Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Святая преподобная евфросиния суздальская. Евфросиния суздальская, православная святая

Святая преподобная евфросиния суздальская. Евфросиния суздальская, православная святая

- ), княжна, преподобная

Совсем еще юная инокиня с удивительной ревностью исполняла правила монашеской жизни, заметно превосходя остальных насельниц обители твердостью разума, духовной зрелостью и крайней воздержанностью. Подвижницу посетил Сам Господь, заповедав ей бодрствовать и утверждаться в подвиге. Преподобная Евфросиния до конца земной жизни соблюдала наставления Спасителя, преодолев бесчисленное множество коварных искушений. О редкой подвижнической жизни преподобной Евфросинии вскоре узнали в Суздале и за его пределами. Множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения преподобной Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении. Часто после таких бесед многие принимали иноческий образ и начинали более ревностное служение Богу. Сама игумения монастыря прибегала к советам преподобной. По просьбе подвижницы сестры обители были разделены на две половины: инокинь-девственниц и инокинь-вдовиц. Это способствовало духовному возрастанию и утверждению в чистоте сестер монастыря. После кончины игумении настоятельство приняла преподобная Евфросиния.

В особом откровении Господь предсказал блаженной игумении о мученической кончине ее родного отца, а также о нашествии татар на Русь. В году несметные полчища татаро-монголов действительно напали на Русское государство. Уничтожая всё на своем пути, они подошли к Суздалю . Город ими был полностью разрушен и сожжен, и только обитель преподобной Евфросинии уцелела по ее молитвам.

Преподобная преставилась к Богу 25 сентября года. У ее гроба верующие продолжали получать благодатную помощь в исцелении различных недугов.

Прославление святой первоначально состоялось при митрополите Московском и всея Руси Антонии и царе Иоанне Грозном . Затем, 18 сентября года, прославление преподобной Евфросинии по благословению патриарха Адриана совершил митрополит Суздальский святитель Иларион .

Тропарь Евфросинии Суздальской, глас 4

Святая твоя память Суждальскую страну веселит, / верных же вся созывает во всечестный храм твой, / идеже ныне совершается всеславная память твоя, Евфросиние преподобная: / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

Девства чистый сосуд елеем молитвы и любве исполнивши, / неугасимый светильник в сердце своем возжгла еси, преподобная, / с нимже бодренно в сретение Небеснаго Жениха изшедши, / в чертог Того пресветлый прията была еси, / идеже ныне водворяяся с лики ангелов и святых, / молися, молимся, Христу Богу, / части дев юродивых избавитися нам.

Ин кондак, глас 6

Женише мой Сладчайший, / Христу взываше прекрасная Евфросиние, / ибо сладость любве Твоея душу ми надеждею впери / и красота милости Твоея сердце ми услади, / сопотрудитися страданий по Тебе имея на Тя надежду, / да достойну мя чертога с мудрыми девами / и ликовствовати у Тебе причастимся. / Темже, преподобная, почитающе подвиг трудов твоих, молим тя: / моли незазритися и нам чертогу двери.

Ин кондак, глас 8

Девства чистотою возмогла еси свешу своего разума / и просветила еси душевную чистоту, / пощением же и бдением плоть поработила еси духу, / темже, преподобная Евфросиние, / почитающе подвиги трудов твоих, молимся: / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Использованные материалы

  • Житие на сайте Православие.Ru
  • Полный Тропарион. - Издательство "Троица". - 2006. - Т. 1. - С. 50-51.
  • Родители святой Евфросинии долго не имели детей и усердно молились о чадородии в Киево-Печерском мон-ре прп. Антонию и прп. Феодосию Печерским. В знак того, что их молитвы услышаны, князь и княгиня имели во сне видение Пресв. Богородицы, давшей супругам в руки прекрасную голубку. Божия Матерь сказала князю и княгине, что у них родится дочь, которую нужно назвать Феодулией, и ей предназначена подвижническая жизнь в монашеской обители.
  • Юная Феодулия была удостоена посещения Пресв. Богородицы, показавшей ей рай и ад, и имела видение «мужа в белых ризах», который открыл ей смысл монашеского подвига.
  • В 15-летнем возрасте черниговская княжна приехала в Суздаль , чтобы выйти замуж за суздальского кн. Мину Ивановича.
  • После неожиданной кончины жениха княжна приняла монашеский постриг в суздальском Ризоположенском мон-ре и получила имя в честь прп. Евфросинии Александрийской. (Встречающаяся в литературе дата пострига - 1227 г. не имеет достаточных оснований).
  • Превосходя всех благочестием и мудростью (мотив высокой образованности и «учительности» преподобной, освоившей грамоту в 9 лет, является одним из основных в ее Житии), проводя жизнь в аскетических подвигах и молитвенных бдениях, святая Евфросиния снискала любовь насельниц обители и горожан. По инициативе святой был основан суздальский во имя Св. Троицы жен. мон-рь для пострига «мужатых жен».
  • Молитва Е. спасла Ризоположенскую обитель во время Батыева нашествия в нач. 1238 г. По Житию, преподобная духовно поддержала своего отца кн. Михаила накануне его мученической кончины в Золотой Орде в 1245 г., прислав князю «книгы» (письмо) с увещеванием не выполнять языческих обрядов, но пострадать за Христа.
  • Святая Евфросиния при жизни совершила многочисленные чудеса исцеления, побеждала в духовной брани бесов, предсказала «великий трус» (землетрясение), случившийся в Суздале в 1230 г. и прекратившийся по молитве преподобной, и убийство хана Батыя «в Уграх».
  • Год кончины Е. в Житии не указан (встречающаяся в лит-ре дата - 1250 г.- является догадкой).
  • В Житии сообщается, что святая была погребена 27 сентября в Ризоположенской обители, оплаканная духовенством и всем народом.
  • Начало общерус. почитания Е. следует связывать с хиротонией в 1517 г. во епископа Суздальского и Тарусского настоятеля владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря архим. Геннадия, приближенного к вел. кн. Василию III Иоанновичу. Памятником, свидетельствующим о внимании к Е. со стороны великокняжеской семьи, является наиболее ранний из сохранившихся покровов XVI в. на гробницу святой. Изучавшая покров А. И. Антонова отметила, что памятник стилистически близок к шитым изображениям прп. Кирилла Белозерского 1514 г. и прп. Сергия Радонежского 1525 г., происходившим из мастерской вел. кнг. Соломонии Юрьевны. Вклад мог быть связан с молением семьи вел. князя о чадородии.
  • К 1548 г. относится упоминание о Е. как о святой под 25 сент. в месяцеслове Устава ГИМ. Син. № 336: «В той же день преподобныя матери нашея Ефросинии, иже бывшей великой княжне черниговской. Положена же бысть в граде Суздале в дивичье манастыре, иже бысть ею създан, исцеление же бывает от гроба ея и до сего дни приходящим с верою».
  • Житие и канон святой Евфросинии еп. Варлаам подал на рассмотрение царю Иоанну IV Васильевичу Грозному. Государь «повеле житие и чюдеса написати в ползу читающим», а Московский митр. Антоний (1572-1581) «собра весь освященный собор, стихиры и канон, житие и чюдеса чести и празднование повеле месяца септемвриа в 25 день» (празд. памяти святой было приурочено к памяти прп. Евфросинии Александрийской).
  • Б. М. Клосс датирует общерус. канонизацию святой сент. 1576 г.
  • На торжественном прославлении угодницы Божией собрались толпы народа, и от ее мощей совершилось в то время много чудес. Одно из них особенно по­разительно. Человек, именем Матфей, был одержим лукавым духом; долго и жестоко он мучился. Но вот, в день прославления преподобной, его привели в обитель Пресвятой Богородицы, ко гробу Евфросинии. Демон страшно мучил его, и больной как бы лишился разума; потом вдруг внезапно очнулся и сказал вслух: «Я вижу на образе пот». После того начал осмысленно и здраво говорить. Присутствовавшие тут думали, что он все еще беснуется. Но потом увидали, что на образе прп. Евфросинии выступила как бы роса. С того времени Матфей стал здоров и возвратился в свой дом.
  • Житие святой Евфросинии было создано на рубеже 50-х и 60-х гг. XVI в. Житие было написано Григорием, иноком Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря. В нем помимо повествования о чудотворениях, совершенных святой при жизни, содержится 2 рассказа о посмертных чудесах, свидетелем к-рых был автор, одно датировано 1 мая 1558 г. Житие известно не менее чем в 66 списках XVI-XIX вв. Инок Григорий написал также службу Е., встречающуюся в списке кон. 50-х - начале 60-х гг. XVI в.
  • Вероятно, во 2-й пол. 70-х - 80-х гг. XVI в. в Ризоположенском монастыре был устроен посвященный Е. придельный храм. Пространная похвала Е. включена в Похвальное слово рус. святым, составленное иноком Григорием, автором Жития святой Евфросинии (Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: (Похвальное слово новым рус. святым инока Григория Суздальского) Е. упоминается под 25 сент. в «Палинодии» архим. Киево-Печерского мон-ря Захарии (Копыстенского) 1621 г. (РИБ. Т. 4. Стб. 849), в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в., в др. рукописных святцах. Ее имя включено в «Описание о российских святых» с датой преставления - 6750 (1241/42) г.
  • Мощи святой были обретены по благословению Московского и всея Руси патриарха Адриана 18 сент. 1698 г. Суздальским и Юрьевским митр. Иларионом в присутствии Тамбовского еп. Леонтия и настоятелей Спасо-Евфимиева мон-ря архим. Варлаама, Васильевского мон-ря архим. Кириака, Николаевской Пищуговой пуст. игум. Гавриила, прот. суздальского собора Евфимия и др. Е. была «руками священническими положена всечестне» в соборе Ризоположенского мон-ря в новую деревянную гробницу, в к-рой св. мощи почивали по крайней мере до 1791 г. Впосл., после переложения мощей, дата к-рого неизвестна, эта гробница до нач. XX в. хранилась в юж. части притвора Ризоположенского собора. Во время пожара в мон-ре 13 авг. 1769 г. мощи Е. были на время перенесены в приходскую ц. во имя прав. Лазаря.
  • Согласно «офицерской» описи мон-ря 1761 г., над гробом Е. была «сень с кароною, резная, золоченая и с херувимы». Из описи 1771 г. следует, что крышкой гробницы служила икона: «На раке мощей преподобныя благоверныя княжны Евфросинии образ ея, на нем венец: средники, поля серебреные и вызолочены» (Георгиевский. 1900. Прил. С. 31). Опись 1761 г. отмечает, что в Ризоположенском мон-ре хранилось 13 надгробных покровов святой Евфросинии. В описях 1815 и 1845 гг. сообщается о новой раке: «По левую сторону иконостаса мощи преподобной благоверной княжны Евфросинии, почивающие в раке, которая с передних трех сторон обложена серебром, чеканным, белым, а с четвертой, к стене,- медью. Внутре оной обита от стены одна сторона серебром, а три стороны медью посеребреною».
  • Во 2-й пол. XIX в. была изготовлена новая рака, в описании кон. XIX - нач. XX в. о ней сказано: «С трех сторон - не пробного серебра, а с четвертой - 84-й пробы, чеканная, с 2 сторон изображен герб г. Чернигова, по сторонам герба в клеймах тексты из жизни преподобной, крышка на раке мощей серебряная, 84-й пробы, весу 28 фунтов 36 зол[отников]». Крышка гробницы была устроена в 1867 г. суздальским мастером Окининым (Архив ИИМК РАН. Ф. Р-3. № 547. Л. 9). Постамент и вызолоченный балдахин над аркой были изготовлены в 1886 г.
  • В XIX в. святой был составлен акафист (Служба и акафист св. блгв. кнж. Евфросинии Суздальской . М., 1873).
  • По крайней мере с сер. XIX в. до кон. 20-х гг. XX в. 25 сент., в день празднования памяти преподобной, совершался ежегодный крестный ход в Ризоположенский мон-рь из Рождество-Богородицкого кафедрального собора Суздаля. К празднику была приурочена Евфросиниевская (Преподобенская) ярмарка.
  • 11 февраля 1919 г. (ранее издания Наркоматом юстиции РСФСР распоряжения о вскрытии мощей, состоявшегося 16 февраля - местные большевики выслужились) по постановлению президиума Суздальского исполкома комиссия в присутствии представителей от духовенства и монашествующих Ризоположенского монастыря произвела осмотр раки с мощами Е. Останки, лежавшие на серебряной доске, были завернуты «в черную мантию и схиму, обвязаны черной шелковой лентой, концы которой опечатаны сургучной печатью». После осмотра рака была заперта на ключ, оставлена в обители.
  • 21 апреля 1922 г. в ходе изъятия церковных ценностей рака она была конфискована и поступила в суздальский уездный финотдел. Мощи святой попали в Суздальский музей, до нач. 1940-х гг. в. были выставлены в экспозиции антирелиг. отдела, позднее хранились в фондах.
  • 16 ноября 1988 г. мощи были переданы в единственную действовавшую тогда в Суздале правосл. церковь - во имя равноапостольных Константина и Елены (в настоящее время храм состоит в юрисдикции "Российской православной автономной церкви").
  • В 1998 г. по случаю 300-летия обретения мощей святой Евфросинии в Суздале состоялись крестный ход и научно-церковные чтения, организованные Владимиро-Суздальской епархией и ГВСМЗ.

Евфросиния, Фрося.… В наше время это имя почти вышло из употребления. А до революции, еще каких-нибудь 80-90 лет назад, имя это было вполне обычным, расхожим. Особенно употребительным оно было у монахинь. И это понятно, ведь при постриге монахини получали, как правило, имена наиболее прославленных святых, которые становились их небесными покровительницами и примером подражания. А святых Евфросиний у нас было много. Вспомним, ведь и всем известная святая благоверная княгиня Феврония, супруга князя Петра Муромского, в монашеском постриге стала Евфросинией, и святая благоверная княгиня Анна Кашинская тоже преставилась ко Господу с монашеским именем Евфросиния. Особенно же прославились в нашей церкви три Евфросинии – Полоцкая, Московская и Суздальская. О последней, Евфросинии Суздальской, мы и поведем свой рассказ.

Когда у черниговского князя Михаила будущего святого мученика, появилось первое долгожданное дитя – доченька, ее назвали Феодулией, что в переводе с греческого означает “Раба Божия”. И не случайно она получила такое имя. Ведь родители Феодулии долго не имели детей и ходили на богомолье в знаменитую Киево-Печерскую обитель молиться о даровании чада.

И вот однажды ночью обоим супругам одновременно явилась в сонном видении Пресвятая Богородица и сказала: - Господь слышит ваши молитвы, так продолжайте же молиться! А в проведение Моих слов я оставлю вам знак – этот ладан. Возьмите его и покадите им в своем тереме.

Проснувшись супруги увидели у изголовье узелок с ладаном. Взволнованные таким чудом, вознесли они благодарственные молитвы к Царице Небесной и по слову Ее обошли весь дом с кадильницей, положив в нее благоуханный ладан – дар Богородицы. Весь терем наполнился дивным благовонием, а сердца князя с княгинюшкой – радостью и надеждой. А вскоре, тоже ночью, Пречистая Дева явилась им снова и опять с подарком – новым знамением. На этот раз вручила она супругам прекрасную голубицу – в знак того, что дитя, которое у них родится, будет девочкой.

Обрадованные князь с княгиней поспешили в Киево-Печерский монастырь, чтобы продолжить усердное свое моление. Там удостоились они третьего явления Богоматери. На этот раз Ее сопровождали преподобные отцы Киево-Печерские, основатели обители – Антоний и Феодосий. Пресвятая Богородица сказала: - Ступайте домой, совсем уже скоро у вас родится дочь. Назовите ее Феодулией. Святой Дух будет обитать в ней, и станет она служить Мне в Ризоположенском монастыре. (Этот монастырь посвящен положению ризы (одежды) Пресвятой Богородицы в специально выстроенный в V веке храм в Константинополе).

И в этом же году у князя с княгиней родилась девочка, которую назвали Феодулия. Девочка росла, радуя родителей своим добрым нравом и послушанием. Князь Михаил и его мудрый советник боярин Феодор стали обучать ее грамоте. Княжне очень нравилось учиться, и скоро она достигла таких успехов, что все только диву давались – что за ум растет!

Однажды Господь послал Феодулии чудесное видение. Он показал ей, как будет проходить Страшный Суд, который ожидает всех нас в конце времен. В руках у Господа она увидела раскрытые книги, где про каждого было написано все, что он совершил в своей жизни, - все грехи и все добрые дела. По ним Господь судил: наказывать этого человека или помиловать. На востоке княжна увидела цветущий благоухающий райский сад, а на западе кипело адское огненное озеро. Тут явилась Пресвятая Богородица и сказала: - Феодулия! Посмотри, как чудесно в раю Господнем и как ужасен ад. Всегда помни об этом, живи без греха, очищай свою душу покаянием, и тогда наградой тебе будет бесконечное райское блаженство, которое уготовил Господь для любящих Его!

Неудивительно, что после этого видения Феодулия решила всю свою жизнь посвятить Богу.….Прошло несколько лет. Повзрослевшая Феодулия расцвела и стала желанной невестой для многих молодых князей. Редкая красота, доброта, ум, образованиепивлекали к ней самых лучших и знатных женихов. Наконец, отец посватал юную княжну за молодого суздальского князя из старинного знатного рода. Узнав о сватовстве, Феодулия стала молить Пресвятую Богородицу избавить ее от замужества. Богоматерь явилась к ей и сказала: - Чти отца и матерь своих и не противься их родительской воле! Но не бойся: брак твой не состоится. Ты еще будешь на пути в Суздаль, когда жених твой отойдет ко Господу. Назад не возвращайся – в Суздале ты станешь невестой Христовой (монахиней) и будешь жить в девичьем монастыре. И правда: пока Феодулия была в дороге на пути в Суздаль, жених её тем временем тяжко заболел и скоропостижно скончался.

Итак, в далеком 1227 году Феодулия прибыла в Суздаль. Суздаль был очень живописен и сразу полюбился молоденькой княжне. Прибывшую в Суздаль черниговскую княжну сразу же приняла к себе игумения Ризоположенского монастыря, которой незадолго до этого несколько раз были видения. В них она видела красивую девушку, которая просит принять ее в обитель. И когда Феодулия предстала перед игуменией, та сразу же узнала в ней ту красну девицу из своих видений. В монастыре Феодулию вскоре подстригли в монахини с именем Евфросиния, что означает “радующаяся”, “радостная”. Ее небесной покровительницей стала преподобная Евфросиния Александрийская, жившая в V веке, на день памяти которой пришелся постриг. Здесь, в обители, Феодулия – Евфросиния и провела всю оставшуюся жизнь. Здесь она и достигла святости.

Юная княжна, став монахиней, усердно старалась исполнять заповеди Божии, главная из которых любить каждого человека, которого Господь ставит на нашем жизненном пути. По началу нелегко давались ей эти подвиги. Постоянно искушая девушку, дьявол надеялся, что она устанет, выбьется из сил и тогда перестанет бороться, сдастся, оставит монастырь. Но Господь оградил ее от бесовских страхований.

Слава о святой жизни подвижницы стала распространяться за пределы Ризоположенского монастыря. В обитель потянулись люди, которые назидались примером Евфросинии, ее наставлениями, и хотели жить как она. Постепенно благодаря святой жизни подвижницы, в монастыре воцарилась особая атмосфера мира и согласия, дух радости и любви. Когда игумения обители скончалась, на ее место управлять монастырем была поставлена Евфросиния. Господь наделил свою угодницу благодатными дарами прозорливости и чудотворения, в том числе и даром исцеления больных и увечных. О чудотворениях преподобной шла громкая слава.

На Руси тогда появились страшные повальные болезни: оспа, чума, холера. Евфросиния много молилась ко Господу и Пречистой Его Матери, прося у них помощи. И Господь услышал её молитвы. Те, кто призывал Евфросинию, получали исцеление. Слух об этом распространился повсюду, к преподобной стали приносить больных разными недугами, и она исцеляла их именем Господним.

Вскоре напал на Русь монгольский хан Батый. Всю Русь объял страх и трепет. Многие девушки Суздаля шли тогда в Ризоположенскую обитель и принимали здесь монашество – уж если погибнуть от руки чужеземцев, то пусть это будет в монастыре. Когда хан Батый стоял под стенами Владимира, часть его многочисленной армии подступила к Суздалю. На защиту города выступили горожане. Конечно же суздальцы потерпели поражение. Лишь немногие жители смогли спастись от гибели и плена, укрывшись за стенами Ризоположенского монастыря. Евфросиния собрала вокруг себя всех монахинь и городских беженок. Встав на колени, они со слезами молились о спасении города и их святой обители. Тогда Бог открыл преподобной, что город будет разрушен, но обитель по их молитвам останется невредимой: - Обещаю тебе, что знамение креста будет охранять твой монастырь и всех живущих в нем, - сказал ей Господь. В тот же час над монастырем в лучезарном свете появился Животворящий Крест, по обе стороны его стояли в воздухе два огневидных юноши с натянутыми луками в руках, их послал Господь охранять обитель.

Все произошло так, как открыл Евфросинии Господь. Город был сожжен и разграблен. От Суздаля остались развалины и груды пепла. Одна лишь Ризоположенская обитель осталась целой и невредимой. Татары пытались захватить её, но Господь не допустил этого. Когда отряды Батыя, раззорив город, направились к монастырю, они не смогли к нему приблизиться: их попалил огнем чудный свет, сиявший над куполом обители. Попытавшись приблизиться в следующий раз, увидели как нашло на монастырь темное облако, и монастырь утонул во мгле. Так и ушли ордынцы ни с чем.

Когда через два года Батый покорил себе огнем и мечом все земли русские, он заставил подвластные города платить ему богатую дань. Русские князья ездили к хану на поклон. Слуги Батыя, баскакиЮ требовали того же и от отца Евфросинии, князя Михаила Черниговского. Бояре советовали князю ехать в Орду, чтобы продемонстрировать хану свою покорность и не допустить новых набегов на Киев, в котором в это время княжил Михаил. Князь понимал, что для спасения Киева ему придется-таки ехать в Орду, и там его будут пытаться заставить изменить своей православной вере. Когда князь прибыл в Орду, языческие жрецы потребовали, чтобы они прошли сквозь очистительный огонь и поклонились языческим кумирам. Михаил позволить себе этого не мог: - Не подобает христианам поклоняться твари, мы поклоняемся только Творцу!

Батый рассвирипел, либо он поклонится нашим богам и тогда будет спокойно княжить, либо умрет лютой смертью! Князь начал было колебаться и раздумывать, как лучше поступить...В это время Евфросиния, узнав что отец ее в Орде, отправила с гонцом послание отцу:"Ты благий мой отец,послушай меня: держись как добрый воин во славу Христа. А если не послушаешь меня, то знай, что отселе я - чужая, а не дочь твоя. Знай же, что царство Батыя скоро разрушится, ибо кровь православных христиан вопиет на него ко Господу". Это письмо очень поддержало дух князя в трудную минуту и укрепило его волю. Видя их решимость палачи отрезали им головы. Господь, за Которого пострадали мученики, явил Свое знамение в подкрепление веры слабых. Над телами святых образовался столб света, а с неба слышалось ангельское пение. Через несколько дней христиане тайно, под покровом ночи, забрали тела мученников, а затем перевезли их в Чернигов. В XVI веке мощи святых почивают в московском Кремле, в Архангельском соборе (соборе Архангела Михаила, небесного покровителя князя мученика).

После гибели отца и боярина Феодора в знак скорби Евфросиния оделась в рубище, которое и не снимала с тех пор - ходила в нем и зимой и летом, в жару и в стужу....

Вскоре благоверный князь Михаил в видении явился дочери в белой ризе и прекрасном царственном венце: - Чадо мое, - сказал он, - прославил меня Богславою многою, сопричислил к лику мученников, и получил я небесное блаженство. Благословенна ты, чадо мое, у Господа, так как была помощницей моего спасения. Твоим письмом я укрепился на этот подвиг и получил жизнь вченую!

Да, прекрасен мир Божий! Но Евфросиния знала, что это "только отблеск, только тени от незримого очами". О том, что рай еще благоуханней и краше, она знала твердо, всю жизнь вспоминая то, что открылось ей, юной отроковице, в давнем ее видении. Еще она часто вспоминала слова Господа о том, как прекрасны райские обители, которые "приготовил Бог любящим Его". А она любила Господа - на деле любила, не на словах!

Незадолго до кончины преподобная Евфросиния опять увидела во сне своего отца. На этот раз он сказал ей: - Гряди, чадо мое любезное, Христос зовет тебя! Иди насладиться неизреченной радостью и озариться свтом небесным! Преподобная поняла, что день ее кончины приближается, и стала готовиться к смерти. Она исповедалась, причастилась, осенила себя крестным знамением и сказала: - Господи, в руки Твои передаю дух мой! С этит словами она отошла в жизнь вечную.

Преставилась святая Евфросиния Суздальская ко Господу в 1250 гоуд. В 1698 году, когда состоялось прославление Евфросинии в лике святых, ее мощи и даже одежды обретены были нетленными, то есть полностью сохранившимися. В те сентябрьские дни только за 15 дней произошло 56 исцелений при ее мощах! Мы расскажем только об одном из них.

Прослышав о великих чудесах исцелений при гробе преподобной, в Суздаль из города Шуи привезли несчастного калеку Василия. В течение шести лет этот горемыка страдал расслаблением всего тела: он не мог пошевельнуть ни руками, ни ногами, оглох, у него отнялся язык, и он не мог говорить. И вот этого полуживого страдальца-инвалида положили во время литургии у гроба преподобной Евфросинии. Еще шла служба, когда к нему вернулся слух, и он услышал слова богослужения. Затем он почувствовал, что и язык его тоже ожил, и он может вместе со всеми повторять слова молитвы. Пальцы его как бы сами собой сложились в троеперстие, и он осенил себя крестным знамением. После этого Василий смог сам подняться и твердо встать на ноги! Все кто видел это чудо, плакали от радости вместе с исцеленным и прославляли Господа и Его святую угодницу Евфросинию.

В наше время святая Евфросиния так же щедра на помощь всем, кто с верою к ней обращается. Монахини монастыря говорят, что чудеса по молитве к святой угоднице Божией совершаются постоянно. Особенно много чудес связано с появлением
у бездетных супругов долгожданных детишек. Ныне в суздальском Ризоположенском храме по воскпесным дням после Литургии служат молебен с акафистом преподобной Евфросинии Суздальской. Память святой празднуется 25 сентября (8 октября по новому стилю), в один день со святым преподобным Сергием Радонежским.

В нашей мастерской Вы можете Божией Матери , Спасителя и других святых в серебряных окладах . А так же заказать эксклюзивный подарок себе и своим близким.

П реподобная Евфросиния Суздальская (+ 1250) (в миру Феодулия) была старшей дочерью черниговского князя Михаила Всеволодовича, мученическая кончина которого отмечается 20 сентября. Она с детства отличалась глубоким благочестием, которое воспитали в ней ее отец и приближенный к нему боярин Феодор. Когда пришло время, родители хотели выдать свою дочь замуж за суздальского князя Мину, потомка благочестивого варяжского князя Шимона. Феодулия покорилась родительской воле, но тайно молила Господа о сохранении девства, так как к тому времени она уже почувствовала призвание к иноческой жизни. Ее молитвы были услышаны: жених скоропостижно скончался, а сама Феодулия осталась в Суздале, куда она прибыла для заключения брака. Благочестивая княжна поступила в Суздальскую Ризоположенскую женскую обитель (основанную в 1207 году) и приняла постриг с именем Евфросиния. Совсем еще юная инокиня ревностно выполняла правила монашеской жизни, поражая остальных насельниц обители благоразумием, высокой духовной настроенностью и ранней зрелостью ума. На святую обратила внимание сама игумения и, приблизив ее к себе, стала готовить ее своей преемницей по игуменству. По преставлении игумении, преподобная продолжила духовное руководство обителью, сохраняя в ней примерный порядок.

В 1238 году Батый ворвался в город Суздаль и опустошил его. Однако, как свидетельствует летописец того времени, Ризоположенская обитель осталась невредимой по молитвам игумении Евфросинии. Еще при жизни преподобную глубоко почитали в народе за ее материнскую отзывчивость и многочисленные благодатные дарования. 25 сентября 1250 года преподобная Евфросиния преставилась к Богу. При гробе ее верующие стали получать благодатную помощь чудесным исцелением различных недугов.

18 сентября 1698 года по благословению патриарха Адриана митрополит Суздальский Иларион совершил прославление преподобной.

Житие преподобной Евфросинии, составленное в XVI веке иноком Суздальского Спаса-Евфимиева монастыря Григорием, было написано на основании достоверных рассказов инокинь Суздальского Ризоположенского монастыря, свято чтивших память преподобной Евфросинии.

Преподобная Евфросиния была дочерью исповедника Христовой веры, князя Михаила Черниговского1. Долгое время супруга сего князя была бездетною; с теплою верою князь Михаил и княгиня, обращались к Пресвятой Богородице и к преподобным отцам Антонию и Феодосию, и со слезами молились благословить их плодом чрева. В одну ночь явилась им Пресвятая Богородица и сказала:
– Дерзайте, молитесь; ваше прошение исполнится, и в знак сего вы получите благоухание.
Сие видение привело их в ужас. Пробудившись от сна, они нашли у изголовья своего узел с ароматами, вложили их вдруг в кадильницу, и весь дом наполнился чудным благоуханием. И вельможи и домочадцы князя дивились сему неизреченному благоуханию. Князь Михаил и супруга его еще усерднее стали молиться Богу. После сего им снова явилась Пречистая Богородица и дала им в руки голубку, причем дом наполнился благоуханием. И в третий раз явилась им Пресвятая Богородица с преподобными Антонием и Феодосием и сказала:
– Молитвы ваши услышаны: у вас родится дочь, которую вы назовете Феодулиею; она будет служительницею Влахернской церкви.
Наконец настало время рождения сей дочери2 и родители нарекли ее, по слову Богоматери, Феодулиею. Если кормилица ее питалась мясом, то святая, еще находясь в пеленках, но весь тот день не вкушала молока от сосцов кормилицы. Видя сие, мать размышляла, что будет с ее дочерью. И вот, однажды ей было такое видение: сама она на крыльях взлетает к небу и отдает Богу свою отроковицу. Пробудившись от сна, она возблагодарила Пресвятую Богородицу за все ее чудные знамения. Новорожденную отроковицу просветили святым крещением в Печерском монастыре, в храме Пречистой Богородицы. Когда она стала подрастать, благоверный князь Михаил сам поучал ее божественному Писанию. В остальном же наставником юной княжны был боярин Феодор, отличавшийся своей мудростью и сведениями в науках. благочестивая отроковица превосходила всех своих сверстниц успехами в учении и красотою лица своего. Многие, слыша о ее премудрости и красоте усиленно искали руки ее, но получали отказ. В то время жил в Суздале весьма благочестивый князь Мина. Он просил родителей святой отроковицы отдать Феодулию в замужество ему. Они согласились, но сама отроковица сильно была тем опечалена и усердно молила Пресвятую Богородицу, сохранить ее в девстве. Пресвятая Владычица явилась ей, повелевая послушаться своих родителей, и сказала:
– Скверна не коснется тела твоего.
Святая дева повиновалась воле своих родителей и отправилась в Суздаль; в то время, как она еще была на пути туда, жених ее умер. Прибывши в тот город, она постриглась в тамошней обители в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне и при пострижении получила имя Евфросинии. Великое послушание оказывала она инокиням сего монастыря; сильно изнуряла она плоть свою, неустанно заботилась о душе своей и ярко сияла всеми добродетелями. За свою святую жизнь Евфросиния получила от Бога дар пророчества; часто она поучала всех Евангельским словом и исцеляла многих больных. Во время нашествия нечестивого Батыя святая сохранила обитель от разорения своими молитвами. Преставилась она в вечную жизнь 25 сентября, – в тот самый день, в который приняла пострижение3.

1 Его память 20 сентября.
2 Святая родилась в 1212 г.
3 Святая Евфросиния преставилась в 1250 г.; ее честные мощи почивают в Суздальском Ризоположенском монастыре.