Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Как добраться из парижа в шантийи. Роскошный Шантийи во Франции - достойный «конкурент» великолепному Версалю. Жизнь замка: под сенью эпох

Как добраться из парижа в шантийи. Роскошный Шантийи во Франции - достойный «конкурент» великолепному Версалю. Жизнь замка: под сенью эпох

Добраться до этого великолепного места совсем не сложно: 25 минут на поезде от Gare du Nord (Северного вокзала), до остановки Chantilly-Gouvieux. Сориентироваться на месте тоже довольно просто.







Вход на территорию замка Шантийи: мостик через ров, касса в маленьком домике и ворота (ворот на снимке не видно, но верьте мне - они там есть!).




Казалось бы - 4 марта! А уже лужайка ровно подстриженная зелененькая. Хотя что и говорить - климат-то другой.






Мне пришелся по вкусу этот милый "домик"



Смотришь на него и кажется, что вот-вот из-за шторки выглянет милая дама в напудренном парике:



И вновь - мостик через ров. =) Красота красотой, но о мерах безопасности предпочитали не забывать.





Двор Капитенри (Capitainerie): Здание справа - ансамбль Капитенри, все что осталось от замка, который Анн де Монморанси поручил построить Жану Бюллану рядом с уже имевшимся замком. Теперь здесь располагается ресторан .


Капитенри или Кухни де Ветэль. К сожалению. в наличии только такой снимок.


Панорамка

Маленькая панорамка снятая от памятника Анн де Монморанси


Вид на мост перед входом в Почетный Двор:
1. Ворота Почетного двора


2. Вид на мост со стороны "домика" и Капитенри:


Вход в Почетный Двор. В нишах - скульптуры, наверху - картуш с гербом, везде много декора. И тем не менее красота-красотой, а решетки настоящие.

Направо и налево от ворот идут две небольших галереи



Почетный Двор. Вход в Приемную Замка:



Вид на Часовню, она расположена слева от входа в Приемную.


Мне нравится эта архитектура. Продуманные и гармоничные решения. Не скучная и без излишеств.

Почетный двор, вид от Часовни:



Статуя коннетабля Анн де Монморанси :


Фигурки охотничьих собак, забавные такие:

Провинция Пикардия, близко расположенная к Парижу, славится роскошными замками. По великолепию они не уступают Версалю или дворцам, расположенным вдоль берегов Луары. Одной из таких жемчужин архитектуры является замок Шантийи, притаившийся в лесах долины реки Нонетт в 49 км от столицы Франции, Парижа. Одного взгляда достаточно, чтобы от восхищения захватило дыхание. Необычное сочетание в архитектуре готического стиля и барокко создает впечатление застывшей сказки.

Замок Шантийи, Франция – описание.

Дорога, идущая сквозь лес, приводит к замку, возвышающемуся посреди пруда и окруженному великолепными садами. Комплекс Шантийи состоит из дворца, включающего в себя несколько зданий, а также ансамбль из трех ландшафтных парков: французского, английского и англо-китайского. Неподалеку от замка Шантийи расположены Большие Конюшни с музеем Лошади и современным ипподромом.

Замок Шантийи – история.

Свое название замок Шантийи получил в X столетии, во времена завоевания Галлии римскими легионами. Оно произошло от имени человека, первым построившим для себя дом в этих густых лесах. Позже на его месте был возведен замок, служивший защитой хозяевам. Внутреннее убранство сооружений того времени не отличалось роскошью, упор делался на надежность.


В 1528 г. хозяином замка стал де Монморанси, командующий французской армии, и замок Шантийи расцвел. Владелец решил превратить крепость в великолепный дворец, для чего пригласил известного архитектора Ж. Бюллана. Нынешнему поколению в наследство досталась лишь часть уцелевших строений, именуемая «Капитенри».

Вскоре владельцами замка Шантийи во Франции стали родственники французского королевского рода – Бурбоны-Конде. Герцог Конде продолжил перестройку зданий и улучшение парковой зоны, мечтая сделать поместье местом для проведения роскошных балов и званых приемов. К работе приступил архитектор Ленотр, создавший французский парк с каскадом фонтанов. Позже был создан англо-китайский парк с богато обустроенными «хижинами» для гостей, фруктовыми деревьями и каналами.


Парк Шантийи.

Весь парковый комплекс отреставрирован, и сегодня посетители могут прогуляться по дорожкам английского сада, полюбоваться на лебедей, плавающих в озере, посетить храм Венеры или беседку Любви с сохранившейся статуей Эроса. В англо-китайском парке остались мостики через каналы и три «хижины». Как и несколько сотен лет назад, сегодня можно совершить прогулку по лабиринту, немного отличающемуся от прежнего.


Все владельцы поместья были обеспеченными людьми, прекрасно разбирались в живописи, музыке и литературе. Они всячески старались приумножить уже существующие коллекции. Собранию картин, предметов быта из фарфора и драгоценных металлов, уникальных книг и скульптур мог бы позавидовать Лувр. Но французская революция не пощадила ни парки, ни дворцы, входящие в ансамбль. Великолепные коллекции были разграблены, парковые зоны разорены.

По счастливому стечению обстоятельств, ярость толпы удалось усмирить, и погромы были пресечены. Замок Шантийи стали восстанавливать. Окончание XIX столетия было ознаменовано реконструкцией Большого замка и возвращением в родные пенаты практически всех украденных экспонатов. Последний из рода Конде передал поместье герцогу Омальскому, который продолжил реставрацию комплекса, а на склоне лет завещал все имущество Институту Франции.


Коллекция замка Шантийи, Франция.

Чтобы полностью ознакомиться со всеми достопримечательностями и экспонатами, входящими в экспозицию, потребуется намного больше времени, чем запланировано для экскурсии. На обозрение выставлено более 1000 полотен, принадлежащих кисти знаменитых живописцев. В библиотеке принца Орлеанского выставлено в два яруса 13000 уникальных старинных книг и рукописей. Вся коллекция насчитывает 30000 экземпляров, некоторым из них более 400 лет.

Во дворце выделена огромная комната, в которой на бордовых стенах размещены полотна Рафаэля, Пуссена и других великих художников. Согласно последней воле завещателя, картины нельзя менять местами или выставлять в других музеях.

Изящное оформление внутреннего убранства всех дворцовых комнат поражает разнообразием:

  • люстры, сделанные из бесчисленного количества деталей;
  • позолоченная мебель;
  • различные резные декоративные фигурки;
  • стены, украшенные гобеленами;
  • расписные потолки;
  • газовые фонари;
  • мраморная лестница и т.д.



Все это приводит посетителей замка Шантийи во Франции в трепетный восторг. Поэтому нет ничего удивительного в том, что для туристов это место так притягательно. Сюда лучше приезжать в начале лета, в это время здесь можно встретить знаменитых актеров и музыкантов, деятелей шоу бизнеса и особ королевской крови. Они приезжают на скачки, проводимые на ипподроме. Здесь каждый год можно полюбоваться грандиозным шоу фейерверков. Кстати, именно в замке Шантийи во Франции были сняты фильмы «Видок» и «Ватель».

vita_colorata wrote in March 26th, 2014

У городка Шантийи, как у многих городов Франции, история существования началась с римских времен. Название замка произошло от древнеримского Cantilius, так звали человека, который построил здесь виллу во времена завоевания римлянами Галлии. В конце 10го века сеньоры Санлиса построили здесь замок, позже разрушенный во время крестьянского восстания Жакерия.
Когда подходишь к замку, понимаешь, что природа здешних мест не могла не привлекать и для замка было выбрано красивое место на воде, которая была в те неспокойные времена дополнительной преградой врагу. Ров окончательно превратил замок в отдельный остров.


История нынешнего замка начинается с коннетабля Анн де Монморанси. Род Монморанси владел этими местами с 1484 года.
Имя Анн он получил в честь своей крестной, королевы Анны Бретонской. Имя Анна в 16 веке было и мужским и женским, но коннетабля стали называть на мужской манер Анн.

"Главный конюх" короля сделал хорошую карьеру, он стал возглавлять королевскую армию. После итальянского похода 1528 года коннетабль решает построить новый дворец вместо старого замка. Во время походов на Италию завоеватели прониклись новым искусством Ренессанса, король Франциск пригласил во Францию итальянских художников, Анн де Монморанси поручил архитектору Пьеру Шамбижу построить новый замок, а позднее ценитель искусств Монморанси приглашает к себе лучших мастеров своего времени: Жана Бюллана- архитектора, Бернара Палисси, знаменитого своей креативной керамикой, живописца Франсуа Клуэ, скульптора, архитектора, графика Жана Гужона, художника Леонара Лимузена. 7 лет коннетабль был в немилости у короля и эти годы он посвятил своему замку. Жан Бюллан построил рядом второй замок, который назывался Малым или Капитанерией. В эти годы Шантийи обогатился многими предметами искусства, мебелью, коврами, скульптурой и живописью.
Перед замком была в 1894 году поставлена конная статуя коннетабля, который смотрит на своё детище, разросшееся и видоизменившееся за следующие века.

Анн де Монморанси был снова призван ко двору Генриха Второго и одержал победу в битве при Сен-Дени 10 ноября 1567 года между католиками и гугенотами в возрасте почтенном для тех лет - 74 года, но был смертельно ранен.
Далее замок переходит в руки принцев Конде, младшей ветви Бурбонов. Тут можно остановиться, присев на ограду и любуясь замком, и вспомнить о красотке Шарлотте де Монморанси, чья история достойна пера Дюма.

Шарлотта была внучкой коннетабля, дочерью его младшего сына, даже можно по портретам уловить сходство с дедушкой. Юная, 15 летняя Шарлотта стала фрейлиной королевы Марии Медичи и на неё обратил свое благосклонное внимание король Генрих IV. Анри Четвертый (веселый был король, любил вино до черта...) так влюбился, что расторг её помолвку с красавцем Бассоньером и выдал замуж за принца Конде,в надежде, что супруг не будет противиться встречам короля с Шарлоттой. Но не тут-то было, Генрих Конде увез жену куда подальше, аж в Брюссель, под защиту испанского эрцгерцога-наместника Альбрехта. Шарлотту пытались выкрасть, чуть не случилась войнушка с испанцами, но Генрих был убит в собственной карете на улице Феронери, близ дома 11, место отмечено на тротуаре, если кто будет там гулять, может обратить внимание.
Конде всё равно закончил свои дни в тюрьме, замок был временно реквизирован у семьи королем Людовиком 13м, однако Шарлотта была крестной матерью короля Людовика 14го и Анна Австрийская вернула поместья Шантийи. Подарок был сделан на следующий же день после известия о военной победе при Рокруа над испанцами сына Шарлотты Людовика Второго Бурбона, который вошел в историю под именем Великий Конде, несмотря на свой малый рост в 1. 57 сантиметров. Конде тогда было 22 года и он был женат на племяннице Ришелье, молод, но уже полвоводец, прадедушкины гены пригодились.

Итак, с 1643 года Шантийи снова принадлежит роду Конде и "Великий Конде" начинает благоустраивать окрестную территорию с помощью великого садовника Ленотра. Ленотр создал при замке рукотворное озеро и большой парк, в котором проводились грандиозные празднества с участием короля.
Принц Конде не просто сделал замок местом своих праздников, он стал законодателем новой моды, организовав у себя литературный салон, который быстро приобрел невероятную популярность у французской знати.
Работы, как обычно тянулись десятилетиями, и лишь сын принца Конде смог закончить начатое строительство, используя знания и опыт великого архитектора той эры, Жюля Ардуена Мансара.
Внуку, герцогу Бурбону, оставалось только украсить внутренние покои.
Праздники у "Великого Конде" вошли в историю.

С давних пор сложилась традиция, когда король во время охоты или поездок по стране может остановиться у любого из своих вассалов. В замках специально делались покои на случай приезда короля. Не всегда эти поездки хорошо заканчивались, посещение королем Воль -Виконта навело Людовика на мысль, что слишком уж шикарно живет его интендант Фуке. И месяца не прошло, как тот оказался в Бастилии, а его придворные садовник и повар нашли нового хозяина. Ленотр создал парк для Конде и создал Версальский парк для короля.
Ватель вошел в историю как знаменитый устроитель празднеств. Трагические события праздника 23 апреля 1671 года описаны в письме мадам де Севинье. Ватель покончил с собой ударом шпаги, увидев, что ему не хватает продуктов накормить приехавшую знать. По слухам, рыбу не подвезли в должном количестве, а по прихоти сценаристки судьбы эти две недостающие подводы с рыбой въехали во двор как раз в тот момент, когда Ватель пронзил себя.
Франсуа Ватель (а самом деле Карл Фриц Ватель) родился в Швейцарии в 1631 году, с 8 лет он учился у парижского кондитера Жана Эвелара, а в 22 уже был шеф-поваром у Николя Фуке. В 1663 году перебрался в замок Шантийи и стал там управляющим.
В начале апреля Его Величество сообщил, что удостоит Принца трехдневным посещением в его имение Шантийи в знак признания его военных заслуг. Для Конде это был шанс реабилитироваться перед Людовиком XIV, он был в опале 8 лет. Франсуа Ватель получает на подготовку лишь 15 дней, чтобы подготовить меню и организовать весь праздник. Ватель принялся разрабатывать последний для себя сценарий празднества.
Началась подготовка к приему Короля-Солнца. В течение 15-ти дней шли работы по подготовке замка, а также перепланировке комнат для приема Короля и его свиты. Строительные работы шли круглосуточно. Конде надеялся добиться окончательного прощения короля, поэтому задуманное грандиозное торжество во славу Людовика XIV должно было быть неподражаемым и восхитить короля и всех его гостей.
Всю эту историю можно посмотреть в фильме "Ватель", снятом в замке Шантийи, и заодно увидеть интерьеры замка.
На празднестве присутствовало более 6 000 гостей, фактически вся знать Франции. Как умудрялись разместить такое количество гостей в замке даже непонятно. Обычно после таких празднеств замки закрывались на "просушку" и уборку территории, так-как туалетов не существовало и 6 тысяч человек за три дня могли напакостить в парке и прямо в замке, тогда это было в порядке вещей, так, что гвардия слуг потом приводила долгое время в порядок апартаменты гостеприимного хозяина.
Ватель должен был обеспечить всей этой ораве четыре трапезы и дополнительно "коласьоны" - перекусы холодными закусками во время балов. То, что сейчас называют словом фуршет. Причем столы, сервированные на природе украшали так, чтобы они вписывались в пейзаж.
Любой современный повар застрелился бы от масштабов задачи еще до праздника, а Ватель еще параллельно организовывал фейерверки и развлечения. К сожалению, он не оставил после себя кулинарных книг, как многие повара, но позже ему посвящали свои блюда, называя его именем то соус, то консоме, а взбитые сливки Шантийи считаются именно его изобретением.

Замок принадлежал принцам Конде еще многие годы. В 1782 году очередной принц Конде принимал в Шантийи графа и графиню Северных. Под таким пвсевдонимом путешествовали будущий русский император Павел Первый с супругой. И позже отплатил за гостеприимство, приютив у себя на время хозяев Шантийи вместе с полком на время революции.
Шантийи в конце 18 века можно увидеть на гуаши художника Жана-Батиста Лаллемана, которая хранится в замке.

На картине виден Большой замок в таком виде,как он существовал до того, как был разрушен во время революции. Таким, как его возвел Монморанси в 1528-31 годах.
После последнего принца Конде в 1830 году наследником становится герцог Омаль, построивший Большой замок заново.
Новый замок (Шато д’Ангьен) — неоренессансная постройка 1876-80 годов, вольно воспроизводящая архитектурные формы Большого замка. Проектированием Нового замка занимался Оноре Домье; его стиль может быть определён как бозар.

Теперь замок Шантийи представляет собой ансамбль из построек разных веков. Слева старая Капитанерия, которая сохранилась несмотря ни на что.

Остальной замок, созданный по мотивам ренессанссных замков, более декоративен. Он украшен обилием балюстрад, скульптурой. Композиция напоминает старые отели 16-17 века, когда стена с воротами закрывает сам замок, что в те времена было не лишним. В 18 веке она уже утратила оборонное значение и стала декоративным элементом фасада замка.

Перед входом бронзовая скульптура собак.

Металлические ограждения теперь тоже больше украшают, чем ограждают от врага.

Замок хоть и отделен водой, но широкий мост обеспечивает всем вход.

Слева от входа копия статуи раба Микеланджело.



Зайдем в уютный двор замка.

Пожалуй, именно здесь можно ощутить в полной мере, что такое французское изящество, неслучайно президент Никсон воскликнул во время посещения замка в 1968 году:" Почему меня семь раз возили в Версаль и ни разу сюда?"
Мы пришли как раз к открытию музея Конде и можем зайти и ознакомиться с прекрасной коллекцией замка и его интерьерами.
Об этом далее.

Контакты

Адрес: Château de Chantilly, 60500 Chantilly, Франция

Телефон: +33 3 44 27 31 80

Часы работы: с 10:00 до 17:15, Вт — выходной

Официальный сайт: www.domainedechantilly.com

Французские замки – это безумно красивое зрелище, которое впечатляет интересной архитектурой и насыщенной историей. Уже с первого шага ты переносишься на много столетий назад и каждой клеточкой своей кожи ощущаешь дух той эпохи. Среди таких замков на ряду с и Долиной Луары стоит отметить и Замок Шантийи.

Не смотря на то, что он менее известен туристам, он ни в чем не уступает выше упомянутым замкам. Поездка в Шантийи подарит вам массу удовольствия и незабываемых впечатлений, ведь это именно то место, где не жалко потратить ни время, ни деньги.

История Замка Шантийи

Замок имеет богатую историю, о которой можно узнать во время экскурсии в Шантийи или продолжить чтение информации, которая представлена ниже.
Итак, история Замка Шантийи (Chateau de Chantilly) начинается еще со времен древних римлян, когда они победили галлов. Тогда один из воинов по имени Cantilius построил на этом месте первую виллу. Предполагают, что его имя дало название будущему замку. В 11 столетии на этом месте соорудили средневековую крепость. До 14 века она была сооружением, где происходили бои и могло укрыться местное население. Но в 1358 году крепость разграбили, и она перестала выполнять свое первоначальное предназначение.

Позже в середине 16 столетия эту местность унаследовал Анн де Монморанси. Он активно занялся обустройством территории и уже за короткое время здесь появился Малый дворец. Он был сооружен в стиле Ренессанса, потому что Монморанси только вернулся из похода в Италию и находился под сильным впечатлением искусства Возрождения. Кстати, этот дворец можно увидеть и сегодня.

Немного позже французский полководец пригласил Жана Бюллана для строительства Большого замка. Замок хоть и получился с виду красивым, но с несчастливой историей: он постоянно передавался из рук в руке, а во время Французской революции его разграбили и организовали здесь тюрьму. К сожалению, сооружение не сохранилось до наших дней, а его изображение можно увидеть только на картинах и фотографиях.

После Монморанси дворец Шантийи переходит во владения герцога Конде. Будучи человеком богатым, он задумал полностью переделать крепость в роскошный замок, что у него хорош

О получилось. Он воспользовался помощью очень известного на то время архитектора Ленотра, который создал шикарный парк. Несмотря на столетия, он и сейчас является произведением искусства. После смерти герцога Конде замок продолжают расстраивать, а прилегающую территорию расширять. В период правления Марии-Антуанетты это место стало ее резиденцией. Здесь разбили сад, соорудили ипподром и начали разводить породистых лошадей.

После Французской революции Замок Шантийи был одним из первых мест, где проводились реконструкционные работы. Уже в конце 19 столетия отстроили замок д’Ангьен, который по внешнему виду напоминает Большой дворец, и вернули первозданный облик многим картинам и скульптурам.

Стоит отметить, что владельцы замка знали толк в «прекрасном». Они умели ценить красивые картины и скульптуры. У них часто гостили знаменитые творцы, среди которых Расин, Ла Фонтен. Если мы уже заговорили о картинах, то не лишним будет вспомнить герцога Омаля, который во время владения замком собрал значительную коллекцию шедевров живописи и положил основу для Музея Конде .

Что интересного можно посмотреть в Замке Шантийи

Замок Шантийи выглядит очень оригинально: со всех сторон он окружен рвом с водой, а попасть в помещение можно только через один мостик. Перед входом в замок туристов встречает женщина-сфинкс и скульптуры псов, выполнены очень реалистично. Дальше, зайдя в замок, можно отметить, что в нем переплелись два стиля : готика и барокко. О готическом стиле «говорят» мощные стены, острые шпили, а о барокко – ниши, овальные окна, балюстрады, решетки и другие подобные элементы.

Впечатляет внутренне оформление: мрамор, позолота. Шикарные люстры, витражи, в нишах установлены копии известных скульптур эпохи Ренессанса, роскошная посуда, все стены увешаны картинами.

Музеи в Шантийи
Здесь расположен Музей Конде , который является вторым после местом хранения экспонатов французского классического искусства. Также в замке оборудована библиотека , где по скромным подсчетам хранится около 30000 книг. Некоторые из них вы не сможете увидеть, так как они хранятся в специальном помещении с определенной температурой и влажностью. Некоторые «экземпляры» старше 400 лет.

В городе Шантийи находится известный на весь мир Музей Кружева . Здесь представлены на всеобщее обозрение как новинки моды, так и старинные кружевные вещи. В музее работает 3 зала, в одном из которых расположена постоянная экспозиция, а в других – временные. Для тех, кто захотел здесь побывать, стоит отметить, что музей работает только по средам и субботам с 10.00 до 17.30.

Около замка на месте старых конюшен открыт Музей лошади , вот только в качестве музейных экспонатов выступают живые лошадки, которые устраивают целые представления. Дважды в год здесь организовывают скачки на приз Дианы и Жокей-клуба.


Некогда замок принадлежал баронам Монморанси и принцам Конде. Многие из них покровительствовали художникам, литераторам, коллекционировали произведения искусства. Здесь бывали самые выдающиеся и образованные люди Франции, баснописец Лафонтен (басни которого перевел Крылов), Лабрюйер, Мольер.


Замок окружен небольшим прудом



Бронзовые собаки охраняют вход в замок, работы Николя Каэна, 1880 год.


Статуи двух охотничьих собак принадлежащих герцогу Омальскому, Николя Каэн.



Охотничий зал


Картинная галерея в которой находятся такие знамениты полотна как "Мадонна с вуалью" Рафаэля, портрет Габриэль Д´Эстре, «Портрет Симонетты Веспуччи» работы Пьеро ди Козимо.


Роспись на потолке



Будуар 1737 года, украшенные росписью обезьян и бабуинов, работы Кристофа Юэ, что соответсвовало китайской моде того времени. Залы украшеные декорациями китайских обезьян часто встречаются в замках и особняках восемнадцатого века.


Роспись на стенах


В это зале находятся такие знаменитые полотна как Автопортрет и «Рождение Венеры» (Венера Анадиомена) работы Энгра,



Зал Клуэ. В нем собраны портреты 16 века


Мерлезонский балет в 16 актах (Le ballet de la Merlaison, «Балет об охоте на дроздов») - был исполнен в марте 1635 года в Шантийи.



Знаменитая библиотека герцого Конде, насчитывает 13 тыс. томов. Коллекция включает 300 средневековых рукописей, самая древняя из которых датируется XI веком.
Непосредственно подчиняется Французскому институту библиотека имеет особый статус. Фонд библиотеки уникален, с 16 века владельцы замка собирали книги, основная часть коллекции была куплена в 19 веке. Книжный Кабинет насчитывает около 700 манускриптов, часть из которых, составляет редкую коллекцию первопечатных книг. Многие книги есть только в этой библиотеке.
Герцог Омальский, будучи страстным библиофилом, сам составил каталог. Одним из самых лучших его приобретений является манускрипт Часослова герцога де Берри, иллюминированный братьями Лимбург для брата короля Карла V, увенчанный календарем, изображающим двенадцать месяцев. Псалтырь Ингебурга и Требник Жанны из Эврэ, являются также лучшими экземплярами этой исключительной коллекции. Витрины представляют в порядке очередности манускрипты, печатные книги или переплеты.


Знаменитые средневековы миниатюры работы Жана Фуке. На коленях перед Богородицей на миниатюре "Поклонение волхвов" (правая миниатюра) король Карл VII скромно пожелал видеть себя.... Ну и своих двух сыновей не зыбыл - Людовик, впоследствии король Людовик XI, и Карл, герцог Беррийский, их изобразили позади папы.


На правой миниатюре изображен Венсенский замок, расположеный на окраине Парижа.
О нем я хочу составить отдельную галерею.


Рафаэль. «Три грации»


"Мадонна Орлеанского дома", Рафаэль


Парадная лестница


Часовня замка


В замке находится ресторан где можно попробовать знаменитый крем Шантийи. Творение повара-виртуоза Вателя. Про которого говорили: «Дайте ему пять хлебов, две рыбы и свечной огарок, и он сделает из всего этого трапезу, достойную королей и принцев».
По официальной версии, повар и по совместительству дворецкий Ватель, специализировавшийся на обслуживании VIP-персон, покончил с собой потому, что не смог приготовить обед для торжественного дворцового приема. То ли ему не завезли продукты вообще, то ли завезли не то, что он требовал, (исторические источники дают разноречивую информацию) и щепетильный француз, помолясь, заколол себя шпагой. В Шантийи снимали фильм "Ватель" с Депарьдье в главной роли.
Крем попробовали, ожидаемых восторгов не испытали, обычные взбитые сливки с ванильным сахаром.