Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Сокровища янтарной комнаты. Новая версия местонахождения янтарной комнаты не убедила историков. Что знают архивы о янтарной комнате

Сокровища янтарной комнаты. Новая версия местонахождения янтарной комнаты не убедила историков. Что знают архивы о янтарной комнате

Тайну исчезновения Янтарной комнаты пытались разгадать многие. Тот, кто приближался к разгадке слишком близко – трагически погибал.

Французский поэт Теофиль Готье, посетивший Россию в середине XIX века, не скрывал восторга, описывая Янтарную комнату: «Глаз, не привычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплен богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму - от пылающего топаза до светло-лимонного… когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря». Что говорить, уникальный подарок преподнёс Петру I прусский король Фридрих-Вильгельм. Но, спустя столетия, властители «третьего рейха» назовут его щедрый дар «ошибкой, которую нужно исправить».

1940 г., Германия полна надежд на скорый передел мира. Министр пропаганды Геббельс приказал искусствоведам подготовить список германских культурных ценностей, оказавшихся у иностранцев. Включили в список и Янтарную комнату. Оккупировав город Пушкин осенью 1941 г., фашисты начали «работу над ошибками»: демонтировали Янтарную комнату, которую не успели эвакуировать советские музейщики, и вывезли её в Кёнигсберг. Украденные янтарные панно разместили в одном из залов Королевского замка. Но нацисты недолго любовались своим трофеем: в августе 1944 г. после налёта английской авиации в замке возник сильный пожар. Янтарную комнату вновь демонтировали, упаковали панно в ящики и… надёжно спрятали. Последнее документальное свидетельство – письмо директора городского музея искусств Альфреда Роде своему руководству в Берлин, датированное 2 сентября 1944 г.: «Несмотря на полное разрушение Кёнигсбергского замка… Янтарная комната, за исключением шести цокольных элементов, цела и невредима». Это всё, что известно наверняка.

Искать янтарное сокровище начали сразу после победы. В подвалах и подземельях Кёнигсберга советским солдатам и музейным работникам удалось найти немало украденных нацистами ценностей, но никаких следов Янтарной комнаты обнаружено не было. Рассчитывали на содействие Альфреда Роде, но он темнил: ссылался на контузию, плохую память и т.п. Казалось, профессор был кем-то смертельно напуган. В конце 1945 г. Роде и его жена исчезли. Ходили слухи, будто их убили те, кто не желал возвращать Янтарную комнату Советскому Союзу. Это было лишь первое звено цепочки загадочных смертей.

В 1945 г. в Кёнигсберге майор госбезопасности Иван Курица узнал о человеке, который может указать тайник с сокровищами Янтарной комнаты. Вскочив на мотоцикл, офицер поспешил на встречу со свидетелем. Но кто-то натянул проволоку поперек дороги, мотоциклисту отрезало голову. А того, к кому спешил майор, нашли дома задушенным.

Немецкого фермера Георга Штайна называли «Индианой Джонсом Янтарной комнаты», он искал её больше 20 лет. Неоднократно Штайн получал угрожающие письма с предупреждением - прекратить поиски. В 1987 г. в его руках оказались сенсационные документы, он решил созвать пресс-конференцию и обнародовать полученную информацию. В письме к другу Штайн писал: «Нам не имеет смысла искать Янтарную комнату в Европе, она давным-давно находится в Америке». Но пресс-конференция не состоялась. Немецкие газеты сообщили: Штайн покончил с собой, вспоров живот кухонным ножом. Мало кто поверил официальной версии о самоубийстве.

Всего через три недели после этой трагедии погибает немецкий писатель Пауль Энке, автор нашумевшей книги «Репортаж о Янтарной комнате». Здоровый 52-летний мужчина скоропостижно скончался от воспаления поджелудочной железы.

В конце 1992 г. первый заместитель начальника ГРУ России генерал-полковник Юрий Гусев дал несколько интервью о судьбе Янтарной комнаты. Среди прочего, он рассказал, что из Лондона в Москву прибыл некий человек с важными документами. На прямой вопрос журналиста генерал ответил уклончиво: «Допустим, я знаю, где находятся Янтарная комната и другие ценности. Но силы, скрывающие эту тайну, таковы, что, расскажи я вам об этом, через неделю ни вас, ни даже меня в живых не будет». Вскоре генерал Гусев погиб в автокатастрофе. Труп англичанина обнаружили в номере московской гостиницы, а привезённые им документы исчезли… Перефразируя оперного Мефистофеля, люди гибнут за янтарь.

Версий о судьбе драгоценной комнаты множество: погибла при бомбёжке, спрятана в подземелье, попала в руки американцев и оказалась в США, вывезена нацистами на корабле или подлодке и находится где-то в Южной Америке… Учёные уверяли, что хрупкий янтарный орнамент после стольких потрясений давно превратился в прах. Но 13 декабря 1994 г. на лондонском аукционе «Кристи» была продана янтарная гемма с изображением головы римского воина. Вердикт экспертов не оставил сомнений: это - подлинный элемент декора Янтарной комнаты. Случайность? Но три года спустя немецкая полиция обнаружила в Потсдаме инкрустированный янтарём комод и одну из четырех флорентийских мозаик, украшавших янтарный кабинет Екатерининского дворца. Эти вещи тоже оказались подлинными, 29 апреля 2000 г. Германия возвратила их России.

Возвращение ценностей дало российским реставраторам уникальную возможность сравнить оригинал со своей копией. Ведь к тому времени почти 20 лет продолжалась титаническая работа по восстановлению утраченного шедевра. Реставраторы должны были изготовить около полумиллиона деталей декора, используя технику мастеров XVIII века. К счастью, сохранились фотографии Янтарной комнаты, сделанные незадолго до войны, они и служили образцами для реставраторов. И вот появились настоящие фрагменты: насколько же точна работа реставраторов? «Попадание» оказалось стопроцентным: детали оригиналов и копий совпали до мельчайших подробностей. Своей работой российские реставраторы могут гордиться по праву.

В 2003 г., к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, Янтарная комната была полностью восстановлена. Её вернули на прежнее место – в Екатерининский дворец. Сотни тысяч туристов ежегодно приезжают полюбоваться на янтарное чудо. По словам специалистов, главное отличие новой комнаты от прежней - цвет. Янтарь оригинала к 1941 г. сильно потускнел от времени, а украшения воссозданной комнаты переливаются множеством ярких, золотистых, радостных оттенков.

После успешной реконструкции о «старой» Янтарной комнате стали забывать. Скорее всего, она потеряна для нас навсегда. Быть может, оно и к лучшему: слишком много погибло из-за неё людей, слишком много крови пролилось на потускневший янтарь.

Больше 70 лет остается неразгаданным таинственное исчезновение, знаменитой «янтарной комнаты». Осенью 1941 года фашисты вывезли её с Царского села в Кёнигсберг, где она находилась всю войну, но в 45 году, когда Кёнигсберг заняли наши войска, оказалось, что комната бесследно исчезла.

Страсти вокруг нее не утихают до сих пор. Только официально заявленных местонахождении янтарной комнаты сегодня насчитывается более 600. Этот уникальный раритет, окружен огромным количеством мифов, легенд и странных происшествий. Многие, из которых связаны с гибелью людей.

Погибли 17 человек, которые находились на грани открытии ее нахождения. Подобных историй ее обнаружения немало. Почему поиски янтарной комнаты, стали смертельно опасными, за что были убиты все те люди, кто только приблизился к раскрытию этой тайны.

И, что хотел рассказать на своей пресс-конференции, самый известный энтузиаст поиска, гражданин ФРГ Георг Штайн, но так и не успел этого сделать. Стоит отметить, что Штайн воевал на стороне Германии, впоследствии решивший восстановить справедливость в отношении Советского Союза. Почему простой немец загорелся найти эту комнату, проявив такое рвение.

Кёнигсберг 1945 год, где началась невидимая связь между судьбой Штайна и янтарной комнаты. В этом городе случилась трагедия в семье простого солдата Георга Штайна, события которой перевернули всю его дальнейшую судьбу. Вся семья Штайна была арестована за связь с другом семьи Карлом Гёрделером, который был участником заговора против Гитлера.

Янтарная комната Кёнигсберг: начало

6 апреля 1945 года вся семья Штайна была казнена по приказу Коха. После смерти своей семьи Георг Штайн нашел предсмертную записку своего отца, в которой отец просил его закончить все начатые им дела. Штайн старший был архивистом и скрупулёзно вел учет всех вывезенных ценностей, похищенных фашистами. Особое место в его архиве занимала янтарная комната.

Скорее всего, г-н Штайн напал на след знаменитой янтарной комнаты, но за свое открытие он поплатился жизнью. Георг Штайн оставил ключи для расследования пропажи янтарной комнаты, это его записки и конспекты. Бавария 20 августа 1987 года Георг Штайн едет на встречу с двумя бывшими офицерами, особой группы Альфреда Розенберга рейх-министра оккупированных Восточных территорий.

Именно это сказали ему люди, звонившие по телефону, пообещав сообщить важную информацию по янтарной комнаты. Её поиску Штайн посвятил почти всю свою жизнь и наконец, сделал сенсационное открытие. Он уже готовился к предстоящей пресс-конференции, когда раздался этот звонок. Георг, не задумываясь, откликнулся, даже не подозревая, что едет навстречу своей смерти.

Его тело нашли на окраине городка Альтдорф, случайный прохожий. На теле обнаружили восемь ножевых ранений, жесткое и страшное преступление, нераскрытое до сих пор. Вся уникальная информация, собранная за годы поиска, осталась в архиве Штайна. Осознавая ценность и важность этих документов, друг и соратник исследователя барон Эдуард фон Фальц-Фейн выкупил архив у родственников и торжественно передал его Советскому союзу.

Что знают архивы о янтарной комнате?

Не зная, что делать с таким подарком Московские чиновники отправили документы в Калининградский областной архив и успешно обо всем позабыли. В этом хранилище с ним работал один переводчик, бывший офицер СМЕРШа, который, кстати сказать, скоропостижно скончался. В архиве материалы пролежали 30 лет, настоящая историческая сенсация и ключ раскрывающий тайну исчезновения янтарной комнаты и многих других ценностей, вывезенных Германией из Советского Союза. За все 30 лет, только несколько сотрудников, заглянули в его записи.

Весной 1942 года, янтарная комната, украденная немецкими оккупантами из Царского села, была заново собрана в одном из помещений Королевского замка и вошла в музейную опись, художественных ценностей Кёнигсберга, но уже под другим названием «немецкий янтарный кабинет». Позже именно эта запись с играет с комнатой злую шутку.

На самом деле изначально вариантов янтарной комнаты было несколько, первый тот, что подарил Петру I Прусский король Фридрих, небольшой янтарный кабинет, который позже был увеличен вдвое. Архитектор Франческо Растрелли переделал его под один из залов Екатерининского дворца, добавив верхний ярус панели, мозаики, канделябры и резные элементы декора из тонированного янтаря. Вот этот второй полный вариант и назвали в последствие янтарной комнатой.

Янтарная лихорадка

Первый вариант, подаренный Петру I королем Фридрихом, взбудоражил умы историков и военноначальников Германии они решили признать его национальным достоянием Германии, вторая часть, доработка до янтарной комнаты их совершенно не интересовала.

Вариант комнаты подаренной Фридрихом был восстановлен в Королевском замке Кёнигсберга, оставшаяся же часть была уложена в коробки и сложена в погребах замка. Они мало кого интересовали.

Весной 42 года на торжественном открытии Прусской реликвии, собрался весь цвет Кёнигсберга. Среди первых посетителей комнаты оказался и 18 летний Георг Штайн. Комната произвела на него неизгладимое впечатление. Юноша прибежал домой, полный впечатлений, в гостях у его родителей был тогда друг семьи, тот самый Карл Гёрделер один из организаторов покушения на Гитлера.

Гёрдер довольно резко прервал рассказ Штайна о янтарной комнате, фразой: «запомни Георг, все, что награблено, не может быть красивым, и должно быть возвращено туда, откуда его взяли». С таким вот напутствием Георг Штайн отправился на фронт.

Война дошла до Кёнигсберга в августе 1944 года, англичане опробовали напалмовые бомбы, специально созданные для гражданского населения. Более 4 000 жителей города, сгорели в своих домах и бомбоубежищах. Весь исторический центр города, был безвозвратно утерян, 200 000 человек остались без крова.

Самой страшной бомбардировкой была ночь на 30 августа, во время которой 6 цокольных панелей янтарной комнаты оплавились. Что произошло дальше с янтарной комнатой?

Из архива Штайна о движении ценностей:

«февраль 1943 года - август 44 года в хранилище Имперского банка»

Получается, что еще до бомбардировки янтарная комната, была разобрана, упакована и спущена в хранилище замка. Там их и удалось сберечь от пожара, но края нескольких панелей все-таки пострадали. Тогда их перенесли в более глубокое хранилище, филиал Имперского банка. Тем более это можно было сделать, не выходя на поверхность, туда вел подземный коридор с Королевского дворца.

"С июля 1944 года янтарная комната в имении Эриха Коха в пригороде Кёнигсберга".

О том, что комната оказалась в имении Коха, Георг Штайн узнал из дневников отца, правда на полях этой записи стоял знак вопроса, но Штайн не придал этому значения.

Позже в архиве Кёнигсберга было выяснено, что комната не покидала Королевский замок, а Штайн старший видел копию янтарных панелей комнаты, изготовленных мастерами янтарями из поместья Коха, для неизвестных целей.

Из допросов очевидцев, стало известно, что янтарная комната все-таки осталась в Королевском замке, правда переехала в другую его часть, популярный ресторан «Блютгерихт». Это было самое надежное место в замке, старинная часть замка состояла из трех ярусных каменных подвалов, которые могли выдержать, любые бомбардировки.

Почему комната не покинула Кёнигсберг до бомбардировок, ведь Гитлер лично дал приказ о её эвакуации? Ответ прост, смотритель Роде упорно не хотел увозить комнату, он повел свою опасную игру с Гитлером. Вместо отправки самой первой комнаты подаренной Фридрихом, Петру I, он стал отправлять разными путями, лишние детали «янтарные доработки» архитектор Франческо Растрелли, лежавшие в подвалах замка и незадействованные в обустройстве комнаты Королевского замка.

Этот факт был установлен в протоколе допроса Роде, который был обнаружен в архиве Александра Кучумова, руководителя государственной комиссии по поиску янтарной комнаты и других похищенных ценностей.

Александр Михайлович был не только известным искусствоведом, но и бывшим хранителем янтарной комнаты в Царском селе, и мечтал, о том дне, когда янтарная комната вернется на свое место. Эти документы нигде и никогда не публиковались, возможно кому-то было выгодно сохранить их в тайне.

9 апреля 1945 года на рассвете, первая Московско-Минская дивизия, форсировала реку Прегель и захватила Кафедральный собор и Королевский замок. Когда в замок вошли советские артиллеристы, то в Большом рыцарском зале обнаружили множество ящиков. На некоторых из них сидели испуганные немцы, на вопрос русского полковника: «что в ящиках?» ответили, «музейные ценности».

В регистрационном журнале замка, янтарная комната была записана под номером 200, как экспонат немецкого музея, т.е. собственность Восточной Пруссии, а не Советского Союза. Полковник решив, что это трофейные ценности, передал панели специальной трофейной бригаде НКВД.

Документы об этих событиях были обнаружены в архиве Кучумова руководителя государственной комиссии, после его смерти.

Сопоставив все факты, выясняется, что немцы сидели на ящиках немецкого янтарного кабинета подаренного Петру I, а янтарные панели, незадействованные в его строительстве были, отправлены Роде по железной дороге.

Секретность была большая, не принято было об этом говорить, интересоваться, управления и структурам было не до этого, нужно было разбираться с трофейными немецкими ценностями, награбленными со всей Европы. Проверочные комиссии приезжали в Кёнигсберг дважды, и всякий раз делался вывод, раритет найти невозможно, потому-что он сгорел.

Руководитель комиссии по поиску Кучумов, безусловно, догадывался, что оригинал янтарной комнаты не сгорел, а оказался в руках особой команды НКВД, которая переправила его в секретные фонды трофейных ценностей. Где она благополучно затерялась среди других трофейных ценностей и послевоенной неразберихе.

В последствие спецслужбы стали запутывать следы, боясь ответственности. Стало появляться много дезинформации в СМИ по поводу янтарной комнаты в Советских и Германских газетах. Советские спецслужбы, допустившие досадную ошибку с янтарной комнатой, уже не могли ничего исправить, поскольку не знали, где теперь в действительности она находиться и чтобы вывести себя из под удара, стали направлять поиски в ложную сторону.

Простой немец Георг Штайн, тоже прочитал заметку о янтарной комнате и решил восстановить хронологию событий. Сам на свои деньги, он стал проводить расследование. Заниматься этим было смертельно опасно, речь шла об очень больших деньгах, которые продолжали получать на аукционах за украденные ценности, бывшие нацисты, сумевшие скрыться от возмездия. Германия к своим послевоенным архивам никого не подпускала, Штайну пришлось прикрыться легендой по розыску бывших нацистов.

В архиве штаба Розенберга, Георг Штайн напал на след, но не янтарной комнаты, а на сокровище Псково-Печерского монастыря, которые с его помощью вернулись на родину. Денег Штайн не получил ни копейки от Советского руководства за помощь в возврате сокровищ.

В ГДР тоже вели поиски сокровищ на своей территории, соблюдая секретность. Сотрудники разведки Штази (Stasi), внедрили в окружение к Штайну разведчика под видом журналиста, который стал приносить Штайну очень интересные документы. В том числе были документы о шахте Горслебен в Саксонии, в этой шахте были спрятаны награбленные нацистами сокровища и в том числе и якобы янтарная комната. Это была сенсация, Штайн собирает пресс-конференцию и вдруг звонок, ему обещают дать очень важную информацию. Он выехал на встречу, которая оказалась роковой.

Дело в том, что никаких ценностей в шахте уже не было. Из записей Штайна:

«В ночь с 10 по 11 апреля 1945 года, группа офицеров СС вывезла детали янтарной комнаты вместе с другими ценностями в шахту Горслебен в Нижней Саксонии, и поместили на глубине 430 метров».

«15 апреля 1945 года шахту заняли американские войска и 10 мая 1945 года, американцы вывезли экспонаты янтарной комнаты через Висбаден в США».

На запрос Штайне в Висбаден ему ответили, что вся документация по этому делу засекречена.

Напрашивается вопрос, как янтарная комната могла быть в двух местах в трофейных складах НКВД и шахте Горслебен в Саксонии. Штайн все-таки нашел янтарную комнату, только не всю, а её часть, которую смотритель Роде успел эвакуировать с Королевского замка Кёнигсберга, это янтарное продолжение комнаты архитектора Франческо Растрелли, которая оказалась в руках американских военных. Остается вопрос, где основная часть комнаты, которую немцы назвали «немецкий янтарный кабинет».

В конце войны янтарный кабинет был отправлен из Кёнигсберга в музей Берлина, он оказался в Восточном секторе, ставшим в последствии столицей ГДР. После экспертизы, янтарную комнату передали в американский сектор музея.

Как он оказался у американцев? Дело в том, что оплата ленд-лиза началась через 5 лет после окончания войны. Платить было нечем, золота и валюты не было. Американцы же принимали помимо золота и ценное имущество, куда входили произведения искусств. Получается, что вместо денег американцы брали по ленд-лизу трофейные культурные ценности. Таким образом, янтарная комната, может быть, оказаться в числе вещей, которыми Германия расплачивалась по ленд-лизу перед Америкой.

Американцы не вывозили так называемый «Прусский янтарный кабинет» в США, скорее всего он так и находиться на территории Германии в музейных хранилищах Касселя. Куда изначально и планировался переезд янтарной комнаты из Кёнигсберга.

В 1701 году взошедший на престол король Пруссии Фридрих I вместе с супругой Софией-Шарлоттой озаботились перестройкой своей столицы, желая превратить свою летнюю резиденцию Литценбург во дворец, ничем не уступающий французскому Версалю. Разработка проекта была поручена архитектору Эозандеру. С высочайшего одобрения, им было предложено создание янтарных панелей для облицовки одной из комнат дворца. Начал работу по созданию янтарных панелей архитектор прусского королевского двора Андреас Шлютер, в помощь ему датский король Фридрих IV милостиво отпустил «художника и янтарных дел мастера его датского величества». Не дождавшись окончания работ, в 1709 году София-Шарлотта умерла, а Фридрих 1 решил украсить янтарными панелями галерею во дворце Ораниенбурга.

Во время одного из визитов в Берлин, российский император Петр I имел возможность видеть уже практически готовые панели, и они привели его в необыкновенный восторг, им тут же было высказано желание иметь подобное. Судьба распорядилась так, что королю Фридриху I не судилось увидеть смонтированную диковинную галерею, так как он скончался в 1713 году.

Следующим прусским королем Фридрихом-Вильгельмом I, человеком весьма скупым, после коронации в 1713 году были отменены все дорогостоящие ранее начатые проекты, но янтарные панели все-таки были установлены в одном из кабинетов берлинского королевского замка. Позже Фридрих-Вильгельм I в качестве дипломатического дара преподнес янтарный набор императору Петру I, который не мог забыть диковину с прошлого визита.

В 1717 году с величайшей осторожностью в Петербург был доставлен «янтарный убор» в восемнадцати больших и малых ящиках, к нему прилагалась инструкция по распаковке и сборке. В качестве благодарности, российский император отправил для пополнения Потсдамской гвардии пятьдесят пять гренадеров исполинского роста.

Нужно объяснить, в чем собственно состояла необычайность данных панелей. Ну, во-первых, материальная ценность — в те времена даже необработанные кусочки янтаря, имеющие вес более 75 г, оценивались на вес серебра. Во-вторых, трудно найти материал более неподходящий для отделки стен. Он крайне редко встречается крупными кусками, к тому же имеет огромное разнообразие оттенков и степени прозрачности. Обычно янтарь употребляется для мелких изделий — мундштуков, набалдашников для тростей, четок, бус, брошей.

Созданный мастерами янтарный кабинет — единственный пример использования этого камня для облицовки значительных поверхностей. Данная работа оказалась такой дорогой и трудоемкой, а само изделие столь непрочным и капризным, что никогда более подобные идеи не реализовывались. Современные реставраторы, которые воссоздавали Янтарную комнату, убедились, что янтарная мозаика болезненно реагирует на перемены температуры и влажности, норовит отслаиваться от деревянной основы, коробится и осыпается. Сегодня появилось предложение отгородить янтарные стены высокими стеклянными панелями, которые не будут препятствовать обозрению шедевра, но за которыми можно будет поддерживать особый микроклимат.

И вот Янтарный кабинет оказался предметом гордости российского императорского двора. В 1743 году Елизавета, дочь Петра I, приказала разместить янтарные панели в строящемся Третьем Зимнем дворце, для их монтажа и частичного ремонта был приглашен итальянец А. Мартелли. Поскольку новое помещение было значительным и панелей явно не хватало, то архитектором Ф.Б.Растрелли было принято решение о дополнении интерьера зеркалами и расписанными «под янтарь» панно. Позже, в 1745 году, добиваясь расположения Елизаветы Петровны, прусский король Фридрих II, преподнес царице еще одну специально для нее изготовленную янтарную панель.

С 1746 года собранная Янтарная комната стала служить местом для официальных приемов. В 1755 году комната была перенесена в новый Большой (сегодня Екатерининский) дворец в Царском селе. Там для нее был отведен зал площадью 96 квадратных метров, где Ф. Б. Растрелли также прекрасно справился с размещением панелей по прежнему принципу (с зеркалами и панно).

В 1770 году Янтарная комната была окончательно выполнена. Для этого специально приглашенные зарубежные мастера изготовили много дополнительных различных панелей и деталей, на что ушло 450 кг янтаря. На четырех больших панно комнаты была установлена флорентийская мозаика из цветных камней, специально заказанная для этого во Флоренции, которая изображала аллегории пяти чувств. В комнате разместили маленький янтарный столик, наборные комоды русской работы и витрины с одной из самых больших в Европе коллекций изделий из янтаря XVII-XVIII веков.

Уникальное янтарное чудо требовало постоянного наблюдения и мелких реставрационных работ, для этого при Янтарном кабинете состоял специальный служитель. Помимо постоянного поддержания, за период существования комнаты было выполнено четыре крупные реставрации. В 1830 - 1833 годах, в 1865, 1893, и в советское время в 1933 - 1935 годах. Планировалась реставрация и в 1941 году.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Стремительное наступление фашистских войск, в частности в ленинградском направлении, определило большую поспешность эвакуации. Поскольку Янтарная комната была сложно смонтирована на деревянных панелях 3-х метровой высоты, быстро разобрать ее и вывезти, не разрушив, практически не представлялось возможным. Янтарные панели побоялись снимать со стен, их оклеили несколькими слоями ваты, бумаги, ткани, в надежде, что никто не доберется. Понятно, что это не помогло. Расположившиеся во дворце немецкие солдаты обнаружили комнату и абсолютно по-варварски начали добывать себе трофеи, выламывая из стен куски облицовки, в результате чего она серьёзно пострадала. Одним из немецких унтер-офицеров была украдена и вывезена на родину одна из флорентийских мозаик, где она сохранилась до наших дней и была возвращена в 2000 году России немецкими властями вместе с также вывезенным янтарным комодом 1711 года.

Неизвестно, что могло остаться от комнаты, если бы вовремя не приехали ответственные за изъятие музейных ценностей в захваченных странах граф Солмс-Лаубах и капитан Поенсген, которые организовали охрану от своих же солдат и офицеров. Специальная команда аккуратно демонтировала интерьер зала и в 27 ящиках на грузовиках, а затем по железной дороге, вывезла сокровища в Кенигсберг. Там интерьер был собран в Королевском замке и до второй половины 1944 года экспонировался в качестве «национальной прусской святыни».

Стремительное приближение советских войск вынудило нацистское руководство экстренно прятать ценные вещи, в том числе и Янтарную комнату . Какое то время разобранная и упакованная, подготовленная к эвакуации комната находилась в Кенигсберге. Потом советские войска отрезали город от материковой части Германии, и возможность благополучно вывезти сокровища стала предельно мала. Осталось несколько вариантов- вывезти морем, по воздуху или прятать в городе. Вывозить груз любым транспортом было крайне рискованно. Воздушное пространство контролировалось советской авиацией, море кишело английскими и советскими подводными лодками, не оставлявшими не малейшего шанса кораблям благополучно уйти. Поэтому большинство экспертов склоняется к мнению, что, скорее всего, сокровища спрятаны в Кенигсберге или его ближайших окрестностях, известно, что город имел громадные подземные коммуникации, как древние, так и современные. В дополнение к существующим, с конца 1944 года нацистами были построены тайные бункеры, некоторые из них были обнаружены впоследствии, а часть не найдена до сих пор.

По свидетельству барона Эдуарда фон Фальц-Фейна, русского эмигранта с фамилией Епанчин по матери, который вошел в историю своими знаменитыми поисками Янтарной комнаты , последним комнату видел офицер вермахта Георг Штайн 28 января 1945 года. Это были 80 ящиков с упакованными янтарными панелями, которые находились в подвале церкви под Кенигсбергом.

После войны в 1946 году в Кенигсберге, который стал уже Калининградом, работала экспедиция советских специалистов под руководством А.Я.Брюсова, в составе которой находился и А.Кучумов, ранее работавший в царскосельском Екатерининском дворце. В разрушенных и сгоревших во время бомбежек руинах экспедицией были обнаружены остатки сгоревших ящиков и иные фрагменты и это дало повод думать, что та же участь постигла и саму Янтарную комнату. Буквально через несколько месяцев, другими специалистами-исследователями был сделан вывод, что в данном месте Янтарная комната сгореть не могла, так как в плитах облицовки было большое количество различных металлических изделий, которые на пожарище не были найдены, а бесследно сгореть никак не могли. Так с тех пор безуспешно ищут Янтарную комнату . К настоящему времени ее следы «находили» примерно в ста различных местах, и каждый раз для этого строились убедительные версии почему именно там следует искать — и в Австрии, и в Чехии, и в Германии, ну и конечно в Калининградской области. В Советском Союзе в 1958 году было принято решение придать огласке данные по поиску, до этого времени держащемуся в секрете.

Со всего мира стекались возможные предположения. В 1967 году Эрих Кох, бывший гауляйтер Восточной Пруссии, который в это время отбывал пожизненное заключение в тюрьме польского г.Барчев, в интервью местной газете «Дзенник людовы» рассказал, что Янтарная комната спрятана в бункере под одной из кенигсбергских кирх - на Понарте. Сейчас это церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Незадолго до своей смерти, Кох отказался от прежних показаний и объявил, что Янтарная комната была вывезена через Пиллау (теперь Балтийск) в Центральную Германию одновременно с саркофагами с останками П. Гинденбурга, Президента Германии с 1925 по 1934 год, и его жены.

Последствиями Второй Мировой войны стали не только многомиллионные человеческие жертвы, но и разрушения и утрата величайших исторических памятников. Такой бесценной пропажей является Янтарная комната, о местонахождении которой ничего не известно с 1945 года.

Создание янтарного кабинета

Король Фридрих I став королем Пруссии, занялся активной перестройкой Берлина, особое внимание уделялось королевской резиденции, которая состояла из целого комплекса сооружений 16-17 века. Прусская королева София-Шарлотта мечтала перестроить свой дворец Литценбург, и создать французский шик Версаля в Берлине.

Существует две версии того, кто являлся архитектором Янтарной комнаты. Согласно первой архитектором янтарного шедевра занимался немецкий архитектор Андреас Шлютер, который с 1699 года являлся главным зодчим Пруссии. Вторая версия приписывает авторство сооружения архитектору И.Ф. Эозандеру. К сожалению, ни одна из версий не подтверждает документально.

Королевская чета впервые заинтересовалась янтарем после визита в Кёнигсберг, который славился добычей янтаря, к тому же супруги получили в дар две большие рамы из янтаря. Возможно, первоначальная идея янтарных панно пришла в голову королеве и предназначалась для ее дворца Литценбург, за перестройку отвечал Эозандер.

Для работы с янтарем в 1701 был приглашен датский резчик по янтарю, считавшийся лучшим в Европе, Г. Вольфрам, однако, спустя пять лет он вернулся к себе на родину, из-за конфликта с главным архитектором. На место датчанина были приглашены сразу же два резчика из Данцига, которые на протяжении 1707 -1713 работали над уникальной отделкой янтарных панелей.

К сожалению, смерть королевы в 1709 году немного приостановила работу, к тому же король принимает решение не менять архитектуру дворца, в память об умершей жене, а янтарную отделку использовать для Ораниенбургской резиденции.

После смерти Фридриха I работы были прекращены, и янтарная отделка была спрятана на склад, кроме нескольких панелей которые решили применить для украшения парадных покоев королевского дворца.

Пребывание янтарного шедевра в Российской империи

Янтарная отделка поразила русского царя Петра I во время его короткого пребывания в Пруссии в 1713 году, царь выразил свой восторг прусскому монарху. В 1716 году был заключен прусско-русский союз, произошёл взаимный обмен подарками, одним из таких подарков для русского царя и стала Янтарная комната.

В 1718 году подарок был доставлен в Санкт-Петербург, также прилагалась подробная инструкция, в которой указывалась, как распаковывать и монтировать янтарный шедевр. Приказ о монтировании янтарного кабинета отдал вовсе не Петр I, о подарке вспомнила его дочь императрица Елизавета, которая решила украсить им свои личные покои.

За отделку императорских покоев отвечал архитектор Франческо Растрелли, с хрупким янтарем работал итальянец Алекс Мартелли. Трудности в работе у итальянского мастера возникли почти сразу, так как янтарных панелей не хватало, поэтому чтобы не испортить интерьер итальянец добавляет зеркал и расписывает “под янтарь” несколько панно.

Узнав о проблеме, с которой столкнулись в России, прусский монарх решает преподнести императрице янтарную раму, она замечательно дополнила ансамбль.

Мартелли завершил работу в 1746 году, галерея очень понравилась императрице, и было принято решение использовать ее для приема иностранных делегаций.

Вскоре Елизавета Петровна принимает решение разместить янтарную комнату во дворце Царского Села, поэтому янтарные панели и мебель аккуратно снимаются и упаковываются в ящики, каждый из ящиков вручную переносится на новое место.

На новом месте возникает старая проблема – отведенная галерея, превышала площадь предыдущего помещения, поэтому недостающие места затягиваются холстом и расписываются Бельским “под янтарь”.

Уже во времена царствования Екатерины II принимается решение о создании дополнительных янтарных панелей для пустующих мест, для этих целей было привезено более четырехсот килограмм янтаря, и наконец, к 1770 году янтарная комната обретает свой окончательный вид.

Янтарная галерея, поражающая своей солнечной красотой состояла из множества предметов:

  • Янтарных панно на стенах,
  • Картин в янтарных рамах,
  • Шкатулки и ларцы различных размеров, отделанные янтарем,
  • Флорентийские мозаики на аллегорические темы из полудрагоценных камней,
  • Зеркальные пилястры,
  • Янтарный столик,
  • Люстры и подсвечники из золота декорированные янтарным камнем и др.

Во времена потомков Екатерины, вплоть до самой революции за янтарной комнатой следил специальный смотритель, и время от времени проводились реставрационные работы.

После прихода к власти большевиков за сохранностью янтарной комнаты строго следили, так в 1933-35 была проведена частичная реставрация, на 1941 год была запланирована масштабная реставрация янтарного шедевра.

История исчезновения

События 1941 года изменили планы реставрационных работ, множество музейных ценностей были эвакуированы на восток страны, однако, янтарную комнату из-за ее хрупкости транспортировать не решились, так как боялись ее разрушения, поэтому было принято решение подвергнуть ее консервации.

Все янтарные ценности обклеили плотной бумагой, сверху покрыли марлей и обложили ватой, сверху были положены деревянные щиты – считалось, что эти меры могут защитить ценности от взрывной волны при бомбежках.

В сентябре 1941 году в оккупированный город Пушкин прибыли специалисты команды «Кунсткомиссион», которые отвечали за исторические ценности на оккупированных территориях.

Янтарное убранство было аккуратно снято и вывезено в Кенигсберг, в немецких бумагах янтарная комната значится как подарок Кёнигсбергскому музею от Нацистского государственного управления дворцов и садов.

Полученную комнату не спрятали, а наоборот выставили в одном из залов Кенигсбергского замка, однако, предоставленный зал был небольшой площади, поэтому некоторые из янтарных ценностей остались упакованными в ящиках.

В результате кардинального изменения ситуации на военном фронте, в 1945 году нацистское руководство принимает решение спрятать янтарные панели, комнату вновь разобрали и аккуратно упаковали в ящики, которые были вывезены в неизвестном направлении, за отправкой следил Герман Геринг.

Упаковывали янтарные ценности в специальную тару, для изготовления которой использовали оцинкованную сталь, дубовые доски, асбест и жидкое стекло. Параллельно с этими ящиками были изготовлены и “обманки”, которые для дезинформации наполнили кирпичами, стеклом и мелким янтарем.

Во время переезда в Тюрингию один из грузовиков специально был уничтожен, для того чтобы все увидели просыпанный янтарь. Куда были вывезены настоящие ценности не известно, по воспоминаниям дочери немецкого искусствоведа Роде, упакованные ящики пытались вывести по железной дороге ф январе 1945 года, однако, погружены в вагоны они так и не были, так как подтверждающий приказ из Берлина не последовал.

К тому же немецкое командование понимало, что железная дорога, воздушное и морское пространство контролируется противником. Поэтому Роде в письме руководству обозначает, что безопаснее сохранить Янтарную комнату в надёжном бункере, что он впоследствии и предпринял, вход в бункер был тщательно замаскирован.

Замок, в котором до исчезновения находилась Янтарная комната, был оккупирован советскими войсками в апреле 1945 года, а спустя два дня во дворце начался пожар.

Осенью 1945 года на допросе арестованный союзными войсками Роде, рассказал, что представляет собой система подземных городов СС, именно там, якобы и скрыты награбленные ценности, также он упоминал и Янтарную комнату. Однако, протокол допроса был утерян, а Роде скоропостижно скончался при таинственных обстоятельствах, хранилище о котором упоминал Роде, вскрыто не было.

Версии местонахождения шедевра


О том, что случилось с янтарным шедевром, нет одного мнения, основными версиями являются:

  1. Комната была полностью уничтожена во время сильного пожара в Кёнигсберге.
  2. Шедевр до сих пор спрятан в одном из бункеров Восточной Германии.
  3. Часть янтарных панно, которые не выставлялись в экспозиции, были вывезены СССР, а впоследствии отданы США как оплата поставок по ленд-лизу.
  4. Ящики с разобранной янтарной комнатой были закопаны на окраине Асса, на полуострове Ютландия.
  5. Шедевр находится в тайных хранилищах под разрушенным в 1969 Королевским замком.
  6. Утерянная комната тайно перевезена союзными войсками и продана в частные коллекции США, эту гипотезу подтверждают подлинные элементы комнаты, обнаруженные на протяжении 1994-1997 годов.
  7. Коллекция находится в Южной Америке у потомков, сбежавших нацистов.

Поиски Янтарной комнаты

Поисками пропавшего шедевра занимаются уже больше 70 лет. С 1945 года они велись как кладоискателями-одиночками, так и представителями многочисленных организаций, СССР остановила официальные поиски лишь в 1984 году.

На протяжении этих 40 лет было выдвинуто множество гипотез, названо около трехсот мест возможного нахождения комнаты, однако, ни одно из них подтверждено не было. Также не было найдено подтверждений о гибели комнаты во время пожара.

Сразу же после победы над нацистами в Кенигсберге стала работать группа советских исследователей во главе с А. Брюсовым, которая занималась розыском утерянного шедевра. В разрушенных бомбежками стенах дворца были найдены множество сгоревших ящиков и фрагментов различных ценностей, что наталкивало на мысль об утере бесценного шедевра.

Однако, исследователи пришли к мнению, что Янтарная комната не могла находиться здесь, так как панно содержали множество металлических изделий, остатки которых обнаружены не были. До конца 50-х годов все поисковые работы советских исследователей были засекречены и только в 1958 году они были обнародованы путем подачи информационной статьи в газете «Калининградская правда”.

Еще большую путаницу в поиск комнаты внес бывший гаулейтер Восточной Пруссии Эрих Кох, который в интервью журналистам заявил, что все янтарные ценности были спрятаны в бункере под церковью в Кёнигсберге, однако, вскоре Кох от своих показаний отрекся, и заявил, что Янтарная комната находится в Центральной Германии.

В 1970-х годах в германской газете «Ди Вельт» появляется публикация, в которой говорилось, что ящики с янтарными панно перевозились на лайнере «Вильгельм Густлов», однако, лайнер был торпедированных советской подводной лодкой недалеко от Штолпмюнде.

На месте крушения были предприняты ряд экспедиций, во время одной из них было обнаружено, что борт лайнера прорезан автогеном, попасть, внутрь не удалось.

Как бы то ни было не одна из многочисленных версий о местонахождении утерянного шедевра, не были подтверждены, как, впрочем, и опровергнуты.

Янтарная комната 21 века

В 70-х годах в СССР принимается решение о воссоздании утерянного шедевра, и в 1983 году начинаются подготовительные работы. Колоссальная работа завершилась через двадцать лет, торжественное открытие произошло в 2003 году.

На восстановление были потрачены колоссальные средства, так только за период 1991 -1996 годы было потрачено около 7 млн. долларов. Также в Россию были возвращены два фрагмента оригинальной комнаты – мозаика, созданная уже при Екатерине II, и комод из янтаря, изготовленный ремесленниками Берлина.

Официальное открытие восстановленного шедевра произошло в мае 2003 года, на открытии присутствовал канцлер Германии Шредер. Воссозданная Янтарная комната занимает площадь 10 м2, высота составляет 7,8 метра.

Для воссоздания янтарного шедевра понадобились колоссальные силы и средства:

  • Более 7 500 000 $ из российского бюджета,
  • Около 3 500 000 $ спонсорской помощи немецкой компании «РургазАГ»,
  • Шесть тонн калининградского янтаря (80 % стали отходами),
  • В работе использовался самый большой янтарный самородок в мире – вес 1 кг.

Основной вклад в восстановительные работы внесли художники А. Журавлев, А. Крылов, Б. Игдалов. Получившийся шедевр, по отзывам видевших оригинал, во много раз лучше немецкого оригинала, и современные мастера ни в чем не уступают флорентийским и немецким мастерам 17-18 века.

Современный янтарный шедевр находится в постоянной экспозиции в Екатерининском дворце в городе Пушкин.

29 апреля 2010 года исполняетсят 10 лет с того дня, когда Германия передала России фрагменты подлинной Янтарной комнаты.

Янтарная комната на протяжении почти трех столетий является своеобразным символом российско-германских отношений. Она первоначально создавалась в Пруссии, потом была подарена России, затем похищена нацистами в Великую Отечественную войну, возрождена российскими мастерами.

История создания Янтарной комнаты

Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается Андреас Шлютер, с 1699 года занимавший должность главного архитектора прусского королевского двора. В процессе перестройки Большого королевского дворца в Берлине он решил использовать для отделки интерьера янтарь, никогда прежде для этих целей не применявшийся. Осуществлению оригинального замысла способствовала королевская коллекция янтаря, в которую входили три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами.

Для работы с янтарем Шлютер пригласил датчанина Вольфрама, придворного мастера датского короля, однако тот успел выполнить намеченное лишь наполовину, поскольку Шлютер был отстранен от дел и придворным архитектором прусского короля назначили шведа фон Гете, у которого с янтарем отношения не сложились. Вольфраму тоже дали отставку. Вскоре Фридриха Вильгельма осенила новая идея - создать янтарный кабинет в замке Шарлоттенбург, но и там дело не было доведено до конца в связи со смертью короля. Его преемнику - Фридриху Вильгельму I янтарный кабинет оказался ненужным. Все детали собрали и свезли в берлинский цейхгауз. Возможно, янтарное творение так и было бы предано забвению, если бы слух о необычном кабинете не дошел до Петра I. Русский царь-реформатор во что бы то ни стало захотел получить янтарный кабинет для Кунсткамеры.

Янтарная комната в России

В 1716 году Фридрих Вильгельм I в качестве дипломатического подарка преподнес Янтарную. комнату Петру I. Да не только янтарный кабинет, а в придачу к нему еще и яхту "Либурника". Ответным подарком прусскому королю стали 55 русских гренадеров и кубок собственной работы. В Петербург янтарный кабинет везли в ящиках на восемнадцати телегах через Кенигсберг, Мемель и Ригу. В новой российской столице ценный груз принял губернатор Александр Данилович Меншиков. История не сохранила документов о том, как и почему в ящиках, распакованных Меншиковым согласно приложенной к грузу инструкции, не хватало многих деталей, но факт остается фактом - при жизни Петра янтарный кабинет так и не был установлен. Янтарные панно довольно долго лежали невостребованными в людских покоях Летнего дворца Петра, пока о них не вспомнила взошедшая на российский престол его дочь Елизавета. Она решила использовать янтарный кабинет для убранства одного из покоев Зимнего дворца - своей официальной резиденции. Устройством его занялся обер-архитектор Варфоломей Растрелли, который восполнил нехватку янтарных деталей зеркальными пилястрами и росписями панно "под янтарь" и разместил Янтарную комнату в Екатерининском дворце Царского Села.

Комната была расположена на площади 100 кв метров, а 40 кв метров янтаря разместились среди зеркал. Интерьер украшала мраморная флорентийская мозаика.

Неожиданно в 1745 году часть недостающих деталей декора нашлась - прусский король подарил Елизавете Петровне четвертую раму янтарного кабинета, сделанную по проекту архитектора Рейха. Собранная таким образом комната с 1746 года стала служить местом для официальных приемов. Но через девять лет императрица приказала перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села, что и было исполнено.

Свой окончательный вид Янтарная комната приобрела лишь к 1770 году, когда согласно воле Екатерины II в отделку комнаты были внесены некоторые изменения. Реставрация кабинета в последующем проводилась пять раз. Всерьез взяться за комнату намеревались в 1941 году.

Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната оказалась не вывезенной в тыл в ряду других наиболее ценных экспонатов ввиду хрупкости деталей. Ее законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Но спасти все-таки не удалось. Оккупанты вывезли ее в Кенигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов Кенигсбергского замка и стали лучшим украшением работавшего там музея. При отступлении немецких войск комната была демонтирована и не позднее 6 апреля 1945 года вывезена в неизвестном направлении.

Восстановление Янтарной комнаты

В конце 1970-х годов Совет Министров РСФСР распорядился восстановить Янтарную комнату. В 1983 году в России начались работы по восстановлению Янтарной комнаты, к ноябрю 1996 года они были завершены примерно на 40%. На этих работах было занято 40 специалистов, руководил работами Александр Журавлев.

За это время федеральный бюджет смог перечислить музею в общей сложности немногим более 7 млн долл., причем деньги поступали весьма нерегулярно.

6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном "Рургаз" о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты.

29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и.о. президента РФ В.В. Путину фрагмент подлинной Янтарной комнаты. В Россию вернулись два фрагмента комнаты, обнаруженные в Германии, - флорентийская мозаика "Обоняние и осязание", одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты.

В 1997 году немецкие власти конфисковали эту мозаику у некоего нотариуса, которому передал ее на временное хранение немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села. Нотариус попытался ее продать, но его судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на нее городу Бремену, который и передал ее музею-заповеднику "Царское Село". В итоге у реставраторов оказались две одинаковые картины. Одна из них была восстановлена из уральского камня, другая, подлинная, вернулась из Германии. При сравнении двух мозаик ‑ найденного оригинала и сделанной реставраторами копии ‑ выявились лишь незначительные расхождения. Мастера из Царскосельской янтарной мастерской сумели практически воссоздать школу флорентийских мозаичников XVIII века.

В феврале 2002 года в Царском Селе был завершен очередной этап воссоздания Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце были установлены две большие янтарные панели на южной стене парадного зала. В центральную янтарную раму вмонтировали картину из цветных камней "Осязание и обоняние", выполненную в технике флорентийской мозаики.

К 13 мая 2003 года работы по восстановлению Янтарной комнаты в Екатерининском дворце были завершены и приняты у царскосельских реставраторов российско-германским экспертным советом с оценкой "отлично".

Мастера, реставрировавшие Янтарную комнату - Александр Крылов, Александр Журавлев, Борис Игдалов.

Хранителем комнаты стал художник-реставратор Александр Крылов.

Официальное открытие

Янтарной комнаты состоялось 31 мая 2003 года, в заключительный день основных торжеств в честь 300‑летия Петербурга. В этот день в Екатерининский дворец прибыли Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер и все участники Европейского саммита, который собрался в юбилейном Петребурге.

Высота Янтарной комнаты ‑ 7, 8 метра, площадь пола ‑ 100 кв. метров, облицовка трех стен янтарем ‑ 86 кв. метров.

Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на нее израсходовано:

‑ 11, 35 млн. долларов, в том числе 7,85 млн. из бюджета России и 3,5 млн. из средств немецкой фирмы "РургазАГ";

‑ 6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%

‑ для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов янтаря;

‑ самый большой самородок, использованный в работе, весил один килограмм. Его купили у московского коллекционера за тысячу долларов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников