Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Толгская икона Божией Матери помогает исцелиться от недугов. Толгская икона божией матери

Толгская икона Божией Матери помогает исцелиться от недугов. Толгская икона божией матери

В 2018 году исполняется 27 лет со дня создания сестринства.

В монастырском храме Зачатия св. прав. Анны в иконостасе имеется большая икона «Толгской».

Для сестер Зачатьевского монастыря Толгская икона Пресвятой Богородицы является особой покровительницей, так как 21 августа 1991 года Святейший Патриарх Алексий II подписал Указ о создании Сестринства в честь «Милостивой» иконы Божией Матери при храме св.пророка Илии в Обыденном переулке, с целью возрождения Зачатьевского женского монастыря, как переходной формы к монашеской общине. Старшей сестрой Сестринства была утверждена избранная сестрами Мария (Каледа), нынешняя настоятельница монастыря, игумения Иулиания.

Сведения о чудесах, происходящих по молитвам перед Толгским Образом Пресвятой Богородицы

Толгская икона Божией Матери - «незаменимая покровительница Ярославля, такая же драгоценная святыня для него, как для Москвы икона Иверская, для Владимира Боголюбская, для Костромы Феодоровская. Еще от глубокой древности, среди мрачной тьмы народных бедствий, возсиял благодатный свет на Толге и с тех пор целый ряд столетий неустанно сияет над страною Российской.

В продолжение целых веков святая Толгская икона являла благодатную силу для всех с верою к ней припадавших. Много было за это время поведано ей тяжких дум народных, много скорбей было положено у ея подножия, много слез было поронено при лобызании Святого лика, много недугов разрешено благодатной силой горячей веры.

Ужасные стихийные бедствия - голод, моровая язва, великие пожары посещали Ярославль неоднократно, иногда с такою силою, что заставляли несчастных жителей воображать наступление кончины мира. Но и в эти дни «туги народной» всякий раз, когда над головами смятенной, бессильной перед стихией толпы, как недремлющий спасительный страж, как Божия помощь с небес, появлялся Толгский Образ Царицы Небесной, народное горе затихало, и часто сама стихия смиряла ярость: небеса давали воду и язва прекращалась.

Подобное же наблюдалось и в частной жизни каждого из ярославцев. Всякое важное семейное событие, горе и радость, влекли его излить свои чувства пред Толгским образом Богоматери. И никогда во все времена, народная благочестивая тропа от Ярославля до «Толги» не заростала травой; в некоторых же случаях и в некоторые времена года она превращалась в широкую гладкую дорогу, протоптанную тысячами паломнических ног» .

И в настоящее время не прекращается поток всех с верою и любовию притекающих к Богородице в Толгскую обитель, также как и не оскудевает милость Пречистой Царицы Небесной, обильно изливаемая на человеческий род:

1995 г., Ярославль

Четырнадцатилетний мальчик получил исцеление от болезни позвоночника. Молитвы у Толгской иконы и помазание маслом из лампады избавили его от диагностированного в больнице вторичного перелома и горба. Чудо было настолько очевидно, что врачи, не обнаружив на снимке перелома, пришли в недоумение. Бабушка подростка написала в местную газету статью, чтобы известить ярославцев о происходящих от иконы чудесах.

1995 г., Волгоград

Избавился от болезни ног мальчик по имени Игорь из Волгограда.

Приехав в Толгский монастырь, он мог передвигаться только с помощью костылей. После молитв матери у Толгской иконы ребенок получил исцеление.

2001 г., Москва

Житель столицы В. Чунарев после посещения его матерью Толги и ее горячих молитв у монастырских святынь исцелился от болезни сердца.

О. Чунарева привезла в монастырь медицинские свидетельства и рассказала о выздоровлении сына.

2005 г., Санкт-Петербург

После приложения к частице Ризы Господней и к иконам, привезенным из Толги, у женщины перестала болеть травмированная рука и пальцы на ней обрели подвижность.

По свидетельству Марии Будажистской

2006 г., Иваново

Через день после того, как девушка побывала в Толге и попила святой монастырской воды, у нее с ладони исчезла бородавка, которую предстояло удалять лазером.

По свидетельству Марии Зориной

2007 г., Санкт-Петербург

Приложившись к Толгской иконе Божией Матери, исцелилась пожилая женщина, страдающая сильными болями, вызванными воспалением тройничного нерва.

2008 г., Калужская обл., Перемышльский р-он, с. Ахлебино

После приложения к Толгской иконе Божией Матери женщина исцелилась от пьянства.

По свидетельству Фотиния Дроновой

2008 г., Тамбов

Молитвы у Толгской иконы Божией Матери, ежедневное чтение акафиста и помазание церковным маслом больных мест помогло исцелиться супругам Михаилу и Татьяне. (Михаил страдал головными болями после перенесенного микроинсульта, у Татьяны был разрыв связок в коленном суставе).

После чудесного избавления от недугов супруги обвенчались, о чем и сообщили в монастырь.

2011 г., Рязань

После трехдневных молитв у иконы, присутствия на водосвятных молебнах, помазания маслом от иконы свт. Игнатия и Толгской иконы Божией Матери женщина избавилась от отеков на правой ноге. В благодарность за исцеление она принесла в дар иконе свой золотой перстень.

По свидетельству Ларисы Алексеевой

2014 г., Московская обл.

«Расскажу про чудо, которое случилось со мной в Толге. Оделась я тогда легкомысленно, не по погоде, а день был холодный и дождливый. Осмотрев монастырь, я, как большой любитель, еще долго гуляла у Волги и основательно промерзла. К вечеру заложило горло, и начала подниматься температура. В номере тоже было прохладно для меня заболевающей. Приуныла я, думаю - вот, завтра на службу пойду больная, да и ко Причастию готовилась.. А еще утром, по приезду я купила нардовое миро, освященное у Толгской иконы Божией Матери. Помолилась я, помазала горло болящее крестообразно.. А утром встала…совершенно здоровая! И после Причастия вообще-летала! Дивная была поездка..все задуманное исполнилось..Слава Богу за всё!»

р. Б. Екатерина

2015 г., г. Москва

Были с мужем в Монастыре 25.07.15 и после молитвы перед Толгской иконой Божьей Матери я забеременела после 17 лет безрезультатного лечения от бесплодия, при чем акушерский срок ставят с 27.07.15 г., до сих пор с мужем находимся под впечатлением, что это если не чудо?

р. Б. Наталья

2015 г., г. Наро-Фоминск

В мае 2015 г. я с женой и ребенком были в Вашем монастыре (шестидневный речной круиз). При виде Вашего монастыря меня охватило непонятное волнение. Такого величия и красоты я еще не видел. В конце экскурсии я трижды подходил к Толгской Иконе Божьей Матери и просил вылечить колено, которое болело у меня более 7 лет, и ничего мне не помогало. Удивительно, что в Монастыре много мощей Святых, но мой взор почему-то был устремлен только на Икону Божьей Матери, и неведомая сила возвращала меня к ней. Когда мы вышли из монастыря, шел проливной дождь, я взял на руки ребенка и не сразу понял, что произошло самое настоящее чудо, мое колено перестало болеть. Прошло больше полгода, а я все под впечатлением совершенного чуда. Колено не болит.

Я каждый день обращаюсь с благодарностью к Толгской Иконе Божьей Матери и хочу поблагодарить настоятельницу Монастыря и всех ее послушниц за теплый прием.

р. Б. Евгений

2015 г., г. Тихвин, Ленинградская обл.

В августе 2015 года с семьёй в частном порядке были в городе Ярославль и совсем не было в планах посещать Толгскую обитель. По чудесному стечению обстоятельств дорога привела в монастырь, после преклонения Толгской Иконе Божьей Матери на следующее утро боль в плечевом суставе, который болел почти 2 месяца, практически исчезла! После этого я сам почувствовал такую душевную благодать, непобедимое желание приехать и потрудится во благо монастыря, что и сделал в сентябре. И сейчас по прошествии уже почти 3 месяцев я до сих пор нахожусь под впечатлением от обители.

р. Б. Вячеслав

2016 г., Московская область

р. Б. Ольга

Дм. Орлов «Ярославский первоклассный Толгский монастырь. 1314–1914 гг. (Историко-статистический очерк)», Ярославль, Типо-Литография Н. Х. Николаевой, 1913 г.

Толгская икона Пресвятой Богородицы явилась 8 августа 1314 года Ростовскому святителю Прохору (в схиме Трифону). Объезжая епархию, святитель посетил белозерские пределы и отправился оттуда вниз по рекам Шексне и Волге к Ярославлю. При наступлении ночи была сделана остановка в 7 верстах от Ярославля, на правом берегу Волги напротив впадения в нее р. Толги. В полночь, когда все спали, святитель проснулся и увидел яркий свет, озарявший окрестность. Свет исходил от огненного столпа на другом берегу реки, к которому протянулся мост. Взяв жезл, святитель перешел на другой берег и, приблизившись к огненному столпу, увидел в нем икону Пресвятой Богородицы, стоявшую на воздухе. Пораженный видением, святитель долго молился и, когда возвращался обратно, забыл взять свой жезл.

На другой день, после совершения утрени, когда святитель Прохор собрался продолжить путь в лодке, начали искать его жезл, но не могли нигде найти. Тогда святитель вспомнил, что забыл свой жезл на другом берегу реки, куда перешел по чудному мосту. Он рассказал о явлении и, посланные на тот берег на лодке слуги вернулись с известием, что увидели в лесу между деревьями икону Матери Божией, а рядом епископский жезл. Святитель немедленно переправился вместе со всеми людьми на тот берег и узнал явившуюся ему икону. После горячей молитвы перед иконой на том месте расчистили лес и заложили церковь. Как только об этом узнали жители Ярославля, они прибыли на указанное место. К полудню церковь уже построили, а вечером святитель освятил ее в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, перенес туда икону и установил празднование в день ее явления. Позже святитель Прохор устроил при этой церкви Толгский монастырь. Скончался святитель Прохор 7 сентября 1328 года.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Толгская
глас 4

Днесь светло сияет на Толге/ образ Твой, Пречистая Дево Богородице,/ и, яко солнце незаходимое,/ всегда верным подадеся,/ Егоже видев на воздусе,/ невидимо Ангелы, яко никим, держима,/ преосвященный епископ града Ростова Трифон/ тече ко явленному светящемуся столпу огненну,/ и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех./ И мы, к Тебе притекающе, зовем:/ Пресвятая Дево Богородице,/ верно Тя славящих спасай,/ страну нашу, архиереев/ и вся Российския народы от всех бед избавляй/ по велицей Твоей милости.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Толгская
глас 8

Чудное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление, Пречистая Дево,/ с верою взирающим бывает известное чаяние спасения,/ столпом бо огненным являющи предстательство,/ неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление,/ имже страну Российскую от всяких бед избави, молимся,/ да радостными усты вопием Ти вси:/ радуйся, Предводительнице вечнаго блаженства.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою Ее Толгская

О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, вышшая Херувимов и Серафимов и святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную блаженному святителю Трифону огневидно явити благоволила еси, и ею многая и неизреченная чудеса соделала еси, и ныне содеваеши, по Твоему неизреченному к нам милосердию. Тебе пред пречистым образом Твоим припадаем и молимся, Преблагословенная рода нашего Заступнице: в странствии сем земнем, многоскорбнем и многомятежнем, не лиши нас Твоего заступления и покрова державнаго. Спаси и защити нас, Владычице, от разжженных стрел лукаваго врага спасения нашего. Укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним нашим, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да, очистившеся от скверны греховныя, возможем принести Творцу благоугодныя Ему плоды добрых дел и сподобитися мирныя христианския кончины и ответа праваго на страшнем и нелицеприятнем Суде Его. Ей, Госпоже Всемилостивая! В час грозный смертный наипаче яви нам Твое многомощное заступление, ускори тогда на помощь к нам, безпомощным, и державною рукою Твоею исхити нас из власти лютаго миродержца, ибо воистину много может молитва Твоя пред лицем Господа, и ничтоже невозможно ходатайству Твоему, аще токмо восхощеши. Темже, на святый образ Твой умиленно взирающе и пред ним, яко живей Ти сущей с нами, покланяющеся, с упованием благим сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе по Бозе молитвенно предаем и Тя величаем с рождшимся от Тебе Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом, Емуже, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В окружении реликтовой кедровой рощи сияют над волжскими водами купола Толгской Свято-Введенской обители. Промыслом Божиим стала она первым женским монастырем, открытым на территории России после многих десятилетий гонений и разорений. С января 1988 года здесь, немного выше Ярославля и на противоположном этому городу северном берегу великой русской реки, поселились первые сестры-инокини, чьим нарочитым служением стал уход за престарелыми и одинокими служителями Церкви. Со временем на Толгу были перенесены и честные мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), тонкого религиозного мыслителя и психолога, в своих писаниях приблизившего многовековой аскетический опыт православного подвижничества к разумению современного человека. В своей земной жизни святитель Игнатий не был как-либо особо связан с Толгой: он скончался и был погребен в другой верхневолжской обители, Николо-Бабаевском монастыре, стоявшем на полпути от Ярославля до Костромы.

Исконной же святыней Толги в течение почти семи веков была чудотворная мироточивая икона Толгской Богоматери, в середине 1920-х забранная в Ярославский художественный музей. Некогда же крестные ходы с Толгской иконой совершались отсюда и в Ярославль, и в Ростов Великий с соседним ему Борисоглебом, и в Рыбинск, и в северные, с Вологдой граничащие уезды.

В 1314 году, когда Ярославлем владел князь Давид Федорович, здешний епископ Прохор (в схиме Трифон) возвращался из обители святого Кирилла Белозерского в свой кафедральный город. Путь, пролегавший сперва по Шексне, затем по Волге, был долгим и трудным, и, не добравшись всего семи верст до Ярославля, владыка и его спутники вынуждены были пристать для ночевки к правому возвышенному берегу. Утомленные путники давно уже спали, когда в шатер епископа вдруг просочился яркий свет. Владыка вышел наружу и увидел дивный огненный столп, поднявшийся на противоположном берегу, у устья речки Толги, где в те времена стоял дремучий бор. Отражение столпа в волжской воде образовало световую дорожку наподобие лунной. Пав на колени перед сим таинственным знамением, архипастырь перекрестился и, опираясь на свой святительский жезл, ступил на неземным светом принизанную воду и пошел по ней яко посуху. Перейдя же на другой берег, владыка увидел, что на вершине огненного столпа парит образ Пречистой с Предвечным Младенцем.

Со слезами умиления епископ начал молиться: «Владычице, Ты призираешь на детей Твоих и не забываешь достояния Твоего! Что воздадим, какие дары принесем Тебе?» Изнемогши же, вернулся тем же дивным огненным мостом в свой шатер и до утра заснул. Когда же настало время трогаться в путь, владыка понял, что забыл свой святительский посох на противоположном берегу. И тогда, поведав своим ничего не подозревавшим спутникам о ночном бдении, переправился с ними в заречный лес и узрел стоящую уже на земле икону с лежащим перед нею посохом. Убедившись, что все случившееся в полночь не было сонным видением, архипастырь пал перед явленным образом, а затем взял в руки топор и принялся рубить лес. И пока владыка со своими служителями не выстроили на месте явления Пречистой деревянный храм, в город они не возвращались. Прослышавшие о чуде ярославцы толпами устремлялись на Толгу, чтобы присоединиться к строителям, так что к полудню церковь была готова, а к вечеру освящена во имя Введения.

Прошло более полувека. Вокруг церкви давно уже образовался мужской монастырь, куда стекались благочестивые иноки и прослышавшие о чудесах от иконы богомольцы. 16 сентября 1392 года игумен Герман возгласил за утреней обычные слова из богослужебного чина: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», и вдруг в тот самый миг из десницы Пречистой начало истекать миро, чье благоухание распространилось по всему собору. Когда же пораженные иноки начали служить молебен по случаю нового чуда, то при пении слов «Владычице, прими молитвы раб Твоих» миро появилось и на левой ножке Младенца. Богомольцы собирали его и разносили по окрестным городам и весям, и всюду толгское миро приносило исцеление больным и скорбным.

Однако вскоре деревянные постройки обители погибли в пламени пожара, не устоял от огня и соборный храм. Икону тогда сочли погибшей, и каково же было удивление иноков, когда они узрели невредимую чудотворную, стоящую в ветвях одного из монастырских кедров.

Вскоре обитель восстановили. В 1553 году царь Иван Васильевич Грозный проездом посетил Толгу и получил неожиданное исцеление от мучивших его болей в ногах. В знак благодарности государь выстроил в обители каменный собор.

Многими чудесами прославилась Толгская икона и в последующие времена; многие государи жертвовали на обустройство монастыря вослед за Грозным: Михаил Федорович, Феодор Алексеевич, Иоанн Алексеевич, Петр I, Анна Иоанновна, Павел Петрович. Совершая свою поездку по Волге, Екатерина II, отстояв молебен у чудотворной, гуляла в кедровой роще.

Старые путеводители по Волге упоминают о благочестивом обычае: всякий проплывавший по главной дороге России пассажирский пароход непременно делал остановку у монастырской пристани, чтобы путешественники смогли присутствовать на молебне у чудотворной.

Мужская обитель просуществовала на Толге до 1926 года. Вскоре в ее стены вселилась колония для малолетних преступников (находилась тут вплоть до 1987 года), а в середине 1930‑х неподалеку, у села Норское, силами ГУЛАГа началось было сооружение плотины. Поднятое ею водохранилище затопило бы многие города и села вверх по Волге, включая древний Углич. Однако вскоре от этого проекта отказались и перенесли строительство под Рыбинск, к устьям Шексны и Мологи; только название соседнего с Толгой поселка — Волгострой — напоминает о первоначальном замысле.

Чудотворная же была отдана в музей. По своему иконографическому типу она является «Елеусой» или «Умилением». Изображение Пречистой поясное, соприкасающийся с Ней ланитами Спаситель припал к левому плечу Своей Пречистой Матери, шуйцею же обнимает Ее за шею. По композиции Толгская во всем подобна палладиуму соседней Костромы — Федоровской Богородице — но только в зеркальном отражении. С давних пор с Толгской делались списки, особо чтимыми среди них были иконы в девичьей обители в Нежине, в Воскресенской церкви вологодского села Подкубенское, в Петропавловском монастыре Мценска и в местечке Иллуксте Курляндской губернии.

Тропарь, глас 4

Днесь светло сияет на Толге образ Твой, Пречистая Дево Богородице, и, яко солнце незаходимое, всегда верным подадеся, егоже видев на воздусе, невидимо Ангелы, яко никим, держима, преосвященный епископ града Ростова Трифон тече ко явленному светящемуся столпу огненну, и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех. И мы, к Тебе притекающе, зовем: Пресвятая Дево Богородице, верно Тя славящих спасай, страну нашу, архиереев и вся российския народы от всех бед избавляй по велицей Твоей милости.

Молитва

О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, Вышшая Херувим и Серафим и Святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную блаженному святителю Трифону огневидно явити благоволила еси, и ею многая и неизреченная чудеса соделала еси и ныне содеваеши, по Твоему неизреченному к нам милосердию. Тебе, пред пречистым образом Твоим, припадаем и молимся, Преблагословенная рода нашего Заступнице: в странствии сем земном, многоскорбнем и многомятежнем, не лиши нас Твоего заступления и покрова державнаго. Спаси и защити нас, Владычице, от разжженных стрел лукаваго врага спасения нашего. Укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним нашим, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да очистившеся от скверны греховныя, возможем принести Творцу благоугодныя Ему плоды добрых дел и сподобитися мирныя христианския кончины и ответа праваго на Страшнем и нелицеприятнем Суде Его. Ей, Госпоже Всемилостивая! В час грозный оный смертный наипаче яви нам Твое многомощное заступление, ускори тогда на помощь к нам безпомощным и державною рукою Твоею исхити нас из власти лютаго миродержца, ибо воистину много может молитва Твоя пред лицем Господа, и ничтоже невозможно ходатайству Твоему, аще токмо восхощеши. Темже на святый образ Твой умиленно взирающе и пред ним яко живей Ти сущей с нами покланяющеся, со упованием благим, сами себе и друг друга и всю жизнь нашу Тебе по Бозе молитвенно предаем и Тя величаем с рождшимся от Тебе Спасителем нашим, Господем Иисусом Христом, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


21 / 08 / 2005

****
ТОЛГСКАЯ ИКОНА БОГОМАТЕРИ ВОЗВРАЩЕНА ИЗ МУЗЕЯ В МОНАСТЫРЬ
Ярославль, 20 августа 2003 г.

Россия православная богата чудотворными иконами. Множество людей в различных уголках нашей страны стремиться к ним. Кто-то, чтобы поклониться и попросить в молитве здоровья и благополучия, другие - из любопытства, третьи - из интереса увидеть нечто, имеющее отношение к истории и культуре России. С такими целями в древний город Ярославль и его окрестности постоянно приезжает огромное количество паломников и просто туристов. Здесь действительно немало церквей, монастырей, музеев, достойных внимания. Есть и чудотворные иконы . Самые известные из них:

  • Образ Матери Божьей «Прибавление ума» (г.Тутаев, храм Покрова Пресвятой Богородицы),
  • образ Всемилостивого Спаса (г. Тутаев, Воскресенский собор),
  • чудотворный список иконы Спаса Нерукотворного (г.Ярославль, Кирилло-Афанасьевский монастырь),
  • Чудотворная икона Святителя Николая (с.Годеново, .

В этом ряду много и других чудных образов , но особое место среди них занимает икона Толгской Божьей Матери, находящаяся в Свято-Введенском женском монастыре. Известен этот образ множеством исцелений, происходящих по молитвам верующих.

О монастыре

Свято-Введенский монастырь располагается на левом берегу Волги в посёлке Толга недалеко от Ярославля. Обитель основана в 1314 году. Помимо образа Божьей Матери, здесь находятся мощи святителя Игнатия Брянчанинова, известного множеством написанных им духовных книг. На территории монастыря растёт парк сибирских кедров. Введенский собор, построенный в 1683 году, сохранил на стенах росписи XVII века. Добраться сюда можно от Красной площади г.Ярославля автобусом №34, в сезон навигации - теплоходом от Речного вокзала.

Явление

В 1314 году епископ Ростовский и Ярославский Прохор шёл из Кирилло-Белозерского монастыря в Ярославль. На ночлег он со своими сопровождающими остановился на берегу Волги в 6 верстах от места впадения в неё реки Толги. Проснувшись среди ночи, епископ увидел на другом берегу столб яркого света и направился к нему.

Приблизившись, он увидел , что свет этот исходит от иконы Божьей Матери, который чудесным образом держится в воздухе. Прохор, опустившись на колени, долго и горячо молился на этом месте, потом вернулся к себе, забыв на берегу свой епископский посох. Наутро пропажа обнаружилась, и Прохор вместе со свитой вернулся на то место. Посох лежал там, где был оставлен, кроме того, найдена была и виденная ночью епископом икона. Она уже находилась на земле.

Икону взяли, а место это быстро расчистили и за один день возвели на нём церковь. В постройке участвовали не только спутники Прохора, но и местные жители. Освятили её в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Тогда же было решено, что здесь будет монастырь.

С тех пор, если не считать крестных ходов , образ покидал обитель дважды: с середины 20-х годов ХХ века по август 2003 года он находился в Ярославском художественном музее, и весной 2014 года его, по благословению , на месяц перевозили в Новоспасский монастырь г.Москвы.

Иконография

Образ имеет размер 48х61см. Дева Мария изображена по пояс. Богомладенец Иисус сидит на Её левой руке, обнимая Пречистую Мать за шею. Она, в свою очередь, поддерживает его. Образ обладает невероятной выразительностью, глаза Богородицы, написанные в особой технике, весьма проникновенны и скорбны.

В 1327 году с чудотворного образа был сделан список, который носит название Толгская III. Сначала он хранился в монастыре, но через некоторое время был передан в Русский музей г.Санкт-Петербург. Ещё одна копия, называющаяся Толгская II, находится в Третьяковской галерее в Москве.

Помощь Матери Божьей по молитвам у Толгского образа

Просить в молитвах у Матери Божьей можно практически обо всём. Но традиционно молятся Пресвятой Деве:

  • о здравии,
  • об укреплении в вере,
  • о рождении детей,
  • о помощи в делах житейских,
  • о помощи в изучении Слова Божьего.

Кроткая и добродетельная Мария при жизни была образцом жены и матери, поэтому нет надёжнее Помощницы в семейных делах, чем Она. Её вера в собственного Сына была неисчерпаема. После Его смерти на кресте, Она была, наверное, единственной, кто ни на секунду не усомнился в Его будущем Воскресении. А значит именно Её и нужно просить об умножении и укреплении в вере. Будучи милосердной и сострадательной при жизни Своей, Она и сейчас продолжает помогать в любых делах и исцелять от болезней тех, кто просит Её об этом.

Свидетельства

Самыми известными чудесами , явленными по молитвам верующих перед этим образом были:

В наше время

У иконы Толгской Божьей Матери можно видеть множество золотых и серебряных украшений, пожертвованных верующими в благодарность за помощь, полученную по молитвам у чудотворного образа. Часто люди задают вопрос, для чего возле иконы лежат эти приношения, почему их не убирают или никак не используют. Дело в том, что все это — свидетельства благодарности людей, вещественные доказательства действенности молитв. Их оставляют на виду у всех, чтобы показать, скольким людям была явлена действенная помощь.

Есть и записи, рассказывающие о заступничестве Богородицы, в том числе и в наши дни. Множество писем приходит в монастырь от людей, получивших исцеление от различных заболеваний. Есть свидетельства об избавлении от пьянства и даже наркомании. Известны многочисленные случаи рождения долгожданных детей у бесплодных женщин после молитв у этого образа. Устройство во многих бытовых проблемах, улучшение финансового положения, получение работы - все это обретают люди, просящие заступничества Пресвятой Девы.

В 2014 году образ привозили в Новоспасский , чтобы жители и гости столицы могли его увидеть. Огромное количество людей получило возможность поклониться чудотворной иконе и помолиться рядом с ней, существенно пополнив список, получивших помощь от Неё. Находилась святыня в Новоспасском с 15 марта по 12 апреля.

Как просить помощи Толгской Божьей Матери

В монастыре возле образа установлена памятка с текстом молитвы специально для этой иконы. Но, конечно, просить Пресвятую Деву о помощи можно своими словами, главное, чтобы обращение к Божьей Матери было искренним и шло от сердца. Но лучше сочетать уставную молитву с собственной.

В дореволюционных путеводителях по Волге есть описание благочестивого обычая: каждый пароход, проходящий мимо Толгского монастыря обязательно причаливал, чтобы дать возможность всем присутствующим побывать в монастыре и поклониться Матери Божьей перед Её чудесным образом. Сейчас, разумеется, эта традиция уже утрачена. Но ежедневно в Толгскую обитель стекается огромное количество паломников из Ярославля, Москвы, Санкт-Петербурга и множества других городов России. Особенно много их приезжает в день почитания этой иконы 21августа (8 августа по старому стилю). Именно в эту дату образ был явлен епископу Прохору.

Толгская икона Божией Матери - почитаемая в Русской православной церкви икона Богородицы. Известна по трём спискам конца XIII - начала XIV веков, один из которых предание называет «явленным» в1314 году ростовскому епископу Прохору и он почитается как чудотворный. Толгская икона относится к иконописному типу Елеуса. Список последней четверти XIII века хранится в Государственной Третьяковской галерее, а «явленная» икона находится в Толгском монастыре.

Просмотреть на карте большего размера

Толгская икона почитается как покровительница Ярославской земли. Празднование в честь иконы совершается 21 августа по н.с.

Большая икона Толгской Богоматери

Древнейшая из известных икон Толгской Богоматери получила название Большой (Тронной) или Толгская I. Её написание относят к последней четверти XIII века. Относительно происхождения иконы выдвигаются различные версии. Так Ф. Швейнфурт приписывает икону итальянскому мастеру пизанской школы перидадученто, а В. И. Антонова грузинской школе. Обе эти версии не находят поддержки. В пользуярославского происхождения иконы свидетельствует широкое использование орнаментальных украшений и написание её на липовой доске, что говорит против её южного происхождения. Иконография Толгской тронной иконы происходит из византийской живописи позднего XII-XIII веков. Ряд иконографических деталей в лике Иисуса Христа (рисунок бровей, носа, широко раскрытых глаз, рта, форма лба, округлый подбородок, разделение прядей волос) повторяют лик Еммануила на другой ярославской иконе - «Оранта Великая Панагия» (первая треть XIII века). В Толгский монастырь, основанный в 1314 году, Тронная Толгская икона попала, вероятно, как древний и прославленный образ и была помещена в монастырском соборе на горнее место, как и «Оранта Великая Панагия» в княжеском Успенском соборе Ярославля.

Иконография

Икона написана на липовой доске размером 140 на 92 см. Дева Мария на ней изображена в полный рост, сидящей на троне. Богомладенец стоит на её левом колене, охватывает её шею и прижимается к её щеке, а Богородица слегка поддерживает его обеими руками. Мария одета в синий хитон и коричневый мафорий с широкими складками. Мафорий имеет серебряную кайму богато украшенную жемчужным орнаментом. В качестве знака приснодевства Марии на мафории помещено изображение квадрифолио. Младенец Иисус изображён в розово-красном гиматии и синем хитоне. По сторонам трона в воздухе парят архангелы Гавриил иМихаил. Трон, на котором сидит Богородица, имеет высокую спинку с арочными проемами, украшенную охряным растительным орнаментом. Лики Марии и Иисуса написаны охрой по тёмному санкирю, на щёки нанесены подрумяна, лик Иисуса написан светлей, чем лик Богородицы. Академик В. Н. Лазарев так охарактеризовал икону: В толгской иконе мы имеем усложненный тип Умиления, отличающийся особой непосредственностью выражения. Это, пожалуй, одна из самых эмоциональных русских икон XIII века. Хотя ей недостает тонкого аристократизма, зато она подкупает душевной теплотой.

«Явленная» икона Толгской Богоматери

Данный список Толгской иконы называют «явленным» или «Толгская II». Его почитают чудотворным. Сказание о её чудесном обретении написано в XVI веке на основе местных преданий. Икона хранилась в Толгском монастыре, построенном на месте её обретения. В 1920-е годы она была изъята и находилась в собрании Ярославского художественного музея. В 2003 году икона была возвращена в монастырь.

Предание

Церковное предание связывает с его появлением следующую историю. В 1314 году Прохор, епископ Ростовский и Ярославский, возвращаясь из Кирилло-Белозерского монастыря в Ярославль, остановился на ночлег на берегуВолги в шести верстах от города в месте впадения в неё речки Толга. Ночью Прохор увидел на противоположенном берегу столб света и чудесно возникший мост через Волгу, ведущий к нему. Он взял свой посох и пошел к явившемся видению.

Достигнув противоположного берега, епископ увидел образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Младенца, Господа нашего Иисуса Христа; образ не стоял на дереве, а чудесно держался на воздухе на высоте пяти локтей, так что с земли его нельзя было достать руками. Епископ, поклоняясь иконе Богородицы, воссылал Владычице мира тёплые молитвы, соединённые со слезами; после довольно продолжительной молитвы он возвратился обратно, забыв на этом месте свой посох. - Димитрий Ростовский. Жития святых 8 августа

На утро слуги епископа не смогли найти его посох и Прохор рассказал им о ночном видении. Он приказал им ехать на другой берег и привезти посох. Слуги выполнили поручение и нашли на противоположенном берегу в указанном епископе месте его посох и икону Богородицы, стоящую на земле. После этого Прохор со свитой направился туда и приказал расчистить место для постройки деревянной церкви, которую с помощью горожан, прибывших туда после известия о чудесном явлении иконы Богородицы, возвели в тот же день. Прохор освятил церковь в честь праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм и основал при ней монастырь, получивший название Толгского Введенского. День обретения иконы - 8 августа, стал днём празднования в её часть. Предания приписывают явленной Толгской иконе следующие чудеса: 16 сентября 1392 года - мироточение образа во время утрени; воскрешение мёртвого ребёнка, привезённого в монастырь для погребения, по молитве его родителей перед иконой; конец XIV - начало XV веков - чудесное сохранение иконы при пожаре, уничтожившем церковь. Икону нашли невредимой в роще у монастыря; 1553 год - исцеление от болезни ног царя Ивана Грозного. В благодарность по указанию царя в Толгском монастыре возвели каменный собор; 1766 год - спасение Ярославля от засухи.

Иконография

Икона написана на доске размером 61 на 48 см. По мнению В. Н. Лазарева данная икона представляет собой сокращённый список Тронной Толгской иконы. Богородица изображена погрудно, а Иисус сидящим, а не стоящим. Изменено положение рук Девы Марии, для них заимствован прототип с Владимирской иконы Богоматери. В колорите иконы преобладают темные краски - красно-коричневая, чёрно-зелёная, изумрудно-зелёная, охра, умело сопоставленные с цветом серебряного фона. Вохрение лиц выполнено в несколько слоев золотистой и розовато-коричневой охрой по тёмному умбристому санкирю. Освещенные части ликов моделированы белилами с небольшой примесью охры и чистым белым цветом. С большой свободой написан лик младенца, высветленные части которого художник отметил уверенными мазками белой краски Для предания лицу Богородицы скорбного выражения художник особо выделил её глаза: зрачки изображены крупными и миндалевидными, брови и веки обведены белыми мазками, а край зрачков подчёркнут белыми бликами. Все это контрастно выделило тёмные глазницы на лице Богоматери.

Толгская III

Около 1327 года с явленной Толгской иконы был сделан список, получивший название Толгская III. Икона хранилась в Толгском монастыре, а затем поступила в собрание Русского музея (Санкт-Петербург). Он выполнен не столь эмоциональным, как явленная икона и в ряде деталей он имеет сходство с Большой Толгской иконой. Богомладенец изображён сидящим на левой руке Богородицы, его лицу, как и на Толгской тронной иконе, приданы черты лика Еммануила на иконе «Оранта Великая Панагия» (Ярославль, первая треть XIII века). Гиматий Иисуса оранжево-розовый, хитон тёмно-синий. Складки гиматия повторяют рисунок Толгской тронной иконы. Оживки на Толгской III выполнены в той же манере что на двух других списках.

Разочаровавшись в современной медицине, люди находят исцеление около чудотворных ликов. Излечение от многих болезней дарует Толгская икона Божьей Матери.

Матерь Божья, прожившая земную жизнь, хорошо знающая человеческие нужды, не оставила без Своей защиты людей, за которых была пролита на Голгофе кровь Ее любимого Сына Иисуса Христа.

Святая Дева Мария являет Себя людям образами, которые потом воплощаются в спасающие иконы.

Не забыт Божьей милостью и Ярославский край, где появилась икона Божией Матери «Толгская».

Образ, рожденный в огне

Шел август, 1314 год. По преданию старцев, епископ ростовский Прохор объезжал вверенные ему земли Белозерских пределов, решил спуститься по реке Шексне, а затем по Волге, чтобы посетить славный город Ярославль.

Всего 7 верст оставалось святителю до Ярославля, как наступила ночь, ставшая причиной остановки. Местом ночевки был выбран правый берег Волги, а точнее участок земли, около которого в Волгу впадала речка Толга.

Была полночь, когда место ночевки озарил ярчайший свет, исходящий от столба огня. Зарево распространялось с противоположного берега, освещая неведомо откуда взявшийся мост. Небесная сила привлекла Старца к столбу, свет которого излучал образ Пресвятой Богородицы с Младенцем. К Ним епископ прошел по огненному мосту.

Часто сам Бог являет Себя людям в виде неопалимого огня, как это было с Моисеем, когда он увидел несгораемый куст.

Перед чудесным ликом Девы Марии с Дитем епископ Прохор упал на колени, провел в молитве остаток ночи.

По возвращении на место стоянки, проведя утреннюю службу, святитель обнаружил, что его жезл остался около огненного столба.

Посланные слуги быстро не только нашли оставленный жезл, но обнаружили около зарослей икону Матери Божией, о чем сообщили епископу. Святитель Прохор сразу узнал свое ночное видение. Сам епископ, все сопровождавшие его люди опустились на колени, горячо молясь, прославляя Бога, воздавая Ему хвалу за чудотворящий подарок.

Божественная сила иконы Божией Матери наполнила строителей, прибывших из Ярославля. За один день они возвели храм, который был освящен тем же вечером. По окончании службы все больные были исцелены.

Почти 6 веков стояла обитель около Тоглы, мужской монастырь около нее. Все это время не зарастала тропа страждущих, болящих, желающих получить помощь Святой Девы Марии.

С 1926 года, когда советская власть закрыла монастырь, на его месте поместила колонию малолетних преступников, до 2003 года чудотворный образ хранился в Ярославском музее. С 2003 года Светлый лик освещает Толгскую обитель, покинув ее всего 2 раза на короткое время.

Большая икона Толгской Божией Матери

Исцеляющая и освобождающая сила иконы

Об исцеляющей силе иконы Божией Матери услышал великий царь Иоанн Грозный, страдающий сильными болями в ногах. Велел царь перенести его к Толгской обители. Долго, усердно молился Иоанн перед Святым ликом, получил исцеление, выйдя к подданными своими ногами.

Каким еще иконам молятся об исцелении:

В 1392 году, после провозглашения кондака, правая рука Матери Божьей начала мироточить, через некоторое время появилось миро на левой ноге Младенца. Так Пресвятая Матерь Божья дала немощным людям Свой Божественный знак.

7 веков помогает чудотворная сила Святого лика людям, приходящим с чистым сердцем, верой в исцеляющую силу Иисуса Христа.

Благоговейная тишина царит в храме, где паломники , стоя на коленях, просят Богоматерь об исцелении духа, души, тела:

  • сохранить от безбожия;
  • защитить во время голода;
  • исцелить от болезней;
  • избавить от безбрачия;
  • освободить от зависимости: пьянства , табакокурения , блуда и наркомании.
Важно! Вера, пост и благоговение перед Богом помогают людям получать чудесное освобождение, даруемое Божьей Матерью.

Благодатная сила иконы Божьей Матери «Толгская» является защитным покровом Ярославля. Светлый лик любящей Матери дает надежду павшим духом, исцеляет и избавляет от зависимостей.

Описание Толгского лика Божьей Матери

Успенский собор Ярославля является хранителем Божьей драгоценности. Именно здесь находится Большая Толгская икона Богородицы с Дитем.

О других храмах Ярославля:

Знатоки иконографии не пришли к единому мнению об авторстве написания Святого лика, но большинство из них склоняются к ярославскому происхождению.

Икона выполнена на доске из липы.

На ней Пресвятая Дева изображена сидящей на троне, покрытая покрывалом со струящимися складкам, украшенным серебром и жемчугом. Высокая спинка трона украшена изысканным орнаментом, изображающим вьющиеся растения около проемов арок.

С первого взгляда поражают печальные глаза Девы Марии, в которых собрана вся боль за человечество. Голову Богородицы украшает знак Божественности, присущий именно этой иконе.

Младенец, в красной рубашке и синей накидке, уютно расположился на левом колене Богоматери, нежно прижавшись щекой к щеке Матери и обвив Ее ручками, как бы поддерживая Деву во время страданий.

От лика Младенца исходит умиление, Божественная любовь, наполняющая молящихся миром и покоем.

Очень часто приходящие на костылях больные получают исцеление, бросают костыли, уходят на своих ногах, постоянно благодаря Деву Марию, прославляя Отца, Сына и Святого Духа.

Исцеляются младенцы, старики, мужчины, женщины. Исцеляются по собственным молитвам, прошениям матерей и близких людей.

Сложно перечесть все чудеса , дарованные людям после неустанных молитв и веры в получение просимого, но постоянно льется к Богу молитва благодарения Святой Троице, Деве Марии и всем Святым.

Явленная икона Толгской Божией Матери

Молитва перед ликом Богоматери

Молитва и акафист перед светлым образом Девы Марии с Младенцем перекликается с молитвой «Отче наш» , произнося которую всем своим сердцем и разумом люди просят:

  • о силе Божьей;
  • защиты от стрел лукавого;
  • покрова Божьего

«О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, выше Херувимов и Серафимов и святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную блаженному святителю Трифону огневидно явити благоволила еси, и ею многая и неизреченная чудеса соделала еси, и ныне содеваеши, по Твоему неизреченному к нам милосердию. Тебе пред пречистым образом Твоим припадаем и молимся, Преблагословенная рода нашего Заступнице: в странствии сем земном многоскорбнем и многомятежнем, не лиши нас Твоего заступления и покрова Божьего.

Спаси и защити нас, Владычице, от огненных стрел лукавого врага спасения нашего. Укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним нашим, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да, очистившись от скверны греховной, возможем принести Творцу благоугодные Ему плоды добрых дел и сподобимся мирной христианской кончины и ответа правого на страшном и нелицеприятном Суде Его. Ей, Госпожа Всемилостивая!

В час грозный смертный наипаче яви нам Твое многомощное заступничество, поспеши тогда на помощь к нам, беспомощным, и державною рукою Твоею освободи нас от власти лютого миродержавца, ибо воистину много может молитва Твоя пред лицем Господа, и ничто не остановит ходатайство Твое, только восхищение. Также, на святый образ Твой умиленно взирая и пред ним, яко живей Ты сущей с нами, покланяющимися, с упованием благим сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе по Богу молитвенно предаем и Тебя величаем с родившмся от Тебя Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом, Ему же, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Посмотрите видео о Толгской иконе Богоматери