А.С. Пушкин написал повесть «Дубровский». В ней главный герой – Владимир Дубровский. Дубровский был высоким, красивым, храбрым. Он носил чин офицера. Очень любил своего отца, ради которого и ушел в отставку. Владимир получил письмо, в котором было...
Мир поместного дворянства, различные типы помещиков, взаимоотношения помещиков и крестьян, крестьянский «бунт» против помещиков изображены Пушкиным в неоконченном романе «Дубровский»(1833). Пушкин с большим сочувствием показал в романе крестьян и в то...
Главный герой повести А. С. Пушкина «Дубровский» - молодой барин, образ которого показан в развитии. Перед нашими глазами проходит целый ряд событий из жизни Владимира Дубровского, и постепенно мы узнаем о нем много нового. Знакомимся мы с Владимиром...
А.С. Пушкин – великий реформатор не только русского литературного языка, но и русской прозы. Он принял за правило, что «точность и краткость – вот первые достоинства прозы». Роман «Дубровский» тому подтверждение. Это роман о молодом человеке, который...
Принято считать, что «Дубровский» - это роман, хотя по объему «Дубровский» скорее повесть. Большое внимание в романе уделено обличению «барства дикого». Изображение быта и нравов провинциального дворянства связано в первую очередь с образом Троекурова....
ТРОЕКУРОВ - центральный персонаж повести А.С.Пушкина «Дубровский» (1832-1833), богатый, родовитый помещик, генерал-аншеф в отставке (в черновиках Илья Петрович Нарумов, Гаврила Евграфович). Троекуров - реально проживавший в Нижегородском уезде...
Что такое гнев: хорошо это или плохо. Нужно ли с ним бороться, как правильно его выражать?
По толковому словарю В. И. Даля гнев обозначает чувство сильного негодования, страстная, порывистая досада, озлобление, злоба.
Гневаться – быть недовольным, сердитым, взбешенным, вспыльчивым, горячим. Само по себе чувство гнева не может быть плохим или хорошим. Гнев – нормальное явление, которое может возникать в любом человеке. Проблема всегда заключается не в самом человеке, а в умении справляться с гневом и управлять им. Исследуя Священное Писание, мы увидим, что сам Бог постоянно гневался на людей, когда они были непослушны и совершали глупости. Даже Иисус Христос однажды разгневался на священнослужителей, когда они превратили храм, место молитвы, служения и поклонения Богу, в средство наживы и всевозможных манипуляций. Божий гнев - всегда праведный гнев. Апостол Павел в послании к Римлянам написал всем нам, как нужно правильно себя вести, когда гнев охватывает нас: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь», т.е., когда возникает ситуация, при которой у нас появляется справедливое чувство гнева, а с ним и желание воздать обидчику по справедливости, отомстить и высказать все, что мы думаем о нем и его поступке, апостол Павел учит нас не делать этого. Бог есть Судия Праведный и если мы в молитве отдаем возникшую ситуацию и обидчика в Его руки, Он разберется наилучшим образом и воздаст по заслугам каждому человеку. Если мы сами берем на себя эту роль «судьи» и изливаем гнев, совершаем расправу, мы не даем это совершить Богу и сами становимся мишенью для зла.
Священное Писание учит нас о том, что ярость и гнев да будут удалены от нас, что мы должны подавлять такие чувства как гнев и ярость в себе. «Отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие… Мудрый царь Соломон, зная, какие проблемы и последствия приносит возбуждение гнева в человеке в отношения с окружающими его людьми, оставил нам замечательные стихи для научения. «У глупого тотчас выскажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление». «Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его». Человек, показывающий и выливающий свой гнев, назван в Священном Писании глупцом . Мудрый человек не будет кричать, оскорблять, угрожать и т.п.
Гнев - состояние нашего сердца, вызванное неправильным состоянием сердца, гордыми, злыми мыслями. «Гнев гнездится в сердце глупых. Если ты в заносчивости своей сделал глупость и помыслил злое, то положи руку на уста: потому что как сбивание молока производит масло, толчок в нос производит кровь, так и возбуждение гнева производит ссору».
Чтобы предотвратить вспышки гнева, необходимо знать наиболее распространенные явления, негативно влияющие на способность людей контролировать свой гнев. Это депрессия, усталость и беспокойство. Так же на нашу способность сдерживать свой гнев влияет наше физическое состояние, хорошее питание, прогулки, своевременный отдых. Каждому взрослому крайне важно научиться контролировать свой гнев и сохранять эмоциональный баланс, т.к. он является эмоциональным источником, образцом и примером поведения для своих детей. Дети всему учатся в первую очередь у своих родителей, в том числе и выражению гнева. Если родители вспыльчивые, часто используют крик при выяснении отношений, то им бесполезно учить детей спокойно разговаривать, требуя от них желаемого, при этом демонстрируя прямо противоположное поведение.
Самым худшим проявлением гнева является пассивно-агрессивное поведение. Примеры такого поведения: оттягивание времени, медлительность, преднамеренная «неспособность» сделать требуемое, «забывчивость»; для маленьких детей – «делать» в штанишки. Подсознательная цель пассивно-активного поведения проявляется в том, чтобы вывести другого человека из равновесия. У подростков такой тип поведения может выражаться в плохих оценках, употреблении наркотиков, самоубийством. Особенно важно не только правильно научится самому справляться с гневом, но и правильно относится к выражению гнева у подростков и детей, направлять их в сторону зрелого выражения чувства гнева. Если родители запрещают детям выражать свой гнев в любой форме или наказывают за любое проявление гнева, они сами загоняют себя в угол, а ребенок вынужден будет прибегать к непрямым и вредным способам. Лучше давать открыто, в словесной форме выражать ему свой гнев. Когда молодой человек не научен правильно выражать свой гнев, а близкие и родные не позволяют ему это делать или все переводят в шутку, юмор, это может выразиться не только в затруднении общения с детьми, но и в ухудшении состояния здоровья, сильных головных болях. Если родители не позволяют детям выражать свой гнев, они не осознанно могут вести себя вызывающе, и их действия и поступки будут прямо противоположны тому, чему учат и что ожидают от них родители.
Состояние гнева не должно затягиваться у нас надолго. «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте место дьяволу». До окончания дня, до захода солнца, мы должны обязательно разобраться со своим гневом. Если с гневом не разобраться своевременно, наш здравый разум, освещенный светом Божьей истины, гнев может затмить; тогда мы начнем видеть, думать и поступать, извращая действительность, и тогда уже не Бог, а дьявол будет давать нам советы и руководить нами.
Как же нам быть, когда мы охвачены гневом. «Размыслите в сердцах ваших, и утешитесь; приносите жертвы правды и уповайте на Господа» , советует нам царь Давид в четвертом псалме. В момент гнева лучше не идти сразу же выяснять отношения с обидчиком. Лучше остаться одному, размыслить над тем, что вызвало у нас гнев и постараться посмотреть на ситуацию не только со своей стороны, а объективно, с позиции Божьего Слова: может, и мы не во всем были правы. Не выгораживать себя и снисходительно подойти к человеку, чье поведение вызвало наш гнев. Принести жертву правды – быть честным перед Богом и собой. Прежде чем выяснять отношения с человеком, который вызвал наш гнев, нам необходимо «утишиться», придти в состояние мира и покоя, а это возможно лишь через прощение обидчика и себя, если мы «погорячились». Затем, предать в молитве сложившуюся ситуацию Господу как главному Праведному Судье. Лишь после этого, обретя в сердце мир, можно здраво, не обижая человека, в любви выразить свое отношение к произошедшему, свои пожелания, советы и просьбы.
Умение владеть собой – особое искусство и добродетель. Апостол Павел написал, что это «великое приобретение быть благочестивым и всегда довольным» (не гневливым). Нам всем нужно работать в этом направлении и стремиться к совершенству. Это поможет нам уважать самих себя и вызовет уважение окружающих нас людей. А. С. Пушкин в произведении «Евгений Онегин» так же пишет о необходимости и важности уметь контролировать свои чувства: «Учитесь властвовать собою». «Владеющий собой лучше завоевателя города». Умение совладать с гневом даст нам возможность всегда здраво и реально оценивать любую ситуацию и обстоятельство, принимать верные решения. Сколько бы мы ни старались изменить свой «дурной» характер, не кричать и не «срываться», без вмешательства Бога в нашу жизнь у нас ничего не получится. Только Бог может изменить наше сердце и характер: из злых – сделать добрыми, из вспыльчивых и гневливых – мягких и смиренных, из жестоких – любящих и сострадательных.
Кто хочет коренных изменений в своей жизни в лучшую сторону, пригласите Иисуса Христа прийти в свою жизнь, сердце через молитву покаяния и примирения с Богом. «Отец Небесный, я осознаю себя грешником, прости меня за все плохое и дурное в моей жизни. Приди в мою жизнь, очисти меня от всякого греха и неправды. Я верю, что Иисус Христос заплатил за все мои грехи и понес все мои немощи (ярость, гнев) и болезни на Голгофском кресте. Я верю в Твое обетование, что ранами Его я исцелился. Дух Святой, войди в мое сердце, живи в нем и помоги мне каждый день меняться и быть таким, каким хочешь меня видеть Ты, Всемогущий и любящий Отец. Аминь».
Чувства — это огромная сила внутри нас, которая может помочь изменить неудобные, неприятные обстоятельства нашей жизни, либо обращена внутрь, задавлена, соматизирована.
Гнев считается одним из пяти базовых чувств, среди которых радость, грусть, страх, стыд. Берри К. и Дженей Б. Уайнхолд в своей книге "Бегство от близости" вводят шестое чувство, в список основных — это волнение. Что мы знаем про гнев?
На мой взгляд, это одна из самых сложных эмоций, вокруг которой существует множество социальных запретов. Культура, воспитание приучает человека подавлять свои эмоции, пожалуй, гнев в первую очередь. Мы слышим истории об убийствах или причинении тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта. Нам кажется, что гнев — это огромная сила внутри нас, которую лучше не выпускать наружу, поскольку можно не успеть её обуздать. Есть представление о том, что гнев — это что-то не поддающееся контролю, способное разрушать. И, тем не менее, рано или поздно любой живой человек ловит себя на том, что он испытывает предвестники гнева или само это чувство.
Давайте посмотрим на то, как зарождается это чувство внутри нас. А также поговорим о способах работы с собственным гневом. Прежде, обратимся к определению понятия гнев. Гнев — это чувство враждебности, которое проявляется в телесном состоянии, мыслях и поступках. Враждебность в этом определении является ключевым словом. Нам что-то не нравится в собственном поведении, но чаще в поступках других людей. Посмотрите, как маленькие дети, чей мозг ещё не замусорен социальными запретами из серии "злиться нельзя" и/или "некрасиво гневаться" выражают своё неудовольствие — они рычат, визжат (на доречевом этапе).
Стадии проживания гнева выглядят так . К примеру, вы договорились с подругой о встрече на определённое время, чтобы забрать назад что-то важно, что она брала у вас на время. Вы регулирует своё время так, чтобы вовремя придти. Когда вы оказываетесь в назначенном месте в нужное время, подруги там не оказывается. На первом этапе существует — лёгкое недовольство . Вы думаете о том, что все могут опоздать, возможно, она задержалась в пути из-за дорожной ситуации. Вы ждёте минуту, пять, десять, думаете о недопитом на работе кофе, поскольку вы торопились. В этот момент, если вы будете внимательны к себе, то увидите внутри раздражение . Вы звоните подруге и оказывается, что она только выходит из точки А, и ещё только садится в машину, чтобы ехать к вам на встречу. Вы чувствуете злость, вызванную нарушенной договорённостью. Вы ждёте час, два (подруга по дороге заезжает по своим делам), внутри Вас нарастает — ярость , которая медленно, но верно перерастает в агрессию. Вы начинаете мысленно представлять картину ДТП с участием её машины, таким образом, пытаясь как-то выразить свою злость. Темнеет, подруга приезжает с огромным опозданием, оказывается, что она забыла, то, что должна была вам передать, и ради чего вы собственно вы её ждали, и пытается занять у вас денег. Тут вы плавно переходите на последнюю фазу аффекта, сильнейшего гнева . Вы кричите о том, что она поступает отвратительно, окружающие останавливают вас от готовности вцепиться ей в волосы?
Этот пример нужен для того, чтобы было понятно, что на каждом этапе развития этой истории ещё можно было остановиться. Большая часть гневных проявлении является реакцией на неоправданные ожидания. Есть люди, не способные приходить вовремя, неаккуратно обращающиеся вещами других, словом, есть много обстоятельств, когда можно попытаться предохранить себя от раздражения. Я знаю историю, когда человека, систематически опаздывающего везде и всюду приглашали на праздники на два часа раньше, зная, что с учётом опоздания он придёт тогда, когда и все остальные гости.
Гнев — здоровое, абсолютно нормальное чувство. Вопрос в том, как мы его проживаем и как умеем выражать.
Чаще встречается ситуация, что гнев оказывается запрещённым чувством. Такому человеку часто говорили: "Нельзя злиться, потому что…" , "Фу, какой ты некрасивый, когда злишься" . Но мы говорим о том, что мы живём в среде других людей, которые ведут себя по-разному и необязательно должны вести себя в соответствии с нашими ожиданиями. Рано или поздно мы окажется на первой стадии лёгкого недовольства. И в силу приученности, привычки запрещать себе чувствовать можем пропустить этот этап. Поэтому поговорим о способах работы с гневом.
Каково телесное состояние у гневающегося человека?
У него учащено дыхание, сердцебиение, нередко краснеют кожные покровы, температура тела повышена, происходит усиленное потоотделение, мышцы напряжены, возможно, выделение пищеварительных соков и т.д. Я думаю о том, что у каждого человека может быть своя уникальная реакция на гнев. Как раз это и важно понять, и соответственно от собственных физических реакций и можно отталкиваться, пытаясь отловить это чувство. Можно помогать себе вопросом: "Как я проживаю гнев?"
Мыслительный процесс у раздражённого человека также меняется. Порой люди описывают это, как "тоннель", когда ни о чём другом кроме своей злости думать больше невозможно. Либо мышление становится замедленным, есть ощущение нереальности происходящего. В любом случае мы попробуем разделить эти мысли на некоторые категории:
Исходя из того, что гнев является нелегализованной эмоцией, мы посмотрим на то, как он может проявляться скрытно от нас самих. Это даст возможность в аналогичных ситуациях из списка, спросить себя, не сержусь ли я на того, к кому опаздываю или рядом с кем тяжело вздыхаю?
Поведение (симптомы скрытого гнева):
Дальнейшая работа с чувством гнева состоит в присвоение чувства гнева.
Необходимо признать сам факт существования такого чувства в моей душе. А для начала понять, что это нормально быть разгневанным. При этом важно взять ответственность за испытывание этого переживания на себя. "Я злюсь, а не ты меня злишь" , "Я гневаюсь, а не ты меня разгневал" и т.д.
Бывают ситуации, когда это состояние словно прирастает к вам, гнев, раздражение и недовольство преследуют вас. Тогда важно освобождение от гнева . Мы немного поговорим о том, как это сделать:
Кстати, требовательность также может рассматриваться как проявление гнева. Настойчивость в исполнении своих желаний. Ведь зачастую гнев связан с перфекционизмом. То есть с желанием, чтобы всё вокруг делалось и было на отлично. Перфекционист тратит много усилий на то, чтобы быть безупречным. Соответственно такая личность будет тратить много сил на то, чтобы требовать этого от окружающих. Всем, кто не соответствует его ожиданиям, придётся столкнуться с гневом перфекциониста.
О том, что гнев делает с нами и окружающими людьми хорошо показано в притче.
Жил-был один очень темпераментный мальчик. И вот однажды отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда мальчик не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб у забора. В первый день в столбе было 37 гвоздей. На другой неделе мальчик научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Мальчик понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда мальчик ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда мальчик мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец сказал сыну: "Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в заборе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры.
И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется" .
Гнев возбуждается по четырем причинам: по причине скупости, выражающейся в даянии и принимании и похищении чужого; и если кто любит защищать собственное мнение; и если кто хочет удостоиться почестей; и если кто хочет быть учителем, думая о себе, что он разумнее всех. Гневом омрачается ум человека в следующих четырех случаях: если человек имеет ненависть к ближнему своему, если ставит его за ничто, или если завидует ему, или если худо говорит о нем. В доказательство этого привожу изречение святого евангелиста Иоанна Богослова: ненавидяй брата своего во тме есть, и во тме ходит, и не весть, камо идет, яко тма ослепи очи ему . Страсть гнева выражается четырьмя образами: во-первых, в сердце; во-вторых, на лице; в-третьих, языком; в-четвертых, делом. Если кто возможет перенести зло настолько, чтоб оно не вошло в сердце, то страсть гнева не изобразится и на лице. Если ж она у кого выразится на лице, тот да сохранится, чтоб не выразить ее языком. Кто выразит ее языком, тот, по крайней мере, да удержится, чтоб не выразить ее на деле, да потщится немедленно извергнуть из сердца. Человеки бывают трех устроений по отношению к страсти гнева. Кто произвольно не делает вреда никому, не поносит противников своих и щадит ближнего своего, тот действует по естеству, обновленному Христом. Кто другим не вредит, но вместе не хочет, чтоб и ему делали зло, тот подобен Адаму. Кто же вредит другим, кто бесчестит ближних, кто вводит их в напасти или кто требует лихвы, тот подобен диаволу.
Стр. 215 (474 от слов «не будем гневаться»)
Брат вопросил отца Пимена: что значит гневаться на брата всуе? Старец отвечал ему: суетным (неправильным и неправедным) признается гнев за всякую обиду, какою бы ни обидел тебя брат твой, даже если бы он выколол у тебя правый глаз или отсеку тебя правую руку, и ты на него прогневался, то прогневался всуе. На того имеешь право разгневаться, кто захочет отлучить тебя от Бога.
Стр. 28 (128)
Парящий (находящийся в развлечении и рассеянности) ум приводится в состояние непарительности чтением, бдением и молитвою; разжение вожделения погашается постом, трудом и уединением; возмущение гнева укрощается псалмопением, долготерпением и милосердием. (Авва Евагрий).
Брат спросил авву Исидора, пресвитера скитского: авва! отчего демоны так сильно боятся тебя? Старец отвечал: с того времени, как я сделался монахом, не допускаю гневу подняться до гортани моей.
Говорил авва Исидор: Вот! совершилось сорок лет, как я не увлекся ни вожделением, ни гневом, хотя и ощущаю пришествие греховных помыслов.
Он поведал о себе: Однажды я пошел на торг продать немного сделанных мною корзин. Приметив, что по поводу продажи возникает во мне гнев, я оставил корзины и бежал. (Авва Исидор).
Однажды во время жатвы авва Иоанн, услышав, что один брат говорит гневно и скорбно с ближним своим, – оставил жатву и поспешно удалился.
Стр. 293 (36)
Авва Иоанн поведал: однажды я шел по скитской дороге с своим рукоделием. Встретившись с хозяином верблюдов и вступив в разговор с ним, я заметил, что словами его могу быть приведен в гнев, – и немедленно бежал, оставив тут и корзины мои.
Стр. 293 (37)
Авва Иоанн, настоятель великого общежития и многочисленного братства, посетил авву Паисия, проведшаго сорок лет в отдаленнейшей пустыне. Находясь с Паисием в ближайших отношениях, Иоанн спросил у него, как у прежнего товарища своего по монашескому новоначалию, что особенно исполнил он, пользуясь уединением пустыни, в течение столь продолжительного времени, не тревожимый никем из братий? Авва Паисий отвечал: солнце не видело меня ядущим. А меня гневающимся, сказал на это Иоанн. (Авва Иоанн).
Стр. 296 (47) от слов «Авва Иоанн...»
Были два монаха, родные братья по плоти и братия по духу. Против них кознодействовал лукавый диавол с целью разлучить их друг от друга каким бы то ни было образом. Однажды к вечеру, по обычаю их, младший брат засветил лампаду и поставил ее на подсвечнике. По злонамеренному действию демона упал подсвечник, и лампада погасла. Лукавый диавол устраивал этим повод к ссоре между ними: старший брат вскочил и в ярости начал бить младшего. Этот упал ему в ноги и уговаривал своего родного брата так: успокойся, владыко мой, я снова засвечу лампаду. По той причине, что он не отвечал гневными словами, лукавый дух, будучи посрамлен, тотчас отступил от них.
Стр. 454 (37)
Некоторый брат, живя в общежительном монастыре и часто побеждаясь гневом, сказал сам себе: пойду в пустыню, может быть там, не имея с кем ссориться, успокоюсь от страсти. Он вышел из монастыря и стал жить один в пустыне. Однажды он наполнил водою сосуд свой и поставил его на землю. Сосуд внезапно опрокинулся. Во второй раз случилось то же. В третий раз кувшин тоже опрокинулся: монах, рассердясь, схватил кувшин, ударил о землю. Кувшин разбился. Возвратясь к себе, брат начал размышлять о случившемся и понял, что враг поругался над ним. Тогда он сказал: вот! Я – один, однако побежден сграстию гнева. Возвращусь в монастырь: видно – везде нужна борьба с самим собою и терпение, в особенности же помощь Божия. И, встав, возвратился монах в обитель свою.
Стр. 460 (47)
Святые наставники монашества строго воспрещают монахам, в которых сильно действует гнев, жительство наедине, в пустыне или затворе. От уединенного жительства гневная страсть усиливается и возрастает, в общежитии она врачуется, но единственно при условии: если монах решится каждый раз, когда он увлечется гневом и вспыльчивостью, просить прощения и раскаяваться, а не оправдывать себя и не обвинять других.
Авва Аммон сказал: Я препроводил четырнадцать лет в Скиту, моля Бога денно-нощно, чтоб Он даровал мне победить гнев.
Паисий Святогорец
— Геронда, я хочу освободиться от гнева Вижу, насколько неуместен для монаха гнев.
— Гнев, чистый гнев — это сила души. Если человеку от природы кроткому это свойство его характера помогает в духовном совершенствовании, то человеку гневливому в два раза больше пользы от силы, которая заключена в его характере, только бы он эту силу гнева использовал против страстей и против лукавого. Если он не будет пользоваться этой силой правильно, то ей воспользуется диавол. Если человек по природе мягкий не постарается приобрести мужества, то не будет способен к большим делам А гневливый, если решится на что-то большое и обратит свой гнев против зла, то считай дело сделано. Поэтому высот в духовной жизни достигают люди, в которых есть искра сумасбродства
— Значит, геронда, мне нужно было бы гневаться на диавола, а не на сестёр.
— Видишь ли, вначале человек гневается на других, потом, если будет подвизаться, станет гневаться на тангалашку, а в конце приходит к тому, что гневается только на своего ветхого человека, на свои страсти. Потому старайся гневаться только на тангалашку и на свои страсти, а не на сестёр.
— Геронда, мои гнев и упрямство — это детские страсти?
— Нет, дорогая! Понятно, если маленький ребёнок злится, стучит ножками и кричит «не хочу, не буду!» Но с возрастом он должен от этого избавиться, сохранить только детскую простоту, непосредственность, а не свои детские глупости. Видишь, некоторые потом до чего доходят! Бьются в гневе головой о стенку — хорошо, что Бог так устроил, что у людей крепкая голова, поэтому с ними ничего не случается! Другие рвут на себе одежду! Был человек, который каждый день в гневе рвал на себе рубашку. Рвал на кусочки, чтобы не срываться на других.
— Получается, что гнев — это вымещение злобы?
— Да, но не лучше ли вымещать злобу на своём ветхом человеке, чем на других?
— Мне кажется, что я не гневаюсь, а просто раздражаюсь.
— Это как? Если раздражаешься, то должна посмотреть, нет ли в тебе страсти гнева. Одно дело, если человек в раздражении скажет резкое слово, потому что он устал, у него что-то болит, есть какие-то проблемы и т. д. Иной и на приветствие может ответить: «Да отстань ты!» — хотя ему ничего плохого не сказали, сказали только «здравствуй». Но человек устал, ему больно, поэтому так и реагирует. Ведь даже самый терпеливый ослик, если его перегрузить, будет лягаться.
— Когда у меня нет мира с собой, то меня раздражает любая мелочь.
— Если у тебя нет мира с самой собой — значит, у тебя духовное недомогание и неудивительно, что ты так реагируешь. Если человек болен, он иногда устаёт даже от звуков речи. То же самое, когда он в плохой духовной форме, у него нет трезвения, терпения, снисходительности.
— Геронда, почему я гневаюсь по малейшему поводу?
— Гневаешься, потому что думаешь, что всегда виноваты другие. В тебе гнев происходит от того, что ты принимаешь относительно других помыслы, приходящие слева. Если будешь принимать помыслы, приходящие справа, то не будешь обращать внимания на то, что тебе сказали и как сказали. Будешь принимать ответственность на себя и не будешь гневаться.
— Но, геронда, я не могу поверить, что всегда виновата именно я.
— Похоже, что в тебе есть скрытая гордость. Смотри, осторожно, ведь гнев несёт в себе самооправдание, гордость, нетерпение, наглость.
— Геронда, почему сегодня люди так легко раздражаются?
— Сейчас и мухи раздражаются! У них упрямство, настойчивость! Раньше, если ты муху отгонял, она улетала. Теперь упорно сидит… Но правда и то, что сегодня и некоторые виды деятельности не только не помогают обретению душевного спокойствия, но могут и спокойного от природы человека сделать нервным
— Почему теперь, когда живу в монастыре, не гневаюсь, а в миру сильно гневалась?
— Часто из-за внешних причин человек испытывает недовольство и срывается, потому что не испытывает удовлетворения от того, что делает и хочет чего-то другого. Но такое раздражение как внешняя пыль, оно исчезает, когда человек находит то, к чему стремится.
— Геронда, негодование происходит от эгоизма?
— Не всегда Есть и праведный, священный гнев. Пророк Моисей скрижали с заповедями держал в руках, но, когда увидел, что израильтяне приносят жертву золотому тельцу, в священном гневе бросил их на землю и разбил (См.Исх.32,1-24). Прежде чем подняться на гору Хорив13, где он должен был получить заповеди, Моисей сказал израильтянам, что они должны делать до его возвращения. К тому же они и сами видели молнии и слышали гром на вершине Хори-ва, но, так как Моисей долго не возвращался, они стали искать себе бога Пошли к Аарону и сказали ему. «Мы не знаем, что случилось с Моисеем Кто нас теперь поведёт? Сделай нам богов, чтобы они вели нас». Аарон сначала не соглашался, но потом уступил. Люди взялись за работу. Построили печь, побросали в неё всё золото, которое им дали египтяне перед исходом из Египта, и сделали целого золотого тельца. Водрузили его на большой камень и стали пить и веселиться. «Он поведёт нас», — говорили люди. Тогда Бог сказал Моисею: «Иди скорее вниз, потому что народ изменил Мне». Спускаясь с Синая, Моисей услышал крики. Иисус Навин, который ждал его внизу, говорит «Что случилось? Пришли иноплеменники!» «Это не боевые крики, это веселье», — ответил ему Моисей. Они подошли ближе, увидели, как люди веселятся, потому что золотой телец поведёт их в Землю обетованную! Видишь, телец-то был золотой!… Вознегодовал Моисей, бросил на землю и разбил скрижали с заповедями.
Человек духовный может рассердиться, вознегодовать, закричать, но по серьёзному духовному поводу. Внутри у него нет зла, и другим он зла не причиняет. «Гневайтеся и не согрешайте» — не так ли говорит ли пророк Давид?
— Геронда, как же мне преодолеть гнев?
— Задача в том, чтобы не доходить до гнева. Молоко, если не успеешь вовремя снять его с огня, поднимается и сразу убегает.
— А как не доходить до гнева?
— Необходимо бодрствование. Следи за собой и сдерживай свой гнев, чтобы страсть не пустила в тебе корни. А иначе, даже если ты потом захочешь вырубить её топором, она постоянно будет давать новые побеги. Помни сказанное пророком Давидом: «Уготовихся и не смутихся». Знаешь, как один монах поступал? Выходя из кельи, он крестился и говорил: «Боже мой, сохрани меня от искушений». Он был готов к встрече с искушением. Словно стоял на страже. Смотрел, с какой стороны придёт искушение, чтобы защититься от него. Если какой-нибудь брат делал ему что-то плохое, он был готов и отвечал ему кротостью и смирением. То же делай и ты.
— Геронда, иногда, когда бывает искушение, я себе говорю: «Промолчу», но под конец не выдерживаю, срываюсь.
— Что значит срываюсь? А сорванное потом куда девается? Сгорает? Похоже, в тебе мало смирения, поэтому ты доходишь до определённого предела, а потом срываешься. Нужно ещё чуть-чуть смирения. Прежде чем заговорить, прочитай два-три раза молитву Иисусову, для просвещения. Одна женщина, когда сердилась, сначала читала «Верую» и потом открывала рот. Мирские люди, а, видишь, как подвизаются!
— Что делать, если мне не нравится манера поведения одной из сестёр?
— Относись к сестре по-доброму. Постарайся оправдывать её с любовью. Это поможет тебе приобрести естественным образом постоянное хорошее духовное расположение. И когда к тебе придёт страсть гнева, то найдёт твоё сердце занятым любовью и, не имея места, где остановиться, уйдёт.
— Геронда, как человек может победить гнев?
— Смирением и молчанием мы побеждаем гнев. Почему мы называем змею мудрой? Хотя у неё есть сильное оружие, яд, и она может причинить нам вред, но стоит ей услышать небольшой шум, она сразу уползает: не идёт напролом, уступает место нашему гневу. Так и ты, если кто-нибудь заденет тебя словом, не отвечай. Молчанием ты обезоруживаешь человека. Однажды кот Дикас у меня в келье собирался придушить лягушонка. Лягушонок сидел без движения, и Дикас оставил его в покое и ушёл. Лягушонок своим молчанием и смирением… победил кота Но стоило бы ему хоть немного пошевелиться, Дикас схватил бы его, стал бы бросать и бить как бубен.
— Когда у нас с сестрой бывают разногласия и каждая стоит на своём, то мы заходим в тупик, и под конец я раздражаюсь.
— Видишь ли, одна из двух должна смириться и уступить, иначе никак. Если два человека хотят пронести в маленькую дверь длинную доску, кто-то из них должен зайти первым, другой за ним по-другому они не смогут её занести. Когда каждый стоит на своём, это всё равно, что бить камень о камень — только искры летят!- Жители фарасы, когда кто-то стоял на своём, говорили: «Пусть твой козёл будет козочкой, а мой козлёнком», и так избегали ссоры. Во всяком случае, тот, кто уступает, оказывается в выигрыше, потому что чем-то жертвует, и это приносит ему радость и мир.
— А если человек внешне ведёт себя правильно и уступает, а в душе возмущается?
— Это значит, что в нём ещё жив ветхий человек, и он с ним борется.
— Но почему, геронда хотя он и правильно себя ведёт, но внутреннего мира не имеет?
— Как же у него будет мир? Чтобы у человека был мир, он должен и внутренне быть правильно сориентирован. Тогда уходит гнев, беспокойство, и в человека входит мир Божий. А когда приходит душевный покой, то уничтожает чад гнева душевные очи очищаются, и человек начинает видеть ясно. Поэтому Христос именно о «миротворцах» говорит, что они «сынове Божий нарекутся» (Мф.5,9)
Старец Паисий Святогорец. Слова. Том 5. Москва, 2009 г.
Боже милосердый и человеколюбивый! По неизреченной твоей благости сотворивый нас из ничего, для наслаждения Твоими благами, и кровию Единородного Сына Твоего, спасителя нашего, призвавший нас, отступивших от Твоих заповедей! Приди и ныне, помоги немощи нашей, и как Ты некогда запретил волнующемуся морю, так и ныне запрети возмущению сердец наших, чтобы Ты не лишился в один час нас обоих, чад Своих, умерщвленных грехом, и дабы не сказал нам: «коя польза в Крови Моей, внегда сходити Ми во истление», и: «аминь глаголю вам, не вем вас», потому что светильники наши погасли от недостатка елея. Аминь.