Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Фискальная политика. Фискальная политика План Фискальная политика государства план егэ

Фискальная политика. Фискальная политика План Фискальная политика государства план егэ

Экономическая политика государства

В государственной экономической политике можно выделить два направления:

1) структурное – использование таких методов влияния на экономику, как государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополии.

2) стабилизационное – бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика.

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ (монетарная) ПОЛИТИКА (монетаризм) – это политика косвенного регулирования количества денег в экономике. Осуществляется через Центральный Банк. Инструменты монетарной политики – установление учетной ставки, установление нормы обязательных резервов и операции на открытом рынке.

Инструменты

Результат

1 .Учетная ставка – это норма процента, по которой ЦБ дает кредиты коммерческим банкам

Повышая или понижая учетную ставку, ЦБ делает кредит более дорогим или дешевым

1) если кредиты становятся более дорогими, то уменьшается количество желающих их брать – это приводит к уменьшению денег в обращении и помогает снизить темпы инфляции, но усиливает спад производства.

2) более дешевые кредиты – стимулируют экономическую активность и подъем производства, но увеличение денежной в обращении массы ведет к инфляции

2 .Норма обязательных резервов – часть средств коммерческих банков (в % ), которую они должны держать в виде резервов в ЦБ, чтобы осуществить выплаты клиентам

Увеличение нормы обязательных резервов приводит к уменьшению денег у банков для кредитования, что делает кредит более дорогим. Уменьшение нормы резервирования позволяет увеличить объемы кредитования и делает кредиты более дешевыми

3. Операции на открытом рынке

Продажа и покупка государством ценных бумаг

Продажа – изъятие свободных денег и сокращение денежной массы. Покупка – возвращение денег в обращение и увеличение денежной массы

Основатели монетаризма – Давид Юм (Англия, 18 век) и Милтон Фридмен (США, 1976г – Нобелевская премия по экономике).

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ (фискальная) ПОЛИТИКА – это прямое административное влияние государства на экономическую жизнь страны. Основной инструмент – налоги и расходы.

1) Налоги

1) в условиях инфляции - государство увеличивает налоги, уменьшая денежную массу и снижая экономическую активность

2) в условиях спада – уменьшение налогов, в результате чего у фирм появляются средства для производства, а у потребителей – для приобретения.

2) Расходы

В кризисных ситуациях государство увеличивает расходы на поддержку особо нуждающихся отраслей экономики, расширяет государственную закупку товаров и услуг, стимулируя производителей в развитии производства и сокращая безработицу

Основатели – Джон Кейнс (Англия, 1883-1946)


Приветствую всех многочисленных читателей сайта сайт! Сегодня будем разбирать очень интересную тему по обществознанию: написание планов. В этом посте будут приведены уже ГОТОВЫЕ работы, а в конце этого поста будет дано задание для закрепления материала. К слову, рекомендую оформить подписку на новые статьи , чтобы ничего интересного не пропустить.

Истина

Что такое истина?

Виды истины

— абсолютная;
— относительная.

Критерии истины

— непротиворечивость накопленным знаниям;
— присутствие формальной логики;
— подтверждение экспериментальным путем.

Познание как деятельность, направленная на достижение нового знания.

Многообразие путей познания мира

1) Определение познания;

2)Формы познания
— чувственное;
— рациональное.

3)Виды познания:
— мифологическое;
— житейское;
— научное;
— художественное;
— социальное.

4)Уровни научного познания
— Эмпирическое;
— Теоретическое.

Банк как финансовый институт

1) Сфера деятельности банка
— привлечение свободных денег;
— предоставление денег в кредит.

2) Организация современной банковской системы
— верхний уровень – центральный банк;
— нижний уровень: — коммерческий банк и т.к.

3) Функции ЦБ

— Стабилизационное;

— Структурное.

4)Пути воздействия гос-ва на экономический механизм
— Прямое
— Косвенное регулирование

5) Механизмы гос.регулирования рыночной экономики
— фискальная политика;
— монетарная;
— правовое регулирование.

6) Основные теоретические концепции (*не обязательный пункт)
— монетаризм
— кейнсианство.

Инфляция

1) Определение;

2) Виды инфляции
— Инфляция спроса;
— Инфляция предложения.

3) Виды инфляции в зависимости от тема роста цен
— Ползучая;
— Галопирующая;
— Гиперинфляция.
4) Причины инфляции
— рост гос.расходов и массовое кредитование при денежной эмиссии;
— монополия крупных фирм на определение цен;
— снижение курса валюты при высоком уровне импорта;
— увеличение гос.налогов, пошлин и т.к.
5) Дефляция – снижение общего уровня цен.

Вот такие планы по обществу, дорогие друзья! Ну а теперь попробуйте самостоятельно составить планы по темам:

1. Социальный институт

2. Социально-демографические проблемы.

3. Конформизм и девиантное поведение

До встречи в следующих постах!

1. Дискреционная фискальная политика

2. Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы

3. Проблемы, возникающие в процессе осуществления фискальной по­литики

4. Государственный долг

6.1 Дискреционная фискальная политика

Фискальная политика – это политика правительственных расходов и налогообложения. Под дискреционной фискальной политикой понимают созна­тельное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, кон­троля над инфляцией и ускорением экономического роста.

Как влияют правительственные расходы на экономику?

Предположим, что правительство приняло решение осуществлять за­купки товаров и услуг на 20 млрд. долл. при любом уровне ЧНП. Очевидно, что учет правительственных расходов вызовет перемещение графика совокупных расходов относительно биссектрисы и приведет к мультиплицированному росту ЧНП. Это ясно видно на графике «совокупные расходы – выпуск» (рис. 6.1).

То же самое можно проследить по таблице, приведенной в предыдущей лекции. Увеличение государственных расходов на 20 млрд. долл., приведет к увеличению совокупных расходов при всех уровнях ЧНП. Исходя из того, что условием равновесия ЧНП является С + I n + X n + G = ЧНП, можно определить, что равновесный ЧНП возрастет с 470 млрд. долл. до 550 млрд. долл. т. е. уве­личится на 80 млрд. долл. = 20 млрд. долл.  МULТ.

Рис. 6.1 - Влияние государственных расходов на равновесный ЧНП

Влияние роста государственных расходов на равновесный ЧНП можно проследить и на модели «изъятия – инъекции» (рис. 6.2).

Рис. 6.2 - Влияние государственных расходов на равновесный ЧНП

в модели «изъятия – инъекции»

Таким образом, условия равновесия ЧНП в модели «изъятия – инъекции» будет:

Теперь рассмотрим, как влияет на экономику то, что правительство соби­рает налоги. Для простоты предположим, что при любом уровне ЧНП прави­тельство собирает одинаковую сумму налогов, допустим 20 млрд. долл. Как введение налогов повлияет на экономику? Т. к. введение налогов сократит до­ход после уплаты налогов (на 20 млрд. долл.), это снизит потребление и сбере­жения при каждом уровне ЧНП. На какую величину? Это определяется вели­чиной МРС, МРS. Если МРС = ¾, а МР5 = ¼, то потребление сократится на 15 млрд. долл., а сбережение – на 5 млрд. долл.

Проиллюстрируем влияние введения налогов в размере 20 млрд. долл. на графике (рис. 6.3).

Рис. 6.3 - Влияние налогов на равновесный ЧНП

в модели «совокупные расходы – выпуск»

С а – потребление после введения налогов. Рост налогов вызывает смеще­ние графика совокупных расходов относительно биссектрисы (в нашем случае при Т = 20 млрд. долл., МРС = ¾ на 15 млрд. долл.) и сокращение величины равновесного ЧНП. (По таблице, приведенной в предыдущей лекции можно рассчитать, что равновесный ЧНП сократится с 550 млрд. долл. до 490 млрд. долл.).

Теперь проиллюстрируем воздействие введения налогов на гра­фике модели «изъятия – инъекции» (рис. 6.4).

Рис. 6.4 - Влияние налогов на равновесный ЧНП

в модели «изъятия – инъекции»

Анализ здесь несколько более сложный, т. к. введение налога в 20 млрд. долл., имеет двухсторонний эффект: во-первых, налоги ведут к сокращению DI и при МРS = 1/4 к снижению сбережений на 5 млрд. долл. при любом уровне ЧНП. На графике это показано смещением кривой S + М на 5 млрд. долл. вниз до кривой S а + М (сбережения после введения налогов + импорт). Во-вторых, 20 млрд. долл. налогов является дополнительным изъятием из потока доходы-расходы и поэтому должны быть добавлены к сумме изъятий. То есть, общая величина изъятий будет S а + М + Т, что сдвигает кривую S а + М на 20млрд. долл. вверх, что приведет к сокращению ЧНП.

Теперь равновесие в модели «изъятия – инъекции» определяется усло­вием:

S a + M + T = I n + X + G

Снижение налогов вызовет перемещение вверх графика совокупных рас­ходов в модели «расходы – выпуск» и снижение графика S а + М + Т в модели «изъятия – инъекции» и вызовет рост равновесного ЧНП.

Обратите внимание: мы увеличили государственные закупки товаров и услуг на 20 млрд. долл. и увеличили налоги на 20 млрд. долл. В результате рав­новесный ЧНП вырос тоже на 20 млрд. долл. То есть, равное увеличение прави­тельственных расходов и налогов ведет к приросту ЧНП на величину, равную приросту G и Т. Это значит, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Это объясняется следующим: изменение правительственных расходов оказывает более сильное воздействие на совокупные расходы, т. к. является компонентом совокупных расходов. Поэтому, если правительственные расходы выросли на 20 млрд. долл., то и совокупные расходы вырастут на 20 млрд. долл., ЧНП в результате действия мультипликатора увеличится на 80 млрд. долл. А изменение налогов воздействует на совокупные расходы косвенно, че­рез изменение потребления. При этом изменение в потреблении будет меньше, чем изменение в налогах, т. к. оно определяется МРС, которая всегда меньше 1. В итоге рост ЧНП в результате увеличения государственных расходов будет всегда больше, чем уменьшение ЧНП в результате введения на такую же сумму налогов. При этом чистый прирост ЧНП будет равен первоначальному при­росту G и Т.

Итак, мы убедились, что фискальная политика может быть исполь­зована для стабилизации экономики. В наиболее упрощенной форме фискаль­ная политика в разных фазах цикла может быть сведена к следующему. В фазе спада с целью увеличения производства и ликвидации безработицы правитель­ство должно проводить стимулирующую фискальную политику. Для этого сле­дует:

а) увеличить государственные расходы;

б) уменьшить налоги;

в) сочетать а) и б).

Очевидно, что эти меры ведут к росту дефицита государствен­ного бюджета.

В фазе подъема, для ликвидации инфляции, вызванной избыточным спросом, правительство должно проводить сдерживающую фискальную поли­тику. Для этого следует:

а) уменьшить правительственные расходы;

б) увеличить налоги;

в) сочетать а) и б).

Такая политика приводит к появлению бюджетных излишков (положительного сальдо правительственного бюджета).

Действенность стимулирующей фискальной политики зависит не только от величины дефицита государственного бюджета, но и от методов его финан­сирования, которое можно проводить за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг); или за счет выпуска новых денег. Эти методы фи­нансирования дефицита государственного бюджета оказывают различное влия­ние на совокупные расходы.

Когда государство заимствует средства у населения, оно вступает в кон­курентную борьбу с частными лицами за финансовые средства. Это ведет к росту процентной ставки, что, в свою очередь, снижает инвестиции и потребле­ние. Если государство финансирует дефицит бюджета, выпуская новые деньги, этого удается избежать. Таким образом, создание новых денег является более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравне­нию с займами.

Дефляционное влияние бюджетных излишков зависит от того, как прави­тельство будет их использовать. Если правительство использует бюджетный излишек для погашения своего внутреннего долга, оно тем самым вернет свои избыточные налоговые поступления на денежный рынок, чем снизит процент­ную ставку и увеличит инвестиции и потребление. Если правительство просто изымет избыточные суммы из обращения, оно добьется большего антиинфля­ционного эффекта.

Какое конкретное сочетание мер должно выбрать правительство в каждой фазе цикла? Это зависит от политической ориентации. Экономисты, высту­пающие за активное вмешательство государства в экономику, рекомендуют рост государственных закупок в фазе спада и увеличения налогов в период ин­фляции. Экономисты, выступающие за уменьшение государственного вмеша­тельства в экономику, рекомендуют рост совокупных расходов за счет сниже­ния налогов в фазе спада и сокращения совокупных расходов за счет снижения правительственных закупок в период инфляции.

Фискальная политика, ее цели и инструменты

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.

Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.

Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 10.1(а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рис.10.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную). Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид: Т = tY (где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, а Y – величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Как было показано в главе 9, появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: > ), что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение

Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости. Однако следует иметь в виду, что в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2 на рис.10-1(а)), т.е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета» (рис.10-1(б)), в качестве антиинфляционной меры (уровень цен снижается от Р1 до Р2) и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.

Однако поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р.Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» («supply-side economics») Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис.10-2.), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения).

Используя налоговую функцию: Т = t Y, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций).

Дело в том, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер (рис.10.3), т.е. рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2).

Достоинства и недостатки фискальной политики

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

  1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
  2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).
  3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки фискальной политики:

1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

  • проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;
  • проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.

4. Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики – монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) – т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования».

Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после П мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.