Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Индийский национальный кон­гресс. Создание индийского национального конгресса Индийский национальный конгресс был основан под руководством

Индийский национальный кон­гресс. Создание индийского национального конгресса Индийский национальный конгресс был основан под руководством

крупнейшая политическая партия Индии. Основана в декабре 1885. В конце 19 в. ИНК не выходил за рамки лояльной оппозиции колониальному режиму; выражал главным образом интересы верхних слоев индийской буржуазии, националистически настроенных князей, помещиков и наиболее зажиточных слоев местной интеллигенции; руководители - Д. Наороджи, Г. К. Гокхале, М. Г. Ранаде и др. В начале 20 в. внутри ИНК сформировалось мелкобуржуазное демократическое направление так называемых крайних (экстремистов) во главе с Б. Тилаком. В 1907 произошёл раскол между «крайними» и «умеренными». «Крайние», вышедшие из ИНК, считали, что целью Конгресса должно быть достижение «свараджа» («самоуправления»), а средством - организация национально-освободительного движения народных масс. «Умеренные» утверждали, что самоуправление может быть достигнуто лишь постепенно, в сотрудничестве с английскими властями. В 1916 «крайние», не сумевшие создать своей сплочённой организации, вернулись в ИНК. Подъём национально-освободительного движения в Индии в 1918-22 ознаменовал начало нового этапа в деятельности ИНК, который стал превращаться в массовую партию. Руководителем и идеологом Конгресса выступил М. К. Ганди. Под его руководством ИНК начал проводить массовые кампании «ненасильственного несотрудничества» с англо-индийскими властями и кампании «гражданского неповиновения» (см. Сатьяграха). Устав ИНК, принятый в 1920, провозгласил целью ИНК «достижение свараджа мирными и законными средствами». В начале 20-х гг. в Конгрессе выделилась группа свараджистов (См. Свараджисты), стремившаяся использовать возможности парламентской борьбы. В период нового подъёма национально-освободительного движения в 1928-1933 в ИНК всё большую роль стало играть левонационалистическое течение во главе с Ч. Босом и Дж. Неру. Ещё в 1927 ИНК выдвинул лозунг полной независимости Индии; в 1931 он принял программу буржуазно-демократических реформ. Под руководством ИНК были проведены массовые кампании «гражданского неповиновения» и развернулась борьба против разжигаемой колонизаторами религиозной розни. В 1934 внутри ИНК возникла Конгресс-социалистическая партия, разработавшая программу радикальных преобразований, которая включала некоторые положения социалистического характера. Борьба ИНК против реакционной конституции 1935 и другие антиимпериалистические действия Конгресса поддерживались коммунистами, боровшимися за единый антиимпериалистический фронт. В годы 2-й мировой войны 1939-45, когда в стране развернулось мощное антиимпериалистическое движение, ИНК выступил с осуждением фашизма и заявил о своей готовности поддержать Великобританию в войне, если Великобритания гарантирует предоставление Индии независимости после окончания войны и создание национального правительства ещё в период войны. В 1942 колониальные власти арестовали почти всех лидеров ИНК, что ослабило его деятельность. После окончания войны ИНК выдвинул требование немедленного предоставления независимости Индии, которое английские империалисты под напором мощного подъёма освободительного движения, развернувшегося в стране, вынуждены были принять. При этом руководство Конгресса согласилось на раздел страны по религиозному признаку на Индию и Пакистан (1947). В независимой Индии сформированное ИНК правительство во главе с Дж. Неру (1947-1964) приступило в 1948 к проведению реформ - аграрной, административной, реформы рабочего законодательства и др. В то же время имели место репрессии против рабочих. Компартия во многих штатах находилась вне закона (до 1950-1951). В начале 50-х гг. обострились социальные противоречия в стране. Конгресс начал терять популярность. От него откалывались значительные группы, образовывая самостоятельные партии. Внутри Конгресса усилилась борьба различных течений и группировок. В 1955 ИНК выдвинул лозунг построения «Общества социалистического образца»; трактовка лозунга была очень неопределённой, и каждая из группировок в ИНК вкладывала в лозунг своё толкование. После смерти Дж. Неру (1964) в ИНК усилилось правое крыло, представители которого выступили с открытым осуждением курса Неру, социалистических лозунгов, с призывами к всемерному поощрению частной инициативы и пр. В результате всеобщих выборов 1967 ИНК потерял много мест в центральном парламенте, а в 9 штатах не смог сформировать правительств. В конце 1969 ИНК раскололся. У власти осталась большая часть во главе с премьер-министром И. Ганди, выдвинувшей программу радикальных преобразований. Правоконгрессистская группировка возглавила другую часть ИНК, которая в парламенте выступила в блоке с правыми партиями против правительства И. Ганди. На внеочередных выборах в парламент в 1971 правящий Конгресс при поддержке демократических сил одержал внушительную победу над силами реакции. (См. также Индия, раздел Исторический очерк.) Лит.: Рейснер И. М., Очерки классовой борьбы в Индии, ч. 1, М., 1932; Дьяков А. М., Индия во время и после второй мировой войны (1939-1949), М., 1952; Девяткина Т. Ф., Индийский национальный конгресс (1947-1964), М., 1970; Pattabhi Sitaramayya В., The history of the Indian National Congress, v. 1-2, Bombay, ; Sharma Jagdish Saran, Indian National Congress. A descriptive bibliography of India"s struggle for freedom, Delhi, 1959. Т. Ф. Девяткина.

Индийский национальный конгресс (хинди भारतीय राष्ट्रीय कांग्रेस ), Партия конгресса - самая большая партия в Индии; старейшая политическая организация в Индии . Основана в . В 15-м созыве Лок Сабхи ( -) по итогам всеобщих выборов партия представлена крупнейшей фракцией в 206 депутатов .

От лояльной оппозиции английскому колониальному режиму перешла в 20-х гг. ХХ в. к активной борьбе за национальную независимость, превратившись в массовую партию. Основой программы ИНК стали принципы гандизма . После завоевания Индией независимости (1947) ИНК до марта 1977 года - правящая партия, возвращалась к власти в 1980-1989, 1991-1996 гг. и в 2004-2014 годах.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    Британское владычество в Индии

    Перемены в современной Индии

    Убийство Индиры Ганди (рассказывает Алексей Кузнецов)

    Неру, Джавахарлал

    Субтитры

Предыстория

В 80-е годы XIX века социально-политическая обстановка в Индии и вокруг неё в британских правящих кругах поставила вопрос о создании политической организации индийских патриотов. Либеральный вице-король Индии лорд Рипон (1880-1884) поддержал в этом деле инициативу группы индийских общественных деятелей. В своем меморандуме (25 декабря 1882 г.) он призвал провести сверху политические преобразования в Индии в конституционных рамках.

«Эти мероприятия не только будут иметь сегодняшний результат, - заявил глава британской администрации, - выразившийся в постепенном и безопасном внедрении политического образования среди населения, которое само по себе есть объект политики, но и проложат пути дальнейшему прогрессу в этой сфере по мере того, как это образование станет более полным и распространенным».

Политическая деятельность

В декабре 1885 года в Бомбее состоялся учредительный съезд Индийского национального конгресса (ИНК), первой в истории древней страны нерелигиозной, по существу, парламентской, общенациональной организации. В своем обращении к участникам этой сессии её председатель В. Ч. Банерджи по вопросу главных задач новой партии высказал такую мысль:

«Искоренение всех расовых, религиозных и национальных предрассудков среди патриотов нашей страны через прямое дружественное, личное общение друг с другом, а также развитие и консолидацию настроений национального единства, которые берут своё направление во временах незабвенного правления лорда Рипона ».

В постановлениях форума индийских патриотов были сформулированы основные требования конгрессистов к британскому правительству и парламенту: ликвидация действующего Совета по делам Индии в Лондоне, расширение состава действующего в Индии Центрального законодательного совета при вице-короле за счет индийцев, необходимость провести те же самые нововведения в провинциальных советах. Такие частично выбранные органы должны получить право обращаться с запросами и протестами в британскую палату общин, где необходимо сформировать постоянный комитет для рассмотрения проблем Индии. Кроме того, делегаты бомбейской сессии ИНК предложили, чтобы индийские соискатели получили право на замещение должностей на индийской гражданской службе в Индии не только в Лондоне, но и у себя на родине. Можно увидеть, что в этих претензиях лидеров ИНК к британскому правительству конгрессисты были весьма скромны и не выходили за рамки действующих в их стране законов.

Основатели Конгресса - Г. К. Гокхале, Ф. Мехта, С. Банерджи , Д. Наороджи - были отнюдь не против сохранения колониального господства. Они преклонялись перед идеологами британского либерализма Маколеем , Гладстоном , а также перед столпами английского утилитаризма Бентамом и Миллем .

Руководство ИНК развернуло бурную политическую деятельность в Индии, а также в Объединенном королевстве, добиваясь конституционных уступок. Использовались различные формы парламентской легальной деятельности, личные связи. В 1892 г. британская палата общин утвердила новый избирательный закон, расширявший права индийцев на участие в выборах на куриальной основе в центральный и местные законодательные органы Британской Индии. Теперь индийская оппозиция требовала права ввести своих представителей в состав нижней палаты британского парламента и добиваться через этот представительный орган для Индии статуса, близкого к статусу британского доминиона, через серию политических реформ в течение длительного периода времени.

От либеральной партии Британии баллотировался на депутатское место Д. Наороджи . Во время избирательной кампании 1893 г. в Англии ему удалось войти в состав палаты общин. Его страстное осуждение действующей системы управления Индией не раз слышали британские парламентарии. Представитель бомбейской торговой общины парсов выступал за установление равноправных и гармоничных индийско-британских отношений.

Организационная структура

Высший орган - пленарная сессия, проводимая один раз в три года, между сессиями - рабочий комитет (Working Committee ), высшие органы местных организаций - комитеты штатов, окружные комитеты, первичные комитеты.


Индийский национальный конгресс (ИНК), крупнейшая политическая партия Индии. Основана в декабре 1885. В конце 19 в. ИНК не выходил за рамки лояльной оппозиции колониальному режиму; выражал главным образом интересы верхних слоев индийской буржуазии, националистически настроенных князей, помещиков и наиболее зажиточных слоев местной интеллигенции; руководители - Д. Наороджи, Г. К. Гокхале, М. Г. Ранаде и др. В начале 20 в. внутри ИНК сформировалось мелкобуржуазное демократическое направление так называемых крайних (экстремистов) во главе с Б. Тилаком. В 1907 произошёл раскол между «крайними» и «умеренными». «Крайние», вышедшие из ИНК, считали, что целью Конгресса должно быть достижение «свараджа» («самоуправления»), а средством - организация национально-освободительного движения народных масс. «Умеренные» утверждали, что самоуправление может быть достигнуто лишь постепенно, в сотрудничестве с английскими властями. В 1916 «крайние», не сумевшие создать своей сплочённой организации, вернулись в ИНК.

По мере нарастания революционной борьбы все больше усиливались расхождения между умеренными и крайними. Умеренные, представлявшие крупную индийскую буржуазию, верхушку буржуазной интеллигенции и поддерживавших национальное движение помещиков, не шли дальше требований проведения протекционистской политики, известного ограничения иностранного капитала, расширения самоуправления путем более полного представительства имущих классов Индии в законодательных советах при вице-короле и губернаторах. Они требовали, чтобы эти советы были наделены правами известного контроля над деятельностью колониальной администрации.

Крайние, хотя большая часть их и не призывала к вооруженному восстанию, выступали за полную независимость Индии, достижение которой, по их мнению, было невозможно без активного вовлечения в национально-освободительное движение народных масс. Они предполагали создание в будущем в Индии федеративной республики при ликвидации княжеств. У крайних не было четкой программы решения внутренних социальных вопросов, однако их апелляция к массам объективно способствовала развязыванию классовой борьбы рабочих и крестьян. Слабость крайних заключалась в том, что они не имели общеиндийской организации, работая лишь внутри провинциальных организаций Национального конгресса.

Развязывание революционной инициативы масс, подъем забастовочного движения напугали крупную индийскую буржуазию и умеренных. В выступлениях крупных бомбейских фабрикантов, а также лидеров умеренных Гокхале и Банерджп все более определенно звучали призывы к компромиссу с колониальными властями. Чтобы ускорить отступление правого крыла националистов, вице-король Минто (1905-1910) объявил о подготовке административной реформы. Колониальные власти заверили бенгальских заминдаров, что их права останутся неприкосновенными.

Весной 1907 г. делегация умеренных Бенгалии во главе с Банерджи посетила вице-короля. Она просила помощи в обуздании «разбушевавшихся в Бенгалии страстей». С выражениями лояльности стали выступать умеренные и в других провинциях. Летом того же года бенгальские заминдары выпустили специальный манифест, направленный против развертывания массовой борьбы

В то же время Тилак с целью укрепления позиций крайних совершил ряд поездок по стране. Его выступления широко освещались всей индийской печатью. Выражение Тилака, что «индийская конституция - это уголовный кодекс», стало крылатым.

Острая борьба развернулась по вопросу о кандидатуре председателя предстоявшей сессии Национального конгресса, однако крайним снова не удалось провести Тилака.

Большинство делегатов на сессии Конгресса, проходившей в бомбейском городе Сурате, принадлежало к правому крылу. На первом же заседании Тилак обвинил умеренных в том, что они отошли от программы борьбы за сварадж, принятой на Предыдущей сессии. Заседание окончилось потасовкой и вмешательством полиции, вызванной умеренными. На следующий день обе фракции провели отдельные заседания. В речах и принятых резолюциях умеренные продемонстрировали свою капитуляцию перед империализмом. Крайние сделали попытку, правда, неудачную, создать свою собственную организацию, после чего призвали к дальнейшему развертыванию массовой борьбы.

Это течение было представлено в Конгрессе в основном молодежью, главными лидерами и идеологами которой стали Джавахарлал Неру (1889-1964) и Субхас Чандра Бос (1897-1946). Оба выходцы из семей, принадлежавших к верхушке индийского общества, получив образование в лучших английских университетах, Неру и Бос вступили в начале 20-х годов на путь активного участия в национальном движении как ревностные последователи Ганди.

Возникновение левого крыла в Конгрессе и включение в руководство партии его представителей усилило влияние Конгресса в массах и тем самым объективно способствовало сохранению во главе национального движения национальной буржуазии. В то же время эти изменения внутри Национального конгресса отразили глубокие сдвиги в политической жизни Индии, которые произошли в 1922-1927 гг. и которые характеризовались усилением левых сил в стране, несмотря на временный спад массовой борьбы.

С течением времени, чутко воспринимая новые революционные идеи и учитывая изменения в социально-политической обстановке в самой Индии, левые пришли к выводу о необходимости радикализации программы Конгресса и активизации работы конгрессистов в массах. На формирование их взглядов оказало влияние учение Ленина и опыт Октябрьской революции социалистического строительства в СССР. Большое впечатление на молодого Джавахарлала Неру произвела его поездка в СССР в 1927 г., которую он совершил имеете со своим отцом Мотилалом Неру //Неру, 1960, 235/.

В практической деятельности двух молодых лидеров были определенные различия. Бос в конце 20-х-начале 30-х годов основные усилия направлял на создание молодежных, прежде всего студенческих, организаций и закрепление своего влияния в бенгальской организации Конгресса. Джавахарлал Неру в эти годы стремился установить и расширить связи индийского национального движения с прогрессивными организациями и революционными течениями за рубежом. В 1927 г. он представлял Индию на Брюссельском конгрессе колониальных народов, на котором была создана Антиимпериалистическая лига. Возвратившись в Индию, Неру провел большую работу по созданию отделений лиги в самой Индии.

К концу 1927 г. левое крыло внутри Национального конгресса значительно усилилось. Мадрасский съезд Конгресса принял предложенную Джавахарлалом Неру резолюцию о главной цели индийского национально-освободительного движения - достижении пурна свараджа (полной независимости). Съезд подтвердил установление связей с Антиимпериалистической лигой. Неру и Бос были избраны на 1928 г. генеральными секретарями Конгресса.

Период спада массового движения, последовавший за отступлением национальных сил в 1922г., был временем освоения политического опыта, накопленного участниками борьбы в годы революционного подъема. Внутри Конгресса развернулась острая дискуссия по вопросу о (выборе тактики в изменившихся внутриполитических условиях.

Национальный конгресс как организация переживал глубокий кризис: в 1921 - 1923 гг. его численность сократилась с 10 млн. до нескольких сот тысяч человек. Отход масс от Конгресса был вызван временным поражением освободительного движения. Престиж Конгресса как руководителя борьбы значительно снизился после принятия его руководством Бардолийской резолюции.

Разногласия внутри Национального конгресса за изменение методов борьбы, за достижение свараджа и руководства массовым движением привели к формированию в партии двух основных фракций. Первая - так называемые противники перемен - состояла из сторонников Ганди. В изменившихся условиях национальный лидер временно отказался от испытанной тактики массовой сатьяграхи, выдвинув так называемую конструктивную программу.

Основными формами деятельности Ганди и его последователей стали: поощрение ручных ремесел, в первую очередь ручного прядения; борьба с «неприкасаемостью», т. е. против социально-бытовой дискриминации лиц, принадлежавших к самым низшим кастам - «неприкасаемым»; пропаганда индусад-мусульманского единства. Осуществляя «конструктивную программу», Ганди объективно преследовал две основные цели: сорвать усилия англичан, натравленные на раскол напиовального движения, сохранить массовую базу Конгресса, в цервую очередь за счет городских средних слоев, ремесленников и торговцев /Мартышин, 1970, с. 119/.

В 1924 и 1925 гг. Ганди провел две весьма ограниченные по числу участников сатьяграхи в местечке Вайком, расположенном в южноиндийском княжестве Траванкур. Они были направлены на отмену некоторых религиозных и бытовых ограничений для лиц из каст «неприкасаемых». В 1925 г. он основал Всеиндийскую ассоциацию ручного прядения, которая не только пропагандировала чарку (ручную прялку), но и снабжала прядильщиков-кустарей сырьем, а также занималась сбытом их продукции.

Вторую фракцию внутри Национального конгресса составляли так называемые сторонники перемен, видными представителями которых были один из лидеров буржуазных националистов в Соединенных провинциях, Мотилал Неру, и лидер бенгальской организации Конгресса Ч. Р. Дас. Эта группа выступала против вовлечения масс в политическую борьбу и считала, что сварадж должен быть «завоеван изнутри», путем овладения конгрессистами центральной и провинциальными легислатурами. Поэтому они выступали за участие Конгресса в намеченных выборах в законодательные собрания. В программных установках «сторонников перемен» явно сквозил страх перед массовой борьбой трудящихся Индии, становившейся самостоятельным и важным фактором политического развития страны.

В марте 1923 г. в Аллахабаде состоялся съезд этой фракции, образовавшей свараджистскую партию внутри Национального конгресса. Свараджисты приняли решение участвовать в выборах в законодательные собрания, с тем чтобы, войдя в них, с помощью методов парламентской обструкции заставить колониальную администрацию пойти на удовлетворение требований национального движения.

Если съезд Национального конгресса, происходивший в конце 1922г. в городе Гайя (Бихар), подтвердил позиции сторонников Ганди, то уже на чрезвычайном съезде в Дели (1923 г.) была принята резолюция, разрешавшая свараджистам выставить кандидатуры на выборах.

В результате острой внутрипартийной борьбы Ганди был вынужден пойти на серьезные уступки свараджистам и в специальном документе (пакте Ганди - Ч. Р. Дас) отменить гражданское несотрудничество как основную форму деятельности Конгресса. Это соглашение было подтверждено решениями съезда Конгресса, состоявшегося в 1924 г. в городе Белгауме (Бомбейское президентство), а в следующем году съездам партии в Канпуре деятельность свараджистов была признана основной формой конгрессистской работы. Однако свараджистам не удалось, используя по существу законосовещательные органы, вырвать хотя бы одну существенную уступку от английской колониальной администрации. Неудачи свараджистов/вызвали падение их влияния в буржуазно-помещичьих кругах, и на выборах 1926 г. они потерпели поражение /Полонская, 1960, с. 89/.

В широких кругах национальной буржуазии (в особенности мелкой и средней) и в группах внутри Национального конгресса, отражавших их интересы, распространялось недовольство пассивной тактикой свараджистского руководства Конгресса. Ослабление свараджистов в этих условиях привело к перегруппировке внутрипартийных сил, известной консолидации партийного руководства, в которое к концу этого периода (1923-1927 гг.) вошли: группа свараджистов во главе с Ч. Р. Дасом и Мотилалом Неру и группировка гандистов (Раджендра Прасад, братья Виталабхай и Валлабхай Патель и др.) во главе с самим Ганди.

Раскол Конгресса стал свершившимся фактом.



Период: , .

Национальный индийский капитализм развивался в условиях английского колониального гнета.

Главным источником накоплений формировавшейся индийской буржуазии, были компрадорская торговля, ростовщичество и участие в феодальной эксплуатации крестьянства. Кроме того имущие слои вкладывали средства в ценные бумаги, в первую очередь в государственные займы, приносившие надежный доход.

Крайне немногочисленная крупная индийская промышленная буржуазия формировалась почти целиком из числа богатейших купцов. Например, виднейший капиталист Тата составил миллионное состояние на посреднических операциях, на торговле опиумом с Китаем и на поставках различных товаров английским войскам. Между национальной буржуазией и колониальными хозяевами Индии существовали серьезные противоречия.

Чтобы развивать предпринимательскую деятельность, индийская буржуазия должна была отвоевать свой национальный рынок, в большой мере уже захваченный иностранным капиталом, добиться независимости Индии.

Однако связь верхний слоев нарождавшейся индийской буржуазии с иностранным капиталом и феодальными элементами во многом обусловила ее не* решительность в борьбе за освобождение страны от колониального господства.

Противоречия между национальной буржуазией и английскими колонизаторами обострялись по мере развития индийского капитализма.

Ума — богиня, супруга Шивы. Абаниндранат Тагор.

В трудах и выступлениях передовых общественных деятелей Индии 80-х годов XIX в., таких как Дадабхай Наороджи, Махадев Говинд Ранаде, Гопал Кришна Гокхале - в Бомбее, Ромеш Чандра Датт, Сурендранат Банерджи, Раш Бихари Гхош - в Бенгалии, указывалось на губительные последствия колониальной эксплуатации страны, на нищету народных масс, на произвол чиновников и помещиков.

Либеральные деятели национального движения протестовали против угнетения и всевластия колониальной бюрократии, Они выступали за то, чтобы индийцы были допущены к управлению страною, за ограничение колониальной дани, которую получали английские хозяева Индии, а также за снижение налогового обложения населения.

Создавшаяся в Индии напряженная обстановка тревожила английскую администрацию. Опасаясь серьезных внутренних потрясений и внешних осложнений, колониальные власти больше всего заботились о том, чтобы представители так называемых «образованных классов» не возглавляли народного движения.

С целью привлечения их на сторону правительства вице-король Риппон провел ряд второстепенных административных реформ.

Они несколько усилили представительство местной эксплуататорской верхушки в городских и сельских органах управления, остававшихся, однако, как и раньше, целиком под контролем английских колониальных властей.

Преемник Риппона, вице-король Дафферин продолжал его тактику сближения с либеральной верхушкой индийского общества, рассчитывая, что это облегчит англичанам контроль над организациями, которые буржуазно-помещичья интеллигенция стала создавать в ряде провинций еще в 60-х годах. В 1885 г. образовался общеиндийский Национальный Конгресс.

Первоначально он охватывал лишь верхушку национальной буржуазии, обеспеченные круги буржуазной интеллигенции и часть индийских помещиков, стоявших на позициях буржуазного развития страны.

По социальному положению делегатов первые съезды Национального Конгресса состояли на 50% из представителей лиц свободных профессий (главным образом адвокатов и врачей), на 25%-из торговцев, на 25% - из помещиков. Деятельность Национального Конгресса в первые годы его существования сводилась к агитации в печати, ежегодным съездам, петициям и т. п.

На учредительном съезде Национального Конгресса в Бомбее в декабре 1885 г. в качестве почетных гостей присутствовали английский губернатор Бомбея лорд Рей и высшие колониальные чиновники.

Однако противоречия между национальной буржуазией и британским империализмом оказались сильнее, чем заверения во взаимной дружбе и единении.

Требования национального равноправия и предоставления Индии самоуправления легли в основу программы Конгресса.

Английские власти стали относиться к Национальному Конгрессу с явной враждебностью.