Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » 1 теория организации. Ольга Николаевна Демчук, Татьяна Алексеевна Ефремова Теория организации: учебное пособие. Предлагаемая вниманию читателей книга представляет краткое учебное пособие для студентов отделений и факультетов государственного и муниципальн

1 теория организации. Ольга Николаевна Демчук, Татьяна Алексеевна Ефремова Теория организации: учебное пособие. Предлагаемая вниманию читателей книга представляет краткое учебное пособие для студентов отделений и факультетов государственного и муниципальн

Т.А. АКИМОВА

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Менеджмент»

Москва 2003

^ Издательство: Юнити

Год издания: 2003

Учебное пособие и методические материалы по дисциплине "Теория организации" федерального компонента цикла ОПД.Ф.04 составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 061100 "Менеджмент организации" и учебным планом подготовки менеджеров в области коммерческого использования интеллектуальной собственности. Пособие состоит из пяти разделов: разделы 1-3 посвящены изучению теоретических основ организации, в разделах 4-5 рассматриваются прикладные аспекты организации. К каждому разделу разработаны тесты и контрольные задания.

1.2. Понятие организации

1.3. История взглядов на сущность организации

^ 1.4. Формирование научных концепций организации

1.5. «Всеобщая организационная наука. Тектология» А.А. Богданова. Краткие комментарии

1.6. Логическая схема изучения теории организации. Задачи курса

Глава 2. Системный подход в теории организации

^ 2.1. Эволюция понятия «система»

2.2. Системный подход и системный анализ. Определения

2.3. Иерархии материальных систем. Классификация систем

2.4. Общие свойства сложных систем

^ 2.5. Системные связи и системное поведение

2.6. Социальная организация как система

Раздел II. Организация и управление

Глава 3. Сущность экономической организации

^ 3.1. Общая характеристика организации

3.2. Типология и классификация организаций

3.3. Основные организационно-правовые формы предприятий

3.4. Ключевые элементы современной организации

^ 3.5. Макроокружение и деловая среда организации

3.6. Жизненный цикл организации. Концепция двух S-образных

Глава 4. Управление и информация в теории организации

^ 4.1. Понятие управления. Краткая история общих представлений

4.2. Основные модели генезиса систем управления

4.3. Системно-кибернетический подход и информация в теории организации

4.4. Механизм управления самоорганизующихся систем

^ 4.5. Уровни организации, информация и энтропия

4.6. Примеры визуальных организационных моделей

Глава 5. Самоорганизация и самоуправление

^ 5.1. Введение в понятие «самоорганизация»

5.2. Два подхода к исследованию самоорганизации

5.3. О взаимоотношениях между процессами целенаправленной организации и самоорганизации

5.4. Основные типы самоорганизующихся систем

^ 5.5. Самоорганизация мировой экономической системы кривых

Раздел III. Основные законы и принципы организации

Глава 6. Общие основания законов организации

^ 6.1. Введение в понятия: зависимость, закон, закономерность

6.2. Наиболее общие законы природного мира

6.3. Основные требования к законам организации

Глава 7. Законы и принципы организации

7.1. Закон самосохранения

^ 7.2. Закон развития

7.3. Закон синергии

7.4. Закон информированности - упорядоченности

7.5. Закон единства анализа и синтеза

7.6. Закон композиции и пропорциональности (гармонии)

Раздел IV. Структура, коммуникации и культура организации

Глава 8. Организационная структура и ее эффективность

^ 8.1. Понятие и принципы построения организационных структур

8.2. Типология организационных структур управления

8.3. Традиционные организационные структуры управления

8.4. Современные тенденции эволюции организационных структур

Глава 9. Коммуникации в организации

^ 9.1. Понятие о коммуникациях. Значение коммуникаций в организации

9.2. Взаимосвязь коммуникаций и информации. Элементы коммуникаций

9.3. Использование коммуникаций при реализации новых идей

9.4. Противоречия при коммуникациях, управление противоречиями

Глава 10. Организационная культура

^ 10.1. Понятие, структура и сущность организационной культуры

10.2. Основные признаки и функции организационной культуры

10.3. Механизмы организационной культуры

10.4. Деловая стратегия и организационная культура

Раздел V. Современные формы организации бизнеса

Глава 11. Основные формы интеграции бизнеса

^ 11.1. Тенденции интеграции бизнеса

11.2. Корпоративные организации

11.3. Финансово-промышленные группы

11.4. Транснациональные компании

11.5. Международные совместные предприятия

^ 11.6. Кэйрэцу - эффективная форма интеграции бизнеса в Японии

Глава 12. Основные формы организации инновационной деятельности

12.1. Формы интеграции науки с производством

12.2. Малый бизнес и основные условия его развития

^ 12.3. Рисковый бизнес и его особенности

12.4. Перспективы развития наукоемких производств в России

Глава 13. Проектирование организационных систем

^ 13.1. Системный подход в организационном проектировании

13.2. Основные задачи и этапы организационного проектирования

13.3. Методы организации инновационного процесса

Глава 14. Развитие организационно-управленческой мысли

^ 14.1. Тенденции развития мировой экономической системы

14.2. Основные признаки преуспевающих компаний

14.3. Оценка уровня организации российской экономики с позиций системного подхода

^ 14.4. Функциональный аудит и международные стандарты - новое направление организационно-управленческой мысли

Приложение 1. Тесты

Приложение 2. Контрольные вопросы по разделам учебного курса

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ОРГАНИЗАЦИИ

Глава 1. Теория организации и ее место в системе знаний

У кого есть ум, чтобы понимать, и воля, чтобы реагировать, для того не может остаться сомнений: необходимо собрать и стройно связать разрозненный организационный опыт человечества - необходимавсеобщая организационная наука.

А.А. Богданов (1912 г.)

1.1. Теория организации: основные определения

1.2. Понятие организации

1.3.История взглядов на сущность организации

1.4. Формирование научных концепций организации

1.5. «Всеобщая организационная наука. Тектология» А.А. Богданова. Краткие комментарии

1.6. Логическая схема изучения теории организации. Задачи курса

^ 1.1. Теория организации: основные определения

Мы часто сетуем на беспорядок в мыслях, вещах, житейских делах, государстве, но полное отсутствие какой бы то ни было организации невозможно себе представить, в нашем мире все организовано. От атома до Вселенной, от вируса до биосферы, от единичного сигнала до Интернета, от пары торговых партнеров до всемирной корпорации - все имеет свою организацию. Мы, вероятно, знаем ничтожно мало об организации мира, но и то, что мы знаем, позволяет думать о существовании общих законов организации всех вещей и явлений.

Организованность всегда сопровождала человеческую деятельность. Для отдельного человека организация поведения, последовательность действий, логика поступков определяют успех в жизни. С доисторических времен люди вынуждены были организовывать свою деятельность, чтобы выжить. Организация взаимодействий между людьми в процессе труда, при производстве, обмене и использовании ценностей, т.е. согласование интересов и личных целей для достижения общей цели создает общество и цивилизацию. Организационные процессы пронизывают все виды деятельности человека в экономической, социальной, политической, духовной, идеологической, семейно-бытовой и других сферах. Там, где присутствует необходимость согласования действий двух или более людей для достижения какой-то цели, уже можно говорить об организации. Здесь следует подчеркнуть понятия согласованность и цель как важнейшие атрибуты организации.

Теория организации - это область научного знания об общих закономерностях образования, устройства, функционирования и развития организаций как сложных динамических систем, имеющих цель.

Эта формулировка требует анализа. Прежде всего, почему теория? Ведь в контексте дисциплин, которые изучают будущие экономисты, управленцы, менеджеры, организация воспринимается как нечто, относящееся сугубо к человеческой практике. Дело в том, что практика организации необычайно многообразна, а процессы, цели и объекты организации имеют различную степень сложности. Человечество хранит и систематизирует свой организационный опыт, который концентрируется в виде обычаев, правил, традиций. Все определяется и регулируется этими правилами: организация общины, технические приемы организации вещей, организация идей. Организационный опыт - это и есть весь опыт человечества, взятый с организационной точки зрения. В начале прошлого века один из основоположников организационной науки А.А. Богданов пишет: «...Чем больше общество растет и развивается, тем сильнее и болезненнее для него оказывается его неорганизованность в целом. Гигантская масса живых активностей, в нем непрерывно накопляемая, все труднее, все менее совершенно сохраняет свое равновесие. Острые и хронические болезни социальной системы - бедствия ожесточенной конкуренции, кризисы местные и мировые, возрастающая напряженность борьбы между нациями из-за рынков, безработица, беспощадные классовые конфликты - все это вместе образует грандиозное расточение общественных сил и создает атмосферу всеобщей неуверенности в будущем. Это грозные проявления общих дезорганизационных процессов, и борьба с ними при помощи методов частичного характера, какими располагает специализация, по самому существу обречена на безуспешность.

Таким образом, самый ход жизни все настоятельнее и неуклоннее выдвигает организационные задачи в новом виде - не как специализированные и частичные, а как интегральные...» .

Необходимо обобщение этого огромного опыта, накопленного человечеством, и выработка достаточно универсальных практических рекомендаций. Необходима теория как совокупность принципов и идей, обобщающих практический опыт и образующих основу науки организации.

Теория - это внутренне непротиворечивая система эмпирических обобщений и построенных на их основе логических принципов и законов, имеющая эвристическую и прогностическую способности.

Устройство организаций чрезвычайно разнообразно и зависит от их целей и функций. (Позднее мы рассмотрим типизацию организаций.) Сейчас следует только отметить, что от «искусства устроения» (от греч. tekto - строю, созидаю) произошло название тектология. Основополагающие принципы тектологии - «всеобщей организационной науки», сформулированные в начале прошлого века А.А. Богдановым (1912 г.), а также достижения теории систем, кибернетики и синергетики позволяют вывести теорию организации на одно из ведущих мест в современной науке. Закладка основ науки, объединяющей организационный опыт человечества, науки жизненно необходимой - дело огромной важности. Далее в приведенной формулировке говорится об «образовании... сложных систем». Эго звучит недостаточно определенно, размыто. Понятие организации обычно предполагает, что существует субъект организации, креативное и организующее начало, организатор (Бог, царь, герой, оргкомитет, «просто Вася» и пр.). Он может выполнить целенаправленные действия по организации: подготовить, учредить, основать, упорядочить, объединить, обеспечить устойчивое существование, управлять и т.п. Но теория организации сталкивается с многочисленными и разнообразными случаями, когда нет явного присутствия целеустремленного «организатора» и «управляющего» и когда происходит самоорганизация системы.

Часто эти различия трактуются следующим образом. Если основной источник изменений организации находится внутри самой системы, то данную систему можно считать самоорганизующейся. Если же организационный процесс обусловлен внешним управлением, то можно говорить об управляемости системы как способности откликаться на это управление. Но классификация по критерию «внутри- снаружи» неверна. Тот факт, что империя, Газпром или контора вторсырья имеют сидящих внутри боссов и управляются изнутри, не может служить примером самоорганизации. Самоорганизация в чистом виде - это случаи, когда нет никакой выделенной структуры или устройства управления, никакой администрации, никакого начальства, когда все элементы организации относительно равноправны в плане импульсов или мотивов организации. Вместе с тем самоорганизация отнюдь не предполагает полного отсутствия внешних по отношению к организующейся системе сил. Так, поток солнечной энергии, внешний по отношению к планетарной среде Земли, организует (да, именно организует!) устойчивые круговороты веществ в атмо-гидро и биосферах. Примерами самоорганизации могут служить различные варианты свободного рынка с балансом спроса и предложения, системой ценообразования, демографическая динамика, поведение толпы, многие природные процессы, функционирование экологических систем и биосферы. Поэтому в указанной формулировке приходится пользоваться обтекаемым понятием «образование систем», сохраняющим универсальность. Впрочем, в реальных системах чаще всего наблюдается сочетание направляемой (кем-то извне или изнутри) организации и самоорганизации.

По этой же причине, называя объекты организации, нельзя ограничиться только людьми или группами людей, хотя в большинстве случаев, когда речь идет об организации управления, производства, торговли, здравоохранения, науки, образования, безопасности, вооруженных сил и пр., объектами выступают именно люди. Однако есть еще такие объекты организации, как природные ресурсы, производительные силы, технологические процессы, финансовые потоки, товарообмен, информация - как таковые, не опосредованные субъектами. Любая организация в известной степени иерархична; элементами системы организации всегда служат системы другого уровня - подсистемы. Отсюда понятно определение организации именно как сложной системы. При этом критерием сложности служит не столько число объектов (элементов) организации, сколько число, разнообразие и динамичность функциональных связей между ними, а также способность составных частей организации и организации в целом к актам выбора и решения.

Предисловие

Важность и необходимость изучения теории организации в высших учебных заведениях России проявилась в результате транзитивности ее экономики в рыночные отношения. Теория организации занимает особое место в ряду дисциплин управленческих и других смежных экономических специальностей. В мире не было ни одного предприятия, ни одного учреждения, ни одного общественного объединения, в которых бы не использовались общие законы и принципы создания, развития и функционирования организации как единого целого. Следовательно, перед теорией организации встают задачи изучить социальные организации и взаимоотношения внутри этих организаций, а также их взаимосвязь с окружающей средой.
Теория организации рассматривается как один из фундаментальных элементов научной базы менеджмента. Организация представлена не только как инструмент достижения предпринимательских целей, но и как объект исследования. Анализируются основные положения, определения и смысловые варианты понятия «организация», методология научного исследования организационных процессов и организационных отношений. Организация рассматривается как система, представленная объективированной структурой, и как процесс, т. е. как функция управления. Особое значение придается самоорганизации.
Организация – сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности. Зачем организации нужны, как создаются и развиваются, на каких принципах строятся, почему и как изменяются, какие возможности открывают, почему их участники действуют так, а не иначе, – ответы на эти вопросы призвана дать теория организации, опирающаяся на обобщение новейшего мирового опыта.
В настоящем пособии изложены известные положения теории организации, а также результаты авторских исследований, частично опубликованных в научных изданиях. В соответствии с требованиями образовательного стандарта рассматриваются основные организационные законы и принципы. Авторы стремились, кроме того, уделить больше внимания перспективным и проблемным вопросам теории организации.
Значительное место отведено анализу самых известных организационных теорий (классических, неоклассических), а также представлений современных организационных направлений. Исследуются понятия, характеризующие структуру организации, основные принципы построения организационных структур, проблемные вопросы эволюции организационных структур и организации в целом как субъекта социокультурного процесса. Приводятся основные формы межорганизационной интеграции, рассматриваются представления организационной культуры как системообразующего фактора современной организации.
Изучение теории организации обеспечивает повышение не только качества теоретической подготовки, но и эффективности организаторской деятельности специалистов и руководителей, работающих в организациях различных отраслей и сфер рыночного хозяйства. Изучение курса «Теория организации» вооружает будущих менеджеров знаниями организационных законов и принципов, необходимых для формирования современного организационного мышления, практическими навыками.
Пособие составлено на основе лекций и практических занятий, которые читаются и проводятся авторами в Магнитогорском государственном университете.

Глава 1.
Основы теории организации

1.1. Теория организации и ее место в системе научных знаний

1.1.1. Теория организации как наука

Теория организации (в дальнейшем ТО) изучает современные организации (предприятия, учреждения, общественные объединения) и отношения, возникающие внутри этих организаций, а также поведение организаций во внешней среде.
Организацию можно сравнить с живым организмом. В настоящее время организация приобретает все черты самостоятельного организма, борющегося за выживание и комфортное существование в условиях рынка.
Теория организации – это наука об основных закономерностях, регламентирующих жизнедеятельность организаций, как реально существующих объектов окружающей действительности (рис.1).

Рис. 1. Теория организации – наука

Теория организации занимает особое место в ряду учебных дисциплин специальности «Менеджмент организации». Каждый человек осознанно или неосознанно участвует в организационных процессах. Что касается менеджмента, организация (предприятие), с одной стороны, является средой деятельности менеджера, с другой стороны – организация (организовывание) выступает одной из основных функций управления (рис. 2). Организация как функция управления направлена на объединение человеческих, финансовых и материальных ресурсов.


Рис. 2. Организации как явление и как процесс

Теория организации является одной из управленческих наук, тесно связана с науками:
– естественными – так как теория организации является источником идей и организационного опыта, то она черпает множество сведений для осмысления общих организационных закономерностей из биологии, химии, физики;
общественными – особенно с системой социальных наук, оказывая положительное влияние на развитие теории социального управления, управление народного хозяйства, теорию государственного управления;
математическими – данные науки дают инструментарий для количественной оценки организационных связей и отношений.
Теория организации опирается на исследования в различных областях: социологию труда (теория мотивации и побуждение персонала к сознательному труду, учет соотношения стимулов и факторов удовлетворенности трудом, эффективности различных способов материального и морального поощрения), психологию (при оценивании роли личности в коллективе и поведения индивидуумов в процессе организационной деятельности), социальную психологию (закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их нахождением в социальных группах, психологическими характеристиками этих групп). Вклад в теорию организации внесла наука кибернетика – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе. Связь теории организации с информатикой объясняется тем, что предметом и результатом труда управляющей части организации является информация (рис. 3).


Рис. 3. Связь ТО с другими науками

Следовательно, теорию организации следует рассматривать как комплексную научную дисциплину, впитавшую в себя достижения смежных общественных наук, в результате развития которой в науке сформировался широкий комплекс организационных дисциплин: организация предпринимательства, организация научных исследований, организация труда, организация производства, организация управления (рис. 4).


Рис. 4. Связь ТО со смежными науками

В основе всех организационных наук лежат общие законы, закономерности и принципы. Теория организации устанавливает общие для всех этих наук категории, развивает формы и методы организации и вооружает ими ученых. Теория организации непосредственно связана с целым рядом смежных дисциплин: организационное поведение, управление персоналом, стратегический, финансовый, производственный и инновационный менеджмент, управление качеством, маркетинг, логистика.
Итак, теория организации как научная дисциплина изучает общие свойства, законы и закономерности создания, развития, функционирования и ликвидации организации как единого целого. Положения теории организации базируются на экономических законах и законах других наук: теории систем, кибернетики, теории управления, хотя она опирается на законы, которые присущи только ей.

1.1.2. Объект, предмет и методы теории организации

Теория организации как самостоятельная область знаний имеет свой понятийный аппарат, объект и предмет исследования (рис. 5).
Объект (явление, которое исследует наука) теории организации: социальные организации, т. е. организации, объединяющие людей.
Предмет (определяет то, чем занимается данная наука, что она изучает) теории организации: организационные отношения между работниками по поводу совместного труда, выражающие формы объединения людей и вещественных факторов производства, обеспечивающие связи между технической стороной деятельности организаций и отношениями собственности, складывающиеся в организациях различного типа.


Рис. 5. Объект и предмет ТО


Рис. 6. Методы ТО

Методы науки теории организации – это упорядоченная деятельность по достижению определенной цели (рис. 6). К основным методам теории организации относятся:
– индуктивный (от единичного к всеобщему);
– статистический (количественный учет факторов и частота их повторяемости: исследование явлений с использованием методов теории вероятностей, группировок, средних величин, индексов, графических изображений, что способствует нахождению устойчивых связей между организационными отношениями);
– абстрактно-аналитический (мысленное выделение существенных свойств предмета, отвлечение от частностей, что позволяет составить обобщенную картину изучаемого явления);
– сравнительный метод (подбор сходных организаций как объектов исследования для выяснения процессов изменения, динамики исследуемого явления).
Для решения конкретных задач наука использует системный подход (систематизированный метод мышления, в соответствии с которым процесс принятия и обоснования решений базируется на определении общей цели системы и последовательном подчинении ее множества подсистем, планов их развития, показателей и стандартов работ).

1.1.3. Функции теории организации

Теория организации (как наука и учебная дисциплина) выполняет наиболее важные функции:
познавательную – проявляется в раскрытии процессов организации и самоорганизации социальных систем, закономерных тенденций организационного развития, динамики различных социальных явлений и событий);
методологическую – так как теория организации является комплексной, интегрирующей наукой и исследует организационные отношения на макро– и микроуровнях как системные образования, то представляет собой методологическую базу для частных теорий, изучающих аспекты организационной деятельности);
рационально-организующую – обобщение опыта организационной деятельности, разработка оптимальных моделей организации и структур, определения социальных технологий;
прогностическую – позволяет предугадать организационные явления и события (рис. 7).


Рис. 7. Функции теории организации

1.2. Эволюция теории организации

1.2.1. Формирование и развитие теории организации

Теория организации как самостоятельная дисциплина выделилась из социологии (учение об обществе; наука изучающая общественные структуры, их элементы, социальные процессы), которая как самостоятельная наука сложилась в XIX в. и выделилась из философии (наука о наиболее общих закономерностях развития природы и общества, ориентированная на выработку взглядов на отношения человека с окружающим его миром).
Границы теории организации определяются комбинацией установленных признаков, что объясняется двумя противоположными подходами к описанию развития организации:
1) «закрытая – открытая система» – характеризует организацию как систему и отражает развитие управленческой мысли от механистического представления об организации (закрытое) к целостному (открытое). С начала XX в. до 1960-х годов проблемы организации решались с точки зрения закрытых систем. Вопросы деловой среды, конкуренции, сбыта и др., определяющие внешнюю для предприятия среду, не рассматривались. С развитием рынка стало очевидно, что внутренняя динамика организаций формируется под влиянием внешних событий, следовательно, теория организации начинает рассматривать организацию как открытую систему в единстве всех элементов, воспринимающих изменения во внешней среде и реагирующих на них.
2) «рациональное – социальное мышление» характеризует природу организации в направлении от рационального к социальному. «Рациональное мышление» означает, что существует ясная перспектива организации, а ее цели четко и однозначно определены, например, машиностроительное предприятие имеет целью получение максимальной прибыли от повышения эффективности производства, то высшему руководству остается только выбирать средства, которое ведут к достижению, т. е. принимаются только рациональное решения. «Социальное мышление» означает неоднозначность в определении целей и принятии конкретных решений по повышению эффективности производства.
С позиции отмеченных подходов выделяется четыре этапа развития теории организации (рис. 8):


Рис. 8. Этапы развития теории организации

1. 1900–1930 гг. – эра «закрытых систем и рационального индивида». Главные представители теории организации того времени: Макс Вебер, Анри Файоль, Фредерик Тейлор. Разработанный ими подход ориентирован на организационные и технические усовершенствования в организации путем повышения эффективности внутренних функций.
2. 1930–1960 гг. – период «закрытых систем и социального индивида». Группа теоретиков – Энтони Мэйо, Дуглас Макгрегор, Честер Бернард разработали вопросы управления закрытыми системами, опираясь на внутренние человеческие отношения и неэкономичесую мотивацию работников.
3. 1960–1975 гг. – период «открытых систем и рационального индивида». Основной вклад внесли Альфред Чандлер, Пол Лоуренс, Джей Лорш, сделав шаг вперед, рассмотрев организацию как часть системы более высокого уровня, и шаг назад, возвратившись к механистическим представлениям о человеке.
4. 1975 г. – настоящее время – «период открытых систем и социального индивида»: происходит возвращение к социальному мышлению, но в рамках открытых систем. Лидером современной теории организации является Джеймс Марч.

1.2.2. Основополагающие идеи теории организации

Ф. Тейлор (1911 г.) в своей фундаментальной работе «Принципы научного управления» определил принципы, которые составили основу классической теории организации:
разделение труда в широком смысле слова – и рабочий, и менеджер ответственен за какую-либо одну функцию;
функциональное руководство – замена власти одного мастера функциональной администрацией, каждый из которых дает указания рабочему в пределах своей компетенции;
измерение труда – измерение рабочего времени с помощью «единиц времени»;
задачи-предписания – примерные инструкции по выполнению конкретных задач;
программы стимулирования – премия за производительность выше нормы;
мотивация – личная заинтересованность является движущей силой;
роль индивидуальных способностей – проводятся различия между способностями рабочих (работают за вознаграждение в настоящем) и менеджеров (ради вознаграждения в будущем).
Принципы организации А. Файоля для эффективной работы организации:
– четкие цели;
– один центр подчинения (единство управления) и один центр управления (единство контроля);
– использование «мостика» Файоля в цепи подчинения (^);
– равенство прав и обязанностей;
– рациональное разделение труда;
– определение ответственности за результаты труда;
– благоприятные возможности для проявления инициативы. Бюрократия (правление государственных служащих: точность, дисциплина, ответственность) М. Вебера, который разработал принципы построения идеальной структуры организации:
– определение задач и обязанностей каждого должностного лица на основе разделения труда;
– организация строится на принципах иерархии – строгом подчинении;
– деятельность организации регулируется на основе инструкций и правил, определяющих ответственность каждого;
– управление организацией исключает личные эмоции;
– назначение на должность основываются на квалификации и заслугах.
В результате проведения Хоторнского эксперимента Э. Мэйо на заводе фирмы «Уэстерн электрик» (1924–1927 гг.) получила развитие «школа человеческих отношений» и сделаны выводы, противоречащие концепции «рационального работника» (рабочие почувствовали к себе особое внимание как к участникам эксперимента, в результате чего повысилась производительность труда, а не из-за улучшения освещенности рабочих мест):
– разделение и нормирование труда не всегда ведут к повышению производительности;
– работники более отзывчивы к социальному влиянию равных им людей, а не к мерам контроля высшего руководства;
– менеджер должен быть профессионалом в человеческих отношениях – понимать потребности людей, выслушивать проблемы, уметь дать нужный совет, убедить принять перемены.
Ч. Бернард и целенаправленные организации: элементами организации являются и люди, и техника, и сосредоточение на одном не ведет к оптимизации. Суть его идей:
– кооперация – действенный способ преодоления физиологических и биологических ограничений, сотрудничество приводит к согласованным эффективным действиям;
– успех организации зависит от удовлетворенности ее членов;
– организации могут быть формальные и неформальные (как защита индивидов перед формальной);
– власть – это информационная связь (команда) – так как персонал решает, выполнять или не выполнять распоряжения.
Д. Макгрегор и теория×– теория Y. Книга «Человеческая сторона предпринимательства» посвящена вопросам практического управления: управляющий строит свое поведение с подчиненными в соответствии со своими личными представлениями о работниках и их способностях.
В соответствии с теорией×(прямое применение власти): каждому человеку присуще от природы нежелание работать, поэтому он избегает затрат труда, где это возможно; поэтому людей надо принуждать; люди стараются избегать ответственности и предпочитают быть ведомыми; больше всего люди желают личного спокойствия и нуждаются в защите.
В соответствии с теорией У (субординация как партнерство): затраты физических и духовных сил на работе столь же естественны, как при отдыхе – человек не отказывается от выполнения обязанностей; угроза наказания не является стимулом – люди наделены способностью к самоконтролю и самоуправлению; награда за деятельность соответствует выполненным задачам; творчество весьма распространено среди населения, но из-за высокоразвитых технологий скрыто (рис. 9).


Рис. 9. Основополагающие идеи теории организации

А. Чандлер в книге «Стратегия и структура» (1962) установил, что с изменениями стратегии компаний меняется и их организационная структура. Необходимость стратегических перемен диктуется требованиями внешней среды.
Дж. Томсон в книге «Организации в действии» (1964) выполнил теоретическое обоснование взаимосвязи окружающей обстановки и структуры организации, показав разницу между закрытыми (ориентированы на внутренние факторы) и открытыми организациями.
В 1967 г. исследование влияния внешней среды на организацию провели преподаватели гарвардской школы бизнеса П. Лоуренс и Дж. Лорш, результаты в книге «Организация и ее окружение»: они рассматривали организационные структуры и системы управления, сравнивая компании, имеющие лучшие результаты в динамичном бизнесе (производство специальных пластиков) с лучшими компаниями в стабильной, мало меняющейся отрасли (производство контейнеров). Установили, что фирмы, для которых характерна стабильность, используют функциональную схему организации и простые системы контроля. Напротив, лидеры в динамичном производстве имеют более децентрализованную форму организации и сложные системы управления. Полученные результаты стали основой для формирования концепции организации как открытой системы.
Р. Сайерт, Дж. Марч, Г. Саймон выдвинули концепцию «Организация как мусорная корзина» (модель нерационального принятия решений): лица, принимающие решения, не работают в условиях совершенного знания, отсюда возникает неопределенность, являющаяся нормальным состоянием дел. Эта модель применима к организационной структуре, известной как организованная анархия, пример: университеты, исследовательские организации (технологии неясны, текучесть кадров «пришел-ушел»).

1.2.3. Развитие современной теории организации

Современная теория организации развивается в трех направлениях (рис. 10):
1) ситуационный подход – не существует единственно правильного решения (каждому типу управленческой ситуации и решаемых задач соответствуют свои оптимальные требования к состоянию организации, стратегия и структура);
2) экологический подход утверждает, что среди организаций выживает наиболее приспособленная, имеет место процесс естественного отбора и замены организации (эффективность организации определяется способностью выживать); роль окружающей среды абсолютна, менеджмент не оказывает особого влияния на способность к выживанию; так как ресурсы ограничены, то одни организации уцелеют, другие – прекратят существование (в современных моделях организационной экологии особое внимание уделяется механизмам, обеспечивающим структурные изменения в организациях);


Рис. 10. Направления развития современной теории организации

3) подход организационного научения – признание двух видов обучения: обучение по одинарной петле (обычное обучение персонала, повышающее способность организации достигать поставленные цели) и по двойной петле – это организованный процесс самообучения организации, который приводит к полному переосмыслению опыта организации и ее научению с помощью этого (гибкость организационной структуры и системы вознаграждений, свободный обмен информацией и опытом, благоприятный климат для развития и обучения персонала).

1.2.4. Современная организационная парадигма

Современная организационная парадигма связана с интеграцией областей человеческой деятельности, в том числе сближение теории организации, теории систем, теории управления (кибернетики), синергетики.
Теория систем изучает сущность целостности и системности, свойства целого и его частей, т. е. организацию некоторого устойчивого объекта, целостность которого и есть система.
Кибернетика изучает проблемы формирования и передачи управляющих воздействий для достижения заданного состояния системы произвольной природы, т. е. достижения определенного уровня ее организации.
Синергетика изучает механизмы взаимодействия элементов системы в процессе ее самоорганизации и саморазвития.
Исследуя методы управления социально-экономическими системами с кибернетических позиций, можно показать, что при определенном развитии этих методов внешние критерии становятся частью системы управления. В этом случае выход системы замыкается, и она переходит в режим саморазвития. При этом цели перестают быть главными критериями управления. Такая система становится объектом исследования синергетики.
Наблюдается все более глубокое и продуктивное взаим-проникновение теории систем, теории организации, кибернетики и синергетики по мере их развития. Однако это обстоятельство создает проблему идентификации указанных наук. Анализ этой проблемы позволяет сделать предположение о продуктивности идеи создания единой организационной науки.
В конце 1980-х годов стала распространяться идея представления организации в виде системы бизнес-процессов (бизнес-системы), а управления ее деятельностью – как управление бизнес-процессами. Под бизнес-системой понимается система отношений внутри организации, в ее внешнем окружении, отрасли и на рынке.
В рамках бизнес-процессов организация представляется как динамическая система со своими входами и выходами. Внешние входы и выходы, обеспечивая связь с внешней средой, определяют границы основных бизнес-процессов (бизнес-процессов первого порядка). Вместе с этим внутри организации должны существовать потоки работ, обеспечивающие основные бизнес-процессы. Они также имеют свои границы, свои входы и выходы. Содержание основных и вспомогательных проблем, решаемых организацией, и сама организация превращаются в систему принятия решений.

Теория (в переводе с греческого означает учение, рассмотрение, исследование) - учение, система идей и принципов. Является совокупностью обобщённых положений, образующих науку или её раздел.

Теория выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы. В теории каждое умозаключение выводится из других умозаключений на основе некоторых правил логического вывода. Способность прогнозировать - следствие теоретических построений. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом.

Организация (в переводе с греческого означает инструмент) - это целевое объединение ресурсов. Организации, созданные человеком (людьми), характеризуются наличием человека как активного ресурса. Для организаций, созданных человеком, характерно наличие функций управления и планирования.

1) Организация - это группа людей, работающих совместно, во главе с руководителем и выполняющих определённые планы.

2) Организация - это комплекс мероприятий или действий, направленных на получение оптимальных условий для достижения какого-либо результата, с привлечением наибольшей эффективности, производительности, качественности оказываемых услуг и, как правило, сопровождающихся уменьшением расходов на средства по достижению этой цели.

Теория организации - это наука об основных закономерностях, регламентирующих жизнедеятельность организаций как реально существующих объектов окружающей нас действительности.

Под теорией организации понимают систему суждений, описывающую и объясняющую процесс создания, функционирования и развития организаций, дающую знание реальных оснований всех выдвинутых положений и обобщений и сводящую открытия в области организационных связей и отношений тенденции, закономерности, законы и принципы к единому началу.

Таким образом, в понятии теории организации выделяется несколько аспектов. Данная теория:

Выражает соотношение организационного знания и практики;

Обозначает структурный элемент знаний в динамической системе организационно-управленческого знания;

Отличает уровень развития знания по степени обоснованности (проблема - гипотеза - теория);

Служит для обозначения связанностей некоторой совокупности высказываний (все категории отношениями следования, а понятия - отношениями определения);

Выполняет несколько групп функций, соответствующих определённому уровню развития теоретического знания об организационных отношениях и связях.

Функции теории организации.

Первая группа функций (собирательная, описательная и систематизаторская) соответствует эмпирической стороне познавательной деятельности исследователя.

Вторая группа (объяснения, обобщения и прогнозирования) соответствует собственно абстрактно-теоретической деятельности.

Третья группа (поисковая и предсказательная функция) отражает производственно-практическую деятельность.

Предмет теории организации.

Предметом изучения теории организации является анализ процессов, протекающих в организационных системах, включая закономерности и проблемы развития организаций, представляющих собой целенаправленное объединение в группы отдельных людей для совместной деятельности.

По данному вопросу сегодня существует несколько точек зрения - от расширенных трактовок до отрицания необходимости определения предмета организационной теории. Наиболее часто встречающиеся определения предмета теории организации:

1. Теория организации - это научная организация организаций.

2. Система знаний в области анализа и синтеза социальных организаций.

3. Предмет теории организации составляют организационные отношения.

4. Это наука о том, как действуют организации в сложном окружении.

5. Это дисциплина, исследующая процессы изменения в организациях во времени.

6. Предмет теории организации - изучение многообразных организационных явлений и процессов, того, что существует в организационной действительности и в каком направлении идёт развитие в организации.

7. Это наука, которая изучает поведение организации с точки зрения отношений между её целями и ограниченными ресурсами и нахождения доходов для того, чтобы достичь поставленных целей.

8. Это учение о закономерностях, законах и принципах построения, функционирования и развития организаций.

9. Это своеобразная философия организации и организационной деятельности.

10. Это цельное учение об организациях (объектах организационной науки), выраженное системой категорий, идей, концепций, принципов, закономерностей и законов.

11. Это скорее интеллектуальный инструментарий, психология мышления, чем учение; это не готовые догмы, а отправные пункты для дальнейшего исследования.

12. Предмет (цель) теории организации - на научной исследовательской основе провести анализ явлений, свершающихся в мире организаций, вскрыть в этих явлениях тенденции, закономерности, противоречия и законы, определяющие организационные соотношения и связи.

Существует и иная точка зрения по вопросу определения предмета теории организации - определение никогда не стоит фиксировать, так как оно никогда не будет точным. В немецких учебниках по теории организации не приводятся трактовки её предмета, вместо этого в основу положены такие понятия, как организационный порядок, организационные проблемы, принципы и методы их решения.

Основополагающая задача теории организации - изучение влияния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов.

В теории организации речь идет не о технологиях производства, а об информационных технологиях управления на всех уровнях организационной деятельности. Теория организации призвана использовать достижения и данные целого ряда смежных научных дисциплин для решения этих задач.

Объекты теории организации.

Организационная теория обладает особыми объектами изучения и преобразования, отражёнными в трёх типах отношений:

Организационных: внутриорганизационных взаимоотношениях и взаимосвязях, явлениях, структурах и процессах;

Институциональных: отношениях между организацией и внешней средой;

Поведенческих, отражающих реакцию и действия организации, её работников и других заинтересованных сторон на определённые внешние и внутренние условия, стимулы и побуждения.

Миссии представляет собой задачу поиска компромисса между потребностями рынка, с одной стороны, и возможностями и желаниям компании - с другой.

Вообще говоря, с учетом влияния на Миссию всей иерархии надсистем (государственное макроокружение, континентальные сообщества, мировые рынки и т.д.) система координат будет в общем случае N-мерной. Например, четвертая ось - <МОЖНО> будет отражать политические, экономические, технологические и социальные ограничения макроокружения компании. Однако их влияние, как правило, будет незначительным и до поры им можно пренебречь, сосредоточившись на наиболее существенных факторах рыночного окружения.

Некоторые руководители считают, что главной целью создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Зачастую такая точка зрения отражается на качестве производимой продукции. В то же время, производство продукции без получения прибыли приведет к разорению предприятия. Поэтому две цели: прибыль и удовлетворение потребностей потребителей, - должны быть уравновешены.

Различают следующие виды целей, которые зависят от стадии жизненного цикла предприятия:

· Экономические:

· - выживание в долгосрочной перспективе;

· - получение прибыли;

· - увеличение стоимости предприятия;

· - увеличение доли рынка;

· - повышение качества продукции;

· - бережное отношение к окружающей среде;

· - улучшение сервисного обслуживания.

· Социальные:

· - повышение доходов работников;

· - социальная защищенность;

· - удовлетворение от работы;

· - социальная интеграция;

· - развитие персонала.

На выбор целей предприятия оказывают влияние, главным образом, факторы:

· наличие и объем спроса на продукцию;

· уровень рентабельности продукции;

· капиталоемкость продукции;

· наличие поставщиков (сырья, материала, топлива, комплектующих, оборудования);

· наличие инженерных решений для изготовления новой или модифицированной продукции;

· наличие квалифицированных кадров.

Теория организации изучает современные организации (предприятия, учреждения, общественные объединения), отношения, возникающие внутри этих организаций, поведение организаций и их связь с внешней средой.

Теория организации как научная дисциплина изучает общие свойства, законы и закономерности создания и развития организации как единого целого. Положения теории организации базируются на экономических законах и законах ряда наук: теории систем, кибернетики, теории управления и др. Вместе с тем эта наука опирается и на специфические, присущие только ей законы и закономерности. В теории организации сформулированы принципы, на основе которых осуществляются построение, функционирование и развитие организаций.

Теория организации как самостоятельная область знаний имеет свой объект и предмет исследования, свой понятийный аппарат. Объект – это явление, которое исследует та или иная наука. Объектом теории организации являются социальные организации, т. е. организации, объединяющие людей. Предмет науки определяет то, чем занимается данная наука, какие стороны объективной действительности она изучает. Предметом теории организации как науки являются организационные отношения, складывающиеся между людьми в процессе их совместного труда в организациях различного типа.

Организационные отношения – это отношения:

1) выражающие объективные формы объединения людей и вещественных факторов трудовых процессов;

2) между людьми, возникающие по поводу совместного труда работников;

3) обеспечивающие связи между технической стороной деятельности организаций и отношениями собственности.

Общим методом науки «теория организации» является диалектический метод исследования. Для решения конкретных задач наука использует системный подход, под которым понимается систематизированный метод мышления, в соответствии с которым процесс принятия и обоснования решений базируется на определении общей цели системы и последовательном подчинении общей цели множества подсистем, планов их развития, а также показателей и стандартов работы. Практическое значение теории организации состоит в выработке форм, методов и условий, реализация которых способна обеспечить эффективное построение, функционирование и развитие организаций.

2. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СИСТЕМЫ

Для удовлетворения потребностей общества, разных групп населения в материальных и духовных благах, бытовых услугах, охране здоровья, воспитании детей, образовании общество создает специальные учреждения – организации, являющиеся органическими ячейками общества и самой массовой формой объединенного труда. В них реализуются производственные, социальные и экономические отношения, концентрируются основные трудовые ресурсы страны, ее технико-технологическая база и финансовые средства.

Организация – это целевая общность людей, деятельность которых интегрирована и соответствующим образом упорядочена. Организация создается обществом для решения определенного круга социальных задач и осуществления определенных целей. Цели организации задаются извне или вырабатываются внутри нее, с учетом этих целей выбираются форма и устройство организации. В организацию входят ее участники, члены, работники, поскольку организация – это не один человек, а общность людей, причем людей, не просто связанных между собой, а взаимосвязанных, где действия одного обусловлены действиями другого и вызывают их. Люди объединяются в организации потому, что цели, которые они ставят перед собой и которые важны для каждого из них, не могут быть достигнуты никем из них порознь. Только интеграция целей отдельных членов организации позволит достичь целей самой организации.

Системой называется организованное сложное целое, совокупность или комбинация предметов или частей, образующих комплексное, единое целое.

Иначе говоря, под системой понимается наличие множества объектов с набором связей между ними и между их свойствами. При такой трактовке системами являются:

1) машины, собранные из множества деталей и узлов;

2) человеческий организм, образуемый совокупностью клеток;

3) предприятие, объединяющее и связывающее в единое целое множество производственных процессов, коллективов людей, машины и т. д.

Рассмотрим такие термины, как «объекты», «свойства», «связи». Объекты – это части или компоненты системы. Такая сложная система, как предприятие, включает в себя цехи и участки, станочный парк, коллективы людей и т. д. Свойства – это качество параметров объектов, а качество есть внешнее проявление того способа, с помощью которого получается знание об объекте или которым объект вводится в систему. Свойства позволяют описывать объект количественно, выражая его в единицах, имеющих определенную размерность. Связь – это то, что соединяет объекты и свойства в единое целое. Без связей система не может функционировать.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ И ИХ СВОЙСТВА, ОКРУЖАЮЩАЯ ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Системы могут быть физическими и абстрактными. Физические системы состоят из изделий, оборудования, людей и т. п., абстрактные отличаются тем, что в них свойства объектов существуют только в уме исследователя, представляя собой символы. Выделяются также искусственные и естественные системы: искусственные системы созданы человеком, естественные существуют изначально, независимо от усилий человека.

Могут быть выделены технические, биологические и социальные системы: технические системы – это технические устройства (машины, приборы) или технологические процессы, основанные на применении тех или иных технических средств; биологические системы – организмы людей, животных и т. п.; социальные системы объединяют людей, в их функционировании человек играет активную роль.

Системы обладают некоторыми свойствами. Во-первых, большинство систем являются открытыми, т. е. обмениваются с окружающей их средой веществом, энергией, информацией. Во-вторых, многие системы обладают свойством адаптации, т. е. способностью реагировать на окружающую среду так, чтобы получать в результате благоприятные последствия для деятельности системы. И, в-третьих, ряд систем обладает таким свойством, при котором часть из выходов (результатов поведения) системы вновь воздействует на вход системы с тем, чтобы вызвать последующие выходы. Такие системы называются системами с обратной связью.

Искусственным системам присущи и некоторые особые свойства: совместимость или гармония, способность к оптимизации.

Система существует в некой окружающей среде. Эта среда во многом обусловливает поведение системы и ее особенности. Окружающая внешняя среда определяется как набор заключенных внутри конкретных пределов объектов, которые влияют на действие системы. Иными словами, окружающая среда есть совокупность всех объектов, изменение которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы. Из определения окружающей среды следует, что любая система может быть разделена на подсистемы. Объекты, принадлежащие одной подсистеме, с успехом могут рассматриваться как часть окружающей среды другой системы.

4. УПРАВЛЯЕМЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

Системы, которые обладают свойством изменять свое поведение, переходить в разные состояния под влиянием различных управляющих воздействий, называются управляемыми системами. В управляемых системах всегда присутствуют орган, осуществляющий функции управления, т. е. субъект управления (управляющая часть), и объект управления (управляемая часть).

На каждую систему с помощью множества внешних воздействий оказывает влияние окружающая среда. Эти внешние воздействия называют входными величинами (входными переменными системы), а элементы системы, к которым приложены входные воздействия, – входами системы. При решении задач управления выделяют два типа входных величин: управляющие воздействияXи возмущающие воздействия М. К управляющим воздействиям относятся такие величины, значениями которых можно распоряжаться при управлении системой и изменять их с целью осуществления движения в желаемом направлении. Возмущающие воздействия оказывают влияние на движение, и их в процессе управления нельзя изменять, а надо учитывать при выработке управляющих воздействий.

1. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ

Теория организации изучает современные организации (предприятия, учреждения, общественные объединения), отношения, возникающие внутри этих организаций, поведение организаций и их связь с внешней средой.

Теория организации как научная дисциплина изучает общие свойства, законы и закономерности создания и развития организации как единого целого. Положения теории организации базируются на экономических законах и законах ряда наук: теории систем, кибернетики, теории управления и др. Вместе с тем эта наука опирается и на специфические, присущие только ей законы и закономерности. В теории организации сформулированы принципы, на основе которых осуществляются построение, функционирование и развитие организаций.

Теория организации как самостоятельная область знаний имеет свой объект и предмет исследования, свой понятийный аппарат. Объект – это явление, которое исследует та или иная наука. Объектом теории организации являются социальные организации, т. е. организации, объединяющие людей. Предмет науки определяет то, чем занимается данная наука, какие стороны объективной действительности она изучает. Предметом теории организации как науки являются организационные отношения, складывающиеся между людьми в процессе их совместного труда в организациях различного типа.

Организационные отношения – это отношения:

1) выражающие объективные формы объединения людей и вещественных факторов трудовых процессов;

2) между людьми, возникающие по поводу совместного труда работников;

3) обеспечивающие связи между технической стороной деятельности организаций и отношениями собственности.

Общим методом науки «теория организации» является диалектический метод исследования. Для решения конкретных задач наука использует системный подход, под которым понимается систематизированный метод мышления, в соответствии с которым процесс принятия и обоснования решений базируется на определении общей цели системы и последовательном подчинении общей цели множества подсистем, планов их развития, а также показателей и стандартов работы. Практическое значение теории организации состоит в выработке форм, методов и условий, реализация которых способна обеспечить эффективное построение, функционирование и развитие организаций.

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

3. Предмет налогового права. Понятие и сущность налоговых отношений Предмет налогового права составляют имущественные и тесно связанные с ними организационные отношения, направленные на формирование централизованных денежных фондов государства и муниципальных

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

1. Понятие, предмет и метод налогового права (НП) НП – система финансово-правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения.Три подхода по поводу природы НП, его места в правовой системе: 1. НП – правовой институт финансового права который обособленно от него

Из книги Бюджетирование и контроль затрат в организации автора Виткалова Алла Петровна

1.1.1. Понятие, объект, назначение бюджетирования Бухгалтерский управленческий учет тесно связан со сметным (бюджетным) планированием и контролем, которое является его составной частью. Сложные рыночные процессы, с одной стороны, воздействуют на колебания объемов

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

23.1. Понятие и предмет международного налогового права Термин «международное налоговое право» употребляться применительно к нормам, регулирующим налоговые отношения с участием иностранных организаций и граждан.Развитие международных отношений привело к заключению

Из книги Комплексный экономический анализ предприятия. Краткий курс автора Коллектив авторов

1.1. Понятие, предмет и задачи экономического анализа Содержание экономического анализа (ЭА) понятно из следующего определения.ЭА представляет собой комплексное системное изучение экономики предприятий, организаций, всех субъектов рыночных отношений, а также их

Из книги Экономическая статистика автора Щербак И А

27. Предмет и задачи статистики доходов. Понятие «система показателей» Процессы формирования и использования доходов населения представляют собой поступление в его распоряжение ресурсов в денежной и натуральной форме, получаемых за счет трудовой деятельности,

автора

Вопрос 2 Экономическая теория: предмет и метод

Из книги Экономическая теория автора Вечканова Галина Ростиславовна

Вопрос 36 Микроэкономика: предмет, объект, метод

Из книги Микроэкономика автора Вечканова Галина Ростиславовна

Вопрос 1 Микроэкономика: предмет, объект, метод. ОТВЕТПРЕДМЕТ МИКРОЭКОНОМИКИ. Микроэкономика – составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

1.1. Экономическая теория: предмет, метод, функции

Из книги Мировая экономика автора Шевчук Денис Александрович

Глава II ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Иногда приходится встречаться с мнением, согласно которому разграничение предмета и объекта науки не имеет существенного значения для осознания и понимания ее особенностей, более того, – что такое разграничение носит

Из книги Все об ипотеке автора Афонина Алла Владимировна

1.1. Понятие ипотеки, ее предмет и формы Термин «ипотека» используют в следующих случаях:1) когда говорят о залоге недвижимого имущества, находящегося в собственности залогодателя (например, земельных участков, строений и сооружений) с целью получения ипотечного

Из книги Экономическая статистика. Шпаргалка автора Яковлева Ангелина Витальевна

Вопрос 1. Понятие экономической статистики, ее предмет и методы Экономическая статистика является одной из наиболее важных отраслей статистики как научной деятельности и вида практической деятельности органов государственной статистики.Экономическая статистика

автора

Предмет и объект анализа Объект нашего действия есть всегда социотехнический объект. Мы очерчиваем его определенные границы, исходя из наших целей, и затем переводим эту сложнейшую реальность в тот или иной схематизм. Мы, с одной стороны, создаем связку между этой схемой

Из книги Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления автора Щедровицкий Георгий Петрович

Предмет и объект Здесь работает представление о предмете и объекте. Мы имели знаковую форму - и Кондильяк первым обратил внимание на системность знаковой формы, - а теперь начали обсуждать вопрос, каким же является объект, и начали проецировать на объект те расчленения,

Из книги Экономический анализ автора Климова Наталия Владимировна

Вопрос 1 Предмет, объект и содержание экономического анализа Термин «анализ» происходит от греческого слова analysis «разложение, расчленение».Экономический анализ представляет собой способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого