Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Тютчев о как убийственно мы любим. Ф. Анализ стихотворения

Тютчев о как убийственно мы любим. Ф. Анализ стихотворения

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел - спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Другие тексты песен "Ф.И.Тютчев"

Другие названия этого текста

  • Ф.И. Тютчев - О, как убийственно мы любим
  • Ф.И.Тютчев - «О, как убийственно мы любим...»
  • Ф.И.Тютчев - О, как убийственно мы любим.
  • Ф.И.Тютчев - О, как убийственно мы любим
  • Тютчев - О, как убийственно мы любим
  • Ф.Тютчев / читает А.Петров - О, как убийственно мы любим
  • М. П. Мусоргский - "Заброшенный замок" - (Картинки с выставки) "О, как убийственно мы любим" - Ф. Тютчев
  • Ф.И.Тютчев - "О, как убийственно мы любим"
  • Пономарева Екатерина - О как убийственно мы любим
  • Endy Seven - O, kak ubiistvenni mi lubim
  • Ф. Тютчев - О, как убийственно мы любим...
  • А.Аксенов - О как убийственно мы любим
  • Ghost-of-Rose - Стихотворение Ф. И. Тютчева "О, как убийственно мы любим" на музыку Бетховена "Тишина"
  • Yirima (+стихи Тютчева) - О как убийственно мы любим
  • Михаил Козаков - Ф.И.Тютчев "О, как убийственно мы любим"
  • Федор Тютчев - О как убийственно мы любим
  • Creat by BN - О как убийственно мы любим
  • Виталина Майская - "О как убийственно мы любим" (на стих Ф.Тютчев)
  • Ф.И. Тютчев - О, как убийственно мы любим...
  • Федор Тютчев - стихи - О, как убийственно мы любим
  • Стих учу ёпта - ...сложна
  • Ф.И. Тютчев - О как убийственно мы любим.
  • Ф.И.Тютчев - О как убийственно мы любим
  • Ф.И.Тютчев - М.Мусоргский - О, как убийственно мы любим(..как в буйной слепоте страстей.Мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!..)
  • UlyssesX - Ф.Тютчев "О как убийственно мы любим"
  • Зима (Музыка Yiruma, стихи Тютчева) - О как убийственно мы любим
  • Тютчев - Мусоргский (Старый замок) - О, как убийственно мы любим
  • Тютчев - Мусорский - О, как убийственно мы любим
  • Федор Иванович Тютчев - О как убийственно мы любим
  • Федор Иванович Тютчев - О как убийственно мы любим...
  • Ф.И.Тютчев - О,как убийственно мы любим
  • Ф. Тютчев - О как убийственно мы любим
  • Ф.Тютчев (чит.М.Козаков) - О,как убийственно мы любим
  • Федор Иванович Тютчев - О, как убийственно мы любим...

Стихотворение "О, как убийственно мы любим.." появилось в 1851. Делая анализ этого стихотворения необходимо немного углубиться в биографию поэта. Эта работа по истине считается одной из самых чувственных среди всех произведений. В жизни Федора Ивановича личная жизнь складывалась весьма трагично. Но поэт все равно до последних дней был благодарен женщинам, которые встречались на его пути, любили его, а он их. В основном свои работы Тютчев посвящал лишь женщинам, которые оставили особый отпечаток в его сердце.

Произведение делится на три части. Первая строфа показывает парня, который задает себе вопросы, на которые он может ответить. Но эти ответы его не совсем радуют.

В середине мы видим, что уже идёт речь о воспоминаниях поэта. Думает он о женщине, которая покорила его сердце, с теплом вспоминает их первую встречу, вспоминает её красивое лицо, румяные щеки и звонкий смех. Он очень много думает о ней и в итоге снова задается вопросами. Вероятно, что и сам Тютчев со своей весьма несчастливой личной жизнью задался таким же вопросами.

Анализ стихотворения Тютчева «О, как убийственно мы любим…» - лучшее сочинение


Ты говорил: она моя…

Что уцелело от нея?


И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

О, как убийственно мы любим,

Мы то всего вернее губим
Что сердцу нашему милей!

Стихотворение Тютчева «О, как убийственно мы любим…»

Тема любви в творчестве Ф.И.Тютчева занимаеи немалое место. Поэт был.

Анализ стихотворения Тютчева «О, как убийственно мы любим…»

Стихотворение Тютчева «О, как убийственно мы любим…» написанное в 1851 году, через год, после роковой встречи Тютчева и Елены Денисьевой. Она полностью посвятила себя поэту, родила ему троих детей, но, к сожалению, общество отвернулось от Денисьевой, не примирившись с тем, что она была его незаконной женой.

Это одно из произведений из цикла других, посвященных любимой, оно, как и остальные пронизано печалью и тоской. Поэт поднимает извечную проблему любви. Он, верно, подмечает тот факт, что самую большую боль причиняют близкие и любимые люди.

Благодаря перекрестной рифме и пятистопному хорею, стихотворение читается плавно, на одном дыхании. Также в стихе присутствуют архаизмы (ланит, очи, взор). Они вместе с междометием «О» в первой строчке указывают на одическую традицию XVIII века. Поэт использует риторические вопросы, на которые не находит ответа. Также много восклицательных знаков, что говорит об эмоциональной насыщенности стихотворения, об искренних страданиях автора.

Поэт раскаивается в том, как он поступил со своей любимой. В первых строчках он акцентирует внимание на своей главной вине, а далее объясняет детально, в чем же она состоит. Тютчев указывает на эгоистичность своей любви, которая принесла несчастье любимой женщине:

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Тютчев как бы ведет разговор с самим собою, спрашивает и сам же отвечает на вопрос:

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Он сравнивает образ Елены до их встречи и то, что случилось с нею потом:

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.
Первые и последние строчки стиха совпадают. Это говорит о раскаянье поэта, его сожалении о том, что он сделал. Также Тютчев обращает внимание читателя на то, что это не только его проблема. Так поступает очень много людей, и не все из них понимают, что же они делают.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим
Что сердцу нашему милей!

Когда читаешь эти бессмертные строки, в душу закрадывается грусть, сожаление, тоска. Перед глазами встают образы людей, чувства которых погубил ты, и тех, кто надругался над твоими собственными.

Самое печальное то, что человек, любовь которого однажды истоптали в грязи, не всегда решается полюбить еще раз. Так появляются несчастные мужчины и женщины, которые уверены в том, что настоящей любви не существует.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "О, как убийственно мы любим. "

«О, как убийственно мы любим. » (1851) - третье стихотворение так называемого «денисьевского» цикла, то есть цикла любовной лирики, состоящего из пятнадцати стихотворений, посвя­щенных Елене Александровне Денисьевой. Это стихотворение (оно состоит из десяти строф, что для Ф. И. Тютчева много) наиболее полно выражает тютчевское представление о любви как о «встрече роковой», как о «судьбы ужасном приговоре». «В буйной слепоте страстей» любимый человек разрушает радость и очарование любви: «Мы то всего вернее губим, / Что сердцу нашему милей!»

Ф. И. Тютчев ставит здесь сложную проблему вины человека, нарушившего во имя любви законы света - законы фальши и лжи. Психологический анализ Ф. И. Тютчева в поздней ли­рике неотделим от этики, от требований писателя к себе и к другим. В «денисьевском» цикле он и отдается собственному чувству, и в то же время проверяет, анализирует его - в чем правда, в чем ложь, в чем заблуждение и даже преступление. Это проявляется часто в самом лирическом высказывании: в некоторой неуверенности в себе и своей правоте. Вина «его» определена уже в первой строчке: «как убийственно мы любим», хотя в самом общем и отвлеченном смысле. Кое- что проясняют «буйная слепота страстей» и их губительность.

«Она» - жертва, но не только и не столько эгоистической и слепой страсти возлюбленного, сколько этического «беззакония» своей любви с точки зрения светской морали; защитником этой узаконенной морали у Ф. И. Тютчева выступает толпа: «Толпа, нахлынув, в грязь втоптала / То, что в душе ее цвело. / И что ж от долгого мученья, / Как пепл, сберечь ей удалось? / Боль, злую боль ожесточенья, / Боль без отрады и без слез!» Эти десять четверостиший созвучны с историей Анны Карениной, которая у Л. Н. Толстого развернута в обширное романное повествование.

Таким образом, в «борьбе неравной двух сердец» нежнее оказывается сердце женщины, а по­тому именно оно неизбежно должно «изныть» и зачахнуть, погибнуть в «поединке роковом». Общественная мораль проникает и в личные отношения. По законам общества он - сильный, она - слабая, и он не в силах отказаться от своих преимуществ. Он ведет борьбу с собой, но и с ней тоже. В этом «роковой» смысл их отношений, их самоотверженной любви. «В денисьевском цикле, - пишет Н. Берковский, - любовь несчастна в самом ее счастье, герои любят и в самой любви остаются недругами». Вероятно, это оттого, что, чем выше духовное содержание любви, тем выше способность проникаться душевной жизнью любимого человека настолько, чтобы пе­реходить на позиции чужого «я», как на свои собственные. Но в этом «романе» есть и еще один смысл, обычный для русской литературы: сильный ищет спасения у слабой, защищенный - у беззащитного.

Как бы то ни было, «последняя любовь» Ф. И. Тютчева, как и все его творчество, обогатила русскую поэзию стихами необыкновенной лирической силы и духовного откровения.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Анализ тихотворения Ф.Тютчева «О, как убийственно мы любим»

Сколько прекрасных стихов о любви подарили нам наши поэты! Их посвящают родным, возлюбленным, друзьям. Подобные произведения интересуют читателя, помогают понять внутренний мир поэта.

Произведение Тютчева «О, как убийственно мы любим» было написано в начале 1851 года, посвящено Елене Денисьевой, незаконной жене Тютчева, матери его трех детей. Она была отвергнута обществом, семьей – всеми, кем она дорожила, только из-за любви к мужу.

Тютчев, используя громкие, грозные метафоры, пишет о том, как часто мы убиваем самое прекрасное, что в нас есть.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Тютчев как бы пытается предупредить читателей обо всех опасностях любви, предостерегает, призывает быть осторожнее.

Автор не дает заголовка. Возможно, этим он хочет показать то, что он и не думал писать стихотворение, хотя и много размышлял о том, что пишет. Идея записать мысли пришла к нему внезапно.
Все стихотворение пропитано тоской и грустью. Тютчев пишет не о выдуманной судьбе влюбленного человека, а о своей собственной. Даже больше о судьбе Денисьевой, чем о своей.

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Это четверостишье больше остальных напоминает о трагической любви в жизни обоих героев.
В начале стихотворения Тютчев, громко восклицая, заявляет нам об ошибках, далее объясняет, в чем они заключаются.

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя.
Год не прошел - спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Многоточие стоит здесь неслучайно: оно указывает на паузу автора, который остановил свое перо прежде, чем продолжать писать. Сам автор был остановлен нахлынувшими воспоминаниями о его победе. Затем еще одна пауза – тире. И снова Тютчев задумался, теперь уже о том, к чему привела его победа. После подобные паузы не скоро появятся на его бумаге. Он начнет писать быстро, стремительно, захлебываясь в своих чувствах. Он восклицает и спрашивает самого себя, заранее зная ответ.
И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

На протяжении всего стихотворения идет контрастом то, какой Она была при первой встрече и то, что с Ней сделали его любовь, толпа, незаслуженные упреки.

В конце Тютчев повторяет первый катрен. Повторяет его с удвоенной горечью, виня в очередной раз себя за то, что его любовь стала для нее жизнью отреченья и страданья. Он повторяет с паузой, будто отдыхиваясь от так стремительно набежавших чувств. Тютчев в последний раз вспоминает розы ее ланит, улыбку уст и блеск очей, ее волшебный взор и речи, младенчески живой смех; в последний раз подводит черту случившемуся. Одновременно повтором первого четверостишия Тютчев показывает, что все повторяется: каждая его новая любовь проходит через подобные трудности, и это является замкнутым кругом в его жизни и никак он не может этот круг разорвать.

Тютчев пишет пятистопным хореем и перекрестной рифмой, что влияет на плавность стихотворения, а значит и на плавность мыслей автора. Так же Тютчев не забывает об одической традиции XVIII века: он использует архаизмы (ланиты, очи, отрада, отреченье, взор), в первой же строчке присутствует междометие «О», которое всегда было неотъемлемой частью од, чувствуется некий пророческий пафос: Тютчев будто говорит, что все это ждет любого «неаккуратно» влюбившегося человека.

Трудной была жизнь Тютчева, еще трудней она стала для Елены Денисьевой, поэтому и стихотворение пропитано некой горечью.

Анализ стихотворения №4

Это стихотворение одно из самых известный произведений “Денисьевского цикла” – самого яркого в любовной лирике поэта

Стихотворение «О, как убийственно мы любим» является одним из самых ярких, чувственных и сильных произведений поэта. Поистине шедевр создал Фёдор Тютчев, испытывая чувства к Е. А. Денисьевой. Его искренняя любовь и забота пропитали стихотворение душевным теплом. Каждая строка полна переживаний и дум поэта.
Вначале мы видим, как лирический герой вспоминает о встрече с возлюбленной. Её юность, красота, непосредственность зажгли в нём любовь и их отношения развиваются благополучно. Но герой не подумал об осуждении обществом их союза.

Очень грустно видеть, как стремительно сгорает их по – юному прекрасная, высокая и искренняя любовь. И лирический герой понимает, что в крахе любви есть и его вина, но уже слишком поздно.
В конце герой последний раз восклицает: «О, как убийственно мы любим!». но его возглас уже пропитан горем и безысходностью. У рассказанной истории хоть и туманный, но печальный конец.

Послушать стихотворение Тютчева Как убийственно мы любим

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения О, как убийственно мы любим

В стихотворении «О, как убийственно мы любим...» Тютчев вновь касается того глубинного парадокса, который он открыл в стихотворении «Предопределение»,-- почему мы сами, по своей воле «то всего вернее губим,/Что сердцу нашему милей!..»? Казалось бы, женщина не обделена любовью и нежностью со стороны мужчины, и все-таки его вина безмерна. Прошел всего год, а поблекли ланиты, исчезли блеск очей, улыбка уст, «Ее волшебный взор, и речи,/И смех младенчески живой...». Мужчина принес женщине вместе со своей любовью роковые испытания. Она была вынуждена, сама того не ожидая, вступить в поединок с судьбой. Любовь обернулась «незаслуженным позором» и привела к отречению от света, от родных, к одиночеству и замкнутости. Мораль общества была беспощадна: «Толпа, нахлынув, в грязь втоптала/То, что в душе ее цвело». Тютчев, конечно, знает, что любовь ни с его стороны, ни со стороны любимой женщины не исчезла, что виноват свет с его казенной, косной моралью, но эта мораль оказалась примененной к его подруге вследствие того, что они полюбили друг друга. Следовательно, главным виновником он все-таки называет себя, решившегося на «беззаконную» любовь и увлекшего на эту дорогу свою возлюбленную. С глубокой горечью он видит, что его нежность принесла женщине неисчислимые страдания и вместо расцвета души у нее осталась одна «злая боль ожесточенья». Принимая ответственность на себя, Тютчев поступает в духе лучших традиций русской любовной лирики. Женщина для него остается чистым, страдающим и жертвенным существом, безоглядно отдавшим себя своей страсти. Так, в конкретной любовной ситуации Тютчев снова касается темы любви и смерти. Любовь вновь ведет к неизбежной гибели. И этот бесчеловечный но своему смыслу парадокс углубляет наше представление о сложности жизни и вместе с тем бросает тень на те роковые обстоятельства, в которых состоялась любовь двух сердец. Вывод же Тютчева:

    О, как убийственно мы любим!
    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!..-

касается общего закона, управляющего нами, и приобретает всеобщее, надличное значение, потому что наша любовь, как и все наши страсти, изначально слепа, родственна не только гармонии, порядку, светлым, но и самым темным, грозным стихиям, и потому человек не ведает, к чему может привести его любовь. Ему не дано предугадать, как отзовется его слово, скажет Тютчев в другом стихотворении. А это означает, что с возлюбленного отчасти снимается вина и перелагается на трагичность бытия в целом, на устройство мироздания, в котором все зыбко, непрочно и катастрофично. При этом жертвенный подвиг любящей женщины никогда не берется под сомнение, а ее борьба со светом и с собой всегда предстает законной, достойной уважения и поклонения. Уже после смерти Денисьевой Тютчев в стихотворении «Есть и в моем страдальческом застое...» просил у Бога вернуть его к жизни, рассеять «мертвенность» его пути и оставить ему «живую муку» - «муку-воспоминанья».

Глубоко постигнутая Тютчевым трагичность бытия не позволяет ему спасаться в идеале, в мечте о гармонии жизни или ее преображении. Тютчев отважен и смел в своем поиске философской истины. Во всей остроте перед ним встал вопрос: почему человек обречен на страдания и муки, ради чего совершается борьба? В душе поэта исподволь вызревает убеждение, что страдание человечества не должно быть эгоистичным. Иначе оно становится поистине убийственным и даже безнравственным. Не замыкаясь на себе, оно должно выразиться как подвиг во имя другого человека. «Лишь тем доступна благодать», утверждает Тютчев, кто умел страдать любя, кто

    Чужие врачевать недуги
    Своим страданием умел,
    Кто душу положил за други
    И до конца все претерпел.

Между тем в современном мире все больше дают себя знать индивидуалистическое сознание, эгоистические страсти. Личность отрывается, отпадает от мирового целого, от бытия. Это приводит к тому, что между личностью и бытием, личностью и природой нет согласия, нет гармонии. Индивидуализм означает также, что человек теряет опору, лишается веры, а эгоизм и безверие становятся источником душевных страданий и нравственных мук. Тютчев полагает, что преувеличение личностного начала, подверженного разрушительным эгоистическим страстям,- духовная болезнь века. И потому ее должно смирить ради высшего смысла человеческого существования и во имя высших, сверхличных законов мира, установленных Богом. При этом Тютчев уверен, что Запад никогда не укротит личное,эгоистическое чувство, никогда не поступится гордыней. Остается одна надежда - на Россию. Тютчев создает несколько стихотворений («О вещая душа моя!..», «Эти бедные селенья...», «Умом Россию не понять...»), в которых образцом христианского смирения и покорности заветам Христа выступает страдающий русский народ. Тютчев чувствовал, что и сам он, человек европейской культуры, и многие его современники подвержены болезням индивидуалистического века, но, как русский, готов склонить голову перед высшими ценностями бытия и вечными заповедями учения Христа:

    Пускай страдальческую грудь
    Волнуют страсти роковые -
    Душа готова, как Мария,
    К ногам Христа навек прильнуть.

В еще большей степени самоотверженность, смирение гордыни во имя высших начал бытия свойственны русскому народу.

Одним из самых драматических моментов в жизни Тютчева был роман с Е.Денисьевой. Каждый, кто будет внимательно читать стих “О, как убийственно мы любим…” Тютчева Фёдора Ивановича, сможет проникнуться горечью поэта, осознавшего, к чему привела жгучая страсть.

Стихотворение было написано в 1851 г. Четырнадцатью годами ранее повторно женатый Тютчев познакомился с дворянкой Еленой Денисьевой. К тому времени она была еще институткой. Результатом их страстного романа стала беременность Денисьевой. Текст стихотворения Тютчева “О, как убийственно мы любим…”, которое проходят на уроке литературы в 8 классе, можно назвать лирическим. Но его строки пронизаны горечью и раскаянием. Оглядываясь назад, поэт винит себя за то, что, повинуясь “слепоте страстей”, сам того не желая погубил репутацию возлюбленной. О беременности Е.Денисьевой вскоре стало известно светскому обществу. Она была вынуждена столкнуться с враждебностью и всеобщим осуждением. Представители светского общества, втоптав в грязь “то, что в душе ее цвело”, накинулись на нее точно стервятники. Безмерно страдая, она преждевременно постарела, осунулась. Очарование юности “выжгли слезы”, исчез “младенчески живой” смех. Но любовь к Тютчеву, ради которой Денисьева и взошла на собственную Голгофу, никуда не делась. В этом произведении поэт нещадно бичует себя. Он воспринимает свою страсть как “ужасный приговор” Денисьевой. Он искренне сожалеет о том, что не смог защитить ее имя. После разрешения от бремени Елена Денисьева поселилась на съемной квартире. Путь в свет был ей заказан. Она посвятила свою жизнь воспитанию детей Тютчева. После ее смерти законная супруга поэта разрешила ему дать им свою фамилию.

Скачать это стихотворение полностью или учить его онлайн можно на нашем сайте.

О, как убийственно мы любим,

Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

О, как убийственно мы любим,

Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим» Тютчева

Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» полностью автобиографично. Оно основано на реальной трагедии в жизни Тютчева. Будучи женатым человеком, имея детей, поэт увлекся молодой подругой своих дочерей – Е. Денисьевой. Никто не подозревал об этом романе, пока в 1851 г. любовница не родила поэту дочь. Скрывать отношения дальше было уже невозможно. В обществе разразился громкий скандал. Перед Денисьевой закрылись двери приличных домов. Она не смогла отречься от своей любви и продолжала оставаться любовницей Тютчева, став матерью еще двоих детей. Сам поэт разрывался между законной и гражданской семьями. Постоянные переживания и стыд за свое положение быстро состарили Денисьеву и привели к ее ранней смерти. Стих «О, как убийственно мы любим…» Тютчев написал сразу же после открывшейся тайны, в 1851 г.

Вряд ли поэт подозревал, что его произведение станет пророческим, и эпитет «убийственно» воплотится в реальной жизни. По сути, он стал главным виновником смерти своей возлюбленной. Несмотря на то, что в стихотворении явно просматривалась личная история поэта, Тютчев не употребляет местоимения «я». Он обращается к самому себе словно бы со стороны. Вероятно, это связано с тем, что поэт очень резко реагировал на упоминания о его связи и стремился пресечь все разговоры об этом.

Произведение построено на противопоставлении начала отношений и того положения, к которому они привели. Зарождение романа характеризуется «улыбкой уст» и «волшебным взором» главной героини. Счастье и упоение любовью продолжалось недолго и сменилось «горючей влагою» слез. Прошедшее безмятежное время теперь напоминает мимолетный сон, исчезнувший без возврата.

Тютчев обвиняет лирического героя, страсть которого обернулась трагедией для молодой девушки. Общественный позор и презрение стали для нее божественной карой. Естественно, автор тоже испытывает страдания, но они несравнимы с отчаянным положением его любовницы. Людская молва – самый страшный судья, от которого нет спасения и защиты. Поэт понимает, что закономерным результатом стала «злая боль», которая до конца жизни будет преследовать его возлюбленную. Это утверждение можно считать непосредственным личным наблюдением автора. Современники говорили, что после разоблачения характер Денисьевой резко испортился. Милая добродушная девушка стала замкнутой и злобной. Тютчев прекрасно понимал свою вину в этой ужасной перемене.

Последняя строфа стихотворения повторяет первую. Кольцевая композиция подчеркивает замкнутый круг, в котором оказался автор. Разорвать его смогла сама Денисьева, покинув этот мир в 1864 г.