Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Государственное страхование. Государственное страхование определенных категорий граждан Что такое государственное страхование

Государственное страхование. Государственное страхование определенных категорий граждан Что такое государственное страхование

В развитых странах в условиях рынка государственное страхование часто выступает как способ оказания содействия при ведении различных видов хозяйственной деятельности, защищая от особо опасных и специфических рисков (военные риски, особенно в военное время, атомные и космические риски, кредитные, инвестиционные риски) . В условиях государственной монополии на страхование (например, в СССР) существует только государственное страхование .

Под государственным страхованием (англ. national insurance ) в некоторых странах понимается также система формирования за счет налогов и страховых сборов специальных денежных фондов, предназначенных для финансирования пособий по безработице и болезни , а также государственных пенсий за выслугу лет .

Государственное страхование может осуществляться в обязательной и добровольной форме.

Государственное страхование в СССР

В СССР государственное страхование представляло собой систему союзно-республиканский органов (Управления государственного страхования союзных и автономных республик, краёв, областей, городские и районные страховые инспекции), предоставляющих страховую защиту населению, колхозам, кооперативам по единым правилам через Госстрах СССР .

Монополия государства на проведение страхования в Советском союзе была закреплена положением о Госстрахе СССР, утверждённом ЦИК и СНК СССР 18 сентября 1925 года.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Таврида (винодельческое предприятие)
  • Политическое устройство государства Сасанидов

Смотреть что такое "Государственное страхование" в других словарях:

    Государственное Страхование Словарь бизнес-терминов

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ Юридический словарь

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ Юридическая энциклопедия

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ - (National Insurance) Налоги/сборы в Великобритании в целях социального обеспечения, необходимые для создания фонда общенационального финансирования пособий по безработице и болезни, а также государственных пенсий за выслугу лет. Существует четыре … Финансовый словарь

    государственное страхование - Налоги/сборы в Великобритании в целях социального обеспечения, необходимые для создания фонда общенационального финансирования пособий по безработице и болезни, а также государственных пенсий за выслугу лет. Существует четыре группы выплат: класс … Справочник технического переводчика

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ - 1) Форма существования государственной страховой монополии: абсолютной, когда государству в лице уполномоченной на то государственной страховой компании переданы исключительные права на проведение всех видов страхования; частичной, когда… … Экономика и страхование: Энциклопедический словарь

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ - форма страхования, при которой в качестве страховщика выступает государственная организация. В развитых индустриальных странах государственные страховые компании создаются для страхования особо опасных и специфических рисков (военные риски,… … Энциклопедический словарь экономики и права

    государственное страхование - одна из организационных форм страхования, при которой в качестве страховщика выступает государственная организация. В развитых странах Г.с. охватывает особо опасные и специфические риски (военные риски, особенно в военное время, атомные и… … Большой юридический словарь

    государственное страхование - см. страхование … Справочный коммерческий словарь

    Государственное страхование экспортных кредитов - инструмент внешнеторговой политики, позволяющий регулировать объемы и географию экспортного кредитования. См. также: Страхование экспортных кредитов Государственное страхование Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Книги

  • Страхование: экономика, организация, управление. Том 2. , Учебник является базовым для подготовки магистров по программам, предполагающим обучение по вопросам экономики, организации и управления страховой деятельностью. В то же время он отвечает… Серия: Учебники экономического факультета СПбГУ Издатель: Экономика , Купить за 1552 руб
  • Государственное страхование лиц сельского состояния на случаи инвалидности и старости. Выпуск 69 , Никонов С.П. , В настоящей книге, написанной юристом С. П. Никоновым, предлагается проект введения государственного страхования по старости и инвалидности для крестьян в России начала XX века. Книга… Серия: Классика политэкономической мысли Издатель: URSS , Производитель:

Рассмотрим систему государственного страхования на примере его обязательной формы.

Обязательное государственное страхование было создано с определённой целью - оказывать финансовую помощь застрахованным лицам, при наступлении страховых рисков. Ответственность за своевременное начисление и перечисление страховых взносов лежит на страхователях, с которыми застрахованные российские граждане состоят в трудовых отношениях.

При наступлении страхового случая застрахованному лицу необходимо обратиться в Фонд Соцстраха и документально подтвердить необходимость получения денежных средств от государства.

Главное предназначение государственного страхования заключается в социальном обеспечении людей, состоящих в трудовых взаимоотношениях со своими работодателями. При начислении заработной платы осуществляется удержание страховых взносов, которые перечисляются на расчётные счета фондов соцстраха в установленные законом сроки. Рассчитывать на помощь фондов Социального страхования трудоспособные российские граждане могут при наступлении страховых случаев, определённых Федеральным законом. На территории Российской Федерации государственное социальное страхование представляют:

  • - Фонд Социального страхования;
  • - Пенсионный фонд;
  • - Фонд обязательного медицинского страхования.

Государственное социальное страхование формирует свою политику следующим образом:

  • - делает всё возможное, чтобы между государством застрахованными лицами и страхователями присутствовали партнёрские отношения;
  • - формирует и использует при необходимости различные целевые фонды;
  • - проводит профилактику социальных рисков;
  • - формирует фонды (и осуществляет их финансирование), денежные средства из которых покрывают текущие затраты, связанные с выплатой пособий; проводит работу, направленную на увеличения уровня жизни для всех категорий российских граждан, которые не являются участниками трудового процесса;
  • - проводит работу в системе воспроизводства трудовых ресурсов.

В настоящее время в России действуют следующие виды гос. социального страхования:

  • - по временной утрате застрахованным лицом трудоспособности;
  • - по медицинскому страхованию;
  • - от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • - по пенсионному страхованию российских граждан, состоящих в трудовых взаимоотношениях со страхователями.

На территории Российской Федерации действует:

  • - Добровольное страхование. В этом виде социального страхования могут принимать участие, как застрахованные лица, так и страховщики, а также российские граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой. В качестве страховщиков могут выступать негосударственные страховые компании, в связи с чем, государство не несёт ответственность за проведение расчётов между ними и застрахованными лицами.
  • - Обязательное страхование. Участниками данного вида страхования являются все российские граждане (кроме неработающих инвалидов и лиц, находящихся в местах лишения свободы), которые работают в отрасли образования, а также на основании: трудовых соглашений, договоров, по которым выполняются работы или оказываются услуги.

Главные цели государственного социального страхования заключаются в следующем:

  • - обеспечить надёжную защиту российским гражданам (застрахованным лицам);
  • - создание условий (как правовых, так и экономических) для физических лиц, состоящих в трудовых взаимоотношениях с коммерческими организациями и Индивидуальными предпринимателями, а также для граждан РФ, самостоятельно обеспечивающих себя работой для того, чтобы они могли заслужить свои страховые права;
  • - создание механизмов (управленческих, организационных и правовых), обеспечивающих учёт страховых взносов, выплат пособий, пенсий и других материальных поощрений; информирование плательщиков страховых взносов и лиц, претендующих на получение пособий, о правилах начисления страховых взносов, а также понятие их прав и обязанностей.

Субъектами государственного социального страхования являются:

  • - застрахованные лица. К этой категории относятся российские граждане, которые состоят в трудовых взаимоотношениях с работодателями (государственным предприятием, коммерческой компанией, индивидуальным предпринимателем);
  • - страхователи. Эта категория включает в себя юридических и физических лиц, обеспечивающих работой граждан, проживающих на территории Российской Федерации;
  • - страховщики. В эту категорию входят все органы, осуществляющие государственное социальное страхование.

В 2016 году работодатель уплачивает страховые взносы в размере 30 % от зарплаты работника:

  • - Пенсионный фонд (ПФР) -- 22 %;
  • - Фонд медицинского страхования (ФФОМС) -- 5,1 %;
  • - Фонд социального страхования (ФСС) -- 2,9 %.
  • - страхование от несчастных случаев, полученных на производстве - от 0,2% до 8,5%. государственный страхование вклад работодатель

Граждане Российской Федерации, попадающие под действие программы государственного социального страхования, могут получать помимо пенсий и надбавок и доплат к ним различные пособия:

  • - выплачиваемые в связи с потерей работы;
  • - выделяемые на погребение;
  • - выделяемые женщинам, становящимся на учёт по беременности (в российские медицинские учреждения);
  • - выплачиваемые при рождении детей; помощь семьям, у которых на воспитании есть несовершеннолетние дети, не достигшие полуторагодовалого возраста.

Вступая в трудовые взаимоотношения с коммерческой организацией либо индивидуальным предпринимателем, российские граждане будут, в обязательном порядке, подлежать государственному социальному страхованию. С их заработной платы будет ежемесячно удерживаться единый социальный взнос, благодаря чему при наступлении страхового риска застрахованные лица смогут рассчитывать на помощь государства.

Социальное страхование объединяет группы людей, защищая не только застрахованных лиц, но и членов их семей, обеспечивая правовое урегулирование всех вопросов.

Благодаря такой государственной помощи российские граждане получили возможность реализовать свою свободу и ответственность.

В Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования» законодатель не только определяет данный вид страхования как систему мер, осуществляемых государством в целях компенсации гражданам различного рода социальных последствий, связанных с наступившими социальными страховыми рисками, но и отмечает необходимость государственного управления системой обязательного социального страхования. Государственное управление возлагается на Правительство Российской Федерации, которое создает страховщиков, осуществляющих обязательное социальное страхование.

Средства обязательного социального, страхования являются федеральной государственной собственностью, страховщики же осуществляют их оперативное управление.

Наряду с государственным контролем за системой обязательного страхования профсоюзы также имеют право на осуществление профсоюзного контроля за использованием средств обязательного социального страхования.

Государство гарантирует устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. Так, в случае нехватки в данной системе средств для социальных выплат Правительство страны должно при разработке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год предусмотреть дотации в размерах, позволяющих обеспечить необходимые выплаты по обязательному социальному страхованию. Одновременно законодательство предусматривает возможность вложения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования только под обязательства Правительства Российской Федерации.

Обязательную форму страхования отличают следующие 2 принципа:

  • а) обязательное страхование устанавливается законом, согласно которому страховщик обязан застраховать соответствующие объекты, а страхователи - вносить причитающиеся страховые платежи. Закон предусматривает:
    • - перечень подлежащих обязательному страхованию объектов;
    • - объем страховой ответственности;
    • - уровень или нормы страхового обеспечения;
    • - порядок установления тарифных ставок или средние размеры этих ставок с предоставлением права их дифференциации на местах;
    • - периодичность внесения страховых платежей;
    • - основные права страховщиков и страхователей;
  • б) действие обязательного страхования независимо от внесения страховых платежей. В случаях, когда страхователь не уплатил причитающиеся страховые взносы, они взыскиваются в судебном порядке. В случае гибели или повреждения застрахованного имущества, не оплаченного страховыми взносами, страховое возмещение подлежит выплате с удержанием задолженности по страховым платежам. На не внесенные в срок страховые платежи начисляются пени.

Добровольное страхование -- это когда добровольно заключаются договорные отношения между страхователем (физическое или юридическое лицо) и страховщиком (страховая организация), при этом определяется защита имущественных интересов страхователя по факту происшествия оговоренных страховых случаев за счёт средств страховщика. Средства страховщика (страховые фонды) формируются за счёт страховых взносов, которые платят страхователи, и средств страховщика.

Виды добровольного страхования: страхование жизни; страхование от несчастных случаев медицинское страхование (непрерывное страхование здоровья); страхование здоровья на случай болезни; страхование железнодорожного транспорта; страхование наземного транспорта (кроме железнодорожного); страхование воздушного транспорта; страхование водного транспорта (морского внутреннего и других видов водного транспорта); страхование грузов и багажа (грузобагажа); страхование от пожаров и рисков стихийных явлений; страхование имущества (иного, чем предусмотрено пунктами 5 -- 9); страхование гражданской ответственности владельцев наземного транспорта (включая ответственность перевозчика); страхование ответственности владельцев воздушного транспорта (включая ответственность перевозчика); страхование ответственности владельцев водного транспорта (включая ответственность перевозчика); страхование ответственности перед третьими лицами (иначе, чем предусмотрена пунктами 12 -- 14); страхование кредитов (в том числе ответственности заемщика за не погашение кредита); страхование инвестиций; страхование финансовых рисков; страхование судебных расходов; страхование выданных гарантий (поручительство) и принятых гарантий; страхование медицинских расходов; другие виды добровольного страхования.

Таким образом, государственное страхование было создано с определённой целью - оказывать финансовую помощь застрахованным лицам, при наступлении страховых рисков. Ответственность за своевременное начисление и перечисление страховых взносов лежит на страхователях, с которыми застрахованные лица состоят в страховых отношениях.

Обязательное государственное страхование

Существо обязательного страхования состоит по сути в том, что специальные законодательные акты устанавливают обязанность осуществлять страхование для определœенных лиц. Объектами обязательного страхования для этих лиц являются: жизнь, здоровье или имущество других, определœенных в законе лиц, на случай причинœения вреда их жизни, здоровью или имуществу, а также риски гражданской ответственности страховщиков, которая может на- ступить вследствие причинœения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или вследствие нарушения договоров с другими лицами. Вместе с тем, установлена обязанность, в случаях, предусмотренных законом, юридических лиц, в чьем ведении или оперативном управлении находится имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью, осуществлять страхование этого имущества.

Обязательное страхование осуществляется как за счёт Федерального бюджета РФ и бюджетов субъектов Российской Федерации, так и за счёт самых страхователœей. По мнению специалистов финансового права первая форма носит название обяза­тельного государственного страхования, однако понятие ʼʼобязательное государственное страхованиеʼʼ намного шире и распространяется на всœе виды страхования, обязательные в силу закона (решения) представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Обязательное государственное страхование подразделяется на: обязательное личное и обязательное имущественное государственное страхование.

1. Обязательное личное государственное страхование установлено рядом законодательных актов для лиц, находящихся на государственной, в т.ч. и на военное службе. Оно распространяется на судей, работников прокурорского надзора, военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, сотрудников милиции, налоговой инспекции, на должностных лиц таможенных органов, на должностных лиц, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, на сотрудников кадрового состава органов внешней разведки. Обязательное личное страхование осуществляется за счёт средств, выде­ляемых из бюджетов министерствам, федеральными службами и агентствами, которые выступают в роли страхова­телœей. Так, военнослужащие внутренних войск, судьи, прокурорские работники подлежат страхованию за счёт Фе­дерального бюджета͵ сотрудники милиции - за счёт соответствующих бюджетов и средств, поступающих в специальные фонды на базе договоров от учреждений и орга­низаций, которые пользуются услугами милиции.

При обязательном государственном личном страховании страховыми случаями для лиц гражданских ведомств - судей, прокурорских работников, чиновников налоговой инспекции являются: гибель (смерть) застрахованного лица, при­чинœение телœесных повреждений разной степени тяжести, исключающих и не исключаю­щих возможность заниматься профессиональной деятельностью.

Правовой базой обязательного личного государственного страхования является комплекс законодательных актов, принятых в разное время за последние годы. Нормы об обязательном страховании включались в закон ʼʼО милицииʼʼ, закон ʼʼО прокуратуреʼʼ, за­кон ʼʼО внешней разведкеʼʼ и т.д. В каждом отдельном случае в конкретных законах опре­делялись объекты и субъекты обязательного страхования, порядок заключения догово­ров, система финансирования расходов на обязательное государственное страхование. Важно отметить, что в принципе эти юридические конструкции имеют много общего, так как регулируют сходные правоотношения.

Размеры всœех выплат по обязательному личному государственному страхованию установлены соответствующими законодательными актами. Так, к примеру, в случае ги­бели сотрудника налоговой инспекции, сотрудника милиции или прокурорского работ­ника, в случае если она произошла в период работы, или после увольнения, или ухода в отставку и наступила вследствие телœесных повреждений или иного повреждения здоровья, полу­ченного в связи с исполнением служебных обязанностей, наследникам выплачивается денежная сумма в размере 10-летнего содержания умершего. В аналогичной ситуации наследникам умершего судьи выплачивается сумма в размере его 15-летней заработной платы 1 . В тех случаях, когда сотруднику милиции или налоговой полиции причинœено увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им служебных обязанностей и результатом этого стала утрата возможности заниматься профессиональной деятельно­стью, пострадавшему выплачивается страховая сумма (пособие) в размере 5-летнего де­нежного содержания. В такой же ситуации судья получает пособие в размере 3-летней заработной платы.

В соответствии с Федеральным закон ʼʼОб обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граж­дан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полицииʼʼ. Закон вступил в действие с 1 июля 1998 года. Данный акт регламентирует обя­зательное страхование самой многочисленной категории лиц, подлежащих государст­венному страхованию, и его принятие способствовало совершенствованию правового ре­гулирования и правоприменение в данной сфере.

Объектом страхования являются жизнь и здоровье военнослужащих и приравнен­ных к ним в обязательном страховании лиц. Названные объекты подлежат страхованию со дня начала службы по день ее окончания.

Страховыми случаями являются: гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения службы или заболевания, полученные в данный период, а также установление застрахованному лицу инвалидности вследствие увечья или заболевания, полученных в означенный период.

Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию поми­мо застрахованных лиц, в случае их гибели (смерти), являются супруг (супруга), состоя­щий (состоящая) на день гибели застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним; родители или усыновители застрахованного лица, а в случае их отсутствия у него -дедушка и бабушка, в случае если они воспитывали и содержали его не менее трех лет, отчим и мачеха - при условии, в случае если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет. Кро­ме того, выгодоприобретателями являются дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста͵ если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в обра­зовательных учреждениях до окончания обучения или до достижения 23 лет.

Страхователями по обязательному государственному страхованию являются фе­деральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, военные сборы и служба.

Страховщиками по данному страхованию выступают страховые организации, по­лучившие лицензию в установленном законом порядке. При этом имеются особые усло­вия для получения таких лицензий. К означенной страховой деятельности допускаются страховые организации, уставный капитал которых сформирован без участия иностран­ных инвестиций и которые функционируют как страховщики в области личного страхо­вания не менее одного года.

Размеры страховых сумм военнослужащим и приравненным к ним по страхова­нию лицам, а в случае их гибели (смерти) выгодоприобретателям определяются исходя из месячного денежного содержания застрахованных. Тяжесть последствий страхового случая определяет параметры выплат, выраженные в окладах месячного денежного содержания.

В случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения службы, во­енных сборов или до истечения одного года после увольнения со службы или после окончания сборов в результате увечья или заболеваний, полученных в период прохожде­ния службы, каждому выгодоприобретателю выплачивается страховая сумма в размере 25 окладов застрахованного лица.

В случае установления застрахованному лицу инвалидности по тем же основаниям и в те же сроки страховые суммы, выплачиваемые застрахованному лицу, соответственно составляют для инвалида I группы - 75 окладов, II группы - 50 окладов и III группы - 25 окладов.

Закон точно устанавливает основания освобождения страховщика от выплаты страховой суммы. Это ситуации, когда страховой случай наступил вследствие соверше­ния застрахованным лицом деяния, признанного судом общественно опасным, когда страховой случай находился в установленной судом прямой причинной связи с опьяне­нием застрахованного лица, и наконец, когда страховой случай явился результатом дока­занного судом умышленного причинœения застрахованным лицом вреда своему здоровью и самоубийства. Из последней позиции закон предусматривает существенное исключе­ние. В случае если смерть последовала в результате самоубийства застрахованного лица, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ находилось на службе, военной службе не менее двух лет, страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы.

2.Обязательное личное государственное страхование установлено также для лиц, пострадавших от радиационных аварий на объектах гражданского и военного назначе­ния, пострадавших при испытании атомного и термоядерного оружия, от экологических и иных чрезвычайных катастроф . К примеру, всœе граждане Российской Федерации, пострадавшие от радиационного воздействия вследст­вие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежат государственному страхованию лич­ности. Размер страхового возмещения соответствует 200-кратной сумме установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда на день выплаты возмещения. Страховым случаем при этом считается заболевание застрахованного, установление ему группы инвалидности или смерть, последовавшие вследствие Чернобыльской катастро­фы. Все установленные в законе ʼʼО социальной защите граждан, подвергшихся воздей­ствию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭСʼʼ, льго­ты, компенсации и страховые выплаты были распространены на лиц, пострадавших в ре­зультате радиационных аварий на других ядерных объектах как военного, так и гражданского назначения, а также персонала гражданской авиации и служебных пасса­жиров самолетов, выполнявших полеты с целью радиационной разведки и научных ис­следований в регионах ядерных испытаний, проводившихся в период с 1958 по 1990 гᴦ.

3. Обязательному государственному страхованию подлежат лица, прожи­вающие и работающие в так называемых ʼʼзакрытых административно-территориальных образованияхʼʼ , ᴛ.ᴇ. населœенных пунктах, находящихся в непосредственной близости от ядерных и других особо опасных предприятии и объектов и имеющих определœенный ста­тус. Страховыми случаями для застрахованных лиц является причинœение ущерба имуще­ству, здоровью или смерть в результате воздействия каких-либо факторов при аварии на предприятии или объекте. Такое страхование предусмотрено в законе ʼʼО закрытом административно-территориальном образованииʼʼ.

4. Обязательному государственному страхованию подлежат лица, по роду своей работы осуществляющие оказание медицинской и психиатрической помощи, а также занятые проведением научных исследований по проблемам вирусологии и производ­ством вирусных препаратов . Страховым случаем при этой разновидности страхования является инфицирование вирусом иммунодефицита человека при исполнении служеб­ных обязанностей, инвалидности или смерти от последствий инфицирования.

5.Обязательному государственному страхованию подлежат лица, входящие в состав военизированной горноспасательной службы в транспортном строительстве . Страховой случай - увечье, инвалидность или смерть в связи с выполнением служебных обязанностей.

6. Такой вид обязательного страхования, как обязательное личное страхование пас­сажиров в пути , в принципе не относится к страхованию за счёт средств бюд­жета. Такое страхование осуществляется за счёт взносов страхователœей. Подлежат страхованию от несчастных случаев пассажиры воздушного, желœезнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта. Не подлежат обязательному страхованию пасса­жиры всœех видов транспорта международных сообщений, пассажиры внутригородских рейсов и переправ, автомобильного транспорта на городских маршрутах. Сумма страхового платежа включается в стоимость билета и, соответственно, уплачивается пассажи­ром, автоматически становящегося страхователœем.

При этом эту специфическую форму страхования следует отнести к сфере обязательного государственного страхования, так как речь идет отчасти об использовании средств бюджета. Лица, пользующиеся правом бесплатного проезда, подлежат бесплатному обяза­тельному страхованию за счёт бюджетных средств. Наличие подобных льгот и опреде­лило крайне важно сть включения данного вида страхования в обязательное государственное страхование. Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров - 120 мини­мальных размеров оплаты труда на момент приобретения проездных документов. Обязательное личное страхование пассажиров осуществляется посредством заключения договоров со страховщиками, в роли которых выступают страховые компании, имеющие лицензии на страховую деятельность.

7. Обязательному страхованию за счёт средств государственного медицинского учреждения подлежат доноры . Страховым случаем при этом является заражение донора инфекционным забо­леванием при выполнении им донорской функции.

8. Вместе с тем, государство устанавливает порядок обязательного страхование конкретных видов деятельности . Эта разновидность страхования предусмотрена для обеспечения гарантий возмещения страхователями воз­можного ущерба, могущего быть причинœенным третьим лицам в процессе деятельности страхователя. Так, всœе частные нотариусы обязаны заключать договоры страхования сво­ей деятельности. Юридическое содержание данного вида страхования можно было бы квалифицировать как подобие страхованию ответственности. Точно так же обязательно по закону заключение договоров страхования своей деятельности для таможенных бро­керов и таможенных перевозчиков, антикризисных управляющих и др.
Размещено на реф.рф
По своему юридическому содержанию к означенным видам обязательного страхования близко и обязательное страхование авто ответственности за дорожно-транспортные происшествия.

9. Отдельной отраслью обязательного государственного является страхование в банковской сфере : страхование вкладов физических лиц; защита интересов вкладчиков путем обязательного резервирования средств коммерческих банков на счетах ЦБ РФ и др.

10.Обязательное страхование имущества распространяется на конкретные виды имущества, прямо поименованные в нормативно-правовых актах. В первую очередь, федеральное и муниципальное имущества, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ сдается в аренду – за счёт средств арендатора.

Нормативно-правовая база обязательного страхования постоянно совершенствуется и распространяется на различные объекты – космические аппараты, жилье граждан, находящееся в личной собственности и т.д.

38. Правовое регулирование государственных (муниципальных) расходов: понятие; формы и способы осуществления государственных расходов

Государственные (муниципальные) расходы - это непрерывное использование государством или муниципальным образованием денежных средств из бюджетов, внебюджетных фондов и собственных средств унитарных предприятий и организаций на цели и объекты, определœенные законами о бюджете, внебюджетных фон­дах, нормативными актами правительства, министерств, федеральных служб и агентств и уставами предприятий и организаций.

Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансирова­нию за счёт бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Государственные и муниципальные расходы реализуются из фондов:

‣‣‣ централизованных бюджетов различных уровней, государственных вне­бюджетных фондов;

‣‣‣ децентрализованных - фондов унитарных предприятий и организаций.

Государственные расходы реализуютсяна базе действующего законо­дательства в соответствии с финансово-плановыми нормативными актами, утверждаемыми компетентными органами. Органы федерального казначейства допускают только такие расходы, которые предусмотрены нормативными актами. Также обяза­тельным требованием осуществления государственных расходов является вклю­чение их в утвержденный финансово-плановый документ: бюджет, смету или баланс.

Государственные расходы реализуются следующими способами, фи­нансированием и путем предоставления ссуд и кредитов.

Обязательное государственное страхование - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Обязательное государственное страхование" 2017, 2018.

На сегодняшний день является одним из основополагающих пунктов в процессе создания благоприятных условий для жизни граждан.

Поскольку страховой бизнес является одним из самых капиталоемких и рисковых, то неудивительно, что компаниям легче удержаться на этом рынке, если в этих компаниях имеет свою долю государство, обеспечивающее большую стабильность.

К тому же ряд сфер страхования малопривлекательны для частных страховщиков ввиду малой рентабельности или сложных условий ведения деятельности. К таким сферам можно отнести страхование, например, сельскохозяйственных рисков. Дело в том, что российские аграрии зачастую не готовы позволить себе страхование по рыночным ставкам, и тогда государство приходит в эту сферу с льготными условиями. Такое страхование призвано скорее не извлечь максимальную прибыль, а стабилизировать ситуацию в экономике страны. По методам работы государственные страховые компании мало чем отличаются от частных.

Страхование производится за счет создания специального денежного фонда, который формируется за счет взносов его участников, а в случае наступления страхового случая выплата средств происходит через специализированную организацию. К сфере ответственности государственных компаний относится обязательное личное страхование пассажиров воздушного, водного и наземного транспорта. Любой гражданин, покупающий билет на поезд или самолет автоматически становится клиентом государственного страхователя, поскольку стоимость страховки включена в стоимость билета. К безусловным достоинствам государственного страхования помимо гарантированности выплаты при возникновении страхового случая можно также отнести более выгодные условия, которые страхователь может предоставить за счет масштаба системы.

К тому же государство нередко предоставляет страхование на льготных целому ряду лиц. Еще один специфический вид страхования, предоставляемый государством – страхование вкладов. Можно сказать, что эта услуга оказывается бесплатно. Единственным условием является открытие вклада в любом банке, участвующем в системе страхования вкладов. В случае признания банка неплатежеспособным его клиент гарантированно получит 100% от суммы вклада, но не более 700 тысяч рублей. Такая мера позволяет стимулировать население активно вкладывать средства и позитивно влияет на темпы роста экономики. Только государственное страхование может работать в условиях, когда извлечь прибыль заведомо невозможно. Выплаты по безработице – тоже своеобразная форма государственной страховки.

Пособие, выплачиваемое, гражданам, потерявшим работу, позволяет тем не чувствовать себя брошенными и спокойно искать себе новую работу. В большинстве развитых стран система пособий сегодня обладает огромными ресурсами. В данной ситуации государственное страхование призвано стабилизировать обстановку в обществе. Разумеется, частный бизнес не имеет достаточных ресурсов, а главное заинтересованности для того, чтобы выполнять эти функции. Конечно, многие государственные компании ведут прибыльную деятельность и умеют грамотно инвестировать средства. Но главной их задачей является обеспечение стабильного развития государство в целом, независимо от рентабельности этой деятельности.


Основным направлением обязательного личного страхования является государственное личное страхование определенных категорий
лиц. Его сущность заключается в комплексном покрытии различных общественно значимых страховых рисков и финансировании страхо вой защиты из средств государственного бюджета. В связи с этим в качестве страховщика выступает только государственная организация. Обязательное государственное страхование проводится с целью удовлетворения социальных интересов определенной группы граждан и представляет собой отношения по защите страховых интересов, связанных с жизнью, здоровьем и трудоспособностью застрахованных лиц, а также в отдельных случаях их имущества. Вопросы компенсации понесенного ущерба представляют общественный интерес, а в отдельных случаях и государственную значимость.
Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
К обязательному государственному личному страхованию определенных категорий физических лиц относятся следующие виды страхования:
  • страхование жизни, здоровья и имущества военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
  • страхование государственных служащих определенных категорий (лиц, занимающих государственные должности категорий «Б» и «В», депутатов, судей и др.);
  • страхование от риска радиационного воздействия;
  • страхование должностных лиц таможенных органов;
  • страхование пациентов, участвующих в клинических испытаниях лекарственных средств;
  • государственное медицинское страхование лиц, здоровью которых нанесен вред вследствие чернобыльской катастрофы (Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), Фонд социального страхования выполняет в данном случае только функцию кассы, средства же обеспечивает государственный бюджет;
  • государственное страхование медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систе\і ^здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью (ст. 64 Основ законодательства об охране здоровья граждан);
  • другие виды.
Категории граждан, подлежащие обязательному государственному страхованию, и соответствующая нормативная база представлены в табл. 16.2.
Таблица 16.2
Обязательное государственное страхование определенных категорий граждан в РФ

п/п
Категории граждан Нормативная база
1 Военнослужащие и граждане, призванные на сборы Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 20 июля 2004 г.)
2 Военнослужащие внутренних войск Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 июня, 7 ноября 2000 г., 7 мая 2002 г., 10 января 30 июня, 11 ноября 2003 г.)
3 Сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; сотрудники органов уголовно-исполнительной системы Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации*".Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» (с изм. и доп. от 21 июля 1998 г., 25 июля 2002 г., 30 июня, 7 июля 2003 г., 21 июня 2004 г.)
4 Сотрудники Государственной налоговой службы Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (с изм. и доп. от 24 июня, 2 июля 1992 г., 25 февраля 1993 г., 13 июня 1996 г., 16 ноября 1997 г., 8 июля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 22 мая 2003 г., 29 июня 2004 г.)
5 Работники Государственной противопожарной службы Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изм. и доп. от 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24января 1998 г., 7 ноября, 27 декабря 2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 10 мая, 29 июня 2004 г.)
6 Прокуроры и следователи Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп. от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г.)

Продолжение табл. 16.2


п/п
Категории граждан Нормативная база
7 Судьи, народные заседатели, присяжные заседатели, судебные исполнители, должностные лица правоохранительных органов Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (с изм. и доп. от 7 ноября 2000 г., 29 июня 2004 г.)
8 Рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г.
9 Спасатели Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (с изм. и доп. от 5, 7 августа, 7 ноября 2000 г., 11 ноября 2003 г.)
10 Должностные лица таможенных органов Таможенный кодекс Российской Федерации от
  1. мая 2003 г. № 61-ФЗ (с изм. и доп. от 23 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.)
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с изм. и доп. от 7 августа, 7 ноября 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 30 июня, 25 июля, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г.,
  1. июня 2004 г.)
11 Депутаты Совета Федерации и Государственной Думы Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп. от 12 марта, 15 августа 1996 г., 5 июля 1999 г., 12 февраля, 4 августа 2001 г., 9, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 23 декабря 2003 г., 22 апреля, 19 июня 2004 г.)
12 Работники ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения и командированные на данные объекты, граждане, проживающие или проходящие военную службу в пределах зон наблюдения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (с изм. и доп. от 10 февраля 1997 г., 10 июля, 30 декабря 2001 г., 28 марта 2002 г., 11 ноября 2003 г.)
13 Сотрудники кадрового состава органов военной разведки Федеральный закон «О военной разведке» от 10 января 1996 г.
14 Государственные инспекторы по охране государственных природных территорий Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.)
15 Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-Ф3 «Об альтернативной гражданской службе»

Окончание табл. 16.2


п/п
Категории граждан Нормативная база
16 Медицинские, ветеринарные и иные работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи, а также работники организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающие больных туберкулезом сельскохозяйственных животных Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»
17 Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»
18 Работники ведомственной охраны Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране»
19 Лица начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи Федеральный закон от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» (с изм. и доп. от 3 декабря 1999 г., 27 ноября 2001 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г.)
20 Работники государственной и муниципальной систем здравоохранения, обеспечивающие диагностику и лечение ВИЧ-инфекции Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30 марта 1995 г.
21 Члены экипажа судна (воздушного, морского, водного) на случай смерти и потери трудоспособности Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (с изм. и доп. от 8 июля 1999 г., 22 августа, 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 21 марта 2005 г.) Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (с изм. и доп. от 26 мая 2001 г., 30 июня 2003 г., 2 ноября 2004 г.)
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ (с изм. и доп. от 5 апреля, 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г.)

Условия страхования и конкретный порядок уплаты страховых выплат при наступлении страховых случаев для определенных категорий граждан, указанных в табл. 16.2, представлены подробно в Приложении 4. Так, комплексный характер обязательного государственного страхования проявляется в покрытии не только личностного ущерба, но и ущерба, нанесенного имуществу военнослужащих, сотрудников милиции, государственных служащих. Кроме того, обязательному страхованию подлежит гражданская ответственность персонала объектов космической инфраструктуры (п. 18, табл. 16.2) за нанесение вреда третьим лицам при исполнении служебных обязанностей.
  1. Содержание и проведение обязательного социального
страхования в РФ
Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, целью которой является предоставление компенсаций и гарантий гражданам при ухудшении материального и (или) социального их положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Основываясь на общепризнанных стандартах и нормах международного права, российская модель обязательного социального страхования (ОСС) построена в соответствии со следующими принципами, определяющими ее эффективность:
  • устойчивость финансовой системы ОСС на основе эквивалентности страховых выплат и страховых взносов;
  • госгарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных рисков;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов ОСС;
  • ответственность за целевое использование средств ОСС;
  • автономность финансовой системы ОСС.
Социальное страхование представляет собой страхование от социальных рисков, связанных с потерей работы, доходов, трудоспособности и наступлением старости. Оно имеет следующие характерные черты.
  1. Страховые риски, от последствий которых производится социальное страхование, имеют особый, социальный характер: крупномас- штабность, массовость, высокую значимость последствий. К важнейшим видам социальных страховых рисков относятся получение необходимой медицинской помощи, болезни, в том числе вследствие профессиональных, производственных травм, несчастных случаев и смерти.
  2. Размер страховых выплат имеет определенную зависимость от величины трудового вклада и продолжительности участия выгодоприобретателя (иных лиц с аналогичными функциями) в страховом правоотношении (например, в пенсионном обеспечении).
  3. Финансирование происходит из специальных внебюджетных фондов.
  4. Страховые организации имеют статус некоммерческих организаций.
  5. Фонды социального страхования, являясь составной частыб финансового рынка, довольно жестко регулируются государством, что проявляется:
  • в определении видов страховых фондов;
  • в порядке и источниках формирования средств фондов;
  • предназначением фондов;
  • областью их применения.
Фонды социального страхования формируются за счет субсидий государства, страховых взносов организаций и граждан на случай наступления определенного страхового события, приводящего к исключению (временному или постоянному) человека из трудового процесса. При этом доля средств работодателя выше доли средств, вносимых физическим лицом, т. е. для социального страхования характерен общественный принцип финансирования.
Состав и структура современной системы социального страхования в РФ
Обязательное социальное страхование в РФ включает 4 вида обязательного личного страхования, финансируемых за счет средств трех внебюджетных фондов (табл. 16.3).
Таблица 16.3

Риски и субъекты страхования

Виды страхования
Государственное
социальное
страхование
Обязательное страхование от несчастных случаев Обязательное
медицинское
страхование
Обязательное
пенсионное
страхование
Страхуемые социальные риски Временная нетрудоспособность, инвалидность, смерть, материнство, безработица Трудовое увечье, профессиональное заболевание Получение медицинской помощи Наступление старости, постоянная нетрудоспособность
Страховщики Фонд социального страхования РФ (ФСС) Федеральный и территориальные фонды ОМС (ФОМС), страховые медицинские компании (СМО) Пенсионный фонд РФ (ПФР)
Страхователи Юридические лица; граждане, использующие наемный труд Все хозяйствующие субъекты; местные органы исполнительной власти Все хозяйствующие субъекты
Застрахованные Наемные работники, их дети, некоторые категории неработающих Наемные работники Все население Работающее население

К социальным страховым рискам относятся:

  1. заболевания и болезни;
  2. временная нетрудоспособность;
  3. трудовое увечье и профессиональное заболевание;
  4. материнство;
  5. инвалидность;
  6. наступление старости;
  7. потеря кормильца;
  8. признание безработным;
  9. смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию являются:
  1. оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
  2. пенсия по старости;
  3. пенсия по инвалидности;
  4. пенсия по случаю потери кормильца;
  5. пособие по временной нетрудоспособности;
  6. пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
  7. пособие по беременности и родам;
  8. ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  9. пособие по безработице;
  10. единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  11. единовременное пособие при рождении ребенка;
  12. пособие на санаторно-курортное лечение;
  13. социальное пособие на погребение;
  14. оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Таким образом, обязательное социальное страхование в Российской Федерации осуществляется государством посредством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию негативных последствий изменения материального и социального положения субъектов страхования. Оно представляет собой элемент системы социальной защиты населения, входящий структурно в отрасль личного страхования и в институт обязательной формы страховых отношений.