Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Сколько длится служба с чтением 12 евангелий. Чтение двенадцати евангелий в чистый четверг

Сколько длится служба с чтением 12 евангелий. Чтение двенадцати евангелий в чистый четверг

ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ В СРЕТЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ

Продолжительность 2:55:38 мин.

А вечером Великого Четверга во всех православных храмах раздается Чтение двенадцати Евангелий среди льющих слезы свечей. Все стоят с большими свечами в руках.

Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения.

В этом очень особом и скорбном богослужение, которое бывает только раз в году Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя.

Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: “Слава долготерпению Твоему, Господи!” После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол.

Тут собраны последние таинственные речи Христовы и сжато на коротком пространстве все это страдание Богочеловека, Которому внимает душа “смущаясь и дивясь”. Земное соприкасается с вечностью небесной, и каждый, кто стоит в этот вечер со свечей в храме, незримо присутствует на Голгофе.

Мы ясно увидим, как наступила ночь моления в том самом Гефсиманском саду, ночь когда решалась судьба всего мира на все времена. Сколько внутренних мук и какое предсмертное истощение должен был Он в это время испытать!

Это была ночь, подобной которой не было и не будет среди всех дней и ночей стояний мира, ночь борений и страданий самых лютых и неизобразимых; это была ночь изнеможения – сначала святейшей души Богочеловека, а затем и безгрешной плоти Его. Но нам всегда или часто кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, Христос, как Человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом…

Это была ночь воплей и слезной коленопреклонной молитвы пред Отцом Небесным; эта священная ночь была страшна для самих Небожителей…

В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы. “Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? – говорится здесь. – От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился.”

“Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну – желчь, за воду [в пустыне] -уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную.”

А мы сейчас стоим с заженными свечами… Где мы находимся в этой людской толпе? Кто мы? Мы обычно избегаем ответа на этот вопрос, возлагая вину и ответственность на кого-то другого: вот если бы я был в ту ночь. Но увы! Где-то в глубине совести мы знаем, что это не так. Мы знаем, что ненавидели Христа не какие-то изверги… нескольким штрихами Евангелие рисует нам бедного Пилата – его испуг, его чиновничью совесть, его трусливый отказ поступить по совести. Но разве не совершается то же самое и в нашей, и в окружающей нас жизни? Разве не присутствует Пилат в каждом из нас, когда приходит час сказать решительное нет неправде, злу, ненависти, несправедливости? Кто мы?

И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: Отче, прости им – они не знают, что творят…

И в память об этом часе, когда сердце человеческое сливалось со страдающим сердцем Божества, люди приносят с собою горящие свечи, стараясь донести их до дома и поставить горящими перед домашними иконами , чтобы по благочестивой традиции освятить им дома.

Крестики рисуют копотью на косяках двери и на окне.

И эти свечи будут потом хранить и зажгут в час разлучения души от тела. Даже в современной Москве вечером в Великий Четверг можно видеть огненные ручейки от горящих свечей, которые пра-вославные прихожане несут из храма домой.

Страстные Евангелия:

1) Иоан. 13:31 —18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его первосвященническая молитва за них).

2) Иоан. 18:1-28 . (Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны).

3) Мф.26:57-75 . (Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра).

4) Иоан. 18:28-40 , 19:1-16 . (Страдания Господа на суде у Пилата).

5) Мф. 27:3-32 . (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение Его на распятие).

6) Мар. 15:16-32 . (Ведение Господа на Голгофу и Его крестные страдания).

В Великий Четверг вечером или, лучше сказать, в ночь на Великую Пятницу совершается особая служба по чину утрени с чтением 12-ти Евангелий о Страданиях Господа, чередующихся с соответствующими песнопениями. В 12-ти читаемых Евангелиях излагается вся история страданий Господа – от прощальной беседы с учениками на Тайной Вечери до снятия со Креста и погребения Тела Господа Иосифом и Никодимом в присутствии жен-мироносиц. Рассмотрим подробнее содержание этой службы, возводящей нас на Голгофу.

Иерусалим. Голгофа

Утреня начинается обычным порядком. После шестопсалмия и великой эктении поется «Аллилуия» со сладкoпением и тропарь «Егда славнии ученицы», как и накануне в Великую Среду. Храм наполняется свечами в руках. По окончании тропаря и малой эктении читается по Евангелию от Иоанна прощальная беседа Господа со Своими учениками полностию: «Ныне прославися Сын Человеческий и Бог прославися о Нем…» Несмотря на продолжительность беседы, она слушается с неослабным вниманием и умилением всякий раз как нечто новое. Автор настоящих строк имеет счастье и великую радость в течение своего 40-летнего священства читать эту беседу Спасителя 37 раз, и каждый раз с одинаковым умилением и утешением. Подробное изложение прощальной беседы Господа было сделано нами в другом месте нашей рукописи, и мы не будем повторять его. Между первыми шестью Евангелиями поются 15 песнопений, именуемых антифонами, по три антифона между Евангелиями. После каждых трех антифонов произносится малая эктения и поется седален. Первый антифон начинается словами: «Князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его». «Слово законопреступное возложиша на Мя, Господи, Господи, не остави Мене». «Чувства наши представим чистыми Христу, – поется в первом антифоне, – и, как друзья, принесем в жертву Ему наши души. Не будем, подобно Иуде, подавляться житейскими попеченьми, но из глубины сердца помолимся: Отче наш, иже еси на небесех, от лукавого избави нас!»

«Спешит Иуда к беззаконным книжникам. – Что вы дадите мне и я предам Его вам? Посреди же совещающихся невидимо стоял Тот, о Ком совещались: Сердцеведце, Господи, пощади души наши!»

«Послужим Богу с любовию, как Mapия на вечери, и не будем сребролюбивы, как Иуда: да всегда со Христом Богом пребудем!»

«После воскрешения Лазаря еврейские дети восклицали: Тебе Осанна! Но беззаконный Иуда не захотел понять этого».

«На Тайной Вечери Ты предсказал ученикам Своим: один из вас предаст Меня. Но беззаконный Иуда не захотел понять этого!»

«На вопрос Иоанна – кто предаст Тебя? – Ты хлебом указал предателя, но беззаконный Иуда не захотел понять этого!»

«Умывая ноги ученикам, Ты повелел им, Господи: и вы делайте то, что видите. Но беззаконный Иуда не захотел понять этого!»

«Бодрствуйте и молитеся, чтобы не впасть в искушение, – говорил Ты ученикам Своим, но беззаконный Иуда не захотел понять этого!»

Второе Е в а н г е л и е читается также от Иoaнна: о взятии Христа в саду Гефсиманском, о допросе Его у первосвященника Анны и о троекратном отречении Петра. Невольно противопоставляется противоположная психология двух апостолов – мрачного, застывшего в своем неподвижном отчаянии Иуды и кающегося, плачущего, мягкого и чистого сердцем Петра! На дальнейших антифонах поются трогательные песнопения: «Днесь Иуда оставляет Учителя и пpиeмлет диавола, ослепляется сребролюбием, отпадает от света; да и как он может видеть, продавши Источник Света за тридцать сребреников? Но, пострадавши за мир, возсияй нам, вопиющим Тебе: пострадавший и сострадавший людям, слава Тебе!»

«Днесь Творец неба и земли говорил Своим ученикам: приблизился час, приходит Иуда предать Меня. Пусть никто не отречется от Меня, видя Меня на Кресте между двумя разбойниками: Я страдаю как человек и как Человеколюбец спасу верующих в Меня!»

«Сегодня иудеи пригвождают ко Кресту Господа, разсекшаго море жезлом и проведшаго их в пустыни. Днесь копием пронзают ребра Его, язвами ради них покрывшаго Египет. И желчью напоили одождившаго им манну в пищу».

«Идя на вольную Страсть, Ты говорил ученикам: если вы и одного часа не могли побдеть со Мною, то как же вы обещаетесь умереть за Меня? Посмотрите на Иуду, как он не спит, стараясь предать Меня беззаконным. Встаньте, молитесь, пусть никто из вас не откажется от Меня, видя Меня на Кресте».

На следующем седальне Церковь поет: «Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем? Разве от апостольскаго лика тебя отлучили? Или дарования исцелений тебя лишили? Или с другими, разделяя пищу, тебя от трапезы удалили? Или, умывая ноги другим, тебя обошли? О скольких благах ты забываешь! Во всем этом обнаруживается твой неблагодарный нрав и безмерное долготерпение Владыки!»

Третье Е в а н г е л и е читается от Матфея – о суде над Господом у Каиафы, о показаниях лжесвидетелей: о прямом вопросе первосвященника: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» И об утвердительном ответе Господа; о негодовании первосвященника, и о единогласном решении Синедриона предать Христа смерти за богохульство. Издевательства над Христом. Отречение Петра.

После третьего Евангелия поются антифоны 7-й, 8-й и 9-й.

Затем читается четвертое Е в а н г е л и е – от Иоанна: Христа ведут от Каиафы к Пилату, но они входят в Преторию, чтобы не оскверниться ввиду наступающей Пасхи. Пилат вышел к ним. Допрос Христа у Пилата. Пилат не находит в Нем никакой вины и хочет отпустить Его по обычаю ради праздника Пасхи. Иудеи требуют отпустить не Христа, но Варавву. Пилат подвергает Христа бичеванию и надругательствам. В поруганном виде выводит Его к Иудеям. Но те еще ожесточеннее требуют смерти Христа. После некоторого сопротивления Пилат «предал Его им, да распнется».

Поются антифоны 10-й, 11-й и 12-й, по своему содержание соответствующие читанному Евангелию.

«Одевающийя Светом, как ризою, нагим стоит на суде и принимает удары в ланиту от рук, Им созданных. На Кресте пригвождают Господа Славы. Завеса церковная раздирается, солнце меркнет, не вынося надругательства над Богом, пред Которым все трепещет, – Ему поклонимся!»

«За добро, оказанное Тобою роду еврейскому, осудили Тебя на распятие, напоили Тебя желчью и уксусом. Но воздай им, Господи, по делам их за то, что они не поняли Твоего снисхождения».

«Ни земля потрясшаяся, ни камни распавшиеся, ни церковная завеса, ни воскресение мертвых не убедили евреев. Воздай им, Господи, по делам их за содеянное ими зло».

«Так говорит Господь Иудеям: Люди мои! Что сделал Я вам? Или чем вас обидел? Слепцов ваших исцелил, прокаженных очистил, разслабленнаго воздвиг... Люди Мои, что Я сделал вам? И чем вы Мне воздали? За манну – желчь; за воду – оцет; вместо того, чтобы любить Меня, ко Кресту Меня пригвоздили!.. Я не могу это больше терпеть – призову Моих язычников, и те прославят Меня со Отцем и Духом, и Я дам им жизнь вечную».

После седальна читается Пятое Е в а н г е л и е от Матфея – о самоубийстве Иуды и о дальнейшем суде у Пилата. Вмешательство жены Пилата. Пилат умывает руки. «Кровь Его на нас и на детях наших!» Отправление на место казни. После Евангелия поются последние антифоны 13-й, 14-й и 15-й. «Христа, Божию Силу и Божию Премудрость, пред Которым все ужасается и трепещет и Которого всякий народ воспевает, священники ударяют по ланите и дается Ему желчь. И Он все готов перестрадать, чтобы спасти нас от беззаконий наших Своею Kpoвию».

«Господи, Ты избрал спутником Своим разбойника, осквернившего руки в крови: приими и нас по Своему Человеколюбию!»

«Немного слов сказал разбойник на Кресте, но великую веру приобрел, в одно мгновение спасся, и первый, открыв райские врата, вошел в них: Слава Тебе, принявшему Его покаяние!»

«Сегодня висит на древе, повесивший землю на водах. Терновым венцом облагается Ангелов Царь, в ложную багряницу облагается, покрывающий облаками небо. Принимает заушение, освободивший во Иордане Адама. Гвоздьми пригвождается жених церковный. Копием прободается Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христe! (3-жды). Покажи нам и славное Твое Воскресение!» После малой эктении поется седален: «Ты искупил нас от клятвы закона пречистою Твоею Кровию, пригвоздившись ко Кресту и пронзившись копием, и даровал людям безсмертие! Слава Тебе, Спасителю нашему!»


Затем читается Шестое Е в а н г е л и е от Марка. Описываются издевательства воинов над Христом во дворе Пилата и шествие на Голгофу. По пути Крест возлагается на встречного поселянина Симона Киринейскаго. На Голгофе делятся между воинами ризы Господа по жребию. Дают Ему пить вино «есмирнисмено» – смешанное со смирною. «Он же не прият». По обеим Его сторонам распинают двух разбойников и помещают над Ним надпись Его вины: «Царе и у д е й с к и й ». Проходящие и священники издеваются над Ним: «Других спасал, Себя ли не может спасти?» «Сойди со Креста, и поверим Тебе!»

Пение антифонов кончилось. Поются заповеди блаженства со стихирами. После малой эктении вместо светильна поется прокимен: «Разделиша ризы Моя себе и о одежде Моей меташа жребий». – «Боже! Боже Мой! вонми Ми! Вскую оставил Мя еси!» Чувство оставленности Богом как следствие принятия на Себя всей тяжести первородного греха тяготило душу Распятого.

Читается Седьмое Е в а н г е л и е от Maтфея. В нем говорится о прибытии воинов со Христом на Голгофу и о всем прочем, как и в предыдущем повествовании Ев. Марка. От 6-го часа до 9-го тьма покрывает землю. В 9-м часу Иисус возопил громким голосом: «Или, Или, лима савахфани». Слова эти не всем были понятны. Один из воинов, намочив губку в уксусе, поднес ее на трости к устам Иисуса. Еще раз громко вскрикнув, Иисус испускает дух. Завеса церковная раздирается, земля сотрясается, камни распадаются. Гробы отверзаются – многие умершие воскресают и являются в городе многим. Сотник и другие с ним, видя происходящее, говорят: «Воистину Человек Сей был Сын Божий!» Читается 50-й псалом, дающий некоторую передышку тяжелым Голгофским переживаниям. После псалма снова читается Е в а н г е л и е – в о с ь м о е, от Луки, снова о распятии. Иисус молится: «Отче, отпусти им! Не ведают, что творят!» Снова издевательства со стороны народа, воинов и начальников. В них принимает участие и один из разбойников, но другой разбойник удерживает его и обращается с молитвой к Иисусу, который обещает ему рай вместе с Собою. Между тем тьма покрывает землю – oт шестого часа до девятого. В девятом часу Иисус громко воскликнул: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой». И скончался. Видя происходящее, сотник, стоявший у Креста, сказал: «Воистину человек этот был праведник». И весь народ, собравшийся на зрелище, видя происходящее, расходился по домам, бия себя в грудь. Тут же стояли и смотрели издали все, знавшие Его, в том числе и женщины, сопровождавшие Его из Галилеи.

После Восьмого Евангелия начинается пение Трипеснца (т.е. канона с уменьшенным числом песней – вместо девяти всего три), составленного Космою Маиумским: «К Тебе утренюю, милосердия ради Себе источившему непреложно и до страстей безстрастно преклоншемуся, Слове Божие, мир подаждь мне, падшему, Человеколюбче». «Омывши ноги и предочистившись причащением Твоего Божественнаго Таинства, Твои служители, Христе, восходят с То6ою с Сиона на великую гору Елеонскую». «Смотрите, друзья, сказал Ты им, не бойтесь: пришел час быте Мне взятому и убитому руками беззаконных. Все вы разсеетесь и оставите Меня, но Я соберу вас, чтобы вы проповедовали о Моем человеколюбии».

К о н д а к: «Пpиидите, прославим ради нас Распятаго! Видя Его на Кресте, Mapия говорила: хотя Ты и распятиe терпишь, но Ты и Сын, и Бог Мой!»

И к о с: «Видя Своего Агнца, влекомаго на закланиe, Mapия, распустив волосы, следовала за Ним с другими женщинами, восклицая: куда идешь, Чадо? Ради чего поспешение? Разве второй брак совершается в Кане Галилейской? И Ты спешишь туда, чтобы претворить воду в вино? Идти ли и Мне с Тобою? Или подождать Тебя? Скажи Мне слово, не проходи молча мимо Меня, которую Ты сохранил в чистоте: ибо Ты и Сын, и Бог Мой!

Песнь 8: «Столп злобы богопротивныя божественнии отроцы обличиша: на Христа же шатающееся беззаконных соборище советует тщетная, убити поучается живот держащаго дланию: Ею вся тварь благословит, славящи во веки».

«Отгоните соне от очей ваших, – сказал Христос ученикам, – не ослабевайте в молитве, чтобы не впасть в искушение, и особенно ты, Симоне! Более сильному большее искушение! Разумей, Петр, Меня, Котораго вся тварь благословляет и славословит во веки!»

«Ни одного дурного слова никогда не скажу Тебе, Владыка! Умру с Тобою, хотя бы и все от Тебя отвернулись, – воскликнул Петр. – Не плоть и кровь, но Отец Твой открыл мне Тебя, Котораго вся тварь благословляет и славословит во веки».

«Глубину божественной премудрости и разума ты не всю испытал и бездну Моих судеб не постиг, человече, – сказал Господь. – Будучи плотию, не хвались: трижды отречешься от Меня, Котораго вся тварь благословляет и прославляет во вся веки».

Песнь 9: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

После трипеснца поется знаменитый светилен, особенно обнаруживающий искусство и чувства наших церковных певцов и особенно умиляющий молящихся: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи: и мене древом крестным просвети и спаси мя!» Слушая трипеснец и светилен, мы входим в особенную глубину чувств и переживаний, вызываемых в нас богослужением Страстной Седмицы.

Каждый момент этих переживаний глубоко отзывается в нашем сердце, но не рождает в нас ни чувства ужаса и страха перед грядущим гневом Божиим, ни чувства ожидания страшной, беспощадной казни. Напротив, наше сердце, переполненное глубоким состраданием и любовью, остается исполненным глубокого мира и радости, погружаясь в необъятную бездну Божественной любви и снисхождения к человеческому роду!

После светильна читается Девятое Е в а н г е л и е (от Иоанна). У Креста Господа стояли Матерь Его, и Mapия Клеопова, и Mapия Магдалина, и любимый ученик Иоанн. Господь поручает.Матерь Свою Иоанну, a Иoaннa усыновляет Матери Своей. И с того дня Иоанн взял Матерь Господа Своего в свой дом. Иисуса Христа мучила жажда. Один из воинов, омочив губку в уксусе и воткнув на трость, утолил Его жажду. Сказав: «Совершилось», – Господь испустил дух.

Так как была Пятница и наступала Суббота, с которой в том году совпадала и Пасха, то иудеи, не желая оставлять в такой день тела на крестах, просили у Пилата разрешения перебить распятым голени и снять с крестов тела их. Пилат разрешил. Разбойникам, которые были еще живы, перебили голени. А Христу, Который уже скончался, не перебили голеней, но только один из воинов нанес Ему удар копьем, и из раны потекла кровь и вода. Так исполнились пророчества: «Кость не сокрушится от Него» и «воззрят на Того, Котораго пронзили».

После 9-го Евангелия читаются хвалитные псалмы и поются хвалитные стихиры: «Два лукавых дела сотворил Мой перворожденный сын Израиль: Меня, источник воды живой, оставил и выкопал себе колодец негодный. Меня на дереве распял, а Варавву выпросил и отпустил! Небо ужаснулось этому, и Солнце скрыло лучи свои, а ты, Израиль, не устыдился и предал Меня смерти: прости им, Отче святый, ибо они не знают, что делают».

Каждый член Твоей пречистой Плоти потерпел за нас пopyгaниe: глава – терние; лицо – оплевание; ланиты – заушение; уста приняли желчь, растворенную уксусом; уши – нечестивыя хулы; плечи – бичевание; руки – трость; все тело – pacпpocтepтиe на кресте; руки и ноги – гвозди; ребра – копие. Пострадавший за нас и от страстей нас свободивший, снисшедший к нам по милосердию и вознесший нас, всесильный Господи, помилуй нас!»

«Видя Тебя, распятаго, вся тварь трепетала; основания земли поколебались от страха власти Твоей… Род Еврейский погиб, церковная завеса разодралась на двое, и мертвые из гробов воскресли... Сотник, видя чудо, ужаснулся; и Матерь Твоя, громко рыдая, восклицала: «Как Мне не рыдать и не терзаться сердцем, видя Тебя нагого, как преступника, висящаго на Kpecте! Распятый, погребенный и воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе!»

После стихир читается Десятое Е в а н г е л и е от Марка: Иосиф из Аримафея осмелился войти к Пилату и просить Тело Иисусово. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, узнал от него, что Христос, действительно, умер, разрешил Иосифу взять Тело. Иосиф купил плащаницу, снял Тело со Креста, обвил Его плащаницею и положил Его в новый гроб, изсеченный из камня, в своем саду. И привалил камень к дверям гроба. При этом присутствовали Мария Maгдaлина и Мария Иосиева (т.е. Матерь Божия) и смотрели, где Его положили.

Великое Славословие в этот день не поется, а читается. После просительной эктении читается О д и н н а д ц а т о е Е в а н г е л и е, по Иоанну. По этому Евангелию, Иосиф, тайный ученик Христа, «страха ради иyдейска», просит у Пилата Тело И и су со во. Пилат разрешает взять. Пришел и Никодим и принес с собою ароматы Они взяли Тело Иисусово, обвили его одеждами с ароматами, как принято у иудеев. На том месте был сад, и в саду новый гроб, в котором никто еще не был положен. Там, ради пятницы иyдейской, так как гроб был близко, положили Иисуса.

После Евангелия поются стиховные стихиры: «Вся тварь изменяется от страха, видя Тебя висящим на Кресте: солнце померкло, основания земли потряслись, все сострадает Создавшему все; все претерпевший ради нас, слава Тебе!»

«Господи, когда Ты восходил на Крест, страх и трепет охватили всю тварь; Ты запрещал земле поглотить распинающих Тебя, аду же повелевал выпустить узников, Судия живых и мертвых, пришедший обновить людей, даровать им жизнь, а не смерть, – Человеколюбче, слава Тебе!»

«Уже омокается трость для приговора, от судей неправедных судится Иисус и осуждается на Крест; вся тварь страждет, видя на Кресте Господа. Но, принявши наше телесное естество и страдающий ради меня, благий Господи, слава Тебе!»

Читается Д в е н а д ц а т о е Е в а н г е л и е по Матфею. «Утром следующаго дня, пocле Пятницы, собрались apxиepeи и фарисеи к Пилату и говорили: мы вспомнили, что этот обманщик обещал воскреснуть в третий день. Прикажи охранять гроб до третьяго дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Тело и не сказали людям, будто Он воскрес из мертвых И будет последний обман хуже первого. Пилат ответил: Вы имеете стражу – идите, охраняйте, как знаете. Они пошли, запечатали гроб и поставили стражу!» После чтения Трисвятого поется тропарь дня: «Ты искупил нас oт клятвы закона Пречистою Твоею Кровию, пригвоздившись на Kpecте и пронзившись копием, и даровал людям безсмертие, слава Тебе!» Затем следует обычный конец утрени, без первого часа, который переносится на следующее утро.

Служба 12-ти Евангелий имеет центральное значение в богослужении всей Страстной седмицы. В ней описаны и вспоминаются все потрясающие события Великого Четверга, ночи на Великую Пятницу и Великой Пятницы.

Перед нами проходит ряд великих событий: Тайной Вечери, умовение ног, установление Таинства Причащения, молитва в саду Гефсиманском, взятие под стражу и вся мучительная ночь допросов, издевательств, надругательств и побоев, причиняемых Господу, отречение Петра, осуждение Господа на смерть, утверждение приговора Пилатом, шecтвиe на Голгофу, распятие и смерть Господа, погребение Его Тела в саду Иосифа Аримафейского, запечатание могилы и охрана ее стражею. Богослужебные песнопения почти не касаются догматического смысла Голгофы, не дают ее догматического истолкования, но оно ясно чувствуется верующим и любящим сердцем. Нет речи о гневе Божием, нег ужаса перед карающею рукою Божиею. Чувствуется только жертва безграничной любви к человечеству, и притом любви не только Страдающего Сына Божия, но и пославшего на это страдание Бога-Отца. «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него» (Ин. 3, 17). Так говорит Евнагелие, так говорит и богослужение Страстной седмицы даже в самые скорбные и потрясающие его моменты. Таково православное вocприятие Голгофы.

«Душе моя, душе моя, воспряни убо!» Раскрой глаза и подымись с геховного ложа; решись служить Богу живу и истину, как ты служила доселе идолом страстей; а все прочее уже готово к твоему.спасению. Готово Евангелие для вразумления тебя во всех случаях жизни; готова драгоценная одежда заслуг Христовых для прикрытия твоей духовной наготы; готово Тело и Кровь Сына Божия для насыщения твоего глада; готов елей и бальзам для уврачевания твоих ран; готова всемогущая благодать Духа Святого для подкрепления твоих слабых сил; гогов самый венец для увенчания твоих малых подвигов. «Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог». Слышишь, как Он гласом Евангелия вещает с пренебесной вечери Своей: «И еще есть место» (Лк. 15, 22). Это место для нас с тобою, душа моя! Поспешим же сделаться его достойными, доколе не наступила полночь, не затворились двери чертога, не угас елей во светильнике нашей жизни! Аминь.

Иннокентий, apxиeп. Херсонский

На страдания и смерть.

Утром в Великий Четверг совершается вечерня в соединении с Литургией свт. Василия Великого. Вместо Херувимской песни трижды поется "Вечери Твоея тайныя днесь". В этот день все православные христиане стараются, должным образом приготовившись, приступить к принятию Святых Христовых Таин.

Утреня Великого Пятка совершается, обычно, в четверг вечером. Главное содержание утрени Великого Пятка составляет чтение 12 Евангелий — избранных глав из благовествования всех четырех евангелистов. В этих Евангелиях подробно повествуется о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с Его после Тайной Вечери и кончая Его .

При чтении Евангелия священнослужители и народ стоят с зажженными свечами, выражая тем пламенную любовь к Божественному Страдальцу и уподобляясь мудрым девам, исшедшим со светильниками в сретение Жениху. После каждого из пяти первых Евангелий положены умилительные антифоны, которые дополняют евангельское чтение, раскрывая глубокий духовный смысл воспоминаемого события.

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

Мф. 26, 26-28

В день опресноков, когда по ветхозаветному закону должно было заклать и вкушать пасхального агнца, и когда прииде час, да прейдет Спаситель от мира сего к Отцу (Ин. 13, 1), Иисус Христос, пришедший исполнить закон, послал Своих учеников - Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить Пасху, которую, как сень законную, хотел Он заменить Пасхою новою, - самим телом и кровью Своею. По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью Своими учениками в большую, устланную, готовую горницу одного Иерусалимлянина (Мк. 14, 12-17) и возлег. Внушая, что в Царстве Божием, которое не от мира сего, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных членов, Господь, возстав от вечери, умыл ноги своим ученикам. Умыв ноги и возлегши опять, Господь сказал ученикам: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.

По умовении ног Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую - великое таинство святейшей Евхаристии. Установление таинства святого причащения есть второе событие, которое Православная Церковь воспоминает в Великий четверток.

Таинство святого причащения, установленное Господом пред Его страданиями и смертью, по заповеди Иисуса Христа: сие творите в Мое воспоминание, с первых времен до настоящих непрерывно совершается на многочисленных престолах Церкви Вселенской.

На вечери Господь определительно предрек ученикам, что один из них предаст Его, и это именно тот, кому Господь подаст кусок хлеба, обмакнув в солило, и обмакнув, подал Иуде Искариотскому. По хлебу вошел в него сатана; и предатель тотчас удалился от Христа и Церкви Его. Была уже ночь (Ин. 13, 1-30). Прекратив спор Апостолов о первенстве, которое между ними должно состоять не в господстве и обладании, но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий, и предсказав Апостолам общее искушение, а Петру троекратное отречение от Христа и Свое явление им по воскресении в Галилее, Господь вошел с ними в сад Гефсиманский, - на гору Елеонскую (Лк. 22, 24-28; Мф. 26, 30-35). Здесь начались Его страдания: сначала душевные, а потом и телесные. Предначиная Свои страдания, Господь сказал ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там, и взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, бывших свидетелями славы Его во время преображения, начал скорбеть и тосковать. Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною, сказал ученикам Своим Богочеловек. Отойдя от них на вержение камня, Он преклонил главу и колена, и молился до кровавого пота, как человек, чувствуя чашу страданий, и совершенно предаваясь воле Отца. Иисусу Христу явился Ангел с небес и укреплял Его. Во время молитвы Своей Господь троекратно подходил к Ученикам Своим и говорил им: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Но ученики не могли молитвенно бдеть с Господом, ибо у них глаза отяжелели.

Гефсиманская молитва Иисуса Христа наставляет нас, что среди искушений и скорбей молитва подает нам высокое и святое утешение и укрепляет готовность встретить и перенести страдания и смерть. Могущество молитвы, утешающей и укрепляющей, Господь поучительно показал и Своим примером пред Своими страданиями и смертью, и в то же время внушениями скорбевшим Апостолам: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.

Около полуночи приходит в сад предатель с множеством вооруженного народа, присланного от первосвященников и старейшин. Господь Сам идет к ним на встречу и словами: Это Я, коими Он давал им знать о Себе, повергает их на землю и потом смиренно допускает предателя поцеловать и взять Себя на страдания и смерть (Мф. 26, 36-56; Мк. 14, 32-46; Лк. 12, 38-53). Так Господь, являвший продолжение земной Своей жизни Божественное всемогущество и власть над законом естества, словом: Это Я повергший на землю предателя с народом, имевший во власти Своей легионы Ангелов, но пришедший принести Себя в жертву за грехи мира, добровольно и смиренно предает Самого Себя в руки грешников!

По традиции все верующие в этот день причащаются Святых Христовых Тайн.

Протоиерей Г.С. Дебольский,

«Дни Богослужения Православной Церкви», т.2

Песнопения из службы в четверг Страстной седмицы Великого Поста

Вечери Твоея тайныя днесь Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

«Сын Божий! сделай меня ныне участником Твоей тайной вечери (удостой причаститься), потому что я не расскажу тайны врагам Твоим, не дам такого Тебе целования, как Иуда (не буду изменять Тебе худою жизнью), но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».

Вместо Херувимской песни

Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведного Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе.

«Когда достохвальные ученики на умовении ног во время вечери просвещались, тогда злочестивый Иуда, объятый недугом сребролюбия, помрачался, и беззаконным судьям Тебя, праведного Судию, предает. Посмотри, пекущийся о богатствах, на того, кто из-за них удавился! Избегай такого неистовства души, дерзнувшей идти против своего Учителя! Благий ко всем Господи, слава Тебе!»

Тропарь

Евангелие от Матфея

Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

И, воспев, пошли на гору Елеонскую. Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы мне и надлежало умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.

Потом приходит Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия: впрочем не как Я хочу, но как Ты.

Мф. 26, 21-3

Толкование на святого евангелиста Матфея

Как многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду! Вот, ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает тебе самого Себя и не только видеть, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь. Итак, никто не должен приступать с пренебрежением, никто с малодушием, но все с пламенною любовью, все с горячим сердцем и бодростию. Если иудеи ели агнца с поспешностью, стоя и имея сапоги на ногах и жезлы в руках, то гораздо более тебе должно бодрствовать. Они готовились идти в Палестину, ты же готовишься идти на небо. Поэтому должно всегда бодрствовать, - немалое предстоит наказание тем, которые недостойно приобщаются. Подумай, как ты негодуешь на предателя и на тех, которые распяли Христа. Итак, берегись, чтоб и тебе не сделаться виновным против тела и крови Христовой. Они умертвили всесвятое тело; и ты принимаешь его нечистою душою после столь великих благодеяний. Во самом деле, Он не удовольствовался лишь тем, что сделался человеком, был заушен и умерщвлен; но Он еще сообщает Себя нам, и не только верою, но и самим делом делает нас Своим телом. Насколько же чист должен быть тот, кто наслаждается безкровною жертвою? Насколько чище лучей солнечных должны быть - рука, раздробляющая плоть Христову, уста, наполняемые духовным огнем, язык, обагряемый страшною кровью! Помысли, какой чести ты удостоен, какою наслаждаешься трапезою! При виде чего трепещут Ангелы, и на что не смеют взглянуть без страха, по причине сияния, отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотию со Христом. Какой пастырь питает овец собственными членами? Но что я говорю - пастырь? Часто бывают такие матери, которые новорожденных младенцев отдают другим кормилицам. Но Христос не потерпел этого, но Сам питает нас собственною кровью, и через это соединяет нас с Собою. Размысли же, что Он родился от вашего естества. Но ты скажешь: это не ко всем относится. Напротив, ко всем. Если Он пришел к нашему естеству, то очевидно, что пришел ко всем; а если ко всем то и к каждому в отдельности. Почему же, ты скажешь, не все получили от этого пользу? Это зависит не от Того, Который благоволил совершить это для всех, но от тех, которые не восхотели. С каждым верующим Он соединяется посредством таин, и сам питает тех, которых родил, а не поручает кому-либо другому; и этим опять уверяет тебя в том, что Он принял твою плоть. Итак, удостоившись такой любви и чести, не будем предаваться безпечности. Не видите ли, с какою готовностию младенцы берит сосцы, с каким стремлением прижимают к ним уста свои? С таким же расположением и мы должны приступать к этой трапезе и к сосцу духовной чаши, - или лучше сказать, мы с большим еще желанием должны привлекать к себе, подобно грудным младенцам, благодать Духа; и одна только у нас должна быть скорбь - та, что мы не приобщаемся этой пищи. Действия этого таинства совершаются не человеческою силою. Тот, Кто совершил их тогда, на той вечери, и ныне совершает их. Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет дары сам Христос. Да не будет здесь ни одного Иуды, ни одного сребролюбца. Если кто не ученик Христов, то пусть удалится; трапеза не допускает тех, кто не таковы. Это та же самая трапеза, которую предлагал Христос, и ни чем не менее той. Нельзя сказать, что ту совершает Христос, а эту человек; ту и другую совершает сам Христос. Это место есть та самая горница, где Он был с учениками; отсуда они вышли на гору Елеонскую. Выйдем и мы туда, где простерты руки нищих; это именно место есть гора Елеонская; множество же нищих - это маслины, насажденные в доме Божием, источающие елей, который будет полезен для нас там, который имели пять дев, и которого не взявши, другие пять погибли. Взявши этот елей, войдем, чтобы нам с горящими светильниками выйти на встречу Жениха. Взявши этот елей, выйдем от сюда. Не должен приступать сюда ни один безчеловечный, ни один жестокий и немилосердый, словом - ни один нечистый.

О ЧТЕНИИ ДВЕНАДЦАТИ ЕВАНГЕЛИЙ ВЕЧЕРОМ В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ. БОГОСЛОВИЕ ВЕЛИКОГО ЧЕТВЕРТКА. ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! ПРОЧИТАЙТЕ, ДОРОГИЕ МОИ! ОТКРОЙТЕ ВСЮ ТЕМУ. По Церковному Уставу Последование святых страстей должно начинаться в 8 часов вечера в Великий Четверг. По своей литургической форме это есть утреня Великой Пятницы с двенадцатью евангельскими чтениями, между которыми поются и читаются антифоны и располагается последование утрени. Содержание Евангелий и последования посвящено прощальной беседе Иисуса Христа со Своими учениками на Тайной Вечери, преданию Его Иудой, суду над Ним у первосвященников и Пилата, Его распятию и отчасти погребению. По времени эти события относятся к ночи с четверга на пятницу и ко дню Великой Пятницы до вечера ее. После шестопсалмия, тропаря «Егда славнии ученицы» и малой ектеньи молящиеся зажигают свечи и как бы вступают в глубокую тьму Гефсиманской ночи, окутывающей теперь мир. Начинается чтение двенадцати Евангелий. Это очень древний чин. В Иерусалимской церкви в первые века христианства Евангелие читали всю ночь в тех местах, где Господь учил Своих учеников перед страданиями – на Елеонской горе, где был взят под стражу – в Гефсимании, где был распят – на Голгофе. Ночью, переходя из одного навеки памятного места к другому, освещая каменистый путь светильниками, шли верующие но стопам Господа с молитвой.

Двенадцать Евангелий составлены от четырех евангелистов. В промежутках между чтениями принято петь 15 антифонов, дополняющих и поясняющих течение евангельских событий. Верующие призываются Церковью пережить вместе со Христом события тех страшных часов, когда Спаситель молился Отцу Своему до кровавого пота... и не был услышан, то есть не получил того, что хотелось Ему как Человеку – избежать страдания. Молитву Свою Он завершил выражением полной преданности воле Отца: «но не как Я хочу, а как Ты...» Снова слушая слова Евангелия, верующие становятся как бы соучастниками событии, описанных в Евангелиях. Страдания Господа переживаются и становятся частью личного духовного опыта. Именно в сопереживании Христу смысл антифонов этой службы. Текст их составлен, вероятно, в V веке. Но еще раньше, во II веке исполнялось самое раннее из дошедших до нас памятников христианской литургической поэзии – поэма св.Мелитона Сардинского «О Пасхе». Текст ее лег в основу антифонов, которые пелись на протяжении 15 столетий, сначала в Византии, потом на Руси. По Церковному Уставу Последование святых страстей должно начинаться в 8 часов вечера. По своей литургической форме это есть утреня Великой пятницы с двенадцатью евангельскими чтениями, между которыми поются или читаются антифоны и располагается последование утрени. Содержание Евангелий и последования посвящено прощальной беседе Иисуса Христа со Своими учениками на Тайной Вечери, преданию Его Иудой, суду над Ним у первосвященников и Пилата, Его распятию и отчасти погребению. По времени эти события относятся к ночи с четверга на пятницу и ко дню Великой Пятницы до вечера ее. БОГОСЛУЖЕНИЕ В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК: ___________________________________ Утром: Вечерня с Литургией Василия Великого. Вечером: Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий. БОГОСЛОВИЕ ВЕЛИКОГО ЧЕТВЕРТКА: «Смолкли вопли и стенания грешной души и не слышно более клика в нощи: Се Жених грядет, - ибо Жених уже пришел и в горнице убранной совершает великую Вечерю Любви. Вместо песни Се Жених грядет поется тропарь Великого Четверга: Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся и беззаконнным судиям Тебе Праведнаго Судию предает… Двойным чувством печали и радости проникнуто содержание богослужения Великого Четверга: печали о начавшемся крестном восхождении Господа на Голгофу и радости о той великой Радости, которую Господь уготовал для всех, любящих Его. Эта «крестная радость» и есть та подлинная духовная радость, которая нам ныне дается» (В.Зандер). Да, именно так! В этот день было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Вся служба этого дня, наполнена трогательными и возвышенными текстами, прославляющими это Таинство, дающее нам Жизнь Вечную. И в этот же день в богослужебных текстах поднимается другая огромная тема: человеческая подлость. Так эти темы и идут параллельно весь этот богослужебный день. Христос – Себя отдает нам, грешным, для нашей жизни и радости; а кое-кто стремится к другому: к жизни лукавой, суетной… Большой глубиной смысла наполнены тексты Утрени этого дня и как жалко, что мы их не слышим, потому, что эта Утреня должна совершаться по Уставу ночью и на практике ее совершают только в монастырях. В приходских храмах мы приходим сразу к Вечерне с Литургией. Мы уже упоминали о тропаре Егда славнии ученицы… Прочитаем весь этот тропарь, который будет не раз петься на службе Великого Четверга по-русски: Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господь, ко всем благой, слава Тебе! Это не о Иуде, а о нас! Смотри, ты, читатель, слушатель, прихожанин… любитель стяжаний, к чему привела жадность. Смотри на пример Иуды и убегай от такого образа мыслей, как от огня. А вот несколько текстов из канона на Утрени: К таинственной трапезе все со страхом приблизившись, чистыми душами примем хлеб, оставаясь вместе с Владыкой, чтобы увидеть, как Он моет ноги учеников и отирает полотенцем, и сделать так, как мы увидели, друг другу покоряясь и друг другу ноги омывая, – ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал; но не услышал Иуда, раб и льстец. Кивая головой, Иуда осуществлял злодеяние расчетливо, удобного времени ища, чтобы Судию предать на осуждение – Того, Кто всех Господь и Бог отцов наших. «Один из вас», – взывал друзьям своим Христос, – «предаст Меня»; они же, оставив радость, тревогою и скорбью исполнялись: «Скажи, кто это», – говоря, «Боже отцов наших?» Злополучный Искариот, закон любви забыв преднамеренно, ноги, те, что были омыты, приготовил к предательству; и вкушая Твой хлеб, Тело Божественное, поднял пяту на Тебя, Христе, и не захотел взывать: «Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!» Принимал в десницу Тело, избавляющее от греха, бессовестный, и Божественную Кровь, изливаемую за мир; но не стыдился пить то, что продал за цену, не отвратился низости и не захотел взывать: «Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!» Вновь и вновь Церковь в своих песнопениях Великого Четверга сопрягает эти две великие темы: Христос отдает Себя в пищу и питие - Иуда окончательно укореняется в мысли предать Учителя. Но вот начинается Вечерня. Она плавно перейдет в Литургию и за этой Литургией смогут причаститься все желающие Истинных Тела и Крови Христовых. Если и на Утрени мы слышали темы созревшего плана предательства и темы причащения, то на Вечерне и на Литургии эти темы достигают кульминации. Чтец возглашает прокимен перед ветхозаветным чтением (паремией): Изми мя Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя. Стих: Иже помыслиша неправду в сердце весь день. И у нас перехватывает дыхание: Это же как будто возглас Самого Христа, Которому трудно поверить, что все неумолимо идет к страшной развязке… Начинается литургия Василия Великого. Спокойная, величественная. Как полноводная река литургия несет нас к славной минуте причастия. Мы принимаем в себя Животворящие Тело и Кровь Христовы. Возможность причащаться и через это соединяться с Господом, принимать в себя Его животворную энергию и силу дана нам Христом на Тайной вечери. Мы – наследники Тайной вечери. Наша литургия – вышла из Сионской горницы и будет продолжаться до скончания века. Напоминая это, каждый раз, на литургии, когда к верующим выносится Чаша произносятся слова: Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя Господи во Царствии Твоем (русский перевод: Вечери Твоей таинственной участником в сей день, Сын Божий, меня прими. Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда. Но как разбойник исповедаю Тебя: «Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём»). Сегодня, в Великий Четверг эта молитва поется вместо Херувимской песни. ___________________________________ Мы помним, что после Тайной вечери, Спаситель с учениками пошли в Гефсиманский сад, где Христос стал молиться. Спаситель последние часы (один-два?) на воле. Ему не хочется быть одному. Хочется, чтобы твою грусть, твои последние минуты на свободе, перед мучениями, разделили близкие люди. Кто был для Христа самым близким, не считая Матери? Его ученики. Ученики были для Него семьей, самыми близкими. Спаситель просит: «Пободрствуйте со Мною…» Но утомленные ученики засыпают. Трижды просит их Христос пободрствовать и трижды они засыпают… Вечером в Страстной Четверг совершается служба, которую можно было бы назвать «Моление в Гефсимании». Мы выходим на середину храма, точно в Элеонский сад. Мы читаем двенадцать Страстных Евангелий, вспоминая как Христа схватили, судили, убили. Это длинная и утомительная служба. Но это наше бодрствование со Христом! В руках у нас зажженные свечи, мы утомлены, но мы говорим: «Господи! Я тебя в эти минуты не оставлю, я не засну…» Дорогие. Придем в этот день в храм. Побудем со Христом. Пархоменко Константин, священник.

Митрополит Антоний Сурожский Вечером или поздней ночью в Страстной четверг читается рассказ о последней встрече Господа Иисуса Христа со Своими учениками вокруг пасхального стола и о страшной ночи, одиноко проведенной Им в Гефсиманском саду в ожидании смерти, рассказ о Его распятии и о Его смерти… Перед нами проходит картина того, что произошло со Спасителем по любви к нам; Он мог бы всего этого избежать, если бы только отступить, если бы только Себя захотеть спасти и не довершить того дела, ради которого Он пришел!.. Разумеется, тогда Он не был бы Тем, Кем Он на самом деле был; Он не был бы воплощенной Божественной любовью, Он не был бы Спасителем нашим; но какой ценой обходится любовь! Христос проводит одну страшную ночь лицом к лицу с приходящей смертью; и Он борется с этой смертью, которая идет на Него неумолимо, как борется человек перед смертью. Но обыкновенно человек просто беззащитно умирает; здесь происходило нечто более трагичное. Своим ученикам Христос до этого сказал: Никто жизни у Меня не берет – Я ее свободно отдаю… И вот Он свободно, но с каким ужасом отдавал ее… Первый раз Он молился Отцу: Отче! Если Меня может это миновать – да минет!.. и боролся. И второй раз Он молился: Отче! Если не может миновать Меня эта чаша – пусть будет… И только в третий раз, после новой борьбы, Он мог сказать: Да будет воля Твоя… Мы должны в это вдуматься: нам всегда – или часто – кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, Христос, как Человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом… И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: Отче, прости им – они не знают, что творят… Вот чему мы должны научиться: перед лицом гонения, перед лицом унижения, перед лицом обид – перед тысячей вещей, которые далеко-далеко отстоят от самой мысли о смерти, мы должны посмотреть на человека, который нас обижает, унижает, хочет уничтожить, и повернуться душой к Богу и сказать: Отче, прости им: они не знают, что делают, они не понимают смысла вещей…

МОСКВА, 5 апр — РИА Новости, Алексей Михеев. В четверг Страстной недели во всех православных храмах вспоминают важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, когда Иисус Христос установил таинство причастия (евхаристии, что в переводе с греческого означает "благодарение"). Это ключевой день церковного года, в который всех верующих призывают утром прийти в храм и "причаститься Крови и Тела Христовых", а вечером выслушать чтение двенадцати отрывков из Евангелия, рассказывающих о последних часах земной жизни Христа. Нужно ли в этот день красить пасхальные яйца, печь куличи и зачем патриархи моют ноги простым священникам — в материале РИА Новости.

С огоньком и чистыми ногами

Евангелие от Матфея описывает, как во время трапезы Иисус взял хлеб, благословил его и, преломив, раздал ученикам со словами: "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое". А затем подал апостолам чашу с вином и сказал: "Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов". Прошло почти две тысячи лет, но каждый год даже не очень церковные люди в Великий четверг идут в храм, чтобы исполнить этот завет Христа.

После утренней литургии в церкви вспоминают еще один момент Тайной вечери: перед праздничной трапезой Христос, уподобившись слуге, вымыл ноги сначала апостолу Петру, а затем и всем остальным своим ученикам. В некоторых протестантских общинах вплоть до XX века считалось, что, не повторив Его поступок перед евхаристией, человек теряет спасение.

В Иерусалиме на площади перед храмом Гроба Господня патриарх Феофил по традиции омоет ноги 12 монахам. А патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит этот удивительный чин в храме Христа Спасителя в Москве.

Вечером вспоминают уже события Страстной пятницы — самого скорбного дня церковного года. В храмах совершается служба "двенадцати Евангелий" — на ней читают 12 отрывков из четырех новозаветных текстов, описывающих последние часы земной жизни Христа: как Его схватили, судили, били и распяли. Вспоминают и Его последнюю беседу с учениками в Гефсиманском саду, и "моление о чаше", когда Он просил Отца Небесного избавить Его от "этой чаши" страданий, и казнь на Голгофе, и погребение. Всю эту длинную службу священники и прихожане стоят в храме с зажженными свечами. Потом их не гасят, а, по традиции, стараются принести домой и сохранить их огонь в лампадах до Пасхи.

В ожидании главного

Однако, несмотря на весь драматизм последних дней Страстной недели, все в вечернем богослужении четверга указывает на то, что распятие — это еще не конец истории, что торжества смерти не будет и жизнь все равно победит.

"Когда мне было 18 лет и я служил в армии, Великий четверг выпал на 1 мая. Центр Москвы должны были перекрыть на весь день из-за парада и демонстраций. Прекращался доступ и в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке, куда я ходил с детства и где прислуживал с 15 лет. И тогда владыка Питирим (митрополит Питирим (Нечаев). — Прим. ред.) решил ночью служить литургию Великого четверга, а потом, после небольшого перерыва, утреню с чтением 12 Евангелий", — вспоминает глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).

Он ночью приехал в храм. Она "была тихая и теплая, и храм, наполненный светом, сиял среди ночи, как какой-то сказочный дворец. А то, что происходило внутри храма, передать словами невозможно: это было "небо на земле". Это было, вероятно, то, что испытали посланцы князя Владимира в десятом веке, когда присутствовали за богослужением в храме Святой Софии в Константинополе. Вернувшись на Русь, они так описали пережитое: "И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми".

По словам митрополита, заменить подобный опыт нельзя никакими рассуждениями о "Боге в душе" и "высшем разуме".

Куличи подождут

Что касается куличей, творожных пасх, крашеных яиц, подарков к празднику, предпраздничной уборки, даже в храме, то все эти хлопоты лучше всего закончить заранее, чтобы на Страстной только ходить на службы, убежден настоятель подмосковного храма в честь иконы Божией Матери "Державная" священник Николай Булгаков.

Он помнит, как однажды в Москве архиепископ Киприан (Зернов) сказал своим прихожанам: "Если вы хоть одну службу Страстной седмицы пропустите, Господь ваших куличей не примет".

А службы в эти дни совершают дважды в день — утром и вечером, в Страстную пятницу — даже три раза. И за первые три дня Страстной единственный раз в году полностью прочитывают все четыре Евангелия.

"Излишние мысли в сторону того, что поесть и попить, колбасные и творожные "выверты" сознания свидетельствуют: мы мало понимаем, что такое пост, Евангелие и Кто такой Христос. Страстная неделя требует отнятия внимания от второстепенного. Если и возрождать что-то в церковной традиции, то делать это нужно не с точки зрения "священного" быта, а надо начинать с глубоких переживаний христианской общиной всех событий Страстей Христовых. Ну а быт — так или иначе — будет добавлен, оформлен и украшен: окна будут чистыми, занавески свежими, яйца сваренными и выкрашенными", — рассуждает известный проповедник протоиерей Андрей Ткачев.

Ужас апостолов

Весь смысл богослужений Страстной, по глубокому убеждению священника, заключается даже не в воспоминаниях о страданиях Христа, а в непосредственном и личном переживании всех событий Его жизни в последнюю неделю перед казнью.

"В воскресенье (Вербное, когда Он въезжал в Иерусалим за неделю до Пасхи. — Прим. ред.) народ кричал ему: "Осанна Сыну Давидову!", в среду блудница помазала Христа миром, в четверг Господь установил таинство евхаристии, потом молитва в Гефсиманском саду, взятие под стражу, хождение к Пилату, Ироду и обратно, битье, издевательства, ночной суд, распятие, покой субботы и утро первого дня Воскресения. А потом все распрямилось, как пружина, — и вот весь мир живет уже две тысячи лет благодаря тем событиям, зная или даже не зная об этом", — продолжает Ткачев.

Если бы Страсти Господни продолжились хоть на один день, никто бы не выжил, считает священник. Апостол Петр был на грани безумия от скорби и собственного предательства, Иуда повесился, не дотерпел до Воскресения. Все были перепуганы, растеряны, находились в ужасной скорби. Если бы Господь воскрес на пятый день, Он не нашел бы ни одного апостола, уверен отец Андрей. "Это для нас сегодня покой Великой субботы разбавлен знанием о грядущем Воскресении, а ужас распятия скрашен пониманием того, что Христос на самом деле жив. Но апостолы же этого не знали наверняка!" — заключает он.

На самом деле апостолы все знали. Но, наверное, так и не смогли поверить до конца. "Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" — так записал слова Христа его любимый ученик Иоанн.