Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Кеты языковая семья. Органы управление и самоуправление. Современные проблемы окружающей среды

Кеты языковая семья. Органы управление и самоуправление. Современные проблемы окружающей среды

КЕТЫ (самоназвание - кет, кето - человек, множественное число денг - народ; устаревший - остяки, енисейские остяки, енисейцы, азиатцы), народ в России. Живут по среднему и нижнему Енисею (посёлки Ворогово, Сумароково, Бахта, Верхнеимбатск, Канготово, Верещагино, Бакланиха, Туруханск, Горошиха) и его притокам - рекам Елогуй (с центром в посёлок Келлог), Турухан (пос. Фарково), Курейка (посёлки Серково и Мундуйка на озере Мундуйское), в низовьях реки Сургутиха (пос. Сургутиха) в Туруханском районе Красноярского края; река Подкаменная Тунгуска (посёлки Суломай, Байкит и Полигус) на юго-востоке Эвенкийского района (до 2007 - автономный округ), а также в Енисейском (пос. Ярцево) и Игарском районах Красноярского края. К кетам иногда ошибочно причисляли кетских (по реке Кеть) и сымских (по реке Сым) селькупов. Численность 1,5 тысячи человек, в том числе в Красноярском крае 1,2 тысячи человек, Эвенкийском районе 211 человек (2002, перепись); около половины живут в городах (Красноярск, Енисейск, Игарка, Норильск, Светлогорск и др.). Говорят в основном по-русски, часть сохраняет кетский язык. Официально с 17 века были православными, с конца 20 века распространяется протестантство.

Кеты - самый северный из народов, говоривших на енисейских языках. Их раннюю историю связывают с культурами бронзового века (2-е тысячелетие до нашей эры) горно-таёжной зоны в междуречье верховьев Оби и Енисея (в том числе с комплексом Самусь 4 - смотри в статье Самусьская культура). В начале нашей эры входили в зону гуннского и тюркского влияния. Предки собственно кетов жили в основном в Кузнецко-Минусинской котловине. Возможны их контакты с тюрками и южными самодийцами. В период тюркской экспансии (9-13 века) кеты продвинулись из Саяно-Алтая по Иртышу через Обь в Васюганье, на Тым, Сым, в верховья Елогуя; по Томи - через Обь и Кеть в левобережье Енисея. Остальные енисейскоязычные группы к середине 19 века вошли в состав хакасов, тувинцев, шорцев, северных алтайцев.

Контакты с русскими с начала 17 века. Кеты проживали в Мангазейском (северные, или инбатские, кеты, включавшие группы: инбаки - в низовьях рек Верхний Имбак и Елогуй; богденцы - в низовьях реки Бахта; земшаки - в низовьях Подкаменной Тунгуски) и Енисейском (южные кеты: закаменные остяки - по рекам Дубчес и Сым; дюканы, или юги, - в низовьях рек Сым и Кае; кузнецкие кеты - в районе Енисейского острога, современный Енисейск, и др.) уездах. В 18 веке мигрировали вниз по Енисею до рек Турухан и Курейка, образовались смешанные (в том числе кетско-селькупские) территориальные группы: шайхинская (подкаменнотунгусская), бахтинская, елогуйская, фиганская, кангатовская, нижнеинбатская, туруханская, курейская. Термин «кеты» утвердился с 1920-х годах. По переписи 1926 года насчитывали 1,4 тысяч человек. В середине 20 века возникли национальные посёлки: Суломай, Келлог, Сургутиха, Пакулиха, Серково.

Традиционная культура типична для народов таёжной зоны Западной Сибири (смотри раздел Народы и языки в томе «Россия»). Занимались рыболовством, охотой и собирательством; с приходом русских основным занятием стал пушной, у кетов, живших по реке Курейка, - рыболовный промысел. Кетские (так называемые остяцкие) сложные луки (кыт) были предметом обмена по всему Енисейскому Северу; огнестрельное оружие появилось в 19 веке. Каждая патронимия имела свои охотничьи угодья («дорога», или канг). Осенью и до середины зимы жили в землянках (бангусь). В январе мужчины охотились в тайге («малая ходьба»), середину зимы пережидали в стойбище. В январе всей семьёй покидали стойбище и охотились, двигаясь по «дороге» («большая ходьба»), летом объединялись в стойбища на рыболовных угодьях по рекам, охотились на водоплавающую дичь. Жилищем во время зимнего охотничьего и летнего рыболовного промыслов служил чум (кусь); жерди кетского чума на высоте около 1,5 м скреплялись обручем (теп), опорные шесты соединялись с помощью развилки. Лыжи (асьленг), подшитые камусом, эвенкийского типа. Охотники использовали ручную нарту (суль) и волокушу из лосиной шкуры. Держали небольшое количество оленей (более всего оленеводство было развито у левобережных и курейских кетов; у подкаменнотунгусских кетов, напротив, отсутствовало). Летом олени свободно паслись в тайге. У ненцев и энцев переняли нарты, у эвенков - верховую езду. Существует гипотеза о саянских корнях оленеводства у кетов. По рекам передвигались на долблёных (ветка, дыльти), дощатых и крытых (илимка, асель) лодках, которые тянули, идя по берегу, люди и собаки. Нижняя одежда - рубаха (сойат) с прямыми поликами, ластовицами, вшивными рукавами с манжетами, прямым разрезом и стоячим воротником; у женских рубах длинный, слегка присборенный подол из ткани другой расцветки (с конца 19 века женская рубаха носилась как платье) и штаны (аленг). Верхняя одежда енисейского типа (с боковыми сгибами, швами на плечах, вшивными рукавами и запахом налево): зимняя - меховая парка (кат), летняя - из сукна (котлям) и ровдуги (хэлтам) или стёганая на меховой подкладке (бесям). Названия деталей кетской одежды и особенности покроя сближают её с одеждой скотоводов-кочевников (качинцы, тувинцы). Женщины подпоясывались длинными (до 3 м) и широкими (до 20 см) поясами (кут) из красной или тёмно-синей ткани, обёртывая их несколько раз (сходные пояса известны у таёжных хакасов, северных алтайцев). У оленных кетов была известна также глухая одежда - малица и сокуй приуральского типа. Мужчины и девушки заплетали волосы в одну косу, в неё вплетали ровдужные полоски с тремя бусинными подвесками (думсьут), замужние женщины - в две косы, вплетая в них концы затылочного украшения (тыданг) из ровдуги, расшитой бисером и подшейным волосом оленя. Развиты резьба по дереву (характерны курительные трубки с зооморфным скульптурным чубуком), бересте, кости, роспись по дереву, коже и бересте, аппликация по ткани, вышивка оленьим волосом и бисером. Для орнамента характерен вильчатый мотив.

Потомки инбаков составляли экзогамную половину (хуготпыль) Кэнтан (с подразделением Ольгыт), потомки богденцев и земшаков - половину Богдэйгет (с подразделением Конан), объединявшие патронимии (бисьниминг). Был распространён авункулат, практиковались матрилатеральные кросскузенные браки, брачный выкуп (кит). Система терминов родства характеризуется сочетанием описательных конструкций, генерационности, линейности, генерационного скоса типа «омаха» и скользящего счёта поколений (старший брат и старшая сестра отождествляются со старшими кузенами по отцовской линии, а также с младшим братом отца и младшей сестрой отца - по-видимому, под селькупским влиянием). Сиблинги называются общим термином с добавлением показателей относительного возраста, хотя отношения по относительному возрасту не получили такого развития, как в соседних уральских и алтайских системах родства.

Кеты поклонялись верховному небесному божеству Есь; его бывшая жена Хоседам олицетворяла злое начало, была хозяйкой подземного мира. Почитали хозяина зверей Кайгусь, хозяйку родового святилища, Холай, женских духов-хранителей очага («старухи» аллэл), изображения которых в виде деревянных кукол в меховой одежде наследовались родственниками. Верили во вредоносных духов (Дотэт, Литысь, Кэлбэсам) и т.д. Покойника хоронили головой на восток, у могилы оставляли его одежду, сломанные нарты, лук, ружьё в повреждённом виде, иногда убивали его собак или оленя. Были известны воздушные погребения (шаманские), в древесных пнях (детские). По случаю охоты на медведя устраивали медвежий праздник; в образе медведя принимали явившегося к ним в гости умершего родственника. Шаманство кетов отличают развитые представления о даре (кут), передающемся среди сородичей, семикратном цикле (по три года) становления шамана. Шаманы (сенинг) во время камлания принимали образ оленя, стрекозы, медведя и др., надевали особую парку, нагрудник и железный головной убор (у шамана-оленя - с рогами), использовали бубен (хась) саяноенисейского варианта южносибирского типа и посох (тауксь). Сохранялась память о легендарном (первом, великом) шамане Доге. Существовали также враждебные шаманам прорицатели и знахари (бангос), чаще женщины.

Устное творчество включало мифы и тексты мифологического происхождения, героические и исторические предания, сказки (фантастические, бытовые, о животных и т.д.), рассказы и легенды, загадки. Мифоэпическая традиция (аськет) представлена поющимися либо чередующими речь и пение повествованиями (в том числе о человеке-птице Пикуля; у курейских кетов сюжет «Пикуля» существовал также в виде детской сказки и колыбельной). Известны мифы о сотворении мира, эпического сказания о трёх братьях - Бальнэ, Белегэне и Торэте. Для шаманской традиции характерны: личные песни шамана; непременно участвовавший в камланиях помощник шамана вторил ему во время призывания духов, за которыми были закреплены индивидуальные мелодии. Для шаманских напевов-формул обычны 3-5-ступенные узкообъёмные звукоряды, ангемитонная пентатоника, сочетание разных типов интонирования, тембровые контрасты. Шаманы могли выступать также в качестве сказителей. Основу песенной традиции (иль) составляют личные песни (у одного человека их могло быть до 6 и более), основанные на 4-ступенном диатоническом звукоряде с субквартой, полной и неполной ангемитонной пентатонике, различных 7-ступенных звукорядах. Для приветственного пения характерны начальный возглас и непрерывное глиссандирование, возможна также специфическая высотная и громкостная вибрация. Инструментальная музыка представлена главным образом наигрышами на пластинчатом варгане. В прошлом были известны музыкальный лук и смычковый лютневидный инструмент. Сказки [о животных, о Хозяине зверей Кайгусе, магические сказки (усесь аськет) и др.] можно было рассказывать только по окончании осенней охоты, в середине зимы.

Современные кеты занимаются в основном пушной охотой, огородничеством и рыболовством; сформировалась интеллигенция. Предпринимаются попытки по сохранению

традиционной культуры. С 1995 года существует Ассоциация коренных малочисленных народов Туруханского севера, этнокультурный центр с музеем в Туруханске, с 2004 - Красноярская региональная общественная организация коренных малочисленных народов Севера «Ассоциация кетов».

Лит.: Долгих Б. О. Кеты. Иркутск, 1934; Алексеенко Е. А. Кеты (историко-этнографические очерки). Л., 1967; Кетский сборник. М., 1969. Вып. 2: Мифология, этнография, тексты; Айзенштадт А. У кетов и селькупов // Музыка Сибири и Дальнего Востока. М., 1982. Вып. 1; Кетский сборник. Антропология, этнография, мифология, лингвистика. Л., 1982; Николаев Р. В. Фольклор и вопросы этнической истории кетов. Красноярск, 1985; Дорожкова Т. Ю. Кеты и селькупы // Музыкальная культура Сибири. Новосиб., 1997. Т. 1. Кн. 1; Кривоногов В. П. Кеты на пороге III тысячелетия. Красноярск, 1998; Мифы, предания, сказки кетов / Сост., предисл. и прим. Е. А. Алексеенко. М., 2001; Народы Западной Сибири. М., 2005.

Е. А. Алексеенко; Г. В. Дзибель (система терминов родства), Н. М. Кондратьева (устное творчество).

Александр Владимирович Дорожкин (1958 г.р.),
пос. Сургутиха (у протоки по левому берегу Енисея, близ 64
° с.ш.) ,
лето 2005 г. Фото НИВЦ МГУ.lingsib.unesco.ru

Нина Харлампьевна Тыганова (Бальдина) (1928 г.р.),
пос. Келлог (100 км к З от Енисея, ок. 63
° с.ш.) ,
лето 2005 г. Фото НИВЦ МГУ. lingsib.unesco.ru

Мария Бальдина с дочерью Миланой.
Поселок Келлог, Туруханский р­н, Красноярский край,

лето 2003 г. Фото Андрея Рудакова. agency.photographer.ru

Жительница поселка Сургутиха ,
лето 2001 г. Фото Алексея Воеводина (Красноярск).
Photosight.ru

Ареал

Кеты живут вдоль Енисея, примерно от 61° с.ш. до полярного круга. Вдоль Енисея - не значит по Енисею. На самой великой реке кетов, жизнь которых издавна базировалась на енисейском рыболовстве, теперь совсем немного. С «магистральной» реки их три века назад начала вытеснять русская колонизация, конкурируя за биоресурсы Енисея. Те кеты, кто остался жить на енисейских берегах, ныне очень сильно обрусели. «Настоящие» кеты живут в поселках, стоящих в основном в стороне от самого Енисея: в низовьях его притоков.

Природная среда кетов. Правобережье Енисея. Река Мадуйка.
Район пересечения Енисеем Северного полярного круга
.
Фото kureika-foto.narod.ru

Большая часть кетов России живет на территории Туруханского р-на Красноярского края. Главный кетский поселок - Келлог (более 200 кетов). Есть кеты в пос. Мадуйка, Горошиха, Бакланиха, Сургутиха, Верещагино, Верхнеимбатск, Бахта. В начале 90-х годов несколько десятков кетов переехало в районный центр Туруханск (при впадении Нижней Тунгуски в Енисей) и в крупный поселок на юге Туруханского района - Бор (близ впадения Подкаменной Тунгуски в Енисей).

Мадуйка - одно из самых северных мест обитания кетов, чуть севернее полярного круга, в 50 км к В от Енисея . На самом Енисее примерно на этой широте, и по сибирским масштабам недалеко отсюда, - знаменитая Курейка, место, где в 1914-1916 гг. в ссылке был И.В.Сталин.
Фото kureika-foto.narod.ru

Единственный поселок с компактно проживающим кетским населением за пределами Туруханского р-на - это Суломай, расположенный на территории Эвенкийского р-на на Подкаменной Тунгуске.

Часть кетов живет в Красноярске.

Большинство населения кеты составляют только в пос. Келлог, Мадуйка и Суломай. Это «настоящие» кетские поселки.

Слово происходит от кет - человек. Название «кеты» утвердилось в русском языке с 20-х годов ХХ в. До этого кеты были известны под наименованиями «енисейские остяки », «енисейцы».

Фритьоф Нансен, путешествовавший по Енисею в 1913 г., в середине сентября в русском поселке Сумароково отметил массу «остяков» (кетов) с традиционными, крытыми берестой, лодками-илимками. Туземцы запасались здесь продуктами и снаряжением, готовясь к зимнему промысловому сезону.

Сами современные кеты чаще именуют себя кето , решая тем самым и проблему образования этнонима женского рода. Этнографические словари, однако, слово кето трактуют как «местную неправильную».

Язык

Кетский язык - изолированный. Он не родствен ни одному языку соседних народов и, соответственно, не входит ни в одну группу языков Северной Азии. Это позволяет исследователям и фантастам строить самые разнообразные версии происхождения народа.

Ведется преподавание кетского языка в школах. Письменность - на основе русской графики. В 80-е годы созданы букварь и другие пособия на кетском. В начале 90-х годов многие учителя отнеслись к преподаванию кетского языка с большим энтузиазмом, надеясь, что школа оживит в кетских детях интерес к своей культуре и поможет сдержать процесс вытеснения кетского языка из всех сфер общения. Однако они столкнулись с суровой действительностью, и энтузиазм начал постепенно затухать. (indigenous.ru)

Реально сегодня кетским языком владеет не более 150 человек. Это почти исключительно представители старшего поколения. Дети и молодежь в подавляющем большинстве кетского языка не знают, разве что несколько слов. При этом все кеты владеют русским языком либо в качестве родного, либо в качестве второго. Среди представителей старшего поколения в енисейских поселках до сих пор распространено кетско-селькупско-русское трехъязычие, а на севере можно встретить и кетско-эвенкийско-русское трехъязычие.

Поселок Мадуйка, 130 км к ЮВ от Игарки. Север кетского ареала.
Фото kureika-foto.narod.ru

Некоторые представители среднего поколения пользуются кетским языком в разговоре со старшими родственниками и знакомыми, между собой предпочитая говорить по-русски; на кетский язык они переходят только тогда, когда хотят скрыть содержание беседы от окружающих, например от детей. Несколько лучше, чем в других местах, кетский язык сохраняется в Келлоге. Однако естественная передача языка внутри семьи от родителей к детям прервана повсеместно. Уже не первое поколение родителей, независимо от степени владения кетским языком, говорит со своими детьми исключительно по-русски. (Лаборатория автоматизированных лексикографических систем Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ им. М.В. Ломоносова)

Юноши охотнее и чаще говорят по-кетски, чем девушки, а во время охоты в лесу кеты разного возраста общаются преимущественно на родном языке.

Кетская семья. Суломай. Фото НИВЦ МГУ

В 1993 г. вышли кетско-русский и русско-кетский словари под редакцией Генриха Каспаровича Вернера, российского немца из Таганрога, в настоящее время живущего в Бонне (Германия) и являющегося ведущим специалистом по кетскому языку. В 2000 г. на кетском изданы учебники того же автора для 2-го и 3-го классов. В этом же году опубликована книга для чтения на кетском языке под редакцией Г.Х. Николаевой, в которую вошли сказки, рассказы, загадки кетов. (Л. Ю. Майорова. Санкт-Петербург )

По данным похозяйственной книги 2004 г., в Суломае проживает 226 человек. Кеты составляют около 70% жителей, остальное население - преимущественно русские (при этом в смешанных браках дети обычно записываются кетами). В качестве родного языка кетский указали 52%, при этом ответы часто сопровождались следующими ремарками: «Так вообще кетский, но говорю по-русски»; «Родным не владею, по-русски говорю»; «Я здесь вырос среди кетов и считаю себя кетом, поэтому мой родной язык - кетский». Русский язык считают родным 39% респондентов: «Больше по-русски разговариваю, хороший русский язык»... (О.А. Казакевич, И.В. Самарина и др.Кетский проект)

Кеты на Енисее и поюжнее - почти русские

Весь поселок Бор - в сплошном березовом лесу на левом берегу Енисея. А на правом берегу, тремя километрами выше, при впадении Подкаменной Тунгуски в Енисей, одноименная с рекой деревня - Подкаменная Тунгуска. Есть в Боре семнадцать семей кетов (смешанные браки). На вид - совершенно русские, и антропологически, и этнографически. Языка, конечно, не знают. «Бабушка знала» (по матери). (Иеромонах Арсений (Соколов). Дневник миссионера. 1997//missia.orthodoxy.ru)

Столица

Келлог - селение почти чисто кетское, человек около 270, на реке Елогуй, более чем в 100 км от устья. Устье Елогуя - за Верхнеимбатском. В Келлоге есть кетская школа. Завоз продуктов в Келлог сейчас раз в год, по большой воде, катерами. Воздушной связи нет вообще (раньше по четвергам летал Ми-8), только бывают из Туруханска рейсы по санвызову. Так что добраться до Келлога практически невозможно.

Через час санрейс в Келлог. Вертолет перегружен. Возьмут ли?

Вылетели из Туруханска. Полтора часа - и остановка в Верхнеимбатске. От Верхнеимбатска - 35 минут. Мы в Келлоге, «столице» кетов.

В иллюминатор было прекрасно видно, как расположен поселок. Бревенчатые дома под шиферными и железными крышами вдоль спокойной реки Елогуй, обрамленной песчаными берегами. Дети и взрослые гурьбой сбежались к делавшему посадку вертолету, большинство - кеты.

Учительница кетского языка В.И. Бондарева - метиска, наполовину кетка, наполовину русская. Ведет нас к директору школы украинке из Тернополя (муж ее был кет). Радушный прием, чай с луком и укропом.

Школа - неполная средняя. Учителей катастрофически не хватает. Из-за конфликта между приезжими учителями с Украины и местным населением первые уехали. Кроме того, само здание школы погорело, а частично было разобрано зимой на дрова. С нами прилетели четверо рабочих достраивать школу. Электричество (от местного дизеля) - несколько часов в сутки, с 18 часов, у многих телевизоры.

Вот так. Немец написал букварь кетского языка (в соавторстве с кеткой Николаевой). Чехи приезжают, изучают кетов. Также японцы. А мы, русские, что, только водку умеем продавать?

Жилища кетов в основном очень убоги. Лодки у них двух видов: старинные «ветки», вроде байдарок, и современные моторные.

Записал одну девочку на диктофон. Она спела кет­скую песню о родине. Наташа, светловолосая, с серыми глазами и вся в веснушках. Пела длинно, заунывно. Говорят, что в древности кеты были светловолосы и светлоглазы и, вообще, имели ярко выраженный европеоидный расовый тип.

Познакомились с так называемым «вождем», Михаилом Михайловичем Ириковым, внуком шамана. В поселке его все называют Мишка-шаман.

Кет Валентин (кетское имя его Пиль) предложил покататься на национальной лодке - ветке. Двулопастное весло и сама лодка-долбленка напоминают байдарку. Малоустойчивая, зато быстрая и очень маневренная.

Число 7 у кетов священное. «Доброе», как сказала Валентина Ивановна. Может быть, это связано с мифологическими представлениями о семи ступенях мироздания.

Дети от смешанных браков, как правило, по-кетски не говорят и всего кетского чуждаются. Но в паспорте записываются кетами - ради льгот. По пальцам можно пересчитать чисто кетские семьи. Хотя в школе (1-4-й классы) ведется преподавание кетского языка, все же по-кетски общаются всего процентов десять детей. Валентин-Пиль поведал, что у его родственников хранится, как он назвал, «идол», завернутый «в тряпку», который нельзя показывать.

Учительница кетского языка В.И. Бондарева с учениками.
Фото missia.orthodoxy.ru

Ходили в тайгу до Белого озера. Кругом полно грибов. Тайга на грибы, орехи, ягоды очень богата. Говорят, что на Мадуйке у кетов имеются олени, также и около Игарки. Название «Игарка» происходит от Игорка , так якобы звали некоего кета, жившего с семейством там в начале века.

Женщина кето. Фото missia.orthodoxy.ru

В настоящее время, по сведениям Валентины Ивановны, в мире около ста кетологов. Скоро будет больше, чем кетов... (Иеромонах Арсений (Соколов). Дневник миссионера.1997)

Нужны ли кетам кетологи?

В МГУ создается электронная база данных по кет­скому языку. Ее потенциальными пользователями являются лингвисты, фольклористы, этнологи, культурологи, создатели учебных пособий для вузов и школ.

Мужчины Суломая . Фото НИВЦ МГУ

Но нужна ли мультимедийная база кетам? Самое интересное, что, оказывается, нужна. Во всяком случае, такое впечатление у нас сложилось от общения с жителями Суломая. Работа лингвистов в языковой общности повышает престиж языка у большинства членов этой общности. В еще большей степени повышению интереса к этническому языку, причем и у «безъязыкой» молодежи, способствует соединение языка с новыми, «модными» технологиями - компьютером и тем более Интернетом. Даже если в поселке всего один компьютер, а ни о каком доступе в Интернет речи пока не идет, тот факт, что этнический язык представлен в Интернете, становится для молодых людей источником положительных эмоций, а таких источников в суровой жизни северных поселков не так уж много. (О.А. Казакевич, И.В. Самарина и др. Кетский проект)

Соседи

В низовьях Подкаменной Тунгуски и по нижнему течению р. Бахты проходила граница между владениями кетов и эвенков. Сохранились предания о битвах между ними. (ООПТ России)

Традиционное хозяйство

Основные виды традиционной деятельности кетов - охота и рыболовство. Основным объектом охоты была белка, реже - песец.

Низовья Подкаменной Тунгуски. Поселок Суломай. Потомки кетов, русских, а возможно, и прежних соперников - эвенков. Фото НИВЦ МГУ

Оленеводство появилось у кетов поздно, к приходу на Енисей русских их основная масса еще не имела оленей. Олени использовались исключительно в транспортных целях и обеспечивали переезды во время охотничьего промысла, основным объектом которого была белка. Во время обследования охотничье-промыслового хозяйства Туруханского р-на в 1973-1976 гг. некоторые группы кетов еще использовали оленьи упряжки для охотничьего промысла. К настоящему времени кетское оленеводство полностью исчезло. Кеты ведут оседлый образ жизни и живут среди русского населения. Различия в промысловом природопользовании между кетами и некоренным населением невелики, а уровень жизни кетских семей значительно ниже. Подсобное крестьянское хозяйство, которое является сейчас важной поддержкой для жителей таежных деревень, у кетов развито слабо.

За годы реформ произошел значительной отток некоренного населения из кетских поселков, а нарушение транспортных связей усилило их изоляцию. Это замедлило темпы ассимиляции и создало дополнительные предпосылки для формирования национального самосознания. Однако для того, чтобы они реализовались, необходимы гарантии прав коренного населения на занимаемую им территорию и ее ресурсы. (К.Б. Клоков, доктор геогр. наук, зав. лабораторией географии общества и региональной политики НИИ географии Санкт-Петербургского государственного университета//rangifer.org)

Я живу в Горошихе. В нашей семье шестеро детей. Моя мама эвенка, папа - кето. Поселок расположен на берегу Енисея, чуть южнее полярного круга. Живут всего 140 человек, из них 57 кетов - почти половина. Представителей других коренных народов немного: эвенков - четыре, селькупов - три.

У меня много родственников в Горошихе, но не все из них живут, как наши предки, в лесу. За предыдущие 50 лет почти все коренные народы были приучены жить в поселке, и даже их детей воспитывали в интернате, а не в семье. Поэтому родители не передали своим детям то, что знали матери и отцы родителей.

Некоторые из моих родственников, воспитанников интернатов, охотятся, рыбачат и постоянно живут в тайге. Родители помогают детям посылками с рыбой, иногда деньгами. Деньги в их семье могут появиться только от количества проданной пушнины, рыбы, ягод. Но детям-то нужны папа и мама, живые и обязательно рядом.

Юра Сутлин (кето) изготавливает из прутьев снасть для ловли рыбы. Поселок Келлог. 1 июля 2003. Фото Андрея Рудакова.
agency.photographer.ru

Кроме моих дядюшек, в лесу постоянно живет Тыганов Владимир Александрович. Он приезжает в поселок только за продуктами. Вот так живут в моем поселке Горошиха кеты. (Надежда Пешкина. indigenous.ru)

Рыба всегда сопуствует кетам.
Фото kureika-foto.narod.ru

Проблемы питания

Два врага кетов в Келлоге: алкоголизм и голод. Рассказывает один из жителей Бора: «Приезжаем к ним, заходим в один из домов. Сидят несколько человек с детьми. На полу - бутылка спирта и щука. Все гложут щуку и запивают спиртом». (Иеромонах Арсений (Соколов). Дневник миссионера. 1997)

17 апреля 2001 г. Сырое мясо бурого медведя стало причиной отравления 13 жителей поселка Келлог Туруханского р-на. Все пострадавшие были на вертолете доставлены в районную больницу. Все заболели после того, как съели строганину, изготовленную из замороженного мяса трех убитых в тайге в конце марта медведей. (newcanada.com)

Я родом из кетского поселка Мадуйка, в котором живет около ста человек. Дети в безработных национальных семьях недоедают, болеют, не могут поехать учиться за пределы района. (Екатерина Дибикова. indigenous.ru)

Природно-ресурсный праздник

28 мая 2005 г. по инициативе региональной Ассоциации кетов (президент Оксана Синникова) в кетской столице Келлог состоялся Праздник реки Елогуй. В мае она вскрывается, и среди кетов бытует поверье о том, что от того, как поздороваешься с рекой во время пробуждения от зимней спячки, зависит ее благоволение к своим соседям - людям.

Суломай - поселок в Эвенкии, в низовьях Подкаменной Тунгуски, практически заново построенный после того, как старый Суломай снесло ледоходом 2001 г.: льдины таранили и давили строения .
Фото НИВЦ МГУ
Самым простым решением проблемы Суломая было бы просто переселить людей в другое место. Однако Суломай - историческое поселение кето. На чужой территории, в непривычных условиях они вряд ли смогли бы выжить. Было принято компромиссное решение: Суломай попрежнему будет существовать, однако теперь расположится подальше от реки.
Суломай, повидимому, второй по численности кетов населенный пункт России, кетский Петербург (если Келлог - столица). Слово «Суломай» (по-кетски Сулемхай) означает «красная гора».

Праздник начался с приветствия небольшой речки Елогуй, которая во все времена остается кормилицей населения поселка.

Берег тонкий, как тесьма. Лодки крепкая корма.
Я бросаю в воду сети, рыба ловится сама.
В моей лодке, что ни день, чешуей блестит таймень
И сиги лежат навалом. Выбирай, кому не лень!
На обед богат улов, от восторга нету слов,
Речка Елогуй притихла, не несет крутых валов.
Ах, речка­реченька родная, ты должна меня понять.
Где найти мне сеть такую, чтоб удачушку поймать?

Во время приветствия старейшины Нина Харлампьевна Тыганова, Ульяна Прокопьевна Котусова, Клавдия Харлампьевна Бальдина (1928-1929 г.р.) «кормили» Елогуй ухой и хлебом. (Новости АКМНСС и ДВ РФ)

Связь

Закупив партию наземных станций спутниковой связи американского производства, специалисты Краснояр­ского КБ «Искра» до конца текущего года завершат телефонизацию 20 отдаленных деревень Красноярского края. Первые такие телефоны появятся в поселках Туруханского р-на Сургутиха, Бахта и Келлог, где компактно проживают представители самой немногочисленной коренной сибирской народности кето. (СибФО. 13.11.2003)

На территории бывшего, упраздняемого в 2007 г., Байкитского р-на бывшего Эвенкийского автономного округа.

Слово «остяк», применявшееся главным образом к ханты, но распространяемое иногда и на кетов, вообще говоря, несколько обидное. Происходит оно якобы от татарского уштяк - варвар, дикий. Русские переняли этот этноним от сибирских татар, не вдумываясь в его смысл. В советское время «обидные» этнонимы старались искоренить - заменить на самоназвания народов. Есть, однако, свидетельства, что некоторые кеты сами продолжают именовать себя и соплеменников остяками (остыган) .

Большинству россиян кажется естественным, что Сибирь является неотъемлемой частью нашей страны. Однако еще четыре века назад русские были чужаками на этой территории, а населяли ее коренные (кеты, ненцы, эвенки и прочие), живущие рыболовством и охотой. К сожалению, многие из них в настоящий момент находятся на грани исчезновения и уже давно утратили свои культурные традиции, язык и историю. Народ кетов относится к самым малочисленным и малоизученным коренным группам Сибири. Поэтому данному народу посвящена наша статья, проливающая свет на его жизнь и происхождение.

Кеты: кто они такие?

Кеты - народ, который проживал на территории современной Сибири еще в первом тысячелетии нашей эры. Появились они, по предположениям ученых, в результате смешения европеоидной и монголоидной рас. Антропологи долго относили их к уральскому типу, но в последнее время склоняются к версии о том, что кеты могут считаться самостоятельным енисейским типом.

Как возникло название "кеты"?

  • Курейки.
  • Пакулихи.
  • Сургутихи.

Стоит отметить, что этническими группами живут далеко не все кеты. Народ отличается некоторой замкнутостью и обособленностью, поэтому еще до прихода в Сибирь русских первооткрывателей представители племени могли жить семьями, находясь на тысячи километров от основных поселений своего народа. В настоящее время незначительная часть кетов проживает в русских деревнях Туруханского района. Обычно кеты избегают крупных городов, но известно, что несколько групп обосновались в Красноярске.

Кеты (народ): численность

К сожалению, у ученых нет достоверных данных о том, какова была численность кетов в семнадцатом веке. Поэтому сейчас довольно сложно отследить динамику их развития. Перепись населения, проводящаяся один раз в несколько лет, позволяет делать выводы о том, насколько пагубно влияют современные условия жизни на сохранение численности этого этноса.

По данным на 2010 год кеты - народ, численность которого не превышает 1200 человек. Хотя еще в 2002 году перепись населения показывала на 300 человек, относящих себя к этой национальности, больше. Ученые связывают этот факт с тем, что большинство кетов отходят от традиций предков, постепенно теряя себя. Ведь даже язык этого сибирского народа уже является умирающим.

Язык кетов

В данный момент кетский язык - последний из богатой енисейской языковой семьи. Кеты - единственные его носители, другие народы, разговаривающие на схожих наречиях, окончательно лишились своего родного языка еще в 18-19 вв.

Уже пятнадцать лет назад ученые утверждали, что только 30 процентов кетов могут говорить на своем языке, а остальная часть народа (преимущественно молодежь) предпочитает общаться на русском.

Лингвисты с огромным удовольствием изучают хотя он и отличается сложностью и имеет три диалекта. Однако разница между ними не является слишком заметной. К сожалению, прогнозы ученых неутешительны - уже через несколько лет на Земле не останется ни одного человека, который сможет произнести хотя бы одно слово на кетском.

Национальный костюм кетов

Кеты еще в конце 18 века выделялись тем, что шили одежду из покупных материалов. Но также часто использовались шкуры диких и домашних животных. С этой целью идеально подходили олени, зайцы и белки.

Из сукна кеты шили плотные и удобные халаты с запахом и широкие штаны. Обязательным атрибутом костюма были шерстяные чулки, они доходили до колена и плотно облегали голень. Обувь преимущественно шилась из кожи и окрашивалась в разные оттенки красного.

Зимой костюм дополнялся верхней одеждой из шкур и обязательными охотничьими лыжами. Их всегда проклеивали камусом и смазывали животным жиром.

Религия исчезающего сибирского народа

Религиозные верования кетов относились к весьма примитивным. Основой религии служил анимализм, который характерен для всех народов, занимающихся охотой и рыболовством. Параллельно у кетов были некоторые представления о загробной жизни, они делили весь мир на три составляющие. Верхними пределами правило доброе божество в мужском облике, средний мир был населен людьми, а нижнее подземное царство находилось во власти злой и жестокой богини.

Быт кетов

Так как народ практически всегда обитал в тайге, то и быт его был предельно прост и удобен для охотников. Самыми распространенными были два вида жилища:

1. Чум

Он выстраивался из длинных жердей и накрывался берестой. В случае, когда необходимо было срочно поменять место жительства, чум можно было легко разобрать и перевезти.

2. Землянка

Такие сооружения редко переносились, ведь обустраивать новое жилище было весьма затратно по времени. Землянка обычно была небольшой и выстилалась берестой со свежими пихтовыми ветками. Внутри кеты устанавливали несколько столиков из березы, за которыми питались члены семьи.

Практически вся изготавливалась из березы или рога, в основном это были чашки, поварешки и некое подобие пиал для бульона. На рыбалку кеты отправлялись на легких лодках, изготовленных из выдолбленного дерева. Иногда использовались большие суда, которые могли принять на борт до четырех тонн груза.

Для зимы охотники изготавливали волокуши и нарты, в ход шло дерево и шкуры оленей. Такой способ позволял доставить до поселка иногда до пяти туш животных одновременно.

В настоящее время историки и лингвисты активно изучают кетов, но даже старики не могут открыть ученым многие из своих традиций по причине незнания. Уже много лет назад народ фактически потерял свои корни и в ближайшем будущем может полностью исчезнуть как отдельная этнографическая группа.

Кеты (самоназвание кето, кет - «человек», мн. ч. денг - «люди», «народ»; ранее применялись этнонимы остяки, енисейские остяки, енисейцы) - малочисленный коренной народ Сибири, живущий на севере Красноярского края. Используют кетский язык, который относится к группе енисейских языков.

Широко расселены в нижнем течении р. Енисей. Больная часть кетов живет в Туруханском районе Красноярского края, расселяясь в виде компактных групп по притокам Енисея Елогую, Сургутихе, Пакулихе, Курейке. Подкаменнотунгусская группа pacceляется на территории Эвенкийского АО. Таким образом, этническая территория кетов в бассейне Енисея простирается с юга на север более чем 1500 км.

По данным переписи населения 2002 года, численность народа - 1494 человека. Проживают в основном в сельской местности трёх районов Красноярского края (1189 чел.): Туруханском (866 кетов в сёлах Келлог, Туруханск, Сургутиха, Мадуйка и др. н. п.), Эвенкийском (211 кетов в селе Суломай и др.) и Енисейском (Сым). В посёлках Келлог, Суломай и Мадуйка кетское население - преобладающее. В начале 2000-х годов несколько десятков представителей этноса проживало в г. Красноярске.

Неоднозначной является антропологическая оценка кетов. В общей расовой классификации кеты относятся к енисейскому антропологическому типу, входящему в состав уральской расы. По всему комплексу антропологических признаков кеты являются монголоидами с несколько ослабленной степенью выраженности монголоидных черт. Обладая рядом общих признаков, по территории проживания, они обнаруживают сходство с соседними народами. Так, северные группы кетов в антропологическом плане тяготеют к селькупам, отчасти хантам и ненцам, а южная, подкаменнотунгусская, к хакасам и шорцам. В настоящее время сформулировано положение, что уральские черты кеты приобрели достаточно поздно, поэтому, енисейский антропологический тип генетически не связан с уральской расой и может быть выделен в самостоятельный систематический ранг. Но данная позиция является дискуссионной.

Кетский язык в лингвистической классификации занимает изолированное положение. Он входит в енисейскую языковую семью, в которую, наряду с кетским, включаются языки зафиксированных в ХVIII в. в верховьях р. Енисей, а ныне ассимилированных, аринов, асанов, котов и некоторых других народов. Лингвистические связи енисейцев прослеживаются в отношении тюркских и самодийских языков. Современный кетский язык делится на два диалекта: имбатский, объединяющий ряд говоров территориальных группировок кетов (курейский, елогуйский и т.д.) и сымских, сохранившийся у неболъшого числа кетов.

Современные кеты являются потомками одного из так называемых енисейскоязычных народов, или даже единого енисейскоязычного народа, в прошлом жившего в Южной Сибири. Это арины, асаны, яринцы, байкотовцы и котты, которые в течение ХVIII – ХIХ вв. были ассимилированы окружающими их народами. Так, енисейские компоненты принимали участие в формировании отдельных групп хакасов (качинцы), тувинцев, шорцев, бурят. Миграционные процессы, которые в Южной Сибири были связаны с этнополитической историей тюрок, коснулись и енисейские народы. Начало переселение предков кетов связывается с IХ – ХIII вв., что привело к оседанию немногочисленных групп кетоязычного населения по берегам Енисея и его притоков. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура.

Этническая культура кетов сформировалась на основе хозяйственно-культурного типа таежных охотников и рыболовов Южной и Западной Сибири и имеет много аналогий с обликом культуры селькупов, хантов, северных алтайцев, шорцев. Это землянка со специфическим отопительным устройством - чувалом, распашная одежда, скроенная из одной шкуры, лыжи и ручная нарта. Сходными, являются многие технические приемы и технологии обработки различных материалов, способы промысла животных. В культуре кетов, которые расселяются по притокам Енисея, большую роль играет рыбная ловля, являющаяся основным видом хозяйственной деятельности в летнее время. На Енисейском Севере кеты освоили транспортное оленеводство, вместе с которым в их культуру проник ряд элементов оленеводческого обихода: одежда, олений транспорт. Южная, подкаменнотунгусская группа кетов оленеводства не знала. Наряду с выше перечисленными чертами кетской культуры, которая восходит к северной охотничье-рыболвецкой традиции, в ней присутствуют явления, относящиеся к кругу скотоводческих культур. Это распашная длиннополая халатообразная одежда, штаны, по крою сходные с южносибирскими типами, некоторые виды обуви, элементы конструкции чума, ряд пищевых традиций.

В культуре кетов выделяется несколько типов жилищ. Полуземлянка - основная разновидность постоянного жилища. В плане квадратная, имела деревянный каркас, который сверху покрывался расколотыми бревнами, ветками и дерном. Отапливалась при помощи разновидности очага - чуваша. На нем же готовится пища.

Чум - универсальное жилище. Особенностью кетского чума является набор и характер соединения основных шестов. Их два, один вставляется в развилку второго. Затем ставилось еще 5 шестов. Изнутри эта конструкция скреплялась деревянным обручем. Покрывается тисками из бересты, или оленьих шкур.

В качестве временных, использовались каркасные постройки из гнутых прутьев. Покрытием таких построек служили ветки береста.

В летний период на рыболовных угодьях в качестве жилища могла использоваться дощатая лодка-илимка грузоподъемностью до 4 тонн. На илимке из гнутых прутьев делалась каюта, покрытая берестой.

Источники: www.ethnos.nw.ru, ru.wikipedia.org

остяки́ , енисе́йские остяки́ , енисе́йцы ) - малочисленный коренной народ Сибири , живущий на севере Красноярского края . Используют кетский язык , который относится к группе енисейских языков .

Численность и расселение

Численность кетов в населённых пунктах в 2002 г.:

Численность кетов в России:

ImageSize = width:500 height:300 PlotArea = left:40 right:40 top:20 bottom:20 TimeAxis = orientation:vertical AlignBars = justify Colors =

Id:gray1 value:gray(0.9)

DateFormat = yyyy Period = from:0 till:1500 ScaleMajor = unit:year increment:250 start:0 gridcolor:gray1 PlotData =

Bar:1959 color:gray1 width:1 from:0 till:1017 width:15 text:1017 textcolor:red fontsize:8px bar:1970 color:gray1 width:1 from:0 till:1161 width:15 text:1161 textcolor:red fontsize:8px bar:1979 color:gray1 width:1 from:0 till:1122 width:15 text:1122 textcolor:red fontsize:8px bar:1989 color:gray1 width:1 from:0 till:1084 width:15 text:1084 textcolor:red fontsize:8px bar:2002 color:gray1 width:1 from:0 till:1494 width:15 text:1494 textcolor:red fontsize:8px bar:2010 color:gray1 width:1 from:0 till:1219 width:15 text:1220 textcolor:red fontsize:8px

Язык

В кетском языке выделяется три диалекта : северный, центральный и южный (последний в свою очередь подразделяется на говоры елогуйский и подкаменнотунгусский). Фактические различия между ними относительно невелики.

Кетский язык является объектом лингвистических исследований (Е. А. Крейнович , А. П. Дульзон , С. А. Старостин , Г. К. Вернер), прежде всего, из-за сложности устройства его глагольной морфологии .

Антропология

Предки современных кетов сформировались, по некоторым предположениям, в эпоху бронзы на юге междуречья Оби и Енисея в результате смешения европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. В антропологическом отношении кетов относили к уральскому типу, сочетающему в себе европеоидные и монголоидные черты. Однако последующее изучение позволило выделить кетов в самостоятельный енисейский тип.

Происхождение и история

Предки кетов предположительно жили на территории Южной Сибири вместе с другими представителями т. н. енисейскоязычных народов: аринов, ассанов, яринцев, тинцев, бахтинцев, коттов и др. По некоторым данным в I тыс. н. э. они вступили в контакты с тюрко-самодийско-угроязычным населением и в результате миграций оказались на Енисейском Севере. В частности, по реке Кану (правый приток Енисея) были расселены котты, по рекам Усолке и Оне (левобережье низовий Ангары) - асаны, на Енисее в районе Красноярска - арины , выше их по правобережью Енисея до устья реки Тубы - яринцы и байкотовцы . Ниже по Енисею и его притокам Касу, Сыму, Дубчесу, Елогую, Бахте, по низовьям Подкаменной Тунгуски обитали предки современных кетов. Некоторые кетоязычные группы в IX-XIII вв. ушли на север, осев на среднем Енисее и его притоках. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура. В дальнейшем кеты продвигались на север вплоть до рек Турухан, Курейка и озера Мадуйское, вытесняя оттуда или ассимилируя энцев . В начале XVII века известны три родовые локальные группы - земшаки в низовьях Подкаменной Тунгуски, богденцы в устье Бахты и инбаки в бассейне Елогуя.

До прихода русских кеты уже освоили металлургию, однако жили родо-племенным строем. В состав Московского государства кеты вошли в 1607 году.

Генетические исследования

С кетами некоторыми исследователями связывается окуневская и карасукская культура (2 тыс. до н. э.) Южной Сибири, а также редкая гаплогруппа Q , указывающая на родство с индейцами.

Исследование ДНК кетов выявило, что у них доминируют Y-хромосомная гаплогруппа Q1a и митохондриальная гаплогруппа U4 .

Быт

Основным занятием большинства кетов была охота и рыболовство . Главный объект пушного промысла - белка , которая составляла 80 % стоимости всей добывавшейся пушнины. Сильнее всего беличий промысел был развит у южных кетов. Кроме белки кеты добывали колонка, горностая, лисицу, соболя, дикого оленя, лося, а на севере и песца. Вся пушнина кетами продавалась. Для себя оставлялись только заячьи и медвежьи шкуры, а также шкуры и большая часть мяса, добываемых диких оленей и лосей. Орудием добычи прежде всего служили луки и стрелы, которые были также и военным оружием. Острые наконечники стрел, а позже и ружейные пули обмазывались ядом из разложившегося рыбьего жира. С появлением ружей луки почти вышли из употребления. Заимствованное во 2-й половине XVII-XVIII века у самодийцев (ненцев, энцев) транспортное оленеводство распространилось не у всех Кетов, часть их, в том числе вся подкаменнотунгусская группа, оставались безоленными.

Традиционное жилище кетов - конический чум из шестов и берестяных покрышек (кус ). Другой распространенный тип жилища - землянка (бан, нус ). Внутри чума на земляной пол укладывали берестяные подстилки, пихтовые ветки. Непременная часть убранства - несколько низких столиков из березы (л’ам), за каждым ели 2-3 чел. Из березы и рога изготовляли поварешки и чашки для чая и бульона.

Одежду кеты еще до революции шили преимущественно из покупных тканей и сукна (зипуны) и из шкур домашнего и дикого оленей. Материалом для одежды служили также заячьи и беличьи шкурки.

Летний мужской костюм состоял из короткого, до колен, суконного халата - котлям (от котл - «сукно»), запахивающегося справа налево, с характерными нашивками из тесьмы на плечах и по бортам, из матерчатых штанов, суконных или шерстяных чулок до колен и кожаной обуви - чирков, часто окрашенных отваром ольхи в красноватый цвет.

Средством передвижения в зимнее время являлись широкие, подклеенные камусом лыжи . В качестве водного транспорта использовались долбленки-однодеревки и большие дощатые лодки-илимки (грузоподъемность до четырех тонн) с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой . На промысле охотники пользовались ручными нартами и волокушей из кожи лося.

Религия

В основе религиозных представлений кетов лежал анимизм . Мир, делившийся на три сферы (верхний небесный мир, средний мир людей и нижний подземный мир) населялся множеством добрых и злых духов .

С приходом в Сибирь русских землепроходцев и миссионеров кеты, наряду с другими сибирскими народами, начали принимать православное крещение.

Напишите отзыв о статье "Кеты"

Примечания

Литература

  • Кеты // Сибирь. Атлас Азиатской России . - М .: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография , 2007. - 664 с. - ISBN 5-287-00413-3 .
  • Кеты // Народы России. Атлас культур и религий . - М .: Дизайн. Информация. Картография , 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8 .
  • // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. - 224 с. - ISBN 978-5-98624-092-3 .

Ссылки

  • (англ.)
  • Новосёлова Дарья.

Отрывок, характеризующий Кеты

Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию. Русское войско и население отступают, избегая столкновения, до Смоленска и от Смоленска до Бородина. Французское войско с постоянно увеличивающеюся силой стремительности несется к Москве, к цели своего движения. Сила стремительности его, приближаясь к цели, увеличивается подобно увеличению быстроты падающего тела по мере приближения его к земле. Назади тысяча верст голодной, враждебной страны; впереди десятки верст, отделяющие от цели. Это чувствует всякий солдат наполеоновской армии, и нашествие надвигается само собой, по одной силе стремительности.
В русском войске по мере отступления все более и более разгорается дух озлобления против врага: отступая назад, оно сосредоточивается и нарастает. Под Бородиным происходит столкновение. Ни то, ни другое войско не распадаются, но русское войско непосредственно после столкновения отступает так же необходимо, как необходимо откатывается шар, столкнувшись с другим, с большей стремительностью несущимся на него шаром; и так же необходимо (хотя и потерявший всю свою силу в столкновении) стремительно разбежавшийся шар нашествия прокатывается еще некоторое пространство.
Русские отступают за сто двадцать верст – за Москву, французы доходят до Москвы и там останавливаются. В продолжение пяти недель после этого нет ни одного сражения. Французы не двигаются. Подобно смертельно раненному зверю, который, истекая кровью, зализывает свои раны, они пять недель остаются в Москве, ничего не предпринимая, и вдруг, без всякой новой причины, бегут назад: бросаются на Калужскую дорогу (и после победы, так как опять поле сражения осталось за ними под Малоярославцем), не вступая ни в одно серьезное сражение, бегут еще быстрее назад в Смоленск, за Смоленск, за Вильну, за Березину и далее.
В вечер 26 го августа и Кутузов, и вся русская армия были уверены, что Бородинское сражение выиграно. Кутузов так и писал государю. Кутузов приказал готовиться на новый бой, чтобы добить неприятеля не потому, чтобы он хотел кого нибудь обманывать, но потому, что он знал, что враг побежден, так же как знал это каждый из участников сражения.
Но в тот же вечер и на другой день стали, одно за другим, приходить известия о потерях неслыханных, о потере половины армии, и новое сражение оказалось физически невозможным.
Нельзя было давать сражения, когда еще не собраны были сведения, не убраны раненые, не пополнены снаряды, не сочтены убитые, не назначены новые начальники на места убитых, не наелись и не выспались люди.
А вместе с тем сейчас же после сражения, на другое утро, французское войско (по той стремительной силе движения, увеличенного теперь как бы в обратном отношении квадратов расстояний) уже надвигалось само собой на русское войско. Кутузов хотел атаковать на другой день, и вся армия хотела этого. Но для того чтобы атаковать, недостаточно желания сделать это; нужно, чтоб была возможность это сделать, а возможности этой не было. Нельзя было не отступить на один переход, потом точно так же нельзя было не отступить на другой и на третий переход, и наконец 1 го сентября, – когда армия подошла к Москве, – несмотря на всю силу поднявшегося чувства в рядах войск, сила вещей требовала того, чтобы войска эти шли за Москву. И войска отступили ещо на один, на последний переход и отдали Москву неприятелю.
Для тех людей, которые привыкли думать, что планы войн и сражений составляются полководцами таким же образом, как каждый из нас, сидя в своем кабинете над картой, делает соображения о том, как и как бы он распорядился в таком то и таком то сражении, представляются вопросы, почему Кутузов при отступлении не поступил так то и так то, почему он не занял позиции прежде Филей, почему он не отступил сразу на Калужскую дорогу, оставил Москву, и т. д. Люди, привыкшие так думать, забывают или не знают тех неизбежных условий, в которых всегда происходит деятельность всякого главнокомандующего. Деятельность полководца не имеет ни малейшего подобия с тою деятельностью, которую мы воображаем себе, сидя свободно в кабинете, разбирая какую нибудь кампанию на карте с известным количеством войска, с той и с другой стороны, и в известной местности, и начиная наши соображения с какого нибудь известного момента. Главнокомандующий никогда не бывает в тех условиях начала какого нибудь события, в которых мы всегда рассматриваем событие. Главнокомандующий всегда находится в средине движущегося ряда событий, и так, что никогда, ни в какую минуту, он не бывает в состоянии обдумать все значение совершающегося события. Событие незаметно, мгновение за мгновением, вырезается в свое значение, и в каждый момент этого последовательного, непрерывного вырезывания события главнокомандующий находится в центре сложнейшей игры, интриг, забот, зависимости, власти, проектов, советов, угроз, обманов, находится постоянно в необходимости отвечать на бесчисленное количество предлагаемых ему, всегда противоречащих один другому, вопросов.
Нам пресерьезно говорят ученые военные, что Кутузов еще гораздо прежде Филей должен был двинуть войска на Калужскую дорогу, что даже кто то предлагал таковой проект. Но перед главнокомандующим, особенно в трудную минуту, бывает не один проект, а всегда десятки одновременно. И каждый из этих проектов, основанных на стратегии и тактике, противоречит один другому. Дело главнокомандующего, казалось бы, состоит только в том, чтобы выбрать один из этих проектов. Но и этого он не может сделать. События и время не ждут. Ему предлагают, положим, 28 го числа перейти на Калужскую дорогу, но в это время прискакивает адъютант от Милорадовича и спрашивает, завязывать ли сейчас дело с французами или отступить. Ему надо сейчас, сию минуту, отдать приказанье. А приказанье отступить сбивает нас с поворота на Калужскую дорогу. И вслед за адъютантом интендант спрашивает, куда везти провиант, а начальник госпиталей – куда везти раненых; а курьер из Петербурга привозит письмо государя, не допускающее возможности оставить Москву, а соперник главнокомандующего, тот, кто подкапывается под него (такие всегда есть, и не один, а несколько), предлагает новый проект, диаметрально противоположный плану выхода на Калужскую дорогу; а силы самого главнокомандующего требуют сна и подкрепления; а обойденный наградой почтенный генерал приходит жаловаться, а жители умоляют о защите; посланный офицер для осмотра местности приезжает и доносит совершенно противоположное тому, что говорил перед ним посланный офицер; а лазутчик, пленный и делавший рекогносцировку генерал – все описывают различно положение неприятельской армии. Люди, привыкшие не понимать или забывать эти необходимые условия деятельности всякого главнокомандующего, представляют нам, например, положение войск в Филях и при этом предполагают, что главнокомандующий мог 1 го сентября совершенно свободно разрешать вопрос об оставлении или защите Москвы, тогда как при положении русской армии в пяти верстах от Москвы вопроса этого не могло быть. Когда же решился этот вопрос? И под Дриссой, и под Смоленском, и ощутительнее всего 24 го под Шевардиным, и 26 го под Бородиным, и в каждый день, и час, и минуту отступления от Бородина до Филей.

Русские войска, отступив от Бородина, стояли у Филей. Ермолов, ездивший для осмотра позиции, подъехал к фельдмаршалу.
– Драться на этой позиции нет возможности, – сказал он. Кутузов удивленно посмотрел на него и заставил его повторить сказанные слова. Когда он проговорил, Кутузов протянул ему руку.
– Дай ка руку, – сказал он, и, повернув ее так, чтобы ощупать его пульс, он сказал: – Ты нездоров, голубчик. Подумай, что ты говоришь.
Кутузов на Поклонной горе, в шести верстах от Дорогомиловской заставы, вышел из экипажа и сел на лавку на краю дороги. Огромная толпа генералов собралась вокруг него. Граф Растопчин, приехав из Москвы, присоединился к ним. Все это блестящее общество, разбившись на несколько кружков, говорило между собой о выгодах и невыгодах позиции, о положении войск, о предполагаемых планах, о состоянии Москвы, вообще о вопросах военных. Все чувствовали, что хотя и не были призваны на то, что хотя это не было так названо, но что это был военный совет. Разговоры все держались в области общих вопросов. Ежели кто и сообщал или узнавал личные новости, то про это говорилось шепотом, и тотчас переходили опять к общим вопросам: ни шуток, ни смеха, ни улыбок даже не было заметно между всеми этими людьми. Все, очевидно, с усилием, старались держаться на высота положения. И все группы, разговаривая между собой, старались держаться в близости главнокомандующего (лавка которого составляла центр в этих кружках) и говорили так, чтобы он мог их слышать. Главнокомандующий слушал и иногда переспрашивал то, что говорили вокруг него, но сам не вступал в разговор и не выражал никакого мнения. Большей частью, послушав разговор какого нибудь кружка, он с видом разочарования, – как будто совсем не о том они говорили, что он желал знать, – отворачивался. Одни говорили о выбранной позиции, критикуя не столько самую позицию, сколько умственные способности тех, которые ее выбрали; другие доказывали, что ошибка была сделана прежде, что надо было принять сраженье еще третьего дня; третьи говорили о битве при Саламанке, про которую рассказывал только что приехавший француз Кросар в испанском мундире. (Француз этот вместе с одним из немецких принцев, служивших в русской армии, разбирал осаду Сарагоссы, предвидя возможность так же защищать Москву.) В четвертом кружке граф Растопчин говорил о том, что он с московской дружиной готов погибнуть под стенами столицы, но что все таки он не может не сожалеть о той неизвестности, в которой он был оставлен, и что, ежели бы он это знал прежде, было бы другое… Пятые, выказывая глубину своих стратегических соображений, говорили о том направлении, которое должны будут принять войска. Шестые говорили совершенную бессмыслицу. Лицо Кутузова становилось все озабоченнее и печальнее. Из всех разговоров этих Кутузов видел одно: защищать Москву не было никакой физической возможности в полном значении этих слов, то есть до такой степени не было возможности, что ежели бы какой нибудь безумный главнокомандующий отдал приказ о даче сражения, то произошла бы путаница и сражения все таки бы не было; не было бы потому, что все высшие начальники не только признавали эту позицию невозможной, но в разговорах своих обсуждали только то, что произойдет после несомненного оставления этой позиции. Как же могли начальники вести свои войска на поле сражения, которое они считали невозможным? Низшие начальники, даже солдаты (которые тоже рассуждают), также признавали позицию невозможной и потому не могли идти драться с уверенностью поражения. Ежели Бенигсен настаивал на защите этой позиции и другие еще обсуждали ее, то вопрос этот уже не имел значения сам по себе, а имел значение только как предлог для спора и интриги. Это понимал Кутузов.
Бенигсен, выбрав позицию, горячо выставляя свой русский патриотизм (которого не мог, не морщась, выслушивать Кутузов), настаивал на защите Москвы. Кутузов ясно как день видел цель Бенигсена: в случае неудачи защиты – свалить вину на Кутузова, доведшего войска без сражения до Воробьевых гор, а в случае успеха – себе приписать его; в случае же отказа – очистить себя в преступлении оставления Москвы. Но этот вопрос интриги не занимал теперь старого человека. Один страшный вопрос занимал его. И на вопрос этот он ни от кого не слышал ответа. Вопрос состоял для него теперь только в том: «Неужели это я допустил до Москвы Наполеона, и когда же я это сделал? Когда это решилось? Неужели вчера, когда я послал к Платову приказ отступить, или третьего дня вечером, когда я задремал и приказал Бенигсену распорядиться? Или еще прежде?.. но когда, когда же решилось это страшное дело? Москва должна быть оставлена. Войска должны отступить, и надо отдать это приказание». Отдать это страшное приказание казалось ему одно и то же, что отказаться от командования армией. А мало того, что он любил власть, привык к ней (почет, отдаваемый князю Прозоровскому, при котором он состоял в Турции, дразнил его), он был убежден, что ему было предназначено спасение России и что потому только, против воли государя и по воле народа, он был избрал главнокомандующим. Он был убежден, что он один и этих трудных условиях мог держаться во главе армии, что он один во всем мире был в состоянии без ужаса знать своим противником непобедимого Наполеона; и он ужасался мысли о том приказании, которое он должен был отдать. Но надо было решить что нибудь, надо было прекратить эти разговоры вокруг него, которые начинали принимать слишком свободный характер.