиеся объясняют понятия передавая эстафету друг другу. -
Вспомним и узнаем
исторические личности Древней Греции, о которых у нас уже шла речь Слайд
(Аристофан, Софокл, Солон, Фемистокл, Мильтиад, Перикл)

- О ком
не шла речь на уроках? (о Перикле) - Но мы хорошо знакомы с деятельностью всех остальных героев, в частности_ Солона.
- Вспомним,
какой вклад внес Солон в историю Древней Греции.
Задание
выполняет ученик у доски. Составляется схема «Управление Афинским полисом до реформ Солона и после реформ Солона»
- Задание
всему классу- Сгруппируйте попарно исторические личности, выбрав критерий по которому их можно объединить. Каждую пару должно что-то объединять, что- в их деятельности есть общее. Неизвестный нам Перикл, тоже найдет себе пару
.

Слайд (Аристофан-Софокл-пьесы для театра, Фемистокл-Мильтиад-стратеги, Солон-

Перикл)

-Перикл
оказался в паре с Солоном и это не случайно. -
Какой вклад
вес Солон в историю Древней Греции?
Проверка задания у доски(схема).

- Что же объединяет Солона и Перикла? (Демократия)

- задание-
Сформулируйте тему нашего урока-исследования.
Афинская демократия при Перикле. Слайд.

- Что
бы вы хотели узнать на уроке? На какие вопросы найти ответы?
Слайд
-план урока.
III.

Работа по теме урока. Стадия осмысления (развития смысла)

Прежде всего познакомимся с главным героем тех далеких лет- Периклом, а сделаем мы это заслушав проект по теме: «Перикл-человек и политик»
Слайд с заданием
классу по проекту: 1) Дата избрания Перикла 1-ым стратегом 2) Аргументы в пользу выдвижения Перикла кандидатом в стратеги. 443 г до н э Перикл избран 1-ым стратегом.
- Что
это за век? На протяжении уже нескольких уроков мы изучаем Афины 5 в до н э. -
Что
мы знаем об Афинах 5 в до н э? (Период возвышения, расцвета могущества Афин) Но это не единственная характеристи5а Афинского полиса, этого периода времени. Существуют 2 противоположные точки зрения на положение в Афинах 5 в до н э
. Слайд

1 т зрения принадлежит современным историкам
: 5 в до н.э.- «золотой век Афинской демократии» - или «век Перикла». Историк А Боннар пишет «афинская демократия представляла наиболее полное осуществление демократии, какое когда-либо знал античный мир» -
Как вы понимаете точку зрения современных историков? (5
в до н э- время, когда афинская демократия достигла наивысшего расцвета, а проявлялось это в том, что все афинские граждане участвовали в управлении государством «Век Перикла» - т. к. лидером демократии был Перикл, именно ему принадлежала заслуга в том, что афинская демократия достигла наивысшего расцвета)
2 т зрения принадлежит современнику Перикла- Фукидиду.
Он так охарактеризовал положение в Афинах 5 в до н э: «По названию демократия, а в действительности господство первого человека
» Слайд

- Как вы
понимаете слова Фукидида? (На словах демократия, а на деле демократии вовсе нет, не народ управляет государством, а первый стратег в лице Перикла, который обладает неограниченной властью)
- Кто же прав?
(Может современные историки ошибаются, т к не были свидетелями тех далеких лет, и прав Фукидид, ведь он современник Перикла. А может Фукидид был врагом Перикла и оклеветал его, дал искаженную оценку положению в Афинах 5 в до н э.)
Задание
-Вам предстоит разрешить проблему, а для этого выступить в роли историков- исследователей. Анализируя источники, вы будете собирать факты о положении в Афинах в 5 в до н э и вносить их в схему-фишбоун
. Слайд

Всем учащимся раздаются листы со схемой.

1-ый документ
изучается в качестве примера вместе со всем классом.
Сайд.
В ваши руки попал важный письменный исторический источник- произведение литературы, трагедия Эсхила «Персы». Эсхил современник Перикла. В основе трагедии лежит не мифологический сюжет, а исторический- разгромное поражение персидского царя Ксеркса в морском сражении при Саламине. Эсхил не только описывает сражение, но
и сравнивает Грецию и Персию. Будучи историками вы многое знаете о персах. В частности -Как управлялась Персидская держава? - Какой была власть Дария 1? Зная данные факты, вы обращаете внимание на такие строки трагедии…
, Слайд 10
«-кто же, над афинянами господин? - не рабы они у смертных, неподвластны никому» - Что для вас, как историков означает данный ответ?
1) нет царей (записываем
данный факт в схему) - Кто же управлял Афинами при Перикле? (Обращаемся к документу учебник стр. 193. Найдите строки в документе, которые содержат ответ на данный вопрос. – все граждане участвовали в управлении) - Где собирались афиняне для решения государственных вопросов?
2) собирается Народное собрание
(записываем в схему данный факт) Ищем ответы на вопросы в п.1 учебника на следующие вопросы: -Как часто собиралось Народное собрание? -Кто принимал участи в нем
? Слайд 10-схема
состава народного собрания К выясненным вопросам з
адание
на проверку усвоенного. - представьте, что к вам, как специалистам обращаются с просьбой, объяснить сюжет картины современного художника «Народное собрание в Афинах»
Слайд 11, учебник стр.
- Кого выгоняет стражник с народного собрания? -Почему вы так решили? - Представьте, что мы оказались в Афинах 5 в до н э и я гражданка Афин, решила посетить Народное собрание. Что бы произошло? - Кто еще, кроме метеков, женщин не имел право посещать Народное собрание? - подведем итог: мы выяснили- в Афинах в 5 в до н э1) не было царей 2) созывалось народное собрание
, но
для того, чтобы разрешить проблему, которая стоит перед вами, только установить факт наличия народного собрания недостаточно
.
- В каком греческом полисе созывалось народное собрание, но демократическим назвать его нельзя? - Что же нам необходимо далее выяснить для решения проблемы? 1) Обладало ли народное собрание верховной властью? Или власть находилась в руках одного человека- Перикла? 2) Какие реформы проводит Перикл? 3) Какими правами, свободами пользовались граждане Афин ил вовсе были их лишены?

Работая в группах.

1-ая группа-
Изучая, документы, ищет ответ на вопрос- Обладало ли Народное собрание верховной властью?
2-ая группа-
Изучая документы, выясняет, какие реформы проводит Перикл и каковы их последствия?
3-тья группа-
Анализируя свидетельства современников выясняет, какими правами, свободами пользовались афинские граждане или их вовсе не имели? В группе каждый учащийся выполняет общее задание, а затем заслушивается отчет. Перед отчетом каждой группы класс
получает задание:

- Какой факт установила группа
о положении в Афинах и
записать его в схему.

1-ая гр.- факт, верховная власть в Афинах принадлежала Народному собранию.

Обобщение учителя после отчета 1-ой гр: Обращаемся к схеме, которая на доске.
До Перикла главной опорой существующего порядка являлся ареопаг. Он состоял из старейших, опытных людей принадлежащих к богатому классу. Ареопг следил за соблюдением порядка, исполнением законов и решений народных собраний.
Слайд.
Перикл лишил всех полномочий ареопаг передал его функции Народному собранию, т.о. верховная власть в Афинах стала принадлежать Народному собранию. Источником власти стал народ
. Записать в схему-Народ-источник власти.

2-ая гр.-факт, принят закон об оплате выборных должностей; равноправие граждан

Обобщение учителя:
По предложению Перикла афиняне приняли закон об оплате выборных должностей. Впервые у бедняков появилась возможность на деле участвовать в управлении государством. Все граждане уравнены в правах. Все независимо от материального положения могли участвовать в управлении государством, что являлось идеалом подлинной демократии. Каждый гражданин в течении жизни занимал то одну, то другую должность
3-тья гр.-факт, право граждан свободно высказывать свое мнение. Право критиковать

должностных лиц. Отчет должностных лиц перед народом.

Обобщение учителя:
Занять должность было почетно, но не только. Это была и еще большая ответственность. Во время годичной службы должностное лицо находилось под прямым контролем народа. Народ мог досрочно отрешить его от должности, т.е.
существовала ответственность власти перед народом- записать в схему данный факт

Возвращаемся к проекту, заслушиваем до конца и отвечаем на вопросы: Слайд с

вопросом

- О ком заботился Перикл- о благе всего народа или личном благополучии?

Итак, вы собрали много фактов о положении в Афинах 5 в до н э. Давайте подведем

итог вашим исследованиям.

- Что мы узнали об Афинах 5 в до н э? -учащиеся называют факты, записанные ими в

схеме.

- Кто же прав, давая оценку положению в Афинах, современные историки или

Современник Перикла Фукидид?

- Что же мы можем сказать о афинской демократии при Перикле? Слайд с заполненной

схемой.

Обобщение учителя: 5 век до н э- «золотой век Афинской демократии».
Ни в одной стране древнего мира в управлении государством не принимало такого большого количества людей, как в Афинах при Перикле.
«Век Перикла» -
т к лидером демократии был Перикл. Такой чести он был удостоен потому, что укрепил демократию, при нем она достигла наивысшего расцвета. Перикл в переводе с греческого «окруженный славой». Действительно в Афинах не было человека, которого слушали так, как его. Но это не было тиранией. Он был первым из десяти выборных стратегов. Каждый год он слагал власть и отчитывался перед народом, как того требовал закон и каждый год народное собрание избирало его заново. Перикл правил не силой, а словом. Прав был Плутарх, который писал:
Слайд

«По большей части он вел народ за собой убеждением и наставлением, так что народ

сам хотел того же».
Только когда Перикл умер, афиняне поняли какого замечательного руководителя они потеряли. Признали авторитет Перикла и его враги.
Задание-
Мы сейчас послушаем разговор друзей Перикла, который они ведут у постели умирающего Перикла, но разговор внезапно прерывается- Предположите какими были последние слова Перикла, произнесенные им при жизни?
Включить отрывок из фильма «Перикл», заслушав версии учащихся, просмотреть его до

конца со словами Перикла.

Учитель
: Идея народовластия- идея демократии возникла в древности, прошла через века и утвердилась во многих странах мира. Но афинскую демократию не следует переоценивать, назвать ее образцовой-идеальной мы не можем.
Задание группам- Выявить недостатки демократии в Афинах из документов.

10ая гр.- изучает данные статистики

2-ая гр.- работает с документом «Афинский философ Сократ»

3-тья гр.- изучает конкретный исторический факт

Заслушать отчет каждой группы

1-ая гр.-граждане-меньшинство населения Афин

2-ая гр.-на всегда можно было свободно высказывать свое мнение.

3-тья гр.-несовершенная система выборов (должность мог занять недостойный)

Учитель: Несмотря на недостатки афинская демократия сыграла огромную роль в

истории человечества. Принципы демократии, выработанные 25 веков назад

актуальны-важны и сегодня

-Какие? Слайд с принципами демократии.

IV. Закрепление изученного материала

3-тья стадия- Рефлексия

Последняя задача,
которую вы должны решить, являясь учеными-исследователями: -Вам необходимо проверить на наличие исторических ошибок текст песни «Жили греки в пятом веке». -Найдите в тексте факты, которые соответствуют действительности, и факты которые искажают историческую действительность.
Работа в группах
. Каждая группа проверяет свой куплет песни.
Домашнее задание:
п 40., составить схему «Управление Афинами при Перикле», проект Перикл, его друзья и враги»
Оцените работу на уроке (покидая кабинет): - кто пополнил свои знания, лучше стал

понимать историю, клеит белый боб на амфору, прикрепленную на доске. Кто ничего не

узнал-черный боб.

Задание группы № 1

Материал для изучения---- параграф 40 пункт 1. абзац 2-4

Составить схему: «Вопросы, решаемые Народным собранием», вставив

пропуски в предложение.

1)
Народное собрание…………………..сроком на 1 год ………………. …………………………… . Самой важной была должность ………………………………… ……………………………. . - Каким способом выбирали стратегов? (устный ответ) - Какие функции выполнял первый стратег? (устный ответ)
2)
Собрание объявляло………………………..и утверждало мирные……………………………. . - Каким способом? (устный ответ)
3
) Собрание принимало………………………….. . - Кто мог предложить закон для голосования? (устный ответ) - Каким способом они принимались? (устный ответ)

4
) Собрание распоряжалось …………………………… .
5
) Собрание утверждало………………………………….. …………………………… .
2.

Сделайте из схемы вывод, ответив на вопрос, и вставив пропуски в

предложение.

Вопрос: Обладало или нет верховной властью Народное собрание в Афинах?

Вывод: Важнейшие вопросы, связанные с управлением государства решались

афинянами на………………………… ……………….. , поэтому верховная власть в

Афинах принадлежала
……………………………………. ………………………………..
Задания второй группы.

Изучите документы, выясните какой закон был принят по предложению Перикла, и

каковы были его последствия.

1-ый ученик 1 документ
Перикл говорил:
« народ должен быть вполне независим от влияния богатых, должен

быть свободен от нищеты, нужды и забот, чтобы иметь возможность

заниматься государственными делами
через участие в судебных делах, совещаниях государственной думы, приобретать знания, образование и опытность»
Вопрос к документу:

К
акова точка зрения Перикла на вопрос о том, должен ли бедный человек иметь право и возможность участвовать в управлении государством или это только право и возможность богатых людей?

Перикл считал, что бедный человек, так же, как и богатый……………………. был

…………..право и возможность участвовать в управлении государством.

Вопрос ---Имели возможность афинские бедняки участвовать в

управлении государством? Почему? –(устный ответ)
Но участие в управлении государством требовало много времени. Не все афиняне могли приходить на заседание народного собрания и суда. Бедняки должны были работать, чтобы заработать деньги на жизнь. Перикл считал это неправильным. Он хотел, чтобы даже самые бедные граждане участвовали в управлении, и нашел способ, как этого добиться.
2- ой ученик
2-ой документ. «Афинская полития» Аристотеля. « Жалованье получает во-первых, народ за рядовые собрания по драхме, а за главное – по девяти оболов. Затем в судах получают по три обола; далее, члены Совета – по пяти оболов, а тем из них, которые несут дополнительные обязанности, прибавляется на продовольствие по четыре обола, затем архонт получает по одной драхме в день.»
По предложению Перикла был принят закон, по которому гражданам, избранным

на должность стали платить деньги из казны.

Вопрос к документу:
Что, по словам Аристотеля, сделал Перикл, для того чтобы бедняки получили возможность участвовать в управлении государством?
Ответ (продолжите предложение
Аристотель пишет о том, народ за участие в

собраниях, суде, Совете пятисот стал получать ………………..
.
Мы установили следующий факт:

При Перикле был принят …………….., по которому гражданам, …………………на

должность стали …………………… …………………….

Последствия закона

Это привело к тому, что любой гражданин, и богатый и….............................., знатный

и ……........................мог занять должность. Таким образом ………граждане стали

участвовать в управлении государством.

Задания 3 группы

Какими правами обладали граждане Афин

Проанализируйте свидетельства современников Перикла и сделайте

выводы-

1-ый ученик

Один современник Перикла писал: "В Народном собрании всякий, вставши,

подает совет, высказывает свое мнение будь то плотник, медник, сапожник,

купец, судовладелец, богатый,
бедняк, благородный, безродный.» После обсуждения граждане голосовали. За предложенное решение они бросали белый камушек, а против - черный.
Вопрос к документу:
Каким правом обладали граждане Афин?

Ответ(вставьте пропуски в предложение)-

Из документа мы установили, что афинские граждане имели право………………

высказывать……… …………………..

2-ой ученик

Документ № 2 учебник стр. 192 1-ый абзац (случай в Народном собрании)

Вопросы к документу---
1. Имели или нет афиняне право свободно критиковать должностных лиц государства, даже самых важных, а именно, первого стратега? Свой ответ подтвердите фактом из документа.
Ответ (вставьте пропуски в предложение) Афиняне…………….право

свободно критиковать должностных лиц государства,

даже…………………

Факт из документа назовите устно.
2. Должен был или нет первый стратег отчитываться перед Народным собранием о проделанной работе?
Ответ (вставьте пропуски в предложение)

Случай в Народном собрании говорит так же о том, что Первый

стратег, слагая свои полномочия……………….был

……………………….перед Народным собранием о проделанной

работе.

Задания 1 группы

Проанализируйте данные статистики и назовите недостаток афинской

демократии.

Всего
в Афинах проживало----
200 тысяч человек

Граждан
насчитывалось только
-------30-40 тысяч

Вопрос к данным статистики (ответить устно)
---Кто составлял большинство населения Афин?(Граждане или не граждане?)
Ответ-(продолжите предложение)

Управляла государством ………………. часть населения, так как участниками

Народного собрания могли быть только ……………………, а их

было………………………….

Вопрос:(

ответить на данный вопрос устно)
Кто кроме переселенцев не имел право занимать должность, быть участником Народного собрания?
Задания 3 группы

Найдите недостаток афинской демократии из факта.

Факт------
В Афинах существовало много должностей. Обычно одну и ту же должность – судьи, или сборщика налогов, или смотрителя рынка- стремились занять несколько граждан. Кого же из них следовало предпочесть? Тянули жребий: кому достанется белый боб, тот и считается избранным.
Вопрос
-
В чем недостаток данной системы выборов, выборов путем

жеребьевки? Мог ли занять должность неспособный, недостойный

человек?

Ответить на данный вопрос устно.

Задания 2 группы

Найдите недостаток афинской демократии, изучив документ на стр. 194

«Афинский философ Сократ»

Вопросы к документу
----
1.
Всегда ли можно было свободно высказывать свое мнение в Афинах?
2.
Какой приговор суд вынес Сократу, который высказал свой, особенный взгляд на устройство мира?
Ответить на данные вопросы устно

1-ый куплет

Жили греки в 5 веке

Мудры были человеки.

В бога верили и в демократию.

И на общем на собрании

По всеобщему признанью

Выбрали Перикла, а не аристократию.

2-ой куплет

Руки подняли все дружно,

Сомневаться тут не нужно.

Очень образованный мужчина был,

Был оратором прекрасным,

Деньги тратил не напрасно

Статуи и храмы возводил.

3-ий куплет

Много раз был оклеветан,

Граждан не казнил при этом,

Справедливость и закон любил,

И пятнадцать лет подряд,

Избирался, говорят,

Самым первым демократом был.