Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Как изображают богиню афину в древней греции. Богиня Афина - как она выглядит и чему покровительствует? Личная жизнь Афины Паллады

Как изображают богиню афину в древней греции. Богиня Афина - как она выглядит и чему покровительствует? Личная жизнь Афины Паллады

Афина в искусстве и мифологии. Часть3. Скульптура

Любое древнегреческое произведение — это попытка призвать божественное в конкретную форму. Даже работая над скульптурой победителя в Олимпийских играх, ваятель меньше всего заботился о портретном сходстве — он создавал идеальный образ человека. А работа над статуей божества была особой мистерией. Скульптуру отвозили в Дельфы для торжественной церемонии освящения, но перед этим жрецы обращались к божеству с вопросом, угодна ли ему эта статуя, согласно ли оно влить в нее свою божественную силу? И если знаки говорили о божественном согласии, статую ставили в храм.

Самые знаменитые греческие храмовые скульптуры не сохранились. Мы можем судить об их красоте и величии лишь по копиям и по описаниям. Например, существует около двухсот копий (если не считать изображения на монетах) Афины Парфенос — главной статуи в Афинском акрополе. Правда, ни одна из них не может передать все то, что испытывал созерцавший ее человек. Да к тому же не всякий удостаивался такой чести.

Статуя Афины (т. н. «Пирейская Афина»).
Бронза. 340—330 гг. до н. э.
Высота 2,35 м.Афины, Археологический музей Пирея.


Ста-туя была обна-ру-же-на в чис-ле дру-гих в 1959 г. в Пирее, на пере-се-че-нии улиц Геор-гиу и Фило-на в кла-до-вой ком-на-те непо-да-ле-ку от антич-ной гава-ни. Скульп-ту-ра была укры-та в этом поме-ще-нии от войск Сул-лы в 86 г. до н. э.



Душой величественной художественной деятельности периода расцвета Эллады был Фидий (ок. 488-432 гг.), друг Перикла, смягчивший и в архитектуре и в пластике прежнюю суровую строгость формы, превративший ее в возвышенную и вместе с тем грациозную красоту. Современники и потомки прославляли его колоссальные хрисоэлефантинные (сделанные из золота и слоновой кости) статуи богов


Statue of Athena Parthenos from the Library of Pergamon with the temple of Zeus Sosipolis from Magnesia on the Maeander in the background, Pergamon Museum Berlin

Если верить Плинию Старшему, на каждой детали скульптуры, начиная от постамента, на котором стояла Афина, и заканчивая ее шлемом, были изображены мифологические сцены: на постаменте — рождение Пандоры, на щите с обеих сторон — битва с амазонками и борьба богов с гигантами, на сандалиях — сражение с кентаврами.


Statue de Phidias par Aimé Millet (1889). Hauteur environ 2,50 m. Orangerie du jardin du Luxembourg

Фидий, лучший скульптор того времени, девять лет работал над скульптурой. Только ему смогли доверить граждане создание образа их небесной покровительницы. Это были девять лет молитвы, девять лет полного погружения в работу. Каждый день Фидий молился и спрашивал, что угодно Богине-Деве, чтобы вселить часть своего могущества в скульптуру, что еще сделать, чтобы Афина охраняла город и его жителей? Ведь для каждого афинянина очень важно было знать, что рядом с ними живут боги. Что нужно всего лишь обратить свой взор на Акрополь и его храмы, чтобы почувствовать их покровительство.

Значительная часть казны полиса ушла на создание этой скульптуры. Ее деревянный остов высотой в 13 метров покрывала тонна золота, а лицо и руки были сделаны из отборной слоновой кости. Двухметровая статуя богини победы Ники, которую Афина держала в руке, казалась крошечной. Афина Парфенос поистине была величественной! Трудно представить, что такое мог создать человек!


Каждый год в честь Афины жители устраивали празднества — малые Панафинеи, а каждые пять лет — Большие Панафинеи, когда самые достойные девушки полиса несли жертвоприношения и пеплос — специально сотканные за эти пять лет одежды для богини. Это была красивая церемониальная процессия.

Фидием и его учениками, были изготовлены превосходные скульптурные работы, украшавшие Парфенон. Многие из них более или менее хорошо сохранились и находятся теперь в Британском музее. На восточном фронтоне стояла группа, изображавшая рождение Паллады, на западном - группа, представлявшая спор её с Посейдоном о том, кому из них должно принадлежать покровительство над Аттикой




Athena Varvakeion

Наиболее полной и достоверной копией считается т. н. «Афина Варвакион» (Национальный музей, Афины), мрамор.



Стоявшая в центре храма и являвшаяся его сакральным центром статуя Афины Парфенос была выполнена самим Фидием. Она была прямостоящая и имела около 11 м в высоту, выполнена в хрисоэлефантинной технике (то есть из золота и слоновой кости на деревянной основе).


Печальна судьба этой скульптуры… Но, может быть, осталось где-то такое место, высокая гора, где по-прежнему живут Боги в своих храмах. И никакие тираны и пожары не могут их уничтожить. Может, когда-нибудь, вслед за древними греками, мы научимся ощущать их присутствие. Ведь Акрополь со его храмами и богами — это не только физическое место.

Скульптура не сохранилась и известна по различным копиям и многочисленным изображениям на монетах. В одной руке богиня держит Нику, а другой опирается на щит. На щите изображена амазономахия.


Считается, что на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил себя и изображения своего друга Перикла (предположительно, в виде Дедала и Тезея). Кстати, это оказалось для него фатальным — его обвинили в оскорблении божества, бросили в тюрьму, где он покончил с собой ядом, или умер от лишений и горя Особенность рельефа на щите состоит в том, что второй и третий план показаны не сзади, а один над другим. Кроме того, его тематика позволяет говорить о том, что это уже исторический рельеф.


Копия щита с изображением битвы, т. н. «Щит Странгфорда», Британский музей

Копией щита статуи с изображением битвы считается т. н. «Щит Странгфорда» в Британском музее.
Другая копия, хранящаяся в Лувре


Ещё один рельеф был на сандалиях Афины. Там изображалась кентавромахия.


На постаменте статуи было вырезано рождение Пандоры — первой женщины.

Мореплаватель Павсаний в своем путеводителе описывает её так:


Plaster cast-reconstruction of Athena statue based on the Roman copy after Phidias" Parthenos.


«Сама Афина сделана из слоновой кости и золота… Статуя изображает её во весь рост в хитоне до самых ступней ног, у неё на груди голова Медузы из слоновой кости, в руке она держит изображение Ники, приблизительно в четыре локтя, а в другой руке — копье. В ногах у неё лежит щит, а около копья змея; эта змея, вероятно — Эрихтоний». (Описание Эллады, XXIV, 7).


Château de Dampierre, Yvelines, France. Attempt to reconstruct the statue of Athena in the Parthenon at the scale of one fourth, by Henri Duponchet (1794-1868).


Athena Parthenos, 2. Jhd. n. Chr. (Gipsabguss, Original im Griechischen Nationalmuseum Athen


Title: Six Greek sculptors Year: 1915 (1910s) Authors: Gardner, Ernest Arthur, 1862-1939


Statuette of Athena. Pentelic marble. Found in Athens, near the Pnyx. Known as the "Lenormant Athena", this statuette copies the Athena Parthenos by Pheidias.


Louvre Museum


Athéna Parthénos dite Minerve au collier


Louvre Museum: Greco-Roman collection


Palazzo Altemps - Rome


Athena Porte Dorée


Austria, Vienna, Austrian Parliament Building



Athena_Partenos_from_Prado


«Афина Лемния»Athena Lemnia (Copenhagen Botanical Garden)

Лемносская Афина — бронзовая статуя богини Афины, созданная знаменитым греческим скульптором Фидием в 450—440 гг. до н. э. Не сохранилась, известна по копиям.«Фидий не всегда ваял образы Зевса, и не всегда отливал Афину, облачённую в бронзовый доспех, но он обратил своё искусство к другим богам и украсил щеки Девы розовым румянцем, скрытым обычно шлемом, что закрывал красоту богини».


Plaster casts in Pushkin Museum, Moscow

Согласно Павсанию, скульптура была изготовлена гражданами Афин, жившими на о. Лемнос, с целью преподнесения в дар родному городу, благодаря чему и получила такое прозвание. Вероятно, стояла где-то неподалеку от Пропилей.


Афина Лемния. Глиптотека.Мюнхен

Вторая из дрезденских реконструкций. Слепок в ГМИИ



Athena Lemnia (Bologna)


Reconstruction of the Acropolis and Areopagus in Athens

Богиня Афина. Скульптурная группа «Афина и Марсий» работы Мирона. Фрагмент

Museum Willet-Holthuysen, à Amsterdam


Athena (Museumsberg, Flensburg)


Pallas Athene, Bildhauer


Статуя «Афина Паллада» (Санкт-Петербург и Лен.область, Павловск, с северной стороны Павловского дворца)


Der Hofgarten des Schlosses Veitshöchheim.nahm seinen Anfang im 17. Jahrhundert als Fasanerie und wurde im 18. Jahrhundert weiter ausgestaltet und erweitert. Die Sandsteinfiguren stammen von Johann Wolfgang von der Auwera, Ferdinand Tietz und Johann Peter Wagner.
Haeferl - собственная работа


Statuette of Athena in pentelic marble, found at Epidaurus, bearing a dedication to Artemis


The 5 central figures of the west pediment of the Temple of Aphaia, ca. 505-500 B

Arte romana, atena, II secolo da un orginale greco della scuola di fidia del V secolo ac..Ancient Roman statues in the Museo Archeologico (Naples)


Athena at Pilate´s House in Seville. Roman copy of a greek original.

Statue of Athena; torso: 180-190 AD, supplementations: Renaissance and Baroque era; marble; Museum: LiebieghausAthena. Leptis Magna, Tripolitania. Roman copy from 5th c. Greek original


Statue of Athena on the orangery of Schloss Seehof.


thena, West pediment of the old temple of Athena Polias (Acropolis of Athens)


Bayreuth, Hofgarten, Neues Schloss, Athene/Athena (Kopie) von Johann Gabriel Räntz (um 1755)

Roman marble statuette of Athena. Leptis Magna, Tripolitania; copy of an original from the end of the 5th ct. BC. Istanbul Archaeological Museums .Athena of the Hope-Farnese type. Marble, Roman copy from the 1st-2nd centuries AD after a Greek origina


В Сочи


Athena. Tripoli-Nationalmuseum,Göttin Athena-Medus


Estatua romana de la diosa Atenea en el patio principal de la Casa de Pilatos, (Sevilla, Andalucía, España)...Sculpture of Athena found on Heraclea Lyncestis archaeological site in Macedonia


Athena Athene oder Bellona mit Drache auf Helm Friedrichsflügel Neues Palais Sanssouci


Marble statue of Minerva in the Ballroom at the Royal Castle in Warsaw (André Le Brun).


Athene-Statue und Zeus-Kopf am Athenebrunnen an der Karlshöhe in Stuttgart.



Buda-varoshaz-4.....Skulptúra (Atény) na budove Vysokej škole výtvarných umení v Bratislave


Façade du Palais des ducs de Bourgogne Dijon Côte-d"Or Bourgogne-Franche-Comté



Graz, Zeughaus, Fassade Figur Minerva


Neues Schloss Schleissheim, Gartenparterre, “Minerva” (“Athene”) von Giuseppe Volpini


Strasbourg, Université


Figura bogini wojny, Ateny na fasadzie Zbrojowni



Roma, Museo nazionale romano a palazzo Altemps, statua rinvenuta nel 1627 nel Campo Marzio e riscolpita da Alessandro Algardi per il cardinale Ludovisi come Atena (tipo Giustiniani). Sono di restauro le mani e la parte inferiore del corpo e del tronco.

Mattei Athena Louvre


Афина Паллада, известная в греческой мифологии как богиня стратегии войны и мудрости, появилась на свет очень необычным образом. В одном из мифов сказано, что Афина предстала перед олимпийскими богами после того, как Гефест своим молотом расколол по просьбе Зевса череп громовержцу, откуда и появилась в полном обмундировании мудрая богиня.

Древние греки почитали Афину как изобретательницу военной стратегии, «воительницу-девственницу», всегда появлявшуюся в сопровождении крылатой богини Ники.

Несмотря на чудовищную силу и невероятную ловкость, Афина предпочитала разрешать войны и спорные ситуации дипломатией и мирными переговорами. Крупнейший праздник в честь богини носил название Панафинеи и проходил у стен Акрополя в Афинах.

Считается, что кроме ратного дела и стратегического планирования, мудрая богиня регулировала погоду и орошала дождем поля, следила за благоденствием афинских семей, была мерилом гражданского общества, покровительствовала искусству, ремеслам и умственной деятельности.

В одном из мифов Афина упоминается как непревзойденный мастер ткачества. Посмевшая бросить вызов богине в этом искусстве дева Арахна была жестоко наказана за чрезмерную самоуверенность.

Греки склонны верить, что именно Афина изобрела такие средства повседневного пользования, как горшок для приготовления пищи, лошадиную узду, грабли, конский плуг, ярмо и несколько музыкальных инструментов. Кроме того она впервые ввела в жизнь афинян арифметический счет. Доброта Афины была известна даже в самых отдаленных полисах, ведь на Ареопаге она всегда старалась выступать в защиту ответчика.

«Афинская дева» стала ассоциироваться у греков со всем тем, чем они гордились и любили. Все научные открытия, урожаи и праздники, так или иначе, были посвящены Афине.

Афина была воплощением чистоты и непорочности. Многие боги пытались добиться ее руки и любви, но безуспешно. Дальше всех зашел Гефест, который насильно пытался завладеть богиней, но лишь успел пролить семя на колено Афины. Вытершись шелковым платком, она в гневе бросила его на мать-землю Гею, которую семя и оплодотворило.

Вскоре у Геи от Гефеста родился сын Эрихтоний, которого она сразу же отвергла, а Афина беспрекословно усыновила. Повзрослев, Эрихтоний стал мэром Афин, а девственность воспитавшей его богини символизировала неприступность великого города.

Несколько фото картин и статуй богини Афины:

September 22nd, 2016

Цитата сообщения Galyshenka Многоликая АФИНА

Самим Зевсом рождена была богиня Афина-Паллада. Зевс-громовержец знал, что у жены его, богини разума, Метис, будет двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума и силы.
Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола и отнимет у него власть над миром. Испугался великий Зевс. Чтобы избежать грозной судьбы, которую сулили ему мойры, он, усыпив богиню Метис ласковыми речами проглотил ее, прежде чем у нее родилась дочь, богиня Афина.
Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, не повредив его, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина-Паллада.


Густав Климт, «Афина Паллада», 1898, Вена

В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она пред изумленными очами богов-олимпийцев. Грозно потрясла она своим сверкающим копьем. Воинственный клич ее раскатился далеко по небу, и до самого основания потрясся светлый Олимп. Прекрасная, величественная, стояла она перед богами. Голубые глаза Афины горели божественной мудростью, вся она сияла дивной, небесной, мошной красотой. Славили боги рожденную из головы отца-Зевса любимую дочь его, защитницу городов, богиню мудрости и знания, непобедимую воительницу Афину-Палладу.



Рождение Афины из головы Зевса. Рисунок с чернофигурной древнегреческой вазы

Афина (Άθηνά)(у римлян Минерва) - одна из наиболее почитаемых богинь Греции. Силой и мудростью она равна Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её - ближайшее к Зевсу.
Её называ.n «сероокой и русоволосой», описания подчеркивают её большие глаза, у Гомера эпитет «главкопис» (совоокая)..
В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты — одета в доспехи, держит в руках копьё; её сопровождают священные животные:

Шлем (как правило, коринфский — с высоким гребнем)

Вергилий упоминает, как циклопы в кузне Вулкана лощили доспехи и эгиду Паллады, на них чешуя змей и голова змеевласой Горгоны Медузы


- появляется в сопровождении крылатой богини Ники

Атрибуты сова и змея (также символ мудрости), в храме А. в Афинах, по сообщению Геродота, обитала огромная змея - страж акрополя, посвящённая богине.

Многочисленны сведения о космических чертах образа Афины. Её рождение сопровождается золотым дождём, она хранит молнии Зевса


Афина Паллада. Подготовительный картон работы И. Веддера для мозаики в Библиотеке Конгресса, Вашингтон, 1896 г.


Афина. Статуя. Эрмитаж. Зал Афины.


Статуя Афина Джустиниана


Athena Algardi, it was found in 1627 in fragments at the Campus Martius, restored by Alessandro Algardi.
Palazzo Altemps, Rome, Italy.


Спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой. Итальянская камея, XIII век


Сцена спора Афины с Посейдоном за власть над Аттикой была изображена на фронтоне храма Парфенона в Афинах знаменитым греческим скульптором Фидием (V в до н. э.); в сильно поврежденном виде фронтон сохранился до нашего времени.


Мирон (копия). Афина и Марсий. Оригинал статуи был изготовлен в V в. до н. э. Богиня изображалась роняющей флейту, а Марсий — находящим
Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Аполлона.


Битва Афины с гигантом Алкионеем. Пергамский алтарь
Афина направляет свою силу на борьбу с титанами и гигантами. Вместе с Гераклом Афина убивает одного из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с третьего сдирает кожу и покрывает ею своё тело во время сражения.


Глиняная статуэтка Афины 7 в. до н. э.


«Афина Варвакион» (копия знаменитой «Афины Парфенос»)


Статуя Афины (тип «Паллада Джустиниани») в Пушкинском музее


«Битва Афины с Энкеладом». Фрагмент росписи краснофигурного килика. 6 в. до н. э., Лувр


«Паллада и кентавр», картина Сандро Боттичелли, 1482, Уффицци

Афина - хранительница городов, её главные эпитеты Полиада («городская») и Полиухос («градодержица»), защитница греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.) и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и там: в гомеровской Трое была статуя Афины, якобы упавшая с неба, так называемый палладиум



И. Г. Траутманн. «Пожар Трои»

Афинский Парфенон

Афинский Парфенон реконструкция 3D


Описания Парфенона всегда изобиловали только превосходными степенями. Этот афинский храм,с его 2500-летней историей посвященный покровительнице города — богине Афине Парфенос, по праву считается одним из величайших образцов античного зодчества, шедевром мирового искусства и пластики. Он построен в середине V века до н. э.



Огромная статуя Афины Промахос («передовой боец») с копьём, сияющим на солнце, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон.

Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является и трагедия Эсхила «Евмениды».

Афины пользовались особым покровительством нося ее имя. Афиняне считали, что они обязаны Афине своим благосостоянием.

Существует предание, говорящее, что культ Афины в ее го-роде укрепил сын Земли Эрехтей. Богиня мудрости Афина воспитала его в своей священной роще, а когда мальчик вырос, наградила его царской властью.



Якоб Йорданс. Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония
Афина отождествлялась с дочерьми Кекропа - Пандросой («всевлажной») и Аглаврой («cветовоздушной»), или Агравлой («полебороздной»)

Изображение совы, атрибута Афины, чекани-лось на серебряных афинских монетах, и каждый, кто при-нимал «сову» в обмен на товары, словно отдавал по-чести самой Афине.



Серебряная афинская тетрадрахма с изображением совы, символом богини Афины. 5 или 4 в. до н.э


«Афина». Рельефное изображение на серебряном блюде, 1 в. н. э., Берлин, Государственные музеи

Ни одно мало-мальски важное событие не обходилось без вмешательства Афины.
Афина помогла Прометею украсть огонь из кузни Гефеста.
Одного её прикосновения достаточно было, чтобы сделать человека прекрасным (Одиссея она возвысила станом, наделила кудрявыми волосами, облекла силой и привлекательностью;). Она наделила Пенелопу накануне встречи супругов удивительной красотой



Gustav Klimt
Kunsthistorisches Museum in Vienna, Austria, 1890-91

Афина покровительствовала героям -воинам и ремесленникам-гончарам, ткачихам, рукодельницам и Она ведь и сама называлась Эрганой («работницей») - её собственные изделия - подлинные произведения искусства, как, например, плащ, вытканный для героя Ясона.



Афина Паллада. 1898, Franz von Stuck.

Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи).

Афина в мифологии и искусстве.Часть 1.Живопись.

Себастьяно Риччи

Славить Палладу-Афину, оплот городов, начинаю, Страшную. Любит она, как и Арес, военное дело, Яростный воинов крик, городов разрушенье и войны. Ею хранится народ, на сраженье ль идёт, из сраженья ль. Славься, богиня! Пошли благо действие нам и удачу!

Гомер.


Йохан Хейс

Афина - греческая богиня мудрости, покровительница ремесел, известна у римлян как Минерва. Афина - девственница, давшая обет целомудрия и безбрачия.


Минерва.Рембрант

Подобно Артемиде, Афина - статная, прекрасная богиня-воительница, покровительница избранных ею героев, сыновей Афин - города, носящего ее имя. Из всех олимпийских богинь только ее одну изображали в воинских доспехах: забрало ее шлема поднято, являя взорам ее красоту.


Баккиарелли

В одной руке она держит щит, а в другой - копье. Как эмблема, на ее щите или на кромке одеяния изображались переплетенные змеи.


Минерва-Геометрия.Верона.Фреска

Как и приличествует богине, ответственной не только за военные действия, но и за мирные домашние ремесла, Афину также изображали с копьем в одной руке и с чашей или веретеном в другой.



Фреска.Триумф Афтны.Вилла Чифанойя



Фрески в соборе Ассизи(Италия)

Она покровительствовала не только городам и войскам, но и рукодельницам и ювелирам, гончарам и ткачам.


Доменико Бессафуми.Фреска.Минерва и Посейдон

Древние греки считали, что Афина подарила людям уздечку для приручения лошади, плуг, грабли, ярмо для быков и колесницу и обучила первых кораблестроителей. Оливковое дерево было ее особым даром городу Афины. Благодаря этому дару греки начали выращивать маслины.


потолок библиотеки Палатино в Парме.Скарамучче.

Афину часто изображали с совой, птицей с огромными круглыми глазами, символизирующей мудрость. Если рядом с Афиной находилась другая фигура, это неизменно был мужчина. Она стоит за сидящим Зевсом как воин, охраняющий своего повелителя, или же изображается вместе с главными греческими героями "Илиады" и "Одиссеи" - Ахиллом и Одиссеем.


Я Джорданс

С именем Афины связывали военное мастерство и домашние ремесла, то есть те виды деятельности, которые требуют тщательного планирования и четкого исполнения задуманного. Иначе говоря, она является воплощением целенаправленности. Отличительные признаки ее мудрости - стратегический подход к делу, практицизм и стремление к реальным результатам. Афина ценит рациональное мышление и отстаивает превосходство воли и интеллекта над инстинктами. Ей дороги города. Согласно Афине (в противоположность Артемиде), первозданная природа должна быть покорена.

Рождение Афины из головы Зевса. Рисунок с краснофигурной древнегреческой вазы

Вхождение Афины в сообщество олимпийских богов было поистине драматическим. Она появилась на свет из головы Зевса взрослой женщиной в блестящих золотых доспехах, с острым копьем в одной руке, издав при этом громкий воинственный клич. По некоторым версиям, ее рождение напоминало своего рода кесарево сечение: Зевс почувствовал страшную головную боль наподобие "родовых мук" и призвал на помощь своего сына Гефеста, бога-кузнеца, который мощным ударом острого топора расколол ему череп, открыв путь Афине.

Афина считала, что у нее только один родитель - Зевс, с которым она была навечно связана. Она была "правой рукой" своего отца, только ей он вверял символы своей власти - молнии и эгиду.


Метида

Эта богиня не признавала свою мать - Метиду; более того, она, по-видимому, и не знала о существовании матери. Как повествует Гесиод, Метида - божество океана - была первой супругой Зевса и славилась своей мудростью. Когда она была беременна Афиной, Зевс хитростью заставил ее стать маленькой и проглотил. Ему предсказали, что у Метиды будет двое необыкновенных детей: дочь, равная самому Зевсу в храбрости и мудрости, и сын с душой завоевателя, который станет царем богов и людей. Проглотив Метиду, Зевс таким образом одолел предсказанную ему судьбу.


Согласно мифологии, Афина была покровительницей и советчицей всех мужчин-героев. Перечень тех, кому она помогала, читается как "Биографический справочник героев".


Афина вручает Персею щит

Среди них был Персей, убивший Медузу Горгону - женщину-чудовище со змеями вместо волос, с когтистыми медными руками и горящими яростью глазами, которая взглядом превращала людей в камень.


Афина дала Персею медный щит, блестящий, как зеркало. Персей мог видеть в нем отражение Медузы, и потому ему не грозила опасность встретить ее прямой взгляд. Кроме того, когда он рубил голову Медузе, его руку направляла Афина.

Афина также помогла Ясону и аргонавтам построить корабль, на котором они отправились добывать золотое руно. Она подарила Беллерофонту золотую уздечку, дабы тот укротил крылатого коня Пегаса, и помогала Гераклу в его двенадцати подвигах.


Во время Троянской войны Афина активно действовала на стороне греков. Она заботилась о своих любимцах, особенно об Ахилле, самом грозном и сильном греческом воине. Позже она помогала Одиссею в его затянувшемся возвращении домой.


И. Г. Траутманн. «Пожар Трои»

Помимо того что Афина была ближе всех к Зевсу и покровительствовала героям-мужчинам, она поддерживала патриархат в целом. Она заступилась за Ореста, который, мстя за смерть своего отца Агамемнона, убил собственную мать Клитемнестру. В защиту Ореста выступил Аполлон. Провозглашая тем самым превосходство мужчин над женщинами, он заявил, что мать - лишь почва для семени, посаженного отцом.


В качестве доказательства своей правоты Аполлон сослался на Афину, которая не была рождена из материнского лона. Когда голоса судей были подсчитаны, число оправдательных и обвинительных голосов оказалось равным, поскольку Афина проголосовала за Ореста. Примкнув к Аполлону, она освободила Ореста и поддержала верховенство патриархальных обычаев над узами материнства.


Только в одном мифе об Афине говорится о смертной женщине, Арахне, превращенной Афиной в паука. Афину, как богиню ремесел, вызвала на состязание в мастерстве слишком самонадеянная ткачиха по имени Арахна. Обе работали с большой скоростью и искусством. Когда полотна были закончены, Афина восхитилась безукоризненной работой своей соперницы, но была взбешена тем, что Арахна посмела изобразить любовные похождения Зевса. Она выткала Леду, ласкающую лебедя, под видом которого Зевс проник в спальню царицы для того, чтобы овладеть ею. Следующая сцена изображала Данаю, которую Зевс оплодотворил, превратившись в золотой дождь; а еще Арахна выткала изображение девы-Европы, похищенной Зевсом, который обернулся великолепным белым быком.


Д.Боттани

Вытканные сюжеты послужили причиной гибели Арахны. Афина страшно разгневалась, разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора и повесилась. Пожалев Арахну, Афина освободила ее из петли и вернула ей жизнь, превратив в паука, навечно приговоренного плести паутину (в биологии паукообразные называются арахнидами - по имени этой несчастной девушки). Отметим, что Афина, защитница своего отца, наказала Арахну скорее за публичную демонстрацию противозаконных деяний Зевса, чем за дерзкий вызов, брошенный ей самой.


Даже обнажившись, Афина сохраняет шлем, благодаря которому её легко отличить от Афродиты и Геры. Афина легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты — одета в доспехи, держит в руках копьё; её также сопровождают священные животные. шлем (как правило, коринфский — с высоким гребнем) эгида (щит), обтянутая козьей шкурой и украшенная головой Горгоны Медузы появлялась в сопровождении крылатой богини Ники олива — священное дерево древних греков сова (символ мудрости) змея (также символ мудрости)


Ф.Флорис

Её называли «сероокой и русоволосой», у Гомера эпитет «главкопис» (совоокая). Описания подчеркивают её большие глаза. Гомер описывает подготовку Афины к бою: её доспехи, эгиду, шлем, копьё и колесницу. Вергилий упоминает, как циклопы в кузне Вулкана лощили доспехи и эгиду Паллады, на них чешуя змей и голова Горгоны.

Парис Бордоне. Афина отвергает ухаживания Гефеста.

Несмотря на то, что в классической мифологии Афина считается девственницей, встречаются упоминания о рождении ребёнка, связывавшемся с Афиной и Гефестом. Первую часть этого рассказа содержат лишь поздние источники. Согласно им, Зевс поклялся выполнить любое желание Гефеста (по Лактанцию, в награду за изготовление оружия богов; по Гигину, в награду за то, что Гефест освободил Геру от оков, причём Посейдон подговорил его просить в жены Афину; по Лукиану, в награду за помощь при родах), и Гефест попросил в жены Афину.


Зевс не мог нарушить клятву, но посоветовал дочери-деве защищаться. По основному сказанию (связно излагаемому Псевдо-Аполлодором), Афина пришла к Гефесту за оружием, а тот попытался овладеть ею, и она стала убегать. Гефест погнался за богиней и настиг в некоем месте (позднее названном Гефестий), но Афина защищалась с оружием в руках и ранила его копьем.


Ганс фон Ахен

Гефест пролил семя на ногу Афины, после чего богиня вытерла его шерстью и закопала в землю(по более простой версии, он пустил семя сразу в землю), после чего Гея-земля родила младенца. Поэтому Эрихтония называли как сыном Гефеста и Геи, так и сыном Гефеста и Афины], а имя истолковывали от «эрион» — шерсть (либо «эрис» — раздор]) и «хтон» — земля.. Гомер в «Илиаде» упоминает воспитание Афиной Эрехтея, рождённого Геей, в её храме (II 547—551), а в «Одиссее» — дом Эрехтея, который посещает Афина (VII 81). Изображение убегающей от Гефеста Афины было в спартанском храме Афины Меднодомной.


Якоб Йорданс. Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония

Афина тайно воспитывала Эрихтония, желая сделать бессмертным (по Нонну, богиня вскормила его грудью), и отдала в ларце (либо в корзинке) на сохранение Пандросе, дочери Кекропа](либо трем дочерям: Аглавре, Герсе и Пандросе), запретив открывать. Эти три дочери танцевали на лугу перед храмом Паллады. Еврипид рассказывает, что Афина приставила к Эрихтонию двух змей, с тех пор в Афинах золоченых змей надевали на шею детям.

Я.Виллемс

Такой амулет из пары драконов упомянут в сцене узнавания в трагедии «Ион». Сестры Пандросы Герса и Аглавра открыли ларец и увидели ребёнка, обвитого драконом (по более ранней версии, змееподобного младенца либо младенца-змея). Они были либо убиты драконом, либо Афина ввергла их в безумие, и они бросились с вершины акрополя в пропасть


Б.Спрангер


Б.Спрангер

После гибели сестер Эрихтоний был воспитан в храме Афины. Когда он вырос, он воцарился, воздвиг на акрополе ксоан Афины и учредил Панафинеи, впервые проведя шествие в честь Афины на акрополе.Эрихтоний был погребен на священном участке храма Афины Полиады


Мирон (копия). Афина и Марсий. Оригинал статуи был изготовлен в V в. до н. э.

Богиня изображалась роняющей флейту, а Марсий — находящим Миф об изобретении богиней флейты (авлоса) упомянут многими авторами. (В Беотии Афина-изобретательница флейты, даже почиталась под особым именем Бомбилея, то есть Афина «пчелиная», «жужжащая».. Пиндар рассказывает, что одна из горгон Медуза ужасно стонала, умирая, а другая — Евриала стонала, глядя на сестру, и Афина изобрела флейту, чтобы повторить эти звуки.


К.Маковский

Согласно Коринне, богиня научила игре на флейте Аполлона. Эпихарм упоминает, что она играла перед Диоскурами на авлосе. По более подробному рассказу, Афина сделала флейту из оленьей кости и пришла на трапезу богов, но Гера и Афродита осмеяли её, и она, посмотрев на своё отражение в воде, увидела, как некрасиво при игре раздуваются её щеки], и бросила флейту в Идейском лесу, либо выбросила флейту в воды Меандра. Брошенную флейту подобрал сатир Марсий.


(Павсаний также упоминает статую Афины, бьющей силена Марсия, который поднял флейту). Миф продолжается рассказом, что в игре на «Палладиной флейте» сатир был побежден Аполлоном, и с него содрали кожу. Аристотель дает мифу своё истолкование.. По его мнению, настоящая причина действий Афины в том, что игра на флейте не связана с умственным развитием.


Битва Афины с гигантом Алкионеем. Пергамский алтарь

Хотя по ранней мифологической схеме титаномахия произошла ещё до рождения Афины, но позднейшие авторы, начиная с Еврипида, нередко смешивали гигантов и титанов. Участие Афины в гигантомахии — популярный сюжет. Эту битву локализуют на Флегрейских полях.Хотя в битве с гигантами Афина призвала на помощь богам Геракла, но сама также отличилась. Гигин приводит рассказ, что после гибели Эпафа Зевс вместе с Афиной, Аполлоном и Артемидой сбросил в Тартар титанов, побуждаемых Герой.


Афина вдохновила Кадма убить дракона.Гольциус

Другие подробности битвы с гигантами изображались на щите статуи Афины Парфенос. В трагедии Еврипида «Ион» афинские женщины обсуждают это изображение: Афина, держащая щит с Горгоной на нём, выступает против Энкелада. Также Афина гнала колесницу с парой коней против Энкелада, а когда тот обратился в бегство, обрушила на него остров Сицилию. С Палланта Афина содрала кожу и покрывала ею своё тело.. Каллимах подчёркивает заботу Афины о своих конях после битвы


Афина наливает вино Гераклу

Согласно мифам, Афина участвует в Суде Париса, где она безуспешно соблазняла Париса карьерой успешного полководца и в дальнейших событиях троянской войны, где она выступала на стороне греков и особенным покровительством одаривала Одиссея и Диомеда.


Рене Антонио Хусс

Тем не менее Афина покровительствует и замужним женщинам. Женщины Элиды молились Афине, чтобы забеременетьАфина помогала Пенелопе оттянуть день новой свадьбы.


В «Одиссее» Афина одарила Пенелопу разумом, даёт ей сладкий сон. Когда Пенелопа просит Афину за Одиссея, богиня посылает к ней призрак Ифтимы, чтобы её обнадежить. Афина внушает Пенелопе желание показаться женихам, на некоторое время усыпляет Пенелопу и дарует ей красоту.

Йон Сингер

Уже у Гомера Афина выступает как покровительница кораблестроения и мореплавания. В одном из авторских сравнений безымянный корабельный зодчий назван воспитанником Афины.


Йоахим фон Сандра

Также Гомер отмечает, что ранее Афина покровительствовала зодчему Фереклу, который строил корабль для Париса.Также говорится, что она вместе с Гефестом обучила людей ремеслам


В более поздних текстах Афина считается изобретательницей ремесел и искусств. Афина покровительствует ткацкому искусству, однако Платон подчеркивает, что её наставник в этом искусстве — Эрот..


Древняя статуя Афины в Эрифрах изображала её с прялкой в каждой руке Прялка — дар Афины. Ткацкий станок называют занятием Афины, а ткачих — служащими «делу Афины».

Рассказывали, что Асклепий получил от Афины кровь Горгоны, с помощью которой воскрешал мёртвых.По Еврипиду, Афина дала Эрихтонию при рождении две капли крови Горгоны, которые тот в златом кольце дал Эрехтею, а последний — Креусе (одна капля целительная, другая ядовитая) Ахилл с телом Гектора.


Во время сзватки Афина отражает копьё Гектора от Ахилла

Афина явилась во сне Периклу и указала траву для излечения его раба, упавшего с крыши строящихся Пропилей акрополя, траву прозвали парфений, а Перикл воздвиг статую Афины Гигиеи.На акрополе найдена база статуи Афины Гигиеи работы скульптора Пирра


Жертвенник Афины Гигиеи был в деме Ахарны. Александр Великий, выздоровев, устроил состязания в честь Асклепия и Афины. Богиню Гигиею называли дочерью Асклепия и Афины Гигиеи. К больному оратору Элию Аристиду во сне явилась Афина, похожая на статую Фидия, и навела ему на ум сделать клизму из аттического мёда, после чего он поправился.


Тезей и Эфра, показывающая, где Эгей спрятал вещи для сына.Theseus Finding

Стала Афина защитницей городов, стен и крепостей, один город был назван в ее честь — Афины. Она дала людям знания и ремесла, многие искусства (изобрела флейту и научила людей играть на ней) научила их делать колесницы и кроить корабли, обучала девушек рукоделию и ткачеству. Она покровительствовала только справедливым войнам, даровала людям законы, учредила государство, ареопаг.


James Thornhill - The Judgement of Paris


Jan Breughel (II) - The Judgement of Paris


Йоахим Втеваль


С.Ботичелли


Замок Капут



Обнорский Н. П.,. Паллада Афина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Лосев А. Ф. Афина // Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. М., 1991—1992. Т.1. С.125-129

Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. / Пер. с нем. В 3 т. Т.3. С.13-14. Элиаде М. История веры и религиозных идей, § 94. / Пер. с фр. В 3 т. Т.1. М., 2001. С.256-258, 416—417.

Грейвз Р. Мифы древней Греции. / Пер. с англ. (Гл. 8 (Рождение Афины); Гл. 25 (Происхождение и деяния Афины). Зайцев А. И. Греческая религия и мифология. М.-СПб, 2005. С.90-96. продолжение следует...

Афина (др.-греч. Ἀθηνᾶ, также встречается написание Афинайя, микен. a-ta-na-po-ti-ni-ja: «Атана-владычица»(Предметно-понятий ный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.141)) — в древнегреческой мифологии богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, эпоним города Афины. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности. Афина являлась как бы частью Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она — мысль Зевса, осуществленная в действии. Классическая Афина покровительствует героям и защищает общественный порядок. Она выручала из беды Беллерофонта, Ясона, Геракла и Персея. Именно она помогла своему любимцу Одиссею преодолеть все трудности и добраться до Итаки после Троянской войны. Самая значительная поддержка была оказана Афиной матереубийце Оресту. Она помогла Прометею похитить божественный огонь, защищала греков-ахейцев во время Троянской войны; она — покровительница гончаров, ткачих и рукодельниц. Культ Афины, распространенный по всей Греции, особенно почитаем был в Афинах, которым она покровительствовала. В римской мифологии богине соответствует Минерва.

Этимология имени «Афина» благодаря догреческому происхождению её образа является неясной.

В современном русском языке закрепилась форма, близкая византийскому произношению (через «и»): в классическую эпоху оно произносилось примерно Атхена. У Гомера, помимо ряда эпитетов, часто встречается форма Афинея, то есть «афинянка» (О распределении форм Афина и Афинея у Гомера см. Клейн Л. С. Анатомия «Илиады». СПб, 1998. С.109-111 и таблицы 24 и 26).

Афина имела множество различных эпитетов, как связанных с её функциями, так и топонимических.

Архаичность образа богини и его эволюция

На древнее зооморфическое прошлое Афины указывают её атрибуты — змея и сова, а также эпитеты (совоокая, проч.). Хтоническая мудрость Афины имеет исток в образе богини со змеями крито-микенского периода.

Согласно концепции, подробно развитой Мартином Нильссоном (англ.), минойская «богиня с щитом», изображенная на ларнаке из Милато, а также на других памятниках, чьим символом был щит в форме восьмёрки, была предшественницей Афины (Андреев Ю. В. От Евразии к Европе. СПб, 2002. С.293-295, 350—354). Согласно И. М. Дьяконову, единый образ девы-воительницы разделился у греков на три: воительницу и рукодельницу Афину, охотницу Артемиду и богиню любовной страсти Афродиту (Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада. М., 1990. С.158).

Миф о рождении Афины от Метиды (чье имя переводится как «мысль») и Зевса принадлежит к позднему периоду греческой мифологии, времени оформления классического канона. Грейвз предполагает, что до этого она была партеногенной дочерью одной Метиды. Появление проглоченной Афины на свет из головы Зевса изображено с позиции мифологии периода патриархата, в котором особо выделялось мужское организующее начало. Афина превращается в послушный рупор Зевса и сознательно лишается своего прошлого (Грейвз Р. Зевс и Метида). Как указывает Лосев, Афина становится как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли, его мыслью, осуществлённой в действии. Со временем материнство Метиды приобретает все более отвлечённый, даже символический, характер, и Афина начинает считаться порождением одного Зевса и принимает на себя функции божественной мудрости, так же, как Зевс воспринял их от Метиды.

По мнению Грейвза, отказ Афины от отца Посейдона указывает на происшедшую в древности смену верховного божества в Афинах. А. И. Зайцев, напротив, предполагает, что вариант с рождением Афины от Зевса без матери более древний, а рассказ Гесиода о проглатывании Метиды — более поздний (Зайцев А. И. Греческая религия и мифология. М.-СПб, 2005. С.94). Виламовиц предполагал (основываясь на том, что слово κορυφη означает как темя Зевса в мифе, так и вершину горы), что первоначальным было представление о рождении Афины из горной вершины.

Афина — одна из главнейших фигур олимпийского пантеона. По своей значимости она равна Зевсу, а иногда и превосходит его. Это коренится в древнейшем периоде развития греческой мифологии — матриархате. Приобретя новые функции военной мощи, богиня сохранила свою матриархальную независимость (дева и защитница целомудрия).

Афина имеет многие космические черты (она хранит молнии Зевса, родилась при золотом дожде, проч.). Она мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, родительница и губительница всего живого.

Рождение Афины

Рождение богини Афины было необычным. Наиболее распространённая версия рассказана в «Теогонии» Гесиода: царь богов Зевс по совету Урана и Геи проглотил свою первую жену Метиду-Премудрость, когда та забеременела, чтобы предотвратить рождение ею после Афины сына, который свергнул бы Зевса (Гесиод. Теогония 888—900). После этого он породил воительницу Афину-Тритогенею из своей головы (Гесиод. Теогония 924—926, в этой версии Гефест рождается позже).

Поэмы Гомера миф о рождении Афины игнорируют, а последующие авторы дополняют рассказ деталями и локализуют его. Краткие упоминания встречаются в гомеровском гимне к Аполлону Пифийскому (Гимны Гомера II 130, 136, 145), у Ивика (Ивик, фр.3 Пейдж, ст.3-4) и других поэтов (Нонн. Деяния Диониса XXVII 285), писателей (Арнобий. Против язычников II 70) и мифографов (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека I 12, 7; Гигин. Мифы, Введение 21). При этом Метиду источники почти не упоминают, а у Эсхила Афина подчёркивает, что родилась без матери (Эсхил. Эвмениды 736).

Предсказание Зевсу изрекли мойры либо сама Метида (Последний вариант: Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 6). Проглотив беременную Метиду, Зевс через некоторое время почувствовал страшную головную боль. Чтобы помочь её рождению, Гефест ударил Зевса топором по голове (Пиндар. Олимпийские песни VII 38-39; фр.34 Бергк; Каллимах, из кн. 1 «Причин»; Лукиан. Разговоры богов 8, 1; Нонн. Деяния Диониса VIII 80), а Прометей воспринял её из головы Зевса (Еврипид. Ион 453—457) (по поздней версии, она родилась из бороды Зевса (Первый Ватиканский мифограф II 74, 1)). Стесихор впервые упоминает, что Афина явилась из головы Зевса в полном боевом вооружении (паноплии) (Стесихор, фр. PMG 233 Пейдж из неустановленного произведения (по схолиям к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика IV 1310 и P.Oxy. 2260)). О доспехах говорится также в XXVIII гомеровском гимне (Гимны Гомера XXVIII 5) и у орфиков (Орфика, фр.174 Керн). По Ликофрону, Афина родилась у Зевса на третий день (Ликофрон. Александра 520).

Согласно Пиндару, когда родилась Афина, на Родосе пошёл золотой дождь (Пиндар. Олимпийские песни VII 49; Страбон. География XIV 2, 10 (стр.655), со ссылкой на Пиндара; Филострат. Картины II 27, 3). Кроме того, приводится и другое толкование её рождения: согласно некоему Аристоклу, Афина была скрыта в облаке и появилась из него благодаря удару молнии Зевса, произошло же это на Крите (Схолии к Пиндару. Олимпийские песни VII 66, цит. по Лосев 1999, с.236). В этом мифе «отразилось представление о рождении молнии и грома из тяжело нависшей грозовой тучи» (В. Г. Борухович) (Примечания В. Г. Боруховича в кн. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л., 1972. С.128).

Родители Афины

Стоит отметить, что хотя версия рождения Афины из головы Зевса от проглоченной Метиды наиболее распространена, существует несколько версий о том, кто были её родители.

По разным версиям, Афина Паллада могла быть дочерью океаниды Метиды, богини мудрости — от Зевса. По аттической версии, дочь Геллении — от Зевса (Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.213). Матерью Афины также могла быть нимфа реки Тритон (в случае отцовства Посейдона).

Отцом Афины по разным версиям могли быть Зевс, Посейдон, Бронт, Паллант и Итон. Зевс. Проглотив беременную Метиду и породив Афину из своего расколотого черепа, он присваивает черты матери-родительницы, произведя дочь на свет единолично. Посейдон. По Геродоту, Афина затем отказалась от такого отцовства и перешла к Зевсу, который принял её как дочь. Циклоп Бронт («гром»), породивший её от Метиды (Схолии к Гомеру. Илиада VIII 39 BLU, см. Лосев 1999, с.238). Гигант Паллант, с которого она в других вариантах снимает кожу. Смертный человек по имени Итон, царь города Итон во Фтиотиде.

Места рождения

Относительно её места рождения также существуют разногласия. Эсхил впервые фиксирует рассказ, что Афина родилась у озера Тритонида в Ливии (Эсхил. Эвмениды 292—293; Каллимах, из кн. 1 «Причин»). Геродот отмечает, что авсеи в Ливии считают Афину дочерью Посейдона и богини озера Тритониды (Геродот. История IV 180). Согласно Аполлонию Родосскому, когда она родилась у озера Тритон, там её встретили ливийские Героини (Аполлоний Родосский. Аргонавтика IV 1298—1300). Согласно Лукану, родившись из головы, она прежде всего посетила Ливию и назвалась Тритонидой (Лукан. Фарсалия IX 350—354). Эти рассказы связаны с эпитетами Афины Тритония и Тритогенея, встречающимися уже у Гомера.

Вариант с помещением реки Тритон на Крит, где сохранился храм Афины, приводит Диодор (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 72, 3).

Кроме того, реку Тритон помещали на крайний запад Фессалии (Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика I 109, см. Античная мифология с античными комментариями к ней. / Сост. А. Ф. Лосев. М., 2005. С.584).

Павсаний приводит рассказ, что Афина родилась и была воспитана в Алифере в Аркадии, где был жертвенник Зевсу Лехеату (Рождающему) и источник Тритонида (Павсаний. Описание Эллады VIII 26, 6).

Местом рождения Афины называли городок Алалкомены в Беотии (Страбон. География IX 2, 36 (стр.413)), где она была выкормлена местным жителем (Павсаний. Описание Эллады IX 33, 5).

Время рождения. Во время Панафиней отмечался день рождения Афины (28 гекатомбеона — примерно 18 августа) (Комментарий в изд. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т.1. М., 1990. С.740), в этот день суды были закрыты (Афиней. Пир мудрецов III 53 (98b)).

Рождение Афины было изображено на фронтоне Парфенона; в спартанском храме Афины Меднодомной; на картине Клеанфа «Рождение Афины» и на картине, описываемой Филостратом (Филострат. Картины II 27).

Облик Афины

Афина легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты — одета в доспехи, держит в руках копьё; её также сопровождают священные животные.

Атрибуты богини: шлем (как правило, коринфский — с высоким гребнем), эгида (щит), обтянутая козьей шкурой и украшенная головой Горгоны Медузы, появлялась в сопровождении крылатой богини Ники, олива — священное дерево древних греков, сова (символ мудрости), змея (также символ мудрости).

Её называли «сероокой и русоволосой» (Пиндар. Немейские песни X 7), у Гомера эпитет «главкопис» (совоокая) (Гомер. Одиссея I 44). Описания подчеркивают её большие глаза. Гомер описывает подготовку Афины к бою: её доспехи, эгиду, шлем, копьё и колесницу (Гомер. Илиада V 733—747, VIII 384—391; второй блок строк повторяет первый с сокращением описания эгиды). Вергилий упоминает, как циклопы в кузне Вулкана лощили доспехи и эгиду Паллады, на них чешуя змей и голова Горгоны (Вергилий. Энеида VIII 435—438).

Платон отмечает, что под покровительством Афины находятся как сословие ремесленников, так и воинов (Платон. Законы XI 920d-e).

Эту множественность функций обыгрывает Овидий, описывая Ахилла на Скиросе в девичьем платье и за шерстью и говоря: «ждёт Паллада тебя, но не на этой стезе» (Овидий. Метаморфозы I 692).

Афина-дева

Обращение «Парфенос» к деве Палладе часто встречается в текстах (Софокл. Эдип в Колоне 1090). Софокл называет её Афиной-девой, госпожой коней (Софокл. Эдип в Колоне 1072). Выражение «Дева родит» Каллимах приводит как пример невозможного события (Каллимах, фр.1 Чистякова из неизвестных элегий, ст.2 (Древнегреческая элегия. СПб, 1996. С.221)), а Риан иронизирует над персонажем: будто бы Афину сделал женой (Риан, фр.1 Пауэлл, ст.14). Григорий Назианзин подчёркивает парадокс: «Афина опять дева и рождает дракона» (Григорий Назианзин. Второе обличительное слово на царя Юлиана (Григорий Богослов. Собрание творений. В 2 т. Мн.-М., 2000. Т.1, С.167).

Чудовищный Тифон планирует отдать Афину в жены Эфиальту (Нонн. Деяния Диониса II 310—313) и предлагает её в жены Кадму (Нонн. Деяния Диониса I 469), отчего Ника опасается за девственность Афины (Нонн. Деяния Диониса II 210—211).

Аргосские девушки перед замужеством приносили ей в жертву волосы (Стаций. Фиваида II 251—255). Упоминаются жрицы-девственницы Афины в некоторых местах (Тертуллиан. О поощрении целомудрия 13).

Согласно Нонну, Авра, мучаясь в родах, желает, чтобы Афина сама рожала (Нонн. Деяния Диониса XLVIII 798). И Афина выкармливает своим молоком сына Авры и Диониса Иакха, как ранее Эрехтея-Эрихтония (Нонн. Деяния Диониса XLVIII 950—954).

Изобретения Афины

Афина была основательницей государства, создательницей колесницы и корабля, флейты и трубы, она изобрела войны (Цицерон. О природе богов III 53). Богиня была изобретательницей керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей. Она научила ткачеству, прядению и кулинарии, учредила законы и ареопаг - высший суд в Афинах.


Афина, материнство и супружество

Тем не менее Афина покровительствует и замужним женщинам. Женщины Элиды молились Афине, чтобы забеременеть (Павсаний. Описание Эллады V 3, 2).

Афина помогала Пенелопе оттянуть день новой свадьбы (Проперций. Элегии II 9, 5). В «Одиссее» Афина одарила Пенелопу разумом (II 116), даёт ей сладкий сон (I 360, XVI 451, XIX 604, XXI 358). Когда Пенелопа просит Афину за Одиссея (IV 762—767), богиня посылает к ней призрак Ифтимы, чтобы её обнадежить (IV 796—838). Афина внушает Пенелопе желание показаться женихам (XVIII 158), на некоторое время усыпляет Пенелопу и дарует ей красоту (XVIII 188—196). Афина внушает Пенелопе мысль устроить состязание (XXI 1).

Авга была жрицей Афины Алеи из Тегеи, которую соблазнил Геракл, и она подкинула ребёнка в священном участке храма Афины (либо спрятала в храме), из-за этого либо земля перестала плодоносить (Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 9, 1), либо началась чума (Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 7, 4), и оракулы возвестили, что в храме содержится нечестивое.

Когда отец решает изгнать Авгу, та обращается к Афине за помощью (Еврипид. Авга, фр.266 Наук), и богиня вспоминает о Геракле. Попечением Афины ящик с Авгой и Телефом был перенесен через море (Страбон. География XIII 1, 69 (стр.615), со ссылкой на Еврипида, см. Еврипид. Авга, свидетельство 4 Ярхо).

Афина и музыка

Афина сплясала боевой танец с копьем и в латах (Платон. Кратил 406е; Законы VII 796b) либо после победы над титанами (Дионисий Галикарнасский. Римские древности VII 72, 7), либо сразу после рождения (Лукиан. Разговоры богов 8).

Полиэн рассказывает легенду, как Прокл и Темен Гераклиды воевали с Еврисфеидами за Спарту и приносили жертву Афине, а в битве им помогли флейтисты. С тех пор флейта ведет лаконцев (Полиэн. Стратегемы I 10, 1). О флейтистах в спартанском войске упоминает Фукидид (Фукидид. История V 70).

Труба (Сальпинга) — эпитет Афины. В эпиграммах Афине посвящают трубу (Антипатр Сидонский, эпиграммы 2-3 Пейдж) или даже «трубу Эниалия» (Тимн, эпиграмма 1 Пейдж).

Афина и корабли

Уже у Гомера Афина выступает как покровительница кораблестроения и мореплавания. В одном из авторских сравнений безымянный корабельный зодчий назван воспитанником Афины (Гомер. Илиада XV 410—412). Также Гомер отмечает, что ранее Афина покровительствовала зодчему Фереклу, который строил корабль для Париса (Илиада V 61) (согласно Коллуфу, богиня не одобрила его работу (Коллуф. Похищение Елены 201)).

По указаниям Афины зодчий Арг из Феспий создал корабль Арго (Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 20, 108—113; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 16; Сенека. Медея 366; Валерий Флакк. Аргонавтика I 92-95, 127, 457, 478, IV 541). Аполлоний называет этот корабль творением Афины Итонской (Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 548). На носу Афина укрепила кусок ствола додонского дуба, который мог прорицать (Ликофрон. Александра 1320—1321; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 16; Гигин. Астрономия II 37, ссылка на Эсхила). После завершения плавания корабль Арго был помещен по воле Афины на небо (Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 35; Гигин. Мифы 14 (СПб, 2000. С.36)).

Данай по совету Афины построил 50-весельный корабль (Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 1, 4) с двумя носами, на котором бежал с дочерьми (Гигин. Мифы 168, 277).

Афина посылает попутный ветер Телемаху (Гомер. Одиссея II 420—421; XV 292), Тесею (Вакхилид. Дифирамбы XVII 7), ахейцам, возвращавшимся с Лемноса (Квинт Смирнский. После Гомера IX 474). Изображение лика Паллады было на афинских кораблях (Еврипид. Ифигения в Авлиде 248—251).

Афина-ремесленница

Искусство работ отмечает Гомер (Гомер. Илиада IX 390), называя её наставницей мастера по металлу (Гомер. Одиссея VI 233 = XXIII 160). Дедал научился своему искусству у Афины (Гигин. Мифы 39). Поэт Александр Этолийский утверждает, что статуя Афродиты — работа самой Афины (Александр Этолийский, эпиграмма 2 Пейдж).

Гесиод указывает на её связь с ремесленниками-плотниками (Гесиод. Труды и дни 430). Афина отполировала копье Пелея (Схолии к Гомеру. Илиада XVI 140 = Киприи, фр.5 Ивлин-Уайт). Она помогает гончарам (Псевдо-Гесиод. Гончары 2). Ремесленника Солон называет знающим «дело Афины» (Солон, фр.1 Джентили-Прато, ст.49). Эпиграммы говорят о посвящении Афине орудий ремесла плотника (Леонид Тарентский, эпиграммы 7 и 8 Пейдж) и орудий труда земледельца (Фаний, эпиграмма 4 Пейдж).

Афина обучает дочерей Пандарея искусствам (Гомер. Одиссея XX 72), также она обучает мастерству Евриному, дочь Ниса (Гесиод. Великие Эои, фр.43а М.-У., ст.71) и, вероятно, дочерей Левкона (Гесиод. Великие Эои, фр.70 М.-У., ст.11), а также вообще девушек ремеслам (Гимны Гомера IV 14-15).

Также говорится, что она вместе с Гефестом обучила людей ремеслам (Гимны Гомера XX 2), а её и Гефеста, в свою очередь, обучили киклопы (Орфика, фр.179 Керн).

В более поздних текстах Афина считается изобретательницей ремесел и искусств (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 73, 8), ради которых почитается (Элий Аристид. Похвала Риму 105).

Арат отмечает, что для изготовления простейшего небесного глобуса нужно «ремесло Афины» (Арат. Явления 529).

Афина-ткачиха

Гомер упоминает, что Афина сама изготовила свою одежду (Гомер. Илиада V 733—735 = VIII 384—386) и одежду Геры (Гомер. Илиада XIV 179) и обучила феакиянок ткацкому искусству (Гомер. Одиссея VII 110). Гесиод говорит, что Афина изготовила платье для Пандоры (Гесиод. Теогония 572—578, 587; Труды и дни 72, 77). Аполлоний Родосский подробно описывает изображения на плаще, который Ясону подарила Афина Итонида, не упоминая, ткала ли его богиня сама (Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 715—762).

Согласно Коринне, Афина научила ткачеству Метиоху и Мениппу, дочерей Ориона (Антонин Либерал. Метаморфозы 25, 1 (из Никандра и Коринны)). У Овидия ткачихи Миниады «задержаны Палладой» и её трудом, не желая поклоняться Дионису (Овидий. Метаморфозы IV 33-38). Сенека упоминает «Палладину работу» служанок, изготавливавших одежду Геракла (Сенека. Геркулес на Эте 564), а также Федру, забросившую «ремесло Паллады» (Сенека. Федра 103).

Афина покровительствует ткацкому искусству (Орфика, фр.178, 180 Керн; ср. Арнобий. Против язычников V 45), однако Платон подчеркивает, что её наставник в этом искусстве — Эрот (Платон. Пир 197b). Древняя статуя Афины в Эрифрах изображала её с прялкой в каждой руке (Павсаний. Описание Эллады VII 5, 9).

Прялка — дар Афины (Феокрит. Идиллии XXVIII 1). Ткацкий станок называют занятием Афины (Никарх, эпиграмма 2 Пейдж, ст.1), а ткачих — служащими «делу Афины» (Леонид Тарентский, эпиграмма 72 Пейдж). Популярный сюжет эпиграмм — посвящение Афине орудий ткацкого ремесла (Антипатр Сидонский, эпиграммы 4-5 Пейдж); посвящение ткачих в храм Афины Прядущей (Леонид Тарентский, эпиграммы 40-42 Пейдж). Проперций упоминает «еврипильскую ткань косской Афины» (Проперций. Элегии IV 5, 23).

Поэтесса Мойро из Византия (III век до н. э.) изложила легенду о том, как некая Алкиноя из Коринфа наняла ткачиху Никандру, но не заплатила ей за работу, та взмолилась Афине, и Алкиноя влюбилась в самосца Ксанфа, оставила семью, после чего бросилась в море (Парфений. О любовных страстях 27, ссылка на поэму Мойро «Проклятья»).

Марциан Капелла толкует рассказ Гесиода, объясняя, что Афина-Тритония одарила Душу одеждами, то есть телом (Марциан Капелла VI 567, 574, см. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М., 1992. Кн.1. С.157). Философ Прокл отмечает, что «попечительницей ткацкого промысла оказывается одна из демониц из рода Афины, причем сама Афина воспевается как та, кто ткёт устроение умных видов в каком-то другом, демиургическом смысле» (Прокл. Комментарий к «Пармениду» Платона 829, 18-21, пер. Л. Ю. Лукомского).


Афина-целительница

Рассказывали, что Асклепий получил от Афины кровь Горгоны, с помощью которой воскрешал мёртвых (Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 3). По Еврипиду, Афина дала Эрихтонию при рождении две капли крови Горгоны, которые тот в златом кольце дал Эрехтею, а последний — Креусе (одна капля целительная, другая ядовитая) (Еврипид. Ион 999—1015).

Афина явилась во сне Периклу и указала траву для излечения его раба, упавшего с крыши строящихся Пропилей акрополя, траву прозвали парфений, а Перикл воздвиг статую Афины Гигиеи (Плутарх. Перикл 13 (о мастере); Плиний Старший. Естественная история XXII 44). На акрополе найдена база статуи Афины Гигиеи работы скульптора Пирра (Плиний Старший. Естественная история XXXIV 80 и комментарий Г. А. Тароняна в кн. Плиний Старший. Об искусстве. М., 1994. С.387). Жертвенник Афины Гигиеи был в деме Ахарны (Павсаний. Описание Эллады I 31, 6).

Александр Великий, выздоровев, устроил состязания в честь Асклепия и Афины (Курций Руф. История Александра Великого III 7, 3). Богиню Гигиею называли дочерью Асклепия и Афины Гигиеи (Павсаний. Описание Эллады I 23, 5). К больному оратору Элию Аристиду во сне явилась Афина, похожая на статую Фидия, и навела ему на ум сделать клизму из аттического мёда, после чего он поправился (Элий Аристид. Священные речи II 41-43).

Почитание в Греции

Афина почиталась во всем регионе. Помимо Афинского, ей было посвящено несколько акрополей — Аргос, Спарта, Мегары, Троя, Трезен, Эпидавр-Лимера, Феней, Левктры, Корона, Скепсис, Акрагант (Зайцев А. И. Греческая религия и мифология. М.-СПб, 2005. С.92), причём ещё до прихода ахейцев, в древний период. Элий Аристид отмечает, что она властвует над кремлями городов и головами людей (Элий Аристид. Гимн к Афине 10, см. Лосев 1999, с.323).

В Аттике Афина была главным божеством страны и города Афин, покровительницей афинян. Сам город Афины назван в ее честь.

Явления Афины

Они неоднократно упоминаются в эпосе, но позднее излагаются источниками со значительной долей скепсиса и даже презрения к людскому легковерию.

При возвращении тирана Писистрата в город богиню Афину изображала высокая и красивая женщина Фия, стоявшая в доспехах на его колеснице (Геродот. История I 60; Полиэн. Стратегемы I 21, 1). Позднее афиняне устраивали «священный брак» Деметрия Полиоркета с Афиной, и он с гетерой Ламией возлежал на её ложе (Климент Александрийский. Протрептик 54, 6).

По рассказу Полиэна, в Фивах была статуя Афины с щитом, лежащим перед коленями, и копьем в правой руке. Ночью Эпаминонд привел мастера, который сделал богиню держащей щит за рукоятку, и выдал это за знамение (Полиэн. Стратегемы II 3, 12).

Во время нападения галлов на Дельфы говорили, что Аполлона, Афину и Артемиду видели защищающими город (Юстин. Эпитома Помпея Трога XXIV 8, 5).

По другому рассказу Полиэна, в 241 году до н. э. жрица Афины из Пеллены в Ахайе в полном вооружении и с шлемом показалась врагам-этолийцам, что крайне испугало их (Полиэн. Стратегемы VIII 59). Плутарх приводит две другие версии: либо это была девушка с шлемом из храма Артемиды, либо жрица вынесла кумир Артемиды и испугала врагов (Плутарх. Арат 32).

Помпей Трог излагал легенду, что во время осады галлами Массилии Афина явилась ночью к царю галлов Катамаранду, и тот в ужасе снял осаду (Юстин. Эпитома Помпея Трога XLIII 5, 6). Элий Аристид уверяет, что он услышал гимн Афине во время сна, посланного от самой богини (Элий Аристид. Священные речи IV 39).

Уже в V веке, когда изваяние Афины Парфенос «было похищено теми, кто касается и неприкосновенного», во сне к философу Проклу явилась женщина прекрасного вида и сообщила ему, что «Владычице Афине угодно остаться при тебе» (Марин. Прокл, или О счастье 30, пер. М. Л. Гаспарова; см. также Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века. М., 1988. Кн.2. С.316, 318).

Наиболее значимые храмы Афины

Парфенон - главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице (Ἀθηνᾶ Παρθένος). Построен в 447—438 до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438—431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла.

Эрехтейон - один из главных храмов древних Афин, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона. Постройка датируется 421—406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.

В Афинах также есть старое святилище Афины (Гекатомпендон), святилище Пандросы, храм Ники Аптерос, храм Зевса и Афины.

Храм Афины Афайи на острове Эгина
Святилище Афины в Аргосе
Святилище Афины на Делосе
Святилище Афины Пронайи в Дельфах: храм Афины Пронайи, Сокровищница и Толос
Храм Афины на Родосе
Святилище в Спарте
Храм Афины Алеи в Тегее
Храм Минервы в Ассизи, Италия
Храм Афины в Пестуме
Святилище Афины в Пергаме: храм Афины, Пропилон и Стоя

Согласно Гомеру, её храм был в Илионе, троянки подносили ей пеплос.


Афинский акрополь, реконструкция Лео фон Кленце 1846 года (над акрополем возвышается статуя Афины Промахос)


Критика почитания Афины

Климент Александрийский с насмешкой цитирует некоторые строки Гомера об Афине, который причисляет её к «демонам» (Климент. Протрептик 55, 4, см. Гомер. Илиада I 222) и называет «собачьей мухой» (Климент. Протрептик 76, 1, см. Гомер. Илиада XXI 394 (слова Ареса)). Климент издевается над тем, что Афина, как служанка, освещала путь Одиссею (Климент. Протрептик 35, 2) и прислуживала лампой при тайнах брачного союза (Арнобий. Против язычников IV 25).

Тертуллиан указывает, что богиня не защитила Афины от Ксеркса (Тертуллиан. К язычникам II 17).

Арнобий, ссылаясь на данные мифографов о множественности Афин, сатирически изображает спор между пятью Афинами за одно жертвоприношение (Арнобий. Против язычников IV 16).

По Лактанцию, она была смертной женщиной, которая изобрела искусства, за что её обоготворили люди (Лактанций. Божественные установления I 18, 1.23).


Интересные факты

Согласно речи Котты (Цицерон. О природе богов III 59), их было пять: мать Аполлона из Афин; дочь Нила, её почитают в Саисе под именем Нейт (Платон. Тимей 21е); рождена Зевсом. (или дочь Крона, изобрела войну (Климент. Протрептик 28, 2)); дочь Зевса и океаниды Корифы, аркадяне называют её «Кория» и считают изобретательницей квадриги; дочь Палланта, убила своего отца, пытавшегося её изнасиловать, и надела его кожу, её изображают с крылатыми сандалиями.

Когда все боги бежали в Египет, Афина осталась на родине.

В честь Афины назван астероид (881) Афина, открытый в 1917 году.