Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Какие народы живут на территории приморского края. Коренные жители приморского края. Здесь я родился и вырос, в этом таежном

Какие народы живут на территории приморского края. Коренные жители приморского края. Здесь я родился и вырос, в этом таежном

На территории Приморского края российского Дальнего Востока издревле проживают восемь коренных малочисленных народов

В ходе работы над проектом дети узнали о коренных народах Приморского края, приобрели знания о истории края и его освоении.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Коренные народы Приморского края Быконя И. А. МОУ СОШ № 9 Г. НАХОДКА

На территории Приморского края российского Дальнего Востока издревле проживают восемь коренных малочисленных народов В ходе работы над проектом: мы узнали о коренных народах Приморского края, приобрели знания о истории края и его освоении.

1. Надо ли изучать историю своей малой родины? Как называется город, в котором ты живешь? Как называется край, в котором ты живешь? Что ты знаешь о истории своего края? 2. Почему народы называются коренные?

Какие коренные народы проживают в Приморском крае?

Как заселение территории влияло на быт, род занятий коренных населений? Какую территорию заселяла данная народность Жилища Одежда, пища Род занятий, традиционные ремесла

Желаем удачи, творческих успехов!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МОУ СОШ №9 Руководитель: Быконя И.А. г.Находка 2010 г. Коренные народности Приморского края

Численность 12017 человек. Нанайцы - нани - «здешний человек». Основные традиционные занятия - рыболовство и в меньшей степени охота. Среди традиционных ремесел особенно было развито кузнечное. Нанайцы вели оседлый образ жизни. Жилища - большие бревенчатые дома с отапливаемыми нарами, в тайге - шалаши различных форм. Традиционная одежда нанайцев - распашная, халатообразная. Она изготавливалась из ткани, рыбьей кожи, различных мехов. Вся одежда была богато орнаментирована. Пища у нанайцев состояла преимущественно из рыбы. На зиму сушили много лосося, готовили рыбную муку и рыбий жир. Сохранился богатый нанайский фольклор: исторические и мифологические предания, волшебные сказки, загадки и др. 1. Нанайцы

Удэгейцы в прошлом назывались -«лесными людьми». Численность 2011 человек. Тип внешности: они небольшого роста, плотного телосложения, со светлой кожей. Волосы прямые и чёрные, глаза чёрные или карие, с узким разрезом, нос небольшой. Главными занятиями были - охота (главным образом на изюбра и лося), рыболовство (на крупных реках) и собирательство (в основном, женьшеня). До прихода русских удэгейцы не знали письменности, основной религией был шаманизм. 2. Удэгейцы

Численность 622 человека. Негидалец - амгун бэйэнин - « амгунский ». Проживают в нижнем Приамурье в бассейне нижнего течения реки Амгунь. Территориально разделяются на « низовских » и « верховских » негидальцев. Основным занятием низовских негидальцев было рыболовство, второстепенным - охота. Жили оседло. Зимним жилищем служили бревенчатые дома с отапливаемыми нарами, летним четырёхстенные домики из коры. У верховских негидальцев основным занятием была охота, второстепенным рыболовство. Жилище переносной конический чум. Транспортным животным у низовских была собака, у верховских - олень. В старину одежду и обувь шили из рыбьих кож и шкур животных. 3. Негидальцы.

Численность 4673 человека. Среди хозяйственных областей на первом месте по значимости у нивхов всегда стояла рыбная ловля. Нивх - «человек». Сырая и вяленая (реже - варёная и жареная) рыба составляет основу традиционной кухни. Важную роль в нивхском хозяйстве играли охота, собирательство и собаководство. Предки современных нивхов - северо-восточные эскимосы и индейцы. 4. Нивхи.

Численность 915 человек. Орочи - « орочили », народ, проживающий в Приморье и Хабаровском крае. Основные традиционные занятия - охота (кабарга, лось, медведь, пушной зверь), в том числе морская, а также рыболовство. Оружием служили лук со стрелами, копьё, использовались ловушки, петли, самострелы и др. Рыбачили круглый год, летом - в маленьких долблёнках и больших дощатых лодках по рекам, а для добычи нерпы и сивуча выходили в Татарский пролив и его бухты. Морского зверя били гарпунами, из ружья, на льдинах и берегу - колотушками, рыбу (кета, горбуша, таймень и др.) ловили сетями, неводом, устраивали ловушки, били острогой. 5. Орочи.

Ульчи - нани - «человек земли», в прошлом назывались мангунами - «амурскими людьми». Численность 3233 человека. Основной промысл - рыболовство, затем – таёжный промысел и охота на морских животных. Средствами передвижения служили собачьи нарты, лыжи, лодки. Традиционная мужская и женская одежда: халаты покроя кимоно, чаще из ткани, зимние - на вате, праздничные - иногда сплошь вышитые и украшенные аппликацией. Обувь в виде сапожка с отдельной пришивной подошвой - из рыбьей кожи. Тёплые шапки орнаментированные. В пище преобладала рыба. Добыв крупного осетра, съедали лишь малую часть, бо́льшая часть шла на изготовление юколы (вяленных на ветру и солнце длинных и тонких пластин рыбы). Жанры традиционного фольклора разнообразны: мифы и сказки о духах, о животных, волшебные сказки, исторические легенды и предания, загадки, пословицы и пр. Из музыкальных инструментов наиболее характерны примитивные однострунные скрипки, малые свирели. 6. Ульчи.

Н арод, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока. Эвенки - эвэн - «оленьи люди» . Численность 30233 человека. 7. Эвенки Традиционное занятие - охота и оленеводство (доение оленей и верховая езда на них), таежная охота, клеточное разведение пушных животных, промыслы и ремесла. Традиционная кухня - северная, содержащая много мяса, рыбы и оленьего молока. Традиционное жилище - конический чум. Традиционные верования - шаманизм.

Чукча (" ан"каллын «) – «поморянин» - охотник на морских животных. Всего чукчей 14 тыс.человек. Жилища - яранга - шатер в виде усеченного конуса и полуземлянка. Основная часть чукчей - оленеводы (" чав"чу " - "оленевод", "состоящий при оленях"). Традиционная пища тундровых людей - оленина, береговых - мясо и жир морских животных. 8. Приморские чукчи

Название коренных народностей Общая числен- ность Территория Род занятий Пища Влияние территории на род занятий Название коренных народностей Общая числен- ность Территория Род занятий Пища 1. Эвенки (эвены) 30233 Тайга Охота, оленеводство Мясо, оленье молоко 2. Приморские чукчи 14000 Море Тайга Охота на морских животных Оленеводство Рыба Мясо 3. Нанайцы 12о17 Река Рыболовство Рыба 4. Нивхи 4673 Река Рыбная ловля Сырая и вяленая рыба 5. Ульчи 3233 Река Рыболовство Рыба 6. Удэгейцы 2011 Тайга Охота, собирательство Мясо 7. Орочи 915 Река Охота на морских животных, рыболовство Рыба 8.Негидальцы 622 Река Тайга Рыболовство Охота Рыба Мясо

Численность коренных народов Приморского края

Подумайте! Почему численность эвенков самая большая?

Предварительный просмотр:

Критерии оценивания

Хорошо делаю

Не уверен, что правильно делаю

Не умею

1.Умение собирать дополнительную информацию

2. Умение работать с дополнительной информацией

3. Знание родного края

4. Знание родного города

5.Работа с предложенным текстом

6. Выборочный пересказ

7. Сообщение по выбранной теме

8. Презентация

Поставьте + в той колонке, которая соответствует вашей самооценке.

Публикации раздела Традиции

Исчезающие народы России. Тазы

С приходом современной цивилизации происходит активная ассимиляция людей разных культур. Многие народности постепенно исчезают с лица земли. Редкие их представители пытаются сохранить и передать традиции и обычаи своего народа. Благодаря им, история жизни коренного населения России раскрывает свои тайны – полезные и поучительные, не потерявшие своей актуальности до сих пор.

Фото из книги С.Н. Браиловского «Тазы или удихэ»

Тазы проживают в основном в Приморском крае. Народность эта образовалась в конце XIX века в результате смешения удэгейцев и нанайцев с маньчжурами и китайцами. Как ни парадоксально, предками тазов были преимущественно беглые ссыльные, политические заключенные или разбойники. Чтобы выжить в дикой тайге, они прибивались к стойбищам коренных народов. Кроме того, влились в этногенез тазов и китайцы. Они хитростью загоняли удэгейских и нанайских охотников в долговую зависимость. За долги забирали себе их жен и дочерей. Иногда китайские купцы продавали в рабство соплеменникам целые семьи аборигенов.

Когда-то у тазов был свой диалект, в 1880-х годах насчитывалось 1050 носителей языка тазов, однако на данный момент только пожилые тазы им владеют.

Корень женьшеня

Удэхе-тазы

Удэхе-тазы с р. Имана

Главными хозяйственными занятиями тазов были охота и рыболовство. Охотники умело использовали природные ориентиры: течение рек, направление ветра, положение солнца, луны и созвездий. Охотились на изюбря, лося, кабана с помощью копья, ружья. На пушного зверя ставили ловушки, капканы. Рыбу, главным образом лососевых, били острогами, ловили на крючки и сетями. Популярен был ночной рыболовный промысел при свете факела. Запорами из тальниковых прутьев перегораживали мелкие реки или ручьи. К концу XIX века значительное распространение получило огородничество, а к середине XX века – земледелие

Тазы разводили свиней. Коров не доили и молоко не пили – держали на мясо. Быки сохранялись как тягловое животное. Занимались также птицеводством. Важное значение имело собирательство. Особенно женьшеневый промысел и сбор древесных грибов. Знахари верили, что корень женьшеня возвращает молодость. Пожилым людям рекомендовали ежедневно употреблять сырой корень, тщательно разжевывая маленький кусочек. О женьшене слагали легенды. Говорили, что с помощью богов его сможет найти человек, ведущий чистую, нравственную жизнь.

Помимо запасов грибов и ягод заготавливали морскую капусту, трепангов, раковины гребешков.

Традиционная одежда тазов соответствовала требованиям сурового климата края, географической среды и хозяйственной деятельности. Зимой она предохраняла от мороза, а летом – от дождя, солнца, кровососущих насекомых. Основным материалом для изготовления одежды служили шкуры животных и рыбья кожа. Аборигенов тазов называли «инородцы в рыбьих шкурах».

Тазы владели секретом долголетия и славились традициями целительства. Многие из них доживали до ста лет и более. Они считали главным фактором в сохранении хорошего самочувствия позитивный настрой. Заболеваниям предшествуют негативные мысли и эмоции – страх, гнев, испуг, стресс. Они ничего не знали о химических свойствах растений, но на основе познаний о местной флоре и фауне смогли разработать систему здорового питания. Употребляли злаки, корнеплоды, орехи, то есть растительную пищу, богатую питательными веществами. Из животной пищи предпочитали рыбу и моллюсков. В дальнейшем этот рацион был взят за основу питания и русскими переселенцами.
Тазы полагали, что человек обладает девяноста девятью поочередно умирающими душами.

Дошедшие до наших дней письменные источники хранят малоизвестные знания тазов о способах врачевания. Так, например, с помощью глины они вытягивали из организма шлаки и яды. Широко применялись методы акупунктуры. При помощи серебряных игл местные знахари избавляли соплеменников от головной и зубной боли. Народная медицина тазов призывала к соблюдению гигиены и умеренности во всем. Особенно тщательно ухаживали за волосами. Считалось, что волосы наделены магической силой и связаны с памятью и разумом. Видимо, здесь сказывается влияние китайской культуры.

В религиозных представлениях тазов сочетались буддизм, китайский культ предков и другие элементы китайской культуры.

Удэгейцы

Местный житель с арканом

Село Михайловка Приморского края

Тазы считали неотъемлемой частью в воспитании детей коллективный труд и личный пример. Девочек учили тому, что нужно было знать женщине и матери, мальчиков – тому, что должен был знать охотник, добытчик пропитания для своей семьи. Им были известны также и разнообразные игры: борьба на палках, бег наперегонки, игра в тряпичный мяч, шахматы, кости, карты, камни. Девочки играли в куклы, сделанные из початков кукурузы или вырезанные из бересты.

Соблюдались законы, направленные на гуманное отношение друг к другу и окружающей природе. «Опыт выживания в условиях тайги передавался в бесписьменном обществе коренных народов Приморского края устной традицией. Знание преданий, мифов, сказок, загадок, пословиц, поговорок и песен имело огромное значение. Рассказчики пользовались большим уважением сородичей. Наиболее распространенными мифами аборигенов края являются сюжеты о потопе, жарком периоде на земле, когда кипели даже камни, о трех и более солнцах, об охотнике – преобразователе окружающего мира, убившем лишние светила» , – пишет С.В. Березницкий.

Тазы довольно рано стали применять вариоляцию (прививки от заболеваний). Несмотря на это, большая часть народности вымерла в начале XX века из-за частых эпидемий оспы, сифилиса, туберкулеза, чумы и холеры. Многие попали в алкогольную зависимость. Смертность в полтора раза превышала рождаемость. Лишь долгожители-старики своим иммунитетом могли противостоять напастям неизлечимых заболеваний.

С.В. Березницкий в своих исследованиях пишет: «В целом коренные народы Приморского края – удэгейцы, нанайцы, орочи и тазы, – проживая в сложных географических условиях и нередко находясь под сильным давлением соседних мощных иноэтнических цивилизаций, сумели не только выжить, но и частично сохранить свою культуру. Причем во многих аспектах их культура является уникальным компонентом нижнеамурского комплекса общемировой культуры. Некоторые способы промыслов, сбора лекарственных дикоросов, блюда национальной кухни, элементы орнамента и фольклора, древних верований и обрядов наблюдаются лишь в этом регионе мира. Все вышесказанное обязывает очень бережно относиться к носителям этой своеобразной, хрупкой и ранимой культуры» .

Современные тазы компактно проживают в Приморском крае малочисленными этническими группами, в основном среди русского населения. Сегодня их осталось всего 274 человека. Несмотря на массовую ассимиляцию, тазы стараются воссоздать черты культурной специфики своей общности. Поощряют интерес к истории народа, его культуре и обычаям.

ЭТАПЫ ЗАСЕЛЕНИЯ КРАЯ

Ученые считают, что первыми жителями Приморья были палеоазиатские и тунгусо-маньчжурские народы, появившиеся здесь 5 -6 тысяч лет назад. Потомки этих народов живут на территории края, других районов Дальнего Востока и сейчас. Это - нанайцы, удэгейцы, орочи, ороки, ульчи, эвены, эвенки, негидальцы. Некоторые из палеоазиатских народов продвинулись в северные районы Дальнего Востока и занимают обширные площади в Хабаровском крае, Камчатской, Сахалинской и Магаданской областях.

В свое время эти народы умели пользоваться медью и железом, знали скотоводство и земледелие, строили жилища и морские суда, устанавливали связи с Китаем, Японией, Кореей и Монголией. Ими были созданы государство Бохай, просуществовавшее с 698 по 926 год н. э., а также империя Чжурчжэней (Золотая Империя), которая в 1115-1234 гг. занимала не только юг Дальнего Востока, но и смежные районы Маньчжурии и Кореи.

Полчища Чингисхана в начале XIII века уничтожили чжурчжэньские города и порты, флот и крепости, убили или увели в рабство большую часть населения. Остатки чжурчжэней скрылись от монголов в лесах и долинах рек, занимая дикие необжитые территории. Постепенно они забыли прежние навыки труда и стали заниматься сбором даров природы - ягод, орехов, кореньев, съедобных трав, ловлей рыбы, охотой на зверей.

В начале XVII века, когда русские землепроходцы впервые появились на этих землях, коренные народы Дальнего Востока находились на стадии разложения первобытнообщинного строя.

Освоение южных районов Дальнего Востока русскими приняло необратимый характер лишь после заключения Айгунского и Пекинского договоров между Россией и Китаем. Одна за другой на вновь приобретенные земли отправлялись морские и сухопутные экспедиции, чтобы составить полное представление об их богатстве. Уже к 1857 году, благодаря морским экспедициям, была составлена карта побережья Приморья, и в наиболее стратегически благоприятных бухтах и заливах началось создание военных постов. В 1860 году начали действовать Владивостокский, Новгородский, Новокиевский и Турьерожский посты.

Среди них особо выгодным географическим положением выделялся Владивостокский. Сюда в 1870 году и была переведена база Сибирской военной флотилии. Очень скоро Владивосток стал крупнейшим военно-морским портом России на Тихом океане, а с присвоением ему в 1880 году статуса города - и центром Приморской области.

Заселение внутренних районов Уссурийского края первоначально осуществлялось крайне медленно. Отсутствие широких транспортных связей с Россией сдерживало приток русских переселенцев в новые земли. Их освоение обеспечивала горстка энтузиастов, которые, углубляясь в дебри нехоженой тайги и, преодолевая отроги Сихотэ-Алиня, приносили все новые и новые сведения о неисчислимых богатствах края. Чтобы изменить ситуацию, правительство России установило широкий круг льгот для желающих переселиться на новые земли и стало активно пополнять край переселенцами из числа казаков и крестьян.

До 1902 года основная часть переселенцев в Приморье прибывала морем на судах Добровольного флота, созданного на народные пожертвования. Корабли Добровольного флота имели регулярные линии, соединяющие Владивосток с Одессой, а также осуществляли связи между морскими портами Тихоокеанского побережья. Всего с 1883 по 1906 год Добровольным флотом в Уссурийский край было доставлено около 90 тысяч новых жителей. Большая часть из них (78%) была представлена выходцами из различных губерний Украины. Среди других районов России большую роль в раннем заселении Приморья сыграло Южное Приуралье. Отсюда на территорию Уссурийского края было переселено более 2 тысяч уральских казаков.

Основная часть вновь прибывших обосновывалась на правом берегу р.Уссури, по реке Раздольной, на Приханкайской низменности и морском побережье. За период с 1859 по 1882 год здесь было основано 95 населенных пунктов. Среди них село Новоникольское (ныне Уссурийск), Раздольное, Владимиро-Александровское, Шкотово, Покровка, Турий Рог, Камень-Рыболов. Основные занятия приморцев того времени - сельское хозяйство и промысел. В этих отраслях было занято более двух третей всего населения.

Огромную роль в освоении Приморского края сыграла Транссибирская железнодорожная магистраль. Строительство ее Уссурийского участка началось в 1891 и закончилось в 1897 году. С его созданием край получил прямую связь с европейскими районами России. Это способствовало быстрому росту числа приморских жителей. Вдоль дороги строились рабочие поселки и станции, росли крестьянские селения. Началась разведка полезных ископаемых и добыча каменного угля. Расширились причалы Владивостокского морского порта. Это создало основу для развития городских поселений. К 1899 году в городах и рабочих поселках проживал уже каждый четвертый житель Приморья.

Активное заселение Приморского края продолжалось и после победы Октябрьской революции. С помощью специальных правительственных мер сюда направлялись потоки переселенцев из самых различных уголков Советского Союза. В освоении природных богатств края участвовали представители практически всех республик и регионов страны.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Уже в 1990 г. с началом перестройки экономики численность приморцев увеличилась только на 8%. В последующие годы демографическая обстановка в Приморье продолжала ухудшаться, и в 1992 году население стало уменьшаться. Снижение численности населения наблюдается и сейчас. Основное сокращение населения приходится на города и поселки городского типа. За последние два года они потеряли около 35 тысяч своих жителей. С 1989 г. по 1994 г. количество сельских жителей возросло более чем на 17 тыс. человек. Причин, по которым происходит сокращение численности приморцев, несколько. Это и быстрое снижение рождаемости, и резкое повышение смертности, и все усиливающийся поток уезжающих из Приморья.
Рождаемость в крае за последние 3 года уменьшилась в 2,2 раза и составляет только 9 человек в расчете на 1000 жителей. Это самые низкие показатели за всю историю Приморья. Наибольшее снижение рождаемости наблюдается в городах и приморских районах края. В сельскохозяйственных районах рождаемость сохраняется на уровне 12-16 новорожденных в расчете на 1000 человек. Это - в 1,7 раза выше средних показателей по краю.
Одновременно со снижением рождаемости быстрыми темпами растет смертность. Ее размеры - 12 человек на 1000 жителей - уже превысили показатели рождаемости. По уровню смертности наш край - лидер среди краев и областей Дальнего Востока.
Снижение рождаемости и быстрый рост смертности резко сократили естественный прирост населения. В 1991 году он составил только 7,7 тыс. чел. или 3,1 человека на 1000 жителей. В следующем, 1992 году, численность приморцев за счет естественного прироста увеличилась только на 900 чел., а с 1993 года началась естественная убыль населения.

МИГРАЦИЯ

Традиционным источником роста населения в Приморье всегда была миграция. В 70-е годы на нее приходилось от 30 до 35% общего роста числа жителей края. Сейчас и в этом процессе наступил перелом: снижаются потоки мигрантов, изменяется направление их движения, В результате из источника роста населения миграция становится фактором его уменьшения (табл.2). Впервые отрицательное сальдо миграции в Приморье было зафиксировано в 1991 году - в отдельных городах и районах края: Владивостоке, Большом Камне, Дальнегорске, в Лазовском, Хасанском, Шкотовском и Партизанском районах. В целом же по Приморью миграционный прирост населения оставался положительным. А в 1992 году увеличилась разница между прибывающими и выбывающими в пользу выбывающих. Негативные тенденции в миграционном движении в значительной степени определяются широким распространением так называемых возвратных миграций - отъездом в свои районы жителей, когда-то приехавших оттуда. На них в последние годы приходится около половины общей численности отъезжающих. В возвратных миграциях наиболее активно участвуют украинцы, белорусы, латыши, литовцы, армяне, казахи, татары и мордва. Основным мотивом выезда из Приморья людей этих национальностей является желание восстановить связи со своей этнической родиной и быть поближе к родственникам. Особенно такой тип миграции усилился после распада СССР и образования новых государств из бывших союзных республик. Среди мотивов, способствующих росту обратных миграций русского населения, чаще других встречаются: дороговизна и плохие социально-экономические условия жизни, низкая оплата и неудовлетворительные условия труда, отсутствие нормального жилья. Наряду с ростом обратных миграций в крае - практически повсеместно - сокращается и объем прямых миграций. При этом ослабление государственного регулирования миграционных потоков ведет к тому, что основная часть переселенцев приезжает в Приморье стихийно. В общей численности прибывающего населения преобладают беженцы из районов военных действий, а также вынужденные переселенцы из бывших республик СССР, ставших независимыми государствами. На 1.01.1994 г. численность вновь прибывших лиц этой категории достигла 1785 человек (712 семей). Это почти в 3 раза больше, чем в начале 1993 г. Большая часть беженцев и вынужденных переселенцев находится в крайне тяжелом моральном и материальном положении. Многие из них рассматривают Приморье как временное пристанище. Важными поставщиками переселенцев в край стали также районы Крайнего Севера. Они дают 20% новоселов, но, как и беженцы, северяне редко связывают свое будущее с жизнью в Приморье. Миграционное движение населения в крае крайне неравномерно. Среди городов наиболее значительный отток населения наблюдается из гг.Дальнереченска и Большого Камня, среди районов - из Ольгинского, Хасанского, Лазовского и Яковлевского. В то же время в некоторых городах и районах миграционные движение все еще способствует росту населения. Это - Партизанск, Уссурийск, Спасский, Михайловский и другие районы. Внутрикраевая миграция в последние годы также сильно изменилась. Еще совсем недавно приморские села теряли наиболее активную часть своего населения за счет переезда молодежи в город. Сейчас все больше горожан становятся сельскими жителями (табл.3).


Этапы заселения Приморского края: Ученые считают, что первыми жителями Приморья были палеоазиатские и тунгусо-маньчжурские народы, появившиеся здесь 5 -6 тысяч лет назад. Потомки этих народов живут на территории края, других районов Дальнего Востока и сейчас. Это – нанайцы, удэгейцы, орочи, ороки, ульчи, эвены, эвенки, негидальцы. Некоторые из палеоазиатских народов продвинулись в северные районы Дальнего Востока и занимают обширные площади в Хабаровском крае, Камчатской, Сахалинской и Магаданской областях.

В свое время эти народы умели пользоваться медью и железом, знали скотоводство и земледелие, строили жилища и морские суда, устанавливали связи с Китаем, Японией, Кореей и Монголией. Ими были созданы государство Бохай, просуществовавшее с 698 по 926 год н. э., а также империя Чжурчжэней (Золотая Империя), которая в 1115-1234 гг. занимала не только юг Дальнего Востока, но и смежные районы Маньчжурии и Кореи.

Полчища Чингисхана в начале XIII века уничтожили чжурчжэньские города и порты, флот и крепости, убили или увели в рабство большую часть населения. Остатки чжурчжэней скрылись от монголов в лесах и долинах рек, занимая дикие необжитые территории. Постепенно они забыли прежние навыки труда и стали заниматься сбором даров природы – ягод, орехов, кореньев, съедобных трав, ловлей рыбы, охотой на зверей.

В начале XVII века, когда русские землепроходцы впервые появились на этих землях, коренные народы Дальнего Востока находились на стадии разложения первобытнообщинного строя.

Освоение южных районов Дальнего Востока русскими приняло необратимый характер лишь после заключения Айгунского и Пекинского договоров между Россией и Китаем.

Общие сведения

Удэгейцы

Современный ареал расселения и численность

Всего: 1500

Россия: 1 453 (Всероссийская перепись 2010 г.)

·Приморский край: 784(2010)

·Хабаровский край: 609(2010)

·Камчатский край: 3(2010)

·Сахалинская область: 2(2010)

Украина:

42 (перепись 2001)

Язык

удэгейский,русский

Религия

шаманизм

Расовый тип

байкальский

Родственные народы

Маньчжуры

Нанайцы

Ульчи

Эвенки

Эвены

УДЭГ‘ЕЙЦЫ , удээ, удэхэ, удихэ (самоназвание), народ в России, одна из многочисленных народностей Севера, коренные жители Дальнего Востока России, антропологически относятся к байкальскому типу североазиатской малой расы монголоидов (численность 1902 человек). Общая численность около 2000 человек. По данным Переписи населения 2002 года численность удэгейцев, проживающих на территории России, составляет 2 тысячи человек, по данным переписи 2010г. – 1 тыс. 496 человек.

Территория компактного проживания удэгейцев издавна находится на северо-востоке Приморского края и юго-востоке Хабаровского края (в районах Нанайском, Хабаровском, имени Лазо, Пожарском, Красноармейском, Тернейском и др.), в основном, в горах и предгорьях Сихотэ-Алиня или у правых притоков Уссури и Амура.

Говорят на удэгейском языке, относящимся к амурской группе тунгусо-маньчжурским языков, наиболее схож с орочским, количество носителей уменьшается с каждым годом. Язык бесписьменный. Преобладают традиционные верования – анимизм, шаманизм.

На протяжении своей истории удэге контактировали с нанайцами и эвенками, наиболее тесные связи были с орочами. До конца XIX века русские исследователи удэгейцев и орочей не разделяли, а считали одним народом. До прихода русских удэгейцы не знали письменности, основной религией был шаманизм и анимизм, а главными занятиями – охота (главным образом на изюбра и лося), рыболовство (на крупных реках) и собирательство (в основном, женьшеня).

В этногенезе северных групп Удэгейцев прослеживаются отдельные палеоазиатские элементы, у южных Удэгейцев – древнекорейские, бохайские, тюркские, тунгусские, маньчжурские. В 1860-х годах началось освоение Уссурийского края русскими; взаимодействие с новопоселенцами оказало влияние на экономику, культуру Удэгейцев.

До настоящего времени Удэгейцы не консолидировались в единую этническую общность. Несмотря на государственную политику по сселению, укрупнению селений, хозяйств и т.п., Удэгейцы не прекращали (за редким исключением) жить по тем же рекам, на огромных расстояниях друг от друга, где обитали и в прошлом. В 1960-70-х годах продолжали существовать анюйская, хорская, самаргинская, бикинская, тернейская и другие этнографические группы Удэгейцев. В «Цзинь ши» («Истории империи Цзинь», составленной в 1345 году) говорится, что на крайнем северо-востоке империи Цзинь обитали «дикие люди удэгай». Это первое известное упоминание об удэге..

До прихода русских удэгейцы не знали письменности, основной религией был шаманизм и анимизм, выраженные в вере в родство людей с медведем и уссурийским тигром, а главными занятиями – охота (главным образом на изюбра и лося), рыболовство (на крупных реках) и собирательство (в основном, женьшеня). Также существовал Обряд воздушного погребения.

Русские принесли письменность (русскую, первый алфавит на удэгейском языке был составлен лишь 1930-е гг), большое внимание уделялось обращению удэгейцев в христианство. Лишь в отдалённых районах сохранился шаманизм в чистом его виде. Однако, большинство удэгейцев, за исключением вождей и шаманов, продолжало жить в бедности, работая на русских промышленников. Лишь октябрьские события 1917 года повысили грамотность и благосостояние всех народов Севера, а удэгейцы стали полноправными гражданами страны.

Традиционное хозяйство

Традиционное хозяйство удэгейцев основывалось на охоте и рыболовстве, причем последнее было второстепенным, особенно у обитателей верховьев реки Уссури,
где чаще добывали оленьи панты и женьшень.


Промысловые орудия Удэгейцев носили индивидуальный характер: пушного зверя добывали в основном ловушками; самострелами пользовались также для добычи крупных животных. Их также били копьями, приманивая звуками берестяной трубы. Лук со стрелами (хотя огнестрельное оружие было известно в 19 веке) оставался "универсальным" оружием и в 20 веке. Различные остроги, удочки, крюки, небольшие сети – орудия индивидуального лова преобладали в рыболовстве. Только в приморских районах строили ловушки на лососёвых; здесь же был известен подлёдный рыболовный промысел.

У Удэгейцев существовало разделение труда: мужчины занимались различными промыслами, строили жилье, мастерили лодки, нарты, лыжи, ловушки для зверей, домашнюю утварь из бересты, дерева или лозы, то женщины готовили пищу, сохраняли на длительный срок мясо и рыбу, выделывали шкуры и кожи, шили из них одежду и обувь,

Селения Удэгейцев были малочисленными и разбросанными на десятки километров одно от другого. Селение являлось территориально-соседской общиной. По данным 1897, в каждом селении жили семьи различной родовой принадлежности, которая строго учитывалась при заключении браков. Члены каждого рода жили диасперсно – одни и те же роды расселялись в разных территориальных группах.


В районах расселения Удэгейцев пользовались разнообразными зимними жилищами: от срубных полуземлянок с двускатной крышей и кановым отоплением до трёхкамерных двускатных шалашей с двумя-тремя очагами. Летние жилища имели большее разнообразие: четырёхугольные домики, конические чумообразные, двускатные.

В пище жителей притоков Амура и у приморских Удэгейцев преобладала рыба, у обитателей притоков Уссури – мясо. Удэгейцы употребляли много рыбьего жира.

Высокая мода по-удэгейски

Женщины удэге слыли среди соседних народов искусными рукодельницами. Вот как привлекательно изображены у Арсеньева нахтохуские удэгейцы: «Цвет их кожи можно назвать оливковым, со слабым оттенком желтизны. Летом они так сильно загорают, что становятся похожими на краснокожих индейцев. Впечатление это еще более усугубляется пестротой их костюмов. Длинные, прямые, черные как смоль волосы, заплетенные в две коротких косы, сложены вдвое и туго перетянуты красными шнурами. Косы носятся на груди, около плеч. Чтобы они не мешали, когда человек нагибается, сзади, ниже затылка, они соединены перемычкой, украшенной бисером и ракушками. Одежда их состоит из трех кафтанов: двух нижних, матерчатых, и одного верхнего, сшитого из тонкой изюбровой кожи, выделанной под замшу.

Рубашки застегиваются у правого плеча и сбоку, как поддевки, и надеваются с напуском вокруг талии. Рукава около кистей стягиваются особыми нарукавниками. Затем принадлежностями костюма являются короткие штаны и наколенники, привязываемые ремешками к поясу. Головной убор включает в себя белый капюшон, спускающийся на спину и плечи, и маленькую шапочку, на которой в стоячем положении
прикрепле н беличий хвост и несколько красных шнурков с кисточками. Весь костюм, от головы до ступней ног, спереди и сзади, обшит цветными полосами и обильно украшен красным орнаментом, изображающим спиральные круги, стилизованных рыб, птиц и животных.

Каждый мужчина и даже мальчики носят у пояса два ножа: один – обыкновенный охотничий, а другой – маленький кривой, им они владеют очень искусно, ведь он заменяет им шило, струг, буравчик, долото и все прочие инструменты»

Женская и мужская одежда Удэгейцев в общих чертах была сходна: тканевый халат покроя кимоно с застёжкой на правом боку, употреблялись халаты из ры бьей кожи. Под халатом – штаны с ноговицами, у женщин – длинные нагрудники эвенкийского типа, расшитые бисером, с металлическими подвесками. Праздничная мужская и женская одежда украшалась орнамент ом.

Обувь короткая с отдельной головкой амурского типа и эвенк ийского в ви де сапожка.
Праздничная обувь.

Поселись там, где поют: кто поет, тот худо не думает

Эта старинная пословица, наверно, точно характеризует удэгейцев, главной чертой общественного устройства которых является взаимовыручка. Их современная музыка представлена несколькими локальными стилями: иманским – район реки Большая Уссурка (Иман), пос. Санчихеза; бикинским – река Бикин, поселок Красный Яр; хорским – бассейн реки Хор, село Гвасюги; анюйским – река Анюй, Арсеньево; самаргинским – река Самарга, поселок Агзу. В интонационном отношении она заметно отличается от музыки соседних народов – нанайцев, ульчей, орочей, хотя и включает

родственные напевы и жанры. Все мелодии удэгейцы называют «дзага», что обозначает форму звукового поведения, которая реализуется в жанрах песенной лирики, сказаниях с песенными вставками, шаманских импровизациях, наигрышах на музыкальных инструментах и звукоподражаниях зверям и птицам.

У всего живого есть своя мелодия

Свои дзага имеют люди, животные, духи, ритуальные предметы, инструменты. Песенная лирика обозначается общим термином «йэхэй», при этом каждая группа удэгейцев обладает своей отличительной системой напевов. Вставки в сказаниях у самаргинских, анюйских и хорских удэгейцев называются «яваний», у иманских и бикинских – «янгку» (или «яйти»). Эти напевы являются «прямой речью» героев, их характеристикой, а также олицетворяют магическое действие: шаманское камлание, перемещение в иной мир, демонстрацию силы перед соперником, предсказание будущих событий. Музыкальные фрагменты исполняются по-разному: возгласным речитативом, ритмизованным скандированием или говорением. Особое значение во вставных мелодиях имеют припевные слова, повторяемые в конце каждой строки. Они – своеобразная энциклопедия исторических мелодий, сложившихся на различных этапах истории удэгейцев. Так, напевы «яй» (ей, янгку, яйти) исполняются как бы голосом духа, вселившегося в шамана. При этом практикуются специфические способы звуковоспроизведения, основанные на «клокотании в горле», гудении с подключением носового резонатора – так называемый «замогильный голос». Интонационная сторона «яй» зависит от состояния шамана: композиция должна содержать не только напевы, сопровождаемые звучанием бубна (унгту) и трубчатых конусных погремушек на поясе (янгпа), но и выкрики, стоны, шумные вдохи, шипение, звукоподражание. Некоторые сопровождения и называются «хаундэ» – песня сумасшедшего. Они основываются на многократном повторении мелодии с постепенным эмоциональным и динамичным нарастанием. По традиции, шаманское действо предваряется гонгой или такун-такун – игрой на ритуальных инструментах, в которой принимают участие все желающие. В звуковой арсенал удэгейцев входят не только музыкальные инструменты, но и охотничьи манки, детские игрушки и обрядовые атрибуты.

Религиозные верования

существенно различались у Удэгейцев разных территориальных групп. У приморских и амурских Удэгейцев среди духов-хозяев значительное место занимали духи воды – касатка (ей приносили жертвы), дух-хозяин рыб, хозяйка лососевых Мамаса давани и др. Повсеместное распространение имело почитание Буа – духа-хозяина вселенной; духа тайги, гор Онку. Удэгейцы почитали тигра, молились его следу. Добыв медведя, непременно устраивали всеобщую трапезу, во время которой соблюдалось множество табу. Множеством запретов сопровождался культ духа огня Пудя. Духу-хозяину гор, тайги приносили жертвы в горах, на перевалах. Покровительнице охоты Сангия мама устраивали жертвенник у дерева близ селения; в жертву приносились кусочки рыбы, жгли багульник.


Шаманизм играл большую роль в жизни Удэгейцев. С деятельностью шамана были связаны различные ритуальные предметы: множество зооморфных и антропоморфных изображений, фигурок духов у самого шамана и у других лиц, которым он шаманил. Помимо шаманского бубна Удэгейцы пользовались круглыми погремушками с рукоятями, однострунными скрипками, флейтами – дудочками, варганами – металлическими и деревянными. Танцевали Удэгейцы по большей части во время шаманских камланий. Богат фольклор Удэгейцев: мифы и сказки, исторические предания, загадки, пословицы, поговорки.

Среди прикладных искусств: вышивка, мозаика, аппликация (одежды, обуви, головных уборов и др.), резьба, тиснение, раскраска и др.

Наконец, старики, женщины и дети из враждебного рода считались неприкосновенными. По этой причине именно из них обороняющаяся сторона формировала стражу. Вооруженные палками «стражники» обходили стойбище, и если замечали врагов, а узнать их было легко по специально надетым наизнанку праздничным халатам, то били незваных гостей палками по спине. Нападавшие в этом случае не имели права оказывать сопротивление и немедленно отступали. Вероятно, именно такие способы «выяснения отношений» спасли небольшой удэгейский народ от самоуничтожения, что, к сожалению, нередко происходило с другими древними племенами.

Настоящее время

На 2002 год насчитывалось 1657 человек, указавших национальность «удэгеец», однако, большое количество лиц удэгейского происхождения живут в городах и посёлках городского типа и полностью ассимилировались с русским большинством, что привело к резкому уменьшению носителей родного языка. Лишь около 400 человек в 2002 году признало удэгейский язык родным, преимущественно люди старшего поколения.

Одна из главных проблем удэгейцев в местах традиционного их проживания – алкоголизм, весьма распространённый среди жителей. Другая проблема – заготовка леса крупными компаниями на их территориях, что в 1990-е гг не раз приводило к конфликтам.

Удэгейцы относятся к коренным народам Севера, хотя северная граница их традиционного проживания находится на широте Киева, а лето на большей части территории теплее московского.

Известная группа «Мумий Тролль» назвала свой альбом начала 2007 года «Амба», что по-удэгейски означает «Амурский тигр».

Удэгеец Пётр Батанеевич Суляндзига стал первым в истории коренных народов Севера учёным-математиком.

Заключение

Основной акцент в государственной культурной политике сделан на развитии массовой коммерческой культуры, которая рассматривается как необходимый компонент демократического общественного устройства и рыночной экономики, основа гражданского общества и правового государства. Однако это, к сожалению, не уравновешивается должными усилиями, направленными на недопущение деградации духовной жизни и культурной среды, на поддержку развития национальных культур. Проблемы решаются в рамках Федеральных программ, разрабатываемых Министерством культуры РФ. Среди них можно выделить такие программы как: "Сохранение и развитие национальных культур народов России, межнационального культурного сотрудничества", "Возрождение и развитие традиционной художественной культуры, поддержка самодеятельного художественного творчества и культурно- досуговой деятельности" и некоторые другие. Однако в силу ряда причин, и, прежде всего, экономического характера, эффективность реализации данных программ пока довольно низкая. Сами программы проработаны недостаточно, они лишь обозначают общие приоритеты и направления деятельности в сфере культуры, слабо учитывают специфику конкретных регионов и конечно не решают в полной мере острейшую проблему финансирования национальных культур. Еще более усугубляет финансовое положение национальных культур перевод обязанностей по их развитию на уровень субъектов Федерации, который закреплен Федеральным законом N184 - ФЗ от 6.10.1999г. (ред. 27.05.2005г.).

История страны складывается из истории малых городов, сёл, из истории людей, живущих в них. И понятно, что нельзя познать историю своего государства, не зная прошлого и настоящего своей маленькой родины, земли, где родился и вырос. И тем более понятен интерес к истории своего края, когда живут в нём люди, прославляющие свой край трудом.

Коренными народами Дальнего Востока, живущими в нашем крае был сделан значительный вклад в развитие экономики и в культурный облик района. Они сохранили свою самобытность и культуру спустя столетия.

Литература

1. Жизнь удэгейцев // Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре.

2. История и культура удэгейцев, Москва, 1989.
3. История и традиции удэгейцев // Страна тысячи народностей.
4. Ларькин В. Г., Удэгейцы, Владивосток, 1958.
5. Лесные люди Удэгейцы // Академик.
6. Народы Сибири (очерки).// АН СССР, ИЭ им. Н.Н М-М., М.-Л.,1956.
7. Страна Удэге // Лучегорск. Пожарский район.
8. Удэгейцы // Лица России.

Приморский край образован 20 октября 1938 г. Территория края составляет 165.9 тыс. кв. км (леса -78.5%; воды - 2.6%; сельхозугодия - 9.9%;- прочие - 9.0%) и включает в себя 10 городов, 2 закрытых административно-территориальных образования, 24 района, 31 поселок городского типа, 615 сельских населенных пунктов (данные по состоянию на 01.01.05 г.).

Численность постоянного населения края – 2035.8 тыс. чел . (мужское – 980.4 тыс. чел., женское – 1055.4 тыс. чел.), в т.ч. городское – 1534.0, сельское – 501.8 (01.01.05 г.). По последним данным на 01.01.2006 г. – население Приморского края составляет 2019 тыс. чел .

Плотность населения – 12.3 чел . на 1 кв. км

Край расположен на юго-восточной части российского Дальнего Востока. На западе край граничит с Китайской Народной республикой, на юго-западе – с Корейской Народно-Демократической Республикой, на севере – с Хабаровским краем. Восточной и южной границами является Японское море. Граница с КНР занимает 1162 км.

Административный центр –
г. Владивосток, основан в 1860 г., население - 610,2 тыс. чел.

Население городов Приморского края:

г. Арсеньев - основан в 1902 г., население - 60.6 тыс. чел.
г. Артем
– основан в 1924 г., население – 111.5 тыс. чел.
г. Дальнегорск
– основан в 1889 г., население – 49.4 тыс. чел
г. Дальнереченск
– основан в 1894 г., население – 33.6 тыс. чел.
г. Лесозаводск
– основан в 1894 г., население - 42.2 тыс. чел.
г. Находка
– основан в 1950 г., население – 174.6 тыс. чел.
г. Партизанск
– основан в 1896 г., население – 51.5 тыс. чел.
г. Спасск-Дальний
– основан в 1885 г., население – 47.8 тыс. чел.
г. Уссурийск
– основан в 1866 г., население – 156.0 тыс. чел.

На территории Приморского края проживает более 120 национальностей, наиболее многочисленные из них:

русские – 1861808
украинцы – 94058
корейцы – 17899
татары – 14549
белорусы – 11627
армяне – 5641
азербайджанцы – 4411
мордва – 4307
китайцы – 3840
немцы- 3578
чуваши – 3287
молдаване – 2288
башкиры – 2101
узбеки – 1634
казахи – 1296
марийцы – 1151
удмурты – 1130
поляки – 1060
евреи – 1059

Коренное население Приморского края представляют нанайцы, удэгейцы, орочи, тазы и др. Наибольшая численность – удэгейцы – 918 чел, нанайцы – 417 чел., тазы – 256 чел. Основными компактными местами проживания коренных малочисленных народов являются Красноармейский, Лазовский, Ольгинский, Пожарский и Тернейский районы.

В Приморском крае официально зарегистрированы 7 национально – культурных автономий: 3 корейских, 2 украинских, 1 немецкая, 1 еврейская.

Общеэкономические характеристики территории

Приморский край является промышленно-сельскохозяйственным регионом.

Основные отрасли промышленности:

рыбная
горнорудная
машиностроение и металлообработка
пищевая
топливно-энергетическая
деревообрабатывающая
торговля
строительство

Основная отрасль сельского хозяйства: растениеводство – выращиваются соя, гречиха, рис, картофель; животноводство – разводится крупный рогатый скот, птицеводство, свиноводство.

Территория Приморского края является дотационной. Объем дотаций из федерального бюджета на 2006 г. предусмотрен в размере 8 млрд. 409 млн. рублей. Работает Целевая программа поддержки Приморского края “Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. и до 2010 года”.

Среднедушевой денежный доход на одного жителя Приморского края равен 8280 руб., среднемесячная начисленная заработная плата составляет 10530 руб. (по данным на 01.10.06 г.).