Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Технологическая карта по теме имя существительное. Технологическая карта урока на тему "имя существительное". На языке мёд, а под языком лёд

Технологическая карта по теме имя существительное. Технологическая карта урока на тему "имя существительное". На языке мёд, а под языком лёд

Углубление понятия «имя существительное»

Станция «Теоретическая»

Что такое имя существительное? Что оно обозначает?

Каждый из вас хорошо знает, что имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы «что?» или «кто?» разве слова доброта, милосердие, сострадание - это предметы?

Дело в том, что в языкознании термин «предмет» употребляется в широком значении, а какие это значения, вы узнаете, выполнив следующие задания.

Задание 1.

Милые люди - милость людей; добрый человек – доброта человека; голубое небо – голубизна неба; синий туман – синь тумана.

Привести примеры существительных, обозначающих признак, качество.

Благодаря хорошим знаниям машинистов, слаженной работе бригад, мы с Незнайкой успешно прибыли на станцию «Значение». Едем дальше – Незнайка, мы все ближе к твоему дому. Но что это? Горит красный сигнал светофора. Дальше ехать нельзя, потому что рельсы размыты весенним паводком. Теперь за дело примутся монтёры пути и, успешно выполнив задание, они тем самым отремонтируют железнодорожный путь.

Задание 2.

Сравнить однокоренные слова: что между ними общего? А в чём различие?

Глубоко дышать – глубокое дыхание;

мыслить вслух- проговаривать мысль;

любить маму – любовь к Родине

быстро ходить – быстрая ходьба;

перелетать осенью – осенний перелёт.

Задание 3.

На столе у вас лежат карточки, на них обозначен номер вашей группы. Прочитайте слова и выпишите только те слова, которые обозначают указанные названия.

Мужчина, Амур, лопата, доброта, мука, девочка, бег, акула, девушка, шкаф, наводнение, дверь, молоко, синева, Россия, стрельба, бактерия, сливки, беседа, свежесть, прыжок, собака, Зея, концерт.

1-я группа - названия лиц (мужчина, девочка, девушка).

2-я группа - названия вещей (шкаф, дверь, лопата).

3- группа - названия веществ (мука, молоко, сливки).

4 -я группа - названия живых существ и организмов (собака, акула, бактерия)

5-я группа - название действий (прыжок, стрельба, бег).

6-я группа – географические названия (Россия, Амур, Зея).

7 –я группа - названия признаков (свежесть, доброта, синева).

8 –я группа - названия фактов, событий, явлений (концерт, беседа, наводнение).

Сделаем вывод о значениях имени существительного.

Прибываем на станцию «Морфологические признаки». Незнайка почти уже дома. Нужно выйти на главную дорогу, а чтобы наш состав был принят на этот путь, дежурные по станции должны выполнить следующее задание.

Задание 4.

Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении?

Солнце, огонь, карта, дерево, медвежонок, папка.

Дежурные по станции успешно справились с заданием, члены бригад дружно им помогали, и наш поезд принят на главный путь. Стоянка поезда – 5 минут. За э то время осмотрщики вагонов должны осмотреть состав и устранить выявленные неисправности колёсных пар.

Задание 5.

Распределите имена существительные на одушевлённые и неодушевлённые. Сделайте вывод.

Сон. Будильник. Душ. Зарядка.
Завтрак. Чай. Портфель. Тетрадка.
Туфли. Путь. Вороны. Счет.
Опозданье. Незачет.

Перемена. Поведенье.
Двойка. Завуч. Огорченье.
Выяснение. Звонок.
Бег по лестнице. Урок.

Задание осмотрщиками вагонов выполнено успешно, и мы отправляемся на конечную станцию. Наше путешествие протекает успешно, но мне сейчас доложили, что пропала связь, и машинист не может доложить дежурному по станции о нашем прибытии. Как же мы довезем Незнайку? Где наши электромеханики связи? Принимайтесь за дело!

Задание для электромехаников связи.

Разберите предложения. Сделайте вывод о синтаксической роли имени существительного.

Труд кормит, а лень портит.

Синичка – невеликая птичка.

Сердце сердцу весть подаёт.

На языке мёд, а под языком лёд.

В саду горит костёр рябины красной…

Мы приближаемся к концу маршрута, Незнайка очень рад! Давайте, ребята, повторим для нашего друга, что узнали об имени существительном.

По итогам этой работы составьте опорный конспект для рассказа о существительном как о части речи.

(Ключевые фразы конспекта вынесены на слайд.)

Опорный конспект

1. Имя существительное – отвечает на вопросы…

Обозначает …

2. Морфологические признаки: собственное и …, одушевлённое и …, род…, склонение.

3. В предложении является…

Самостоятельно выполните упражнения.

Расскажите об имени существительном по опорному конспекту.

Наш друг счастлив, благодаря вам он узнал столько нового о существительном и попал домой.

А что нового узнали на уроке вы?

Какие трудности у вас появились в процессе работы?

Как вы их преодолевали?

Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

Дайте оценку нашей работе: перед вами карточки трех цветов: красного, желтого и коричневого. Если вам на уроке все было ясно и понятно, то выберите красную карточку, если не все было ясно – желтую, если же ничего не понятно – то коричневую. Теперь давайте наше дерево(на доске ватман с нарисованным деревом без листьев) заполним вашими листьями-карточками

Хотите лучше владеть компьютером?

Внимание детей сложно удержать, особенно если подача информации однообразна и скучна. Современные дети воспринимают всё преимущественно визуально, причем, чем ярче — тем лучше. Хотите вовлечь школьников в процесс обучения? Вам поможет современная программа для создания презентаций. В этой статье расскажем про ФотоШОУ PRO. С помощью редактора вы сможете в считанные минуты сделать ролик, который добавит креативности в обычный урок и позволит усовершенствовать процесс обучения.

Читайте новые статьи

Направление, по всей видимости, в первую очередь потребует рассуждений о любви. Просто потому, что это наиболее часто встречающийся тип отношений между мужчиной и женщиной. Но возможны также варианты ненависти, дружбы и служебных отношений. Нет смысла перечислять все возможные варианты произведений, затрагивающих тему любви. Однако желательно учитывать при подготовке к итоговому сочинению, что тема может касаться как взаимной, «правильной» любви, так и любви неразделенной или «преступной», то есть незаконной. Стоит заранее обдумать, как раскрывать такие темы и на каком материале. Если, например, пишущий намерен рассматривать «преступную» любовь как вариант желательного самовыражения, то стоит обратиться к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (Маргарита замужем, но любит Мастера); если же выпускник считает такую любовь недопустимой, он может сослаться на роман в стихах «Евгений Онегин».

У рок русского языка в 5 классе « Имя существительное” (урок актуализации знаний и умений, урок повторения).

Цель: обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);

Задачи:

    совершенствовать навыки морфологического разбора; повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;

    способствовать развитию ов самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся; способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению ировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;

    содействовать формированию осознанного а к изучению русского языка.

Вид урока : урок актуализации знаний и умений .

УМК: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская.

Оборудование: кроссворд «Спрятанное слово», фотографии с видами городка, карточки с заданиями, толковый, орфографический словари, словарь синонимов.

Технологическая карта урока

Этап урока,

время

Учитель

Ученики

Универсальные учебные действия ученика

I. Организационная часть

Здравствуйте, ребята! Встаньте красиво, улыбнитесь друг другу и проверьте, готово ли ваше рабочее место к уроку: на столах обязательно должны лежать учебник, рабочая тетрадь, словарь, под ними дневник.

Ученики проверяют свои рабочие места, улыбаются друг другу, приветствуя. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.

II. Беседа с классом.

С давних времен существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое название. Что это за части?

А кто правит этой страной?

Почему ей дано такое право?

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. по необходимости корректирует работы на урока.

Отвечают на вопросы вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа.

Л : , смыслообразование; П :моделирование, построение логической цепи рассуждений; Р : , волевая саморегуляция; К : учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками

III . Объявление темы и целей урока

В самой древней части этой страны живут имена существительные. В гости к существительным мы и отправимся. Запишите тему нашего урока: «Имя существительное – часть речи удивительная».

Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Вспомнить все, что знаем об имени существительном, чтобы доказать, что это удивительная часть речи).

Все задания, которые вы выполните, помогут вам сделать домашнюю работу: написать сочинение-миниатюру на тему: «Чем меня удивило имя существительное?» или выполнить задание по карточке, показав знания по данной теме. У каждого есть выбор

Записывают тему урока в тетрадях.Ученики пытаются вспомнить все, что знают об имени существимтельном как части речи.

Формулируют тему урока.

Фиксируют возникшее затруднение (забыли склонение имени существительного). Повторяют и проговаривают

по опорной схеме.

П: формулирование проблемы; Р: целеполагание; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с ми и условиями коммуникации, осо приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор

IV. Игра «Спрятанное слово»

Для чего необходимы имена существительные?

Первое задание: узнайте слово-существительное по его значению и объясните, к какой группе названий предметов его можно отнести

1) Синий цвет, синеватая окраска (есть у неба, у воды, может быть под глазами), объясните орфограммы.

2) Рыба, название которой в славянском языке переводится как «пугать», «страх» (и зубы у нее страшные и острые – есть даже на языке и небе)

3) Синоним слова бескорыстие

4) Это слово имеет значение«соединение заметок, группа записей»

5) в переводе с индоевропейского слово означает «жизненная сила рода»

6) войсковое подразделение,состоящее первоначально из ста человек.

7) Синоним слов «работа, занятие»

8) Часть суток от захода до восхода солнца

Какие словари помогли мне подготовить данное задание?

Какое «спрятанное» слово получилось?

Какое оно имеет отношение к существительному?

Пытаются формулировать ответ (Дают названия различным предметам)

Называют различные варианты ответов, неправильные исправляют, работая со словарями. Объясняют правописание безударных гласных в корне. Ответы записывают на доске, решают кроссворд.

Называют словари.

определяют слово «сущность»

Пытаются ответить (Сущность – это главное, объективное. Существительное называет все то, что существует в мире, что окружает человека, что он видит, слышит, чувствует).

П: , синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Р : , ; К

V. Проверка домашнего задания: защита рисунков (мини-проектов)

Того, к кому мы идем в гости,нужно обязательно знать в лицо. В качестве домашнего задания вам было предложено представить себе имя существительное и нарисовать его портрет . У кого получилось?

Предъявляет образец, на основании которого необходимо зашитить свой проект.

Значит, можно сказать о существительном словами Анатолия Шибаева:

Всему название дано:
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!

Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку

На основе образца защищают свои проекты-рисунки. Выявляют лучшие работы, аргументируют ответы.

П: , синтез, подведение под понятие, выведение следствий, моделирование, использование знаково−символических средств, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового хар ера. Р: , ; К : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с ми и условиями коммуникации, осо приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

VI Определение роли существительных в речи

Организует работу по выявлению роли существительных в речи.

Дается стихотворение:

Море. Солнце.

Песок. Ветерок.

Чайка летает.

Волна играет.

Купанье. Веселье.

Смех. Умиротворенье.

Выпишите имена существительные. Для чего они необходимы в данном стихотворении?

В художественной литературе часто встречается олицетворение. В нашем стихотворении оно встретилось? Для чего, какова его роль?

Какое из записанных вами существительных можно исключить и по какому признаку?

А что еще помогает разграничить одушевленные и неодушевленные существительные?

Выбирают способ , на котором будет основано учебной задачи. Формулируют все «за» и «против», проговаривают вслух.

Выписывают имена существительные в тетрадях.

Дают ответы, пытаются исключить и существительные по разным признакам.

Правильный ответ: чайка – одушевленное

П: Р: ; К:

VII. Прием «Докажи»: как различить одушевленные и неодушевленные существительные?

Организует работу на доске и в тетрадях.

Четыре ученика (работают у доски, определяют, какими являются существительные снеговик, кукла, мертвец, труп – одушевленными или неодушевленными.

Скажите, по системе окончаний снеговик и кукла – существительные одушевленные, но ведь это игрушки, вроде бы как и не живые предметы? (Вспоминаем, что ребенок воспринимает куклу и снеговика именно как живых существ. С куклой играют, ее одевают, кормят, учат говорить.

А вспомните страшные истории, которые вы любите рассказывать друг другу (собиратели фольклора называют их страшилками). Кто в них вылезает из могил и пугает прохожих? (Мертвецы, они-то и воспринимаются как одушевленные существа, но никогда вы не скажете – трупы.).

Остальные учащиеся – в тетрадях. (Проверяют окончания в именительном, родительном и винительном падежах, выясняем, что все существительные одушевленные, кроме слова «труп».)

Выбирают способ , на котором будет основано учебной задачи. Формулируют все «за» и «против», проговаривают вслух

Р: (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) (внесение необходимых дополнений и корректив в и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осо учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осо качества и уровня усвоения). К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с ми и условиями коммуникации

IX. Творческая работа: составление коллективного сочинения. Определение синтаксической роли существительных

Групповая работа.

Существительные помогают найти нужные учреждения, магазины, выбрать книгу, правильно написать адрес. Какие это существительные А какие еще есть существительные? А в чем между ними разница? - Перед вами несколько фотографий с видами нашего поселка. Сделаем под ними подписи. Составляя предложения, не забывайте употреблять имена собственные. (Каждая группа работает со своими фот графиями.)

Какие имена собственные употребили? Для чего?

В нашем коллективном сочинении есть вступление, основная часть, но нет заключения.

Давайте вместе придумает концовку. Существительные подчеркнем как члены предложения.

Сделаем вывод: каким членом предложения может быть имя существительное?

Выбирают задания , самостоятельно выполняют задания по выбору. Через 10 минут работа проверяется по эталонам. Ученики сами оценивают результат работы

Сочинение записывается в тетрадях, существительные подчеркиваются как члены предложения. Делаются выводы.

П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: Р: ; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

X. Игра «Четвертый лишний»

Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках.

Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?

а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .

Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа.

Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.

б) Умница, работяга, молодчина, зараза.

Общее: существительные общего рода.

Исключить: слово «зараза»характеризует отрицательное качество человека. (НО: 200 лет назад это слово имело значение «прелесть, очарование»). Какой словарь помог мне об этом узнать? (Этимологический)

в) Осло, кофе, кенгуру, пони.

Общее: неизменяемые существительные мужского рода. Исключить: кофе – современный словарь допускает употребление слова кофе и как существительное среднего рода.

г) Песни, ножницы, кони, бури.

Общее: все во множественном числе.

Исключить: ножницы –употребляется только во множественном числе; кони – одушевленное существительное.

д) Грач..., печ..., ноч...,доч... .

Общее: существительные с шипящей на конце.

Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом.

- С какой целью мы выполняли данное задание?

Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными ми, оценивают свою и; К : учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать кон с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника

XI. Обобщение знаний

(морфологический разбор)

У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться. Существительные являются жителями страны Речь, а у каждого жителя этой страны есть свой документ – морфологический разбор.

Разбор слова «Поселок» (Предложение взято из коллективного сочинения).

Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта.

Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.

1. Моя начальная форма: ____________________.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное-неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);

б) непостоянные: стою в форме______________ (числа), ______________ (падежа).

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль_____________________

П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания,освоение способа проверки: Р: ; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

XII .Рефлексия и домашнее задание

Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках.

У кого в гостях мы сегодня побывали?

Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи? деятельность товарищей.

П : способов и условий действия, и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка (выделение и осо учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осо качества и уровня усвоения).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Гребенькова Наталья Валерьевна 3 класс Предмет: русский язык УМК «Школа России» Тема урока: Имя существительное Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями)

Цель урока: создание условий для получения учащимися новых знаний по теме.

Планируемые результаты Предметные: познакомить с именем существительным, как частью речи - наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе. Метапредметные Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Характеристика этапов урока

Этапы урока


1. -Что вы любите делать больше всего? - Тогда давайте начнем наш урок с игры, я предлагаю вам сыграть в игру «Да – нет-ка ».- Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? - В слове обязательно должен быть суффикс? - В слове вьюга пишется Ъ знак? - Можно назвать звуки [З] и [С] парными согласными? -В слове яблоко первый звук [й]? - Слова глупый и умный – антонимы? - В слове пошел приставка па-? - Приставка стоит перед корнем? - Подлежащее может быть только существительным? - Мы с вами уже все знаем об имени существительном? 2. Затруднения в индивидуальной деятельности - Посмотрите, мнение ваше разделилось. А хотите проверить кто прав? Перед вами карточки со словами, выпишите из них только имена существительные. Учитель вызывает к доске ученика, класс пишет в тетради. (Дерево, смелость бег, красиво, бежать, собака) - А теперь давайте проверим правильно ли вы выписали. - Почему же вы допустили ошибки? -Как вы думаете, в чем трудность? Предметные: называть предметы и их действия; знать определения подлежащего, частей слова, давать характеристики звукам; Метапредметные (УУД) познавательные: находить ответы на вопросы, используя информацию регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать; высказывать свое предположение на основе учебного материала; коммуникативные: слушать и понимать речь учителя; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения. Предметные: определять части слова; находить нужные буквы. Метапредметные (УУД) познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: высказывать свое предположение; коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли. Личностные УУД:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные (УУД) регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность

действий на уроке.

1. Начиная с этого урока мы будем изучать одну из самостоятельных частей речи – имя существительное. А что мы можем узнать о нем? Давайте прочитаем об этом в учебнике. Но ведь с именем существительным мы немного знакомы, вспомним, что мы знаем о нем. 2.Я предлагаю вам провести исследование слов, для этого поработаем в группах. (Перед работой вспомним правила сотрудничества.) Каждая группа получает лист, на котором написаны слова и алгоритм выполнения исследования: а) выпиши только имена существительные. б) докажи, что они являются именами существительными: -на какой вопрос отвечает слово? -что обозначает слово? в) сделайте вывод
Давайте сформулируем общее правило.
Молодцы!!!
Оцените свою работу в группах. 1.Слушать друг друга2.уметь уступать3.Уметь договариваться4.Распределять роли в группе
Дети вспоминают правило

Затем дети формируют группы, выбирают лидера.

Дети работают
Слова 1 группы: машина, долгий, ходьба, корова, ходить Слова 2 группы: желтый, собака, прыжок, сидят, стул. Слова 3 группы: стрельба, цветок, красивый, пишу, утка Вывод: все слова, которые записали, отвечают на вопрос кто? или что? Обозначают предмет Дети дают оценку работе в своей группе и группам товарищей.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

С существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня вы расширите свои знания о существительном. И чтобы вам не было скучно, я предлагаю вам путешествие. А что нужно, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться?

Каждый получит маршрутный лист с указанием, по каким станциям нам предстоит пройти, и будет выставлять себе баллы. Отправляемся в путь.

Итак, первая остановка «Живое - неживое». Поговорим об одушевленности - неодушевленности существительных.

(Вызвать четверых учеников к доске. Они определяют, какими являются существительные снеговик, кукла, мертвец, труп - одушевленными или неодушевленными)

Скажите, по системе окончаний снеговик и кукла - существительные одушевленные, но ведь это игрушки, вроде бы как и не живые предметы? (Вспоминаем, что ребенок воспринимает куклу и снеговика именно как живых существ. С куклой играют, ее одевают, кормят, учат говорить)

А вспомните страшные истории, которые вы любите рассказывать друг другу (собиратели фольклора называют их страшилками). Кто в них вылезает из могил и пугает прохожих? (Мертвецы, они-то и воспринимаются как одушевленные существа, но никогда вы не скажете - трупы.)
Вторая остановка - «Число».
На доске написано два ряда слов:
1) Молоко, сахар, чай…(употр. только в ед.ч)
2) Консервы, макароны, ножницы…(употр. только во мн.ч.)
- Пожалуйста, дополните ряды своими примерами. (У доски 2 человека, остальные работают в маршрутных листах)

Задание. Поставьте сущ. ед.ч. во мн.ч., обозначьте окончания:
Книга, жеребенок, крыло, окно, поле, инженер, лисенок, друг, конь, медвежонок, мастер.
Задание. Поставьте сущ. в ед.ч. и подберите к ним прилагательные. Например, котята - маленький котенок.
Окна, песни, мячи, ключи, облака, цыплята, деревья, мышата.
- Какие окончания могут быть у существительных во множ.числе?
- С помощью каких суффиксов образуются некоторые существительные во множ.числе?

Какой признак бывает трудно, а иногда невозможно определить у сущ-х во множ.числе?

Третья остановка - «Род»
У доски ученик выполняет задание:
Подберите антонимы к словам, определите их род:
Товарищ, день, неприятность, тепло, свет, юг, дружба, небо, жизнь .

Что мы знаем о роде существительного?

Физминутка.

Игра «Отдохни и подумай».

Встаньте около парт. Я буду называть имена существительные, а вы поднимайте руки вверх, если это существительное мужского рода, разводите в стороны - если существительное женского рода, и ставьте на пояс - если существительное среднего рода.

дядя, озеро, отец, мать, снегирь, туман, растение, дочь, кино, поле, сестра, мышь, кафе (ср.р.), кофе (м.р.), окно, голова, обувь, море, рояль (м.р.)

Задание. Перед вами представлены нарицательные существительные. Ваша задача- подобрать к нарицательным собственные имена сущ-е.
Село, город, книга, фамилия, имя, отчество, деревня, океан, река, газета, фильм.
-Приведите примеры слов, которые могут быть и собственными и нарицательными.
Четвертая остановка «Склонение и падеж»

Что такое склонение?
-Как правильно определить склонение?
- Какие существительные относятся к I , II , III спряжению?
- Как определить падеж имени существительного?

Рассмотрим стихотворение А.А.Фета «Шепот, робкое дыханье…» Выпишите из него все существительные и определите их склонение и падеж.
-
С какой целью мы выполняли данное задание?