Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Что означает гаятри мантра. В чем смысл и сила Гаятри мантры? Нравится ли вам медитировать

Что означает гаятри мантра. В чем смысл и сила Гаятри мантры? Нравится ли вам медитировать

  • Произнесение Гаятри мантры
  • Никакой духовный прогресс не возможен без очищения ума и развития в человеке принципа буддхи, основной функцией которого является различение между истинным и неистинным. Буддхи - это способность более высокого по сравнению с интеллектом уровня, которая в европейской терминологии называется интуицией (досл. "прямое познание"). Чтобы интеллектуальные знания могли стать знаниями истинными, они должны быть озарены светом буддхи. Развитие или, точнее, раскрытие в себе буддхи является отправной точкой сознательной духовной практики. Такую роль выполняет в индуизме Гаятри Мантра.

    Текст этой мантры гласит:
    ОМ БХУР БХУВАх СВАХа
    ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ
    БхАРГО ДЕВАСЬЯ ДхИиМАХИ
    ДХИЙО ЙО НАх ПРАЧОДАЯаТ
    Om Bhur Bhuvah Svaha
    Tat Savitur Varenyam
    Bhargo Devasya Dheemahi
    Dhiyo Yonah Prachodayaat

    Ом! Благо Земному, Тонкому и Небесному Мирам! На лучезарный Свет Савитара (олицетворяющий божественную Славу Ишвары) медитируем! Да озарит Он наш разум!

    Слово Гаятри* употребляется в индуистских писаниях в трёх различных смыслах. Прежде всего, этим словом обозначается хорошо известная мантра, повторение которой является обязательной частью повседневной религиозной практики всех правоверных индуистов. Второе - это стихотворный размер, в котором написана эта мантра, и третье - богиня, олицетворяющая силу этой мантры.

    (* Гаятри" - именно такое ударение (т.е. на последнем слоге) даёт в своём "Санскритско-Английском" словаре один из наиболее авторитетных и известных в мире санскритологов Моньер-Вилльямс.)

    Назначение Гаятри Мантры

    Слово "Гаятри" (жен.р. с ударением на последнем слоге) буквально означает "то, воспеванием чего достигается спасение" (где "га" - "воспевать", "три" - "спасать"). Другой вариант слова "гаятра" (муж. и ср. р.), как поясняет Саи Баба, этимологически расшифровывается как "то, что защищает индивидуальные души" (где "гая" - "индивидуальные души - дживы", "тра" - "защищать"). Таким образом, уже само значение слова указывает на высшую цель духовной практики - спасение или освобождение, а также на высшую силу мантры, способную покровительствовать тому, кто её практикует.

    Основное назначение Гаятри Мантры, в которой садхака обращается к Богу как лучезарному Свету Высшего Сознания со словами "Да озарит Он наш разум!", где слово "разум" означает "буддхи", как раз и состоит в том, чтобы раскрыть в человеке этот высший принцип. Важно также то, что практика Гаятри Мантры обеспечивает постепенное и прогрессивное раскрытие сознания. Именно поэтому древние риши сделали Гаятри Мантру обязательной частью ежедневной религиозной практики индуистов.

    Первейшей задачей ставшего на духовный путь человека, стремящегося к постижению своей истинной природы, является не достижение освобождения (ибо это труд не одной жизни), а устранение своего невежества, заключающегося в иллюзорном видении мира. Для этого необходимо очищение и реорганизация всех низших проводников сознания, с тем чтобы стремящийся к истине мог иметь более тонкие инструменты для работы на высоких духовных планах. Это и есть свет буддхи, пробуждению которого способствует практика Гаятри Мантры. Если человек, упорно практикуя Гаятри-джапу, искренне стремится к Свету, который может прийти только изнутри, в его ауре, как пишет один из наиболее глубоких исследователей Гаятри Мантры профессор И.К.Таймни (См. I.K.Taimni. Gayatri: the daily religious practice of the Hindus. Adyar: Madras, 1974.), создаётся особое напряжение, которое открывает канал для нисхождения в его сознание Божественной силы высших планов.

    Познание Бога может осуществляться на трёх уровнях: на уровне ума (манас) или интеллекта; на уровне интуиции (буддхи) или духовного восприятия и на уровне Реальности, непосредственно - через слияние своего Высшего Я (Атма) с сознанием Бога. Гаятри Мантра способна дать такое познание на всех этих трёх уровнях.

    Значимость Гаятри Мантры

    Гаятри Мантра считается самой священной и наиболее могущественной мантрой Вед. Эта универсальная мантра-молитва упоминается во всех четырех Ведах, а также в тантрах (Тантры - один из типов священных писаний индуизма. Тантры считаются эзотерической частью Вед - Ведами Кали-Юги. В Тантрах наиболее глубоко разработана наука о мантрах - мантра-шастра. Слово "шастра" означает "трактат".). С самой высшей похвалой о ней отзываются великие мудрецы и риши. Как говорит Шри Сатья Саи Баба, она предназначена для всех людей без исключения, независимо от их касты, вероисповедания, места жительства и уровня развития. Она содержит в себе квинтэссенцию всех Вед, и поэтому её, поистине, называют Матерью Вед. Так же как сущность учения Вед содержится в упанишадах (философских частях Вед), сущность Упанишад заключена в Гаятри Мантре. Каждая из четырех Вед утверждает одну основную истину: Праджнанам Брахма (Сознание есть Брахман) - Риг Веда; Ахам Брахма Асми (Я есть Брахман) - Яджур Веда; Тат Твам Аси (Ты есть То) - Сама Веда; Айям Атма Брахма (Этот Атман есть Брахман) - Атхарва Веда. При соединении этих четырёх истин появляется Гаятри. Утверждается, что если её произносить регулярно, то эффект от неё будет таким же благотворным, как от произнесения самих Вед.

    Огромная значимость Гаятри Мантры отражается в одном из самых важных обрядов индуизма - "упанаяне". Упанаяна - это обряд "посвящения" мальчиков, когда их приводили на период ученичества в дом учителя (гуру). Одним из элементов этого обряда является посвящение в Гаятри Мантру. После этого посвящённый становится "дваждырождённым". Получение от гуру Гаятри Мантры, как один из наиболее важных элементов этого обряда, символизирует вступление человека на путь сознательной духовной эволюции, то есть его "второе" - духовное рождение.

    Точно также как процесс нисхождения в материю начинается с разделения Единства на множество словами Бога "Эко "хам Баху Сьям" - "Я Един. Да стану Многим!", процесс соединения с Богом начинается словами "Бхарго Дэвасья Дхимахи" - "Мы медитируем на Божественный Свет!"

    Риши и размер мантры

    Обычно чтение важных ведических мантр предваряется произнесением вспомогательных - винийога-мантр, в которых указывается риши, размер, божество и цель, с которой эта мантра произносится.

    В винийога-мантре, относящейся к Гаятри, сообщается, что Риши основной части Гаятри Мантры является Вишвамитра. Некоторые отождествляют его с известным мудрецом, упоминаемом в пуранах (мифологических текстах индуизма). Однако, как полагает профессор Таймни, это не соответствует высокому назначению Гаятри Мантры, которая считается Матерью Вед. "Вишвамитра" - это одно из имён творца вселенной, Брамы, и именно он является Риши этой мантры.

    Основная часть Гаятри Мантры написана размером, который имеет одноимённое ей название - Гаятри. Она состоит из двадцати четырёх слогов, организованных в три строки по восемь слогов в каждой. Этот размер считается древним и священным.

    О цели или назначении мантры уже было сказано выше. Что касается Дэваты Гаятри Мантры, то в винийога-мантре сказано, что им является Савитар.

    Савитар или Ишвара нашей вселенной

    Другое название этой мантры "Савита Гаятри" или "Савитри" (с ударением на последнем слоге). Здесь опять-таки происходит некоторая путаница. Сочетание "Савита Гаятри" буквально означает "Гаятри Савитара", где слово "Савита" (муж. рода) может интерпретироваться как "Дэвата которой - Савитар". Синонимом этого слова является другая его форма - слово "Савитри" (звучащее скорее как Савитр-р-р; оно также муж. рода с т.н. слоговым "р" на конце, имеющим огласовку похожую на короткое "и"), которое путают со словом Савитри`, обозначающем мантру. Это слово (жен. рода) имеет на конце долгое и ударное "и" и опять-таки является просто другим именем богини Гаятри.

    В мантре говорится "На божественный Свет Савитара медитируем". Савитар - это Божество Солнца в его высшем аспекте. Свет Солнца или Савитара (а не сам Савитар) это есть его Сила, то есть богиня Савитри или Гаятри. Поэтому мантра обращена одновременно и к Савитри (богине Гаятри) и к Савитару - Дэвате или главенствующему божеству мантры.

    От рассвета и до заката солнце называется Сурья. Предрассветное же солнце, являющее собой символ оживляющей или животворящей силы, называется Савитар. Так же как в основе проявленного Света солнца лежит "оживляющая сила" предрассветного солнца, делающая возможным его проявление, так и основой существования Сурьи является Савитар. Последний является Высшей Духовной Сущностью нашей вселенной - Богом или (в терминологии индуизма) Ишварой.

    В мантре он олицетворяет собой самого Брахмана. Как говорит Шри Сатья Саи Баба: "Имманентное и трансцендентное Божество, называемое Савитар, что означает "то, из чего рождается всё", ... то есть Существо, к которому обращена Гаятри, - поистине, сам Брахман" (см. Дхарма Вахини).

    Согласно индийской философии, существует только одна Высшая Реальность - Брахман (в европейской философской и религиозной традициях называемый соответственно - Абсолют или Бог). На непроявленном уровне эта Высшая Реальность (Ниргуна Брахман) являет собой недифференцированное единство Сознания и Силы. Когда эта Реальность начинает разворачиваться вовне (как Сагуна Брахман), происходит первичная дифференциация на Сознание и Силу, в тантрической (Наиболее глубоко теория творения разработана в индуистских священных писаниях - тантрах. Сущностная же природа Брахмана наиболее полно рассматривается в философии Адвайта Веданты.) терминологии называемые Шива и Шакти. Далее Шакти разделяется на бесчисленные силы, соответствующие множеству функций, которые должны осуществляться в проявленной вселенной. Каждая сила соотносится с особой функцией сознания, определяющего основные процессы, происходящие во вселенной. Эти функции и силы, представляющие различные аспекты единого Высшего Бога - Брахмана, и есть дэваты или божества индуизма.

    В великой Вселенной существует множество малых вселенных или солнечных систем. Верховным божеством, а точнее, Богом любой вселенной является Ишвара. Каждая солнечная система или брахманда является отдельной самодостаточной единицей Вселенной и управляется Ишварой в его трёх аспектах, называемых Брама, Вишну и Рудра, основной функцией которых является творение, поддержание и растворение. В его высшем аспекте Рудра называется Махешей или Махешварой. Как Рудра, так и Махеша отождествляется с Шивой, точнее, представляют его функции на проявленном уровне. Если Рудра на проявленном уровне выполняет функцию разрушения форм, то Махеша соответствует чистой функции сознания, лежащего в основе проявления любых форм. В этом аспекте он практически не отличен от Ишвары, основную функцию которого можно обозначить как "управление".

    "Внутри физического Солнца, - как пишет в своей книге "Гаятри" проф. И.К.Таймни (с. 88), - пронизывая всю солнечную систему, скрываются множество невидимых миров необычайного великолепия и силы, и все они являются выражением или телами Могущественного Существа, называемого Солнечным Логосом или Сурья Нараяной. Это существо - Бог или Ишвара нашей вселенной. Все формы сознания в нашей солнечной системе являются ограниченным выражением Его Сознания. Все силы - это производные Его Силы."

    Гаятри Дэви как Шакти Ишвары

    С ведических времен Гаятри Мантра рассматривалась персонифицированно как Богиня Гаятри или Гаятри Дэви. Её символизм, по мнению проф. Таймни, таков же как и Триединства Брамы, Вишну и Махеши с единственным отличием, что это триединство женских ипостасей единого Бога. "Нет сомнения, - пишет он (там же, с. 23-24) - что эти три женские формы представляют собой силу, позволяющую садхаке достичь единения с сознанием этих трёх Божеств. Три формы Гаятри не имеют ничего общего с силами трёх Божеств, проявляемых в качестве их обычных функций в проявленной вселенной. Эти три силы или шакти, обычно называемые силами творения, сохранения и разрушения, олицетворяются богинями Сарасвати, Лакшми и Кали, которых именуют супругами или Шакти Брамы, Вишну и Рудры (Шивы). Так, если садхака желает получить знание или видью, он поклоняется Сарасвати; если он желает богатства и удачи в мирских делах, он почитает Лакшми; если же он просит помощи в несчастье, он взывает к Кали.

    Однако, если он не желает ничего, что эти три Божества могут дать через их соответствующие Шакти, а желает (постичь) самого Ишвару, тогда он должен обращаться к Гаятри, поскольку она представляет собой силу, позволяющую достичь единения с Его Сознанием и тем самым - познать Его". Таким образом, Гаятри Дэви - это Шакти самого Ишвары. Отсюда она имеет такую силу!

    Значение и символизм мантры

    Гаятри Мантра, как и многие другие сакральные вещи, имеет богатый символизм и множество уровней интерпретации. Существует множество переводов Гаятри Мантры. На физическом уровне интерпретации под Савитаром понимается физическое солнце, которое представляется Божеством, а его свет и энергия также понимаются чисто в физическом смысле. Тогда слова мантры могут переводиться как "Лучезарное сияние Солнца созерцаем! Да дарует Оно нам истинное понимание!" или "Да направит Оно нас на путь истины!". На более высоком уровне интерпретации, когда под словом Савитар понимается Высшее Сознание или сам Бог (Ишвара), а под его Светом - его Сила, Величие и Слава, значение мантры может быть, например, таким: "На божественной Славе достойного высшего почитания Ишвары мы сосредотачиваем свои мысли! Да озарит Он наш разум!" или "Да дарует Он нам просветление!". Можно объединить оба эти смысла, дав их параллельно в более развёрнутой форме: "Мы медитируем на лучезарный Свет Солнца (олицетворяющий божественную Силу и Славу Савитара, который есть высшая цель всякого поклонения и сам Ишвара)! Да дарует Он нам просветление!" Слова "Бхур - Бхувах - Свах" могут либо переводиться, например, как "Ом! Земля! Воздушное Пространство и Небо!" или: "Благо Земному, Тонкому и Божественному Мирам!", либо оставаться без перевода. Это - сакральные слова, о которых мы скажем ниже.

    Существуют и более свободные переводы этой мантры. Так, например, Джон Вудрофф в своей книге "Введение в Тантра Шастру" в главе "Гаятри Мантра" даёт такой перевод: "Ом! Предадимся размышлению (медитации) на чудесной духовной природе Божественного Творца земной, воздушной и небесной сфер! Да направит он наши мысли к достижению дхармы, артхи, камы и мокши!", где последние слова (четыре цели земного существования человека) просто добавлены, хотя, в целом, это не противоречит смыслу. Есть и просто поэтические переводы, в которых главное не абсолютно точно передать значение слов, а при помощи красоты языка скорее выразить дух мантры. Вот один из них: "О Божественный Источник Света и энергии на земле! Из своих бесчисленных лучей даруй мне один, чтобы в жизни хотя бы на один миг засветить так ярко, как Ты!". В принципе, большинство переводов верны, так как в целом правильно отражают тот или иной аспект понимания основной идеи мантры. Степень проникновения в сущность мантры, конечно, зависит от духовного опыта, знаний и уровня развития того, кто пытается понять её смысл. Глубина значения и смысла Гаятри Мантры так же безгранична и неисчерпаема, как и тот Божественный Источник, выражением которого она является.

    Эта мантра глубоко символична также и по своей структуре. Она может быть разделена на три, пять и девять частей. Как указывает Шри Сатья Саи Баба, первые 9 слов этой мантры представляют собой девятеричное описание Высшей Реальности.

    1. ОМ - первородная звуковая вибрация, лежащая в основе Творения; символ Брахмана, а также Ишвары;

    2. БХУР - Бхур-лока; Земной план существования; соотносится с Земным Миром, плотной физической субстанцией и Брамой;

    3. БХУВАХ - Бхувар-лока; Эфирный план существования; соотносится также с Тонким (астральным) Миром; эфирной и астральной материей, а также с Вишну;

    4. СВАХ - Свар(га)-лока; Небесный план существования; соотносится также с Божественным (казуальным) Миром, субстанцией ментального и казуального планов, также Махешварой;

    5. TAT - То (им. пад.); Высшая Реальность, невыразимая в словах, и поэтому обозначаемая просто указательным местоимением; Брахман, Абсолют; также <здесь> - На Того (вин. пад.); может соотноситься как с Брахманом, так и с Ишварой;

    6. САВИТУР - Савитара (род. пад. от Савитар); животворящая сила, скрытая за физической оболочкой Солнца, олицетворяющая Ишвару, который в свою очередь сам представляет Брахмана;

    7. ВАРЕНЬЯМ - желанного; достойного всяческих устремлений и почитания (модальн. прилаг. или прич. долженств.);

    8. БХАРГО - Сияние; Свет (божественного Сознания); Слава; может соотноситься с Шакти Шивы, а также Шакти Ишвары; то есть Гаятри Дэви;

    9. ДЕВАСЬЯ - Божественный, лучезарный, дарующий Милость (род. пад. или прилаг. от Дэва).

    Остальные слова, делящиеся на три группы, представляют вместе с девятью первыми словами 12 важнейших атрибутов мантры:

    10. ДХИМАХИ - медитируем; созерцаем (глаг. в 3 л. мн. ч.);

    11. ДХИЙО - Разум, буддхи, ум; ЙО - который, Он;

    12. НАХ - наш; ПРАЧОДАЯТ - да направиstrongт (на путь истины); да озарит!; да дарует просветление! (субъюнктив).

    I. ОМ БХУР БХУВАХ СВАХ!

    Первая часть мантры состоит из священного слога ОМ или пранавы (от "пра" + "ну" - "вибрировать, издавать звук") и трёх мистических слов-мантр, называемых махавьяхрити: БХУР - БХУВАХ - СВАХ. Последние произошли из пранавы и являются её дифференцированной формой. ОМ выражает отношение между индивидуальной дживатмой (Божественным Духом в человеке) и Параматмой (Божественным Духом во Вселенной) и является мантрой Ишвары. Также как произнесением священного звука "Ом" была сотворена наша вселенная, так и произнесением трёх махавьяхрити были сотворены три низших мира или плана существования (физический, астральный и ментальный). Всё это сочетание в целом имеет сакральный характер, так как эти слова представляют биджа-мантры, управляющих ими божеств, соответственно: Ишвару, Агни, Вайю и Адитью, о чём и сказано в винийога-мантре. Это выражение из четырёх слов произносится каждым брахманом в начале молитвы и эквивалентно выражению приветствия и преклонения перед Высшей Реальностью. Произнося эти священные слова, читающий мантру, как бы мысленно соединяется с Творцом (Ом) и всем Творением (тремя мирами, в которых Душа проходит цикл воплощений) и преклоняется перед Ними.

    II. ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИ!

    Во второй части, читающий мантру, помня о том, что высшей целью любых устремлений человека является Бог (Ишвара), концентрируется на Его безграничном Величии, Славе и Силе и ментально соединяется с Ним. При этом он представляет, как через Лучезарный Свет Солнца (через его Шакти) на него истекает Милость этого Высшего Существа.

    Здесь важно обратить внимание на слово "дхимахи", которое стоит во множественном числе - "медитируем". Оно указывает на то, что садхака заботится не только о своём собственном благе и не преследует чисто эгоистические цели, а совершает практику как бы от имени всех живых существ. Это слово может переводиться двояко: как "да будем мы медитировать" и как "мы медитируем". В первом случае предложение имеет значение пожелания и становится молитвой. Во втором случае оно является утверждением и выражает решимость садхаки войти в контакт с Высшим Существом, что больше соответствует значению этой части, понимаемой в смысле медитации.

    III. ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ!

    Третья часть мантры представляет собственно молитву или просьбу-пожелание, в которой произносящий её просит Ишвару даровать ему просветление, пробудив его Божественную природу через озарение его разума (буддхи). Так же как и во второй части, в этом предложении слово "прачодаят" имеет двоякую интерпретацию: как "Он (который) озаряет наш разум!" и как "Да озарит Он наш разум!" В силу сказанного выше (так как это больше соответствует духу молитвы) второй вариант является более приемлемым. Слово "дхийяс" (по правилам слияния звуков изменённое в "дхийо") здесь также стоит во множественном числе и, буквально означая "наши умы", свидетельствует о том, что садхака молит Бога о милости не только для себя, а для всех людей.

    Кстати говоря, как эта Главная мантра-молитва индуизма, так и другая ежедневно повторяемая молитва о всеобщем счастье; "Сарве Джана Сукхино Бхаванту! Лока Самаста Сукхино Бхаванту!", которая означает "Да будут счастливы все существа во всех мирах!" (наряду с вегетарианством и истинной веротерпимостью) характеризуют индуизм как высоко альтруистичную мировую религию. О том, что это высшая религия, включающая в себя все остальные, говорит Шри Сатья Саи Баба (см. Сатья Саи Вахини).

    Символизм троичности и триединства мантры прослеживается на нескольких уровнях. Состоящий из трёх звуков (А-У-М) священный слог ОМ, три махавьяхрити и три части мантры соотносятся как между собой, так и с другими священными триадами: индуистской Троицей (Брама, Вишну, Шива-Махешвара), тремя Гунами (саттва, раджас, тамас), тремя периодами времени (прошедшее, настоящее, будущее), тремя фазами Пранаямы (вдох, задержка, выдох), тремя состояниями сознания (джаграт, свапна, сушупти), тремя Телами (стхула-, сукшма- и карана-шарира), тремя аспектами Шастр (тантрой, мантрой и янтрой), тремя священными Огнями (гархапатья, дакшина, ахавания) и т.п.

    Во многих случаях троичность, господствующая на проявленном уровне Творения, предполагает и указывает на четвёртый, более сущностный, непроявленный аспект (мука - неслышимый звук безмолвия как продолжение звучания ОМ; Ишвара, объединяющий индуистскую Троицу; турия - четвертое состояние сознания, превосходящее все остальные и т.д.; здесь же и сама Гаятри как четвёртая - синтезирующая сила трёх Шакти).

    Еще один очень важный аспект триединства, с которым связана Гаятри, - это три сандхьи, т.е. три переходных промежутка времени суток (рассвет, полдень, закат), символизирующие переходные состояния.

    Утренняя сандхья соотносится с одной стороны с основным именем богини - Гаятри, а с другой - с Шакти Брамы (Брахмани), а также с Риг Ведой. Полуденная сандхья соотносится с именем Савитри и с Шакти Вишну (Вайшнави), а также с Яджур Ведой. Вечерняя сандхья соотносится с именем Сарасвати и с Шакти Рудры (Рудрани), а также с Сама Ведой. Причём, эти три сандхьи в силу сущностной природы Гаятри сами символизируют четвёртое - переходное состояние. Переходные состояния (между сном и бодрствованием, жизнью и смертью, промежуток между двумя мыслями, момент смены действия энергий - таттв и др.) являются очень важными для духовной практики. Это то, видимое ничто из которого рождается всё. Не случайно, Саи Баба советует медитировать на состоянии между сном и бодрствованием. Познание природы этих состояний равносильно познанию природы Брахмана. Гаятри Мантра управляет этими переходными состояниями и именно поэтому способна привести к просветлению, то есть переходу от невежества к полному знанию.

  • Фигурная скобка, остриё которой также указывает на уровень основного тона, маркирует паузу
  • Сдвиг строки по вертикали равен двум полутонам (или одному тону), что показано в ключе: , где "0" - основной тон, "2" вверху и внизу указывает на смещение тона соответствующей строки на 2 полутона вверх или вниз
  • Черта над буквой (У, И) обозначает долготу гласного; Звуки "Э/Е " и "О" всегда долгие, хотя их долгота обычно не обозначается. Звук "Э/Е" похож на английское "е" и произносится как нечто среднее между русским "е" и "э", ближе к последнему
  • Маленькая "х", в сочетаниях Бх, Дх обозначает придыхательное "х", которое звучит очень слабо
  • Маленькое "с" в слове "Бхувас" указывает на то, что это ассимилированный звук "X" (с точкой внизу). Маленькие "у" и "ф" указывают, соответственно на огласовку и призвук предыдущего звука.
  • "X" с точкой под буквой, т.н. висарга, произносится, как украинское "г" или грубое русское "г", как в слове "ага"
  • "Н" с точкой под буквой, т.н. церебральное "н" (как и другие церебральные: т, тх, д, дх) произносится путем завёртывания кончика языка назад, и язык нижней стороной касается нёба
  • "М" с точкой под буквой - носовой призвук "м". Похож на английское носовое "n" в сочетаниях с "ng"; звучит протяжённо в нос, как нечто среднее между "м" и "н"
  • Перед тем, как начинать практику джапы, необходимо сначала выучить наизусть мантру (с правильной интонацией и произношением), уяснить смысл каждого в ней слова, а также её значение в целом.

    Духовное развитие, к которому стремится каждый из нас, невозможно без первоначального очищения сознания, мыслей и тела от всякого негатива. Прежде, чем наполнить сосуд новым и чистым, необходимо вылить из него содержимое и дочиста отмыть. В очищении души поможет Гаятри мантра.

    Мантры издавна считаются сильнейшими молитвами-обращениями, только в отличие от молитв, мантры требуют четкого и многократного повторения. Изменение даже одного звука дает не те результаты, которые ожидаются от прочтения мантры. Мантра – это непосредственный контакт, связь с запредельным, с божеством, к которому обращен текст «заклинания». Существуют тысячи мантр для достижения важных целей и решения болезненных проблем. Главное – вера в божество, к которому обращаешься посредством мантры, концентрация разума, умиротворение и спокойствие. И опять же – четкое повторение звуков, слов или слогов мантры, громко и с выражением. Тонкие звуковые частоты наряду с ярко-выраженной вибрацией голоса при произношении – все это в комплексе с концентрацией достигает той самой желанной связи с божеством.

    Сильнейшая и главнейшая из ведических мантр, обладающая огромным могуществом – Гаятри мантра. Она пришла в мир честь бога Савитара. Существует также мнение, что богиня Гаятри – это воплощение данной молитвенной вибрации.

    Текст Гаятри мантры начинается со звукосочетания ОМ (АУМ). Мистическая фраза, открывающая вход в Абсолют, во Всеобъемлющее. Текст мантры написан на языке Деванагари, считающимся праязыком всех землян. Первоначальный текст мантры Гаятри сохранился до сегодняшних дней в древнейшем священном писании человечества – в Ведах. Вообще, Гаятри – это мать Вед.

    Индийские брахманы, все правоверные индуисты начинают каждый свой день рано утром на рассвете именно с Гаятри мантры. Она способна дать человеку множество благ, начиная с глубокого очищения и заканчивая наполнением невиданной мудростью. Ежедневное повторение мантры «вытягивает» из души и тела всю «грязь» и весь «мусор». Мантра обладает могущественной силой очищения. Тело становится легким как облако, как пушинка. Душа отрывается от земли и летит вверх, движется вперед к солнцу, свету, всеобъемлющему теплу и доброте. Мантра Гаятри очищает карму, отбеливает её начисто, и на этом чистом холсте Вы напишете то, что пожелаете, достигнув высшего уровня взаимодействия со Вселенной. Гаятри наделяет очищенные Ум, Сознание и Подсознание вселенской мудростью, гармонией и совершенством. Защищает душу от внешнего и внутреннего негатива, и ведет к спасению. Сила Гаятри мантры так велика, что она избавляет от порчи и сглаза, обнуляет карму и очищает от грехов. Результатом станет духовное просветление, возрождение интуиции и способности увидеть истину.

    Значение формулы

    Вообще Гаятри имеет 3 разных смысла и 3 имени. Все они живут в нас.

    Гаятри – повелитель чувственной сферы,

    Савитри – повелитель жизненной энергии (означает Истину),

    Сарасвати – повелитель речи.

    То есть, читая Гаятри мантру, человек очищает свои словесные потоки, мысли и дела, он приводит все три смысловых составляющий к гармонии и взаимодействию.

    «ОМ БХУР БХУВА СУВАХА ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИ ДХЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ».

    Данная звуковая формула условно делиться на 3 части, первая из которых состоит из «ОМ» (вибрирующий звук, вхождение в Абсолют, во Вселенную), а также из трех слов-мантр. Это «БХУР БХУВА СУВАХА», обозначающие физический, астральный и ментальный миры. Это словосочетание означают также трех божеств, которые отвечают за эти миры. Вообще первые четыре слова мантры произносит каждый брахман вначале молитвы, преклоняясь, таким образом, пред Божественной реальностью.

    Вторая часть мантры - ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИ – акцентирует очознанный взор читающего на Боге Ишвара, на его безграничной силе. Через мысленную связь молящегося и Ишвары, тот, кто произносит данную формулу, ощущает на себе Милость Божества. Ударение приходится на слово "дхимахи", употребленное здесь во множественном числе и переводится как «медитируем». Означает, что просящий заботится не только о собственном благе, а молится от имени всех живых на Земле.

    ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ - заключительная часть молитвы Гаятри, которая и доносит до Ишвары просьбу-молитву. В ней прошение наделить читающего просветлением, божественной интуицией (буддхи), озарением разума. И опять же, "дхийяс" звучит как «наши умы», то есть, используется множественное число, что еще раз подчеркивает заботу просящего обо всех живущих, а не только о себе.

    Ввиду того, что Веды, а также мантры написаны на ведийском языке санскрите (древний Индийский литературный язык), переводов дословных и литературных существует великое множество. Двумя словами, каждый переводит, как хочет. Однако, все переводы одинаковы по своей сути, хотя на чтение или пение мантры это не должно влиять. Ведь главное – доскональное повторение каждого звука мантры.

    Гаятри мантра, значение которой может быть разным, говорит о том, что всепроникающая божественная истина коснется души и сознания во время медитации. Читающий мантру просит божество ниспослать на него свет совершенной мудрости.

    Применение мантры

    Для начала нужно выбрать уединенное тихое место, где не будете отвлекаться. Садитесь с ровной спиной лицом к Востоку или Северу. Расслабьте тело, отпустите абсолютно все мысли, начните визуализировать. Представьте, что прямо перед собой, на уровне груди, видите Солнце, и начинайте чтение. Можно вслух и громко, можно шепотом или мысленно. Последний вариант считается самым эффективным, но в то же время – самым сложным. Нелегко сконцентрироваться на чтении мантры, если не слышать её звуки. Так что для начала, лучше все-таки, читать громко и четко.

    Вкладывайте в слова любовь и веру в божество, так эффективнее и быстрее подействует сила мысли и обращения. Ведь если Вы не верите, то нет никакого смысла что-то просить у того, в существовании которого Вы даже не уверены. Если Вы верите, но любви недостаточно, подумайте о том, за что Вы благодарны своей жизни. Вы можете в текст мантры вкладывать благодарность наряду с верой. Любовь придет позже, на следующем этапе духовного развития, когда Вы почувствуете положительные изменения в себе и в своей жизни.

    Лучшее время для пения или чтения мантры Гаятри - это Сандхья Каалам - (время перед рассветом, после заката, а так же полдень. . В эти моменты происходит встреча четырех времен.

    Гаятри мантра используется ежедневно и с верой в сердце, желательно пять мал (кругов). Каждый мал – это 108 повторений мантры, один круг. Существуют четки, состоящие из ста восьми камней или бусин, как раз для того, чтобы отсчитать один мал чтения или песнопения. Если Вы упорны в своем желании достичь очищения и просветления – пойте Гаятри десять мал, это около двух с половиной часов. Максимальный результат – беспрерывное чтение в течение сорока дней по десять мал утром, днем и вечером. Кроме этого, стоит повторять мантру 9 или 18 раз перед принятием пищи и ванны или душа. Не лишним будет умерить потребление пищи и усилить чистоплотность.

    Медицина или физические упражнения действуют лишь на оболочку, на верхушку айсберга, и надолго не помогают. Первопричина, корень любого дисбаланса или заболевание находится внутри нас. Поэтом всегда нужно заботиться о чистоте внутреннего, духовного тела. Чистое энергетическое поле всегда притягивает положительную энергетику. Ежедневно читая мантры, очищаясь, насыщаясь Вселенской гармонией и мудростью, Вы непременно приведете свою жизнь к успеху.

    Практика медитации и произнесения мантр набирает всё больше популярности по всему миру. Мантры – священные тексты (особые слова) в восточных религиях, таких как индуизм и буддизм. Чтение этих текстов позволяет медитирующему исцелить своё физическое тело от болезней, очистить разум от негативных мыслей, соединиться со своим духовным началом, обрести мудрость.

    Мантры помогают исцелить душу и тело

    Суть песнопения

    Гаятри-мантра – одна из самых сильных и известных среди всех существующих ведийских мантр.

    Она занесена в писания индуизма на древнем литературном языке Индии (санскрите). Эти писания называются Веды. Упоминания о Гаятри-мантре также появляются в таких индуистских религиозных текстах, как:

    1. Бхагавадгита — основное писание индийской философии, состоящее из 18 глав, построенных на философских беседах Бога Кришны и героя Арджуны на поле битвы двух кланов;
    2. Хариванша — важный религиозный текст на санскрите величайшего ведийского мудреца Вьясе;
    3. Ману-смрити — собрание моральных законов и предписаний индийцев, созданное первым царём мира Ману.

    Индуисты считают, что мантра Гаятри является обращением к божеству Савитару, потому что его имя упоминается в тексте. В ведийской мифологии Савитар – бог Солнца. По его имени мантру часто называют Савитари. Но также существует мнение, что воплощением мантры является индуистская богиня Гаятри – одна из жён бога творения Брахмы.

    Мантра представляет собой 24 слога, взятых из собрания религиозных гимнов Ригведы. Стихотворный размер священного текста имеет одноимённое название Гаятри и, согласно канонам, состоит из трёх строк по восемь слогов.

    Издревле структура индийского общества строилась на сословиях. Сословий или, так называемых, варн существовало четыре: три высшие варны (жрецы брахманы, правители и воины кшатрии, ремесленники вайшьи) и одна низшая варна слуг – шудры. Длительный период в истории Индии пение мантры Гаятри было частью упанаяны. Упанаяна – церемония посвящения юноши из высших варн во взрослую жизнь и изучение Вед. Однако спустя время воспевание священных текстов стало возможным для женщин и представителей низшей варны. В современном мире читать мантры может любой человек, вне зависимости от возраста, пола и веры.

    Высшей целью воспевания Гаятри-мантры является очищение своего сознания, освобождение от привязанности к материальному.

    Гаятри-мантра на санскрите

    Появление

    Возникновение священной песни Гаятри связывают с именем одного из ведийских мудрецов Вишвамитре. Он входит в семёрку самых великих риши – мудрецов, которым боги открыли ведийские гимны.

    В древнеиндийских текстах Пуранах, описывающих историю мира от создания до исчезновения, говорится, что за всё время только 24 мудреца смогли познать смысл мантры Гаятри и использовать всю её мощь.

    С помощью силы, обретённой благодаря вере и мантре Гаятри, риши Вишвамитре мог создать копию-двойник нашей вселенной и подчинить себе любое оружие.

    Значение и смысл

    Перед началом основной мантры следует сакральный слог Om, который в индуистских и ведийских канонах является «словом силы». За ним произносится формула маха-вьяхрити, которая звучит как Bhur Bhuvah Svaha и является возвышенным обращением к земле, воздуху и небесам.

    Оригинальный текст мантры Гаятри звучит следующим образом:

    1. Om Bhur Bhuvah Svaha
    2. Tat Savitur Varenyam
    3. Bhargo Devasya Dheemahi
    4. Dhiyo Yo Nah Prachodayat.

    Транскрипция кириллицей:

    1. Ом бхур бхувах суваха
    2. Тат савитур вареньям
    3. Бхарго Дэвасья Дхимахи
    4. Дхийо йо нах прачодаят.

    Дословный перевод отдельных частей мантры и их значение:

    • Om – базовая звуковая вибрация, сакральный слог;
    • Bhur – физический, материальный мир;
    • Bhuvah – астральный, тонкий мир;
    • Svaha – небесный мир или земля Богов;
    • Tat – Высшее существо;
    • Savitur – источник жизни, солнечное божество;
    • Varenyam – почтенный, желанный;
    • Bhargo –духовный свет;
    • Devasya – божественный;
    • Dheemahi – мы медитируем;
    • Dhiyo – разум или духовный разум;
    • Yo- который;
    • Nah – наш;
    • Prachodayat – просветит.

    Так как древний язык санскрит имеет очень сложную синтетическую грамматику, существуют разные варианты перевода того, что означает текст мантры Гаятри. Вот некоторые возможные варианты значений мантры:

    1. «Мы медитируем на Божественный Свет Солнца духовного сознания. Пусть он озарит наш разум, как сияющий солнечный свет рассеивает темноту»;
    2. «Пусть та сущность Господа Вишну, проявляющаяся как Солнце, сделает мой ум пребывающим в Его божественном «Я” во всех действиях и делах и во все времена!»;
    3. «Мы медитируем на всепочитаемую силу и славу Того, Кто создал небеса, землю и нижний мир, и Кто направляет наш разум!».

    Результативность

    Индуисты считают Гаятри-мантру универсальной и совершенной. Её текст содержит в себе огромную духовную силу. На что же способна эта мантра:

    1. Приводит человека к истине и просветлению, развивает шестое чувство – интуицию.
    2. Оздоравливает физическое тело, придаёт ему красоту, продлевает жизнь.
    3. Помогает избежать порчи или сглаз, очищает карму.
    4. Избавляет ум и сознание от негативной энергетики, развивает интеллект.
    5. Дарит благополучие.

    Медитировать может любой желающий человек. Нет правил, ограничивающих или запрещающих медитацию. Ей можно заниматься в любое время дня в любом удобном месте. Но для улучшения эффекта существует ряд рекомендаций, которые практикуют индуисты и буддисты, посвятившие себя и свою жизнь связи с Божественным началом.

    1. Пожалуй, самое важное условие – это эмоциональное и душевное состояние во время медитации. Необходимо произносить святой текст с чувством любви и благодарности Богу; многим это даётся не сразу, поэтому опытные монахи советуют продолжать медитировать в спокойном состоянии, прислушиваясь к своим чувствам, а любовь и благодарность придут со временем;
    2. Идеальное время для медитации – это время, когда встречаются день и ночь (Сандхья Каалам), то есть перед восходом солнца и перед закатом.
    3. Медитация перед приёмом пищи позволит вам очистить её от негативной энергии.
    4. Читать священный текст можно и вслух, и мысленно. Для мысленной медитации необходимо овладеть искусством очищения сознания, чтобы ничто не отвлекало от процесса, поэтому начинающим советуют произносить слова мантры вслух – таким образом намного легче сосредоточиться на ней.
    5. Согласно сложившимся традициям для медитации используют различные чётки со 108 бусинами.

    Для медитации используются четки со 108 бусинами

    Использование четок

    Использование такого духовного атрибута, как чётки, пришло из древней индийской культуры. При произнесении мантры нужно перебирать в руке по одной бусине после каждого повторения сакрального текста. Таким образом, произнесение 108 раз мантры – это один круг медитации. Исключением является бусина Меру, которая служит для соединения чёток. Обычно она намного больше остальных и не учитывается при их переборе.

    Буддисты и индуисты считают число 108 сакральным, так как оно обладает рядом духовных значений. Например:

    • Бог имеет 108 различных имён и каждое означает что-то особенное;
    • существует 108 основных Упанишад (древние религиозные трактаты в индуизме);
    • число 108 также означает бесконечность;
    • у Бога есть 108 преданных ему гопи.

    В зависимости от материала и специфики религии существует большое количество разновидностей чёток для медитации. Наиболее популярные из них — Вайшнавские чётки, произведённые в Туласе или Ниме (предпочтительный материал – сандал, можжевельник и прочее) и чётки Шивы из семян рудракши. Существуют чётки, сделанные из костей человека или животных.

    В современном мире существует техническая аналогия классических чёток из бусин – электронные чётки или, как их ещё называют, электронный счётчик.

    Это маленькое приспособление, которое надевается на палец. У электронных чёток есть дисплей, показывающий количество произнесённых молитв, кнопка для их отсчитывания и кнопка для сброса.

    Поза

    Особое значение во время медитации уделяется положению тела, потому что от этого зависит циркуляция энергии в организме. Благодаря гармоничному распределению напряжения по всему телу можно научиться управлять энергиями внутри него.

    В медитации существует множество асан, то есть позиций, но есть свод правил, которым стоит следовать при выборе любой из асан:

    • спина должна находиться в прямом положении — не стоит горбиться или сильно прогибаться в пояснице;
    • шея должна быть прямой;
    • подбородок немного опустить;
    • за редкими исключениями, колени должны касаться пола;
    • мышцы лица должны находиться в расслабленном состоянии.

    Главная и самая мощная асана – Сиддхасана. Индуисты считают, что тем, кто освоил эту асану в идеале, не нужно изучать остальные десятки тысяч асан. Ноги скрещиваются таким образом, чтобы половые органы оказались между ступней. Это образец совершенного положения тела во время медитации.

    Второй по популярности является поза Лотоса или Падмасана, во время которой ступни ног кладутся на противоположные от них бедра. Выполнение данной позы на первых этапах может вызывать неудобство, особенно при плохой растяжке, но боль проходит через некоторое время после начала практик.

    Третья асана – Вирасана. В переводе с санскрита звучит «как поза героя». Данная позиция заключается в том, что человек садится на колени и немного раздвигает ступни, опускаясь ягодицами между ними.

    Для каждой из этих асан существует своя, так называемая облегчённая версия для начинающих практиковать медитацию. Например, поза Полулотоса или Ардха Падмасана, при которой только одна нога помещается на противоположное бедро, а вторая остаётся на полу. Или упрощённая версия Вирасаны – Ваджрасана, во время которой человек сидит ягодицами на пятках.

    Падмасана — поза лотоса

    Великие исполнения

    Так как Гаятри является самой известной мантрой, то её неоднократно исполняли как духовные лидеры, так и музыканты.

    Саи Баба

    В индуистской философии есть такое понятие, как Аватара — так называют снизошедшее на землю божество в человеческом обличии. Аватарой нашего времени считают Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Умер он в 2011, и множество людей со всего мира приезжают в его ашрамы, чтобы постигнуть учения религиозного лидера и чудотворца.

    Дэва Премал

    Ещё одно из величайших исполнений Гаятри-мантры принадлежит немецкой певице Иоланте Фрис, известной под псевдонимом Дэва Премал. Особенность творчества Иоланты заключается в объединении традиционной медитативной и современной музыки.

    В девяностых годах девушка жила в ашраме Ошо, изучая рефлексологию и массаж. Там она познакомилась с известным британским певцом по имени Энди Митен. Она начала петь на его концертах при ашрамах в качестве бэк-вокалистки, а после исполнения Гаятри-мантры ощутила, что в ней достаточно сил, чтобы начать собственную музыкальную карьеру. Благодаря мантре Гаятри на свет появилась необыкновенная музыка Дэвы Премал, которая прививает любовь к индуистской культуре.

    Заключение

    Гаятри-мантра – универсальная ведийская мантра, обладающая большой духовной силой и получившая свою популярность за пределами Индии. Является обращением к солнечному божеству. Для лучшего эффекта рекомендуется повторять эту мантру каждый день.

    Гаятри - это универсальная мантра, хранимая в Ведах. Веда означает знание, и эта мантра способствует и увеличивает силу, способствующую познанию.

    Гаятри мантра впервые появилась в Ригведе, раннем ведическом тексте, написанном между 1800 и 1500 годами до нашей эры. Также она упоминается как важный ритуал в «Бхагавад Гите».

    Эта мантра посвящена Савитуру – богу Солнца. Солнце является как физическим, так и духовным, оно освещает людям путь и дарует гармонию с миром.

    Кто такая Гаятри

    Гаятри – Мать всех Священных Вед (Гаятри Чандхасам матха), у нее есть три названия: Гаятри, Савитри и Сарасвати. Гаятри – олицетворяет чувства и является хозяйкой чувств. Савитри – олицетворяет истину и является хозяйкой Праны (Жизненной Силы). Сарасвати отвечает за речь (ваак). Эти три богини олицетворяют чистоту в мыслях, словах и делах, и присутствуют в каждом из нас.

    Гаятри присутствует везде, где воспевается ее имя. Она очень сильная. Тому, кто поклоняется ей, она дарует чистые мысли и направляет чувства в правильном направлении.

    Преимущества Гаятри мантры

    • Дарует мудрость.
    • Устраняет из жизни препятствия.
    • Увеличивает концентрацию.
    • Связывает нас с Всевышним.
    • Дает силу.
    • Защищает и оберегает на работе, в дороге, путешествиях.

    Когда читать Гаятри мантру

    Крайне важно повторять Гаятри мантру три раза: когда проснулись, в обед и когда ложитесь спать. Это будет способствовать уменьшению последствий от неправильных действий, которые мы совершаем каждый день. Повторять Гаятри мантру можно во время купания. В конце мантры повторите три раза Ом шанти, таким образом вы призовете мир в свое тело, разум и душу.

    Текст Гаятри мантры

    Ом бхур бхувах сваха

    Тат савитур вареньям

    Барго девасья димахи

    Дийо йо нах прачодаят

    Ом шанти, шанти, шанти.

    Перевод Гаятри мантры:

    Мы медитируем на сияние Творца,

    Который создал Вселенную,

    Который достоин прославления,

    Который воплощает Знание и Свет,

    Который избавляет от всех грехов и невежества,

    Правильное исполнение мантр открывает безграничные возможности перед людьми. В древнеиндийских молитвах скрыта тайна истинной природы и секрет слияния с божественной энергией Творца Вселенной.

    В этой статье

    Что это такое

    Слово «мантра» означает очищение ума, а «Гаятри» – спасение души. Чтение священного текста, составленного древними мудрецами, помогает вырваться из клетки материального мира и осознать высшую цель в жизни.

    Произнесение Гаятри мантры подарит множество духовных и физических благ человеку:

    • очищение ума и сознания от негатива;
    • избавление от иллюзорных представлений о мире;
    • развитие сверхспособностей;
    • наполнение тонкого тела божественной энергией;
    • наделение практической мудростью.

    Потенциал очищающей силы Гаятри огромен. Повторение священного текста очистит карму чтеца от негатива и избавит душу от порчи и сглаза. В древности считалось, что многократное повторение мантры вырвет человека из бесконечной череды перерождений – колеса Сансары.

    На санскрите:

    ॐ भूर्भुवः स्वः । तत् सवितुर्वरेण्यं । भर्गो देवस्य धीमहि । धियो यो नः प्रचोदयात् ॥

    На латинице:

    Om Bhur Bhuvah Svaha Tat Savitur Varenyam Bhargo Devasya Dheemahi Dhiyo Yo nah Prachodayaat

    На русском языке:

    ОМ БХУР БХУВАХ СВАХА ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИ ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ

    Литературный перевод:

    «О, Всевышний, Создатель Вселенной, Дающий жизнь, Устраняющий боль и страдания и Дарующий счастье! Ты есть высший Свет, разрушающий грехи. Мы медитируем на Тебя, чтобы Ты вдохновлял, просветлял и вел наш ум в правильном направлении!»

    Гаятри – одно из имен богини Савитри, матери четырех Вед. Священный текст состоит из трех частей: обращение, медитация и молитва.

    В прошлом мантра принадлежала касте избранных – брахманов. Исполнять другим кастам Гаятри запрещалось. Теперь молитва доступна мужчинам и женщинам независимо от страны, вероисповедания и возраста.

    Deva Premal исполняет Гаятри мантру:

    Чтение мантры не подразумевает соблюдения строгих правил, как это принято в других религиях при совершении обрядов. Чтобы сила слов проявилась в полной мере, постарайтесь произносить священный текст осознанно.

    Ничего страшного, если выговариваете слова неправильно или ошибаетесь с интонацией. Благие последствия в таком случае наступят, но проявятся слабее.

    Не забывайте главное правило: Гаятри мантра принесет пользу только в том случае, когда практикующий верит в ее чудодейственную силу.

    • перед восходом;
    • в полдень;
    • перед закатом.

    Для прочтения Гаятри выберите спокойное место, где вас не потревожат. Обстоятельства и окружение не важны. Постарайтесь сосредоточиться. Представьте, что в вашей груди расцветает солнечный цветок, в центре которого расположите образ богини.

    Богиня Гаятри – матерь всех Вед

    Держите спину ровно, дышите медленно. Когда ваше сердцебиение замедлится, начните читать мантру. Произносить священный текст разрешено про себя, вслух и шепотом. Считается, что осознанное чтение вслух – сложный вид практики. Поскольку ум будет постоянно отвлекаться на правильность произношения.

    Когда вы доведете чтение до автоматизма, беспокойный ум сосредоточится на вибрациях от звуков. Это принесет больший эффект, чем чтение молитвы про себя.

    Не забывайте вкладывать в слова любовь к Творцу. Так воздействие мантры многократно усилится. Если вы не чувствуете любви в душе, вложите в исполнение всю благодарность, что найдете в себе.

    Если и это чувство вам чуждо, сосредоточьтесь на звуках. Внимательно повторяйте слова, слушая свой голос. Осознайте, что чтение священного текста – это обращение к Богу. Любовь и благодарность придут к вам на следующем этапе духовной практики.

    Используйте атрибутику

    Вы достигните наилучшего результата при повторении мантры 108 раз (один круг малы). Концентрируйтесь на желании, которое хотите воплотить в жизнь. Потенциал молитвы раскроется, если совершить множество кругов малы.

    Сила и возможности

    Священный текст ежедневно произносят тысячи людей, вкладывая в слова веру в чудо. Божественная Гаятри мантра считается наиболее могущественной ведической молитвой.

    Чтение священного текста дарит людям:

    • безмятежность и спокойствие;
    • здоровье ума и тела;
    • гармонию в отношениях;
    • красоту.

    Гаятри передает сущность Вед. Она раскрывает божественное начало. Люди забывают об этом, слишком привязываясь к физическому телу.

    Человек – часть Вселенной

    Мантра учит, что человек – сочетание тела, ума и духа. Все люди созданы по образу Вселенной и носят частичку энергии Космоса в душе. В священном тексте Гаятри содержится просьба к Создателю об очищении Разума для постижения Истины.

    Саи Баба и Саи Гаятри мантра

    Вторая по могуществу молитва – Саи Гаятри мантра, посвящена индийскому Гуру – Саи Баба. Чудотворец создал текст, который приведет человечество к полному освобождению – мокши.

    Саи Баба признается воплощением Бога в индуизме. Жизнь святого полна духовных подвигов и совершенных чудес. При жизни святой проповедовал аскетизм и самоограничение. Он не один раз сознательно перерождался. Даже смерть не остановила Гуру в стремлении нести людям мудрость.

    Ом Сайищварая Видмахе

    Сатья Дэвая Дхимахи

    Тан Нах Сарвах Прачодайят

    Сохранились записи пения мантр святым. Обратите внимание на исполнение Гаятри мантры. Великий Гуру передал правильное звучание и ритм священного текста. Сакральный смысл древней молитвы раскрывается в полной мере в исполнении святого.

    Запись Саи Гаятри:

    Дханвантари Гаятри мантра

    В пантеоне индуистских богов Дханвантари известен как бог-врачеватель, помогающий людям и божествам. Дханвантари – покровитель медицины и создатель Аюрведы: философии о здоровой жизни и правильном питании.

    Дханвантари – аватара Вишну

    Молитва к богу-врачевателю:

    Основная мантра-обращение:

    ОМ НАМО БХАГАВАТЕ ДХАНВАНТАРАЙЕ СВАХА

    На русском полный текст этой мантры выглядит следующим образом:

    АУМ ШАНКХАМ ЧАКРАМ ДЖАЛАУКАМ ДАДХАД АМРИТА ГХАТАМ ЧАРУ ДОРБИШ ЧАТУРБХИХ СУКШМА СВАЧЧХАТИХРИДАЯМШУКА ПАРИВИЛАСАН МАУЛИМ АМБХОДЖА НЕТРАМ КАЛАМ БХОДОДЖДЖВАЛАНГАМ КАТИ ТАТА ВИЛАСАЧ ЧАРУ ПИТАМБАРАДЙАМ ВАНДЕ ДХАНВАНТАРИМ ТАМ НИКХИЛА ГАДА ВАНА ПРАУДХА ДАВАГНИ ЛИЛAM

    Литературный перевод:

    Приветствие Дханвантари, который в своих четырех руках держит раковину, чакру, пиявку и сосуд с амритой; в чьем сердце сияет тончайший, чистый, благостный свет. Этот свет сияет и вокруг его головы, а также вокруг лотосных глаз; который одной своей игрой разрушает все болезни, подобно большому лесному пожару.

    В Аюрведе сказано, что чтение мантры усиливает эффект лекарственных растений и наделяет воду целебными свойствами. Ежедневное обращение к Дханвантари развивает в человеке способности целителя. Если читать молитву 108 раз в течение длительного времени, то вы научитесь исцелять людей прикосновением руки.

    Кроме усиления экстрасенсорных способностей, молитва защищает от сглазов и болезней. Вибрации священных слов создадут энергетический кокон, в котором молящийся защищен от разрушительного проявления негативной энергии.

    Вариации Гаятри мантры

    На основе могущественной Гаятри мантры древние ученые создали молитвы, которые обращены к разным богам.

    Ганеша Гаятри. Чтение мантры наделяет силой преодолевать препятствия и добиваться успеха в делах.

    Ом Экадантайя Видмахе, Вакратундайя Дхимахи Танно Буддхих Прачодайят

    Шри Гаятри. Древний текст исцеляет от болезней души и тела. Чтение мантры наполняет окружающий мир гармонией.

    Ра Ма Да Са Са Сей Со Ханг

    Красивое исполнение Шри Гаятри:

    Гаятри Сурья. Слова священного текста наполняют человека солнечной энергией и лечат от конкретных болезней тела.

    Ом Бхаскарая Видмахе Дивакарайя Дхимахи Танно Сурьях Прачодайят

    Видеоисполнение мантры Гаятри Сурья:

    Агни Гаятри. Насыщает тонкое тело энергией Огня.

    Ом Махаджвалайя Видмахе, Агнидевайя Дхимахи Танно Агних Прачодайят

    Исполнение:

    Гаятри Аннапурна. Просит Творца наделить землю плодородием и послать изобильный урожай.

    Ом Бхагавати Чха Видмахи Махешвари Чха Дхимахи Тхано Аннапурна Прачодайят

    Исполнение:

    Заключение

    Гаятри мантра – это сокровище, которое люди не имеют права потерять. Старайтесь исполнять молитву ежедневно с чистым сердцем и вскоре вы почувствуете гармонию в душе. Защита, которую дарит священный текст, исходит из источника Жизни и обладает огромной силой.

    Чтение священных текстов – путь к Просветлению

    Практикуя исполнение мантры, вы постигнете азы пения индийских молитв и улучшите качество собственной жизни. Конечная цель исполнения священных текстов – обретение Просветления через обращение к Высшему Разуму.

    Исполнение Гаятри с нашего ютуб-канала:

    Немного об авторе:

    Евгений Тукубаев Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится!