САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.3.1186-03
(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
2.4.1. Естественное освещение
2.4.1.1. Учебные, учебно-производственные, рекреационные, жилые и др. помещения с постоянным пребыванием обучающихся имеют естественное освещение.
Без естественного освещения допускается проектировать:
снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале;
душевые и уборные персонала;
кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей);
радиоузлы;
кинофотолаборатории;
книгохранилища;
бойлерные, насосные водопровода и канализации;
камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха;
узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий;
помещения для хранения дезсредств.
Мощность светильника 36 Вт, 4500 К, 3200 Лм, встраиваемый.
Мощность светильника 38 Вт, 5000 К, 3450 Лм, встраиваемый/накладной.
Мощность светильника 36 Вт, 4000 К, 3800 Лм, встраиваемый/накладной. Опция - аварийный блок.
Мощность светильника 33 Вт, 4800 К, 2900 Лм, IP54, встраиваемый
2.4.1.2. Основной системой естественного освещения учебных помещений является боковое левостороннее. Направление основного светового потока не должно быть спереди и сзади от обучающихся. При глубине учебных помещений более 6 метров обязательно устройство правостороннего подсвета.
В учебно-производственных мастерских, актовых и спортивных залах применяют системы освещения (боковое - одно, двух- и трехстороннее) и комбинированное (верхнее и боковое). Выбор системы освещения определяют характером зрительной работы, габаритами помещения и оборудования, особенностями светового климата и др. Для мастерских с большой глубиной - наилучшими системами следует считать двухстороннее боковое и комбинированное (в одно- и двухэтажных зданиях).
Направленность света от боковых окон на рабочую поверхность, как правило, левостороннее. В слесарных и токарных мастерских направление света от боковых окон справа (при этом обеспечивается наименьшее затенение от корпуса тела работающего и громоздкой левой части токарных станков).
2.4.1.3. В учебных помещениях коэффициент естественного освещения (КЕО) должен быть 1,5% на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам, кабинетах технического черчения - 2,0%. В спортивном зале при боковом освещении - 1,0%, при верхнем и комбинированном - 3,0%.
2.4.1.4. В учебно-производственных мастерских и рабочих местах обучающихся на предприятиях КЕО обеспечивается в соответствии с характеристикой зрительной работы согласно требованиям, предъявляемым к естественному и искусственному освещению. В помещениях, специально предназначенных для работы или производственного обучения подростков, нормированное значение КЕО повышается на один разряд и должно быть не менее 1,0%.
2.4.1.5. Неравномерность естественного освещения в учебно-производственных помещениях не должна превышать 3:1 (отношение среднего значения КЕО к наименьшему в пределах характерного разреза помещения). Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни; ориентация кабинета вычислительной техники - на север, северо-восток.
2.4.1.6. Соотношение яркостей в поле зрения не должно превышать 3:1 - между тетрадью и поверхностью стола, 10:1 - между тетрадью и стеной; 1:3 - между классной доской и стеной и 20:1 - между световым проемом и стеной.
2.4.1.7. Для окраски и отделки поверхностей интерьера и оборудования учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует использовать диффузно-отражающие материалы светлой гаммы цветов: потолок и верхнюю часть стен, двери и оконные рамы окрашивают в белый цвет, стены - в светло-желтые, светло-голубые, светло-розовые, бежевые, светло-зеленые цвета с коэффициентом отражения не менее 0,6 - 0,7; столы - в светло-зеленые и цвета натурального дерева - с коэффициентом отражения не менее 0,5; классные доски - в темно-коричневые или темно-зеленые цвета с коэффициентом отражения не менее 0,2; пол - в светлые тона с коэффициентом отражения 0,4 - 0,5.
Мощность светильника 15 Вт, 5000 К, 1750 Лм, встраиваемый/накладной, IP30. Опция - аварийный блок.
Мощность светильника 18 Вт, 4000 К, 2100 Лм, встраиваемый/накладной.
Мощность светильника 32 Вт, 4000 К, 2800 Лм, IP40, накладной. Опция - аварийный блок.
Для общего освещения учебных помещений (кабинетов, аудиторий, лабораторий) следует использовать люминесцентные светильники: ЛСО02-2х40, ЛПО28-2х40, ЛПО02-2x40, ЛПО46-4х18-005, могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением.
2.4.2.4. В учебных помещениях используют люминесцентные светильники с пускорегулирующими аппаратами (ПРА) с особо низким уровнем шума.
2.4.2.5. Необходимое количество светильников и их размещение в помещении определяют по светотехническим расчетам с учетом коэффициента запаса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.
В учебных кабинетах светильники с люминесцентными лампами располагают параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м - от внутренней. Классную доску оборудуют софитами и освещают двумя светильниками типа ЛПО-30-40-122(125), расположенными выше верхнего края доски на 0,3 м и на расстоянии 0,6 м перед доской в сторону класса.
Предусматривают раздельное включение светильников или отдельных их групп (с учетом расстановки учебного и технологического оборудования).
2.4.2.6. Рабочее искусственное освещение в учебно-производственных мастерских и на предприятиях проектируют двух систем: общее (равномерное и локализованное) и комбинированное (к общему добавляется местное).
2.4.2.7. При выполнении в помещении работ I - IV разрядов следует применять систему комбинированного освещения. Освещенность рабочей поверхности, создаваемая светильниками общего освещения в системе комбинированного, должна составлять не менее 10% в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.
Для общего освещения в системе комбинированного следует использовать преимущественно люминесцентные лампы независимо от типа источника света местного освещения. Для местного освещения следует применять люминесцентные лампы или лампы накаливания.
2.4.2.8. Уровни освещенности при отдельных видах работ, выполняемых подростками, представлены в Приложении 1.
2.4.2.9. Выбор источника света следует производить с учетом характеристики зрительной работы, уровня освещенности, требований к цветоразличению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.
2.4.2.10. Для общего и местного освещения производственных помещений со специфическими условиями среды (пыльные, влажные, взрывоопасные, пожароопасные и др.) применяют светильники в соответствии с их назначением и светотехническими характеристиками.
2.4.2.11. Неравномерность освещения (отношение максимальной освещенности к минимальной) не должна превышать 1,3 для работ I - III разрядов при люминесцентных лампах; при других источниках света - 1,5; для работ IV - VII разрядов - 1,5 - 2,0 соответственно. Для производственных помещений, в которых выполняются работы I - IV разрядов, следует предусматривать ограничение отраженной блескости.
2.4.2.12. Очистку от пыли светильников общего освещения следует производить не реже 2-х раз в год; замену перегоревших ламп - по мере выхода из строя. К этой работе обучающиеся не привлекаются. Неисправные и перегоревшие люминесцентные лампы собирают и хранят до сдачи в местах, недоступных для обучающихся.
Мощность светильника 18 Вт, 4000 К, 2100 Лм. Монтируется на вертикальную поверхность с помощью кронштейнов.
У Вас остались вопросы по освещению образовательных учреждений ? Звоните нам, мы с удовольствием ответим на все Ваши вопросы.
Также, казалось бы, нет никаких четких указаний по поводу обязательного внедрения светодиодных источников света в общеобразовательных учреждениях и в программе "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", утвержденной в 2010-м году. В этом можете удостовериться самостоятельно:
https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.minenergo.gov.ru%2Fupload%2Fdocs%2Fee%2Fb612746a17...
Ну а, так как четких регламентирующих документов вроде бы нет, светодиодная индустрия моментально начала настойчиво продвигать все свои продукты в школы и университеты, в детские сады и интернаты, расхваливая и доказывая экономичность и энергоэффективность на все лады.
Кто-то из руководителей образовательных учреждений не торопится заменять освещение на светодиодное, кто-то ждет четких разъяснений или распоряжений со стороны госструктур, а кто-то уже вынужден менять светильники в связи с истекшим сроком эксплуатации текущего освещения, и зачастую, не имея четкой и прозрачной системы требований, ставит в своих учреждениях то, что по сути не соответствует даже ныне утвержденным нормам.
Как определить, какие светодиодные светильники разрешено устанавливать в образовательных учреждениях?
Давайте включим логику и почитаем действующие санитарные правила и нормы более вдумчиво, чтобы спрогнозировать изменения, которые будут более корректно регламентировать использование светодиодных светильников в образовательных учреждениях, когда Министерство Здравоохранения закончит все работы над следующими поправками к действующему СанПиНу.
Какие конкретные типы текущих светодиодных светильников наиболее близко соответствуют тем требованиям, которые ныне действуют для освещения школ и детских садов, а также прочих образовательных учреждений?
Для этого достаточно более детально разобрать каждый подпункт соответствующего СанПин.
Ряд сегодняшних производителей светодиодного освещения ограничивается для этого первым пунктом:
7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
То есть, получают общий сертификат ТС, который объединил в себе ранее используемые Сертификат Соответствия и Гигиенический Сертификат. И с этим документом пытаются доказать директорам школ, что, мол, все в соответствии с нормами.
Но по факту отнюдь не все светильники на самом деле подойдут для освещения в классах и аудиториях.
Для этого достаточно внимательно изучить прочие пункты СанПин.
К примеру, буквально следующий пункт следует разобрать со всей тщательностью:
7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.
1) Спектр цветоизлучения
в данном пункте указан весьма нечетко. С чем это связано на данный момент, догадаться несложно - большая часть текущего СанПиНа унаследовала текст из ранней версии, так как более конкретная классификация у люминесцентных ламп отсутствовала.
Теперь же, с появлением светодиодных аналогов и разнообразием их цветопередачи стоит заметить, что в данном случае следует применять светодиодные светильники с цветностью света от 2700К до 5000К. Именно этот диапазон температуры цвета принято относить к значениям тепло-белый
(2700К-3500К), белый
(4000К-5000К), естественно-белый
(3500К-4500К).
С чем это связано?
Данный диапазон наиболее близок к естественному освещению в дневное время, и комфортно воспринимается зрением.
Если более мягкий и уютный тепло-белый (2700К-3500К) более рекомендован к установке в дошкольных учреждениях, то все прочие (от 3500К до 5000К) - к установке в классах школ и аудиториях ВУЗов.
Это связано напрямую с особенностями человеческого восприятия - тепло-белый цвет свечения действует на нас успокаивающе, умиротворяюще, ассоциируется с уютом и комфортом, а естественный белый повышает работоспособность, восприятие, тонизирует мозговую активность.
Следует отметить, что есть еще одна разновидность - холодный белый (свыше 5000К). Это свечение является наиболее ярким и высококонтрастным, но повышает утомляемость и при длительном воздействии в течение дня действует на человека угнетающе. Поэтому светильники с цветностью свыше 5000К не рекомендованы для образовательных учреждений .
2) Также очень важный параметр - индекс цветопередачи Ra
. О нем напрямую не говорится в самом СанПиНе (так как косвенно это относится к пункту 7.2.1), но есть четкая градация помещений по характеристикам зрительной работы. О ней говорится в достаточно старом, но действующем документе СНиП 23-05-95, на который и ссылается данный СанПиН:
http://www.docload.ru/Basesdoc/1/1898/#i772208
И, согласно таблице из этого документа, светильники в помещениях образовательных учреждений должны обладать индексом Ra>80.
3) Еще одна крайне важная деталь - показатель дискомфорта Мт
. Это критерий оценки дискомфортной блескости, вызывающей неприятные ощущения при неравномерном распределении яркостей в поле зрения. Показатель дискомфорта (М) характеризует степень неудобства или напряженности при наличии в поле зрения точечных источников повышенной яркости.
Именно поэтому все осветительные приборы (или источники света) в помещениях длительного пребывания людей имеют матовую защитную оболочку. В случае с лампами накаливания - это матовые плафоны, в случае с люминесцентными лампами - непосредственно колбы самих ламп.
Таким образом, чтобы соответствовать указанному показателю, все светодиодные источники света в помещениях образовательных учреждений необходимо также скрывать за матовым рассеивателем , так как точечная яркость светодиодов недостаточно комфортно нивелируется другими типами рассеивателей (призма, микропризма, колотый лед и прочее).
4) Опосредованно к показателю дискомфорта следует относить также и коэффициент пульсации . Он характеризует относительную глубину пульсации освещенности (в %) в заданной точке помещения при питании ламп от сети переменного тока. Неконтролируемая пульсация освещенности приводит к повышенной опасности травматизма при работе с движущимися и, в особенности, с вращающимися объектами, а также к зрительному утомлению. В нормах России для большинства зрительных работ установлено значение Кп не более 20 .
Что касается светодиодных источников света, то все они работают от постоянного напряжения, и коэффициент пульсации светодиодных светильников, как правило, связан с тем, насколько качественно драйвер (блок питания светильника) преобразует переменный ток в постоянный. В подавляющем большинстве случаев, коэффициент пульсации светодиодных светильников <5% . Поэтому данным критерием практически можно пренебречь при подборе светильников в образовательные учреждения.
Итак, подведем итоги.
Согласно действующим нормативным документам, в дошкольных, общеобразовательных и высших учебных учреждениях следует применять светодиодные светильники, которые, помимо необходимых и достаточных значений общего светового потока, мощности, степени защиты, габаритов и накладного способа установки , соответствуют следующим параметрам:
1) Цветность света: 2700К-3500К - для дошкольных учреждений, 3500-5000К - для общеобразовательных и высших учебных заведений.
2) Тип рассеивателя: опаловый, матовый или молочно-белый
3) Индекс цветопередачи Ra > 80
4) Коэффициент пульсации < 5%
Зачастую при подборе светильника также возникает вопрос о материале рассеивателя. В нормативной документации нет никаких указаний к материалу рассеивателя для светильников , устанавливаемых внутри помещений образовательных учреждений, поэтому выбор материала рассеивателя оставляется на усмотрение руководства учебного учреждения.
Различные материалы обладают различной светопропускаемостью и износостойкостью, но в большинстве случаев , когда вопрос упирается в стоимость изделия, выбор падает на более дешевые материалы, такие как светотехнический полистирол или полиакрил (ПММА). В случаях же, когда необходима прочность рассеивателя к механическим повреждениям - применим более дорогой поликарбонат .
Координатор проекта,
Живорыкин А.Н.
СанПин 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий" (действующая редакция с изменениями на 15 марта 2010 года
)
3.1.5.
...В учреждениях дошкольного
, школьного и профессионально-технического образования, а также следует применять разрядные лампы и лампы накаливания.
3.1.9. Замена ламп накаливания на новые источники света (компактные люминесцентные лампы, светодиоды) в эксплуатируемых осветительных установках допускается при соблюдении нормативных требований (таблицы 1 и 2)
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 24 ноября 2015 года)
7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательной организации обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
7.2.3. Не используются в одном помещении для общего освещения источники света различной природы излучения.
СП 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*
7.18...В учреждениях дошкольного , школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять люминесцентные (в том числе компактные) лампы и галогенные лампы накаливания...
Какие светодиодные светильники для школ и дошкольных общеобразовательных учреждений.
Требования к светильникам для школы, особенности кратко:
светильники :
освещенность:
подробнее:
"Руководителям Управлений
Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации,
на железнодорожном
транспорте
Исх. № 01/11157-12-32 от 01.10.2012
Об организации санитарного надзора за использованием энергосберегающих
источников света
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
сообщает, что в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об
энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2011 года к обороту на
территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания
мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в
целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки
электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут
быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.
Для организации общего и местного искусственного освещения в общественных помещениях
рекомендуется использовать в качестве источников света люминесцентные и светодиодные
лампы.
На российском рынке представлены модели компактных люминесцентных ламп (далее - КЛЛ)
более чем 40 производителей, которые различаются по мощности, световым характеристикам,
формам, срокам службы, размеру, цене. Объем потребления энергосберегающих ламп в
Российской Федерации постоянно возрастает. Импорт компактных люминесцентных ламп достиг в 2011 году 107 млн. штук.
В связи с развитием современных энергоэффективных источников света, в том числе
светодиодов и осветительных приборов на их основе необходимо обеспечить гигиенические
нормы освещения в учреждениях общего и начального профессионального образования и в
детских оздоровительных организациях.
Наиболее острым вопросом в использовании КЛЛ по-прежнему является проблема их утилизации
и безопасности использования. Каждая такая лампа может содержать до 3-5 мг ртути,
находящейся в агрегатном состоянии в виде паров. Опасность представляет неаккуратное
обращение с отработанными лампами. Разрушенная или повреждённая колба лампы
высвобождает пары ртути, которые могут вызвать тяжёлое отравление.
В настоящее время на территории Российской Федерации производятся лампы с применением
технологии Amalgam. В составе такой лампы ртуть находится не в чистом виде (жидком и/или
парообразном состоянии), а в виде амальгамы — химического раствора ртути в другом металле,
т.е. в твердом агрегатном состоянии. При нагревании амальгамы до 60 0С и выше пары ртути
высвобождаются и участвуют в процессе свечения лампы. Такое технологическое решение
исключает попадание паров ртути в помещение с комнатной температурой при нарушении
целостности стеклянной колбы.
Кроме того, в продаже доступны КЛЛ, выполненные в силиконовом контуре поверх лампы.
Силиконовая прокладка предохраняет трубку и колбу, являясь смягчителем удара при падении,
ограничивает распространение ртути.
Для минимизации загрязнения закрытых помещений при повреждении КЛЛ, рекомендуется
использовать лампы, изготовленные по указанным технологиям.
Кроме компактных люминесцентных ламп на рынке осветительного оборудования Российской
Федерации с 2010 года предлагаются светодиодные источники освещения, которые имеют ряд
преимуществ. Светодиодные лампы экономичны и имеют энергопотребление на 80% меньше чем
у ламп накаливания, обладают высокой ударной и вибрационной устойчивостью. В светодиодных
лампах отсутствует газонаполнение, они почти не нагреваются, срок их службы может доходить
до 100 000 часов. Такие лампы не содержат ртути, что делает их безопасными в плане
загрязнения окружающей среды.
С целью определения возможности применения светодиодного освещения и светодиодных
светильников НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Учреждения РАМН ФГБУ
«Научный центр здоровья детей» РАМН при участии сотрудников ГП «Научно-технологический
центр уникального приборостроения РАН» и Научно-исследовательского института строительной
физики Российской Академии Архитектуры и строительных наук были проведены исследования
психофизиологического воздействия светодиодного освещения и светодиодных светильников на
организм человека.
Проведенные исследования показали возможность применения светодиодного освещения и
светодиодных светильников в жилых и общественных зданиях.
В связи с этим, органы управления образованием по субъектам Российской Федерации,
юридические лица и индивидуальных предпринимателей, образовательные и детские
оздоровительные организации, проектные организации должны быть уведомлены о возможности
обеспечения гигиенических норм освещенности, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях
начального профессионального образования» и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические
требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных
зданий», в учреждениях общего и начального профессионального образования, а также в
детских оздоровительных учреждениях, путем применения светодиодных источников света и
осветительных приборов на их основе, при соблюдении ряда условий.
При использовании в системах общего освещения в помещениях общественных зданий и в
учебном процессе, светильники со светодиодами должны соответствовать ряду качественных и
количественных показателей освещения.
1. Условный защитный угол светильников должен быть не менее 90°
. Указанный параметр
предъявляет требования к конструктивным особенностям осветительной арматуры для
ограничения слепящего действия светодиодных ламп и измеряется транспортиром и угольником.
2. Габаритная яркость светильников не должна превышать 5000 кд/м2. В связи с тем, что
габаритная яркость открытых светодиодов чрезвычайно высока, использовать светильник с
открытыми светодиодами для общего освещения помещений нельзя. Осветительная арматура
должна иметь в своем составе эффективные рассеиватели, снижающие габаритную яркость
до
вышеуказанных значений. Указанный параметр измеряется яркомером.
3. Допустимая неравномерность яркости выходного отверстия светильников Lmax:Lmin должна
составлять не более 5:1. Может быть оценена после измерений яркомером, как отношение
максимально измеренной яркости к минимальной.
4. Цветовая коррелированная температура светодиодов белого света не должна превышать
4000°К
. Оценить цветовую температуру светодиодного источника можно по маркировке на цоколе
или упаковке лампы.
Цветовая температура - это температура черного тела (излучателя Планка), при которой его
излучение имеет ту же цветность, что и излучение рассматриваемого объекта. Она определяет
цветовую тональность (теплую, нейтральную или холодную) освещаемого этими источниками
пространства.
В паспортных данных на светильники со светодиодами, предназначенные для установок общего
и местного освещения в учреждениях общего и начального профессионального образования,
должна быть указана информация о величине габаритной яркости, неравномерности яркости по
выходному отверстию светильника и величине цветовой коррелированной температуры.
При проведении надзорных мероприятий следует обращать внимание юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей на необходимость своевременности, полноты и
достоверности осуществления производственного контроля за выполнением требований,
предъявляемых к общему, местному и комбинированному освещению в зданиях и помещениях.
Всем известно, что освещение внутри и снаружи помещений оказывает непосредственное воздействие на человеческое самочувствие. При этом наибольшее влияние освещение оказывает на детей. Поэтому предельно важно, чтобы они находились в комнатах, где соблюдены все нормы освещения. Причем особое внимание в данном вопросе падает на дошкольные учреждения — детские сады.
В сегодняшней статье мы постараемся коснуться всех ключевых аспектов, которые важны для правильной организации освещения в детском саду.
Детские дошкольные учреждения предназначены для полноценного роста и развития детей, а также их социализации. Такие учреждения имеют самые высокие требования безопасности, так как детский организм очень восприимчив к условиям окружающей среды и еще не в состоянии в должной мере противостоять ее негативным воздействиям из-за незрелости своих адаптационных возможностей. Исходя из этого, детский сад имеет ряд важных требований к организации внутренних помещений:
Освещение в группе садика
Одним из базовых пунктов подготовки дошкольного сооружения к приему детей является правильная организация системы освещения.
Обратите внимание! Нормы освещения для дошкольного учреждения должны соблюдаться не только внутри, но и на близлежащей территории, включая лестничные клетки (при многоэтажном здании).
Неправильное освещение в детском саду может привести к следующим негативным последствиям:
Эти явления будут наблюдаться при любом неправильном уровне подсветки.
Как видим, залогом успешного и нормального развития детей является качественное освещение. То же касается и праздничных мероприятий, проводимых в детском саду. Актовые залы также имеют собственные нормы для организации в них должного освещения.
Уровень освещенности для различных типов помещений строго определен санитарными правилами и нормами. Следит за исполнением этих норм санитарно-эпидемиологическая служба.
На сегодняшний день уровень освещенности для различного рода сооружений (дома, промышленных цехов и образовательных учреждений) регламентируется соответствующей документацией. Поэтому установка любой системы освещения (наружной или внутренней) проводится только на основании имеющихся норм.
Обратите внимание! На сегодняшний день нормы уровня освещенности бывают разными и должны определяться для каждой конкретной ситуации в отдельности. Этим нормы разработаны специально для того, чтобы система подсветки была организована максимально правильно.
Для дошкольных учреждений, впрочем, как и для других объектов, нормы прописаны в следующих документах:
Нормы СНиП для сада
Нормы СанПин (пример)
Обратите внимание! СанПин является обширной нормативной базой, которая охватывает различные сферы.
Кроме вышеописанных документов (СНиП и СанПин) в каждом регионе страны могут существовать дополнительные нормативно-правовые акты, чьи нормы также следует учитывать при возведении зданий различного предназначения. Например, Москва имеет МГСН, что расшифровывается как «Московские городские строительные нормы». Эти нормы считаются действительными по территории Москвы. В данной ситуации МГСН можно рассматривать как уточнение и дополнение к СНиП и СанПин. Такие нормы распространяются на строительство и проектирование различных многофункциональных комплексов и зданий.
Чтобы правильно организовать освещение в любом помещении или на улице, не только подсветку детского сада, включая прилежащие к зданию территории, нужно знать основные положения.
Освещенность представляет собой световую величину, которая равняется отношению светового потока на конкретный небольшой участок поверхности к его площади.
Она измеряется в люксах.
Визуальная демонстрация люкса
Люкс представляет собой один люмен, поделенный на метр квадратный. Он представляет собой показатель, на который должны равняться нежилые и жилые сооружения. Для него существуют нормы международного и отечественного порядка, которые указаны в соответствующей документации (СНиП, СанПин и др.).
Подсветка детского сада в ночное время
Уровень освещенности может относиться как к определенной зоне (территории, например, лестничной клетке), так и ко всему помещению. Заметьте, нормы указаны по отношению к поверхности рабочего пространства. К этому понятию относится как пол, так и лестничная клетка или детская площадка.
Обратите внимание! Каждое помещение детского садика имеет свои нормы. Они разнятся для комнат, залов, лестничной клетки, детских площадок и т.д.
Вместе с тем, имеются нормы и для специализированного варианта освещения. Сюда относится система наружного освещения охранного типа, которая функционирует в ночное время на территории детского сада.
Помимо этого необходимо аварийное освещение, которое позволит детям и персоналу дошкольного учреждения при необходимости быстро и безопасно покинуть здание.
Отдельно стоит отметить, что в планировке детских садов особое место занимает подсветка игровых площадок, на которых воспитатели выводят детей во время прогулок. Наружное освещение таких площадок и всей принадлежащей учреждению территории также подчиняется соответствующим нормам и требованиям (по СНиП и СанПин), особенно в ночное время. Это же касается и лестничной клетки, как снаружи, так и внутри здания.
Самым предпочтительным для зрения является естественная подсветка помещения. Поэтому именно на нее и делается ставка при организации освещения в детских садах. Однако искусственное освещение тоже занимает одну из ключевых ниш, которое комбинируется с естественным, дополняя или заменяя его.
Комбинация естественной и искусственной подсветки будет нужна в различных ситуациях:
В регламентирующей документации (СНиП и СанПин) требования касательного этого таковы:
Естественное освещение групп
Обратите внимание! В естественном освещении не нуждаются кладовые и радиоузлы, хранилища дезсредств и т.п.
Обратите внимание! Что касается естественной подсветки, то здесь нужно учитывать значение коэффициента естественной освещенности или КЕО.
Оптимальное значение КЕО для учебных помещений — 1,5% (при боковом естественном освещении).
Искусственная подсветка игровой зоны
Для создания искусственного освещения в детских садах допускаются к использованию светильники с соответствующим ГОСТом. При этом используемые светильники должны отвечать требованиям места своей эксплуатации. Например, для подсветки лестничной клетки или детских площадок следует использовать осветительные приборы уличного типа с усиленной конструкцией корпуса, а для освещения комнат – обычные светильники для внутренних помещений.
Все оконные проемы детского садика обязаны быть оснащены:
Обратите внимание! В детских учреждениях не рекомендуется использовать шторы, изготовленные из поливинилхлоридной пленки.
Кроме этого на показатели освещенности способны оказывать значащее влияние краски и материалы, применяемые для внутренней отделки. Так, матовые поверхности способны создать определенный коэффициент отражения. При том, этот коэффициент будет различным для разных поверхностей:
Внутренняя отделка групп в садике
Чтобы добиться требуемой отражающей способности поверхностей внутри помещений детского сада, необходимо оперировать правильными цветами:
При такой цветовой гамме в любом помещении дошкольного заведения можно будет качественно организовать учебный процесс и добиться приемлемой подсветки всех комнат.
Самыми важными показателями в организации системы освещения внутри садика являются два критерия:
Люминесцентная лампа ЛЕЦ
Выбор осветительных приборов для создания оптимального светового потока делается на основании рекомендаций СНиП и СанПиН. Согласно регламентирующей документации для детских садиков следует выбирать люминесцентные осветительные приборы, где источниками света могут использоваться следующие виды ламп:
По нормам, прописанным в регламентирующей документации, допускается применение и лам накаливания. Но здесь следует помнить, что для таких источников света нормы освещенности нужно понизить на две ступени.
Обратите внимание! Не стоит в одной комнате устанавливать люминесцентные лампочки и лампы накаливания.
На сегодня становятся заметно востребованными современные источники света – светодиодные лампочки. Их также можно использовать для внутреннего освещения детского садика.
Светодиодная подсветка в садике
Однако помните, что нормы, приведенные в регламентирующей документации, не были спроецированы на эти новые источники света. Поэтому, прежде чем устанавливать их, нужно согласовать это с территориальными инстанциями Госсанэпиднадзора.
Располагать светильники внутри помещений дошкольных учреждений следует следующим образом: осветительные приборы с люминесцентными лампами нужно размещать параллельно светонесущей стене. Дистанция от стены (наружной) должна быть 1,2 м, а от внутренней — 1,5 м.
Для освещения учебных комнат рекомендуется использовать системы с люминесцентными светильниками различных типов (ЛП028-2х40, ЛС002-2х40, ЛП0022х40, ЦСП-5-2х40, ЛП034-4×36).
Обратите внимание! Допускается применение осветительных приборов иных типов, но они должны иметь аналогичные с люминесцентными светильниками светотехнические характеристики и схожее конструкционное исполнение.
Такие светильники следует размещать сверху доски, немного выше ее верхнего края, а также на 0,6 м и 0,3 м в сторону.
Правильно организованная подсветка детского сада внутри его помещений выполняется теми светильниками, которые будут:
Подсветка в группе сада
Кроме этого еще одним важным аспектом выбора как источника света, так и осветительных приборов является экономичность в плане потребления энергии. Из-за этого сегодня все больше дошкольных учреждений переходят на светодиодное освещение, которое на данный момент признано самым экономичным.
При этом оно полностью отвечает требованиям касательно создаваемого светового потока.
Базовые типовые требования существуют и для осветительных приборов, применяемых для освещения наружной лестничной клетки и игровых площадок, а также прилежащей к саду территории.
Здесь к светильникам предъявляются такие требования:
Наружное освещение садика
Стоит обозначить, что в организации наружного освещения следует быть таким же внимательным, что при создании подсветки для внутренних помещений детского сада.
Как и любая система подсветки, освещение прилежащей территории детских садов и игровых площадок должна планироваться еще на стадии проекта. Ведь после возведения здания и обустройства прилежащей территории, внести изменения в систему подсветки будет уже проблематичне.
Здесь, так же как и внутри здания, имеется два типа освещения:
Обратите внимание! Для защиты от ультрафиолета дети должны на прогулку надевать головной убор. Также около каждой площадки имеется аналог беседки с лавочками.
Игровая площадка в саду
Для искусственной подсветки игровых площадок следует руководствоваться следующими параметрами:
Для расчета уровня освещенности детской площадки можно использовать специальные онлайн-программы. Одной из таких является программа Light-in-Night Road (разработчик — «БЛ ГРУПП»). Расчет здесь предельно прост: в полях нужно просто указать нужные параметры и программа сама проделает все необходимые вычисления.
Для подсветки игровых площадок сегодня все чаще используют светодиодные светильники, которые оборудованы специальным антивандальным и влагозащищенным корпусом. Хотя здесь могут вполне использоваться и люминесцентные осветительные приборы.
Правильная организация работы дошкольных учреждений является залогом успешного воспитания и роста ребенка. А грамотно подобранная система уличного и внутреннего освещения не будет наносить опосредованный вред растущему организму детей, позволяя им развиваться гармонично и правильно. Поэтому немаловажно ориентироваться в том, какие именно нормы существуют в данной ситуации, чтобы правильно оценить их исполнение в конкретном учреждении.