букв гласных»
ОНУ
Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, повернитесь к ним
лицом и поздоровайтесь. Теперь каждый вспомнит своё имя. Сядьте на свои места те,
чьё имя начинается с гласного звука, сядьте ребята, чьё имя начинается с согласного
звука. Всем хватило места?
Актуализация опорных знаний.
А чем гласные звуки отличаются от согласных?
Сколько гласных звуков вы знаете? Назовите их.
Сколько букв гласных звуков вы знаете? Назовите их.
Хоровые ответы. Буква А и буква Я нам нужны для звука ….
Какую «работу» выполняют буквы А О У Э Ы?
Какую работу выполняют буквы Я Ю Ё Е И?
Целеполагание
Откройте учебники на 98 странице. Посмотрите на схемы, расскажите, о каких
буквах мы будем сегодня говорить. Как догадались?
Работа по теме урока
Когда буквы Я Ё Ю Е обозначают два звука?
Обратите внимание на условный знак, который подскажет нам, как надо
отвечать на вопрос…как художник или как учёный.
В начале урока я попросила вас вспомнить своё имя. К сожалению, сегодня с
нами нет Юли, она уехала на соревнования. С ней вместе поехали её подруги Ева и
Яна. Я попросила девочек выбрать схемы для своих имён. Правильный ли выбор они
сделали? Что не учла Юля?
Почитаем слова с этими буквами. Перед вами три столбика слов. Первый ряд
хором прочитает первый столбик и ответит, какой схеме из предложенных он
относится. Второй ряд хором читает второй столбик и ответит, к какой схеме относится
этот столбик. С третьим столбиком аналогично будет работать третий ряд.
Почему в первом столбике все слова с большой буквы? Сколько букв в каждом
слове? А сколько звуков?
Что такое каюта? А что такое маяк? Зачем он нужен
Фрагмент мультфильма
«Старый маяк».
(Союзмультфильм 1976 г. Режиссёр Витольд Бордзиловский.)
Давайте составим схему слова «маяк». Сколько в нём звуков? А сколько букв?
Почему звуков больше?
Физкультминутка
Встаньте, немного отдохнём. Маяк находится рядом с морем.
А над морем - мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками , словно крыльями.)
Мы теперь плывѐм по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Ребята, давным-давно, более 70 лет назад на нашу землю напали фашисты. Они
захватили один из таких маяков.
Фрагмент мультфильма.
Наши солдаты не могли освободить город, т. к. берег моря опасен, а маяк
потушен. Поможем ребятам зажечь маяк? До него надо добраться так , чтобы нас не
заметил враг. В этом нам поможет карта. Получить её мы сможем, если найдём в
каждой строчке лишнее слово.
лежит лист со словами. Найдите и зачеркните лишнее слово, постарайтесь убедить
товарища в своей правоте (вычёркивание лишних слов на доске). По ходу работа над
значением слов: ёжится, ябеда, клюшка, юнга.
Фрагмент мультфильма.
Глядя на нашу карту можно понять, что в пути нас ожидает много опасных мест.
А какие опасные места могут нам встречаться при письме?
В паре выделите в словах опасные места. Это поможет нам беспрепятственно
добраться до маяка. Не пропустите ни одного слова…иначе не зажечь нам маяк…не
помочь советским солдатам…(Работа на доске )
Физкультминутка
Встаньте. Мы отправляемся в путь! Если вы увидите слова, в которых буквы Е, Ё,
Ю, Я обозначают 2 звука, покажите их при помощи движений, а если нет… замрите на
месте. (Слова прыгаю , выгля ну, подбирае м, люблю , ё жится, спря чусь, выглядываю ,
поё
м
)
Фрагмент мультфильма.
Вот мы уже у маяка. Его охраняют немцы. Мы можем победить их только своим
интеллектом. Они предлагают нам сыграть в слова.
какую? Конечно, это буква Я. В нем. языке тоже есть слово ja, звучит как наше слово
«я», а означает «да»
Первый ряд придумывает слова на букву Ё, второй на букву Е, а третий на букву
Ю. Раз, два, три, начало игры…
Фрагмент мультфильма.
Итог
Сегодня при помощи своих знаний мы помогли ребятам зажечь маяк и
освободить город. Конечно, ВОВ была завершена ценой жизни огромного количества
людей. Хотелось бы, чтобы в настоящем и будущем все конфликты решались только
при помощи интеллекта. Пусть никогда не звучит голос оружия!
Какие знания и умения нам сегодня пригодились?
Какие задания были сложными? Действительно наше знакомство с
удивительной «работой» букв Е Ё Ю Я только началась. Есть ёще один случай, когда
Буква э пишется в начале корня для передачи гласного э (без предшествующего j ):
1. В начале следующих исконно русских местоименных слов и междометий: этот (эта, это, эти), этакий, эдакий, экий, этак, эдак; эва, эвон, эге, эге ге, эй, эк, эх, эхма, эхе хе .
2. В начале слов иноязычного происхождения (в том числе собственных имен), напр.: эврика, экспорт, экстренный, эллин, эпос, эра, этика, эхо, Этна, Эрик (с буквой э эвкалипт, эгоизм, экватор, экзамен, экономика, электричество, элемент, элита, эмоция, энергия, эпиграф, эпидемия, эскорт, эстетика, этимология, эфир, Эверест, Эдип, Эсхил (здесь буква э
3. После приставок или составных частей сложных и сложносокращенных слов (как после гласных, так и после согласных). Примеры:
а) после гласных: антиэлектрон, антиэсеровский, деэскалация, неэтичный, переэкзаменовка, поэтапно, поэтому, реэкспорт; диэлектрик, киноэкран, телеэкран, мегаэрг, микроэлемент, полиэфирный, полуэтаж, пятиэтажный ;
б) после согласных: безэлектродный, подэкранный, предэкзаменационный, разэдакий, сэкономить, сверхэкономный, субэкваториальный, суперэлита; двухэтажный, трёхэлементный, политэкономия, санэпидстанция, Мосэнерго, Минэкономика .
Не в начале корня после гласных (в словах иноязычного происхождения) пишутся как буква э , так и е . Их выбор зависит от предшествующей гласной.
1. После букв е и и пишется е . Перечень основных слов: геенна, реестр, феерия; гигиена, гиена, диез, диета, риелтор, сиеста, спаниель, фиеста и слова на −ент: абитуриент, клиент, ингредиент, коэффициент, пациент и др. (с буквой е , передающей ударный гласный); веер, леер, плеер, иезуит, иерархия, иероглиф, миелит, пиелит, пиетет, реквием, триер (здесь буква е передает безударный гласный).
2. После букв а, о, у, ю пишется э. Перечень основных слов: дуэль, дуэт, маэстро, менуэт, пируэт, поэт, поэзия, поэма, силуэт, статуэтка (здесь буква э передает ударный гласный); алоэ, аэродром (и другие слова с начальной частью аэро ), брандмауэр, каноэ, коэффициент, люэс, маэстозо, муэдзин, фаэтон, фуэте (здесь буква э передает безударный гласный). То же в собственных именах, напр.: Пуэрто Рико, Уэльс, Хемингуэй, Моэм, Лаэрт, Аэлита .
Не в начале корня после согласных буква э пишется для передачи гласного э и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного в следующих случаях.
1. В немногих нарицательных словах иноязычного происхождения. Перечень основных слов: мэр, мэтр ‘учитель, мастер’, пленэр, пэр, рэкет, рэп, сэр ; то же в производных от них словах, напр.: мэрия, пэрство, рэкетир . Круг других слов (преимущественно узкоспециальных) определяется орфографическим словарем.
2. Во многих собственных именах иноязычного происхождения, напр.: Бэкон, Дэвид, Дэн Сяопин, Дэвис, Рэлей, Рэмбо, Сэлинджер, Сэм, Сэссон, Тэтчер, Тэффи (личные имена и фамилии), Мэриленд, Тайбэй, Улан Удэ, Хуанхэ (географические названия). Буква э сохраняется в любых словах, производных от таких собственных имен, а также при переходе их в нарицательные, напр.: улан удэнский, рэлей (физическая единица), сэссон (стрижка).
В остальных случаях не в начале корня после согласных пишется буква е .
При этом во всех исконно русских словах буква е указывает на мягкость предшествующего согласного, напр.: белый, ветер, словечко, ноге, дело, в воде, подземный, след, хвалебный, размен, стене, перепись, терпеть, резать, стареть, весенний, чтение, путей .
Однако в словах иноязычного происхождения, пишущихся с буквой е , предшествующий согласный может произноситься твердо. Так, после букв, передающих мягкий согласный, буква е п ишется в словах асбест, версия, гетто, деспот, зебра, комета, леди, пионер, абонент, аспект, акварель, сектор, патент, дефект и в ряде других. После букв, передающих твердый согласный, е пишется в словах беби, денди, дельта, модель, экзема, кузен, сленг, бизнесмен, инерция, фонетика, капелла, регби, рейтинг, диспансер, сеттер, коттедж, партер, стенд, темп и многих других, а также в несклоняемых нарицательных словах, последовательно пишущихся с конечной буквой е , напр.: безе, шимпанзе, макраме, резюме, пенсне, турне, купе, гофре, пюре, тире, кабаре, фрикасе, шоссе, эссе, варьете, декольте, карате, кафе , и в словах с иноязычным суффиксом −есса (типа поэтесса, стюардесса, баронесса ); в ряде собственных имен, напр.: Кармен, Неру, Рерих, Брем, Дантес, Тейлор, Дельфы, Сен Готард .
Гласный [е] в начале слова на письме обозначается буквой э (ср. это, экий - произносится [ётъ], [ёкъі]). Тот же гласный после согласных, кроме немногих заимствованных слов, где после твердого согласного пишется э, обозначается буквой е: сел, пел, бел, зеркало, шест, честь, дельта, пюре и т.
Д. Примеры единичного употребления буквы э после твердого согласного: пэр, мэр, сэр, в собственных именах: Тэн, Бэкон, Улан-Удэ.
В начале слова и после гласного сочетание обозначается
буквой е. Ср. Пел], Цёс’т’], [пліёл], , [с’]ел], [ф-с’эм’]ё] (ел, есть, поел, поесть, съел, в семье).
Гласный [е] употребляется чаще всего после мягких согласных. Под ударением после мягких согласных гласный [е] имеет два основных оттенка - так называемое открытое, широкое [е] и закрытое, узкое.
Рассмотрим раньше первый из этих оттенков, который можно назвать нормальным, встречающимся и в изолированном произношении, например в междометии э. Он употребляется также после мягкого согласного перед твердым или на конце слова. Например: лето, дело, сёла, сено, посев, лепка, бегал, на столе, на коне. Произносится: [л’ётъ], [д’ёлъ], [с’ёлъ], [с’ёнъ], [плс’ёф], [л’ёпкъ], [б’ёгъл], [нъ-стлл’ё], [нъ-клн’ё]. Перед
твердым и велярным [л] гласный [е] имеет к концу своей длительности более.заднее и напряженное образование: [с’ёлъ], [б’ёлъі], [т’ёлъ].
В положении перед мягким согласным гласный [е] после мягкого согласного (иначе - в положении между мягкими согласными) звучит закрыто, узко. Такой [е] обозначаем знаком [ё]. Например: весело, дерево, север, ветер, лестница, наместник, лезвие, зверь, песня, рея, тесть, фея, ей, ель, поесть. Произносится:
[в’ёт’эр], [л’ёс’н’ицъ], [нл- [п’ёс’н’ъ], [р’ёіъ], [т’ёс’т’],
[в’ёс’элъ], [д’ёр’эвъ], [с’ёв’эр], м’ёс’н’ик], [л’ёз’в’иіъ], [з’в’ёр’],
[ф’ёіъ], Пёі], П"ёл’], ,
Чтобы заметить различие между [е] и [ё], полезно произнести
подряд такие, например, пары слов, как [с’ел] и [с’ёл’э], [п’ел] и [п’ёл’э], [злл’ёс] и [злл’із’л’э], [с’в’ет] и [с’в’ёт’эт].
Гласный [е] употребляется также и в начале слова. При этом перед твердым согласным произносится его широкий, открытый оттенок, а перед мягким - узкий, закрытый. Ср. [ётът] и [Іт’и] (этот и эти), [ёкъвъ] и [ёк’их] (экого и эких), [еі], [ёхъ], [ёпъс], [ёп’икъ], [ёл’инг] (эй, эхо, эпос, эпика, эллинг). Также после гласных: [с’илуёт} и [л-с’илует’э] (силуэт но силуэте).
Различие между этими двумя разновидностями [е] заключается прежде всего в степени поднятия языка: при произнесении [е] открытого, или широкого, средняя часть спинки языка поднимается к нёбу в меньшей степени, чем при произнесении [е] закрытого, или узкого. В последнем случае язык поднимается выше, но не настолько, чтобы образовался звук [и]. Таким образом, когда произносят [е] закрытый, язык Поднимается выше, чем это нужно для [е] открытого, и ниже, чем нужно для [и]: [е] закрытый до своему образованию - звук, средний между [е] открытым и [и]. Другое отличие этих звуков заключается в том, что языковое тело при образовании [е] закрытого находится в более напряженном состоянии, чем при [е] открытом. С этим связано то, что [е] открытое представляет собой звук, неоднородный в своей длительности: в конечной своей части этот звук заметно более открытый, чем в начальной - более закрытой. Звук [е] образуется в русском литературном языке со слабым [и] -образным приступом, а в конечный момент своей длительности он заключает в себе заметно более задний и открытый элемент; он представляет собой как бы [иеъ]. Так произносится, как уже было отмечено, [е] под ударением после мягкого согласного перед твердым: [с’ёр]ый, [с’н’ёк] (снег), а[р’ён]да, [т’ём] а (другие примеры см. выше). Близко к этому произносится [е] после мягких согласных на конце слова: в воде- [в-влд’ё].
Эта норма нередко нарушается представителями части русских говоров, знающих в положении после твердого согласного перед
мягким или на конце слова звук [е] закрытый: [ё], т. е. произносящих [л’ёт]о, [с’ёл], [н’ёт], на сто [л’ё] и т. д. Особенно часто она нарушается в русской речи ряда народов как Советского Союза, так и зарубежных. Так, например, в русской речи марийцев или коми можно часто услышать: [л’ёт]о, [с’ёл], [н’ёт], на сто [л’ё], [гд’ё], а также [д’ёл]о, [слв’ёт], [хл’ёп] (хлеб),
[т’ёкст], конс[п’ёкт], [т’ём]а и т. д. Во многих случаях образование звука [е] в этом положении в речи нерусских не имеет описанного выше неоднородного характера - более узкого в начале и более широкого в конце, не имеет характерного для правильного русского произношения [и] -образного начала: произносится звук, однородный в своей длительности. Это связано частью с неполной мягкостью предшествующего согласного, частью - с более высокой и энергичной артикуляцией гласного, связанной с особой напряженностью языкового тела, в то время как русское [е] является гласным ненапряженным.
После твердых согласных образование гласного [е] уже с начальной фазы является более задним - языковое тело заметно отодвигается назад (обозначим такое [е] знаком [э]). Эта ото- движка назад происходит после твердых шипящих [ж], [ш] и после [ц], а в части слов иноязычного происхождения - также после других согласных. Чтобы заметить эту отодвижку назад в образовании [е], полезно обратить внимание на произношение соответствующего гласного, например в словах тесто и шест: [т’ёстъ] и [шэст]. При этом перед твердыми согласными, а также на конце слова гласный [э] имеет.открытое образование, а перед мягкими согласными - более закрытое. Закрытый гласный [э] в конце своей длительности имеет более переднее и верхнее, образование, т. е. уклад языка, близкий к [и]: произносится как бы [эи] . Подвинутый вперед в своей конечной фазе гласный [э] (т. е. с [и] -образным окончанием) обозначим знаком [§]. Чтобы заметить различие между [э] и [э], полезно понаблюдать произношение гласного в таких случаях, как [шэст] и [шёс’т’], [жэст] и [ж§с’т’]([цзп] и [ц§п’].
Примеры на [з] после твердых шипящих и [ц]: женский, жертва, жемчуг, шедший, шенкель, ценный, цех, на ноже, в шалаше. Произносится: [жэнскъі], [жэртвъ], [жэмчук], [шэтшъі], [шэнк’эл’], [цэн:ъі], [цэх], [нъ-нлжэ], [ф-шълашэ]. После других согласных в словах иноязычного происхождения: тент, терция, дерби, секс, темп, тембр, безе, пюре. Произносится: [тэнт], [тэрцыіъ], [дэрб’и], [сэкс], [тэмп], [тэмбр], [б’езэ], [п’ урэ].
Примеры на [§] после твердых шипящих и [ц]: женин, женьшень, жерех, шелест, шельма. Произносится: [жін’ин],
[ж§н’шён’], [жёр’эх], [шёл’эст], [шёл’мъ]. После других согласных в словах иноязычного происхождения: дельта, теннис,
отель, сепия. Произносится: [д§л’тъ], (гён’ис), о [тЗл’], [сэп’иіъ].
Гласный [е] в нейтральном стиле произношения употребляется только в ударном слоге. В высоком стиле, а также в сценической речи, в пении он может употребляться также и в безударных слогах (см. выше, § 2.2).
Буквы а, у употребляются:
Для передачи гласных а, у ад, алый, армия, заахать, лиана, оазис, Луара; ум, утро, увалень, паук, научит .
Для передачи гласных а, у и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного, напр.: бал, отвар, галстук, подарок, ткач, желать; буря, сову, возьму, тонуть .
Буквы я, ю употребляются:
1. Для передачи гласных а, у дятел, зябнуть, мягкий, бодрящий, вся; дюны, любит, гоню, всюду, костюм .
2. Для передачи сочетания j с последующим гласным а или у :
а) в начале слова и после гласных, напр.: яблоко, маяк, Ялта; южный, каюта, Юра ;
б) после согласных; в этом случае перед буквами я, ю пишутся разделительные знаки ь или ъ (см. § 27–28), напр.: бадья, обезьяна, вьюга, пятьюдесятью; безъядерный, въявь, двухъярусный, предъюбилейный .
Буква о употребляется:
1. Для передачи гласного о в начале слова и после гласных, напр.: ось, заочный, теория, биограф, воочию, полуостров .
2. Для передачи гласного о и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного, напр.: бой, завод, голубь, добрый, узелок, ярмо, носит, лбом, литровый, сок, парной, сто.
3. В ограниченном круге слов иноязычного происхождения буква о употребляется:
а) для передачи гласного о после j , передаваемого буквой й в начале слова и в середине слова после гласных, напр.: йод, майор (перечень таких слов см. в § 26, п. 2);
б) для передачи сочетания j с последующим гласным о в составе буквосочетания ьо после согласного; перечень основных слов: батальон, бульон, каньон, компаньон, котильон, карманьола, кроманьонец, лосьон, медальон, миньон, павильон, папильотки, почтальон, сеньор, сеньора, синьор, синьора, шампиньон, шиньон; квадрильон, квинтильон, секстильон (наряду с вариантами квадриллион, квинтиллион, секстиллион , передающими другое произношение); мильон (написание, передающее один из вариантов произношения слова миллион ); в собственных именах: Авиньон, Асунсьон, Гильом, Миньона, Тальони, Фритьоф . В редких случаях буквосочетание ьо пишется для передачи звуков безударного слога: гильотина, гильотинировать, сеньорат, сеньорита, сеньория, синьорина, синьория, Мурильо.
Буква ё употребляется:
1. Для передачи ударного гласного о и одновременно для указания на мягкость предшествующего согласного, напр.: ребёнок, вёсла, гвоздём, казённый, лёгкий, подмёл, оленёнок, пёстрый, рёбра, осёл, потёртый, растёт .
Примечание 1. Буква ё после согласных букв г, к, х встречается в основном в словах иноязычного происхождения, в том числе в собственных именах, напр.: гёзы, гёрлс, ликёр; Гёте, Гёльдерлин, Гётеборг, Кёльн, Кёстлер, Хёглунд. Сочетание кё представлено также в словах с иноязычным суффиксом −ёр типа киоскёр, паникёр и в личных формах глагола ткать: ткёшь, ткёт, ткём, ткёте. Примечание 2. Буква ё может писаться на месте гласного о , имеющего побочное ударение (напр.: трёхгодичный, четырёхметровый, тёмно красный), а также на месте безударного гласного о в словах иноязычного происхождения (напр.: гётеанец, кёнигсбергский). |
2. Для передачи сочетания j с последующим ударным гласным о :
а) в начале слова и после гласных, напр.: ёлка, ёж, заём, кофеёк, остриё, поёт, буёк ;
б) после согласных; в этом случае перед буквой ё пишутся разделительные знаки ь или ъ (см. § 27–28), напр.: пьёт, взовьётся, бельё, серьёзный, житьё бытьё; объём, съёмный .
Употребление буквы ё может быть последовательным и выборочным.
Последовательное употребление буквы ё обязательно в следующих разновидностях печатных текстов:
а) в текстах с последовательно поставленными знаками ударения (см. § 116);
б) в книгах, адресованных детям младшего возраста;
в) в учебных текстах для школьников младших классов и иностранцев, изучающих русский язык.
В обычных печатных текстах буква ё употребляется выборочно. Рекомендуется употреблять ее в следующих случаях.
1. Для предупреждения неправильного опознания слова, напр.: всё, нёбо, лётом, совершённый (в отличие соответственно от слов все, небо, летом, совершенный ), в том числе для указания на место ударения в слове, напр.: вёдро, узнаём (в отличие от ведро́, узна́ем ).
2. Для указания правильного произношения слова – либо редкого, недостаточно хорошо известного, либо имеющего распространенное неправильное произношение, напр.: гёзы, сёрфинг, флёр, твёрже, щёлочка , в том числе для указания правильного ударения, напр.: побасёнка, приведённый, унесённый, осуждённый, новорождённый, филёр .
3. В собственных именах – фамилиях, географических названиях, напр.: Конёнков, Неёлова, Катрин Денёв, Шрёдингер, Дежнёв, Кошелёв, Чебышёв, Вёшенская, Олёкма .
Буква э пишется в начале корня для передачи гласного э (без предшествующего j ):
1. В начале следующих исконно русских местоименных слов и междометий: этот (эта, это, эти), этакий, эдакий, экий, этак, эдак; эва, эвон, эге, эге ге, эй, эк, эх, эхма, эхе хе .
2. В начале слов иноязычного происхождения (в том числе собственных имен), напр.: эврика, экспорт, экстренный, эллин, эпос, эра, этика, эхо, Этна, Эрик (с буквой э эвкалипт, эгоизм, экватор, экзамен, экономика, электричество, элемент, элита, эмоция, энергия, эпиграф, эпидемия, эскорт, эстетика, этимология, эфир, Эверест, Эдип, Эсхил (здесь буква э
3. В названиях букв эль, эм, эн, эр, эс, эф , а также в начале аббревиатур, пишущихся по названиям букв, и слов, образованных от названий букв и от буквенных аббревиатур, напр.: эсер, энный, энский, эмка .
4. После приставок или составных частей сложных и сложносокращенных слов (как после гласных, так и после согласных). Примеры:
а) после гласных: антиэлектрон, антиэсеровский, деэскалация, неэтичный, переэкзаменовка, поэтапно, поэтому, реэкспорт; диэлектрик, киноэкран, телеэкран, мегаэрг, микроэлемент, полиэфирный, полуэтаж, пятиэтажный ;
б) после согласных: безэлектродный, подэкранный, предэкзаменационный, разэдакий, сэкономить, сверхэкономный, субэкваториальный, суперэлита; двухэтажный, трёхэлементный, политэкономия, санэпидстанция, Мосэнерго, Минэкономика .
Не в начале корня после гласных (в словах иноязычного происхождения) пишутся как буква э , так и е . Их выбор зависит от предшествующей гласной.
1. После букв е и и пишется е . Перечень основных слов: геенна, реестр, феерия; гигиена, гиена, диез, диета, риелтор, сиеста, спаниель, фиеста и слова на −ент: абитуриент, клиент, ингредиент, коэффициент, пациент и др. (с буквой е , передающей ударный гласный); веер, леер, плеер, иезуит, иерархия, иероглиф, миелит, пиелит, пиетет, реквием, триер (здесь буква е передает безударный гласный).
2. После букв а, о, у, ю пишется э . Перечень основных слов: дуэль, дуэт, маэстро, менуэт, пируэт, поэт, поэзия, поэма, силуэт, статуэтка (здесь буква э передает ударный гласный); алоэ, аэродром (и другие слова с начальной частью аэро ), брандмауэр, каноэ, коэффициент, люэс, маэстозо, муэдзин, фаэтон, фуэте (здесь буква э передает безударный гласный). То же в собственных именах, напр.: Пуэрто Рико, Уэльс, Хемингуэй, Моэм, Лаэрт, Аэлита .
Не в начале корня после согласных буква э пишется для передачи гласного э и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного в следующих случаях.
1. В немногих нарицательных словах иноязычного происхождения. Перечень основных слов: мэр, мэтр ‘учитель, мастер’, пленэр, пэр, рэкет, рэп, сэр ; то же в производных от них словах, напр.: мэрия, пэрство, рэкетир . Круг других слов (преимущественно узкоспециальных) определяется орфографическим словарем.
2. Во многих собственных именах иноязычного происхождения, напр.: Бэкон, Дэвид, Дэн Сяопин, Дэвис, Рэлей, Рэмбо, Сэлинджер, Сэм, Сэссон, Тэтчер, Тэффи (личные имена и фамилии), Мэриленд, Тайбэй, Улан Удэ, Хуанхэ (географические названия). Буква э сохраняется в любых словах, производных от таких собственных имен, а также при переходе их в нарицательные, напр.: улан удэнский, рэлей (физическая единица), сэссон (стрижка).
3. В названиях букв бэ, вэ, гэ, дэ, зэ, пэ, тэ , а также в составе аббревиатур, пишущихся по названиям букв, и слов, образованных от буквенных аббревиатур, напр.: бэтээры, кавээнщик, гэпэушник, кагэбэшный .
4. В звуковых аббревиатурах и образованных от них словах, напр.: ГЭС, ТЭЦ, ВТЭК, НЭП, фэр (физический эквивалент рентгена), втэковский, нэпман .
В остальных случаях не в начале корня после согласных пишется буква е .
При этом во всех исконно русских словах буква е указывает на мягкость предшествующего согласного, напр.: белый, ветер, словечко, ноге, дело, в воде, подземный, след, хвалебный, размен, стене, перепись, терпеть, резать, стареть, весенний, чтение, путей .
Однако в словах иноязычного происхождения, пишущихся с буквой е , предшествующий согласный может произноситься твердо. Так, после букв, передающих мягкий согласный, буква е пишется в словах асбест, версия, гетто, деспот, зебра, комета, леди, пионер, абонент, аспект, акварель, сектор, патент, дефект и в ряде других. После букв, передающих твердый согласный, е пишется в словах беби, денди, дельта, модель, экзема, кузен, сленг, бизнесмен, инерция, фонетика, капелла, регби, рейтинг, диспансер, сеттер, коттедж, партер, стенд, темп и многих других, а также в несклоняемых нарицательных словах, последовательно пишущихся с конечной буквой е , напр.: безе, шимпанзе, макраме, резюме, пенсне, турне, купе, гофре, пюре, тире, кабаре, фрикасе, шоссе, эссе, варьете, декольте, карате, кафе , и в словах с иноязычным суффиксом −есса (типа поэтесса, стюардесса, баронесса ); в ряде собственных имен, напр.: Кармен, Неру, Рерих, Брем, Дантес, Тейлор, Дельфы, Сен Готард .
В следующих случаях буква е пишется для передачи сочетания j с последующим гласным э:
1. В начале слова, напр.: егерь, едкий, ездить, ель, если, ересь, ехать, Ева, Ельня, Ейск .
2. После гласных в русских (не заимствованных) словах, напр.: заехать, переезд, биение, приехать, военный, упоение, поесть, короед, сладкоежка, уехать, суета .
3. После согласных; при этом перед буквой е пишутся разделительные ь и ъ (см. § 27–28), напр.: колье, премьера, шансонье, крупье, пьеса, курьер, конферансье, бадье (дат. п.), в статье, Мольер; въехать, подъехать, отъезд, разъединить, съесть, сверхъестественный, панъевропейский, инъекция, фельдъегерь .
Буква и пишется:
1. Для передачи гласного и в начале слова и после гласных, напр.: имя, издавна, искра; заискивать, неистовый, поить, выигрывать, круиз, сюита, яичный .
2. Для передачи гласного и и одновременно для указания на мягкость предшествующего согласного, напр.: битва, вишня, гибнуть, води, вонзить, танкист, ливень, домище, ленивый, пить, горит, сила, пойти, графиня, сухие .
3. Для передачи сочетания j с последующим гласным и после согласных; в этом случае перед и пишется разделительный ь (см. § 28), напр.: воробьиный, варьировать, статьи, Ильин .
4. В следующих случаях буква и передает звук ы после твердых согласных:
а) после приставок иноязычного происхождения: гипер, дез, интер, контр, пост, суб, супер, транс , а также после начального элемента пан , напр.: гиперинфляция, дезинформация, дезинтеграция, контригра, постимпрессионизм, постинфарктный (ср. предынфарктный , см. § 12, п. 2), субинспектор, суперинфекция, трансиранский, панисламизм ;
б) после русской приставки сверх , напр.: сверхизысканный, сверхинтересный ;
в) после первых частей сложных и сложносокращенных слов, напр.: двухигольный, трёхимпулъсный, пединститут, спортинвентарь, политинформация, госимущество, госинспекция, фининспектор, мирискусник (от «Мир искусства»).
Буква ы употребляется для передачи гласного ы и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного:
1. Не после приставок, напр.: быль, рабыня, выть, вызвать, поводырь, козы, хлыст, малыш, мысль, больные, пыль, торопыга, рыскать, сыт, пустыня, фыркать .
2. После русских приставок, кончающихся на согласный (кроме приставок сверх и меж ), напр.: безыглый (ср. игла ), безыллюзорный (иллюзия ), безыскусный (искусный ), безысходный (исход ), выграться (играть ), сыскать (искать ), возыметь (иметь ), аналогично: изыскивать, надындивидуальный, обындеветь, обезызвествление, отымённый, подыгрывать, подыздержаться, предынфарктный, предыстория, разыздеваться, розыск, сымпровизировать .