В развитых странах в условиях рынка государственное страхование часто выступает как способ оказания содействия при ведении различных видов хозяйственной деятельности, защищая от особо опасных и специфических рисков (военные риски, особенно в военное время, атомные и космические риски, кредитные, инвестиционные риски) . В условиях государственной монополии на страхование (например, в СССР) существует только государственное страхование .
Под государственным страхованием (англ. national insurance ) в некоторых странах понимается также система формирования за счет налогов и страховых сборов специальных денежных фондов, предназначенных для финансирования пособий по безработице и болезни , а также государственных пенсий за выслугу лет .
Государственное страхование может осуществляться в обязательной и добровольной форме.
В СССР государственное страхование представляло собой систему союзно-республиканский органов (Управления государственного страхования союзных и автономных республик, краёв, областей, городские и районные страховые инспекции), предоставляющих страховую защиту населению, колхозам, кооперативам по единым правилам через Госстрах СССР .
Монополия государства на проведение страхования в Советском союзе была закреплена положением о Госстрахе СССР, утверждённом ЦИК и СНК СССР 18 сентября 1925 года.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Государственное Страхование Словарь бизнес-терминов
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ Юридический словарь
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ Юридическая энциклопедия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ - (National Insurance) Налоги/сборы в Великобритании в целях социального обеспечения, необходимые для создания фонда общенационального финансирования пособий по безработице и болезни, а также государственных пенсий за выслугу лет. Существует четыре … Финансовый словарь
государственное страхование - Налоги/сборы в Великобритании в целях социального обеспечения, необходимые для создания фонда общенационального финансирования пособий по безработице и болезни, а также государственных пенсий за выслугу лет. Существует четыре группы выплат: класс … Справочник технического переводчика
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ - 1) Форма существования государственной страховой монополии: абсолютной, когда государству в лице уполномоченной на то государственной страховой компании переданы исключительные права на проведение всех видов страхования; частичной, когда… … Экономика и страхование: Энциклопедический словарь
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ - форма страхования, при которой в качестве страховщика выступает государственная организация. В развитых индустриальных странах государственные страховые компании создаются для страхования особо опасных и специфических рисков (военные риски,… … Энциклопедический словарь экономики и права
государственное страхование - одна из организационных форм страхования, при которой в качестве страховщика выступает государственная организация. В развитых странах Г.с. охватывает особо опасные и специфические риски (военные риски, особенно в военное время, атомные и… … Большой юридический словарь
государственное страхование - см. страхование … Справочный коммерческий словарь
Государственное страхование экспортных кредитов - инструмент внешнеторговой политики, позволяющий регулировать объемы и географию экспортного кредитования. См. также: Страхование экспортных кредитов Государственное страхование Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
Рассмотрим систему государственного страхования на примере его обязательной формы.
Обязательное государственное страхование было создано с определённой целью - оказывать финансовую помощь застрахованным лицам, при наступлении страховых рисков. Ответственность за своевременное начисление и перечисление страховых взносов лежит на страхователях, с которыми застрахованные российские граждане состоят в трудовых отношениях.
При наступлении страхового случая застрахованному лицу необходимо обратиться в Фонд Соцстраха и документально подтвердить необходимость получения денежных средств от государства.
Главное предназначение государственного страхования заключается в социальном обеспечении людей, состоящих в трудовых взаимоотношениях со своими работодателями. При начислении заработной платы осуществляется удержание страховых взносов, которые перечисляются на расчётные счета фондов соцстраха в установленные законом сроки. Рассчитывать на помощь фондов Социального страхования трудоспособные российские граждане могут при наступлении страховых случаев, определённых Федеральным законом. На территории Российской Федерации государственное социальное страхование представляют:
Государственное социальное страхование формирует свою политику следующим образом:
В настоящее время в России действуют следующие виды гос. социального страхования:
На территории Российской Федерации действует:
Главные цели государственного социального страхования заключаются в следующем:
Субъектами государственного социального страхования являются:
В 2016 году работодатель уплачивает страховые взносы в размере 30 % от зарплаты работника:
Граждане Российской Федерации, попадающие под действие программы государственного социального страхования, могут получать помимо пенсий и надбавок и доплат к ним различные пособия:
Вступая в трудовые взаимоотношения с коммерческой организацией либо индивидуальным предпринимателем, российские граждане будут, в обязательном порядке, подлежать государственному социальному страхованию. С их заработной платы будет ежемесячно удерживаться единый социальный взнос, благодаря чему при наступлении страхового риска застрахованные лица смогут рассчитывать на помощь государства.
Социальное страхование объединяет группы людей, защищая не только застрахованных лиц, но и членов их семей, обеспечивая правовое урегулирование всех вопросов.
Благодаря такой государственной помощи российские граждане получили возможность реализовать свою свободу и ответственность.
В Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования» законодатель не только определяет данный вид страхования как систему мер, осуществляемых государством в целях компенсации гражданам различного рода социальных последствий, связанных с наступившими социальными страховыми рисками, но и отмечает необходимость государственного управления системой обязательного социального страхования. Государственное управление возлагается на Правительство Российской Федерации, которое создает страховщиков, осуществляющих обязательное социальное страхование.
Средства обязательного социального, страхования являются федеральной государственной собственностью, страховщики же осуществляют их оперативное управление.
Наряду с государственным контролем за системой обязательного страхования профсоюзы также имеют право на осуществление профсоюзного контроля за использованием средств обязательного социального страхования.
Государство гарантирует устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. Так, в случае нехватки в данной системе средств для социальных выплат Правительство страны должно при разработке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год предусмотреть дотации в размерах, позволяющих обеспечить необходимые выплаты по обязательному социальному страхованию. Одновременно законодательство предусматривает возможность вложения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования только под обязательства Правительства Российской Федерации.
Обязательную форму страхования отличают следующие 2 принципа:
Добровольное страхование -- это когда добровольно заключаются договорные отношения между страхователем (физическое или юридическое лицо) и страховщиком (страховая организация), при этом определяется защита имущественных интересов страхователя по факту происшествия оговоренных страховых случаев за счёт средств страховщика. Средства страховщика (страховые фонды) формируются за счёт страховых взносов, которые платят страхователи, и средств страховщика.
Виды добровольного страхования: страхование жизни; страхование от несчастных случаев медицинское страхование (непрерывное страхование здоровья); страхование здоровья на случай болезни; страхование железнодорожного транспорта; страхование наземного транспорта (кроме железнодорожного); страхование воздушного транспорта; страхование водного транспорта (морского внутреннего и других видов водного транспорта); страхование грузов и багажа (грузобагажа); страхование от пожаров и рисков стихийных явлений; страхование имущества (иного, чем предусмотрено пунктами 5 -- 9); страхование гражданской ответственности владельцев наземного транспорта (включая ответственность перевозчика); страхование ответственности владельцев воздушного транспорта (включая ответственность перевозчика); страхование ответственности владельцев водного транспорта (включая ответственность перевозчика); страхование ответственности перед третьими лицами (иначе, чем предусмотрена пунктами 12 -- 14); страхование кредитов (в том числе ответственности заемщика за не погашение кредита); страхование инвестиций; страхование финансовых рисков; страхование судебных расходов; страхование выданных гарантий (поручительство) и принятых гарантий; страхование медицинских расходов; другие виды добровольного страхования.
Таким образом, государственное страхование было создано с определённой целью - оказывать финансовую помощь застрахованным лицам, при наступлении страховых рисков. Ответственность за своевременное начисление и перечисление страховых взносов лежит на страхователях, с которыми застрахованные лица состоят в страховых отношениях.
Обязательное государственное страхование
Существо обязательного страхования состоит по сути в том, что специальные законодательные акты устанавливают обязанность осуществлять страхование для определенных лиц. Объектами обязательного страхования для этих лиц являются: жизнь, здоровье или имущество других, определенных в законе лиц, на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу, а также риски гражданской ответственности страховщиков, которая может на- ступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или вследствие нарушения договоров с другими лицами. Вместе с тем, установлена обязанность, в случаях, предусмотренных законом, юридических лиц, в чьем ведении или оперативном управлении находится имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью, осуществлять страхование этого имущества.
Обязательное страхование осуществляется как за счёт Федерального бюджета РФ и бюджетов субъектов Российской Федерации, так и за счёт самых страхователей. По мнению специалистов финансового права первая форма носит название обязательного государственного страхования, однако понятие ʼʼобязательное государственное страхованиеʼʼ намного шире и распространяется на все виды страхования, обязательные в силу закона (решения) представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Обязательное государственное страхование подразделяется на: обязательное личное и обязательное имущественное государственное страхование.
1. Обязательное личное государственное страхование установлено рядом законодательных актов для лиц, находящихся на государственной, в т.ч. и на военное службе. Оно распространяется на судей, работников прокурорского надзора, военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, сотрудников милиции, налоговой инспекции, на должностных лиц таможенных органов, на должностных лиц, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, на сотрудников кадрового состава органов внешней разведки. Обязательное личное страхование осуществляется за счёт средств, выделяемых из бюджетов министерствам, федеральными службами и агентствами, которые выступают в роли страхователей. Так, военнослужащие внутренних войск, судьи, прокурорские работники подлежат страхованию за счёт Федерального бюджета͵ сотрудники милиции - за счёт соответствующих бюджетов и средств, поступающих в специальные фонды на базе договоров от учреждений и организаций, которые пользуются услугами милиции.
При обязательном государственном личном страховании страховыми случаями для лиц гражданских ведомств - судей, прокурорских работников, чиновников налоговой инспекции являются: гибель (смерть) застрахованного лица, причинение телесных повреждений разной степени тяжести, исключающих и не исключающих возможность заниматься профессиональной деятельностью.
Правовой базой обязательного личного государственного страхования является комплекс законодательных актов, принятых в разное время за последние годы. Нормы об обязательном страховании включались в закон ʼʼО милицииʼʼ, закон ʼʼО прокуратуреʼʼ, закон ʼʼО внешней разведкеʼʼ и т.д. В каждом отдельном случае в конкретных законах определялись объекты и субъекты обязательного страхования, порядок заключения договоров, система финансирования расходов на обязательное государственное страхование. Важно отметить, что в принципе эти юридические конструкции имеют много общего, так как регулируют сходные правоотношения.
Размеры всех выплат по обязательному личному государственному страхованию установлены соответствующими законодательными актами. Так, к примеру, в случае гибели сотрудника налоговой инспекции, сотрудника милиции или прокурорского работника, в случае если она произошла в период работы, или после увольнения, или ухода в отставку и наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, полученного в связи с исполнением служебных обязанностей, наследникам выплачивается денежная сумма в размере 10-летнего содержания умершего. В аналогичной ситуации наследникам умершего судьи выплачивается сумма в размере его 15-летней заработной платы 1 . В тех случаях, когда сотруднику милиции или налоговой полиции причинено увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им служебных обязанностей и результатом этого стала утрата возможности заниматься профессиональной деятельностью, пострадавшему выплачивается страховая сумма (пособие) в размере 5-летнего денежного содержания. В такой же ситуации судья получает пособие в размере 3-летней заработной платы.
В соответствии с Федеральным закон ʼʼОб обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полицииʼʼ. Закон вступил в действие с 1 июля 1998 года. Данный акт регламентирует обязательное страхование самой многочисленной категории лиц, подлежащих государственному страхованию, и его принятие способствовало совершенствованию правового регулирования и правоприменение в данной сфере.
Объектом страхования являются жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном страховании лиц. Названные объекты подлежат страхованию со дня начала службы по день ее окончания.
Страховыми случаями являются: гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения службы или заболевания, полученные в данный период, а также установление застрахованному лицу инвалидности вследствие увечья или заболевания, полученных в означенный период.
Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию помимо застрахованных лиц, в случае их гибели (смерти), являются супруг (супруга), состоящий (состоящая) на день гибели застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним; родители или усыновители застрахованного лица, а в случае их отсутствия у него -дедушка и бабушка, в случае если они воспитывали и содержали его не менее трех лет, отчим и мачеха - при условии, в случае если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет. Кроме того, выгодоприобретателями являются дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста͵ если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в образовательных учреждениях до окончания обучения или до достижения 23 лет.
Страхователями по обязательному государственному страхованию являются федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, военные сборы и служба.
Страховщиками по данному страхованию выступают страховые организации, получившие лицензию в установленном законом порядке. При этом имеются особые условия для получения таких лицензий. К означенной страховой деятельности допускаются страховые организации, уставный капитал которых сформирован без участия иностранных инвестиций и которые функционируют как страховщики в области личного страхования не менее одного года.
Размеры страховых сумм военнослужащим и приравненным к ним по страхованию лицам, а в случае их гибели (смерти) выгодоприобретателям определяются исходя из месячного денежного содержания застрахованных. Тяжесть последствий страхового случая определяет параметры выплат, выраженные в окладах месячного денежного содержания.
В случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения службы, военных сборов или до истечения одного года после увольнения со службы или после окончания сборов в результате увечья или заболеваний, полученных в период прохождения службы, каждому выгодоприобретателю выплачивается страховая сумма в размере 25 окладов застрахованного лица.
В случае установления застрахованному лицу инвалидности по тем же основаниям и в те же сроки страховые суммы, выплачиваемые застрахованному лицу, соответственно составляют для инвалида I группы - 75 окладов, II группы - 50 окладов и III группы - 25 окладов.
Закон точно устанавливает основания освобождения страховщика от выплаты страховой суммы. Это ситуации, когда страховой случай наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, признанного судом общественно опасным, когда страховой случай находился в установленной судом прямой причинной связи с опьянением застрахованного лица, и наконец, когда страховой случай явился результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью и самоубийства. Из последней позиции закон предусматривает существенное исключение. В случае если смерть последовала в результате самоубийства застрахованного лица, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ находилось на службе, военной службе не менее двух лет, страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы.
2.Обязательное личное государственное страхование установлено также для лиц, пострадавших от радиационных аварий на объектах гражданского и военного назначения, пострадавших при испытании атомного и термоядерного оружия, от экологических и иных чрезвычайных катастроф . К примеру, все граждане Российской Федерации, пострадавшие от радиационного воздействия вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежат государственному страхованию личности. Размер страхового возмещения соответствует 200-кратной сумме установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда на день выплаты возмещения. Страховым случаем при этом считается заболевание застрахованного, установление ему группы инвалидности или смерть, последовавшие вследствие Чернобыльской катастрофы. Все установленные в законе ʼʼО социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭСʼʼ, льготы, компенсации и страховые выплаты были распространены на лиц, пострадавших в результате радиационных аварий на других ядерных объектах как военного, так и гражданского назначения, а также персонала гражданской авиации и служебных пассажиров самолетов, выполнявших полеты с целью радиационной разведки и научных исследований в регионах ядерных испытаний, проводившихся в период с 1958 по 1990 гᴦ.
3. Обязательному государственному страхованию подлежат лица, проживающие и работающие в так называемых ʼʼзакрытых административно-территориальных образованияхʼʼ , ᴛ.ᴇ. населенных пунктах, находящихся в непосредственной близости от ядерных и других особо опасных предприятии и объектов и имеющих определенный статус. Страховыми случаями для застрахованных лиц является причинение ущерба имуществу, здоровью или смерть в результате воздействия каких-либо факторов при аварии на предприятии или объекте. Такое страхование предусмотрено в законе ʼʼО закрытом административно-территориальном образованииʼʼ.
4. Обязательному государственному страхованию подлежат лица, по роду своей работы осуществляющие оказание медицинской и психиатрической помощи, а также занятые проведением научных исследований по проблемам вирусологии и производством вирусных препаратов . Страховым случаем при этой разновидности страхования является инфицирование вирусом иммунодефицита человека при исполнении служебных обязанностей, инвалидности или смерти от последствий инфицирования.
5.Обязательному государственному страхованию подлежат лица, входящие в состав военизированной горноспасательной службы в транспортном строительстве . Страховой случай - увечье, инвалидность или смерть в связи с выполнением служебных обязанностей.
6. Такой вид обязательного страхования, как обязательное личное страхование пассажиров в пути , в принципе не относится к страхованию за счёт средств бюджета. Такое страхование осуществляется за счёт взносов страхователей. Подлежат страхованию от несчастных случаев пассажиры воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта. Не подлежат обязательному страхованию пассажиры всех видов транспорта международных сообщений, пассажиры внутригородских рейсов и переправ, автомобильного транспорта на городских маршрутах. Сумма страхового платежа включается в стоимость билета и, соответственно, уплачивается пассажиром, автоматически становящегося страхователем.
При этом эту специфическую форму страхования следует отнести к сфере обязательного государственного страхования, так как речь идет отчасти об использовании средств бюджета. Лица, пользующиеся правом бесплатного проезда, подлежат бесплатному обязательному страхованию за счёт бюджетных средств. Наличие подобных льгот и определило крайне важно сть включения данного вида страхования в обязательное государственное страхование. Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров - 120 минимальных размеров оплаты труда на момент приобретения проездных документов. Обязательное личное страхование пассажиров осуществляется посредством заключения договоров со страховщиками, в роли которых выступают страховые компании, имеющие лицензии на страховую деятельность.
7. Обязательному страхованию за счёт средств государственного медицинского учреждения подлежат доноры . Страховым случаем при этом является заражение донора инфекционным заболеванием при выполнении им донорской функции.
8. Вместе с тем, государство устанавливает порядок обязательного страхование конкретных видов деятельности
.
Эта разновидность страхования предусмотрена для обеспечения гарантий возмещения страхователями возможного ущерба, могущего быть причиненным третьим лицам в процессе деятельности страхователя. Так, все частные нотариусы обязаны заключать договоры страхования своей деятельности. Юридическое содержание данного вида страхования можно было бы квалифицировать как подобие страхованию ответственности. Точно так же обязательно по закону заключение договоров страхования своей деятельности для таможенных брокеров и таможенных перевозчиков, антикризисных управляющих и др.
Размещено на реф.рф
По своему юридическому содержанию к означенным видам обязательного страхования близко и обязательное страхование авто ответственности за дорожно-транспортные происшествия.
9. Отдельной отраслью обязательного государственного является страхование в банковской сфере : страхование вкладов физических лиц; защита интересов вкладчиков путем обязательного резервирования средств коммерческих банков на счетах ЦБ РФ и др.
10.Обязательное страхование имущества распространяется на конкретные виды имущества, прямо поименованные в нормативно-правовых актах. В первую очередь, федеральное и муниципальное имущества, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ сдается в аренду – за счёт средств арендатора.
Нормативно-правовая база обязательного страхования постоянно совершенствуется и распространяется на различные объекты – космические аппараты, жилье граждан, находящееся в личной собственности и т.д.
38. Правовое регулирование государственных (муниципальных) расходов: понятие; формы и способы осуществления государственных расходов
Государственные (муниципальные) расходы - это непрерывное использование государством или муниципальным образованием денежных средств из бюджетов, внебюджетных фондов и собственных средств унитарных предприятий и организаций на цели и объекты, определенные законами о бюджете, внебюджетных фондах, нормативными актами правительства, министерств, федеральных служб и агентств и уставами предприятий и организаций.
Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счёт бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
Государственные и муниципальные расходы реализуются из фондов:
‣‣‣ централизованных бюджетов различных уровней, государственных внебюджетных фондов;
‣‣‣ децентрализованных - фондов унитарных предприятий и организаций.
Государственные расходы реализуютсяна базе действующего законодательства в соответствии с финансово-плановыми нормативными актами, утверждаемыми компетентными органами. Органы федерального казначейства допускают только такие расходы, которые предусмотрены нормативными актами. Также обязательным требованием осуществления государственных расходов является включение их в утвержденный финансово-плановый документ: бюджет, смету или баланс.
Государственные расходы реализуются следующими способами, финансированием и путем предоставления ссуд и кредитов.
Обязательное государственное страхование - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Обязательное государственное страхование" 2017, 2018.
На сегодняшний день является одним из основополагающих пунктов в процессе создания благоприятных условий для жизни граждан.
Поскольку страховой бизнес является одним из самых капиталоемких и рисковых, то неудивительно, что компаниям легче удержаться на этом рынке, если в этих компаниях имеет свою долю государство, обеспечивающее большую стабильность.
К тому же ряд сфер страхования малопривлекательны для частных страховщиков ввиду малой рентабельности или сложных условий ведения деятельности. К таким сферам можно отнести страхование, например, сельскохозяйственных рисков. Дело в том, что российские аграрии зачастую не готовы позволить себе страхование по рыночным ставкам, и тогда государство приходит в эту сферу с льготными условиями. Такое страхование призвано скорее не извлечь максимальную прибыль, а стабилизировать ситуацию в экономике страны. По методам работы государственные страховые компании мало чем отличаются от частных.
Страхование производится за счет создания специального денежного фонда, который формируется за счет взносов его участников, а в случае наступления страхового случая выплата средств происходит через специализированную организацию. К сфере ответственности государственных компаний относится обязательное личное страхование пассажиров воздушного, водного и наземного транспорта. Любой гражданин, покупающий билет на поезд или самолет автоматически становится клиентом государственного страхователя, поскольку стоимость страховки включена в стоимость билета. К безусловным достоинствам государственного страхования помимо гарантированности выплаты при возникновении страхового случая можно также отнести более выгодные условия, которые страхователь может предоставить за счет масштаба системы.
К тому же государство нередко предоставляет страхование на льготных целому ряду лиц. Еще один специфический вид страхования, предоставляемый государством – страхование вкладов. Можно сказать, что эта услуга оказывается бесплатно. Единственным условием является открытие вклада в любом банке, участвующем в системе страхования вкладов. В случае признания банка неплатежеспособным его клиент гарантированно получит 100% от суммы вклада, но не более 700 тысяч рублей. Такая мера позволяет стимулировать население активно вкладывать средства и позитивно влияет на темпы роста экономики. Только государственное страхование может работать в условиях, когда извлечь прибыль заведомо невозможно. Выплаты по безработице – тоже своеобразная форма государственной страховки.
Пособие, выплачиваемое, гражданам, потерявшим работу, позволяет тем не чувствовать себя брошенными и спокойно искать себе новую работу. В большинстве развитых стран система пособий сегодня обладает огромными ресурсами. В данной ситуации государственное страхование призвано стабилизировать обстановку в обществе. Разумеется, частный бизнес не имеет достаточных ресурсов, а главное заинтересованности для того, чтобы выполнять эти функции. Конечно, многие государственные компании ведут прибыльную деятельность и умеют грамотно инвестировать средства. Но главной их задачей является обеспечение стабильного развития государство в целом, независимо от рентабельности этой деятельности.
№ п/п | Категории граждан | Нормативная база |
1 | Военнослужащие и граждане, призванные на сборы | Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 20 июля 2004 г.) |
2 | Военнослужащие внутренних войск | Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 июня, 7 ноября 2000 г., 7 мая 2002 г., 10 января 30 июня, 11 ноября 2003 г.) |
3 | Сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; сотрудники органов уголовно-исполнительной системы | Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации*".Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» (с изм. и доп. от 21 июля 1998 г., 25 июля 2002 г., 30 июня, 7 июля 2003 г., 21 июня 2004 г.) |
4 | Сотрудники Государственной налоговой службы | Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (с изм. и доп. от 24 июня, 2 июля 1992 г., 25 февраля 1993 г., 13 июня 1996 г., 16 ноября 1997 г., 8 июля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 22 мая 2003 г., 29 июня 2004 г.) |
5 | Работники Государственной противопожарной службы | Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изм. и доп. от 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24января 1998 г., 7 ноября, 27 декабря 2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 10 мая, 29 июня 2004 г.) |
6 | Прокуроры и следователи | Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп. от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г.) |
Продолжение табл. 16.2
№ п/п | Категории граждан | Нормативная база |
7 | Судьи, народные заседатели, присяжные заседатели, судебные исполнители, должностные лица правоохранительных органов | Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (с изм. и доп. от 7 ноября 2000 г., 29 июня 2004 г.) |
8 | Рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов | Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. |
9 | Спасатели | Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (с изм. и доп. от 5, 7 августа, 7 ноября 2000 г., 11 ноября 2003 г.) |
10 | Должностные лица таможенных органов | Таможенный кодекс Российской Федерации от
|
11 | Депутаты Совета Федерации и Государственной Думы | Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп. от 12 марта, 15 августа 1996 г., 5 июля 1999 г., 12 февраля, 4 августа 2001 г., 9, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 23 декабря 2003 г., 22 апреля, 19 июня 2004 г.) |
12 | Работники ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения и командированные на данные объекты, граждане, проживающие или проходящие военную службу в пределах зон наблюдения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения | Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (с изм. и доп. от 10 февраля 1997 г., 10 июля, 30 декабря 2001 г., 28 марта 2002 г., 11 ноября 2003 г.) |
13 | Сотрудники кадрового состава органов военной разведки | Федеральный закон «О военной разведке» от 10 января 1996 г. |
14 | Государственные инспекторы по охране государственных природных территорий | Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.) |
15 | Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу | Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-Ф3 «Об альтернативной гражданской службе» |
Окончание табл. 16.2
№ п/п | Категории граждан | Нормативная база |
16 | Медицинские, ветеринарные и иные работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи, а также работники организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающие больных туберкулезом сельскохозяйственных животных | Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» |
17 | Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий | Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» |
18 | Работники ведомственной охраны | Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» |
19 | Лица начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи | Федеральный закон от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» (с изм. и доп. от 3 декабря 1999 г., 27 ноября 2001 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г.) |
20 | Работники государственной и муниципальной систем здравоохранения, обеспечивающие диагностику и лечение ВИЧ-инфекции | Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30 марта 1995 г. |
21 | Члены экипажа судна (воздушного, морского, водного) на случай смерти и потери трудоспособности | Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (с изм. и доп. от 8 июля 1999 г., 22 августа, 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 21 марта 2005 г.) Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (с изм. и доп. от 26 мая 2001 г., 30 июня 2003 г., 2 ноября 2004 г.) Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ (с изм. и доп. от 5 апреля, 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г.) |
Риски и субъекты страхования | Виды страхования |
|||
Государственное социальное страхование | Обязательное страхование от несчастных случаев | Обязательное медицинское страхование | Обязательное пенсионное страхование |
|
Страхуемые социальные риски | Временная нетрудоспособность, инвалидность, смерть, материнство, безработица | Трудовое увечье, профессиональное заболевание | Получение медицинской помощи | Наступление старости, постоянная нетрудоспособность |
Страховщики | Фонд социального страхования РФ (ФСС) | Федеральный и территориальные фонды ОМС (ФОМС), страховые медицинские компании (СМО) | Пенсионный фонд РФ (ПФР) | |
Страхователи | Юридические лица; граждане, использующие наемный труд | Все хозяйствующие субъекты; местные органы исполнительной власти | Все хозяйствующие субъекты | |
Застрахованные | Наемные работники, их дети, некоторые категории неработающих | Наемные работники | Все население | Работающее население |
К социальным страховым рискам относятся: