Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Игровая программа посвященная бородинскому сражению сценарий. Внеклассное мероприятие «Бородинское сражение в истории и литературе. А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

Игровая программа посвященная бородинскому сражению сценарий. Внеклассное мероприятие «Бородинское сражение в истории и литературе. А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

Конспект классного часа «День Бородинского сражения» для 8 класса

Вешникова Елена Валерьевна, МБОУ «Южно-Александровская СОШ № 5» Иланского района Красноярского края
Время: 1 учебный час
Тема: Классный час «День Бородинского сражения» (8 кл.)
Цель: Систематизация знаний учащихся о бородинской битве как об одном из величайших сражений русской армии против иноземных захватчиков.
Задачи:
1.Образовательная: Систематизировать знания старшеклассников учащихся о бородинской битве как об одном из величайших сражений русской армии против иноземных захватчиков.
2. Развивающая: Развивать критическое мышление, речевые компетенции старшеклассников.
3. Воспитательная: воспитание патриотизма, любви к Родине.
Учебно-наглядный комплекс: ПК, мультимедиа проектор, экран, иллюстрации.
Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация.

Этапы занятия
1.Оргмомент.
2. Освоение нового материала.
3. Закрепление изученного материала.
4. Подведение итогов. Рефлексия.

Практическая значимость сценария классного часа: сценарий может быть рекомендован педагогам образовательных учреждений, студентам педколледжей, ВУЗов как источник информации при подготовке к классным часам, внеклассным мероприятиям по данной тематике.

Ход занятия
1.Оргмомент.
Организация внимания учащихся.

2. Освоение нового материала.
Ученик 1. Читает отрывок из произведения М. Ю. Лермонтова «Бородино»:
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые?
Да, говорят, еще какие!
Не даром помнит вся Россия

Про день Бородина!» (слайд 2) .
Учитель: Ребята, на уроках истории и литературы вы в разное время знакомились с военными действиями, датами, именами героев Отечественной войны 1812 г. Вспомните, каковы были причины войны, на чьей территории она проходила (учащиеся отвечают на вопрос учителя).
Ученик 1: На первом этапе Отечественной войны (с июня по сентябрь 1812 г.) русская армия с боями отступала от границ России до Москвы, дав перед Москвой Бородинское сражение.
Ученик 2:
Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 г. между русской армией под командованием генерала М. И. Голенищева-Кутузова и французской армией Наполеона I Бонапарта. Состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 г. у деревни Бородино, в 125 км на запад от Москвы.
8 сентября отмечается Днём воинской славы России (слайд 3) .
Ученик 1: В июне 1812 г наполеоновская армия вторглась в российские земли.
С начала вторжения французской армии на территорию Российской империи в июне 1812 г. русские войска постоянно отступали. Быстрое продвижение и подавляющее численное превосходство французов лишали главнокомандующего русской армии, генерала-от-инфантерии Барклая-де-Толли, возможности подготовить войска к сражению. Затянувшееся отступление вызвало общественное недовольство, поэтому император Александр I сместил Барклая-де-Толли и назначил главнокомандующим М. И. Кутузова (слайд 4) .
Ученик 2: 22 августа (3 сентября) русская армия, отступавшая от Смоленска, расположилась у села Бородина, где Кутузов решил дать генеральное сражение; откладывать его дальше было невозможно, т. к. император Александр I требовал от Кутузова остановить продвижение Наполеона к Москве (слайд 5) .
Учитель: 24 августа разгорелся ожесточенный бой в районе д. Шевардино. 11-тысячный отряд под командованием А. И. Горчакова с 36 орудиями, поддержанный частями 2-й гренадерской и 2-й сводно-гренадерской дивизий, был неоднократно атакован превосходящими силами противника. Со стороны Наполеона в этом бою участвовало около 40 тысяч человек при 186 орудиях.
До наступления темноты русские удерживали позицию у Шевардинского редута (редут - отдельно стоящее укрепление сомкнутого вида, как правило земляное, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны). Уже в ночи по приказу главнокомандующего генерал-лейтенант Горчаков отвел остатки своих войск к основной позиции у деревни Семеновское. Потери в этом бою с каждой стороны составили до 6 тысяч убитыми и ранеными (слайд 6-7) .
Ученик 1: Весь день 25 августа (6 сентября) войска обеих сторон готовились к предстоящему сражению.
Около 6 часов утра 26 августа началось знаменитое Бородинское сражение. Тысячи людей при нескончаемом грохоте 800 орудий сошлись в кровавом единоборстве.
«И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.»
(М. Ю. Лермонтов)
Около 9 ч. утра главнокомандующий 2-й Западной армией генерал П. И. Багратион получил тяжелое ранение, которое оказалось для него смертельным (слайд 8) .
Ученик 3:
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
(М. Ю. Лермонтов)
По состоянию на 18 час. русская армия прочно располагалась на бородинской позиции, а французским войскам ни на одном из направлений не удалось достигнуть решительного успеха (слайд 9-10) .
Ученик 1: В «битве гигантов» за 24–26 августа русская армия потеряла от 45 до 50 тыс. человек (прежде всего от массированного артиллерийского огня), а «Великая армия» – примерно 35 тыс.
М. И. Голенищев-Кутузов удостоился за Бородино чина генерал-фельдмаршала.
После Бородина русская армия, боевой дух которой окреп, быстро восстановила свои силы и была готова к изгнанию неприятеля из пределов России. «Великая» же «армия» Наполеона, наоборот, упала духом, потеряла прежнюю свою маневренность и способность побеждать (слайд 11) ..
3. Закрепление изученного материала.
Учитель:
-А теперь я предлагаю вам, ребята, викторину. Готовы? Итак, начинаем.
1. Бородинское сражение было в:
а) 1240 г.; б) 1812 г.; в) 988 г.; г) 1380 г.
2. В скольких километрах от Москвы находится село Бородино? (125) .
3. Продолжите поговорку: «Пришел Кутузов …..» (бить французов) .
4. Полководец и дипломат, в Отечественную войну 1812 г. главнокомандующий русской армией (М. И. Голенищев-Кутузов) .
5. Что такое редут? (редут - отдельно стоящее укрепление сомкнутого вида, как правило земляное, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны).
6. Кто правил Российской империей во время Отечественной войны 1812 г.? (Император Александр I) .
7. В каком из субъектов РФ есть город Бородино:
а) Смоленская область; б) Красноярский край;
в) Амурская область; г) Московская область?
8. М. И.Кутузов утверждал: «Перед сражением главное - …». Что? Вставьте пропущенное слово.
а) подкрепиться; б) выспаться;
в) помолиться; г) подумать.
9. Какому событию Отечественной войны 1812 г. посвящена картина А. Ю. Аверьянова:
а) Битва за Ватерлоо; б) Сражение за Смоленск;
в) Бой за Багратионовы флеши; г) Бой у Шевардино?
10. Кому в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» доверен рассказ о войне 1812 года:
а) старому солдату; б) полковнику;
в) партизану; г) известному историку?
Подведение итогов викторины.
Учитель:
-Ребята, а какие чувства, эмоции вызвал у вас просмотр презентации о Бородинском сражении? (учащиеся отвечают на вопрос учителя) .
- Можно ли утверждать, что поэт М. Ю. Лермонтов создал произведение «Бородино» – поэтический памятник русским солдатам? Какие качества русского характера воплотились в литературном памятнике?
– Какими вы видите защитников Отечества? Могут ли солдаты войны 1812 г. служить примером патриотизма для будущих поколений?
4. Подведение итогов. Рефлексия.

Презентация на тему: День Бородинского сражения русской армии

Первый ведущий: В Отечественную войну 1812 года народ России совершил великий подвиг. В борьбе против иностранных поработителей он не только отстоял честь, достоинство, свободу и национальную независимость своей Родины, но и спас от наполеоновского гнета многие народы Европы.

Чтец:

Какая честь, из рода в род

России, слава незабвенна,

Что ей избавлена вселенная

От новых Тамерлана орд!

О, росс! О доблестный народ,

Единственный, великодушный,

Великий, сильный, славой звучный,

Изящностью своих доброт!

По мышцам ты неутомимый,

По духу ты непобедимый,

По сердцу прост, по чувству добр,

Ты в счастье тих, в несчастье бодр,

Царю радушен, благороден,

В терпенье лишь себе подобен.

Красуйся ж и ликуй, герой,

Что в нынешнем ты страшном бедстве

В себе и всем твоем наследстве

Дал свету дух твой знать прямой!

(Г. Державин. Гимн лиро-эпический «На прогнание французов из Отечества». Отрывки.)

Второй ведущий: 12 июня 1812 года Наполеон напал на Россию без официального объявления войны. Он считал, что разгром России откроет ему путь к мировому господству. Русские войска начали отход, избегая крупных сражений с превосходящими силами врага.

Первый ведущий: 4-6 августа 1812 года произошло сражение за Смоленск. В ходе него доблестные русские войска сорвали план Наполеона: навязать русской армии генеральное сражение в невыгодных для нее условиях. 8 августа 1812 года состоялось решение о назначении главнокомандующим всеми войсками Михаила Илларионовича Кутузова.

На экране высвечивается портрет М. И. Кутузова. (Портрет может внести на сцену один из участников вечера.)

Одновременно исполняется солдатская песня «Солдатушки, браво, ребятушки»:

Солдатушки, браво, ребятушки,

Где же ваши деды?

Наши деды - славные победы,

Вот где наши деды!

Солдатушки, браво, ребятушки,

Где же ваши матки?

Наши матки - белые палатки,

Вот где наши матки!

Солдатушки, браво, ребятушки,

Где же ваши жены?

Наши жены - пушки заряжены,

Вот где наши жены!

Солдатушки, браво, ребятушки,

Где же ваши сестры?

Наши сестры - пики, сабли остры,

Вот где наши сестры!

Солдатушки, браво, ребятушки,

Где же ваши детки?

Наши детки - пули наши метки,

Вот где наши детки!

Солдатушки, браво, ребятушки,

Где же ваша хата?

Наша хата - лагерь супостата,

Вот где наша хата!

Второй ведущий: Имя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова неотделимо от истории Отечественной войны 1812 года. Именно в этот период великий русский полководец полностью проявил себя как стратег, как государственный деятель, возглавивший народную войну против иноземных захватчиков.

Ведущий рассказывает о жизненном пути и военной деятельности М. И. Кутузова.

Михаил Илларионович Кутузов. Военная деятельность Кутузова началась в 1765 году. С 1770 года он участвовал в походах против турок в армии фельдмаршала Румянцева. В июле 1774 года при штурме деревни Шумы близ Алушты Кутузов был ранен в голову, в результате чего его правый глаз перестал видеть. В 1776 году служил в Крыму под командованием А. В. Суворова. Очаков, Аккерман, Каушаны, Бендеры и, наконец штурм Измаила, после которого Суворов писал о нем: «...он шел на моем левом фланге, но был моей правой рукой».

С 1793 года Кутузов - посол в Константинополе, затем командующий войсками и флотом в Финляндии, литовский генерал-губернатор, генерал-губернатор Петербурга. В 1805 году командовал русскими войсками в войне против Наполеона в союзе с австрийскими войсками. В 1811 году - главнокомандующий в Бессарабии.

Бессмертен подвиг Кутузова в Отечественной войне 1812 года, о котором Пушкин писал:

... Когда народной веры глас

Воззвал к святой твоей седине:

« Иди, спасай». Ты встал - и спас...

Звучит начало Торжественной увертюры П. Чайковского «1812 год».

Чтец:

Раздался звук трубы военной,

Гремит сквозь бури бранный гром:

Народ, развратом воспоенный,

Грозит нам рабством и ярмом!

Текут толпы, корыстью гладны,

Ревут, как звери плотоядны,

Алкая пить в России кровь.

Идут, сердца их - жесткий камень,

В руках вращают меч и пламень

На гибель весей и градов!

Теперь ли нам дремать в покое,

России верные сыны!

Пойдем, сомкнемся в ратном строе,

Пойдем - и в ужасах войны

Друзьям, отечеству, народу

Отыщем славу и свободу

Иль все падем в родных полях!

Что лучше: жизнь - где узы плена,

Иль смерть - где русские знамена?

В героях быть или в рабах?

И всех, мне мнится, клятву внемлю:

Забав и радостей не знать,

Доколе враг святую землю

Престанет кровью обагрять!

Там друг зовет на битву друга,

Жена, рыдая, шлет супруга

И матерь в бой своих сынов!

Жених не мыслит о невесте,

И громче труб на поле чести

Зовет к отечеству любовь!

(Ф. Глинка. «Военная песнь», написанная в июле 1812 года. Отрывки.)

Звучит заключительная часть Торжественной увертюры П. Чайковского «1812 год».

Звуки музыки постепенно приглушаются, и на ее фоне идет текст.

Первый ведущий: Центральным событием Отечественной войны 1812 года явилось Бородинское сражение, в результате которого французской армии был нанесен такой удар, от которого она уже на смогла оправиться. Сражение на Бородинском поле предопределило разгром армии Наполеона. Их много, героев Бородина.

Гаснет свет. На экране высвечиваются поочередно портреты П. Багратиона, М. Барклая де Толли, Д. Дохтурова, А. Кутайсова, И. Дорохова, А. Ермолова, Д. Неверовского, Н. Раевского, А. Тучкова и других. (С портретами могут поочередно выходить участники вечера). Ведущие дают исторические справки о героях Отечественной войны.

Петр Иванович Багратион . «Багратион - лучший генерал русской армии», - говорил Наполеон. Участник штурма Очакова, Варшавы, Багратион проделал с Суворовым весь Итальянский поход, был его правой рукой. Знаменитый Швейцарский поход Суворова принес славу и Багратиону, проявившему героизм, хладнокровие, волю к победе. Войну 1812 года Багратион начал главнокомандующим 2-й Западной армией. После умело проведенного отхода, нанеся ряд поражений французам, Багратион соединился с армией Барклая. 26 августа на Бородинском поле Багратион совершил свой последний подвиг. На левом фланге русской армии у деревни Семеновской были построены земляные укрепления: багратионовы флеши. На них обрушился главный удар наполеоновской армии. Французские маршалы Даву, Ней, Жюно ничего не смогли сделать, чтобы сломить русские полки. Рукопашный бой шел с шести часов утра до полудня, после чего Багратион отдал приказ перейти в контратаку. Спустя несколько минут, он был ранен осколком ядра, раздробившим ему ногу. Через три недели Багратион скончался.

Михаил Богданович Барклай де Толли. Военную службу начал в 15 лет унтер-офицером. С января 1810 года - военный министр. С войны 1812 года - главнокомандующий 1-й Западной армией. 600-тысячной армии Наполеона противостояли 200 тысяч русских войск на границе. Барклай избрал единственно возможную тактику. Отступая и умело маневрируя, он стремился сконцентрировать русские войска, не дать Наполеону разбить их поодиночке. Эта стратегия не была понята патриотически настроенной армией. В августе 1812 года Барклай де Толли передал командование войсками М. И. Кутузову, оставшись во главе 1-й армии. Руководя правым флангом при Бородине, Барклай проявил редкостную храбрость. После смерти Кутузова в 1813 году вновь был назначен главнокомандующим. В сражениях под Бауценом, Кульмом, Лейпцигом, Бриенном, Бар-Сюр-Об, Фершампенуазе показал себя талантливым полководцем. Был произведен в фельдмаршалы, получил княжеский титул. Умер в 1818 году на 57-м году жизни.

Дмитрий Сергеевич Дохтуров. «...Один из отличнейших генералов, особенно заслуживший любовь и уважение всей армии», - так писал Кутузов о Дохтурове, награждая его за стойкость, мужество и самообладание, проявленные им во время аустерлицкого сражения в 1805 году. Участник русско-шведской войны 1788-1790 годов, а затем кампании 1805 года, Дохтуров ярко проявил себя во всех решающих событиях войны 1812 года. Командуя 6-м пехотным корпусом, он героически руководил обороной Смоленска. На поле Бородина сменил смертельно раненного Багратиона, а затем, командуя левым флангом русских войск, отбивал все атаки французов. Огромную роль сыграл Дохтуров в сражении 12 октября под Малоярославцем. Восемь раз город переходил из рук в руки, наконец, Наполеон был вынужден отвести свои войска.

Александр Иванович Кутайсов. Военная служба Кутайсова началась в 1805 году. Записанный в гвардию в 10 лет, в 22 года он был уже полковником, а затем генерал-майором. В 1812 году в 1-й армии Барклая де Толли Кутайсов командовал артиллерией. 26 августа, в день Бородинского сражения, начальник артиллерии объезжал батареи в самых опасных местах. После известия о ранении Багратиона Кутайсов вместе с Ермоловым, поехал выяснять обстановку. В своих «Записках» Ермолов пишет: «Граф Кутайсов, бывший со мною вместе, отделился вправо, где, встретивши часть нашей пехоты, повел ее на неприятеля, но пехота сия была обращена назад, а он не возвращался! Вскоре прибежала лошадь его, и окровавленное седло давало подозрение о его смерти». Так оборвалась жизнь талантливого военачальника.

Иван Семенович Дорохов. В начале Отечественной войны командовал авангардом в армии Барклая. Участвовал в боях под Смоленском. При Бородине отбросил смелой атакой французов от багратионовых флешей. После оставления Москвы, Дорохов командовал партизанским отрядом, состоявшим из драгунского, гусарского и трех казачьих полков. Нанеся врагу сильный урон, Дорохов возвратился к армии, захватив 1 500 пленных, из них 48 офицеров. Блестящей военной операцией Дорохова явился захват Вереи. Подойдя к городу скрытно ночью, Дорохов перед рассветом без единого выстрела ворвался в него, через полчаса занял полностью. В сражении под Малоярославцем был тяжело ранен в ногу. В начале 1815 года скончался в Туле.

Алексей Петрович Ермолов. Выдающийся военный и государственный деятель А. П. Ермолов начал свой воинский путь при Суворове в 1794 году. С начала войны 1812 года Ермолов был назначен начальником штаба 1-й армии Барклая де Толли. Во время Бородинского боя Кутузов послал Ермолова для укрепления левого фланга после ранения Багратиона. Ермолов отбил батарею, занятую французами, и руководил ею, пока не был контужен. Героически проявил себя в бою под Малоярославцем. Участвовал в бою при Бауцене, одержал победу при Кульме и командовал гренадерским корпусом при штурме Парижа. В 1816 году Ермолов был назначен главнокомандующим. Здесь показал себя не только полководцем, но и умным государственным деятелем. В 1827 году, по желанию Николая I, не доверявшего популярному среди декабристов генералу, Ермолов вышел в отставку.

Дмитрий Петрович Неверовский. Генерал-лейтенант Неверовский начал службу в 15 лет солдатом гвардейского Семеновского полка. В начале войны 1812 года во главе сформированной им 27-й пехотной дивизии присоединился к армии Багратиона. Во время наступления французов на Смоленск под селом Красным дивизия Неверовского отразила атаки во много раз превосходящих сил французов и, пройдя за ночь 40 километров, соединилась с корпусом Раевского. Неверовский сражался под Смоленском, Шевардином, Бородином. Его дивизия обороняла багратионовы флеши, участвовала в сражении под Малоярославцем, понесла большие потери и для вторичного укомплектования была оставлена в Вильно.

Николай Николаевич Раевский. В начале Отечественной войны Раевский - командир 7-го пехотного корпуса в армии Багратиона. Героически сражался у Салтановки с превосходящими силами французов. 4 августа 1812 года корпус Раевского целый день отражал атаки французов - сорвав тем самым план Наполеона взять Смоленск с ходу, - пока не был сменен корпусом Дохтурова. На Бородинском поле Раевский стоял в центре русских позиций. Знаменитая батарея Раевского вошла в историю. В дальнейшем ходе войны участвовал в сражении под Красным, в боях под Бауценом, Дрезденом и Лейпцигом. «Человек с ясным умом, с простой, прекрасной душой», - писал о Раевском Пушкин.

Александр Алексеевич Тучков (4-й). Из четырех братьев Тучковых, участвовавших в Отечественной войне, Александр был младшим. Тучков 4-й в 22 года был произведен в полковники. В 1807 году воевал под началом Багратиона, в 31 год стал генерал-майором. Войну 1812 года Тучков 4-й встретил командиром бригады, входившей в состав 3-го пехотного корпуса под командованием Н. А. Тучкова 1-го. Последним боем Александра Тучкова стало Бородино. У деревни Семеновской сражалась армия Багратиона. Посланная ей на помощь дивизия П. П. Коновницына, в которую входила бригада А. А. Тучкова, «с марша» вступила в бой. Под огнем французских ядер и картечи, стремясь увлечь солдат, Тучков бросился вперед со знаменем в руках и был сражен картечью.

Чтец:

Вы, чьи широкие шинели

Напоминали паруса,

Чьи шпоры весело звенели

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце вырезали след -

Очаровательные франты

Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли

Вы брали сердце и скалу,

Цари на каждом бранном поле

И на балу.

В одной невероятной скачке

Вы прожили свой краткий век,

И ваши кудри, ваши бачки...

Засыпал снег.

(М. Цветаева. Генералам 1812 года.)

Хор исполняет фрагменты «Солдатской песни 1812 года»:

По-старинному, по-суворовски,

Закричим «Ура!» и пойдем вперед.

На штыках пройдем силы вражие,

Перебьем мы их, переколем всех...

Второй ведущий: Среди героев Бородинского сражения можно назвать и много других имен: П. Витгенштейна, С. Волконского, Д. Голицына, П. Коновницына, Я. Кульнева, М. Милорадовича, Ф. Уварова и т.д. Но главным героем Отечественной войны 1812 года был Русский Солдат. Именно он вынес на своих плечах все тяготы небывалой до тех пор войны, выстоял и победил. О массовом героизме русских солдат и офицеров свидетельствуют наградные документы. Кутузов лично представил 44 офицеров к ордену Святого Георгия. Только в 1-й кирасирской дивизии были представлены к знаку отличия Военного ордена 243 человека, в 4-м резервном корпусе - 83 человека и в артиллерийских бригадах - 137 человек.

Первый ведущий: Нашествие Наполеона вызвало небывалый патриотический подъем в русском обществе. Всенародную борьбу с захватчиками вели представители всех слоев населения. Сохранилась память и о героинях той поры.

Участница войны 1812 года Надежда Дурова вызывала у современников удивление и восхищение. Она родилась в военной семье, с детства научилась великолепно владеть не только конем, но и оружием. Переодевшись в мундир, она несколько лет служила на военной службе в качестве офицера. «Кавалерист-девица» Дурова оставила «Записки», в которых рассказала свою историю. Она явилась прототипом ряда литературных героинь. «Записки» Дуровой получили одобрение Пушкина, восхищенного тем, «что нежные пальчики, некогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют и пером быстрым, живым и пламенным».

Второй ведущий: Огромную роль в Бородинском сражении сыграло партизанское движение. «Я был рожден для рокового 1812 года», - писал в автобиографии прославленный поэт-партизан Денис Васильевич Давыдов. Будучи подполковником Ахтырского гусарского полка он предложил Багратиону проект партизанской войны. Проект был одобрен Кутузовым, и 25 августа, накануне Бородинской битвы, Давыдов во главе отряда из пятидесяти гусар и восьмидесяти казаков направился в тыл врага. Успешные действия отряда Давыдова послужили примером для создания других партизанских отрядов.

Первый ведущий: Руководителем одного из самых крупных крестьянских отрядов был крепостной крестьянин села Павлово Богородского уезда (ныне Ногинский район Московской области) Герасим Курин. Во главе пяти тысяч пеших и пятисот конных партизан он вел бои с французами, захватывал обозы с оружием и продовольствием. За совершенные подвиги в войне 1812 года Герасим Курин был награжден солдатским Георгиевским крестом и медалью «За участие в Отечественной войне 1812 года».

Чтец:

Что Чесма, Рымник и Полтава?

Я, вспомня, леденею весь,

Там души волновала слава,

Отчаяние было здесь.

Безмолвно мы ряды сомкнули,

Гром грянул, завизжали пули,

Перекрестился я.

Мой пал товарищ, кровь лилася,

Душа от мщения тряслася,

И пуля смерти понеслася

Из моего ружья.

Марш, марш! пошли вперед, и боле

Уж я не помню ничего.

Шесть раз мы уступали поле

Врагу и брали у него.

Носились знамена, как тени,

Я спорил о могильной сени,

В дыму огонь блестел,

На пушки конница летала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Живые с мертвыми сравнялись,

И ночь холодная пришла,

И тех, которые остались,

Густою тьмою развела.

И батареи замолчали,

И барабаны застучали,

Противник отступил;

Но день достался нам дороже!

В душе сказав: помилуй боже!

На труп застывший, как на ложе,

Я голову склонил.

И крепко, крепко наши спали

В Отчизны роковую ночь.

Мои товарищи, вы пали!

Но этим не могли помочь.

Однако же в преданьях славы

Все громче Рымника, Полтавы

Гремит Бородино.

Скорей обманет глас пророчий,

Скорей небес погаснут очи,

Чем в памяти сынов полночи

Изгладится оно.

(М. Лермонтов. Поле Бородина. Отрывок.)

На экране демонстрируются кадры из кинофильма С. Бондарчука «Война и мир» - сцены сражения под Бородином.

Второй ведущий: Бородинское поле - священное место русской доблести и славы. За пятнадцать часов Бородинского сражения русская армия убедительно показала всему миру, на что способен русский народ, отстаивающий свою независимость.

Звучит «Богатырская симфония» из оперы С. Прокофьева «Война и мир».

Первый ведущий: На Бородинском поле Наполеон потерял убитыми и ранеными около 60 тысяч человек. Вечером 26 августа он приказал своим войскам отойти на исходный рубеж. Поле битвы осталось за русскими. Наполеон не достиг цели - разгрома русских армий. Великий полководец впервые не сумел одержать победу в генеральном сражении. «Из всех моих сражений, - говорил он, - самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Второй ведущий: Победа русского народа на Бородинском поле сыграла решающую роль в крушении мировой империи Наполеона. На этом поле зажглась звезда освобождения Европы от наполеоновского ига.

Чтец:

Где бы ты ни был, честный русский воин,

Помни: о тебе гремит молва,

Будь всегда носить в себе достоин

Гневный жар великого родства.

Бейся в схватках равных и неравных

До конца! Плати врагу сполна,

Помни, что ты правнук и праправнук

Доблестных солдат Бородина.

Исполняется несколько куплетов из песни «Бородино».

Первый ведущий: В годы Великой Отечественной войны история овеянного славой Бородинского поля пополнилась новыми яркими страницами. Осенью 1941 года, как и 130 лет назад, на Можайском направлении развернулись ожесточенные бои. Противник стремился по кратчайшему пути выйти к Москве. На историческом Бородинском поле стояли насмерть воины 32-й Краснознаменной стрелковой дивизии, которой командовал полковник В. Полосухин. Но противник, подбрасывая все новые и новые силы, 16 октября глубоко охватил фланги частей и большой группой танков вышел на тылы дивизии. За этот временный успех враг заплатил дорого. На Бородинском поле осталось лежать более 10 тысяч его солдат и офицеров, здесь было подбито свыше 100 немецких танков.

Второй ведущий: В ходе контрнаступления под Москвой полки 82-й стрелковой дивизии вышли на Бородинское поле. Враг отступал, бросая оружие, технику, раненых. Фашисты намеревались взорвать памятники русским воинам, отличившимся во время сражения на Бородинском поле в 1812 году. Однако наступление советских войск было настолько стремительным, что врагу не удалось выполнить свой коварный план. Военный обозреватель американского агентства Юнайтед Пресс Кимль писал: «История, очевидно, повторяется, разница заключается в том, что русские в 1942 году в отличие от своих предков в 1812 году изменили положение в свою пользу без потери своей столицы. Немцы отступают по той же самой дороге на Смоленск, по которой отступал Наполеон».

Чтец:

Любые боли пересилю,

И встану в строй,

И бой приму.

Но тронуть

Родину-Россию

Не дам и пальцем никому.

Она не то чтобы ранима,

И не обидчива она.

Ей после бурь необходима

На всех границах тишина.

Исполняются заключительные куплеты из песни «Бородино».

Классный час, посвященный Дню воинской славы России

Цели: расширить представление детей об Отечественной войне 1812 г.; формировать положительную нравственную оценку подвига во имя Родины, позитивное отношение к героическому прошлому России; побуждать детей к изучению военной истории России, к участию в патриотических акциях и мероприятиях.

Подготовительная работа с детьми: распределить роли среди детей: Наполеон, М. Кутузов, репортеры (2 ученика). Чтобы обеспечить всех участников текстами, достаточно сделать 1 ксерокопию соответствующих страниц сценария.

Оформление:

Выставить фотографии и картины с изображением русского поля, портреты Наполеона, М. Кутузова, картины В. Верещагина («На большой дороге. Отступление. Бегство», «В атаку», «Не замай, дай подойти!» и др.);

План классного часа

I. Вступительное слово «Русское поле».

II. Интерактивная беседа по теме «Гиганты на Бородинском поле».

III. Информационный блок «Наполеон и М. Кутузов - анкеты полководцев».

IV. Репортаж с поля боя:

1. Багратионовы флеши.

2. Батарея Раевского.

3. Чья победа?

V. Работа в группах по теме «Загадка русской души».

VI. Игра «Предсказание для Наполеона».

VII. Заключительное слово «Мемориал двух Отечественных».

VIII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово «Русское поле»

Классный руководитель. Русское поле... Привычный мирный пейзаж: холмы, перелески, белые церковки, речушки и озера, заросшие камышом, желтая нива, тихий перезвон кузнечиков и птиц.

А ведь когда-то многие русские поля были аренами крупнейших военных сражений...

Жестокое противостояние огромных масс вооруженных людей, крики и стоны, гром сотен орудий, огонь, дым, изрытая, исковерканная земля, окровавленная груда мертвых тел...

Каждая пядь этой мирной земли буквально полита кровью ее защитников. И бывает, что поле становится национальной гордостью народа, символом его величия.

На одном из таких полей мы сегодня побываем.

II. Интерактивная беседа по теме «Гиганты на Бородинском поле»

Классный руководитель. На этом поле два века назад развернулась битва, которую называли «битвой гигантов». А день этой битвы - 8 сентября - стал Днем воинской славы России. Как вы думаете, о какой битве будет идти речь?

(Дети высказывают свои предположения.)

Действительно, мы сегодня будем говорить о Бородинской битве. Какие же гиганты в ней участвовали? (Россия и Франция, М. Кутузов и Наполеон.)

Слово «гигант» имеет значение «великан». В чем же можно было увидеть величие этих двух стран к началу Отечественной войны 1812 г.? Примерные ответы детей:

Франция была самой передовой страной Европы, там свершилась революция, которая освободила людей.

Франция переживала подъем.

В армии Наполеона служили свободные люди, а не крепостные, как в армиях других стран.

В армии Наполеона каждый солдат мечтал стать генералом.

Наполеон не боялся продвигать талантливых людей, делать их военачальниками.

Во многих странах на солдат Наполеона смотрели как на спасителей от местных феодалов.

Классный руководитель. А что можно сказать о России?

Примерные ответы детей:

Россия была отсталой страной.

Только по территории можно было назвать ее великой.

Ее армия состояла из крепостных, из рабов.

В русской армии солдат должен был служить 25 лет, но он так и оставался крепостным.

Народ в России не имел никаких прав и свобод, почти все крестьяне были крепостными.

Классный руководитель. Гигантами называли и двух полководцев, которые стояли во главе обеих армий. Наполеон и М. Кутузов. Постараемся выяснить, справедливо ли это утверждение?

III. Информационный блок «Наполеон и Кутузов - анкеты полководцев»

Классный руководитель. Представим себе, что и Наполеону, и М. Кутузову приходится отвечать на вопросы анкеты.

За Наполеона нам сегодня будет отвечать (имя, фамилия).

(Ученик выходит к доске, становится в позу Наполеона.)

Ну а за М. Кутузова ответит (имя, фамилия).

(Ученик, исполняющий роль М. Кутузова, выходит к доске и садится на стул.)

Итак, анкета. Первый вопрос: возраст.

Наполеон. 43 года.

Кутузов. 67 лет.

Классный руководитель. Вопрос второй: происхождение.

Наполеон. Родился в семье мелкого корсиканского дворянина.

Кутузов. Принадлежу к старинному русскому дворянскому роду Голенищевых-Кутузовых.

Классный руководитель. Третий: образование и карьера.

Наполеон. Учился в Парижской военной академии. Потом самообразование - все свободное время проводил за книгами. Начинал службу во французской армии с чина младшего офицера, в 24 года стал генералом, а в 35 лет - императором Франции.

Кутузов. Окончил Дворянскую артиллерийскую школу, был учеником и соратником Суворова. Принимал участие в штурме Измаила, во многих битвах. Дважды был тяжело ранен. Прошел армейскую службу от капитана до генерал-фельдмаршала. Во время Отечественной войны был в опале. Но по требованию армии и народа за 2 недели до Бородинского сражения был назначен главнокомандующим русской армией.

Классный руководитель. Вопрос четвертый: отношение к солдатам.

Наполеон. Для меня солдаты - и свои, и чужие - это пешки на шахматной доске. Я, признаться, никогда не жалел о погибших. Да, мои войны буквально опустошили Францию и Европу. В результате этих войн погибли 1 млн 200 тыс. французов и 1,5 млн человек в других странах Европы. В Россию я ввел 600-тысячную армию, а вывел из России всего лишь 10 тыс. голодных, больных, обмороженных людей. Но тем не менее я никогда не сожалел о погибших.

Кутузов. Скажу откровенно: я берег солдат, предпочитал отступать. Даже Бородинское сражение я дал потому, что этого ждала русская армия. Помните, «мы долго, молча отступали, досадно было, боя ждали». И Москву я отдал, потому что хотел сохранить армию, солдат. Вот, получается, и сохранил - и армию, и Россию.

Классный руководитель. Отношение к власти и славе.

Наполеон. «Еще три года, и я господин всего света». Я стремился к мировому господству. Я упивался своей славой.

Кутузов. Я не стремился к власти и к чинам. И слава мне была не нужна. Главное для меня было освободить Россию от нашествия. И я выполнил свой долг до конца.

Классный руководитель. Итак, Наполеон и М. Кутузов - два гиганта - столкнулись на Бородинском поле. Наполеон находился в зените своей славы - вся Европа уже лежала у его ног. Он, сын мелкого дворянина, сделал головокружительную карьеру - вознесся на самую вершину власти, стал императором Франции. У него была лучшая армия Европы. Кроме французов в ней воевали итальянцы, немцы, поляки, швейцарцы, бельгийцы, голландцы, хорваты. Он мечтал о господстве над миром. Для этого он двинул свою армию к границам России.

Он был уверен в своей гениальности и в непобедимости и считал, что равного ему полководца в России нет. И в самом деле, он почти не встретил сопротивления. Русские отступали, не давая генерального сражения. И вот уже армия Наполеона стоит перед самой Москвой. Тут и назначен был главнокомандующим русской армией фельдмаршал М. Кутузов. Этого назначения требовал весь народ. Наполеон уже предвкушал победу, представляя, как эта дикая, отсталая страна будет восторженно приветствовать его. Но вместо этого произошло сражение, в ходе которого русские дрались не на жизнь, а на смерть. И это сражение буквально сломило моральный дух Наполеона и его армии.

IV. Репортаж с поля боя

Классный руководитель. Бородинское поле, 124 км до Москвы. Здесь в августе 1812 г. выстроились две армии. Силы были приблизительно равными (читает): русские - 112 тыс. солдат и 640 орудий; французы - 130 тыс. солдат и 587 орудий. Давайте мысленно перенесемся в тот день, 26 августа 1812 г., когда над Бородинским полем прогремели первые залпы исторического сражения. Репортаж с поля боя проведут (имена, фамилии).

Багратионовы флеши

Репортер 1. Ранним утром с первыми залпами орудий началось кровопролитное сражение. Главный удар французов был направлен на левый фланг русских. Им командовал любимый ученик А. Суворова, любимец солдат генерал П. Багратион. Его солдаты защищали специальные укрепления, которые назвали Багратионовы флеши.

Наполеон восемь раз бросал на штурм этих флешей свои лучшие полки. Но каждый раз атаки были отбиты. Последняя атака длилась целый час! Русские дрались врукопашную. В самой гуще наших войск находился генерал П. Багратион. В этом бою он был смертельно ранен. Багратионовы флеши стоили наполеоновским войскам очень дорого: историки назвали их «могилой французской пехоты».

Батарея Раевского

Репортер 2. Одновременно с левым флангом французы атаковали и центральную позицию русского войска. Это была Курганная высота. Она находилась в центре Бородинского поля. На этой высоте было построено укрепление - батарея Раевского. Это укрепление было ключом ко всей русской обороне.

Батарея Раевского напоминала настоящую крепость. Она была окружена земляной насыпью высотой полтора метра, перед насыпью был ров глубиной более двух метров. Также перед батареей была вырыта цепь волчьих ям для замедления движения атакующего противника. Все подходы к батарее Раевского простреливались перекрестным огнем. Оборону укрепления возглавил генерал Н. Раевский.

Три жестокие атаки пришлось отразить защитникам батареи. Во время третьей атаки Наполеон бросил на батарею все свои силы: пехоту, конницу, артиллерию. Но русские сражались с отчаянной храбростью и полным презрением к смерти, до последней капли крови. Французам все-таки удалось захватить батарею, но им достались лишь разбитые пушки да разрушенные укрепления.

Чья победа?

Репортер 1. Французы не узнавали своего императора. Война была его стихией. Но здесь, на Бородинском поле, он был мрачным, нерешительным, угрюмым. На его глазах гибли лучшие его полки и командиры, но победы все не было.

Репортер 2. Ночью бой затих, а наутро посчитали убитых и раненых. Потери были огромны. Армия Наполеона потеряла 50 тыс. человек. Потери русской армии достигали 44 тыс. человек.

Репортер 1. «Битвой гигантов» назвал это сражение Наполеон. Он говорил, что в битве под Москвой французы «показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми».

Репортер 2. На Бородинском поле Наполеон потерял половину своего войска, моральный дух французов был сломлен, а русские поверили в свою победу.

V. Работа в группах по теме «Загадка русской души»

Классный руководитель. Ребята, вы, наверное, слышали выражение «загадочная русская душа». Наполеон завоевал пол-Европы, разрушил старые феодальные государства. Везде народ встречал его как избавителя, который принес свободу и прогресс. Везде его армия пополнялась представителями завоеванных народов, которые готовы были умереть за императора Франции.

В том, что его также встретят в дикой, отсталой России, Наполеон не сомневался. Уж крестьянам-то он точно даровал бы освобождение от крепостной неволи! И вдруг такое бешеное, отчаянное сопротивление, такая потрясающая и необъяснимая для него храбрость. Половина русской армии полегла на Бородинском поле. Солдаты, офицеры, генералы, старые молодые бились до последней капли крови. А ведь у них были родные, матери, жены, дети, любимые. Невозможно с точки зрения здравого смысла и выгоды объяснить поступки русских людей во время Отечественной войны 1812 г. Давайте попробуем объяснить эту загадку русской души. Чтобы больше успеть разделимся на группы. Задания для групп записаны на доске.

Первая группа ответит на вопрос: «Почему эти загадочные русские солдаты и офицеры боролись и умирали на Бородинском поле вместо того, чтобы перейти в армию Наполеона и сделать там хорошую карьеру?»

Вторая группа найдет ответ на вопрос: «Почему загадочные русские крестьяне вместо того, чтобы приветствовать своего освободителя Наполеона, взяли топоры и вилы и пошли на незваных гостей, чтобы выдворить их из России?»

Третья группа ответит на вопрос: «Почему загадочные почетные граждане Москвы не пришли на поклон к Наполеону и не предложили ему ключей от столицы, как это было во всех завоеванных им странах?»

Четвертая группа даст ответ на вопрос: «Почему эти загадочные жители Москвы оставили город, бросили дома, хозяйство, ценные вещи? Ведь они могли бы, как жители всех завоеванных Наполеоном столиц, неплохо заработать на армии завоевателей - предоставлять им квартиры, продукты, вино, развлечения?»

Примерные ответы детей...

Первой группы:

Они помнили завет Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля».

Они не хотели, чтобы ими командовали французы - это было унизительно.

У них была своя национальная гордость и достоинство.

Они хотели доказать, что русский солдат непобедим.

Солдаты и офицеры выполняли свой воинский долг - ведь они давали присягу царю.

Второй группы:

Французы разорили их дома, грабили, вели себя как захватчики. И крестьяне решили им отомстить, когда французы бежали из Москвы по той же дороге.

Французы несли в Россию чужую культуру, крестьяне не хотели ее принимать.

Для крестьян французы были прежде всего захватчиками. А с захватчиками на Руси всегда поступали одинаково - прогоняли.

Они были патриотами, любили свою землю, защищали ее, как их деды и прадеды.

Третьей группы:

Никто не хотел покоряться Наполеону, унижаться перед ним. Все знали, что все равно его прогонят.

Дать ключи Наполеону, значит, предать своего царя, свою страну.

Почетные граждане Москвы были патриотами - любили Родину.

Четвертой группы:

Они были патриотами. Любовь к Родине для них была важнее денежной выгоды.

Москвичи были уверены, что Наполеона прогонят и они вернутся в свои дома.

Если бы кто-то остался ради денег, его бы все презирали.

Остаться в Москве было равносильно предательству.

Если бы они остались, солдаты Наполеона смогли бы зимовать в Москве, а без жителей солдаты быстро одичали, и Наполеон понял, что нужно им побыстрее убираться из России.

Классный руководитель. Сейчас Россия переживает нелегкие времена. Есть люди, которые с завистью глядят на Европу и говорят, что если бы мы в 1941 г. сдались фашистам, мы бы тоже жили как Германия. Как вы думаете, что бы ответили им участники Бородинского сражения?

Примерные ответы детей:

Эти люди просто не любят своей страны. Их нельзя назвать патриотами.

Те, кто сдался, были бы рабами у фашистов, остальные были бы уничтожены в концлагерях.

Не нужно завидовать другим странам, нужно наводить порядок у себя дома.

Никогда Россия не сдавалась, берите пример со своих предков.

Вы можете и сдаться, но умирать за свободу потом придется вашим детям и внукам.

VI. Игра «Предсказание для Наполеона»

Классный руководитель. В нашем репортаже мы оставили Наполеона на Бородинском поле в растерянности и размышлениях. Что принесла ему эта битва - победу или поражение? И что ждет его армию в этой загадочной северной стране? Тогда, 8 августа 1812 г., Наполеон ничего не знал. Если бы мы оказались там, мы бы так хорошо предсказали все последующие события - ведь не зря же мы учили историю.

Предлагаю вам поиграть в игру «Предсказание для Наполеона». Три команды (по рядам) попытаются составить прогноз для Наполеона. Нужно предсказать в хронологической последовательности события, которые с ним произойдут после Бородинского сражения. Победит команда, предсказавшая больше событий. Счет всем предсказаниям будет вести на доске (имя, фамилия).

(Ученик выходит к доске, чертит простую таблицу.)

Классный руководитель. А оценивать правильность прогнозов будет сам Наполеон. Он и решит, в какой команде лучшие знатоки истории.

(Ученик, играющий роль Наполеона, выходит к доске.)

Итак, слушаем ваши прогнозы.

(Учитель по очереди дает слово каждому ряду. Если у команды нет варианта, слово передается следующей команде.)

Примерные ответы детей:

Русская армия отступит и сдаст Москву.

Жители покинут столицу.

Наполеон будет стоять на Поклонной горе и ждать делегацию с ключами от Москвы.

Ключей он не дождется.

Его армия войдет в Москву и начнет грабить богатые дома.

В Москве запылают пожары,

Французская армия превратится в сброд.

Он будет предлагать М. Кутузову перемирие, но не получит ответа.

Он побоится зимовать в Москве и поведет свою армию на родину.

Ему не удастся повернуть на Калужскую дорогу, где есть продовольствие и свежие лошади.

Ему придется вести армию по Смоленской дороге, где деревни и села разорены его же солдатами.

На протяжении всего пути его армию будут преследовать партизаны.

По дороге французы будут бросать все, что награбили в Москве.

Его доблестные солдаты будут тысячами сдаваться в плен обыкновенным русским мужикам.

Российскую границу пересечет только 10 тыс. голодных, замерзших людей - это все, что осталось от 600-тысячной армии.

Против него восстанут все завоеванные им народы.

Он будет сослан, ненадолго вернет себе власть и бесславно закончит свои дни на острове в Атлантическом океане.

Классный руководитель. Все события перечислены. В какой же команде собрались лучшие знатоки истории?

(Наполеон называет команду.)

Спасибо командам за точный прогноз. Мне кажется, если бы Наполеон познакомился с вашим прогнозом в 1812 г., он бы ни за что не пошел на Россию.

VII. Заключительное слово «Мемориал двух Отечественных»

Классный руководитель. Сегодня мы говорили о Бородинском сражении. Бородинское поле - это не просто точка на географической карте, это священный уголок в сердце каждого патриота России. В сентябре 1941 г., когда фашисты рвались к Москве, здесь тоже стояли насмерть защитники столицы. Они повторили подвиг своих предков, задержав наступление врага. Бородинское поле, пропитанное кровью своих защитников, стало мемориалом двух Отечественных войн, примером героической связи поколений. В честь великого сражения на Бородинском поле издавна проводились военно-исторические праздники, а в наши дни в первое воскресенье сентября здесь ежегодно проводится военно-исторический фестиваль.

Со всех концов страны на фестиваль приезжают десятки тысяч участников. Они разыгрывают эпизоды Бородинской битвы, проводят интересные соревнования, конкурсы.

Цель этого фестиваля - увековечить память героев Бородина и возродить те духовные ценности, которые сделали возможной победу русского народа в Отечественной войне 1812 г.

VIII. Подведение итогов (рефлексий)

Классный руководитель. Какие чувства и мысли возникли у вас во время классного часа? Нужно ли нам знать о событиях давно минувших дней?

Примерные ответы детей:

Почувствовала гордость за своих предков, которые проучили французов.

Очень жалко было наших солдат и офицеров, которые погибали на Бородинском поле. Им так не хотелось умирать.

Возмущение. Наполеон захотел стать властелином мира, и сколько человеческих жизней он положил ради этой цели.

Уважение к памяти защитников России. Огромная благодарность.

О событиях прошлого нужно говорить, нужно изучать историю битв, чтобы понимать, какой ценой достался нам каждый кусочек земли в России.

Нужно знать историю войн, чтобы понять цену мирной жизни.

«Гроза двенадцатого года

Настала - кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский Бог?»

(А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»)

205 лет прошло с той поры, как был дан достойный отпор врагу, посягнувшему на честь и независимость России в отечественной войне 1812 года.

Это одна из самых героических страниц истории нашей родины. Победа русского народа над завоевателем, который считался величайшим военным гением мира (всемогущим и непобедимым), поразила воображение современников и поныне волнует их потомков, служит для одних - предметом гордости, для других - неразгаданной загадкой, для третьих - грозным предостережением: «Не ходи на Москву!»

Поэтому «гроза двенадцатого года» привлекала и вновь привлекает к себе внимание русских литераторов, художников, музыкантов.

«Русской Илиадой» называют литературные произведения, связанные этой тематикой, а это произведения – Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Толстого, Крылова, Рылеева, Тютчева и других. (В войне участвовали 30 русских писателей). Вспомним их произведения.

Начало войны.

В ночь на 24 июня 1812 года полумиллионная армия наполеона вторглась в Россию, переправившись через пограничную реку Неман. Этот эпизод войны отражён в стихотворении известного поэта середины 19 века Якова Полонского.

Я.Полонский «Переход через Неман» (1845?)

Вот Руси граница, вот Неман. Французы -
Наводят понтоны: работа кипит…
И с грохотом катятся медные пушки,
И стонет земля от копыт.

Надвинув свою треугольную шляпу,
Всё в том же походном своём сюртуке,
На белом коне проскакал император
С подзорной трубою в руке.

Чело его ясно, движенья спокойны,
В лице не видать сокровенных забот.
Коня на скаку осадил он, и видит -
За Неманом туча встаёт…

И, душу волнуя, предчувствие шепчет:
«Сомнёт знамена твои русский народ!»
«Вперёд! - говорят ему слава и гений. -
Вперёд, император! вперёд!»

И лик его бледен, движенья тревожны,
И шагом он едет, и молча глядит,
Как к Неману катятся медные пушки
И стонут мосты от копыт.

Как один человек встал русский народ для отражения неприятельского нашествия.

Вот что об этом говорит Пушкин.

А.С.Пушкин «Воспоминания в Царском Селе».(1814)

Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад:

Летят на дерзновенных

Сердца их мщеньем зажжены.

Пушкину в ту пору было 13 лет. В 1811 году он поступил в Царскосельский лицей. Позже, вспоминая о пережитой грозной поре, поэт обращался к своим лицейским друзьям.

А.С.Пушкин «Была пора: наш праздник молодой» (1836)

Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас…

Подъём и борьба русского народа с захватчиками.

Солдат Фанагорийского гренадёрского полка Никанор Остафьев в первый же месяц войны написал замечательную «Песню к русским воинам», наполненную глубокой верой в победу над врагом.

Братцы! Грудью послужите,
Гряньте бодро на врага
И вселенной докажите,
Сколько Русь вам дорога!

Посмотрите, подступает
К вам соломенный народ;
Бонапарте выпускает
Разных наций хилый сброд.
Не в одной они все вере,
С принужденьем все идут:
При чувствительной потере
На него же нападут.

Всем, наверно, дал он слово,
Что далеко к нам зайдет;
Знает, дома нездорово,
Дома также пропадет.
Мыслит: коль пришла невзгода,
Должно славу потерять,
Так от русского народа
Мне и смерть честней принять.

Братцы! Грудью послужите,
Гряньте бодро на врага
И вселенной докажите,
Сколько Русь вам дорога!

Вся Европа ожидает
Сей погибели его;
Бонапарта почитает
За злодея своего.
Ах, когда слух разнесется,
Что от нас сей враг исчез,
Слава русских вознесется
До превыспренних небес!

Под натиском превосходящих сил противника армии генералов Барклая де Толли и Багратиона отступали, завлекая французов в глубь России. Под Смоленском обе армии соединились и дали неприятелю первый крупный бой. О нём ярко повествует Л.Толстой в романе «Война и мир»

Л.Н.Толстой «Война и мир» часть 2, глава 25.

«Мы в первый раз дрались там за русскую землю, в войсках был такой дух, которого я не видел… мы 2 дня сряду отбивали французов и… этот успех удесятерил наши силы.»

Вскоре после Смоленского сражения был назначен новый главнокомандующий русскими войсками – Михаил Илларионович Кутузов. Его назначение было выражением воли всего народа.

Полководцы.

Генеральное сражение, определившее исход войны было дано 7.09.1812 года. Наполеон, вспоминая о нём много лет спустя, считал, что из всех его сражений самое ужасное то, которое он дал под Москвой.

Наиболее полно, точно, не только по достоверности изложенных фактов, но и по передаче мыслей и чувств русских воинов описаны события в стихотворении Лермонтова «Бородино», которое поэт написал к 25-летию Бородинского сражения.

М.Ю.Лермонтов «Бородино» (1837)

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»

«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали.
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена́, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!»

Бородинское сражение.

Обе стороны понесли в этом сражении огромные потери. На поле боя был смертельно ранен выдающийся русский полководец Багратион

Советский писатель В.Соловьёв в пьесе в стихах «Фельдмаршал Кутузов», написанной им незадолго до Великой Отечественной войны, вложил в уста умирающего героя такие слова.

В.Соловьёв «Фельдмаршал Кутузов»(1940)

Солдаты, мы сражались вместе,

Мы сотни верст прошли в пороховом дыму,

Отдайте всё, но Родины и чести,

Не отдавайте никому! Вперёд!

После Бородинской битвы, на Военном Совете в селе Фили под Москвой, Кутузов принял решение не рисковать армией и оставить Москву: «С потерей Москвы ещё не потеряна Россия. Приказываю отступать…»

Вступая в Москву, Наполеон ждал от неё покорности, символических ключей от города, как это было в других европейских государствах. Но Москва встретила его пожарами.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (1830)

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.

И эти же мысли и чувства о Москве, о её великом предназначении в борьбе с врагом выразил М.Ю.Лермонтов.

М.Ю.Лермонтов поэма «Сашка» (1833-1834)

Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
70 И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и - обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
75 Тебя пришлец: ты вздрогнул - он упал!
Вселенная замолкла... Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.

Великое предназначение Москвы.

У Лермонтова есть другое стихотворение, в котором поэт в фольклорно-аллегорических образах изображает борьбу русского народа с Наполеоном. Это стихотворение «Два великана»

М. Ю. Лермонтов «Два великана» (1832)

В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.

За горами, за долами
Уж гремел о нем рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.

И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец, -
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел - тряхнул главою...
Ахнул дерзкий - и упал!

Но упал он в дальнем море.
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.

Пребывание Наполеона в Москве, разбой и мародёрство его войск вскоре привели к разложению «великой армии», а пожар в Москве, охвативший огромную. Территорию сделал невыносимым положение французов.

Н.Соколов «Он» (1850)

Кипел, горел пожар московский,

Дым расстилался по реке.

На высоте стены кремлевской

Стоял Он в сером сюртуке.

Он видел огненное море.

Впервые полный мрачных дум,

Он в первый раз постигнул горе,

И содрогнулся гордый ум!

Зачем я шел к тебе, Россия,

В твои глубокие снега?

Здесь о ступени роковые

Споткнулась дерзкая нога!

Твоя обширная столица -

Последний шаг мечты моей,

Она - надежд моих гробница,

Погибшей славы - мавзолей.

Неоднократно обращался Наполеон из Москвы с предложением о мире, который был ему так необходим. Своего посла Лористона он напутствовал: «Я хочу мира, мне нужен мир, нужен во что бы то ни стало, спасайте только честь»

Но теперь уже Россия на это пойти не могла, и Наполеон либо не получал ответа вовсе, либо получал отрицательный ответ.

И.А. Крылов – известный баснописец не участвовал в боях, но как патриот на события 1812 года он откликнулся 7-ю замечательными баснями: «Ворона и Курица», «Щука и Кот» и другие. Лучшая из басен «Волк на псарне».

Собственноручно написанный текст басни. Крылов через жену Кутузова переслал самому фельдмаршалу, а тот после боёв прочёл басню собравшимся вокруг него офицерам и при словах «а я, приятель, сед» снял фуражку и тряхнул седой головой.

И.А.Крылов «Волк на псарне»

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор –
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!"–
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
"Огня! – кричат, – огня!" Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец, –
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: "Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я…" – "Послушай-ка, сосед, –
Тут ловчий* перервал в ответ, –
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой".

Отступление.

Наполеон вынужден был оставить Москву. Он пытается пробиться к Калуге, но, потерпев поражение под Малоярославцем, его армия растянулась, отступая по старой Смоленской дороге.

В те дни в рядах русского ополчения находился знаменитый поэт В.А.Жуковский. В начале октября 1812 года он написал стихотворение, исполненное высокой гражданственности и патриотизма, «Певец во стане русских воинов».

Поэт воспевал храбрость и мужество русских солдат и полководцев, называя такие прославленные имена, как Ермолов, Раевский, Коновницын. Платов… Он обращается с хвалебным словом к Кутузову.

В.А.Жуковский «Певец во стане русских воинов» (1812)

Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!
Как юный ратник, вихрь, и дождь,
И труд он делит с нами.
О сколь с израненным челом
Пред строем он прекрасен!
И сколь он хладен пред врагом
И сколь врагу ужасен!
О диво! се орел пронзил
Над ним небес равнины...
Могущий вождь главу склонил;
Ура! кричат дружины.

Партизаны.

На помощь армии пришло народное партизанское движение. Летучие отряды партизан создавались преимущественно крестьянами. Широко извнстными стали наводящие страх на врага имена Герасима Курина, Василисы Кожиной и др.

Это их имел в виду Л.Толстой.

Л.Н.Толстой «Война и мир»

«…Дубина народной войны поднялась со всей своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие».

Партизанские отряды формировались и офицерами кутузовской армии: прославленным поэтом – гусаром Д.Давыдовым, А.Н.Сеславиным, А.С.Фигнером и другими. Они совершали дерзкие набеги на французские тылы, нанося им ощутимый урон.

Об удали таких отрядов, о бесстрашии воинов – кавалеристов писал Д.Давыдов.

Д.Давыдов «Партизан» (1826)

Умолкнул бой. Ночная тень
Москвы окрестность покрывает;
Вдали Кутузова курень
Один, как звёздочка, сверкает.
Громада войск во тьме кипит,
И над пылающей Москвою
Багрово зарево лежит
Необозримой полосою.

И мчится тайною тропой
Воспрянувший с долины битвы
Наездников весёлый рой
На отдалённые ловитвы.
Как стая алчущих волков,
Они долинами витают:
То внемлют шороху, то вновь
Безмолвно рыскать продолжают.

Начальник, в бурке на плечах,
В косматой шапке кабардинской,
Горит в передовых рядах
Особой яростью воинской.
Сын белокаменной Москвы,
Но рано брошенный в тревоги,
Он жаждет сечи и молвы,
А там что будет - вольны боги!

Давно не знаем им покой,
Привет родни, взор девы нежный;
Его любовь - кровавый бой,
Родня - донцы, друг - конь надежный,
Он чрез стремнины, чрез холмы
Отважно всадника проносит,
То чутко шевелит ушми,
То фыркает, то удил просит.

Ещё их скок приметен был
На высях за преградной Нарой,
Златимых отблеском пожара,
Но скоро буйный рой за высь перекатил,
И скоро след его простыл…

О партизанских офицерских отрядах писал замечательный поэт – декабрист К.Ф.Рылеев.

К.Ф.Рылеев «Партизаны» (1824?)

В лесу дремучем на поляне
Отряд наездников сидит.
Окрестность вся в седом тумане;
Кругом осенний ветр шумит,
На тусклый месяц набегают
Порой густые облака;
Надулась черная река,
И молнии вдали сверкают.

Плащи навешаны шатром
На пиках, в глубь земли вонзенных;
Биваки в сумраке ночном
Вокруг костров воспламененных!
Средь них толпами удальцы:
Ахтырцы, бугцы и донцы.

Пируют всадники лихие,
Заботы трудны боевые,
Свершив отчаянный набег;
Но весел шумный их ночлег:
Живой беседой сокращают
Они друг другу час ночной,
Дела вождей страны родной
Воспоминаньем оживляют
И лес угрюмый и густой
Веселым пеньем пробуждают.

«Вкушает враг беспечный сон;
Но мы не спим, мы надзираем -
И вдруг на стан со всех сторон,
Как снег внезапный, налетаем.

В одно мгновенье враг разбит,
Врасплох застигнут удальцами,
И вслед за ними страх летит
С неутомимыми донцами.

Свершив набег, мы в лес густой
С добычей вражеской уходим
И там за чашей круговой
Минуты отдыха проводим.

Среди участников Отечественной войны 1812 года встречается имя мужественной женщины, Надежды Дуровой, которая, переодевшись в мужскую военную форму, добровольно отправилась на фронт и отважно сражалась с французами, не уступая мужчинам. Об этой «кавалерист – девице», как её называли, увлекательную пьесу «Давным – давно» написал советский драматург А.Гладков. (Позднее по этой пьесе был поставлен кинофильм «Гусарская баллада».

Итог войны.

Отступая, армия Наполеона таяла на глазах у императора от холода, голода и болезней, от сокрушительных ударов армии Кутузова и партизанских отрядов. Менее 30 тысяч французов добрели до западных рубежей России к концу 1812 года.

Это о них писал Лермонтов, используя рассказы очевидцев.

М.Ю.Лермонтов «Начало поэмы» (1839)

Жалок и печален
Исчезнувших пришельцев гордый след.
Вот сабель их рубцы, а их уж нет:
Один в бою упал на штык кровавый,
Другой - в слезах, без гроба и без славы.

Ужель никто из них не добежал
До рубежа отчизны драгоценной?
Нет, прах Кремля к подошвам их пристал,
И русский бог отмстил за храм священный...
Сердитый Кремль в огне их принимал
И проводил, пылая, светоч грозный...
Он озарил им путь в степи морозной -
И степь их поглотила, и о том,
Кто нам грозил и пленом и стыдом,
Кто над землей промчался, как комета,
Стал говорить с насмешкой голос света.

Отечественная война 1812 года – это событие. Значение которого выходит далеко за рамки своего времени. Это особый урок истории.

Г.Р.Державин в 1807 году, предостерегающе напоминал:

Был сей, был тот: их нет, а Рус?..

Всяк знай, мотай себе на ус!

Д.Давыдов в 1836 году, как бы предвидя сквозь даль времён 1945-й год писал:

«Ещё Россия не поднималась во весь свой исполинский рост, и горе её неприятелям, если она когда-нибудь подымется!»

Как мы уже убедились это событие получило широкое отражение в исторической науке, музыке, живописи, скульптуре и т.д. (в разных видах искусства). Но наиболее полно оно отразилось в русской литературе.

Поэты и писатели призывают в своих произведениях к единству. Сплочённости народа, указывают на победу в борьбе с иноземными захватчиками, на героическое прошлое России и свободное будущее.

Людмила Рыбакова

Л. Рыбакова "Уж постоим мы головою за Родину свою"

В 2017 году исполняется 205 лет со дня Победы русского народа в Отечественной войне

Предлагаем Вашему вниманию сценарий праздника,ставший итогом Проекта "Сей день пребудет вечным памятником". (Авторский Проект и сценарий праздника был опубликован в журнале "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения".-2011.-№9.-стр 50-57).

Действующие лица (все роли исполняют дети):

Ведущий - педагог

Наполеон

Гусары – пехота – мальчики подготовительной группы

Гусары – кавалеристы - мальчики подготовительной группы

Солдат с манифестом – мальчик подготовительной группы

Партизаны- крестьяне – мальчики старшей группы

Дамы – девочки старшей и подготовительной группы

Занавес закрыт. Стоит стол, свеча, на столе лежит Карта Мира.

Ведущий : 19 век… 1812 год…

Чем удивит? Что принесёт?

В тот год решил Наполеон все страны подчинить…

И вот готовится к войне…

(Выходит Наполеон – ребенок в одежде французского императора, подходит к карте, рассматривая ее, делает пометки)

НАПОЛЕОН : Да. Так тому и быть. Мне будет армия нужна:

Французской маловато. Возьму Германию, Италию

И вот они – солдаты!

Хочу Россию подчинить,

Хочу в Москву войти.


Всё я сумею, все смету преграды на пути! (Уходит)

Ведущий : Россия – мирная страна, войне никто не рад:

Крестьяне хлебушек растят,

Дворяне все на бал спешат,

Всё, впрочем, как всегда!

(Открывается Занавес. Сцена прерванного Бала: дамы и гусары).



ВИДЕОРЯД. Кадры из кинофильма «Гусарская баллада», сцена «Объявления войны».

Выходит солдат со свитком в руках.


СОЛДАТ : Русский император Александр I издал Манифест.

(читает): Попросил народ свой, ради чести,

В силу кровной мести

Отстоять Отчизну, отстоять страну

И Кутузова направил,

Чтоб войска он все возглавил

Так ответил на войну. (Закрывает свиток).

Нас войной не запугаешь,

Дух славянский не задавишь!

Гусары одевают кивера. Дамы, прощаясь с ними, машут платочками и уходят.

Выходит БАРАБАНЩИК. Марш Гусар, перестроения. Уходят.


Выходят Дамы, ведут между собой разговор:

1-я Дама: Нам в стороне стоять нельзя,

Смотрите, что скажу вам я:

Умею спицами вязать, свяжу для армии носки.

2-я Дама: А я свяжу жилет.

3-я Дама: А я сошью кисет.

4-я Дама: А, если нужно, я пойду работать в лазарет.

Все Дамы: Мы только вместе победим,

Войны и горя не хотим! (Уходят)

ВИДЕОРЯД . Военные действия. Из кинофильма «Война и мир».

Ведущий: Сражались русские войска

Отважно и удало,

За Родину, Отчизну- Мать

Их полегло немало!

ТАНЕЦ - импровизация «Гусары с саблями».


ВИДЕОРЯД . Военные действия. Из кинофильма «Война и мир»

Ведущий: И Полоцк пал, и Орша, Минск -

Пока силен француз.

Смоленск оставлен. Это так.

Но мы с тобою, Русь!

ТАНЕЦ импровизация «Гусарская конница».



ВИДЕОРЯД . Наполеон. Бородино. Из кинофильма «Война и мир».

Ведущий: Уж месяц как идёт война.

Подходит враг к полям Бородина.

И целый день идёт сражение одно,

В котором русские непобедимы всё равно.

ТАНЕЦ импровизация «Орудия к бою».

Гусары заряжают пушки ядрами, идут «военные действия».



ГУСАРЫ : 1. Там впереди Москва!

2. Об этом помнит каждый!

3. И план Кутузова отважный – немного отступить…

5. И вот Наполеон в Москве,

Москва пуста, в огне пылает.

Врагу Москва враждебно отвечает. (Уходят)

Выходят ПАРТИЗАНЫ – КРЕСТЬЯНЕ – в лаптях, с дубинами, вилами, рогатинами.


ПАРТИЗАНЫ : Все на защиту Родины идут

И партизанскую войну ведут!

Поют старинную солдатскую песню «Солдатушки, браво, ребятушки».


ПАРТИЗАНЫ : Мы только вместе победим,

Войны и горя не хотим! (Уходят).

ВИДЕОРЯД . Горит Москва. Кадры из фильма «Война и мир».

Ведущий : Горит Москва, но не сдается,

И над врагом огнем смеётся!

ТАНЕЦ ОГНЯ . Исполняют девочки подготовительной группы.

Звучит Победный марш.

Выходят Гусары, торжественно проходят и выстраиваются врассыпную. Партизаны также проходят в зал, встают между ними.


ПЕРЕКЛИЧКА ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА:

1. Наполеон не сразу понял,

Что с Россией войну проиграл.

2. И что Россия- это сила!

Все : Тайком во Францию бежал!

3. Своим врагам мы скажем честно:

Не знаем страха мы в бою!

Все: Уж постоим мы головою за Родину свою!

ПЕСНЯ ГУСАР И ПАРТИЗАН (на мотив песни «Давным-давно» муз. Т. Хренникова из фильма «Гусарская баллада»):

1. В сраженьях всякое бывает,

И каждый знает, что сраженье не кино.

Там храбрость, смелость выручает

2. Пусть враг забудет про Россию,

Но будет помнить, будет помнить лишь одно:

Его прогоним, как и прежде

Давным-давно, давным-давно, давным-давно!

С цветами в руках, выбегают Дамы, вручая цветы всем героям войны.

ДАМЫ : 1. В честь Победы над врагом,

Торжествует все кругом!

2. Всех на бал зовут оркестры

В славу доблести и чести!

БАЛ.



На усмотрение музыкального руководителя, эта часть праздника может быть заполнена знакомыми детьми бальными парными танцами (полька, вальс, полонез, мазурка, а также индивидуальными выступлениями: игрой на музыкальных инструментах, в оркестре. Могут быть предложены музыкальные игры, аттракционы, исполнение стихотворений, посвященных событиям 1812г.



Благодарю за внимание к моей работе.

Публикации по теме:

«Бородино». Сценарий праздника к 200–летию Победы русского народа в Отечественной войне 1812 года Ведущий. 19 век 1812 год. Чем удивит? Что принесет? В тот год решил Наполеон Все страны подчинить… И вот готовится к войне… Ксюша. Скажи.

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 70-й годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 70-й годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне. Разработка сценария:.

Конспект открытого занятия «Мы любим Родину свою» Конспект занятия «Мы любим Родину свою». Задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение.

НПК «Подвиг Селенгинского пехотного полка в Отечественной войне 1812 года» (история, 8 класс) МКУ «Селенгинское РУО» МАУДО «Сэлэнгэ» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 3 г.

Цель мероприятия: воспитание патриотических чувств у детей. Задачи: формировать гражданскую позицию у детей. Чувство любви к Родине. Воспитывать.