Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Конспект занятия «Предлоги «В», «На», «Под» — старшая группа. Конспект занятия на тему "предлоги на, под" Логопедическое занятие предложение с предлогом по

Конспект занятия «Предлоги «В», «На», «Под» — старшая группа. Конспект занятия на тему "предлоги на, под" Логопедическое занятие предложение с предлогом по

Тема занятия : предлоги В, НА, ПОД.

Цели:

Оборудование:

Скачать:


Предварительный просмотр:


ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОГИ»

Учителя – логопеда

Тихоновой М.А.

Тема занятия : предлоги В, НА, ПОД.

Цели:

1.Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД.

2. Учить детей выделять эти предлоги в тексте.

3.Учить детей составлять предложения с заданными предлогами по картинке, схеме и наглядной ситуации.

4.Закрепить правильное употребление в речи приставочных глаголов.

5.Развитие слухового внимания и памяти.

Оборудование:

схемы предлогов, изображение Карлсона, игрушки (кукольная мебель и посуда, птичка, коробка и т.д.), предметные и сюжетные картинки, сюжетная картина «Лес».

План занятия.

Организационный момент.

Логопед читает детям загадку и просит найти и запомнить маленькие слова в стихотворении:

На пригорке и под горкой

Под берёзкой и под ёлкой

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

1. Уточнение пространственных значений предлогов,

Знакомство с понятием «предлог».

На доске выставлены схемы предлогов В, НА, ПОД.

Когда мы говорим эти маленькие слова? –

В: когда предмет находиться внутри

НА: когда предмет находиться сверху

Под: если предмет внизу.

Вы выросли, многому научились, скоро пойдете в школу, поэтому пора называть маленькие слова более точно – предлоги .

2. Игра «Найди предлог».

Логопед на столе производит действия с игрушками, перекладывая их НА,ПОД и В разные предметы (используется кукольная мебель и посуда, птичка, бабочка, коробочка).

Посмотрите на схемы и составьте с каждым предлогом предложение.

3. Анализ рассказа.

Логопед выставляет картинки на панно и рассказывает:

Однажды осенью во двор вышли погулять Маша, щенок Джерри и петушок Гоша . Вдруг набежала туча, закрыла солнце, и пошел дождь. Машенька и Джерри спрятались в доме, а Гоша взлетел на забор и закричал «Я удалец!Я молодец!Я ничего не боюсь!». Вышли тут мама и папа Маши и сказали: « под дождем можно только под зонтиком быть, тогда дождь не страшен». Вскоре дождик закончился, на небе засияло солнышко, и только на дорожке остались лужи.

Закончив рассказ, логопед просит найти в тексте предложения с предлогами НА, ПОД, В.

Детально анализируются предложения со словами «вышли, вдруг, набежала, взлетел», поясняется, что начальные звуки (слоги, приставки) не являются предлогами, это часть слова.

4. Физминутка. «Слушай, повторяй, делай».

На горе растут дубы,

Под горой растут грибы,

Мы в корзинки их собрали,

Быстро к дому подбежали.

Пальчиковая гимнастика «Дом»(Ткаченко Т.А.):

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

И в наш домик приглашаем.

В доме стол на тонкой ножке,

Рядом стульчик у окошка,

Два бочонка под столом.

Вот какой я видел дом!

Внимательно послушать и выполнить задание, затем повторить из предложения только предлог:

Встань на ковер

Подойди к стульчику

Подпрыгни вверх

Встань на носочки

Найди вертолёт

Поднять левую над головой

Положить левую ладонь под правую

5. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

У детей на столах - индивидуальные сюжетные картинки, по которым они должны составить предложения и назвать один из предлогов: В,НА,ПОД.

6. Исправь ошибки в рассказе Карлсона.

Все вы знаете Карлсона, который живёт на крыше. Однажды ему надоело летать по городу, и Карлсон отправился вместе с друзьями погулять в лесу. Прогулка была просто замечательной! И Карлсон решил придумать рассказ про лес для Малыша. Но вот беда – он совершенно не знает предлогов, поэтому рассказ получился неправильный, некрасивый. Помогите Карлсону исправить ошибки!

Вчера я гулял (В) замечательном лесу. Стояла тихая осенняя погода, листочки (НА) деревьях были желтые, красные, оранжевые. Сухие листья лежали у нас (ПОД) ногами. Мы собрали кленовые, березовые и рябиновые листочки. Какие красивые осенние букеты несли мы домой (В) руках! Много грибов выросло (ПОД) деревьями.

7. Итог занятия, оценка деятельности детей


Разделы: Начальная школа

Цели:

  1. Познакомить детей со значением предлога «из».
  2. Учить детей правильно употреблять предлог «из», понимать разницу значений предлогов «из» и «с».
  3. Развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление, память и воображение.

Ход занятия

1. Организационный момент.

1) Графическое упражнение «Заколдованные фигуры».

Ребята, перед вами лежат листы с геометрическими фигурами: круги, квадраты и другие. Дорисуйте каждую фигуру до целой картинки. Все картинки должны отличаться друг от друга.

2) Работа с сюжетной картинкой.

Посмотрите на картинку:

Ночь. Все спят. Где спит белочка? (В дупле ). Где спит медведь? (В берлоге ). Птичка? (В гнезде ). Лиса? (В норе ).

Наступило утро. Звери стали выходить из своих домиков. Откуда вылез медведь? Лиса? Белочка? Птичка?

2. Основная часть.

– Какое маленькое слово помогло рассказать, откуда утром вышли звери?

– Сегодня мы будем учиться правильно, употреблять предлог «из». Предлог «из» – маленькое слово.

– Посмотрите, откуда я достала мяч? (Из стола ). Карандаш? (Из стакана ). Книжку? (Из шкафа ). Вы все говорили маленькое слово – предлог «из». А сейчас слушайте внимательно!

Если предметы находятся внутри чего-то и оттуда движутся или их достают, мы говорим маленькое слово – предлог «из».

Игра «Ответь на вопросы Незнайки».

– Незнайка прислал нам посылку, в которой много интересного. Посмотрим. Это, ребята, вопросы для вас. Слушайте внимательно.

  1. Откуда приехал мальчик, если он ездил в Москву?
  2. Откуда вышла старушка, если она была в магазине?
  3. Откуда пришёл мальчик, если он был в школе?

Игра «Загадки Незнайки».

– Ещё Незнайка прислал загадки. Если вы их отгадаете, появится герой сказки.

На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок,
Румяный бок,
Покатился … (Колобок.)

Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё,
А ну, подскажите имя её. (Красная Шапочка.)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит.)

У отца был мальчик странный –
Необычный, деревянный.
Всюду нос совал он длинный.
Кто же это? … (Буратино.)

– Из каких сказок пришли эти герои? (Дети составляют предложения с предлогом «из»).

Игра «Ромашка».

– Незнайка прислал игру «Ромашка». Давайте поиграем в неё.

(На обратной стороне каждого лепестка ромашки нарисована предметная картинка. Ребёнок отрывает лепесток и составляет предложение со словом-названием этой картинки и предлогом «за».)

3. Дифференциация предлогов «из» и «с».

– Когда предмет был на поверхности и его оттуда взяли (или он оттуда движется), какой предлог мы употребляем? («с» ).

– Когда предмет находится внутри чего-то и оттуда движется, какой предлог мы употребляем? («из» ).

Упражнение «Волшебный мяч».

– Это мяч волшебный. Он может появляться из разных мест. Посмотрите, откуда я его достану. (Со стола, из-за стола, с полки, из кружки, с пола) . Откуда я достала мяч?

Упражнение «Помоги Незнайке».

– Незнайка не смог закончить предложения, помогите ему.

  • Мальчик спрыгнул (откуда?) … с дерева.
  • Девочка вылила воду (откуда?) … из ведра.
  • Папа взял книги (откуда?) … со стула.
  • Белочка перепрыгнула (откуда?) … с ветки.
  • Мальчик пил компот (откуда?) … из чашки.

4. Итог.

– С чем познакомились на занятии?

– Придумайте предложения, используя предлог «с» или «из». (Показываю картинку.)

Тема: Предлоги.

Цели: знакомство с предлогами, с их значением и ролью в предложениях и словосочетаниях, закрепление знания о правописании предлогов, дифференциация предлогов и приставок, тренировка в назывании действий предметов, закрепление знания норм орфографии, развитие пространственных представлений.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Закрепление знаний о предлогах.

2. Совершенствование умения выделять предлоги из предложения.

3. Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие пространственной ориентировки.

2. Развитие мышления, внимания и памяти.

3. Совершенствование навыка чтения и письма путем тренировочных упражнений.

Воспитательные:

    Продолжать формировать положительное отношение к занятиям и уверенность в своих силах.

    Воспитывать самостоятельность, умения работать в парах.

Оснащение занятия : схемы предлогов, карточки с заданиями,

иллюстрации сказочных персонажей.

Ход занятия

    Орг. момент. Эмоциональный настрой на занятие.

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей.

Давайте друг другу улыбнемся,

И начнем урок скорей.

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем занятии.

    Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

    Перед вами на столах лежат конверты с заданиями. Возьмите конверт, откройте его.

Задание: Составьте предложения из слов (работа на карточках).

Вязать, бабушка, варежки. Готовить, обед, мама.

Ломать, буря, дерево. Нашёл, червяк, грач.

Поймала, мышка, кошка. Рита, стрекоза, увидела.

(Предложения записать в тетради).

    Знакомство с темой занятия.

Вы заметили, что все предложения состоят из слов. Слова могут быть различными: длинными - экскаватор, электромонтёр и короткими - сок, на, мак, в …

Подумайте и скажите, что за маленькие слова я назвала? Все ли они обозначают предметы? Что обозначают эти слова? (В, На… - это предлоги. Слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях).

    Сформулировать тему занятия и записать её на доске.

    Основная часть.

Сегодня на занятии мы потренируемся находить предлоги в словосочетаниях и предложениях, познакомимся с их значением и написанием, постараемся отличать предлоги от других частей речи и от приставок (частей слов, которые очень похожи на предлоги).

- Послушайте историю, которая произошла с предлогами.

Давным-давно в далекой стране Грамматике жили маленькие слова ПРЕДЛОГИ. Были они большими задирами. Со всеми частями речи сумели они поругаться. Обидно стало словам. Пожаловались они царице Грамматике. Та решила разобраться в ссоре и пригласила всех к себе. А предлоги важничают, не хотят стоять рядом со словами- предметами, отодвигаются от них все дальше и дальше, наконец, так отодвинулись, что можно целое слово вставить или вопрос.

Как не старалась помирить правительница поссорившихся, ничего не вышло. Тогда она предложила предлогам жить отдельно, а ссора окрепла, да так, что превратилась в правило: предлоги со словами пишутся раздельно.

Что такое предлоги?

Предлоги – это слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях и пишутся со словами раздельно. Для проверки нужно постараться вставить между предлогом и словом другое слово или вопрос – если перед вами предлог, то такая вставка будет возможна.

    Развитие навыков понимания и выполнения логико-грамматических конструкций.

- Послушайте и постарайтесь выполнить мои инструкции правильно.

Положите тетрадь на стол.

Положите карандаш на тетрадь.

Положите ручку под тетрадь.

Положите ручку стол.

Почему не удалось выполнить последнее задание? Почему оно не выполнимо? Дополните последнее предложение каким-либо предлогом, чтобы было возможно выполнить данное задание.

    Развитие пространственного восприятия.

Предлог указывает на пространственное положение предмета. Каждому предлогу соответствует своя схема.

Давайте посмотрим на условные обозначения предлогов (схемы).

В – положение предмета внутри чего-либо.

На – предмет находится на поверхности чего-либо.

Под – предмет находится внизу, под чем-либо.

Над – положение предмета над чем-либо.

От – удаление от какого-либо предмета или объекта.

К – приближение к какому-либо предмету или объекту…

Составьте с каждым предлогом словосочетание.

    Физкультминутка

На горе растут дубы (поднять руки вверх),

Под горой растут грибы (присели),

Мы в корзинки их собрали (движения рук, имитирующие складывание грибов),

Быстро к дому побежали (бег на месте).

Какие предлоги вы услышали во время проведения физминутки?

    Обобщение материала по теме «Предлоги».

    «Сказочная викторина».

Куда помогла попасть Золушке добрая Фея? (на бал)

Где зимовала Дюймовочка? (в норке)

Где живет крот? (под землей)

Где жила черепаха Тортилла из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино? (в болоте)

Куда отправился доктор Айболит, чтобы спасти животных? (в Африку)

Где жили родители Герды и Кая из сказки «Снежная королева»? (под самой крышей)

Где бродила Белоснежка, прежде чем попала в дом гномов? (по лесу).

Какие слова помогли нам правильно ответить на поставленные вопросы? (предлоги).

Для чего нужны предлоги? (для связи слов в предложении).

Как пишутся предлоги со словами? (раздельно).

Нужны нам знания о предлогах? (нужны, чтобы не допускать ошибок на письме).

    Задание «Вспомни сказку, подбери предлог» (работа по карточкам).

Как-то раз все королевство пригласили (…) бал.

Фея взмахнула волшебной палочкой, и тыква превратилась (…) карету, а пара крыс - (…) кучеров.

Взбешенная королева приказала слуге отвести принцессу (…) лес и привязать ее (…) дереву.

Взрослые позволяли им ходить друг (…) другу (…) гости и играть (…) мансарде (…) розовых кустов.

Жил-был один принц, и захотелось ему жениться (…) принцессе, но только (…) самой настоящей принцессе.

Поочередно каждой принцессе исполнялось пятнадцать лет и им разрешалось всплывать (…) поверхность.

Долго бродила бедняжка (…) лесу, пока не набрела (…) маленькую избушку, и вошла (…) нее отдохнуть.

Они зашли (…) харчевню, сели (…) очага, где (…) вертелах и сковородах жарилась всякая всячина.

    Задание «Скажи наоборот» (Игра с мячом).

В лес – из леса

На бал – с бала

Под деревом – над деревом

К озеру – от озера

    Задание «Исправь ошибку» (работа с доской).

Подокнами дети разбили палисадник.

Изкустов поднялась целая стая прекрасных больших птиц.

Настол женщина поставила тарелку сводою.

Вдавние времена заяц всех боялся.

Вгороде Стокгольме, подкрышей одного дома жил Карлсон.

    Правда или шутка?

Дед в печи, дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепёшки.

Овечки в речке, караси у речки.

Под столом портрет, над столом табурет.

    Итог занятия, рефлексия.

Наше занятие подошло к концу. Вы очень старались и справились со всеми заданиями. Если вам понравилось занятие, нарисуйте в тетради солнышко, а если нет – тучку.

В конце занятия каждый получает открытку с надписью: «Спасибо за хорошую работу на занятии».

Самоанализ логопедического занятия.

Данное занятие посвящено теме «Предлоги». Содержание занятия соответствует требованиям программы, целям и задачам занятия.

Занятие спланировано в соответствии с перспективным планом и с учётом лексической темы.

В группе занимаются 4 ребёнка, которые имеют заключение - ОНР.

Разрабатывая занятие, я учитывала заключения детей, особенности психического развития детей младшего школьного возраста, индивидуальные возможности каждого ребёнка.

Учитывая все это, я наметила цели, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приемы и средства, необходимые для получения положительного результата.

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

В основу обучения было положено развитие умения выделять предлог из предложения на слух. В занятии мной сделан акцент на упражняемость, подобраны задания на нахождение предлогов в предложении на наглядной основе, на основе схем, по вопросам. Упражнения на выделение слогов из звуко – слогового ряда и выполнение логико – граматических конструкций сочетались с развитием фонематического восприятия.

На занятии обучение было построено на игровой деятельности .

В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности: сначала дети определяли предлоги на слух, выделяли предлоги по опорным картинкам, затем в словосочетаниях на основе схемы и наконец, в предложениях находили и вставляли соответствующий предлог.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчи­нены заданной теме и целям занятия.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким-то одним видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных упражнений к практическим действиям. В занятие также была включена физминутка.

На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность де­тей. Детям предлагались задания, побуждающие их использовать в соб­ственной речи изучаемые предлоги. Побуждая детей к активности, я также обращала внимание на особенности речевого и особенности психического развития. Так, к примеру, чаще побуждала к высказываниям детей нерешительных и стеснительных, а также тех, с которыми проводится усиленная индивидуальная работа. Создавала ситуацию успеха каждому ребенку и всей группе в целом, как в личной оценке, так и со стороны третьего лица.

В ходе занятия следила за внятностью речи детей, осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их дозировку. Карточки с заданиями имели различную сложность. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.

Практиковала групповые ответы, они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения . Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания . Коррекционно-развивающие задачи были выполнены практически в полном объеме и цель достигнута.

КОНСПЕКТ

подгруппового логопедического занятия,

учителя-логопеда МБОУ СОШ №13 г. Белгорода

Жидковой Нины Павловны

в группе для детей с НЧП

Предлоги «над, под»

Цель: познакомить детей со значением предлогов «над», «под».

Задачи:

-обучающие: учить детей выделять в словосочетаниях, предложениях предлоги «на», «над», уточнить его пространственное значение, познакомить со схемой предлогов «над», «под», понимать разницу значений предлогов «над», «под», закрепить умение анализировать предложение, упражнять в выделении предлогов «над», «под» в тексте.

-коррекционно-развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, воображение, умение ориентироваться в пространстве, развивать навыки самоконтроля, расширять словарный запас.

-воспитывающие: воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, умение работать в группе, воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки, схемы предлогов, карточки, фишки.

План занятия:

    Организационный момент.

    Работа по сюжетной картинке.

    Работа со схемами.

    Физ-минутка.

    Развитие слухового внимания.

    Работа с карточками.

    Пальчиковая гимнастика.

    Работа в тетрадях.

14. Подведение итогов.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Какое у вас сегодня настроение? Посмотрите на меня: давайте друг другу мило улыбнемся. Садитесь. Приготовьтесь к занятию.

Давайте, с вами выполним небольшую речевую (фонетическую) разминку. Я вам произнесу чистоговорки, две чистоговорки мы повторим их хором, а затем по очереди. Говорить нужно четко, громко, чтобы было слышно каждый звук. Готовы?

Бу-бу-бу! – ворон на дубу!

Ва-ва-ва! – высокая трава!

Де-де-де! - У деда в бороде!

Жу-жу-жу! - Жучку покажу!

Зи-зи-зи! – Зину привези!

Ле-ле-ле – лейка на столе!

Молодцы, ребята!

    Основная часть. Введение в тему.

Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости (картинка на доске) – утка и утята! Послушайте внимательно рассказ об утке и утятах.

У мамы утки было трое утят. Утята были шустрые, озорные и очень любили играть в прятки. Как то раз стали играть они с мамой уткой в прятки. Договорились, что никуда не станут залезать, а будут прятаться только в низу, под чем-то. Мама утка закрыла глаза и стала искать утят. А утята бегают с места на место и зовут маму: «Кря-кря, мы под столом. Кря-кря, мы под…» Подскажите маме утке, где сейчас утята? (под кроватью, под креслом, под шкафом, под диваном). А потом утята и говорят: «Мы … стулом». «Ничего не понимаю! - отвечает мама утка. Где вы?». – Мы … стулом».

Почему утка не поняла? Какое маленькое слово пропустили утята? (под).

«Под» - это маленькое слово, предлог, обозначает положение предмета внизу, т. е. предмет находится под чем-то, под другим предметом.

Посмотрите не схему предлога «под».

Ребята, положите ручку под стол. А теперь держите ручку над столом.

Какое маленькое слово вы услышали? (над).

«Над» - предлог, обозначает положение предмета в воздухе, т. е.

Предмет находится, висит над чем – то.

Посмотрите на схему предлога «над».

    Уточнение пространственного значения предлогов «под», «над».

Ребята, 1) положите карандаш под стол. Держите карандаш над столом.

2) Положите карандаш под тетрадь. Держите карандаш над тетрадью.

3) Положите карандаш под тетрадь, а ручку держите над тетрадью.

    Уточнение значения всех предлогов.

Рассмотрите картинку и назовите, где находятся герои.

    Распределение картинок под схему данных предлогов.

Посмотрите на картинки. В каком случаи мы употребим предлог «над», а в каком «под»? (пчелка над цветком, мячик под диваном).

    Работа по сюжетной картинке.

Ребята, рассмотрите картинку. В каком случаи мы используем предлог «под», в каком «над»? (бабочка над мишкой, тучи над зайчиком, трава под ежиком, цветочек под зайчиком). Составьте предложение с предлогами «над», «под».

    Работа со схемами.

Рассмотрите схемы на доске. Составьте по ним предложения. (Под столом лежит мяч. Под деревом растет цветок. Над елкою летят шары. Над цветком летит бабочка.) Составьте по эти схемам словосочетание, чтобы там употреблялись предлоги «над», «под». Только сначала вспомним, что такое «словосочетание»? (это сочетание слов, когда слова между собой дружат). (Мяч под столом, летят над елкою, растет под деревом, бабочка над цветком).

    Физ-минутка.

Ребята, какое сейчас время года? (весна). А какие признаки весны вы знаете? (тает снег, зеленеет трава). Мы с вами поиграем в игру «Веснянка».

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко.

(движения полукругом вправо-влево).

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

(Руки тянут вверх).

Побежал в саду ручей,

(Бег на месте).

Прилетели сто грачей,

(взмахивают руками как крыльями).

А сугробы тают, тают,

(Медленно приседают)

А цветочки подрастают.

(Тянутся вверх, встав на носочки и подняв руки).

Садитесь, ребята.

    Развитие слухового внимания.

Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто внимательный?». У вас на столах лежат фишки – красного и коричневого цвета. Я вам сейчас буду читать словосочетание, а вы если услышите предлог «над» поднимете красную фишку, если «под» - коричневую. Понятно?

Зайчик под кустом

Дети под деревьями

Над лесом туча

Люди под зонтиками

Ковер над кроватью

Птицы под облаками

Бабочки над цветами

Ласточка над гнездом.

    Работа с карточками.

А) В данные словосочетания вставьте предлоги «над» или «под».

Прячется … стул Поставили … кровать

Вырос … березой … нами комары

Картина … диваном … головой шары

Самолет … лесом живет … землей

Произнесите словосочетания целиком, выделяя голосом предлог.

Б) Прослушайте два слова. Составьте словосочетания, отвечая на вопросы: Что под чем? Кто под чем?

Голова ________ шляпа

Тапки _________ стулом

Люстра ________ стол

Парта _________ ноги

Крот __________ земля

Мыши _________ пол

В) Прочитайте предложения. Найдите и исправьте ошибку.

Люди спят над ватным одеялом. Под лесом показалось солнце. Под высокой обрывом блестит река. Под селом пролетел вертолет. Под густой ветвями было темно и сыро.

    Пальчиковая гимнастика.

«Месим тесто».

Тесто мнем, мнем, мнем!

Тесто жмем. Жмем, жмем!

(очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно)).

Пироги мы испечем!

(Руками совершаем движения, как будто лепим снежки).

12. Работа в тетрадях.

Прочитайте предложения. Сосчитайте количество слов в предложении. Каким по счету стоит предлог? Назовите его.

Ручка закатилась под письменный стол. Дюймовочка спала под большим листом. Пчелы кружились над ульем. Под густыми ветвями было темно и сыро. Над березами кружили грачи.

Произнесите по очереди каждое предложение так, как будите писать. Запишите предложения. Проверьте свою запись. А теперь проверьте запись своего товарища и карандашом подчеркните ошибки.

13. Развитие словесно-логичсекого мышления.

Придумайте свое предложение с предлогами «над», «под».

14Подведение итога.

Ребята, с какими предлогами мы сегодня с вами познакомились? Что вам понравилось на занятии? Как вы работали на занятии?

Литература:

    Горбунова С. Ю., «Сборник конспектов логопедических занятий». – М., 2007.

    Ефименко Л. Н, Мисаренко Г. Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М., «Просвещение», 1991.

    Кузнецова Е. В., «Ступеньки к школе». – М., 2007.

    Кукушина В. С., «Логопедия в школе. Практический опыт». – М., 2005.

    Миронова С. А., «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». – М., «Просвещение», 1991.

    Садовникова И. Н., «Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма». – М, «Аркти», 2005.

    Смирнова И. А. «Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи». – С.-П., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

План конспект пробного фронтального задания на тему: «Предлоги В, На, Под»

КОНСПЕКТ

Логопедического занятия,проведенного студенткой 505 группы дефектологического факультета МПГУ Ястребовой Т.В. в группе №8 для детей с общим недоразвитием речи ДОУ№1043 Южного учебного округа г. Москвы

Цель: уточнить пространственное отношения, выраженные предлогами В, На, Под; учить детей выделять эти предлоги предложениях.

Задачи:

    развитие и уточнение пространственных представлений

    познакомить детей со значением предлогов «В», «НА», «ПОД»;

    развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, схемы предлогов, индивидуальные карточки с заданием.

Ход занятия:

1.Организационный момент (3минуы)

Логопед: Ребята назовите животных, которых вы знаете. Кто правильно назовет, то сядет.

2.Уточнение пространственного значения предлогов: в, на, под. (6 минут)

Логопед выставляет схемы предлогов в, на, под и совместно с детьми уточняет – когда мы говорим эти «маленькие слова»:

«Маленькое слово»(предлог) , логопед говорит о том, что мы стали взрослее и теперь «маленькие слова» мы будем называть взрослым словом- предлоги.

В - появляется тогда, когда предмет находится внутри ;

НА – когда предмет находится сверху ;

ПОД – когда предмет находится внизу ;

4. Составление предложений с предлогами (по картинке). (6 минут)

Логопед: «У Незнайки есть друг Тюбик. (Выставляется плоскостное изображение героя) У него живет котенок. Котенок очень шустрый, игривый. Поэтому зовут его Шустрик. Друзья любят играть с котенком. А Шустрик всюду бегает, забирается на различные предметы, прячется в разных местах комнаты. Тюбик любит рисовать Шустрика. И сегодня прислал вам свои рисунки. Рассмотрите их и расскажите, пожалуйста, где находится Шустрик». (Дети садятся за столы)

Картинки вывешиваются на доску:

Шустрик под зонтом, под ковром

Шустрик на стуле, на столе

Шустрик в корзине

5.Дидактическое упражнение «Составь предложение» (8 минут)

Логопед: дети давайте поиграем, я буду называть вам предложение, а вы должны сказать, какой предлог вы там услышите, я буду по очереди каждому кидать мяч, а вы с ответом будете мне его возвращать.

Предложения:

Под столом лежит арбуз, На столе стоит стакан; В ящике стола лежит карандаш; Под ёлкой сидит ёжик, На ёлке сидит птичка, В дупле живет белка, Под листом спрятался червяк, На дороге лежит коробка, я стою под деревом, мы пошли в школу, я играю на пианино, в корзине сидит кот, я катаюсь на велосипеде.

6. Динамическая пауза. (4 минуты)

«Незнайкина зарядка»

(Проговаривание текста с одновременным выполнением соответствующих движений)

Вот Незнайкина зарядка -

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь, (дети встали прямо,улыбнулись)

Выше, выше потянитесь. (потянуться)

Ну-ка, плечи распрямите, (распрямить плечи)

Поднимите, опустите. (поднять плечи, опустить плечи)

Влево, вправо повернитесь, (повернуться влево и вправо)

Рук коленями коснитесь. (руками коснуться коленей)

Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте (сесть-встать (2раза)

Вы, надеюсь, не устали? (вернуться в исходное положение)

7. Работа с индивидуальным наглядным материалом. (3 минуты)

Логопед: Ребята у вас на столе лежат конверты, откройте их. У вас у каждого там лежит картинка, составьте по ней предложение и назовите маленькое слово, которое в нем используется. (В,НА,ПОД)

Поросенок сидит в коробке.

Собачка спряталась под коробкой.

Рыбки плавают в аквариуме.

Яблоко лежит в коробке

Яблоко лежит на коробке

Мальчик сидит под раковиной

Чашка стоит на столе

Гномик стоит под грибом

Птичка сидит в клетке

Кот сидит на стуле

Белочка сидит на ветке

Мышка сидит в чашке

Девочка спряталась под лодкой

Зайчик сидит в шляпе

Логопед направляет фантазию детей при составлении предложений, поощряет включение в них названий дополнительных объектов и субъектов, признаков предметов.

9. Итог занятия, оценка деятельности детей. (1 минута)

Логопед: Спасибо ребята, что вы все сегодня были такими внимательными и так хорошо отвечали. А теперь давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?

Дети: о предлогах

Логопед: О каких именно, кто вспомнит как они называются?

Дети: В, На, Под

Логопед: Молодцы!Наше занятие окончено.