Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Вариант 16 по русскому языку. Информация о тексте для сжатого изложения

Вариант 16 по русскому языку. Информация о тексте для сжатого изложения

Вариант 16. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3

(1)Морские волны обладают большой мощностью: они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов и т. д. (2)Энергию морских волн можно использовать и на благо человека, если создать устройство, позволяющее преобразовывать её в электрическую энергию. (3) преобразования позволили бы более экономно использовать невозобновляемые источники энергии: нефть, газ, каменный уголь.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Морские волны, наблюдаемые в природе, могут переносить огромную энергию и нередко являются причиной разрушений, гибели кораблей, размывания берегов.

2) Энергию морских волн, обладающих разрушительной мощностью, можно использовать на благо человека, превращая её в электрическую и тем самым позволяя экономить невозобновляемые источники энергии.

3) Необходимо более экономно использовать невозобновляемые источники энергии, такие как нефть, газ, каменный уголь.

4) Морские волны, часто разрушительные, обладают энергией, которую можно использовать на благо человека, если преобразовывать её в электричество, что позволило бы более экономно расходовать невозобновляемые источники энергии.

5) И хотя огромную энергию морских волн можно было бы использовать на благо человека, всё чаще они наносят непоправимый урон: губят корабли, размывают берега, разрушают причалы.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Вопреки этому

Наоборот,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОЧНИК, -а; м.

1) Водная струя жидкости, выходящая на поверхность воды из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.

2) То, что даёт начало чему-л., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол. Сведения из верного источника.

3) Тот, кто даёт какие-л. сведения, осведомляет о чём-л. Он надёжный источник. Сведения из верного источника.

4) Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово

(из) кремнЯ

обострЁнный

позвОнит

ненадОлго

5. В одном из приведённых ниже слов НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

У старшего брата всегда был очень СКРЫТНЫЙ характер.

Баскетболист ОТКЛОНИЛСЯ, и мяч пролетел мимо.

А прежде здесь ВЕКОВЫЕ леса росли, водились фазаны, дикие кабаны и олени.

Последовательности нулей и единиц можно рассматривать как числа, записанные в ДВОИЧНОЙ системе.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

стая ЦАПЕЛЬ

к ДВУХТЫСЯЧНОМУ году

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

B) ошибка в построении сложного предложения

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Горожане и свободные крестьяне стали опорой централизованной власти и вопреки желания крупных феодалов поддерживали объединение Франции вокруг королевского трона.

2) Вопреки ожиданиям активисты общественных движений забыли о разногласиях и единым фронтом выступили против закрытия музея.

3) Проект этого автомобиля будущего принадлежит дизайнеру, известному своими разработками автомобилей для компьютерных игр.

4) Те, кто не изучает иностранный язык, лишён возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.

5) После долгого напряжения опять нахлынула тоска, когда не хочется ничего делать и которая не покидает меня ни днём, ни ночью.

6) Кемь является одним из самых старых городов России, расположенный на Белом море.

7) Будучи человеком, наделённым кое-какими скромными талантами, я по совету одного академика приучил себя записывать неожиданно приходящие мне в голову мысли.

8) Снег шёл не переставая и неожиданно заканчивается.

9) Детский коллектив школы искусств создал одно большое художественное полотно, которое станет центральным лотом на аукционе, приуроченном к празднику - Дню защиты детей.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

информ..тивный

утр..мбовать

посв..щение

разр..жённый (воздух)

осн..щение

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пред..стория, по..щу (место)

нед..стача, р..зыскал

бе..цветный, ..гибать

соб..ётся, об..ятия

пр..ютил, пр..клонный (возраст)

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

застенч..вый

обеспеч..вать

плать..це

затм..вать

засушл..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

выгляд..шь (хорошо)

неприемл..мый

высп..шься

независ..мый

недвиж..мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Экспедиция (НЕ)РАЗ подходила к берегам, причём настолько близко, что местные жители могли пересчитать мачты на каравеллах.

(НЕ)ЗНАНИЕ законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение.

И так всю ночь мне (НЕ)СПИТСЯ, пока не вспыхнет первая зарница.

Новая театральная постановка вызвала далеко (НЕ)ОДНОЗНАЧНУЮ реакцию в обществе.

Последствия применения нанотехнологий в еде пока (НЕ)ИЗУЧЕНЫ, а потому непредсказуемы.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Водолазы погрузились (В)ГЛУБЬ моря и (В)ТЕЧЕНИЕ часа изучали глубоководный мир.

Сидя на коне, командир (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ нескольких минут пристально смотрел (В)ДАЛЬ.

Мартын плёлся к реке и слушал, как (ПО)ЗАДИ него (ПО)НЕМНОГУ замирали звуки свирели.

ЧТО(БЫ) ни говорили другие, я считаю, что человек сам (В)ПРАВЕ распоряжаться своим будущим.

Будучи просвещённейшим человеком своего века, А. С. Пушкин (НИ)РАЗУ не был (ЗА)ГРАНИЦЕЙ.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

За окном мелькали усея(1)ые пшеницей поля. Солнце спускалось к закату, верхушки леса были пламе(2)о освеще(3)ы, тень вагона бежала по некоше(4)ому откосу.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Во время опасности или волнения сердце сжимается либо начинает учащённо биться.

2) Что ж вы смирнёхонько сидите да небо коптите зря?

3) И меня поразила не столько её красота сколько необыкновенное никем не виданное одиночество в глазах.

4) Зазеленели деревья и вскоре расцвели подтопленные луга.

5) И вдруг и берег и море озарили первые лучи солнца.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Собака моя забегает иногда в ельник и (1) выскакивая из его таинственно-светлых и тёмных дебрей (2) замирает на (3) ярко озарённой (4) дороге.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Между русским и английским языками (1) конечно (2) имеется существенная разница, обусловленная историческим развитием народов и другими объективными причинами. Поэтому (3) многие созвучные русскому языку английские слова и выражения (4) зачастую (5) несут совершенно иную, порой неожиданную смысловую нагрузку.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Прообразом капитана Врунгеля (1) фамилия которого (2) пародирует фамилию известного мореплавателя Фердинанда Врангеля (3) и вызывает ассоциацию со словом «врун» (4) был знакомый писателя А. С. Некрасова с характерной фамилией Вронский - любитель рассказывать морские истории-небылицы со своим участием.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Ольга вошла к Рябовскому без звонка (1) и (2) когда в передней снимала калоши (3) ей послышалось (4) как будто в мастерской кто-то тихо пробежал.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Прочитайте текст и выполните задания 21 - 26

(1)Ты, наверно, очень удивлён тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон? (2)Нет, не забыл.

(3)Я уже послал твоей матери три письма! (4)Я написал ей и за себя, и за тебя... (5)Ведь сам ты, кажется, почти никогда ей не пишешь. (6)В шкатулке, как самую большую драгоценность, хранит Анна Филипповна твоё единственное за весь год письмо. (7)Помнишь, оправдываясь, ты сказал, что не умеешь и не любишь писать письма? (8)Однако же ты чуть не каждый день атаковывал посланиями Марину. (9)Она и читать, наверно, не успевала. (10)Значит, умеешь?

(11)Сказал бы уж точней: «Не люблю писать матери». (12)Впрочем, ты ведь не только писать, ты и разговаривать-то с ней не очень любишь...

(13)Помнишь, когда ты окончил аспирантуру, твоя мать приехала в Москву? (14)И как раз была встреча Нового года. (15)Все сидели за столом, а она, накрывшая стол, устроившая всё это торжество, была на кухне. (16)Только в самый торжественный момент, в двенадцать часов, ты милостиво позвал её в комнату. (17)Ты стеснялся её. (18)И перед тем как позвать, долго предупреждал нас: «Всю жизнь прожила в деревне, сами понимаете...» (19)И виновато поглядывал на Марину.

(20)Сейчас ты никак не можешь понять, почему Марина тоже перестала встречаться с тобой, почему не отвечала на твои письма. (21)А недавно, совсем на днях, она мне всё рассказала...

(22)Помнишь, тогда, после Нового года, кажется, дня через три, у твоей матери был тяжёлый сердечный приступ (думаю, переутомилась, готовя наше новогоднее торжество). (23)И в тот же день вы с Мариной должны были пойти на концерт Рихтера. (24)Марина, стоя в коридоре, слышала, как ты на ходу крикнул матери: «Если будет совсем плохо, постучи в стенку соседу».

(25)Марина ничего не поняла. (26)Только позже, в консерватории, ты ей всё объяснил. (27)И в этот же вечер ты потерял её навсегда. (28)В то время как ты восторгался, с какой силой и с какой лёгкостью ударял по клавишам Рихтер, она слышала другие удары, слабые и беспомощные удары материнского сердца... (29)Ей казалось, что вот сейчас, в эту самую минуту, стучит в стенку твоя мать, а сосед заснул и не слышит.

(30)И ещё хочу сказать: напрасно ты стесняешься своей матери.

(31)Если бы ты знал, как хорошо, как тонко она всё чувствует и понимает! (32)Она каждый раз хвалила тебя - и больше всего за то, чего в тебе нет: за сыновнюю любовь, и заботу, и ласку.

(33)Ты не кричал на мать, но ведь и на чужих, совсем незнакомых людей ты тоже не кричишь. (34)Они, однако, не называют тебя за это своим сыном!

(35)Трудно объяснять человеку, что он не должен разрушать стены дома, спасающего его от непогоды, что он не должен сжигать поле, которое принесёт ему хлеб, что он не должен убивать сердце, верней и преданней которого он не найдёт никогда и нигде на свете.

(36)Да, всё лето ты был гостеприимен и очень внимателен. (37)Но что это меняет?

(38)Могу ли я ценить человека лишь за то, что он хорошо относится ко мне?

(39)Разве это не будет с моей стороны отвратительным проявлением эгоизма? (40)Вот я, кажется, и объяснил тебе причину своего охлаждения. (41)Может быть, моё письмо убедит тебя в чём-нибудь, а может быть, нет. (42)Но я-то, во всяком случае, буду по-прежнему писать твоей матери.

(43)И ещё помни, мой бывший друг, что матерью люди издавна называют свою Родину...

(По А. Г. Алексину)

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Единственной причиной, по которой Анна Филипповна не получала писем от своего сына, было то, что он не умел писать ни писем, ни посланий.

2) По окончании аспирантуры сын Анны Филипповны пригласил её из деревни в Москву, чтобы торжественно представить своим друзьям.

3) Герой текста потерял свою мать, когда сам был на концерте, а тем временем она стучала в стенку спящему соседу, чтобы тот вызвал скорую.

4) Качества, за которые Анна Филипповна хвалила своего любимого сына, на самом деле в нём отсутствовали.

5) С героем текста, сыном Анны Филипповны, перестали общаться и его девушка Марина, и рассказчик, объяснивший причину охлаждения в своём письме.

22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 16-18 представлено описание.

2) Предложения 24-26 содержат повествование.

3) Предложения 28-29 указывают на причину того, о чём говорится в предложении 27.

4) В предложениях 33-34 представлено повествование.

5) В предложениях 41-42 представлено рассуждение.

23. Из предложений 28-29 выпишите синонимы (синонимическую пару).

24. Среди предложений 36-43 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «В письме, написанном от лица рассказчика, звучат горечь и боль, что подчёркивают использованные в тексте языковые средства выразительности, среди которых троп - (А)___ (предложение 35), синтаксические средства: (Б)___ (предложения 3, 31, 34), (В)___ (предложения 16, 21, 26, 29). Автор письма пытается не только эмоционально воздействовать на адресата, но и логически убедить его, о чём свидетельствует синтаксическое средство - (Г)___ (предложения 9, 10, 41, 42)».

Список терминов:

2) парцелляция

3) восклицательные предложения

4) фразеологизм

5) вводные слова

6) вопросительные предложения

7) противопоставление

8) уточняющие конструкции

9) метафора

26. Напишите сочинение.

Вариант 16

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

позадипонемногу

позвонит

претерпел

1234 или любая комбинация этих цифр

утрамбовать

бесцветныйсгибать

затмевать

неприемлемый

слабыебеспомощные

незнание

Проблема

1. Проблема невнимательного отношения детей к своим родителям. (Допустимо ли невнимательное отношение детей к своим родителям? В чём оно проявляется?)

2. Проблема проявления родительской любви. (Насколько сильна родительская любовь к детям?)

1. То, что дети стесняются своих матерей и проявляют эгоизм в общении с ними, недопустимо. Невнимательное отношение людей к собственным родителям не находит понимания у окружающих.

2. Родительская любовь к детям безгранична: родители тонко чувствуют и понимают своих детей, видят только лучшие их качества. Верней и преданней родительского сердца нет ничего на свете.

Сочинение — рассуждение ЕГЭ на тему Ты, наверное, очень удивлен тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон

Задание к сочинению ЕГЭ. Вариант 16:

Вопросы к сочинению 15.1, 15.2, 15.3: Как вы понимаете значение фразы: Ты, наверное, очень удивлен тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему Ты, наверное, очень удивлен тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента и ответы, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём Эссе или сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Образец и пример краткого сочинения № 1 на тему: Ты, наверное, очень удивлен тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон. Как написать мини сочинение с планом

Проблема отношений между родителями и детьми существовала с давних времен и остается актуальной и в наше время. Зачастую между родителями и детьми возникают разногласия. Но самой болезненной является тема неуважения детей к своим родителям.

Многие дети не ценят того, что им дали родителя – заботу и материнскую ласку, что является самым важным моментом. Автор рассказа осуждает своего друга за то, что он не только не ценит того, что для него сделала мать, но и стесняется ее. Но хуже всего то, что его мать считает своего сына любящим ребенком. Но как сын может любить и уважать свою мать, если в новогоднюю ночь она накрывает стол для гостей и находится все это на кухне. Как прислуга… И лишь около двенадцати ночи он зовет ее за стол (естественно, ради приличия) и при этом предупреждает своих друзей о том, что его мать настоящая деревенщина и просит их не обращать на нее внимания. Так разве можно такого сына назвать любящим? Конечно, нет!

Я абсолютно поддерживаю друга главного героя данного рассказа. Он, будучи гостем в доме своего друга намного глубже проникся любовью и уважением к этой женщине. Он оценил ее заботу, ловкость рук и добросердечность. В отличие от родного сына…

В русской литературе существует множество произведений, в которых описывается проблема отцов и детей. Самым ярким примером является роман Тургенева «Отцы и дети». Также проблема взаимоотношений между родителями и детьми поднимали такие писатели, как Фонвизин («Недоросль»), Грибоедов («Горе от ума»), Пушкин («Станционный смотритель», «Скупой рыцарь», «Борис Годунов») и многие другие.

В жизни также случается много случаев, когда дети и родители не то что не хотят, но даже не хотят понимать друг друга. Одна из моих знакомых рассказывала, что ее соседка не то что не уважает мать, но и оскорбляет ее и даже поднимает руку. Это вообще недопустимо.

Проблем родителей и детей можно избежать. Их возникновение естественно – ведь родители и дети живут в разное время и с разными понятиями. Но для устранения неурядиц и скандалов необходимо научиться слышать друг друга. И только тогда в семье воцарит любовь и взаимопонимание!

Образец и пример краткого сочинения № 2 на тему: Ты, наверное, очень удивлен тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон. Аргументы из литературы. Проблема текста

1) Повесть Александра Пушкина «Станционный смотритель». Самсон Вырин – главный герой повести суждено было пережить побег дочери, её к нему равнодушное отношение. Жизнь его после этого потеряла уже всякий смысл, он спился и умер. Только через три года повествователь узнает, что могилу станционного смотрителя посещала барыня с детьми. Значит, у неё все же проснулось чувство любви к отцу? Однако было уже поздно.

2) Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма». Взаимоотношения между дочерью и престарелой матерью сложились непросто: их разделяло не только расстояние, но и образ жизни. Настя работала в беспокойном городе, а мать Катерина Петровна оставалась в тихой деревне. Времени, что навестить и поговорить с матерью у Насти не оставалось. Так и не дождалась Катерина Ивановна дочери. Раскаяние приходит слишком поздно, Настя никуда уже не успевает, даже на похороны и всю ночь просидит проплакав в пустом материнском доме. А наутро тайно уезжает из деревни, ей стыдно.

3)Почти такая же ситуация, но с более счастливым концом повествуется в рассказе Бориса Екимова «Говори, мама, говори…». В нем говорится о дочери, которая подарив однажды матери мобильный телефон, каждое утро звонит ей, чтобы узнать, жива ли она, здорова. Этими короткими звонками все общение и ограничивалось.

Причинами такого поведения были следующие: слишком дорогой тариф, не хватает времени, работа. Но в один из дней дочь вдруг сама неожиданно позвонила и начала обо всем расспрашивать, хотела поговорить со своей мамой. Героиня, к счастью, вовремя поняла, что в любой момент эта жизнь, эта связь между ними может прерваться и как важно успеть увидеть, поговорить и обнять дорогого человека. И эти литературные примеры доказывают, что бывают такие дети, которые не испытывают никаких чувств к своим родителям. А понимание того, что все-таки родители значили в их жизни приходит, иногда, увы, слишком поздно, когда близких людей уже не вернуть.

Образец и пример краткого сочинения № 3 на тему: Ты, наверное, очень удивлен тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами

В этом тексте Анатолий Алексин ставит проблему отношения к матери и вообще к пожилым родителям. В письме друга героя произведения говорится о том, что друг заметил невнимательное, наплевательское отношение героя к его матери: он совсем не пишет ей письма, объясняя это тем, что не любит писать, но на самом деле ежедневно переписываться с подружкой. Кроме того, друг припоминает историю, когда на праздновании Нового года герой стеснялся своей матери, все время извинялся за неё перед друзьями и вообще позволил ей присесть за стол только в двенадцать ночи, а до этого она всё время была на кухне. Автор письма упрекает своего друга у невнимательном отношении к маме, которая является самым дорогим ему человеком.

Автор считает, что отношение к матерям может быть важным показателем того, насколько человек добрый, порядочный. И каким бы чудесным он ни казался, если он не любит, презирает свою мать, в глубине души он, значит, злой и непорядочный человек.

Я согласен с автором этого текста. Действительно, по отношению человека к своим родителям можно судить о том, что он за человек. Плохое, невнимательное отношение говорит о нём как о человеке неблагодарном и безжалостном. Ведь старенькие родители очень нуждаются в помощи своих детей. Если они живут одни, то им нужны и помощь, и поддержка, и просто общение. А выросшие дети иногда об этом забывают. Этой теме, например, посвящен рассказ Паустовского «Телеграмма». Героиня этого рассказа Настя добрая и порядочная девушка, отдает много сил своей работе, действительно, важной; ей удается спасти выдающегося скульптора. Но при этом она забывает о своей маме, которая одна живёт в деревне и очень скучает по своей дочке. Настя не хочет ехать к маме: ей скучно проводить время в деревне. Она даже забывает прочитать письма, которая ей присылает Катерина Петровна. Когда Настя одумалась и поняла, что мама — самый дорогой для неё человек. было уже слишком поздно.

Мне бы хотелось вспомнить ещё одно произведение Анатолия Алексина — повесть «Безумная Евдокия». В этом произведении говорится о девочке Оле, умной, талантливой, но очень эгоистичной. Она совсем не понимала окружающих ее людей, потому что думала в основном о себе. Ради в своих амбиций она совершает глупый поступок, совершенно не собираюсь никому навредить, просто не подумав. Но этот поступок стоит ее матери здоровья.

По отношению человека к его родителям можно судить о том, что он за человек.

Образец и пример краткого сочинения № 4 на тему: Ты, наверное, очень удивлен тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами

У каждого из нас в подсознании отложилось свое восприятие слова «родители». Но вне зависимости от жизненных обстоятельств и опыта, такая вечная ценность, как родительская любовь, должна являться центром и связующим звеном любой семьи. Какими должны быть отношения между детьми и их родителями? Вместе с А.Г. Алексиным ответим на поставленный в данном мне тексте вопрос. Лирический герой, выступая в своем письме с обращением к конкретному человеку, заостряет внимание на то непозволительно малое количество времени, которое адресат уделял своей матери.

Он подчеркивает тот факт, что единственное за весь год письмо, полученное матерью от своего сына, хранится с тех пор в шкатулке, как истинная драгоценность. Рассказчик акцентирует наше внимание и на том, что герой текста и в жизни не выражал своей сыновьей любви, не проявлял никакой заботы по отношению к маме и даже мог постесняться её деревенского происхождения. А в тот момент, когда здоровье женщины находилось под угрозой, он посчитал нужным оставить её в полном одиночестве, чем заслужил презрение со стороны всех приближенных к герою людей.

резрение и удивление автора мне понятны: он считает, что каждый ребенок должен ценить и уважать любовь и заботу своих родителей и отвечать на это теми же эмоциями. По мнению писателя, никто «не должен убивать сердце, верней и преданней которого он не найдёт никогда и нигде на свете». Безусловно, я согласна с точкой зрения А.Г Алексина.

Родители – это единственные в мире люди, любящие нас без причины, и так сильно, так безвозмездно, как не способен полюбить никто другой. Однако мы почему-то со временем начинаем воспринимать это как должное, что является большой ошибкой. Если кто-то и обязан проявлять свою любовь и заботу – так это мы, дети, имеющие счастливую возможность обнимать своих матерей и говорить им слова любви и благодарности. О проблеме отношений между детьми и родителями говорил, например, И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Главный герой, Евгений Базаров, на первый взгляд, очень холоден по отношению к своим родителям, в то время как они, в свою очередь, безмерно любят своего сына.

Нигилист, отвергающий все эмоции и чувства, стыдится не самих родителей, а их нежности, и сам по этой же причине не стремится лишний раз выражать свою любовь. Семья Евгения любит своего сына настоящим, слепым чувством, как любит любой родитель, но сам Базаров, к сожалению, не торопится выражать свои эмоции, о чем позже очень жалеет. Он делает это лишь единожды, находясь при смерти, говоря о родителях следующим образом: «… таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…».

Отрицательным примером отношений между сыном и матерью служит Митрофанушка, герой комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Простакова воспитала Митрофана по своему образу и подобию: он такой же жадный, ленивый, злой и глупый. Однако, как и любая мать, эта героиня вкладывает в своего сына всё, что только способная вложить в ребенка любящая мать. Митрофан живет в заботе, может позволить себе все, что посчитает нужным, однако при этом не испытывает никакой благодарности. Как сын, поистине достойный своих родителей, в самый трагичный момент комедии, когда Простаковой как никогда раньше понадобилась поддержка сына, Митрофан отказывает ей в помощи: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!».

Мне кажется, что во всем мире нет более счастливых людей, чем те, кто имеет возможность обнять своих родителей и сказать им «спасибо». К сожалению, необходимость этого обычно приходит лишь с возрастом. Но зачем ждать подходящего момента? Если мама рядом – обнимите её и расскажите, как сильно вы её любите. Если далеко – позвоните и скажите то, что давно хотели, но почему-то каждый раз забывали сказать.

Исходный текст в полной версии для сочинения ЕГЭ

(1)Ты, наверно, очень удивлён тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон? (2)Нет, не забыл.
(2) Я уже послал твоей матери три письма! (4)Я написал ей и за себя, и за тебя…

(20) Ведь сам ты, кажется, почти никогда ей не пишешь. (6)В шкатулке, как самую большую драгоценность, хранит Анна Филипповна твоё единственное за весь год письмо. (7)Помнишь, оправдываясь, ты сказал, что не умеешь и не любишь писать письма? (8)Однако же ты чуть не каждый день атаковывал посланиями Марину. (9)Она и читать, наверно, не успевала. (Ю)Значит, умеешь?

(И)Сказал бы уж точней: «Не люблю писать матери». (12)Впрочем, ты ведь не только писать, ты и разговаривать-то с ней не очень любишь…
(19) Помнишь, когда ты окончил аспирантуру, твоя мать приехала в Москву?
(20) И как раз была встреча Нового года. (15)Все сидели за столом, а она, накрывшая стол, устроившая всё это торжество, была на кухне. (16)Только в самый торжественный момент, в двенадцать часов, ты милостиво позвал её в комнату. (17)Ты стеснялся её. (18)И перед тем как позвать, долго предупреждал нас: «Всю жизнь прожила в деревне, сами понимаете…» (19)И виновато поглядывал на Марину.

(19) Сейчас ты никак не можешь понять, почему Марина тоже перестала встречаться с тобой, почему не отвечала на твои письма. (21)А недавно, совсем на днях, она мне всё рассказала…
(22)Помнишь, тогда, после Нового года, .кажется, дня через три, у твоей матери был тяжёлый сердечный приступ (думаю, переутомилась, готовя наше новогоднее торжество). (23)И в тот же день вы с Мариной должны были пойти на концерт Рихтера. (24)Марина, стоя в коридоре, слышала, как ты на ходу крикнул матери: «Если будет совсем плохо, постучи в стенку соседу».

(25)Марина ничего не поняла. (26)Только позже, в консерватории, ты ей всё объяснил. (27)И в этот же вечер ты потерял её навсегда. (28)В то время как ты восторгался, с какой силой и с какой лёгкостью ударял по клавишам Рихтер, она слышала другие удары, слабые и беспомощные удары материнского сердца…
(3) Ей казалось, что вот сейчас, в эту самую минуту, стучит в стенку твоя мать, а сосед заснул и не слышит.
(4) И ещё хочу сказать: напрасно ты стесняешься своей матери.

(5) Если бы ты знал, как хорошо, как тонко она всё чувствует и понимает!
(6) Она каждый раз хвалила тебя - и больше всего за то, чего в тебе нет: за сыновнюю любовь, и заботу, и ласку.
(ЗЗ)Ты не кричал на мать, но ведь и на чужих, совсем незнакомых людей ты тоже не кричишь. (34)Они, однако, не называют тебя за это своим сыном!
(21) Трудно объяснять человеку, что он не должен разрушать стены дома, спасающего его от непогоды, что он не должен сжигать поле, которое принесёт ему хлеб, что он не должен убивать сердце, верней и преданней которого он не найдёт никогда и нигде на свете.

(22) Да, всё лето ты был гостеприимен и очень внимателен. (37)Но что это меняет?
(21) Могу ли я ценить человека лишь за то, что он хорошо относится ко мне?
(22) Разве это не будет с моей стороны отвратительным проявлением эгоизма?

(23) Вот я, кажется, и объяснил тебе причину своего охлаждения. (41)Может быть,
моё письмо убедит тебя в чём-нибудь, а может быть, нет. (42)Но я-то, во всяком случае, буду по-прежнему писать твоей матери.
(43)И ещё помни, мой бывший друг, что матерью люди издавна называют свою Родину…

(По А. Г. Алексину*)
* Анатолий Георгиевич Алексин (1924-2017) - русский писатель и драматург, автор книг для детей и юношества.

Вариант 16. Разбор текста из сборника Цыбулько 2018. Аргументы.

Текст




(1)Ты, наверно, очень удивлён тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон? (2)Нет, не забыл.
Я уже послал твоей матери три письма! (4)Я написал ей и за себя, и за тебя...
Ведь сам ты, кажется, почти никогда ей не пишешь. (6)В шкатулке, как самую большую драгоценность, хранит Анна Филипповна твоё единственное за весь год письмо. (7)Помнишь, оправдываясь, ты сказал, что не умеешь и не любишь писать письма? (8)Однако же ты чуть не каждый день атаковывал посланиями Марину. (9)Она и читать, наверно, не успевала. (Ю)Значит, умеешь?
(И)Сказал бы уж точней: «Не люблю писать матери». (12)Впрочем, ты ведь не только писать, ты и разговаривать-то с ней не очень любишь...
Помнишь, когда ты окончил аспирантуру, твоя мать приехала в Москву?
И как раз была встреча Нового года. (15)Все сидели за столом, а она, накрывшая стол, устроившая всё это торжество, была на кухне. (16)Только в самый торжественный момент, в двенадцать часов, ты милостиво позвал её в комнату. (17)Ты стеснялся её. (18)И перед тем как позвать, долго предупреждал нас: «Всю жизнь прожила в деревне, сами понимаете...» (19)И виновато поглядывал на Марину.
Сейчас ты никак не можешь понять, почему Марина тоже перестала встречаться с тобой, почему не отвечала на твои письма. (21)А недавно, совсем на днях, она мне всё рассказала...
(22)Помнишь, тогда, после Нового года, .кажется, дня через три, у твоей матери был тяжёлый сердечный приступ (думаю, переутомилась, готовя наше новогоднее торжество). (23)И в тот же день вы с Мариной должны были пойти на концерт Рихтера. (24)Марина, стоя в коридоре, слышала, как ты на ходу крикнул матери: «Если будет совсем плохо, постучи в стенку соседу».


(25)Марина ничего не поняла. (26)Только позже, в консерватории, ты ей всё объяснил. (27)И в этот же вечер ты потерял её навсегда. (28)В то время как ты восторгался, с какой силой и с какой лёгкостью ударял по клавишам Рихтер, она слышала другие удары, слабые и беспомощные удары материнского сердца...
Ей казалось, что вот сейчас, в эту самую минуту, стучит в стенку твоя мать, а сосед заснул и не слышит.
И ещё хочу сказать: напрасно ты стесняешься своей матери.
Если бы ты знал, как хорошо, как тонко она всё чувствует и понимает!
Она каждый раз хвалила тебя - и больше всего за то, чего в тебе нет: за сыновнюю любовь, и заботу, и ласку.
(ЗЗ)Ты не кричал на мать, но ведь и на чужих, совсем незнакомых людей ты тоже не кричишь. (34)Они, однако, не называют тебя за это своим сыном!
Трудно объяснять человеку, что он не должен разрушать стены дома, спасающего его от непогоды, что он не должен сжигать поле, которое принесёт ему хлеб, что он не должен убивать сердце, верней и преданней которого он не найдёт никогда и нигде на свете.
Да, всё лето ты был гостеприимен и очень внимателен. (37)Но что это меняет?
Могу ли я ценить человека лишь за то, что он хорошо относится ко мне?
Разве это не будет с моей стороны отвратительным проявлением эгоизма?
Вот я, кажется, и объяснил тебе причину своего охлаждения. (41)Может быть,
моё письмо убедит тебя в чём-нибудь, а может быть, нет. (42)Но я-то, во всяком случае, буду по-прежнему писать твоей матери.
(43)И ещё помни, мой бывший друг, что матерью люди издавна называют свою Родину...
(По А. Г. Алексину*)


Примерный круг проблем:


1. Проблема невнимательного отношения детей к своим родителям. (Допустимо ли невнимательное отношение детей к своим родителям?)

Авторская позиция: То, что дети стесняются своих матерей и проявляют эгоизм в общении с ними недопустимо. Невнимательное отношение людей к собственным родителям не находит понимания у окружающих.

2. Проблема проявления родительской любви. (Насколько сильна родительская любовь к детям?)

Авторская позиция: Родительская любовь к детям безгранична: родители тонко чувствуют и понимают своих детей, видят только лучшие их качества. Верней и преданней родительского сердца нет ничего на свете.



3. Проблема прекращения отношений между людьми. (Почему люди прекращают общаться друг с другом?)

(1)- Пойдёт отвечать...

(2)Затаив дыхание Лёнька Волосков впивается в учебник. (3)От волнения он видит всего два слова: «Так как...»

(4)Карандаш учителя медленно скользит по журналу. (5)Ученики с фамилиями на «А» и «Б» распрямляют спины. (6)Карандаш ползёт по «В»...

(7)«Быстрее»,- торопит Волосков. (8)Карандаш застревает.

(9)«Так как,- повторяет Волосков,- так как...»

(10)- Пойдёт...

(11)«Только не меня... (12)Если не вызовут, буду учить каждый день...»

(13)Карандаш дёргается, как грузовик в канаве, и тихо, почти незаметно сползает книзу...

(14)- Корякин! (15)Вздох облегчения.

(16)- Я не выучил,- уныло сообщает Корякин. (17)«Болван! - стонет Волосков.- (18)Никогда не учит! (19)Хоть бы раз!..»

(20)- Почему? - хмурится учитель.

(21)- Голова весь день болела...

(22)«Голова у него болела! - с ненавистью фыркает Волосков. (23)- Весь день в футбол гонял... (24)Голова! (25)Треснуть бы по этой голове».

(26)- Может, всё-таки помнишь что-нибудь? (27)Материал нетрудный. (28)Ведь это уже твоя вторая двойка по физике.

(29)- Иди,- шепчет Волосков. (30)- Материал ерундовый, рассказывать нечего!

(31)- И класс тебе поможет,- продолжает учитель.

(32)- Конечно, поможем! - восклицает Ленька. (33)- Всё время будем помогать!

(36)- Иди,- угрожающе шипит Волосков. (37)- Ведь это уже твоя вторая двойка...

(38)- Ну, садись.- (39)Учитель склоняется над журналом. (40)- Вопрос тот же...

(41)«Честное слово, буду учить,- бормочет Ленька. (42)- Десять часов в день, если не вызовут! (43)На улицу вообще ходить перестану! (44)Зарядку буду делать».

(45)- Грачёв!

(46)Грачёв идёт к доске.

(47)- Вопрос легкий! - бросает на всякий случай Волосков и нагибается к впереди сидящим: (48)- Можете не повторять... (49) Сейчас меня вызовут...

(50)Ответ Грачёва тем временем близится к концу.

(51)«Скорей бы домой! - вздыхает Ленька. (52)- Завтра воскресенье... (53)Убрать всё нужно... помыть... и к соседям... кому что трудно...

(54)Кому у нас трудно-то?.. (55)Все, как назло, молодые, здоровые... (56)Через квартал старушка какая-то... (57)Схожу! (58)И - за уроки... (59)С двух до шести - физика...»

(60)- Отвечать пойдёт...

(61)«Физику кончу - и к старушке...»

(62)- Пойдёт...

(63)Волосков устремляет на учителя пристальный немигающий взгляд. (64)«Мочалкин! (65)Мочалкин!» - бормочет он.

(66)Но в позе учителя мало что меняется. (67)Волосков прищуривается и выпячивает подбородок.

(68)«Мочалкин, Мочалкин... или Пашков»,- добавляет он, предоставляя учителю некоторую самостоятельность.

(69)«Волосков хорошо знает материал... (70)Его можно и потом спросить, Волосков учит... (71)Мочалкина давно не вызывали...»

(72)Наступает решающий момент... (73)Ленька напрягает даже ноги: «Пойдёт отвечать Мочалкин! (74)Послушаем Мочалкина!.. (75)А как себя чувствует Мочалкин?!»

(76)- Волосков!

(77)В устах учителя фамилия звучит, как выстрел в спину.

(78)«Хотя нет... Посиди пока...» - делает Волосков последний отчаянный пас. (79)Но учитель молча смотрит на него.

(80)...Получив двойку, Волосков тяжело откидывается на спинку парты и несколько секунд сидит, тупо уставившись в пространство. (81)Потом он медленно переводит взгляд на учителя, лицо его выражает крайнее недоумение:

(82) «Десять часов в день... (83)Старушка... (84)И до чего человек дойти может!»

(М. Тарловский*)

*Марк Наумович Тарловский (р. 1941) – российский детский писатель и переводчик, автор смешных и лиричных рассказов о школе.

Для тренировки пройдите тест ВПР 2017 русский язык 5 класс Вариант 16

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает в себя 5 заданий.

Ответы на задания запишите в работе. Если Вы хотите изменить ответ, то зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем успеха!

Name

№1 Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Русская з..ма настоящая волшебница. В бел.. наря(д/т) (1)одела она м..лодые д..рев..я. Укутала их зимушка пост..лила им мя(г/х)кую п..рину. (4) Она изящ..но ра(з/с)писала хру(б/п)кие стволики и веточ..ки бл..стящим на со..нце инеем. Под берё(з/с)ками р..стут ни(з/с)кие но пуш..стые ёлоч..ки. Ч..ть п..дальше ст..ят высок.. сосны-кр..савиц.. . С..ребряные(3) укр..шения вплела в..юга в их пышные прич..ски(2). А на макушках сосен вид..ш.. ..громные ша(б/п)ки снега и (не)перест..ёш.. уд..влят..ся. Ведь они так похожи на бел.. д..ковинн.. цв..ты! На земле л..жит необ..ятный сказоч..ный к..вёр. З..ма ра(з/с)шила его узорами сл..дов птиц и зв..рей, з..мующих в (Р/р)осси.. . Как хорош лес з..мой!

№2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) – фонетический разбор;

Задание этой части проверяется экспертами отдельно. Проверьте себя самостоятельно.

В ответе представлены языковые разборы (модель разбора свободная).

Н − [н] − согласный, звонкий, твёрдый

А − [а] − гласный, безударный

Р − [р’] − согласный, звонкий, мягкий

Я − [а́ ] − гласный, ударный

Д − [т] − согласный, глухой, твёрдый

5 букв, 5 звуков, 2 слога

(2) – морфемный разбор;

Причёски(2)

Впишите ответ в виде: приставка-приставка, -корень-корень, -суффикс-суффикс, -окончание-окончание

(3) – морфологический разбор;

Серебряные(3) (украшения)

Серебряные(3) (украшения)

1) серебряные (украшения) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: украшения (какие?) серебряные;

2) начальная форма – серебряный; во множественном числе, в именительном падеже;

3) в предложении является определением.

(4) – синтаксический разбор предложения.

Задание этой части проверяется отдельно экспертами. Проверьте себя самостоятельно.

Укутала их зимушка, постелила им мягкую перину(4).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: зимушка (подлежащее), укутала, постелила (однородные сказуемые).

Второстепенные члены предложения: (укутала) их – дополнение; (постелила) перину − дополнение; (постелила) им – дополнение; (перину) мягкую – определение.

№3 Поставьте знак ударения в следующих словах.

Столяр, начала, алфавит, повторишь.

Впишите в ответ только буквы под ударением. Например а, у, о

№4 Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении.

Под корнями берёзы скрываются жучки и ящерицы.

В ответ впишите, то что напишите над каждым словом.

Например предл. сущ. глаг. союз

2) обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимение (ИЛИ личное местоимение), частица. Возможное, но необязательное указание: наречие, имя числительное, междометие.

№5 Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

2) Медуница чем вы лечите раны и ссадины малышек

3) Лечение мёдом приятно и безболезненно воскликнула Медуница

4) По словам доктора Пилюлькина лечение йодом имеет ещё и воспитательный характер

Задание этой части проверяется отдельно. Проверьте себя самостоятельно.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: «Лечение мёдом приятно и безболезненно!» − воскликнула Медуница.

2) составление схемы предложения: «П!» − а.

№6 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

1) Тюбик был очень хорошим художником.

2) Слушай Тюбик я тоже хочу быть художником!

3) Пускай Тюбик подарит мне старые кисточки и краски.

4) Садись-ка ты лучше позировать на стул.

Впишите в ответ только предложение.

2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением. ИЛИ Обращение. ИЛИ Обращение внутри предложения. Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.

№7 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

1) Осенью грибники на старый пень садятся и грибы перебирают в корзинках.

2) Седым мхом покрыты невысокие кочки и ярко зеленеют на них листья брусники.

3) Ранней весной ты найдёшь здесь сморчки и увидишь прелестные жёлтые рыжики.

4) Стволы дубов возвышаются над головой и почти касаются неба своими вершинами.

В ответ впишите только предложение.

2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение. ИЛИ В предложении две грамматические основы. Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12.



(1)Кто едет-скачет на могучем коне узкой просекой в богатырских доспехах? (2)Кто зорко смотрит по сторонам? (3)Чью громкую речь слушают воины? (4)Из богатого и славного города Суздаля прискакал с дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы-крепости.


(5)Очень полюбился князю удобный для обороны холм – место при слиянии узенькой лесной речки Неглинной с полноводной, чистой, как слеза, Москвой-рекой. (6)Место это было тихое, глухое, водное, рыбное и охотницкое. (7)Пусть, думалось Юрию Долгорукому, небольшая крепость в лесу сторожит дальние окраины земли суздальской. (8)Обнесли воины холм валом, забором-тыном, поставили с запада и востока ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг глубокий ров.


(9)Много городов в северных землях основал князь-строитель Долгорукий, но Москва ему сразу полюбилась. (10)Написал Юрий из новой крепости своему военному побратиму, князю Святославу: «Приди ко мне, брате, в Москов». (11)К встрече дружина Юрия Долгорукого наготовила много всякой снеди: липового мёда, разной речной рыбы, лесной дичи. (12)Летописец, записывавший в книгу только самые важные события, чётко вывел: «Был обед силён». (13)Шёл 1147 год. (14)Этот год и стал считаться годом рождения Москвы − столицы нашей Родины.