Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Формирование речевого высказывания начинается с. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. Обобщенная модель. Предложил Леонтьев

Формирование речевого высказывания начинается с. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. Обобщенная модель. Предложил Леонтьев

Чеканова Марина Владимировна, аспирант.

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург.

Для понимания процесса формирования связной речи важное значение имеют основные положения теории порождения речевого высказывания, разработанные в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Вопросами порождения речи в психолингвистике занимались такие зарубежные учёные как Н. Хомский, Дж. Миллер, Дж. Селфридж, Ч. Осгуд, В. Ингве, Н. Джонсон, В. Левелт, Ь. Брэйн, Й. Энгелькамп, Дж. Кац, Дж. Фодор, М. Халле, И. Шлизенгер.

Теоретическую базу отечественной науки по рождению речи составляют работы Л. С. Выготского, П.Я. Гальперина, Ю.С. Степанова, Н.Д. Арутюнова, Г.А. Золотова, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, Т.В. Ахутиной, И.А. Зимней.

Некоторые исследователи, [Т.В. Ахутина, М. Гаррет, Ч. Осгуд] предложили не одну, а несколько «моделей» процесса порождения речи.

Ряд исследователей [Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, В. Ингве, А.А. Леонтьев, В. Пенфильд, Т.В. Рябова, Л.А. Чистович и др.] выдвинули различные схемы производства или порождения речевого высказывания. Основная цель построения подобных схем - проникнуть путём моделирования в механизм творческой деятельности мозга по созданию речевого высказывания.

Впервые научно-обоснованную теорию порождения речи выдвинул Л.С. Выготский. Он наметил и теоретически обосновал три основных уровня производства речевого высказывания, первый из которых определен им как мысль или синтаксис словесных значений, второй - как словесный синтаксис и грамматика слов, а третий - как физическая звучащая речь. Первые два уровня объединяются Л.С. Выготским в план внутренней речи, третий определяется как внешняя речь.

Теория порождения речи, созданная Л.С. Выготским, получила дальнейшее развитие в трудах других отечественных учёных [Т.В. Ахутина, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Л.С. Цветкова]. Авторы отмечают специфичность первого этапа, его психологическую сущность, связанную с понятийно-смысловым планом содержания мысли. Второй этап - этап словесно-грамматического оформления высказывания во внутренней речи - также рассматривается авторами с большей или меньшей степенью.

Н. И. Жинкин, продолжая работу Л. С. Выготского, предположил универсальный предметный код (УПК). Код имеет невербальную природу, представляет систему знаков, схем, чувственных образов. По мнению автора, во внутренней речи движение от мысли к слову происходит перекодировка несловесного «предметно-схемного» кода на вербальный язык.

А. Р. Лурия считал, что речь - это система целых высказываний, слово - сложная система кодирования для обозначения анализа и обобщения, а для порождения и восприятия речи «мысль использует коды языка». Автор разработал следующие этапы: мотив; замысел; внутренняя речь -внутренние субъективные смыслы превращает в систему внешних развернутых речевых значений»; формирование глубинно - синтаксической структуры; внешнее речевое высказывание.

В 1960-1970 годах в Московской психолингвистической школе, ряд исследователей [А. А. Леонтьев, Т.В. Рябова-Ахутина и др.] обобщили положения ученых по порождению и восприятию речи. Исследователи определили, что говорящий может выбирать разные модели порождения речи. поскольку в основе теории порождения речевого высказывания находится эвристический принцип.

А.А. Леонтьевым была разработана целостная концепция о структуре акта речевой деятельности. Исходным моментом высказывания является мотивация и ориентировка. Внутренняя программа соответствует только содержательному ядру будущего высказывания (субъект, предикат, или объект).

На следующем этапе - замысел, этап внутреннего программирования, составление смысловой программы на основе кода внутренней речи. «Кодом внутреннего программирования является предметно-схемный или предметно-изобразительный код по Н.И. Жинкину. Дальнейший этап речепорождения - этап лексико-грамматического развертывания высказывания. Заключительным этапом порождения речевого высказывания является этап его реализации «во внешнем плане».

Процесс осуществляется на основе реализации фонационной, артикуляционной, ритмико-слоговой и темпо-ритмической «автоматизированных» программ внешней реализации речи, в основе которых лежат соответствующие речепроизносительные навыки.

В основе модели порождения речи, предложенной А.А. Леонтьевым, лежит концептуальная идея «внутреннего программирования».

Сходную модель порождения речи, принципиально близкую к модели А.А. Леонтьева, предложила И.А. Зимняя.

И.А. Зимняя выделяет три основных уровня процесса речепорождения: мотивационно-побуждающий, формирующий (с двумя подуровнями - смыслообразующим и формулирующим) и реализующий.

На мотивационно-побуждающем уровне, потребность в высказывании находит «свою определенность» в предмете деятельности. Опредмеченный мотив становится мыслью, которая служит внутренним мотивом говорения или письма. Второй этап - процесс формирования и формулирования мысли имеет две функционально различные фазы.

Процесс последовательного формирования и формулирования замысла посредством языка направлен одновременно на номинацию (обозначение) и предикацию, на установление связей типа «новое - данное».

По концепции И.А. Зимней, актуализация понятийного поля актуализирует и его вербальное (словесное) выражение сразу же как в акустическом (слуховом), так и моторном образе. Одновременно с процессом выбора слов производятся операции их размещения, то есть грамматическое оформление высказывания.

Т.В. Ахутина , изучая афазические расстройства, также разработала модель порождения речевого высказывания и определила уровни порождения речи: мотивацию; мысль; внутреннюю смысловую программу - смысловое синтаксирование и выбор смыслов во внутренней речи; семантическую структуру предложения - семантическое синтаксирование и выбор языковых значений слов; лексико-грамматическую структуру предложения - грамматическое структурирование и выбор слов по форме; моторную программу синтагмы - кинетическое программирование и выбор артикулем; артикуляцию.

В моделях порождения речи прослеживается [Т.В. Ахутина, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев] процесс речепорождения рассматривается как целенаправленная, мотивированная деятельность, имеющая определенные этапы, уровни. Внутренняя программа высказывания обеспечивается различными кодовыми системами (речедвигательным, слуховым, зрительным, предметно-схемным кодом).

В работах представителей отечественной школы психолингвистики идет изучение закономерностей процесса порождения отдельных высказываний, анализируются различные звенья механизма порождения текста, подчеркивается роль долговременной и оперативной памяти в процессе порождения речевого высказывания [Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев].

Анализ психолого-лингвистического подхода позволяет утверждать, что многие модели порождения речевого высказывания основываются на концепции Л.С. Выготского.

По мнению Л.С. Выготского зарождению речи предшествует мотив. Это то, ради чего строится высказывание. Мотив при дискуссии всегда есть; он становится толчком к началу любой речи. Именно мотив формирует в нашем сознании коммуникативное намерение - готовность к речепорождению, к коммуникативным действиям. На этом этапе у говорящего появляется общая, хоть и смутная, цель (интенция, иллокуция) высказывания.

Далее происходит формирование смыслового наполнения высказывания. В невербальном коде образов и схем в исследованиях Н.И. Жинкина, наблюдается четкое осознание общего замысла будущего дискурса. Позже появляются первые языковые компоненты будущего высказывания. Во внутренней речи отмечается перекодировка, перевод смысла с языка образов и схем на национальный язык.

В соответствии с психолингвистической нормой текстовости, по словам Л.С. Выготского, дальнейшее формирование речи носит характер разворачивания ядерного замысла в целостный, связный текст. На данном этапе происходит «Совершение мысли в слове».

В исследованиях А.Р. Лурия подтверждается мысль о первичности синтаксиса в процессе формирования высказывания. Наблюдения автора свидетельствуют о том, что говорящий исправляет не фразу в целом, не синтаксическую конструкцию, а производит лексические замены.

Так, процесс порождения высказывания стимулируется мотивом. Первичная стадия формирования высказывания начинается с коммуникативного намерения, образования замысла в системе универсально-предметного кода до начала вербализации. Далее, во внутренней программе начинает работать перекодировки, перевод смысла с языков образа и схем на национальный язык. Появляется первичная вербальная запись будущего высказывания. Позднее разворачивание ядерного смысла проходит в построенное с психолингвистической нормой текстовости речевое целое, образуя вначале синтаксическую схему будущего высказывания и после формируется грамматическое структурирование и морфемный отбор конкретной лексики. После чего реализуется послоговая моторная программа внешней речи.

Соотносительный анализ моделей позволяет построить следующую последовательность речевого высказывания:

Коммуникативное намерение

Замысел

Перекодировка, перевод смысла, первичная вербальная запись

Разворачивание ядерного смысла (темы)

Синтаксическая схема будущего высказывания

Отбор конкретной лексики

Моторная программа внешней речи, артикуляция

Все перечисленные этапы порождения речи не следует представлять отдельно и последовательно.

Литература:

  1. Ахутина Т. В., Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 215 с.
  2. Выготский, Л. С. Психология. - М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2000. - 1008 с.
  3. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
  4. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во AПН РСФСР, 1961. - 471 с.
  5. Жuнкuн, Н. И. Механизмы речи. - М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1958. - 370 с.
  6. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности: Избр. психол. труды/ - М.: Изд-во Моск. психол.-социального ин-та; Воронеж: МОДЕК, 2001. (Психологи Отечества). - 432 с.
  7. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1999. - 287 с.
  8. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
  9. Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. - 253 с.

10. Лурия, А. Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 416 с.

11. Лурия, А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов ребенка. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 93 с.

12. Цветкова, Л. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. - Учебное пособие. - М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2000. - 148 с.

В самом общем виде процесс производства речи заключается в том, что говорящий по определенным правилам переводит свой замысел в речевые единицы конкретного языка.

В соответствии с бихевиористским подходом , ребенок научается говорить методом обусловливания. В основе развития речи лежит врожденная способность к подражанию звукам, но сама речь всецело определяется той средой, в которую помещен ребенок. Ребенок усваивает язык путем последовательных приближений под давлением социальной среды, в которой за одними звуками следует подкрепление, а за другими – нет. Сначала усваиваются отдельные звуки, затем слоги, слова, высказывания, правила их грамматического построения. Данная теория не может объяснить, почему речь очень быстро усваивается в раннем детстве, не объясняет также детское словотворчество (несводимое к подражанию речи взрослых) и подкрепление взрослыми не правильных, а умных и рассудительных высказываний детей. Т.е. с помощью подражания и подкрепления нельзя объяснить, почему у детей быстро формируется правильная грамматика высказывания.

Трансформационная модель (преформистская теория или теория специфических задатков) Н. Хомского и Дж. Миллера . Число возможных вариантов выражения одной мысли в языке является бесконечным в силу того, что одно и то же слова или одна и та же фраза могут иметь несколько значений. Однако ребенок уже 1,5-2 лет практически овладевает всеми этими вариативными формами высказываний в фантастически короткие сроки. Н. Хомский объясняет это тем, что ребенок не усваивает все возможные формы речевых конструкций, а овладевают некоторыми немногочисленными правилами, лежащими в основе бесконечно богатых речевых структур. Поэтому необходимо различать два уровня организации речевого высказывания: глубинные грамматические (синтаксические) структуры и поверхностные грамматические структуры языка, образуемые из первых путем трансформаций. Глубинные структуры являются едиными для разных языков, поверхностные же структуры неодинаковы для разных языков.

Глубинные структуры являются общими схемами выражения мысли, промежуточным звеном для перехода от мысли к развернутому речевому высказыванию и обратно – для перехода от развернутой речи к мысли (для понимания высказывания). Поверхностные структуры проявляются в развернутой речи. Глубинные структуры отличаются от поверхностных следующим образом:
1. Глубинные структуры характеризуются сравнительно немногочис-ленными правилами построения (каждое предложение состоит из подлежа-щего, сказуемого и дополнения). Иногда те правила, по которым строится глубинная структура высказывания, остаются нераскрытыми в поверхностной структуре, в связи с чем одна и та же фраза может приобретать разные значения. Например, фраза «Иван пришел к Ольге с Петром» может быть означать как то, что Иван и Петр посетили Ольгу, так и то, что Иван посетил Ольгу, живущую с Петром.

2. Глубинные структуры содержат в себе правила трансформации грамматических структур. Н. Хомский и Дж. Миллер описали следующие правила допустимой трансформации ядерного предложения (состоящего из подлежащего и сказуемого):

  • положительная активная форма «Петя получил сливу»;
  • положительная пассивная форма «Слива получена Петей»;
  • отрицательная активная форма «Петя не получил сливу»;
  • отрицательная пассивная форма «Слива не получена Петей»;
  • вопросительная активная форма «Получил Петя сливу?»;
  • вопросительная пассивная форма «Получена ли Петей слива?»;
  • вопросительная отрицательная активная форма «Не получил Петя сливу?»;
  • вопросительная отрицательная пассивная форма «Не получена ли Петей слива?».

Грамматически недопустимыми являются такие трансформации как «Слива получила Петю», «Получила ли слива Петю?» и т.д. Благодаря ядерным грамматическим структурам и немногочис-ленным законам их трансформации ребенок овладевает многообразными и изменчивыми грамматическими формами языка в короткие сроки.

Ребенок овладевает сначала глубинными структурами, которые имеют наследственный характер, т.е. у человека имеется врожденная способность строить осмысленное высказывание и изменять значение любой фразы (специфические задатки к усвоению речи). Благодаря врожденной структуре ребенок уже в раннем возрасте может усваивать грамматические правила, свойственные его родному языку. Определенная роль в модели отводится среде, с которой должен взаимодействовать ребенок для развития своего интеллектуального потенциала, но приоритет отдается врожденной структуре.

Э. Леннеберг дополняет преформистскую теорию следующим положением: критический период для усвоения основ языка во всех культурах одинаков и соответствует возрасту от полутора до трех лет (сензитивный для формирования речи период), поскольку специфические речевые задатки начинают проявляться к годовалому возрасту. Дети, подвергнутые своими родителями депривации, в дальнейшем с трудом обучались речи, и чем позже их освобождали, тем больше у них были затруднения. Их речь была лишена гибкости и всецело определялась выученными правилами.

Теория уровней языка Ч. Осгуда . В процессе производства (кодирования) речи, по мнению автора, существует 4 уровня:
1) Мотивационный уровень. Единицей уровня мотивации является предложение в широком неграмматическом понимании. На этом уровне говорящим принимаются решения общего характера:

  • говорить или не говорить;
  • если говорить, то в какой форме – утверждения, вопроса, приказа-ния;
  • если форма выбрана, то какими средствами воспользоваться для ее выражения в предложении – например, выбрать активную или пассивную форму;
  • что выделить логическим ударением, какие выбрать модели интонации.

2) Семантический уровень. На этом уровне говорящий поочередно выделяет в предложении определенные последовательности слов – функциональные классы. Любое предложение может быть разбито на единицы кодирования, причем эти единицы – не конкретные слова, а функционально-семантические классы (Талантливый художник – рисует – интересную картину). Например, представление о молодом человеке с рюкзаком за плечами – одна единица с точки зрения семантического уровня о порождении речи. Она может заполняться разными словами, но это единица функционального класса.
3) Уровень последовательностей. На этом уровне единица - слово, но не как семантическая единица, а как фонетическое слово. В процессе кодирования на этом уровне действуют следующие механизмы:

  • распознавание звуковых последовательностей;
  • определение длины отрезков так, чтобы интервалы между словами были больше, чем интервалы внутри слов даже на границе морфем;
  • механизм грамматических последовательностей, которые имеют дело с «большими сегментами».

4. Интеграционный уровень. В качестве единицы выступает слог. На этом уровне действуют моторные механизмы кодирования, и происходит звуковое оформление проработанного высказывания.

Модель Т – О – Т – Е Дж. Миллера, Е. Галантера и К. Прибрама . Человек, прежде чем преобразовать свою мысль в речь, составляет программу, план своего высказывания, создает «общую схему с пустыми ячейками». У человека есть план предложения, и, когда он формулирует его, то имеет относительно ясное представление о том, что собирается сказать. План предложения определяется до того, как будут выделены слова, которые человек собирается высказать. В процессе реализации плана он действует методом проб и ошибок. Иногда возникают несоответствия результата плану. Но тут включается механизм обратной связи, и человек движется к реализации плана от проб к операциям, от проб к результату. Поэтому модель получила название ТОТЕ (test – operate – test – exit, т.е. проба – операция – проба – результат). Человек, производя высказывание, постоянно контролирует свою речь, осуществляя обратную связь в случае ошибочного действия, т.е. исправляя себя и говоря правильно.

Модель формирования высказывания А.Р. Лурия . Центральная про-блема этой модели – проблема перехода смысла в значение. А.Р. Лурия выделил следующие этапы речевого высказывания:
1) Мотив как исходный фактор, вызывающий процесс речевого высказывания. Мотивы речевого высказывания, выделенные Б. Скиннером: требование со стороны окружающих; обращение информационного характера, связанное с контактом; желание яснее сформулировать свою мысль. Если ни один из этих мотивов не возникает, речевое сообщение не состоится, что бывает в сонном состоянии, при поражении лобных долей, аутизме. Непроизвольные аффективные высказывания (Ой! Ух, ты! Вот это да!) не требуют мотивации, не являются речевым высказыванием в полном смысле слова и возникают в ответ на внезапные аффективные состояния; не несут смысловой нагрузки.

Речь может быть инициативной (имеется план, цель речевого высказывания) и реактивной (высказывание в ответ на другое высказывание). Мотив определяет структуру речевого потока. Так, командная речь обладает четкой структурой, а просительная – мягкой.

2) Этап построения линейной неграмматической (семантической) структуры высказывания (внутреннее программирование). Возникает замысел высказывания: тема высказывания (объект высказывания, то, что уже известно субъекту, о чем будет идти речь) впервые отделяется от ремы высказывания (предикат высказывания, новое, что должно войти в высказывание, что именно следует сказать о данной теме). Тема и рема образуют исходную мысль. «Ваня твердо обещал Пете (тема), что вечером он примет Машу самым теплым, сердечным образом (рема)». Субъект начинает понимать, как именно можно превратить общий субъективный смысл высказывания в систему развернутых и понятных всем речевых значений.

Формирование общей схемы высказывания требует выделения наиболее существенных и торможения побочных связей, выбора из многих альтернатив и принятия решения. Принятие решения тем сложнее, чем меньше формулируемое сообщение совпадает с наиболее вероятными и хорошо упрочившимися речевыми стереотипами.
3) Преобразование линейной структуры в грамматическую структуру предложения. Посредством внутренней речи симультанная (одновременная) семантическая схема (мысль) превращается в сукцессивно (последовательно) развертывающееся речевое высказывание. Смысл переводится в систему развернутых синтаксически организованных речевых значений.
4) Реализация грамматической конструкции. Превращение мысли в развернутое речевое высказывание, которое характеризуется следующими особенностями: оно включено в процесс живого общения и передачи информации от одного лица к другому; в его состав входит не одно предложение, а целая цепь взаимно связанных предложений. Фразы, включенные в состав развернутого речевого высказывания, всегда даются в определенном практическом или речевом контексте, который должен соответствовать не только замыслу говорящего, но и отношению к этому высказыванию слушателя. В процессе высказывания тема и рема должны быть расширены, т.е. должны быть разделены на звенья программы целостного высказывания. Для этого необходимо, чтобы тема и рема сохранялись на длительный срок, и чтобы установка на передачу информации могла в течение длительного времени противостоять побочным, отвлекающим влияниям.

А.А. Леонтьев выделил следующие этапы порождения речи:

  1. Внутренне программирование высказывания (программирование грамматико-символической стороны высказываний). Внутренняя программа соответствует содержательному ядру будущего высказывания. В основе внутреннего программирования лежит образ, имеющий личностный смысл. С единицами программирования проводятся операции включения, перечисления и сочленения.
  2. Грамматико - семантическая реализация высказывания и выбор слов. Подэтапы: тектограмматический (перевод на объективный код); фенограмматический (линейное распределение кодовых единиц); синтаксическое прогнозирование (приписывание элементам грамматических характеристик); синтаксический контроль (соотнесение прогноза с ситуацией).
  3. Моторное программирование (построение программы по созданию звукового ряда). Выбор звуков.
  4. Реализация программы – выход речи.

На каждом этапе порождения речи действует механизм контроля за ее осуществлением.

Модель В. Левельта . Процесс порождения речи включает намерение, отбор информации, которая должна быть выражена, упорядочение информации, увязывание со сказанным ранее. Эти ментальные процессы В. Левельт называет концептуализацией, а систему, которая позволяет это реализовывать, - концептуализатором. Продуктом концептуализации является доречевое сообщение. Для производства сообщения говорящий должен иметь доступ к нескольким типам информации:

  • процедурное знание (типа «если…, то»).
  • декларативное знание (типа «что содержит что»).
  • ситуационное знание - информация о наличной ситуации, о собеседниках и об окружении, в контексте которого происходит говорение.

Помимо этого, говорящий должен следить за тем, что он сам и другие говорящие сказали в ходе взаимодействия.
Следующим компонентом после концептуализатора является формулировщик. В качестве основной информации формулировщик использует доречевое сообщение, а в качестве результата выдает фонетический или артикуляторный план (переводит некоторую концептуальную структуру в языковую структуру). Сначала происходит грамматическое кодирование сообщения, затем - фонологическое кодирование.

В этом процессе участвуют леммы - нефонологическая часть лексической информации слова. В лемму входит концептуальная информация и морфосинтаксические характеристики, т.е. все кроме фонологического ас-пекта слова. Посредством процесса грамматического кодирования говорящий извлекает леммы и располагает их в правильном порядке. Грамматическое кодирование предполагает выбор подходящих лексических понятий и составление синтаксического каркаса. Все это подготавливает формирование поверхностной структуры.

На следующем этапе порождения речи происходит извлечение фонологических форм для лемм и говорящий строит артикуляторный план высказывания. Это осуществляется с помощью артикулятора. Этот компонент механизма производства речи извлекает последовательные блоки внутренней речи из артикуляторного буфера и передает их на исполнение. Продуктом артикуляции являете внешняя речь.

Модель В. Левельта предполагает также, что говорящий является своим собственным слушателем. Имеющаяся у говорящего система понимания речи включает в себя как понимание внешней речи, так и доступ к своей внутренней речи (мониторинг). Эта система позволяет представлять входящую речь в ее фонологическом, морфологическом, синтаксическом и семантическом аспекте.

На основе многочисленных экспериментальных данных и анализа теоретических исследований ведущих психолингвистов мира А. А. Леонтьев разработал целостную концепцию о структуре акта речевой деятельности, центральное место в которой занимает модель порождения речевого высказывания 1 .

По модели А. А. Леонтьева, процесс порождения речевого высказывания включает пять последовательных, взаимосвязанных этапов (фаз).

1. Исходным моментом («истоком») высказывания является мотив. Мотивация порождает речевую интенцию (намерение ) - направленность сознания, воли, чувства индивида на какой-либо предмет (в нашем случае - на предмет речевой деятельности). «Исходным для всякого высказывания является мотив... т.е. потребность выразить, передать определенную информацию» (106, с. 41).

Рассматривая данный этап порождения речи, А. А. Леонтьев приводит весьма удачное, на его взгляд, определение Дж. Миллера - «образ результата». «На этом этапе говорящий имеет “Образ результата”... но еще не имеет Плана действия, которое он должен произвести, чтобы этот результат получить» . По Б. Скиннеру, мотивом речевого высказывания может быть: требование (к выполнению определенного действия) или манд , обращение информационного характера (сообщение) - такт и, наконец, - желание выразить в развернутой языковой форме (т.е. сформулировать) какую-либо мысль - цент (294). Сам мотив при этом не имеет четко определенного содержания.

  • 2. На следующем этапе порождения речевого высказывания - этапе замысла - мотив к речевому действию вызывает к жизни замысел, который, в свою очередь, трансформируется в обобщенную смысловую схему высказывания. Основываясь на теоретической концепции А. Р. Лурии, А. А. Леонтьев считает, что на этапе замысла впервые происходит выделение темы и ремы будущего высказывания и их дифференциация, т.е. определяется, о чем нужно сказать (предмет высказывания или его тема) и что именно нужно сказать об этом предмете (ситуации, факте, явлении окружающей действительности) - рема высказывания. На данной фазе порождения речи эти два основных структурно-семантических компонента высказывания «существуют» (и соответственно, осознаются говорящим) «глобально», в так называемом симультанном, нерасчлененном виде (105, 106).
  • 3. Ключевой этап порождения речи - этап внутреннего программирования. А. А. Леонтьев выдвинул положение о внутреннем программировании высказывания, рассматриваемом как процесс построения некоторой смысловой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание. Такое программирование может быть двух типов: программирование отдельного конкретного высказывания и речевого целого (105, с. 7).

Основываясь на взглядах Л. С. Выготского, касающихся психологического анализа процесса речи, А. А. Леонтьев считает, что при порождении отдельного речевого высказывания программирование заключается в двух взаимосвязанных процессах оперирования с единицами внутреннего (субъективного) кода. Сюда относятся приписывание этим единицам определенной смысловой нагрузки и построение функциональной иерархии этих единиц. Второй процесс составляет основу синтаксической организации будущего высказывания (106, с. 183).

К основным операциям, на основе которых реализуется данный этап построения речевого высказывания, относятся:

  • - операции определения основных смысловых элементов (смысловых звеньев или единиц) предметного содержания речевого высказывания. Эти элементы (в потенциально возможном их количестве) соответствуют реально существующим элементам (объектам) предметного содержания того фрагмента окружающей действительности, который должен быть отображен в данном речевом высказывании. В составе указанных операций очень важной является операция выбора тех единиц смыслового содержания (из числа всех возможных), которые актуальны для говорящего или пишущего в данной ситуации речевой коммуникации. Последнее, в свою очередь, определяется мотивами и целевой установкой речи первого субъекта речевой деятельности (говорящего или пишущего);
  • - операция определения «иерархии» смысловых единиц в «контексте» будущего речевого сообщения, определение главного и второстепенного, «основного» и уточняющих моментов в содержании речевого высказывания. При этом важно то, на чем сосредоточено внимание говорящего (например, на субъекте или объекте высказывания), каковы его установки на слушателя. «Внутренняя программа высказывания представляет собой иерархию пропозиций, лежащих в его основе. Такая иерархия формируется у говорящего на базе определенной стратегии ориентировки в описываемой ситуации, зависящей от «когнитивного веса» того или иного компонента этой ситуации» (119, с. 114). Так, известный пример Л. С. Выготского: «Я видел сегодня , как мальчик в синей блузе и босиком бежал по улице» (42, с. 355) допускает различную интерпретацию в зависимости от того, что именно является для говорящего основным, а что - второстепенным;
  • - операция определения последовательности отображения смысловых элементов в речевом высказывании.

Как указывает А. А. Леонтьев, возможны три основных типа процессов оперирования с единицами программирования:

  • - операция включения , когда одна кодовая единица (образ) получает две или несколько функциональных характеристик разной «глубины». Например: (КОТ + ученый) + ходит;
  • - операция перечисления , когда одна кодовая единица получает характеристики одинаковой «глубины» (могучее + ПЛЕМЯ + лихое);
  • - операция сочленения , выступающая частным случаем операции включения и возникающая, когда функциональная характеристика относится одновременно к двум кодовым единицам: колдун + (несет) + (богатыря) или (колдун) + (несет) + богатыря (139, с. 115).

Основываясь на концепции Н. И. Жинкина о кодах внутренней речи, А. Л. Леонтьев полагает, что характер (вид) кода программирования «может варьироваться в широких пределах, но наиболее типичным случаем является вторичный зрительный образ, возникающий на языковой основе» (107, с. 184). Исходя из этого, составление смысловой программы на этапе внутреннего программирования осуществляется на основе особого, весьма специфического кода внутренней речи.

«Кодом внутреннего программирования является предметно-схемный или предметно-изобразительный код по Н. И. Жинкину. Иначе говоря, в основе программирования лежит образ , которому приписывается некоторая смысловая характеристика... Эта смысловая характеристика и есть предикат к данному элементу. ...А вот что происходит дальше - зависит от того, какой компонент является для нас основным» (119, с. 115).

4. Следующий этап речеиорождения - этап лексико-грамматического развертывания высказывания. В рамках его выделяются, в свою очередь, нелинейный и линейный этапы лексико-грамматического структурирования.

Нелинейный этап заключается в переводе составленной (смысловой) программы с субъективного (индивидуального) кода на объективный (общеунотребимый) языковой код, в «приписывании» семантическим единицам (смысловым элементам) функциональной нагрузки, имеющей в своей основе грамматические характеристики. По А. А. Леонтьеву, данный процесс схематически можно представить следующим образом: смысл (смысловая единица, носителем которой является образ-представление) - слово (как лексема) - требуемая грамматическая форма слова {словоформа).

Основной операцией, реализующей данный подэтап, становится операция отбора слов (реже - целых словосочетаний) для обозначения элементов смысловой программы - смысловых единиц субъективного кода. Выбор слов в процессе порождения речи, по А. А. Леонтьеву, определяется тремя группами факторов: ассоциативно-семантическими характеристиками слов, их звуковым обликом и субъективной вероятностной характеристикой (106, с. 186).

Этап лексико-грамматического развертывания речевого высказывания, по мнению А. А. Леонтьева, можно соотнести с переходом от плана внутренней речи к семантическому плану (по Л. С. Выготскому). В результате его реализации создается набор языковых единиц объективного кода, например, набор слов типа: «Девочка / яблоко / красное / есть» .

Линейное развертывание речевого высказывания состоит в его грамматическом структурировании - создании соответствующей грамматической конструкции предложения. При этом на основе выделения исходной предикативной пары (субъект - предикат (S - Р)) начинает осуществляться синтаксическое прогнозирование высказывания.

Процесс грамматического структурирования включает :

  • - нахождение (выбор из имеющихся «эталонов») грамматической конструкции;
  • - определение места элемента (выбранного по значению слова) в синтаксической структуре и наделение его грамматическими характеристиками;
  • - выполнение роли, определяемой грамматической формой первого (или ключевого) слова, в словосочетании или предложении. Например, выполнение «грамматических обязательств», определяемых типом словосочетания (определяемое слово -» грамматическая форма определяемого слова; «стержневое» слово -> форма управляемого слова и т.п.).

Последовательным элементам создаваемого высказывания приписываются все недостающие им для полной языковой характеристики параметры:

  • - место в общей синтаксической схеме высказывания;
  • - грамматические обязательства, т.е. конкретная морфологическая реализация места в общей схеме плюс грамматические признаки;
  • - полный набор семантических признаков;
  • - полный набор акустико-артикуляционных (или графических) признаков (119, с. 117). Наделение слова (лексемы) грамматическими характеристиками предполагает выбор нужной словоформы из соответствующего ряда грамматических форм слова.

Данный этап завершается интеллектуальными операциями семантико- синтаксического прогноза соответствия подготовленного к реализации речевого высказывания его целевой установке (определяется, соответствует ли составленное речевое высказывание задачам речевой коммуникации). Составленный вариант речевого высказывания соотносится с его программой, общим контекстом речи и ситуацией речевого общения. Исходя из результатов такого анализа, субъектом речевой деятельности принимается решение о переходе к завершающей фазе составления речевого высказывания - фазе его внешней реализации. Здесь возможны три варианта решения: о «запуске» речевого высказывания во внешнем плане, т.е. об его озвучивании; о внесении корректив в его содержание или языковое оформление; об отмене речевого действия. Например, вариант реализации речевой деятельности в диалогической форме, когда один из участников процесса общения, подготовивший за время восприятия речи собеседника уточняющий вопрос, неожиданно получает интересующую его информацию от своего партнера по диалогу. В этом случае его собственное речевое высказывание уточняющего характера становится излишним.

5. Заключительным этапом порождения речевого высказывания является этап его реализации во внешнем плане (во внешней речи). Данный этап осуществляется на основе целого ряда взаимосвязанных операций, обеспечивающих процесс фонации, звукообразования, воспроизведения последовательных звукосочетаний (слогов), операций продуцирования целых семантических звукокомплексов (слов), операций, обеспечивающих требуемую (в соответствии со смысловой программой и языковой нормой) ритмико-мелодическую и мелодико-интонационную организацию речи. Этот процесс осуществляется на основе реализации фонационной, артикуляционной, ритмико-слоговой и темпо-ритмической автоматизированных программ внешней реализации речи, в основе которых лежат соответствующие речепроизносительные навыки.

Как подчеркивает А. А. Леонтьев, представленная схема процесса рече- порождения «в более или менее полном виде выступает в спонтанной (неподготовленной) устной монологической речи: в других видах речи она может редуцироваться или существенно изменяться - вплоть до включения первосигнальных (по И. П. Павлову) речевых реакций» (119, с. 113- 114).

Таким образом, в основе предложенной А. А. Леонтьевым модели порождения речи лежит концептуальная идея внутреннего программирования. Научные взгляды А. А. Леонтьева, как указывает Т. В. Ахутина, во многом определили многие современные исследования не только отечественных, но и ряда зарубежных ученых по данной проблеме (13, 35, 79, 84, 180).

Сходную модель порождения речи, принципиально близкую к модели А. А. Леонтьева, предложила И. А. Зимняя (1984, 2001). Определяя речь как способ формирования и формулирования мысли, И. А. Зимняя выделяет три основных уровня процесса речепорождения : мотивационно- побуждающий, формирующий (с двумя подуровнями - смыслообразущим и формулирующим) и реализующий.

Побуждающий уровень, движимый «внутренним образом» той действительности, на которую направлено действие, являетея «запуском всего процесса порождения речи». Здесь потребность (в высказывании) находит «свою определенность» в предмете деятельности. Опредмеченный мотив становится мыслью, которая служит внутренним мотивом говорения или письма (81).

В своей концепции речевой деятельности И. А. Зимняя разграничивает мотив и коммуникативное намерение. «Коммуникативное намерение - это то, что объясняет характер и цель данного речевого действия. На этом уровне говорящий знает только о чем, а не что говорить, т.е. он знает общий предмет или тему высказывания, а также форму взаимодействия со слушателем (нужно ли спросить его о чем-либо или выдать какую-либо информацию). То, что сказать, осознается позднее» (81, с. 73).

Второй этап - процесс формирования и формулирования мысли имеет две функционально различные и вместе с тем взаимосвязанные фазы. Смыслообразующая фаза образует и развертывает общий замысел говорящего - этот подуровень И. А. Зимняя соотносит с «внутренним программированием» по концепции А. А. Леонтьева. По И. А. Зимней, процесс последовательного формирования и формулирования замысла посредством языка направлен одновременно на номинацию (обозначение) и предикацию, т.е. установление связей типа «новое - данное». На этом уровне ироисходит одновременное воплощение замысла как в пространственно-понятийной схеме, актуализирующей поле номинации, так и в схеме временной развертки, актуализирующей поле предикации. Пространственно-понятийная схема представляет собой сетку отношений понятий, вызываемых внутренним образом предметных отношений действительности, который, в свою очередь, определен мотивом. Временная развертка отражает связь и последовательность понятий, а соответственно - последовательность элементов смысловой программы, т.е. своего рода «грамматику мысли» (81,84).

По концепции А. И. Зимней, актуализация понятийного поля актуализирует и его вербальное (словесное) выражение сразу же как в акустическом (слуховом), так и в моторном образе. Одновременно с процессом выбора слов производятся операции их размещения, т.е. грамматико-синтаксическое оформление высказывания. Таким образом, формирующий уровень речепроизводства, осуществляемый фазами смыслообразования и формулирования, одновременно актуализирует механизм выбора слов, механизм временной развертки и артикуляционную программу; последняя непосредственно и реализует (объективизирует) замысел в процессе формирования и формулирования мысли посредством языка (81, с. 78).

Т. В. Ахутина различает три уровня программирования речи : внутреннее (смысловое) программирование, грамматическое структурирование и моторная кинетическая организация высказывания. Им соответствуют три операции выбора элементов высказывания : выбор семантических единиц (единицы смысла), выбор лексических единиц, комбинируемых в соответствии с правилами грамматического структурирования, и выбор звуков. Автор выделяет программирование как развернутого высказывания, гак и отдельных предложений (11, 13, 169). При этом Т. В. Ахутина предлагает следующую характеристику последовательных этапов («уровней») порождения речи. На уровне внутренней или смысловой программы высказывания осуществляется смысловое синтаксирование и выбор смыслов во внутренней речи. На уровне семантической структуры предложения происходит семантическое синтаксирование и выбор языковых значений слов. Уровню лексико-грамматической структуры предложения соответствуют грамматическое структурирование и выбор слов (лексем). Наконец, уровню моторной программы синтагмы отвечают моторное (кинетическое) программирование и выбор артикулем.

На нейролингвистическом материале построена также модель Т. В. Черниговской и В. Л. Деглина (1984). Они выделяют несколько глубинных уровней речепорождения :

  • 1) уровень мотива;
  • 2) глубинно-семантический уровень, на котором происходит глобальное выделение темы и ремы, т.е. определение «данного» («пресуп- позициоиного») и «нового»: это уровень «индивидуальных смыслов» (по Л. С. Выготскому);
  • 3) уровень пропозиционирования , выделения деятеля и объекта, этап перевода «индивидуальных смыслов» в общезначимые понятия, начало простейшего структурирования будущего высказывания;
  • 4) глубинно-синтаксический уровень , формирующий конкретно-языковые синтаксические структуры (220, с. 42).

Таким образом, в отечественной школе психолингвистики порождение речевого высказывания рассматривается как сложный многоуровневый процесс. Он начинается с мотива, который объективируется в замысле, замысел формируется с помощью внутренней речи. Здесь же формируется психологическая смысловая программа высказывания, которая «раскрывает “замысел” в его первоначальном воплощении. Она объединяет в себе ответы на вопросы: что сказать - в какой последовательности и как сказать ?» (68, 81). Эта программа реализуется затем во внешней речи на основе законов грамматики и синтаксиса данного языка.

В работах представителей отечественной школы психолингвистики, помимо изучения закономерностей процесса порождения отдельных высказываний, анализируются различные звенья механизма порождения текста, рассматриваемого как продукт речевой деятельности (функция внутренней речи, создание программы речевого целого в виде последовательных «смысловых вех», механизм воплощения замысла в иерархически организованной системе предикативных связей текста). Анализируется роль долговременной и оперативной памяти в процессе порождения речевого высказывания (Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя).

Психолингвистический анализ механизма порождения речевых высказываний имеет самое непосредственное отношение к теории и методике «речевой» (в частности логопедической) работы; знание этих закономерностей, а также основных операций, реализующих процесс порождения речи, являются той необходимой «теоретической базой», опираясь на которую, коррекционный педагог может эффективно решать задачи формирования речи детей. К числу их в первую очередь относится формирование навыков составления связных речевых высказываний. Так, для анализа состояния связной речи детей и разработки системы ее целенаправленного формирования особое значение приобретает учет таких звеньев механизма ее порождения, как внутренний замысел , общая смысловая схема высказывания , целенаправленный выбор слов , размещение их в линейной схеме , отбор словоформ в соответствии с замыслом и выбранной синтаксической конструкцией, контроль реализации программы высказывания и использования языковых средств .

Коррекционному педагогу следует учитывать в своей работе данные психолингвистических исследований, в которых с позиций психологии и психолингвистики освещаются вопросы формирования речевой деятельности у детей. В них рассматриваются, в частности, особенности овладения детьми грамматическим строем родного языка, синтаксическими средствами построения высказываний (И. Н. Горелов, В. Н. Овчинников, А. М. Шахнарович, Д. Слобин), планированием и программированием речевых высказываний (В. Н. Овчинников, Н. А. Краевская). Так, например, весьма важное значение имеют полученные Н. А. Краевской данные о том, что речь нормально развивающихся детей четырех - пяти лет принципиально уже не отличается от речи взрослых но наличию в ней этапа внутреннего программирования (97).

  • В данном разделе она будет рассмотрена применительно к составлению отдельногоречевого высказывания (см. гл. 11).
  • Леонтьев А. А., Рябова Т. В. Фазовая структура речевого акта и природа планов //Планы и модели будущего в речи. Тбилиси, 1970. С. 28.
  • Данный пример приведен по работе А. Р. Лурия (129).
  • Подробное описание операций грамматического структурирования речевого высказывания см.: Цветкова Л. С., Глозман Ж. М. Аграмматизм при афазии. М., 1978.

Модель механизма порождения речевого высказывания по А.А. Леонтьеву

Часть 1. Психолингвистические теории процесса порождения речи

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ПОРОЖДЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ

Проблема порождения речи относится к числу «ключевых» в психолингвистике. Во многом это связано с тем, что в большинстве психолингвистических школ (как отечественных, так и зарубежных) процессы порождения и восприятия речевых высказываний рассматриваются как основной предмет исследования психолингвистики. Ученые, работающие в этой области науки, предлагают различные варианты научной интерпретации процессов речепорождения. Некоторые исследователи, в частности Ч. Осгуд, М. Гаррет, Э. Бейтс, Б. Мак-Винни, Т.В. Ахутина и др. (13, 315, 272 и др.), предложили не одну, а несколько «моделœей» процесса порождения речи, общее число которых составляет несколько десятков. Достаточно полный обзор и научный анализ этих моделœей был сделан А.А. Леонтьевым и Т.В. Ахутиной (13, 119 и др.).

Вместе с тем потребности практики логопедической работы определяют крайне важность выбора какой-либо концептуальной «модели» речепорождения, которая могла бы быть использована в качестве «базовой» теоретической модели для методики «речевой» работы. По мнению Т.В. Ахутиной, в качестве «базовой» модели порождения речи может быть использована концептуальная схема-модель, разработанная А.А. Леонтьевым (119, 133 и др.); ее отличительными признаками являются гармоническое сочетание глубокого научного анализа и относительной простоты, наглядность изложения предметного содержания, цельность и четкое структурное построение. По мнению Т.В. Ахутиной, модель речепорождения А.А. Леонтьева является в полном смысле этого слова «перспективной», «открытой» моделью, поскольку на ее основе за последние три десятилетия в отечественной и зарубежной психолингвистике было создано несколько новых интересных моделœей (13).

На основе многочисленных экспериментальных данных и анализа теоретических исследований ведущих психолингвистов мира А.А. Леонтьевым была разработана целостная концепция о структуре акта речевой деятельности, центральное место в которой занимает модель порождения речевого высказывания.

По модели А.А. Леонтьева процесс порождения речевого высказывания включает пять последовательных, взаимосвязанных этапов (или «фаз»).

Исходным моментом («истоком») высказывания является мотив. Мотивация порождает речевую интенцию (намерение) – направленность сознания, воли, чувства индивида на какой-либо предмет (в нашем случае – на предмет речевой деятельности). «Исходным для всякого высказывания является мотив, т. е. потребность выразить, передать определœенную информацию» (119, с. 41).

Рассматривая данный этап порождения речи, А.А. Леонтьев приводит весьма удачное, на его взгляд, определœение Дж. Миллера – «образ результата». «На этом этапе говорящий имеет „Образ результата“, но еще не имеет Плана действия, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он должен произвести, чтобы данный результат получить». По Б. Скиннеру, мотивом речевого высказывания может быть: требование (к выполнению определœенного действия) или «манд», обращение информационного характера (сообщение) - «такт» и, наконец, – желание выразить в развернутой языковой форме (т. е. сформулировать) какую-либо мысль - «цепт» (327). Сам мотив при этом не имеет четко определœенного смыслового содержания.

На следующем этапе порождения речевого высказывания мотив к речевому действию вызывает к жизни замысел, который, в свою очередь, «трансформируется» в обобщенную смысловую схему высказывания. Основываясь на теоретической концепции А.Р. Лурии, А.А. Леонтьев считает, что на этапе замысла впервые происходит выделœение темы и ремы будущего высказывания и их дифференциация, т. е. определяется – о чем нужно сказать (предмет высказывания или его тема) и что именно нужно сказать об этом предмете (ситуации, факте, явлении окружающей действительности) – рема высказывания. На данной фазе порождения речи эти два базовых структурно-семантических компонента высказывания «существуют» (и соответственно осознаются говорящим) «глобально», в т. н. симультанном, нерасчлененном виде (119, 120).

Следующий – ключевой этап порождения речи – этап внутреннего программирования. А.А. Леонтьевым было выдвинуто положение о внутреннем программировании высказывания, рассматриваемом как процесс построения некоторой смысловой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание. Такое программирование может быть двух типов: программирование отдельного конкретного высказывания и речевого целого (118, с.7).

Основываясь на взглядах Л.С. Выготского, касающихся психологического анализа процесса речи, А.А. Леонтьев считает, что при порождении отдельного РВ программирование заключается в двух взаимосвязанных процессах оперирования с единицами внутреннего (субъективного) кода. Сюда относится: а) приписывание этим единицам определœенной смысловой нагрузки; б) построение функциональной иерархии этих единиц. Второй процесс составляет основу синтаксической организации будущего высказывания (119, с. 183).

Основными операциями, на основе которых реализуется данный этап построения речевого высказывания, являются:

– Операции определœения базовых смысловых элементов (смысловых «звеньев», или единиц) предметного содержания речевого высказывания. Эти элементы (в потенциально возможном их количестве) соответствуют реально существующим элементам (объектам) предметного содержания того фрагмента окружающей действительности, который должен быть отображен в данном речевом высказывании. В составе указанных операций очень важной является операция выбора тех единиц смыслового содержания (из числа всœех возможных), которые «актуальны» для говорящего или пишущего в данной ситуации речевой коммуникации. Последнее, в свою очередь, определяется мотивами и целœевой установкой речи первого субъекта речевой деятельности (говорящего или пишущего).

– Операция определœения «иерархии» смысловых единиц в «контексте» будущего РВ, определœение главного и второстепенного, «основного» и уточняющих моментов в содержании речевого высказывания. При этом важное значение имеет то, на чем сосредоточено внимание говорящего (к примеру, на субъекте или объекте высказывания), каковы его установки на слушателя. «Внутренняя программа высказывания представляет собой иерархию пропозиций, лежащих в его основе. Эта иерархия формируется у говорящего на базе определœенной стратегии ориентировки в описываемой ситуации, зависящей от „когнитивного веса“ того или иного компонента этой ситуации» (133, с. 114). Так, известный пример Л.С. Выготского: «Я видел сегодня, как мальчик в синœей блузе и босиком бежал по улице» (45, с. 355) допускает различную интерпретацию высказывания в зависимости от того, что именно является для говорящего основным, а что – второстепенным.

– Операция определœения последовательности отображения смысловых элементов в речевом высказывании.

Как указывает А.А. Леонтьев, возможны три базовых типа процессов оперирования с «единицами» программирования. В первую очередь, это операция включения, когда одна кодовая единица (образ) получает две или несколько функциональных характеристик разной «глубины». К примеру: (Кот + ученый) + ходит. Во-вторых, операция перечисления, когда одна кодовая единица получает характеристики одинаковой «глубины» (могучее + Племя + лихое). В-третьих, это операция сочленения, которая является частным случаем операции включения и возникает, когда функциональная характеристика относится одновременно к двум кодовым единицам: Колдун + (несет + (богатыря)) или ((колдун) + несет) + Богатыря (133, с. 115).

Основываясь на концепции Н.И. Жинкина о кодах внутренней речи, А.А. Леонтьев полагает, что характер (или «вид») кода программирования «может варьироваться в широких пределах, но наиболее типичным случаем является вторичный зрительный образ, возникающий на языковой основе» (119, с. 184).

Составление смысловой программы на этапе внутреннего программирования осуществляется на основе особого, весьма специфического кода внутренней речи.

«Кодом внутреннего программирования является предметно-схемный или предметно-изобразительный код по Н.И. Жинкину. Иначе говоря, в основе программирования лежит образ, которому приписывается некоторая смысловая характеристика. Эта смысловая характеристика и есть предикат к данному элементу. А вот что происходит дальше – зависит от того, какой компонент является для нас основным» (133, с.115).

Следующим этапом речепорождения является этап лексико-грамматического развертывания высказывания. Этот этап можно, по мнению АА. Леонтьева, соотнести с переходом от плана внутренней речи к семантическому плану (по Л.С. Выготскому). В рамках его выделяются, в свою очередь, нелинœейный и линœейный этапы лексико-грамматического структурирования.

Нелинœейный этап заключается в переводе составленной (смысловой) программы с субъективного (индивидуального) кода на объективный (общеупотребимый) языковой код, в «приписывании» семантическим единицам (смысловым элементам) «функциональной нагрузки», имеющей в своей основе грамматические характеристики. По АА Леонтьеву, данный процесс схематически можно представить следующим образом:

Основной операцией, реализующей данный подэтап, является операция отбора слов (реже – целых словосочетаний) для обозначения элементов смысловой программы – смысловых единиц субъективного кода. Выбор слов в процессе порождения речи, по А.А. Леонтьеву, определяется тремя группами факторов: ассоциативно – семантическими характеристиками слов, их звуковым обликом и субъективной вероятностной характеристикой (119, с. 186). В результате реализации нелинœейного этапа создается набор языковых единиц объективного кода, к примеру набор слов типа «Девочка / яблоко | красное / есть» .

«Линœейное развертывание» РВ состоит в его грамматическом структурировании – создании соответствующей грамматической конструкции предложения. При этом на основе выделœения «исходной» предикативной пары (субъект – предикат ), начинает осуществляться синтаксическое «прогнозирование» высказывания. Процесс грамматического структурирования включает:

– нахождение (выбор из имеющихся «эталонов») грамматической конструкции;

– определœение места элемента (выбранного по значению слова) в синтаксической структуре и наделœение его грамматическими характеристиками;

– выполнение роли, определяемой грамматической формой первого (или ключевого) слова, в словосочетании или предложении. К примеру, выполнение «грамматических обязательств», определяемых типом словосочетания (определяемое слово -» грамматическая форма определяемого слова; «стержневое» слово -» -» форма управляемого слова и т. п.).

Последовательным элементам создаваемого высказывания приписываются всœе недостающие им для полной языковой характеристики параметры: а) место в общей синтаксической схеме высказывания; б) «грамматические обязательства», т. е. конкретная морфологическая реализация места в общей схеме плюс грамматические признаки; в) полный набор семантических признаков; г) полный набор акустико-артикуляционных (или графических) признаков (133, с. 117) Наделœение слова (лексемы) грамматическими характеристиками предполагает выбор нужной словоформы из соответствующего ряда грамматических форм слова.

Данный этап завершается интеллектуальными операциями семантико-синтаксического «прогноза» соответствия подготовленного к реализации речевого высказывания его «целœевой установке» (другими словами, определяется, соответствует ли составленное речевое высказывание задачам речевой коммуникации). Составленный вариант речевого высказывания соотносится с его программой, общим «контекстом» речи и ситуацией речевого общения. Исходя из результатов такого анализа, субъектом РД принимается решение о переходе к завершающей фазе составления речевого высказывания – фазе его внешней реализации. Здесь возможны три варианта «решения»: решение о «запуске» РВ во внешнем плане, т. е. об его «озвучивании»; решение о внесении «корректив» в содержание или языковое оформление РВ и, наконец, – решение об отмене речевого действия. (К примеру, вариант реализации РД в диалогической форме, когда один из участников процесса общения, «подготовивший» за время восприятия речи собеседника уточняющий вопрос, вдруг неожиданно получает интересующую его информацию от своего партнера по диалогу. В этом случае его собственное высказывание «уточняющего характера» становится излишним.)

Заключительным этапом порождения речевого высказывания является этап его реализации «во внешнем плане» (во внешней речи). Этот этап осуществляется на основе целого ряда взаимосвязанных операций, обеспечивающих процесс фонации, звукообразования, воспроизведения последовательных звукосочетаний (слогов), операций продуцирования целых «семантических» звукокомплексов (слов), операций, обеспечивающих требуемую (в соответствии со смысловой программой и языковой нормой) ритмико-мелодическую и мелодико-интонационную организацию речи. Этот процесс осуществляется на основе реализации фонационной, артикуляционной, ритмико-слоговой и темпо-ритмической «автоматизированных» программ внешней реализации речи, в основе которых лежат соответствующие речепроизносительные навыки.

Как подчеркивает А.А. Леонтьев, представленная выше схема процесса речепорождения «в более или менее полном виде выступает в спонтанной (неподготовленной) устной монологической речи: в других видах речи она может редуцироваться или существенно изменяться – вплоть до включения первосигнальных (по И.П. Павлову) речевых реакций» (133, с. 113–114).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в основе предложенной А.А. Леонтьевым модели порождения речи лежит концептуальная идея «внутреннего программирования». Научные взгляды А.А. Леонтьева, как отмечает Т.В. Ахутина, во многом определили проведение целого ряда научных исследований отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме (13, 36, 90, 202 и др.).

На основе многочисленных экспериментальных данных и анализа теоретических исследований ведущих психолингвистов мира А.А. Леонтьевым была разработана целостная концепция о структуре акта речевой деятельности, центральное место в которой занимает модель порождения речевого высказывания.

По модели А.А. Леонтьева процесс порождения речевого высказывания включает пять последовательных, взаимосвязанных этапов (или «фаз»).

Исходным моментом («истоком») высказывания является мотив. Мотивация порождает речевую интенцию (намерение) – направленность сознания, воли, чувства индивида на какой-либо предмет (в нашем случае – на предмет речевой деятельности). «Исходным для всякого высказывания является мотив, т. е. потребность выразить, передать определенную информацию» (119, с. 41).

Рассматривая этот этап порождения речи, А.А. Леонтьев приводит весьма удачное, на его взгляд, определение Дж. Миллера – «образ результата». «На этом этапе говорящий имеет „Образ результата“, но еще не имеет Плана действия, которое он должен произвести, чтобы этот результат получить». По Б. Скиннеру, мотивом речевого высказывания может быть: требование (к выполнению определенного действия) или «манд», обращение информационного характера (сообщение) - «такт» и, наконец, – желание выразить в развернутой языковой форме (т. е. сформулировать) какую-либо мысль - «цепт» (327). Сам мотив при этом не имеет четко определенного смыслового содержания.

На следующем этапе порождения речевого высказывания мотив к речевому действию вызывает к жизни замысел, который, в свою очередь, «трансформируется» в обобщенную смысловую схему высказывания. Основываясь на теоретической концепции А.Р. Лурии, А.А. Леонтьев считает, что на этапе замысла впервые происходит выделение темы и ремы будущего высказывания и их дифференциация, т. е. определяется – о чем надо сказать (предмет высказывания или его тема) и что именно надо сказать об этом предмете (ситуации, факте, явлении окружающей действительности) – рема высказывания. На данной фазе порождения речи эти два основных структурно-семантических компонента высказывания «существуют» (и соответственно осознаются говорящим) «глобально», в т. н. симультанном, нерасчлененном виде (119, 120).

Следующий – ключевой этап порождения речи – этап внутреннего программирования. А.А. Леонтьевым было выдвинуто положение о внутреннем программировании высказывания, рассматриваемом как процесс построения некоторой смысловой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание. Такое программирование может быть двух типов: программирование отдельного конкретного высказывания и речевого целого (118, с.7).

Основываясь на взглядах Л.С. Выготского, касающихся психологического анализа процесса речи, А.А. Леонтьев считает, что при порождении отдельного РВ программирование заключается в двух взаимосвязанных процессах оперирования с единицами внутреннего (субъективного) кода. Сюда относится: а) приписывание этим единицам определенной смысловой нагрузки; б) построение функциональной иерархии этих единиц. Второй процесс составляет основу синтаксической организации будущего высказывания (119, с. 183).

Основными операциями, на основе которых реализуется данный этап построения речевого высказывания, являются:

– Операции определения основных смысловых элементов (смысловых «звеньев», или единиц) предметного содержания речевого высказывания. Эти элементы (в потенциально возможном их количестве) соответствуют реально существующим элементам (объектам) предметного содержания того фрагмента окружающей действительности, который должен быть отображен в данном речевом высказывании. В составе указанных операций очень важной является операция выбора тех единиц смыслового содержания (из числа всех возможных), которые «актуальны» для говорящего или пишущего в данной ситуации речевой коммуникации. Последнее, в свою очередь, определяется мотивами и целевой установкой речи первого субъекта речевой деятельности (говорящего или пишущего).

– Операция определения «иерархии» смысловых единиц в «контексте» будущего РВ, определение главного и второстепенного, «основного» и уточняющих моментов в содержании речевого высказывания. При этом важное значение имеет то, на чем сосредоточено внимание говорящего (например, на субъекте или объекте высказывания), каковы его установки на слушателя. «Внутренняя программа высказывания представляет собой иерархию пропозиций, лежащих в его основе. Эта иерархия формируется у говорящего на базе определенной стратегии ориентировки в описываемой ситуации, зависящей от „когнитивного веса“ того или иного компонента этой ситуации» (133, с. 114). Так, известный пример Л.С. Выготского: «Я видел сегодня, как мальчик в синей блузе и босиком бежал по улице» (45, с. 355) допускает различную интерпретацию высказывания в зависимости от того, что именно является для говорящего основным, а что – второстепенным.

– Операция определения последовательности отображения смысловых элементов в речевом высказывании.

Как указывает А.А. Леонтьев, возможны три основных типа процессов оперирования с «единицами» программирования. Во-первых, это операция включения, когда одна кодовая единица (образ) получает две или несколько функциональных характеристик разной «глубины». Например: (Кот + ученый) + ходит. Во-вторых, операция перечисления, когда одна кодовая единица получает характеристики одинаковой «глубины» (могучее + Племя + лихое). В-третьих, это операция сочленения, которая является частным случаем операции включения и возникает, когда функциональная характеристика относится одновременно к двум кодовым единицам: Колдун + (несет + (богатыря)) или ((колдун) + несет) + Богатыря (133, с. 115).

Основываясь на концепции Н.И. Жинкина о кодах внутренней речи, А.А. Леонтьев полагает, что характер (или «вид») кода программирования «может варьироваться в широких пределах, но наиболее типичным случаем является вторичный зрительный образ, возникающий на языковой основе» (119, с. 184).

Составление смысловой программы на этапе внутреннего программирования осуществляется на основе особого, весьма специфического кода внутренней речи.

«Кодом внутреннего программирования является предметно-схемный или предметно-изобразительный код по Н.И. Жинкину. Иначе говоря, в основе программирования лежит образ, которому приписывается некоторая смысловая характеристика. Эта смысловая характеристика и есть предикат к данному элементу. А вот что происходит дальше – зависит от того, какой компонент является для нас основным» (133, с.115).

Следующим этапом речепорождения является этап лексико-грамматического развертывания высказывания. Этот этап можно, по мнению АА. Леонтьева, соотнести с переходом от плана внутренней речи к семантическому плану (по Л.С. Выготскому). В рамках его выделяются, в свою очередь, нелинейный и линейный этапы лексико-грамматического структурирования.

Нелинейный этап заключается в переводе составленной (смысловой) программы с субъективного (индивидуального) кода на объективный (общеупотребимый) языковой код, в «приписывании» семантическим единицам (смысловым элементам) «функциональной нагрузки», имеющей в своей основе грамматические характеристики. По АА Леонтьеву, этот процесс схематически можно представить следующим образом:

Основной операцией, реализующей этот подэтап, является операция отбора слов (реже – целых словосочетаний) для обозначения элементов смысловой программы – смысловых единиц субъективного кода. Выбор слов в процессе порождения речи, по А.А. Леонтьеву, определяется тремя группами факторов: ассоциативно – семантическими характеристиками слов, их звуковым обликом и субъективной вероятностной характеристикой (119, с. 186). В результате реализации нелинейного этапа создается набор языковых единиц объективного кода, например набор слов типа «Девочка / яблоко | красное / есть» .

«Линейное развертывание» РВ состоит в его грамматическом структурировании – создании соответствующей грамматической конструкции предложения. При этом на основе выделения «исходной» предикативной пары (субъект – предикат ), начинает осуществляться синтаксическое «прогнозирование» высказывания. Процесс грамматического структурирования включает:

– нахождение (выбор из имеющихся «эталонов») грамматической конструкции;

– определение места элемента (выбранного по значению слова) в синтаксической структуре и наделение его грамматическими характеристиками;

– выполнение роли, определяемой грамматической формой первого (или ключевого) слова, в словосочетании или предложении. Например, выполнение «грамматических обязательств», определяемых типом словосочетания (определяемое слово -» грамматическая форма определяемого слова; «стержневое» слово -» -» форма управляемого слова и т. п.).

Последовательным элементам создаваемого высказывания приписываются все недостающие им для полной языковой характеристики параметры: а) место в общей синтаксической схеме высказывания; б) «грамматические обязательства», т. е. конкретная морфологическая реализация места в общей схеме плюс грамматические признаки; в) полный набор семантических признаков; г) полный набор акустико-артикуляционных (или графических) признаков (133, с. 117) Наделение слова (лексемы) грамматическими характеристиками предполагает выбор нужной словоформы из соответствующего ряда грамматических форм слова.

Данный этап завершается интеллектуальными операциями семантико-синтаксического «прогноза» соответствия подготовленного к реализации речевого высказывания его «целевой установке» (другими словами, определяется, соответствует ли составленное речевое высказывание задачам речевой коммуникации). Составленный вариант речевого высказывания соотносится с его программой, общим «контекстом» речи и ситуацией речевого общения. Исходя из результатов такого анализа, субъектом РД принимается решение о переходе к завершающей фазе составления речевого высказывания – фазе его внешней реализации. Здесь возможны три варианта «решения»: решение о «запуске» РВ во внешнем плане, т. е. об его «озвучивании»; решение о внесении «корректив» в содержание или языковое оформление РВ и, наконец, – решение об отмене речевого действия. (Например, вариант реализации РД в диалогической форме, когда один из участников процесса общения, «подготовивший» за время восприятия речи собеседника уточняющий вопрос, вдруг неожиданно получает интересующую его информацию от своего партнера по диалогу. В этом случае его собственное высказывание «уточняющего характера» становится излишним.)

Заключительным этапом порождения речевого высказывания является этап его реализации «во внешнем плане» (во внешней речи). Этот этап осуществляется на основе целого ряда взаимосвязанных операций, обеспечивающих процесс фонации, звукообразования, воспроизведения последовательных звукосочетаний (слогов), операций продуцирования целых «семантических» звукокомплексов (слов), операций, обеспечивающих требуемую (в соответствии со смысловой программой и языковой нормой) ритмико-мелодическую и мелодико-интонационную организацию речи. Этот процесс осуществляется на основе реализации фонационной, артикуляционной, ритмико-слоговой и темпо-ритмической «автоматизированных» программ внешней реализации речи, в основе которых лежат соответствующие речепроизносительные навыки.

Как подчеркивает А.А. Леонтьев, представленная выше схема процесса речепорождения «в более или менее полном виде выступает в спонтанной (неподготовленной) устной монологической речи: в других видах речи она может редуцироваться или существенно изменяться – вплоть до включения первосигнальных (по И.П. Павлову) речевых реакций» (133, с. 113–114).