Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Арт снаряды 19 века. История развития корабельной артиллерии. Найти старые снаряды помог случай

Арт снаряды 19 века. История развития корабельной артиллерии. Найти старые снаряды помог случай

К середине девятнадцатого века, Франция претендовала на роль законодательницы мод в области военного дела и вооружений. Еще при "старом режиме" французские артиллеристы, пытаясь упорядочить огневые и весовые характеристики королевской артиллерии, придерживались "системы Вальера" 1732 года, оказавшейся не совсем удачной. В 1776 году на смену ей пришла система генерала Грибоваля, пытавшегося привить французским пушкам лучшие черты австрийских и прусских орудий. Итогом громадных усилий, многочисленных официальных прений и обычных в подобных случаях "подковерных игр" к моменту революционных войн Франция обладала мощной и хорошо организованной артиллерией, помогавшей армиям Республики, а затем Империи, творить чудеса. По окончании Наполеоновских войн развитие французской артиллерии затормозилось. Стагнация продолжалась до 1822 года, когда генерал Чарльз Сильван граф де Вали - новый инспектор Артиллерии, начал очередную реорганизацию, закончившуюся в 1828 году созданием системы, получившей наименование "системы Вали". Мероприятия предусматривали различные технические усовершенствования систем Грибоваля и Наполеона XI-го года и были направлены главным образом на повышение мобильности артиллерии, упрощение обслуживания, стандартизацию передков и колес и использование всего двух типов лафетов. Новые лафеты полевых орудий позволяли двум номерам расчета сидеть на зарядных ящиках во время движения батареи, а, следовательно, всегда находиться при орудии. Усовершенствовали и сами пушки, сделав их немного легче и дальнобойнее. Орудия системы Вали использовались при захвате Алжира (1830), взятии Константины (1837) и в ходе Крымской войны (1853-1856).

Орудие системы Де Вали на лафете 1854 года

Наиболее ярким представителем этого семейства стало 12-см горное орудие образца 1828 года. Еще во время Испанской кампании 1810-12 годов французы столкнулись с испанскими 12-см бронзовыми гаубицами, отлитыми в Севилье, возимыми на спинах мулов. Похоже, до этого времени никто кроме Испании не уделял внимания созданию эффективных горных орудий. Маленькие испанские гаубицы проявили себя гораздо лучше 2-фунтовых и 4-фунтовых испанских пушек, так же, как и 3-фунтовых французских, использовавшихся в горах. Когда в 1821 году французским артиллеристам поручили отобрать образцы орудий, несших службу в Пиренеях и Альпах для сравнительных испытаний, те, кроме собственно французских орудий, предоставили различные британские, испанские и итальянские пушки. Французы отлили 50 прототипов стволов: 30 орудийных и 20 гаубичных и испытывали их наряду с десятью существующими модифицированными системами. В 1825 году дискуссию "пушка против гаубицы" решили в пользу гаубицы. Затем отлили еще 26 стволов, и провели дополнительную серию испытаний. В результате в умах ветеранов, хорошо помнивших Испанскую кампанию, сложилось окончательное решение: стокилограммовый двенадцатисантиметровый ствол на стокилограммовом лафете. 17 мая 1828 года Военное Министерство официально приняло на вооружение горную пушку-гаубицу, получившую обозначение "Obusier de 12 de montagne, Mle 1828", хотя орудию еще предстояло три года полевых испытаний.

Французское гладкоствольное
горное 12-см орудие в Алжире

Это орудие, использовавшее "патронированный" (encartouchИ) боеприпас, имело дальность стрельбы 1200 м и могло транспортироваться в разобранном виде двумя мулами. Великолепно проявив себя в Алжирской кампании, оно до 1860 года оставалось любимицей артиллеристов Второй Республики. В 1853 году на поле боя появились гладкоствольные орудия нового поколения, так называемые пушки-гаубицы "Canon obusier de campagne de 12 cm, Mle 1853", также известные как "Canon de l"Empereur" или "Наполеоны", поскольку считается, что своим появлением они обязаны французском императору Наполеону III. Новые орудия помимо ядер могли стрелять гранатами, что представляло собой значительный шаг вперед.

Гладкоствольное "Canon obusier
de campagne de 12 cm, Mle 1853

С их появлением утратили боевую ценность полевые орудия предыдущего поколения, главным образом Canon de 8 и Canon de 12, так же как и две гаубицы системы Вали. "Наполеоны" были достаточно легкими, чтобы перемещаться по полю боя и достаточно мощными для разрушения полевых укреплений с дистанции в полтора километра. Но дни гладкоствольной артиллерии подходили к концу и вскоре новые нарезные орудия основательно потеснили "Canon de l"Empereur" Проекты французских нарезных орудий появились еще в 1832 году, но реально работы по их созданию начались лишь в 1844 году. Одновременно велась разработка новых типов боеприпасов - литых удлиненных разрывных снарядов с направляющими цинковыми выступами и взрывателями способными работать как "на время", так и "на удар". Параллельно, с 1847 года, изучалась возможность заряжания орудий с казенной части. Но в данном вопросе артиллеристы столкнулись с проблемой сильной утечки пороховых газов в момент выстрела, которую сумели решить лишь в 1860 году, когда Трель де Болье создал работоспособный поршневой затвор. Перед конструкторами стояла еще одна серьезная проблема - материал для новых стволов. Французские металлурги никак не могли получить качественную сталь со стабильными свойствами в нужных для промышленного производства масштабах, поэтому почти до франко-прусской войны 1870 года армия широко использовала бронзовые стволы. Подполковника (впоследствии генерала) де Болье, с 1840 года занимавшегося вопросами создания нарезного оружия, можно с полным основанием назвать отцом французской нарезной артиллерии. Работая над новыми орудиями, он опирался на поддержку президента Артиллерийского Комитета генерала Ла Хитте, способствовавшего принятию новых систем на вооружение. В своем докладе на Лондонской Выставке 1862 года де Болье не забыл упомянуть имя Ла Хитте, который: " взяв на себя ответственность за внедрение новых принципов, энергично проводил их в жизнь. Главным образом его твердой вере в эти принципы следует приписать успех нового оружия". Канал ствола дульнозарядного орудия, выполненного по новой системе, имел шесть нарезов. В нарезы входили выступы, закрепленные на обтекаемом удлиненном корпусе снаряда. При разработке самих снарядов интенсивно использовались работы капитана Тамисье, долгое время изучавшего динамику полета обтекаемых тел.

Нарезное "Canon de montagne de 4, Mle 1859"

Снаряды с цинковыми выступами к нарезным оруд и ям Ла Хите " obus ordinaire " и " obus Ю balles "

Наполеон III, по ряду соображений, главным образом финансовых, решил продлить жизнь своим любимым "Canon obusier de 12" приказав нарезать их стволы по системе Ла Хите. Кроме перенарезанных "Наполеонов" новая система включала обновленные осадные орудия "12", "16" и "24", новые полевые орудия "4" и "12" и горное орудие "4". С введением нарезных стволов и удлиненных снарядов, заменивших старые ядра, орудия могли стрелять гранатами почти в два раза тяжелее, чем ядра того же калибра. Орудия Ла Хитте продолжали носить традиционные обозначение "4", "12" и т.д., но цифры теперь больше соответствовали килограммам, чем французскому фунту. Например "Canon de campagne de 4 La Hitte " стреляло снарядами, весящими почти 4 кг. Подобным же образом Canon de 12 La Hitte, в основе которого лежал "двенадцатый Наполеон" теперь использовало 11,5 кг гранаты взамен 4,1 кг ядер "Наполеона". Дальность стрельбы новых полевых орудий превышала 3000 метров.

Дульный срез " Canon de campagne de 4, Mle 1858"

Боевые качества новых орудий, отличившихся в во время итальянской кампании 1859 года, вполне удовлетворяли и французский генералитет, и Наполеона III, в итоге, в войну 1870 года французы вступили большей частью с бронзовой, дульнозарядной артиллерией, которой противостояла стальная, казнозарядная артиллерия пруссаков.

Орудия системы Ла Хите в 1870 году у Вердена

К концу войны на вооружение французских батарей поступили первые казнозарядные "Canon de 7" 85-мм орудия де Реффи (первоначально имевшие бронзовый ствол с четырнадцатью нарезами).

"Canon de 7" в действии

Кроме поршневого затвора орудия отличалось таким нововведением, как раздельно-гильзовое заряжание, значительно повышавшим скорострельность (до 6-7 выстрелов в минуту). К тому же расширяющаяся гильза обеспечивала надежную обтюрацию. Дальность стрельбы гранатой весом 7,1 кг достигала 5800 метров.

85- мм полевое "Canon de 7 de Reffye" 1870 года

В 1873 году де Реффи представил облегченную версию орудия калибром 75 мм "Canons de 5", стрелявшую 4,9 кг гранатой на дальность 6400 м. Эти орудия стояли на вооружении конно-артиллерийских батарей до 1878 года, а фортификационных сооружений до 1884 года.

"Canon de 7" на осадном лафете

Завершало "систему Реффи" 138-мм осадное "Canon de 138, Mle 1874", переделанное из старого бронзового "Canon de 16".

Батарея 138-мм осадных орудий де Реффи

Орудие весом 3840 кг посылало 24-кг снаряд на дистанцию 7750 м.

Жан-Батист де Ре ф фи

В качестве позиционного оно стояло в строю до 1882 года, а в качестве крепостного до 1900. Кроме казнозарядных орудий с именем де Реффи связано принятие на вооружение французской армии такого своеобразного оружия как "Митральеза". Традиционно ее родителем считают капитана бельгийской армии Фафсхампса, предложившего ее в 1851 году бельгийскому оружейному мастеру Джозефу Монтиньи. Но, если быть точным, митральеза была не революционным изобретением, а, подобно множеству других, эволюционным развитием идеи многоствольного орудия с богатой и долгой историей. Но, как бы то ни было, в результате сотрудничества Фафсхампса, Монтиньи и компании "Fusnot" родилась система, по праву претендующая на звание первого автоматического орудия. Первоначально оно имело 50 стволов, способных стрелять залпом. Орудие предполагалось использовать для защиты крепостей. Сам автор назвал его "carabine multiple". Монтиньи усовершенствовал орудие, представив в 1863 году 37-ствольную мобильную версию Наполеону III.

Митральеза Монтиньи

Орудие произвело впечатление на императора, считавшего себя экспертом в вопросах артиллерии. Возможно Наполеон III, убедившись в ходе Итальянской кампании 1859 года, что французские винтовки проигрывают по своим баллистическим качествам австрийским винтовкам Лоренца, надеялся, что новое оружие станет козырным тузом французской армии. Он поручил де Реффи, совместно с Монтиньи обеспечить производство митральез. С 1866 года новое оружие начало изготавливаться во Франции, как 25-ствольная 13-мм митральеза де Реффи или "Canon Ю balles". Кроме того, французская армия располагала некоторым количеством подобных 13-мм 30-ствольных орудий конструкции Болли. Работая в личном Арсенале Наполеона III в Шато-де-Медон, Реффи изготовил митральезу, способную вести огонь на дистанции 1500-2500 метров. Внешне она напоминала обычную полевую пушку на колесном лафете, возимую упряжкой из четырех лошадей. Митральеза изготовлялась и испытывалась в атмосфере повышенной секретности (хотя, насколько секрет оставался таковым - вопрос открытый). Средства брались из особого фонда императора и даже не фигурировали в армейской бюджете. Для сохранения секретности стволы (правительственный арсенал не мог их изготовить, и заказ разместили в кампании "Petin-Gaudet"), затвор и боеприпасы производились в разных местах. Финальная сборка осуществлялась на заводе Реффи в Медоне. Бюджет Арсенала в 1864 году составлял 364000 франков, из которых около больше половины направили на изготовление 80-90 митральез. Ожидалось, что они будут готовы к 1 марта 1865 года. Но из-за производственных трудностей в 1965 году выпустили всего 25 орудий. Зато в следующем изготовили 100.

Митральеза де Реффи

Не смотря все меры секретности, слухи о митральезе все равно просочились в печать. В 1867 году британская пресса писала, что французский император мастерит какое-то легкое пехотное орудие: "Ходят слухи о необычном полевом орудии, изобретенном самим императором. Говорят, что несколько уже изготовлены и проходят интенсивные испытания. Но сведения о природе этих пушек еще не просочились вовне, и все связанное с ними сохраняется в строгой секретности. Пушки императора, по всей видимости, представляют собой очень легкие образцы, возможно двухфунтовые или даже легче, предназначенные для той же цели, что и орудия, демонстрируемые мистером Витвортом". Но то, что сведения о новом оружии были хорошо известны наиболее вероятному противнику, выяснилось лишь накануне войны, когда в Пруссии напечатали пропагандистский памфлет, в котором упоминалось орудие "с более чем двадцатью стволами, имеющее весьма небольшой конус рассеивания". Орудие де Реффи имело 25 стволов калибром 13 мм, стрелявших пятидесятиграммовым пулями. Скорость пули была необычайно высока для того времени (около 530 м/сек) благодаря высокому отношению веса заряда к весу пули: почти 1:4 (больше чем в винтовках Шассо 1:5 и Дрейзе 1:6). Комбинация высокой скорости и тяжелой пули оказалась сверхэффективной. Энергия пули митральезы, в 4-5 раз превосходила энергию пули, выпущенной из винтовки Дрейзе. Но, по мнению де Реффи, сравнение огня митральезы с винтовочным огнем, говорило о непонимании роли нового оружия. Это орудие могло действовать на дистанции недоступной винтовке и компенсировало отсутствие картечи на расстоянии в 1000-2500 метров. Де Рефи был искренним приверженцем митральез, рассматривая их как особый вид артиллерии. Он писал: "Использование митральезы имеет мало общего с использованием обычного орудия. Ее появление привносит в артиллерийскую тактику серьезные изменения. Очень мало офицеров понимают, как следует применять это оружие, опасное лишь при использовании должным образом. Ярых сторонников митральез можно встретить среди молодежи, которые использовали их во время войны, но гораздо меньше приверженцев встречается в среде старших офицеров". Во французском руководстве 1874 года, написанном с учетом реального боевого опыта, наиболее полно отражен взгляд разработчиков на тактическое использование митральез: "С улучшением и принятием на вооружение казнозарядных нарезных ружей, орудия, даже будучи казнозарядными, потеряли одно из своих главных преимуществ над оружием пехоты: дальность винтовочной стрельбы возросла вчетверо, а скорострельность десятикратно, в то время как у орудий дальность стрельбы возросла втрое, а скорострельность почти не изменилась. Во время боя возникает множество моментов, когда пехота, сближается с артиллерией на дистанцию действенного ружейного огня. В подобных обстоятельствах артиллерия не может противостоять скорострельным винтовкам, и если пехота, не пугаясь грохота орудий и разрывов снарядов, продолжит решительное движение, батареи окажутся беззащитны и будут приведены к молчанию вследствие уничтожения их расчетов. Со времен американских войн предпринимались попытки создать оружие, имеющее скорострельность винтовочного огня но превосходящее винтовку по дальности стрельбы - оружие уверенно поражающее кавалерию и пехоту на дистанции, где картечь теряет свою эффективность. Таковыми являются "пулевые орудия" способные вступать в бой на дистанции 900-2500 метров, и действующие с большей точностью, чем старая картечь, которая на сегодняшний день выглядит почти бесполезной". Если внимательно прислушаться к де Реффи, то можно понять, что он считал основным достоинством митральезы ее эффективность на больших дистанциях. С высоты сегодняшнего дня, историки часто выступают в роли слишком суровых судей. Это коснулось и митральезы. На нее довольно смело навешивают ярлык несовершенного, неэффективного оружия, стрелявшего неточно и расточительно. Но подобные оценки обусловлены скорее всего анализом более позднего опыта массированного использования пулеметов, особенно во время Первой Мировой войны. Если же исходить из недостаточного опыта ее современников, технических реальностей тех дней, тактической концепции использования митральезы как дальнобойного противопехотного оружия, то она вполне отвечала стоящим перед ней задачам.

Казенная часть митральезы с запирающим винтом

Боевая скорострельность орудия колебалась от 75 до 125 выстрелов в минуту, в то время как максимальная достигала 200 выстрелов. Одна батарея из шести орудий имела боезапас в 43200 патронов, которых хватало на 1728 залпов (288 25-патронных обойм для каждой митральезы), что теоретически обеспечивало полтора часа ведения непрерывного огня. Считается, что перед войной 1870 года французы имели 190 митральез. Устав предполагал одну шестиорудийную батарею на дивизию, заменявшую батарею "Canon de 4". В итоге каждая французская дивизия имела три батареи "Canon de 4" и одну батарею митральез. На поле боя митральезы великолепно зарекомендовали себя как противопехотное оружие и оказались практически бесполезны в контрбатарейной борьбе (в которую их постоянно втягивали). Поражение Франции в войне, легло незаслуженным темным пятном на репутацию "секретного оружия Императора". Несомненно, если бы итог войны был иным, митральезу до сегодняшнего дня прославляли бы как оружие, изменившее тактику боевых действий. В Южную Африку митральеза попала в качестве подарка, полученного президентом Южно-Африканской Республики Бургерсом во время его посещения Европы в 1874 году. Это было одно из трофейных орудий, захваченных прусаками у французов. Орудие использовалось трансваальской артиллерией в учебных целях, но в 1877 году было реквизировано британцами и стало частью вооружения гарнизона Претории.

"Южноафриканская" митральеза

Война 1870 года дискредитировала не только митральезы, но и всю военную систему Франции, одновременно послужив толчком к ее реформированию. Уже в первых боях французские батареи часто приводились противником к молчанию, и нередко в рапорты с поля боя сообщали, что: "прусские орудия обладают большей скорострельностью, наши снаряды недостаточно эффективны, наши ударные взрыватели низкого качества, прусские батареи более мобильны, стрельба прусаков более точна..." Уроки, из этого поражения вынесли не только нижние чины, но и лица, ответственные за состояние артиллерии. 28 июня 1870 года, Министр Обороны генерал Фло, писал председателю Артиллерийского Комитета: "Генерал, в свете последних событий войны и, в частности, событий в Париже, где артиллерия сыграла огромную роль, мне кажется необходимым проанализировать все достоинства и недостатки материальной части и в минимально возможные сроки произвести необходимые улучшения... Работа, которая ложиться на Комитет, потребует значительных усилий. Вопросы программы должны рассматриваться в следующем порядке: первая неотложная помощь артиллерии..." Что может быть яснее.

Анри де Лахиттоле
(1832-1879)

Задачи совершенствования материальной части артиллерии очерчивались министерским циркуляром от 5 августа 1871 года, определявшим требования к новому легкому орудию: "Ствол стальной, нарезной, заряжание с казны, лафет железный". Исходя из этих принципов в августе 1874 года инспектор Политехнической школы полковник Анри де Лахиттоле, сконструировал и представил свое 90-мм полевое орудие, ставшее первым серийным французским орудием со стволом отлитым из стали и скрепленным кольцами "обработанного железа". Для предотвращения прорыва газов через затвор Лахиттоле использовал "асбестовый" обтюратор де Банжа. Затем последовал усовершенствованный вариант калибром 95 мм. В ноябре того же правительство выдало заказ на орудия для вооружения двух батарей, и с 1875 года новые пушки начали поступать в войска.

"Lahitolle" 95-мм на полевом лафете

Canon de 95 Lahitolle на осадном
(d"affШt omnibus) лафете.

В 1888 году, после некоторого изменения конструкции казенной части (запальное отверстие с верхней части ствола переместили в осевую часть поршня затвора), орудие получило наименование "Canon de 95 Mle 1888" и оставалось в резерве до Первой Мировой войны.

Canon de 95 Lahitolle в походном положении

Первая Мировая. Трофейные Canon de 95 на лаф е т ах де Банжа. Обратите внимание - размер цапф не соответствует размерам п о садочных гнезд лафет а .

Решение Военного Министерства оставить орудие Лахиттоле в строю, кроме финансовых соображений, объяснялось и тем, что, несмотря на меньшую точность, его снаряд был на три килограмма тяжелее снаряда аналогичного орудия де Банжа. Кроме полевого варианта орудие использовалось на ("sauterelle" или "d"affШt omnibus") осадном лафете дальность стрельбы с которого повышалась до 10 км. В начале Первой Мировой войны Франция имела на вооружении более 1500 таких орудий Со своей стороны не терял времени и полковник де Банж. В январе 1877 года его орудия калибром 80 и 90 мм прошли сравнительные испытания. В составленном заключении пять членов комиссии из десяти высказались в пользу затвора конструкции де Банжа. 23 января Военный Министр утверждает заключение комитета и армия принимает орудия де Банжа. Французское правительство признало заслуги и де Лахитолле, и де Банжа. Оба изобретателя были награждены в равной степени "...за большую и интеллектуальную работу, которую они проделали в связи с реорганизацией материальной части артиллерии..." Французская артиллерия в полной мере усвоила уроки поражения. Производство орудий развернулось полным ходом. К 1880 году армия получила 380 стационарных батарей (batteries montИes), 57 конных батарей и 57 полевых (пеших) батарей: всего (494 батареи) удвоив артиллерийский парк в сравнении с 1860 годом.

Чарльз Рагон де Банж

После 1883 года претерпела некоторые изменения и структура осадной артиллерии. Была создана крепостная артиллерия (l"artillerie de forteresse) в состав которой вошли 16 батальонов по шесть полевых (пеших) батарей, то есть 96 дополнительных батарей. Наконец, в 1888 году, почти одновременно, была сформирована горная артиллерия (l"artillerie de montagne) разделенная между 14-й артиллерийской бригадой (2-й артиллерийский полк) и 15-й артиллерийской бригадой (19-й артиллерийский полк). Чарльзу Рагону де Банжу удалось осуществить давнюю мечту французских военных, внедрив законченную систему нарезной казнозарядной артиллерии, включавшую весь необходи-мый взаимодополняющий ряд орудий. Его орудия проектировались по спецификациям французской армии, армейским офицером, в правительственном Арсенале. В отличие от конкурирующей "системы Крупа", они не предназначались для экспорта. Де Банж родился 17 октября 1833 года. Лейтенантом 8-го полка конной артиллерии он участвовал Итальянской Кампании и отличился у Палестро и Солферино. Имея репутацию технически грамотного специалиста, с 1860 по 1862 год отвечал за береговую оборону Брестского Арсенала. В 1862 году, в чине капитана был командирован на металлургический завод в Ньевер, а затем в августе 1864 на "Manufacture d"armes de ChБtellerault". В 1866 году работал на заводе по производству взрывчатых веществ в Меце. После командования с 1867 по 1868 года 9-м артиллерийским полком, назначается помощником директора измерительных мастерских центрального артиллерийского депо Парижа, и остается на этой должности всю войну. Командир эскадрона в феврале 1874, подполковник в январе 1878, полковник в ноябре 1880, 11 марта 1882 года он добивается выхода в отставку, чтобы возглавить "заводы Кайля" в Гренелле, Денене и Дуэ, имевшие необходимый инструментарий для разработки и производства нового вооружения. До 1889 года, руководя этими заводами, де Банж постоянно совершенствовал свои разработки, но затем область его интересов сместилась в сторону железнодорожного транспорта. Этот выдающийся француз умер в самый канун Первой Мировой войны. "Нормальный ряд" де Банжа включал следующие орудия: горное "Canon de 80 de montagne, Mle. 1877", полевое/конно-артиллерийское "Canon de 80 de campagne, Mle. 1877", полевое, осадное и крепостное "Canon de 90, Mle. 1877", осадное и крепостное "Canon de 120, Mle. 1878", осадное и крепостное "Canon de 155, Mle. 1877" и созданную на основе укороченного ствола 155 мм крепостную гаубицу на S-образном лафете, прозванном "лебединая шея". Именно с двумя последними орудиями связано принятие французами калибра 155 мм, который постепенно стал всемирно признанным стандартом. Более тяжелые стволы представляли 220 мм осадная и крепостная мортира 1880 года и 270-мм мортира 1885 года. Простые, надежные и мобильные, эти орудия перекрывали все потребности французской армии того времени в прямом и навесном огне, в поле, горах, при осаде и береговой обороне.

Горное 80-мм орудие де Банжа. Хорошо виден удлиняющийся х о бот лафета

Самым легким орудием этого ряда было горное "Canon de 80 de montagne, Mle. 1877", поступившее на вооружение горных батарей 25 июля 1878 года.

Так орудие конечно не носили

Пушка могла транспортироваться как на колесном ходу, так и во вьюках, разбираясь на три части: ствол, лафет и колеса. Орудие имело укороченный (в сравнении с полевым орудием того же калибра ствол и более низкий лафет. Для контроля оката использовались подпружиненные цепи-оттяжки, крепившиеся за хобот лафета и за спицы колес. При весе 310 кг вместе с лафетом, орудие стреляло на дальность 4100 м, используя те же снаряды, что и полевое орудие данного калибра, но впускаемые с меньшей начальной скоростью: гранаты образца 1877 года, шрапнель 1885 года, стальные удлиненные гранаты 1890 года и осколочные гранаты 1895 года. Учитывая невысокую начальную скорость (250-380 м/с) снаряды оснащались более чувствительными ударными взрывателями. Малоизвестной особенностью горных орудий де Банжа была их способность бросать мины. Сняв колеса и удлинив хобот лафета, расчет получал возможность метать "bombes cylindriques" - мины, снабженные хвостовиками. Эти мины не имели перьев, получая вращение во время движения хвостовика по нарезному стволу. Мина, в зависимости от модели, снаряжалась от 18 до 35 килограммами взрывчатого вещества. В варианте миномета дальность стрельбы составляла порядка 300 м. Но артиллеристы с крайней неохотой использовали мины, опасаясь поражения осколками собственных боеприпасов.

Полевой вариант "Canon de 80"

Полевая/конно-артиллерийская версия орудия, была разработана в 1877 году и выпускалась с 1879 года. Стальной ствол длиной 2,28 м весил 423 кг, а все орудие около 950 кг. Орудие посылало гранату весом в 4,9 кг на дальность до 7100 м. Кроме гранаты использовалась картечь и шрапнель. Лафет, за исключением размеров и некоторых деталей, по конструкции идентичен 90 мм версии.

Полевой вариант "Canon de 90, Mle. 1877"

В качестве основного полевого орудия французская армия приняла 90-мм орудие де Банжа "Canon de 90, Mle 1877" Орудие получилось надежным и достаточно легким (1210 кг). Максимальная дальность стрельбы составляла 6900 м при весе снаряда около 8 кг. Снаряды: граната, шрапнель, картечь. Орудие интересно еще и тем, что для борьбы с откатом 1888 года оно оснащалось "канатным тормозом" капитана Лемони 1888 года - при откате канат, наматываясь на боевую ось, прижимал к ободу колеса тормозную колодку. В соответствии с французской военной доктриной осадная артиллерия предназначалась для "...борьбы и приведения к молчанию артиллерии осажденного противника, которая обычно состоит из орудий большого калибра; приведения в негодность укрепленных артиллерийских позиций; разрушения укреплений и укрытий; разрушения крепостных сооружений; разрушения и обеспечения проходов для наступающих колонн.

"Canon de 90 , Mle. 1877" на крепостном лафете

Для выполнения поставленных задач она должна обладать мощными орудиями, с большой дальностью стрельбы, достаточной точностью не только при стрельбе прямой наводкой, но и при навесной стрельбе... вот почему осадная артиллерия должна состоять из стволов большого калибра". 11 мая 1874 года Военное Министерство утверждает калибры 120, 155 и 220 мм для крупнокалиберных орудий и 220, 270 мм для нарезных мортир "Canon de 120-mm, Mle 1878" принято на вооружение в декабре 1878 года. Ствол монтировался на крепостной лафет, аналогичный лафету 155-мм орудия. Дальность стрельбы 20-кг снарядом достигала 11000 м для модели с длинным стволом и 8000 м для укороченной. Поскольку тормозные башмаки не обеспечивали достаточного контроля отката, лафет оснастили гидравлическим тормозом ("frein hydraulique modХle 1883") сконструированным и изготовленным "Compagnie de Saint Chamond". Одним концом тормоз крепился к вертлюгу, зафиксированному на платформе, а другим к хоботу лафета. Это устройство, применявшееся и с 155-мм орудием, позволяло сократить откат до метра.

120-мм орудие де Банжа с гидравлическим тормозом

Canon de 120-mm, Mle 1878

155-мм и 120-мм орудия Де Банжа

Одновременно со 120-мм орудием была разработана и его 155-мм версия, прославившаяся в ходе англо-бурской войны (знаменитый "Лонг Том"). Подробнее это орудие будет рассмотрено ниже. В 1881 году французские конструкторы предложили укороченную модификацию 155 мм орудий, на "S" - образном лафете. Дальность стрельбы составляла около 6300 м.

155-мм "короткое" орудие де Банжа

Завершали "систему де Банжа" две тяжелые нарезные мортиры. К 1880 году французы создали крупнокалиберную 220-мм мортиру на лафете скользившем при выстреле по деревянной платформе.

Накатывание "Mortier de 220"

Мортира стреляла снарядами весом в 98 кг, используя 6 килограммовый заряд. При угле возвышения 44 градуса, дальность стрельбы составляла 5200 м. Скорострельность достигала одного выстрела в три минуты. Вес мортиры в боевом положении составлял 4150 кг. Для транспортировки на лафете предусматривалось место для установки двух колес, а сама мортира могла цепляться к специальному передку.

Три 220-мм мортиры на переднем плане

270-мм нарезная мортира 1885 года по конструкции напоминала 220-мм модель. При весе в боевом положении 10800 кг, орудие требовало для своей установки многочисленных грузоподъемных приспособлений.

270-мм мортира де Банжа и ее монтаж

Орудие обслуживал расчет из 11 рядовых и двух унтер-офицеров. Скорострельность не превышала одного выстрела в три минуты. Максимальная дальность стрельбы снарядом весом от 180 до 230 кг составляла 8000 м. Для транспортировки мортиры требовалось три повозки. Таким образом, в конце 80-х годов девятнадцатого века Франция сумела реализовать единую систему артиллерии, охватывавшую полевую, осадную и береговую артиллерии. Однако оставалась еще одна проблема - переход на новые типы пороха и взрывчатых веществ. Работы по созданию малодымных и бездымных порохов велись во всем мире. Первым реального успеха добился французский химик Поль Вьель, создав в 1884 году безопасный в обращении бездымный пироксилиновый порох. Собственно пироксилин был получен еще в 1846, но химики долго не могли отработать технологию получения стойкого и безопасного в обращении продукта. Вьель, растворив пироксилин в смеси спирта и эфира, получил тестообразную массу, которая после прессования и сушки дала прекрасный порох. Из соображений секретности новый порох получил название "Poudre V" а затем "Poudre B". Порох Вьеля практически не давал дыма и, будучи в несколько раз мощнее черного, позволял использовать заряды меньшего веса, к тому же срабатывавшие даже при повышенной влажности. Вначале порох Вьеля использовался в патронах к винтовке Лебеля, которую приняла на вооружение французская армия, а затем и в новых французских орудиях Одновременно удача улыбнулась разработчикам боеприпасов. После того, как в 1885 году немцы создали новый тип снаряда, начиненный бризантным взрывчатым веществом "Шпренгкорпером", французский химик Тюрпен, развивая работы немца, Германа Шпренгеля, открывшего способность пикриновой кислоты к детонации, обнаружил, что в сплавленном виде это вещество хорошо детонирует. Он и предложил собственный способ прессования и литья пикриновой кислоты. Экспериментальные стрельбы новыми боеприпасами показали, что существующие укрепления не в состоянии полноценно противостоять крупнокалиберным мортирам со снарядами, начиненными новым взрывчатым веществом. В мире разразился так называемый "минно-торпедный" кризис 1886 года. В 1887 году французское правительство приняло на вооружение новый вид взрывчатого вещества с добавками нитроцеллюлозы под наименованием "мелинит", поскольку его цвет напоминал цвет меда. Можно отметить, что с 1888 года, Британия начала производство подобного же взрывчатого вещества в Лидде под наименованием "лиддит", а японцы, слегка изменив формулу, создали "шимозу". Одним из центров главных центров французской индустрии вооружений стал Крезо или "Le Creuzot" - город в департаменте Сона и Луара, возникший в конце восемнадцатого века на месте разработок каменного угля. Первые промышленные предприятия были созданы здесь в 1774 году, а уже к 1782 году в Крезо, впервые во Франции, начали лить чугун с использованием кокса. С 1782 в городе начала развиваться военная промышленность. При Революционном Правительстве эти заводы были государственными, затем, во времена Империи, их вернули частным владельцам, хотя они продолжали получать большие военные заказы от Императора. После мира 1815 года заводы неоднократно меняли хозяев, пока в 1835 году не попали в руки братьев Адольфа и Эжена Шнейдер, основавших фирму "Schneider & Co". В 1867 году фирма прославилась тем, что стала первым предприятием выпускавшим, как корабельную броню, так и орудия. После внедрения бессемеровского процесса и освоения выпуска качественной стали с добавками никеля, "Schneider & Co" быстро развивалась и вскоре стала владельцем обширного участка земли возле Гавра, где создала гигантское предприятие, почти такое же, как в Крезо. Поэтому, когда речь идет об орудиях "Крезо", подразумевается, что они произведены французским гигантом "Schneider & Co", вне зависимости, где собственно изготовлены - в Крезо или Гавре.


Артиллерийские орудия времен Севастопольской обороны были последним словом техники гладкоствольной артиллерии. В 60-х годах XIX столетия стали входить в употребление нарезные орудия, заряжавшиеся с казенной части.

Мы уже рассказывали, что первое нарезное орудие с затвором появилось на Руси в XVII веке, но при низкой технике того времени нельзя было освоить массового производства таких орудий: поэтому продолжалось производство гладкоствольных орудий, заряжавшихся с дула.

Только в середине XIX века на заводах, оборудованных специальными станками и машинами, было налажено массовое изготовление нарезных орудий с затворами.

Но удалось это не сразу: сначала научились изготовлять нарезные ружья. Пули этих ружей летели дальше, чем пули картечи, которая была главным снарядом гладкоствольной артиллерии. Огонь пехоты стал выводить из строя значительно больше людей, чем огонь артиллерии; пехотинцы могли теперь с безопасного расстояния спокойно расстреливать артиллеристов. Отчасти это происходило уже во время Крымской войны 1853–1856 годов.

Конструкторы стали усиленно работать над созданием нарезных орудий и снарядов к ним. Много было проделано опытов, пока удалось наладить массовое производство таких орудий и снарядов.

Особенно быстро стала развиваться металлургическая промышленность с середины XIX века. Ее развитию много способствовали труды «отца металлографии» Дмитрия Константиновича Чернова, русского ученого с мировой известностью. Он исследовал структурные изменения стали при ее нагреве и охлаждении и на основе этих исследований создал теорию термической обработки стали (ее закалки, отпуска и отжига). Только применение новых способов обработки стали на русских заводах помогло избавиться от частых разрывов орудийных стволов при стрельбе, причин которых никто до Чернова не умел правильно объяснить. Теорию Чернова позаимствовали металлургические заводы и всех других стран.

В результате работ Чернова появилась сталь особо прочных сортов: она шла на броню боевых кораблей, на оборонительные сухопутные сооружения. Пробить такую броню можно было только артиллерийскими снарядами большого веса при очень большой окончательной скорости. Орудийные заводы сконструировали мощные дальнобойные орудия и приступили к их производству. Чтобы охарактеризовать прогресс орудийной техники за 50 лет, достаточно привести несколько цифр. В 1840 году самая большая пушка весила 5 тонн и стреляла снарядами в 28 килограммов весом при 8-килограммовом заряде пороха. А в 1890 году самое тяжелое орудие весило 110 тонн, стреляло снарядами в 720 килограммов весом при 340-килограммовом заряде пороха; начальная скорость снаряда достигла 600 метров в секунду.

Основанием для создания могущественной артиллерии в России и за границей послужила выдающаяся работа русского ученого А. В. Гадолина «Теория орудий, скрепленных обручами», написанная в 1861–1862 годах и заслужившая большую Михайловскую премию.

Большая и малая Михайловские премии присуждались ежегодно конференцией Михайловской артиллерийской академии за особо ценные работы русских ученых в области артиллерии и пороходелия. Михайловская артиллерийская академия была центром научной мысли в этих областях, и почти все выдающиеся русские артиллеристы и пороховщики вышли из ее стен.

Профессором Михайловской артиллерийской академии был и генерал А. В. Гадолин (1828–1890 годы), экстраординарный член Российской Академии наук и почетный чл,ен многих русских и заграничных научных обществ и учреждений.

Сделанные по способу А. В. Гадолина стволы орудий выходили особенно прочными: на одну стальную трубу нагоняли в горячем виде другую стальную трубу - «кожух». Остывая, кожух сжимал внутреннюю трубу, и ствол получался исключительно выносливым.

Однако огромные пушки, созданные по теории А. В. Гадолина, еще не давали такого эффекта, какого от них ожидали; причиной была слабость черного пороха, который не мог сообщить достаточно большую начальную скорость тяжелым снарядам. Выход из положения нашел сам А. В. Гадолин в содружестве с другим выдающимся русским артиллеристом Николаем Владимировичем Маиевским.

Генерал от артиллерии Н. В. Маиевский (1823–1892 годы), профессор баллистики Михайловской артиллерийской академии, прославился своим трудом «Курс внешней баллистики», также отмеченным большой Михайловской премией. Работа Н. В. Маиевского далеко превосходила все аналогичные труды; ею воспользовались ученые зарубежных стран, на ее основе создавались учебники для иностранных военных академий.

Научная мысль Н. В. Маиевского и А. В. Гадолина не ограничивалась областью артиллерии; оба они были выдающимися химиками-пороховщиками. А. В. Гадолин и Н. В. Маиевский изобрели новый вид пороха, обладавший большой силой действия, дававший меньше дыма при выстреле - это был так называемый бурый или шоколадный призматический порох. Зерна этого пороха изготовлялись в виде шестигранных призм. Каждая призма имела семь сквозных каналов. Значение такой формы зерен пороха вы поймете, прочитав главу четвертую.

В конце XIX века шоколадный призматический порох являлся последним словом науки пороходелия, и это слово было произнесено в России.

Зерна пороха с семью каналами находят самое широкое применение и в наши дни. Таким образом, изобретение Гадолина и Маиевского имеет большое значение и для нашего времени.

Вот что писал известный русский ученый Николай Александрович Забудский в «Артиллерийском журнале» в июле 1885 года:

«Иностранные специалисты считают, что России обязана Европа введением призматического пороха. У нас он был испытан много раньше, чем где-либо. Заслуга разработки этого вопроса принадлежит русским артиллеристам, в особенности генералам Гадолину и Маиевскому. В России стали впервые изготовлять порох для больших орудий в виде правильных призматических лепешек с семью отверстиями на прессе системы профессора Вышнеградского. Другие государства последовали нашему примеру. Пруссия обратилась к фабрикации такого же пороха, как наш. Бельгия в 1867 году и потом Англия приняли формованный цилиндрический порох с небольшим центральным несквозным углублением».

Генерал Яфимович, крупный специалист порохового дела, ввел выработку бурого призматического

пороха на Охтенском пороховом заводе. Охтенский пороховой завод (в Петербурге) первый в мире начал фабричное производство призматического пороха.

Благодаря, трудам Д. К. Чернова, Н. В. Маиевского и А. В. Гадолина русская артиллерия первая в мире получила скрепленные брудия, которые могли стрелять вдвое дальше, чем старые нескрепленные, и заслуженно были названы дальнобойными. В 1877 году началось перевооружение русской артиллерии скрепленными орудиями. Способ скрепления орудий очень быстро переняли у русских западноевропейские конструкторы.

Производство стальных орудий в России наладил талантливый инженер П. М. Обухов. Стальные орудия высокого качества изготовлялись в Петербурге - на Обуховском заводе, где впервые была применена теория Д. К. Чернова, - а также в Перми на Мотовилихинском заводе. Русские орудия отличались исключительной долговечностью: они служили в армии по 40–50 лет и к концу такого огромного срока все еще надежно действовали. Так, например, наряду с новыми орудиями во время первой мировой войны (1914–1918 годы) в русской армии с успехом были использованы пушки производства 1877 года!

В одно время с А. В. Гадолиным и Н. В. Маиевским работал над усовершенствованием артиллерийских орудий талантливый изобретатель Владимир Степанович Барановский. На двадцать лет раньше, чем этого сумели добиться западноевропейские конструкторы, он создал такое орудие, лафет которого остается на месте после выстрела; у такого орудия отдача заставляет откатываться только ствол, который вслед за этим сам возвращается на свое место. Такое орудие не надо накатывать на место во время стрельбы; поэтому оно может стрелять значительно быстрее старых орудий, которые после каждого выстрела откатывались назад на 4–6 метров. Такие орудия, у которых после выстрела лафет остается на месте, а откатывается назад только ствол (да и тот сам возвращается на место), называются скорострельными.

В наши дни в артиллерии все орудия скорострельные; а 75 лет тому назад такое орудие было невиданной новинкой, мечтой артиллеристов. И эту мечту осуществил В. С. Барановский, который в 1872 году создал первую в мире скорострельную полевую пушку, а через три года закончил конструирование скорострельной горной пушки. Горная пушка Барановского разбиралась на несколько частей для перевозки по горам на вьюках.

Для своей скорострельной пушки В. С. Барановский создал также быстродействующий поршневой затвор. Сущность устройства затвора Барановского остается неизменной и в современных поршневых затворах.

В. С. Барановский первым предложил применять унитарный патрон для заряжания орудия. В таком патроне снаряд и заряд соединены в одно целое при помощи гильзы, поэтому заряжание орудия стало намного удобнее и быстрее. Сочетание противооткатных устройств, гильзового заряжания и быстродействующего орудийного затвора сделало пушку Барановского действительно скорострельной.

Труды В. С. Барановского много сулили русской артиллерии. Но талантливый изобретатель погиб в 1879 году от несчастного случая во время одного из опытов; его смерть приостановила работу над скорострельными орудиями, и их сумели ввести только через два десятка лет...

Когда скрепленное скорострельное орудие было принято на вооружение, могущество артиллерийского огня резко возросло. Этому способствовало также и то, что в 1886 году был изобретен бездымный порох. Он втрое сильнее старого - дымного, которым артиллерия стреляла более 500 лет; но есть у бездымного пороха еще одно замечательное свойство: он избавил поля сражений от огромного количества дыма.

С введением бездымного пороха облако дыма перестало закрывать от стреляющего цель и мепгать ему правильно прицеливаться. Стреляющему не требовалось больше долго ожидать, пока рассеется дым, чтобы произвести следующий выстрел. А это в свою очередь способствовало увеличению скорострельности орудий и винтовок.

В конце XIX века произошло еще одно важное событие в истории развития артиллерии: вместо дымного пороха стали наполнять артиллерийские снаряды новыми сильно взрывчатыми веществами,- сначала пироксилином, потом мелинитом и, наконец, тротилом. От этого возросла в несколько раз сила артиллерийских снарядов, они стали причинять огромные разрушения.

В истории изобретения бездымных порохов и их введения в артиллерию русские ученые сыграли выдающуюся роль. Во многих вопросах им принадлежит первенство, которое долгие годы несправедливо приписывалось иностранным изобретателям.

Об исключительно важной роли русских ученых в развитии порохового дела мы расскажем во второй главе этой книги.

При использовании материалов сайта, активная ссылка на обязательна!

Казалось бы, в той грандиозной битве, что шла на подступах к столице зимой 1941-го, исследована каждая деталь, однако мало кто помнит, что на одном из участков фронта решающую роль сыграли русские пушки, изготовленные на Императорском орудийном заводе в Перми еще в 1877 году. А было это на участке обороны Солнечногорск — Красная Поляна, где сражалась 16-я армия под командованием Константина Рокоссовского.

Найти старые снаряды помог случай

Командующему 16-й армией Рокоссовскому предложили воспользоваться учебными орудиями артиллерийской академии имени Дзержинского. Действительно, еще в 1938 году из Ленинграда в Москву была переведена артиллерийская академия, основанная в 1820 году. Но, как оказалось, в октябре 1941 года ее материальная часть была эвакуирована в Самарканд. Помог счастливый случай. В академии работал пожилой человек, который хорошо знал местоположения артиллерийских арсеналов в Москве и в ближайшем Подмосковье, где были законсервированы изношенные и очень старые артиллерийские системы, снаряды и снаряжение к ним.

Новое противотанковое орудие

Потеряв несколько танков, немецкий танковый батальон был вынужден отвести технику. Германское командование посчитало происшествие случайностью и направило несколько танков другим путем, но они также напоролись на противотанковую засаду. В какой-то момент немцы решили, что русские применяют какие-то новые противотанковые орудия. В итоге наступление противника было приостановлено на всем фронте 16-й армии.

Артиллеристский расчет

Командирами орудий стали старые артиллеристы, которые участвовали еще в русско-японской войне и умели управляться с этими монстрами. В качестве артиллерийской прислуги выступили ученики 8-10-х классов московских специальных артиллерийских школ.

Оборона Москвы и Ленинграда

6-дюймовые пушки этой конструкции использовались при обороне не только Москвы, но и Ленинграда. Их перестали использовать только в 1943 году.

Английские снаряды

Пушка имела раздельное заряжание: снаряд и пороховой заряд подавались у этой пушки раздельно. На артиллерийских складах в Сокольниках нашлись английские 6-дюймовые осколочно-фугасные снаряды производства фирмы «Виккерс». Там же были и пороховые заряды, отбитые в Гражданскую войну. При разрыве 45-килограммового снаряда вблизи танка последний переворачивался набок или даже становился на попа.

Настил

Для того чтобы при отдаче хобот орудийного лафета не зарывался в землю, делали деревянный настил и сверху на него клали металлический лист. При отдаче лафет скользил по листу, как по рельсу.

Русское осадное орудие

6-дюймовая осадная пушка образца 1877 года — русское тяжелое осадное артиллерийское орудие калибра 152,4 мм. Масса ствола составляла почти три тонны, масса пушки — пять тонн. К началу войны оригинальных боеприпасов для нее почти не сохранилось.

Ветеран нескольких войн

Пушка активно использовалась в русско-японской войне, Первой мировой войне, Гражданской войне в России и в других вооруженных конфликтах начала XX века. Известно несколько ее модификаций со стволами различной массы.

Били прямой наводкой

Орудия не имели прицелов, поэтому было принято очевидное решение — стрелять прямой наводкой, наводя пушки на цель через ствол (этот прием потом не раз и не два применяли в ходе войны). Первые выстрелы орудийные расчеты сделали с дистанции 500-600 м.

Тактико-технические Характеристики

  • Калибр, мм — 152,4
  • Длина ствола, калибров — 22
  • Наибольший угол возвышения, град — +37,8
  • Угол склонения, град — -16,4
  • Масса в боевом положении, кг — 4800
  • Масса в походном положении, кг — 5400
  • Масса фугасного снаряда, кг — 33,3
  • Начальная скорость снаряда, м/сек — 458
  • Наибольшая дальность стрельбы, м — 8963
  • Скорость перезарядки, сек. — 1

СПРАВКА

В 1917 году в составе русской тяжелой артиллерии имелось 16 четырехорудийных батарей, вооруженных 152-мм (6-дюймовыми) пушками весом 190 пудов. За неимением орудий большой и особой мощности на эти батареи возлагались задачи разрушения долговременных оборонительных сооружений и ведения контрбатарейной борьбы. Первоначальный вариант пушки образца 1867/1877 гг. был разработан в 1871 году Пермским орудийным заводом для осадной артиллерии. В 1873 году пушка прошла испытания, а в 1875 году ее запустили в производство на Обуховском сталелитейном и Пермском орудийном заводах. К 1894 году было изготовлено 208 орудий этого образца.

Текст авторский:
##########################
Фотографии орудий в Доме Инвалидов.
Людовик XIV в 1670 г. распорядился выстроить дом, в котором ветераны его армии могли коротать свою старость. Эту функцию он сохранил до сих пор, но постепенно Дом Инвалидов становился все больше музеем. В нем находится с 1905 г. Музей армии, объединивший существовавшие ранее Музей артиллерии и Музей истории армии. В итоге там расположилась одна из богатейших европейских коллекций артиллерийских орудий, охватывая все эпохи с XIV в. Только вокруг здания установлены около 800 стволов.
Условия для фотографирования там орудий хорошие. Стволы если не стоят на лафетах и станках, то оборудованы подставками, можно подойти со всех сторон, чтобы почитать надписи. Пояснительные таблички тоже присутствуют, но в основном, к французским орудиям, и не всегда точны.
***
Итак, одно из первых орудий, которое привлекает русских туристов в этом музее:
1.

Разумеется, привлекает их не конструкция, а русская надпись, выбитая на казенной части: "Посетили Берлин. 7 мая 1945 г.
Турковский. Кольцов. Шония. Кондратенко." Таких орудий с надписями замечено два. Это, видимо, французские крепостные орудия 19 в., ставшие трофеями германской армии и выставленные для обозрения в Берлине.

2. 24-фунтовая пушка "L"Eclatant", отлитая в 1757 г. в Страсбурге.

У этого орудия тоже богатая история. На казенной части пушки сбиты родные монограммы французских монархов и сделана надпись о том, что пушка попала в качестве трофея кайзеру Вильгельму в ходе войны 1870-1871 гг.
Кстати в стволе у этого орудия сделаны нарезы - редкость для орудий 18 в. Впрочем, они могли быть сделаны позднее.
3.

4. Мортира на станке. Франция

Сама мортира конца 18 - начала 19 в., станок 1853 г.

5. Еще одна мортира, этой станок не нужен. (Франция, 1811 г.)

Вообще пушки во дворе музея удачно подобраны, по ним можно увидеть все перепетии, которые прошла Франция. После французской революции, в армии продолжали служить орудия, отлитые в прошлые годы. Но революционно настроенные матросы артиллеристы не могли видеть ненавистные им королевские вензели и лилии, поэтому их беспощадно сбивали зубилами со стволов.

6. Казеная часть 24-фунтовой пушки 18 в.

Впрочем, делали они это без излишнего фанатизма и большая часть украшений стволов оставалась такой же, как и раньше.

7. 16-фунтовая пушка "la curiosite". Франция, 1679 г.

8. Пушка "la nievre" с эмблемой Французской республики.

Кстати, многие орудия в Музее армии стоят вот так, вертикально, опираясь на торель. Место при этом, конечно экономится, но прочитать надписи на казне становится тяжело. Пояснительные же таблички нечасты.

9. Гаубица Наполеоновской армии на лафете. Редкий экспонат, поскольку львиную часть своей артиллерии Наполеон любезно оставил русским в качестве трофеев. Возможно, отлита позже 1812 г.

Кстати, интересная деталь - все пушки французской армии издревле имели собственные имена, а гаубицам и мортирам их обычно не присваивали.

10. Пушка "le nassau" системы Ла Гитта, середина 19 в.

На ней стоит вензель Наполеона III. Это и нижепоказанные орудия учавствовали во франко-прусской войне 1870-1871 г.

11. Орудие "l"Hostile". Франция 1866 г.

12. "La bombarde". Еще одно французское орудие 1866 г.

К сожалению, орудия стоят дульной частью вверх, что не дает возможности сфотографировать нарезы ствола. Да, эти орудия должны быть нарезными и заряжаться с дульной части ствола. Не мудрено, что французская артиллерия проиграла прусской, с ее стальными казнозарядными крупповскими пушками. Не спасли положение даже митральезы.

13. Митральеза де Реффи. Вундер-ваффе Наполеона III.

Пока Гатлинг задумчиво крутил в руках мясорубку, думая, как превратить ее в оружие, французы все сделали без заморочек. 25 стволов калибра 13 мм, стреляющих одновременно на расстояние до 2500 м. Заряжание обойменное, боевая скорострельность 75-125 выстрелов в минуту. Накануне франко-прусской войны Франция имела 190 митральез. В общем-то, при отсутствии пулеметов были неплохим противопехотным средством, но их старались применять в контрбатарейной борьбе... В таком качестве толку от них было немного.

Как вы уже наверное, догадались, во внутреннем дворе стоят французские орудия, но нет правила без исключений.
14. Пушка "el Mercurio". Испания, 1780 г.


С одной стороны, ничего примечательного в этом орудии нет, но это первое испанское бронзовое орудие, встретившиеся мне в музеях. До сих пор попадались только пара португальских кулеврин 16 в. в недрах артиллерийского музея в С-Петербурге.

Кстати, о кулевринах. Есть они и в Парижском Доме Инвалидов.

15. Кулеврина 16 в. Франция.

Отлита при короле Генрихе II. Если приглядеться, то пониже цапф можно увидеть эмблему Дольче Габано).
На самом деле это монограмма Генриха, в которую вплетены буквы от имен его жены Екатерины Медичи и любовницы Дианы де Пуатье.

Есть во дворе и более старые орудия.
16. Пушка начала 16 в.

Орудие отлито при отце Генриха II, Франциске I. На стволе изображена эмблема Франциска I - саламандра и девиз: "Nutrisco et extinquo" (питаю и гашу). Кого он там питал и чем гасил, сегодня неведомо, но эмблемки на орудиях ставились при нем регулярно.

17. Саламандра на пушке.

18. Еще одна саламандра.

На этой пушке видна также надписи на арабском. учитывая дружбу Франциска I и турецкого султана Сулеймана Великолепного, можно предположить, что это не трофей, а подарок туркам.

19. 172 мм осадное орудие. Франция, нач. 16 в.

Пушка Людовика XII, тестя Франциска I.

20. Пушка времен Людовика XIII. 1621 г.

На этом орудии любопытная эмблема, значение которой я не понял
21.

Снаружи музея выставлены на обозрение многочисленные трофейные орудия. Их много и пояснительных табличек к ним совсем нет. Это печально, поскольку среди них много турецких и египетских орудий, надписи на которых я читать не умею.

22. Полагаю, что это турецкая пушка 18 в. Но наверняка сказать не могу.

23. Надпись, перевод которой может пролить свет на тайну пушки.

24. Еще одно очень красивое, но неопознанное орудие.

25. Надписи на его стволе.

Есть интересное орудие с арабскими надписями и органично стоящей среди них эмблемой Наполеона.
26.

К сожалению, не на всех фотографиях хорошо видно гербы и надписи, так что даже европейские пушки опознаны не все.

27. Предположительно, австрийская пушка.

28. Пушка, отлитая в Вене.

Все-таки в те времена пушки были больше, чем пушки. Многие из них представляли собой настоящие произведения искусства.
Вот дельфины предыдущей пушки крупным планом.
29.

Кстати, несмотря на то, что надписи на этой пушке видны хорошо, выяснить когда и кому она принадлежала, мне не удалось.

30 Надпись на стволе.

Говорится там о графе Карле Людвиге фон Хоффкирхене, но историю этого персонажа я пока не нашел. Так же ничего мне не сказал девиз " IXIMAM AUT MERGAR". Так что если кто поможет пролить свет на тайну этого орудия, буду благодарен.