Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Как выбирают римского понтифика. В ожидании белого дыма: как выбирают Папу Римского

Как выбирают римского понтифика. В ожидании белого дыма: как выбирают Папу Римского

МОСКВА, 12 мар — РИА Новости, Виктор Хруль. Для избрания Папы Римского в Ватикане созывается конклав — собрание кардиналов, членов Священной коллегии. Конклав должен начаться не позже 20 дней после смерти или отречения Епископа Рима. На время конклава кардиналы не могут получать корреспонденцию, пользоваться телефоном и другими средствами связи.

В день начала конклава после мессы кардиналы, облаченные в красные сутаны и пелерины, в белые комжи (богослужебное облачение), собираются в Зале благословений Апостольского дворца и в процессии с крестом и Евангелием направляются в Сикстинскую капеллу с пением молитвы Литании всем святым. По прибытии в капеллу кардиналы молятся о ниспослании им дара Святого Духа, поют гимн Veni Creator, а затем приносят присягу. Для освещения этих моментов в Сикстинскую капеллу могут быть допущены сотрудники пресс‑центра Святого Престола и журналисты.
После присяги выборщиков главный церемониймейстер произносит формулу Extra omnes, и все, кто не имеет права участвовать в выборах понтифика, покидают капеллу.

Во время голосования в капелле могут оставаться только выборщики, поэтому сразу после раздачи бюллетеней церемониймейстеры должны выйти, один из кардиналов‑диаконов запирает за ними дверь на ключ.
Единственной допустимой формой проведения голосования является тайное голосование бюллетенями. Выборы считаются состоявшимися, если за кого‑либо из кандидатов отдано две трети голосов. Если число выборщиков, участвующих в конклаве не кратно трем, для избрания нового понтифика требуется две трети голосов плюс один.
В день начала конклава проводится один тур голосования. Если папа не был избран в первый день, в последующие дни проходят по два тура голосования утром и по два вечером.

Процедура голосования, согласно апостолической конституции Universi Dominici gregis, проходит в три этапа.
На первом этапе (Prescrutinium) происходит подготовка, раздача бюллетеней и жеребьевка, во время которой из числа кардиналов выбираются трое скрутаторов (scrutatori), трое инфирмариев (infirmarii) и трое ревизоров.
Скрутаторы, стоя у алтаря, следят за соблюдением процедуры подачи бюллетеней и подсчитывают голоса. Если кто‑либо из кардиналов не может подойти по состоянию здоровья к алтарю, один из скрутаторов должен взять у него тщательно сложенный бюллетень и положить в урну для голосования.
Инфирмарии обязаны собрать голоса кардиналов, которые прибыли в Ватикан, но по состоянию здоровья не могут принять в данный момент участие в голосовании в Сикстинской капелле.
Перед уходом инфирмариев скрутаторы тщательно проверяют урну, запирают ее и кладут ключ на алтарь. Инфирмарии доставляют закрытую урну больным выборщикам. Больной кардинал должен голосовать в одиночестве и может позвать инфирмариев только после того, как опустил свой бюллетень в урну. Если больной не в состоянии заполнить бюллетень самостоятельно, один из имфирмариев (либо другой кардинал‑выборщик), по решению больного, присягнув перед инфирмариями в том, что он сохранит все в тайне, голосует по указанию больного. Инфирмарии возвращают урну в Сикстинскую капеллу, где она будет открыта скрутаторами после окончания подачи голосов в капелле. После пересчета бюллетени, извлеченные из нее, опускаются к бюллетеням, поданным здоровыми кардиналами.

Бюллетени для голосования представляют собой прямоугольную карточку, в верхней части которой написаны либо напечатаны слова: Eligo in Summum Pontificem (Я выбираю Верховным понтификом), а в нижней оставлено место, куда будет вписано имя.
Каждый кардинал‑выборщик должен лично заполнить бюллетень. Бюллетени, в которых указано два и более имен, считаются недействительными.
На втором этапе голосования (Scrutinium) происходит подача бюллетеней, их извлечение и сортировка. Каждый кардинал‑выборщик, по старшинству (по сроку служения в сане), заполнив и сложив свой бюллетень, высоко подняв руку, чтобы бюллетень был виден остальным, выходит к алтарю, на котором стоит урна для голосования. Затем он громко произносит присягу: "Призываю в Свидетели Господа Христа, и пусть Он меня рассудит, что мой голос отдан за того, кого я считаю по воле Бога быть избранным". После этого выборщик опускает бюллетень в урну и возвращается на место.

Когда все кардиналы‑выборщики проголосуют, первый скрутатор несколько раз встряхивает урну, чтобы перемешать бюллетени, затем второй перекладывает их по одному в другую урну, тщательно подсчитывая. Если количество бюллетеней не совпадает с числом проголосовавших, бюллетени сжигают и начинается повторное голосование.

За столом, поставленным перед алтарем, скрутаторы проводят сортировку бюллетеней. Первый из них разворачивает бюллетень и читает про себя имя кандидата, затем передает его второму, тот также читает про себя указанное в нем имя, третий скрутатор произносит имя вслух, громко и отчетливо и записывает имя кандидата. Он же прокалывает бюллетени там, где напечатано слово eligo (выбираю), и нанизывает их на нить — это исключает повторный подсчет одного и того же бюллетеня. По окончании сортировки бюллетеней скрутаторы завязывают концы получившейся "гирлянды". Все результаты записываются.

На третьем этапе голосования (Post‑scrutinium) происходит подсчет голосов и их проверка, а также сожжение бюллетеней. Скрутаторы суммируют все голоса, набранные каждым из кандидатов. Если никто не набрал две трети голосов, выборы признаются не состоявшимися. Был ли избран понтифик или нет, кардиналы‑ревизоры обязаны тщательно проверить бюллетени и записи скрутаторов. После проверки скрутаторы сжигают все бюллетени в специальной чугунной печи.

Если сразу следует второй тур голосования, ритуал полностью повторяется (за исключением повторного принесения торжественной присяги и избрания скрутаторов, инфирмариев и ревизоров). Бюллетени первого тура остаются до подведения следующих результатов и сжигаются вместе с бюллетенями последующих туров.
При сожжении бюллетеней с помощью специальных добавок дым окрашивают в черный или белый цвет, где последний означает успешный выбор.

Если за три дня ни один из кандидатов не наберет две трети голосов, выборы приостанавливают на день, во время которого кардиналы проводят в молитве и слушании духовного наставления старейшего кардинала‑диакона. Если после возобновления еще семь туров голосования проходят безрезультатно, выборы снова приостанавливаются и духовные упражнения проходят с напутствием старейшего кардинала‑пресвитера. В случае третьего повторения такой ситуации, выборщиков увещевает старейший кардинал‑епископ. После этого возможны еще семь туров голосования. Если вновь не достигнут положительный результат, проводится дополнительный тур, во время которого побеждает набравший большинство голосов.

Как только состоялось каноническое избрание нового понтифика, самый младший из кардиналов‑диаконов зовет в капеллу секретаря коллегии, главного церемониймейстера. Кардинал‑декан или старейший по возрасту кардинал‑епископ от имени всей коллегии выборщиков спрашивает избранного: "Принимаешь ли ты свое каноническое избрание Верховным понтификом?" Получив утвердительный ответ, он задает второй вопрос: "Как ты хочешь, чтобы тебя именовали?" Затем главный Папский церемониймейстер с помощью нотариуса и в присутствии двух помощников‑церемониймейстеров составляет документ об избрании нового понтифика и о том, какое имя тот себе выбрал.

Если избранный кандидат имеет епископский сан, он сразу же после своего согласия становится "Епископом Римской Церкви, истинным Папой и Главой Епископской коллегии; получает полную и высшую власть над вселенской Церковью". Если папой избран кардинал, не рукоположенный в епископа, его хиротонию должен совершить декан Коллегии кардиналов или (в его отсутствие) вице‑декан, либо старейший из кардиналов.

Кардиналы‑выборщики обещают новому понтифику уважение и послушание, затем возносят благодарение Богу, после чего первый кардинал‑диакон объявляет народу имя нового Епископа Рима. По традиции, на латыни объявляется вначале имя, полученное в крещении, а затем новое имя папы. После объявления новоизбранный понтифик с балкона собора Святого Петра преподает Апостольское благословение Urbi et Orbi.
Конклав прекращается сразу после того, как новоизбранный Папа Римский выразил согласие с результатами голосования.
После торжественной церемонии инаугурации понтификата папа вступает во владение патриаршей Латеранской базиликой.

(Справка подготовлена по материалам российской католической газеты "Свет Евангелия" и других открытых источников).

В различные периоды истории Католической церкви процесс избрания нового понтифика был неодинаков. Сегодня выборы главы Римско-католической церкви регулируются апостольской конституцией Universi Dominici Gregis, принятой 22 февраля 1996 года.

Согласно церковному праву, понтифик не может сам выбрать себе преемника. По преданию, святой апостол Петр избрал 24 священников и диаконов, помогавших ему в управлении Римской церковью. Этим советникам вменялось избрать преемника святого Петра. Историки церкви и специалисты канонического права полагают, что в первые века порядок избрания нового епископа Рима ничем не отличался от порядка избрания других епископов — нового Папу выбирали духовенство и верующие города.

Принцип выборности понтифика соблюдался в Римской церкви всегда. Святой Киприан, епископ Карфагенский говорил, что в выборах папы Корнелия (251‑253) принимали участие епископы Римской провинции, духовенство и народ. Уже в те времена новоизбранный епископ Рима информировал епископа Карфагена о своем избрании на Римский престол.

Начиная с IV столетия, в соответствии с практикой избрания епископов, сложившейся после Никейского собора (325 год), выборы папы стали заботой прежде всего духовенства, которое заручалось согласием народа и знати. Кандидат должен был пройти через все иерархические ступени и, как правило, являлся архидиаконом — этот титул больше относился к области административного управления Римской церкви. Обычно новый папа избирался через три дня после смерти предыдущего (хотя это правило сопровождало множество исключений). Новоизбранный папа должен был просить у императора распоряжения (iusio или praeceptio) о своем посвящении, а также уплатить в имперскую канцелярию весьма внушительный налог. Кроме того, он должен был испрашивать подтверждения и у экзарха Равенны.

В 684 году, вняв просьбе Бенедикта II (684‑685), император Константин IV объявил: ждать утверждения новоизбранного понтифика императором не нужно, достаточно просто поставить его в известность. Конец формальной зависимости Рима положила иконоборческая ересь, поразившая Византию в середине VIII века: папа Захария (741‑752) после своего избрания не стал посылать известие в Константинополь.

Римский синод 769 года преградил путь к папству для всех, кто не обладал титулом кардинала — пресвитера или диакона, — в то время как избирали папу все духовенство и особо важные персоны. Участие мирян в выборах запрещалось, но после своего избрания понтифик должен получить признание мирян. Этот декрет вызвал недовольство влиятельных мирян, и папа Николай I Великий (858‑867) на синоде в Риме в 862 году восстановил выборные права мирян.

В 1059 году папа Николай II ограничил круг выборщиков до кардиналов‑епископов, к которым присоединились и другие кардиналы, имевшие священный сан. Остальное же духовенство и народ созывались для того, чтобы одобрить сделанный выбор.

Германские императоры пытались присвоить себе привилегию подтверждения кандидатуры новоизбранного понтифика, ссылаясь на договор, заключенный папой Адрианом I и Карлом Великим. Правители Священной Римской империи неоднократно вмешивались в избрание пап.

X Вселенский Собор в 1139 году передал право выбирать папу исключительно в ведение кардиналов, а III Латеранский Собор 1179 года, проходивший в понтификат Александра III (1159‑1181), установил правило, согласно которому новым папой становится тот, за кого подано не менее двух третей голосов присутствующих кардиналов. В декрете не говорилось, как следует поступать, если так и не удается собрать большинство голосов.

Сложная ситуация возникла после смерти Папы Климента IV (1265‑1268), когда Святой Престол оставался вакантным два года и девять месяцев. Чтобы в будущем подобное не повторилось, папа Григорий X (1271‑1276) конституцией Ubi periculum majus (1274), обнародованной на II Лионском соборе, установил порядок избрания понтифика, сохранившийся с небольшими изменениями до наших дней. Согласно конституции Ubi periculum majus, кардиналы должны через десять дней после смерти понтифика собраться во дворце, где он почил, или, если это невозможно (например, папа умер во время путешествия), во дворце епископа в ближайшем городе, где в полной изоляции от влияний внешнего мира должны были избрать нового папу. Зал, в котором проходило голосование, должен запираться на ключ.

Под угрозой отлучения от Церкви кардиналы не могли передать "в мир" ни устное, ни письменное послание. Пища подавалась через окно. Если кардиналы не принимали решение за три дня, урезался дневной рацион. Еще через пять дней выборщикам приходилось довольствоваться хлебом, водой и вином. Если кто‑либо из кардиналов отказывался участвовать в выборах или уважительные причины вынуждали его покинуть зал конклава, выборы проходили без него (это правило не действовало, если выборщик заболел — в случае выздоровления, он мог продолжить участие в конклаве). Городские власти были обязаны проследить за исполнением этих предписаний.

С XIII века в церковном обиходе прижилось слово "конклав" (от латинского conclave — запертая комната) — собрание Коллегии кардиналов, на котором выбирается новый Папа. Во время конклава кардиналы‑выборщики в прямом смысле закрыты от внешнего мира: по традиции, собрание проходит в Сикстинской капелле, двери которой закрываются на ключ.

Детали проведения конклава тщательно излагаются в документах папы Григория XV (1621‑1623). Папа Пий IX в 1871 году разрешил кардиналам решать большинством голосов вопрос о том, проводить ли конклав взаперти. Пий IX в 1878 году установил регламент, обязательный к соблюдению в период sede vacante, когда Апостольский Престол вакантен.

В XX веке понтифики также неоднократно уточняли нормы, обязательные к соблюдению во время периода sede vacante. Папа Павел VI в 1975 году ввел возрастной ценз для выборщиков (80 лет), подтвердил, что выборы должны проходить только в Апостольском дворце Рима, ограничил число выборщиков в 120 человек.

Современные правила регламентируют начало Конклава не ранее, чем через 15 дней, что бы дать всем кардиналам время прибыть в Рим, и не позднее 20 дней с начала периода sede vacante. Сикстинская Капелла, где проходит конклав, будет опечатана и проверена на наличие тайных устройств, способных к шпионажу. На протяжении всего Конклава Кардиналы обязаны будут проживать в Domus Sanctae Marthae («Дом св. Марты») — здание в Ватикане, расположенное недалеко от базилики Святого Петра.

Конклав начинается с Pro Eligendo Papa Mass — специальной Мессы, во время которой иерархи будут взывать к помощи Господа в избрании нового Папы. После этого они направятся в Сикстинскую Капеллу, где дадут клятву о не раскрытии тайны конклава и недопущения вмешательства посторонних в процесс избрания. Затем начнется голосование.

Списка кандидатов формально не существует. Бюллетень для голосования - это обыкновенный лист бумаги с нанесенной типографским способом фразой "Eligo in Summum Pontificem" ("Я выбираю верховным понтификом"). На свободной части бюллетеня выборщик должен написать имя кандидата, за которого он отдает голос. Единственное требование к кардиналам, заполняющим бюллетени: они должны вписывать имя кандидата так, чтобы их нельзя было определить по почерку.

Никаких ограничений по выбору кандидата нет. Выборщик имеет право вписать имя любого известного ему практикующего католика, даже не имеющего сана. Впрочем, это только в теории. Последним некардиналом, избранным на святой престол, был папа Урбан VI (1378 год)

Выборы могут закончиться в любой момент, когда после подсчета голосов один из кандидатов набирает две трети голосов выборщиков. Если этого не происходит, проводится повторное голосование. Если и оно не дает результата, бюллетени собираются и сжигаются. В огонь добавляют мокрую траву, чтобы дым от бюллетеней становился черным. В капелле устанавливают две печи - одну для сжигания бюллетеней промежуточного голосования и вторую для бюллетеней окончательного.

Если после 13 дней новый папа не избран, кардиналы могут проголосовать за то, чтобы ограничить число кандидатов двумя - теми, кто занял первые два места в последнем туре голосования. Как только кто-то из кардиналов набирает две трети голосов, старейший из Коллегии кардиналов второй по возрасту идет к избранному и говорит ему: «Согласно процедуре Кодекса Канонического Права, ты был избран новым главой престола Святого Петра. Принимаешь ли канонический выбор тебя Верховным Первосвященником?» Избранный кардинал отвечает, принимает избрание (accepto), или же не принимает (non accepto). Если избранный кардинал произнесет слово accepto («согласен» по-итальянски), он становится новым Папой Римским.

Затем бюллетени решающего голосования сжигаются вместе с сухой соломой. Белый цвет дыма над Сикстинской капеллой - сигнал о том, что папа избран. Вслед за этим с балкона папского дворца произносится традиционная фраза "Habemus papam" ("У нас есть папа"), объявляется имя нового понтифика, а сам новоизбранный понтифик дает апостольское благословение городу и миру.

Нынешний конклав по избранию нового папы откроется 12 марта. Впервые в конклаве не будут доминировать итальянцы - роль противовеса им сыграют латиноамериканцы, которые представляют континент, где живет почти половина всех католиков мира.

По материалам:

1. Энциклопедия «Кругосвет».
2. Св. Киприан Карфагенский.
3. Апостольская конституция Universi Dominici Gregis.
4. Протоиерей Максим Козлов, Д. П. Огицкий. Западное христианство: взгляд с Востока.

Процедура избрания Папы Римского не всегда была такой, какой мы её знаем сегодня. Впервые три века христианства папы избирались духовенством и народом. Затем право назначать римского первосвященника присвоили себе короли. Так, в 453 году Одоакр принял решение о том, что епископ Рима должен возводиться в этот сан лишь с королевского согласия. Теодорих в конце своего царствования лично назначал римских первосвященников. Императоры Византии также считали своим правом назначать пап. Они низвергали их и судили, а за утверждение выборов взимали плату. Папы старались сохранить независимость выборов. Поэтому был издан декрет, предписывавший, чтобы папа сам назначал себе преемника. Декрет был отменён, но тем самым вмешательству государства был придан характер насилия.

В 10-м веке выборы на престол святого Петра находились в зависимости от римской знати; они протекали бурно и нередко длились неделями, а то и месяцами. Кандидатов поддерживали короли, феодалы, банкиры. Церковь всеми силами боролась против порабощения римской знатью и германскими королями. В середине 11-го века, вскоре после раскола христианства на западное и восточное, Папа Римский Николай Второй уничтожил последние остатки демократического устройства церкви. На Латеранском соборе был утверждён порядок избрания папы. Теперь папа избирался кардиналами, составлявшими епархиальный капитул римской епископской церкви, - в общей сложности 46 кардиналов римских церквей. Выборы могли проходить и вне Рима, а на папский престол позволялось избирать не только лицо, не принадлежавшее к римской епархии, но и любого католика, независимо от национальности. Однако до конца 12-го века германские императоры сохраняли за собой право утверждать пап.

Окончательному утверждению ныне существующей процедуры избрания римского первосвященника предшествовал курьёзный случай. В 13-ом веке кардиналы в течение 2 лет и 9 месяцев не могли договориться об избрании нового папы. Поведение кардиналов возмутило верующих, и они заперли их на замок во дворце, предупредив, что они останутся там до тех пор, пока не изберут нового папу. (Отсюда и слово „конклав“). Кардиналы продолжали спорить и пререкаться. Тогда верующие сорвали крышу здания и посадили их высокопреосвященства на хлеб и воду, а дело было зимой. Вскоре холод заставил кардиналов прийти к согласию. Таким образом был избран папа Григорий Десятый.

Именно Григорий Десятый на Лионском соборе в 1374 году утвердил процедуру избрания пап в ходе конклава, сохранившуюся практически без изменений до наших дней. Конклав следует созвать на 10-ый день после смерти папы. В течение этих 10 дней церковь соблюдает траур. Папа должен быть похоронен в том городе, в котором он умер. Участники конклава собираются в резиденции покойного папы. Каждому кардиналу отводится лишь одна из приготовленных для них келий. Причём стены келий сделаны из шерстяной ткани, так что каждое слово, произнесённое в одной келье, слышно в соседней. Если в течение 3-х дней кардиналы не изберут папу, то количество блюд сокращается им до одного на последующие 5 дней. Если после этого срока папа всё ещё не будет избран, то кардиналы остаются на хлебе и воде до избрания святого отца. В задачу конклава входит лишь избрание папы; никаких других вопросов он решать не полномочен.

В период между смертью папы и избранием его преемника, называемый sede vacante, то есть „незанятый трон“, вся деятельность римской курии приостанавливается, покои покойного опечатываются, а казна передаётся на хранение председателю кардинальской коллегии - камерленго. В конклаве имеют право участвовать все кардиналы, даже те из них, кто ранее был отлучён от церкви. Папой может быть избран любой кардинал или любое другое лицо, то есть теоретически папой может стать не только кардинал или священник, но и мирянин. Участникам конклава запрещается давать обещания, брать на себя обязательства, заключать союзы с целью заручиться поддержкой для определённой кандидатуры.

С 15-го века по распоряжению папы Каликста Третьего конклав проходит в Ватикане, в левом крыле апостолического дворца, там, где находится знаменитая Сикстинская капелла, расписанная Микеланджело. Каждый кардинал имеет право взять с собой на конклав двух помощников - одного клирика и одного мирянина, а также врача и медперсонал, если таковой необходим. Кроме того, в покоях, где проходит конклав, присутствуют несколько десятков обслуживающего персонала - повара, официанты и прочее. Таким образом, всего в покоях находятся около 300 человек.

Когда все участники конклава в сборе, камерленго обходит помещение с возгласом „Extra omnes“, то есть „посторонних прошу удалиться“, после чего помещение замуровывается. Строжайше запрещено передавать „на волю“ какие-либо сведения письменно, устно или знаками. Общение с внешним миром осуществляется только через приспособление в виде деревянного круга с ячейками, сконструированного так, чтобы люди по обе его стороны не могли видеть друг друга. Через это приспособление каждое утро в помещение передаются свежие продукты, овощи и необходимые медикаменты. Газеты передавать запрещено. Кроме того, участникам конклава запрещено иметь радиоприёмники, магнитофоны, радиопередатчики, телевизоры, кино- и фотоаппаратуру. За нарушение предусмотрена кара отлучением от церкви.

В Сикстинской капелле для участников конклава устанавливаются троны - кресла, обитые красным бархатом. Перед каждым из них стол с фиолетовым покрывалом. Над креслами закреплены фиолетовые балдахины, которые опускаются после избрания папы: неспущенным остаётся балдахин лишь над креслом новоизбранного папы. Перед алтарём капеллы - стол, покрытый зелёным покрывалом, на нём стоит золотой кубок, служащий урной для бюллетеней. Здесь же установлена чугунная печь для сжигания бюллетеней. Бюллетень - это полоска плотной бумаги с загнутым краем; на прикрытой части - фамилия и герб голосующего кардинала и дата. В наше время для избрания папы необходимо большинство голосов в 2/3 плюс 1 голос. Подсчитывает голоса специальная счётная комиссия.

Ежедневно проходят 2 тура голосования - утром и вечером. После каждого голосования бюллетени сжигаются в печи в присутствии кардиналов. Если никто из кардиналов не получил необходимого большинства голосов, то к горящим бюллетеням подкладывают сырую солому и паклю, и тогда из трубы валит чёрный дым - сигнал для собравшихся на площади перед собором святого Петра журналистов и верующих, что папа ещё не избран. После же успешного голосования бюллетени сжигаются вместе с сухой белой соломой, хранящейся в специальных бутылях, и тогда из трубы валит белый дым, сигнализирующий об избрании нового главы римско-католической церкви.

Получивший большинство голосов кандидат на папский престол должен проявить скромность, пасть ниц перед кардиналами, заверить их, что выбор пал на недостойного и отказаться от столь высокой чести. После того как камерленго сообщает фамилию избранного папы, он спрашивает его:“Согласен ли ты с избранием тебя на должность верховного понтифика?“ Как правило, избранный соглашается. Тогда камерленго спрашивает, каким именем он желает назваться.

Изменение имени после избрания вошло в обычай в Средние века, когда папой был выбран один епископ, имя которого звучало весьма неприлично. Папа может выбрать себе любое имя, но, как правило, в последние века прибегают только к уже использовавшимся папами именам, выбирая из них такое, которое символизирует определённый курс, придерживаться коего намерен новый понтифик. Только одно имя - Пётр, принадлежавшее апостолу и первому папе, не повторяется в папском реестре. Считается, что тот папа, который отважится присвоить себе это имя, будет последним.

Затем совершается церемония облачения нового понтифика в папские одежды и акт поклонения - адорация, когда кардиналы по очереди подходят к новому папе, прикладываются к его стопе, перстню с изображением рыбы (символа первых христиан) и к устам. Потом все кардиналы вместе с папой выходят на балкон собора святого Петра, с которого камерленго объявляет: „Nuntio vobis gaudium magnum - habemus Papam!“ (то есть „сообщаю вам великую радость - у нас есть папа!“), называет его имя и представляет народу. А папа совершает благословение „Urbi et Orbi“ - „города и мира“. Затем папа надевает митру и принимает поздравления в Сикстинской капелле, после чего торжественная процессия направляется в собор святого Петра, причём папу несут на седалище под большим балдахином. С главного алтаря собора он принимает ещё один акт поклонения в присутствии иностранных послов. Через несколько дней после этого устраивается торжественное посвящение (Consecratio) и официальная коронация нового папы. С этого времени он начинает отсчёт своего пребывания во главе римско-католической церкви.

Папа Римский Павел Шестой изменил некоторые правила избрания понтифика. Папу теперь могут избирать лишь кардиналы; число участников конклава не должно превышать 120 человек; если на третий день папа всё ещё не избран, кардиналы должны провести один день в молитвах, причём участникам позволяется в этот день общаться друг с другом. Кроме того, Павел Шестой выработал также критерий, которым должны руководствоваться кардиналы при избрании Папы:“Обращая свои помыслы лишь на славу Господню и благо церкви, они (кардиналы) с Божьей помощью отдадут свои голоса тому, кто, по их мнению, более, чем другие, способен плодотворно и с пользой для дела управлять вселенской церковью“.

  • Автор Анатолий Иванов «Немецкая волна»
  • Напечатать
  • Постоянная ссылка https://p.

Вряд ли вы задавались вопросами, почему Папа Римский живет именно в Ватикане, почему он носит тот или иной тип одежды на различные мероприятия. Мы расскажем вам обо всем, что на сегодняшний день известно об этой загадочной фигуре. Также мы ответим на вопрос, как выбирают в Ватикане. Дым имеет к этому прямое отношение. Но обо все по порядку.

Ватикан

Это самое маленькое независимое государство в мире. Оно носит такой высокопарный титул, как вспомогательная суверенная территория Святого Престола. Находится на территории итальянской столицы, но не окружено границами со строгими таможенниками. Попасть в Ватикан могут все желающие. Визу открывать для этого не нужно.

Площадь и собор Святого Петра да несколько улиц - вот и вся территория этого небольшого государства. Однако Ватикан имеет свое правительство, армию, а в качестве официального языка используется латынь.

Собор Святого Петра

Логично предположить, что собор является самым крупным сооружением во всем Ватикане. Находится он на площади с одноименным названием. Над его созданием трудились Рафаэль, Микеланджело и другие всемирно известные архитекторы и художники. Из фонтанов на бьет питьевая вода, поэтому туристы в любое время могут утолить жажду, не переживая о ее качестве.

Если верить легендам, то в основании собора находится могила святого Петра. Он был одним из 12 учеников Иисуса. Попасть внутрь памятника культуры можно как вместе с экскурсией, так и самостоятельно. Во втором случае экскурсия будет не менее интересная, но менее суетная. Сможете не просто "пробежать" по всем интересным местам, но и спокойно посидеть в выбранном вами укромном уголке собора, подумать о жизни, послушать проповедь (если попадете сюда в часы ее проведения).

История возникновения папства

Принято считать, что первым папой и епископом был апостол Петр, о котором мы уже упоминали выше. Именно он основал первую христианскую школу после распятия Иисуса Христа. Но после сильнейшего пожара в Риме суеверные власти обвинили христиан в том, что "вечный город" сгорел практически дотла. Сам Петр был распят как главный виновник произошедшего.

Однако христианская религия уже плотно вошла в жизнь людей, потому нельзя было игнорировать необходимость ее дальнейшего развития. Ведь именно религия являлась одним из столпов древнего общества. Епископов начали наделять административными функциями, а также привилегиями светских феодалов. Все это со временем укрепило власть католической церкви и влиятельность фигуры ее главы. Знаете, как выбирают Папу Римского в Ватикане? Сейчас мы об этом расскажем.

Как проходят выборы

Папа Римский может покинуть свой пост или по собственному желанию, или по причине своей смерти. Когда это место освобождается, собирается совет, состоящий из кардиналов, которые не имеют права обсуждать ход выборов за пределами Сикстинской капеллы. Сама капелла на время выборов полностью закрыта для посещения.

Выдвинуть свою кандидатуру на пост Папы Римского может кардинал возрастом не старше 80 лет. Сама процедура выбора проходит крайне выверено и четко.

Процедура выборов

Коллектив, выбирающий совершенно точно знает свои обязанности и придерживается всех правил. На первом этапе выборов каждый кардинал получает бюллетень. Даже те, кто на дату голосования находятся в лазарете, получают свой листок для голосования. Далее все, кто имеет право проголосовать, остаются в Сикстинской капелле в полном одиночестве.

Они должны написать имя выбранного кандидата на своем бюллетене печатными буквами. Все устроено так, чтобы было невозможно определить, за кого проголосовал тот или иной кардинал. Если после голосования количество листков в урне не совпадает с числом избирателей, то все бюллетени сжигаются без предварительного прочтения. Чтобы один из кандидатов занял пост главы католической церкви, он должен набрать две трети плюс один голос.

Рассказывая о том, как выбирают Папу Римского, про дым, который ожидают люди во всем мире, мы не объяснили.

Дым над Сикстинской капеллой

Всем известно, с каким трепетом католики ожидают появления дыма над зданием, в котором проходит процедура выборов Папы Римского. Вы уже знаете, что в случае неудачи при подсчете бюллетеней все они сжигаются. Но это не единственный случай, когда они отправляются в огонь. При любом исходе после окончания голосования каждый листок сжигается. Пока все они не превратятся в пепел, конклав не имеет права покинуть стены Сикстинской капеллы, где выбирают Папу Римского.

Именно благодаря этой традиции над ней и появляется густое облако дыма. Несколько столетий назад после неудачных выборов костер для бюллетеней складывали из мокрой соломы. Конечно, она сильно чадила. Именно поэтому дым и был черным. Сегодня для этих целей используется краситель.

Костюм

Одеяния Папы Римского менялись не один раз в течение долгих столетий. Последние серьезные новшества его наряд претерпел во время правления Многие части гардероба носят официальный характер. Папа надевает их лишь в крайне исключительных случаях. Обычному обывателю увидеть такие предметы одежды практически не представляется возможным. Если говорить о более повседневных нарядах, то костюм Папы Римского состоит из следующих элементов:

  • Камауро - красная зимняя шапка, которая обычно обивается шерстью горностая.
  • Тиара - трехъярусная корона.
  • Пилеолус - небольшая традиционная шапочка священника белого цвета.
  • Митра - головной убор, который надевают во время богослужений высшие чины католической церкви.
  • Красный плащ - традиционная верхняя одежда.
  • Сутана - повседневное облачение.
  • Папские красные туфли - элемент одежды, который стал традиционным и используется на протяжении сотен лет.
  • - на кольце изображен апостол Петр, которого считают первым официальным главой католической церкви. В мирской жизни Петр был рыбаком, именно в таком образе он и изображен на перстне.

Именно благодаря этим элементам одежды образ верховного епископа стал узнаваем во всем мире. Только так он одевается после того момента, когда коллектив, выбирающий Папу Римского, утвердит его кандидатуру. Отличить его среди других служителей церкви можно благодаря поясу с золотым гербом. Только он имеет право надевать подобный символ власти вне литургий.

Выбор имени

Традиция изменять имя на период понтификата появилась еще в VI веке. После избрания Папа Римский объявляет, под каким именем он будет править. Если это имя использовалось кем-то из его предшественников, то добавляется порядковый номер. Самыми часто используемыми именами по статистике являются Лев, Григорий, Бенедикт и Иннокентий. Каждое из них использовалось за историю папства более десяти раз.

Строгий запрет лежит лишь на одно имя - Петр. Служители католической церкви не рискуют брать имя апостола, основавшего их религию. Также существует пророчество, что Папа Римский с именем Петр II будет являться предшественником конца света.

На сегодняшний день правит 266-й по счету Папа Римский. Зовут его Франциск.

Мы рассмотрели, какой орган имеет право выбирать Папу Римского.

Самые известные лица

Существует целый список, который содержит имена глав католиков, отличившихся в разной степени от своих предшественников и последователей. Среди них мы выбрали самых известных.

  1. Иоанна VIII - католическая церковь отказывается подтвердить тот факт, что в течение некоторого промежутка времени над ними главенствовала женщина. Иоанна была главным врачом своего предшественника Льва IV. Она научилась всему, что полагается знать настоящему священнослужителю. Благодаря женской хитрости и собственной смелости она взошла на престол. Но ее правление оказалось совсем не долгим. Обман был раскрыт, а ее последователей еще долго заставляли доказывать свою принадлежность к мужскому полу публично.
  2. Иннокентий VIII - был известен своей любовью к женщинам. По слухам, имел множество незаконнорожденных детей, от которых он с легкостью отказывался. Также к числу его "заслуг" можно отнести начало охоты на ведьм, которая появилась в Европе именно благодаря его указу.
  3. Павел III - создал орден иезуитов.
  4. Бенедикт IX - приобрел известность благодаря своей безграничной жестокости и аморальности. Его обвиняли в организации массовых оргий и содомии. Бенедикт даже пытался продать престол, но позже одумался решил сохранить остатки своей власти. За спиной его называли "Дьяволом в обличье священника".

Как мы видим, не все папы римские отличались праведностью, несмотря на данные ими обеты. Если принять во внимание, что это пост занимало уже почти триста человек, то те несколько человек, которые имели такие омерзительные привычки, составляет лишь совсем малую часть. Поэтому католическая церковь до сих пор остается могущественной и непоколебимой силой.

Границы власти

Как выбирают Папу Римского, мы уже знаем. Но какова граница реальной власти этого человека? Что касается именно католической церкви, то тут его могущество безгранично и носит исключительный характер. Любое высказывание Папы, касающееся религии и нравственности, считается непреложной истиной и не может подвергаться обсуждению.

То, как выбирают Папу Римского, имеет такое большое значение для всего католического мира. Ведь конклав среди всех достойных отдает предпочтение тому человеку, чьи слова станут истиной для миллионов людей на планете.

Светская власть Папы сводится к тому, что он является главой государства Ватикан.